Олимпиадные задания русский 10 кл школьный этап. Б) Дополнительная литература

Олимпиада по русскому языку для 10-11 классов

Общее время выполнения работы - 2 часа.

Вводная часть:

1. Задания можно выполнять в произвольном порядке. Однако н омер, присвоенный заданиям, менять нельзя, его следует указывать при письменном оформлении выполненного задания.

2. При оценивании выполненного задания учитывается орфографическая, пунктуационная, грамматическая и речевая грамотность его письменного оформления; за каждую допущенную ошибку снимается по 0,1 б.

    задание.

Расставьте ударение в словах

Кренить, заплесневеть, иконопись, перчить, оптовый, ломота, украинский, гастрономия, столяр, ходатайствовать, осведомить, исчерпать, пломбированный, бомбардировать, закупорить, красивее, завитый, кедровый, христианин, зубчатый.

    задание.

Назовите функции буквы Ё в русском языке. Что вы знаете о её происхождении?

В какие из приведённых ниже слов следует её вставить?

Аф...ра, добряч...к, ж…лчный, понож...вщина, оп...ка, тренаж...р, ман...рвы, перц...вый, св...кла, шоф...р, углубл…нный, одноврем...нный, размеж...ванный.

    задание.

Найдите производящие основы для указанных ниже слов (они даны в начальной форме). Определите способ словообразования для каждого слова и укажите словообразовательные средства. В чем заключается особенность некоторых из этих слов с учетом характера производящих основ?

Неосторожно, неотразимость, фокусничать, невнимательность, необходимо, бродяжничать.

    задание.

В предлагаемых примерах из современной художественной и публицистической литературы найдите видоизменённые крылатые слова; восстановите их исходную форму и определите их источник (произведение, автор). Каково происхождение выражения "крылатые слова"!

1. Звёзды, как известно, без особой нужды в небе не зажигаются. 2. Забор стоял прочно. И навсегда на нём запечатлелась (правда, местами потёртая) надпись о том, что вся правда в вине. 3. Я стоял посреди этой красоты и вдруг вспомнил строчку поэтессы. Она гордилась тем, что научила женщин говорить, а скульптор научил камни красноречиво молчать. 4. Они скептически смотрели на ветеранов и ничего не знали о той самой дубине, которая вдруг может подняться на врага. Их этому не учили. А жаль! 5. Мальчики уходили в неизвестность. А матери, понятно, - плакать и ждать. Все невечно, но - доколе матери тужить?

5 задание.

Замените запись с использованием цифр на буквенную запись. Сложные слова (числительные и прилагательные), в состав которых входят числительные, разберите по составу.

С 1983 года, 50-дневный, с 600 книгами.

6 задание.

В стихотворении Е. Баратынского "Водопад" встречаются два очень оригинальных оксюморона. Найдите их в приведённом ниже фрагменте и объясните, на чём они основаны. Звуковые особенности каких слов позволяют считать эти строки стихотворными? Передайте звуковой облик этих слов графически.

Как очарованный стою

Над дымной бездною твоею.

И, мнится, сердцем разумею

Речь безглагольную твою.

7 задание.

Определите коммуникативные функции вопросительных предложений в приведённых ниже фрагментах из произведения Ю.Казакова.

1. Уже занеся ногу в окно, Песков оглянулся на Лену.

- А ты что? - удивился он.

- Лезь, лезь, - грустно и нежно отозвалась Лена. - Покуришь, выходи, на рассвет

посмотрим.

2. Ему казалось, что она должна вот-вот выйти, вскрикнуть, увидев его, кинуться ему навстречу или притвориться рассеянной, равнодушной, спешащей куда-то. Что она? Как? Думает ли о нём, ждёт ли его так же, как он её? Или забыла?

3. Я увидел свой дом издалека, окна светились во тьме, желтили полосами снег, и так всё и звало к миру, к согласию, что думалось: "Ссориться перед лицом этой жестокой природы? Когда человек так покинут здесь, так одинок под ледяными сполохами и так, в сущности, должен быть нежен к другому человеку!"

8 задание.

Расставьте знаки препинания в предложении .

Перед вечером когда уже после многих споров и ошибок генералов зашедших не туда куда надо после рассылок адъютантов с противупоказаниями стало ясно что неприятель везде бежит и сражения не может быть и не будет Кутузов огромная свита сопровождала его выехал из Красного и переехал в Доброе куда была переведена в нынешний день главная квартира.

9 задание.

Определите значение придаточной части и укажите, к какой части речи относится компонент, связывающий придаточную часть с главной, назовите его функцию в каждом предложении.

1. Из воды в глаза ударило солнце, словно под лодку вдруг подставили зеркало. 2. Иван Грозный любви народной не заслужил, хотя и пытались его когда-то изображать почти народным царем. 3. По преданию, где-то возле самого большого на Громотушке омута живет леший, отчего омут прозывается Лешачиным. 4. Города, сколь бы они ни различались между собою, не обособлены друг от друга. 5. Вам, дорогой Федор Ксенофонтович, завтра утром надлежит быть в Москве. Вы назначены командиром мехкорпуса, так что поздравляю. 6. Раз человек сознает свое истинное призвание, то удовлетворить его могут только религия, науки, искусства, а не эти пустяки.

10 задание.

Прокомментируйте высказывание академика Д. С. Лихачева, обосновав свою точку зрения.

Заставить аудиторию рассмеяться - значит наполовину убедить ее в своей правоте.

Ответы

1задание. КренИть, заплЕсневеть, Иконопись, пЕрчить, оптОвый, ломОта, украИнский, гастронОмия, столЯр, ходАтайствовать, освЕдомить, исчЕрпать, пломбирОванный, бомбардировАть, закУпорить, красИвее, завИтый, кедрОвый, христианИн, зубчАтый. (1 балл за правильный ответ. Итого: 20 б.)

2 задание. Каждая названная функция буквы - 1 б.

Всего:3 б.

История буквы ё - до 3 б.

Орфография: 1 слово - 1 б.

Всего: 7 б.

Итого: 13 б.

1. Буква ё обозначает а) звук [о] и б) указывает на мягкость предшествующего согласного звука (кроме шипящих и ц), если стоит после буквы, обозначающей согласный звук, в) Обозначает два звука [j] и [о], если стоит после Ъ и Ь, в начале слова или после букв, обозначающих гласные звуки.

2. Необходимость в букве ё появилась в русском письме примерно в XII - XIII вв, когда начал действовать закон изменения ударенного звука [э], находящегося в позиции после мягкого согласного перед твёрдым, в звук [о]. Например: [с"э]стры? [с"остры] Она была предложена Н.М. Карамзиным (по другой версии Е. Р. Дашковой) и впервые употреблена в печатном тексте в 1797 г. Это было слово "слезы" в сборнике стихотворений "Аониды" Н.М. Карамзина. По другой версии, это случилось раньше - в 1795 г. (сказка И.И. Дмитриева "Причудница").

3. Жёлчный и доп. желчный, тренажёр, манёвры и маневры, свёкла, шофёр, углублённый, размежёванный.

3 задание. Приставочным способом образованы слова: ненадолго от надолго ( приставка НЕ- ). Суффиксальным способом образованы слова: важничать – от важный ( суффикс –ИЧА -), вдумываться от вдуматься ( суффикс –ЫВА -). Особенностью слов недопустимо, объединяться , умничать является то, что для них в языке имеются две равноценные производящие основы: недопустимо - образовано от допустимо ( приставка НЕ- ) приставочным способом или от недопустимый ( суффикс -О ) суффиксальным способом; умничать – образовано суффиксальным способом от умник ( суффикс –А- ) или от умный ( суффикс – ИЧА - ); объединяться образовано суффиксальным способом от объединиться ( суффикс –Я-) или от объединять (суффикс СЯ ). Кроме того, можно отметить наличие чередования в случае образования умничать от умник (к//ч).

За каждый правильный ответ по 1 б. Итого: 6 б.

4 задание. Восстановление исходной формы выражения - 1 б. 5 = 5 б. Указание названия произведения - 0,5 б , его автора - 0,5 б . Всего:1 б. · 5 =5 б. 3. Происхождение выражения - до 1 б.

Итого: 5 б. + 5 б. + 1 б =11 б.

1 . "Послушайте! Ведь если звёзды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?" - первые строки стихотворения В.Маяковского "Послушайте!". 2. Истина в вине (In vino veritas) -выражение восходит к "Естественной истории" Плиния Старшего. Оно использовано А.Блоком в стихотворении "Незнакомка". 3. "Я научила женщин говорить" - из "Эпиграммы" А.Ахматовой. 4. "Дубина народной войны" - выражение из романа Л.Толстого "Война и мир". 5. "Доколе матери тужить., Доколе коршуну кружить" - из стихотворения А.Блока "Коршун".

2 Выражение восходит к Гомеру, в поэмах которого оно встречалось много раз. Н-р: "Между собой обменялись словами крылатыми тихо" (Гомер "Иллиада", "Одиссея").

5 задание. К восьмистам студентам, двухсоттысячный, в две тысячи семьдесят восьмом году. Дв/ух/сот/тысяч/н/ый: корни дв, сот, тысяч ; суффикс – н ; соединительный элемент (аналог соединительных гласных) – ух ; окончание – ый . Восьм/и/ст/ам: корни - восьм, ст ; окончания - и, ам; в основу не входят окончания.

За каждый правильный ответ по 1 баллу. Итого: 6 баллов.

6 задание. Объяснение каждого оксюморона - до 2 б.

2. Транскрипция каждого из 4-х слов - 0,5 б.

Итого: 6 б.

1. Оксюморон "сердцем разумею" основан на соединении слова "разумею" (понимаю (умом) со словом "сердце "; сердце же принято считать средоточием чувств, а не ума.

2. Оксюморон "речь безглагольная" основан на соединении слова "речь" (произносимое (сказанное), слова) со словом "безглагольная", однокоренным слову "глагол" (слово). В результате при буквальном прочтении этого сочетания рождается смысл "речь без слов // бессловесная речь // слова бессловесные"

3.[ cв jy - mв jy] ; [ твjэj - рзум’эjy]

В качестве правильного варианта может засчитываться знак как знаменателя, так и числителя.

7 задание. Каждый ответ оценивается баллами от 0 до 2 в зависимости от его правильности,

полноты и аргументированности. Итого: 6 б.

1. Собственно вопрос, адресован с целью получения ответа.

2. Вопрос формально обращён к себе, но по сути является непосредственной эмоциональной (сомнение, тревога) реакцией на предполагаемое (ожидаемое) событие.

3. Предложение имеет лишь форму вопроса, но передаёт утверждение. Это риторический вопрос (трансформируется в повествовательное предложение "Нельзя ссориться пред лицом этой жестокой природы").

8 задание. Перед вечером, когда уже после многих споров и ошибок генералов, зашедших не туда, куда надо, после рассылок адъютантов с противупоказаниями стало ясно, что неприятель везде бежит и сражения не может быть и не будет, Кутузов (огромная свита сопровождала его) выехал из Красного и переехал в Доброе, куда была переведена в нынешний день главная квартира.

(Л. Н. Толстой)

По 1 б. за каждый знак препинания. Итого: 9 б.

9 задание. Все предложения являются сложноподчиненными:

1) с придаточным сравнения, словно - сравнительный союз, вводит придаточную часть;

2) с придаточным уступки, хотя (и) - уступительный союз, вводит придаточную часть;

3) с придаточным присоединительным, отчего - союзное слово (наречие, выступающее в функции союзного средства), вводит придаточную часть;

4) с придаточным уступки, сколь (ни) - союзное слово (наречие, выступающее в функции союзного средства), вводит придаточную часть;

5) с придаточным следствия, так что - подчинительный союз следствия, вводит придаточную часть;

6) с придаточным условия, раз… то - подчинительный союз условия, вводит придаточную часть.

По 1 б. за каждый правильный ответ. Итого: 12 б.

10 задание. 11 б.

Максимальный балл: 100 б.

Олимпиада по русскому языку 10 класс

Часть 1.

1. Поставьте ударение в следующих словах. Если ударение зависит от смысла слова, укажите это.

1. Включишь, клубы пыли - сельские клубы, мастерски, положить, упрочение; апартаменты, двоюродный, медикаменты, откупорить, понял, статуя; красивейший, металлургия, отняла, монолог, ходатайствовать, шприцы; лавровый венок - лавровое дерево, уведомить, на похоронах, ракушка, хозяева; гражданство, звонишь, вероисповедание, договор, столяр, языковые законы - языковая колбаса; нефтепровод, обеспечение, воспринять, одновременно, торты, феномен.

2. С чьими именами связывается происхождение письменности у славян?

3. Укажите различия в значении следующих однокоренных слов: мелкий – мелочный; геройский - героический; абонент – абонемент; хлопотный – хлопотливый; одеть – надеть; принести - занести.

4. Объясните значение следующих слов: Абориген, апелляция, парламентер, инкрустация, апологет, демагог, кредо, альтернатива, политикан, дифирамб, шокировать.

5. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания .

1. (В) продолжени… всего вечера он мног…значительно молчал и как (будто) пристально рас…матривал фотографии хр…нившиеся в семейном альбоме однако все (в)скоре пон…ли что это молчание лиш… затиш…е перед настоящей бурей.

3. Хорошо говорить знач…т хорошо думать (в)слух.

4. Вой волка восходил (в)верх печальными (полу)тонами и задерживался долго на высокой напряже…ой пронзительной ноте.

5. Способность Ломоносова в своих трудах опер…жать целые десятилетия его глубокая любовь к своему народу смелость в разрушени… старых взглядов все эти черты делают его бли…ким нам.

6. Хорошая книга как и плохая созд…ётся из одних и тех(же) слов ра…ставленных правда в ином порядке звучащих в иной инт…нации и благосл…венных перстом но уже то что первичное сырьё б…рётся из одной кучи даёт многим чудакам повод думать что и конечная пр…дукция должна ра…цениват…ся од…наковой мерой.

6. Найдите, объясните и исправьте ошибки в следующих предложениях.

2. Надо, чтобы именно вы играли в этом деле главную скрипку.

3. В этот период сложился и был сформулирован современный русский литературный язык.

4. Даровитое произведение молодого автора привлекло всеобщее внимание.

5. Многое в «Горе от ума» было настолько правдиво, метко, глубоко, что было воспринято русской общественностью в постоянный обиход.

6. Большим достоинством этого произведения является выразительный, калорийный язык.

7. Преступники были разоблачены и приговорены к ответственности.

8. Эта давящая атмосфера все более опутывала ее, не давая работать.

9. На конференции обсуждался вопрос о наиболее эффектных методах преподавания.

10. В образе Манилова Гоголь показал праздного мечтателя, который живет только мечтами и неспособного к практической деятельности.

11. Школа полностью и всесторонне подготовилась к новому учебному году.

12. В эти трудные дни я особенно оценил удивительно бережливое отношение ко мне моих друзей.

13. Факты были тем воздухом, опираясь на который, ученый пришел к большому открытию

14. Почки набухли, и скоро, как первые зубы, прорезались листочки.

15. Вот с таких мелочных инцидентов начинались в прошлом империалистические войны.

7. Исправить ошибки в лексической сочетаемости слов (напишите правильное сочетание, либо два сочетания с каждым из слов)

потерпеть победу

преклонить голову, склонить колени

долгий период

круглый час, неделя, месяц

бархатный месяц, период, время

повысить кругозор

усилить внимание

справиться с указаниями.

завершить обязательства

уделить значение

улучшить уровень

страстно сопротивляться

безысходное положение.

8. Найдите, объясните и исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях.

1. Это большая, дружная семья, воспитывающая восемь детей: самой старшей сестре еще не исполнилось 15 лет, а младшая – только почти родилась.

2. После окончания школы Иванов поступает работать на завод, где за короткое время приобрел квалификацию токаря.

3. Этим лицам разрешено совместительство, лишь бы общая сумма не превышала триста рублей.

4. Вика надела на Митю плащ и застегнула пуговицы. – Воротник поднимите, - сказал я. – Надо уходить в ночь с поднятым воротником. Так красившее.

5. Слушая эти сообщения, меня все время сверлила одна мысль.

6. Мы без доказательства приняли, что в обоих системах отсчета размер световых часов одинаков.

7. Его рассказы об увиденном и наблюденном частенько оказывались любопытными.

8. Покойный писатель выступает с заявлением протеста против фальсификации.

9. В доме царил беспорядок: на столе лежал молоток без никакой пользы.

10. В этот день Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями.

11. Четверым молодым работницам присвоен очередной профессиональный разряд.

12. Выросло целое поколение, для которых война – история.

Часть 2.

1. На примерах покажите, что некоторые иностранные слова, вошедшие недавно в современный русский язык, можно без ущерба для смысла заменить русскими по происхождению словами.

2. Отредактировать предложения.

1. Жители Калинова живут однообразной монотонной жизнью.

3. Нам показали новую игрушку для детей из пластмассы.

4. На линейке, посвящённой окончанию школы, мы спели свою лебединую песню.

5. Спортивные общества выполняют большую роль.

6. Необходимо увеличивать кругозор и улучшать культурный уровень.

7. Надвигались радостные события.

8. В местной газете написали о наших вопиющих достижениях.

9. Когда он приезжал к нам в гости, он обязательно привозил подарки.

10. В нашем институте с каждым годом увеличивается контингент студентов.

3. Творческая работа: эссе на заданную тему.

Ниже представлены афоризмы и тезисы. Требуется в письменной форме доказать либо опровергнуть одно из приведенных высказываний на выбор (объем эссе – не более одной страницы текста).

1.Угол зрения зависит от занимаемого места (закон Майлса).

2.У общества нет способов избавиться от взяточничества.

3. Чем меньше в обществе известных личностей, тем легче управлять страной.

4. Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей (А.С.Пушкин).

5. Никогда не знают, кто прав, но всегда известно, кто в ответе (закон Уистлера).

2015-2016учебный год.

Школьный этап

10 класс

ОТВЕТЫ

I. Владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение,произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.).

Задание 1

Запомнить правильную постановку ударения в словах, трудных с орфоэпической точки зрения,помогает подбор к ним рифм и составление из получившихся пар двустиший, например:

Не будем улыбаться,

Хватит баловАться.

давнИшний, Исстари, призЫв, цепОчка

За каждое двустишие с правильно поставленным в слове ударением – 2 балла

Всего 8

II. Знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии .

Задание 2

Потеряв настоящий свой выговор, походит на древний камень, не у места лежащий, о

который все спотыкаются и не относят его в сторону затем только, что он древний и некогда нужен

был для здания».

Для меня непонятно, зачем предки наши сделали __________ сторожем всех согласных конечныхбукв. Звук, издаваемый им, то есть тупой, находится во всех языках; но кроме нашего ни в котором

нет особенного для него знака...».

1) Вставьте пропущенные названия букв.

2) Для какого «здания» была нужна первая вставленная Вами буква?

1. ѣ́ «ять», ъ«еръ» (по 1 баллу – 2)

 «Ять» позволяла различать на письме ставшие давно омонимичными корни. С упразднением

«яти» стали омонимами многие слова от разных корней с «е» и «ѣ»: ѣсть («принимать пищу») и

есть (ед. ч. 3-е лицо глагола «быть»), лечу (по воздуху) и лѣчу (людей), синѣ́е и си́нее, вѣ́дѣніе и

веде́ніе, и т. п.; частично эти совпадения компенсируются расстановкой (при необходимости)

ударений и точек над «ё»: всѣ «все» - все «всё» (до 2 баллов);

 Греч о роли буквы: «Это знак отличия грамотных от неграмотных» (2 балла);

 «Ять» была одной из немногих букв, графически разбивающих монотонность строки,

поскольку вертикальная черта выходит за верхнюю границу строки (2 балла).

Всего 8

III. Знание семантической системы современного русского литературного языка,

Задание 3

В 1570 году Иван Грозный пишет письмо английской королеве Елизавете I, в котором упрекает ее зато, что англичане нарушают правила торговли между странами:

Ажно у тебя мимо тебя люди владѣютъ, и не токмо люди, но и мужики торговые, и о нашихъ огосударскихъголовахъ и о честѣхъ и о земляхъ прибытка не смотрятъ, а ищутъсвоихъторговыхъприбытковъ. А ты пребываешь въсвоемъдевическомъ чину, как есть пошлая девица… И коли ужътакъ, и мы тѣдѣлаотставимъ на сторону.

Действительно ли царь в своем Послании стремится оскорбить Елизавету, называя пошлой девицей?

Докажите свою точку зрения.Всего 5 баллов

Ответ

Нет. Сочетание «пошлая девица» должно быть переведено на современный русский язык как«обыкновенная, простая девица». (2 балла)

См. перевод, подготовленный Я.С.Лурье и Д.С.Лихачевым:

Но, видно, у тебя, помимо тебя, другие люди владеют, и не только люди, а мужики торговые, и незаботятся о наших государских головах и о чести и о выгодах для страны, а ищут своей торговойприбыли. Ты же пребываешь в своем девическом звании, как всякая простая девица. А тому, кто хотябы и участвовал в нашем деле, да нам изменил, верить не следовало.Слово исторически содержит приставку по- и часть -шьл- (от гл.ходить) (2 балла), что и объясняетидею обыкновенности, обычности, несомую словом «пошлый» во времена Ивана Грозного. (1 балл)

Всего 5 баллов

IV. Знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов вхудожественном тексте

Задание 4

Системой жестов животные информируют друг друга о своих «правах» на это пространство, силе,голоде, намерении вступить в решительное сражение и т.д. Достаточно часто этот диалогзавершается тем, что один из участников, не вступая в бой, признает себя побежденным, сообщая обэтом противнику, например, поджимая хвост. Конрад Лоренс отмечал, что когда в конце дуэли воронподставляет другому ворону глаз или хищник подставляет другому горло – знаки признания себяпобежденным, – бой кончается и победитель, как правило, не пользуется возможностью физическиуничтожить побежденного. Выражающееся здесь различие между боевым поведением животных ичеловека породило первоначальный смысл русской поговорки: «_____________________________».

Вспомните еще 10 русских пословиц и поговорок, в которых фигурируют животные и птицы. Всего 13баллов

1. Ворон ворону глаз не выклюет

2. Сколько волка не корми – все в лес смотрит.

От волка бежал, да на медведя попал (напал)

Счастье, что волк: обманет да в лес уйдет.

Хочешь оленя за рога поймать – а он в лес.

Метил в ворону, а попал в корову.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Волка ноги кормят.

Волков бояться – в лес не ходить.

С волками жить – по волчьи выть.

Бодливой корове бог рог не дает.

Всяк кулик свое болото хвалит (славит)

Конь под нами – бог над нами

Собака лает, ветер носит.

    3 балла за верный конец. Если конец подходит лишь отчасти, например, приведены пословица

Лежачего не бьют, Худой мир лучше доброй брани или Драчливый петух жирен не бывает и пр., тов зависимости от степени близости поговорки к ответу выставляется 1 или 2 балла.

    За приведениефразы, не являющейся пословицей (поговоркой) или за приведение пословицы (поговорки), неподходящей по значению, баллы не выставляются.

    За каждую приведенную пословицу (поговорку), в которой фигурируют животные или птицывыставляется балл. Но не более 10 баллов.

Всего 13балов

V. Знание речевых и грамматических норм русского языка и понимание их обусловленностиязыковой системой.

Задание 5

Найдите, исправьте и прокомментируйте ошибки.

3. Мы не требуем, чтобы эти средства поступали непосредственно к нам, пусть они будут враспоряжении сельских администраций, а те сумеют ими распорядиться на пользу жителей.

5. Дети постарше, особенно в летний период, страдают отсутствием спортивных площадок –футбольных, волейбольных, теннисных и т.д.

Ответ оформите в виде таблицы .

Предложение сошибкой

Правильный вариант

Комментарий

Ответ

Предложение сошибкой

О том, что победуодержит «ЕдинаяРоссия», у меня дажесомнения не было

Правильный вариант

    У меня даже сомненияне было в том, чтопобеду одержит«Единая Россия»

В том, что победуодержит «ЕдинаяРоссия», у меня дажесомнения не было.

Комментарий

нарушена грамматическая связь между словами(управление) о том сомнения не было. Сомнение(в чем?) в правдивости, правоте, успехе.

Правильный вариант

    От фонда красныхпартизанов до нашихдней.От фонда красныхпартизан до нашихдней.

Комментарий

выбрана неправильная грамматическая формаслова партизаны. В родительном падежемножественного числа существительноепартизаны имеет нулевое окончание: партизан.

Правильный вариант

    Мы не требуем, чтобыэти средства поступалинепосредственно к нам,

пусть они будут враспоряжении сельскихадминистраций, а тесумеют ими

распорядиться на пользу...пусть они будут враспоряжении

сельскихадминистраций, а тесумеют распределитьих (средства) на

пользу жителей.распорядиться на пользу жителей:

Комментарий

Нарушенаграмматическая связь между словами(управление). В пользу (кого? чего?), в интересахкого-нибудь, в соответствии с чьими-нибудь

выгодами. На пользу (кому? чему?) людям.

Таким образом, надо писать: распорядиться впользу жителей или на пользу жителям.

неоправданный повтор однокоренных слов вжителей.распоряжении – распорядиться.

Служа закону – служимнароду.

исполняя закон,служим народу.

служа – нежелателен повтор однокоренных слов:

Предложение с ошибкой

Дети постарше,особенно в летнийпериод, страдаютотсутствием

спортивных площадок –футбольных,волейбольных, теннисных

Правильный вариант:

дети страдают от(из-за) отсутствияплощадок….

Комментарий

Ошибка в управлении: страдают отсутствиемплощадок: Страдать. 1. Испытывать страдание.

Страдать (от чего?) от боли. 2. чем? Иметь

какую-нибудь болезнь. Страдать (чем?)

головными болями. Страдать самомнением

(перен.). 3. Подвергаться чему-нибудь

неприятному, терпеть ущерб, урон от чего-нибудь.

Посевы страдают (от чего?) от сорняков.

По каждому примеру за правильный вариант по 1 баллу, за объяснения – до 2 баллов. (1х5 + 2х5 =15)

Всего 15

VI. Навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа.

Задание 6

1.Каково значение индоевропейского корня *kes-, если к нему восходят русские слова каша, коса,

кость, скала, час, черта, щепка, щель?

2. Определите буквальное значение приведенных слов, принимая во внимание значениеиндоевропейского корня.

Ответ

    Значение связано с идеей резания, ломания, рассечения, дробления.

Буквальное (первичное) значение выделенных слов:

    Каша – то, что раздроблено;

Коса – то, чем рассекают, разрубают;

Кость – обрубки, обломки;

Скала – то, что срезано, сломлено

Час – отрезок времени, рассекающий сутки, «нарезка» времени;

Черта – то, что разрезает, нацарапано;

Щепка – то, что отрублено, отломано;

Щель – то, что рассечено.

2 балла за определение значения, по баллу за определение каждого слова.

Всего 10

VII. Знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализаслова.

Задание 7

Как просклонять неопределенные местоимения некто, нечто? В какую систему склонения входятформы некого и нечего и какие морфологические и синтаксические особенности они имеют? Как онисоотносятся с формами некто, нечто?

Ответ

Неопределенные местоимения некто, нечто почти не имеют форм косвенных падежей. Местоимение

некто употребляется только в именительном падеже, а местоимение нечто - в именительном ивинительном падежах. (до 2 баллов)

Местоимения некого, нечего некому, нечему и т.д. являются отрицательными местоимениями ипотому не могут служить формами склонения неопределенных местоимений (до 2 баллов) Они, всвою очередь, не имеют форм именительного падежа (1 балл) и употребляются только в безличных

предложениях (некого бояться, нечему радоваться) (2 балла).

Всего 7

VIII. Знание синтаксической системы русского языка и умение анализироватьсинтаксические явления повышенной сложности.

Задание 8

    Составьте схему предложения, отразив в ней все синтаксические конструкции, определяющиепостановку знаков препинания.

    С предложением какого типа вы встретились?

    Определите типы придаточных предложений.

В бывшем кабинете деда, где даже в самые жаркие дни была могильная сырость, сколько бы ниоткрывали окна, выходившие прямо в тяжелую, темную хвою, такую пышную и запутанную, чтоневозможно было сказать, где кончается одна ель, где начинается другая, - в этой нежилойкомнате, где на голом письменном столе стоял бронзовый мальчик со скрипкой, - был незапертыйкнижный шкап, и в нем толстые тома вымершего иллюстрированного журнала. (В.Набоков)

Ответ

Приемлема любая схема, в которой отражены грамматические основы и есть попытка объяснитьпостановку знаков, связанных с уточнением и однородными членами.

До 5 баллов

2)Сложное предложение с сочинением и подчинением. 1 балл

1. В бывшем кабинете деда, где даже в самые жаркие дни была могильная сырость, … -

придаточное определительное

2. была могильная сырость, сколько бы ни открывали окна, выходившие прямо в тяжелую,темную хвою, такую пышную и запутанную… - придаточное уступки

3. в тяжелую, темную хвою, такую пышную и запутанную, что невозможно было сказать… -

придаточное степени

4. невозможно было сказать, где кончается одна ель, где начинается другая, - придаточныеизъяснительные

5. в этой нежилой комнате, где на голом письменном столе стоял бронзовый мальчик соскрипкой… - придаточное определительное

по баллу за каждый верно определенный пункт; всего – 5.

Всего 11

IX. Элементарная осведомленность в области истории русского языкознания.

Задание 9

В букварях и орфографических пособиях XVII – XIX вв. этот орфографический знак называлиединитный, единительный, знак единительства. Как называется этот знак сегодня? Каковы егофункции?

Ответ

Этот орфографический знак сегодня называется дефис (1 балл), реже – черточка (1 балл). Ониспользуется при написании сложных слов (1 балл), для переноса части слова с одной строки надругую (1 балл), при сокращенном написании слов, например, г-н – господин (1 балл), для передачи

на письме эмоционально окрашенной речи, например, О-о-очень хорошо! (1 балл).

Всего 6

X. Коммуникативные умения и навыки.

Задание 10

Существует анекдот:

Мальчик, почему ты плачешь? – Потерялся. – А как тебя зовут? – Не знаю. – А как зовут твоих

родителей? – Не знаю. – А адрес знаешь? – Знаю: www. мальчик. ru.

    Как известно, анекдоты указывают на «болевые точки» жизни общества. Почему стало возможнопоявление этого анекдота?

    В чем отрицательные и положительные стороны отраженного в этом анекдоте общественногоявления?

    Укажите лингвистический прием, при помощи которого в анекдоте создается юмористическийэффект.

Ответьте на каждый вопрос одним-двумя предложениями.

Ответ

Появление такого анекдота стало возможно в связи с повышением роли компьютера в обыденной

жизни человека, особенно с внедрением Интернета. (1 балл)

Отрицательные стороны компьютеризации и «интернетизации»: уход в «виртуальный» мир и

неумение существовать в реальном пространстве, сокращение (до сведения на нет) общения среальными собеседниками, ослабление коммуникативных потенций ребенка и др. (до 2 баллов)

Положительные стороны: увеличение скорости обработки информации, компактный способ еехранения, расширение возможностей работы с текстом и «картинкой», расширение коммуникативныхвозможностей человека (контакт со всем миром), сокращение времени на выполнение различных

видов интеллектуальных работ, платежей, отправки информации, расширение игровых возможностей

и др. (до 2 баллов)

Юмористический эффект анекдота создается за счет лексического повтора выражения – не знаю – иполисемии (многозначности) слова адрес: «местожительство, местонахождение» и «адресэлектронной почты, сайта». (до 4 баллов: название лингвистического средства + иллюстрация-

пример; два средства с двумя примерами)

Всего 9

XI. Творческие способности.

Задание 11

Творческая работа: эссе на заданную тему.

Ниже представлены афоризмы и тезисы. Требуется в письменной форме доказать либо опровергнуть одно из приведенных высказываний на выбор (объем эссе – не более одной страницы текста).

1. Угол зрения зависит от занимаемого места (закон Майлса).

2. У общества нет способов избавиться от взяточничества.

3. Чем меньше в обществе известных личностей, тем легче управлять страной.

4. Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей (А.С.Пушкин).

5. Никогда не знают, кто прав, но всегда известно, кто в ответе (закон Уистлера).

Критерии оценивания эссе:

    Соблюдение структуры (2 балла)

    Представление собственной точки зрения (2 балла)

    Аргументация фактами (2 балла)

    Использование терминов(2 балла)

    Представление различных точек зрения (2 балла)

    Самостоятельность и индивидуальность (2 балла)

    Логичность (2 балла)

    Использование приема обобщения (2 балла)

    Грамотность (14 баллов)

Всего 30

Всего 115 б

всего

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

2012-2013учебный год.

Школьный этап

10 класс

Задания

I. Владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.).

Задание 1

Запомнить правильную постановку ударения в словах, трудных с орфоэпической точки зрения, помогает подбор к ним рифм и составление из получившихся пар двустиший, например:

Не будем улыбаться,

Хватит баловАться.

Составьте подобные двустишия для слов:

давнишний, исстари, призыв, цепочка

За каждое двустишие с правильно поставленным в слове ударением – 2 балла

Всего 8 баллов

II. Знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии.

Задание 2

Потеряв настоящий свой выговор, походит на древний камень, не у места лежащий, окоторый все спотыкаются и не относят его в сторону затем только, что он древний и некогда нужен был для здания».

Для меня непонятно, зачем предки наши сделали __________ сторожем всех согласных конечных букв. Звук, издаваемый им, то есть тупой, находится во всех языках; но кроме нашего ни в котором нет особенного для него знака...».

1) Вставьте пропущенные названия букв.

2) Для какого «здания» была нужна первая вставленная Вами буква?

Всего 8 баллов

III. Знание семантической системы современного русского литературного языка

Задание 3

В 1570 году Иван Грозный пишет письмо английской королеве Елизавете I, в котором упрекает ее за то, что англичане нарушают правила торговли между странами:

Ажно у тебя мимо тебя люди владѣютъ, и не токмо люди, но и мужики торговые, и о нашихъ о государскихъголовахъ и о честѣхъ и о земляхъ прибытка не смотрятъ, а ищутъсвоихъторговыхъприбытковъ. А ты пребываешь въсвоемъдевическомъ чину, как есть пошлая девица… И коли ужътакъ, и мы тѣдѣлаотставимъ на сторону.

Действительно ли царь в своем Послании стремится оскорбить Елизавету, называя пошлой девицей?

Докажите свою точку зрения. Всего 5 баллов

IV. Знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте

Задание 4

Закончите строки, взятые из статьи Ю.М.Лотмана «Культура и взрыв»:

Системой жестов животные информируют друг друга о своих «правах» на это пространство, силе, голоде, намерении вступить в решительное сражение и т.д. Достаточно часто этот диалог завершается тем, что один из участников, не вступая в бой, признает себя побежденным, сообщая об этом противнику, например, поджимая хвост. Конрад Лоренс отмечал, что когда в конце дуэли ворон подставляет другому ворону глаз или хищник подставляет другому горло – знаки признания себя побежденным, – бой кончается и победитель, как правило, не пользуется возможностью физически уничтожить побежденного. Выражающееся здесь различие между боевым поведением животных и человека породило первоначальный смысл русской поговорки: «_____________________________».

Вспомните еще 10 русских пословиц и поговорок, в которых фигурируют животные и птицы.

Всего 13баллов

V. Знание речевых и грамматических норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.

Задание 5

Найдите, исправьте и прокомментируйте ошибки.

1. О том, что победу одержит «Единая Россия», у меня даже сомнения не было.

2. От фонда красных партизанов до наших дней.

3. Мы не требуем, чтобы эти средства поступали непосредственно к нам, пусть они будут в распоряжении сельских администраций, а те сумеют ими распорядиться на пользу жителей.

4. Служа закону – служим народу.

5. Дети постарше, особенно в летний период, страдают отсутствием спортивных площадок – футбольных, волейбольных, теннисных и т.д.

Ответ оформите в виде таблицы.

Предложение с ошибкой

Правильный вариант

Для успешной подготовки к олимпиаде по русскому языку, рекомендую ознакомиться и попробовать ответить на реальные варианты олимпиадных заданий по русскому языку.
На моем сайте размещены наиболее реалистичные варианты заданий и ответы на большинство из этих заданий. Все варианты заданий взяты с реальных олимпиад по русскому.
Представленные примеры ответов на задания, позволят Вам хорошо подготовиться к олимпиадам и даже стать их призерами, а это очень серьезный шаг к поступлению в ВУЗ, ведь победителям олимпиад льготы при поступлении никто не отменял. Правильность ответов на выполненные задания можно проверить на страницах с ответами. Удачи.

Олимпиадные задания по русскому языку 10 класс

Олимпиадные задания по русскому языку 10 класс с ответами.

Задание 1.

Расставьте ударения в словах:
ворожея, жалюзи, позвонит, ломоть, гренки.


Задание 2.

Какие из нижеприведённых удвоенных согласных могут встречаться в исконно русских словах?

а) гг; б) дд; в) жж; г) мм; д) нн; е) рр; ж) тт.


Задание 3.

В старой орфографии (до реформы 1917 – 1918 года) для обозначения одного звука [ ’э ]
использовались две буквы – Е и Ѣ (ять).
Так, слова:
белизна, стрелять, беднота, верить, жена, перина, темнота, медовый – записывались так:
б ѣлизна, стрѣлять, бѣднота, вѣрить, жена, перина, темнота, медовый.
Как в старой орфографии записывались слова:
пчела, свеча?


Задание 4.

Как называется наука о происхождении слов?

а) этиология ; б) этология ; в) энтомология ; г) этимология ; д) этнология .


Задание 5.

Русская поговорка гласит:
Не было ни гроша, да вдруг алтын!
А сколько это – алтын?


Задание 6.

Вам, конечно, знакомо слово
диджей.
Оно появилось как слитное прочтение “по буквам” англоязычной аббревиатуры DJ – ‘disk jockey’.
Какое ещё слово, тоже недавно заимствованное русским языком из английского, образовано таким же образом?

а) модем ; б) пейджер ; в) пиар ; г) ток-шоу ; д) хакер .


Задание 7.

Хотя слово
брезг – диалектное, слова, производные от этого корня, есть и в литературном русском языке.
Что же означает это слово?

а) ‘рассвет’; б) ‘ворчание’; в) ‘брызги’; г) ‘берег’; д) ‘брезент’.


Задание 8.

В каком слове есть окончание -а?

а) бра; б) ура; в) дыша; г) триста; д) вполголоса.


Задание 9.

В каком из этих слов приставка стоит после корня?

а) двустишие ; б) камнепад ; в) водопровод ; г) антинародный ;


Задание 10.

Какой из этих союзов по смыслу существенно отличается от остальных?

а) если ; б) ежели ; в) коли ; г) ибо ; д) раз .


Задание 11.

Определите части речи выделенных слов (1) и (2) в стихотворении А.С. Пушкина:

Цветы последние милей

Роскошных первенцев полей.

Они унылые мечтанья

(1) Живее пробуждают в нас.

Так иногда разлуки час

(2) Живее сладкого свиданья.

Ответы олимпиадные задания по русскому 10 класс

  1. Ворожея́, жалюзи́, позвони́т, ломо́ть, гренки́.
  2. б), в), д), ж).
  3. пчела, свѣча.
  4. 3 копейки
  5. 1 – наречие; 2 – прилагательное.

Русский язык 10 класс

ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1. Расставьте ударения в словах:

БАНТЫ, ГРАЖДАНСТВО, ЖАЛЮЗИ, СВЕКЛА, КВАРТАЛ, МОЗАИЧНЫЙ, БРАЛА, ЗАКУПОРИТЬ, ЗАНЯТА, КРАСИВЕЕ

2. Определите значение выделенных слов. К какой группе слов они относятся?

Купила два аршина сукна.

До города пять вёрст.

Он, правда, в туз из пистолета в пяти саженях попадал . (А.С.Пушкин)

(по 1 баллу за каждое слово, 2 б. за определение группы слов- макс. 5б.)

3. Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами.

Ланиты, десница, перси, длань, зело, живот, ветрило, оратай, выя, чело.

(по 1 баллу за слово макс. 10б)

4. Образуйте форму именительного падежа множественного числа слудующих существительных: борт, директор, бухгалтер, договор, инженер, профессор, редактор, пристав, фельдшер, шофёр.

Поставьте в ней ударение.

(по 1 баллу за каждое слово - макс. 10б.)

5. Образуйте форму Родительного падежа множественного числа слудующих существительных: казахи, монголы, армяне, буряты, татары, вандалы, партизаны, солдаты, брелоки, места, рельсы, граммы, аршины, носки, чулки.

(по 1 баллу за слово макс. 15б)

6. Найдите слова с орфографическими ошибками, запишите их правильно:

коньюктура, дерматин, дикобраз, инциндент, компроментация, перетурбация, прецендент.

(по 2 балла за кождое исправленное слово макс. 10б.)

7. Как называются слова, бизкие по звучанию, но отличающиеся по значению и написанию? Составьте словосочетания с данными парами слов: здравница-здравица, невежа-невежда, патронаж-патронат, поделка-подделка, поступок-проступок, признание-признательность, проверка-поверка.

(по 1б. за каждое словосочетание, 1балл за термин макс. 15б.)

8. Определите лексическое значение следующих слов: БРОКЕР, ВАЛЮТА, ВАУЧЕР, ДЕБИТОР, ДЕНЬГИ, КОНТРАКТ, КРЕДИТОР, ПРИБЫЛЬ, ПРОДЮСЕР, ТОВАРООБОРОТ.

(по 1 баллу за слово макс. 10б)

9. Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:

Птичка в руке стоит двух в кустах.

Просто, как пирог.

Возить уголь в Ньюкасл.

Хранить в вате.

Холодный, как огурец.

Называть лопату лопатой.

Птицы одинакового оперенья держатся вместе.

У него ещё за ушами не просохло.

Для каждой собаки наступит её день.

Не стоит пороха и дроби.

Чёрная овца в семье.

(по 1 баллу за каждый фразеологизм макс. 11б)

10. Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

ПЕСЕННИК, ПОДЪЁМНИК, СПУТНИК, ТЕЛЯТНИК, УДАРНИК.

(2б. слово и 2б. за аргументацию макс.4 балла)

ВСЕГО МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ-100.

    бАнты, граждАнство, жалюзИ, свЁкла, квартАл, мозаИчный, бралА, закУпорить, занятА, красИвее.

    историзмы. Аршин равен 0,711 метра, верста-немного более 1км (500 саженей) сажень-2, 134 метра (3аршина).

    Ланиты - щеки, десница – правая рука, перси - грудь, длань- ладонь, зело - очень, живот- жизнь, ветрило- парус, оратай - пахарь, выя – шея, чело – лоб.

    борт-бортА, директор-директорА, бухгалтер-бухгАлтеры, договор-договОры, инженер-инженЕры, профессор-профессорА, редактор-редАкторы, пристав-прИставы, фельдшер-фельдшерА, шофёр-шофЁры.

    казахи-казахов, монголы-монголов, армяне-армян, буряты-бурят, татары-татар, вандалы-вандалов, партизаны-партизан, солдаты-солдат, брелоки-брелоков, места-мест, рельсы-рельсов, граммы-граммов, аршины-аршин, носки-госков, чулки-чулок.

    коньюНктура, дерматин, дикобраз, инцидент, компрометация, пертурбация, прецедент.

    ПАРОНИМЫ. Подмосковная здравница-здравица в честь юбиляра, полный невежда в литературе - грубиян и невежа, патронаж новорождённых и больных – мероприятие под патронатом мэра города, поделки из древесины – подлинник и подделка, смелый поступок – проступок заслуживает наказания, всеобщее признание – выразить признательность, произвести проверку – (в выражении) НА ПОВЕРКУ ОКАЗАЛОСЬ…

    Брокер-биржевой специалист, валюта-денежная единица той или иной страны, ваучер-приватизационный чек, дебитор-должник, деньги-особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента, контракт-договор, соглашение со взаимными обязательствами сторон, кредитор-заимодавец, прибыль-сумма, на которую доход превышает затраты, продюсер-владелец кинофирмы, музыкальной студии; товарооборот-процесс обращения продуктов труда.

Птичка в руке стоит двух в кустах- лучше синица в руках, чем журавль в небе

Просто, как пирог-как дважды два

Возить уголь в Ньюкасл-ездить в Тулу со своим самоваром

Хранить в вате-беречь как зеницу ока

Холодный, как огурец-холоден как лёд

Называть лопату лопатой-называть вещи своими именами

Птицы одинакового оперенья держатся вместе-одного поля ягоды или два сапога пара

У него ещё за ушами не просохло-молоко на губах не обсохло

Для каждой собаки наступит её день-будет и на нашей улице праздник

Не стоит пороха и дроби-овчинка выделки не стоит

Чёрная овца в семье-в семье не без урода или паршивая овца в стаде

10. «Лишнее» слово – ПОДЪЁМНИК, так как только оно является однозначным и не может обозначать и одушевлённое лицо, и неодушевлённый предмет.