Порядок присвоения очередного воинского звания офицерам. Присвоение воинских званий: порядок и сроки. Внеочередное присвоение воинского звания. Когда дают внеочередное воинское звание

Положения о порядке прохождения военной службы для прохождения военной службы в следующих воинских званиях с 1 января 2008 г. устанавливаются сроки:

Рядовой, матрос - пять месяцев;

Младший сержант, старшина 2 статьи - один год;

Сержант, старшина 1 статьи - два года;

Старший сержант, главный старшина - три года;

Прапорщик, мичман - три года;

Младший лейтенант - два года;

Лейтенант - три года;

Старший лейтенант - три года;

Капитан, капитан-лейтенант - четыре года;

Майор, капитан 3 ранга - четыре года;

Подполковник, капитан 2 ранга - пять лет.

Прохождение военной службы в воинских званиях увеличилось на один год.

Например, практически аналогичные сроки были установлены Положением о прохождении службы командным и начальствующим составом РККА, утвержденным постановлением ЦИК и СНК Союза ССР 22 сентября 1935 г., Положением о прохождении воинской службы офицерами, генералами и адмиралами Советской Армии и Военно-морских сил, утвержденным постановлением Совета Министров Союза ССР от 25 апреля 1955 г. N 818-490с (приказ министра обороны Союза ССР от 29 апреля 1955 г. N 0100), Положением о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 18 марта 1985 г. N 240 (приказ министра обороны СССР от 6 апреля 1985 г. N 100).

При этом хотелось бы отметить, что Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-I (с изменениями от 1 апреля 2005 г.) (ст.ст. 23 , ), также предусмотрены аналогичные сроки прохождения службы в званиях.

2. Форма и содержание представлений, формы иных документов и приказов к присвоению воинских званий, а также порядок их оформления и представления (за исключением высших офицеров) устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

В соответствии с Инструкцией по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 350, в целях обеспечения своевременного присвоения военнослужащему очередного воинского звания представление оформляется не позднее чем за два месяца до истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании и направляется должностному лицу, имеющему право присвоения соответствующего воинского звания, с таким расчетом, чтобы приказ о присвоении воинского звания военнослужащему был издан ко дню истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании с указанием в приказе даты присвоения воинского звания.

В исключительных случаях разрешается издавать приказы соответствующих должностных лиц после дня истечения срока военной службы военнослужащего в предыдущем воинском звании с указанием в приказе даты присвоения воинского звания.

Представление к присвоению офицеру очередного воинского звания по истечении срока его военной службы в предыдущем воинском звании оформляется на бланке установленного образца по форме согласно приложению N 7 к указанной Инструкции.

Представление к присвоению военнослужащему воинского звания досрочно или на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, а также к присвоению первого воинского звания офицера или прапорщика, мичмана (за исключением военнослужащих, которым воинское звание офицера или прапорщика (мичмана) присваивается после окончания соответствующих военно-учебных заведений, школ прапорщиков и т.д.), оформляется на бланке установленного образца по форме согласно приложению N 3 к указанной выше Инструкции.

В представлении о назначении военнослужащего на высшую воинскую должность (должность) может быть указано ходатайство об одновременном присвоении ему очередного воинского звания, если истек срок его службы в предыдущем воинском звании, при условии, что для этой воинской должности (должности) штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.

В соответствии с указаниями Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации необходимо придерживаться следующих критериев при представлении военнослужащих к присвоению очередных воинских званий досрочно: военнослужащий занимает должность (должности) со штатной категорией выше присвоенного воинского звания не менее одного года и выслужил в присвоенном воинском звании не менее половины установленного срока. Отбор офицеров к присвоению очередного воинского звания досрочно осуществлять, прежде всего, из числа военнослужащих войскового звена, непосредственно связанных с несением боевого дежурства, обучением и воспитанием личного состава, работой на технике (85% от всех представляемых). При представлении к присвоению очередного воинского звания досрочно военнослужащих женщин, в верхней части представления указывать карандашом фамилию, имя, отчество мужа, его должность и наименование организации (ведомства).

Ходатайства к присвоению военнослужащему воинского звания досрочно рекомендуется возбуждать, как правило, не более 2-х раз за весь период военной службы военнослужащего: по одному разу в составе младших и старших офицеров.

Военнослужащему, срок которого в предыдущем воинском звании истек, министром обороны за особые личные заслуги может быть присвоено воинское звание на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности, но не выше воинского звания майора.

В соответствии с указаниями Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации необходимо представлять к присвоению воинского звания на ступень выше военнослужащих, выслуживших не менее двух установленных сроков в присвоенном воинском звании. При этом военнослужащий должен занимать последнюю должность не менее одного года.

При присвоении воинского звания на ступень выше "полковник" военнослужащим, имеющим ученую степень или ученое звание, занимающим воинские должности профессорско-преподавательского состава в военном образовательном учреждении профессионального образования, военнослужащий должен находиться в должности профессорско-преподавательского состава не менее 1 года.

При представлении военнослужащего к присвоению первого воинского звания офицера, прапорщика (мичмана) оформляются: послужная карточка в трех экземплярах, карточка пономерного учета и заверенная в установленном порядке копия документа, подтверждающего профессиональное образование.

При поступлении на военную службу гражданина, проходящего или проходившего службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в таможенных органах Российской Федерации или в федеральных органах налоговой полиции и имеющего специальное звание, ему присваивается воинское звание командиром (начальником), имеющим право на присвоение соответствующего воинского звания, после переаттестации. Переаттестация производится аттестационной комиссией воинской части, в которую поступил на военную службу гражданин, имеющий специальное звание, с учетом его должностного предназначения, деловых и морально-психологических качеств, военной или специальной подготовки, служебного опыта в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке организации и проведения аттестации офицеров и прапорщиков (мичманов) Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 6 апреля 2002 г. N 100. На данного военнослужащего оформляется представление на присвоение соответствующего воинского звания в порядке переаттестации на бланке установленного образца по форме согласно приложению N 3 к указанной Инструкции.

Воинское звание лейтенанта присваивается:

а) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, окончившему высшее или среднее военно-учебное заведение, - по окончании указанного учебного заведения;

б) гражданину, успешно завершившему обучение по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, - по окончании указанного образовательного учреждения;

в) гражданину (военнослужащему), не имеющему воинского звания офицера, имеющему высшее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и поступившему на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, - при назначении на соответствующую воинскую должность;

г) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, проходящему военную службу по контракту, имеющему высшее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и назначенному на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, - при назначении на соответствующую воинскую должность;

д) гражданину, пребывающему в запасе, не имеющему воинского звания офицера, имеющему высшее профессиональное образование, - по окончании военных сборов и после сдачи соответствующих зачетов;

е) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, проходящему военную службу по контракту в Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации или Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, - в порядке, определенном руководителями указанных органов, по окончании подготовки по программе обучения в составе учебной группы или одновременно с поступлением на военную службу при условии последующей подготовки в течение первого года службы.

Воинское звание младшего лейтенанта присваивается:

а) военнослужащему, окончившему курсы по подготовке младших офицеров, имеющему среднее (полное) общее образование, - по окончании указанного учебного заведения;

б) гражданину (военнослужащему), не имеющему воинского звания офицера, имеющему среднее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и поступившему на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, - при назначении на соответствующую воинскую должность;

в) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, проходящему военную службу по контракту, имеющему среднее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и назначенному на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, - при назначении на соответствующую воинскую должность;

г) гражданину, пребывающему в запасе, не имеющему воинского звания офицера, имеющему среднее профессиональное образование, - по окончании военных сборов и после сдачи соответствующих зачетов;

д) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, проходящему военную службу по контракту в Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации или Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, - в порядке, определенном руководителями указанных органов, по окончании подготовки по программе обучения в составе учебной группы или одновременно с поступлением на военную службу при условии последующей подготовки в течение первого года службы.

Воинское звание прапорщика (мичмана) присваивается:

а) военнослужащему, окончившему военно-учебное заведение, осуществляющее подготовку военнослужащих по военно-учетным специальностям прапорщиков (мичманов), имеющему среднее (полное) общее образование, - по окончании указанного учебного заведения.

В соответствии с Положением о школах прапорщиков (мичманов) Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом министра обороны Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 452, курсанты, окончившие школы, назначаются на воинские должности, которые в соответствии со штатом подлежат замещению прапорщиками. Воинское звание прапорщика присваивается курсанту по окончании школы;

б) гражданину (военнослужащему), не имеющему воинского звания прапорщика (мичмана), имеющему высшее или среднее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и поступившему на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика (мичмана), - при назначении на соответствующую воинскую должность;

в) военнослужащему, не имеющему воинского звания прапорщика (мичмана), проходящему военную службу по контракту, имеющему высшее или среднее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и назначенному на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика (мичмана), - при назначении на соответствующую воинскую должность;

г) военнослужащему, не имеющему воинского звания прапорщика (мичмана), проходящему военную службу по контракту в Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации или Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, - в порядке, определенном руководителями указанных органов, по окончании подготовки по программе обучения в составе учебной группы или одновременно с поступлением на военную службу при условии последующей подготовки в течение первого года службы.

Воинское звание рядового присваивается:

а) гражданину, не имеющему воинского звания, призванному на военную службу, - при убытии из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы;

б) гражданину, не имеющему воинского звания и зачисленному в запас, - при зачислении в запас;

в) гражданину, не имеющему воинского звания и поступившему на военную службу по контракту, - при зачислении в списки личного состава воинской части;

г) гражданину, не имеющему воинского звания, зачисленному в военно-учебное заведение, - при зачислении в указанное учебное заведение.

Воинское звание матроса присваивается:

а) военнослужащему, призванному на военную службу, - при зачислении в списки личного состава воинской части, где штатом предусмотрено воинское звание матроса;

б) гражданину, поступившему на военную службу по контракту, не имеющему воинского звания, - при зачислении в списки личного состава воинской части, где штатом предусмотрено воинское звание матроса;

в) гражданину, не имеющему воинского звания, зачисленному в военно-учебное заведение, - при зачислении в указанное учебное заведение, где штатом предусмотрено воинское звание матроса.

При поступлении на военную службу гражданина, проходящего или проходившего службу в органах внутренних дел Российской Федерации, иных правоохранительных органах или в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и имеющего специальное звание, ему может быть присвоено воинское звание, равное его специальному званию, в порядке переаттестации, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

3. Анализируя указанную норму, можно сделать вывод, что современный порядок присвоения очередных воинских званий, как и порядок, который был закреплен Законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" 1993 г., существенно были изменены по сравнению с порядком, предусмотренным в Российской Федерации, СССР до 1993 г.

Действующим законодательством исключено одно из существенных условий присвоения звания - положительная аттестация. Тем самым была нормативно закреплена обязательность присвоения воинского звания военнослужащему в случае истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании и занятия им соответствующей должности, вне зависимости от воинской дисциплины этого военнослужащего, качества исполнения им своих обязанностей, уровня его профессиональной подготовки, т.е. из пяти функций системы воинских званий (отражения заслуг, авторитета, военной и специальной квалификации военнослужащего, его служебного стажа и служебного положения) утрачены первые две и частично третья.

Основанием присвоения военнослужащему очередного воинского звания является истечение срока его военной службы в предыдущем воинском звании, а условием - штатом должно быть предусмотрено воинское звание по занимаемой воинской должности (должности), равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.

4. Таким образом, такие показатели служебной деятельности военнослужащего, как воинская дисциплина, уровень его профессиональной подготовки, в настоящее время не являются критериями, влияющими на срок присвоения военнослужащему очередного воинского звания, что, по мнению авторов комментария, представляется не совсем правильным.

5. Очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.

6. Воинское звание высшего офицера может быть присвоено военнослужащему по истечении не менее двух лет его военной службы в предыдущем воинском звании и не менее одного года в занимаемой воинской должности (должности), подлежащей замещению высшими офицерами.

Сроки военной службы в воинском звании генерал-полковника (адмирала) и генерала армии (адмирала флота) не устанавливаются.

В срок военной службы в присвоенном воинском звании входит время нахождения на военной службе.

7. При назначении военнослужащего на высшую воинскую должность (должность) одновременно, а при невозможности одновременного оформления - со дня назначения на высшую воинскую должность (должность) ему присваивается очередное воинское звание, если истек срок его службы в предыдущем воинском звании, при условии, что для этой воинской должности (должности) штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.

Военнослужащему, имеющему воинское звание офицера и успешно обучающемуся по очной форме обучения в военно-учебном заведении, адъюнктуре, военной докторантуре, очередное воинское звание до подполковника, капитана 2 ранга включительно присваивается в день истечения срока его военной службы в присвоенном воинском звании независимо от воинской должности (должности), которую он занимал до поступления в указанное учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру.

Военнослужащему, имеющему воинское звание офицера, занимавшему до поступления в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание полковника, капитана 1 ранга или высшего офицера, очередное воинское звание до полковника, капитана 1 ранга включительно присваивается в соответствии с занимаемой до поступления в указанное учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру воинской должностью (должностью) по истечении срока выслуги лет в присвоенном воинском звании.

Очередное воинское звание военнослужащему может быть присвоено досрочно за особые личные заслуги, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности (должности).

Военнослужащему, срок военной службы которого в присвоенном воинском звании истек, за особые личные заслуги может быть присвоено воинское звание на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности (должности), но не выше воинского звания майора, капитана 3 ранга.

Воинское звание ефрейтора (старшего матроса) может быть присвоено в качестве поощрения за особые личные заслуги военнослужащему, занимающему воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание рядового (матроса).

Воинское звание младшего сержанта (старшины 2 статьи) присваивается рядовому (матросу), замещающему воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание младшего сержанта (старшины 2 статьи) и выше, по истечении срока его военной службы в предыдущем воинском звании, а также военнослужащему, успешно завершившему обучение в учебной воинской части по программе подготовки сержантов (старшин).

8. Во время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе или ареста военнослужащему не может быть присвоено очередное воинское звание. Время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе или ареста не засчитывается в срок военной службы в присвоенном воинском звании.

Воинские звания военнослужащим присваиваются:

а) высших офицеров - Президентом Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;

б) полковника, капитана 1 ранга - руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;

в) иные воинские звания - должностными лицами, определенными руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Военный комиссар субъекта Российской Федерации присваивает воинское звание рядового гражданам, призванным на военную службу.

Полномочия должностных лиц Федеральной службы безопасности Российской Федерации по присвоению воинских званий, за исключением воинских званий высших офицеров, устанавливаются директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Должностные лица имеют право присваивать воинские звания военнослужащим, находящимся в их прямом подчинении.

Вышестоящее должностное лицо пользуется всеми правами по присвоению воинских званий, предоставляемыми нижестоящим командирам (начальникам).

Присвоение первого воинского звания офицера, воинского звания офицера досрочно, на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, а также воинского звания военнослужащим, успешно обучающимся по очной форме обучения в военно-учебном заведении, адъюнктуре, военной докторантуре, до полковника (капитана 1 ранга) включительно производится руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Присвоение воинских званий прапорщикам (мичманам), сержантам (старшинам) досрочно, а также присвоение очередных воинских званий на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного для занимаемой штатной воинской должности: прапорщикам (мичманам) - не выше воинского звания старшего прапорщика (старшего мичмана), сержантам (старшинам) - не выше воинского звания старшины (главного корабельного старшины), - производится должностными лицами, имеющими право присваивать данные воинские звания.

9. В соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации "О полномочиях должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий" от 11 декабря 2004 г. N 410 воинские звания офицерам и прапорщикам (мичманам) присваивают:

До подполковника, капитана 2 ранга включительно - заместители министра обороны Российской Федерации, начальники служб Министерства обороны Российской Федерации, начальник Аппарата Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующие видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующие войсками военных округов (флотами), командующий войсками Командования специального назначения, командующие родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, начальники главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, имеющие право издавать приказы по личному составу, начальники военно-учебных заведений, для которых штатом предусмотрены воинские звания генерал-полковника, адмирала и выше;

До майора, капитана 3 ранга включительно - командующие (командиры) объединениями и им равные, начальники главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, начальники (руководители) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, имеющие право издавать приказы по личному составу, начальники военно-учебных заведений, для которых штатом предусмотрены воинские звания генерал-лейтенанта, вице-адмирала и выше;

До капитана, капитан-лейтенанта включительно - командиры соединений и им равные, начальники (руководители) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, имеющие право издавать приказы по личному составу, начальники военно-учебных заведений, для которых штатом предусмотрены воинские звания генерал-майора, контр-адмирала и выше.

Приказы по личному составу имеют право издавать:

Министр обороны Российской Федерации;

Заместители министра обороны Российской Федерации;

Начальники служб Министерства обороны Российской Федерации;

Начальник Аппарата Министра обороны Российской Федерации;

Главнокомандующие видами Вооруженных Сил Российской Федерации;

Командующие войсками военных округов, флотами;

Командующие родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации;

Начальники главных и центральных управлений, имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы;

Командующие армиями и им равными объединениями, имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы;

Командиры бригад, дивизий, корпусов и им равных соединений, имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы;

Начальники военных образовательных учреждений высшего профессионального образования;

Командиры воинских частей, начальники (руководители) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, для которых штатом предусмотрены воинские звания полковника, капитана 1 ранга, имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы.

10. Законодательством предусмотрены случаи льготного исчисления выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" от 21 января 1993 г. N 4328-I и указаниями Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации "О льготных условиях исчисления военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях" от 2 июня 2000 г. N 173/3/12222 определено засчитывать с 1 августа 1999 г. военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и сотрудникам уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации время непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в срок военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях на льготных условиях - один месяц военной службы (службы) за три месяца.

Воинские звания в армии занимают очень важное место, благодаря такому разделению соблюдается субординация между военнослужащими. Согласно званиям у военнослужащего появляется больше полномочий и возможностей. Существует регламентированный порядок присвоения воинских званий, соблюдение которого обязательно.

Каким образом присваиваются звания в армии

В армии РФ имеется две группы званий: корабельные и звания относящиеся к общим войскам. Порядок присвоения очередных воинских званий общевойсковым военнослужащим относится к военным, состоящим на службе в сухопутных войсках и в других воинских подразделениях. Корабельные чины имеют военные, состоящие на службе в ВМФ.

При прохождении службы в гвардейских частях или в составе военного флота, воинский чин имеет приставку «гвардии». Для военных медицинской службы или связанных с юстицией, добавляются приставки «мед. службы» и «юстиции». Кроме этого присвоенные звания остаются с военнослужащим на всю жизнь. Даже после оформления выхода на заслуженный отдых. В таком случае присваивается дополнение «в отставке».

Основанием для присвоения воинского звания в армии России считается:

  1. Призыв на службу в ряды ВС РФ для прохождения срочной службы или по контракту.
  2. Получение военной специальности после окончания среднего военного учебного заведения или академии.
  3. Наступление положенного срока для получения права на очередное повышение.
  4. Досрочное повышение по службе.
  5. Получение должности, при которой требуется иметь необходимое звание.
  6. Прохождение испытаний, при которых есть возможность получения повышения по службе.

Какие сроки присвоения существуют

Все имеющиеся звания в армии РФ делятся на три больших группы, которые отличаются правилами их присвоения.
К основным группам военнослужащих относятся:

  • рядовой состав;
  • сержантский состав и старшины;
  • офицерский состав.

Для совершения очередного повышения имеются определенные сроки присвоения воинских званий, эти периоды очень четко соблюдаются, исключением может являться только получение повышения раньше срока, по определенным причинам. На продвижение по каждой очередной ступени в военной карьере отводится свой срок прописанный в документах.

Минимальный срок необходим для повышения рядового состава, в этом случае он составляет 5 месяцев. Другим группам военнослужащих присваиваются очередные повышения, согласно нормативным документам, но в них счет идет уже на года. Самый большой срок ожидания очередного воинского звания у полковника, он составляет 5 лет.

Порядок присвоения очередного воинского звания зависит не только от времени проведенного военнослужащим в рядах вооруженных сил армии РФ, но и от определенной должности, согласно которой может быть присвоен воинский чин. Военный может всю службу быть прапорщиком и так уйти в отставку, если не перейдет на другую должность, и не будет иметь соответствующего образования.

После прохождения таких сборов, проводится аттестационная комиссия. По решению комиссии присваивается очередное повышение по службе. Для этого нужно показать себя с наилучшей стороны и иметь хорошую физическую подготовку.

Лишение звания в армии

В армии России применяется система поощрений и наказаний. Кроме присвоения звания для поощрения личного состава за службу, также могут применить меру наказания по лишению воинского звания.

Некоторые проблемы распространения статуса военнослужащих на граждан, пребывающих в запасе, ранее были рассмотрены в статьях К.В. Фатеева*(1) и С.В. Корнишина*(2). Данными авторами были подняты вопросы о несовершенстве статуса граждан, пребывающих в запасе, опосредованном несовершенством регламентирующего его законодательства. В частности, указанными авторами было установлено, что граждане, пребывающие в запасе, "не несут военную службу в полном смысле, и статус военнослужащих не может распространяться на них во всем своем объеме… в отношении их можно говорить лишь о некоторых правах, обязанностях и частично - ответственности военнослужащих в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации"*(3).

Тема, поднятая К.В. Фатеевым и С.В. Корнишиным, является на сегодняшний день одной из самых актуальных. По этой причине вопросы статуса граждан, пребывающих в запасе, нуждаются в детальном исследовании, а нормы законодательства, содержащего его элементы, - в существенных изменениях и дополнениях.
В настоящей статье автором будет рассмотрен один из вопросов распространения статуса военнослужащих на граждан, пребывающих в запасе, - присвоение воинских званий.
Как указано в ст. 24 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, гражданам, пребывающим в запасе, могут быть присвоены первые и очередные воинские звания. При этом, гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено, если указанный гражданин приписан или может быть приписан к воинской части (предназначен или может быть предназначен в специальное формирование) для призыва на военную службу по мобилизации на должность, для которой штатом военного времени предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое гражданину, пребывающему в запасе, а очередное воинское звание, кроме того, - по истечении установленного срока пребывания в предыдущем воинском звании. Вместе с этим гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено после прохождения им военных сборов и сдачи соответствующих зачетов либо в аттестационном порядке.
Напомним, что для пребывания в запасе в следующих воинских званиях устанавливаются сроки:
а) рядовой или матрос - пять месяцев;
б) младший сержант или старшина 2 статьи - один год;
в) сержант или старшина 1 статьи - два года;
г) старший сержант или главный старшина - три года;
д) прапорщик или мичман - три года;
е) младший лейтенант - два года;
ж) лейтенант - три года;
з) старший лейтенант - три года;
и) капитан или капитан-лейтенант - четыре года;
к) майор или капитан 3 ранга - пять лет;
л) подполковник или капитан 2 ранга - шесть лет.
Гражданину, пребывающему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, при наличии опыта работы по специальности, родственной военно-учетной, первое воинское звание офицера может быть присвоено Министром обороны Российской Федерации в аттестационном порядке:
а) имеющему высшее профессиональное образование, - лейтенанта;
б) имеющему среднее профессиональное образование, - младшего лейтенанта.
Очередное воинское звание гражданину, пребывающему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, может быть присвоено:
а) солдату, матросу, сержанту, старшине, прапорщику и мичману:
- до старшины или главного корабельного старшины включительно - военным комиссаром;
- до старшего прапорщика или старшего мичмана включительно - военным комиссаром субъекта Российской Федерации;
б) офицеру: до полковника или капитана 1 ранга включительно - Министром обороны Российской Федерации.
Очередное воинское звание может быть присвоено гражданину, пребывающему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации:
а) до старшего лейтенанта включительно - при положительной аттестации;
б) от капитана или капитан-лейтенанта до полковника или капитана 1 ранга включительно - при прохождении им военных сборов на должности, соответствующей очередному воинскому званию, и сдаче соответствующих зачетов либо в аттестационном порядке при наличии опыта работы по специальности, родственной военно-учетной (военной службы на соответствующих офицерских должностях).
Конечно, все указанное выше в какой-то степени целесообразно, однако насколько правомерно - остается под вопросом, на который автор статьи постарается ответить.
Для этого рассмотрим несколько очень важных моментов.
Во-первых, согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ одним из общих условий присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий является сохранение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания при освобождении от замещаемой должности федеральной государственной службы или увольнении с федеральной государственной службы. Из этого следует, что воинские звания при увольнении с военной службы сохраняются, т.е. остаются неизменными.
Во-вторых, согласно п. 2 ст. 1 Положения о порядке прохождения военной службы прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которыми в соответствии с законодательством определяется служебно-правовое положение военнослужащих. Отсюда следует, что присвоение воинского звания - это элемент исключительно прохождения военной службы и вне военной службы существовать не может.

В-третьих, в подтверждение вышесказанного п. 1 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы гласит, что очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему. Таким образом, для присвоения воинского звания необходимо наличие нескольких условий:
- наличие статуса военнослужащего;
- фактическое занятие воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему;
- истечение срока военной службы в предыдущем воинском звании.
Только при наличии вышеуказанных обстоятельств или условий гражданину может быть присвоено как первое, так и очередное .

Однако в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ граждане, призванные на военные сборы, не являются военнослужащими. Согласно п. 2 ст. 2 указанного Федерального закона на граждан, призванных на военные сборы, распространяется статус военнослужащих в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В п. 27 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. N 333, уточняется, что на граждан, призванных на военные сборы, распространяется статус военнослужащих в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области обороны.
Граждане, призванные на военные сборы, исполняют лишь некоторые из обязанностей, возложенных на военнослужащих, что обусловлено назначением военных сборов.
В указанной выше норме должен быть отражен ограниченный характер распространения статуса военнослужащих на граждан, призванных на военные сборы, так как в полном объеме им могут обладать только военнослужащие, которые исполняют особый вид федеральной государственной службы - военную службу. Это подтверждает, в частности, тот факт, что социальные гарантии и компенсации предоставляются только военнослужащим в связи с особым характером обязанностей, возложенных на них*(4).

В соответствии с п. 15 Положения о проведении военных сборов граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы. Таким образом, они не проходят военную службу, а лишь исполняют обязанности военной службы и статус военнослужащих не может распространяться на них в полном объеме.
В отношении граждан, призванных на военные сборы, можно говорить лишь об отдельных правах, обязанностях и частично об ответственности военнослужащих в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В-четвертых, согласно п. 6 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы в срок военной службы в присвоенном воинском звании входит время нахождения на военной службе. В указанный срок засчитывается:
а) время перерыва в военной службе в случае необоснованного привлечения военнослужащего к уголовной ответственности, незаконного увольнения военнослужащего с военной службы и последующего его восстановления на военной службе;
б) время приостановления военной службы;
в) время пребывания в запасе.
Возникает вопрос, каким образом время пребывания в запасе может засчитываться в срок военной службы в присвоенном воинском звании?
Как указано выше, в срок военной службы в присвоенном воинском звании входит время нахождения на военной службе. Таким образом, время пребывания в запасе приравнивается к времени нахождения на военной службе. Между тем согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ прохождение военной службы осуществляется: гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту); иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях. Однако граждане, пребывающие в запасе, не проходят военную службу ни по призыву, ни в добровольном порядке (по контракту), они лишь исполняют некоторые обязанности военной службы и только лишь в период прохождения военных сборов.

В-пятых, неправомерным в связи с вышесказанным представляется также норма п. 29 Положения о проведении военных сборов, в котором говорится, что время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина.
Продолжительность военной службы - это составная часть выслуги лет, представляющая собой исчисляемое в календарном и льготном порядке суммарное время нахождения военнослужащего на военной службе, учитываемое при решении различных вопросов прохождения военной службы, а также при предоставлении социальных гарантий военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей.
Однако время прохождения военных сборов не является временем нахождения военнослужащего на военной службе, поэтому норма о том, что время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы, является логически неверной и неправомерной.

Таким образом, изложенные выше доводы свидетельствуют о том, что ст. 24 Положения о порядке прохождения военной службы противоречит иным положениям законодательства, регламентирующим вопрос присвоения воинских званий, что представляет собой правовую коллизию.
Из указанного выше можно сделать вывод о том, что в нормативных правовых актах, регламентирующих военную службу, порядок ее прохождения, а также некоторые вопросы нахождения граждан в запасе и прохождения военных сборов, содержатся серьезные ошибки, касающиеся зачета времени прохождения военных сборов в общую продолжительность военной службы и присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе. Присвоение воинских званий - это, как мы выяснили, элемент военной службы. Только при наличии статуса военнослужащего и прохождении военной службы возможно говорить о присвоении гражданину воинского звания.
Что касается зачета времени прохождения военных сборов в общую продолжительность военной службы, то выше нами было установлено, что военная служба и прохождение военных сборов - это разные правовые явления, которые порождают различные правовые последствия, поэтому одно в другое входить не может.
В советский период отечественной истории военная служба делилась на действительную военную службу и военную службу в запасе. Военнообязанные, которых призывали на военные сборы, проходили военную службу в запасе. В этой связи вопросов о правомерности присвоения воинских званий гражданам, проходившим военную службу в запасе, не возникало.
С принятием в 1993 г. Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" было введено разграничение военной службы: прохождение военной службы по призыву - как исполнение воинской обязанности и прохождение военной службы путем добровольного поступления (по контракту) - как исполнение конституционного долга по защите Отечества. Призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе для граждан, проходивших военную службу по призыву и по контракту, были отнесены к исполнению воинской обязанности гражданами Российской Федерации.
В настоящее время, как было указано выше, воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает, в частности, призыв на военные сборы и их прохождение в период пребывания в запасе*(5). Таким образом, прохождение военных сборов гражданами, пребывающими в запасе, не является формой прохождения военной службы, а является формой исполнения воинской обязанности.

Р.А. Закиров,
старший лейтенант юстиции,
кандидат юридических наук

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Фатеев К.В. О военных сборах и правовом статусе граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения военных сборов // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 8.
*(2) Корнишин С.В. Можно ли считать военнослужащими граждан, призванных на военные сборы? // Рос. юстиция. 1999. N 12.
*(3) Там же.
*(4) Фатеев К.В. Указ. соч.
*(5) См. п. 1 ст. 1 и ст. 54 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Военнослужащий запаса сможет, оставаясь «на гражданке», дослужиться до полковника. Впервые в истории отечественного Минобороны при военкоматах будут созданы специальные аттестационные комиссии. Именно они будут решать, достоин ли кандидат получить очередную звезду на погоны. При этом комиссия будет принимать во внимание военное образование, состояние здоровья, моральные и деловые качества претендента. По мнению экспертов, новый подход будет стимулировать военнослужащих запаса повышать квалификацию.

Как рассказали «Известиям» в военном ведомстве, приказ министра обороны «О порядке проведения аттестации для присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных сил Российской Федерации» уже действует. Новый документ объединил и упорядочил требования к офицерам запаса, претендующим на получение очередного воинского звания.

При республиканских, краевых и областных военкоматах появятся аттестационные комиссии. Их заседания будут проводиться раз в квартал. В состав каждой комиссии войдут четыре сотрудника соответствующего комиссариата и один представитель органов государственной власти.

Всех офицеров запаса разделят на две категории - приписанных к воинской части и состоящих на общем учете в военкомате. Первых будут вносить в список кандидатов на повышение звания автоматически. В случае объявления мобилизации эти офицеры должны явиться в определенную воинскую часть, где за ними уже закреплена должность.

«Запасник», стоящий на общем учете в военкомате, тоже сможет получить очередное звание. Но для этого ему нужно написать соответствующее заявление. Вопрос вынесут на рассмотрение одной из аттестационных комиссий. Решение она примет после завершения срока пребывания офицера в текущем воинском звании.

Легче всего будет стать старшим лейтенантом. Для этого достаточно получить положительное заключение аттестационной комиссии и пройти медицинское освидетельствование.От капитана и выше процедура присвоения очередного звания значительно усложняется. Кандидату предстоит пройти сборы и переподготовку. По их итогам придется сдать зачеты.

В законодательстве указаны минимальные интервалы времени между присвоениями очередного воинского звания. Так, старший лейтенант через четыре года сможет стать капитаном. Майору придется пять лет ждать звания подполковника. Офицер запаса сможет дослужиться не более чем до полковника.

При этом военнослужащим запаса теперь будут присваивать и внеочередные звания. Таким образом ведомство собирается дать им стимул для повышения квалификации. Здесь персональное решение по каждому офицеру будет принимать министр обороны.

Новые правила предусматривают меры против злоупотреблений в военкоматах, рассказал «Известиям» учредитель российской ассоциации юристов силовых ведомств «Гвардия» Олег Жердев.

Появление в аттестационных комиссиях гражданского чиновника должно свести случаи злоупотреблений служебным положением к минимуму, - рассказал эксперт. - А в случае если комиссия откажется присваивать очередное звание, офицер сможет опротестовать это решение в суде.

В запасе числятся офицеры, не находящиеся на действительной военной службе. За счет «запасников» повышаются мобилизационные возможности государства в случае крупномасштабной войны. Нередко их путают с офицерами в отставке, которые перестали быть военнообязанными по возрасту, состоянию здоровья или иным причинам.

Госдума приняла в первом чтении законопроект, позволяющий офицерам в запасе получать очередные воинские звания без ограничений . Согласно законопроекту, находящиеся в запасе ВС РФ граждане смогут получить не два, как сейчас, а шесть и более очередных воинских званий. Таким образом, считает один из авторов документа, первый заместитель председателя думского комитета по обороне Алексей Сигуткин, находясь в запасе, можно будет пройти путь от лейтенанта до полковника и выше.

Напомним, что по действующему законодательству (закон РФ "О воинской обязанности и военной службе") очередные воинские звания могут быть присвоены гражданам, пребывающим в запасе, только не более двух раз. При этом солдат, матрос, сержант, старшина, прапорщик и мичман могли дослужиться до старшины, главного корабельного старшины включительно военным комиссаром; или же до старшего прапорщика, старшего мичмана включительно военным комиссаром субъекта Российской Федерации. Офицеры - до майора, капитана 3 ранга включительно - командующим войсками военного округа; или же до полковника, капитана 1 ранга включительно - министром обороны Российской Федерации.

Документ, который рассматривают депутаты, предлагает и еще одно нововведение - разрешить предоставлять очередные воинские звания в запасе, даже если кандидат на повышение военные сборы не проходил . Правда, как отмечают разработчики, такое возможно в случае, если образование, квалификация и опыт работы гражданина в запасе соответствует требованиям, которые предъявляются к кандидатам на замещение воинской должности, предусмотренной штатами военного времени.

Где готовят офицеров запаса?

Основной источник накопления офицеров запаса - военные кафедры. Военные кабинеты появились в России в 1926 году, когда для подготовки командных и инженерно-технических кадров решением Советского правительства при гражданских вузах и техникумах была введена допризывная подготовка. Опыт показал, что военные кабинеты, преобразованные в кафедры, могут выпускать командиров запаса среднего звена, и в 1930 году была введена высшая вневойсковая подготовка . В 1937-1939 годах характер обучения на военных кафедрах вновь изменился - перешли к обучению одиночных бойцов.

В годы Великой Отечественной войны вся деятельность военных кафедр была подчинена требованию о всеобщем обязательном военном обучении, они стали учебными пунктами районных военных комиссариатов. В 1944 году на военных кафедрах вновь стали готовить офицеров запаса.

К 1990 году в Советском Союзе было 441 учебное заведение, где готовили офицеров запаса. При распаде СССР в ряде вузов и во всех средних специальных учебных заведениях военное обучение студентов было прекращено. К 2008-2009 году военные кафедры планируется оставить только в 30-35 гражданских вузах России.

Вы офицер запаса если:

- вы подписали контракт по программе обучения офицеров запаса, закончили военную кафедру в вузе, прошли учебные военные сборы, успешно закончили сам вуз, и вам присвоено офицерское звание;
- вы демобилизованы из рядов вооруженных сил в офицерском звании.

После окончания военной кафедры и вуза обычно присваивается звание офицера. Офицеров запаса призывают на службу в армию сроком на 2 года.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников