Почему местоимение так называется. Русский язык "Общее понятие о личных местоимениях" (4-й класс)

Местоимение

Местоиме́ние

Класс слов, отношение которых к частям речи спорно: очевидно их единство, но они обнаруживаются во всех частях речи. Задача местоимений – не называя явлений действительности (как это делают обычные слова), указывать на них. Указывать же необходимо, чтобы задавать вопросы (Кто? Где? Почему?) и отвечать на них (Это там); высказываться отрицательно (Никто никуда не спешит); неопределённо (Есть кое-что; Нечто странное) или, напротив, определённо (Всё пропало; Любой поймёт). В решении этих задач сложились разряды местоимений: вопросительные, указательные, отрицательные, неопределённые и определительные. В каждом разряде местоимения могут быть эквивалентами существительных, прилагательных, числительных и наречий. Считается, что в рус. языке есть и местоименный глагол что делать. Особое место среди местоимений занимают личные и возвратные. Фонд местоимений пополняется прилагательными следующий, аналогичный, выражениями что попало, чёрт знает куда. Числительное один может использоваться как местоимение: в одном городе.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Местоимение

МЕСТОИМЕНИЕ (лат. pronomen). М-ми наз. такие существительные (см.) и прилагательные (см.), которые не являются названиями самостоятельных предметов или определенных признаков предметов независимо от данной речи, а только указывают на отношение тех или других предметов или признаков к данной речи, т.-е. получают различное значение, определяемое из данной речи. М. делятся на личные и неличные . Личные М. (см.) называют тот или другой предмет не сам по себе, а лишь в его отношении к лицу речи; так, М. «я, меня» и пр. могут относиться к какому угодно предмету, указывая лишь на тождество его с лицом говорящим, и т. д. Из неличных М. притяжательные (мой, твой, свой и пр.) указывают на отношение того или другого предмета к другому предмету, являющемуся лицом речи; остальные - на разные другие отношения данных предметов мысли к данной речи, наприм., на тождество данного предмета или признака с предметом или признаком, названным в речи другим словом (он, сам, самый, такой и пр.) или на то, что название или сущность данного предмета или признака безразлично для данной речи (кто-то, какой-то, некто и пр.); или то, что предмет или признак предмета в данной вопросительной речи представляются неизвестными и должны быть определены в следующей ответной речи (кто, что, какой, чей и пр.), или на то или другое отношение данного предмета к месту или времени речи (этот, тот). Б. ч. М. образует формы склонения как в русском, так и в других индоевропейских языках, отлично от других существительных и прилагательных, что и послужило в свое время поводом к выделению М. в особую часть речи. На самом деле М. в целом отличается от остальных существительных и прилагательных не по грамматическим признакам, а по значению и потому особой части речи или грамматмческой категории не составляет. По значению же М. принадлежит к неграмматическому классу т. н. местоименных слов (см.).

Н. Д. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Смотреть что такое "местоимение" в других словарях:

    МЕСТОИМЕНИЕ, местоимения, ср. (грам.). Название одной из частей речи слово, само по себе не означающее определенного предмета, или числа (в отличии от имени сущ., прил., числ.), но приобретающее такое значение в зависимости от данной речи (букв.… … Толковый словарь Ушакова

    МЕСТОИМЕНИЕ, часть речи класс слов, которые указывают на лицо, предмет или признак, не называя их (он, это, такой и т.п.). По значению выделяются разряды местоимений, например в русском языке личные, возвратные, притяжательные, вопросительно… … Современная энциклопедия

    Часть речи класс слов, которые указывают на предмет (лицо) или признак, не называя его (он, это, такой и т. п.). По значению выделяются разряды местоимений, напр. в русском языке личные, возвратные, притяжательные, вопросительные,… … Большой Энциклопедический словарь

    МЕСТОИМЕНИЕ, я, ср. В грамматике: слово (существительное, прилагательное, числительное или наречие) в предложении, указывающее на предмет или признак и замещающее соответствующие знаменательные имена и наречия. Личные, возвратные, указательные… … Толковый словарь Ожегова

    Местоимение - МЕСТОИМЕНИЕ (лат. pronomen). М ми наз. такие существительные (см.) и прилагательные (см.), которые не являются названиями самостоятельных предметов или определенных признаков предметов независимо от данной речи, а только указывают на… … Словарь литературных терминов

    Местоимение - МЕСТОИМЕНИЕ, часть речи класс слов, которые указывают на лицо, предмет или признак, не называя их (“он”, “это”, “такой” и т.п.). По значению выделяются разряды местоимений, например в русском языке личные, возвратные, притяжательные,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Местоимение самостоятельная часть речи, употребляемая вместо имени существительного, прилагательного, числительного, наречия или его характеристики и указывающая на них, их отношение к иным предметам, явлениям и т. д. Содержание 1 … Википедия

    Местоимение - Местоимение лексико семантический класс знаменательных слов, в значение которых входит либо отсылка к данному речевому акту (к его участникам, речевой ситуации или к самому высказыванию), либо указание на тип речевой соотнесённости слова с… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Я; ср. Лингв. Часть речи, к которой относятся слова, указывающие или называющие предметы или их признаки, не раскрывая их содержания, и выступающие в речи вместо слов, относящихся к существительному, прилагательному или числительному. Личные… … Энциклопедический словарь

    Калька из лат. prōnōmen, греч. ἀντωνυμία, т. е. вместо имени; см. Томсен, Gesch. 19 … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Книги

  • Местоимение "это" и его функциональные омонимы. Монография , Бабайцева Вера Васильевна. Монография посвящена актуальной проблеме функционирования омокомплекса это в простом, сложном предложениях и тексте (сложном синтаксическом целом) в аспекте переход-ности и синкретизма.…

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена.

Цели урока:
Образовательные:

  • обобщение и систематизирование знаний по теме: «Местоимение»
  • контроль и оценка ЗУН по теме: «Местоимение как часть речи»
  • расширение кругозора учащихся при выполнении заданий

Развивающие:

Воспитательные:

  • воспитание коммуникативности
  • привитие культуры общения
  • воспитание интереса к предмету

Оборудование:

  • компьютер
  • мультимедийная приставка
  • экран

Форма проведения урока: урок-игра.
Учащимся заранее даётся задание: разделиться на две команды, выбрать капитана команды и консультанта.

Ход урока

1. Организационный момент.
Подготовка к уроку. Слово учителя.
Дорогие ребята, тема нашего урока - «Обобщение по теме «Местоимение как часть речи». Сегодня вы должны будете показать знания, умения и навыки, которые приобрели на предыдущих уроках: умение находить местоимения в тексте, отличать от других частей речи, определять разряд, указывать морфологические признаки, а также правильно употреблять местоимения в речи.
Но урок у нас будет не совсем обычный. Урок – игра. Класс разделён на 2 команды, которые уже выбрали капитана и помощника-консультанта, к которому команда может обратиться за помощью. Команды не имеют названия. Они их получат только в конце урока, в зависимости от того, кто будет победителем, а кто побеждённым. За каждый правильный ответ или выполненное задание команда получает жетон. Победитель определяется по большему количеству жетонов.
Итак, отправляемся в удивительное путешествие в страну Местоимений. Сегодня вы ещё раз убедитесь, как удивительно интересен русский язык.

2. Повторение и обобщение. Выполнение заданий.
(При выполнении заданий конкурса используется компьютерная презентация, в которой даются и задания, и ответы к ним).
Учитель:
Почему местоимение имеет такое название?
(Местоимение так называется, потому что употребляется вместо имени существительного, имени прилагательного и имени числительного.)
Чем отличается местоимение от этих частей речи?
(Местоимение указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.)

Конкурс 1 «Кто быстрее». (Слайд 2 «Разряды местоимений»)
Задание: За минуту записать все разряды местоимений.
Учитель:
С каким первым разрядом мы с вами познакомились?
Расскажите, что обозначает личное местоимение, приведите примеры.
(Первый разряд – личные местоимения. Личное местоимение указывает на лицо:
1 - я, мы;
2 - ты, вы;
3 – он, она, оно)
Как изменяются личные местоимения, какими членами предложения они являются ? Ответ подтвердить примерами.
(Личные местоимения изменяются по числам и падежам, в 3 лице местоимение он изменяется и по родам. В предложении они являются дополнением и подлежащим).

Конкурс 2 «Подумайте». (Слайд 3 «Подумайте». Личные местоимения)
Задание:
Прочитайте выразительно стихотворение. Найдите личные местоимения, укажите их падеж.

Какими членами предложения они являются?

Конкурс 3 «Отгадай загадки». (Слайд 3)
1. Какое личное местоимение, если к нему добавить шипящую согласную и мягкий знак, превратится в маленького грызуна? (М ы -шь)
2.Какие 3 личных местоимения, если их соединить, кричат, что они чистые?
(Вы -мы -ты )
3.Какие 2 личных местоимения мешают движению по дорогам? (Я -мы )
4.В каком местоимении 2 звука, одна буква? (Я )

Учитель:
–Какой разряд имеет всего лишь одно местоимение?
(Возвратное местоимение себя )
–Что вы знаете об этом местоимении?
(Себя указывает на того, о ком говорят. Изменяется по падежам, но не имеет И.п.)

Конкурс 4 «Подумайте». (Слайд 4)
Задание:
Поставьте возвратное местоимение СЕБЯ в нужном падеже.
1.Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привёз отцу своему Жар-птицу, а (…) – невесту, Елену Прекрасную.
СЕБЕ Д.п .
2.Иван-царевич лёг спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с (…) лягушачью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь.
СЕБЯ – Р.п.
3. «Сколько ни держать при (…) , - думает царь, - а отдавать надобно: дело неминучее!»
СЕБЕ – П.п.
4.- Не за перстнем ты здесь: отдал тебя отец морскому царю. Выйдет морской царь и возьмёт тебя с (…) в подземное царство.
СОБОЮ – Т.п.

Учитель:
–Что вы знаете о притяжательных местоимениях?
(Притяжательные местоимения указывают на принадлежность, отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?)
– Перечислите притяжательные местоимения.
(Мой, твой, наш, ваш, её, его, их ) (слайд 5)

Конкурс 5 «Подумайте». (Слайд 5)
Задание: Прочитайте стихотворение, найдите ошибки, замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными.

Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:
«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:
Детям надо наполнять ихние желудки».
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упрёки.
Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит каждый день».
А.Хайт

(евонный – его, ихние – их, ейные – её)

Конкурс 6 «Отгадай загадки».
Задание: Найти местоимения. Указать разряд. (Слайд 6)
1.Кто ходит ночь и ходит день,
Не зная, что такое лень? (Часы)
2.Что возвратить нельзя? (Время) (Что – вопросительное местоимение)
3.Кто без кисти и белил
Крыши города белил? (Дед Мороз) (Кто – вопросительное местоимение)
4.Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (Картошка) (Что – вопросительное местоимение, мы -личное)

Учитель:
–Почему вопросительные местоимения так называются? Какие вопросительные местоимения вы ещё знаете?
(Вопросительные местоимения – это вопросы существительного, прилагательного и числительного, употребляются только в вопросительных предложениях.)
С каким разрядом можно перепутать вопросительные местоимения?
(Вопросительные местоимения можно перепутать с относительными.)
–Чем отличаются относительные местоимения от вопросительных?
(Относительные местоимения служат для связи простых предложений в составе сложных. Вопросительные местоимения указывают на вопрос, употребляются только в вопросительных предложениях.) (Слайд 7)

Конкурс 7
Задание :
Команды должны придумать по 2 предложения с вопросительными местоимениями, а команда соперников перестроить предложения так, чтобы вопросительное местоимение стало относительным.
(Читают по очереди, начинают с предложения с вопросительным местоимением.)
Например:
Кто едет на велосипеде? (Кто – вопросительное местоимение.)
Я знаю, кто едет на велосипеде. (Кто – относительное местоимение.)

Учитель:
–Какие разряды местоимений образованы от вопросительных?
(Неопределённые и отрицательные)
–Приведите примеры неопределённых местоимений. С помощью чего они образуются?
(Неопределённые местоимения образуются при помощи приставки не -, суффиксов –то, -либо, -нибудь и приставки кое-)
–Приведите примеры отрицательных местоимений. С помощью чего они образуются?
(Отрицательные местоимения образуются при помощи приставок не- и ни-)
(слайд 8)

Конкурс 8 «Подумайте». (Слайд 9)
Задание: Прочитайте текст. Найдите отрицательные и неопределённые местоимения.
Собрались как-то трое друзей и стали спорить, кто лучше сказку расскажет. Первый начал:
- В некотором царстве, в некотором государстве жил Некто . Пошёл он однажды по некоей дороге, нашёл нечто , встретил некоего человека, дал ему некоторую часть от найденного. Что у него осталось?
А второй и говорит:
- Ну что за сказка? Вот я расскажу, так расскажу. В каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то . Пошёл он по какой-то дороге, нашёл что-то . Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось?
Третий посмеялся и сказал:
- Ни в каком царстве, ни в каком государстве Никто не жил. Никто не шёл, никого не встретил, никому ничего не отдавал. Нечего и спрашивать, сколько у него осталось.
(Некотором, некто, некоей, нечто, некоего, некоторую, каком-то, кто-то, что-то, какой-то, кого-то, ни в каком, никто, никого, никому, ничего, нечего)

Учитель:
–Объясните правописание данных местоимений. (Слайд 9)
–Перечислите все определительные местоимения . (Слайд 10)
(Сам, самый, весь, всякий, любой, иной, другой, каждый)

Конкурс 9
Задание: Определить значение фразеологизмов. (Слайд 10)
Сам с усами (Нисколько не хуже других.)
Сам не свой (Расстроен, потерял душевное равновесие.)
Сам по себе (Самостоятельно, без помощи, отдельно.)
Само собой (Невольно, непроизвольно, без каких-либо усилий)

Учитель:
–Назовите ещё устойчивые сочетания, в которых употребляются определительные местоимения. Что они обозначают?
(При затруднении можно обратиться к Фразеологическому словарю.)
1.Сам за себя говорит. – Что-либо настолько очевидно, что не нуждается в объяснении, доказательстве.
2. Самое большее. – Не больше чем (столько-то).
3. Самое меньшее. – Не меньше, чем (столько-то).

Учитель
–Назовите указательные местоимения . (Слайд 11)
(Тот, этот, такой, таков, этот)

Конкурс 10
Задание: Прочитайте пословицы. Чему они учат?
Найдите в предложениях указательные местоимения. Определите падеж. Почему у местоимения ТАКОВЫ нет падежа? (Слайд 11) Местоимения каких разрядов встретились ещё в пословицах?

Конкурс 11

Задание: Замените данные выражения подходящими по смыслу устойчивыми сочетаниями, в состав которых входят местоимения. Определить их разряд.
Потерять самообладание, нечто неопределённое, смотреть внимательно, искусный мастер, спешить, скучать от безделья, чувствовать себя неловко, оглядываться беспрестанно.
(Для справок: выйти из себя, ни то ни сё, смотреть во все глаза, на все руки мастер, нестись на всех парусах, скучать от нечего делать, быть не в своей тарелке, оглядываться на каждом шагу.)

3. Итог урока
Учитель:
– Игра окончена. Подсчитайте, пожалуйста, свои жетоны. Мы от всей души поздравляем команду победителей, настоящих ценителей и знатоков русского языка. Ей присваивается название «Аборигены». Команде соперников – «Туристы». Как вы думаете, почему? (При затруднении учащиеся могут обращаться к Толковому словарю.)
А теперь давайте подведём итог нашего урока. Только я хочу знать мнение вас всех и поэтому предлагаю воспользоваться сигнальными карточками.

Рефлексия:
1.Понравился ли вам урок? (использование сигнальных карточек)
Зелёный – да, жёлтый – наполовину; красный – нет.
2.Выполнены ли те цели, которые были поставлены в начале урока? (использование сигнальных карточек)
Зелёный – да; жёлтый – наполовину; красный – нет.
3.Хотелось бы вам чаще проводить такие уроки? (использование сигнальных карточек)
Зелёный – да, жёлтый – наполовину, красный – нет.
4.Какая форма работы вам понравилась больше?
5.Что вызвало затруднения?

4. Домашнее задание:
Подготовиться к контрольному словарному диктанту по разделу: «Местоимение».

Используемая литература:

1.Г.Александрова. Занимательный русский язык/ серия «Нескучный учебник». Санкт-Петербург. «Тригон», 1997.– 656 с., илл.
2.Е.А.Быстрова и др..Учебный фразеологический словарь русского языка. Пособие для учащихся нац.школ.– Л.:Просвещение, 1984.– 271 с.
3.Русский язык: Практика: Сб.задач и упражнений: Учебное пособие для 6-7кл. общеобразоват.учреждений / Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Пименова. Науч.ред. В.В.Бабайцева.– 5-е изд.–М.: Просвещение: АО «Моск.учеб.», 1998.– 256 с.: илл.
4.С.Е.Ожегов.Словарь русского языка: 70000 слов (Под ред. Н.Ю.Шведовой.– 22-е изд., стер.– М.: Рус.яз., 1990.–921 с.

Очень многие русские слова имеют «говорящее» строение. Поэтому не удивительно, что термины науки о русском языке имеют «говорящие» названия. Почему местоимение так называется? Как объяснить деление самостоятельных частей речи на имена и неименные обозначения?

Именные и неименные термины

Практически все морфологические понятия можно объяснить даже без учебника. Достаточно внимательно вчитаться в них, посмотреть на строение этих терминов русского языка. Если начать с первой ступени деления, получается следующее:

Самостоятельные , потому что имеют самостоятельное значение, отвечают на значимые вопросы, выполняют определенную функцию в предложении; они сами по себе значимы и важны;

Служебные , потому что «находятся на службе у значимых»; служат для связи слов в коммуникативных единицах (предложении и словосочетании); для образования новых форм; для придания дополнительных значений, эмоциональных оттенков.

Особняком стоят междометия и звукоподражания. Понятие «междометие» - точное заимствование с арабского языка, где первая половинка обозначает «похвалу», вторая – «порицание». Звукоподражания – это подражания звукам живой и неживой природы.

Обратимся к значимым словам, ведь герои нашей статьи «живут» именно в этой группе.

Все самостоятельные слова-термины можно условно поделить на именные и неименные. Именные в своем названии имеют слово «имя».

1) Существительное. Дословное повторение из латинского – «nomen substativum». То, что существует. Все сущее на земле: предметы, идеи, концепции, множества предметов, люди и т.д. Почему необходимо беречь свое имя? Потому что это обозначение тебя.

2) Прилагательное. Калька из латинского – «nomen adjectivum». То, что прилагается. К чему? К сущему на земле. Это признаки объектов, предположений, идей, людей и т.д. Какой предмет? Какая вещь?

3) Числительное. Зеркальное отображение – «nomen numerale». Обозначение для чисел.

Глаголы, глагольные формы и наречия являются неименными единицами:

Глагол. Древнерусское «глаголъ» - «выражение». Производное – «глаголить» - «говорить». Имена, просто сказанные, обозначают только предметы, признаки, числа. Полноценной смысловой нагрузки они не несут. О них нужно что-то говорить, «глаголить». Только тогда получится коммуникативная единица – призыв, побуждение, просьба, неспешное повествование, вопрос и т.д. Впрочем, в самом значении слова «глаголить» заложено действие.

Наречие. Одно из значений древнерусского слова «глаголъ» - «речь». А в названии этого морфологического термина есть частица «-реч-». Следовательно, наречие приближено к глаголу. Латинское слово «adverbium» переводится, как «приглаголие». Древнерусские лингвисты просто изменили приставку. Но смысл остался – наречие «накладывается» на глагол.

Почему местоимение так называется? Как определить этимологию термина? - Ответы лежат на поверхности.

Тайна местоименного слова

Это значимая часть речи. И входит она в группу именных слов. Калька из латинского – «prōnōmen». Дословный перевод – «вместо имени».

То есть, местоимение «заняло место значимого слова». Какого? Которое было употреблено в предыдущем предложении. Которое подразумевается. О котором говорят. Как понять, кого именно заменило местоимение? Нужно спросить.

Если слово-предмет употреблено ВМЕСТО существительного, то оно отвечает на такие вопросы, как: кто? что? кому? чему? и т.д. Я, ты, он, ему, к ним.

Если слово-определение использовано ВМЕСТО прилагательного, то оно отвечает на такие вопросы, как: какой? какому? какие? Некий, какой-то, какие-либо.

Если слово-количество употреблено ВМЕСТО числительного, то его основной вопрос – сколько? Столько, несколько, столько-то, сколько-либо.

Местоимение не называет конкретную вещь, конкретный признак или количество, оно только указывает на них.

Очень многие русские слова имеют «говорящее» строение. Поэтому не удивительно, что термины науки о русском языке имеют «говорящие» названия. Почему местоимение так называется? Как объяснить деление самостоятельных частей речи на имена и неименные обозначения?

Именные и неименные термины

Практически все морфологические понятия можно объяснить даже без учебника. Достаточно внимательно вчитаться в них, посмотреть на строение этих терминов русского языка. Если начать с первой ступени деления, получается следующее:

Самостоятельные , потому что имеют самостоятельное значение, отвечают на значимые вопросы, выполняют определенную функцию в предложении; они сами по себе значимы и важны;

Служебные , потому что «находятся на службе у значимых»; служат для связи слов в коммуникативных единицах (предложении и словосочетании); для образования новых форм; для придания дополнительных значений, эмоциональных оттенков.

Особняком стоят междометия и звукоподражания. Понятие «междометие» - точное заимствование с арабского языка, где первая половинка обозначает «похвалу», вторая – «порицание». Звукоподражания – это подражания звукам живой и неживой природы.

Обратимся к значимым словам, ведь герои нашей статьи «живут» именно в этой группе.

Все самостоятельные слова-термины можно условно поделить на именные и неименные. Именные в своем названии имеют слово «имя».

1) Существительное. Дословное повторение из латинского – «nomen substativum». То, что существует. Все сущее на земле: предметы, идеи, концепции, множества предметов, люди и т.д. Почему необходимо беречь свое имя? Потому что это обозначение тебя.

2) Прилагательное. Калька из латинского – «nomen adjectivum». То, что прилагается. К чему? К сущему на земле. Это признаки объектов, предположений, идей, людей и т.д. Какой предмет? Какая вещь?

3) Числительное. Зеркальное отображение – «nomen numerale». Обозначение для чисел.

Глаголы, глагольные формы и наречия являются неименными единицами:

Глагол. Древнерусское «глаголъ» - «выражение». Производное – «глаголить» - «говорить». Имена, просто сказанные, обозначают только предметы, признаки, числа. Полноценной смысловой нагрузки они не несут. О них нужно что-то говорить, «глаголить». Только тогда получится коммуникативная единица – призыв, побуждение, просьба, неспешное повествование, вопрос и т.д. Впрочем, в самом значении слова «глаголить» заложено действие.

Наречие. Одно из значений древнерусского слова «глаголъ» - «речь». А в названии этого морфологического термина есть частица «-реч-». Следовательно, наречие приближено к глаголу. Латинское слово «adverbium» переводится, как «приглаголие». Древнерусские лингвисты просто изменили приставку. Но смысл остался – наречие «накладывается» на глагол.

Почему местоимение так называется? Как определить этимологию термина? - Ответы лежат на поверхности.

Тайна местоименного слова

Это значимая часть речи. И входит она в группу именных слов. Калька из латинского – «prōnōmen». Дословный перевод – «вместо имени».

То есть, местоимение «заняло место значимого слова». Какого? Которое было употреблено в предыдущем предложении. Которое подразумевается. О котором говорят. Как понять, кого именно заменило местоимение? Нужно спросить.

Если слово-предмет употреблено ВМЕСТО существительного, то оно отвечает на такие вопросы, как: кто? что? кому? чему? и т.д. Я, ты, он, ему, к ним.

Если слово-определение использовано ВМЕСТО прилагательного, то оно отвечает на такие вопросы, как: какой? какому? какие? Некий, какой-то, какие-либо.

Если слово-количество употреблено ВМЕСТО числительного, то его основной вопрос – сколько? Столько, несколько, столько-то, сколько-либо.

Местоимение не называет конкретную вещь, конкретный признак или количество, оно только указывает на них.