Способы психологического воздействия в процессе общения (убеждение, внушение, подражание, эмоциональное заражение). Психическое заражение и подражание

Бессознательная невольная подверженность индивида определенных психическим состояниям. При этом происходит не осознанная передача/принятие какой-то информации или образца поведения, а передача определенного эмоционального состояния (психического настроя). Так как все это имеет место в массе, набюлюдается многократное взаимное усиление эмоциональных состояний общающихся людей.

Религиозные экстазы;

Массовые психозы;

Паника (следствие дефицита или избытка информации о пугающей или непонятной новости). Но если в ситуации паники находится человек, способный предложить образец поведения, которое восстановит нормальное эмоциональное состояние толпы|,панику можно прекратить;

Эмоциональные заражения в ситуации массовых зрелищ. Установлено, что для возникновения заражения необходимо установление общности оценок (популярного артиста, фашистского лидера и т.д.), чему очень способствуют предварительные аплодисменты.

Заражение - не только асоциальный механизм. В качестве положительного примера может служить заражение личным примером на войне, при проведении спасательных работ в зонах катастроф и т.д. Как это запустить? К сожалению, этот вопрос практически не исследован.

Целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Здесь, в отличие от заражения, передается информация, но она воспринимается некритически.

Отличия механизма внушения от механизма заражения:

Заражение - сопереживание всей массой людей (в том числе и лидером) общего психического состояния; при внушении суггестор не подвергается такому же состоянию, что и принимающие индивидуумы.

Внушение, как правило, вербально; при заражении используются и другие средства (восклицания, ритмы и др.)

Отличия механизма внушения от убеждения состоит в следующем.

Внушение непосредственно вызывает определенное психическое состояние, не нуждаясь в доказательствах и логике; здесь достигается не согласие, а просто принятие информации как готового вывода; у. происходит логическим методом, и вывод делает сам убеждаемый. Другими словами, убеждение - интеллектуальное воздействие, а внушение - эмоционально-волевое. Отсюда - факторы эффективности социального внушения:

В целом дети сильнее поддаются внушению, чем взрослые;

Более внушаемы люди утомленные, ослабленные физически и эмоционально;

Таким образом, внушение относится к манипулятивным способам воздействия на аудиторию. Исследованы приемы сопротивления внушению и приемы снятия этой психической самозащиты (контрконтрсуггестия).

Примеры внушения мы находим в пропаганде и рекламе. И то, и другое формально апеллирует к логике и сознанию, но метод внушения используется весьма широко. В частности, здесь разработана особая концепция (специфический образ воспринимаемого предмета, когда ракурс восприятия умышленно смещен и акцентируются только определенные стороны объекта).Имидж сгущает нужные рекламодателю краски образа и, тем самым, выполняет функцию механизма внушения. Кроме того, грамотно построенный имидж адресуется к эмоциональной стороне восприятия, что облегчает внушение.

Воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Выделяются подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Сформулированы следующие законы массового подражания:

Внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние. Например, духу религии начинают подражать раньше, чем обрядам;

Низшие по социальной лестнице подражают высшим (провинция - центру, дворянство - королевскому двору и т.д.).

Все упомянутые механизмы воздействия на членов стихийной группы, конечно, не являются односторонними. Всегда существует и обратное движение - от личности к оказываемому на нее воздействию, причем его интенсивность зависит от степени критичности личностей, составляющих стихийную группу.

Общение включает в себя определенные способы воздействия индивидов друг на друга; основные из них – это заражение, внушение, подражание

Заражение – это бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Заражение выступает как форма спонтанно проявляющегося внутреннего механизма поведения человека. Механизм социально-психологического заражения сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся между собой людей. Особой ситуацией, в которой усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние. Непосредственной причиной паники является появление какого-либо известия, способного вызвать своеобразный шок.

Внушение есть целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется воздействие на другого, основанное на некритическом восприятии сообщения или информации.

В отличие от заражения, которое носит, как правило, невербальный характер (танцы, игры, музыка, эмоции и т.п.), внушение носит, напротив, вербальный характер, т.е осуществляется посредством речевого сообщения. С особой силой внушение действует на лиц впечатлительных и вместе с тем не обладающих достаточно развитой способностью к самостоятельному логическому мышлению, не имеющих твердых жизненных принципов и убеждений, неуверенных в себе.

Подражание как способ воздействия проявляется в следовании какому-либо примеру, образцу посредством его воспроизведения. Особое значение подражание имеет в процессе психического развития человека.

Социальная перцепции

Общение несет в себе функцию межличностного познания, его сущность находится в зависимости от полноты и адекватности познания педагогом личности учащегося.

Социальная перцепция- установка взаимопонимания и эффективного взаимодействия на основе психологически грамотного восприятия.(умение людей слушать друг друга).

Механизмы межличностного восприятия:

Идентификация - процесс неосознанного отождествления «я» с «другим», восприятие другого человека как продолжение себя.

Эмпатия - способность человека с помощью чувств проникнуть в мир душевных переживаний другого человека, разделять его переживания.

Рефлексия - внутренняя деятельность человека, ориентированная на самопознание, осмысление своих действий и состояний.

Проецирование - неосознанная склонность приписывать другим свои собственные мотивы, переживания, качества.

Децентрация - способность человека отойти от собственной эгоцентричной позиции, способность к восприятию точки зрения другого человека.



Стереотипизация - это использование конкретных эталонов, с помощью которых человек даёт оценку другим людям. Выделяют типы стереотипизации: антропологические – особый физический облик, определенные черты; социальные – личностные качества; эмоционально-экспрессивные – внешняя привлекательность.

Рефлексивно - перцептивные умения человека образуют органичный комплекс: познать собственные индивидуально - психологические особенности, оценить своё психическое состояние; осуществить разностороннее восприятие и адекватное познание личности другого человека.

Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга имеет явление казуальной атрибуции - это объяснение субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей. Объяснение причин поведения человека может быть через внутренние причины (внутренние диспозиции человека, устойчивые черты, мотивы, склонности человека), либо через внешние причины (влияние внешних ситуаций).

Процессы казуальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям. На восприятие людей влияют: 1) Стереотипы - привычные упрощённые представления о других группах людей, о которых мы располагаем скудной информацией. Стереотипы мы приобретаем от той группы, к которой принадлежим (от родителей, учителей в детстве, от СМИ). Стереотипы стираются, если люди разных групп начинают тесно взаимодействовать. 2) Предубеждения - эмоциональная оценка каких - либо людей как хороших или плохих, даже не зная их самих, ни мотивов их поступков. 3) Установки - неосознанная готовность человека определённым привычным образом воспринимать и оценивать каких - либо людей и реагировать определённым, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации.

При межличностном общении важна обратная связь - это сообщение, адресованное другому человеку о том, как его воспринимает взаимодействующий субъект, что он чувствует в связи с отношениями.

Существует два взаимосвязанных вида социальной перцепции (Л.И.Митина):

Собственно-перцептивный (восприятие и слушание ребенка или другого человека);

Эмпатичный (сочувствие ребенку, сопереживание и т.д.)

Эмпатичное слушание обеспечивает лучшее понимание собеседника, помогает нейтрализовать имеющие у людей склонности к оценке, избежать категорических противопоставлений («Я - ОН (они)»). Часто такой вид слушания дает возможность более глубокого понимания поведения собеседника.

Функция социальной перцепции в общении состоит в том, что собеседник проявляет внимание к поведению оппонента, его словам, жестам, интонациям, переменам внешнем облике и поведении.

Факторы социально- перцептивных искажений в процессе общения:

1) эффект ореола – влияние общего впечатления о другом человеке на восприятие и оценку частных свойств и проявлений его личности;

2) эффект инерционности – тенденция к сохранению однажды созданного представления о человеке;

3) эффект последовательности – влияние на восприятие последовательности поступления сведений о человеке;

4) влияние имплицитной теории личности – рассмотрение конкретного человека сквозь призму имплицитных представлений о том, какова должна быть личность, по мнению воспринимающего;

5) суждение о другом человеке по аналогии с собой – в большинстве случаев бессознательный перенос на других особенностей свойств, переживаний и т.д.

6) эффект стереотипизации – наложение на восприятие отдельного человека стереотипа, обобщенного образа некоторого класса, группы, категории людей;

7) стремление к внутренней непротиворечивости – склонность восприятия «вытеснить» все аспекты образа воспринимаемого человека, противоречащие сложившейся о нем «концепции»;

8) влияние характеристик личности воспринимающего – воздействие на социальную перцепцию уровня когнитивной сложности воспринимающего, уровня его притязаний, самооценки, общительности и т.п.

Механизмы общения – социально-психологические явления и процессы, возникающие в результате взаимовлияния людей друг на друга, которые оказывают непосредственное воздействие на уровень их психологического контакта и взаимопонимания, на характер и эффективность их коммуникативного поведения.

Механизмы воздействия на человека:

Заражение – самый древний механизм. Передача определенного эмоционального, психического настроя от одного человека к другому и основано на апелляции к эмоционально- бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом). Продукт воздействия на других мощной энергетики психического состояния индивида или группы, человеческая способность к восприятию, сочувствию, соучастию, сопереживанию этого состояния.

Заражение характеризует во много бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям.

Эффект зависит от степени интенсивности эмоционального состояния воздействующего и количества слушателей. Чем выше эмоциональный настрой воздействующего человека, тем мощнее эффект. Для возникновения чувства единства, под влиянием эмоционального транса, число людей должно быть достаточно большим.

Функции заражения:

1. Еще большее усиление групповой сплоченности, когда такая сплоченность уже имеет место быть.

2. Средство компенсации недостаточной организационной сплоченности группы.

Внушение - основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека, но уже вербальными, словесными средствами. Причем воздействующий должен пребывать рассудочном состоянии, а не в состоянии эмоционального транса.

Внушение апеллирует к готовности личности получать инструкции к действию, распоряжения.

Внушать можно только словом. Очень велика роль интонации: 90% зависит именно от интонации, которая выражает убедительность, значительность слова.



Внушаемость – степень податливости внушению, способность к некритическому восприятию поступающей информации. Она неодинакова: выше у лиц со слабой нервной системой и с резкими колебаниями внимания, экстраверты, доверчивые, тревожные, податливые, слабое стремление к самовыражению, репродуктивное мышление, стремление работать по образцу. Трудновнушаемые – сильный тип нервной системы, быстрый темп психологической работы, интроверт, скептик, спокойный, упрямый, сильное стремление к самовырожению, творческий деятель, самостоятельный.

Формы внушения:

1. Гипнотическое внушение

2. Внушение в состоянии релаксации – мышечной и психической расслабленности

3. Внушение при активном состоянии, когда человек бодрствует

Приемы внушения направлены на снижение критичности человека при приеме информации снижают критичность и повышают податливость человека к получаемой информации.

1. Прием переноса предполагает, что при передаче сообщения новое связывают с хорошо знакомыми фактами, явлениями, людьми, к которым человек относится эмоционально положительно, чтобы произошел перенос этого эмоционального состояния на новую информацию (перенос негативного отношения, тогда информация отторгается).

2. Приемы свидетельств (цитирование известного лица, ученного, мыслителя).

3. Апелляция ко всем (большинство люде считают, что..)

Убеждение – апеллирует к логике, разуму. Предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, мышления.

1. Убеждающая речь должна строиться с учетом индивидуальных особенностей слушателя.

2. Она должна быть последовательной, логичной, максимально доказательной, содержать как обобщающие, так и конкретные примеры.

3. Необходимо анализировать факты, известные слушателям.

4. Убеждающий и сам должен быть глубоко убежден в том, что доказывает.

Малейшая неточность, логическое несоответствие снизят эффект убеждения.

1) Слушатель сравнивает получаемую информацию с имеющейся у него, и в результате создается представление о том, как оратор ее преподносит, откуда он ее черпает; если человеку кажется, что оратор говорит неправду, скрывает факты, то доверие к нему резко падает.

3) Сравниваются установки оратора и слушателя. Если дистанция велика, то убеждение может быть неэффективны, но убеждающий может сначала сообщить об элементах сходства со взглядами убеждаемых. Или же наоборот сначала сообщить о существенных различиях в установках, а потом уверенно доказать и опровергнуть чуждые мнения (это сделать крайне тяжело).

ТО убеждение – это метод воздействия, основанный на логических приемах, к которым примешиваются социально-психологические давления разного рода (влияние авторитетности источника информации, групповое влияние). Убеждение более эффективно, когда убеждается группа, а не индивид.

Убежденеие основано на логических приемах доказательств. Докозательство состоит из:

1. Тезис – это мысль, истенность которой требуется доказать; он должен быть ясно, точно, недвусмысленно определен и обоснован фактами.

2. Довод – это мысль, истинность которой уже доказана, и поэтому она приводится для обоснования истенности или ложности тезиса.

3. Демонстрация- логическое рассуждение, совокупность логических правил, используемых в доказательстве.

Эффект бумеранга – убеждение приводит к результатам, противоположным намерениям убеждающего. Это происходит:

1. Когда исходные установки между убеждающим и убеждаемыми разделены большой дистанцией, и с самого начала оратор это показывает, но не обладает вескими аргументами и авторитетом. Аудитория не слушает, отторгает информацию и еще более укрепляет свои позиции.

2. В случае обилия информации, доводов, доказательств по ничтожному поводу. Создается эмоциональный барьер, который отторгает все убеждающие доводы, хотя внешне, человек может и согласится.

Эффективность зависит от первичности и вторичности информации: Первичная информация воспринимается легче, доверчивее, на них не влияют предыдущие предубеждения, однако информация о каком-либо давно известном событии, человеке, которая поступила последней, может перечеркнуть имеющееся ранее отношение к этому событию или человеку.

Подражание – воспроизведение деятельности, поступков, качеств другого человека, на которого хочется походить.

Условия подражания:

· Наличие положительного эмоционального отношения, восхищения или уважения к этому человеку – объекту подражания.

· Меньшая опытность человека по сравнению с объектом подражания.

· Ясность, выразительность, привлекательность образца.

· Доступность образца, хотя бы отчасти..

· Сознательная направленность желаний и воли человека на объект подражания (хочется быть таким).

Подражание – важнейший фактор развития личности ребенка, но оно присуще и взрослым. Молодежь подражает прежде всего тому, что социально ново.

Тард разделял подражание на виды:

1) Логическое и внелогическое

2) По последовательности и механизму движения – на внутренне и внешнее

3) По степени устойчивости – подражание-мода и подражание-обычай

4) По социальной природе- подражание внутри класса и подражание одного класса другому.

Страница 1

В энциклопедии социологии дано следующее определение психического заражения. Заражение психическое – собирательное наименование ряда явлений и феноменов индивидуально-психического и социально-психологического порядка в поведении людей, предпосылками которых являются механизмы суггестии и подражания. Определяющим для психического заражения выступает явная доминация эмоциональной компоненты ее осуществления и проявления. Психическое заражение тесно связано с таким феноменом, как "мода", а также с прецедентами таких явлений, как коллективные фобии (страхи) различного вида. Первую попытку собственно социологического объяснения феноменов психического заражения осуществил Г. Лебон в своем проекте реконструкции поведения человеческих "толп".

Согласно Андреевой, заражение с давних пор исследовалось как особый способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей, особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы и т.д. Феномен заражения был известен, по-видимому, на самых ранних этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр.

Заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя». Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. Многие исследователи констатируют наличие особой «реакции заражения», возникающей особенно в больших открытых аудиториях, когда эмоциональное состояние усиливается путем многократного отражения по моделям обычной цепной реакции. Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, выступающей своеобразным ускорителем, который «разгоняет» определенное эмоциональное состояние.

Психологическая трактовка психического заражения мною найдена следующая. Заражение – бессознательная невольная подверженность индивида определенных психическим состояниям. При этом происходит не осознанная передача/принятие какой-то информации или образца поведения, а передача определенного эмоционального состояния (психического настроя). Так как все это имеет место в массе, наблюдается многократное взаимное усиление эмоциональных состояний общающихся людей.

Религиозные экстазы;

Массовые психозы;

Паника (следствие дефицита или избытка информации о пугающей или непонятной новости). Но если в ситуации паники находится человек, способный предложить образец поведения, которое восстановит нормальное эмоциональное состояние толпы|,панику можно прекратить;

Эмоциональные заражения в ситуации массовых зрелищ. Установлено, что для возникновения заражения необходимо установление общности оценок (популярного артиста, фашистского лидера и т.д.), чему очень способствуют предварительные аплодисменты.

Заражение играет важную роль в различных социально-психологических феноменах. Особенно велика роль заражения для возникновения "психических эпидемий" среди больших групп населения. К ним можно отнести кликушество, пляски Святого Витта, бесчинства фанатизированной толпы, повальное увлечение модой, различными веяниями в искусстве, литературе, медицине и т. д. Содержание этих доминирующих эмоций определяет содержание психического заражения. Оно играет важную роль в общественной жизни. Умелое использование психического заражения – важнейший компонент работы педагога, руководителя и вообще любого воспитателя.

Заражение – не только асоциальный механизм. В качестве положительного примера может служить заражение личным примером на войне, при проведении спасательных работ в зонах катастроф и т.д.. Заразителен пример командира, поднимающего в атаку свое подразделение, призыв партийного вожака, направляющего действия больших масс людей, учителя, увлекающего своих учеников.

Особой ситуацией, по мнению Андреевой, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Сам термин происходит от имени греческого бога Пана, покровителя пастухов, пастбищ и стад, вызывавшего своим гневом безумие стада, бросавшегося в огонь или пропасть по незначительной причине. Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. В дальнейшем паника наращивает силу, когда включается в действие рассмотренный механизм взаимного многократного отражения. Заражение, возникающее при панике, нельзя недооценивать, в том числе и в современных обществах. Широко известен пример возникновения массовой паники в США 30 октября 1938 г. после передачи, организованной радиокомпанией Эн-би-си по книге Г. Уэллса «Война миров». Массы радиослушателей самых различных возрастных и образовательных слоев (по официальным данным, около 1 200 000 человек) пережили состояние, близкое к массовому психозу, поверив во вторжение марсиан на Землю. Хотя многие из них точно знали, что по радио передается инсценировка литературного произведения (трижды это объяснялось диктором), приблизительно 400 тыс. человек «лично» засвидетельствовали «появление марсиан». Это явление было специально проанализировано американскими психологами.


Заключение.
Первые две группы детей характеризуются подавлением или игнорированием своих побуждений или потребностей. Самоорганизация их социального поведения будет подчинена групповым нормам, а не собственным нуждам. Можно прогнозировать трудности п...

Вводная терминология
Деструктивный культ (секта) - разновидность организации, чья практика (религиозная и/или психологическая, т.е. с применением психо-методик) признается авторитетными институтами гражданского общества деструктивной в отношении: личности в...

Исследования интеллектуальной активности
Интеллектуальная инициатива Выражение активности в инициативе интуитивно понимается всеми. Никто не назовет инициативным человека, выполняющего работу лишь в заданных пределах. Такого человека называют обычно добросовестным. Однако совер...

Так как психическое состояние не статично, и может изменятся во времени, в течении дня или даже пары минут, нас прежде всего интересует как и следуя каким способом можно добиться изменения состояния у зрителя во время спектакля.

Говоря о динамике изменений психических состояний, мы в первую очередь должны понимать, что в зависимости от состояния индивида на данный момент, уровень подверженности влиянию будет различный. Физическая усталость, расслабленность, ограниченность во времени и даже голод могут сказаться на подверженности индивида. Но в виду направленности работы на взаимодействие со зрительным залом, будем брать усредненный вариант зрителя.

Обычно, зритель, пришедший на спектакль или концерт, находится в радостном, бодром состоянии. Он весел, немного возбужден предстоящим действием и чаще всего не имеет за собой тех отрицательных факторов, которые сказываются на подверженности внушению. Единственное что отличает зрителя так это то, что, он сам хочет подвергнуться внушению со стороны актеров действующих на сцене. Также оказывает влияние окружающая среда. Атмосфера театра, большого количества людей ожидающих начала действия на сцене, большое количество света и сам зрительный зал уже оказывают влияние на индивида еще до начала действия. Все это создает благоприятную обстановку для восприятия происходящего на сцене и подверженности эмоциональному состоянию окружающих и актеров.

Один из видов воздействия - это заражение. Заражение принадлежит к особому способу психологического воздействия на личность в процессе общения и взаимодействия, которое осуществляется не через сознание и интеллект, а через эмоциональную сферу человека. Оно является одним из древнейших способов интеграции групповой деятельности и характеризуется стихийностью, поскольку, возникает прежде всего, в ситуациях значительного скопления людей - на стадионах, в концертных залах, на карнавалах, митингах и т.д. В социальной психологии заражение - это процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на уровне психического контакта. Заражение осуществляется через передачу психического настроения, наделенного большим эмоциональным зарядом. Исследователи, такие как Г.П. Андреева, Г Лебон, утверждают, что заражение являются одновременно продуктом как влияния на других большой энергетики психического состояния индивида или группы, так и способностью человека к восприятию, сопереживанию этого состояния, соучастие. Действенность силы психического заражения заключается в прямой зависимости от глубины и яркости эмоциональных возбуждений, идущих от коммуникатора. Одновременно значимой является и психологическая готовность реципиента до эмоционального реагирования на соответствующее влияние. Сильным катализатором эмоционального возбуждения является взрывные формы проявления эмоций, порожденные позитивным или негативным эмоциональным состоянием людей, в частности заразительный смех, плач и др.

Заражение передается от одного индивида к другому через передачу эмоционального состояния, а не через осознанное принятие какой либо информации и образцов поведения. Поэтому заражение является бессознательной, невольной подверженностью индивида психическим состояниям окружающих. Заражение имеет свойство возникать в массе людей. Находясь в гуще толпы индивид не испытывает преднамеренного давления но бессознательно усваивает образы чужого поведения и начинает вести себя соответствующе. Также среди массы народа действует механизм многократного усиления эмоций.

Говоря о театре и зрителях, мы рассматриваем их как "собранную публику". Собранная публика - скопление людей, испытывающих сходное ожидание определенных переживаний или интересующихся одним и тем же предметом. Общая заинтересованность и поляризация установок вокруг одного предмета или события - основа ее обособления. .

"При определенных условиях - и притом только при этих условиях - собрание людей представляет совершенно новые черты, которые характеризуют отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания. Сознательная личность исчезает. Толпа становится тем, что, я сказал бы, не имея лучшего выражения, организованной толпой, или толпой одухотворенной, составляющей единое существо и подчиняющееся закону духовного единства толпы" .

Большинство исследователей пришли к выводу, что при взаимодействии людей находящихся внутри толпы их эмоциональное состояние одинаково или имеет одно направления действия, будь то паника, глобальное воодушевление и прочее.

В целом же, "собранная публика - это скопление некоторого количества людей, испытывающих сходное ожидание определенных переживаний или интересующихся одним и тем же предметом. Это общая заинтересованность и поляризация установок вокруг одного и того же предмета или события - основа ее обособления. Следующей чертой является готовность к реагированию некоторым сходным образом. Это сходство установок, ориентации и готовности к действию - основа объединения публики"

Механизм психологического объединения, в общем, вполне очевиден. После внешнего, физического соединения в одном помещении (публика редко действует на улице), под влиянием воздействия на всех одних и тех же стимулов среди публики образуются определенные сходные или общие реакции, переживания или устойчивые ориентации. Такая публика обычно быстро осознает рождающиеся у нее настроения, что усиливает впечатления, вызванные действием общего стимула .

Говоря о динамике передачи психического состояния от одного индивида к другому, следует отметить, что чем больше количество людей на которых это влияние направленно, тем быстрее эмоции распространяются внутри группы. Это происходит из-за того, что при большом скоплении людей ответный резонанс на реплику актера или действие на сцене имеет большее усиление пропорционально количеству человек, на которых был направлен. (Вильсон?) Все без исключения опрошенные актеры подтвердили тот факт, что при пустом зале намного сложнее вызвать нужную реакцию у зрителей, по сравнению с тем, если в зале аншлаг.

Также следует отметить, что использование узнаваемых образов вызывает более бурную и скорую реакцию толпы по сравнению с новым материалом. Этот прием очень часто используют в юмористических передачах и шоу, где следует первая "ключевая шутка", состоящая из факта и неожиданного сопоставления, затем через некоторое время идет "заключительная шутка" состоящая из другого факта, но с тем же неожиданным сопоставлением, что и в первой. При приемлемом качестве обоих шуток реакция на "заключительную шутку" проявляется более бурно, так как у зрителей создается узнаваемый образ .

В произведениях трагического типа, происходящее на сцене воспринимается зрителем иначе, чем в развлекательных жанрах. Происходит явление называемое "катарсис", - освобождение от наших страхов и потрясений, снятие напряжения которое следует за мощным взрывом подавленных эмоций, вызываемых театральной постановкой .

Очень часто такой эффект производят оперы ввиду трагичности содержания большинства из них. Но говоря о спектаклях музыкального жанра важно помнить, что в отличие от драматических произведений, где реплики героев могут видоизменяться, использоваться синонимы и ремарки, в большинстве музыкальных произведений такое недопустимо. Этот, казалось бы, минус при детальном рассмотрении оказывается одним из главных преимуществ и действеннейших методов влияния на зрительный зал. Музыкальное сопровождение спектаклей играет важнейшую роль в восприятии сценического действия, оно может подчеркивать важные моменты пьесы, усиливать напряжение или наоборот внушать спокойствие публике. При постановке драматических спектаклей режиссеры часто сталкиваются с трудностью выбора соответствующей музыки, музыкальный же театр избавлен от такой проблемы композиторами, большинство которых сознательно включали в свою музыку элементы, влияющие на публику и вызывающие у нее определенное состояние. В противоположность музыкальному наполнению спектакля особое свойство есть и у пауз используемых актерами. Питер Брук в своей книге "Пустое пространство" описывает такой случай: На сцену во время встречи со студентами из зала был вызван актер любитель, которого попросили прочитать монолог из "Генриха V"", в котором называются имена убитых французов и англичан н говорится, сколько погибло тех и других. Одного вида томика Шекспира оказалось достаточно, чтобы разбудить множество условных рефлексов, связанных с чтением стихов. Его голос звучал неестественно, потому что он изо всех сил старался сделать свою речь благородной и значительной; он старательно преподносил каждое слово, ставил бессмысленные ударения, язык с трудом повиновался ему, он держался напряженно и неуверенно, и его слушали невнимательно и беспокойно. Тогда Питер Брук попросил актера делать паузы после каждого имени После первого имени относительная тишина стала напряженной. Это напряжение передалось актеру, он почувствовал, что между ним и слушателями установилась эмоциональная связь, он перестал думать о себе, все его внимание сконцентрировалось на том, о чем он говорил. Теперь уже сосредоточенность слушателей активно помогала ему: его интонации упростились, он нашел верный ритм, это в свою очередь усилило интерес слушателей, и наконец возник двусторонний поток мыслей и чувств" .

Исходя из выше сказанного, мы можем предположить, что у пауз есть свойство привлекать внимание зрителя и давать время на осознание происходящего на сцене. Но, также можно сказать, что злоупотреблять паузами не стоит чтобы речь актера не превратилась в рваный текст из отдельных слов.

При взаимодействии с публикой не с целью развлечения, а например, при политической агитации, выступающие, в данном случае политические ораторы, также используют определенные приемы для получения определенного психологического состояния, а значит и нужной реакции. В своей книге Г. Вильсон приводит два основных принципа, выведенных Аткинсоном, на которых строятся подобные трюки:

Во - первых, нужно подать публике подготовительные сигналы, указывающие на то, что оратор в скором времени ожидает услышать аплодисменты,

Во - вторых, следует как можно более ясно и недвусмысленно обозначить точный момент, когда публика должна разразится рукоплесканиями. Для этих целей используют методы "трехчастного перечня" и "двухчастного контраста".

"Трехчастный перечень", состоит из трех связанных между собой идей, первые две произносятся с восходящей интонацией, третья - с нисходящей. Эта последовательность служит намеком на аплодисменты.

"Двухчастный контраст" состоит в противопоставлении двух схожих по форме, но противоположных по содержанию утверждений, одно из которых может нести неопределенный или даже негативный смысл, а второе служит положительным объяснением. Благодаря такому построению фразы публика точно чувствует, когда ей надлежит "вступить в игру". Использование контрастов в политической речи очень похоже на использование комическими актерами ударных фраз, вызывающих запрограммированный смех публики. Если структура и хронометраж реплик точны, изначально симпатизирующая исполнителю публика будет смеяться даже в том случае, если не услышит ожидаемой шутки .

Такие приемы не новы и используются в искусстве достаточно давно, например многие итальянские композиторы добавляли громкий пассаж staccato в конце арий, подобная оркестровая имитация также служит сигналом к аплодисментам. Все эти приемы можно отнести к группе прогнозируемых реакций публики

Но самым главным фактором, влияющим на психическое состояние зрителя, безусловно, является сам исполнитель. Известность артиста играет основную роль при реакции зрителей на происходящее.

А.К. Бобров работавший в музыкальном театре Кузбасса имел огромную популярность у публики, и вызывал реакцию зрителей еще до появления на сцене давая реплику из за кулис, тем самым предупреждая публику о своем выходе и добиваясь реакции от зала. Естественно, что включение такой "игры" со зрителем может дать определенные плоды, но этот способ может подойти только для опытных и известных актеров

Соотнося вышесказанное можно с уверенностью утверждать, что используя комплексное применение описанных выше методов и собственное обаяние артиста, от публики можно будет добиться какого угодно результата, ведя ее за собой.

Выводы к первой главе

Психическое состояние - это сложное и многообразное достаточно стойкое, но сменяющееся психическое явление, которое можно изменять и контролировать особыми приемами.

При взаимодействии актера со зрительным залом важно учитывать множество факторов, таких как, тематику спектакля, количество зрителей в зале, ключевые моменты, заранее застроенные режиссером, сложность материала для восприятия, музыкальное сопровождение и конечно контакт самого исполнителя со зрительным залом.

Основными же формами воздействия индивида на группу людей являются заражение и подражание.

Заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или "психического настроя". Примеры: религиозные экстазы; массовые психозы; паника; эмоциональные заражения в ситуации массовых зрелищ.

Подражание. Его специфика, в отличие от заражения и внушения, состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека, а воспроизведение им черт и образов демонстрируемого поведения. Поскольку речь идет об усвоении предложенных образцов поведения, существуют два плана подражания: или конкретному человеку, или нормам поведения, выработанным группой.

В театре заражение проявляется как передача эмоционального настроя исполнителя зрителям, а подражание, как процесс, проходящий внутри зрительской массы, цепная реакция аплодисментов, восторга публики или ее негодования.

Для успешной деятельности актеру важно знать все эти приемы и уметь их использовать в процессе работы.