Гильотин предложил. Пытки и казни во франции. Жизнь после казни

Механические устройства для обезглавливания осужденных на смертную казнь использовались в Европе в течение многих веков. Однако наиболее широко гильотина применялась во Франции во время Великой французской революции. Ниже приведены 10 специфических фактов, касающихся гильотины, начиная от Эпохи Террора.

Создание гильотины относят к концу 1789 года, и связано оно с именем Жозефа Гильотена. Будучи противником смертной казни, отменить которую в те времена было невозможно, Гильотен выступал за применение более гуманных способов казни. Он помог разработать устройство для быстрого обезглавливания (декапитации) в отличие от применявшихся ранее мечей и топоров, которое назвали «гильотина».

В дальнейшем Гильотен приложил немало усилий, чтобы его имя не было связано с этим орудием убийства, но у него ничего не вышло. Его семье даже пришлось сменить фамилию.

2. Отсутствие крови

Первым человеком, казненным с помощью гильотины, стал Николя-Жак Пеллетье, приговоренный к смерти за грабеж и убийство. Утром 25 апреля 1792 года посмотреть на это зрелище собралась огромная толпа любопытных парижан. Пеллетье поднялся на эшафот, выкрашенный в кроваво- красный цвет, острое лезвие упало ему на шею, голова отлетела в плетеную корзину. Кровавые опилки сгребли.

Все произошло настолько быстро, что зрители, жаждущие крови, были разочарованы. Некоторые даже стали кричать: “Верните деревянную виселицу!”. Но, несмотря на их протесты, вскоре гильотины появились во всех городах. Гильотина позволила фактически превратить человеческие смерти в настоящий конвейер. Так, один из палачей, Шарль-Анри Сансон, казнил за три дня 300 мужчин и женщин, а также 12 жертв всего за 13 минут.

3. Эксперименты

Устройства для обезглавливания были известны еще до Французской революции, но в этот период они были значительно усовершенствованы, и появилась гильотина. Предварительно ее точность и эффективность проверяли на живых овцах и телятах, а также на человеческих трупах. Параллельно в этих экспериментах ученые-медики изучали влияние мозга на различные функции организма.

4. Вьетнам

В 1955 году Южный Вьетнам отделился от Северного, и была создана республика Вьетнам, первым президентом которой стал Нго Динь Зьем. Опасаясь заговорщиков, стремящихся совершить переворот, он принял закон 10/59, согласно которому любой человек, подозреваемый в связях с коммунистами, мог быть без суда заключен в тюрьму.

Там после ужасных пыток в конечном итоге выносился смертный приговор. Однако, для того, чтобы пасть жертвой Нго Динь Зьема, не обязательно было попадать в тюрьму. Правитель разъезжал по деревням с мобильной гильотиной и казнил всех подозреваемых в нелояльности. В течение следующих нескольких лет были казнены сотни тысяч южных вьетнамцев, а их головы развешаны повсюду.

5. Прибыльное нацистское начинание

Возрождение гильотины пришлось на период нацизма в Германии, когда Гитлер лично приказал изготовить большое их количество. Палачи стали довольно богатыми людьми. Один из самых знаменитых палачей нацистской Германии, Йохан Райхгарт, на заработанные деньги смог купить себе виллу в богатом пригороде Мюнхена.

Нацисты даже умудрялись получать дополнительную прибыль от семей обезглавленных жертв. Каждой семье выставляли счет за каждый день содержания обвиняемого в тюрьме и дополнительный счет – за исполнение приговора. Гильотины применяли в течение почти девяти лет, и 16500 человек были казнены за это время.

6. Жизнь после казни…

Когда казнь состоялась… (реконструкция в музее)

Видят ли глаза казненного что-либо в те секунды, когда его голова, отсеченная от туловища, летит в корзину? Сохраняется ли у него способность к мышлению? Вполне возможно, поскольку сам мозг при этом не травмируется, какое-то время он продолжает выполнять свои функции. И только когда прекратится его снабжение кислородом, наступает потеря сознания и смерть.

В пользу этого свидетельствуют и показания очевидцев, и опыты над животными. Так, король Англии Карл I и королева Анна Болейн после отсечения головы шевелили губами, словно пытались что-то сказать. А врач Борьё отмечает в своих записях, что, дважды обращаясь к казненному преступнику Анри Лонгвилю по имени, спустя 25-30 секунд после казни, замечал, что он открывал глаза и смотрел на него.

7. Гильотина в Северной Америке

В Северной Америке гильотину использовали лишь один раз на острове Св. Пьера для казни рыбака, убившего по пьянке своего собутыльника. И хотя гильотина там больше никогда не применялась, законодатели частенько выступали за ее возвращение, некоторые мотивировали это тем, что использование гильотины сделало бы более доступным донорство органов.

И хотя предложения по использованию гильотины были отклонены, смертная казнь использовалась широко. С 1735 по 1924 годы в штате Джорджия было приведено в исполнение более 500 смертных приговоров. Вначале это было повешение, замененное впоследствии на электрический стул. В одной из тюрем штата был установлен своеобразный «рекорд» – для казни на электрическом стуле шести мужчин потребовалось всего 81 минута.

8. Семейные традиции

Профессия палача презиралась во Франции, общество их сторонилось, а торговцы зачастую отказывались обслуживать. Жить со своими семьями им приходилось за городом. Из-за испорченной репутации возникали сложности и с заключением браков, поэтому палачам и членам их семей по закону разрешили жениться на собственных кузинах.

Самым известным палачом в истории был Шарль-Анри Сансон, начавший исполнять смертные приговоры в 15 лет, а самой известной его жертвой был король Людовик XVI в 1793. Позже семейную традицию продолжил его сын Анри, обезглавивший жену короля, Марию Антуанетту. Другой его сын, Габриэль, также решил пойти по стопам отца. Однако после первого обезглавливания, Габриэль поскользнулся на кровавом эшафоте, упал с него и умер.

9. Юджин Вейдман

В 1937 году за серию убийств в Париже был приговорен к смертной казни Юджин Вейдман. 17 июня 1939 за пределами тюрьмы для него была приготовлена гильотина, собрались любопытные зрители. Кровожадную толпу долго не удавалось успокоить, из-за этого время казни даже пришлось перенести. А после обезглавливания люди с носовыми платками помчались к окровавленному эшафоту, чтобы унести платки с кровью Вейдмана в качестве сувениров домой.

После этого власти в лице французского президента Альберта Лебруна запретили публичные казни, полагая, что они скорее вызывают у людей отвратительные низменные инстинкты, чем служат устрашением для преступников. Таким образом, Юджин Вейдман стал последним человеком во Франции, который будет публично обезглавлен.

10. Самоубийство

Гильотина готова к применению…

Несмотря на падающую популярность гильотины, ее продолжали использовать те, кто решил свести счеты с жизнью. В 2003 году 36-летний Бойд Тейлор из Англии в течение нескольких недель сооружал в своей спальне гильотину, которая должна была включиться ночью, в то время, когда он спал. Обезглавленное тело сына обнаружил его отец, проснувшийся от шума, похожего на звук дымохода, падающего с крыши.

В 2007 году в Мичигане было обнаружено тело мужчины, погибшего в лесу от сооруженного им механизма. Но самой страшной была смерть Дэвида Мура. В 2006 году Мур построил гильотину из металлического трубопровода и полотна пилы. Однако устройство первоначально не сработало, Мур оказался лишь серьезно раненым. Ему пришлось добираться к спальне, где у него были припрятаны 10 коктейлей Молотова. Мур взорвал их, но и они не сработали согласно плану.

И если гильотина создавалась из гуманных соображений и призвана была облегчить человеку насильственный уход в мир иной, то «Груша страданий» — орудие пытки, которое заставляло людей признаться в чем угодно.

За свою почти двухсотлетнюю историю гильотина лишила голов десятки тысяч людей, начиная от преступников и революционеров и заканчивая аристократами, королями и даже королевами. Это не просто отвратительно эффективная машина для убийства: «Святая Гильотина» служила символом Великой французской революции и бросила позорную тень на XVIII, XIX и XX века.

Несколько удивительных фактов об этом орудии смерти, когда-то называемом в народе «национальной бритвой» Франции.

История гильотины уходит корнями в Средневековье

Название «гильотина» появляется в 1790-х годах во время Великой французской революции, однако к тому моменту подобные орудия казни уже использовались не одно столетие. Устройство для обезглавливания, называемое «планкой», применялось в Германии и Фландрии в Средние века. У англичан был так называемый скользящий топор, известный как «Галифакская виселица», на которой рубили головы ещё в античные времена. Французская гильотина произошла от двух ранее существовавших орудий: «маннайя» из Италии времён Ренессанса и печально известная «Шотландская дева», унёсшая жизни более 120 человек между XVI и XVIIIстолетиями. Есть также факты, подтверждающие возможность использования примитивных гильотин во Франции задолго до начала революции.

В действительности гильотина была изобретена как наиболее гуманный способ казни

Изобретение французской гильотины датируется 1789 годом, когда доктор Жозеф-Игнас Гильотен предложил правительству более гуманный способ казни. Хотя лично он был настроен против смертной казни, Гильотен утверждал, что обезглавливание при помощи молниеносно быстрой машины будет менее мучительным, чем отрубание головы мечом или топором. Позже он наблюдал за развитием первого прототипа - внушительной машины, разработанной французским доктором Антуаном Луи и построенной немецким изобретателем клавесина Тобиасом Шмидтом. Первая жертва была казнена на этой машине в апреле 1792 года, орудие быстро стало известным как «гильотина», скорее к ужасу, чем к чести человека, считавшегося его изобретателем. Гильотен всячески пытался отстранить своё имя от этого орудия во время гильотинной истерии в 1790-х годах, а в начале XIX века его семья безуспешно пыталась подать петицию правительству о переименовании машины смерти.

Казнь на гильотине становилась массовым зрелищем для народа

Во времена террора середины 90-х XVIII века сотни «врагов французской революции» встретили смерть под лезвием гильотины. Сначала некоторые представители общественности жаловались, что машина была слишком быстрой, но в скором времени такие казни превратились в настоящее развлечение. Люди приходили целыми группами на площадь Революции, посмотреть, как машина делает свою ужасную работу. Гильотину прославляли в многочисленных песнях, шутках и стихах. Зрители могли купить сувениры, ознакомиться с программкой, в которой перечислялись имена жертв, и даже перекусить в ресторанчике неподалёку под названием «Кабаре у гильотины». Некоторые ходили на казни ежедневно, особенно известными были «Вязальщицы» - группа женщин-фанатиков, которые садились в первых рядах прямо перед эшафотом и вязали на спицах между казнями. Такая жуткая театральная атмосфера распространялась и на осуждённых. Многие высказывали саркастические замечания или дерзкие последние слова перед смертью, некоторые даже протанцовывали свои последние шаги по ступеням эшафота. Восхищение гильотиной спало к концу XVIII века, но публичные казни во Франции продолжались до 1939 года.

Популярная игрушка для детей

Дети часто ходили на казни и некоторые из них даже играли дома с собственными миниатюрными моделями гильотины. Точная копия гильотины высотой около полуметра была популярной игрушкой во Франции тех времён. Такие игрушки были полностью функциональны, и дети отрубали с их помощью головы куклам или даже небольшим грызунам. Однако, в конечном счёте, в некоторых городах они были запрещены, как оказывающие плохое влияние на детей. Маленьким гильотинам также нашлось место на обеденных столах у высших сословий, они использовались для резки хлеба и овощей.

Палачи гильотины были национальными знаменитостями

С ростом популярности гильотины росла и репутация палачей, за время Великой французской революции они получили огромную славу. Оценивали палачей по умению быстро и точно организовывать большое количество казней. Такая работа часто становилась семейным делом. Многие поколения знаменитой семьи Сэнсон служили государственными палачами с 1792 по 1847 годы, руки членов этой семьи опустили лезвие на шеи тысяч жертв, включая короля Людовика XVI и Марию Антуаннету. В XIX и XX веках роль главных палачей досталась семье Дейблеров, отцу и сыну. Они пребывали на этой должности с 1879 по 1939 год. Люди часто восхваляли имена Сэнсонов и Дейблеров на улицах, а то, как они одевались, выходя на эшафот, диктовало моду в стране. Палачами восхищался и преступный мир. По некоторым сведениям гангстеры и прочие бандиты даже набивали татуировки с мрачными слоганами вроде: «Моя голова достанется Дейблеру».

Учёные проводили жуткие опыты над головами осуждённых

С самого начала применения казни в форме обезглавливания учёных интересовало, остаётся ли сознание у отрубленной головы. Дебаты на эту тему достигли новых высот в 1793 году, когда помощник палача ударил по лицу отрубленную голову жертвы, и зрители утверждали, что лицо покраснело от гнева. Позже врачи просили осужденных попытаться моргнуть или открыть один глаз после исполнения приговора, чтобы доказать, что они всё ещё могут шевелиться. Некоторые кричали имя казнённого или обжигали лицо пламенем свечи или аммиаком, чтобы увидеть реакцию. В 1880 году врач по имени Десси де Линьер даже пытался закачивать кровь в отрубленную голову убийцы детей, чтобы посмотреть, сможет ли голова вернуться к жизни и говорить. Ужасные эксперименты были остановлены в XX веке, однако исследования на крысах и сейчас показывают, что мозговая активность может продолжаться ещё в течение примерно четырёх секунд после обезглавливания.

Гильотину использовали для казней в Нацистской Германии

Гильотина в основном ассоциируется с французской революцией, но она забрала не меньше жизней в Германии во времена Третьего Рейха. Адольф Гитлер сделал гильотину государственным методом казни в 30-х годах XX века и заказал 20 машин для установки в городах Германии. Согласно записям нацистов, с помощью гильотины было казнено около шестнадцати с половиной тысяч людей, многие из них были борцами сопротивления и политическими диссидентами.

Последний раз гильотину использовали в 70-х годах XX века

Гильотина оставалась государственным методом казни во Франции почти до конца XX века. Осуждённый убийца Хамида Джандуби стал последним человеком, встретившим свою смерть под лезвием «национальной бритвы» в 1977 году. Однако, официально 189-летнее господство машины смерти закончилось только в сентябре 1981 года, когда смертная казнь во Франции была отменена.

И напоследок:

Знаете ли вы, что во Франции конца XVIII века молодые аристократы проводили так называемые «балы жертв» - оригинальные танцы, на которых могли присутствовать только те, кто потерял кого-нибудь из членов семьи под лезвием гильотины. Приглашённые надевали на шею красную ленту, символизирующую след от лезвия, и исполняли танец, в ходе которого голова внезапно наклонялась вниз, имитируя обезглавливание. Такие безумные вечеринки стали популярными до такой степени, что некоторые даже придумывали себе обезглавленных родственников, чтобы попасть туда.

Музейный образец, современное фото, конструкция Берже. Справа от гильотины Фернан Мэйсонье, один из последних палачей, осуществлявший казни в Алжире.


Всеобщий хохот!

Итак, во имя продвижения принципов равенства, гуманизма и прогресса вопрос о машине для обезглавливания, призванной изменить саму эстетику смерти, был поставлен в Национальном собрании.

9 октября 1789 года, в рамках дискуссии об уголовном законодательстве, Жозеф Игнаций Гильотен (Joseph Ignace Guillotin 1738 - 1814), врач, преподаватель анатомии медицинского факультета и новоизбранный парижский депутат, поднялся на трибуну Национального собрания.

Среди коллег он пользовался репутацией честного ученого и филантропа, и его даже назначили членом комиссии, которой было поручено пролить свет на «колдовство, волшебные палочки и животный магнетизм Месмера». Когда Гильотен выдвинул идею, что за одно и то же правонарушение следует карать одинаково, вне зависимости от чина, звания и заслуг виновного, его выслушали с уважением.

Многие депутаты уже высказывали подобные соображения: неравенство и жестокость наказаний за уголовные преступления возмущали общественность.

Двумя месяцами позже, 1 декабря 1789 года, Гильотен снова выступил с пылкой речью в защиту равенства перед смертью, за одинаковую казнь для всех.

«Во всех случаях, когда закон предусматривает смертную казнь для обвиняемого, суть наказания должна быть одинаковой, вне зависимости от природы преступления».

Тут-то Гильотен и упомянул инструмент умерщвления, который впоследствии увековечит его имя в истории.

Техническая концепция и механические принципы действия устройства еще не были проработаны, но с теоретической точки зрения доктор Гильотен уже все придумал.

Он расписывал коллегам возможности будущей машины, которая станет рубить головы так просто и быстро, что осужденный едва ли ощутит даже «легкое дуновение на затылке».

Гильотен закончил выступление фразой, ставшей знаменитой: «Моя машина, господа, отрубит вам голову в мгновенье ока, и вы ничего не почувствуете… Нож падает с быстротой молнии, голова отлетает, кровь брызжет, человека больше нет!..»

Большинство депутатов были озадачены.

Ходили слухи, что парижского депутата возмущают различные виды казни, предусмотренные в то время кодексом, потому, что крики осужденных долгие годы приводили в ужас его мать и у нее случились преждевременные роды. В январе 1791 года доктор Гильотен снова попытался привлечь коллег на свою сторону.

«Вопрос о машине» не обсуждался, но были приняты идея «казни, равной для всех», отказ от клеймения семей осужденных и отмена конфискации имущества, что стало огромным шагом вперед.

Четыре месяца спустя, в конце мая 1791 года, в Собрании три дня шли дебаты по вопросам уголовного права.

В ходе подготовки проекта нового уголовного кодекса были наконец затронуты вопросы процедуры наказания, в том числе смертной казни.

Сторонники применения смертной казни и аболиционисты схлестнулись в яростных спорах. Аргументы обеих сторон будут обсуждаться еще двести лет.

Первые считали, что смертная казнь своей наглядностью предотвращает рецидивы преступлений, вторые называли ее узаконенным убийством, подчеркивая необратимость судебной ошибки.

Одним из самых пламенных сторонников отмены смертной казни был Робеспьер. Несколько тезисов, выдвинутых им в ходе дискуссии, вошли в историю: «Человек должен быть для человека священен […] Я являюсь сюда умолять не богов, а законодателей, которые должны быть орудием и истолкователями вечных законов, начертанных Божеством в сердцах людей, пришел умолять их вычеркнуть из французского уложения кровавые законы, предписывающие убийства, одинаково отвергаемые их нравственностью и новой конституцией. Я хочу доказать им, что, во-первых, смертная казнь по самому существу своему несправедлива, и, во-вторых, что она не удерживает от преступлений, а, напротив, гораздо больше умножает преступления, чем предохраняет от них» [Максимилиан Робеспьер. Речь об отмене смертной казни. Перевод Л.К. Никифорова.].

Как это ни парадоксально, но все сорок дней диктатуры Робеспьера гильотина функционировала безостановочно, символизируя апогей законного применения смертной казни во Франции. Только в период с 10 июня по 27 июля 1794 года одна тысяча триста семьдесят три головы упали с плеч, «словно сорванные ветром черепичины», как скажет Фукье-Тенвиль. Это было время Большого террора. В общей сложности во Франции, по данным заслуживающих доверия источников, по приговорам революционных судов было казнено от тридцати до сорока тысяч человек.

Вернемся в 1791 год. Депутатов, выступавших за отмену смертной казни, оказалось больше, но политическая ситуация была критической, пошли разговоры «о внутренних врагах», и большинство уступило меньшинству.

1 июня 1791 года Собрание подавляющим большинством проголосовало за сохранение смертной казни на территории Республики. Немедленно начались дебаты, продлившиеся несколько месяцев, на сей раз - о способе исполнения. Все депутаты придерживались мнения, что казнь должна быть минимально болезненной и максимально быстрой. Но как именно следует казнить? Споры сводились главным образом к сравнительному анализу преимуществ и недостатков повешения и обезглавливания. Докладчик Эмбер предложил привязывать осужденного к столбу и душить воротом, но большинство проголосовало за обезглавливание. Причин тому несколько.

Во-первых, это быстрая казнь, но главное заключалось в том, что повешением традиционно казнили простолюдинов, тогда как обезглавливание было привилегией лиц благородного происхождения.

Так что выбор представителей народа отчасти был эгалитаристским реваншем. Раз уж смертная казнь остается, «к черту веревку! Да здравствует отмена привилегий и благородное обезглавливание для всех!».

Отныне понятия разной степени тяжести страдания и позора не будут применимы к смертной казни.

Гильотина была в ходу более двухсот лет и унесла жизни десятков тысяч людей. Кто-то из них был отчаянным преступником, а кто-то - просто революционером. Среди жертв есть аристократы, короли и королевы. Более чем просто эффективная машина для убийства, «святая гильотина» служила символом Французской революции. С восемнадцатого до двадцатого века она наводила на любого ужас. Но есть и факты, о которых мало кому известно.

Корни изобретения уходят в Средневековье

Название «гильотина» связано с последним десятилетием восемнадцатого века, но на самом деле история начинается куда раньше - подобные машины для казни существовали много веков. К примеру, устройство для обезглавливания под названием «планк» использовали в Германии и Фландрии в средние века, а в Англии был скользящий топор, которым головы рубили еще в античности. Вероятно, французская гильотина была создана по мотивам двух устройств - итальянского устройства «маннайя» времен Возрождения и знаменитой «шотландской девы», которая унесла жизни ста двадцати людей в период с шестнадцатого по восемнадцатый век. Свидетельства также демонстрируют, что примитивные гильотины были в ходу задолго до Французской революции.

Изначально ее разрабатывали как более гуманный метод казни

Происхождение французской гильотины относят к концу 1789, когда доктор Джозеф Игнаций Гильотин предложил французскому правительству принять более гуманный метод казни. Гильотин вообще был против смертной казни, но поскольку ее отмена на тот момент даже не рассматривалась, он решил предложить способ быстрого обезглавливания, который будет более гуманным по сравнению с обезглавливанием мечом или топором, которое нередко затягивалось. Он помог разработать первый прототип, машину, которую придумал французский доктор Антуан Луи и построил немецкий инженер Тобиас Шмидт. Впервые устройство было использовано в апреле 1792 и сразу же обрело в народе название «гильотина», к ужасу создателя. Гильотин безуспешно пытался дистанцироваться от изобретения во время массовых казней последнего десятилетия восемнадцатого века. В начале девятнадцатого члены его семьи даже обращались к правительству с петицией, но тоже бесплодно.

Казни были публичным зрелищем

Во время Террора, тысячи врагов Французской революции были убиты с помощью лезвия гильотины. Некоторые зрители жаловались, что машина слишком быстрая и точная, но вскоре казни стали считаться отличным развлечением. Люди приезжали на площадь Революции посмотреть на работу гильотины, ее устройство воспевалось в песнях, шутках и стихах. Зрители могли купить сувениры, программку с именами жертв или даже перекусить в ближайшем ресторане под названием «Кабаре Гильотины». Некоторые приходили каждый день, особенно прославилась группка женщин, которые приходили на каждую казнь и вязали в перерывах. Даже театр потерял популярность на фоне казней. Многие люди говорили предсмертные речи, некоторые танцевали на пути на эшафот. Восторг от гильотины прошел к концу восемнадцатого века, но такой метод казни оставался в ходу до 1939 года.

Это была популярная детская игрушка

Нередко на казни брали и детей, а некоторые играли с миниатюрными гильотинами и дома. В последнее десятилетие восемнадцатого века популярной игрушкой была гильотина высотой в полметра, с имитацией лезвия. Дети казнили кукол, а иногда и грызунов, отчего в некоторых городах такое развлечение все же решено было запретить из опасения, что это дурно повлияет на детскую психику. До того момента гильотины успели уже распространиться и на столы высших классов, где ими резали хлеб и овощи.

Палачи были знамениты на всю страну

Чем популярнее становилась такая казнь, тем более знаменитыми становились палачи. Во время Французской революции каждый палач был известным человеком. Люди обсуждали, насколько хорошо палач справлялся с массовой казнью. Работа была семейным делом. К примеру, в семье Сансон было несколько поколений палачей - представители семейства работали на должности с 1792 по 1847 год, причем среди их жертв оказались король Луи Шестнадатый и Мария Антуанетта. С девятнадцатого по двадцатый век наиболее известны были Луи и Анатоль Дейблеры, отец и сын, которые совместными усилиями осуществляли процедуру с 1879 по 1939. Имена палачей нередко распевали на улицах, а их рабочая униформа становилась модным нарядом.

Ученые проводили жуткие эксперименты на головах жертв

С самого начала людям было интересно, сохраняет ли голова сознание. Доктора просили жертв моргать после казни, чтобы продемонстрировать, что они все еще могут двигаться, некоторые обжигали головы огнем свечей. В 1880 один из докторов даже пытался накачать голову кровью, чтобы вернуть ее к жизни.

Гильотину использовали нацисты

Гильотина была в ходу не только в годы, когда пылала Французская революция. Во времена Третьего Рейха по приказу Гитлера были гильотинированы шестнадцать с половиной тысяч человек.

В последний раз ее использовали в семидесятых годах двадцатого века

Гильотину не отменяли до конца двадцатого века. Последним казненным стал убийца Хамид Джандуби, приговор которому был вынесен в 1977, а в 1981 вышел государственный запрет на такую меру наказания.

Под конец жизни человек, носивший «чудовищное», по его собственному мнению, имя Гильотен, обратился к властям наполеоновской Франции с просьбой переменить одноименное название страшного приспособления для казни, но его просьба была отклонена. Тогда дворянин Жозеф Игнас Гильотен, мысленно попросив прощения у своих предков, задумался над тем, каким образом избавиться от некогда добропорядочного и почтенного родового имени…

Доподлинно неизвестно, удалось ли ему это осуществить, но потомки Гильотена навсегда исчезли из поля зрения историков.

Жозеф Игнас Гильотен родился 28 мая 1738 года в провинциальном городке Сэнт в семье не самого преуспевающего адвоката. И тем не менее с младых ногтей впитал некое особое чувство справедливости, переданное ему отцом, ни за какие деньги не соглашавшимся защищать обвиняемых, если он не был уверен в их невиновности. Жозеф Игнас якобы сам уговорил родителя отдать его на воспитание к отцам иезуитам, предполагая облачиться в сутану священнослужителя до конца своих дней. Неизвестно, что отвратило молодого Гильотена от этой почтенной миссии, но в определенный срок он неожиданно даже для самого себя оказался студентом медицины сначала в Реймсе, а потом в Парижском университете, который и закончил с выдающимися результатами в 1768 году. Вскоре его лекции по анатомии и физиологии не могли вместить всех желающих: портреты и отрывочные воспоминания рисуют молодого доктора маленьким, ладно скроенным человеком с изящными манерами, обладающим редкостным даром красноречия, в глазах которого светилась некая восторженность.

Жозеф Игнас Гильотен

Joseph-Ignace Guillotin

День рождения: 28.05.1738 года
Место рождения: Сэнт, Франция
Год смерти: 1814
Гражданство: Франция

Можно только удивляться тому, сколь радикально изменились взгляды того, кто некогда претендовал на роль служителя церкви. Как лекции Гильотена, так и его внутренние убеждения обнаруживали в нем законченного материалиста. Еще не были забыты великие врачи прошлого, такие как Парацельс, Агриппа Неттесгеймский или отец и сын ван Гельмонт, еще трудно было отрешиться от представлений о мире как о живом организме. Однако молодой ученый Гильотен уже ставил под сомнение утверждение Парацельса о том, что «натура, космос и все его данности - единое великое целое, организм, где все вещи согласуются меж собой и нет ничего мертвого. Жизнь - это не только движение, живут не только люди и звери, но и любые материальные вещи. Нет смерти в природе - угасание какой-либо данности, есть погружение в другую матку, растворение первого рождения и становление новой натуры».

Все это, по мнению Гильотена, было чистой воды идеализмом, несовместимым с модными, рвущимися к господству новыми материалистическими убеждениями века Просвещения. Он, как это и полагалось молодым естественникам его времени, несравнимо больше восхищался своими знакомыми - Вольтером, Руссо, Дидро, Гольбахом, Ламерти. Со своей медицинской кафедры Гильотен с легким сердем повторял новое заклинание эпохи: опыт, экперимент - экперимент, опыт. Ведь человек - это прежде всего механизм, он состоит из винтиков и гаечек, их надо только научиться подкручивать - и все будет в порядке. Собственно, мысли сии принадлежали Ламерти - в своем труде «Человек-машина» великий просветитель утверждал весьма узнаваемые и сегодня идеи о том, что человек есть не что иное, как сложно организованная материя. Те же, кто считает, будто мышление предполагает существование бестелесной души, - дураки, идеалисты и шарлатаны. Кто когда-нибудь видел и трогал эту душу? Так называемая «душа» прекращает существование тотчас после смерти тела. И это - очевидно, просто и наглядно.

А потому вполне естественно, что врачи парижской медицинской Академии, к которой принадлежал и Гильотен, столь дружно возмутились, когда в феврале 1778 года в столице объявился австрийский врачеватель Франц Антон Месмер, широко известный тем, что открыл магнетический флюид и первым применил для лечения гипноз. Месмер, разрабатывавший идеи своего учителя ван Гельмонта, эмпирическим путем открыл механизм психического внушения, однако посчитал, что в организме целителя циркулирует особая жидкость - «магнетический флюид», через который на больного действуют небесные тела. Он был убежден, что одаренные целители могут пассами передавать эти флюиды другим людям и таким образом излечивать их.

…10 октября 1789 года члены Учредительного собрания долго шумели и не хотели расходиться с заседания. Мсье Гильотен внес на обсуждение важнейший закон, касающийся смертной казни во Франции. Он стоял перед законодателями торжественный, воодушевленный и говорил, говорил. Основная его мысль заключалась в том, что смертная казнь тоже должна быть демократизирована. Если до сих пор во Франции способ наказания зависел от благородства происхождения - преступников из простонародья обычно вешали, сжигали или четвертовали, и лишь дворян удостаивали чести обезглавливания мечом, - то теперь эту безобразную ситуацию следует в корне изменить. Гильотен на секунду запнулся и заглянул в свои записи.

Чтобы быть достаточно убедительным сегодня, я провел немало времени в беседах с мсье Шарлем Сансоном…
При упоминании этого имени в зале мгновенно наступила немая тишина, словно все одновременно внезапно лишились дара речи. Шарль Анри Сансон был потомственным палачом города Парижа. Семья Сансонов удерживала, так сказать, монополию на это занятие с 1688 по 1847 год. Должность передавалась в семействе Сансонов от отца к сыну, а если рождалась девочка, то палачом обречен был стать ее будущий муж (если, конечно, таковой находился). Впрочем, эта работа была весьма и весьма высокооплачиваемой и требовала совершенно исключительного мастерства, поэтому своему «искусству» палач начинал обучать сына, едва тому исполнялось четырнадцать.

Гильотен, в самом деле, частенько захаживал в дом мсье Сансона на улицу Шато д`О, где они беседовали и нередко музицировали дуэтом: Гильотен неплохо играл на клавесине, а Сансон - на скрипке. Во время разговоров Гильотен заинтересованно расспрашивал Сансона о трудностях его работы. Надо сказать, что Сансону редко доводилось делиться своими заботами и чаяниями с приличным человеком, поэтому долго тянуть его за язык не приходилось. Так Гильотен узнал о традиционных приемах милосердия людей этой профессии. Когда, например, осужденного возводят на костер, то палач обычно подставляет багор с острым концом для перемешивания соломы, точно напротив сердца жертвы - чтобы смерть настигла его до того, как огонь с мучительным замедленным смаком начнет пожирать его тело. Что же касается колесования, этой невиданной по жестокости пытки, то тут Сансон признался, что палач, всегда имеющий в доме яд в виде крошечных пилюль, как правило, находит возможность незаметно подсунуть его несчастному в перерывах между пытками.

Итак, - продолжал Гильотен в зловещей тишине зала, - я предлагаю не просто унифицировать способ смертной казни, ведь даже такой привилегированный метод умерщвления, как обезглавливание мечом, тоже имеет свои недостатки. «Завершить дело при помощи меча можно лишь при соблюдении трех важнейших условий: исправности инструмента, ловкости исполнителя и абсолютного спокойствия приговоренного, - продолжал цитировать Сансона депутат Гильотен, - кроме того, меч нужно выправлять и точить после каждого удара, иначе быстрое достижение цели при публичной казни становится проблематичным (бывали случаи, что отрубить голову удавалось едва ли не с десятой попытки). Если же казнить придется сразу нескольких, то времени на заточку нет, а значит, нужны запасы «инвентаря» - но и это не выход, поскольку осужденные, вынужденные наблюдать за гибелью предшественников, оскальзываясь в лужах крови, часто теряют присутствие духа и тогда палачу с подручными приходится работать, как мясникам на бойне…»
- Хватит об этом! Наслушались! - вдруг нервно взметнулся чей-то голос, и собрание внезапно заволновалось - присутствующие зашипели, засвистели, зашикали.
- У меня есть кардинальное решение этой ужасной проблемы, - выкрикнул он, перебивая шум.

И четким, ясным голосом, как на лекции, сообщил присутствующим, что он разработал чертеж механизма, который позволит мгновенно и безболезненно отделять голову от туловища осужденного. Он повторил - мгновенно и абсолютно безболезненно. И торжествующе затряс в воздухе какими-то бумагами.

На том историческом заседании постановили рассмотреть, исследовать и уточнить проект «чудодейственного» механизма. Им помимо Гильотена вплотную занялись еще три человека - лейб-медик короля хирург Антуан Луи, немецкий инженер Тобиас Шмидт и палач Шарль Анри Сансон.

…Задумывая облагодетельствовать человечество, доктор Гильотен тщательно изучил те примитивные механические конструкции, которые использовались для лишения жизни когда-либо ранее в других странах. За образец он взял древнее приспособление, используемое, например, в Англии с конца XII по середину XVII века, - плаху и что-то вроде топора на веревке… Нечто подобное существовало в Средние века и в Италии, и в Германии. Ну а затем - с головой ушел в разработку и усовершенствование своего «детища».

Историческая справка: есть мнение, что что гильотину изобрели НЕ во Франции . На самом деле гильотина из Галифакса, графство Йоркшир. «Виселица из Галифакса» состояла их двух пятиметровых деревянных столбов, между которыми находилось железное лезвие, которое закреплялось на перекладине, заполненной свинцом. Управлялось данное лезвие с помощью веревки и вОрота. Оригиналы документов свидетельствуют, что при помощи данного приспособления в период с 1286 по 1650 год казнили по крайней мере пятьдесят три человека. Средневековый город Галифакс жил благодаря торговле сукном. Громадные нарезы дорогой материи сушились на рамах из дерева около мельниц. При этом, в городе стало процветать воровство, которое стало для него большой проблемой и торговцам было нужно эффектное средство устрашения. Это и устройство наподобие его, под названием «The Maiden» или «Шотландская Дева», вполне возможно, могли вдохновить французов, чтобы позаимствовать основную идею и дать ей собственное название.

Весной 1792 года Гильотен в сопровождении Антуана Луи и Шарля Сансона приехал к Людовику в Версаль - обсудить готовый проект механизма казни. Несмотря на нависшую над монархией угрозу, король продолжал считать себя главой нации, и его одобрение получить было необходимо. Версальский дворец был почти пуст, гулок, и Людовик XVI, обычно окруженный шумной, оживленной свитой, выглядел в нем до нелепого одиноким и потерянным. Гильотен заметно волновался. Но король сделал только одно-единственное меланхоличное, но поразившее всех замечание: «К чему полукруглая форма лезвия? - спросил он. - Разве у всех одинаковые шеи?» После чего, рассеянно присев к столу, собственноручно заменил на чертеже полукруглое лезвие на косое (позднее Гильотен внес важнейшую поправку: лезвие должно падать на шею осужденного точно под углом 45 градусов). Как бы то ни было, но изобретение Людовик принял.

А в апреле все того же 1792-го Гильотен уже суетился на Гревской площади, где устанавливали первое приспособление для обезглавливания. Вокруг собралась огромная толпа зевак.
- Ишь, какая красавица, эта мадам Гильотина! - сострил какой-то нахал.

Так, от одного злого языка к другому, в Париже прочно утвердилось слово «гильотина».

Историческая справка: Позже предложение Гильотена было переработано доктором Антуаном Луи, который служил секретарем в Академии хирургии, и именно по его чертежам в 1792 году сделали первую гильотину, которой дали название «Луизон» или «Луизетта».А еще в народе ее стали ласкательно называть «луизетткой».

Гильотен и Сансон позаботились о том, чтобы опробовать изобретение сначала на животных, а потом на трупах - и, надо сказать, работало оно отменно, подобно часам, требуя при этом минимального человеческого участия.

Конвент наконец принял «Закон о смертной казни и способах приведения ее в исполнение», и отныне, за что и ратовал Гильотен, смертная казнь игнорировала сословные различия, став для всех одной, а именно - «мадам Гильотиной».

Общий вес этой машины составлял 579 кг, топор же весил более 39,9 кг. Процесс отсечения головы занимал в общей сложности сотую долю секунды, что являлось предметом особой гордости медиков - Гильотена и Антуана Луи: они не сомневались, что жертвы не страдают. Однако «потомственный» палач Сансон (в одной частной беседе) попытался разуверить доктора Гильотена в его приятном заблуждении, утверждая, что он доподлинно знает, что после отсечения головы жертва в течение нескольких минут все еще продолжает сохранять сознание и эти страшные минуты сопровождаются не поддающейся описанию болью в отсеченной части шеи.
- Откуда у вас эти сведения? - недоумевал Гильотен. - Это абсолютно противоречит науке.

Сансон же в глубине души скептически относился к новой науке: в недрах его много чего на своем веку повидавшего семейства хранились всякие предания - его отцу, деду и братьям не раз доводилось иметь дело и с ведьмами, и с колдунами, и с чернокнижниками - они всякого успевали порассказать палачам перед казнью. А потому он позволил себе усомниться в гуманности передовой технологии. Но Гильотен смотрел на палача с сожалением и не без ужаса, думая, что, скорее всего, Сансон переживает из-за того, что отныне будет лишен работы, так как приводить в действие механизм Гильотена сможет кто угодно.

Кстати, казнь на гильотине вовсе не такое простое дело, как кажется. Мало того, что человека надо правильно закрепить на качающейся доске (а ведь далеко не все покорно дают себя привязать!) и зажать его шею досками. Ассистент палача должен был в момент перед казнью ухватить голову казнимого и вытянуть ее вперед, чтобы под лезвие попала именно шея, а не затылок, — при этом лезвие падало всего в 2-5 см от пальцев ассистента. И таки да — сомнения в мгновенности смерти имели основания. По свидетельствам того же палача, отрубленные головы часто еще довольно долго (от секунд до минуты) двигали глазами и шевелили губами.

А пока доктор Жозеф Игнас Гильотен в одночасье превратился в модного светского человека и был всюду нарасхват. Когда-то он мечтал о славе - и вот она пришла. Его изобретение обсуждалось и в королевских покоях, и в гостиных самых видных аристократов, его поздравляли, пожимали руки, одобряли. Он же улыбался хоть и скромно, но как человек, знающий себе цену. Изобретенная им машина стала одним из главных действующих лиц в грандиозном драматическом спектакле, происходящем вокруг.В Париже, да и не только, производили брошки и печати для конвертов в виде гильотинок. Столичные кулинары тоже не остались в стороне: маленькую машину искусно выпекали к праздничному столу. Последним и самым актуальным криком моды стали духи «Парфюм де Гильотин» - их автор остался истории неизвестен.

Впервые доктор Гильотен сообразил, что творится что-то неладное, когда Конвент, заменивший Национальное собрание, с перевесом в один голос вынес смертный приговор как «изменнику революции» … самому королю, в нарушение своей же действующей Конституции, согласно которой монарх оставался лицом неприкосновенным. Когда Гильотену доставили торжественное приглашение участвовать 21 января 1793 года в спектакле «соития мадам Гильотины с королем Франции», он лишился чувств. А первое, что он узнал, придя в себя, - это то, что революционный народ пожелал перенести придуманную им машину с Гревской - на площадь под окна королевского дворца, которая отныне будет именоваться площадью Революции.

Есть свидетельства, что ночью, накануне казни короля, Гильотен в первый раз за много лет извлек из потайных кладовок изображение Богоматери и не смыкая глаз молился до рассвета… Его слуги даже решили, что хозяин лишился рассудка.

…Король был единственным из всех французов, кому милостиво даровали две привилегии - ехать на казнь в приличествующем его сану экипаже (а не в предназначенной для этого повозке) и прибыть на эшафот в сопровождении священника. Раздался грохот барабанов. Гильотен продолжал стоять с закрытыми глазами, а в его сознании, словно во сне, возникала цифра «20» - ему, как никому другому, было известно, что именно на счет 20 лезвие машины падало до своего предела…

Я умираю за счастье Франции, - словно в тумане донеслись до него последние слова Людовика.
«Двадцать», - судорожно выдохнул Гильотен и, упав на колени и больше уже не контролируя себя, стал исступленно молиться. Никто не обращал на него внимания. Толпа заколыхалась, и кровожадное «ура» огласило бледное рассветное небо.

Несколько месяцев после казни короля доктора Гильотена никто не видел. Да и до него ли тогда было? Кто-то был уверен, что он неизвестно от чего умер, кто-то утверждал, что сбежал за границу. В любом случае, достоверных сведений об этом периоде его жизни нет.

Каких только узников она за последние годы не повидала! Революция, как это обычно бывает, давно принялась пожирать сама себя: казнили легендарных деятелей революции Бриссо и Верньо - последний еще не так давно председательствовал в Национальном собрании. Потом ее стены почтили аристократы - да в каком количестве! Был гильотинирован герцог Орлеанский, тот самый, который подал голос за смерть короля, затем слетела голова графа Ларока, графа де Лэгля, а вместе с ним - Агнессы Розалии Ларошфуко, принцессы де Ламбаль… Казнили ученого, которым Гильотен всегда так восхищался, - Лавуазье, не изыскав возможности отложить приведение приговора в исполнение ни на один день, чтобы дать тому возможность записать научное открытие. Казнили недавних революционных вожаков - Дантона и Демулена.

Гильотен, терзаемый чудовищными душевными муками, считал себя виновным в смерти каждого из этих людей. Зловещее предсказание Месмера сбылось: по ночам ему являлись их отрубленные головы, он же вымаливал у них прощение, произнося в свой адрес страстные оправдательные речи - он ведь хотел как лучше… Он абсолютно искренне обещал самому себе, что, когда придет и его час, он, взойдя на эшафот, повинится перед народом, публично плюнет на «мадам Гильотину» и предаст ее проклятию. Так ему легче будет умереть…

Но судьба не допустила близкого знакомства доктора Гильотена с «мадам Гильотиной». Доподлинно известно, что после казни Робеспьера, состоявшейся 28 июля 1794 года, Жозеф Гильотен оказался на свободе. Он скрылся в глухой провинции и в столице показывался чрезвычайно редко. Говорили, что он обратился в прилежного христианина и до последних дней жизни вымаливал у Господа прощения за свои грехи. Его имя всплыло в документах еще раз в связи с тем, что он выступил сторонником прогрессивной в начале XIX века идеи вакцинации против оспы.

…Жозеф Игнас Гильотен дожил до 1814 года и умер от карбункула на плече. Возможно, в последние годы он не раз вспоминал, как во времена своей юности дерзал спорить с Парацельсом о том, что живые «механизмы» мертвы. Какой, должно быть, это казалось ему глупостью! Тем более что придуманный им механизм оказался живее живых…

«Подарок» доктора Гильотена служил человечеству еще долго. Позднее подсчитали, что во времена Французской революции было гильотинировано более 15 тысяч человек. Гильотина во Франции была упразднена лишь в 1981 году – вместе с отменой смертной казни. Последняя же казнь с помощью «мадам Гильотины» состоялась в октябре 1977 года в Марселе: так казнили убийцу Намида Джадуби. В Европе гильотина тоже применялась, хотя в Швеции, например, ее использовали только один раз - в 1910 году.

Впрочем, одной только Францией история гильотины не исчерпывается. Ее применяли как орудие казни в Италии (до 1870 года), в Швеции (правда, всего лишь один раз – в 1910 году). Подлинный «ренессанс» гильотина пережила в нацистской Германии: с 1933 по 1945 год в «Третьем рейхе» таким способом было обезглавлено около 40 тысяч человек. Формально казни на гильотине предавали за уголовные преступления, фактически же уголовным преступлением считалось любое сопротивление нацистскому режиму…

Как ни странно, после крушения «Третьего рейха» гильотинирование продолжало применяться в ГДР. Лишь в 1966 году его заменили на расстрел, поскольку единственная гильотина сломалась.

Мы никогда не узнаем, как отнеслась совсем нематериальная душа доктора Гильотена к столь чудовищному долгожительству его «сверхгуманной» машины. Хотя куда благими намерениями выложена дорога, неоднократно

Ну и в завершение. У Тургенева есть весьма любопытный рассказ «Казнь Тропмана», где описывается казнь на гильотине. Почитайте – не пожалеете!

http://vlasti.net/news/90020

http://www.samoeinteresnoe.com/

Напомню вам еще, кто мечтал и что из этого вышло или кто был Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -