Адриан хилл. История арт-терапии. Показания к применению

Адриан Хилл, биография Адриан Хилл () был британским художником и первоткрвателем Арт- терапии. Адриан Кит Грэм Хилл родился в Чарлтоне, Лондон и получил образование в колледже Dulwich. Он изучал живопись в школе искусств Св. Иоанна в Королевском колледже искусств. Во время Первой мировой войны он был назначен официальным художником войны и многие из его картин и эскизов Западного фронта в настоящее время в коллекции Имперского военного музея. После войны он занялся живописью профессионально, а также преподавал в школе искусств Hornsey и Вестминстерской школе искусств. Он написал много книг - бестселлеров о живописи и графике, а в 1950-х и начале 1960-х годов представлены телевизионные программы BBC для детей под названием "Sketch Club. Его собственное творчество сочетает в себе элементы импрессионизма и сюрреализма, а также более традиционных представлений


Адриан Хилл, биография В 1938 году, в то время лечения от туберкулеза в санатории Мидхарст, рисуя близлежащие объекты, обнаружил, что рисунок помогает его выздоровлению. В следующем году терапия была введена в санаторий, и он был приглашен преподавать рисунок и живопись с другими пациентами, многие из которых раненые солдаты, вернувшиеся с войны. Хилл обнаружил, что практика искусства не только помогает пациентам отвлечься от их болезни или травмы, но и помогает освободить их от психического расстройства, выражая свою тревогу и сцены, свидетелями которых они были на войне, с помощью рисунка. В 1942 году Хилл впервые использовал термин арт-терапия и в 1945 году опубликовал свои идеи в художественной книге «Искусство против болезней». Позже он стал президентом Британской ассоциации арт-терапевтов.


Основные понятия Арт-терапии Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности. Первоначально арт-терапия возникла в контексте теоретических идей 3. Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К.Роджерса (1951) и А.Маслоу (1956). Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арт-терапии является механизм сублимации. По мнению К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арт-терапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным "Я".




Показания для Арт-терапии Невротические расстройства Психосоматические расстройства Развитие креативности Развитие целостности личности Обнаружение личностных смыслов через творчество Внутри- и межличностные конфликты Кризисные состояния Экзистенциальные и возрастные кризисы Потери Травмы Постстрессовые расстройства


Важнейшей техникой арттерапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия. С точки зрения представителя гуманистического направления, коррекционные возможности арттерапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего "Я". Создаваемые клиентом продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими (родственниками, детьми, родителями, сверстниками, сослуживцами и т.д.). Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышают самооценку клиента и степень его самопринятия и самоценности. В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, по мнению сторонников обоих направлений, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения. Техники Арт-терапии


Цели Арт-терапии Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить "пар" и разрядить напряжение). Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.


Цели Арт-терапии Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.


Результаты Арт-терапии Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение клиентов. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арттерапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей.. Оказывает дополнительное влияние на осознание клиентом своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной "Я-концепции" и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного клиентом.


Интересные факты о картинах Жена Сальвадора Дали Елена Дьяконова, или «великолепная Гала», выжила как раз благодаря живописи! Когда юная Елена приехала на лечение в одну из туберкулезных клиник Швейцарии, ее красотой был сражен тогда еще начинающий поэт Поль Элюар. Он постоянно рисовал чахоточную девушку, и ее болезнь начала понемногу затихать. Следующим «целителем» Дьяконовой стал сюрреалист Макс Эрнст. Врачи были поражены женщина, которая должна была умереть, чувствовала себя все лучше и лучше. В 40 лет Елена Дьяконова вышла замуж за знаменитого Сальвадора Дали, который тоже рисовал свою музу чуть ли не каждый день правда, молодой, без морщин и седины. Гала умерла в возрасте 88 лет, и на память о ней осталось множество портретов, продливших ее жизнь в веках. Пожалуй, самым знаменитым из «несчастливых пейзажей» считается полотно импрессиониста Клода Моне «Водяные лилии». Легенда гласит, что когда художник с друзьями отмечал окончание работы над этой картиной, в мастерской случился небольшой пожар. Пламя быстро залили вином и не придали этому значения. А всего через месяц дотла выгорело кабаре на Момартре, где было выставлено полотно. Чудом спасенный шедевр вскорости купил парижский меценат Оскар Шмитц. Через год его дом тоже превратился в груду головешек, причем пожар начался с кабинета, где как раз и висело злополучное полотно. В 1958 году картина едва уцелела при возгорании в Нью- Йоркском музее современных искусств. Над разгадкой таинственной улыбки «Джоконды» тщетно бьется не первое поколение искусствоведов, а историки бесстрастно констатируют все новые и новые факты ее паранормального воздействия на людей. Служители Лувра музея, где хранится подлинник шедевра давно перестали удивляться частым обморокам, которые случаются с посетителями возле этой картины. Они отмечают, что если в работе музея бывает длительный перерыв, «Джоконда» будто бы «темнеет лицом», а получив очередную порцию восхищенных взглядов, вновь обретает цвет.


Интересные факты о танцах В XIV веке Западную Европу охватила грандиозная эпидемия знаменитой виттовой пляски. По улицам городов и селений бродили толпы неистово дергавшихся бесноватых людей, которые выкрикивали нечленораздельные звуки, непристойности и богохульства, падали с пеной у рта. Эпидемия быстро прекращалась лишь там, где властям удавалось вовремя призывать музыкантов-инструменталистов, игравших медленную, спокойную, умиротворяющую музыку. В XVI веке в Италии, население нескольких крупных провинций охватила необычайная психическая эпидемия. Тысячи людей впадали в глубокое оцепенение, застывали в неподвижности, переставали есть и пить. Все эти люди были одержимы убеждением, что они укушены ядовитым тарантулом. Из состояния оцепенения больных выводила только особая танцевальная музыка, начинавшаяся с очень медленного ритма и постепенно убыстрявшаяся до неистовой пляски. От нее и произошла известная всему миру тарантелла. Панатейский танец. Ок. 4 в. до н. э. Танец этруссков.


Литература 1. Hill has paintings in the collection of a several British institutions including Leicester, Derby Art Gallery and Bradford Museum. 2.Books by Adrian Hill (selected) 3.Art versus illness (G. Allen and Unwin, 1945) 4.Painting out illness (Williams & Norgate, 1951) 5.A Book of Trees (Faber and Faber, 1951) 6.Sketching and Painting indoors (Blandford,1961) 7.Drawing and Painting Plants and Flowers (Blandford, 1965) 8.How to draw (MacMillan, 1969) 9.Adrian Hill"s Watercolour painting for beginners (Cassells, 1994) 10.Adrian Hill"s Oil painting for beginners (Cassells, 1994) 11.Beginners Book of Anatomy (Dover, 2007) 12.Drawing and painting trees (Dover, 2008)

Зачастую человек испытывает трудности при вербальном выражении мыслей и чувств. Нужные слова не приходят в голову или в голове постоянная бегущая со скоростью света строка, и кажется, что мозг вот-вот лопнет. Человек не в состоянии сформулировать свои переживания, не может найти позитивного выхода своим эмоциям, его что-то тревожит, волнует. И здесь на помощь приходит арт-терапия . Человек может даже и не знать как называется то действо, в которое он делает неосознанный шаг; он берет кисть, масло, холст… и, через несколько часов чувствует лёгкую ломоту в спине, а в голове наступает порядок, — мысли, будоражащие мозг отступают на задний план и по всему телу разливается, заполняя каждую клеточку, удивительная гармония. Что это? Это можно назвать терапией творчества или арт-терапией .

Термин "арт-терапия " (Art Therapy ) был введен художником Адрианом Хиллом в 1938 г. Работая с больными, он заметил, что творческие занятия отвлекают пациентов от переживаний и помогают справляться с болезнью. Сочетание слов "арт-терапия " (аrt (англ.) — искусство, therapеia (греч.) — забота, лечение) понимают как заботу о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества.

В каждом человеке заложена способность выражать себя творчески, но, взрослея, человек очень часто утрачивает эту способность, запрещая себе танцевать, рисовать, измазать руки глиной, закрывая свой творческий потенциал и ограничивая свою жизнь, блокируя эмоциональные проявления. Все мы когда-нибудь задаём себе вопрос — "Кто я? Что я? ", а ведь творческое выражение себя способно вызвать в человеке сильнейшие созидательные чувства, привести к высвобождению эмоциональных импульсов.

Выражение себя через искусство является безболезненным способом выражения чувств. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления , негативные эмоции преобразуются в позитивные. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из тупиковой ситуации. Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме. В процессе творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты и решаются они безболезненно. Так, живопись помогает человеку абстрагироваться от своих проблем и чувств и посмотреть на них со стороны.

Арт-терапия — это скорее обретение гармонии , развитие личности , чем лечение. Сколько существует направлений в искусстве, столько же можно выделить и направлений в арт-терапии. Сочинение сказок, живопись, танцы, пение, работа за гончарным кругом, игротерапия, маскотерапия, песочная терапия, цветотерапия, создание кукол, фототерапия, музыкотерапия и т.д.

Само по себе творчество делает жизнь человека интересной и насыщенной.

Через самовыражение человек может взглянуть на себя со стороны, посмотреть на проблемную ситуацию под другим углом. Рисуя, человек переносит в рисунок свой внутренний мир.

Все наши невысказанные мысли блокируются в теле, а это приводит к физическим и невротическим расстройствам. Выплёскивая эмоции и чувства на холст, на бумагу, в танец, человек помогает себе, своему телу освободиться от ненужных "блоков" и быть живым. Творческое проявление себя — это путь к себе, возможность успешно строить свою жизнь. При прохождении арт-терапии человек воспроизводит своё подсознательное в визуальное выражение . У каждого человека есть потребность выразить себя, и, создавая что-то, он чувствует себя удовлетворённым, словно находит себя, гармонию в себе.

В арт-терапии работы не оцениваются и не сравниваются. Это важный момент. Взрослому человеку трудно решиться на самовыражение и его нужно поддержать, когда он сделал первый шаг и решился на терапию. Задача терапевта в том, чтобы создать такую ситуацию, в которой человек сам может понять смысл своих проблем и найти путь выхода из них, по-новому взглянуть на проблему.

Несмотря на внешнюю простоту, арт-терапия — это достаточно глубокая форма психотерапии , дополняющая основную терапию при лечении неврозов, депрессий, при стрессовых ситуациях, повышенной тревожности .

Современная практическая психология активно использует направление арт-терапии. Это своеобразная психологическая разгрузка , которая необходима и здоровому человеку. Человек так часто ставит себе ограничения, "высокие заборы" и говорит, — "нет, через этот забор я не перепрыгну" или "рисовать не умею" или "петь не могу, мне медведь на ухо наступил". А почему бы не сделать то, чего никогда не делал? Неординарные поступки зачастую спасают самые безвыходные ситуации. Например, почему бы не повесить пиджак на стул, снять галстук, засучить рукава рубашки, взять фломастер, лист бумаги и начать рисовать в своём серьёзном кабинете весёлые "мордашки", затем подарить их своим подчинённым на вечерней планёрке. После этого вы будете смотреть по-другому на свои неразрешимые проблемы. Такая изобразительная терапия помогает расслабиться.

Или раздайте на вечерней планёрке своим сотрудникам цветные карандаши и попросите их выплеснуть свои эмоции и внутренние переживания рабочего дня на бумагу. В ходе арт-терапевтических упражнений люди начинают чувствовать друг друга, что создаёт обстановку взаимопонимания, единения и каждый человек чувствует свою уникальность. Результат удивит всех, возможно вдохновит на новые творческие свершения, которые, в свою очередь, принесут плоды и вам и вашему предприятию.

Новый опыт, делающий жизнь человека богаче, нестандартное мышление, уверенность в себе , полная, интересная жизнь , — это ли не повод попробовать терапию творчества?

Термин «Арт-терапия» говорит сам за себя, так как дословно с латыни переводится как «лечение искусством». Действительно, арт-терапия – это направление в психотерапии, основанное на искусстве и творчестве. Она включает в себя и диагностику, и коррекцию и, непосредственно саму терапию психологических проблем личности.

Проходя курс арт-терапии, индивид занимается самопознанием, самовыражением, самоанализом, в результате чего его психическое состояние гармонизуется. Проводится арт-терапия в форме индивидуальных и групповых занятий.

Безусловное преимущество арт-терапии, делающее ее чрезвычайно популярной – возможность самостоятельного проведения терапевтических занятий. Конечно, сложную психологическую проблему не получится решить без помощи арт-терапевта, но, как минимум, расслабиться и снять напряжение наверняка выйдет у любого человека.

Арт-терапия на сегодняшний день является одним из самых молодых и стремительно развивающихся направлений психотерапии. Доказательством тому служат чрезвычайно популярные сегодня раскраски-антистресс , придуманные британским иллюстратором Джоанной Басфорд (к примеру, “Таинственный сад” , “Рождественские чудеса” , “Зачарованный лес”). Раскрашивая эти причудливые тонкие и мелкие узоры, человек снимает напряжение и погружается в мир фантазий.

Такие раскраски уже стали бестселлерами, так как предоставляют возможность заняться арт-терапией, не выходя из дома.

Изначально арт-терапией называли рисуночную терапию, то есть лечение изобразительным искусством. Сегодня арт-терапия имеет множество видов и подвидов , которые продолжают появляться:


Термин «арт-терапия» ввел в употребление еще в сороковых годах прошлого столетия британский врач и художник Адриан Хилл . Он заметил, что занятие творчеством помогает туберкулезным больным (с которыми он работал в госпитале) быстрее выздороветь. Стоит сказать, что, так как искусство появилось еще в древние времена, его терапевтическое воздействие отмечалось и раньше, но только в наше время возник особый интерес к этой функции творчества.

Суть и преимущества арт-терапии

Арт-терапию называют «мягкой» оттого что степень воздействия психотерапевта на личность клиента в этом случае минимизирована , а сам процесс лечения больше похож на занятие хобби. При этом значение и пользу такой терапии не стоит недооценивать.

Занимаясь творчеством, человек проецирует внутренние переживания на свое творение. Такая проекция не осознается: чувства, эмоции, мысли, переживания и воспоминания выходят наружу, минуя сферу сознания, и оттого не поддаются ни коррекции, ни критике разума. Поэтому методики арт-терапии относят к числу проективных методов психодиагностики.

Те методы психодиагностики, которые предполагают сознательные действия клиента, всегда имеют некоторый оттенок социальной желательности. Индивид стремится представить себя в лучшем свете, поэтому дает социально желательные и одобряемые варианты ответов. В случае с арт-терапией вероятность «обмана во благо» исключается.
Через художественные визуальные образы и объекты бессознательное личности «взаимодействует» с сознанием. Задача арт-терапевта – помочь клиенту растолковать что «говорит» ему его бессознательное.

Терапия искусством назначается , если индивид переживает:

  • пониженное настроение;
  • стресс;
  • кризис (возрастной или экзистенциальный);
  • эмоциональную неустойчивость: импульсивность, вспыльчивость, ранимость и прочее;
  • апатию, потерю интереса к жизнедеятельности;
  • депрессию, в том числе связанную с потерями;
  • физическую и/или психологическую травму;
  • страхи, фобии, повышенную тревожность;
  • низкую самооценку, негативные чувства к себе, негативную Я-концепцию;
  • различного рода зависимости;
  • межличностные конфликты (семейные, рабочие и другие);
  • любой внутренний конфликт.

Арт-терапия позволяет естественным образом скорректировать психоэмоциональное состояние , а именно:

  • выразить негативные чувства и эмоции (агрессию, обиду, ревность, зависть и другие) в приемлемой форме;
  • избавиться от стресса, иного рода напряжений и тревог;
  • избавиться от страхов и фобий;
  • избавиться от стереотипов и ограничений за счет появления более широкого, креативного взгляда на окружающий мир;
  • повысить самооценку и уверенность в себе.

Кроме гармонизации психического состояния личности, терапия искусством:

  • помогает раскрыть творческий потенциал личности, развить способности и таланты;
  • применяется в качестве вспомогательного метода лечения многих заболеваний;
  • способ установить доверительные отношения между терапевтом/психологом и клиентом;
  • предоставляет возможность сконцентрироваться на внутренних переживаниях и развить эмоциональный самоконтроль;
  • является способом социальной адаптации (особенно это заметно когда арт-терапия проводится в группе);
  • является прекрасным способом выразить чувства и мысли для тех, кто не умеет/не хочет/не имеет возможности сделать это на словах;
  • применяется как воспитательная и развивающая педагогическая методика.

Арт-терапия применяется при работе с людьми разного возраста и пола. Особенно она ценна при работе с клиентами, требующими особого отношения и к которым нельзя применить иные методы лечения: с очень маленькими детьми, беременными женщинами, замкнутыми подростками и другими.

Примеры арт-терапевтических методик

Самый частый вопрос, который задают клиенты арт-терапевту: «Что делать, если я не умею рисовать/лепить/танцевать и прочее?». Дело в том, что задача «сделать красиво» не ставится, нужно сделать так, как получается и, главное, свободно и от души. Дело не в эстетической ценности творения, а в самовыражении посредством искусства.
Одна из методик арт-терапии является ярким подтверждением вышесказанного. Она называется «Каляки-маляки». Арт-терапевт просит клиента совершенно свободно и бессмысленно водить карандашом по листу бумаги. Модификации этой техники: рисование руками и телом, когда человек делает с лисом бумаги и красками все что только придет ему в голову.

Задача клиента состоит в разглядывании осмысленных образов в нарисованных каракулях. Когда образ или образы будут найдены, они развиваются, то есть выделяются контуром, дорисовываются, зарисовываются и так далее. Затем арт-терапевт просит клиента составить короткий рассказ или описание рисунка.

Это упражнение можно выполнять дома, самостоятельно, причем в очень интересной форме – форме ведения «дневника каракулей». Завести тетрадку, в которой каждый день вечером рисовать каракули. По истечении недели можно проанализировать как изменялись каракули и составить рассказ о прошедшей неделе.

Еще одна высокоэффективная методика, которую можно провести дома называется «Творческий мусор». Пожалуй, у каждого человека дома хранятся мелочи, которые, по сути, являются мусором, но выбросить их жалко. Среди таких мелочей есть вещи, которые раньше были ценными и связаны с далекими негативными воспоминаниями, которые нужно отпустить: обидами, разочарованиями, неудачами, страхами, неуверенностью в себе и прочее. Это могут быть записки, кусочки ткани, засохшие цветы, старые календари, испорченные украшения и прочее.

Задача: из таких вещей составить композицию, то есть прикрепить все к листу бумаги, ткани или сложить в конструкцию. Делать это нужно не торопясь и не задумываясь, а просто так, как хочется. После этого каждую вещь нужно поблагодарить за бесценный жизненный опыт, связанный с ней. Нужно сказать «спасибо» всему, что было в прошлом и попрощаться с этим. Так же нужно попрощаться и с изготовленной композицией, в идеале ее нужно сжечь.

Методика «Коллаж» напоминает детскую аппликацию. Понадобится лист бумаги, ножницы и клей. Приклеиваться могут изображения из газет, журналов, рисунки, фотографии, в том числе личные, а также природные материалы. Ограничений нет никаких, кроме заданной темы («Я», «семья», «мужчина и женщина» и прочие). Можно вырезать и крепить как угодно, дорисовывать и подписывать изображения. Анализировать полученный коллаж нужно опираясь на такие параметры: размер и положение элементов, выбор цвета, сюжет, порядок, гармоничность и прочее.

Подводя итоги можно сказать, что арт-терапия – это способ на символическом уровне выразить содержание внутреннего мира личности посредством рисования, лепки, танца и прочих видов искусства и творчества, а в результате получить внутреннюю гармонию и психологическое благополучие.



Для всех кто интересуется арт-терапией как профессионально, так и для самопомощи, издается множество чудесных книг. Вот некоторые из них:

  1. А. Копытин “Арт-терапия – новые горизонты”
  2. А. Копытин “Арт-терапия женских проблем”
  3. А. Копытин “Арт-терапия детей и подростков”
  4. Г. М. Ферс “Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство”
  5. Т. Зинкевич-Евстигнеева “Игра с песком. Практикум по песочной терапии”
  6. Т. Зинкевич-Евстигнеева “Практикум по сказкотерапии”
  7. М. Шевченко “Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей”
  8. В. Никитин “Арт-терапия. Учебное пособие”

Название «арт-терапия» переводится с латинского как «лечение искусством». Это направление психотерапии сравнительно молодое, но стремительно развивающееся благодаря тому эффекту, который достигается в ходе лечения. У нее появляется множество видов и подвидов, открывающих широкие возможности для избавления от .

Что такое арт-терапия?

Изначально речь шла о рисуночной терапии, то есть лечении изобразительным искусством, но в дальнейшем появились и другие виды творчества – пение, танцы, актерская игра, лепка и другие, которые помогают человеку не только расслабиться и отвлечься от насущных дел, но и глубже познать себя, свое внутреннее «Я», избавившись таким образом от своих комплексов и противоречий, улучшив настроение, гармонизировав душевное состояние. Терапия искусством не имеет нежелательных побочных эффектов и не вызывает у человека сопротивления, ведь в этом деле важен сам процесс, а не результат.

Что такое арт-терапия в психологии?

Данное понятие ввел британский врач и художник Адриан Хилл, который работал с туберкулезными больными и заметил, что занятие рисованием помогает им бороться с недугом. Арт-терапия в психологии применялась и во времена Второй мировой войны по отношению к детям, освобожденным из концентрационных лагерей. Сегодня ее проводят как в форме индивидуальных, так и групповых занятий. Арт-терапией можно заняться, даже не выходя из дома, купив раскраску-антистресс, придуманную Джоанной Басфорд.

Цели арт-терапии

Проходя курс лечения искусством, клиент осуществляет самопознание, самовыражение и самоанализ, что позволяет гармонизировать его . Терапия творчеством преследует цель улучшить психологический и эмоциональный фон, снять напряжение, избавиться от страхов и фобий, агрессии, тревожности, апатии, депрессии, повысить жизненный тонус и настроение.

Кроме гармонизации психического состояния занятия психолога с элементами арт-терапии преследуют следующие задачи:

  1. Раскрыть человека, его таланты и способности.
  2. Ускорить выздоровление при многих заболеваниях.
  3. Наладить контакт между терапевтом и клиентом, установить между ними доверительные отношения.
  4. Помочь пациенту сконцентрироваться на внутренних переживаниях и научиться контролировать свои эмоции.
  5. Помочь человеку социально адаптироваться.
  6. Дать толчок к выражению своих чувств и мыслей, которые человек не может или не хочет выразить привычным способом.

В чем преимущества арт-терапии?

Арт-терапия воздействует на психику мягко, ненавязчиво, ведь сам процесс лечения подобен занятию хобби. Зачастую пациент находится в подавленном состоянии и наладить общение трудно, а возможности арт-терапии позволяют проявить свое «Я» через визуальное искусство. Методика такого лечения базируется на принципе, что содержания внутреннего «Я» пациента отражаются в зрительных образах в тот момент, когда он лепит, рисует, танцует или поет, в результате чего гармонизируется состояние психики.

Такое лечение не вызывает у клиента отторжения или неприятия, что очень важно для людей в состоянии стресса. Оно всегда добровольно и безопасно. В процессе проецирования внутренних переживаний на свое творение человек не осознает, что они бессознательно выходят наружу. Если рассматривать процесс с точки зрения психоанализа, то основным его механизмом является сублимация. Через художественные визуальные образы и объекты происходит взаимодействие бессознательного с сознанием, а терапевт помогает пациенту понять, что же хочет сказать ему его «бессознательное».

Виды арт-терапии

Данная методика вызывает все больший интерес, что создает предпосылки для расширения ее границ и появления все новых «инструментов» лечебного искусства. Методы арт терапии включают:

  • изотерапию – живопись и рисование;
  • цветотерапию - на человека воздействуют светом различных цветовых гамм;
  • музыкотерапию, которая заключается в прослушивании различных композиций;
  • песочную терапию – рисование песком;
  • видеотерапию - подразумевается просмотр видео, в котором у героя отображена такая же проблема;
  • игротерапию - в процессе игры формируются нужные психические функции;
  • библиотерапию - этот метод использует литературу для лечения словом;
  • сказкотерапию – сочинение сказок, анализ уже существующих произведений;
  • маскотерапию - применяется объемное изображение лица пациента, позволяющее направить его эмоции и переживания в нужное русло;
  • драматерапию, то есть драматизацию, разыгрывание какого-либо сюжета;
  • фототерапию – фотографирование, создание коллажей;
  • денс-терапию – занятие танцами;
  • арт-синтезтерапию - она объединяет в себе живопись, стихосложение, мульт-, цвето-, маско-, фототерапию и др.

Арт-терапия для женщин

При современном темпе жизни, когда люди регулярно подвергаются стрессу, терапия искусством помогает понять себя, свое место в жизни и найти способы осуществления своих желаний. Арт-терапия для взрослых предоставляет возможность усилить собственную энергию, обрести уверенность в себе и спокойствие. Посредством художественных визуальных образов создается картина собственной жизни – такая, какой человек хочет ее видеть.


Арт-терапия для пожилых людей

Направление лечения всегда выбирает специалист, учитывая сложность каждого вида творчества. И если подросткам больше подойдет игра в любительском театре или танцы, то арт-терапия для пожилых предусматривает выбор более спокойных и несложных техник, с которыми легко справиться, и для выполнения которых не нужны особые навыки. При работе с пожилыми очень важно сподвигнуть человека начать и не стремиться достичь какого-то конкретного результата. Это самый трудный этап, ведь многие люди в таком возрасте уже не верят в свои силы, к тому же считают, что для этого нужен особый талант.

Арт-терапия – упражнения

Существует масса приемов, позволяющих решить свои внутренние проблемы. Вот некоторые из них:

  1. При работе с ребенком попросить его нарисовать свой страх. Чтобы пугающее обернулось обратной стороной, его нужно сделать смешным и забавным. Например, пририсовать крокодилу бантик, а злой собаке розовые крылышки.
  2. Техники арт-терапии включают упражнение под названием «Каляки-маляки». Пациенту предлагается нарисовать бессмыслицу, а затем внимательно ее рассмотреть и выделить осмысленный образ, обвести его, дорисовать, а после описать рисунок.
  3. Приемы арт-терапии включают методику «коллаж». В контексте заданной темы клеить, лепить и рисовать на бумаге все, что угодно. Анализ проводится с учетом размера и положения элементов, цвета, сюжета, гармоничности и пр.

Книги по арт-терапии

Терапия творческим самовыражением освещается в следующих произведениях:

  1. «Техники телесно-ориентированной арт-терапии» А.И. Копытина . Практическое пособие, помогающее в работе с различными травмами и зависимостями.
  2. «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, системы занятий» Л.Д. Лебедевой . Автор в простой и доступной форме приводит подробное описание техник лечения искусством, перечисляет все для этого необходимое, описывает диагностические методики.
  3. «Терапия творческим самовыражением» М.Е. Бурно . В книге приводится весь спектр лечебных методик, опирающихся на искусство и творчество.