Жизнь и быт казаков запорожской сечи. История и этнология. Факты. События. Вымысел. Запорожская Сечь и украинский национализм

Такое явление в истории, как казачество, овеяно в сознании современного человека легким флером таинственности, загадки и даже в некотором роде мистики. Об этих людях ходят слухи самого разного толка - от нелепых выдумок до самых настоящих легенд.

Стоит ли говорить о том, как часто казаки появляются на страницах книг, становятся героями фильмов. Один мультсериал об их приключениях чего стоит!

Наконец, огромное количество исторических исследований направлены на определение того, как казаки жили, во что верили, как и на чьей стороне сражались.

Кто они такие

Каких только версий о характере и происхождении представителей данного не имелось за время их существования в первоначальном виде и после него. Одни говорили о том, что первые казаки были всего-навсего беглыми крепостными крестьянами и старообрядцами, не пожелавшими принимать веяния времени и ушедшие на окраины государства.

Другие, анализируя то, как казаки жили, причисляли их к вольным людям, объединившимся в определенные общины и избравшие весьма специфический, несвойственный тому времени вид деятельности. Их называли "нагаечниками", а за глаза со временем определяли не иначе как "псы самодержавия".

Пытаясь определить, как казаки жили, чем занимались и каким образом возникли, историки обратились к изучению особенностей их быта, по определенному лексикону пытались определить происхождение этих людей, штудировали рукописи, в которых они упоминались. Все это, впрочем, однозначного ответа не дало - мнения, как и следовало ожидать, разделились. Одни исследователи указывали на происхождение казаков из татарского этноса, апеллируя к активному использованию коней. Другие (к примеру, в Оксфорде) считали их русскими беглыми крестьянами и просто людьми, преследовавшимися за религиозные убеждения.

С лингвистической точки зрения

Более-менее приблизиться к расшифровке загадки о происхождении казаков позволили, как ни странно, филологи. Именно они определили, что слова, появившиеся в русском языке под влиянием казачества, этимологически не имеют ничего общего с тюркскими корнями. Наоборот, восходят они к древнеиранским наречиям, характерным для сарматов и скифов. Характерными в этом отношении являются топонимы, вошедшие в русский язык под влиянием казачества: Дон, Дунай и другие названия рек.

Значение же самого слова "казак" было также определено. В самой его структуре заложена семантика: характерный корень "аз" можно приравнять к современному слову "вольный", а суффикс "ак" говорит о происхождении прилагательного от существительного. Таким образом, само слово в целом можно заменить для понимания сочетанием "вольный человек".

Какова была их задача

Как уже говорилось ранее, изначально казаки селились на окраинах страны, занимая пока еще свободные земли. Образуя небольшие, а затем все более расширяющиеся общины, они формировали свои собственные особенности быта, мировоззрения, взаимоотношений с окружающей средой. Для того чтобы понять, как казаки жили изначально, достаточно обратить внимание уже на этот факт.

Совершенно не вызывает сомнения, что, будучи "выселенными" на границы с другим государством, они не имели другого выбора, кроме как защищать собственную территорию от внешнего вмешательства. Изначально действия такого рода были простой необходимостью, а уж потом превратились в своего рода службу, за которую государство готово было платить.

Почему было выгодно с ними сотрудничать

Как уже говорилось ранее, этот свободолюбивый народ достаточно успешно справлялся с обороной собственного пространства. Кроме того, казаки на войне и в быту проявляли себя весьма впечатляюще - они осваивали степи, становясь постепенно настоящей силой, с которой приходилось считаться. Нарастающая их мощь не могла не волновать правление, а стремление к подавлению, уничтожению и подчинению грозило достаточно большими потерями. Единственным решением, выгодным обеим сторонам, было принятие казаков на государственную службу, что со временем и было сделано, как показывает история.

Первый найм

Фактов сотрудничества данного воинственного, свободолюбивого и гордого народа с представителями правления достаточно много. Первым же указанием на переход на считается грамота, написанная Иваном Грозным, согласно которой, казаки Дона становились частью царского войска.

Именно отсюда, с этого факта, началась новая эпоха в вопросе военного сотрудничества. Казаки были официально наняты для охраны южных границ страны. Начиная с этих пор, войско стало стремительно расти, расширять свои владения, образовывая новые поселения уже на правах полноценных хозяев выделенных земель. Казаки Дона заняли просторы берегов Медведицы, Бузулука и других притоков.

Жизненный уклад

Изначально представителям этого была дарована практически абсолютная свобода, выражавшаяся в автономии самоуправления, определения собственного вероисповедания, особенностей быта, языка и срока службы. Постепенно казаки России стали утрачивать свои привилегии, превращаясь из вольнонаемных воинов в служителей, обязанных пожизненно подчиняться царскому указу.

Реформой 1798 года различия между ними и остальными военными были практически нивелированы. Казаки России фактически были приравнены к солдатам, а воинские чины соответствовали общепринятым. Так, вместо есаула появились ротмистры, а хорунжиев заменили более привычные стране корнеты.

Начиная с 1835 года, история казаков получила новый, достаточно крутой поворот. С одной стороны, частично этому роду войск была возвращена автономия в плане жизненного устройства. Казачьи поселения становились своего рода закрытой для посторонних территорией. С другой же стороны, обязательная военная служба длилась с этого времени от 18 до 43 лет, но за нее царским приказом вверялась во владение не только земельная собственность, но и дворянский титул, и даже собственные

С тех пор в истории казачества произошло немало изменений в положительную или отрицательную сторону. Их статус постоянно менялся, приобретая все новые особенности. Одно останется неизменным - роль, которую сыграли эти воины в истории России.

Запорожские казаки, воспетые традиционной историографией как рыцари «вольной республики», в действительности отличаются от общеизвестного образа. Какими же они были?

Не славяне

Вопрос происхождения запорожских казаков до конца не выяснен. Однако неоспоримо одно: в их языке, одежде и образе жизни подозрительно много тюркского. Любопытно, что живший в начале XVIII столетия один из первых летописцев истории запорожцев Григорий Грабянка выводил их родословную от хазар. А это рассуждения что ни на есть настоящего представителя казацкой старшины Гетманщины. Немало сходства можно заметить в облике казаков-запорожцев и турок-османов – колоритный оселедец, отвислые усы, широкие шаровары, кривая сабля. К примеру, на европейских картинах конца XVIIначала XVIII века встречаются изображения поверженных турок, которые по виду очень напоминают запорожцев.

Примечательно, что фольклорным олицетворением украинского народа является казак с совсем неукраинским именем Мамай. На малороссийских лубках XIX столетия в его внешности скорее проглядывают восточные, чем славянские черты. Историки подтверждают, что славянский элемент в запорожском казачестве стал преобладать лишь с начала XVII столетия, когда от гнета магнатов в вольную Сечь стали массово стекаться притесняемые малоимущие жители Речи Посполитой.

Пиратская республика

Известно, что Запорожских Сечей было около десятка, они возникали и угасали в разное время и в разных местах. Но никаких оснований считать, что запорожцы имели свою государственность, нет. Первая Сечь, возникшая на острове Хортица, была очень скромной. Учитывая род занятий запорожцев, правильнее было ее называть «Пиратской республикой». К примеру, такой была Республика Сале – пиратский вольный город, существовавший на марокканском побережье с 1627 года по 1668 год.

Словно орда

В украинской истории запорожцы – лихие молодцы, сражающиеся за свободу Отечества. Однако факты рисуют куда более нелицеприятную картину украинского казачества. В частности, на совести запорожских рыцарей многочисленные злодеяния на землях Белоруссии.
В «Баркулабовской летописи», составленной священником белорусского местечка Баркулабово Федором Филипповичем, запорожцы предстают не иначе как бандитские шайки, нанятые польским королем для решения своих военных задач. «Запорожцы великую шкоду чинили, а место славное Витебск звоевали, злата-сребра множество побрали, мещан учтивых порубали». Описывая подобные «подвиги» казаков, священник сравнил их с татарами, поставив в один ряд с известными ему злодеями: «Горше злых неприятелей, албо злых татар». А вот приводимый Филипповичем перечень нанесенного белорусским крестьянам ущерба в одном из казацких набегов: «50 кабанов, 60 пудов меда, 500 мер жита, полторы сотни яловиц (коров), 500 кур и 300 возов сена». Это без учета денежных убытков, выраженных в звонкой монете. Словно мамаева орда прокатилась по белорусской деревне.

Не жалели даже малолетних

Однако куда больше шокировало Федора Филипповича дикость нравов запорожцев. В своем бесчинстве, по словам летописца, казаки дошли до того, что изнасиловали шестилетнюю девочку. Ее полуживую мещанин вынес на руках, чтобы показать королевскому посланнику, приехавшему усмирять запорожцев. Глядя на это ужасное зрелище, «вси люди плакали», писал летописец.

Герой украинского эпоса Северин Наливайко чинил не меньшее беззаконие. В 1595 году он с двухтысячным отрядом захватил Могилев, его люди сожгли в городе до 500 домов, а «мещан, бояр, людей учтивых так мужей, яко и жен, детей малых побили, порубали, попоганили [изнасиловали - авт.], скарбов теж незличоных побрали с крамов и с домов».
«Все это безобразие в современной украинской историографии почему-то именуется "народним повстанням проти польсько-шляхетського панування під проводом Наливайка", – недоумевал украинский публицист Олесь Бузина. – Хотя было обычным разбоем, закончившимся для Северина четвертованием в Варшаве – заслуженной карой любому маньяку, несмотря на его "историческое" значение».

И вашим, и нашим

На Украине любят рассуждать об агрессии России, однако забывают, что еще в 1618 году войска гетмана Сагайдачного, нанятые польским правительством, вторглись в пределы Русского царства, чтобы помочь королевичу Владиславу занять московский престол. Первым на пути двадцатитысячного запорожского войска запылал Путивль, за ним пали Ливны, Елец, Лебядин, Данков, Скопин, Ряжск. Даже современные украинские историки Александр Чувардинский и Анатолий Палий в своей книге «Гетман Сагайдачный» признают, что казаки уничтожили «многих мужчин, женщин и детей до младенческого возраста». Сагайдачному удалось дойти до Арбатских ворот, где он был остановлен войсками Дмитрия Пожарского. Но не пройдет и полтора года, как гетман направит в Москву посольство с посланием, суть которого заключалась в том, что Войско Запорожское желает послужить русскому правительству. Особо Сагайдачный просил, чтобы «их государь пожаловал, як своих холопей».

Казаки-каннибалы

Когда в 1612 году ополчение Минина и Пожарского блокировало в Кремле поляков и примкнувших к ним запорожцев, захватчиков ждал неминуемый голод. В пищу тогда шло все: кошки, собаки, пояса, конская упряжь, книги. Но когда закончилось и это, осажденные стали есть друг друга. Киевский купец Богдан Балыка, переживший эту осаду, оставил нам свои воспоминания о московском походе запорожских казаков. Он описал, как его соотечественники, одичавшие от голода, съели сначала пленных, затем употребили в пищу выкопанного из могилы солдата Воронца; не провисел и часа на виселице казненный за мародерство казак Щербина – его «пехота зараз отрезали и на штуки разрубали и изьели».

Не воруй

Жизнь в Запорожской вольнице была строго регламентирована, особенно следили за нарушителями порядка. В зависимости от тяжести преступления применялись наказания и казни. Убийство одного казака другим без промедления каралось смертной казнью. Самая страшная – закапывание в землю живьем, в одном гробу вместе с убитым. Однако если преступник оказывался знатным казаком или храбрым воином, его могли помиловать и ограничиться штрафом.

Крайне осуждаемым преступлением в Сечи было воровство. За маленькую кражу могли жестоко посечь, а «за большие вины ломали руку и ногу».

Запорожцы ругаются

Лингвисты посчитали, что знаменитое письмо запорожцев турецкому султану Мехмеду IV содержит 26 ругательств. Прежде чем послать войска на Запорожскую Сечь, султан отправил казакам требование покориться ему как владыке всего мира и наместнику бога на земле. В своем ответе запорожцы переиначили все многочисленные титулы султана, превратив их в издевательские оскорбления, сопровождаемые отборной ненормативной лексикой. «Який ти в чорта лицар, коли голою сракою їжака не вб"єш», – вот одно из многих.

Искупительный чуб

Легендарный запорожский чуб – оселедец - с одной стороны, был весьма практичным решением вопроса гигиены. Многие исследователи казачества считают, что обычай бриться наголо, оставляя одну лишь прядь волос, появился у казаков в ходе долгих военных походов - таким образом они предотвращали вшивость.

Другая версия гласит, что матерый казак за всю свою жизнь накапливал столько грехов, что ада ему было не избежать. И по преданию длинный чуб нужен был для того, чтобы милостивый Бог мог вытащить героя из преисподней.

Казацкие «чайки» - первые подлодки

Некоторые историки рассматривают военные суда запорожских казаков, так называемые «чайки», как прототип современных подводных лодок. Конструкции некоторых «чаек» имели два дна, между которыми размещали груз-балласт. Благодаря такой особенности судно глубоко погружалось в воду и могло незамеченным подойти к неприятелю. Непосредственно перед боем балласт выбрасывался, и корабль во всеоружии представал перед изумленным врагом.

В 1634 году доминиканский аббат Эмиллио Дасколи в «Описании Чёрного моря и Тартарии» заметил: «На море ни один корабль, как бы он ни был велик и хорошо вооружён, не находится в безопасности, если, к несчастью, встретится с «чайками», особенно в тихую погоду. Казаки так отважны, что не только при равных силах, но и двадцатью «чайками» не боятся тридцати галер падишаха, как это видно ежегодно на деле».

Игорь Сокуренко. Руководитель ансамбля «Казачий Дюк» на съемке фильма «Училище. Режиссер Павел Лунгин

В Запорожской Сечи отношения между казаками были братские, но субординация тоже имела место, причем в расчет брался не возраст, а время поступления в Сечь. Кто вступил в товариство раньше, тот звал вновь вступившего «сынком», а последний первого «батьком», хотя бы батьку было 20 лет, а «сынку» - 40. Новичок становился настоящим казаком лишь тогда, когда выучивался казацкой «регуле» (воинским порядкам и приемам) и умению повиноваться кошевому атаману, старшине и всему товариству.

Приходили в Сечь, конечно, люди разные, в том числе и с темным прошлым, - убийцы, проходимцы, преступники. Никто с них не требовал объяснений о своей прошлой жизни, но им приходилось либо в корне измениться, либо уйти, иначе они быстро знакомились со строгими правилами казачьей демократии. Суд и расправа были быстрыми и безжалостными.

Из преступлений самым великим считалось убийство. Так как казаки считали себя братьями, то убийство расценивалось как «братоубийство»; братоубийц закапывали в землю живыми вместе с убитым.
Смертью карались в Сечи воровство, разбой, укрывательство краденых вещей (даже одной), связь с женщиной и содомский грех (гомосексуализм). В Сечь не разрешалось приводить женщин, будь это даже мать или сестра. Каралась, впрочем, и обида женщины, если казак посмеет опорочить ее, ибо это «к обесславлению всего войска простирается».

Смертью карались и те, кто творил насилие в христианских селениях, самовольная отлучка и пьянство во время похода и неповиновение и дерзость командирам. Роль следователя выполнял войсковой есаул, исполнителями приговоров были сами осужденные, если их было несколько, то они должны были поочередно казнить друг друга.

За воровство обычно привязывали или приковывали к позорному столбу, где преступника забивали киями (палками) свои же. За неотдание долга приковывали цепью к пушке, пока должник не вернет долга или за него не внесет кто-то другой. За великое воровство (хищение в особо крупных размерах) виновных ждала шибеница (виселица). Шибеница стояла за границей Коша, и на казни могли присутствовать и посторонние. До нас дошли рассказы о том, что от шибеницы могла казака спасти девушка, согласившаяся выйти замуж за преступника. Причем девушка годилась любая, даже незнакомая.

В связи с этим обычаем рассказывали случай, когда коня с преступником подводили уже к виселице, навстречу ему вышла девушка под белым покрывалом в знак того, что она готова выйти замуж за приговоренного. Осужденный на смерть казак попросил девицу снять покрывало со своего лица, но когда увидел, что она сильно обезображена оспой, заявил: «Як маты таку дзюбу лепше на шибенице дать дубу» и последовал дальше навстречу своей смерти.

Кроме шибеницы, в редких случаях применяли заимствованный у ляхов железный гак (крюк), на который осужденного подвешивали за ребра (как тушу в мясной лавке) и оставляли до тех пор, пока он не умирал. Пользовались они иногда и острой палей (колом), на который «сажали» осужденного. Хоронили казненных калеки-нищие, просившие в Сечи милостыню у градских ворот. Нищие снимали казненных и погребали на выгоне, за что им разрешалось снимать с мертвых одежду и надевать свою, ветхую.

Ансамбль «казачий Дюк» Заказ концертов 8 917 554 2284 Игорь

В Запорожье существовал издавна обычай - не вешать ни одного вора, пока он не исповедуется, не разрешится от греха и не приобщится к Святым Тайнам, ибо нет суда на том свете для тех, которые здесь уже осуждены, признали свои грехи и раскаялись.

От наказания не могли спасти ни звание, ни высокая должность. Обычаи свои сечевики сохраняли долго. Так, будучи в рядах русской армии (во времена Екатерины Великой), произошел такой случай. Один чиновный казак в чем-то провинился и Потемкин, командующий армией (в войне против турок), попросил полковника Головатого пожурить виновного. На другой день Головатый доложил «его светлости», что приказ выполнен:

Пожурили виновного по-своему.
- Как же вы его пожурили? - спросил князь.
- А просто: положили, та киями откатали так, что вин едва встал…
- Как! Майора? - закричал светлейший. - Да как вы могли?
- И вправду насилу смогли, едва вчетвером повалили: не давался. Однако свалили, а що за бида, що вин майор? Майорство его не при чему, воно за им и осталось!

Войско Запорожское делилось на сечевых и зимовых казаков. Сечевые - казаки самой Сечи, назывались лыцарством или товариством. Его костяк составляли казаки главным образом славянского происхождения, сильные, хорошо сложенные, отличавшиеся отвагой в бою и обязательно холостые (или порвавшие свои брачные узы). Только лыцарство имело право выбирать из своей среды старшину (начальников), вершить дела в войске, делить добычу и получать для Сечи хлебное и денежное жалованье.

Семейные казаки, хотя и допускались в Запорожье, но не смели жить в Сечи, а селились в степи по слободам, зимовникам и бурдюгам. Там они занимались хлебопашеством, ремеслами и промыслами и назывались в казачьей среде «зимовчаками», «сиднями», «гниздюками». Кроме казаков на территории Запорожья проживали и просто крестьяне, которые считались подданными - «посполитыми» - товариства Запорожского и именовались поспильством.

В случае войны сечевики и зимовики составляли единое войско.
«Войско днепровское, кошевое, верховое, низовое и все будуче на полях, на лугах, на полянках и на всех урочищах морских, днепровых и полевых» - так именовалось в торжественных случаях полным именем Войско Запорожское.

Войско управлялось по своим демократическим законам, механизм которых был намного совершеннее греческой и римской демократии, не говоря о демократиях современных.

В основе власти на Запорожье лежала громада - казачье товариство. Для решения важных вопросов литавры созывали всех казаков на Сечевую площадь, где и происходила Рада (радиться - советоваться) - казачий Круг или Войсковой совет.

На Раде каждый казак мог открыто высказывать свое мнение или предложение и имел право голоса. Но после принятия решения большинством голосов все (даже несогласные с ним) обязаны были его выполнять.
Ни знатность рода, ни сословное происхождение, ни старшинство лет не имели в Сечи никакого значения. Авторитет имели лишь храбрость, опыт, ум. Все делалось сообща и для общества.

Даже избранный атаман в Сечи был первым среди равных и не мог сам ничего жизненно важного решать без воли казаков.

Широкая демократия в Сечи вовсе не предполагала анархии. Вся масса казачьего братства разделялась на определенные группы своеобразной иерархической лестницы. На первой ступени ее стояли молодики - вновь прибывшая молодежь, проходящая регулу (казачья выучка), каждый опытный казак опекал 2-3 молодых казаков. За молодиками на второй ступени была основная масса сечевых казаков, выше их стояли старшины - закаленные в боях заслуженные воины. Выше старшин стоял атаман со своим окружением.

Внешне, в мирное время, эта структура не бросалась в глаза - все были равны и обращались как братья. В военное время эта структура приобретала жесткость с четкой системой управления. Кошевой атаман имел неограниченную власть и волен был распоряжаться жизнью любого казака, в том числе самого заслуженного.

Казачий антураж на ваш праздник. т. 8 917 554 22 84

В мирное время Сечь была открытой системой. Насильно здесь никого не держали. Любой казак мог покинуть Сечь на время или навсегда. В военное время выезд без разрешения Войсковой канцелярии не допускался. Ушедшие из Сечи имели право и вернуться назад, их снова принимали.

История Украины. Научно-популярные очерки Коллектив авторов

Запорожское казачество после ликвидации Сечи

Запорожское казачество после ликвидации Сечи

На момент ликвидации российскими войсками Запорожской Сечи на землях Вольностей Войска Запорожского проживало от 150 до 200 тысяч запорожских казаков, свободных крестьян, наемных работников и ремесленников. Согласно воле императрицы, рядовым запорожцам разрешалось оставаться на прежних местах проживания в статусе вольных посполитых.

Значительная часть казаков воспользовалась этим правом, а часть - покинула родные места и перешла на земли, подвластные крымскому хану и турецкому султану. В первые годы изгнания запорожцы селились в Очаковской округе, на Березани, возле Хаджибея и Валты, в гирле Днестра и Дуная, в Буджаке. В августе 1778 г. султанское правительство урегулировало юридический статус запорожцев, находящихся на подвластных Порте землях, разрешив им заложить новую Сечь. Хотя последующее дипломатическое давление правительства Екатерины II несколько отсрочило становление Сечи, все же с середины 80-х гг. XVIII в. на правом берегу Георгиевского гирла Дуная, возле поселка Верхний Дунавец, существовала организация, генетически близкая с Запорожскими Сечами. Административно к Задунайской Сечи относились 3 слободы, где жили женатые запорожцы, а также неказацкое население, признававшее администрирование запорожской старшины (всего 15–20 тыс. человек). Просуществовала Сечь в гирле Дуная до 1828 г.

Примерно в то же самое время, когда на Дунае под протекторатом султана запорожцы основали новую Сечь, князь Г. Потемкин-Таврический инициировал создание из числа бывших запорожцев, подданных российской короны, так называемое Бужское казацкое войско. Местом его дислокации была определена территория в междуречье Буга и Днестра.

Боевое крещение Бужское войско получило в ходе очередной русско-турецкой войны, вспыхнувшей в 1791 г. Учитывая то обстоятельство, что другая часть запорожцев воевала на стороне турецкого султана, Бужское войско было переименовано в Войско верных черноморских казаков. Номинальное верховное командование Войском и церемониальный титул «великого гетмана» взял на себя князь Г. Потемкин-Таврический.

После смерти в 1791 г. «великого гетмана», когда перспективы сохранения за бывшими запорожцами их особенного социального статуса в Украине стали весьма неопределенными, черноморской старшине, возглавляемой полковником Антоном Головатым, удалось добиться разрешения официального Петербурга переселиться на только что отвоеванные в Османской империи земли Кубани.

Учитывая незащищенность новоприсоединенных территорий, центральная власть позволила бывшим запорожцам сохранить некоторые черты их прежней социальной организации. В частности, на первых порах черноморцы получили право выбирать вольными голосами старшину, вплоть до войскового атамана. Станицы, в которых они жили, как правило, повторяли названия бывших запорожских куреней - Брюховецкая, Переяславская, Каневская, Новокорсунская, Ирклиевская, Батуринекая, Незаймановская и т. п.

Позже к казакам Головатого присоединились как бывшие запорожцы, жившие в Поднепровье, так и часть тех казаков, которые перед тем пребывали за Дунаем, а в русско-турецких войнах воевали на стороне Османской империи.

Слухи о плодородных кубанских землях и относительных вольностях для их обитателей способствовали привлечению на Кубань и переселенцев неказаков из Украины. Последние поручали возможность организации собственного хозяйствования, однако пути интегрирования в казацкое сословие для них были перекрыты.

Из книги Происхождение украинского сепаратизма автора Ульянов Николай Иванович

Запорожское казачество Когда говорят о «национальном угнетении», как о причине возникновения украинского сепаратизма, то либо забывают, либо вовсе не знают, что появился он в такое время, когда не только москальского гнета, но самих москалей на Украине не было. Он

Из книги Запорожцы - русские рыцари. История запорожского войска автора Широкорад Александр Борисович

Глава 22 Гибель Сечи Екатерина Великая строго следовала формуле Клаузевица: «Война есть продолжение политики иными средствами». А после Кючуг-Кайнарджийского мира она продолжила войну мирными средствами. Крым в 1774 г. оказался в метастабильном состоянии: существовать

Из книги Казачество. История вольной Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

30. ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕЧИ Россия держала союз с Австрией. А их противница Франция сколачивала антироссийский блок из Швеции, Польши и Турции. Первое столкновение произошло в 1733 г. Турки вели войну с Персией, и татарская конница двинулась в Закавказье через Кабарду. Петербург

Из книги Тайны выцветших строк [С иллюстрациями Белова] автора Пересветов Роман

Из книги Тайны выцветших строк автора Пересветов Роман Тимофеевич

АРХИВ СЕЧИ ЗАПОРОЖСКОЙ Еще раньше чем студент Харьковского университета Дмитрий Эварницкий приступил к сбору материала для своей диссертации о Запорожской Сечи и исходил вдоль и поперек напоминавшие о ней места, заинтересовался ее прошлым молодой одесский чиновник

автора Комиссия ЦК ВКП(б)

Из книги Хрестоматия по истории СССР. Том1. автора Автор неизвестен

175. ЦАРСКАЯ ГРАМОТА ГЕТМАНУ БОГДАНУ ХМЕЛЬНИЦКОМУ О ГОТОВНОСТИ ПРИНЯТЬ ЗАПОРОЖСКОЕ ВОЙСКО ПОД СВОЕ ПОКРОВИТЕЛЬСТВО (1649 г., июня 13) «Акты, относящиеся к истории южной и западной России», т. III, стр. 458.Божиею милостью от великого государя и великого князя Алексея Михайловича,

Из книги Краткий курс истории ВКП(б) автора Комиссия ЦК ВКП(б)

1. Советская страна после ликвидации интервенции и гражданской войны. Трудности восстановительного периода. Покончив с войной, Советская страна стала переходить на рельсы мирного хозяйственного строительства. Необходимо было залечить раны, нанесенные войной.

Из книги Донбасс: Русь и Украина. Очерки истории автора Бунтовский Сергей Юрьевич

Миф о разгоне Запорожской Сечи Редко какое событие в украинской истории преподносится с таким пафосом, как роспуск Екатериной II Новой Запорожской Сечи в 1775 году. Пафос - как раз в «биологической ненависти» русского правительства к украинцам. Мол, взяли «клятые москали»

автора Дикий Андрей

Разорение Сечи Узнав это, Петр молниеносно, смешанным русско-казацким отрядом, захватил Сечь и уничтожил ее до основания. Командовали этой экспедицией полковники Галаган (сам бывший запорожец) и Яковлев. Спасшиеся запорожцы бежали на турецкую территорию и основали новую

Из книги Пропавшая грамота. Неизвращенная история Украины-Руси автора Дикий Андрей

Организация Сечи В административно-территориальном отношении весь район Войска Запорожского, был разделен на «паланки» (области); сначала их было 5, а впоследствии – 8.Центром «паланки» была слобода – местопребывание всего административно-военного аппарата: полковник,

Из книги Пропавшая грамота. Неизвращенная история Украины-Руси автора Дикий Андрей

Ликвидация Сечи Поэтому постепенно созрело решение Запорожскую Сечь ликвидировать, что и было приведено в исполнение.5 июня 1774 г. русские войска, возвращаясь после победоносной войны с Турцией, окружили Сечь и предъявили требование расселиться и либо служить в армии, в

Из книги Пропавшая грамота. Неизвращенная история Украины-Руси автора Дикий Андрей

Конец Задунайской Сечи В составе турецкой армии он выступил в поход против России, но вместо того, чтобы воевать против российской армии, передался ей со всем войском и в дальнейшей войне запорожцы воевали уже на стороне России. После же войны из бывших казаков

Из книги История Украины автора Коллектив авторов

Казачество после П. Сагайдачного Активные действия казаков по отношению к султану ставили под угрозу сохранение мира между Речью Посполитой и Турцией. Переговоры с Москвой еще больше напугали короля, и польское правительство попробовало решить казацкий вопрос силой. В

Из книги История Украины автора Коллектив авторов

Восстановление Запорожской Сечи Скоропостижная смерть императора Петра II и провозглашение 25 января 1730 г. императрицей Анны Иоанновны стало началом новых реформ украинской автономии. Первые шаги императрицы внушали надежды. Расквартирование российских полков в

Из книги История государства и права Украины: Учеб, пособие автора Музыченко Петр Павлович

5.3. Запорожское казачество - новая социальная группа Формирование Запорожской Сечи - третий этап в истории украинского казачества. После того как казаки были вытеснены из Переяславщины, Черкасщины и Брацлавщины, они двинулись на юг, за днепровские пороги. Впоследствии