Как привить ребенку любовь к природе? Что можно сделать в домашних условиях

Консультация для родителей на тему

«Как привить любовь к природе»

В настоящее время огромный интерес к изучению экологических процессов, вызванный резким ухудшением состояния окружающей среды, побуждает пересмотреть наши взгляды на взаимоотношения Человека и Природы. Природа – это не беспредельный склад, запасы её истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной; охраняющей и созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

Огромная роль в экологическом воспитании детей принадлежит семье. Задача родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту. Много интересного в природе происходит каждый день. Нам лишь надо это уметь видеть самим и показывать это ребенку.

С наступлением тёплых дней нам очень хочется уехать за город, на природу. И очень хорошо, когда рядом с нами наши дети. И как замечательно, когда организуются загородные поездки всей семьёй. Во время прогулок покажите детям растения, занесённые в Красную книгу, познакомьте ребят с лекарственными травами, расскажите, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия растений, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. Расскажите своему ребёнку: природа - это солнце, звезды, воздух, вода. Это деревья, птицы, звери, бабочки. И человек - это тоже часть природы. Но природа - это не беспорядочный набор живых и неживых предметов и явлений. Природа - это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки. Природе нужны зайчики и волки, ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары. Леса, луга, реки, озера - это наш общий дом, а животные и растения - наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире и согласии со своими соседями. Ко всему, что движется, и растет нужно относиться бережно.

И обязательно, вместе с ребёнком, вспомните правила поведения на природе:

На природе не следует ничего ломать, рвать просто так.

Заботливо относитесь к деревьям и кустарникам, которые растут на склонах, они укрепляют почву.

Для костра собирайте только сухостой.

Заботливо относитесь к живым существам леса, все они приносят пользу. В природе нет ничего лишнего и ненужного!

Не ловите и не приносите домой здоровых детенышей лесных зверей и птиц.

Берегите лягушек, жаб, головастиков, они поедают большое количество насекомых, с которыми человеку приходится бороться.

Не убивайте никаких змей - они нужны природе. (Если, конечно, никому не грозит смертельная опасность).

Не ловите бабочек, стрекоз, жуков, они тоже нужны природе.

Во время собирания ягод и плодов не повреждайте деревья и кусты, не срывайте недозрелых плодов и ягод.

Собирая грибы, осторожно срезать ножом, чтобы не повредить грибницу.

Не сбивайте несъедобные грибы, они нужны жителям леса: белочкам, ежикам, птичкам. Даже мухоморы нужны деревьям, они питают корни деревьев.

Правильно собирайте лекарственные растения, оставляя корни в земле.

Не загрязняйте озер, речек, не бросайте в них камни, мусор и остатки пищи. Не разрушайте родников и колодцев.

Не делайте надписей на деревьях.

Не рвите цветы в большие букеты.

Не разрушайте муравейники, муравьи – санитары леса. Помните: вы пришли в гости к природе. Не делайте ничего такого, что считали бы неприличным делать в гостях.

Эмоциональное отношение ребёнка к природе во многом определяется отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений.

Берегите землю!

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Людмила Сапожникова
Консультация для родителей «Как привить любовь к природе детям»

Консультация для родителей на тему

«Как привить любовь к природе »

В настоящее время огромный интерес к изучению экологических процессов, вызванный резким ухудшением состояния окружающей среды, побуждает пересмотреть наши взгляды на взаимоотношения Человека и Природы . Природа – это не беспредельный склад, запасы её истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной; охраняющей и созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы .

Огромная роль в экологическом воспитании детей принадлежит семье. Задача родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту. Много интересного в природе происходит каждый день. Нам лишь надо это уметь видеть самим и показывать это ребенку.

С наступлением тёплых дней нам очень хочется уехать за город, на природу . И очень хорошо, когда рядом с нами наши дети. И как замечательно, когда организуются загородные поездки всей семьёй. Во время прогулок покажите детям растения , занесённые в Красную книгу, познакомьте ребят с лекарственными травами, расскажите, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия растений, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. Расскажите своему ребёнку : природа - это солнце , звезды, воздух, вода. Это деревья, птицы, звери, бабочки. И человек - это тоже часть природы . Но природа - это не беспорядочный набор живых и неживых предметов и явлений. Природа - это единый дом , в котором все нужны друг другу : от огромного Солнца до самой маленькой мошки. Природе нужны зайчики и волки, ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары. Леса, луга, реки, озера - это наш общий дом, а животные и растения - наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире и согласии со своими соседями. Ко всему, что движется, и растет нужно относиться бережно.

И обязательно, вместе с ребёнком, вспомните правила поведения на природе :

На природе не следует ничего ломать, рвать просто так.

Заботливо относитесь к деревьям и кустарникам, которые растут на склонах, они укрепляют почву.

Для костра собирайте только сухостой.

Заботливо относитесь к живым существам леса, все они приносят пользу. В природе нет ничего лишнего и ненужного!

Не ловите и не приносите домой здоровых детенышей лесных зверей и птиц.

Берегите лягушек, жаб, головастиков, они поедают большое количество насекомых, с которыми человеку приходится бороться.

Не убивайте никаких змей - они нужны природе . (Если, конечно, никому не грозит смертельная опасность) .

Не ловите бабочек, стрекоз, жуков, они тоже нужны природе .

Во время собирания ягод и плодов не повреждайте деревья и кусты, не срывайте недозрелых плодов и ягод.

Собирая грибы, осторожно срезать ножом, чтобы не повредить грибницу.

Не сбивайте несъедобные грибы, они нужны жителям леса : белочкам, ежикам, птичкам. Даже мухоморы нужны деревьям, они питают корни деревьев.

Правильно собирайте лекарственные растения, оставляя корни в земле.

Не загрязняйте озер, речек, не бросайте в них камни, мусор и остатки пищи. Не разрушайте родников и колодцев.

Не делайте надписей на деревьях.

Не рвите цветы в большие букеты.

Не разрушайте муравейники, муравьи – санитары леса. Помните : вы пришли в гости к природе . Не делайте ничего такого, что считали бы неприличным делать в гостях.

Эмоциональное отношение ребёнка к природе во многом определяется отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов , песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений.

Берегите землю!

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю! Берегите!

(М. Дудин)

Если все люди будут с заботой относиться к окружающему их миру природы , то Земля будет кормить человека еще много-много веков.

Публикации по теме:

Консультация «Как привить ребенку любовь к чтению» "Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир самих себя. "В. А. Сухомлинский. Книга играет важнейшую роль в развитии воображения,.

Консультация «Как привить ребенку любовь к спорту!» Утренняя зарядка, спортивные состязания, спортивные праздники - это ключевой момент, необходимый для того, чтобы приучить ребенка к спорту.

Консультация для родителей «Как привить детям любовь к природе посредством чтения» Консультация для родителе: Как привить детям любовь к природе посредством чтения Консультация для родителей Научите ребенка любить книгу.

Консультация для родителей «Как привить ребенку интерес к математике?» Консультация для родителей: «Как привить ребенку интерес к математике?» Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное.

Наблюдение за природой играет огромную роль в эстетическом воспитании ребенка и оказывает колоссальное воздействие на развитие личности малыша. Наблюдая за окружающим миром, ребенок задействует все чувства. Это и зрение (цвета, формы, размеры), слух (шум ветра или плеск воды, журчание ручья, шелест листьев, пение птиц), вкусовые ощущения (соленая морская вода, сладкая клубника, терпкий мед), осязание (чешуйчатая сосновая шишка, мягкая шерсть кролика, шероховатая кора дерева, мелкий песок), обоняние (аромат цветов, запах нагретой солнцем земли или запах листвы деревьев, омытой теплой весенним дождем). Все это волнует, привлекает, интересует ребенка. Ушинский отмечал, что дети мыслят «формами, красками, звуками». Именно поэтому так важно развивать наблюдательность ребенка, знакомить его с природой. Прививать любовь к природе следует регулярно и постепенно, используя целый комплекс мероприятий соразмерно с возрастом ребенка.

Ребенок младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Уход за растениями

Главной задачей в этом возрасте для малыша станет умение различать от трех видов растений, узнавать и называть их части, поливать водой из леечки, протирать листья влажной тряпочкой. Лучше использовать для этих целей привлекательные крупные комнатные растения, органы которых (листья, стебель, цветы) хорошо различимы. Это могут быть: фуксия, герань, бальзамин, вечноцветущая бегония, гибискус, фикус, аукуба. Также полезно выращивать зеленый лук на перо, укроп и салат, тюльпаны и гиацинты. Конечно, полноценный уход за растениями ребенку в таком возрасте пока недоступен, но взрослые могут привлекать его к уходу и к наблюдению. Необходимо объяснять малышу, для чего мы поливаем растение, зачем вытираем ему листья и т.д. Предложите ребенку погладить листья, полюбоваться цветами, понюхать их.

Лук высаживаем в конце зимы. Сначала попросите ребенка потрогать землю, ощутить ее рыхлость и мягкость, рассмотреть луковичку. Затем пусть малыш сделает ямку, положит в нее ростком вверх луковичку и вдавит ее в землю (по необходимости помогайте малышу, лук должен плотно сидеть в земле).

Уход за рыбками и птицами

В этом возрасте ребенка можно начинать понемногу приобщать к уходу за рыбками, птицами. Аквариум, особенно оформленный должным образом, неизменно привлекает внимание детей. Наблюдение за рыбками помогает воспитывать в малыше художественный вкус, учит его любить и понимать природу. Объясните ребенку, как плавают рыбки, спросите, есть ли у них рот, глаза, попросите посмотреть, насколько быстро они подплывают к корму и хватают его. Спустя некоторое время предложите малышу покормить рыбок самостоятельно. Помните, что кормление рыбок должно осуществляться только под присмотром взрослого. Также не забывайте, что порой интерес к объекту у ребенка проявляется в неожиданной форме (например, он может засунуть руку в аквариум и вытащить рыбку). Будьте внимательны, пресекайте подобные действия, объясняйте, почему так делать нельзя. За птицами ухаживать намного сложнее. Если у вас живет попугайчик или канарейка, привлекайте ребенка к наблюдению за ним, показывайте, как вы ухаживаете за птичкой (регулярно кормите, чистите клетку, два раза в день меняете воду в поилке, чистите жердочки).

Уход за млекопитающими

Если у вас в доме есть мелкие млекопитающие (хомячки, морские свинки, кролики) или более крупные (кошка, собака) – приобщайте малыша к наблюдению, рассказывайте и показывайте, как ухаживать за животным, как взаимодействовать с ним. Расскажите, что нельзя хватать животное, делать резкие движения, нельзя приставать к кошке или собаке, когда она не хочет играть. В трехлетнем возрасте ребенок начинает формироваться как личность, в его сознании закладываются понятия о добре и зле, о том, что делать можно, а что категорически нельзя . Ваша задача – учить бережному отношению к питомцу, заботе о нем. Ребенок 3-4 лет может сам насыпать корм или налить воды в поилку, поправить подстилку. Обязательно научите малыша элементарным правилам гигиены при общении с домашним животным. Ни в коем случае не оставляйте ребенка наедине с кошкой или собакой до тех пор, пока будете на сто процентов уверены, что они друг другу не навредят.

Вы заметите, как постепенно укрепляется и растет интерес малыша, с каким удовольствием он наблюдает за животными. Ваша задача на данном этапе – активизировать желание ребенка ухаживать за растениями и животными, а также доставлять малышу радость от общения с ними. Очень важно ваше собственное отношение – внимание, забота, нежность к живому существу. Это станет лучшим примером для подражания. Наблюдение за животным может полностью поглотить ребенка. Не забывайте давать малышу базовые знания о внешнем виде, поведении рыбки или птички, о необходимости бережного отношения к ней. Также вы можете систематически обращать внимание ребенка на птичек во время прогулки, сравнивать птиц, называть их, отмечать особенности внешнего вида, подкармливать в холодное время года. Все это позволит укрепить положительное отношение малыша к живым существам и непременно вызовет желание самостоятельно о них заботиться. Неоценимую пользу окажет правильно подобранный литературный материал – сказки, стихотворения, рисунки, рассказы о животных, а также добрые мультфильмы.

Ребенок среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Начинайте знакомить ребенка с условиями, необходимыми для жизни растений, а также формировать у малыша новые умения по уходу (например, опрыскивание). Покажите зависимость между состоянием растения и способом ухода (например, тонкие листья и хрупкие стебли означают необходимость в частом поливе, а крупные, мясистые листья – в редком).

При наблюдении за животными сравнивайте представителей одного класса и разных видов. Расскажите, что у рыб тело покрыто чешуей, на спине, хвосте и животе имеются плавники, рыбки бывают большими и маленькими, разной окраски. При наблюдении за птицами укажите на различия в оперении, форме клюва, размерах и форме тела, обратите внимание ребенка на ключевые особенности жизненного поведения птиц (поют или щебечут, клюют корм, купаются). Рассматривая млекопитающих, обращаем внимание на длину и цвет шерсти, форму мордочки, размер тела, повадки (умываются, прислушиваются, держат в лапках пищу, поворачивают уши). Учим ребенка подбирать корм для животных, мыть кормушки и поилки. Можно вместе вырастить зимой овес для птиц и кроликов. Также зимой обязательно изготовьте вместе с ребенком кормушку для птиц . Она может быть самой простой (например, использованный картонный пакет из-под молока, который можно красиво разрисовать красками). Объясните, как тяжело птицам зимой раздобыть себе пропитание, в суровое время года только человек может им помочь. Дети охотно соглашаются и принимают активное участие. Повесьте кормушку за окном, и ребенок будет наблюдать, как птички прилетают и клюют оставленные для них зерна или хлебные крошки. Это доставит малышу огромную радость.

Дети уже более самостоятельны, и под присмотром они могут ежедневно выполнять посильные поручения – накормить птичку или рыбок, полить цветы, нарвать для кролика свежей травы и др. Продолжайте приучать ребенка к заботе об окружающем мире, формировать любовь к природе, интерес к ее изучению. Используйте любую возможность, чтобы обратить внимание ребенка на поведение животных в естественных условиях. Например, летом это можно делать, гуляя в парке, в лесу, или отдыхая за городом. Пусть малыш понаблюдает за птицами, за белками, прыгающими по ветвям деревьев, или рыбами в водоеме. Также не забывайте, что главным условием воспитания любви к природе служит пример взрослых, то есть ваш собственный личный пример.

Ребенок старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Уже можно поставить ребенку задачу, которую он будет выполнять самостоятельно (например, возложить на него ответственность за полив растений). Научите выполнять эту обязанность осознанно – проверять влажность земли, а не поливать ради поливки. Дети старшего дошкольного возраста вполне могут сами готовить воду для поливки (с вечера наполнять емкость водой, а утром поливать растения, которые были ему доверены). Также ребенок уже может не только протирать и опрыскивать листья, но и рыхлить землю в горшку, обрезать сухие листья ножницами.

Принесите зимой (в январе-феврале) с улицы упавшие ветки ивы, тополя, весной (в марте) – березы, поставьте в воду. Пусть ребенок наблюдает, как появляются почки, а затем листья. Можно устроить дома зимний огород – высадить репчатый лук, корни петрушки, посеять горох, фасоль, высадить морковь или свеклу. С большим интересом ребенок будет наблюдать за их развитием. В начале весны старших дошкольников уже можно привлекать к посадке растений, а летом ребята могут принимать участие в уходе за цветами на дачном участке. Эта работа развивает любознательность, ответственность и внимание, играет большую роль в эстетическом и умственном развитии. Ребенок 5-6 лет способен самостоятельно рыхлить землю грабельками, сажать семена, участвовать в сборе урожая, и, конечно, поливать огород. Работать ребенок может 20-40 минут (длительность зависит от индивидуальных особенностей и привычек малыша).

Что касается ухода за питомцами – старшему дошкольнику вполне можно поручить регулярное кормление кошки или собаки в строго определенное время (не забывая о правилах гигиены). Общение с животными, уход за ними приносит ребенку огромную радость.

Если возможности содержать собаку или кошку нет, купите аквариум или заведите певчую птицу. Ребенок может насыпать корм, мыть кормушку и поилку, даже чистить клетку вместе со взрослым. Постепенно можно ввести уход за птицей в обязанность ребенка, подстраховывая и помогая ему. Для дошкольников лучше всего подойдут такие птицы, как чижи, снегири, щеглы, зяблики. Они быстро привыкают к человеку, не требуют сложного ухода.

Очень хорошо, если у ребенка есть возможность побывать в деревне. Там открываются безграничные возможности для наблюдения за животными и птицами. Ребенок увидит на практике, что хороший уход и правильное питание позволяют животному быстро расти, крепнуть, животное приносит пользу человеку. Уход за животными и птицами воспитывает в ребенке любовь к природе, доброе отношение к ней, а также приучает к труду, помогает преодолевать такие качества, как эгоизм и равнодушие.

Учите ребенка любить живую природу!

Общение с природой производит неизгладимое впечатление на ребенка, учит любоваться ее красотой, воспитывает в малыше человечность и доброту. Важно научить ребенка любить все живое, будь то цветок или птица, котенок или лягушка, защищать и оберегать природу. И прежде всего мы должны подавать малышу правильный пример своим собственным поведением. Также для ребенка очень важно получать знания о живой природе. Источников для этого множество – рисунки, художественная литература, телепередачи, фильмы, а также непосредственное общение. Рассказывать малышу о животных можно по-разному – достоверно, поучительно, весело. Читайте с ребенком произведения Скребицкого, Бианки, Толстого, Тургенева, разговаривайте о прочитанном. Гуляя с ребенком, посещайте парки и скверы, леса и поля. Учите видеть красоту окружающего мира. Наблюдайте не только за птицами и животными, но и за насекомыми, лето – прекрасная пора для этих целей, особенно если вам удастся выехать на дачу или в деревню.

На прогулке используйте все возможности для того, чтобы ребенок познавал природу, проявлял к ней интерес, учился любить и понимать ее. Обращайте внимание на собак с хозяевами. Покажите, что, когда хозяин зовет собаку, она понимает это и приходит на зов, расскажите, как собака служит человеку. Обязательно предупредите, что подходить к чужим собакам нельзя ни в коем случае, бездомных и оставленных без присмотра собак обходить стороной, потому что они могут быть опасны. Очень хорошо, когда в доме есть питомец, потому что любовь к животным лучше всего прививается в непосредственном уходе за ними. Особенно это полезно для застенчивых и замкнутых детей – им нужен друг, который любит и принимает их такими, какие они есть, не оценивает и не судит.

Воспитание любви к природе

Воспитание любви к природе – ключ к развитию человечности в ребенке

Маленький человечек, развиваясь, познаёт мир. Изначально в детях живёт потенциал любви ко всему живому. И если малыш, подрастая, начинает губить природу, животных, то в этом виноваты, прежде всего, взрослые, потому что воспитание любви к природе начинается уже с младенческого возраста, и очень важно вовремя привить чувство ответственности за всё живое на земле.

Учим любить малое

Важно, чтобы ребёнок понимал: даже самое маленькое существо достойно жизни. Пусть воспитание любви к природе начнётся с насекомых. Годовалые малыши активно познают мир, и их внимание привлекают яркие бабочки, жучки, муравьи. Ребёнку всё хочется пощупать, испытать на прочность. Он ещё не понимает хрупкости окружающих его существ, поэтому нужно учить его бережно относиться даже к букашке.

Объясняйте малышу, что когда он сжимает в руке жука, то делает насекомому больно, больше рассказывайте ребёнку о мире насекомых, рассматривайте картинки в книжках. И ваши усилия постепенно начнут давать благодатные всходы.

Спасайте со своим ребёнком божьих коровок, жучков. Пусть малыш уберёт насекомое с дороги, где его могут раздавить, или достанет букашку из лужи. Похвалите маленького спасателя. Ведь он сделал хорошее, доброе дело.

Кошки и собаки – лучшие друзья

Очень часто домашние питомцы становятся любимцами малышей. Они прекрасно воспитывают юных исследователей большого мира. Игры с кошками или собаками учат ребёнка бережно относиться к животным, сопереживать. Нередко можно увидеть, как маленькие дети разговаривают с «меньшими братьями». Ведь для них такое общение – полезнее и лучше любых игрушек. И его не заменишь ничем.

Не испытывайте чувство страха, что с вашим ребёнком что-то не так, когда он пытается поднять котёнка за хвост или пальцем тыкает собаке в глаз. Это происходит не потому, что малыш жесток. Просто дети так познают мир, им всё нужно потрогать, провести маленький эксперимент. Ребёнок ещё не понимает, что животные испытывают боль так же, как и люди. И ваша задача – объяснить это. Расскажите, что животные хрупки, им можно причинить боль или вред. Не оставляйте малыша наедине с животным, всегда контролируйте процесс общения, чтобы всегда можно было подкорректировать действия ребёнка. Ваше совместное времяпровождение – ещё один вклад в воспитание любви к природе.

Больше рассказывайте ребёнку о повадках и привычках животных, чтобы малыш знал особенности маленьких питомцев, учился любить и понимать их. Привлекайте малыша к уходу за котиком или собачкой. Конечно, не сразу к ребёнку придёт привычка ухаживать или кормить любимца. Но постепенно доброжелательность с вашей стороны и теплота принесут результаты. У ребёнка начнёт вырабатываться ответственность и любовь.


Зелёные друзья

Земля – это наш дом и о ней нужно заботиться. Только если с самого раннего детства учить человека любить природу, он будет ценить её, беречь и лелеять.

Даже самых маленьких детей нужно постепенно знакомить с природой, с растениями и животными, с птицами и насекомыми. Сначала в этом помогут книги с красочными картинками, мультфильмы про зверушек и птичек. Детям в возрасте 5-7 лет будут полезны познавательные энциклопедии на природоведческую тематику. Но, несомненно, самый лучший способ привить ребёнку любовь к природе – это, непосредственно, «подружить» его с ней. Ребёнок может ухаживать за домашними животными, комнатными растениями, оказывать посильную помощь родителям в саду или на огородном участке.

Лучший пример для ребенка – это его родители . Если мама и папа сами не уважают природу, рвут и ломают растения, разбрасывают мусор, то о воспитании у ребенка бережного отношения к природе говорить не приходится. Зато если родители каждый день личным примером показывают ребёнку, с каким уважением они сами относятся к природе, ребёнок очень быстро усваивает такую модель поведения. Также существенную роль в прививании детям любви к природе играют дошкольные учреждения, младшие классы школы. От того, как педагоги преподают детям уроки природоведения, зависит будут ли они интересоваться природой или останутся к ней равнодушны. Замечательно, если в группе или в классе есть свой «живой» уголок. Детям старше 4-5 лет вполне по силам кормить рыбок в аквариуме или давать корм хомячку. Они могут поливать цветы или опрыскивать их листочки.

С первого класса дети изучают природоведение, а потом естествознание в средней и старшей школе. Как же так получается, что в итоге нам приходится учить детей защищать окружающую среду и вводить дополнительные курсы и предметы? Почему сами курсы Природоведения и Естествознания не прививают детям таких понятий, как беречь и охранять природу?
Наверное потому, что эти курсы дают детям голую сухую информацию об окружающем мире и законах его развития. Беречь можно только то что любишь. Разве можно любить информацию. Надо учить детей смотреть на природу глазами души.

Уроки природоведения должны быть интересны для детей . Вместо скучного изучения по книжкам, лучше выйти на коллективную прогулку в лес или к озеру. Но на такое «выездном» занятие обязательно должны дать согласие родители детей и лучше, если сопровождающих взрослых будет несколько! Перед «вылазкой» на природу нужно обязательно как можно доступнее объяснить детям правила поведения.
Гербарии, поделки из желудей и шишек позволяют детям общаться с природой, не «обижая» ее. А как потом приятно малышу вручить свое творение маме, папе или бабушке!

Сегодня природа находится зачастую просто в бедственном положении. Техногенные катастрофы, промышленные выбросы в воду и атмосферу, вырубка лесов – всё это рушит и без того хрупкий экологический баланс. Поэтому, прививая своим детям любовь к природе, мы поможем им построить будущее, в котором люди живут в гармонии с родной планетой.

Вдумайтесь в слова Михаила Пришвина «Внутренняя жизнь природы - это я, или душа человека, и если надо что-нибудь в природе понять, то надо просто углубиться в себя, не выпуская из вида внешнего облика того, что захотелось в природе понять».

Посмотрите, как трепетно любил природу Николай Сладков, написавший огромное количество книг о природе для детей: «Мир природы таинственен и прекрасен. Радость неведомого захлестывает тебя. Положи руку на пульс лесных дебрей, вслушайся в их тихий, затаенный стук. Не спеши обрывать крылья у бабочки: береги свое удивление!»

Как и всякое другое чувство, чувство природы должно быть развиваемо в детях с самого раннего возраста; чем позже, тем это делается труднее. В школе этому делу, естественно, должен служить предмет природоведения, начинающийся с первого года школьного обучения. Воспитание чувства природы - источника любви и тяготения к природе - должно составлять первую и главную задачу Экологии. Вот что об этом написал ещё в прошлом веке знаменитый русский ученый профессор Дмитрий Кайгородов:
Естественный и единственный верный путь для успешного куль-тивирования чувства природы, это - возможно частое общение с природой и возможно большее ознакомление с предметами и явлениями окружающей природы. Отсюда - необходимость частых экскурсий на природу и очевидная необходимость построения предмета природоведения на местной природе.

Соответственно своей цели, такие хрестоматии отнюдь не должны отдавать сухостью учебников. Имея целью содействовать воспитанию чувства природы, они сами должны быть согреты этим чувством (любовь вызывает любовь). Хорошую помощь в этом отношении оказывают соответственно выбранные стихотворения и отрывки художественной прозы.

Пора, пора об этом подумать... Мы оторвались от природы, перестали ее чувствовать и перестаем её любить. Оторвавшись от природы, мы потеряли здоровье - физическое и духовное. Нужно приблизить нарастающие поколения к природе, культивируя в них любовь к ней. Нужно культивировать в школе не МЁРТВУЮ НАУКУ о природе, а ЖИВУЮ ЛЮБОВЬ к природе и Божьим творениям, её составляющим.
Он написал об этом в своей книге «Природа в будущей школе» более 100 лет назад. Но эти слова актуальны и сейчас. Пока мы не научим детей любить окружающую их природу, никакой предмет, посвященный Экологии или Охране окружающей среды не заставит людей беречь природу.

А любовь начинается со сказки, стихотворения, с чувства близости к природе.

Сказка из книги «Сказки о цветах и деревьях»
Лесной гастроном

Однажды в городскую школу пришел учиться новый мальчик. Он был сыном лесничего и приехал издалека. Новый мальчик очень понравился ребятам. Он умел погоду предсказывать, знал интересные истории о жизни разных зверей и птиц. Но, когда все пошли на уборку листвы в городском парке, новый мальчик отказался работать вместе со всеми. Он сказал учителю:
- Не буду я листья опавшие и траву прошлогоднюю жечь, я деревьям не враг...
- Не говори глупостей, - строго прервал его учитель.
Мальчик махнул рукой и ушел из парка.
Ребята весело провели день, прыгая в кучах разноцветных листьев. Потом кучи листьев, опавших сучьев и сухой травы зажгли, и все ели бутерброды и пели песни.
Когда на следующий день ребята рассказали, как весело они провели время, мальчик снова насупился:
- Вы сами бутерброды ели, а у деревьев и цветов еду отобрали. Попробовали бы вы так в нашем лесу сделать, мой папа вас бы сразу из леса погнал.
- Какую еду? - удивились ребята. - Деревья из почвы и воздуха питаются, нам учитель рассказывал.
- Да, а откуда в почве питательные вещества берутся? - спросил ребят мальчик.
- В нее люди удобрения добавляют, - объяснили ребята.
- Где же вы видели, чтобы лес удобряли? - снова спросил мальчик.
- А лес и не надо удобрять, там сама по себе почва питательная. Сам в лесу жил и не знаешь, - удивилась одна девочка. - Когда мы с мамой в лес ходили, мама там питательной земли набрала для наших цветов.
- Я-то знаю, что само по себе ничего не бывает. Вы продукты в гастрономе покупаете, а лес сам свой гастроном пополняет. Листья и ветки сухие, трава старая - лучшая еда для почвы. Почвенные жители - черви, грибы и бактерии - все это едят и в питание для растений превращают. Так они каждый год друг о друге заботятся. А вы, когда парк чистили, почву без витаминов оставили. Теперь ей нечем травы, кустарники и деревья подкармливать. Деревья и травы старались, себе запасы готовили, а вы сожгли все.
- Ну, ты даешь, - удивленно сказали ребята. - Парк не лес все-таки. Да и деревья до сих пор живы, хотя листья в нашем парке каждый год сжигают.
- Конечно, все равно в почве питание остается, - согласился мальчик. - Только мало его. Вот и не растут в парке такие травы, цветы да ягоды, как в лесу.
Задумались ребята, не знают, что ответить.