Старт в науке. Уделяйте время прочтению классической литературы

На самом деле — говорят люди эгоистичные и самоуверенные, среди них много сангвиников-экстравертов. Они доверяют лишь себе и своему мнению, с пренебрежением относясь к опыту и позиции окружающих. Чужой авторитет для них ничто. Человеку-«на самом деле» подчас бывает непросто завести друзей и единомышленников. В споре им важно не найти истину, а заставить оппонента замолчать. Окружающие часто не принимают их точку зрения и предпочитают больше с ними не связываться.

Если человек часто говорит как бы - то часто так говорят творческие люди. Они проводят большую часть времени в собственном придуманном мире. Сочетанием как бы они бессознательно подчеркивают свою изоляцию от общества и сюрреалистическое видение жизни. Хотя, иногда как бы — просто универсальное междометие.

Слово просто говорит человек, не имеющий самостоятельного мнения или не уверенный в нём. Обычно такой человек полностью зависит от окружающих, всё время опасаясь взять на себя ответственность и ляпнуть что-нибудь не то. Для этих людей характерно всё время оправдываться.

У вас наверняка есть знакомый человек, который часто говорит «детский сад» . Обычно это выражение произносится со снисходительной усмешкой или с сожалением. Любители говорить «детский сад», как правило, считают себя гораздо умнее, продвинутее и морально взрослее собеседника — именно это они и пытаются ему показать, восклицая «ну, что за детский сад! » или «ой-ой, детский сад «. Иногда этим выражением хотят подчеркнуть детское поведение взрослого человека — например, когда кто-то обижается на очевидную ерунду или ведет себя глупо, чересчур сентиментально и по-детски. Реже выражение «детский сад» применяется, чтобы предостеречь человека, который собирается совершить очевидную глупость или нелепость.

Словом вот часто заканчивают фразы те, кто хочет продолжать разговор, но не знает, о чём ещё поговорить. Обычно такие люди растягивают это слово — «вооот …» и после него следует пауза. В любом случае это «вооот» сигнализирует о том, что разговор человеку наскучил. Иногда вот в конце фразы заменяется выражением вот так вот .

Когда человек часто говорит бессмысленные словечки это , ну …, э … — то перед вами тугодум, которому просто трудно говорить связно.

Многие говорят ну , когда волнуются, даже если не отдают себе в этом отчёт. Зная это, можно точно определить состояние вашего собеседника, если в его речи появилось ну — его что-то явно беспокоит, о чем он не хочет вам говорить.

Некоторые люди часто говорят «ну я не знаю «. На самом деле они всё знают и имеют очень чёткое мнение обо всём. И этим «я не знаю» они наоборот всячески подчеркивают свою единственно верную (как они думают) точку зрения, приводя в разговоре примеры не в пользу оппонента.

Когда человек часто говорит смотри (или смотрите ), это значит, что ваш собеседник — визуал и ему очень хочется, чтобы вы его получше поняли. Поэтому он подсознательно призывает вас воспринимать мир его собственным способом — то есть, смотреть. Это совсем не обязательно означает, что он хочет вам что-то конкретное показать.

Точно так же ведет себя собеседник-аудиал, кто часто говорит слово слушай или слушайте . Такому человеку проще воспринимать и усваивать информацию при помощи слуха, поэтому он неосознанно переносит это и на вас. А вовсе не для того, чтобы подчеркнуть, что вы к нему не достаточно внимательны, и призвать вас активнее его слушать.

Странненькое слово «ладненько » часто говорят люди, которые ощущают над вами своё превосходство, но при этом хотят подчеркнуть свое панибратское отношение к вам.

Если вам тяжело говорить связно, путаются или убегают мысли, то текст доклада (или ответа) нужно написать заранее и несколько раз прочитать его вслух, то есть — заранее его проговорить.

Если вы волнуетесь, когда говорите, то вам лучше пользоваться короткими фразами. Если фраза состоит из 4-6 слов, пауза будет почти незаметной и органичной — должны же вы, в конце концов, переводить дух во время разговора? Удачи вам!

© Текст и картинки — Noory San.

Подбирайте слова, более подходящие синонимы из современного лексикона, ясно выражая свою мысль.

Избегайте стереотипов и пошлого жаргона (нелитературный сленг), будьте оригинальнее и самостоятельнее в выражении своих идей. Разрыв шаблонов – делает интереснее коммуникацию и общение, улучшает восприятие.

Старайтесь говорить простым языком, и люди будут слушать.

Читайте хорошую художественную литературу, отечественную классику, признанных современных авторов. Настойчиво избавляйтесь от бинарного, клипового мышления, навязанного матрицей и узким форматом средств массовой дез.информации.

Почаще разговаривайте с интеллигентными людьми.

Попросите своих друзей и близких, чтобы они "ловили на слове" и поправляли, при случае.

Тренируйтесь в проговаривании , произнося их, одновременно, и быстро и плавно. Торопливое и отрывистое ("по-собачьи") произнесение фраз – режет слух, действует на аудиторию отталкивающе, настраивает их негативно, по отношению к говорящему. Ругательные и командные интонации в речи, на рефлекторном, бессознательном уровне – отрицательно воздействуют на психику слушателей, инициируют защитную реакцию и ответную агрессию.

Соблюдайте правила произношения, пользуйтесь словарями.

Эффективный метод избавления от вируса навязчивых слов и речевых клише – запись на диктофон своего чтения, с листа книги, произвольного, незнакомого текста. Тогда приходит понимание и нарабатывается практика, навык оптимальной техники устной речи, чувство ритма. Основные моменты тренировки: произносятся не отдельные слова, а уже осмысленные предложения, смысл которых окрашен соответствующими интонациями, паузами, междометиями и уточнениями. Специальными упражнениями исправляется невнятное произношение. Монотонность речи – заменяется динамическим темпом.


Упражнения для развития техники речи .

Опытным путём найдите свой "исходный, природный тембр голоса". Для этого необходимо выполнять упражнения для постановки голоса. Поднимая, при этом, руки (как ) – ощущайте резонанс звука и в пространстве перед собой (это для тренировки и декламирования стихов, а не для модулирования где-ни-попадя).

Говорите не спеша, спокойным тоном. Регулируйте свою громкость и энергию - по ситуации и окружающей обстановке. Не переходите на сильный крик (сорванный голос, повреждённые голосовые связки – их трудно будет восстановить, появится хроническая хрипота и фальцетные, сиплые звуки).

Произнося речь – свободно держите осанку, не вытягивайте вперёд шею. Дыхание – животом (то есть, диафрагмой). Звук должен резонировать в дыхательном аппарате и черепных пазухах, звучать в гортани – как в своде купола храма. При этом сохраняется чёткая дикция, артикуляция всех слогов в произносимых словах.

Жестикуляцию, мимику и прочие телодвижения – сведите к минимуму. Выражайте свою мысль человеческим языком, с помощью слов. Профессиональные артисты театров и актёры кино – используют, дополнительно, движения и пластику тела.

Не злоупотребляйте иностранными словечками, не хвастайтесь блестящим знанием английского, немецкого или французского языка. В полную силу и грамотно применяйте наш прекрасный, «великий, могучий, правдивый и свободный» русский язык.

Излучайте искренность и доброжелательность. Если вы диктор или теле- радиоведущий, профессионально работающий в средствах массовой информации – понимайте суть транслируемой информации, заранее уточняйте неясные моменты у специалистов-экспертов, тщательно готовьтесь к эфиру.

До сих пор, советская школа подготовки дикторов и ведущих на радио и телевидении – остаётся непревзойдённой. При этом, происходит деградация, снижение качества обучения. Уходят старые, опытные профессионалы, на смену им – приходят, нередко, вечные недоучки, косноязычные и недалёкие, жертвы современной системы образования, с абсурдным ЕГЭ, а то и дилетанты, не имеющие никакого отношения к данной профессии.

Из студии вещания - нельзя устраивать столовую общепита. Вид еды и сладкого питья, на столе, перед радиоведущими и дикторами - заставляет их, периодически, плотоядно и громко сглатывать слюну, что и слышит широкая аудитория. Звучит это, в эфире, некрасиво и нелепо.

Главное слово в предложении – выделяется логическим ударением (растягиванием - замедлением произнесения, тембром и силой голоса), а с остальных – нужно научиться снимать ударения.

Работающему населению страны, по менталитету, ближе и любимее дикторы и ведущие, которые родом из провинциальной глубинки, с периферии, скромные и не испорченные столичным гламуром. Всё остальное вызывает, в разной степени, раздражение и праведное негодование самых многочисленных категорий телезрителей и радиослушателей.

Не заискивайте перед слушателями, а уважайте их. Не занимайтесь самолюбованием.

Слова произносятся чётко, отчётливо слышно до последней буквы, и "не проглатываются".

Речь должна напоминать непринуждённую беседу, с нейтральной мелодикой тона. Импровизируйте.

Научитесь сознательно делать логические паузы, чтобы коротко и ясно сформулировать свою следующую фразу.

Список лишних деталей в повседневной речи обширен. Пожалуй, редко кто без них обходится:

  • Прикинь.
  • Это самое.
  • Типа.
  • Не вопрос.
  • Как бы.
  • Без проблем.
  • Короче.
  • В принципе.
  • По-любому.
  • Практически.
  • Так сказать.
  • В общем.
  • Фактически.
  • Ясно.

На самом деле не стоит бояться использовать в разговоре паузы; искусные ораторы специально в применяют их в качестве уловок, концентрирующих внимание публики и позволяющих качественно воспринять и проанализировать услышанную информацию.

«Короче» - наиболее употребляется нервными, вечно торопящимися людьми. Чаще всего встречается в речи вспыльчивых холериков. Замечено, что употребление «короче» только удлиняет высказывание. Его можно заменить следующими синонимами: «одним словом», «итак».

«Вообще-то» - характерно для неуверенных особ, способных закатить скандал по малейшему поводу. Также это ходовое словечко у самоуверенных личностей, мало считающихся с мнением остальных и ставящих на первое место собственную точку зрения, которую готовы доказывать с пеной у рта. Синонимы: «собственно говоря», «в главных чертах», «в целом», «обобщенно».

«Это самое» - произносят ленивые люди, старающиеся при подвернувшейся возможности переложить свои обязанности и ответственность на плечи другого человека.

«Кстати» - любимое словечко людей, неловко чувствующих себя в компании и пытающихся таким образом обратить на себя внимание. Синонимы: «к слову», «между прочим».

«Типа», «значит» - употребляют консервативные и агрессивные люди. Синонимы: «следовательно», «таким образом», «отсюда следует».

«Как бы» - словечко подросткового поколения, а также которые таким образом несознательно подчеркивают жизненную неопределенность и неуверенность в собственных словах, их приблизительность и некомпетентность. Как бы - это то ли «да», то ли «нет», то ли «не знаю».

«В общем», «в целом», «так сказать» - в неумеренном потреблении являются серьезным показателем неуверенности говорящего, стремящегося оставить себе лазейку для отступления.

Как избавиться от лишних слов?

Выявить лишнее помогут собеседники - частые партнеры по разговору. Можно попросить того, с кем регулярно общаешься (друзей, коллег, членов семьи), проследить за чистотой и прозрачностью речи.

Продумывание сказанного и интонация

Методы очищения речи

Интересно использование так называемого стука по клавишам. Для этого стоит лишь представить, что нужно набрать на клавиатуре текст либо смс-сообщение. И конечно, будет неуместным, что в набранном тексте будут встречаться пустые слова - «это самое», «вот», «блин»…

Многие тренинги ораторского мастерства для избавления своих слушателей от засорения речи предлагают весьма действенный, по заверениям преподавателей, метод. При каждом употреблении «вставного элемента» человек, его услышавший, получает определенное денежное вознаграждение, что для говорящего является

Чистота речи

В любом случае свою речь всегда необходимо тщательно продумывать, контролировать, следить за ней и совершенствовать. При этом совершенно не важно, кто является собеседником - чистота речи должна быть безусловной при разговоре с любым человеком!

Если вы не знаете, есть ли в вашей речи такие ненужные фразы и звуки, попросите близких о помощи. Пусть они укажут на ваши «проблемные» слова. Или запишите свой разговор с кем-либо на диктофон, а потом прослушайте. Если помимо важных фраз звучат еще и постоянные «короче» и «знаешь», стоит начать работу по очистке собственной речи.

Прежде, чем встать на тропу войны с собственным языком, выясните, как часто и какие именно слова нужно искоренить.

Сами или с помощью родных определите, на какое из слов нужно наложить запрет.

  1. Уделяйте время прочтению классической литературы.

    К сожалению, сейчас все больше людей предпочитают проводить свободное время в соцсетях. А там столько собеседников, которые в одном слове делают по три ошибки. Эти бесчисленные «я те говорю» и «типа» могут перекочевать и в вашу речь. Хотя бы время от времени (к примеру, в выходные) читайте великих русских авторов: Пушкина, Чехова, Тургенева. Во время чтения обращайте внимание на построение предложений, насколько богат на самом деле русский язык без «короче» и «э».

  2. Найдите отрывок текста из книги, которую ни разу не читали.

    Если предстоит важный разговор, продумайте свою речь заранее. Что вы скажете сначала, что в конце. На какие вопросы придется ответить. Когда эмоции зашкаливают, не торопитесь сказать «ну» или «это». Лучше немного помолчите, а потом продолжайте разговор.

  3. Воспользуйтесь помощью.

    Попросите супруга (товарища, коллегу) каждый раз останавливать вас во время разговора, как только он услышит «плохое» слово. Так будет проще не пропустить нежелательные фразы.

  4. Внесите в чистку речи элементы игры.

    Естественно, дома или в кругу друзей, предупредив окружающих о преследуемых целях. Вам в скором времени надоест такое речевое перевоплощение в щенка или барашка. И вы начнете изъясняться ясно, без ненужных предлогов и наречий.

  5. Определите, кто из известных людей вам приятен.

    С кого вы хотели бы взять пример? Допустим, вам близок знаменитый актер, политик, музыкант. Найдите в Сети интервью с ним. Послушайте, как четко этот человек излагает свои мысли. А потом представьте, если через слово в его речи звучало бы «ну это, как говорится». Старайтесь слушать умных и всесторонне развитых людей.

  6. Не полагайтесь только на свою память.

  7. Относитесь к работе над устранением нежелательных фраз с долей юмора.

    Даже самая безобидная фраза, которая произносится по сто раз на дню, может раздражать собеседников и мешать вам правильно излагать свои мысли.

  8. «Модные» словечки («респект», «очуметь», «капец» и пр.)

    лучше заменять более развернутыми фразами, отражающими ваше впечатление об увиденном (услышанном). К примеру, вместо фразы «клевый у тебя получился реферат, респект тебе», скажите: «Твой реферат было интересно читать, ты молодец».

  9. Фразы и слова «е-мое», «блин», «ежкин кот» — завуалированные ругательства.

    Если случилось что-то из ряда вон, выскажитесь развернуто и понятно. К примеру, «блин, как меня все достало» замените на «как меня огорчает, что придется снова провести выходные дома из-за плохой погоды».

    Если вы обращаетесь к 2-летнему ребенку - еще полбеды, но называть взрослого человека все же лучше по имени. Хотя бы в обществе.

  10. Слова «так вот», «типа», «как бы», «короче»

    лучше либо не употреблять вовсе, либо заменять их другими фразами и предлогами (наречиями, союзами, существительными и пр.). Вместо «Не, короче, я не пойду на вечеринку, типа заболел» скажите «Я сошлюсь на болезнь и не пойду на вечеринку». Фразу «слышь, Марина, я пойду завтра к Мише, у него как бы днюха» лучше подкорректировать в «Марина, я завтра иду на день рождения к Мише».

  11. Протяжное «э-э-э» или «м-м-м» между фразами

    лучше заменить молчанием.

Вам важно, что и как вы говорите?

Приглашаем вас на тренинг «Ораторское мастерство — инструменты убеждения». Вы научитесь красиво упаковывать факты в словесную форму, говорить ровно столько, сколько нужно — и ничего лишнего, влиять, убеждать и добиваться своего.

ВВЕДЕНИЕ

Язык народа и богат, и точен,

Но есть, увы, неточные слова,

Они растут как сорная трава

У плохо перепаханных обочин.

Н. Рыленков

Объект исследования: речь учащихся МБОУ СОШ №1 пгт. Троицко-Печорск.

Цель исследования: привлечь внимание учащихся школы к своей речи. Задачи:

    изучить литературу, интернет-ресурсы по теме исследования;

Практическая часть:

    анкетирование;

В своей работе я использовал следующие методы исследования:

    изучение литературы по проблеме;

    поиск информации в Интернете;

    анкетирование;

    анализ, сравнение и обобщение полученной информации;

    наглядное представление информации в виде таблиц и диаграмм.

Таблица 1

Группа

э-э-э, мэ-э-э,

Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы

Вводные единицы

Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать

Местоимения, местоименные наречия

Это, это самое, как его, там

Переход из одной части речи в другую

Блин, черт

Модальные слова

Конечно, наверное, вероятно, кажется

Пример : Утром встает: «Ой, блин, зарядку делать неохота». Делает. «Ой, блин, аппетита совсем нет, скоро умру». Час завтракает. «Ой, блин, здоровья совсем нет». И так целый день…

2. Ё-калэмэнэ (ёкалэмэнэ, ёкаламэнэ, ёкаламене), епрст (опэрэсэтэ), ёксель-моксель - спонтанное эмоциональное восклицание. Первый слог напоминает бранную формулу, поэтому данные высказывания и являются эвфемизмами. Говорящий как бы спохватывается после начала произнесения бранной фразы и далее произносит, с некоторыми искажениями, названия букв русского алфавита, тем самым, как будто бы отметая возможность обвинения его в сквернословии. Данные высказывания являются шутливыми и разговорно-сниженными 9,с.171.

Пример : Ну и погодка, ё-калэмэнэ, хороший хозяин собаку из дома не выгонит!

Пример: «Голубые купола», ёксель-моксель, мать честная! Пора выбираться отсюда.

3. Короче - часто используется как заполнитель пауз, обычно в затрудненной, неразвитой речи; трансформированное «короче говоря». Может выступать в значении частицы и в функции вводного слова. Близко по значению к «значит», «ну», «вот». Является жаргонным, молодежным 9,с.274.

Пример: Встретились мы, короче, с Серегой. Серый и говорит: идем в бар, короче. А деньги есть? Есть, говорит, короче, пошли.

4. Типа - частица, которая может выступать в качестве вводного слова; бессодержательный заполнитель пауз, «словесный мусор», обычно встречается в несколько затрудненной, неразвитой речи, чаще у представителей криминального мира. Сходно по значению с «вроде», «наподобие», «как бы». Относится к криминальному жаргону 9,с.608.

Пример : «Алле! - донесся из трубки радостный подростковый голос. - Я бы хотел, это… ну, типа, майку заказать. Размер, типа, М».

5. Ну - частица; выражение отклика на обращение или сообщение о чем-либо (обычно воспринимается как невежливое или недоброжелательное). Является грубым, фамильярным и разговорно-сниженным.

Алексей Дмитриевич Шмелев, помимо указанных функций, также выделял управление вниманием собеседника и членение текста на части 10,с.210.

употребление таких слов может быть частью игры актеров (изображение людей невежественных, с низкой культурой), средством намеренного создания определенного образа 1,с.75-76.

    В исследовании приняли участие 65 учащихся СОШ №1, 31 человек из шестых и 34 человека из десятых классов. Учащимся было предложено ответить на шесть вопросов анкеты (см. Приложение 1).

    Самое популярное слово у учащихся - «короче»- прямой показатель спешки, нервозности и даже агрессии. Думаю, в среде учащихся это модное слово, и его повторяют, подражая кому-то. Его употребляют 47% десятиклассников и 58% шестиклассников.

    Слово «блин» в качестве заменителя нецензурного слова употребляется для усиления желаемого эффекта, уточнения. Наиболее часто это слово используют в своей речи шестиклассники-52%. Десятиклассники употребляют его значительно реже, 21% опрошенных.

    Также часто употребляется опрошенными учащимися слово «типа» - 26% десятиклассников и 39% шестиклассников.

    Десятиклассники употребляют в своей речи слова «ну» (41%) , «как бы» (20%), «это» (12%) , «э-э-э» (20%). Отвечая на уроке, учащиеся пытаются собраться с мыслями, им трудно построить свой ответ. Вот тут и приходят на помощь слова «это» и «э-э-э».Шестиклассники в своей речи эти слова почти не используют. Возможно, еще не научились пользоваться данными словами.

    • небольшой словарный запас (23% шестиклассников и 41% десятиклассников);

      неумение подобрать нужные слова (соответственно 19% и 29%);

      заполнение пауз в разговоре (считают 12% десятиклассников) ;

      желание выделиться среди сверстников (соответственно 6% и 3%).

      расширять словарный запас (29% и 10% соответственно);

      следить за своей речью, стараться не употреблять такие слова (29% и 13% соответственно);

      заменять их другими словами (15 % и 10% соответственно).

      1. Постоянно пополняйте свой словарный запас новыми словами при помощи чтения художественной литературы.

      3. Пытайтесь контролировать свою речь, сделать ее размеренной, правильно расставляя интонацию. На месте запятых делайте небольшие паузы. А в конце предложения - долгие.

      4. Чаще выступайте публично. Репетируйте свое выступление заранее. Запишите свою речь на диктофон или говорите перед зеркалом. Вы сразу почувствуете те проблемы, которые возникают в вашей речи, и с практикой начнете правильно расставлять акценты, обретете уверенность в себе.

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Опрашиваемые подтверждают, что мало читают, мало общаются со сверстниками, проводя все свободное время за компьютером, что не способствует расширению словарного запаса.

      Большинство учащихся не обращают внимания на свою речь, не задумываются о том, как говорят, хотя считают, что от этой вредной привычки нужно избавляться.

      Таким образом, необходимо прислушиваться к своей речи и прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов.

      Надеюсь, что моя работа поможет обратить внимание учащихся на бережное отношение к родному языку.

      «Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…», - писал И.С. Тургенев.

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

      1. Мокиенко В. М., Никитина Т.Г. Большой словарь русского жаргона. - СПб.: Норинт, 2001. - 720 с.

        Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1976. - 399 с.

        Толково-энциклопедический словарь. - СПб.: «Норинт», 2006. - 2144 с.

        Химик В. В. Большой словарь русской разговорной экспрессивной речи. - СПб.: Норинт, 2004. - 768 с.

        Шмелев А.Д. Заполнители пауз как коммуникативные маркеры // Жанр интервью: особенности русской устной речи в Финляндии и Санкт-Петербурге. — Tampere, 2004. — С. 205-222

      Приложение 1

      Вопросы анкеты

      6. Каким образом нужно с ними бороться?

      Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7

      Каким образом нужно с ними бороться?