Социализация определение. Социализация. Понятие, факторы и этапы социализации личности. Этапы социализации личности

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Социализация личности - процесс формирования социальных качеств, свойств, ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения, овладения знаниями, умениями и навыками, благодаря которым человек становится дееспособным участником социальных связей, институтов и общностей, могущим реализовать свои способности и задатки, а общество обеспечивает самовозобновляемость своей жизни путем замещения новой генерацией старших поколений.

Процесс социализации совершается в непрерывном и напряженном взаимодействии двух составляющих процесса развития личности: с одной стороны, это деиндивидуализированные социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и т.д. стандарты, образцы ролевого поведения, предписывающие личности определенный тип поведения и подкрепленные различными формами социального контроля, а с другой стороны, это автономная, независимая личность, содержащая потенциальную возможность собственной позиции, неповторимости, которая проявляется в процессе поиска, выбора и осуществления социальных ролей.

Для общества успех процесса социализации является своеобразной гарантией того, сумеют ли представители новой генерации занять место старших поколений в системе социальных взаимодействий, перенять их опыт, умения, ценности. Социализация, другими словами, обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни. Неполадки в системе социализации не только порождают конфликты поколений, но и ведут к дезорганизации социальной жизни, к распаду общества, утрате его культуры, целостности.

Следует учесть, что тип, модель процесса социализации определяется тем, каким ценностям привержено общество, какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведен. В обществе, уважающем свободу личности, ее индивидуальность, открытом для инноваций, творческой инициативы, социализация организуется таким образом, чтобы обеспечить воспроизводство этих свойств социальной системы. Самой личности в процессе ее формирования представляется значительная свобода, она учится самостоятельности и ответственности, уважению к себе и к другим. Это проявляется всюду как в реальных жизненных ситуациях, так и в процессе воспитания в семье, организации учебы в школе, вузе и т.д. Причем, подобная гуманистически-либеральная модель социализации предполагает органическое единство свободы и строгой ответственности личности за то, как она этой свободой воспользовалась. Чтобы представить сам процесс социализации личности, начнем с исходного момента.

У новорожденного есть все биологические предпосылки для того, чтобы стать дееспособным участником социальных связей и взаимодействий. Но ни одним социальным свойством человек не обладает от рождения. Социальный опыт, ценности, чувство совести и чести - генетически не кодируются и не передаются.

Будут ли вообще реализованы эти предпосылки, в какие социальные качества, свойства они воплотятся зависит от того, в какой среде будет развиваться данный организм. Вне социальной среды человеческий организм в человека не превращается. Наука накопила множество примеров, рассказывающих о судьбах детей (например, Маугли), оказавшихся по тем или иным причинам вне социальных связей. В результате организм индивида развивался, но даже элементарных социальных свойств (речь, мышление, не говоря о чувстве совести, стыда и т.д.) не приобретал. (Такие люди в социологии называются феральными ).

Это одна сторона связи биологического организма и социальной среды, имеющая значение для процесса социализации. Есть и другая. Она касается этапов становления и развития духовного мира личности, форм и сроков освоения его социальных требований, ожиданий, ценностей.

Американский исследователь Л. Кольберг предложил теорию морального развития личности.

Он выделил три главных уровня морального сознания личности :

1. "Доморальному" уровню соответствуют следующие стадии:

а) ребенок слушается, чтобы избежать наказания;

б) ребенок руководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды (послушание в обмен на какие-то конкретные блага и поощрения).

2. "Конвенциальному" уровню соответствуют стадии:

а) модель "хорошего" ребенка, движимого желанием одобрения со стороны других и стыд перед их осуждением;

б) установка на поддержание установленного порядка и правил (хорошо то, что соответствует правилам).

3. Уровню "автономной морали" соответствуют стадии:

а) подросток осознает относительность, условность нравственных правил и требует их логического обоснования, пытаясь свести его к принципу полезности;

б) "релятивизм" предыдущей стадии сменяется признанием высшего закона, соответствующего интересам большинства. Лишь после этого

в) формируются устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью, безотносительно к внешним обстоятельствам и разумным соображениям.

Результаты свидетельствуют о наличии устойчивой закономерной связи между уровнем морального сознания человека, с одной стороны, его возрастом и интеллектом, - с другой. Число детей, стоящих на "доморальном" уровне с возрастом резко уменьшается. Для подросткового возраста наиболее типична ориентация на мнение значимых других или на соблюдение формальных правил (конвенциальная мораль). В юности начинается постепенный переход к автономной морали, который как правило сильно отстает от развития абстрактного мышления; последнее идет гораздо быстрее морального созревания.

По существу речь идет о поэтапном формировании собственного "Я" личности. В основе этого процесса - переход от духовного мира детства, опекаемого, управляемого, регулируемого взрослыми (т.е. внешне регулируемого поведения) к идейно-нравственному облику самостоятельного человека, развивающегося на основе личного убеждения, саморегуляции, самоуправления. Внешне эта перестройка духовного мира может проявляться в повышенной критичности в сочетании с застенчивостью, искренности и подчеркнутой самоуверенности, стремлении к обсуждению "философских", вечных вопросов - противоречивом единстве детских и взрослых черт. Через сомнения, через высокую критичность личность пытается понять мир, себя, доподлинно убедиться в справедливости внушаемых ей ценностей, идей.

Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники - это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.

Агенты социализации - люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.

К ним относят:

Агентов первичной социализации

Родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, нянь, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодежных группировок; первичная социализация включает семью, родственников и друзей;

Агентов вторичной социализации

Представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудников телевидения, радио, печати, партий, суда и т. д.

Поскольку социализация подразделяется на два вида :

- первичную

- вторичную

постольку и агенты социализации делятся на первичных и вторичных.

Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает прежде всего семью и друзей, а вторичная - относится к опосредованному, или формальному окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов.

Роль первичной социализации важна на ранних этапах жизни, а вторичной - на поздних.

Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с вами тесными личными отношениями (родители, друзья), а вторичную - те, кто связан формально - деловыми отношениями. Тот же учитель, если между ним и учеником нет доверительных отношений оказывается среди агентов не первичной, а вторичной социализации. Милиционер или полицейский всегда выступает в роли вторичного социализатора.

Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции. Школа дает знания, предприятие - средства существования, церковь - духовное общение и т. п. Напротив, агенты первичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец исполняет роль добытчика средств существования, опекуна, воспитателя, учителя, друга. Сверстники выступают в роли партнеров по играм.

Одной изважнейших черт процесса социализации является тот факт, что социализация осуществляется не только в период детского и юношеского возраста, но и в течение всей жизни взрослого человека, непрерывно продолжающего освоение новых для себя статусов и ролей и требуемых ими социальных качеств.

Процесс обретения, уточнения, развития человеком социальных свойств, качеств по сути не знает возрастных границ. Нравственное развитие того или иного индивида может задержаться на определенном этапе, но сам процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем, и в пожилом возрасте, хотя конечно, какая-то база, фундамент, сформированные в молодости, сохраняются.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называетсядесоциализацией.

Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией.

Десоциализация и ресоциализация - две стороны одного процесса, а именно взрослой, или продолженной, социализации.

Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый план выходят десоциализация (отвержение старого) и ресоциализация (обретение нового). Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что разрушает нравственные основы личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей. Именно с нею сталкиваются те, кто попадает в тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, а в некоторых случаях - и проходящие службу в армии.

Видный американский социолог Ирвинг Гоффман, тщательно изучивший эти, как он выразился, «тотальные институты», выделил следующие признаки ресоциализации в экстремальных условиях:

Изоляция от внешнего мира (высокие стены, решетка, спецпропуска и т. п.);

Постоянное общение с одними и теми же людьми, с которыми индивид работает, отдыхает, спит;

Утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания (сбрасывание гражданской одеж­ды и облачение в спецформу);

Переименование, замена старого имени на «номер» и получение статуса: солдат, заключенный, больной;

Замена старой обстановки на новую, обезличенную;

Отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым;

Утрата свободы действий.

В подобных условиях индивид не просто дезориентируется, но нравственно деградирует.

Десоциализация может быть столь глубокой, что позитивная ресоциализация уже не поможет - разрушенными окажутся основы личности.

Другой важной чертой процесса социализации является осуществление социализации личности как преднамеренно , в виде явной функции (например, через институты воспитания), так и непреднамеренно , в качестве скрытой (латентной) функции социальных институтов. В первом случае человек непосредственно "вживается" в какую-либо социальную роль, сталкиваясь с ее трудностями и имитируя какие-либо трудности. Во втором случае речь идет о том, что реальное функционирование системы социальных ценностей оказывает решающее, хотя и непреднамеренное воздействие на формирование личности.

Кроме того, необходимо подчеркнуть, что процесс социализации - это обретение личностью своей индивидуальности , своего индивидуально-конкретного социального лица. Таким образом, процесс социализации не сводится к пассивной адаптации, приспособлению личности к социальным условиям, приобретению ею неких стандартных черт. Он является результатом взаимодействия внешних (социальных), внутренних (биогенетических, врожденных и духовных) факторов и собственной активно-преобразующей деятельности личности. На основе врожденных качеств и приобретенного знания норм и ценностей личность, опираясь на особенности собственного темперамента, делает себя сама, являясь собственным достижением и выбором, и создает себя как индивидуальность и неповторимую целостность.

Особенности социализации молодежи

Социализация (от лат. socialis - общественный) - процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта.

Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности.

Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей.

Как условие - свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности.

Как проявление - это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений.

Как результат она является основ ополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Молодой человек в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус молодого человека по отношению к его сверстникам.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.

Существует два наиболее выраженных взгляда на сущность социализации. Согласно одному из них, она означает процесс развития родившегося человеческого организма в полноправную человеческую личность в ходе взаимодействия индивида с социальной средой. В этом процессе, с одной стороны, реализуются заложенные в человеке природные психобиологические задатки, с другой - они трансформируются в социально значимые свойства личности в ходе образования и воспитания и при активном участии самого человека. Согласно иной позиции социализация выступает, прежде всего, как саморазвитие личности в ходе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями. Как видно, в этой трактовке природно-биологическая сторона социализации специально не подчеркивается и не выделяется.

Прежде чем изучить каналы социализации современной российской молодежи, целесообразнее будет рассмотреть теоретические аспекты факторов.

В словарях фактор определяется как одно из необходимых действующих условий того или иного процесса. Говоря о процессе социализации молодежи, необходимо рассмотреть, в каких условиях он происходит.

Условия, или факторы, социализации в обобщенном виде можно объединить в три группы - макро-, мезо- и микрофакторы. Макрофакторы - это, прежде всего общество, государство, его социальные институты, средства массовой информации. К мезофакторам относятся те, что составляют социум личности в широком плане: тип поселения (регион, город, село), этнос, к которому она принадлежит (или относит себя), местные средства массовой информации, предприятие, учебное заведение, учреждение, в котором личность работает или учится. К мезофакторам следует отнести и церковь. Микрофакторами являются те, что непосредственно влияют на процесс социализации личности: семья, товарищеское окружение, учебная группа, первичный трудовой коллектив, иные структуры, с которыми человек непосредственно взаимодействует.

Микрофакторы влияют на развитие молодого человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь.

Семья составляет первое и самое близкое «социальное окружение» молодого человека, которое само входит в более обширную социальную среду и несет на себе ее отпечаток. А. Першерон по этому поводу пишет: «Входить в семью - означает участвовать в определенной системе эмоциональных отношений, принадлежать к данной социальной группе, иметь общую с ней историю, жить в определенном месте». Именно с помощью семьи молодой человек вписывается в общество. Семья дает ему имя и включает в родословную, уходящую на несколько поколений в прошлое, знакомит его с правилами поведения в обществе и общения с другими людьми. В семье молодой человек впервые знакомится с половыми ролевыми стереотипами и проходит процесс половой идентификации. Таким образом, именно в семье формируется первичная социальная сущность индивида.

Спорт является одним из агентов социализации, оказывающим позитивную роль на формирование физически и духовно здоровой личности. Развитие компьютерных технологий и компьютеризация образовательных учреждений и т.д. снижает уровень физической активности молодежи, чем сильно обеспокоены родители. Причин, по которым молодежь уделяют недостаточное внимание физическим занятиям, много, и среди них: загруженность в школе/институте/работе и соответственно нехватка времени, низкая спортивная мотивация молодежи, отсутствие спортивных секций в районе проживания и др.

Школа/институт как агент социализации принципиально отличается от семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к молодому человеку относятся не как к единственному и любимому, а объективно, в соответствии с его реальными качествами. В школе молодой человек узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача, научается преодолевать трудности или привыкает сдаваться перед ними. Именно в школьный период социализации у него формируется самооценка, которая во многих случаях остается с ним на всю жизнь. Поскольку образовательные учреждения представляют собой часть более обширной социальной системы, они обычно отражает доминирующую культуру с ее ценностями и предрассудками.

Окружение сверстников - еще один агент социализации. Чем ближе человек к молодежному возрасту, тем слабее влияние на него родителей и тем сильнее влияние сверстников. Уважение сверстников компенсирует неудачи в учебе или отсутствие внимания родителей. Именно среди сверстников индивид учится разрешать конфликтные ситуации, учится общению на равных, тогда как в школе/институте и семье общение построено по принципу иерархии. Именно здесь ребенок узнает свое место в группе: становится лидером, середняком или аутсайдером. Отношения в группе позволяют молодому человеку лучше узнать самого себя, свои способности, сильные и слабые стороны своей личности. Группа корректирует семейные ценностные представления, полученные в раннем детстве. Как правило, группа учит человека ценностям его поколения, которые зачастую вступают в противоречие с ценностями родителей, порождая «конфликт отцов и детей». Наблюдая различия в социальном положении членов группы сверстников, человек узнает свое собственное социальное положение.

Наконец, группа сверстников позволяет молодому человеку одновременно и отождествить себя с другими, и выделиться среди них. Здесь вступают в борьбу две позиции - соревновательная и конформистская. Индивид проявляет конформизм, подстраивая свое поведение под нормы, установленные в кругу сверстников. Например, многие стараются не слишком хорошо учиться, чтобы не выделяться в среде других и не прослыть «зубрилой».

Работа является одним из важнейших агентов социализации в индустриальных обществах. Именно работа обеспечивает социальную интеграцию индивида в мир взрослых людей. Для многих профессия является главным средством самоидентификации, помогает найти свое место и быть признанным в социальной системе. Через труд молодой человек приобретает опыт общения с работодателями и коллегами, знакомится с правилами и ценностями, принятыми в трудовой среде. Труд наделяет индивида социальной значимостью, дает ему ощущение престижа.

На основе рассмотренных факторов и агентов можно выделить каналы социализации молодежи. Мы рассмотрим два вида – традиционные и новые каналы социализации.

Появление новых и радикальное изменение традиционных каналов социализации молодежи в обществе с необходимостью ставят вопросы о смысле и существе процесса социализации, о сходстве и различии в процессах воспитания, образования и обучения современной молодежи, существенно отличающейся от молодежи предшествующего времени.

Традиционный канал социализации оказывает влияние на нравственные качества. Наиболее распространенными являются: семья, круг друзей.

В последние десятилетия появились принципиально новые каналы социализации, оказывающие сильное влияние на процессы формирования молодежи, ее адаптации в радикально меняющемся обществе. Наиболее значимыми из таких каналов являются: рынок труда, институт предпринимательства, информатизация всех сфер социальной жизни, становление основ нового типа общества как его базовых характеристик. В этих условиях рынок труда превращается в один из весомых социальных индикаторов рыночных отношений, что обусловливается существующим на нем спросом и предложением, а также наличием свободных рабочих мест, которые могут быть предложены молодежи, впервые выходящей на этот рынок и обладающей, во-первых, определенным уровнем знаний, а во-вторых, конкретными пожеланиями относительно своей будущей работы. Именно рынок проверяет все качества подрастающих поколений: моральные и деловые, их культурные взгляды и профессиональные умения. Степень «обеспеченности» молодых людей такими социальными качествами, которые будут востребованы на протяжении всей их активной экономической жизни, и определит, в конечном счете, возможные контакты с миром, с партнерами, равно как и сформирует умение работать в постоянно трансформирующемся обществе и нестабильных условиях развития, впрочем, эта цель стоит перед всеми институтами общества, где происходит социализация молодежи.

Итак, наиболее значимыми для социализации молодежи является новый канал. Это обуславливается тем, что новый канал социализации влияет на формирование молодежи, их моральные, деловые качества.

Социализация молодежи во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда так называемых механизмов. В социологии выделяют разные механизмы социализации. Рассмотрим наиболее значимые, такие как: рефлексивный, традиционный, стилизованный, институциональный.

Говоря о влиянии названных социальных факторов, необходимо отметить, что они проявляют себя через особый рефлексивный механизм социализации молодых людей. Этот механизм выступает как его внутренний диалог, своеобразная автокоммуникация, в рамках которой они анализируют, оценивают, принимают или отвергают «предлагаемые» им социальными факторами нормы, стандарты, ценности, правила. Сам этот диалог наедине с собой можно, вероятно, представить в двух планах: как мысленный разговор с другими людьми (которые как бы представляют собой социальные факторы социализации: семью, дружескую микросреду, общественные институты и организации, СМИ, трудовые и учебные коллективы и т.д.) и с различными собственными Я.

Так же существует традиционный механизм, представляющий собой процесс усвоения молодыми людьми норм, ценностей, эталонов поведения семьи, ближайшего социального окружения (товарищеского, профессионального, досугового и другого). Называют межличностный механизм социализации, означающий процесс общения молодого человека со «значимыми другими» (родителями, педагогами, уважаемыми взрослыми, сверстниками-друзьями). Здесь вместе с тем нужно подчеркнуть, что общение со «значимыми другими» из определенных социальных групп и организаций и их влияние на социализирующуюся личность не идентично воздействию, оказываемому этой группой или организацией в целом.

Еще один механизм социализации молодых людей имеет название стилизованного, поскольку связан со стилем жизни группы людей, характеризующихся определенной субкультурой - комплексом морально-психологических и поведенческих черт, типичных для тех или иных молодежных групп. Субкультура способна надолго стать мощным социализирующим фактором в той степени, в какой ее носители окажутся представителями референтной группы для данной личности.

Особо следует сказать об институциональном механизме социализации, что означает, как это следует из самого термина, социализацию личности в процессе ее взаимодействия с социальными институтами, созданными как специально для этой цели, так и попутно реализующими ее в ходе своей деятельности. К числу первых следует отнести, прежде всего, институты образования и воспитания, к числу вторых - производственные, политические, учебные, религиозные, досуговые институты, СМИ и другие.

Значение социальных институтов для процесса социализации молодых людей состоит, прежде всего, в том, что под их влиянием, в результате предлагаемых образцов поведения происходит усвоение тех или иных социальных ролей, норм, ценностей.

Особенностью социализации на работе является то, что затрагивает уже сформировавшихся молодых людей. Она несет свои трудности, связанные прежде всего с необходимостью найти правильное соотношение между уже интериоризированными ценностями и ценностями, следовать которым требует работа. Например, молодые люди, воспитанные в духе независимости и самостоятельности суждений, часто испытывают затруднения из-за необходимости на работе зримо проявлять знаки подчинения начальству; люди, ценящие творческую инициативу, часто бывают плохими исполнителями, а хорошие исполнители нередко страдают безынициативностью. Обычно молодой человек критически относится к ценностям, предлагаемым ему работой, и принимает не все из них, а лишь те, которые кажутся ему приемлемыми. Американский психолог Э. Шайн указывает, что существуют три типа реакции индивида на производственную социализацию:

    протест - отказ от всех ценностей и норм;

    творческий индивидуализм - принятие только основных ценностей и норм;

    конформизм - безоговорочное принятие всех ценностей и норм (такое поведение подавляет творческий потенциал индивида и может превратить его в бесплодного бюрократа).

Каждое общество через свои институты и агенты социализации устанавливает идеалы (во имя которых есть смысл прилагать усилия) и средства для их достижения. Посредством различных факторов социализации все индивиды научились пользоваться средствами достижения этого идеала, и они убеждены, что им это удастся.

Таким образом, можно сделать вывод, что молодой человек формируется как личность по мере того, как развиваются его социальные качества, определяющие его как члена конкретно-исторического общества. Социализация молодого поколения должна быть опережающей, учитывающей возможные в будущем изменения.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Иногда мы видим, как ребёнок идёт из школы и бросает мимо урны фантик от конфеты.

Или кто-то очень громко разговаривает в общественном транспорте и всем вокруг слышно, что у него за драма случилась с девушкой.

А бывает так, что человеку сложно общаться с другими, не может сказать хотя бы: «Привет».

Это всё примеры того, как кто-то не прошёл полностью и не освоил все этапы социализации. Что это такое, какая тут имеется последовательность, на какие виды социализация подразделяется – давайте разбираться.

Соблюдению социальных норм

Социализация – это процесс усвоения социальных норм, морали, правил, ценностей отдельной личностью для того, чтобы она стала полноценной ячейкой общества с возможностью взаимодействовать с такими же другими ячейками.

— это меры должного (желаемого) поведения индивида, регулирующие отношения между людьми (делающие их приемлемыми). Нормы устанавливаются общими для всех с характерными правилами поведения и регулируют общественные отношения между людьми.

Возникают социальные нормы со временем в результате воли и сознательной деятельности людей. При этом они всегда соответствуют типу культуры и характеру социализации общества (у разных народов разные правила хорошего тона).

Важно понимать, что социальные нормы делятся на :

  1. Обязательные — например, записанные в законах, которые требуют их исполнения и предусматривают наказание за несоблюдение.
  2. Необязательные (неписанные) — , обычаи, традиции, ритуалы, религиозные нормы и .

Социализация включает в себя приобретение навыков из таких сфер как :

  1. социальная;
  2. физическая;
  3. интеллектуальная.

Социализация – это двухсторонний процесс. С одной стороны – это передача информации, опыта и правил от . С другой – восприятие и усвоение их человеком. Успешность процесса зависит как от «учителей» (социальных агентов), так и от «ученика».

Как, где и когда проходит процесс социализации

Важную роль играют не только врождённая , но и та среда, которая выстроилась вокруг : родители, дальние родственники, друзья, одноклассники, одногруппники, люди с одним кругом интересов, коллеги по работе.

Формирование личности зависит от их:

  1. типа мышления;
  2. уровня развития;
  3. воспитания;
  4. эстетических взглядов;
  5. моральности;
  6. традиций;
  7. увлечений.

Для того чтобы вам узнать, какие моральные ценности имеются у другого человека, он необязательно должен прочитать вам целую лекцию о том, какие у него позиции в жизни и отношение к разным ее аспектам.

Люди ведь реагируют на какие-то вещи . Есть разные способы выражения эмоций, одобрения или презрения. Так мы узнаём их отношение к нам и нашим поступкам даже без слов, перенимаем что-то, если это значащая для нас личность – социализируемся .

Поэтому так важно общаться с разными людьми для расширения мировосприятия.

Не стоит забывать о том, что процесс становления в происходит не только в детстве , но и продолжается на протяжении всей жизни. Всё новые и новые ситуации дают новый опыт.

Новые условия воздействуют на человека, при которых он обретает новые знания и навыки. Также взрослые способны переосмысливать те нормы морали, которым раньше следовали. Например, они избавляются от своих наивных детских взглядов на мир.

Если посмотреть на социализацию в более широком смысле, то мы увидим, что она, по сути, помогает сохранить социум. Последний постоянно пополняется новыми членами, которых нужно воспитывать, давать базовые знания, учить правилам общежития. Только в таких условиях возможно его успешное функционирование.

Из этого можно сделать вывод, что социализация преследует 2 цели :

  1. Научить индивида взаимодействовать с социумом.
  2. Пополнить новой ячейкой общество, чтобы оно продолжало и дальше процветать.

Агенты социализации, социальные статусы и роли

Агенты социализации — это те люди и институты (организации), которые формируют наши нормы.

  1. В детстве — , образовательные учреждения, церковь, неформальные объединения.
  2. Во взрослой жизни к этому еще добавляются: трудовой коллектив, СМИ, государство, политические партии и другие институты (науки, бизнеса и т.д)

Итак, на протяжении всей жизни индивид впитывает социальные нормы, формирует свой социальный статус и осваивает определенные социальные роли, которые ему приходится на себя примерять. Что это такое? Давайте посмотрим.

Занимаемое человеком в обществе (ячейка), которое определяет круг его прав и обязанностей.

Мы всегда занимаем какое-то положение в обществе, которое зависит от нашего семейного положения, возраста, работы, дохода, образования, профессии.

  1. Некоторые статусы мы получаем вне зависимости от нашего желания. Это предписанные статусы — например, сын, дочь, мужчина, женщина и т.п.
  2. Другие статусы называются достигаемые — например, муж или жена, дворник или президент и т.д.

— это модель поведения, которая ориентирована на определенный социальный статус.

Например, у вас родился ребенок и вы получили новый статус — мать или отец. В связи с этим у вас появляется необходимость играть новую для себя социальную роль родителя, чтобы соответствовать новому статусу. Отличие от статуса в том, что он есть, а роль можно исполнять или не исполнять.

Факторы и виды социализации

Мы уже познакомились с теми условиями, которые влияют на формирование личности, поэтому нужно только систематизировать эти знания и дополнить.

Факторы, влияющие на социализацию :

  1. Микро – те условия и люди, которые непосредственно влияют на формирование личности (родственники, воспитание в кругу семью, друзья, работа).
  2. Мезо – локация, где проживает особь (район, город).
  3. Макро – понятие влияния на индивида в больших масштабах (правительство, планета, вселенная).

Классификация видов социализации в зависимости от возраста и развития человека:

  1. Первичная – от рождения до взрослого периода (25-30 лет).
  2. Вторичная – это разрыв старых шаблонов. Человек переосмысливает все те нормы, которые были восприняты в детстве и юношеском возрасте. Формируются новые личные правила и взгляды. Этот вид социализации длится до конца жизни.

Виды становления личности за другой характеристикой:

  1. Гендерная – в зависимости от пола. Девочек воспитывают и учат по одному принципу, мальчиков – по другому.
  2. Групповая – в зависимости от той социальной группы, в которой особь проводит больше своего времени (родители, круг знакомых, коллеги).
  3. Организационная – относится к социализации в коллективе (на учёбе, работе).

Этапы становления личности

Много психологов акцентировали своё внимание на социализации личности. Каждый по-своему подавал информацию, но периодизации не слишком сильно отличались друг от друга. Наиболее распространённая была предложена известным (в узких кругах) психиатром Эриксоном:


Социализация – это важный процесс в жизни каждого, который идет все время. Хотя и наиболее продуктивный этап попадает на первую часть жизни, во взрослом периоде можно также накапливать опыт, изменять свои нормы под обретённое новое мировоззрение.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Что такое социальные нормы - их виды и примеры из жизни Что такое образование - его функции, виды, уровни и ступени Что такое мораль - функции, нормы и принципы морали Что такое воспитание Что такое норма - определение, виды и примеры норм

Социализация

Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта , осуществляемый в общении и деятельности . С. может происходить как в условиях стихийного воздействия на различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях образования и воспитания целенаправленного, педагогически организованного, планомерного процесса и результата развития человека , осуществляемого в интересах его и (или) общества, к которому он принадлежит. Воспитание является ведущим и определяющим началом С. Понятие С. было введено в социальную психологию в 40–50-е гг. в работах А. Бандуры, Дж. Кольмана и др. В разных научных школах понятие С. получило различную интерпретацию: в необихевиоризме оно трактуется как социальное ; в школе символического интеракционизма - как результат социального взаимодействия , в «гуманистической психологии » - как . Явление С. многоаспектно, и каждое из указанных направлений акцентирует внимание на одной из сторон изучаемого феномена. В российской психологии проблема С. разрабатывалась в рамках диспозиционной концепции регуляции социального поведения , в которой представлена иерархия диспозиций, синтезирующих систему регуляции социального поведения, в зависимости от степени включенности в общественные отношения .


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Социализация

Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, прежде всего - системы ролей социальных. Реализуется в общении и деятельности - в семье, дошкольных учреждениях, школе, в коллективах трудовых и прочих. Происходит как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания - целенаправленного формирования личности. Воспитание - ведущее и определяющее начало социализации. Понятие введено в психологию социальную в середине XX в.

В ходе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований, как личность и самосознание. В рамках социализации происходит усвоение норм социальных, умений, стереотипов, установок социальных, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.

В разных школах научных понятие социализации получило различную интерпретацию:

1 ) в необихевиоризме - как социальное научение;

2 ) в школе интеракционизма символического - как результат социального взаимодействия;

3 ) в психологии гуманистической - как самоактуализация Я-концепции.

Явление социализации многоаспектно, каждое из указанных направлений акцентирует внимание на одной из сторон этого феномена.

В отечественной психологии проблема социализации разрабатывается в рамках диспозиционной концепции регуляции поведения социального, где представлена иерархия диспозиций, синтезирующих систему регуляции поведения социального в зависимости от степени включенности в общественные отношения.

Долгое время внимание отечественных психологов привлекала преимущественно социализация как воспитание в институциализованных образовательных системах, но позднее предметом серьезного изучения стали процессы, протекающие вне официальных структур, в частности - в объединениях неформальных, в стихийно возникающих группах и пр.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Социализация Этимология.

Происходит от лат. socialis - общественный.

Категория.

Процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, в том числе системы социальных ролей.

Специфика.

Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание. В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

(англ. socialization ; от лат. socialis - общественный) - процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе С. человек приобретает , общественно одобряемые формы поведения , необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Под С. следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений.

С. относится к тем процессам, посредством которых люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. С. предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм , ролей и функций, приобретении знаний , умений и навыков , необходимых для их успешной реализации. С. включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы. Понятие С. касается качеств, которые индивид приобретает в процессе С., и психологических механизмов (с этим трудно согласиться. - Прим . ред .), посредством которых достигаются желаемые изменения. Определяющее значение для процессов С. имеет общественное воспитание.

В психологии процессы С. изучаются г. о. детской и социальной психологией. В качестве источников С. индивида выступают: а) передача культуры через семейный и др. социальные институты (прежде всего, через систему образования, обучения и воспитания); б) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности; в) первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения; г) процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль. На данном этапе С. индивид активно усваивает социальные нормы. Система саморегуляции формируется и развивается и процессе интериоризации социальных установок и ценностей.

Процесс С. можно охарактеризовать как постепенное расширение по мере приобретения индивидом социального опыта сферы его общения и деятельности, как процесс развития саморегуляции и становления самосознания и активной жизненной позиции. В качестве институтов С. рассматриваются семья, дошкольные учреждения, школа, трудовые и др. коллективы. Особая роль в С. индивида отводится развитию и умножению его контактов с др. людьми и в условиях общественно значимой совместной деятельности. Посредством этих контактов индивид начинает правильно воспринимать и оценивать себя и других. В процессе С. человек обогащается общественным опытом и индивидуализируется, становится личностью , приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, в деятельности осуществляя значимые преобразования мотивационной сферы др. людей. (Е. З. Басина.)

Добавление ред.: В отечественной психологии критиковался взгляд на С., согласно которому ребенок рассматривается как изначально асоциальное существо, а сущность С. представляется в изживании и преодолении инстинктивной детерминации поведения, первичного стремления жить в соответствии с «принципом удовольствия» (З . Фрейд ). Под влиянием психоанализа этот взгляд получил широкое распространение в зарубежной детской психологии в 1920-30-е гг.; это влияние отчетливо просматривается, напр., в ранних работах Ж . Пиаже , в его концепции детского эгоцентризма. Четкое несогласие с идеей изначальной асоциальности ребенка заявил Л . С . Выготский , который в противовес выдвинул идею изначальной социальности младенца. Поясняя и развивая ее, Д . Б . Эльконин подчеркивал, что ребенок на всем протяжении своего развития - существо социальное, т. е. член общества и связан с обществом самыми тесными узами. Вне этих связей он существовать не может. Изменяется лишь место ребенка в системе общественных отношений, характер связи с обществом.


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Социализация

   СОЦИАЛИЗАЦИЯ (с. 552) (от лат. socialis - общественный) - процесс усвоения и воспроизводства человеком культурно-исторического опыта (знаний, умений, норм, ценностей, стилей поведения и т.п.) того общества, к которому он принадлежит; иногда под социализацией также понимают результат этого процесса (в этом случае синонимом выступает понятие социализированность ). В отечественной психологии понятие используется сравнительно недавно, будучи заимствовано из зарубежных психолого-педагогических концепций; ранее описываемое им явление трактовалось в терминах воспитания , хотя эти понятия, близкие по своей сути, не являются синонимичными. В разных психологических теориях приняты различные трактовки социализации, в силу этого описания закономерностей и механизмов социализации в разных источниках неоднозначны, порой противоречивы. Существуют также неодинаковые толкования самого этого термина. В то же время социализация составляет ядро становления личности, и основное содержание всех психолого-педагогических теорий определяется трактовкой этого явления.

В буквальном переводе на русский язык социализация означает обобществление . Этот термин издавна используется в политэкономии и в политэкономическом контексте по сей день используется у нас в буквальном русском переводе. Разные авторы расходятся во мнениях относительно внедрения этого термина в психолого-педагогические науки, называя при этом разные имена и даты. Согласно наиболее достоверным данным, применительно к развитию человека данный термин стал использоваться с конца XIX в. - после того как американский социолог Ф.Г.Гиддингс в своей книге «Теория социализации» (1887) употребил его в значении близком к современному - «развитие социальной природы» или характера индивида, «подготовка человеческого материала к общественной жизни».

Истоки многих современных теорий социализации можно проследить в работах известного французского социолога и психолога Г.Тарда, первым попытавшегося описать процесс присвоения норм через социальное взаимодействие. В основу своей теории он положил принцип подражания, а отношение «учитель - ученик», воспроизводящееся на различных уровнях, провозгласил типовым социальным отношением. Само подражание Тард возводил как к психологическим основаниям (желаниям, потребностям), так и к социальным факторам (престижу, повиновению и практической выгоде).

В 20-е гг. XX в. в западной науке утвердилось понимание социализации как той части процесса становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие, распространенные, устойчивые черты, проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества. Ключевое понятие при описании процесса обучения социальным ролям - . Развернутая теория, описывающая процессы интеграции индивида в социальную систему посредством присвоения общепринятых норм, содержится в работах Т.Парсонса. Согласно его взглядам человек «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими», в результате чего следование определенным нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры.

Основным органом первичной социализации Парсонс считает семью, где, по его мнению, закладываются фундаментальные мотивационные установки личности. Механизм социализации работает на основе сформулированного З.Фрейдом приципа удовольствия - страдания, Приводимого в действие с помощью вознаграждений и наказаний, и включает в себя также процессы торможения (аналог фрейдовского выгтеснения) и субституции (переноса или смещения). Пганавательный механизм включает процессы имитации и идентификации, опирающиеся на чувства уважения и любви. Усвоение ценностей происходит в ходе формирования Суперэго, которое закладывается в структуре личности в результате идентификации с фигурой отца, если буквально следовать Фрейду, или интернализации структуры семьи как интегрированной системы, если придерживаться формулировок Парсонса.

Эмпирические исследования убедительно подтверждают зависимость отклоняющегося поведения от ранней социализации: процент лиц с отклоняющимся поведением выше в тех случаях, когда социализация происходила в условиях семейного неблагополучия или в неполных семьях. Согласно Парсонсу любая социализация в ролях, даже если это половые или возрастные роли, влечет за собой появление чувства неполноценности, так как исполнение роли неизбежно подвергается взыскательной оценке и самооценке. Особенно распространено это чувство в культурах с явно выраженным комплексом достижения (в последние годы активно насаждаемым и у нас). Чувство неполноценности находит выражение как в индивидуальном отклоняющемся поведении, так и в создании протестных субкультур, отвергающих традиционные нормы и ценности (к ним можно отнести широкий спектр общностей - от миролюбивых хиппи до агрессивных бритоголовых).

В разных научных школах акцентируются различные аспекты социализации и по-своему выделяются ее основные механизмы. Бихевиористы трактуют социализацию как социальное научение посредством имитации поведения референтных моделей. В школе символического интеракционизма социализация рассматривается как результат социального взаимодействия, в котором ребенок и различные агенты социализации осуществляют «взаимопроникновение». В гуманистической психологии главное внимание уделяется явлению самоактуализации, которое всевозможные агенты социализации призваны фасилитировать - говоря по-русски, способствовать этому процессу.

В отечественной психологии социализация долгое время отождествлялась с воспитанием, которое в свою очередь рассматривалось в узком и широком смысле. В первом случае речь шла о целенаправленном педагогическом воздействии, имеющем своей непосредственной целью формирование определенных знаний, умений, навыков, идеалов и пр. Во втором речь шла о стихийных воздействиях широкого круга условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка. Фактически все события жизни ребенка, даже не имея воспитание своей целью, оказывают воспитательный (социализирующий) эффект. В современной психолого-педагогической науке социализация нередко отождествляется с воспитанием в широком смысле слова, а воспитание в узком смысле расценивается как один из ее частных механизмов. Однако такой подход не единственный.

А.В.Мудрик выделяет несколько универсальных механизмов социализации. Традиционный механизм представляет собой неосознанное и некритичное восприятие и усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, характерных для семьи, соседей, друзей и т.п., которые не всегда соответствуют общественно одобряемым. Институтциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с воспитательными институтами общества и государства, которые способствуют накоплению им знания и опыта социально одобряемого поведения (так же, впрочем, как и опыта его имитации). Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры, которая влияет на человека в той мере, в какой группы сверстников, коллеги и пр., являющиеся ее носителями, референтны для него. Межличностный механизм реализуется в процессе общения человека с субъективно значимыми для него лицами (родители, учителя, взрослые, друзья и т.д.). Действие всех механизмов в большей или меньшей мере опосредуется рефлексией - внутренним диалогом; в котором человек рассматривает и принимает или отвергает ценности, свойственные обществу, семье, значимым лицам. То есть человек формируется и изменяется в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в ней и самого себя.

В этой связи представляется чрезвычайно важным и перспективным такое направление психологических исследований, в рамках которого удалось бы установить, какие особенности жизненной среды растущего человека - стиль семейного воспитания, формы взаимодействия со сверстниками, методика формального обучения и пр. - определяют принятие или отвержение им тех или иных ценностей и норм. Многочисленные примеры свидетельствуют, что практика авторитарного воспитания с большей вероятностью приводит к протестным, нередко - извращенным и девиантным формам социализации. Эмпирические исследования подобных явлений составляют перспективную линию изучения проблемы социализации.

В разнообразных исследованиях проблемы социализации указывается на изменчивость общества, его культурных норм, ценностей и Приоритетов и в связи с этим подчеркивается, что социализированность имеет мобильный характер. Так, Т.Бэт отмечает, что социальные Изменения могут превратить прежде сформированную социализированность в неудачную, неадекватную изменившимся условиям; в этом случае возможность вновь достичь успеха зависит от способности личности адаптироваться к новым условиям. В связи с этим особое значение получило понятие ресоциализация - изменение ставших неадекватными норм и установок человека в соответствии с новыми общественными требованиями. По мнению американского ученого К.К.Келли, социальное развитие человека представляет собой непрерывный процесс ресоциализации. В связи с этим возникает серьезный вопрос о том, какие нормы и ценности носят непреходящий характер и не могут быть отвергнуты ни при каких изменениях внешних условий. Однако это уже вопрос не столько психологический, сколько морально-этический.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Социализация

Процесс усвосния индивидом социального опыта, системы социальных связей и <отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждешия, общественно одобряемые формы поведения, необходимые сму.для нормальной жизни в обществе. Хотя термин «социализация» обозначает процесс, продолжающийся в течение всей жизни (людш постоянно учатся и улучшают свои навыки), он чаще используетсся применительно к периодам детства и юности.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Смотреть что такое "социализация" в других словарях:

    Социализация - Социализация процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе … Википедия

После рождения абсолютно каждый человек начинает свою интеграцию в социальное общество. Это очень важный момент становления, который наделяет личность необходимым опытом и знаниями, призванными помочь ему в будущем. Также к социализации можно отнести практические и теоретические умения человека, получаемые им в процессе взросления. Это неотъемлемая часть полноценной жизни любого человека. Рассмотрим подробнее виды социализации. Чем они отличаются и какими особенностями обладают.

Что собой представляет социализация личности

Данный термин обычно означает процесс, который подразумевает усвоение человеком определенного социального опыта того общества, в котором он постоянно находится. Благодаря тому развивается мышление и умение логически выстраивать общение с окружающим миром.

В течение своего становления как личности человек не только усваивает всю полученную информацию, но и преобразует ее в свои собственные понятия и различные ценности. Социализация индивида в обществе, по сути, представляет собой адаптацию, то есть опыт, который постепенно складывается из самых разных составляющих. Сюда можно отнести культурные ценности, положения по общению и многое другое. Таким образом, социализация напрямую зависит от того общества, в котором человек появился на свет. Соответственно, нормы поведения могут значительно отличаться в той или иной стране.

Социализация личности в психологии

Каждый человек нуждается в том, чтобы он тем или иным образом принадлежал обществу, в котором он вырос. Соответственно, он идентифицирует себя со своим окружением. В психологии социализация определяется как выполнение требований сообщества, благодаря чему вырабатывается собственная линия поведения в самых разнообразных ситуациях. В этом случае все зависит от характера личности и ее особенностей.

При этом стоит понимать, что социализация является двусторонним процессом. Помимо того, что сам человек формирует свои нормы, он также адаптирует их под себя. В результате этого происходят небольшие изменения и в окружающем мире. Если рассмотреть примеры социализации, то станет понятнее. Допустим, человек имеет базовые знания в области физики. Обработав эту информацию и получив соответствующее образование, он разработал новую формулу, которая повлияла на будущее этой науки. Это глобальный пример. Есть более простая аналогия. Допустим, человеку прививали некоторые нормы этикета, но по тем или иным причинам, он счел это неуместным. В результате он обзавелся своими моральными ценностями, которые могут оказать влияние на его окружение. Эти примеры социализации позволяют лучше понять сам процесс становления личности. Нужно понимать, что в любом случае каждый индивидуум тем или иным образом взаимодействует с группой окружающих его людей независимо от их статуса или других особенностей.

Чему способствует

Социализация и адаптация позволяют сформировать в мозгу человека необходимый ряд ценностей и правил, которые он будет в дальнейшем применять к миру. Эти процессы начинаются с самого детства, когда родители юного чада начинают закладывать фундамент первых мыслительных и физических навыков. После этого человек проходит обучение в садике, школе и институте. В этот период он получает больше знаний от других людей, продолжая познавать мир. Благодаря этому человек учится общаться с окружающими его личностями и понимает, что форма взаимодействия с ними может быть разной.

Кроме этого, социализация ребенка очень важна, так как она учит его самоконтролю. Постепенно человек начинает усваивать, как можно реагировать на те или иные события в его жизни. Благодаря этому он учится различать мир внутренний и внешний.

Виды социализации личности

Существует несколько разновидностей этого процесса. Они отличаются в зависимости от многих факторов. Однако условно эти механизмы делятся на следующие группы:

  • Первичная социализация. Данный процесс начинается с того момента, как ребенок начинает воспринимать общество. При этом он ориентируется исключительно на свою семью. Ребенок начинает воспринимать взрослый мир. Первичная социализация напрямую зависит от родителей чада. Точнее, от того, насколько правильно они смогут показать ему окружающий мир.
  • Вторичная социализация. Этот процесс не имеет срока и длится до той поры, пока человек не войдет в ту или иную социальную группу. Данный механизм запускается, когда ребенок начинает ходить в садик. В новой для себя атмосфере он может примерять новые роли и оценивать, какая из них больше всего ему подходит. Также у него появляется возможность оценить свои поступки со стороны. В процессе вторичной социализации личность часто сталкивается с определенными нестыковками. Например, в тот момент, когда ребенок понимает, что ценности его родителей могут не совпадать с интересами и нормами других людей. В этом случае ребенок проходит этап самоидентификации и выбирает ту или иную сторону на основе своих ощущений и полученного опыта.
  • Локализованная (направленная) социализация. В этом случае речь идет о постижении определенных ценностей. Здесь социализация подразделяется на ряд конкретных направлений: досрочная, гендерная, организационная и другие. Это также является важным этапом становления личности.

Досрочная социализация

В этом случае речь идет о некой «репетиции» конкретного этапа. Хорошим примером этого вида социализации является начало сожительства мужчины и женщины. До вступления в брак партнеры должны перенять определенный опыт друг у друга и соотнести свои жизненные позиции. В той ситуации каждый из них перенимает часть ценностей у своей половинки.

Длительное нахождение внутри малой группыданном случае состоящей из двух человек) происходит формирование более стойких поведенческих и социокультурных моделей.

Гендерная социализация

Также она часто называется полоролевой. В этом случае речь идет о виде социализации, которая подразумевает определение личностью отличий между мужчинами и женщинами. В этот период происходит идентификация человека согласно ряду стандартов и общепринятых норм. При этом социализация этого типа может длиться на протяжении всей жизни.

Данный механизм подразумевает осознание того, что индивидуум начинает осознавать тот факт, что в случае отклонения от норм, он будет сталкиваться с порицанием от других участников социума.

Десоциализация

Данное явление протекает в абсолютно обратном порядке. В этом случае речь идет о том, что личность «выпадает» из общепринятых рамок и начинает отождествлять себя с отстраненной единицей. Нередко люди, страдающие от десоциализации, начинают намеренно нарушать рамки и пытаются противостоять общепринятым ценностям.

Чаще всего такое явление наблюдается у тех, в чьих семьях практиковалось насилие. Также к такой категории людей относятся алкоголики и наркоманы.

Семейная социализация

В этом случае ребенок наблюдает за членами своей семьи и перенимает их опыт. Подобная социализация ребенка зависит от нескольких факторов:

  • Состава и структуры семьи.
  • Позиции, которую ребенок занимает в семейной иерархии.
  • Выбранной модели воспитания. Например, родители и более дальние родственники могут навязывать ребенку свои ценности.

Также многое зависит от нравственного и творческого потенциала членов семьи.

Профессионально-трудовая социализация

Очередная корректировка ценностей человека происходит, когда он начинает свою трудовую деятельность и знакомиться с коллегами. В этом случае он вынужден адаптироваться уже к новой среде. Дело в том, что на работе он должен придерживаться делового этикета, без чего индивидум не сможет продвигаться дальше по карьерной лестнице или, например, получать необходимую аттестацию и повышение квалификации.

Кроме этого, человек должен усвоить новые для него трудовые навыки.

Субкультурно-групповая социализация

В этом случае речь идет о той среде, в которой личность пребывает во время отдыха или в любой другой период своей жизни. Человек может общаться с разными людьми и иметь много друзей, каждый из которых будет делать свой вклад в накопление опыта.

При этом личность знакомиться с новыми культурными особенностями социума, религиозными и культурными особенностями и пр. Кроме этого человек общается с людьми разного возраста или статуса. Все эти факторы позволяют сформировать все новые поведенческие модели, которые будут адаптироваться по мере знакомства с новыми товарищами.

Функции социализации

Данный механизм имеет большое значение для становления личности. Среди основных функций существуют:

  • Нормативно-регулятивная. Это означает, что абсолютно все, что окружает человека, может оказывать на него то или иное влияние. В этом случае речь идет о семье, политике страны, религии и многом другом.
  • Личностно-преобразовательная. В процессе общения с другими людьми личность начинает проявлять свои индивидуальные качества и особенности. Таким образом он отделяется от общей массы.
  • Ценностно-ориентационная. Данная категория напоминает нормативно-регулятивную. Однако в этом случае человек перенимает из всего окружающего не опыт, а определенные ценности.
  • Информационно-коммуникативная. В этом случае образ жизни индивидуума формирует свой образ жизни на основании опыта общения с различными представителями социума.
  • Творческая. Если личность будет воспитываться в нужной среде, то это поможет человеку научиться совершенствовать окружающий его мир.

Этапы социализации

Формирование личности происходит не сразу. Каждый человек проходит несколько этапов:

  • Детство. Согласно многочисленным исследованиям специалисты пришли к выводу, что свое «я» ребенок воспринимает на 70% лучше в юном возрасте. Когда малыш растет он больше приравнивает себя к окружению.
  • Подростковый период. В возрасте с 13 лет ребенок начинает брать на себя все больше ответственности и самых разных обязательств.
  • Молодость. Это еще этап вида социализации, который наступает с 16 лет. В тот период подросток начинает принимать важные и более серьезные решения. Это означает, что он начинает нести ответственность за свою жизнь. Кроме того, в этот период он начинает приравнивать себя к определенной группе социума.

  • Взрослая жизнь. Данный период начинается с 18 лет. В то время все внутренние инстинкты индивидуума направлены исключительно на формирование личной жизни. В этот период человек впервые по-настоящему влюбляется и открывает для себя новые эмоции.