Главные моменты в истории Южной и Западной Руси в XVI–XVII веках. Существовало ли «украинское» казачество

Украинский казак. Структура Украинского казачьего войска. Регалии. Старшина

Структура и управление украинского казачьего войска складывались десятилетиями и окончательно сложились при великом Богдане Хмельницком. Только при нем они приняли стройную организацию и систему. Польские власти до 1648 года активно вмешивались в казацкую жизнь и все время меняли условия и правила казацкого управления, меняя структуру, уменьшая реестр, отменяя свои же собственные универсалы и постановления.

Из реестровых казаков были составлены полки-округа, центром которых являлись города, по названиям которых полки получали имена. Первой «столицей» реестровых казаков, где находился выбираемый казаками и утверждаемый королем гетман, высшая старшина, реестровая артиллерия, казна и госпиталь, стал Канев. В полковых городах находилась полковая старшина, в местечках располагались полковые сотни. Сохранился реестр – список казаков, составленный в марте 1581 года в Черкассах. Более пятисот казаков, пришедших из городов и местечек, расположенных по всему течению Днепра, из Волыни, Подолии, Червонной Руси, из белорусских земель, были и «иностранцы» – 26 человек из Черкасс, 14 человек из Канева, 8 из Белой Церкви, 13 из Киева, 7 из Любеча, 1 из Тетерина, 2 из Дубровной, 1 из Друцка, 1 из Горок, 7 из Гомеля, 1 из Чечерска, 2 из Кричева, 10 из Мстиславля, 10 из Брагина, 3 из Чернобыля, 17 из Мозыря, 1 из Любоня, 2 из Озерен, 1 из Петрикова, 13 из Турова, 6 из Давид-Городка, 2 из Пинска, 1 из Хвойни, 4 из Слуцка, 3 из Минска, 1 из Койданова, 1 из Борисова, 1 из Гризовки, 9 из Бобруйска, 4 из Вишневец, 11 из Ровно, 1 из Гучина, 1 из Олыка, 1 из Звягеля, 4 из Луцка, 1 из Торчина, 2 из Острополя, 3 из Владимира, 1 из Литовижа, 5 из Острога, 1 из Ковеля, 4 из Корец, 1 из Берестечка, 1 из Дермани, 1 из Чуднова, 5 из Каменца, 3 из Винницы, 1 из Брацлава, 2 из Хмельника, 2 из Пикова, 2 из Ямполя, 2 из Коломыи, 1 из Бучача, 1 из Галича, 1 из Золочева, 1 из Збаража, 1 из Львова, 2 из Ярослава, 4 из Вильно, 2 из Новогрудка, 2 из Ковно, 5 из Витебска, 6 из Полоцка, 1 из Смоленска, 1 из Кричева, 2 из Слонима, 20 из Москвы, 4 из Молдавии, были из Рязани, из волжских городов, из Сербии, Крыма, Познани, Кракова, Сандомира.

Казаки имели лошадь, ружья, копье, пистоли и саблю, оружие получали из Швеции, Польши, Турции. Служащие казаки получали жалованье и одежду, в походах – продовольствие и фураж для лошадей. Обязательная служба длилась до семи лет и почти всегда продолжалась добровольно. Добровольцы назывались товариществом. Товарищи имели преимущество при голосовании, при выходе из службы их часто именовали старшинами. В первый период казачества их одежда была простой – рубаха, шаровары, юфтевые сапоги, пояс, кафтан, верхняя одежда – свита, шапка из овечьего меха с суконным верхом.

Много украинских казаков жило в селениях, по околицам, по хатам, называемым и куренями. Курени управлялись куренными атаманами. Несколько куреней составляли сотню, несколько сотен – повет. Были сотенные и поветовые атаманы. В сотнях и поветах знамена и войсковые значки хранили хорунжие, наблюдавшие за военной службой. Они при необходимости собирали казаков в сборное место – в Батурин, Черкассы, Чигирин, Переяславль, Конотоп, Нежин, Чернигов. На общем сборе войска выбирали полковых старшин – походных.

Украинские казаки подбривали волосы на голове чуть выше ушей, подстригая их в кружок, носили огромные усы, служившие знаком казачества. Запорожцы всю голову брили, оставляя на макушке чуб – оселедец, по-русски хохол. Иногда чуб заплетали как косу и завертывали за левое ухо. Существует предание, что крымские татары, идя в набег на украинские земли хвастались, что привезут домой головы запорожцев. Именно для такого «удобства» запорожцы делали оселедец – «приди и возьми». Приходили многие, возвращались немногие. «Взять» получалось не очень.

В походах казаки питались пшенной кашей с толчеными сухарями. Турки, татары и поляки боялись казачьих набегов, ибо их невозможно было предупредить – по степи «казак шел в траве с травою ровен». Реки казаки переплывали на снопах из тростника, держась за коня. При преследовании позади себя рассыпали «чеснок» – металлические шарики с четырьмя шипами, которые калечили лошадей врага, приводя противника в ярость, что заставляло его делать ошибки. Если пеших преследователей становилось много, казаки возвращались и рубили противника. Все казаки любили свободу и рабству предпочитали смерть – поэтому их так боялись. «Сегодня пан, а завтра пропал» – говорили воины.

На Левобережье, у Днепра, были построены караульные стоянки, вокруг которых на высоких местах располагались «фигуры» – по двадцать просмоленных бочек одна на другой – при приближении крымских татар они поджигались, и население, оповещенное о враге, уходило в укрепленные места, которые охраняли казаки, сражавшиеся с татарами. Казаки великолепно владели всеми видами оружия, прекрасно знали военное дело – иначе не было бы их славных побед.

Если встречались большие группы вражеских войск, казаки вместо каре строились треугольником в три шеренги, имея по углам пушки, в середине находились знамена и старшина.

В походе казаки шли колонной по трое в ряду, впереди знамя-хоругвь. Лагерь-табор был окружен возами, между которыми помещались пушки. Шатры ставились на пиках.

Полковники и сотники выбирались пожизненно. Полковые города были укреплены валом, рвом, палисадом, внутри – укрепленный «замок» с частоколом, валом с пушками. Всегда в городе существовал подземный ход – выход к воде. Такая организация оставалась до середины XVIII века.

Богдан Хмельницкий провел нобилизацию – перепись населения, – все нобилированные, претендовавшие на казацкое достоинство и произведенные в казаки были вписаны в регистры и приведены к присяге. На Левобережной Украине, в Готманщине, казаки имели почти дворянские права, выбирали гетмана, полковников, сотников, имели свои суд, закон, судей. Казаки владели переходившей по наследству землей, имели право винокурения и продажи вина, меда, право торговли. Только суд мог исключить казака из своего сословия.

При гетмане Иване Скоропадском, в начале XVIII века, на украинских землях было десять полковых городов – Киев, Полтава, Нежин, Чернигов, Переяславль, Миргород, Гадеч, Лубны, Прилуки, Стародуб. В период Руины, в середине XVII века, много казаков переселилось на Слободскую Украину, где были построены Харьков, Сумы, Ахтырка, получившие наименование полковых городов. Позже звание полкового получил город Изюм.

При гетмане Иване Мазепе в Батурине была учреждена его личная гвардия – три сердюцких полка.

При гетмане Кирилле Разумовском все казаки получили одинаковую форму – верхний длинный кафтан – жупан, только синий, с красными отворотами и обшлагами, белое суконное полукафтанье и белые суконные шаровары, красный пояс – кушак, польскую шапку, разноцветную в каждом полку.

Полк состоял из области с городами, местечками, селами, деревнями, хуторами. В руках полковников практически была вся военная сила, во многом от них зависело избрание руководства казачьего войска. Непосредственно полком управляли полковые писарь, обозный есаул.

Казачья сотня представляла большой уезд. Ей управляли есаул, хорунжий, обозный, сельские атаманы.

Первый раз казацкое войско прославилось в 1620 году в знаменитой битве под Хотином, где польские и казацкие войска, которых было соответственно шестьдесят и сорок тысяч воинов, разгромили огромную турецкую армию. Историк XIX века Н. Сементовский писал:

«На поле брани всякий казак летал на врагов в одном ряду со всеми, на поле битвы он как истинный рыцарь искал славы и только лично мог ее достигнуть. Воинская слава была главная цель, к которой все стремились, все старались заслужить, не щадили своей жизни».

В награду за Хотинскую битву польская элита потребовала, чтобы 37 000 казаков были переведены в крестьянское сословие. В 1632 году казацкие депутаты прибыли на всеобщий сейм, избиравший нового польского короля. Депутаты просили права голоса на выборах для казачества, защищали православную веру. Польский сенат нагло ответил:

«Казаки – это как волосы или ногти в теле человека: когда волосы или ногти слишком вырастут, то их стригут. Так поступают и с казаками: когда их немного, то они могут служить защитой Речи Посполитой, а когда они размножатся, то становятся вредными для Польши».

Украинское казачество было признано «негражданами», а украинские земли – колонией Польской Короны.

Неудивительно, что при таком отношении к целому народу, позднее Речь Посполитая рухнула, подвергнувшись трем разделам в XVIII веке. Украинцы сами решили свою судьбу.

Все казацкие предводители выбирались. На казацком или войсковом совете – Раде, в которой могли участвовать все казаки, выбирали гетмана, атаманов, полковников, военную старшину, заключали договоры с другими государствами, вели судебные дела, утверждали планы военных походов. Решения принимались большинством. Историк Н. Сементовский писал о выборах украинского гетмана:

«Обряд избрания малороссийского гетмана был таков. Собиралось по повестке атаманов среди обширного майдана рыцарство и соглашалось между собою, кого избрать на Гетманский уряд. Войсковой старшина отбирал голоса по полкам и имена названных произносил во всеуслышанье, а тогда казачество, из двух или трех названных после долгих споров, а иногда и драк, избирало одного. Выбранного выводили на середину площади, ставили на возвышение, и старшина, взявши со стола булаву и знамя, подавал новоизбранному, который по обычаю отказывался от уряда, говоря, что не достоин такой чести, что не может управлять рыцарством. Старшина и народ просили его принять булаву, и в четвертый раз новоизбранный брал булаву и кланялся народу на четыре стороны. В радости казаки кричали, бросали вверх шапки и стреляли из ружей.

По окончании выбора старшины вводили новоизбранного в церковь, где служили молебен и по окончании службы Божией гетмана окропляли святой водой и он прикладывался к кресту и иконам. Потом вводили его во дворец, и вслед за этим начиналось пиршество и в домах, и на площадях, продолжавшееся несколько дней».

Со времен Богдана Хмельницкого Ясновельможный пан гетман в Гетманщине имел права правителя страны. Запорожский кошевой атаман признавал его власть над собой. Гетманы пользовались всеми своими правами – верховного судьи, имевшего власть казнить и миловать, санкционировали выборы казацкой старшины, раздавали земли, деревни, местечки, полки, чеканили монету, вели иностранные дела, объявляли войну и заключали мир. Отчет гетман никому не давал, но по общему казацкому суду он мог быть смещен, заключен в тюрьму и казнен. После смерти Богдана Хмельницкого гетманская власть постоянно ограничивалась Московским царством – «чтоб явно было всему свету, что монарх, а не гетман землей владеет». Гетманство было ликвидировано в 1803 году, после смерти последнего гетмана Кирилла Разумовского.

Гетман имел булаву, войсковую печать, бунчук, хоругвь. Он владел многими землями – ранговыми имениями и поместьями «на булаву». На войне гетманы пользовались шлемом, панцирем, латами, были вооружены саблей, двумя кинжалами, пистолями. Если гетман шел в военный поход, то оставлял за себя наказного гетмана.

Клейноды или регалии – драгоценные войсковые знаки украинского казачества – были известны с конца XVI века. В них входили хоругвь, бунчук, булава, печать с гербом, позднее перначи, палицы, литавры.

Бунчук – самый важный штандарт казацкого войска – состоял из множества конских хвостов, сплетенных вместе и окрашенных красной, белой, черной краской. Навершием бунчука была искусно сплетенная из тонких волосяных веревок головка, на которую была сверху насажена большая позолоченная маковка. Малый бунчук давался наказному гетману.

Бунчук означал власть и победы, использовался в торжественных случаях, при выходах гетмана, во время рад, во время походов. Бунчук хранил Генеральный войсковой бунчужный и его помощники – бунчуковые товарищи, в период военных походов бывшие адъютантами гетмана.

Булава являлась жезлом правления. Булавы были большие, малые, позднее жезлы, шестоперы, перначи. Гетманская булава длиной чуть менее полуметра состояла из палки орехового дерева, имела в навершии серебряный шар, или предмет другой формы. Серебряный шар был покрыт жемчугом, изумрудами, бирюзой, вызолочен. На булаве были и тексты из Священного Писания. Рукоять булавы также окантовывалась в серебряную оправу, а иногда была вся серебряная. У других казацких военачальников были перначи или шестоперы – жупы, носившиеся за поясом.

Знамена – хоругви украинского казачества, – делались из ярких шелковых материй, часто красного цвета. С одной стороны хоругви часто писали лик Богородицы, с другой – крест и название войска, полка; изображались и святые, ангелы. Позднее на знаменах появились орлы, львы, мечи. Свои значки имели и казачьи сотни. Знамена охранялись хорунжими.

Казацкие печати были известны с XVI века – «На сей печати малороссийской войсковой герб: воин в кошаку перекривленном, на плечах мушкет, а при боку сабля и казацкий рог с порохом и пулями. Дан Войску от Короля Польского и Венгерского Стефана Батория в 1576 году». Потом были печати и от московского царя. Войсковая печать находилась в ведении Генерального войскового судьи. Полковники имели свои печати, которые хранились у есаулов.

Украинское казачество управлялось Генеральными старшинами – Вельможными панами, заседавшими и судившими в Генеральной Войсковой канцелярии, находившейся в ведении гетмана. Это были и войсковые и административные руководители. Генеральный Ободный был начальником обозов и артиллерии, ему подчинялись полковые обозные. Генеральный Войсковой писарь заведовал всеми войсковыми делами, исполнял повеления гетмана, руководил Генеральной войсковой канцелярией. Генеральный Войсковой есаул управлял полками. Генеральный судья вел гражданские, а иногда и военные дела. Очень влиятельные полковники были и военными начальниками, и административными руководителями региона, области, со всем ее населением. В их подчинении также были полковые обозные, писари, судьи, по два есаула, руководившие боевой подготовкой казаков полка. Полковникам подчинялась сотенная старшина. Исследователь истории украинского казачества Н. Березин писал в конце XIX века:

«Украинские казаки представляли не только свободное, но собственным порядком устроенное войско, но войско своевольное. В казаки мог попасть всякий, так что ряды войска, особенно запорожского, пополнялись многими беглыми холопами, и потом из невозможно было оттуда извлечь. Казачество и тесно связанное с ним Запорожье являлось, таким образом, убежищем, укрыться в котором мог рассчитывать всякий. Своеволие казаков проявлялось в том, что они совершенно не считались с верховной властью. Они заключали договоры с московскими царями об охране их границ, гетман их вел переговоры с немецким императором, точно самостоятельный властелин».

Запорожские казаки в документах называли себя рыцарями Войска Запорожского, Христолюбивым войском, Храбрыми рыцарями.

Все должности в Войске Запорожском были выборными. Высшая власть принадлежала войсковой Раде, в которой принимали участие все запорожцы. Именно они выбирали кошевого атамана и всю старшину. На раде принимали решения о военных похода, о мире, производили суд. Решения принимались большинством, иногда «с боем». Историк А. Кузьмин писал в начале ХХ века:

«Рада происходила на большой площади между куренями. По грохоту и бою барабанов есаулы-распорядители собирали народ; все бросали работу, гулянку, свои дела и толпою валили на площадь, где становились в круг – майдан. По звуку труб войсковых трубачей наступала тишина. Собравший раду – а собрать ее мог как кошевой, так и само казачество, – выходил на середину майдана и заявлял, что было нужно. Все казаки стояли в шашках, а говоривший, хотя бы и сам кошевой, был с непокрытой головой, в знак того, что он готов подчиниться решению своих товарищей.

В Сечи всегда имелось несколько доблестных и опытных запорожцев, могущих с честью занять место кошевого, а потому, когда приходилось выбирать нового, то толпа начинала кричать что было мочи сразу несколько имен. Когда одно имя восторжествовало над другим, туча шапок взлетала кверху.

Есаулы вводили вновь избранного в средину майдана, где старшины, куренные атаманы, покрывали его шапками и вручал ему палицу или булаву, знак отличия и власти кошевого. Тогда из толпы выходило несколько седых уважаемых запорожцев, которые клали на голову нового кошевого грязь и всякий сор, дабы он помнил, что все казаки ему равны. Кошевой, переодевшись, выходил снова в круг. Головы всех почтительно обнажались, глаза потуплялись в землю и наступала полная тишина. Новый кошевой неторопливо и степенно говорил собранию речь, и одна лишь его шапка алым верхом своим горела под лучами яркого солнца».

Кошевой атаман возглавлял военную и административную власть, утверждал судебные приговоры, занимался дипломатией, распределял трофеи между куренями. Он имел булаву, хоругвь, бунчук, войсковую печать. Ему подчинялась вся старшина.

Войсковая старшина состояла из войсковых судьи, писаря, обозного, есаулов, куренных атаманов, скарбничего.

Войсковой судья осуществлял судебные функции, во время отсутствия кошевого атамана заменял его. Вместе с войсковым скарбником он отвечал за скарбницу и арсенал.

Войсковой Писар заведовал сечевой канцелярией, составлял и от имени кошевого атамана заверял документы. Ему подчинялись все писари войска.

Войсковой есаул занимался организацией охранной службы, вел следствие и исполнял приговоры суда, поддерживал дисциплину и порядок среди запорожцев, распределял деньги и провиант.

Войсковой обозный ведал артиллерией и фортификационными работами, непосредственно снабжением войска, руководил осадами.

Очень влиятельны были куренные атаманы. Именно из них всегда выбирался кошевой. Центральное поселение запорожцев называлось кош, земельные владения – Вольностями Войска Запорожского. Известны Хортицкая, Томаковская, Базавлукская, Чертомлыцкая, Каменская, Олешковская, Покровская, Задунайская Сечи, несколько округов – Кодакский, Самарский, Орельский, Ингульский, Бугогардовский, Калмиусский. Земли Войска Запорожского находились в Запорожской, Днепропетровской, Николаевской, Донецкой, Кировоградской, Херсонской, Одесской областей.

В Войске Запорожском было до сорока куреней – Левушковский, Пластуновский, Детьковский, Брюховецкий, Ведмедевский, Платнировский, Пашковский, Кущевский, Кисляковский, Ивановский, Конелевский, Сергеевский, Донской, Крылоский, Коневский, Батуринский, Половичевский, Васюринский, Езамшевский, Ирклеевский, Щербиновский, Титаровский, Шкуренский, Куреневский, Роговский, Корсуновский, Конеболотский, Гуманский, Деревянцовский, Полтавский, Мышастовский, Минский, Тимошевский, Величковский.

В курене могло помещаться до полутысячи человек, но постоянно жили немногие – казаки находились на рыбалке, на охоте, на пасеке, в полевой страже, ходили за солью. Во время походов курени пустели.

Одежда запорожцев состояла из козьей куртки, черкески с разрезанными рукавами – вылетами, суконных шаровар, шелкового пояса, очень широкого, сафьяновых сапог, шапки-кабардинки с галуном. Имели копье, саблю, четыре пистоля, перевязь с патронами, ружье. Были и пушки. Современный украинский историк В. Ф. Остафийчук писал:

«На Сечи сформировалось своеобразное общественно-политическое и административное устройство, основой которого были принципы военной демократии. Верховными органами власти были войсковая рада или круг и куренные сходки, на которых решали важнейшие вопросы, военного и политического характера, выбиралась старшина.

Демократизм Запорожской Сечи на целые столетия опередил Европу, где Великая французская революция провозгласила демократические свободы лишь в 1789 году. И поддерживался он обычным правом, перед которым все были равны, и которое провозглашало волю и равенство тем правом, которое происходило со времен Киевской Руси. Выборная система органов власти дала основание К. Марксу назвать Сечь Христианскою казацкой республикой.

В середине XVI века запорожское казачество создало значительное войско со стройной организацией. Во главе его стоял гетман. Основной войсковой единицей был полк (по 500 мушкетов), который разделялся на сотни, а они – на десятки. В войске преобладала пехота, конницы было мало. Сечь имела и большой флот из больших лодок – чаек или байдаков. В 20-х годах XVII века их число превышало 100–150. Войско отличалось суровой дисциплиной. Власть гетмана и старшины во время похода была неограниченной. Самым страшным преступлением считалась измена. На Запорожье действовала постоянная школа рыцарского, военного искусства, в которой учились отважные юноши со всей Украины и даже из других стран. Послы Австрии, Трансильвании, Польши, Московии и других стран, побывавши на Запорожской Сечи, признавали казацкое войско лучшей европейской армией.

В истории украинского народа Запорожская Сечь играла большую роль. Она сосредотачивала свободолюбивые элементы казачества, была центром борьбы с внешними врагами, главной силой народа за социальное и национальное освобождение. Запорожское казачество брало активное участие во всех крестьянских восстаниях, придавая им большую организованность. Сечь стала зародышем новой украинской казацко-старшинской государственности. С началом существования Запорожской Сечи дух казачества стал распространяться по всей Украине».

Украинские песни воспевали казачество:

Ой, на гори сниги лежать,

А пид горою маки цветуть,

То ж не маки цветуть,

То ж казаки идуть.

Ишли ляхи на три шляхи,

москаль на четыре

А казаченьки,

Як маченьки,

Усе поле укрыли.

Сидить мати у виконця,

Кличе сына запорожця:

«Иди, синку до домоньки

Змию, зчешу тоби головоньку».

«Измий, мати, сама соби,

А бо своий дочци коханочци.

Мене змиют дробни дощи,

А розчешуть тернови кусци,

А высушить мене сонце,

А розмеють буйни витри,

А пригладить зелена лищина,

А пригорне козака дивчина».

«Вернись, сину, до домоньк:

Я постелю постелечьку».

«Постели, мати, сама соби,

А бо своий дочци коханочци.

А я постелю сирячину,

А в головах кулачину,

А вкриюся Каленовым листом,

Щоб не ростатися с товариством».

В конце XVI века дипломат Священной Римской империи Э. Ласота побывал на Запорожской Сечи с письмом императора Рудольфа:

«До острова Базавлук, при рукаве Днепра у Чертомлыка оставалось около двух миль. Здесь находилась тогда сечь казаков, которые послали нам навстречу несколько из главных лиц своего товарищества и приветствовали наше прибытие большим числом выстрелов из орудий. Потом они проводили нас в коло, которому мы просили передать, что нам было весьма приятно застать тамошнее рыцарское товарищество в полном здравии.

Утром посетил нас гетман, в сообществе некоторых из главных лиц и затем, в свою очередь, принял нас у себя. После обеда они выслушали московского посланника, который при передаче даров завел речь о публичном собрании и о том, о чем мы еще на пути условились. Впрочем, еще до этого, гетман обратился к нам из кола с извинением, чтобы мы не поставили им во зло то, что московскому посланнику они дают аудиенцию прежде, чем нам, сказав при этом, что им хорошо известно, что Его Императорское Величество занимает первое место в ряду всех христианских монархов, и что поэтому им следовало бы выслушать прежде его посланника; но что им казалось кстати выслушать предварительно московского посланника, в том предположении, что москвич в своих переговорах с ними не умолчал бы и о деле Его Императорского Величества.

Попросивши нас снова войти, они выслушали публичное чтение нашей грамоты и потребовали, чтобы каждый высказал о ней свое мнение. Когда же, после двукратного предложения гетмана, продолжалось молчание, то они, как это у них водится в важных делах, разделились и образовали два кола: одно для начальников, другое для простого народа, называемого у них чернью. После долгих прений, чернь изъявила свое согласие с обычным криком на вступление в службу к Его Императорскому Величеству, и в знак этого бросили шляпу вверх. Тогда толпа немедленно побежала к другому колу, к начальникам, и грозила бросить в воду и утопить тех из них, кто с ними не согласится. Начальники не смели им противиться, потому что чернь, которая сильнее и могущественнее их, придя в ярость, не терпит противоречия, а только требовали, чтобы переговорить им с нами касательно условий. Избрав для этого 20 депутатов, они снова пригласили нас в коло.

Среди большого кола эти депутаты, сидя на земле, образовали снова малое коло и, после многих совещаний, просили нас присесть к ним, что нами и было сделано. Тогда они объявили нам свою готовность служить Е.И.В., не щадя на этой службе своей жизни. Они не отказались также двинуться в Валахию и, переправившись через Дунай, вторгнуться в Турцию, только утверждали, что при этом встретились бы им непреодолимые препятствия, а именно, во-первых, что у них недостало бы лошадей, как для себя, так и под орудия, так как татары, во время семи набегов, сделанных ими в течение минувшей зимы, похитили у них более двух тысяч лошадей, которых затем у них осталось не более четырехсот; во-вторых, что было бы слишком опасно, при небольшом числе их войска, три тысячи человек, перейти в Валахию, тогда как невозможно полагаться на валахского господаря; да и хорошо им известен непостоянный и изменческий характер самих валахов; в-третьих, что они считают невозможным обязываться служить и переходить в такую даль, при столь незначительном вознаграждении и при неопределенности наших предложений. Ссылаясь на то, что они не имеют обыкновения служить и выступать в походы, при неизвестности во всей точности условий, они желают, чтобы я, от имени Е.И.В., заключил с ними контракт касательно трехмесячного жалованья и содержания лошадей.

Относительно жалованья я сказал, что считаю невозможным вступить с ними об этом в переговоры, так как настоящее посольство наряжено императором после сделанных ему предложений, не заключавших в себе настоящих требований. Если бы эти требования были предъявлены прежде, то дело это заблаговременно устроилось бы иным образом. Касательно лошадей я говорил, что отправляясь вверх по Днепру, они легко могли бы, в городах и селах своей родины, получить лошадей от своих родных и знакомых.

Они ответили, что призывают Бога в свидетели своей готовности служить интересам Е.И.В., но что есть причины, ими уже объявленные, которые не дозволяют им предпринять поход в столь отдаленные места. Но все же, чтобы доказать свою покорнейшую преданность Е.И.В., согласились отправить к нему послов, уполномочив их заключить с ним договор насчет условий их содержания, обещая при этом постараться самим о доставлении себе лошадей.

Я по-прежнему предложил им, от имени Е.И.В., тронуться с места как можно скорее и идти в Валахию, присовокупляя к тому, что, по достижении валахской границы, ничто не помешает им отправить своих послов к Е.И.В. для переговоров касательно требуемого ими содержания. Без сомнения, прибавил я, Е.И.В., увидев, что они приступили к делу и, служа ему, храбро действуют против неприятеля, изъявит им при этих переговорах еще большую свою благосклонность и милость.

Обо всем этом есаулы донесли большому колу. Там, после долгих совещаний, последовало снова одобрительное решение, сопровождавшееся бросанием вверх шляпы. Когда мы после этого вышли из кола, казаки начали греметь войсковыми барабанами и трубами, дали десять залпов из орудий, а ночью пустили еще несколько ракет.

Но в тот же вечер несколько беспокойных лиц, к которым присоединились более зажиточные, как, например, охотники и хозяева челнов, бродили по хатам простолюдинов и, представляя отдаленность и опасность пути, предостерегали их и не советовали решаться на то, в чем потом должны будут раскаиваться. Они доказывали им невозможность продовольствоваться во время столь далекого похода на присланную им незначительную сумму, тогда как большая часть из них люди бедные. Спрашивали их, на что употребят они эти деньги, – на покупку ли хлеба или же на покупку лошадей, поставляя им при этом на вид, что будто бы Е.И.В. легко может завлечь их далеко от их страны, и потом, когда они ему будут уже не нужны, бросят их на произвол судьбы, тем более, что он не дал им никакого удостоверения посредством грамоты и печати.

Подобными словами они произвели на народ такое впечатление, что простые казаки, собравшись утром следующего дня снова в коло, пришли к совершенно иному заключению и никак уже не хотели выступить в поход при столь неопределенных условиях, тем более, что они даже не знали, где находятся обещанные им деньги, и от кого следует получить их, так как им не были предъявлены ни грамота Е.И.В., ни удостоверение в том, что действительно будут доставлены им дополнительные деньги».

Французский военный инженер Г. Боплан, почти двадцать лет в середине XVII строивший крепости в Речи Посполитой, писал в своем труде «Описание Украины», вышедшем в 1650 году:

«В стране Запорожской вы найдете людей искусных во всех ремеслах, необходимых для общежития: плотников для постройки домов и лодок, тележников, кузнецов, ружейников, кожевников, сапожников, бочаров, портных. Казаки весьма искусны в добывании селитры, которой изобилует Украина, и в приготовлении пушечного пороха. Женщины прядут лен, ткут для своего употребления полотна и сукна. Все казаки умеют пахать, сеять, жать, косить, печь хлебы, приготовлять яства, варить пиво, мед и брагу, гнать водку; все также без различия пола, возраста и состояния, стараются превзойти друг друга в пьянстве и бражничестве, и едва ли найдутся во всей христианской Европе такие беззаботные головы, как казацкие. Впрочем, справедливо и то, что они вообще способны ко всем искусствам, хотя некоторые из них опытнее в одном, чем в другом. Встречаются также между ними люди с познаниями высшими, нежели каких можно было бы ожидать от простолюдинов. Одним словом, казаки имеют довольно ума, но заботятся только о полезном и необходимом, особенно о таких вещах, которые нужны для сельского хозяйства.

Плодородная земля доставляет им хлеб в таком изобилии, что они часто не знают, куда давать оный: ибо кроме Днепра, ни одна из судоходных рек, протекающих по Украине, не впадает в море.

Веру казаки исповедуют греческую, называя ее русской. Соединяя с умом хитрым и острым щедрость и бескорыстие, казаки страстно любят свободу; смерть предпочитают рабству, и для защиты независимости часто восстают против притеснителей своих – поляков. В Украине не проходит семи или восьми лет без бунта.

В войне они неутомимы, отважны, храбры или лучше сказать дерзки, и мало дорожат своей жизнью. Метко стреляя из пищалей, обыкновенного своего оружия, казаки наиболее показывают храбрость и проворство в таборе, огороженные телегами, или при обороне крепостей.

Одаренные от природы силою и видным ростом, они любят пощеголять, но только тогда, когда возвращаются с добычею, отнятой у врагов; обыкновенно же носят простую одежду. Немногие из них умирают на постели, и то в глубокой старости: большая часть оставляет свои головы на поле чести».

Один из первых исследователей истории Украины Д. Н. Бантыш-Каменский писал в XIX веке:

«1 января, по древнему постановлению, происходило избрание нового кошевого и старшины, в случае, если народ был недоволен прежними. Также распределяли в тот день каждому куреню: реки, речки и озера для рыбной ловли, от устья Самары до устья Днепра и Буга. Как скоро довбыш, по приказанию кошевого и старшин, начинал бить сбор, есаул выносил из церкви походное знамя и ставил оное на площади; потом собирались казаки из всех куреней, и, по пробытии еще двух раз в литавры, являлся, наконец, кошевой с палицею, а за ним судья с восковой печатью и писарь с чернильницей. Все они вместе с есаулом, державшим жезл, становились, без шапок, в средине круга и кланялись на четыре стороны. Довбыш снова ударял в литавры в честь прибывших чиновников, после чего кошевой произносил громким голосом следующее:

«Ныне, добры молодцы, настал новый год! Надобно, по древнему обычаю, разделить на курени реки, речки и озера для рыбной ловли».

Тогда метали жребий, который решал, чем каждый курень должен был владеть целый год. Кошевой снова обращался к народу:

«Что, панове молодцы, не желаете ли в начале сего нового года избрать также новых старшин?»

Когда запорожцы были довольны своими начальниками, то восклицали: вы, добрые паны, и можете еще дальше над нами пановать; после чего расходились все по домам. В противном случае недовольные заставляли кошевого отказаться от своего чина, и тогда клал он палицу на шапку и, поклоняясь всеми народу, возвращался в свой курень. То же самое делали судья, писарь и есаул при своем отрешении.

Другие положенные дни для народных собраний, в которых или сменяли начальников, или советовались о походах, были праздники Иоанна Предтечи и Покрова Пресвятой Богородицы, коей посвящена церковь, находившаяся в Сечи. Если запорожцы не имели никакой причины негодовать на своих предводителей, то в сии праздники не бывало общественного собрания; но зато малейшее неудовольствие вооружало их против начальства, даже в обыкновенные дни. Тогда недовольные казаки уславливались между собой, и ежели их было десять куреней, они отваживались на злой умысел. Часто за кошевого и других старшин вступались приверженные им курени, и тогда запорожцы, собиравшиеся на раду с большими дубинами, не только ссорились, но даже доходило до драки и убийств. В сие время старшины, ожидая окончания начатой между казаками распри, всегда стояли поде церкви, чтобы сокрыться там в случае нужды. Наконец право сильного прекращало несогласие: отставленный старшина немедленно возлагал почетный свой знак на свою шапку, кланялся собравшемуся народу, благодарил за оказанную ему доселе честь и тотчас отправлялся в свой курень; ибо случалось, что желавшие оправдаться или не сходившие долго с места были убиваемы в самом собрании, а иногда и на обратном пути. Со всем тем отставные старшины пользовались во всю жизнь уважением народа; им везде уступали первые места и хоронили их с большими почестями, чем простых казаков.

Запорожцы не имели никаких письменных законов, войсковой судья решал дела, сообразуясь со здравым рассудком и древними обыкновениями, а в трудных случаях совещался с кошевым и прочими начальниками. Воровство, неплатеж долгов, прелюбодеяние и убийств почитались у них главными преступлениями. Они могли грабить проезжающих и соседей; но ежели запорожец изобличался в воровстве у своего товарища, скрывал или покупал украденное, тогда, хотя бы и возвращал покражу, приковывали его на площади к столбу, и он должен был сносить от всех проходящих поругания и побои. Подле прикованного преступника лежала обыкновенно плеть, и если в течение трех дней он не получал прощения от своего противника, то засекали его до смерти. Когда же получивший прощение во второй раз был обвинен в воровстве, в таком случае лишался жизни на виселице. Не плативший долгов бывал прикован на площади к пушке, пока заимодавцы не имели от него желаемого удовлетворения. Ничто не могло сравниться с казнью убийцы: казак, умерщвлявший другого, был бросаем в могилу, потом опускали на него гроб с телом убитого и засыпали их землею. Одна только любовь к нему соотчичей и храбрые его дела могли избавить убийцу от столь жестокой смерти, но редко сие преступники получали помилование».

Великий украинский историк М. Грушевский писал:

«Казачество – явление очень интересное, но весьма сложное. Вследствие своей оригинальности, а также и благодаря громкой роли, сыгранной им в истории Восточной Европы, оно обращало на себя внимание издавна, им занимались немало, но невыясненного все же оставалось в нем до последнего времени очень много, и в литературе по этому вопросу высказывались и высказываются нередко суждения очень смутные и ошибочные.

В конце XVI – начале XVII веков под сильнейшим воздействием представлений о привилегиях, связанных с казацким званием, окончательно формируется понятие о казачьем сословии, и к нему начинают причислять себя в этих пограничных краях все общественные элементы, желавшие освободиться от стеснительных рамок польской общественной схемы: крестьяне помещичьих и государственных имений, мещане городов, даже боярство и мелкая шляхта, привлекаемая старостами к тяжелой замковой службе. Так как на это время падает, с одной стороны, небывалый до тех пор прилив крестьянского населения в юго-восточную Украину, а с другой – распространение в них польских порядков, господство шляхты и крепостных отношений, от которых считали себя освобожденными все причислившиеся к казачеству, – то казачество необыкновенно растет, увеличиваясь с сотен на тысячи и десятки тысяч.

Бестолковая политика правительства, которое то старалось задавить строгими репрессиями все казачество, за исключением горсти реестровых, то, нуждаясь в войске, обращалось к помощи нереестровых, даже, случалось, приглашало вступать в казаки всех желающих, – окончательно лишала местную администрацию и помещиков возможности положить предел «украинскому своеволию».

Правительство полного уничтожения казачества никогда не желало. По своей дешевизне и сноровке, отваге и выносливости это были незаменимые войска, и известную часть казачества, более дисциплинированную, правительство всегда желало оставить для государственной службы. Эта легальная часть казаков, по планам правительства, должна была служить также для обуздания остальной, своевольной массы казачества, удерживать ее в повиновении и не допускать ее походов на чужие земли.

Но тут вечное безденежье польской казны создавало новые трудности: правительство не имело средств взять на жалованье более значительное число казаков, оно брало их на службу одну-две тысячи, самое большее, да и тем платило так плохо и неисправно, что они должны были искать себе иных источников пропитания. По этой причине даже этих служилых, «реестровых» нельзя было содержать в послушании и дисциплине, а о том, чтобы сделать их действительными блюстителями порядка на Украине, нечего было и думать. С несколькими сотнями реестровых нельзя было ни организовать обороны Украины, ни удержать массы нереестрового казачества. Вообще, польские правящие сферы не были ни достаточно сильны, ни достаточно дальновидны, чтобы или уничтожить казачество, или дисциплинировать и организовать его. Восточной Украине они вообще очень мало уделяли внимания в своей внутренней политике. Репрессии и кровопролития не останавливали роста казачества и лишь раздражали его наиболее воинственную часть.

Если значительная часть казаков – эти показачившиеся мещане и крестьяне – ценили в казачестве его социальные и общественные привилегии и, состоя под казацким «присудом», спокойно хозяйничали на своих землях, то для иной, значительной массы казачества война была его настоящей стихией, главным источником пропитания, а походы на татарские и турецкие земли – таким же незаменимым ресурсом, как рыбные и звериные промыслы. В интересах поддержания добрых отношений с Турцией и Крымом польское правительство хотело прекратить эти походы. Но в таком случае нужно было дать иной исход энергии этой воинственной части казачества и одновременно нужно было подыскать для нее иной источник пропитания. Без этого удержать казаков от походов не могли и наиболее влиятельные вожди казачества. Правительственные же запрещения, стеснения и преследования со стороны украинских старост и помещиков только возбуждали в нем раздражение и ненависть. Чувствуя невозможность при таких условиях установить прочные отношения к правительству и понимая, что только фактическая сила казачества не дает правительству и шляхте возможности его сломить, вожди казачества стремятся более и более увеличить численную силу последнего, расширять его территорию все далее и далее в глубь оседлой колонизации, привлекая в его среду все новые и новые массы украинского крестьянства. С другой стороны, раздражения на стеснение и репрессии выливаются в борьбу с пограничными старостами и панами. Так начинаются первые казацкие войны».

Выдающийся украинский историк Н. Д. Полонская-Василенко писала о казаках в своей очень интересной «Истории Украины»:

«В XVI веке начинается объединение их в воинскую организацию. Среди первых организаторов были Остап Дашкович, староста Черкасский, Предслав Ланцкоронский, староста Хмельницкий, Бернард Претвич, староста Барский, Семен Полозович, были сыновья магнатов – князья Заславские, Збаражские, Корецкие, Ружинские, Сангушко и другие. Участие этих фигур указывает, какую большую роль в обороне Украины против татар играли казаки и как высоко ценили их помощь высшие представители администрации земель, которых не способно было охранить правительство своими силами.

С 1580-х годов уже используется термин «сечевые казаки». Казачество считало себя самостоятельной военно-политической силой и вело независимую от Польши политику, заключало договоры с Москвой, Крымом, Турцией, Молдавией.

Низовые казаки создали в XVI веке на Запорожье военную организацию, которая с небольшими изменениями просуществовала до XVIII столетия.

В XVI–XVII веках казацкая масса жила в военном лагере, имела 38 куреней, во главе которых стояли атаманы; хозяйство было общим, войско было обеспечено едой и оружием. Однако уже в XVI веке началась дифференциация: появились богатые казаки, которые владели лодками, орудиями производства, а беднота не имели иногда и собственной сорочки. Главным доходом казаков, позволявшим им существовать, была военная добыча, взятая во время нападений на татар.

Запорожцы имели свой собственный флот, чайки, большие лодки на 50–70 человек, с пушками, на которых они уплывали в море. В XVI столетии запорожцы, переняв у татар их военную тактику, отправлялись в походы верхом, но бились в пешем строю и стали для них очень опасным врагом. В связи с успешными походами казаки стали серьезным участником восточно-европейской политики, особенно в борьбе против Турции. Походы казаков приносили им славу в Европе.

После восстания Северина Наливайко ярость поляков не знала пределов. Варшавский сейм 1597 года провозгласил всех казаков «врагами государства» и призвал уничтожить их. Казаки не складывали оружия.

Они были промежуточным слоем между шляхтой и крестьянами. Как шляхта, казаки был обязаны служить, были свободны от панщины. Казаков отделяла от селян свобода, а от шляхты то, что они не имели крепостных.

Казаки завоевали славу выдающихся воинов. Отряды казаков участвовали в Тридцатилетней войне. Когда в Московском царстве началось «Смутное время», украинские казаки принимали массовое участие в военных действиях – в войске Лжедмитрия в 1604 году, в войске самого короля Сигизмунда. В 1618 году они спасли королевича Владислава от плена. Блестящие победы на Черном море казацкого флота – в 1606 году завоевание Варны, в 1614 году завоевание Синопа и Трапезунда, в 1615 году разрушение предместий Константинополя, в 1616 году взятие Кафы – обеспечили казакам военную славу.

С начала XVII века казаки живут под выборной старшиной, игнорируя польскую власть: «Ни магистратов в городах, ни старост, ни гетманов не слушают, сами себе права устанавливают, властей не признают, в государстве другое государство заводят», – писал в инструкции для сеймиков о положении на Украине король.

В 1935 году во Львове, входившем тогда в состав Польши, вышла безымянная «Большая история Украины»: «Казачество в XVI–XVII веках взяло на себя миссию борьбы за религиозные, национальные и государственные идеалы Украины.

Казачество воспевала украинская народная песня, величала украинская романтическая поэзия, разъясняла его вес в истории украинская и зарубежная историография.

Зародилось и укрепилось казачество в особых условиях нашего государственно-политического лихолетья, на опустошенных татарами «диких полях», в непосредственном соседстве и в беспрерывной борьбе с крымскими налетами. Казачество встает как стихия, хаос, без большой цели и глубокой политической программы. Но объединившись обществом, призвав на помощь своей вооруженной руке и отчаянному рыцарскому сердце разум нации, казачество очень скоро изменило свою роль охранителя степных окраин на роль строителя – творца возрожденной украинской государственности».

Куняев Станислав Юрьевич

"И ПРОПАЛ КАЗАК…" Проза Виктора Астафьева в зимовье. В гостях у деда Степана на Тунгуске. Я, Астафьев и журнал "Наш современник". Разрыв Астафьева с журналом. Ельцинизм Виктора Петровича. Его тридцать сребреников. Окончательное помрачение. Печальный юбилей. Переписка с

Из книги Всегда начеку автора Кларов Юрий

Вениамин Полубинский В СРАЖЕНИИ ПАЛ СТАРШИНА Праздник весны и молодости захлестнул Новосибирск. Первомай раскрасил город кумачом знамен и транспарантов, наполнил проспекты и улицы яркими нарядами и добрыми улыбками горожан, утопил город в цветах и песнях.Кажется, само

Из книги Пограничные зори автора Арефьев Алексей

4. Старшина Если кто вам скажет, что наш старшина Федор Игнатьевич Пелипчук несправедлив и придирчив, - не верьте, наговаривают на человека.Я вот, к примеру, вместе с Федором Игнатьевичем служу третий год - и ничего, все как полагается. Правда, есть разница в званиях: он

Из книги Из истории Кубанского казачьего хора: материалы и очерки автора Захарченко Виктор Гаврилович

Войсковые певческий и музыкантский хоры Кубанского казачьего войска (1811–1911 годы). Исторический очерк столетия их существования. Составил есаул Ив. Ив. Кияшко, Екатеринодар 1911 Печатано по распоряжению начальника Кубанской области и Наказного Атамана Кубанского

Из книги Украинский легион автора Чуев Сергей Геннадьевич

Полковник Елисеев. История войскового гимна Кубанского казачьего войска и наш полк. 2–е издание, Нью - Йорк, 1950 г. Ты, Кубань, Ты наша Родина, Вековой наш богатырь! Многоводная, раздольная, Разлилась Ты вдаль и вширь… Мы, как дань свою покорную, От прославленных Знамен Шлем

Из книги Статьи и речи об Украине: сборник автора Сталин Иосиф Виссарионович

Наталия Корсакова. Страницы истории войскового певческого хора Кубанского казачьего войска. Начало XX века В 2006 году старейшему профессиональному казачьему художественному коллективу россии - Государственному Кубанскому казачьему хору исполнилось 195 лет. Войсковой

Из книги Современные страсти по древним сокровищам автора Аверков Станислав Иванович

«Украинский фактор» в планах противников России В начале XX века общее положение в Европе характеризовалось противоборством двух геополитических «кланов». Первый из них условно назовем «пангерманским» - в него входили непосредственно Германия и Австро-Венгрия, а также

Из книги Забайкальское казачество автора Смирнов Николай Николаевич

УКРАИНСКИЙ УЗЕЛ В конце февраля, еще до заключения мира с Германией, Народный секретариат Украинской советской республики послал делегацию в Брест с заявлением о том, что он согласен подписать договор с германской коалицией, заключенный бывшей Киевской

Из книги Живая память. Великая Отечественная: правда о войне. В 3-х томах. Том 3. автора Коллектив авторов

3. Донской казак Ермак Тимофеевич на Ахтубе История космодрома Капустин Яр, конечно, интересная. Но не надо забывать, о древней Золотой Орде. Ракеты ракетами, космические аппараты космическими аппаратами, но мы ведь помнили и о том, что находимся почти в устье Волги, на ее

Из книги автора

Глава II Создание Забайкальского казачьего войска

Из книги автора

6. Организационная структура Забайкальского казачьего войска в 1878 году Новое положение о службе в Забайкальском казачьем войске было введено 1 июля 1878 года. Разделение, согласно ему, на отделы осталось, но управления военных отделов были перемещены: первого - в

Из книги автора

8. Состояние Забайкальского казачьего войска в конце XIX столетия Отношения между Россией и Китаем стали быстро улучшаться. Для еще большего сближения между двумя странами Россия предоставила китайскому правительству заем для уплаты контрибуции Японии.В 1896 году между

Из книги автора

2. Мобилизация Забайкальского казачьего войска Особая роль в подавлении восстания ихэтуаней принадлежит России. Защищая свои интересы в Маньчжурии и на Ляодунском полуострове, Россия 11 июня объявила мобилизацию Приамурского округа и, в частности, Забайкальского

Из книги автора

1. Начало войны, мобилизация Забайкальского казачьего войска и уход его на войну Причины Первой мировой войны известны. В том, что она будет, никто в то время не сомневался, ее ждали, к ней готовились. Огромный клубок политических и экономических противоречий между

Из книги автора

Старшина Александр Бессчетнов Из города Ульяновска пришло письмо в Черниговский облвоенкомат: «Пишет вам Бессчетнова Мария Ивановна. Мне уже за восемьдесят. Живу одна. И хочется мне узнать, где похоронен мой муж Бессчетнов Александр Васильевич. Еще в войну получила я

Один из депутатов Крымского парламента рассказывал, как в бытность нахождения полуострова в составе Украины он путешествовал по Львовской области. Его внимание привлек ухоженный курган с крестом на вершине. Сопровождающий пояснил, что это «могила запорожца». На вопрос, откуда в Галиции, жители которой во времена войн казаков с поляками были всегда на польской стороне, появилось казачье захоронение, очевидно, почитаемое, «гид» пояснил, что это «инсталляция», что в кургане, который насыпали год назад, никто не похоронен.


По мнению депутата, подобный «арт-объект» является своего рода символом украинской историографии, «насыпанной», как лже-курган, на пустом месте.

Отметим, что в ее основе положена безудержная эксплуатация «казачьего прошлого» Украины. На чем, в свою очередь, возводятся политические построения.

Так, например, на днях в Верховной раде Украины зарегистрирован законопроект о переименовании Днепропетровской области в Сечеславскую (Сичеславську). Данная инновация предполагается в рамках закона о декоммунизации, «восстановления исторической справедливости» и обозначения «роли наших предков - запорожцев в строительстве украинской государственности».

Однако «исторической справедливости» ради отметим, что запорожцы не занимались строительством «украинской государственности», а современные украинцы не являются их потомками.

Отметим, что до сих пор не утихает спор, кем являются казаки: сословием, субэтносом или этносом. Не вдаваясь в специфику этого непростого спора, отметим, что запорожцы и вообще все днепровские казаки в те времена, когда они жили на территории современной Украины, не считали остальных жителей Малороссии себе ровней или своими собратьями по крови. Себя казаки называли «черкасами», а не «украинцами» или «малороссами».

Николай Гоголь в своем бессмертном «Тарасе Бульбе» довольно подробно описал процедуру приема новоприбывших в Запорожской сечи: «В Бога веруешь, в Пресвятую Троицу веруешь, а ну, перекрестись и ступай в какой сам знаешь курень».

Однако таким образом в Сечь принимали казаков днепровских или донских. Всех остальных ждал иной прием. Так, иностранца-католика или протестанта (а приходили и такие) могли принять только после принятия православия. И то только в том случае, если он был «военный человек», представляющий интерес для сечи: артиллерист, инженер, оружейник или закаленный воин.

Сбежавшему же от пана крестьянину предлагалось стать «холопом войска». Ему дозволялось селиться на землях Сечи, пользоваться ее защитой и арендовать сельхозугодья. За что он должен был платить оброк в казну сечи. Ни о каком приеме в казачье «товарищество» речи не было.

Ситуация изменилась после начала войн с Польшей, которые велись казаками отнюдь не ради построения «украинской государственности», а в защиту православия и своих «рыцарских прав», постоянно нарушаемых королевскими чиновниками и магнатами.

В силу больших потерь личного состава и общей неразберихи у некоторых малороссийских крестьян появился шанс забраться на более высокую ступень социальной лестницы, присоединиться к сообществу привилегированных воинов и «оказачиться».

Однако это «вливание» не изменило ни уклада, ни традиций ни самоощущения казаков.

Упразднением Екатериной Великой Сечи начался процесс переселения запорожцев и днепровских казаков на Кубань, Терек, на территории других казачьих войск России, который продолжался до середины 19-го столетия.

Запорожцы, не согласные с ликвидацией Сечи и ушедшие на турецкую территорию, тоже возвратились из эмиграции и поселились главным образом на Кубани.

То есть абсолютное большинство запорожцев и днепровских казаков переселились на Кубань, перенеся сюда регалии и традиции Сечи, а отчасти и ее структуру. До сих пор значительная часть кубанских станиц носит имена запорожских куреней.

Те, кто остался на Украине, казаками быть перестали и в юридическом, и в профессиональном и в конце концов в этническом плане.

Примечательно также и то, что кубанская балачка, на которой разговаривают в черноморских станицах Кубани, - вовсе не «наречие украинского языка», которого, собственно говоря, и не было еще в конце XVIII века (его начали создавать из разных племенных диалектов только в конце следующего ХIХ столетия), а диалект русского языка.

Царское правительство, заинтересованное в быстрейшем хозяйственном освоении Кубанского края, которое серьезно тормозилось из-за того, что все силы казаков были скованы войной с горцами и участием в заграничных походах русской армии, стало селить на Кубань и крестьян. В том числе и из Малороссии. Но крестьяне из Черниговской и Полтавской губерний вовсе не рассматривались казаками, переселившимися оттуда раньше, как «земляки». Их именовали «иногородними» и «хохлами», и статус их был аналогичным тому, что имели «холопы войска» в Сечи. Породниться с «иногородними» было для казака позором.

Неслучайно во время гражданской войны именно «иногородние» стали главной опорой большевиков и злейшими врагами казачества. Они стали одними из самых активных участников расказачивания.

К этому добавилась еще и кампания насильственной украинизации, которая проводилась на Кубани в 20-30-е годы ХХ столетия, когда все делопроизводство и школьное образование в крае было переведено на «украинский» язык. И этой украинизации казаки сопротивлялись всеми силами.

Кубанские казаки считают своими соплеменниками вовсе не украинцев, а донских, терских и других казаков.

Примечательно, что потомки «иногородних» на Кубани в наши дни чаще всего позиционируют себя как потомки казаков (благо что малороссийские и казачьи фамилии часто совпадают) и участвуют в возрождении казачества.

Об отношении кубанцев, единственных наследников запорожского войска и днепровских казаков, к «украинской государственности» свидетельствует тот факт, что в годы Гражданской войны они громили банды петлюровцев, а в наши дни они сыграли одну из главных ролей в «крымской весне». Многие кубанцы сражались и сражаются с ВСУ и нацбатами вместе с братьями-донцами за свободу Донбасса. И немало бойцов сложило в этой борьбе головы.

Иными словами, они являются единственными наследниками Запорожской сечи и днепровского казачества, их славы и традиций. И все претензии киевских идеологов на казачьи корни и наследие несостоятельны. Тем более что от главных достижений днепровских казаков, сохранения православия на юго-западных русских земелях и их воссоединения с остальной Россией, «свидомые» украинцы отреклись.

Попытки сравнения украинского и российского казачества предпринимались с давних пор и при этом редко были корректными. В последние же годы, когда все русское объявлено на Украине «враждебным», «неправильным» либо, наоборот, «украденным у украинцев», о каком-то объективном сравнении и речи быть не может. Однако мы все же попытаемся найти главные различия между теми людьми, которые в разные века в двух соседних землях именовали себя казаками.

Речь, естественно пойдет не о том, кто носил шаровары – а кто галифе с красными лампасами, и не о наличии или отсутствии на казацких головах «оселедцев» (с каковыми, если верить летописям, первыми стали красоваться еще воины Князя Киевского Святослава – общие предки обоих народов). Поговорим о вещах, так сказать, основополагающих и наиглавнейших.

Верность присяге

Российских казаков не зря называли в Империи опорой трона и порядка. В подавлении всяческих бунтов и заварушек в России они принимали самое активное участие вплоть до падения монархии, да и после такового десятками тысяч сражались и гибли за Белое движение. При этом нельзя не вспомнить о том, что два восстания самих казаков в свое время сотрясли Россию сильнее, чем все «крестьянские войны», вместе взятые. Речь, естественно, о событиях, связанных с именами Степана Разина и Емельяна Пугачева. Бунтовать казаки умели, да еще как! Но…

После принесения Донским казачеством присяги на верность Государю с крестным целованием ни о каких заговорах и бунтах в нем и речи быть не могло! Слово – Е.П. Савельеву, автору книги «Древняя история казачества»: «Донское войско … как народ прямой, непосредственный и честный и притом искренне религиозный, старалось по мере сил выполнять принятые на себя обязательства. Всякое малейшее нарушение данной клятвы, даже в отдельных случаях, считалось великим преступлением, позором для всего войска…»

Украинские казаки были в этом отношении полной противоположностью своим русским собратьям. Антиподами, можно сказать! С кем только они не заключали договоров «о вечной дружбе», кому только не клялись в верности, и каким только правителям не присягали… Чтобы потом нарушить все собственные клятвы при первой же подвернувшейся возможности. «Патриотические» историки Украины могут сколько угодно твердить о том, что гетман Мазепа был анафемствован Православной церковью за то, что «хотел сделать Украинцу свободной» (что само по себе – бред, ибо Мазепа просто продавал ее королю Швеции!). Но правда заключается в том, что церковному проклятию гетман был предан за измену не царю, а как раз данной ему клятве, считавшейся в те века абсолютно нерушимой – крестного целования. Эта клятва, собственно говоря, давалась не Государю, а Богу – отсюда и наказание.


Впрочем, подобное «вольное отношение» к взятым на себя обязательствам (вечным и нерушимым, а как же!) украинские казаки проявляли не только с Государями России, но и Речи Посполитой, а также прочими европейскими монархами. О всяких там ханах и султанах вообще говорить нечего. Эти парни были настоящими «хозяевами своего слова»: сами давали – сами и обратно забирали…

Сотрудничество с иноземными завоевателями

Из предыдущего пункта плавно вытекает следующий – пособничество разнообразным чужеземным ордам и, говоря в современных терминах, «военное сотрудничество» с таковыми. Уже упомянутый выше Мазепа со своим запроданством шведскому королю Карлу – пример общеизвестный. Гораздо меньше историки любили вспоминать (особенно в советские времена, дабы не рушить «дружбу народов») о той страшной и кровавой роли, которую украинские казаки сыграли в Смутное время, совместно с поляками грабя, убивая, насилуя и сжигая все, что только можно на Руси. Их орда под предводительством Сагайдачного и Дорошенко бесчинствовала от Путивля (сейчас – территория Украины) до Москвы, оставив по себе жуткую и позорную память.

Еще меньше сказано о том, что потомки считающихся «эталоном» украинского казачества запорожцев долгие годы, точнее – века, усердно и прилежно служили Османской империи. И отнюдь не занимаясь хлебопашеством. Казаки так называемых Второй и Третьей сечи, основанных на территории Турции ренегатами, участвовали в русско-турецких войнах на стороне Оттоманской порты, и под ее же знаменами подавляли восстание в Греции в 1821 году, пролив реки православной крови.

На совести русского казачества имеется лишь одно позорное пятно – сотрудничество с гитлеровцами в годы Великой Отечественной войны. Тут уж ничего не попишешь – как бы не пытались некоторые историки подводить под эту гнусность «базу» в виде мести за «расказачивание» и прочие жестокости, творимые большевиками на тех же Дону и Кубани, оправдания сотрудничеству с фашистами быть не может никакого и никогда. Впрочем, подчеркну еще раз – русские казаки (да и то – далеко не большинство их) оказались под вражескими знаменами единожды. Для украинских это было совершенно нормальной практикой.

Наемничество

Неудивительно, что при таком отношении к морали самым, что ни на есть обыденным делом для украинских казаков было наемничество. Русское казачество воевало за Веру, Царя и Отечество. Могло воевать даже между собой… Но, исключительно за деньги – никогда! Не были русские казаки наемниками. Украинские же «лыцари» отметились по всей Европе и за ее пределами. Причем даже на этом поприще они умудрились снискать, мягко говоря, не самую лучшую славу.

Войны в Саксонии, Люксембурге, Франции, Австрии, на Балканах и в Молдавии – далеко не полный перечень мест, где украинские казаки выступали в качестве «солдат удачи». При этом девизом их было – «Казаки в долг не воюют!» Стоило кому-то из нанимателей задержать выплаты, или же выдать слишком маленькую, по мнению казаков, сумму, как те преспокойно бросали войну и отправлялись по домам. Но это – в лучшем случае! Запросто могли и на сторону противника перейти.

Именно так поступила половина казаков, нанятых на Украине кардиналом Франции Мазарини для войны с засевшими в Ла-Рошели гугенотами и их союзниками – испанцами. После взятия Дюнкерка, обидевшись на нанимателя (вроде бы «кинувшего» их с деньгами), половина «лыцарей» вернулась по домам, а вторая … переметнулась к испанцам. Те, как видно, платили неплохо, и по свидетельствам некоторых историков, украинские казаки воевали на их стороне против французов еще лет десять.

При всем при этом, превозносимые кое-кем боевые качества казаков-наёмников были более, чем сомнительными. Будучи, по сути своей, не более чем иррегулярной легкой кавалерией, дисциплину и выучку они имели, говоря по-нынешнему, «ниже плинтуса», зато склонностью к мародерству и грабежу отличались необычайной.

Родная кровь

Как бы не драли отнюдь не отличавшиеся кротостью нрава и мягкостью характера русские казаки собственных «революционных» соотечественников нагайками, случаев массового пролития ими крови таковых до Гражданской войны, в общем-то, не было. Ну, разве что, за исключением все тех же бунтов Разина и Пугачева. Впрочем, это тоже, можно сказать, были гражданские войны в миниатюре… В особой жестокости русское казачество упрекают разве что по отношению к «инородцам» и «иноверцам».


Совсем не то казаки украинские. В свое время они особо любили «резвиться» на территории нынешней Белоруссии, входившей тогда, кстати, как и Украина, в состав Речи Посполитой. Казацкие атаманы Кошка и Куцкович, вообще-то отправленные польским королем в поход против Швеции, взяв штурмом, разграбили Витебск и Полоцк. Кстати, несколько ранее в тех же землях чумой прошелся другой атаман – Северин Наливайко, начисто разоривший Могилев. Зверства и бесчинства, творимые украинскими казаками в белорусских землях, заставили тогдашних летописцев заклеймить их определением «хуже татаровей».

Для того чтобы забрать эдакую «пальму первенства» у татар, считавшихся «абсолютными чемпионами» по грабежу и насилию не только на Руси, а и в Европе, нужно было очень постараться. Кстати, с самими татарами у украинских казаков была (по крайней мере, в определенные периоды истории) тесная и взаимовыгодная дружба. Большинством побед над поляками Богдан Хмельницкий обязан именно татарам – при этом в качестве трофеев угонявших в рабство и жителей Украины. Впрочем, доставкой в Крым невольничьих караванов не брезговали и некоторые казаки – исторических свидетельств тому предостаточно...


За Веру и Отечество

На протяжении всей своей истории украинское казачество, особенно – запорожское, неизменно провозглашало себя «опорой и защитой Православной церкви». Во всяком случае, именно этим оправдывались совершенно невообразимые зверства, творимые его представителями в отношении евреев и католиков. Широко известны случаи убийства украинскими казаками католических священников и монахов, которых впоследствии даже запрещали хоронить, как полагается. Однако, это лишь одна сторона медали...

В отношении православных храмов и духовенства «лыцари» творили те же самые жуткие вещи. Разграбление ими церквей и расправы над священниками отмечены на всем их кровавом пути. Казаки Дорошенко в Смутное время проделывали это по всей Русской земле, где прошлись, а с татарами украинских казаков сравнил как раз белорусский священник. Наверняка, знал, о чем писал. Участие в войнах с единоверцами на стороне страшнейшего врага Православия – османской империи и резня вместе с ее янычарами православных греков также говорят о многом.

Роль русского казачества в истории России кому-то может показаться неоднозначной и иногда противоречивой. Однако бесспорным является то, что именно русское казачество своей кровью добыло для России многие земли – Сибирь, Урал, Дальний Восток, веками стояло на страже ее рубежей на Юге и Кавказе. Украинское казачество не то, что не принесло породившей его земле ни малейшего приращения – оно ее едва не погубило окончательно. Страшнейший период с 1657 по 1687 год, названный в украинской истории «Руина», был порожден именно безумной жаждой власти гетманов – предводителей украинского казачества. За это время их, присягавших то России, то Польше, то Турции, сменилось полтора десятка. На территории Украины разграблено и разрушено было все что можно, а человеческие жертвы вообще не поддавались исчислению…

В итоге украинское казачество окончательно выродилось в откровенную банду, носившую имя Запорожской сечи и совершенно справедливо ликвидированную императрицей Екатериной ІІ. К истинному служению Отчизне в условиях нормального, цивилизованного государства оно оказалось просто неспособно. Наверное, в этом и состоит главное отличие украинского казачества от русского…

В историографии украинское казачество рассматривается как важнейший этап в формировании украинского народа и государственности. Роль казачества во всей социально-политической жизни Украины была настолько велика, что термины «казаки» и «страна казаков» в XVI--XVIII вв. были обозначением страны и народа вообще (гораздо раньше, чем утвердились как основные названия «украинец» и «Украина»).

Казачество в этот период сыграло роль национального символа, носителя этничности и защитника национальных интересов и веры.

Критика роли казачества на Украине.

С казачеством движение за самостоятельность Украины связывал и такой критик идеи украинской нации, как Николай Ульянов, отрицательно оценивавший и украинское казачество: «казаки были воспитаны в духе отрицания государства… не только гетманский престиж ни во что не ставили, но и самих гетманов убивали с легким сердцем и были в любую минуту готовы к „розносу“ гетманских пожитков», а «казачья „демократия“ была на самом деле охлократией … Не создав своего государства, казаки явились самым неуживчивым элементом и в тех государствах, с которыми связывала их историческая судьба».

Казачество не только защищало свои земли от турок и татар, но и бралось за оружие, чтобв отстоять те свои права, которые все больше притеснялись польской и даже украинской шляхтой. В 1592 году вспыхнуло восстание под руководством гетмана Криштофа Косинского. Все началось с того, что в благодарность за военную помощь польский король подарил некоторым казакам земли неподалеку от реки Рось, которые князья Острожские считали своими владениями и не отдавали их.

Вооруженные казаки, поддерживаемые крестьянами и мещанами, овладели несколькими замками и господскими имениями, в частности и князей Острожских. При этом восставшие уничтожали документы на право владения землей. Не на шутку испугавшись, Острожские вместе с другими землевладельцами быстро собрали значительное войско и выступили против войски гетмана Косинского.

В одном из сражений под Черкассами Косинский был убит, а казаки вынуждены были заключить мир. А в 1594 году огонь восстания разгорелся с новой силой. Теперь вместе с запорожцами выступила часть реестровых казаков, во главе которых стоял Северин Наливайко. Пройдя со своим войском через всю Украину - от Молдовы до Беларуси, он поднял народ на борьбу. Как писал очевидец, "вся Украина оказачилась".

Еще долго после окончания этого восстания поляки называли православных украинцев "наливайками". В переговорах с поляками Наливайко предлагал отдать казакам земли между Днестром и Южным Бугом, где они имели бы свою, независимую от Польши власть. Король польский чрезвычайно встревоженный действиями кзазаков, послал против них войско. Под Белой Церковью произошло ожесточенное сражение. Победителя в этой битве не было, однако козаки отступили на левый берег Днепра, где после многодневной осады казачьего лагеря над речкой Солоницей, под Лубнами, восставшие потерпели поражение. Наливайко был схвачен и казнен в Варшаве.

Всех, кто принимал участие в казацкой войне, избивали кнутами, вырезали кожу на спине, ослепляли, отбирали их имущество и землю. После поражения этого восстания казачество и Украина подверглись еще большим притеснениям; законом сейма были упразднены права казацкого войска, ограничена территория размещения казачества, введены другие различные ограничения.

В это время среди казачества образовалось две группы. В одну вошли премимущественно зажиточные казаки, умеренных взглядов, которые предлагали мирно добиваться своего: вести переговоры, писать письма королю и так далее. Казаки, составившие вторую группу, стремились продожать саблей защищать свои права и вольности. Чтобы как-то отвлечь казаков от нового восстания, рассудительная старшина направила их против татар. Иленно на это время приходятся самые грамкие казацкие победы в боях с татарами и турками.

К середине 17 века большинство украинских земель принадлежало польским землевладельцам, которые были полными хозяевами не только земли, но и самих крестьян и их имущества. Мещане и ремесленники также страдали от их засилья. Положение украинской православной церкви было жалким.

Польские власти не признавали украинского языка. Например жалобы и заявления в суд написанные по-украински, не принимались. Казацкие вольности, добытые при Сагайдачном, опять были почти потеряны; казацкую старшину теперь не избирали, а назначали польские власти, уменьшилось количество реестровых казаков, казакам разрешалось жить только в пределах небольшой, определенной, опять-таки правительством Польши, территории Украины. Запорожцев также притеснили, поставив на Сечи два полка реестровцев во главе с польским полковником.

На Днепре перед Кодацким порогом поляки построили крепость Кодак, чтобы преградить путь запорожцев из Сечи в Украину и беглецам с Украины на Сечь. В Кодаке стоял хорошо вооруженный гарнизон. Польский король считал, что наконец он покорил казачество и всю Украину. Но стоило лишь только бросить искру, как пламя освободительной войны вспыхнуло вновь. Не помогли ни военные гарнизоны, ни угрозы, ни наказания, ни та же крепость Кодак.

Эту искру зажег Богдан Хмельницкий. Память о собственной государственности времен Киевского государства, о правах и вольностях Украины, входящей в состав Великого Княжества Литовского, жила в народе. И Хмельницкий был первым гетманом, который решительно повел казацкое войско, и не только казаков, но и крестьян, господ, мещан на борьбу за свободу, за восстановление украинского государства.

При гетмане Богдане Хмельницком Украинское государство не имело четко определенных границ и простиралось на восток - по города Глухов и Лебедин; на юге - по Запорожье, но не до Черного моря; на западе - по города Корец, Полонное, Бар, Буша, на севере - по Минск, Туров, Гомель, Галичина, Холмщина, часть Волыни и Подолии принадлежали Польше, часть Левобережья - Российскому государству, южные степи - татарам. Столицей государства при Хмельницком был город Чигирин.

С подачи современных украинских историков, cловосочетание "украинские козаки" прочно вошло в наш лексикон и начало обрастать разными восторженными эпитетами: "самобытный национальный феномен", "исключительно – украинское явление" и т.д.

"Свидоми" не замечают даже тот факт, что казаки на Дону упоминаются в источниках на несколько лет раньше, чем в Запорожье, и уж если определяться: донцы – русские, запорожцы – украинцы, то казацкий приоритет уйдет к нашему северному соседу. За одной передержкой следует другая: уже все казаки без исключения объявляются украинцами и на этом основании появляются карты "Этнографических границ Украины", включающих Кубань, Дон, Ставрополье, Воронежчину. Ну, а если попробовать приглядеться повнимательней к "украинскому козацтву" – насколько оно было украинским?

В козацком реестре времен Хотинской войны 1621 г. среди полковников значится Мойсей Писарок и Цецюра Семрок. Спустя несколько лет, в 1625 г. на Украине прошло крупное козацкое восстание, которое возглавил гетьман Марк Измаил. В позднейшей исторической литературе его слегка украинизировали и теперь он проходит во всех учебниках как Марко Жмайло. Но в ранних источниках он значится именно как Измаил. Спустя еще несколько лет, возвращаясь из Крымского похода 1628 года, козаки вместо погибшего Дорошенко выбрали гетьманом Мойзерницу. В 1630-е среди реестровой козацкой старшины был известен Илья Караимович (гетьман в 1633 и 1637). Украинская национальность данных козацких лидеров вызывает у автора большие сомнения. На мой субъективный взгляд, они скорее принадлежали к еврейской нации.

Профессиональные историки хорошо знают, что знаменитый сподвижник Хмельницкого полковник Морозенко, прославленный в народной думе, на самом деле был польский шляхтич по имени Станислав Мрозовецкий. Многие историки, например, Костомаров, простое перечисление имен которых наводит на определенные размышления: Ян Оришовский, Войтех Чановицкий, Самуил Зборовский, Кирик Ружинский, Криштоф Косинский, Криштоф Нечковский, Николай Зацвилиховский, Арковский, Кремпский, Пырский и т.д. Их национальность не вызывает сомнения – это поляки.

В 1641 упоминается козацкий атаман Стенька Волошенин (волохами в то время называли молдаван). Известный в 1640-е гг. полковник Филон Джалалий – по происхождению татарин. Особо надо сказать о русских. В описываемый период (XVI – XVII века) вообще нельзя провести твердую разграничительную линию между русской и украинской народностями, ибо они попросту еще не сформировались. Да и вообще тогда национальность определялась более не по крови, а по взглядам, идеологии (вероисповеданию), так что все православные были "руськими" (слово "украинец" появилось лет на 200 позже). К тому же здесь мы сталкиваемся с проблемой источников. От Грушевского пошла гулять версия, что русские летописцы, записывая имена украинских деятелей, русифицировали их и для восстановления справедливости их надо обратно украинизировать. Вот так и получилось из летописного гетьмана Коленика Ондреева – Каленик Андриевич, а из первопечатника Ивана Федорова – Иван Федорович. Не будем отрицать возможность такого искажения, но в рамках плюрализма мнений, автор имеет право предположить, что среди козацких лидеров были и великоросы. Ивановы и Петровы с великоросскими же именами, которые летописцами так же и были записаны. И превращать их ныне в Ивановичей и Петренок не нужно. Тем более, есть примеры, когда в одном документе идут подряд: Степан Хоменко, Мойсей Авдеев, Василий Григорьев, Иван Васильев (запорожские реестровые козаки) или "Якушко Якимов да Филип Парашиленко". Источники сохранили нам достаточно чисто имена козаков: Ждан Коншин, Влас Иванкиев, Ондрос Телесов, Павел Беляев.

Заметим, что никакого "железного занавеса" или каменной стены между Запорожьем и Доном никогда не было, между ними постоянно шел обмен населением; как свидетельствовал в 1626 г. полковник Шафран (да и многие другие) на Дону постоянно жило несколько сот запорожцев, а "в запорогах" – донцов. Один из первых донских атаманов – Мишка Черкашин (черкасами в то время звали украинцев). Казаки вместе ходили походами на турок, вместе бунтовали против польского или российского правительства (это тоже подтверждено многими документами).

Могут спросить, к чему все это пишется, ведь среди козаков все равно было полно Дорошенок, Томиленок да Орандаренок? Не отрицаем, их действительно было много, может быть, даже большинство. Но это не основание зачислять ВСЕХ казаков в украинцы. Казачество – не нация, а особое военно-служилое сословие. И, как всякое сословие, оно было по составу абсолютно интернациональным.

Казаком мог стать любой – русский, украинец, белорус, татарин, еврей. Ничто не мешало украинцам козаковать и даже, как видим, занимать командные посты (в среде рядовых козаков инородцев еще больше). Поэтому делить козацтво на "украинское" и "русское" – глупо и бессмысленно. Козацтво было либо одно единственное как сословие, либо невероятной смесью – по национальному составу. И уж если кому приспичило их делить – то только по географическому принципу: были казаки запорожские, кубанские, донские, яицкие, были даже рязанские и татарские (XV век), воевавшие между собой. А тем, кто любит ставить знак равенства между козаками и украинцами, рекомендуем перечитать "Летописное повествование о Малой России" А.Ригельмана, где подробно перечисляются различия малороссиян (украинцев) от запорожских козаков: "Сечевские козаки сделали на Днепре засеку и в ней поставили шалаши великие, назвав их куренями и жить стали...каждый по склонности промысла своего в рыбе, звере и меду изобильсвовал... многими своими самовольствами, бесчиниями. Бунтами и разбоями так имя свое оскаредили. Храбрость оную в бунтовское свирепство обратили, ибо у себя самих непрестанные делали смущения междоусобием и часто себя убивали, от чего кошевой и старшина в великом страхе всегда были при всем оном два устава которые имели Запорожье: безженное житье да жестокое наказание домашним татем... Они козаки везде грубы были. Напроти того украинские черкасы или малороссийский народ, как – то шляхетство, козаки и посполитые, ведут жизнь свою весьма инако. Они имеют порядочне селения в городах, местечках, селах и хуторах, производят хлебопашество, посев огородный, сады и багчи, делают всякое художество, ремесло и торги. В обхождени приятны и ласковы. Сей народ веселого нрава, любит музыку и прочие веселости. Они почти все плясать по-польски, а паче по своему черкаскому умеют...".

Юлий ФЕДОРОВСКИЙ – историк, доцент Восточно-украинского университета им. В.Даля, г. Луганск