Как отличить приставку от предлога? Как отличить предлог от приставки: правило. Подвижные игры и соревнования на уроках русского языка

Часто люди путают приставки и предлоги. Из-за этого грамотность написанных ими текстов страдает. А происходит это из-за того, что не все понимают, чем отличается приставка от предлога. Именно это и является причиной частых ошибок.

Чем отличается приставка от предлога

Чтобы допускать как можно меньше ошибок при письме, следует запомнить правило. А оно гласит, что приставки являются частями слов и пишутся слитно. С их помощью можно образовывать новые слова.

Предлоги же - самостоятельная часть речи, которую нужно писать раздельно с другими словами. Они помогают связывать слова в согласованные предложения.

Трудность в определении создаёт тот факт, что звучат они часто одинаково. Потому-то так важно уяснить, чем отличается приставка от предлога. Правило это следует не только вызубрить, но и уметь использовать при письме.

Чтобы облегчить эту работу, существуют практические подсказки.

У глагола есть приставки

А вот предлоги рядом с глаголами никогда не стоят. Это одна из главных подсказок. Поэтому можно ответить на вопрос, чем отличается приставка от предлога так: «Около глагола никогда не может быть предлога».

В качестве примеров можно взять слова сбежал, подскочил, влетел. Приставки с-, под-, в- в этих глаголах схожи в произношении с предлогами. Но так как мы видим перед собой глаголы, то понимаем, что писать их нужно слитно.

Применение в жизни первой подсказки

Помогут закрепить понимание этого признака, показывающего, чем отличается приставка от предлога, примеры.

Петька снова сбежал с урока. На улице к нему сразу же подскочил его любимый пёс, который уже ждал его, лёжа под школьной скамейкой.

Разберём эти примеры.

Сбежал; с урока.

В первом случае "с" стоит рядом с глаголом, значит, это приставка, и пишется она слитно. Во втором случае «с» относится к существительному, следовательно, ничего конкретного пока утверждать мы не можем.

По тому же алгоритму разберём слова «подскочил» и «под скамейкой». В первом слове под- пишем в глаголе слитно, ведь это приставка. А в словосочетании «под скамейкой» предлог «под» помогает связать слова в предложении и поэтому стоит отдельно от существительного.

Но детям пока ещё трудно определить, чем отличаются приставки от предлогов. Ответ дает вторая и третья практическая подсказка.

Ставим существительное в начальную форму

Эта вторая подсказка ещё более важная. Ведь она показывает, чем отличается приставка от предлога, когда дело касается существительных. Конечно, было бы очень просто, если бы приставки помогали образовывать только глаголы. К огромному сожалению тех, кому правописание даётся с трудом, они бывают и у существительных.

Эта подсказка помогает определить, чем отличаются приставки от предлогов при существительных. Оказывается, после того, как мы определили, что слово, не является глаголом, следует поставить его в начальную форму, то есть в именительный падеж.

Пример применения второй подсказки

Умея пользоваться практической подсказкой, определяющей, чем отличаются приставки от предлогов, 5 класс легко справится с поставленной задачей. Пятиклассники обычно уже безошибочно разбираются, где приставки, а где предлоги.

Алгоритм работы таков. Читаем текст:

У стола сломалась ножка,

Я устал его чинить!

Посмотрю пока в окошко…

А потом - опять пилить!

Проверяем словосочетание «у стола».

  1. Это не глагол, следовательно, нельзя с уверенностью утверждать, что «у» приставка.
  2. Ставим «у стола» в начальную форму вместе с предлогом, получается «устол». Но такого слова не существует! Есть только слово «стол». Значит, «у» - это приставка. И писать её нужно отдельно от существительного.

Разберём слова «сломалась», «устал» и «посмотрю». Это глаголы, следовательно, предлогов при них быть априори не может. Делаем вывод: это приставки «с», «у», «по». А мы уже знаем, чем отличается приставка от предлога в русском языке - их нужно писать слитно со словом.

  1. Это не глагол, следовательно нельзя утверждать, что «в» является приставкой.
  2. Ставим «в окошко» в начальную форму вместе с предлогом, получается «вокошко». Но такого слова не существует! Есть только слово «окошко». Значит, «в» - это приставка. И писать её нужно отдельно от существительного.

Однако особо упрямые могут настаивать на том, что «вокошко» как раз и существует, ведь вот даже в примере так и говорится - «посмотрю в окошко». Чтобы даже им нечем было крыть, мы познакомим их с ещё одной, третьей практической подсказкой. Именно она, в конечном счёте, показывает, чем отличается приставка от предлога. 5 класс ответы может давать, как мы видим, не совсем точные, если учащиеся не умеют ею пользоваться.

Между предлогом и словом можно вставить вопрос

Снова вернёмся к нашему примеру. «В окошко» - в какое окошко? Как видно, вопрос удачно вписывается в словосочетание. А при желании можно вместо вопроса вставить другое слово, например, прилагательное.

У нас получается такая фраза: «Посмотрю пока в чистое окошко». Теперь ясно видно, что предлог и существительное благополучно разделились. Следовательно, «в» никак не может быть предлогом.

Примеры использования третьей подсказки

Чтобы быть на сто процентов уверенным в правописании приставок и предлогов со словами, следует всегда применять третью подсказку на практике.

«Прилёт» - это не глагол, следовательно, пробуем вставить вопрос между «при» и «лёт». У нас ничего не получается. Значит, это одно слово, которое нужно писать слитно.

«Залетевший» - это не глагол, следовательно, пробуем вставить вопрос между «за» и «летевший». У нас ничего не получается. Значит, это одно слово, которое нужно писать слитно.

Работа с подсказками над контекстом

Итак, отработаем алгоритм использования подсказок на практике.

Над голубой рекой пролетали журавли.

  1. «Над голубой» - это не глагол, следовательно, мы не можем утверждать, что это приставка.
  2. Ставим словосочетание в начальную форму. «Надголубая» - такого слова не существует, значит, это не приставка, а предлог.
  3. «Над извилистой голубой рекой» - между предлогом и словом легко вставляется ещё одно слово. Это ещё раз доказывает, что перед нами слово с предлогом.
  4. Вывод: «над» и «голубой» нужно писать раздельно.

«Пролетали» - глагол, следовательно, «при» является приставкой и пишется слитно с «летали».

Закрепление правила и предлогов на практике

Существует множество вариантов закрепления навыков грамотного письма. Вот один из способов.

Даётся текст, в котором и приставки, и предлоги взяты в скобки. Учащемуся нужно раскрыть скобки, то есть написать слова либо слитно, либо раздельно.

1.(За)горой, (за)бежать, (с)вернуть, (с)крыши, (на)конверте, (на)резать, (в)летел, (в)дом, (с)катился (с)горы, (по)бежали (по)дорожкам, (про)читал (про)машины, (до)ехал (до)берёзы,(по)бежал (по)деревне,(про)читал (про) город.

2.(На)дворе была гора. Весь день (на)горе много детей.Митя (на)санках (с)катился (с)горы.

(В)зале стоит душистая ёлка. (На)ветках игрушки. (К)пушистой красавице (при)бежали дети.

Интересный вариант закрепления навыков правописания приставок и предлогов - подбирать самостоятельно по смыслу их и вставлять в контекст.

…брёл я …сарай и …снул глубоко … копной сена. Все ребята …бежали …льду …коньках.

Подвижные игры и соревнования на уроках русского языка

На уроках можно поработать над закреплением этого навыка и без письма. Проводится игра «Отхлопали». Все ребята встают из-за столов. Садиться будут те, которые ошибутся. В результате стоять останутся только те дети, которые будут самыми внимательными и умеют пользоваться правилами.

Учитель читает слова, а игроки должны хлопать в ладоши в том случае, если в слове есть приставка.

Прилетели, полёт, в окно, по дорожке, побежали, повизгивала, у нашей Маши, у Маши, умотался, смотался, присмиревшая, приказал, при мне, прилежный, прекрасный, причастился, причастие, подосиновик, под осиною, подлизывается, покрывается, укрывается, укрыватель, покрывало, по корыту, покрыто, покрытая, половик, подполковник.

Оставшихся стоять детей можно "премировать", поставив им в журнал отличные отметки.

Интересно, весело и необычно проводится на уроке русского языка эстафета. Класс делится на три команды, лучше всего это сделать по рядам. Доска также делится на три части - каждой команде выделяется по одной трети. На столе лежат карточки со словами таким образом, чтобы самих слов видно не было. Ребята по одному выбегают к столу, берут любую карточку и читают написанное. Если попалось слово с приставкой - его записывают в один столбик, если это словосочетание с предлогом - в другой.

Выиграет та команда, которая быстрее всех справится с задачей. Но тут действует и второе условие: все слова должны быть написаны правильно и находиться в своём столбике. Если команда заканчивает работу первой, ей присуждается 20 очков, за второе место - 15, а за третье - 10. За каждую ошибку следует отбирать по одному очку. После подсчёта ошибок и оставшихся баллов можно вычислить команду-победителя. Чем наградить её участников - решает учитель. Но обычно детям достаточно уже и самого признания. А проигравших можно заставить покукарекать или подёргать самих себя за ушко под музыку.

Такие игры пробуждают в ребятах интерес к знаниям, ведь азарт, жажда победы - самое сильное чувство. Тем более легко происходит закрепление навыков потому, что перед детьми стоит конкретная цель - победить в игре у своих товарищей. Это не какая-то иллюзорная задача - научиться грамотно писать, чтобы считаться культурным человеком. Поэтому играть на уроках русского языка нужно обязательно!

Инструкция

Самое важное отличие, на которое вы должны обращать внимание, заключается в том, что предлог является словом, а приставка - частью слова, т.е. морфемой. Это можно понять, поставив слово в начальную форму, т.е. употребить его в именительном падеже. Приставка сохранится в , в отличие от предлога. Например: за стеной (предложный падеж) - стена (именительный падеж); затворнику () - затворник (именительный падеж). В первом случае «за» является предлогом, а во втором - приставкой.

Далее попробуйте поставить вопрос. Между предлогом и другим словом (существительным или прилагательным) вы сможете его поставить, а также сможете употребить еще какое-нибудь слово. Например: за (чем? каким?) домом, за многоэтажным домом.А вот между приставкой и словом, естественно, поставить вопрос нельзя, так как она является частью этого же слова.

Вы должны понять, что предлоги связывают слова в или в , т.е. они образуют грамматические формы слова. Например, в синтаксической единице «за стеной» предлог «за» помогает формы существительного в . Приставки же образуют новые слова. Например, слово «небольшой» образовано при помощи приставки «не».

Можно попытаться также отличить предлог от приставки по способу написания. Если оно слитное, то вы чаще всего имеете дело с приставкой. Лишь в некоторых местоимениях и эту морфему нужно будет через дефис. Так, дефисное написание будет в наречиях с приставкой «по» и суффиксами «ему», «ому» или «и». Например, в слове «по-дружески» приставку «по» следует писать через дефис.

Лишь в исключительных случаях приставка раздельно. Это происходит в написании неопределенных и наречий, когда ее отделяет от слова предлог. Например, в местоимении «кое с кем» приставка «кое» пишется раздельно.

Предлоги со всеми словами пишутся только раздельно. Например, в словосочетании «просить о помощи» предлогом является слово «о».

Многие слова имеют приставку . Она служит для того, чтобы образовать однокоренное слово. Детям иногда очень трудно найти приставку в слове. Причины могут быть разными. Во-первых, в словах может быть не одна приставка, а две. В-вторых, часто корень созвучен с приставкой. В-третьих, непонятно лексическое значение слова, поэтому трудно подобрать однокоренное.

Инструкция

Помните, что в языке есть ограниченное число приставок. Вот они: над-, от-, под-, об-, пред-, в-, с-, по-, про-, до-, о-, на-, пере-, без- (бес-), воз- (вос-), из- (ис-), низ- (нис-), раз-(рас-), чрез-(чрес-), пре-, при- и другие.

Изучите состав слова. Начните с корня. Для этого подберите несколько однокоренных слов. Они должны иметь разные приставки или быть вообще без них. После этого найдите часть слова, которая стоит перед корнем. Например, слово«безлунный». Однокоренными словами будут являться слова « » и «луна». Перед корнем осталась часть «без-». Это, вероятно, и будет приставка. Сравните ее с имеющимися в приставками.

В словах бывает несколько приставок. Чтобы их найти и обозначить, определите лексическое и обозначьте корень. В слове «распознавать» корень «зна». Перед ним осталась часть «распо». Такой приставки нет. Разбейте эту часть на две: «рас» и «по». А такие префиксы есть. Теперь проверьте, убрав первый. Получилось«познавать».

Особое внимание обратите на слова, в которых приставка и корень имеют похожее написание. Например, « », «ниспадать», «низвергнуть». Определите лексическое значение слова и обозначьте корень. Если вы начнете сразу с приставки , то можете ошибочно выделить корни «рас», «низ», «нис». А их здесь нет. К тому же увеличивается шанс допустить орфографическую ошибку.

Приставки со словами пишутся слитно. Проверьте, не допустили ли вы орфографической ошибки. Для этого используйте алгоритм.Определите часть речи.У существительных могут быть как приставки , так и . Сравните: «до переулка» - «доспехи», «при школе» - «природа».У прилагательных и причастий только приставки . Имеющиеся перед ними предлоги относятся к существительным: «по тихой » - «по темнеющему небу» - «последовательный».У местоимений и числительных нет приставок: по второй, подо мной, с четырьмя, с .У глаголов нет предлогов, только приставки : «разбежался», «почернел», «подпрыгнул».

Полезный совет

В случае затруднения обратитесь к «Школьному словообразовательному словарю русского языка», его автор А.Н. Тихонов.

Приставки - словообразующая часть слова, которая находится перед корнем. Приставки всегда вносят дополнение к значению исходного слова, которое хорошо видно при сопоставлении однокоренных слов.

Слово «приставка» или «префикс» произошло от латинского. (prae, впереди и fixus - прикрепленный). Приставки всегда стоят перед корнем и нужны для образования новых слов. Такой способ называется приставочным. Основная особенность приставок, как самостоятельного словообразовательного средства, состоит в том, что они в отличие от суффикса присоединяются к целому слову, а не к основе. Поэтому образованное с помощью приставки производное слово всегда относится к той же части речи, к тому же типу склонения или спряжения, что и исходное. Так образуются имена существительные (заголовок - подзаголовок, вкус - привкус), прилагательные ( - развеселый, плохой - неплохой), местоимения (что - кое-что, ничто), глаголы (читать - перечитать, дочитать), наречия ( - повсюду, даль - вдаль). Присоединение приставок к исходному слову не изменяют его значения коренным образом, а только придают ему новые смысловые оттенки. Большинство приставок указывает на характер или направление действия. Например:В- (во-) означает движение внутрь чего-либо: вбежать, впрыгнуть. До- служит для указания на законченность действия: дорисовать, достроить. За- обозначает начало какого-либо действия: захлопать, закричать. На- говорит о полноте действия: наглядеться, нарадоваться. Пере- 1) сделать что-либо заново: перечитать. 2) движение через препятствие: перепрыгнуть. С- указывает на движение сверху вниз: сбежать.У- имеет значение 1) удаления: уехать. 2) усиления: укоротить. При помощи некоторых приставок можно образовать превосходную степень у прилагательных (добрый - предобрый) и вида у глаголов (писать - написать). Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, под-, над-, пере-) и совпадают по своей форме и отчасти по значению со служебными словами: с (без, до, при, от) и частицами (не, ни). Есть в и приставки (а-, анти-, -, -). Среди приставок можно выделить синонимичные (с близким значением): без-, не- (безжалостный, недобрый) и антонимичные (с противоположным значением): при-, у- (прибежать, убежать). Многие приставки в русском языке многозначные. Например, приставка при- может означать приближение (приплыть), присоединение (), неполноту действия (прилечь), нахождение вблизи чего-либо (приморский). Приставочный способ словообразования наиболее широко применяется в . Почти все глагольные приставки многозначны. От каждого глагола можно образовать несколько слов с разными приставками. Новые лексические оттенки, привносимые приставками, хорошо видны при сопоставлении однокоренных слов: застроить - отстроить - перестроить - построить - надстроить - встроить.

Видео по теме

Источники:

  • Правописание приставок
  • зачем нужны приставки сочинение

Чтобы разобраться в том, что такое предлог и как он используется в речи, необходимо рассмотреть его морфологическую и синтаксическую функцию, значение и особенности образования (происхождения).

Инструкция

Предлог относится к категории служебных частей речи. То есть он выражает зависимость , числительных и местоимений от других слов в словосочетании . Предлоги не могут считаться членами предложения, но входят в их состав. Также, в отличие от союзов, предлоги не могут строить синтаксических отношений между простыми предложениями в составе сложного. Предлог приобретает значение только в сочетании с падежными формами слов, к которым он относится. Все предлоги являются неизменяемыми.

В зависимости от значения предлоги делятся на несколько разрядов. Пространственные указывают на место, например: «в», «на», «из-за», «под», «около», «вокруг», «у», «к», «над» и другие. Если предлоги обозначают время, то их называют временными. Например: «через», «перед», «в течение», «до» и другие. По тому же принципу можно выделить предлоги причины («из-за», «ввиду», «вследствие» и другие), цели («для», «ради», «на») и образа действия («с», «без», «по» и другие). Дополнительные предлоги указывают на предмет, на который направлено действие, например: «о», «об», «про», «с», «по», « ». Обратите внимание на то, что один и тот же может выражать разные значения в зависимости от слов и , к которым он относится.

По происхождению предлоги делятся на производные и . К последним относятся предлоги, не соотносящиеся в своем образовании с каким-либо знаменательным словом («в», «на», «под», «у», «к» и другие). Разновидностью непроизводных являются сложные предлоги («из-за», «из-под», «по-над» и другие). Производные предлоги образуются от других частей речи (наречий, существительных, ). Например: «в течение», «в продолжение», «благодаря», «вместо», «ввиду». Стоит обратить внимание на , которое отличается от соответствующих сочетаний предлога с существительным.

Видео по теме

Иногда бывают ситуации между друзьями, когда один человек просто дружит, а другой любит своего друга. Тогда могут возникнуть недопонимание, обиды, а потом и раскол отношений. Поэтому стоит заранее узнать, как отличить дружеские чувства от влюбленности, чтобы не попасть в неловкую ситуацию.

Инструкция

Подарки между друзьями не такое частое событие, как в отношениях. Обычно они дарятся по праздникам и дням рождениям. При этом суммы тратятся примерно одинаковые, и поддерживается баланс по количеству. Но если парень начинает при каждой встрече дарить своей подруге цветы и небольшие подарки, скорее всего, он рассчитывает на что-то большее. Помимо этого он будет показывать свою состоятельность, оплачивая за вас кафе и кино.

Влюбленному человеку сложно сказать «нет» тому, к кому он испытывает чувства. Поэтому при малейшей просьбе о помощи отменяются все договоренности с другими людьми. А друзья помогают тогда, когда это не вредит их личным планам.

Когда люди по-настоящему дружат, у них нет натянутости в разговоре и неловких тем. Они обсуждают личную жизнь другого человека, и дают советы по отношениям. Но влюбленный человек не сможет спокойно слушать рассказы о свиданиях своего возлюбленного. Чаще всего он будет критиковать партнера, пытаться провоцировать на разрыв, чтобы попытаться быть с объектом своей любви.

На вечеринках и других веселых посиделках друзья проводят время вместе, но, если появляется возможность с кем-то познакомиться - используют ее. Если человек влюблен, он не будет смотреть по сторонам и искать других людей для общения. Помимо этого он может мешать другу знакомиться с людьми противоположного пола, чтобы быть всегда вместе.

Если человек любит своего друга, он будет стараться его не разочаровать и выглядеть в лучшем свете. За любую оплошность сразу последуют извинения. Никогда не опаздывает на встречи, пытается быстро выполнить любое ваше поручение. Каждый день влюбленный друг будет напоминать вам о своем существовании – смс, звонок, сообщение в сети или просто лайк на вашей фотографии. Друзья в этом плане спокойней, могут опоздать, забыть купить вам порцию мороженого или не звонить неделю.

Понаблюдайте за своим другом, ведь чувства очень сложно утаить. Влюбленные люди пристально и внимательно смотрят на любимого человека. Стараются чаще касаться, смеются над всеми шутками и улыбаются.

Если вы обнаружите, что ваш лучший друг соответствует всему перечню про влюбленных, не нужно устраивать разборки. Определитесь, что вы чувствуете к нему, и если это не взаимно, скажите ему помягче. Нужно дать понять, что вы не испытываете того же, но хотели бы остаться друзьями. Будьте осторожны в высказываниях, чтобы не задеть его чувства и не потерять навсегда.

Связанная статья

Источники:

  • Что к тебе испытывают, любовь или дружбу

Синтаксис - это раздел языкознания, который исследует и формулирует правила построения связной речи. Синтаксическими единицами принято считать словосочетания и простые предложения.

Словосочетание - это употребление двух и более слов при помощи сочинительной или подчинительной связи. Одно из них при этом является главным, а остальные - зависимыми. От главного можно задать вопрос, ответом на который будут зависимые слова.

По структуре различаются простые и сложные словосочетания. Простыми считаются словосочетания, которые состоят из двух слов, а если в словосочетании - больше двух слов, то оно является сложным. В простых словосочетаниях наблюдается сильная связь главного слова с зависимым, а в сложных из-за нескольких подчинительных связей она ослабевает. Академическая грамматика допускает в простых словосочетаниях до четырех слов.

Также различают словосочетания по степени спаянности компонентов. Синтаксическими свободными являются те словосочетания, которые легко разделяются на составляющие части, а синтаксически несвободные - образуют неразложимое единство. Обычно, синтаксически несвободные словосочетания выступают в предложении единым членом и не могут употребляться отдельно друг от друга: три табуретки, много времени.

По типу сочинительной связи различают полные и неполные словосочетания. В полных словосочетаниях все грамматические категории совпадают, а в неполных зависимые слова уподобляются формам главного.

Кроме этого, словосочетания также различают по сочетаемости. Различают их два вида: свободные и несвободные. Несвободные в свою очередь также подразделяются на несвободные фразеологически и синтаксически.

Подчинительной связью называется соединение неравноправных частей. Она всегда закрытая, и средствами ее выражения являются средства связи, интонация и лексические средства.

Одним из видов подчинительной связи считается согласование. В словосочетании при согласовании все зависимые слова находятся в том же роде, числе и падеже, что и главное слово. Но согласование может быть и неполным, когда у слов совпадает только число и падеж: «наша врач».

Управление также относится к подчинительной связи. Зависимые слова при управлении принимают ту же форму, какую диктует главное слово. При сильном виде управления главное слово предопределяет появление необходимых падежных форм, а при слабом - нет.

Еще одним из видов подчинительной связи считается примыкание. Зависимое слово при нем проявляет свою зависимость от главного слова только лексическим значением. Формы изменяемых слов при этом не выражают синтаксической зависимости: делать быстро.

Совет 7: Как правильно использовать предлоги и местоимения

В нынешнее время нужно уметь не только правильно писать предлоги, но и в устной речи правильно использовать их.

О предлогах

В устной речи чаще всего ошибки допускаются с предлогами "на", "в", "с","из" . Вообще, правила для этих предлогов нет, кто бы что там ни говорил. Многие словосочетания сложились очень давно, например: на Украину, в Россию, на Кавказ, на Урал и т.д. Постановку "на" или "в" лучше определять по звучанию, например: на концерт и в концерт - что лучше звучит? Конечно же, на концерт! Но это правило нельзя применять к словосочетаниям, сложившимся в далеком прошлом ! А если возникнет проблема: когда говорить/писать "с", а когда "из", то используйте равенство: "на"="с", "в"="из".

"Со" и "с". В каких случаях?

Постановка предлогов"со" и"с" в устной или письменной речи определяется словом, стоящим после предлога. Для этих союзов есть правило: "со" , если слово, стоящее после этого предлога, начинается на согласную букву, например: со школы. "с" пишется, если слово, стоящее после этого предлога, начинается на гласную букву, например: (вернулся) с Кавказа .

О местоимениях

В устной речи многие жители не только древень и сел, но и городов допускают ошибки в употреблении притяжательных местоимений "их" и "его" . Люди, привыкшие к тому, что у прилагательных окончание обычно заканчивается на "ый", ое" и т.д., думают, что и у местоимений, которые при синтаксическом разборе предложения волнистой линией, должно быть окончание соответственно "ий" (ихний, егошний). Это грубейшая ошибка! Каким бы это словосочетание ни было, приписывать или приговаривать к данным местоимениям окончания запрещается ! Например: Их подарили цветы, а им самим-нет. Его тяжелую сумку я ношу сама, дабы он не надорвался.

Снова о предлогах

Очень часто люди допускают ошибки в предлогах "вследствие", "в течение", " в продолжение", " в заключение". Эти предлоги пишутся с окончанием на "е" всегда . Данные предлоги обозначают продолжительность времени (кроме предлога "вследствие"). Например: в течение лета, в продолжение романа, в заключение весны и т.д. У этих предлогов есть и омонимичные им слова, но с другой частью речи , например: в течении реки, провести в заключении пять лет, сниматься в продолжении романа, в заключении врача и т.д. Предлог "вследствие" равен "из-за" , т.е. обозначает причину ,например, вследствие дождя . У этого предлога есть омонимичное ему слово с другой частью речи , как: В следствии допущены ошибки .


Пишите и говорите правильно!

Как отличить приставку от предлога?

    Приставка - это часть слова,

    а предлог - это самостоятельное слово.

    Вот такая теория, которую нужно как-то продемонстрировать на примерах:

    • при доме - это предлог (самостоятельное слова)
    • при домовой - это приставка (часть слова).

    А если проблема возникает в устной речи и не знаешь, как написать - слитно или раздельно, то попробуй вставить между этим при какое-нибудь прилагательное:

    • при большом доме, - это предлог, потому что он может стоять самостоятельно и пропускать прилагательное к своему существительному.
    • при большедомовой* - такого слова не бывает, следовательно здесь приставка - несамостоятельная часть слова, которая не может существовать самостоятельно, иначе получается ошибка (ну, или каламбур).

    Как-то так...

    По правилам русского языка предлог - это служебная часть в речи и пишем мы предлог отдельно от основного слова. А приставка образует от какого либо слова - новое слово - шел переходит в пошел с помощью приставки по - это пример. То есть приставка является частью слова.

    Приставка отличается от предлога тем, что является частью слова, в то время как предлог часть речи. Но знание одного этого факта не поможет нам отличить одно от другого. Поэтому существует несколько правил, которые помогают отличить приставку от предлога. Прежде всего, предлогов не бывает у глаголов, поэтому если сомнительное слово является глаголом, то у него может быть только приставка. Если сомнительно слово не глагол, то можно проверить предлог постановкой вопроса от него к слову. Например На улице - На какой? улице. Если вопрос ставиться, то это предлог. Ну и обычно используют способ постановки слова в начальную форму, которая если существует, то это приставка. Пример: На улице - НАУЛИЦА - такого слова нет, предлог, или Переулком - ПЕРЕУЛОК, слово есть значит приставка.

    Моя племянница как раз сейчас такое проходит, про приставки и предлоги и мне пришлось с ней все повторить заново, на всякий случай чтобы самой не дать неправильный ответ.

    Приставка это вообще часть слова, к примеру: пошел - шел (приставка -по-), прокатить - катить (приставка - про-) и они пишутся слитно

    А вот предлог это уже служебная часть речи и писать их следует отдельно:

    по улице, про товарища, до вечера

    Приставка является частью слова и роль ее образовывать новую форму слова и пишется в месте со словом.

    Предлог это самостоятельная часть предложения, часть речи, способствующая склонению существительного по падежам.

    Приставка -- это словообразовательная морфема, то есть с ее помощью образуем новые слова:

    полезный -- бесполезный

    гулять -- прогулять

    трое -- втрое

    Предлог -- это служебная часть речи, которая создает, например, падежные формы существительного: дерево -- у дерева, об дерево, над деревом.

    Существуют наречия, образованные от предложноименной формы существительного. Вот в этих случаях, действительно, бывает затруднительно отличить предлог это или приставка: писать слово слитно или раздельно?

    Меня твой вопрос поставил в тупик .

    Мы можем задать падежный вопрос во что? в тупик или вставить определение между предлогом и словом: в определенный тупик. Вот это два критерия , по которым можно отличить предлог от приставки в правописании наречий , образованных от существительных.

    Он говорил медленно врастяжку (как?) Это наречие.

    Мне нужно отнести туфли в растяжку (во что?), существительное.

    Я поднял голову кверху . Поднял куда? кверху -- наречие, пишем слитно.

    К верху палатки прикрепили значок. К верху какому? палатки, есть определение, значит, это существительное, и с предлогом напишем его раздельно.

    Для того, чтобы отличить приставку от предлога в русском языке, нужно, прежде всего, определить что же такое приставка и предлог. Приставка является частью какого-либо слова и добавляется к другим словам различных частей речи, в некоторых случаях, меняя их значение даже на абсолютно противоположное. Приставка имеет свои особенности, а именно: она не меняет принадлежность слова к части речи, помимо этого к одному и тому же слову можно присоединить более одной приставки. Предлог же, является служебной частью речи, с помощью которого происходит соединение частей речи между собой. Таким образом, нужно запомнить, что приставка - это часть слова, а предлог - часть речи, помимо этого, приставки пишутся слитно со словами, предлоги всегда отдельно.

    Для начала нужно разобраться в определениях. Предлогом называется часть речи, которая обозначает отношение между объектом и субъектом (зависимость существительных, местоимений, числительных) . Например, пойду за хлебом. Приставка не является словом, это лишь часть слова, которая добавляется к существительным, прилагательным и др. Итак, если обобщить вышесказанное: приставкой называют часть слова, а предлогом - часть речи; приставки пишутся слитно, предлоги отдельно от слов. Эти два правила необходимо просто заучить.

    На сколько помню из школы, между приставкой и самим словом можно вставить вопрос, а между предлогом и словом нет. Например: под деревом - под КАКИМ деревом?. Ну, в общем чтото такое)

    Приставки пишутся слитно с глаголами, а с другими словами раздельно. Можно задать так же вопрос к слову, если слово можно прочитать, то это предлог. Но большинство слов пишется слитно, только с глаголами или слова исключениями.

    чтобы приставку отличить от предлога надо между словом и предлогом вставить вопрос или прилагательное

    Например:

    к чему? луне

    к светящийся луне

Несмотря на то, что изучение предлогов, приставок и их правописания входит в школьный курс русского языка и в упрощенном виде рассматривается уже в начальных классах, после завершения обучения мало кто пользуется полученными сведениями. При помощи собственным детям в усвоении этих правил бывает довольно трудно вспомнить забытую информацию.

Однако признаки этих частей речи желательно знать каждому грамотному человеку, чтобы не краснеть при ответе на вопрос: «Умеете ли вы отличать предлоги от приставок?» Такие знания найдут применение в любой возрастной категории, вспомнить правописание слов в родном языке всегда бывает полезно.

Основные определения

И приставки, и предлоги являются необходимыми элементами русского языка. Рассмотрим смысловую и синтаксическую составляющую этих терминов, их деление на видовые категории и использование в словообразовании и предложениях, а также разберемся, как отличить предлог от приставки.

Определение предлога

Предлоги выступают обычно в качестве вспомогательной части речи, они указывают, как одни слова зависят от прочих в различных предложениях и словосочетаниях. Не имеют самостоятельного значения, не могут употребляться обособленно от слова, используемого в роли существительного. Из-за своей неавтономности никогда не выступают как члены предложения. В словосочетаниях используются для указания подчинительного вида связи.

Это интересно! Многие обращали внимание на обилие предлогов в русской речи и их неоднородность. Такое количество обусловлено активным пополнением численности предлогов за счет формирования от других исходных разрядов в XIX—XX веках. Наибольшее развитие получили предлоги с отвлеченным смыслом - объективные, причинные, временные и т.д. - благодаря возрастающему значению научно-публицистической речи.

Виды предлогов

Если предлоги употреблять раздельно с другими словами, они не будут иметь смысловой нагрузки, важна именно их взаимосвязь с другими частями речи. Однако и в обратном случае, без использования предлогов, смысл предложения может быть непонятен. При семантическом анализе выделяются следующие группы:

  1. Обозначающие место - это предлоги около, возле, вокруг, под.
  2. Отмечающие время - это после, в продолжение, до, перед, по, в.
  3. Указывающие на причину - это предлоги вследствие, из-за, по причине, от.
  4. Определяющие цель - для, по, к, ради, за.
  5. Раскрывающие отношения, определенные обстоятельства и т.д. - предлоги о, насчет, несмотря на.

Как видно, часть предлогов повторяется в ряде вышеперечисленных категорий, что лишний раз свидетельствует об их служебной природе и о смысловом значении, открываемом только в контексте словосочетания. Поэтому при синтаксическом исследовании предложений и проводится соотнесение предлогов к связанным с ними словам.

Определение приставки

Чтобы ответить на вопрос: «Как отличить предлог от приставки в русском языке», - необходимо также понять и суть термина «приставка».

Приставка (или префикс) является комбинаторным элементом слова, она неотделима от него, размещена раньше корня и видоизменяет или дополняет семантическое значение слова, порой превращая его в прямо противоположное. Приставки широко распространены не только в русском языке. Зачастую их происхождение обусловлено соответствующим предлогом, являющимся родоначальником данного элемента слова.

Особенности приставок

Префиксы имеют интересные свойства:

  1. При добавлении к слову приставки не способны изменить его принадлежность к определенной части речи. Например, если приставка присоединяется к имени существительному, то слово будет по-прежнему представлять из себя существительное.
  2. В русском языке есть слова с несколькими приставками, взаимно дополняющие друг друга и наиболее полно раскрывающие смысл. Например, к глаголу крыть можно добавить приставку от- , получится слово открыть . Если добавить еще одну приставку - при- , образуется новый глагол приоткрыть , отличающийся от предыдущего дополнительным оттенком значения.

Иногда бывает трудно отграничить приставку от другой приставки или от корня. Если брать в качестве примера слово «простой», нужно сначала определить, прилагательное ли это или существительное. Существительное в данном случае включает в свой состав приставку «про» и корень «стой», а прилагательное - только корень с окончанием.

Виды приставок

Все префиксы подразделяются на три категории:

1) Приставки, у которых всегда одно и то же написание, несмотря на произношение. Примеры: в-, за-, о-, не-, по-, про-, с-, у- и др.

2) Приставки, на конце которых расположены согласные с и з . Примеры: бес- (без-), ис- (из-), рас- (раз-).

3) Префиксы с гласными и и е на конце. Примеры: при- и пре -.

Сравнительные характеристики приставки и предлога

Теперь нужно разобраться, чем отличается предлог от приставки и в каких случаях каждый из этих элементов является префиксом, а в каких - предлогом. На это стоит обратить особое внимание, так как, разобравшись в сути сейчас, в последующем будет проще ориентироваться, а также объяснить главные отличия.

Главное отличие

Приставка всегда является неотъемлемым компонентом слова и имеет слитное написание. Используется для создания новообразованной словоформы или преобразования значения слова вплоть до его логически-смыслового завершения.

Ехать - выехать, думать - подумать, бежать - забежать.

Каблук - подкаблучник, думать - выдумка, ветер - проветривание.

Предлог - это автономный компонент речи, используется для связывания слов и объединения их в группу - словосочетание.

После затяжного ливня Петя любил прыгать по лужам.

Подосиновик рос у корня дерева.

Иди вдоль реки, как перейдешь ее по мосту - увидишь рядом с деревом валун, под которым и спрятан клад.

Так как отличить приставку от предлога? Правило, которое можно вывести на основании вышеизложенного, гласит: предлоги с остальными словами всегда имеют раздельное написание, а приставки - только слитное. Это связано с тем, что предлог является элементом предложения, а вот приставка - компонентом слова.

Вопросительные конструкции

Один из способов определить, как отличить предлог от приставки, охватывает использование вопросов.

  1. К самому предлогу проблематично поставить вопрос, зато к образованной им словесной конструкции - вполне возможно.

К чему приступим? Приступим к повторению пройденного материала. По каким признакам можно определить, что урок начался? По оповещающему сигналу звонка и по времени начала урока.

Приставка не отвечает ни на какие вопросы и не может употребляться для постановки вопросов с ее помощью.

  1. Так как глагол не может отвечать на поставленные вопросы, предлог никогда не будет находиться рядом с ним. А вот приставки для формообразования глаголов используются довольно широко.

Различие по смыслу

Так как отличить приставку от предлога? 3 класс начальной школы педагоги учат определять разницу, используя смысловые умозаключения. Вот список правил, которые будут понятны даже ребенку:

  1. Попробуйте добавить слово сразу после предлога. Если проверяемый элемент не является приставкой, это будет довольно легко сделать, и новое слово нисколько не разладит предложение. Пример: «Мы с Олей смотрели на звезды». Можно придумать такой вариант: «Мы с Олей смотрели на яркие звезды». Так как предложение удалось дополнить новым словом, проверяемый элемент «на» является предлогом.
  2. В русском языке некоторые части речи удается различить только по смыслу, так как они имеют одинаковое звучание. Так может обстоять дело с некоторыми предлогами, похожими на наречие с приставкой. Для более точного определения постарайтесь прибавить дополнительное слово, для предложения с наречием это действие будет практически невыполнимым. Сравните предложение с наречием: «Мы всегда шли тебе навстречу» и с предлогом: «Мы шли на встречу с родителями».
  3. Некоторые предлоги имеют смысловые аналоги, поэтому для них достаточно придумать синонимичное слово. Например, «насчет» спокойно можно поменять на «об». Согласно этому предложение: «Я хотел поговорить насчет вчерашнего случая», - будет включать предлог, а не имя существительное, содержащее приставку «на-».
  4. Можно попытаться просклонять слово. Предлог иногда претерпевает изменения, а вот приставка, являющаяся компонентом слова, не меняется. В качестве примера можно привести предложение: «Мы разговаривали про свет», где можно использовать и другие предлоги: «о свете», «без света» и т.д. Сравните: «Среди деревьев виднелся просвет».

Дополнительно - сложные предлоги

Приведенная ниже информация не рассказывает, как отличить предлог от приставки, но она будет полезна для общего ознакомления.

Если предлог выступает как сложный и образован из нескольких простых, то он использует в своем написании дефис.

Примеры: из-за куста, из-под стола.

Приставки через дефис не пишутся никогда.

С предлогами и приставками учащиеся знакомятся еще в младших классах. Они хорошо знают, что приставка - часть слова и обычно пишется слитно, а предлог - часть речи и пишется раздельно. Однако им бывает трудно отличать предлоги от приставок, так как большинство приставок образовано от предлогов.

После того как в разделе «Словообразование» изучены приставки, полезно составить таблицу.

В работе с таблицей можно использовать различные задания.

1. Подобрать слова или словосочетания с предлогами, не имеющими парных приставок: вместо меня, для отца и т. д.

2. Подобрать слова с приставками, не имеющими парных предлогов: возражать, расколоть и т. д. (можно ввести в это упражнение элемент игры: кто больше слов подберет).

3. Составить словосочетания или предложения, в которые бы вошли омонимичные предлоги и приставки: поход по местам боевой славы; дошел до метро пешком и т. д.

При существительном могут быть приставки и предлоги. Сопоставим предложения: Проснулся от боя часов. - Отбоя еще не было; Уплачено за воз дров. - Начался завоз зерна.

Применяем правило, которым обычно пользуются в младших классах: если между предлогом и существительным можно вставить слово или поставить вопрос, то перед нами предлог:

С изменением приставки меняется значение существительного; отбой, — прибой, забой, убой; завоз, извоз, навоз, привоз, подвоз, провоз.

При склонении приставка от слова не отрывается, так как является частью слова.

Предлог не меняет значения слова, но при склонении существительного изменяется: проснулся от боя часов (с боем часов, по бою часов); уплачено за воз дров (без воза дров, в возе дров, под возом дров, к возу дров).

Для закрепления можно выполнить задания. >

1. Сопоставить предложения и объяснить, где предлог, где приставка.

1) У него плохое настроение. Посмотри на строение этого лепестка.

2) При соединении проводов произошло замыкание. Присоединение проводов здесь нежелательно.

3) Все зависит от правления завода. Отправление поезда в 3 часа.

4) Желаю товарищам удачи. Мы встретились в лесу у дачи.

5) Образовался какой-то нарост. Обратите внимание на рост этого человека.

6) Над стройкой развевался флаг. Он занялся надстройкой дома.

7) Бочка без дна. Здесь бездна интересного.

Из подноса мы сделали кормушку для птиц. Из-под носа у немцев партизаны угнали обоз.

9) Вдруг из-за бора показались танки. Из забора вытащили несколько кольев.

2. Данные существительные с предлогом заменить существительными с приставкой и составить с ними словосочетания.

Без закона, без прав, без чести, без души, без порядка, без хитрости, без системы, без дороги, без заботы, без воли, без плана, без пощады, без конца, без пользы, без страха, без вкуса, без помощи, без сил.

3. Выборочный диктант. Учащиеся записывают отдельно существительные с приставками и существительные с предлогами.

1) Жильцы внесли плату за воду.

2) С задачей я справился легко.

3) У этой книги интересное название.

4) Заводу требуются рабочие.

5) За дачей виднеется лес.

6) Лесник на дереве сделал зарубку.

7) Над стройкой развевался флаг.

Наша организация занялась надстройкой дома.

9) Мой брат защитил. диссертацию на звание кандидата наук.

10) Ребенок нуждается в постоянном присмотре.

11) За рубку леса браконьеров привлекают к суду.

В отличие от существительных у прилагательных бывают только приставки, а предлоги, стоящие перед прилагательными, всегда относятся к тем существительным, с которыми согласуются эти прилагательные, например: без жизненного опыта, площадка при школьном дворе.

Если в этих предложениях прилагательное опустить, предложение не потеряет смысла (без опыта, при дворе); следовательно, предлоги относятся к существительным. У прилагательных же бывают только приставки (безжизненный взгляд, пришкольный участок).

Для закрепления предлагаем задания.

1. Обозначить приставки у прилагательных и подчеркнуть сходные предлоги у существительных; объяснить правописание.

1) В приоткрытой шкатулке я заметил письмо. Мы спим при открытой форточке.

2) На этот раз обошлись без толкового словаря. Я не встречал такого бестолкового человека.

3) Без посадочного талона в вагон не пустили. Совершен беспосадочный перелет.

4) Здесь не чувствуется придорожной пыли. Он состоит рабочим при дорожной мастерской.

2. Составить предложения со словами.

3. Существительные с предлогами заменить прилагательными с приставками.

Речь без связи, пассажир без билета, певец без голоса, труд без контроля, отпуск без срока, жизнь без просвета, работа без смены, пространство без воздуха, крестьянин без земли, зима без снега.

Перед глаголами не бывает предлогов, так как это несклоняемая часть речи, а только приставки, с которыми от глаголов образуются новые слова: написать, подписать, дописать, выписать. Это правило дети усваивают легко, но несколько упражнений выполнить необходимо.

1. Образовать с помощью приставок различные глаголы, составить словосочетания: дать - отдать долг, выдать зарплату, передать записку, задать уроки, придать важный вид, издать книгу, обдать кипятком, продать товары, подать ужин, сдать экзамен.

Постелить, расступиться, застегнуть, высыпать (можно ввести игровой момент: кто больше?).

2. Написать слитно или раздельно предлоги и приставки. Приставки обозначить графически.

(В) ходим (в) зал; (во) шел (во) двор; (по) плыли (по) реке; пароход (от) чалил (от) пристани; лодку (от) толкнули (от) берега; (до) води начатое дело (до) конца; (по) плыл (по) волнам; (до) плыли (до) знакомого села; (по) бежали (по) оврагу; (на) правился (на) стадион.

Остановимся на правописании производных предлогов, которые образовались от -самостоятельных частей речи (существительных, наречий, деепричастий) и смешиваются с этими частями речи. На первых порах учащимся бывает трудно понять, что одно и то же слово может выступать то в роли значимой части речи (наречия, существительного, деепричастия), то в роли предлога. Но даже после того, как они осмыслят и усвоят это теоретическое положение, потребуется много упражнений, вырабатывающих навык быстрого различения этих частей речи.