Примеры корней лож лаг. Слова с корнями “лаг”-“лож”: примеры и правила написания. Что такое корень

Цели урока:

1) изучить правописание корня -лаг-/-лож-, знать условия (правила) употребления данного корня и уметь применять их на практике;

2) развивать умения применять слова с данным корнем и правильно их писать;

3) прививать любовь и интерес к родному языку.

Необходимый материал:

таблица, текст диктанта.

ХОД УРОКА

I. Объяснение нового материала.

Ребята, как правильно написать слово положил? С о или а в корне? Правописание корня – -лаг-/-лож- будет темой нашего урока.

1) Наблюдения по записи на доске.

– Сделайте вывод, когда пишется а – о в корне -лаг-/-лож-.

Вывод: перед г пишется а, перед ж пишется о.

– Может быть, вы заметили еще некоторую особенность в написании о – а в корнях -лаг-/-лож?

Вывод: если а стоит за корнем, в корне пишем тоже а.

2) Работа с учебником: чтение правила.

II. Закрепление изученного материала.

Задание 1. От данных глаголов с помощью суффикса -ени- образуйте существительные.

Излагать – …

Предлагать – …

Предполагать – …

Располагать – …

Слагать – …

Прилагать – …

ЗАПОМНИТЕ!!! Корень -лаг-/-лож- без приставки не употребляется, поэтому нет слов ложить, ложу и т.п., надо говорить: Кладу книгу на стол, кладу пенал в сумку и т.п.

Задание 2. Сформулируйте тему, которая объединяет данные словосочетания. Обозначьте изучаемую орфограмму, попробуйте составить (устно) небольшой рассказ, используя записанные словосочетания.

Высказать предположение; обсудить положение; расположиться на отдых; предлагать маршрут; разложить вещи; расположение комнат; прилагается счет; сложить вещи.

Задание 3. Запишите предложение и постройте его схему. Разберите по составу глагол расположились.

Ребята расположились у костра и с удовольствием ели бутерброды с овощами.

Задание 4. Самодиктант. Среди слов с корнем -лаг-/-лож- есть термины, которыми вы пользуетесь на уроках математики и русского языка. Напишите их по памяти.

(Слагаемые, сложение; прилагательное, предложение, изложение.)

Задание 5. Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-.

Говорить искренне, откровенно – …руку на сердце. (Положа)

Ничего не делать, бездельничать – сидеть … руки. (Сложа)

Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться – … оружие. (Сложить)

Погибнуть в сражении – … голову. (Сложить)

Перестать бороться, действовать – … руки. (Сложить)

Задание 6. Найдите четвертое лишнее:

1) сложение, положение, отложить, ложный;

2) предположение, сложение, слагаемое, изложить.

III. Подведение итогов. (Учитель читает текст, дети записывают слова на изученную на уроке орфограмму.)

Караул! У меня незавидное положение: сегодня пишем изложение! Текст надо излагать подробно. Все части расположить в соответствии с планом. Полагаться на товарища не могу, потому что расположился я как раз перед учителем. А учитель читает предложение за предложением. Полагаясь на свои знания, я старательно все излагаю. Грамотно изложенный текст – залог успеха. Отложить работу не могу: двойку поставят и родителей вызовут. А уж они-то устроят дома сражение, так что придется мне перейти на осадное положение.

Н.Н. РОДИНА,
г. Киров,
Калужская обл.

Орфограмма – это написание слов, соответствующее правилам орфографии или сложившейся языковой традиции. Это те места в словах, где школьники чаще всего допускают ошибки. Многочисленная и разнообразная группа под названием орфограммы в корне слова связана с правописанием гласных и согласных.

Особенности

Работая с изучаемой орфограммой в корне , школьник не задумывается о ее месте в ряду остальных, хотя корневые орфограммы образуют стройную, логически обоснованную систему. Сходные случаи требуют одинаковых способов проверки . Ошибок можно избежать, если научиться правильно выделять в словах , суффиксы, окончания и особенно корневые орфограммы, определять их место в ряду других и проводить проверку, применяя правило, или заглядывая в орфографический словарь .

Важно! Прежде, чем начинать проверку, надо установить, в какой морфеме (части слова) находится проверяемая буква. Распространенная ошибка – применение к одной морфеме правила для другой или попытка проверить, например, гласную в суффиксе с помощью гласной в окончании родственного слова.

Область применения правила

Корень – общая часть родственных слов, но это не означает, что он во всех случаях будет одинаковым. Чередования, наращения, выпадения и букв делают его трудно узнаваемым. В русском языке встречается даже нулевой (в слове вынуть ), который лишен звукового и буквенного выражения, а проявляется только в других формах этого слова.

Правильно выделить нужную морфему возможно только путем подбора и сравнения однокоренных слов. При этом необходимо учитывать их значение. Например, будут ли родственными слова гора и гореть ? На первый взгляд морфема -гор- в них выглядит одинаково, но общего в смысловом значении этих слов не найти, значит, родства между ними нет. Разными будут и способы проверки.

Разновидности

Корневые орфограммы можно разделить на 4 группы:

  • непроверяемые,
  • проверяемые,
  • чередующиеся,
  • выбираемые.

От принадлежности их к определенной группе зависят пути выбора нужной буквы. Как выделить орфограмму : обозначьте морфему, проверяемую букву подчеркните одной чертой. Этот способ поможет вам писать слова правильно.

Непроверяемые

Эта разновидность включает в себя несколько орфограмм. Непроверяемыми могут быть:

  1. безударные гласные;
  2. согласные: неясные, парные по звонкости-глухости, непроизносимые, удвоенные.

Объединяет их невозможность обойтись при затруднениях без словаря.

Проверяемые

Проверяемые орфограммы в корне слова регулируют выбор букв на месте звука в слабой позиции, написание которых устанавливается подбором проверочных слов или форм,где гласный или ставится в сильную позицию и хорошо слышен. Как проверяется орфограмма в корне слова, примеры:

Для гласных сильная позиция – ударная. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, требуется подыскать родственное, в котором она находится под , или изменить данное таким образом, чтобы сомнительная буква стала ударной:

го ра́ – го́ рка, в го́ ры.

Неясные парные звонкие и глухие согласные отчетливо слышны перед гласными, сонорными. Непроизносимые проявляются также на конце слова. Здесь тоже поможет проверочное слово или изменение формы:

  • дуб – дуб ок, дуб ы;
  • чест ный – чест ь, чест ен.
  • весна – весенний, вёсен.

В последнем случае по аналогии с предыдущим хочется вставить непроизносимую согласную, но проверка показывает, что ее там нет.

Есть еще один способ проверки безударных гласных, но подходит он не для всех слов, а только для содержащих определенные сочетания букв. В современном сохранились следы как древнерусского, так и церковнославянского. В первом существовало полногласие, то есть каждый слог оканчивался на гласную. Второй допускал неполногласные сочетания – согласные, не разъединенные гласными. На формирование языка влияли оба, и теперь существуют морфемы, которые в одних словах содержат древнерусский вариант, в других — соответствующий ему старославянский. С помощью чередования полногласных и неполногласных сочетаний проверяется орфограмма в корне слова: примеры их взаимной замены приведены в таблице:

Два разных варианта заменяют друг друга только в таких парах, так что один проверяется наличием в родственных словах другого. Теперь, зная о существовании слова мла дший, моло дой через А уже не напишешь. Неполногласные формы также встречаются вместо привычных нам современных в торжественных поэтических произведениях прошлых веков, и их наличие указывает на современное правописание.

«О Ё после шипящих» также относится к проверяемым, но подбирать для проверки приходится не слова с ударным вариантом, а однокоренные, где на этом месте появляется Е . Если такие варианты нашлись, в корне пишется Ё , если нет – тогда О ё пот – ше птать, шо рох – родственных с Е нет).

Виды орфограмм в корне

Чередования

Иметь варианты употребления могут и гласные, и согласные, но основные трудности связаны с выбором первых.

ВАЖНО! Чередования и проверяемые орфограммы в корне слова подчиняются разным правилам, проверять их одинаково невозможно

.

Что представляют собой орфограммы корней с чередованием гласных и чем отличаются от них проверяемые орфограммы в корне слова. Слово с чередующейся гласной, внешне похожее на другое, отличается от него значением. Примир ять (друзей) – проверочное слово мир . Пример ять одежду – подбирать проверочное слово, чтобы проверить безударную гласную в корне, ни в коем случае нельзя, здесь чередование.

Чередующиеся гласные не проясняются постановкой в сильную позицию, как проверяемые орфограммы в корне. Например, слова слова с корнем лаг-лож и прочие случаи с чередованиями требуют иных способов проверки.

Правописание гласных в корне с чередующимися согласными зависит от одной из четырех причин.

Последующие согласные

В корне -раст-(-ращ-)//-рос- перед Щ и сочетанием СТ пишется А , а перед С без последующей Т – всегда О . Исключения – имена собственные Ростов и Ростислав , нарицательные росток и ростовщик пишутся через О , а слово отрасль – через А . В список данного типа не включены. Причины будут разъяснены ниже.

Суффикс -а-

От суффикса -а- зависит выбор гласной И : выберешь – выби ра ешь, раздерет – проди ра ться, выжечь – выжи га ть, презреть – прези ра ть, замереть – зами ра ть, отпереть – отпи ра ть, застелить – рассти ла ется, вытереть – сти ра ть, вычет – вычи та ние, блестящий – бли ста ть;

гласной А : —кос-//-кас- (коснуться – ка са ние)

сочетания ИМ , ИН на месте А (Я) :

  • нажа ть – сжима ть
  • поня ть – принима ть
  • кля сть – проклина ть
  • нача ло – начина ть
  • измя ть – смина ть

Слова с корнем -лаг-//-лож- подчиняются обоим названным правилам. А пишется перед Г , но в тех же словах всегда есть и суффикс -а- (полож ить – слага емое), так что для их проверки годятся два способа.

Ударение

В словах с чередованиями:

  • -гор-//-гар — (горе́ть – зага́р),
  • -клон-//-клан- (наклони́ться – кла́няться),
  • -коп-//-кап- (вскопа́ть – выка́пывать),
  • -молч-//-малч- (молча́ть – ума́лчивать),
  • -морг-//-марг- (моргну́ть – сма́ргивать),
  • -позд-//-пазд- (опозда́ть – запа́здывать),
  • -порх-//-парх- (вспорхну́ть – перепа́рхивать),
  • -стой-//-стай- (стоя́ть – наста́ивать),
  • -твор-//-твар- (твори́ть – тва́рь),
  • -толк-//-талк- (толкну́ть – ста́лкивать),
  • -тороп-//-торап- (торопи́ться – потора́пливать) –

в неясных случаях (без ударения) употребляется буква О .

Правописание гласных в корне -зар-//-зор- (заря́ – зо́рька) подчиняется обратному закону: без ударения в нем пишется А .

Исключение составляют диалектные и специальные слова вы́гар (вы́гарь), вы́гарки, при́гарь, и́згарь, зорева́ть, не подчиняющиеся правилу.

Ударение в словах

Оттенки значения

Смысловыми оттенками также определяется орфограмма в корне слова. Примеры выбора гласной по данному признаку:

-мак-//-мок- (макать – промокать): первый вариант пишется в словах со значением погружения в жидкость, второй – способности пропускать жидкость, пропитываться ею.

-плав-//-плыв-//-плов- (плавучий – плывун – пловец): способность держаться на плаву/направленно двигаться в потоке/совмещение обоих значений.

-скак-//-скок- (скакать – вскочить): многократное или длительное действие/однократное. Исключение – скачок.

-равн-//-ровн- (уравнение – подровнять): смысловая связь с понятиями равный (одинаковый) и ровный. Команда «Равняйсь!» и слово равнина – не исключения, как на первый взгляд кажется. «Равняйсь!» — требование не встать ровно, а встать одинаково. А равнина – не ровная поверхность, на ней есть холмы и ямы, а равная по высоте уровню моря.

Чередующиеся согласные не влекут трудностей правописания, их наличие учитывается только при выделении морфемы.

Выбираемые гласные

Выбираемые корневые орфограммы включают случаи, в которых выбор буквы зависит от ее окружения в слове.

К выбираемым относятся гласные после шипящих и Ц, написание которых устанавливается несколькими правилами:

  • жи-ши , ча-ща , чу-щу – сочетания, в которых не пишется Ы , Я , Ю , за исключением заимствованных из французского языка слов жюри, жюльен, парашют, брошюра, иноязычных имен и фамилий типа Жюли, Чюрлёнис, Мкртчян, а также русских, в которых традиционно закрепилось определенное написание;
  • после Ц пишется И (кроме слов цыпленок, цыган, цыц, цыкнуть, на цыпочках).

Также в эту группу входит правило, согласно которому И , стоявшая в начале слова, меняется на Ы после приставок на согласный, кроме сверх- (и нтересный – безы нтересный — сверхи нтересный).

Часть 1. Орфограммы в корне гласные

Русский язык. Орфография: Проверяемые безударные гласные в корне.

Вывод

Правила, регулирующие написание рассмотренных вариантов, к другим морфемам не применимы. Исключений только два: способ выбора И-Ы , Я-А , Ю-У распространяется на орфограмму в любой морфеме, а замена И на Ы действует и там, где основа после приставки на согласный начиналась с приставки из- (ис- ). В остальных случаях выбор буквы требует иных способов проверки.

Технологическая карта урока

Предмет русский язык

Класс 5

Тема

Правописание корней -лаг-, - лож-

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Планируемые результаты (УУД)

Предметные : Знать о чередовании гласных е-и в корнях; научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях -лаг-,-лож-. Понимать, что корни с чередованием вызывают затруднения, так как невидимы за приставками; пользоваться толковым словарем для определения значения слова.

Метапредметные:

1. Познавательные : владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

3. Коммуникативные : строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные : формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.

Основные понятия

Чередование, корень

Решаемые проблемы

Что такое прямое значение слова? На чем основано переносное значение слова? Что такое метафора? Что такое олицетворение?

Деятельностный компонент урока

Уметь:

Находить орфограмму;

Научиться пользоваться алгоритмом выбора гласной

Пользоваться толковым словарем.

Формы обучения

Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения

По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.

По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.

Приемы обучения

Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания.

Эмоционально-ценностный компонент урока

Знакомство с произведениями художественной литературы.

Оборудование

ЭОР: презентация, компьютер, проектор.

Бумажные: карточки с заданиями, карточки для этапа рефлексии, учебник.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. Здравствуйте, ребята!

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Паустовский К. Г.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 1

- Вставьте буквы карандашом в текст

Караул! У меня незавидное пол_жение: сегодня пишем изл_жение! Текст надо изл_гать подробно. Все части распол_жить в соответствии с планом. Пол_гаться на товарища не могу, потому что распол_жился я как раз перед учителем. А учитель читает предл_жение за предл_жением. Пол_гаясь на свои знания, я старательно все излаг_ю. Грамотно изл_женный текст – залог успеха. Отл_жить работу не могу: двойку поставят и родителей вызовут. А уж они-то устроят дома сражение, так что придется мне перейти на осадное пол_жение.

Формулируют ответы на вопросы учителя.

Слайд 1

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Организация учебного процесса на этапе 2

-- Какие буквы вы поставили? У всех одинаковая буква в одном слове? Почему так получилось? Что нам нужно сделать?

Отвечают на вопросы учителя.

3. Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений.

Организация учебного процесса на этапе 3

Итак, цель наша на сегодняшнем уроке какая? Тема урока? (фоомулируем, записываем)

Выберите из слов однокоренные слова. Выделите в них корень. Почему в родственных словах разное написание корня? (происходит чередование)

Излагать, слагать, предлагать, предложить, слагаемое, изложить, сложить.


Напишите эти слова в два столбика – с буквой А и с буквой О, выделяя корень

А О

Излагать Предложить

Слагать Изложить

Предлагать Сложить

Подумайте: от какого условия зависит написание гласной в этих корнях? (От конечного согласного корня.)

Сравните ваши размышления с правилом в учебнике. Насколько мы оказались правы? С.101 Корни –лаг--, -лож- это варианты одного корня.

Учащиеся обсуждают ситуацию.

Учащиеся формулируют тему урока.

Слайд 2-4

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей.

Организация учебного процесса на этапе 4

Чтобы найти ответы на эти вопросы, д авайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?

-Ребята, давайте составим схему, чтобы легче запомнить правило. (Дети проговаривают шаги алгоритма).

выделить корень; подчеркнуть согласную корня:

в корне лаг \ лож перед Ж пишем О. перед Г пишем А) –

В чём сходство между правилами о правописании корней –лаг- //-лож- (написание безударных гласных корня зависит от последующих согласных)

Где его можно узнать лексическое значение слов? (В толковом словаре). Обратимся к толковому словарю. Каково лексическое значение слова?

(Индивидуальное задание - находят и зачитывают значение в словаре С.И.Ожегова.)

- Полог - слово вошло в русский язык из народной диалектной лексики.

Значение слова полог – вы найдете дома по словарю.

Главное, что нужно запомнить:

Никогда не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне!

А теперь сверим наши выводы с выводами учебника. Совпадают?

Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей

Составление учащимися плана действий.

Слайд 5-7

5. Реализация построенного проекта

А теперь давайте вернемся к письму. Давайте расставим буквы правильно, сверяясь с алгоритмом. Сделайте вывод о чередовании гласных в корнях – лаг-, -лож-.

Делают вывод.

Анализируют, сопоставляют и обобщают.

Слайд 8

Физкультминутка

Я вижу, что вы уже засиделись, давайте с вами проведем физкультминутку.
1. Если корень является главной значимой частью слова, то встали.+
2. Если окончание образует разные формы одного и того же слова, то хлопок.+
3. Если у существительных 3 склонения, женского рода после шипящих на конце слова пишется мягкий знак, то покачали головой.+
4. Если в слове мяч на конце пишется мягкий знак, то прыжок.-

Выполняют упражнения

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

Организация учебного процесса на этапе 6

. Найдите четвертое лишнее:

1) сложение, положение, отложить, ложный;

2) предположение, сложение, слагаемое, изложить

Учащиеся работают, выступают с сообщениями.

Слайд 9-10

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

У чащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Организация учебного процесса на этапе 7

Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-.

Говорить искренне, откровенно – …руку на сердце. (Положа)

Ничего не делать, бездельничать – сидеть … руки. (Сложа)

Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться – … оружие. (Сложить)

Погибнуть в сражении – … голову. (Сложить)

Перестать бороться, действовать – … руки. (Сложить)

Проверяя упражнение, учащиеся отмечают ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов. Проводится анализ и исправление ошибок.

8. Включение в систему знаний и повторения

Цель этапа: повторить и закрепить

Организация учебного процесса на этапе 8

От данных глаголов с помощью суффикса -ени- образуйте существительные.

Излагать – …

Предлагать – …

Предполагать – …

Располагать – …

Слагать – …

Прилагать – …

Заполняют таблицу, работают в парах

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 9

Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите.

В чём испытывали трудности?

Что помогло нам их преодолеть?

Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    Составить словарную диктовку на изученную орфограмму. Графически обозначить орфограмму.

    Составить связный текст «Я изложил мысль», используя опорные слова: сложить, вложить, предположить, предлагать, переложить и.т.д.

Записывают задание.

    Примеры слов с чередующимися гласными в корнях -лаг-//-лож-:

    • прилаг ать,
    • прилагательное,
    • предлагать,
    • предполагать,
    • возлагать,
    • слагать,
    • возлож ить,
    • возложение,
    • предложить,
    • обложить,
    • сложение,
    • предположение.

    Правило: в корнях -лаг-//-лож- перед буквой г пишется а , перед буквой ж пишется о .

    Примеры слов с чередующимися гласными в корнях -гор-//-гар-:

    • загар ,
    • гарь,
    • угар,
    • загор еть,
    • загорать,
    • загорелый,
    • угореть,
    • угорать.
    • Исключения : пригарь, выгарки, изгарь.

    Правило . Правописание корней -гор-//-гар- зависит от ударения. Если гласная корня находится под ударением, то пишется буква а, если же гласная корня безударная, то пишется буква о.

    лаг - прилагательное,

    лаг - слагаемое,

    лаг - полагать.

    лож - приложить,

    лож - доложить,

    лож - наложить.

    гор - загореть,

    гор - пригореть,

    гор - угореть.

    гар - угар,

    гар - нагар,

    гар - загар,

    гар - перегар

    Правописание а или о в корне ГОР-ГАР зависит от ударения. Под ударением пишем А, а в безударной позиции соответственно букву О, например:

    загар и загорать, горит и угар.

    Что касается корня ЛАГ-ЛОЖ , то здесь иной принцип: перед буквой Г пишем А, а перед буквой Ж пишем букву О, например:

    сложение - прилагательное, положить - налагать.

    Правила довольно простые, но есть и слова-исключения.

    Для корня гор-гар это слова: изгарь, пригарь, выгарки (букву А пишем не по правилу, слова нужно запомнить).

    Для корня ЛАГ-ЛОЖ слова исключения такие:полог и подлог (нужно запомнить, так как и тут правописание не по правилу для этого корня).

    В корнях лаг-лож-, гар-/-гор- чередуются гласные а и о . Выбор написания буквы а в корне лаг-/лож- зависит от того, имеется ли суффикс -а- после корня. Суффикс -а- диктует написание такой же буквы в корне. В остальных случаях пишется корень лож-.

    Приведем примеры слов с корнем лаг-:

    излагать, пролагать, налагать, безотлагательный, безотлагательно, полагать, слагать стихи, возлагать обязательства, слагаемое, отлагать, отлагательный, без отлагательства;

    Примеры слов с корнем лож-:

    высокое положение, положить на стол, положиться на него, приложить к заявлению, необходимое приложение, приложиться к чаше, заложить в ломбард, уложить спать, переложить вещи, отложить дело, написать изложение, получить предложение, обложной дождь, местоположение, возложение венков, разложить карты, налогообложение.

    Исключение: по лог.

    В чередовании букв о//а в корне гар-/гор- опираемся на ударение. В безударном положении в этом корне пишется буква о.

    Примеры слов с корнем гор- :

    бежать как угорелый, угореть, погореть, погорелец, загореть, загорелый, пригореть, пригорелый, нагореть, отгореть, сгореть, сгоревший сарай, перегореть, разгореться, возгорание, возгореться, несгораемый сейф, выгорание, выгореть, выгорать.

    Примеры с корнем гар- :

    угар, угарный, загар, пригарки.

    Слова-исключения: вы гарки, и згарь, при гарь.

    Примеры слов с корнем ЛАГ - ЛОЖ можно назвать такие:

    Изложение, изложить, расположиться, предложить, предложение, предположение, положить, предположить, положиться, положение, расположение.

    Прилагательное, полагать, предлагать, предполагать, располагаться, налагать, наложенный.

    Перед согласной Г писать нужно гласную А.

    Перед согласной Ж писать нужно гласную О.

    Примеры слов с корнем ГОР - ГАР .

    Гора, сгореть, загорать, горит, подгорел, выгорать.

    Угар, гармонь, загар.

    Гласную в этих корнях пишем придерживаясь такого правила:

    Под ударением нужно писать гласную А - ГАР.

    Без ударения нужно писать гласную О - ГОР.

    В правописании существует правило, которое гласит, что слова с чередующимися гласными в корнях проверить невозможно с помощью нахождения однокоренного слова. Для этого есть правило о чередовании гласных в корнях слов лаг- лож Перед ж в корне писать нужно о, а перед г- а.

    В словах, где корни гор - гар , без ударения должна писаться буква о.

    Например, слова с чередованием в корне лаг - лож - ложка, изложение - излагать, предложение - предлагать, сложение - слагать.

    Чередование гар - гор - загар - загорелый, предлагать - предлог.

    Прилаг ательное, слаг аемое, полаг ать - за корнем есть суффикс -а-, поэтому и в корне а .

    Слож ение, полож ить, прилож ить, долож ить, налож ить - -о- пишем в корне, потому что за ним нет суффикса -а-.

    Гор еть, загор еть, пригор еть, угор еть - в корне пишем -о-, потому что корень безударный.

    Угар , нагар , загар , перегар - под ударением в этом корне пишем -а-.

    Правило определяет, что перед согласной Г пишем гласную А, а перед согласной Ж пишется О.

    Ложе, положение и современное слово, известное всем геймерам лагать.

    Примеры слов с корнем гор - гар, смотрите на таблице. Правила просты, посмотрели, выявили закономерность и запомнили.

    Слова с -лаг- -лож- в корне слова:

    прилагать, приложить, приложение, переложить, изложение, уложить, сложить, слагаемое, излагать, предполагать.

    Слова с -гор- и -гар- в корне

    сгореть, сгорать, перегореть, догореть, выгореть, загорать, нагар, угар, гора, гористый, горевать, обгорел.

Буквы А – О в корнях -ЛАГ- – - ЛОЖ-, -РАСТ- (-РАЩ-) – -РОС-


Буквы А – О в корнях -ЛАГ- – - ЛОЖ-

В корне -лаг- -лож- в безударном положении пишется буква а , если за корнем стоит суффикс -а- :

при л а г а тельное

из л а г а ть

с л а г а ть


Буква о пишется, если за корнем нет суффикса а :

из л о ж ение

при л о ж ить

по л о ж ение


Буквы А – О в корнях -РАСТ-(-РАЩ-) – - РОС-

В корне -раст- (-ращ-) -рос- буква а пишется перед ст , щ :

воз р а ст

р а ст ительность

вы р а щ ивать


Буква о пишется перед с :

вы р о с ший

за р о с ли

по р о с ли


Слова-исключения!

р о ст ок

р о ст овщик

Р о ст ов

Р о ст ислав

от р а с ль


Запомните!

Чередующуюся гласную в корне нельзя

проверять ударением ! Здесь применяем правило:

В слове выр о с в корне пишем гласную о ,

потому что в корне с чередующейся

гласной буква о пишется перед

согласной с .


Запомните!

Нужно отличать корень -рос- с чередующейся гласной о от омонимичного корня -рос- с безударной гласной, проверяемой ударением .


Слова с чередующейся гласной в корне:

за р о с ший, вы р о с .

Слова с безударной гласной, проверяемой ударением:

р о с а ( ро ʹ с ы), р о с инка ( ро ʹ с ы).



Вставьте пропущенные буквы

Изл..гать, изл..жить, предпол..гать, предл..жение, прил..гательное, р..сток,

выр..сший, выр..щивать, отр..сль.

Из л а г ать, из л о ж ить, предпо л а г ать, пред л о ж ение, при л а г ательное, р о ст ок,

вы р о с ший, вы р а щ ивать, от р а с ль.


Распределите слова на две группы: 1) корни с чередующейся гласной; 2) корни с безударной гласной, проверяемой ударением

Поросший, росток, росинка, выросли,

росистый, поросль, роса, заросли.


Корни с безударной гласной. проверяемой ударением:

Корни с чередующейся гласной :

Рос инка, рос истый, рос а.

По рос ший, рост ок, вы рос ли, по рос ль,

за рос ли.


Найдите «лишнее» слово в каждом ряду

Изложение, прилагать, полагать, положить, растительность.

Изложение, прилагать, полагать, положить, растительность .

Положение, росток, выросли, положение,

Положение, росток , выросли, положение,

излагать, проросший, возраст.