Примеры корней лож лаг. Слова с корнями “лаг”-“лож”: примеры и правила написания. Что такое корень
Цели урока:
1) изучить правописание корня -лаг-/-лож-, знать условия (правила) употребления данного корня и уметь применять их на практике;
2) развивать умения применять слова с данным корнем и правильно их писать;
3) прививать любовь и интерес к родному языку.
Необходимый материал:
таблица, текст диктанта.
ХОД УРОКА
I. Объяснение нового материала.
Ребята, как правильно написать слово положил? С о или а в корне? Правописание корня – -лаг-/-лож- будет темой нашего урока.
1) Наблюдения по записи на доске.
– Сделайте вывод, когда пишется а – о в корне -лаг-/-лож-.
Вывод: перед г пишется а, перед ж пишется о.
– Может быть, вы заметили еще некоторую особенность в написании о – а в корнях -лаг-/-лож?
Вывод: если а стоит за корнем, в корне пишем тоже а.
2) Работа с учебником: чтение правила.
II. Закрепление изученного материала.
Задание 1. От данных глаголов с помощью суффикса -ени- образуйте существительные.
Излагать – …
Предлагать – …
Предполагать – …
Располагать – …
Слагать – …
Прилагать – …
ЗАПОМНИТЕ!!! Корень -лаг-/-лож- без приставки не употребляется, поэтому нет слов ложить, ложу и т.п., надо говорить: Кладу книгу на стол, кладу пенал в сумку и т.п.
Задание 2. Сформулируйте тему, которая объединяет данные словосочетания. Обозначьте изучаемую орфограмму, попробуйте составить (устно) небольшой рассказ, используя записанные словосочетания.
Высказать предположение; обсудить положение; расположиться на отдых; предлагать маршрут; разложить вещи; расположение комнат; прилагается счет; сложить вещи.
Задание 3. Запишите предложение и постройте его схему. Разберите по составу глагол расположились.
Ребята расположились у костра и с удовольствием ели бутерброды с овощами.
Задание 4. Самодиктант. Среди слов с корнем -лаг-/-лож- есть термины, которыми вы пользуетесь на уроках математики и русского языка. Напишите их по памяти.
(Слагаемые, сложение; прилагательное, предложение, изложение.)
Задание 5. Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-.
Говорить искренне, откровенно – …руку на сердце. (Положа)
Ничего не делать, бездельничать – сидеть … руки. (Сложа)
Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться – … оружие. (Сложить)
Погибнуть в сражении – … голову. (Сложить)
Перестать бороться, действовать – … руки. (Сложить)
Задание 6. Найдите четвертое лишнее:
1) сложение, положение, отложить, ложный;
2) предположение, сложение, слагаемое, изложить.
III. Подведение итогов. (Учитель читает текст, дети записывают слова на изученную на уроке орфограмму.)
Караул! У меня незавидное положение: сегодня пишем изложение! Текст надо излагать подробно. Все части расположить в соответствии с планом. Полагаться на товарища не могу, потому что расположился я как раз перед учителем. А учитель читает предложение за предложением. Полагаясь на свои знания, я старательно все излагаю. Грамотно изложенный текст – залог успеха. Отложить работу не могу: двойку поставят и родителей вызовут. А уж они-то устроят дома сражение, так что придется мне перейти на осадное положение.
Н.Н. РОДИНА,
г. Киров,
Калужская обл.
Орфограмма – это написание слов, соответствующее правилам орфографии или сложившейся языковой традиции. Это те места в словах, где школьники чаще всего допускают ошибки. Многочисленная и разнообразная группа под названием орфограммы в корне слова связана с правописанием гласных и согласных.
Особенности
Работая с изучаемой орфограммой в корне , школьник не задумывается о ее месте в ряду остальных, хотя корневые орфограммы образуют стройную, логически обоснованную систему. Сходные случаи требуют одинаковых способов проверки . Ошибок можно избежать, если научиться правильно выделять в словах , суффиксы, окончания и особенно корневые орфограммы, определять их место в ряду других и проводить проверку, применяя правило, или заглядывая в орфографический словарь .
Важно! Прежде, чем начинать проверку, надо установить, в какой морфеме (части слова) находится проверяемая буква. Распространенная ошибка – применение к одной морфеме правила для другой или попытка проверить, например, гласную в суффиксе с помощью гласной в окончании родственного слова.
Область применения правила
Корень – общая часть родственных слов, но это не означает, что он во всех случаях будет одинаковым. Чередования, наращения, выпадения и букв делают его трудно узнаваемым. В русском языке встречается даже нулевой (в слове вынуть ), который лишен звукового и буквенного выражения, а проявляется только в других формах этого слова.
Правильно выделить нужную морфему возможно только путем подбора и сравнения однокоренных слов. При этом необходимо учитывать их значение. Например, будут ли родственными слова гора и гореть ? На первый взгляд морфема -гор- в них выглядит одинаково, но общего в смысловом значении этих слов не найти, значит, родства между ними нет. Разными будут и способы проверки.
Разновидности
Корневые орфограммы можно разделить на 4 группы:
- непроверяемые,
- проверяемые,
- чередующиеся,
- выбираемые.
От принадлежности их к определенной группе зависят пути выбора нужной буквы. Как выделить орфограмму : обозначьте морфему, проверяемую букву подчеркните одной чертой. Этот способ поможет вам писать слова правильно.
Непроверяемые
Эта разновидность включает в себя несколько орфограмм. Непроверяемыми могут быть:
- безударные гласные;
- согласные: неясные, парные по звонкости-глухости, непроизносимые, удвоенные.
Объединяет их невозможность обойтись при затруднениях без словаря.
Проверяемые
Проверяемые орфограммы в корне слова регулируют выбор букв на месте звука в слабой позиции, написание которых устанавливается подбором проверочных слов или форм,где гласный или ставится в сильную позицию и хорошо слышен. Как проверяется орфограмма в корне слова, примеры:
Для гласных сильная позиция – ударная. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, требуется подыскать родственное, в котором она находится под , или изменить данное таким образом, чтобы сомнительная буква стала ударной:
го ра́ – го́ рка, в го́ ры.
Неясные парные звонкие и глухие согласные отчетливо слышны перед гласными, сонорными. Непроизносимые проявляются также на конце слова. Здесь тоже поможет проверочное слово или изменение формы:
- дуб – дуб ок, дуб ы;
- чест ный – чест ь, чест ен.
- весна – весенний, вёсен.
В последнем случае по аналогии с предыдущим хочется вставить непроизносимую согласную, но проверка показывает, что ее там нет.
Есть еще один способ проверки безударных гласных, но подходит он не для всех слов, а только для содержащих определенные сочетания букв. В современном сохранились следы как древнерусского, так и церковнославянского. В первом существовало полногласие, то есть каждый слог оканчивался на гласную. Второй допускал неполногласные сочетания – согласные, не разъединенные гласными. На формирование языка влияли оба, и теперь существуют морфемы, которые в одних словах содержат древнерусский вариант, в других — соответствующий ему старославянский. С помощью чередования полногласных и неполногласных сочетаний проверяется орфограмма в корне слова: примеры их взаимной замены приведены в таблице:
Два разных варианта заменяют друг друга только в таких парах, так что один проверяется наличием в родственных словах другого. Теперь, зная о существовании слова мла дший, моло дой через А уже не напишешь. Неполногласные формы также встречаются вместо привычных нам современных в торжественных поэтических произведениях прошлых веков, и их наличие указывает на современное правописание.
«О —Ё после шипящих» также относится к проверяемым, но подбирать для проверки приходится не слова с ударным вариантом, а однокоренные, где на этом месте появляется Е . Если такие варианты нашлись, в корне пишется Ё , если нет – тогда О (шё пот – ше птать, шо рох – родственных с Е нет).
Виды орфограмм в корне
Чередования
Иметь варианты употребления могут и гласные, и согласные, но основные трудности связаны с выбором первых.
ВАЖНО! Чередования и проверяемые орфограммы в корне слова подчиняются разным правилам, проверять их одинаково невозможно
.Что представляют собой орфограммы корней с чередованием гласных и чем отличаются от них проверяемые орфограммы в корне слова. Слово с чередующейся гласной, внешне похожее на другое, отличается от него значением. Примир ять (друзей) – проверочное слово мир . Пример ять одежду – подбирать проверочное слово, чтобы проверить безударную гласную в корне, ни в коем случае нельзя, здесь чередование.
Чередующиеся гласные не проясняются постановкой в сильную позицию, как проверяемые орфограммы в корне. Например, слова слова с корнем лаг-лож и прочие случаи с чередованиями требуют иных способов проверки.
Правописание гласных в корне с чередующимися согласными зависит от одной из четырех причин.
Последующие согласные
В корне -раст-(-ращ-)//-рос- перед Щ и сочетанием СТ пишется А , а перед С без последующей Т – всегда О . Исключения – имена собственные Ростов и Ростислав , нарицательные росток и ростовщик пишутся через О , а слово отрасль – через А . В список данного типа не включены. Причины будут разъяснены ниже.
Суффикс -а-
От суффикса -а- зависит выбор гласной И : выберешь – выби ра ешь, раздерет – проди ра ться, выжечь – выжи га ть, презреть – прези ра ть, замереть – зами ра ть, отпереть – отпи ра ть, застелить – рассти ла ется, вытереть – сти ра ть, вычет – вычи та ние, блестящий – бли ста ть;
гласной А : —кос-//-кас- (коснуться – ка са ние)
сочетания ИМ , ИН на месте А (Я) :
- нажа ть – сжима ть
- поня ть – принима ть
- кля сть – проклина ть
- нача ло – начина ть
- измя ть – смина ть
Слова с корнем -лаг-//-лож- подчиняются обоим названным правилам. А пишется перед Г , но в тех же словах всегда есть и суффикс -а- (полож ить – слага емое), так что для их проверки годятся два способа.
Ударение
В словах с чередованиями:
- -гор-//-гар — (горе́ть – зага́р),
- -клон-//-клан- (наклони́ться – кла́няться),
- -коп-//-кап- (вскопа́ть – выка́пывать),
- -молч-//-малч- (молча́ть – ума́лчивать),
- -морг-//-марг- (моргну́ть – сма́ргивать),
- -позд-//-пазд- (опозда́ть – запа́здывать),
- -порх-//-парх- (вспорхну́ть – перепа́рхивать),
- -стой-//-стай- (стоя́ть – наста́ивать),
- -твор-//-твар- (твори́ть – тва́рь),
- -толк-//-талк- (толкну́ть – ста́лкивать),
- -тороп-//-торап- (торопи́ться – потора́пливать) –
в неясных случаях (без ударения) употребляется буква О .
Правописание гласных в корне -зар-//-зор- (заря́ – зо́рька) подчиняется обратному закону: без ударения в нем пишется А .
Исключение составляют диалектные и специальные слова вы́гар (вы́гарь), вы́гарки, при́гарь, и́згарь, зорева́ть, не подчиняющиеся правилу.
Ударение в словах
Оттенки значения
Смысловыми оттенками также определяется орфограмма в корне слова. Примеры выбора гласной по данному признаку:
-мак-//-мок- (макать – промокать): первый вариант пишется в словах со значением погружения в жидкость, второй – способности пропускать жидкость, пропитываться ею.
-плав-//-плыв-//-плов- (плавучий – плывун – пловец): способность держаться на плаву/направленно двигаться в потоке/совмещение обоих значений.
-скак-//-скок- (скакать – вскочить): многократное или длительное действие/однократное. Исключение – скачок.
-равн-//-ровн- (уравнение – подровнять): смысловая связь с понятиями равный (одинаковый) и ровный. Команда «Равняйсь!» и слово равнина – не исключения, как на первый взгляд кажется. «Равняйсь!» — требование не встать ровно, а встать одинаково. А равнина – не ровная поверхность, на ней есть холмы и ямы, а равная по высоте уровню моря.
Чередующиеся согласные не влекут трудностей правописания, их наличие учитывается только при выделении морфемы.
Выбираемые гласные
Выбираемые корневые орфограммы включают случаи, в которых выбор буквы зависит от ее окружения в слове.
К выбираемым относятся гласные после шипящих и Ц, написание которых устанавливается несколькими правилами:
- жи-ши , ча-ща , чу-щу – сочетания, в которых не пишется Ы , Я , Ю , за исключением заимствованных из французского языка слов жюри, жюльен, парашют, брошюра, иноязычных имен и фамилий типа Жюли, Чюрлёнис, Мкртчян, а также русских, в которых традиционно закрепилось определенное написание;
- после Ц пишется И (кроме слов цыпленок, цыган, цыц, цыкнуть, на цыпочках).
Также в эту группу входит правило, согласно которому И , стоявшая в начале слова, меняется на Ы после приставок на согласный, кроме сверх- (и нтересный – безы нтересный — сверхи нтересный).
Часть 1. Орфограммы в корне гласные
Русский язык. Орфография: Проверяемые безударные гласные в корне.
Вывод
Правила, регулирующие написание рассмотренных вариантов, к другим морфемам не применимы. Исключений только два: способ выбора И-Ы , Я-А , Ю-У распространяется на орфограмму в любой морфеме, а замена И на Ы действует и там, где основа после приставки на согласный начиналась с приставки из- (ис- ). В остальных случаях выбор буквы требует иных способов проверки.
Технологическая карта урока
Предмет русский язык
Класс 5
Тема
Правописание корней -лаг-, - лож-
Тип урока
Урок «открытия» новых знаний
Планируемые результаты (УУД)
Предметные : Знать о чередовании гласных е-и в корнях; научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях -лаг-,-лож-. Понимать, что корни с чередованием вызывают затруднения, так как невидимы за приставками; пользоваться толковым словарем для определения значения слова.
Метапредметные:
1. Познавательные : владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.
3. Коммуникативные : строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.
Личностные : формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.
Основные понятия
Чередование, корень
Решаемые проблемы
Что такое прямое значение слова? На чем основано переносное значение слова? Что такое метафора? Что такое олицетворение?
Деятельностный компонент урока
Уметь:
Находить орфограмму;
Научиться пользоваться алгоритмом выбора гласной
Пользоваться толковым словарем.
Формы обучения
Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы обучения
По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.
По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.
Приемы обучения
Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания.
Эмоционально-ценностный компонент урока
Знакомство с произведениями художественной литературы.
Оборудование
ЭОР: презентация, компьютер, проектор.
Бумажные: карточки с заданиями, карточки для этапа рефлексии, учебник.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
Организационный момент
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. Здравствуйте, ребята!
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Паустовский К. Г.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность.
Организация учебного процесса на этапе 1
- Вставьте буквы карандашом в текст
Караул! У меня незавидное пол_жение: сегодня пишем изл_жение! Текст надо изл_гать подробно. Все части распол_жить в соответствии с планом. Пол_гаться на товарища не могу, потому что распол_жился я как раз перед учителем. А учитель читает предл_жение за предл_жением. Пол_гаясь на свои знания, я старательно все излаг_ю. Грамотно изл_женный текст – залог успеха. Отл_жить работу не могу: двойку поставят и родителей вызовут. А уж они-то устроят дома сражение, так что придется мне перейти на осадное пол_жение.
Формулируют ответы на вопросы учителя.
Слайд 1
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Организация учебного процесса на этапе 2
-- Какие буквы вы поставили? У всех одинаковая буква в одном слове? Почему так получилось? Что нам нужно сделать?
Отвечают на вопросы учителя.
3. Выявление места и причины затруднения
Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений.
Организация учебного процесса на этапе 3
Итак, цель наша на сегодняшнем уроке какая? Тема урока? (фоомулируем, записываем)
Выберите из слов однокоренные слова. Выделите в них корень. Почему в родственных словах разное написание корня? (происходит чередование)
Излагать, слагать, предлагать, предложить, слагаемое, изложить, сложить.
Напишите эти слова в два столбика – с буквой А и с буквой О, выделяя корень
А О
Излагать Предложить
Слагать Изложить
Предлагать Сложить
Подумайте: от какого условия зависит написание гласной в этих корнях? (От конечного согласного корня.)
– Сравните ваши размышления с правилом в учебнике. Насколько мы оказались правы? С.101 Корни –лаг--, -лож- это варианты одного корня.
Учащиеся обсуждают ситуацию.
Учащиеся формулируют тему урока.
Слайд 2-4
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей.
Организация учебного процесса на этапе 4
Чтобы найти ответы на эти вопросы, д авайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?
-Ребята, давайте составим схему, чтобы легче запомнить правило. (Дети проговаривают шаги алгоритма).
выделить корень; подчеркнуть согласную корня:
в корне лаг \ лож перед Ж пишем О. перед Г пишем А) –
В чём сходство между правилами о правописании корней –лаг- //-лож- (написание безударных гласных корня зависит от последующих согласных)
Где его можно узнать лексическое значение слов? (В толковом словаре). Обратимся к толковому словарю. Каково лексическое значение слова?
(Индивидуальное задание - находят и зачитывают значение в словаре С.И.Ожегова.)
- Полог - слово вошло в русский язык из народной диалектной лексики.
Значение слова полог – вы найдете дома по словарю.
Главное, что нужно запомнить:
Никогда не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне!
А теперь сверим наши выводы с выводами учебника. Совпадают?
Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей
Составление учащимися плана действий.
Слайд 5-7
5. Реализация построенного проекта
А теперь давайте вернемся к письму. Давайте расставим буквы правильно, сверяясь с алгоритмом. Сделайте вывод о чередовании гласных в корнях – лаг-, -лож-.
Делают вывод.
Анализируют, сопоставляют и обобщают.
Слайд 8
Физкультминутка
Я вижу, что вы уже засиделись, давайте с вами проведем физкультминутку.
1. Если корень является главной значимой частью слова, то встали.+
2. Если окончание образует разные формы одного и того же слова, то хлопок.+
3. Если у существительных 3 склонения, женского рода после шипящих на конце слова пишется мягкий знак, то покачали головой.+
4. Если в слове мяч на конце пишется мягкий знак, то прыжок.-
Выполняют упражнения
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.
Организация учебного процесса на этапе 6
. Найдите четвертое лишнее:
1) сложение, положение, отложить, ложный;
2) предположение, сложение, слагаемое, изложить
Учащиеся работают, выступают с сообщениями.
Слайд 9-10
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
У чащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Организация учебного процесса на этапе 7
Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-.
Говорить искренне, откровенно – …руку на сердце. (Положа)
Ничего не делать, бездельничать – сидеть … руки. (Сложа)
Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться – … оружие. (Сложить)
Погибнуть в сражении – … голову. (Сложить)
Перестать бороться, действовать – … руки. (Сложить)
Проверяя упражнение, учащиеся отмечают ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов. Проводится анализ и исправление ошибок.
8. Включение в систему знаний и повторения
Цель этапа: повторить и закрепить
Организация учебного процесса на этапе 8
От данных глаголов с помощью суффикса -ени- образуйте существительные.
Излагать – …
Предлагать – …
Предполагать – …
Располагать – …
Слагать – …
Прилагать – …
Заполняют таблицу, работают в парах
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.
Организация учебного процесса на этапе 9
Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите.
В чём испытывали трудности?
Что помогло нам их преодолеть?
Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Составить словарную диктовку на изученную орфограмму. Графически обозначить орфограмму.
Составить связный текст «Я изложил мысль», используя опорные слова: сложить, вложить, предположить, предлагать, переложить и.т.д.
Записывают задание.
- прилаг ать,
- прилагательное,
- предлагать,
- предполагать,
- возлагать,
- слагать,
- возлож ить,
- возложение,
- предложить,
- обложить,
- сложение,
- предположение.
- загар ,
- гарь,
- угар,
- загор еть,
- загорать,
- загорелый,
- угореть,
- угорать.
- Исключения : пригарь, выгарки, изгарь.
Примеры слов с чередующимися гласными в корнях -лаг-//-лож-:
Правило: в корнях -лаг-//-лож- перед буквой г пишется а , перед буквой ж пишется о .
Примеры слов с чередующимися гласными в корнях -гор-//-гар-:
Правило . Правописание корней -гор-//-гар- зависит от ударения. Если гласная корня находится под ударением, то пишется буква а, если же гласная корня безударная, то пишется буква о.
лаг - прилагательное,
лаг - слагаемое,
лаг - полагать.
лож - приложить,
лож - доложить,
лож - наложить.
гор - загореть,
гор - пригореть,
гор - угореть.
гар - угар,
гар - нагар,
гар - загар,
гар - перегар
Правописание а или о в корне ГОР-ГАР зависит от ударения. Под ударением пишем А, а в безударной позиции соответственно букву О, например:
загар и загорать, горит и угар.
Что касается корня ЛАГ-ЛОЖ , то здесь иной принцип: перед буквой Г пишем А, а перед буквой Ж пишем букву О, например:
сложение - прилагательное, положить - налагать.
Правила довольно простые, но есть и слова-исключения.
Для корня гор-гар это слова: изгарь, пригарь, выгарки (букву А пишем не по правилу, слова нужно запомнить).
Для корня ЛАГ-ЛОЖ слова исключения такие:полог и подлог (нужно запомнить, так как и тут правописание не по правилу для этого корня).
В корнях лаг-лож-, гар-/-гор- чередуются гласные а и о . Выбор написания буквы а в корне лаг-/лож- зависит от того, имеется ли суффикс -а- после корня. Суффикс -а- диктует написание такой же буквы в корне. В остальных случаях пишется корень лож-.
Приведем примеры слов с корнем лаг-:
излагать, пролагать, налагать, безотлагательный, безотлагательно, полагать, слагать стихи, возлагать обязательства, слагаемое, отлагать, отлагательный, без отлагательства;
Примеры слов с корнем лож-:
высокое положение, положить на стол, положиться на него, приложить к заявлению, необходимое приложение, приложиться к чаше, заложить в ломбард, уложить спать, переложить вещи, отложить дело, написать изложение, получить предложение, обложной дождь, местоположение, возложение венков, разложить карты, налогообложение.
Исключение: по лог.
В чередовании букв о//а в корне гар-/гор- опираемся на ударение. В безударном положении в этом корне пишется буква о.
Примеры слов с корнем гор- :
бежать как угорелый, угореть, погореть, погорелец, загореть, загорелый, пригореть, пригорелый, нагореть, отгореть, сгореть, сгоревший сарай, перегореть, разгореться, возгорание, возгореться, несгораемый сейф, выгорание, выгореть, выгорать.
Примеры с корнем гар- :
угар, угарный, загар, пригарки.
Слова-исключения: вы гарки, и згарь, при гарь.
Примеры слов с корнем ЛАГ - ЛОЖ можно назвать такие:
Изложение, изложить, расположиться, предложить, предложение, предположение, положить, предположить, положиться, положение, расположение.
Прилагательное, полагать, предлагать, предполагать, располагаться, налагать, наложенный.
Перед согласной Г писать нужно гласную А.
Перед согласной Ж писать нужно гласную О.
Примеры слов с корнем ГОР - ГАР .
Гора, сгореть, загорать, горит, подгорел, выгорать.
Угар, гармонь, загар.
Гласную в этих корнях пишем придерживаясь такого правила:
Под ударением нужно писать гласную А - ГАР.
Без ударения нужно писать гласную О - ГОР.
В правописании существует правило, которое гласит, что слова с чередующимися гласными в корнях проверить невозможно с помощью нахождения однокоренного слова. Для этого есть правило о чередовании гласных в корнях слов лаг- лож Перед ж в корне писать нужно о, а перед г- а.
В словах, где корни гор - гар , без ударения должна писаться буква о.
Например, слова с чередованием в корне лаг - лож - ложка, изложение - излагать, предложение - предлагать, сложение - слагать.
Чередование гар - гор - загар - загорелый, предлагать - предлог.
Прилаг ательное, слаг аемое, полаг ать - за корнем есть суффикс -а-, поэтому и в корне а .
Слож ение, полож ить, прилож ить, долож ить, налож ить - -о- пишем в корне, потому что за ним нет суффикса -а-.
Гор еть, загор еть, пригор еть, угор еть - в корне пишем -о-, потому что корень безударный.
Угар , нагар , загар , перегар - под ударением в этом корне пишем -а-.
Правило определяет, что перед согласной Г пишем гласную А, а перед согласной Ж пишется О.
Ложе, положение и современное слово, известное всем геймерам лагать.
Примеры слов с корнем гор - гар, смотрите на таблице. Правила просты, посмотрели, выявили закономерность и запомнили.
Слова с -лаг- -лож- в корне слова:
прилагать, приложить, приложение, переложить, изложение, уложить, сложить, слагаемое, излагать, предполагать.
Слова с -гор- и -гар- в корне
сгореть, сгорать, перегореть, догореть, выгореть, загорать, нагар, угар, гора, гористый, горевать, обгорел.
Буквы А – О в корнях -ЛАГ- – - ЛОЖ-, -РАСТ- (-РАЩ-) – -РОС-
Буквы А – О в корнях -ЛАГ- – - ЛОЖ-
В корне -лаг- – -лож- в безударном положении пишется буква а , если за корнем стоит суффикс -а- :
при л а г а тельное
из л а г а ть
с л а г а ть
Буква о пишется, если за корнем нет суффикса а :
из л о ж ение
при л о ж ить
по л о ж ение
Буквы А – О в корнях -РАСТ-(-РАЩ-) – - РОС-
В корне -раст- (-ращ-) – -рос- буква а пишется перед ст , щ :
воз р а ст
р а ст ительность
вы р а щ ивать
Буква о пишется перед с :
вы р о с ший
за р о с ли
по р о с ли
Слова-исключения!
р о ст ок
р о ст овщик
Р о ст ов
Р о ст ислав
от р а с ль
Запомните!
Чередующуюся гласную в корне нельзя
проверять ударением ! Здесь применяем правило:
В слове выр о с в корне пишем гласную о ,
потому что в корне с чередующейся
гласной буква о пишется перед
согласной с .
Запомните!
Нужно отличать корень -рос- с чередующейся гласной о от омонимичного корня -рос- с безударной гласной, проверяемой ударением .
Слова с чередующейся гласной в корне:
за р о с ший, вы р о с .
Слова с безударной гласной, проверяемой ударением:
р о с а ( ро ʹ с ы), р о с инка ( ро ʹ с ы).
Вставьте пропущенные буквы
Изл..гать, изл..жить, предпол..гать, предл..жение, прил..гательное, р..сток,
выр..сший, выр..щивать, отр..сль.
Из л а г ать, из л о ж ить, предпо л а г ать, пред л о ж ение, при л а г ательное, р о ст ок,
вы р о с ший, вы р а щ ивать, от р а с ль.
Распределите слова на две группы: 1) корни с чередующейся гласной; 2) корни с безударной гласной, проверяемой ударением
Поросший, росток, росинка, выросли,
росистый, поросль, роса, заросли.
Корни с безударной гласной. проверяемой ударением:
Корни с чередующейся гласной :
Рос инка, рос истый, рос а.
По рос ший, рост ок, вы рос ли, по рос ль,
за рос ли.
Найдите «лишнее» слово в каждом ряду
Изложение, прилагать, полагать, положить, растительность.
Изложение, прилагать, полагать, положить, растительность .
Положение, росток, выросли, положение,
Положение, росток , выросли, положение,
излагать, проросший, возраст.