Закончить незавершенные дела. Незаконченные дела: причины и как справляться. Если не хочется, но надо

ФОТО Getty Images

Этот широко известный в психологии феномен был открыт в 1920-е годы нашей соотечественницей Блюмой Зейгарник 1 . В то время она проходила стажировку в Берлине у знаменитого психолога Курта Левина. Как-то раз в кафе Левин обратил ее внимание на странную закономерность. Официант превосходно запоминал все детали заказа, даже не прибегая к записям. Но выполнив его, уже не мог вспомнить, что именно заказывали предыдущие посетители. Это наблюдение дало толчок для серьезного эксперимента, в ходе которого Зейгарник установила (и описала в своей дипломной работе) важную особенность нашей памяти: мы гораздо лучше (примерно в два раза) запоминаем незаконченные действия, чем те, которые были завершены.
Если задача была поставлена и не выполнена, наш мозг продолжает напоминать нам об этом, и мы невольно вновь и вновь мыслями возвращаемся к ней. Этот эффект проявляется в нашей жизни на каждом шагу.

Стресс, многозадачность и эффект Зейгарник

О том, что многозадачность мешает мозгу продуктивно работать и провоцирует стресс, написано немало. Это напрямую связано с эффектом Зейгарник. План разных дел, который вы держите в уме, это, в сущности, список незавершенных дел, от которых мозг не может отключиться и постоянно вам о них напоминает. В итоге вы не можете сосредоточиться на том деле, которым заняты в данный момент. Лучший способ справиться с такого рода стрессом - «материализовать» свой мысленный план, «выгрузив» его на бумагу, в компьютер или телефон. Таким способом вы как бы «убеждаете» свой мозг, что эти задачи будут выполнены чуть раньше или чуть позже, и он перестает бомбардировать вас напоминаниями о них.

Нами управляет ожидание награды

Эффект Зейгарник проявляется в том, что мозг напоминает нам о невыполненной задаче. Но он никак не помогает нам приступить к ее выполнению. Размышлять о задаче и засучить рукава, чтобы действовать, - разные вещи, хотя первое предшествует второму. И здесь на нас прежде всего действует другой фактор - ожидание награды.
Предположим, перед вами стоит две задачи: почитать учебник и посмотреть в интернете фильм. Периодически мозг напоминает вам об этих несделанных делах. Но какое из них вы завершите, зависит от того, какой награды вы от них ожидаете и какая из них для вас предпочтительней.
Для большинства из нас предпочтительней, то есть приятней, посмотреть фильм, чем сидеть над учебником. И скорей всего, вторую задачу мы будем откладывать под разными предлогами.
Если стоящая перед нами задача достаточно сложна и мы впадаем в прокрастинацию, не зная, с какого конца к ней подойти, лучший способ - начать хоть с чего-то. Предпочтительней - с самого легкого. Дело начато - значит, оно будет закончено.

Навязчивые мелодии и завлекательные сериалы

Еще одно проявление эффекта Зейгарник - звучащая у нас в голове мелодия, от которой невозможно избавиться. Допустим, мы услышали некую песню. Но запомнить ее целиком не удалось, лишь небольшой фрагмент без конца прокручивается у нас в памяти.
Почему происходит такое «застревание»? Для нашего мозга песня, которую мы не полностью запомнили, - это незавершенное действие. Он повторяет известный ему фрагмент в попытках «достроить» песню целиком. Но это невозможно, так как в памяти она не отложилась.
Если же мы прослушаем песню еще и еще раз и наконец запомним ее всю, мозг посчитает задачу выполненной и избавит нас от наваждения.
Кстати, эффект Зейгарник может объяснить и ту зависимость от сериалов, в которую попадают миллионы людей. В конце каждой серии сценарист прописывает так называемый «крючок»: это некая интригующая ситуация (тайна, угроза, препятствие и т.п.), исход которой можно будет узнать только из следующей серии. Герой падает со скалы… героиня падает в обморок, получив какое-то письмо… вертолет, на котором летят герои, начинает падать… И даже если сериал не очень увлек зрителя, что-то подталкивает его узнать продолжение - другими словами, он попадает на этот «крючок». Нам необходимо, чтобы действие завершилось!

Есть ли у вас обыкновение откладывать на потом то, что вы не хотите делать прямо сейчас? Заполнен ли ваш стол (или компьютер) отложенными на потом счетами, письмами, папками и проектами, над которыми «надо подумать»?

Выкидываете ли вы вовремя сломанные гаджеты, мебель и одежду, у которой оторвались пуговицы? Психологи утверждают, что все это, а также множество других незавершенных дел, невыполненных обещаний и неосуществленных намерений на самом деле отравляет нашу жизнь больше, чем мы думаем. Это отнимает у нас жизненную энергию, лишает сил и не дает чувствовать себя счастливыми.

Наводим порядок в голове

Вот что рассказала корреспонденту «МИР 24» психолог из Симферополя Екатерина Демурия, автор собственного интернет-проекта психологической поддержки:

Пока у человека в голове хаос, пока он хватается за сотни дел одновременно, при этом испытывая жуткий стресс от их невыполнения, конечно, ему некогда думать о себе, об отношениях с близкими людьми, о жизни вообще. Ему бы в этом хаосе порядок навести. Поэтому без планирования, скажу я вам, никуда. Что хотите со мной делайте! Кризис ли на дворе или счастье, а без списка дел на день, без мечты и желаний, без завершения незавершенных дел очень сложно привести свою жизнь в порядок и чувствовать себя счастливым.

Вот что предлагает сделать Екатерина:

Сначала берем ручку или открываем компьютерный файл и выписываем все незавершенные дела на сегодняшний момент. У каждого есть такие дела: недочитанная книги, статьи, не перебранный книжный шкаф или так далее. Эти дела тянут из нас энергию. Мы можем это не осознавать, но это так. Мысли о том, что что-то не сделано, засоряют наш мозг и забирают силы. От этого возникает усталость и стресс.

Выписав все незавершенные дела, вычеркните те, которые вы не хотите делать. Решитесь поставить на них жирную точку! Даже вычеркнув из списка недочитанную книгу или недосмотренный фильм, вы почувствуете облегчение. А сколько места у вас освободится в голове - попробуйте!

Действительно, психологи в один голос утверждают, что решительный отказ от устаревших планов и целей по своему эффекту просто потрясает. Вы чувствуете себя полным энергии, обновленным, довольным собой, испытываете удовлетворение от проделанной работы. Вас перестают тянуть назад незавершенные дела, и вы ощущаете, как появляются силы и просыпается энтузиазм продуктивно работать над своими реальными целями.

Как разгрести завалы незавершенного

Итак, приняли решение выполнить дела, оставшиеся в списке. Стоп! Может быть, что-то из них вы можете перепоручить близким или отдать на аутсорсинг? Иногда заплатить уборщице или отдать вещи в ремонт куда дешевле во всех смыслах, чем месяцами тащить на себе намерение заняться этой работой самостоятельно. Решайтесь, ваше благополучие важнее! Таким образом, ваш список дел облегчается еще на сколько-то пунктов.

Теперь делим список по важности и объемности дел. У вас получается раздел из трех-четырех глобальных, приоритетных дел, требующих больших усилий и самоотдачи. И раздел из многих мелких дел, которые не требуют больших усилий и могут быть выполнены оперативно.

Предположим, в первом списке значится:

  1. Выучить английский
  2. Похудеть на 10 кг
  3. Дописать книгу
  4. Начать, наконец, ремонт квартиры

Второй выглядит примерно так:

  1. Разобрать шкафы, переполненные одеждой.
  2. Освободить от ненужных предметов гараж, кладовку, балкон или антресоли
  3. Разобраться с налоговыми документами
  4. Принять решения по отложенным проектам
  5. Повыбрасывать старье (битую посуду, морально устаревшие вещи, вышедшую из моды одежду и обувь)
  6. Разобрать старые фотографии, систематизировать и создать архив
  7. Отдать долги и выполнить финансовые обязательства
  8. Нанять сиделку престарелому родственнику и т.д.


Фото: YAY/TASS

Сюда могут попасть и «отношенческие» планы, например:

  1. Помириться с другом
  2. Простить близкого человека
  3. Съездить к бабушке
  4. Перестать думать о бывших
  5. Высказать благодарность кому-то

Психолог из Владивостока Александр Молярук, автор «Блога психолога счастья», считает так:

Составив список «незавершенки», выберите любые четыре задачи и приступайте к их завершению. Запланируйте «уик-энд завершения» и оба выходных полностью посвятите разгребанию как можно большего числа пунктов из списка незавершенных дел. Выбирайте те незавершенные дела, которые сразу освободят вам массу времени, энергии или пространства, душевного или физического.

Покончив с первыми четырьмя задачами, порадуйтесь чувству свободы и покоя, которое на вас снизошло. Одно оно уже стоит того, чтобы всем этим заниматься. А то ли еще будет! Теперь выбирайте следующие четыре дела и так, пока не истребите все недоделки, что копились годами. Кроме того, доделывайте как минимум один крупный незавершенный гештальт каждые три месяца.

Важно, составляя список дел на день, не переусердствовать, - говорит Екатерина Демурия. - Не забивайте его двадцатью делами, которые в итоге не будут выполнены и вместо облегчения и гордости за себя, вы испытание разочарование и усталость. Планируйте на день всего несколько дел, больше не надо! Когда завершите их, можно с чистой совестью отдохнуть. Обязательно похвалите себя в конце дня или балуйте себя после завершения каждого дела!

Как сдвинуть горы и не накопить новые дела

А как же быть с теми глобальными делами, к которым и подступиться-то страшно? Выберите два из них и распишите, что вы можете сделать для их реализации прямо сейчас. Не попадайтесь в ловушку! Ведь если вы напишете, что нужно скопить на их реализацию такую-то сумму, то все опять отложится на месяца. Напишите, что вы действительно можете сделать. Например, начать считать калории и интенсивно гулять по часу в день для снижения веса, а во время прогулок слушать аудиозаписи уроков по английскому. Обязательно включите в свой ежедневный план что-то из таких дел, тогда вы будете по шажку продвигаться к реализации глобальных целей.

Но завершая старые дела, легко отложить на потом текущие, которые будут создавать новые и новые списки незавершенностей. Чтобы этого не происходило, психолог Александр Молярук советует придерживаться следующей стратегии:

  1. Получая документ или придумывая идею, сразу же решите, будете ли вы когда-нибудь это делать. Если нет, то сразу избавьтесь от документа или отбросьте эту мечту.
  2. Если можете сделать то, что придумали, в ближайшие 10 минут - сделайте это!
  3. Если понимаете, что сами вы это делать не умеете или не хотите - поручите исполнение третьим лицам.
  4. Крупные планы, которые вы собираетесь реализовать самостоятельно, разбейте на этапы выполнения и поступайте с ними, как с отложенными глобальными планами: вставляйте в список дневных дел по одному пункту из списка текущих, чтобы они не накапливались.


Фото: YAY/TASS

Если не хочется, но надо

К сожалению, есть множество дел, которые очень трудно сдвинуть с мертвой точки, потому что мы их и делать не хотим, и бросить не имеем права.

Как считает психолог, НЛП-психотерапевт, консультант по благополучию Дмитрий Вострухов, каждый из нас тащит на себе груз обязательств, от которых нельзя просто так отказаться или отмахнуться. Понимая это, мы с каждым новым «необходимо» добавляем порцию стресса в свою жизнь. Что же лежит в основе этого стресса?

Все до банальности просто, - уверен психолог, - Самый сильный дискомфорт, который мы здесь ощущаем, связан со страхом. Если кто-то заявляет, что ему «не хочется, но надо» что-то сделать, то можно говорить не столько о низком уровне мотивации, сколько о проблеме страха. Мы боимся чего-то не успеть, не сделать, не сдать, так как опасаемся негативных последствий. Страх просто не дает появиться желанию что-то делать. Вместо настоящего стремления к результату здесь имеет место негативная мотивация ухода от проблем. Страх обладает огромной властью над нами.

Не хочется, но надо: ходить на работу или заниматься ее поиском, воспитывать детей, оплачивать счета за квартиру, кредит, учебу, лечение, сдавать в сроки очередной проект, сдавать экзамены в институте… Каждый имеет подобный увесистый список обязательств. В сочетании со страхом он образует достаточно сильный дискомфорт, который угнетает день ото дня и даже может довести до депрессивного состояния.

Что делать с этим - отдельная большая задача для работы с психологом или для саморазвития. Но бороться с собственными страхами необходимо.

Чтобы преодолеть страх, надо сначала осознать его причины и понять, что он на самом деле не всесилен, - говорит Дмитрий Вострухов, - его можно полностью победить. Аналитический подход - хороший способ борьбы со страхом, позволяющий выйти за его пределы и рассмотреть со стороны. После того, как удастся выйти за пределы того, что нас пугает, мы можем обратиться к пробуждению силы желания. Если мы забываем о том, что «идем над пропастью», то обретаем такую силу, что ноша обязательств начинает казаться нам не такой уж и тяжелой. Еще один мощный способ борьбы со страхом – юмор. Если добавить его к двум другим – аналитическому подходу и мотивации, то у страха просто не останется никаких шансов!

Устройте в своем уме, в своем доме, во всех сферах жизни генеральную уборку. Освободитесь от старого и откройте место для нового. Впустите процветание и изобилие в свою жизнь!

Советы психологов записала Татьяна Рублева

Что такое незавершенные дела и что с ними делать? На этом мы, сами того не замечая, теряем нашу драгоценную энергию! Это мое понимание данной темы из онлайн-курса Сергея Змеева "Хозяин Судьбы" в его популярном проекте "ХОЗЯИН СУДЬБЫ" . Наше повседневное ресурсное состояние во многом зависит от того, находимся ли мы в НАСТОЯЩЕМ (и по времени, и по реальности происходящего), то есть в состоянии ЗДЕСЬ-СЕЙЧАС, или пребываем в прошлом или будущем, где-то ТАМ и ТОГДА ?!

Конечно, сейчас все психологически подкованы и уж точно слышали о состоянии ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС! Но вопрос, как же его на самом деле достичь, так и остается на повестке дня, сколь ни заставляй себя концентрироваться на текущем моменте! Верно ведь?

"Ну, и какая здесь связь с незавершенными делами и потерей
энергии?", - спросите вы. Очень даже прочная! Вместо того, чтобы находиться в НАСТОЯЩЕМ моменте и решать текущие дела, мы, получив какой-либо негативный результат в прошлом, тут же переносим его в будущее , проносясь мимо настоящего . Психологи называют это спекулятивностью мышления , которое наряду с эмоциональной циклотимией (неконтролируемой сменой настроения) , не позволяют быть эффективным не только в получении желаемого результата, но и в повседневной активности.

Незавершенных дел становится все больше, нещадно оттягивая наши мысли, а значит, и энергию. В частности, поэтому мы и улыбаться стали меньше, а если и улыбаемся, то какой-то грустной улыбкой.
Здесь-то нам на помощь и приходит НЛП-модель под названием TOTE (Test-Operation-Test1-Exit) . Что же это такое и как ее встроить в повседневную жизнь?
Давайте рассмотрим эту модель ТОТЕ сразу на примере:

Допустим, мы запланировали сделать какой-то важный звонок (Test ) и ожидаем получить от него вполне определенный результат (Test1 ). Совершаем действие (Operation ) и что здесь особенно важно, обязательно завершаем это конкретное действие (Exit ), независимо от того, получили мы ожидаемый результат или нет. Ставим в своем ежедневнике жирную галочку в любом случае. Мы это сделали!

Если результат получился неудовлетворительный, то отмечаем, когда совершим новое действие в этом направлении и как изменим само действие (Operation )? Если это был звонок с каким-то коммерческим предложением, который не завершился ожидаемым результатом, значит нужно пометить, под каким предлогом можно будет сделать звонок в следующий раз и как построить разговор по другому? Но в любом случае считать свое действие ЗАВЕРШЕННЫМ! Сегодня мы это сделали, и завтра будет совсем новое действие, никак не связанное со вчерашним неудачным опытом. Важно получать УДОВЛЕТВОРЕНИЕ от каждого совершенного действия!

Еще один пример с изучением иностранного языка. Всем известно, что любой язык можно учить бесконечно долго, хоть всю жизнь и не получать желаемого результата только из-за того, что не были определены четкие КРИТЕРИИ, и . Такими критериями могут быть: количество иностранных слов в активном словаре, владение разговорными идиомами, способность провести диалог в супермаркете или аэропорту. Придумать собственные критерии несложно! Главное опять же поставить жирный плюс по результату любого действия и почувствовать УДОВЛЕТВОРЕНИЕ! Дело сделано!

Этот подход, кстати, очень важен для перфекционистов, которым во всем важно достичь совершенства. Я сама долгое время принадлежала к их числу, пока не поняла, что лучше сделать на 3.5, чем откладывать "на потом". Как говорится, если ты подпрыгнул, то считай, что уже немножечко взлетел! В следующим раз подпрыгнем выше! Важно помнить, что незавершенные дела никогда не позволят двигаться вперед и будут незримо отсасывать энергию день за днем!

Очень важно поставить ЯКОРЬ на любое завершенное дело. будь он в виде какого-то сертификата, кубка, медали, грамоты, документа, чтобы при взгляде на него у вас появлялось удовлетворение. Дело сделано!

В конце видео лекции было дано задание написать список всех незавершенных дел и проработать с ним следующим образом:

1. Если дело из списка стало на текущий момент неактуальным, просто вычеркиваем его из списка и ЗАБЫВАЕМ напрочь. Если это дело связано с конкретным продуктом или вещью, цинично выбрасываем в помойку и сам предмет незавершенности!
2. Если дело еще актуально, нужно четко поставить в своем еженедельнике КОГДА я его выполню? И уж точно выполнить в намеченный срок.
3. Выбрать незавершенные дела, которые можно сделать НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО и тут же выполнить их! Например, позвонить своим родителям или друзьям, которым все никак не находишь времени позвонить из-за "текучки"!

Приступив сразу после лекции к составлению списка своих незавершенных дел, я была поражена, что их неожиданно возникло аж целых 17!!! И я начала расправляться с ними согласно данной выше рекомендации и на сегодняшний день достигла серьезных успехов, сократив до 7! Продолжаю работать в этом направлении, жестко отслеживая ТОТЕ, чтобы не плодить новые незавершенные дела. Попробуйте написать такой список сами! Уверена, что результат удивит вас!

Буду рада ответить на ваши вопросы в комментариях!

Чтобы очистить пространство для позитивных изменений в своей жизни, недостаточно и . Отложенные и невыполненные дела – это мысленный балласт, который тяготит нас и не дает двигаться вперед. Поэтому следующим шагом в стало избавление от накопившихся со временем недоделанных дел, неразрешенных ситуаций и невыполненных планов.

В психологии есть такое понятие – . Это может быть какое-то не доведенное до конца действие, нереализованная потребность или незавершенная ситуация . Казалось бы, все уже в прошлом, но наше подсознание сохраняет в памяти эти задачи и будет отвлекать на них нашу до тех пор, пока ситуация не будет доведена до своего логического завершения. Мы неосознанно проигрываем в своих новых отношениях те сцены, которые не довели до конца в предыдущих, нас продолжают разъедать те эмоции, которые мы хотели, но , и нас угнетает осознание того, что мы что-то планировали, но так и не начали делать. Стресс, чувство вины перед собой и другими людьми, идеи о том, что я необязательный и безвольный человек – не только отнимают наши силы, но и закладывают в нас программу неуверенности в себе, понижают нашу самооценку без особых на то причин.

Я узнала интересный факт о том, что наша соотечественница Блюма Зейгарник , занимаясь психологией личности еще в начале прошлого века, провела эксперимент, который показал, что мы сохраняем в памяти незавершенные действия намного дольше, чем завершенные. Этот эффект был назван ее именем «эффект Зейгарник», и продолжает влиять на нас и по сей день. Мы можем быстро позабыть даже свой значительный успех, к которому стремились долгое время, но будем долго и мучительно возвращаться в воспоминаниях и проигрывать в голове ситуацию, когда повели себя не так, как могли бы, показали себя не в полную силу или не сделали то, что хотели. Ах, нужно было сказать это, вести себя вот так, сделать то. Мы сразу же забываем о покупке любимого платья, но будем еще долго вспоминать о том платье, которое хотели, но почему-то не приобрели.

У всех нас есть такие незавершенные гештальты. Пока что я не планирую копать глубоко, и искать решение психологических проблем, но избавиться от груза обычных недоделанных и отложенных дел мне очень бы хотелось. Именно эту задачу я решила поставить перед собой сегодня, и разобраться с ней в ближайшие недели.

Видимо совсем не случайно появилась статья « ». Если вы еще ее не видели – советую прочитать. Именно прокрастинация – наша склонность откладывать дела на потом, отвлекаясь на что-то незначительное и не важное – является причиной того, что у нас скапливается внушительный список дел, который нас тяготит. Создать в себе новую привычку и перестать откладывать – это замечательно. Но решить проблему с теми задачами, которые уже образовались тоже необходимо. Что же для этого нужно предпринять?

Как разделаться с незавершенными делами.

1. Составьте список ВСЕХ отложенных дел.

Постарайтесь припомнить все, что вы планировали сделать – все крупные проекты и маленькие задачи, все звонки, встречи, дела. Все что вас беспокоило, и до чего не дошли руки.


Напротив каждого из дел напишите то действие, которое будет первым шагом в исполнении задачи. Например, если вы планировали сделать ремонт в комнате, первым шагом может стать нарисовать проект или выбрать обои. Пусть этот шаг будет совсем небольшим, но он сдвинет дело с мертвой точки. Проделав это, вы убьете 2х зайцев: во-первых, победите , которая была вызвана страхом перед крупной и сложной задачей, и, во-вторых, повысите свои шансы на то, что доведете дело до конца. Как показали исследования, те дела, которые мы записываем на бумаге, мы выполняем гораздо чаще, чем те, которые держим в голове.

2. Впишите в планировщик 5 дел из списка, распределив их по дням недели, и немедленно приступите к выполнению.

Как только вы завершаете что-то, сразу же планируйте следующее. Обязательно вычеркивайте из списка то, что сделали – это придаст вам уверенности и замотивирует для дальнейших действий. Для меня это самый приятный момент. Осознание того, что я наконец-то разделалась с какой-то задачей, которая раньше казалась мне непосильной, делает меня счастливой и заряжает энергией.

Кстати, если вы заметите, что какое-то дело «зависает» в вашем списке дел уже длительное время, задайте себе вопрос – а действительно ли его стоит делать? Может вы не выполняете его потому, что на самом деле оно не играет большой роли? В этом случае стоит просто признать, что оно утратило свою актуальность и принять сознательное решение , что вы . Это тоже один из способов завершить гештальт.

Конечно, решение бытовых вопросов напоминает бег по кругу – мы завершаем одно, но тут уже неизбежно возникает что-то другое. Это понятно, и нужно относиться к этому спокойно. Просто помните – что наша задача, разделаться с теми «хвостами прошлого», которые отнимают нашу энергию, поставить точку в решении старых задач. Очистить внутренне пространство, успокоить чувство вины, чтобы двигаться вперед.

Что же касается моего списка задач – он занял 2 листа, и я уже приступила к вычеркиванию первых дел. А какие открытия меня ждут впереди – я расскажу в следующих статьях, так что , чтобы не пропустить.©

, чтобы узнать самые свежие и интересные обновления. Защита АнтиСпам!

Большинству людей свойственно активно начинать что-то новое, но не доводить это дело до конца. Присуще ли вам это качество легко проверить, просмотрев свои тумбочки, книжные полки, органайзеры и записные книжки. Наверняка там найдутся непрочитанные книги, записи о невыполненных планах, отложенные сообщения в электронной почте, которые мы не нашли время прочитать и т.д.

Если вам это знакомо, возможно несколько советов, приведенных ниже, окажутся полезными.

1. Вы тратите больше энергии на то, чтобы думать о незавершённых делах, нежели на то, чтобы заниматься ими.

Размышления могут требовать не меньше психической энергии, чем действия. Энергии, затрачиваемой в течение многих дней на размышления о незавершённых делах, может быть вполне достаточно для того, чтобы если и не полностью закончить дело, но, по крайней мере, заметно в нем продвинуться. Поэтому в следующий раз, прежде чем что-то бросить на полпути, подумайте о том, что энергетически это будет еще более затратно, чем выполнить его.

2. Начать сложнее, чем закончить

Начало чего-либо - это уже само по себе значительное достижение. Множество людей застревают на фазе размышлений и никогда не переходят к тому, чтобы попытаться действовать в соответствии со своими идеями. Даже если вы предпримите один маленький шаг по направлению к своим целям, это уже прогресс. Вы на правильном пути. Всё, что вам осталось - сделать следующий шаг…и следующий …и мало-помалу вы достигнете цели.

3. Перфекционизм - враг завершённости

Вы может корректировать и улучшать что-то на протяжении всей своей жизни. Это бесконечный процесс. Неважно, насколько хорошо вы умеете что-либо делать - возможность как-то подправить вашу работу будет всегда. Так что если вы чувствуете в себе стремление к перфекционизму, выполняйте любую задачу как можно быстрее в ее первом приближении, а корректировки при необходимости можно сделать позднее.

Как завершить то, что вы начали?

Не теряйте концентрации. Большинство целей остаются незавершёнными, потому что другие задачи встали на их пути и направили наше внимание на себя. Но «жонглирование» большим количеством разных проектов в одно время - это проверенный путь к тому, чтобы оставить большинство из них незавершёнными. Будьте уверены, что вы концентрируете свои усилия на одном или небольшом количестве заданий. Не позволяйте себе попадать под влияние кажущихся неотложными дел и ненужных отвлечений.

Устраняйте помехи. Проведите небольшой эксперимент - понаблюдайте за собой некоторое время, и выделите три наибольших помехи в вашей жизни. Это может быть что угодно - от просмотра телевизора до общения с друзьями по Скайпу. Как вы можете справиться с этими похитителями времени? Что вы можете сделать, чтобы улучшить свою концентрацию и продуктивность?

Делайте, завершайте или делегируйте. Потратьте 5-10 минут, чтобы составить список всех дел, которые вы оставили незавершёнными. После того, как вы это сделали, внимательно просмотрите каждое, и либо объявите его завершённым (вычеркнув), либо поставьте цель завершить его так быстро, насколько возможно (поставив рядом восклицательный знак), либо делегируйте его другому (напишите рядом с заданием имя этого человека). Отсортируйте все важные задания, которые нуждаются в завершении и объедините их в новый список, так чтобы к концу месяца (квартала или года) вы смогли начать новую, более свободную от незавершённости жизнь.

Откладывайте дела осознанно. Каждый, кто откладывает дела, знает, что это приводит чаще всего к тому, что отложенные дела становится всё сложнее закончить. Желательно, чтобы откладывание какого-то дела было осознанным актом, а не просто его потерей в ворохе других дел. Тогда вы с большей вероятностью вернетесь к нему и завершите, либо вычеркнете из памяти, как ненужное.

Мыслите в терминах «всё или ничего». Возможно, вы слышали о том, что думать «всё или ничего» - это ограничивать самого себя. Однако когда дело касается завершения своих начинаний, это может оказаться полезным. Если вы задумаетесь об этом, то увидите, что может быть только два результата ваших действий: они либо завершены, либо нет. И если нет, то действительно неважно, выполнено ли дело наполовину, почти завершено или совсем близко к завершению - ОНО НЕ СДЕЛАНО. Таким образом, вмените себе в обязанность: каждое начатое дело должно быть завершено. Никаких извинений. Никаких исключений.

Заставьте себя отчитываться. Мы обычно более мотивированы на завершение начатого дела, если другие ожидают от нас этого. Найдите человека, перед которым вы должны будете отчитываться за ваши профессиональные или личностные цели. Ставьте сроки исполнения для каждого задания и сообщите о них своим партнёрам или членам семьи.