Правописание безударных гласных в корне слова конспект. План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Постановка проблемы урока

Ход занятия

    Проверка знаний предыдущей темы.

1. Что такое язык? Зачем он нужен? (язык – это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения).

2. Когда возникло древнерусское государство? Какой город был его столицей? (9-10 вв., Киев)

    Когда сложилась русская нация? (17в)

    Какие изменения происходили в русском языке в процессе его развития? (изменение количества и написания букв, ударения, произношения, состава и значения слов)

    Закончите предложения:

1) Годом рождения русского письма считают ...(988 г.)

2) Первая книга в России была издана... (в 1564 г. русским первопечатником Иваном Фёдоровым)

3) Русский язык выполняет 3 функции...

- язык великой русской нации

- средство межнационального общения

- один из важнейших мировых языков

4) Мировые языки – это... (языки, широко используемые как средство международного общения)

5) В курсе русского языка изучаются следующие разделы... (фонетика, графика, орфография, орфоэпия, словообразование, морфология, лексика и фразеология, синтаксис, пунктуация).

    Проверяемые и непроверяемые безударные гласные

- Что такое орфография?

Орфография – это единая и общепринятая система правил написания слов.

Чтобы не ошибиться в написании приставок, корней, суффиксов, следует научиться выделять их в слове.

- Что входит в состав слова?

Основа и окончание; в основу входит корень, приставка и суффикс.

Например,

1) отговорил, роща, золотой, березовый, веселый, язык.

2) Отговорила роща золотая березовым веселым языком.

В 1-ом примере мы читаем слова, ничем не связанные между собой. Все вместе они не выражают законченной мысли.

Во 2-ом примере те же самые слова имеют опреде5ленную связь, так как сочетаются между собой при помощи окончаний. Здесь выражена законченная мысль.

- Что такое окончание?

Изменяемая часть слова.

- Что такое основа?

Часть слова без окончания.

Задание. Выделите в словах данного предложения окончания и основы.

Отговорила роща золотая березовым веселым языком.

- Что такое корень?

Общая, неделимая часть родственных слов. Например:

1) дом, домашний, домовой;

2) городской, городить, загородный, пригород, огород.

Эти слова объединены по смыслу корнями «дом, город».

Задание. Пронаблюдайте, из каких частей состоят слова.

Вы-пуск, с-пуск, от-пуст-и-ть, за-пущ-енн-ый.

Ноч-н-ой, камен-щик, чит-а-ть, пере-под-готов-к-а.

Вод-а, вод-н-ый, вод-ян-ист-ый, вод-о-про-вод, при-вод-н-и-ть-ся.

- Назовите гласные буквы.

А, я, у, ю, о, ё, э, е, ы, и .

Безударные гласные в русском языке произносятся неясно.

В случае сомнений необходимо проверять ударением.

Разве вать – разве́ять, го ло ва – го́ловы – голо́в, разви вать – разви́ть, оста новка – встать.

Способы проверки безударных гласных:

1. Измените форму слова:

1) число существительных (гора – горы, река – реки, стена – стены);

2) падеж существительных (вода – воду, полей – поле, весна – вёсны);

3) род глаголов прошедшего времени (взяла – взял, вела – вел);

4) время глагола (боролся – борется, показать – покажет, несёт – нёс);

5) образование краткой формы прилагательного (седой – сед, зеленый – зелен).

2. Подберите однокоренное слово другой части речи (непереводимый – перевод, удалиться – даль, непримиримый – мир, воссоединение – единый).

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, проверив их написание

а) изменением формы слова

с г..ры, два ч..са, прод..лжать, ст..рона, подн..лись, в..йна, б..льшой, пок..зать, вз..ла, б..ролся, д..рогой, с х..лмов, пр..стой, подд..ржать, к..роткий, ст..на, взгл..нул, одол..вать.

б) подбором однокоренных слов

неприм..римый, б..йница, поб..дить, объед..нить, ч..совой, оп..здать, изд..лека, охр..нять, приз..мляться, погр..ничный, передв..жение, захв..тить, прибл..жать, совр..меннный, распор..диться.

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы и подберите проверочные слова.

Разв…вается флаг, наступление разв…вается, изм…рять расстояние, прим...рять соперников, отв..рить дверь, отв..рить овощи, разг...дать замысел, приг...диться для занятий, возгл...влять колонну, сильное г...л...вокружение, сп...шите на вокзал, сп...шите данные, прор..дить грядку, зар..дить ружье, посв...тить свечой, посв..тить рассказ другу, пов…сеть на турнике, нав…сной замок.

Правописание корней с непроверяемыми безударными гласными проверяется по словарю.

Многие слова заимствованы из европейских языков. Их написание нужно запомнить.

Например: карман, корзина, кавалерия, батальон .

Задание 3 . Вставьте пропущенные буквы. Объясните значение выделенных слов.

К…т...строфа , д…сант, д...зертир , с...гнал, п…рт…зан, к…п....тулировать , д...визия, бомб...рд...ровать, б…седа, ...бн...ружить, пор....жение, ур…ган, стр...т...гический , п…три…тизм , …пл…дировать, д…сциплина, …б…яние , ав...нгард , в…ст…бюль, инт…лл…гент , г...нерал, предв…рительный , ст…пендия, пр…в…легия , к…мпания друзей, военная к..мпания.

    Правописание чередующихся гласных

В некоторых корнях наблюдается чередование гласных А-О, Е-И.

Например, заря – зорька, умереть – умирать, равняться – подровнять.

Написание слов с чередующимися безударными гласными в корне слов (е-и; а, я-им, ин; о-а) основано на ряде особых правил.

ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ

Корни

Чередующиеся

гласные

Правило

написания

Исключения

кас – кос

бер – бир

мер – мир

пер – пир

тер – тир

дер – дир

блест – блист

жег – жиг

стел – стил

Перед суффиксом –а - пишется а , перед другими – о

Перед суффиксом –а- пишется и (н), и (м)

Перед суффиксом –а- пишется и , перед другими – е

лаг – лож

раст – рос

скак – скоч

Перед корневыми Г пишется а ; перед Ж – о

Перед корневыми СТ и Щ пишется а , перед С – о

Перед корневыми К пишется а , перед Ч о

Ростислав, росток,

ростовщик, отрасль

равн – ровн

мак – мок

равн- равный ,

ровн- в словах со значением ровный

мак- пишется в словах со значением макать ;

мок- со значением мокнуть

равнинный, равняться

гар – гор

зар – зор

клан – клон

твар – твор

плав – плов

Под ударением – а , без ударения – о

Под ударением – о , без ударения – а

о

Под ударением – то, что слышится; без ударения – о

Всегда а , кроме исключений

пловчиха

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание

1. Нечаянно к…снуться, личная неприк…сновенность, не прик…саться к проводам, нач…нать дискуссию, соб…раться с духом, соб…русь с мыслями, изб…рательная к…мпания, зап…рать дверь, зам…рать от восторга, зам…реть от страха, ум…рать от голода, пом…реть со скуки, отм…рающие обычаи, ст…рать бельё, обт…рание холодной водой, ст…реть с лица земли, душеразд…рающие крики, выд…решь сорняки, прид…раться к словам, бл…стать эрудицией, ослепительно бл…стеть, заж…гать лампу, разж…г костёр, обж…гающий ледяной ветер, заж…гательный снаряд, подж…г склад с боеприпасами, ож…г первой степени, сож…нные города и села, расст…лающийся туман, пост…лить скатерть, наст…лать полы.

2. Предл…гать ничью, распол…гающая улыбка, отл…жить визит, возл…гать ответственность, независимое пол…жение, ума не прил…жу, сл…жить оружие, строить предпол…жения, морские водор…сли, новая отр…сль промышленности, преклонный возр…ст, р…сточек сливы, повзр…слевший сын, переск…чить через канаву, соск…чить с постели, заск…кать от радости, выск…чка, вск…чить на коня.

3. Ур…внять в правах, разр…внять землю на площадке, ср…внить два числа, направо р…вняйтесь, ур…вень воды, соблюдать р…вновесие, все р…вно, вым…кнуть под дождём, сапоги пром…кают, м…кать хлеб в мёд, непром…каемая накидка, обм…кнуть кисть в воду.

4. Г…рючее вещество, г…рячий пирог, выг…реть на солнце, не г…рячись, перег…ревший провод, встречать з…рю, оз…ренный луной, з…рька разг…релась, скл…ниться над ребенком, прекл…няться перед талантом, тв…рить чудеса, претв…рение в жизнь, острые пл…вники, отважный пл…вец, хорошая пл…вучесть.

Задание 5. Напишите диктант.

Утро в степи.

Ранее весеннее утро – прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, предрассветные тучки. Там сейчас выплывет в огненном зареве солнце. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестреет цветами. Ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни, смешанной с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики. Всё блещет, нежится и радостно тянется к солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшим редким кустарником, ещё лежит, будто бы напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе, невидимые глазу, трепещут и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась и ожила. Кажется, она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами. (По П. Дудочкину.)

Описание материала : Предлагаю вам конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание безударных гласных в корне слова». Данный материал будет полезен учителям начальных классов.

Педагогические задачи : помочь усвоить особенности проверочных и проверяемых слов и овладеть способами проверки.

Планируемые результаты:

Предметные : знают: алгоритм нахождения орфограммы - безударной гласной в корне слова; умеют: подбирать проверочные слова

Метапредметные:

Регулятивные: формулируют тему и цели урока с помощью учителя, работают по предложенному плану, дают эмоциональную оценку деятельности класса

Познавательные : ориентируются в своей системе знаний, отличают новое от уже известного, перерабатывают и применяют полученную информацию

Коммуникативные : доносят свою позицию до других, оформляют свою мысль в устной и письменной речи, слушают и понимают речь других, умеют вступать в коллективное сотрудничество, решают совместно с соседом по парте поставленную задачу, совместно договариваются о правилах поведения и общения в школе

Личностные:

Имеют интерес к учебному материалу, понимают ценность труда и упорства, ориентируются на понимание причин успеха в учебе. Проявляют самоорганизованность, самодисциплинированность, самоконтроль.

Ход урока:

1. Организационный момент . Психологический настрой.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль у тебя на месте,

Все ль в порядке:

Лежит ли ручка на столе,

Линейка и тетрадка?

Проверили? Садитесь! Старательно трудитесь!

Красив и богат русский язык.

Ребята, а зачем вам нужно знать и учить русский язык? (чтобы общаться, чтобы правильно говорить слова, чтобы правильно писать слова)

Правильно ребята. Вот и сегодня мы проведем урок с пользой, чтобы вам в дальнейшем пригодились знания полученные на уроке.

Готовы начать работу?

2. Чистописание

Начнем работу с разминки пальчиков, приготовим их к письму:

Этот пальчик мама

Этот пальчик - папа

Этот пальчик - братик

Этот пальчик - сестренка

Этот пальчик - я

Вот и вся моя семья!

3. Подведение к теме урока

Дерево держится своими корнями за землю.

Прочитайте предложение

Поставьте в словах ударение

Какая гласная подчеркнута в словах? (безударная)

В какой части слова находится безударная гласная? (в корне)

Это орфограмма?(да)

Почему? (произношение не совпадает с написанием)

Сформулируйте тему урока:

«Правописание безударных гласных в корне слова»

4. Постановка цели

1. Уметь находить орфограмму - безударную гласную

5. Работа по теме урока (у доски)

Какие гласные требуют проверки? (безударные)

Моря, море, леса, лес, река, реки.

(подчеркните орфограмму - безударную гласную в корне)

Как это сделать?

Составим алгоритм (на доске)

2. поставить ударение

3. выделить корень

4. подчеркнуть безударную гласную

Прочитайте слова. Поставьте в них ударение. Будут ли они проверочными? Объясни.

Сформулируем вывод: Как проверить безударную гласную?

1. Подобрать к словам с безударной гласной проверочные слова, чтобы безударная стала ударной.

6. Физкультминутка

7. Закрепление изученного.

1. Работа на карточках. (Подчеркнуть орфограмму, подобрать к словам с орфограммой проверочные слова) Взаимопроверка с доски, оценивание.

Вода, дворы, гроза, роса, оса, коса.

2. Работа в парах (слова на листочках, выбрать нужные)

Найти слова с орфограммой - безударной гласной в корне слова. Подчеркнуть орфограмму.

Зеленеть , группа, песня, корешок , сердце.

Что необычного вы заметили? (две безударные гласные в корне)

Как же их проверить?

Можно сразу две безударных гласных проверить?

Как поступить?

Запишем: подчеркнем безударную, выделим ударную гласную

Зеленеть - зелень, зелёный

Корешок - корень, коренья

3. Работа у доски (найти в словах орфограмму, написать проверочное слово)

Сова, лимон, мосты.

Работа со словарными словами

Какое затруднение встретили?

Что это за слово, к которому нельзя подобрать проверочное слово? (словарное)

Что надо сделать чтобы правильно написать его (записать в словарик и запомнить).

8. Итог урока

Какая была тема урока?

Какая была цель урока?

1. Уметь находить орфограмму- безударную гласную

2. Подбирать проверочные слова

Справились мы с этой задачей?

Что для этого делали?

Давайте посмотрим, как каждый из вас освоил тему.

За каждое правильное задание - 5 баллов

15 баллов -5, 10 баллов -4, 5 баллов - 3.

Проверка:

Как найти орфограмму - безударную гласную в корне?

Как подобрать проверочное слово?

Если две безударных гласных в корне?

Как сегодня поработали на уроке?

Работа в парах?

Кто хорошо работал на уроке?(оценивание себя, других)

Домашнее задание: с. 92, упр.102, выписать в словарик 3 словарных слова с безударной гласной в корне.

Какое настроение в конце урока?

Физкультминутка

Как живешь?

Как идешь?

Как бежишь?

Ночью спишь?

Как берешь?

Как живешь?

Цели:

  • закреплять умение применять различные способы проверки написания безударных гласных
  • в корне слова;
  • развивать логическое мышление, внимание, память, связную речь, орфографическую зоркость;
  • воспитывать любовь к животным.

Оборудование:

  • карточки со словами;
  • компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
  • конверты с яблочками;
  • индивидуальные листы для диагностики;

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И урок наш начинаем.

2. Работа с пословицей

– Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать.

День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.

– Какую пословицу собрали?

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

Как понимаете значение пословицы?
– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?

Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться.

– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок.
– Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие? (Внимательность, наблюдательность.)

3. Постановка проблемы урока

– Я хочу рассказать вам одну историю.

Саша написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Старшая сестра Саши передала записку Коле. Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.
«Мяч будет», – сказал товарищам Саша.
«Колька принесет». Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

– Почему так получилось? (Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «мячом»).
– Какое правило не знал Саша? (Правило о правописании безударных гласных в корне слова) .
– Что же нужно уметь, чтобы не повторять ошибки Саши?
(Ставить ударение и подбирать проверочные слова .)
– Какие способы подбора проверочных слов мы используем для проверки безударной гласной в корне?
(Два способа. Мы можем изменить форму числа так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.)
– Как правильно записать это слово?
с м…чом – мяч – мячом
– Что мы посоветуем Саше? (Выучить правило о правописании безударной гласной в корне слова).

4. Постановка темы и цели урока

Исходя из этой проблемы, сформулируйте тему нашего урока.
(Правописание безударных гласных в корне слова.)
– Какие цели поставим перед собой?
(Закреплять наши знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Учиться правильно писать слова с безударной гласной. Уметь подбирать однокоренные слова.
Какие личностно-значимые цели поставите перед собой?
– На сегодняшнем уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать наши умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем над развитием не только письменной, но и устной речи, узнаем некоторые сведения из жизни одного забавного животного.
Отгадайте загадку и вы узнаете, кто будет нашим помощником на уроке.

5. Загадка.

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.

Песенка

– Это наш старый знакомый. На каких уроках мы встречались с ним? Вспомните, с каким произведением на уроке литературного чтения мы познакомились, где одним из героев был еж? («Страшный рассказ» Е. Чарушин .)

6. Минутка чистописания.

Ёжик предлагает провести минутку чистописания и выполнить пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

Ежик топал по дорожке.
Он нес яблочки в лукошке,
Чтобы их все сосчитать
Нужно пальцы загибать.

– С какой целью мы проводим на каждом уроке минутку чистописания?
(Чтобы продолжать учиться красиво, аккуратно, каллиграфически писать, правильно соединять буквы.)
– Чтобы узнать какие буквы будем писать на минутке чистописания, выполним задание.

7. Актуализация знаний

(На доске написаны слова: стр…на, лопата, гр…бы, з…мля, гр…за, малина, п…тно)
– Что общего у всех этих слов?
(Все слова – имена существительные, нарицательные, отвечают на вопрос что?)
– По каким двум признакам одновременно можно сгруппировать эти слова?
Какие группы у вас получились?
(К первой группе можно отнести слово стр…на, гр..бы, з…мля, гр…за, п…тно. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов.)
(Ко второй группе можно отнести слова лопата и малина. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Они состоят из трех слогов.)
– Сегодня на минутке чистописания будем упражняться в правильном написании и соединении букв безударных гласных звуков, которые находятся в корне слов непроверяемых ударением.
– Какие это буквы? (а,е)
– Запишем число и классная работа.
– Пропишем гласные буквы а и е. (Показ на доске с объяснением).

8. Запись слов

– Запишем слова с проверяемой безударной гласной в корне после проверочных. Выделим корень в словах, подчеркнем буквы на месте безударных гласных звуков.
– Какой способ проверки применили? (Изменение формы числа слова)
– Давайте продолжим наш урок и постараемся преодолеть следующую ступеньку на пути к мудрости.

9. Словарная работа

– Проведем словарную работу. Для чего проводим этот вид работы?
– Какую цель поставим на этапе словарной работы?

Знакомство со словарным словом

– Новое слово из словарика вы узнаете, прочитав его транскрипцию. (йаблака)
(Вывешивается табличка со словом.)
– Сколько букв в слове яблоко? Сколько звуков? Почему?
– Что такое яблоко?
(Это плод дерева яблони.)
– Запишите новое словарное слово, поставьте ударение, подчеркните все орфограммы, запомните непроверяемую безударную гласную.

Этимологическая страничка

– Яблоко один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях 11 века. Существует мнение, что слово яблоко в древнерусском языке означало шар.

Многозначность слова

– Не только плод яблони называют яблоком, но и некоторые другие предметы.
– Как вы понимаете выражение «глазное яблоко» (тело глаза)
– «Попасть в яблочко» (сердцевина в мишени для стрельбы в цель)
– «Адамово яблоко» (кадык – выступ гортани)
– «Державное яблоко» (символ императорской власти)
– Какой вывод сделаем?
– Как называется слово, которое имеет несколько значений? (Многозначное).
– Продолжаем работу по развитию речи.

Работа с фразеологизмами и пословицами

(На доске записаны фразеологизмы и пословицы).

Яблоку негде упасть
Яблоко раздора
Конь в яблока
Как румяное яблочко
Яблоко от яблоньки недалеко падает.

– По какому признаку можем сгруппировать написанное? (Фразеологизмы и пословица)
– Что такое фразеологизмы? (Устойчивые сочетания слов).
– Прочитайте фразеологизмы и объясните их смысл.

Яблоку негде упасть – (тесно)
Яблоко раздора – (то, что приводит к ссоре )
Конь в яблоках – (так говорят о лошади, если у нее шерсть с темными круглыми пятнами)
Как румяное яблочко – (очень красивое)

– Прочитайте пословицу и раскройте ее смысл.

(Яблоко от яблоньки недалеко падает говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца или матери).

Подбор однокоренных слов

– Назовите однокоренные слова в пословице. Яблоко, яблонька.
– Докажите, что они однокоренные.
Так какие же слова называют однокоренными? (Слова образованные от одного и того же корня и имеющие одно лексическое значение.)
– Запишем слово яблонька.
– Какие еще однокоренные слова можно подобрать к слову яблоко.
Запишем. Выделим корень во всех однокоренных словах.

Словарь: яблоко, яблонька, яблочко, яблочный .

– Как пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково).

10. Физкультминутка

– Пришло время отдохнуть.
– Продолжаем наш урок. Ежик приготовил для вас задание. Будьте внимательными.

11. Работа с интерактивной доской (диск «Уроки Кирилла и Мефодия» 2 класс)

Подбери для каждого слова проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

зв…риный в…дяной с…ленный з…болеть
зверский подводный засол боль
зверствовать водный соль больно
зверь

Зв…нок сн…говик з…мовье л…сок
звон снежный зимний лес
подснежник зимушка перелесок
снег

– Какой способ проверки использовали?
– Какой вывод сделаем?
– Вот мы преодолели следующую ступеньку на пути к мудрости.

12. Работа с текстом

– Прочитайте.

Около п…нька с…дят л…сные зв…рьки. На сп…не у этих см…шных зв…рьков в…дны к…лючки. Они …стры.

– Что прочитали? (Текст.) Докажите.
– Какой тип текста?
– Придумайте заголовок.
– Какие виды орфограмм встретились в тексте?
– Запишите текст, вставляя пропущенные орфограммы, применяя известные способы проверки. Какие способы?
– Пропущенные орфограммы выделить.

Проверка с доски.

Творческая работа.

– Проведем творческую работу. Придумайте продолжение текста и допишите его.
– Какую пользу приносят ежи? (Ловит червей, жуков, лесных мышей, ядовитых змей.)

Дополнительная информация

Весной в ежиной норе появляются малыши. Ежата рождаются совсем голенькими, с закрытыми глазами и ушами. Через несколько часов на их коже появляются бугорки. Потом из бугорков выходят мягкие иголочки. Иголочки твердеют. Из них получаются грозные колючки. Мама-ежиха очень любит своих детей, кормит их своим молоком, почувствовав первые признаки опасности, перетаскивает в другое, более спокойное местечко, которое приглядела заранее.

– Подчеркните главные члены предложения и обозначьте части речи.

13. Экспресс-диагностика

Графический диктант

– Ежик приготовил для вас задание, которое поможет проверить ваши знания. В конвертах вы найдете таблицы.
– Послушайте слово и подумайте, какая безударная гласная пишется в слове. Обозначьте ее точкой на пересечении номера слова и буквы.

Мясной, возить, сова, леса, река, пенек, тигрица, грачи, кора.

– Соедините точки по порядку. На что похожа фигура?

о а и е я
1 .
2 .
3 .
4 .
5 .
6 .
7 .
8 .
9 .

– Проверим.
– Как проверить безударную гласную в корне слова?
– Ежик очень доволен вашей работой.

14. Итог урока

– Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.
– Стали вы мудрее? В чем?
– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
– Чему научились на уроке?
– Что было трудным на уроке?
– Что было для вас самым интересным на уроке?
– Какие задания вы хотели бы выполнить на следующем уроке?

Рефлексия

Какое у вас настроение в конце урока?
– Оцените свою работу. Для этого достаньте из конвертов яблочки. Кто доволен своей работой, прикрепите красное яблочко на ежика.
– У кого не все получалось на уроке и ему немного грустно – зеленое яблоко.
– Благодарю вас за работу.

Список литературы:

1. Г. А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» 2 класс. Издательство «Владос» 2004 год.

Учитель: Устинова Ирина Вячеславовна

Программа :»Школа России»

Класс :3

Предмет : русский язык

Тема: Правописание безударных гласных в корне слова (урок систематизации знаний)

Цель: обобщить и систематизировать имеющиеся знания у учащихся о безударных гласных в корне слова.

Задачи:

1.Предметные

формировать у учащихся умение подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне слова, развивать орфографическую зоркость и умение находить на письме гласные, требующие проверки;

Познавательные УУД:

Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы;обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД:

Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

Учить представлять результат своей работы; развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.

3. Личностные результаты:

Развивать умение высказывать своё отношение, выражать свои эмоции;формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


I .Организационный момент.

Задача: организация начала урока, эмоциональная подготовка.

Звенитзвонок,зовётзвонок,
Пора нам начинать урок.

II .Минутка чистописания

Цель: отработка написания буквы Д, среднего соединения.

В лесу под щебет и под свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд – приятель!»

И ставит подпись: … (дятел)

Назовите первый звук, расскажите всё , что вы о нем знаете. Какой буквой обозначаются на письме твердый и мягкий звуки «д»?

Вспомним как правильно мы должны записывать заглавную и строчную буквы д. Объяснения учителя: Прежде всего правильно сядем-спинка прямая, ноги на полу, тетрадь на уголок. Начинаем писать сверху, ведём вниз прямую наклонную линию, закругляем влево, делаем петлю, ведём вправо, вверх и плавно закругляем вверху, далее воспользуемся средним соединением и записываем строчную букву Д - ставлю точку чуть ниже верхней рабочей строки, пишу овал, довожу до верхней рабочей строки и пишу вниз прямую наклонную палочку с удлиненной петлей на конце.)

Показ написания буквы на интерактивной доске с комментированием (интерактивный тренажёр) .
Пропишем заглавную и строчную буквы Д целую строчку.

Отметьте самую красивую букву +.

III . Мотивация учебной деятельности

Цель : создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)

Петя написал сво ему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята вечером.

«Мяч будет, – сказал товарищам Петя. – Колька принесет».

Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.

Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

Почему так получилось?

– Про какое правило забыл Петя?

Давайте поможем ему.

IV . Актуализация знаний.

Цель : воспроизведение учащимися знаний о безударной гласной, проверка умения пользоваться правилом.

Вспомним,что мы знаем о безударных гласных.

Прочитайте слова

Гн..здо,к..рмушка,с...бака,л..сной.

Перед вами слова. Какая орфограмма пропущена в словах?

Расскажите, как мы можем проверить безударную гласную?(на доске)

1.Поставим ударение.

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Ставь под ударение.

2. Найдём безударные гласные.

3.Проверим безударную гласную. Какие способы можно использовать?(на доске)

Какое слово лишнее? Почему?

Запишем слова, вставляя пропущенные буквы.

Итак, мы проверяли безударные гласные, ставя их под ударение.

В каких частях слова можно встретить безударные гласные? Посмотрите на слова. В какой части слова спрятались наши безударные гласные?

V .Постановка темы и цели урока.

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий.

Сегодня мы узнаем о правописании безударных гласных в корне слова.

Как вы понимаете слово правописание?

Чтобы сформулировать цель урока, ответьте мне на вопросы.

Изучая эту тему, мы ответим на три вопроса:

1.Что? Напомните, о чём мы будем сегодня говорить? (О правописании безударных гласных)

2.Где? В какой части слова мы её будем проверять? (в корне)

3.Как?Как вы думаете подходят ли два уже известных способа проверки для правописания безударных гласных в корне?

Какие знания нам для этого потребуются? (части слова, ударение, безударные гласные).

Сейчас мы выполним упражнения в учебнике и узнаем как можно проверить безударные гласные в корне слова.

Откройте учебник на с. 104 , найдите упр.194.

Прочитайте задание, которое приготовили для нас авторы учебника.

Почему написание выделенных букв нужно проверять? (они безударные, можно ошибиться при написании).

Попробуем проверить написание безударных гласных в корне слова, подобрав проверочные слова к данным.

Запишем данные слова по образцу в конце упражнения.

Скажите мне какими способами мы проверяем безударные гласные в корне слова?

(Чтение правила с.104)

V I .Физминутка

Приседайте столько раз, сколько звуков в слове … (осень )

Подпрыгните столько раз, сколькими буквами записано это слово. (Открыть запись слова на доске.)

Наклонитесь столько раз, сколько букв в слове еж. (Слово записано на доске.)

Потянитесь столько раз, сколько звуков в этом слове.

V I Включение знаний в систему повторений.

Цель: Повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

Продолжим упражняться правильном написании безударной гласной.

Упр.196-письменно

Прочитайте первое предложение.

Какие слова произносятся одинаково? Как вы думаете записать мы их тоже должны одинаково? Почему7 (лексическое значение разное). Подберите проверочное слово к первому слову.(вар).

Какое слово будет проверочным в слове отворить(затвор, створка).

Какие проверочные слова подберём ко второму предложению? (лижет, лез).

Слово «братишка» разберите по составу.

Подберите проверочные слова к словам третьего предложения. (вид, вянет).

Слово «окно» -звуко-буквенный разбор.

Теперь поиграем в игру «Самый внимательный»

На партах у вас лежат таблички с буквами А и О.Я буду называть вам слова с безударными гласными в корне слова, а вы подобрав проверочное слово, покажете мне верную букву.

(Упр.195)

VI .Рефлексия.

Скажите какими же способами мы проверяем безударную гласную в корне слова?

Возникли ли у вас затруднения в правописании безударных гласных?

Достигли ли мы цели урока?

Кому мы сегодня скажем спасибо за урок?

Дома вы потренируетесь в правописании безударных гласных в корне слова.

Д/з-упр.198,выучить правило.

Тема. Правописание безударных гласных в корне

Цели урока. Формировать навыки грамотного написания слов сс слабой позицией гласных в корне; активизировать познавательную деятельность через коллективные способы обучения; формировать коммуникативную культуру.

Оборудование. Карточки для работы в группах, со словами с безударными гласными, схема «Безударный гласный в корне», орфографические деревья, листья с безударными гласными.

Оформление класса: На доске деревья со словами (в словах пропущена безударная гласная в корне), по всему классу расположены листья с буквами, к-е необходимо вставить в слова.

Ход урока

    Постановка темы урока

Слайд грустный домовенок

Учитель.

Сегодня к нам на урок пришел Домовенок.

Скажите, какое у него настроение?

(Он грустный, печальный.)

У. А знаете, почему он такой печальный? Он огорчился из-за того, что вы допускаете много ошибок в написании безударной гласной корня. И поэтому он забрал все комплименты и твердо решил, что не вернет их, пока вы не покажете свои знания и умения работать вместе.

В какой позиции гласная не требует проверки?

Д. В сильной.

У. Что такое сильная позиция для гласной?

Д. Под ударением.

У. Что такое слабая позиция?

Д. Без ударения.

У. Итак, тема нашего урока записана на доске.(или показ слайда) Прочитайте ее.(«Безударные гласные в корне слова»)

Сегодня на уроке мы будем формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы

II. Чистописание

У. Все ли гласные нужно проверять?

Д. Нет!

У. А какие?

Д. Буквы а, о, и, е, я.

Откройте свои тетради, запишите число, кл. работа Пропишите эти буквы по образцу,.

Закрепление пройденного материала

    У вас на столах лежат карточки. Каждой группе выдается один из вариантов.

Вариант 1

С...рока, ...дежда, к...тенок, в...дичка, М...сква, гр...чи, ш...ги.

Вариант 2

Яг...да, ч...совщик, зв...зда, к...пуста, ов...щи, стр...ла, ш...рф

ВариантЗ

Л ...СТЫ, п...суда, м...шина, к...рмушка, з,..ма, вр...чи, ...дежда.

Вариант 4

Р...бота, х...роший, б...гуны, х...дить, т...варищ, ск...ла, пч...ла.

У. Прочитайте слова, записанные на карточках. Что их объединяет?

Д. Пропущенная безударная гласная.

У. На какие две группы можно разделить эти слова?

Д. С проверяемой и непроверяемой безударной гласной.

На доске.

У. Как писать слово, если гласная непроверяемая?

Д. Нужно посмотреть в словаре и запомнить.

У. Найдите в карточках словарные слова, вставьте пропущенную букву Проверьте их друг у друга.

Как же проверить безударные гласные в оставшихся словах?

Д. Изменить форму слова или подобрать родственное слово, чтобы гласная была под ударением.

У. Правильно! Сильный всегда помогает слабому. Например, гора, гористый проверяем горы, горный.

Теперь найдите в своих карточках слова с проверяемой безударной гласной и выпишите их в столбик. Напишите рядом проверочные слова. Выполните эту работу самостоятельно, а потом проверьте друг друга.

Дети работают в парах.

IIIДомовенок не выдержал и отдал нам первый комплимент.

Карточка

Хорошее начало!

IVФизкультминутка

    Закрепление пройденного материала (продолжение)

У. На цветной карточке записано стихотворение. Прочитайте, вставьте пропущенные буквы

Лесной, речной, гористый,

Морской, родной, лесистый.

Проверь слова, да не спеши,

Красиво, грамотно спиши.

Какие слова произносим одинаково?

Д. Спеши, спиши.

У. Как пишем эти слова?

Д. В слове спеши пишем букву е, так как проверочное слово спешка. В слове спиши - гласную и, проверяем словом пишет.

Домовенку очень понравилось, как вы дружно работ и он подарил вам еще один комплимент.

На доску прикрепляется карточка или слайд

Карточка

Я вами горжусь!

Домовенок решил дать последнее задание, которое называется осенний сад. Но деревья в нашем саду необычные: вместо плодов на нем выросли слова, чтобы собрать урожай нам необходимо вставит пропущенную букву в каждое слово. Оглянитесь, вокруг вас множество букв, найдите ту букву, которую нужно вставить в первое слово, во 2 слово…..

Дети «по цепочке» выполняют задание.

VI. Итог урока

У. Домовенок опять улыбается и надеется, что вы не будет больше допускать ошибки. Еще раз повторим, как проверит безударную гласную в корне?

Работа по схеме.

Домовенку понравилось, как вы работаете, и он приготовил каждому из вас медальки комплименты.

Ребятам вручаются медальки с индивидуальными комплиментами: Чудесно! Браво! Умница! Бесподобно! Отлично! Здорово! Классно!...