Настольная игра кто первый ссср правила. Из цикла "ссср". настольные игры для детей

Настольные игры были популярны в нашей стране и при царях, и при генеральных секретарях.Но если при царях игры были просто играми, средством скоротать досуг, то в советские времена игры стали нести еще и воспитательную и пропагандистскую нагрузку. Но давайте рассмотрим советские настольные игры подробнее…

"Перелет Москва-Китай". (1925)В 1910-ые годы и в годы Первой мировой самолеты в нашей стране строили, но в элитный клуб ведущих авиационных держав наша страна не входила. Почему? Ну, например, вот одна из причин - всем известно, что самолет не летает без двигателя, а двигателестроение находилось в царской России в зачаточном состоянии. И самую важную "деталь" для российских самолетов приходилось закупать за рубежом.Новая власть решила покончить с технологической отсталостью. Лозунг "догнать и перегнать" вошел в обиход ближе к концу двадцатых - в эпоху индустриализации. А вот акционерское общество "Добролет" (Российское акционерное общество Добровольного воздушного флота) появилось уже в 1923 году.

Целью основателей общества было содействие развитию отечественной гражданской авиации - пассажирской, почтовой, грузовой. Общество просуществовало 7 лет. За это время самолеты "Добролета" налетали почти 10 миллионов километров, перевезли 47 тысяч пассажиров и 408 тонн груза (очень неплохой результат для авиакомпании двадцатых годов).Свою деятельность "Добролет" рекламировал и при помощи настольных игр. Игра "Перелет Москва-Китай" предельно проста - кидая кубики, игроки должны как можно быстрее добраться до Пекина, вылетев с московского аэродрома."Электрификация" (1928)"Коммунизм - это Советская власть плюс электрификация всей страны" - говорил В. И. Ленин. Слова у первого руководителя Страны Советом не расходились с делом.В феврале 1920 был принят план ГОЭЛРО (Государственный план электрификации России). Результатом этого плана стали широко разрекламированные "лампочки Ильича", загоревшиеся даже в самых глухих деревнях нашей необъятной страны. Разумеется, "электрификация всей страны" не могла не найти отображение и в настольных играх.

Играть в "Эликтрификацию" могли от двух до четырех игроков. К услугам игроков большие и маленькие карточки с картинками. Больших всего четыре - деревня, город, аул, порт. Эти карточки делятся между игроками - это объекты, которые они должны электрифицировать.Маленькие карточки перемешиваются и раздаются игрокам. Игроки вытягивают карточки у своих соседей и откладывают парные картинки. В конце концов у них должны остаться не имеющие пары картинки с электрическими лампочки.По числу таких карточек на игровом поле открываются закрытые кружками поля - электрифицированные объекты. Тот, кто электрифицировал свою часть игрового поля первым, тот и оказался победителем."Дадим сырье заводам" (1930)1930 год - самом разгаре Первая Пятилетка, полным ходом идет индустриализация, в стране строятся заводы - гиганты, возникают буквально на пустом месте огромные промышленные районы. Разумеется, не могли обойти стороной тему индустриализации и производители настольных играх.



В игре "Дадим сырье заводам" игрокам нужно было, бросая кубики, перемещаться по игровому полю и собирать различное вторсырье, которое будет переработано на игровых заводах. Побеждал, разумеется, тот, кто дал заводам больше сырья."Ленин идет в Смольный" (1970)А теперь из двадцатых - тридцатых давайте перенесемся в эпоху "развитого социализма". В апреле 1970 года наша страна отмечала столетие со дня рождения вождя мирового пролетариата В. И. Ленина. Не мог остаться в стороне от этого празднества и детский журнал "Веселые Картинки".На страницах журнала в "юбилейном" апрельском номере была опубликована игра "Ленин идет в Смольный". Игра представляла собой классический "лабиринт" - игрокам предстояло провести Ильича в историческую ночь с 24 на 25 октября по старому стилю из конспиративной квартиры в Смольный.



Ночной Петроград изобиловал опасностями - патрули, конные юнкера. Впрочем, многим игрокам прогулка по ночному предреволюционному Питеру показалась занятием скучным, и почти сразу же появилась "многопользовательская версия" этой игры. И игроков, и Лениных было уже несколько, и побеждал тот игрок, чей Ленин добрался до Смольного первым.Настольные игры в первые десятилетия существования советской власти были и средством пропаганды и своего рода средством допризывной подготовки. И ничего плохого в этом нет. В двадцатые годы в нашей стране готовились к отражению новой интервенции (разрыв дипломатических отношений с Англией, ультиматум Керзона, "военная тревога").После 30 января 33-го года не нужно было быть великим провидцем или гениальным аналитиком, чтобы догадаться - новая мировая война неизбежна (достаточно было прочитать по касательной двести страниц текста Версальского договора или прочитать его краткое изложение в газетах). Так что, настольная военно-патриотическая пропаганда, рассчитанная на будущих солдат и командиров, была делом совсем не лишним.Не приходится удивляться обилию "варгеймов" (военных игр или попросту настольных стратегий), вышедших в нашей стране в двадцатые-тридцатые годы. Про правила этих игр долго распространяться не будем - "варгейм" он есть "варгейм". Посмотрим лучше на отсканированные коробки игр.
























Настольные игры были популярны и в царской России и в Советском Союзе. Многие игры оказались долгожителями - после смены власти и государственного строя у них менялось только название и оформление, а "геймплей" оставался неизменным.Но в 1985 году в нашей стране в очередной раз сменилась власть и началась так называемая "перестройка". Вместе с политикой партии и правительства изменились и настольные игры. Итак, игры эпохи перестройки."Заколдованная страна"В 1970 году американцы Гэри Гайгэкс и Дэйв Арнесон выпустили первую настольную игру из бесконечной серии Dungeon & Dragons (или сокращенно D&D - Подземелья и Драконы).Игроки попадали в мир героического фэнтэзи, и вживались в роли могучих воинов, мудрых магов, бессмертных эльфов и других героев популярных в ту пору книг о мирах, которыми правят меч и магия.



Карта Закодованной страныВ Советском Союзе такое историческое событие, как появление на свет D&D прошло незамеченным. Настольные ролевые игры в нашей стране популярностью не пользовались (из ролевых игр у нас пользовалась популярностью разве что полевая игра "Зарница" в пионерлагерях). Причина такой непопулярности проста - полное отсутствие настольных ролевых игр.Ознакомиться с чем-то похожим на D&D граждане нашей страны смогли только в 1990 году, когда кооператив "Осень" издал тиражом в 40 тысяч экземпляров настольную игру "Заколдованная Страна". Игра представляла собой вольную вариацию на тему самых первых и самых простых вариантов "Подземелий и Драконов".

Есть игровое поле с локациями, есть книга ведущего с подробным описанием того, что ждет игроков на этих локациях, есть персонажи, которых могут отыгрывать игроки, есть карточки с монстрами и их "тактико-техническими характеристиками", и, есть, наконец, кубики, при помощи которых решались исходы игровых поединков.Игра мгновенно обрела "культовый" статус - путешествия по "Заколдованной Стране" увлекли очень многих. Как и многое другое в последние годы существования СССР, игра относилась к разряду "дефицита" (дефицитом тогда были не только настольные игры, но и многие продукты питания).Но те, кто с ней ознакомился, делали буквально "на коленке" свои версии игры. Во многом благодаря именно "Заколдованной Стране" в России зародилось ролевое движение.КонверсияЗнаменитая "Монополия", созданная в Америке в самый разгар Великой Депрессии, моментально стала хитом продаж во всем мире.Еще бы - каждый желающий при помощи этой игры мог почувствовать себя магнатом или олигархом (особенно актуальной эта игра была именно в начале тридцатых годов, в самый разгар самого масштабного кризиса в истории мировой экономики - в Америке, самой богатой стране мира, миллионы людей остались без средств к существованию).Но в нашей стране была социалистическая плановая экономика, кризисы на нас никак не сказывались, но и "Монополия" никак не соответствовала "генеральной линии партии". Первым советским настольным экономическим симулятором стала "Конверсия".



В последние годы существования Советского Союза слово "конверсия" было очень популярным. В переводе с латыни оно означает "обращение" или "превращение".В первую очередь в ту пору говорили о конверсии в военной промышленности - превращении военных заводов в заводы, выпускающие сугубо мирную продукцию. А то ракет, самолетов и танков у нас много, а, например, бытовой техники мало.Не будем говорить о том, как проводилась эта конверсия - это тема для отдельной предельно политизированной статьи, поговорим об игре.При первом взгляде на коробку игры становится ясно еще одно значение слова "конверсия". Да всем ясно, что речь идет о конвертируемости рубля.В истории Советского Союза была конвертируемая валюта - червонцы, обеспеченные золотом (и курс червонца на международных валютных биржах иногда почти догонял курс британского фунта стерлингов). Но к моменту выхода "Конверсии" в стране была одна денежная единица - рубль, который называли в ту пору "деревянным", т. к. за пределами нашей страны что-либо купить на рубли было невозможно.Нет, опять-таки, не будем говорить о том, хорошо это или плохо, когда национальная валюта конвертируема и ее можно с легкостью вывести за рубеж. Поговорим о игре.



Игровое полеЭто не клон "Монополии", а вполне самостоятельная игра. Играют несколько человек. Один из игроков берет на себя обязанности банкира - раздает остальным игрокам стартовый капитал.Обязанность банкира названа в правилах игры "добровольной и бескорыстной". Но согласно тем же правилам банкир в игре не совсем бескорыстен - во время любого из ходов, он может дать любому игроку ссуду под грабительский процент - взял 100 тысяч, верни на следующем ходу 150 тысяч.Стартовый капитал можно тратить на покупку сырья, заводов, транспортных средств. И в дальнейшем заниматься производством товаров, добычей сырья или транспортировкой сырья или товаров. Все произведенное или добытое из земли можно продавать или на внутреннем рынке за рубли, или на внешнем - за доллары (была и возможность менять рубли на доллары по игровому курсу).Во время каждого из ходов игрок должен совершить одно из действий - купить, продать, отправить груз заказчику, взять ссуду. Играли ли в "Конверсию" российские олигархи, регулярно попадающие в список миллиардеров журнала "Форбс", доподлинно неизвестно.



Так в игре выглядит внутренний рынок СССР



А так в игре выглядит американский рынок, на который можно прийти со своим товаром"Гласность"Пожалуй, это первый случай издания в нашей стране "лицензионной" и "локализованной" игры. Пусть еще не компьютерной, а настольной (сама мысль о том, что у компьютерных игр есть какие-то там правообладатели, которые хотят каких-то денег, показалась бы в конце восьмидесятых гражданам нашей страны просто смешной).

Настольная игра Glasnost вышла в Америке в 1989 году. В ту пору все, что связано с Советским Союзом пользовалось в Америке популярностью.Нельзя сказать, что и ранее "советская" тема не всплывала в американских настольных играх, фильмах, мультфильмах, комиксах. Но в годы холодной войны с точки зрения американцев советские русские были звероподобными злодеями, безжалостными кровожадными агрессорами, мечтающими о господстве над миром и о массовых необоснованных репрессиях.В годы "перестройки" на непродолжительное время образ русских в американской массовой культуре сменил "полярность". Если в 1984 году хитом американского кинопроката стал "Красный Рассвет" - фильм об отважных американских подростках, организовавших партизанский отряд, на территории, оккупированной советскими захватчиками, то в 1988 году кино-хитом стала "Красная Жара" - фильм, в котором сугубо положительный образ советского милиционера воплотил на экране сам Арнольд Шварцнеггер.



Игра Glasnost как раз и была посвящена налаживанию мирных политических и экономических взаимоотношений между двумя сверхдержавами.Игрокам предстояло вжиться в роли лидеров Советского Союза и Соединенных Штатов, вести политические дебаты, заключать экономические сделки. На политические и экономические аспекты игры оказывали влияние карточки с новостями о том, что происходит в мире, в Советском Союзе и в Америке.У игроков была возможность действительно наладить равноправные партнерские отношения между Америкой и нашей страной, не сдавая одну позицию за другой, как это сделал "неигровой" Горбачев.Игра была оперативно переведена на русский язык и издана в нашей стране большим тиражом. Ныне эта игра давно и прочно забыта по обе стороны Атлантики - Советский Союз прекратил свое существование, и настольные игры про него стали не актуальны.И на последок: Подборка фотографий советских настольных игр и конструкторов разных годов

















































































Сегодняшняя серия будет посвящена настольным играм. Именно эти игры, заменяли нам отсутствие компьютерных развлечений во времена СССР. Сейчас, смотря на них с высоты своего возраста, становиться совершенно непонятно, как такой технический примитив мог с огромной силой погружать игроков в сам процесс игры.
У каждого советского ребёнка, имелось минимум по 3-4 настольные игры, самых разнообразных форматов. Но и этого бывало достаточно, чтобы надолго впасть в азарт и соревноваться целыми дворами на звание главного чемпиона в этой теме.
Мне тяжело передать весь накал страстей происходящий вокруг таких игрищ. Играя в игры мы орали, спорили, дрались, дружили, ссорились, смеялись и всё это одновременно.


Обычно игры предполагали участие двух и боле игроков, что способствовало развитию коллективного общения. Допустим что в детском саду, уважение своих ровесников надо было ещё заслужить, но стоило какому- нибудь притащить туда настольную игру из разряда необычных и вся группа тут же залипала на долго.

Отличным примером такой игры служили «Бегемотики». Игра нещадным образом содрана нашей промышленностью из Америки. Дело в том, что спустя много лет я удивлённо обнаружил эту игру в одном из фильмов, где американские школьники увлёчённо в неё рубились.
Сам смысл игры очень прост.
В игре участвуют 4 человека, на середину поля высыпается куча шариков и чтобы бегемоты начали жрать шары, достаточно было нажать на рычаг находившейся на спине. Чем больше шаров сожрёшь, тем круче.
В общем, в садике в тот день началась массовая истерия, всем до одного хотелось поиграть в неё, при этом за право очереди возникали нешуточные баталии. В основном конечно среди пацанов, так как девочек можно было корректно дёрнусь за косу устранив, таким образом конкуренцию. Итогом первого дня стали куча ссадин и разбитых носов. И тем не менее все по головно были счастливы. Верите или нет, но до летних каникул оставалось всего неделя, которая тянулась до игры в бегемотиков так доооолго. После появления игры, из детского сада никто не хотел уходить.
Потом каким-то чудом я обнаружил эту игру на прилавках «детского мира», после нескольких массированных атак мозга, мой дедушка сдался и купил её.
Я торжественно вынес коробку с игрой во двор за что родители моих друзей должны были сказать мне спасибо, мы чуть ли не ночевали во дворе - так рубились.

Вот собственно сами фотки этого чуда советского производства:



Одной из эпических и несомненно легендарных игр нашего детства стала электронная игра на батарейках «За рулём».
Она представляла собой интерактивный авто симулятор. Фактически прототип современных компьютерных гонок только в супер настоящем 3-д варианте.
Представляла собой платформу с круговым движением имитирующую часть автострады, которую разделяют преграды в виде мостов. Передняя панель игры имитировала органы управления автомобиля. Практически реальный руль, приборная панели и запуск с ключа! Маленькая пластиковая машинка управлялась с помощью магнита, соединённого с рулём, скорость повышалась с помощью рычага имитирующего коробку передач. Цель игры заключалась в искусном управлении автомобилем с целью протиснуться в узкие проезды мостов.
Игра была настолько популярной, что выстраивались огромные очереди из желающих таким образом прокатиться. Помниться, что такую же игру, мне приобрела бабушка, но пока мы ехали с ней на каникулы в деревню, машинка нещадным образом потерялась.. Боюсь что описать всей масштабности этой драмы мне у меня не получиться. Пришлось приспосабливать слабую имитацию всего что могло бы могло напоминать слабо подобие машинки. Но через неделю случилось чудо, к дому подъехал тот же самый водитель рейсового автобуса и передал машинку. Оказывается он нашёл её среди пассажирских сидений, спросил у местных где проживает бабушка и привёз. И это правда, если честно я тогда с трудом поверил в реальность происходящего, и свято уверовал в победу коммунизма на всей земле.
Единственным минусом игры были батарейки, они с педантичной жестокостью, травмирующей детскую психику, ужасно быстро заканчивались. Но детский энтузиазм не заканчивался. Мальчишки тут же делились на тех кто вертит круг ручным способом и кто управляет машинкой.







Ещё одной из легендарнейших игр на батарейках того времени, являлась игра под названием «МОТОТРЕК». Была довольно дорогой (около 25 рублей), и эксплуатировалась исключительно в домашних условиях.
Представляла собой извилистую трассу, собирающуюся по частям, основным компонентом которой выступал движущейся подъёмник. По трассе запускались четыре пластиковых мотоциклистов на роликах и благодаря инерции и особому наклону трассы, они скатывались к подъёмнику который словно эскалатор поднимал их на новый виток трассы. После завершения круга, срабатывал счётчик отмеряющий количество финальных кругов. Естественно кто быстрее проедет тот и победил. Игра доставляла изумительной автоматизацией процесса и увлекательной сборкой самой трассы.
Трассу можно было дополнительно расширить при наличии второго мототрека.
Сама игра производила несгладимое впечатление на участников игрового процесса, и вызывала неподдельную зависть у тех кому посчастливилось быть обладателем данного чуда. У меня таких игр было 3, конечно не подряд а по мере пребывания запчастей дороги и самого подъёмника, ведь когда батарейки заканчивались а игра надоедала, подъёмник разбирался на запчасти. Естественно обратно он хоть и собирался но уже почему-то не работал. К сожалению, на бескрайних просторах сети я нашёл лишь одну фотку этого чуда.


Игра «Морской бой»

Когда мне было лет 5, в то время мы жили с мамой на улице Мечникова. Рядом со мной жил соседский парнишка который был намного старше меня, ему было 12. В то время я частенько наведывался к нему в гости, что быпосмотреть,что у него есть интересного из игрушек. В то время, была мода на пивные крышки с рисунками от импортных бутылок, и он имел у себя довольно большую коллекцию выигранных в ходе боёв раритетов. Кроме того на стене у него были чёрно-белые фотки от альбомов таких групп как Айрон Майден, Мановар, Криид, Кис и т.д. Я честно говоря в силу своего малого возраста не очень понимал что хорошего в фотках на которых изображены черепа и мертвецы но под сильным авторитетом старшего товарища сразу понял что это очень круто.
Больше всего меня интересовали его солдатики изображающие неандертальцев и викингов, а также технология изготовления солдатиков из цветной проволоки. И вот однажды на свою беду, когда ему надоеловыслушивать мою бесконечную речь, по неосторожности достал со шкафа пыльную коробку с игрой и показал мне.
Вот тогда я и завис. Игра показалась мне чем то нереально крутым, круче всего что я видел до этого.
Игра представляла собой платформу имитирующую морскую территорию, с расположенными друг на против друга, башнями морских военных орудий, на подобии тех что стояли на кораблях.

По краям платформы устанавливались макеты кораблей, которые необходимо было сбивать стальными шариками, заряженными в пушки. В пушку был встроен хитрый перископ из маленьких зеркал, так что наводка осуществлялась именно по нему. Выигрывал тот, кто быстрее выбивал эскадру противника. Чем точнее удар тем больше ништяков. В общем после увиденного я очень плохо спал, снилась игра и корабли. Со следующего дня я пристал к нему словно нож к горлу с просьбой подарить игру.
Через недельку он таки сдался а моему счастью не было пределов.







Настольная игра «Баскетбол»

По моему только советским инженерам могло прейти в голову создать такой имитатор баскетбольной игры. Она была брутальная как все советские игрушки а кроме того, такой игрой можно было запросто убить на месте. Видимо её разрабатывали с расчётом на успешное использование во время военных действий, в качестве альтернативного оружия.
Основным воспоминанием связанным с этой игрой являются мозоли на пальцах, как бы это смешно не звучало.
Смысл игры был прост как всё в СССР. В качестве мяча использовался пластмассовый шарик для пинг-понга. С помощью рычажков на пружинах, производились удары по шарику. Основной целью было закинуть мяч в корзину.
Помню как рисовали турнирные таблицы по дворовым соревнованиям. В финале как правило играть было сложнее всего, так как пальцы ломило от боли и они уже не слушались собственной руки. Азарту было куча!
Основными минусами были мозоли, ломающейся шарик и слабеющие со временем пружины.






Ещё одной из самых редких в то время игр, был набор «Юный химик» Помню как мне его подарили заботливые родственники в 5 классе.
Такой набор был объектом лютой зависти абсолютно всех, так как содержал довольно ценные для того времени химические препараты. Если не ошибаюсь то производителям этой мины замедленного действия, была Чехословакия.
Возможно таким образом наше государство хотело привить любовь школьников к химии.
Но как мне кажется, это лишь подстегнуло интерес в взрывной деятельности.
Поначалу я честно пытался проводить простейшие эксперименты, описанные в заботливо прилагающейся книжечке, до тех пор пока о моём сокровище не узнал пацан из соседнего дома. У него родители были химиками, естественно он прекрасно разбирался во всех реактивах.
До сих пор удивляюсь, каким образом мы не спалили дом, но окрестные дома с лихвой натерпелись от наших совместных экспериментов.
Особым триумфом было заложение взрывчатки медленного действия в одном из подвалов ближайшей многоэтажки. Когда рвануло, я грешным делом подумал что дом, отжил свои последние часы. Но вместо разрушенных стен, просто повылетали стёкла вместе с котами проживающими там же. Затаившись как партизаны на крыше, нашего неофициального наблюдательного пункта, мы только к вечеру решились выйти во двор, и с честным видом попытались скорчить удивлённые физиономии по поводу случившегося.
А набор между прочим был действительно зачётным, куча колб, спиртовка на сухом спирте, разные трубочки и т.д.



альтернатива ХИМИКУ-Юнный электрик


Настольная игра «Футбол». Во времена СССР футболом болели намного больше чем в наше время, видимо главным образом из-за того что в те времена наши футболисты всё таки что-что выигрывали. Поэтому особой любовью у нас пользовалась одноимённая настольная игра. Смысл игры очень прост, вместо мяча использовался металлический шарик, который пасовался между игроками и потом забивался в ворота.
Каждый из сторон управляя практически всеми игроками поочерёдно. Выпускалась игра в двух вариантах, первый с управлениям на пружинах и кнопочным. Кнопочное было удобней, так как позволяла играть дистанционно.
Особы баталии устраивались во время чемпионата мира по футболу. Страсти разгорались нешуточные, причём не брезговали поиграть игру и старшеклассники.

Собственно игрушка с пружинным управлением:




С кнопочным управлением:










А вот ещё один вид футбола на батарейках. Честно говоря никогда не видел такой, поэтому принципа управления не знаю.


Ещё одной из зачётнейших игр того времени, была игра «Вертолёт».
С помощью пульта управления, имитировался полёт игрушечной модели вертолёта с обязательной посадкой. Мастерство заключалось в точном приземлении вертолёта.
К сожалению такой игры у меня не было, и я лишь завистливо играл в неё у одного из корешей дома. Впечатления были космическими.


Прикольная игрушка


Настольные игры были популярны в нашей стране и при царях, и при генеральных секретарях. Но если при царях игры были просто играми, средством скоротать досуг, то в советские времена игры стали нести еще и воспитательную и пропагандистскую нагрузку. Но давайте рассмотрим советские настольные игры подробнее…

«Перелет Москва-Китай». (1925)

В 1910-ые годы и в годы Первой мировой самолеты в нашей стране строили, но в элитный клуб ведущих авиационных держав наша страна не входила. Почему? Ну, например, вот одна из причин - всем известно, что самолет не летает без двигателя, а двигателестроение находилось в царской России в зачаточном состоянии. И самую важную «деталь» для российских самолетов приходилось закупать за рубежом.
Новая власть решила покончить с технологической отсталостью. Лозунг «догнать и перегнать» вошел в обиход ближе к концу двадцатых - в эпоху индустриализации. А вот акционерское общество «Добролет» (Российское акционерное общество Добровольного воздушного флота) появилось уже в 1923 году.

Целью основателей общества было содействие развитию отечественной гражданской авиации - пассажирской, почтовой, грузовой. Общество просуществовало 7 лет. За это время самолеты «Добролета» налетали почти 10 миллионов километров, перевезли 47 тысяч пассажиров и 408 тонн груза (очень неплохой результат для авиакомпании двадцатых годов).
Свою деятельность «Добролет» рекламировал и при помощи настольных игр. Игра «Перелет Москва-Китай» предельно проста - кидая кубики, игроки должны как можно быстрее добраться до Пекина, вылетев с московского аэродрома.

«Электрификация» (1928)

«Коммунизм - это Советская власть плюс электрификация всей страны» - говорил В. И. Ленин. Слова у первого руководителя Страны Советом не расходились с делом.
В феврале 1920 был принят план ГОЭЛРО (Государственный план электрификации России). Результатом этого плана стали широко разрекламированные «лампочки Ильича», загоревшиеся даже в самых глухих деревнях нашей необъятной страны. Разумеется, «электрификация всей страны» не могла не найти отображение и в настольных играх.

Играть в «Эликтрификацию» могли от двух до четырех игроков. К услугам игроков большие и маленькие карточки с картинками. Больших всего четыре - деревня, город, аул, порт. Эти карточки делятся между игроками - это объекты, которые они должны электрифицировать.
Маленькие карточки перемешиваются и раздаются игрокам. Игроки вытягивают карточки у своих соседей и откладывают парные картинки. В конце концов у них должны остаться не имеющие пары картинки с электрическими лампочки.
По числу таких карточек на игровом поле открываются закрытые кружками поля - электрифицированные объекты. Тот, кто электрифицировал свою часть игрового поля первым, тот и оказался победителем.

«Дадим сырье заводам» (1930)

1930 год - самом разгаре Первая Пятилетка, полным ходом идет индустриализация, в стране строятся заводы - гиганты, возникают буквально на пустом месте огромные промышленные районы. Разумеется, не могли обойти стороной тему индустриализации и производители настольных играх.



В игре «Дадим сырье заводам» игрокам нужно было, бросая кубики, перемещаться по игровому полю и собирать различное вторсырье, которое будет переработано на игровых заводах. Побеждал, разумеется, тот, кто дал заводам больше сырья.

«Ленин идет в Смольный» (1970)

А теперь из двадцатых - тридцатых давайте перенесемся в эпоху «развитого социализма». В апреле 1970 года наша страна отмечала столетие со дня рождения вождя мирового пролетариата В. И. Ленина. Не мог остаться в стороне от этого празднества и детский журнал «Веселые Картинки».
На страницах журнала в «юбилейном» апрельском номере была опубликована игра «Ленин идет в Смольный». Игра представляла собой классический «лабиринт» - игрокам предстояло провести Ильича в историческую ночь с 24 на 25 октября по старому стилю из конспиративной квартиры в Смольный.



Ночной Петроград изобиловал опасностями - патрули, конные юнкера. Впрочем, многим игрокам прогулка по ночному предреволюционному Питеру показалась занятием скучным, и почти сразу же появилась «многопользовательская версия» этой игры. И игроков, и Лениных было уже несколько, и побеждал тот игрок, чей Ленин добрался до Смольного первым.
Настольные игры в первые десятилетия существования советской власти были и средством пропаганды и своего рода средством допризывной подготовки. И ничего плохого в этом нет. В двадцатые годы в нашей стране готовились к отражению новой интервенции (разрыв дипломатических отношений с Англией, ультиматум Керзона, «военная тревога»).
После 30 января 33-го года не нужно было быть великим провидцем или гениальным аналитиком, чтобы догадаться - новая мировая война неизбежна (достаточно было прочитать по касательной двести страниц текста Версальского договора или прочитать его краткое изложение в газетах). Так что, настольная военно-патриотическая пропаганда, рассчитанная на будущих солдат и командиров, была делом совсем не лишним.
Не приходится удивляться обилию «варгеймов» (военных игр или попросту настольных стратегий), вышедших в нашей стране в двадцатые-тридцатые годы. Про правила этих игр долго распространяться не будем - «варгейм» он есть «варгейм». Посмотрим лучше на отсканированные коробки игр.
























Настольные игры были популярны и в царской России и в Советском Союзе. Многие игры оказались долгожителями - после смены власти и государственного строя у них менялось только название и оформление, а «геймплей» оставался неизменным.
Но в 1985 году в нашей стране в очередной раз сменилась власть и началась так называемая «перестройка». Вместе с политикой партии и правительства изменились и настольные игры. Итак, игры эпохи перестройки.

«Заколдованная страна»

В 1970 году американцы Гэри Гайгэкс и Дэйв Арнесон выпустили первую настольную игру из бесконечной серии Dungeon & Dragons (или сокращенно D&D - Подземелья и Драконы).
Игроки попадали в мир героического фэнтэзи, и вживались в роли могучих воинов, мудрых магов, бессмертных эльфов и других героев популярных в ту пору книг о мирах, которыми правят меч и магия.



Карта Закодованной страны
В Советском Союзе такое историческое событие, как появление на свет D&D прошло незамеченным. Настольные ролевые игры в нашей стране популярностью не пользовались (из ролевых игр у нас пользовалась популярностью разве что полевая игра «Зарница» в пионерлагерях). Причина такой непопулярности проста - полное отсутствие настольных ролевых игр.
Ознакомиться с чем-то похожим на D&D граждане нашей страны смогли только в 1990 году, когда кооператив «Осень» издал тиражом в 40 тысяч экземпляров настольную игру «Заколдованная Страна». Игра представляла собой вольную вариацию на тему самых первых и самых простых вариантов «Подземелий и Драконов».

Есть игровое поле с локациями, есть книга ведущего с подробным описанием того, что ждет игроков на этих локациях, есть персонажи, которых могут отыгрывать игроки, есть карточки с монстрами и их «тактико-техническими характеристиками», и, есть, наконец, кубики, при помощи которых решались исходы игровых поединков.
Игра мгновенно обрела «культовый» статус - путешествия по «Заколдованной Стране» увлекли очень многих. Как и многое другое в последние годы существования СССР, игра относилась к разряду «дефицита» (дефицитом тогда были не только настольные игры, но и многие продукты питания).
Но те, кто с ней ознакомился, делали буквально «на коленке» свои версии игры. Во многом благодаря именно «Заколдованной Стране» в России зародилось ролевое движение.

Конверсия

Знаменитая «Монополия», созданная в Америке в самый разгар Великой Депрессии, моментально стала хитом продаж во всем мире.
Еще бы - каждый желающий при помощи этой игры мог почувствовать себя магнатом или олигархом (особенно актуальной эта игра была именно в начале тридцатых годов, в самый разгар самого масштабного кризиса в истории мировой экономики - в Америке, самой богатой стране мира, миллионы людей остались без средств к существованию).
Но в нашей стране была социалистическая плановая экономика, кризисы на нас никак не сказывались, но и «Монополия» никак не соответствовала «генеральной линии партии». Первым советским настольным экономическим симулятором стала «Конверсия».



В последние годы существования Советского Союза слово «конверсия» было очень популярным. В переводе с латыни оно означает «обращение» или «превращение».
В первую очередь в ту пору говорили о конверсии в военной промышленности - превращении военных заводов в заводы, выпускающие сугубо мирную продукцию. А то ракет, самолетов и танков у нас много, а, например, бытовой техники мало.
Не будем говорить о том, как проводилась эта конверсия - это тема для отдельной предельно политизированной статьи, поговорим об игре.
При первом взгляде на коробку игры становится ясно еще одно значение слова «конверсия». Да всем ясно, что речь идет о конвертируемости рубля.
В истории Советского Союза была конвертируемая валюта - червонцы, обеспеченные золотом (и курс червонца на международных валютных биржах иногда почти догонял курс британского фунта стерлингов). Но к моменту выхода «Конверсии» в стране была одна денежная единица - рубль, который называли в ту пору «деревянным», т. к. за пределами нашей страны что-либо купить на рубли было невозможно.
Нет, опять-таки, не будем говорить о том, хорошо это или плохо, когда национальная валюта конвертируема и ее можно с легкостью вывести за рубеж. Поговорим о игре.



Игровое поле
Это не клон «Монополии», а вполне самостоятельная игра. Играют несколько человек. Один из игроков берет на себя обязанности банкира - раздает остальным игрокам стартовый капитал.
Обязанность банкира названа в правилах игры «добровольной и бескорыстной». Но согласно тем же правилам банкир в игре не совсем бескорыстен - во время любого из ходов, он может дать любому игроку ссуду под грабительский процент - взял 100 тысяч, верни на следующем ходу 150 тысяч.
Стартовый капитал можно тратить на покупку сырья, заводов, транспортных средств. И в дальнейшем заниматься производством товаров, добычей сырья или транспортировкой сырья или товаров. Все произведенное или добытое из земли можно продавать или на внутреннем рынке за рубли, или на внешнем - за доллары (была и возможность менять рубли на доллары по игровому курсу).
Во время каждого из ходов игрок должен совершить одно из действий - купить, продать, отправить груз заказчику, взять ссуду. Играли ли в «Конверсию» российские олигархи, регулярно попадающие в список миллиардеров журнала «Форбс», доподлинно неизвестно.



Так в игре выглядит внутренний рынок СССР



А так в игре выглядит американский рынок, на который можно прийти со своим товаром

«Гласность»

Пожалуй, это первый случай издания в нашей стране «лицензионной» и «локализованной» игры. Пусть еще не компьютерной, а настольной (сама мысль о том, что у компьютерных игр есть какие-то там правообладатели, которые хотят каких-то денег, показалась бы в конце восьмидесятых гражданам нашей страны просто смешной).

Настольная игра Glasnost вышла в Америке в 1989 году. В ту пору все, что связано с Советским Союзом пользовалось в Америке популярностью.
Нельзя сказать, что и ранее «советская» тема не всплывала в американских настольных играх, фильмах, мультфильмах, комиксах. Но в годы холодной войны с точки зрения американцев советские русские были звероподобными злодеями, безжалостными кровожадными агрессорами, мечтающими о господстве над миром и о массовых необоснованных репрессиях.
В годы «перестройки» на непродолжительное время образ русских в американской массовой культуре сменил «полярность». Если в 1984 году хитом американского кинопроката стал «Красный Рассвет» - фильм об отважных американских подростках, организовавших партизанский отряд, на территории, оккупированной советскими захватчиками, то в 1988 году кино-хитом стала «Красная Жара» - фильм, в котором сугубо положительный образ советского милиционера воплотил на экране сам Арнольд Шварцнеггер.



Игра Glasnost как раз и была посвящена налаживанию мирных политических и экономических взаимоотношений между двумя сверхдержавами.
Игрокам предстояло вжиться в роли лидеров Советского Союза и Соединенных Штатов, вести политические дебаты, заключать экономические сделки. На политические и экономические аспекты игры оказывали влияние карточки с новостями о том, что происходит в мире, в Советском Союзе и в Америке.
У игроков была возможность действительно наладить равноправные партнерские отношения между Америкой и нашей страной, не сдавая одну позицию за другой, как это сделал «неигровой» Горбачев.
Игра была оперативно переведена на русский язык и издана в нашей стране большим тиражом. Ныне эта игра давно и прочно забыта по обе стороны Атлантики - Советский Союз прекратил свое существование, и настольные игры про него стали не актуальны.
И на последок: Подборка фотографий советских настольных игр и конструкторов разных годов

















































































Сейчас словосочетание «настольные игры» ассоциируется в основном с бросанием кубиков. Будь то самая простая детская игра «Кто быстрее дойдет к бабушке» или игры для взрослых наподобие «Манчкина» или «Монополии», везде участники бросают кости и выполняют действия в зависимости от выпавшего числа.

Но во времена нашей советской молодости существовал намного больший выбор настольных забав. Для игры во многие настолки требовалась не только удача, но и ловкость, реакция и логическое мышление.

Сколько мальчишек собиралось во дворе, устраивая настоящие чемпионаты по настольному хоккею! А сколько было перестрелок шариками в «Морском бое»! Редакция Ofigenno.cc предлагает тебе снова окунуться в детство и вспомнить самые популярные настольные игры, для участия в которых не требовались игральные кости.

Хоккей
Пожалуй, самой азартной настольной игрой был именно хоккей. Недаром же похожие игры продолжают выпускаться до сих пор. Теперешние «хоккеи» намного ярче и привлекательнее, но волна ностальгии накатывает именно при виде старой металлической игрушки.

Пусть иногда в желобках застревали клюшки хоккеистов и было несколько зон, из которых шайбу можно было достать только рукой, так как игрушечные клюшки были коротковаты, но эту игру обожали все. Часто, подарив своему ребенку «Хоккей» на день рождения, родители первым делом принимались сами в него играть, пока дети наслаждались тортом за сладким столом.


Футбол
В отличие от хоккеев, футбольные настольные игры были не так успешны. Хотя они выпускались совершенно разных видов. Самой распространенной была игра, где подпружиненные фигурки стояли на месте. Когда мяч попадал к фигурке футболиста твоей команды, нужно было оттянуть ее и отпустить. Таким образом можно было наносить удары или отдавать передачи. Минусом такой игры было довольно кривое поле, так что мяч попадал далеко не ко всем фигуркам.


Также существовала более усовершенствованная версия настольного футбола. Здесь не нужно было оттягивать фигурку пальцами. А следовало дергать за рычажки на своей стороне игры. С обратной стороны поля к фигуркам были протянуты тросики, с помощью которых футболисты били по мячику. Игрушка была забавной и динамичной, но побеждал в основном тот, у которого футболисты были более пристрелянными, так как изменить направление удара было почти невозможно.


В еще в одной версии «Футбола» даже не было самих игроков. Были только лунки, на дне которых находилось два молоточка: твой и противника. Необходимо было при скатывании мячика в лунку успеть нажать на нужную клавишу быстрее соперника. Тогда мяч летел в определенную сторону. Играя с новичками, было принято договариваться о поочередном нажатии кнопочек: сперва бил противник, потом ты наносил ответный удар.


Баскетбол
«Баскетболов» было также несколько разновидностей, самая популярная из которых была построена точно по такому же принципу, как предыдущая игра «Футбол», только нужно было забросить мячик в корзинку. Игра была очень популярна, в парках отдыха в специальных павильонах были подобные игровые автоматы большого размера.


В более старой разновидности «Баскетбола» не было прозрачного плафона, который не давал мячику улететь с поля. Зато такую игру можно было сложить в небольшую коробочку. Принцип игры был такой же, как и у предыдущего «Баскетбола», только для нанесения удара надо было дергать за рычажки сбоку.


Еще одна разновидность «Баскетбола» разводила игроков по разным площадкам. Здесь нужно было успеть забросить больше мячей в корзину, чем твой соперник. Здесь ты не мог помешать своему оппоненту, зато мог играть даже сам.


Морской бой
В «Морской бой» играли не только на уроках в тетрадках в клеточку. Существовала специальная электронная версия этой популярной игры. Игроки садились друг напротив друга и выставляли корабли на поле. Чтобы сделать свой ход, нужно было поставить специальную фишку на соседнее поле и нажать кнопочку. При этом раздавался звук выстрела торпеды. Если заряд был точным, то на экранчике внизу светился красным силуэт корабля, сопровождаемый звуком взрыва.


Была еще одна разновидность «Морского боя», где нужно было физически потопить корабли противника, стреляя по ним маленькими шариками. Особый восторг вызывал ритуал прицеливания, в процессе которого нужно было вращать орудие, высматривая цель в специальном зеркальце.

О всяких старинных настолках, в том числе более чем столетней давности. Некоторые из них уже мелькали на страницах сайта, но ничего страшного.

Услышав такой вопрос, современные дамы вряд ли вас правильно поймут. А между тем “пузеля” в царской России означали не больше, не меньше как обычные “пазлы”. Настольные игры были популярны в нашей стране не только в двадцатом, но и в девятнадцатом столетии. И ассортимент игрушек был богат и разнообразен. Игры на любой вкус. Многие из этих игрушек пережив три революции и Гражданскую войну, переиздавались уже при Советской власти. Давайте посмотрим, во что играли наши пра-пра-дедушки…

Перед вами как раз игра “пазлы”. Страна производитель — Российская Империя, год 1830, «Жатва». Тогда пазлы назывались «пузелями». ПУзель — пазл, на немецкий манер. И складывали не пазлы, а — пузелЯ!

В СССР пазлы никогда не выпускались…

Игру "Морской бой" знают все. А вот 100 лет назад, в 1910 году играли в «Воздушный бой». Литые фишки, футляр — кожа, дерево и бархат. Сделано основательно!





Волк и Овцы. 1884

Логово Волка расположено в центре поля. Но место для логова санитар леса выбрал, к сожалению, не самое удачное. Вокруг собачьи конуры и сторожки со сторожами. Но есть и овчарни, а там есть вкусные овцы. Задача Волка — съесть всех овец, задача всех остальных — загнать Волка в угол.

Первый из участников играет за Волка, второй — за Сторожей, третий - за Собак, четвертый - за Овец (они стоят на месте, поэтому играть можно и втроем). В начале игры фишки устанавливаются на соответствующие рисунки по углам поля; возможные направления ходов оговорены правилами. Цель игры для Волка - пробраться в овчарни и съесть всех Овец. Если Сторожа и Собаки сумеют его «запереть» и он не сможет делать дальнейших ходов - Волк проигрывает.

"Охота с борзыми". 1890

Один игрок "управляет" двумя лисицами и тремя зайцами, другой — четырьмя борзыми. "Стартовая позиция" борзых расположена у охотничьего домика. Задача зверей — убежать за домик, задача борзых — затравить или двух лисиц или двух зайцев и одну лисицу.

Игра велась при помощи специальных кружков, которые вставлялись в отверстия на игровом поле. А потом, на кружки надавливали деревянной палочкой и они, выскользнув, устремлялись вперед по игровому полю.

А вот несколько "ходилок"-путешествий:

"Путешествие по Николаевской железной дороге". 1857г.

"Путешествие по России". 1885

Цель игры - быстрее других совершить железнодорожное путешествие из Одессы в Москву и обратно. Ехать можно либо через Харьков и Курск, либо через Киев и Смоленск, но, достигнув Москвы одним путем, вернуться в Одессу нужно другим.


Игрок получает локомотив и передвигает его на столько станций, сколько выкинуто очков на кости. Посредством марок (ими служат, к примеру, орехи) игроки покупают себе билеты и оплачивают различные дорожные издержки.

"В Париж на выставку. Новая интересная игра для детей и взрослых". 1900

Игрокам предстоит добраться до столицы Франции, где проводится Всемирная выставка 1900 года.


Число игроков - от двух до шести и более. Игрокам раздается равное количество марок, из которых они платят в кассу за билет и багаж. Каждый участник получает локомотив и, бросая кости и учитывая число выкинутых очков, двигается по плану.

"Новоизобретенная игра Почта или Путешествие в город". 1849


Перед нами «Новъйшая занимательная игра въ гусекъ» 1882 год.


Кто такие гуськи, в которых надо играть? Да кто угодно. Название происходит от слова «гуськом» — идти друг за другом. Игроки перемещаются по игровому полю на то количество номеров, которое выпадет на кубиках.


По правилам, на некоторых номерах игрок или пропускает ход, или возвращается в исходную точку, или платит «игровой» штраф. Побеждает тот, кто первым пришел на поле с номером 36.



«Конекъ Горбунокъ» 1876 год - одна из разновидностей вышеописанных «Гусек». Основное отличие от предыдущей версии - наличие книжки со стихотворными текстами.

Каждому сектору игровому поля соответствует стишок, в котором указаны действия, которые нужно предпринять игроку - переместится на поле с таким-то номером, заплатить в игровую кассу определенную сумму игровых денег и т. д. Одним словом все то же самое, только оформлено по другому.


Игрок бросает кость и по числу выпавших очков передвигает свою фишку. Найдя в прилагающийся книжечке стихи под соответствующим номером, он определяет, что будет делать, например: «Не на небе, — на земле/ Жил старик в одном селе./ <…> Вот на первых на порах / Ты три марки получай, / Во второй квадрат ступай».

«Тотализаторъ или Скачки съ препятствиями» 1877г.


Ипподромы и тотализаторы в конце девятнадцатого столетия пользовались в нашей стране вполне заслуженной популярностью. И производители настольных игр не могли не откликнуться на новую моду.

В этой игре принимают участие шесть человек. Неограниченное число тех, кто не принимает участия в игре, могут делать ставки по всем правилам тотализатора (правда, по правилам ставки делаются игровыми деньгами). Игроки, как всегда, бросают кубики и перемешаются по игровому полю.


В каждом секторе игрового поля с ними происходят игровые события. Например, «лошадь пала от усталости» или «случайно задавил барышню». Игроку, пришедшему до финиша первым, достается вся игровая касса.

«Гонки Велосипедистов».1892г.

Примерно то же самое, что и «Скачки», только речь идет не о скакунах, а о велосипедах.


А это уже советская версия «Скачек», датированная 1928 годом. Сменились только оформление и терминология, правила остались прежними.


А вот самоделка-панорама: 1875г.


Эти две игры созданы по сюжетам Крымской войны:

"Театр военных действий в Крыму или Осада Севастополя в 1854 и 1855 годах". 1855 г.


“Историческая игра Синопское сражение” 1855 г.


"Сад блуждающих размышлений". 1859


"Догонишь — с места сгонишь": 1902


Та же самая игра "Догонишь — с места сгонишь" выпущенная в СССР в 1928 году.


«По натянутому канату»


«Еврей », — эта игра печаталась в журнале «Трамвай» примерно в 1990 году. Для игры необходимо два шестигранных кубика.

“Комическая скачка с препятствiями” 1877 год

“Тиръ - стрельба въ цель съ превращениемъ картинъ”


“Игра крокетъ” 1879 год:


“Мыльные пузыри” 1888 год:

Как видите, нашим пра-пра дедушкам и бабушкам было чем занять себя в свободное время. Не говоря уж о других видах развлечений. Не имея телевизоров, планшетов и компьютеров, они ни капельки не скучали…