Примерный распорядок дня для гиперактивного школьника. Гиперактивный ребенок. В мире соблазнов: питание

Спасибо, что ответили на наш вопрос и написали о тех словах и советах, которых вам не хватило в первый день дома. Как и обещали, мы собрали все ваши добрые советы и теплые слова в одну статью в помощь будущим и новоиспеченным мамочкам.

Каждый ваш совет - бесценный подарок для других мам, ведь он основан на собственном опыте, которым вы щедро поделились с нашими читательницами.

Не жалей мужа…

Ирина Манлыбаева

Что бы я сказала себе в тот день... Пожалуй, пожелала бы сил и терпения, в первую очередь. Не молчать, если что-то не нравится или кажется, что все плохо (послеродовую депрессию никто не отменял, надо быть готовой к ее "прелестям"). Не стесняться просить помощи у мужа и почаще вспоминать о себе - ведь уход и забота нужны не только ребенку и мужу, но и себе, любимой.

dila007

Не жалей мужа, пусть все делает наравне с тобой: гуляет, переодевает подгузник, в том числе и ночью, думает как и во что одеть, если искусственное вскармливание, то и кормит пусть тоже сам. Если будешь жалеть, разбалуешь и всё в итоге ляжет только на твои плечи, а он будет думать, что так и надо.

Новоиспеченных бабушек/дедушек примите на полчасика и интеллигентно выпроваживайте

Елена

Здравствуйте! Для меня самое важное было возвратиться домой с малышом и мужем. После роддома хочется прийти домой, положить малыша в кроватку и побыть с мужем или просто с любимым человеком наедине, без бабушек, без дедушек, без гостей.Это должен быть только Ваш день с любимыми.Тогда не будет никакой усталости и депрессии. А через какое -то время приглашайте кого угодно, уже не будет так сложно, вы уже будете знать как ухаживать за малышом, его график.

Таисия Чернявская

Когда приближается дата родов, старайтесь выспаться! В роддоме, когда малыш уже появился на свет, не мечитесь, получайте удовольствие от нахождения с ребенком. Дома гоните прочь всех родственников, пытающихся помощь, кроме мужа - вместе вы справитесь лучше, будет намного спокойнее и увереннее. Если нужно, пригласите мед сестру для того, чтоб Вас расцедила, показала, как купать малыша, рассказала про Вашу диету и тд. Поверьте, этих наставлений будет достаточно! А новоиспеченных бабушек/дедушек примите на полчасика и интеллигентно выпроваживайте, ссылаясь на то, что Вам или малышу нужно поспать. Лучше, чем Вы, не справится никто! Настраивайтесь только на позитив! И молоко придет, и колики у малыша пройдут, и сон нормализуется)

Юлия Карахтинцева

Устрой "смотр" малыша через неделю (или 2, 3 дня, кому как подойдёт) после выписки. Пока отдохни и привыкни к новому положению, приведи себя в порядок, пообщайся с мужем, полюбуйтесь на кроху. А через недельку можно и гостей принять!

Мария Ракитина

Хотелось услышать (у меня тоже дочка): “Девочки идите отдохните, а мы порадуемся Вашему возвращению”. Меньше суеты и меньше советов, просто объятия любимых и родных

Просто дай ему грудь

Татьяна Чернова

Успокойся, с твоим ребёнком все хорошо, просто дай ему грудь. И через час дай. Да пусть хоть весь день лежит с тобой и сосёт, тогда у тебя будет молоко. Но это не главное в жизни, и если не получится с ГВ - мир не рухнет, главное, что твой ребёнок жив, здоров и с тобой. И ничего нет страшного в том, что он плачет, все дети плачут. И попроси маму взять отпуск.

EkaterinaShevchuk

Я бы сказала, что когда малыши заплачут, их надо покормить. И еще, что надо спать, когда они спят, в любое время - дела подождут.

Ты - самая лучшая мама для этого малыша

Илона Мирошник

Дорогая, какой красивый и хороший у тебя малыш, такой маленький…

Olga Slemzina

Сегодня ты вернулась домой, с главным счастьем твоей жизни. Ты героиня, потому что нам, мамам, материнство дается не просто. Ты самая восхитительная женщина, ты самая сильная и смелая.

Сегодня ты вернулась домой, для того, чтобы любить свое чудо, вырастить, заботиться о нем.

Я знаю, что ты пережила, как это было сложно. Но поверь, однажды, ты даже и не вспомнишь об этих трудностях.

Первый месяц самый сложный и я буду рядом, я буду помогать. Всем, что потребуется.

А сейчас, прими теплый душ, покорми малыша и просто спи рядом с ним... остальное подождет. Твой малыш- вот что сейчас главное.

maria bragina

“Не беспокойся ни о чём, я тебе во всём помогу!!”-вот именно такие слова, я произнесла бы себе, когда вернулась из роддома. Именно этих слов, мне не доставало в те дни!!!

Инна Денисова

Я бы сказала, не бойся! Ты справишься. Ты самая лучшая мама для этого малыша.

Marina

"У тебя все получится!"

Дикой усталости и не было, была задача продержаться до отъезда бабушек, а потом потихоньку начать налаживать быт Но первый совет - следить за шустрыми кошками, которые еще не привыкли к непонятному кульку и не знают, как себя с ним вести. Еще советы на первое время: следить за грудью (смазывать соски мазью на ночь, когда перерывы между кормлениями побольше), не забывать о себе (высыпаться хотя бы днем, привести себя в порядок, стараться искать нотки радости ежедневно) и о муже (ему сейчас тоже сложно и надо привыкнуть к новой ситуации), чаще общаться с подругами (они все шугаются от молодой мамы в первое время "чтобы не мешать" - нужно идти самой на контакт), гулять ежедневно (зимой приходится себя заставлять, но надо, хотя бы с 5 минут начиная вместе с ребенком). Если есть хоть какие-то силы и время (ребенок-то в первое время чаще спит) - записаться на какой-нибудь позитивный женский курс с обратной связью и домашними заданиями.

Карпова Анастасия

Ты самая лучшая мамочка и у тебя все получится. Если есть вопросы, сразу обращайся к консультанту по ГВ.

Александра Кузнецова

Дорогая мамочка, меньше нервничай и волнуйся. Будет тяжело первое время, но скоро ты со всем справишься и всему научишься. Колики пройдут!


И пусть весь мир подождет…

Мария Кухмистер

Год назад, той неопытной и неуверенной, пожелала бы принятия себя в новой роли! Пожелала спокойствия, все ошибки будут допущены, потом исправлены, но время уйдет. То самое Время для любви малыша и себя.

Iurina Johnny

Ни на кого не обращай внимания, старайся сконцентрироваться только на себе и малютке. Сейчас это самое важное. И пусть весь мир подождет...

Анастасия

Не переживать! Это время пролетит быстро, очень быстро. Помимо всех забот успейте насладиться своим новым статусом, что вы мама!!!

Скачайте чек-лист "Первые дни после родов" и узнайте что необходимо сделать женщине, чтобы процесс восстановления прошел быстро и без осложнений.

Ана Ле

Наберись терпения, смотри вперед с оптимизмом - твой ребенок жив и здоров, рядом с тобой. Не злись на мужа- он тоже не знает, что делать. Не паникуй раньше времени. Корми тогда, когда ребенок просит, если что - давай докорм. Если не доверяешь одному врачу - найди другого. Будь спокойна, все наладится. Видеть как растет твой ребенок - это самое большое счастье, а все остальное подождет... И не забывай есть и спать - от этого зависит и твое здоровье, и здоровье твоего малыша. И брось домашнюю работу - это сейчас не самое главное!

Кристина Купава

Больше спать и отдыхать!!! Дела будут всегда! Время идёт и с ним все меняется! Малыш маленький только один раз в жизни!

Петрова Катя

Жизнь с ребенком состоит из череды периодов, один сменяется другим, не всегда будешь готова к новому периоду, потому что ты только привыкла к этому. Нужно научиться быть мобильной, каждый новый день у тебя новый ребенок, каждый новый день ты сама новая. Да, будут периоды, когда тяжело, трудно. Но это проходит, проходит быстро. И становится легко. Только нужно чуть-чуть потерпеть. А домашние хлопоты могут подождать, важно научиться их выполнять по чуть-чуть. А вот минуты проведенные вместе с ребенком, если не брать во внимание время кормления, переодевания, купания, сна, бесценны. Когда дурачишься с малышом, а он забавно смеётся, на сердце тепло и появляется чувство "вот это мой малыш, моя радость, моё счастье, как же я тебя люблю".

А чтобы не забыть прекрасные моменты, веди дневник. Очень забавно потом читать и вспоминать, как это было.

Я бы себе подсказала…

Юлия

Не переживай! У тебя все получится! Правильно, что в первый день возвращения после роддома останетесь только ты, муж малышка. Вы со всем справитесь! Уже через несколько дней у тебя получится быстро одевать малышку и делать все необходимые процедуры по уходу. Не кутай так ребёнка! Памперса и бодика/человечка вполне достаточно. Не стесняйся просить помощи по домашним делам! Когда засыпает ребёнок днём - спи тоже, а если не получается занимайся собой, тем, что тебе принесёт удовольствие. Делай больше фото, детки так быстро растут! Корми грудью столько, сколько хочет малышка, на часы не смотри!

Наталья Рязанова

Первые 40 дней в приоритете должно быть восстановление маминого здоровья, больше лежать, в то же время это приятное времяпрепровождение с ребенком. Колики - это временно, не нужно переживать, нужно просто помогать малышу и успокаивать его. Когда мамочка по какой-то причине раздражена из-за ребенка, подумай, что ты главная помощница в этом новом для малыша мире, никто лучше мамы не справится с этой задачей! Дети - это счастье, которое растет быстро, ловите каждый миг, а дела никуда не денутся.

Елена Бусарова

Привет) Я знаю, сейчас тебе очень тяжело и трудно... и кажется что так будет всегда. Это не так, поверь! Уже через месяц тебе будет проще, а через два вы уже будете понимать с малышом друг друга с одного писка) Эта крохотулечка очень-очень быстро вырастет и начнет показывать характер, наслаждайся этим временем. И главное не забывай - малыши могут общаться только через плач, поэтому не злись на него, а просто люби изо всех сил.

Ольга

По возвращении из роддома, я бы себе сказала, что теперь моя жизнь изменилась и будет продолжать меняться по мере роста моего малыша. Будут меняться потребности ребенка и мне нужно будет своевременно на эти изменения реагировать. Также я бы себе подсказала как наладить сон моего новорожденного ребенка, т. к. знаний на тот момент было маловато по этой теме. И, конечно, что нужно успокоиться, взять себя в руки, все сложности всегда можно решить и всегда можно найти интересующую информацию.

Александра Солониченко

Не хватало того что для спокойствия мамы и ребенка нужен режим. Когда купать, кормить и спать. Это очень полезно.

Татьяна Шматько

Почти все было идеально

Юлия Баранова

Я хочу не совет дать, а рассказать о своих некоторых ощущениях и чувствах. Теперь мне не стыдно об этом говорить, а тогда, в 2009 г. об этом молчала. Дело в том, что сразу после родов я не ощущала огромной любви к ребенку. Нет, конечно я его любила, он стал главным человечком в моей жизни, но...что-то было недораскрыто в моем сердце. Мне казалось, что муж больше любит нашу доченьку, чем я! Я укоряла себя за это. Но постепенно, мои чувства стали раскрываться, я научилась любить! Уже со вторым и третьим детьми такого не было)

Анна Момот

Я совершила ошибку, мои ожидания были очень сильно завышены, я ожидала по приезду домой, что все будет тихо спокойно, малыш будет мирно посапывать в своей кроватке, а у меня будет время на отдых и работу. Как вы понимаете, все было абсолютно наоборот, малыш категорически отказывался спать где либо кроме как у меня на руках и то по пол часа, это было шоком, я была на грани депрессии, мне все время хотелось плакать. Сейчас я понимаю, что если бы я не завысила так свои ожидания и ставила посильные, маленькие цели, я была бы гораздо спокойней и счастливее. Выпила горячий чай - счастье, получилось позавтракать до обеда - удача, в душ сходила - вообще праздник.

Мой главный совет себе был бы такой - ставить маленькие цели и шаг за шагом их выполнять, тогда все будет гораздо проще и понятнее!

Natalia Rodina

На мой взгляд, почти все было идеально:

1.Было мало людей:муж, мама, родители мужа

2. Все были при деле: мама и муж накрыли на стол, свекровь делала первые фото, я покормила и уложила малыша.

3. Праздничный ужин был скоротечен: покушали, выпили шампанского (я -куриного бульона))) за здоровье малыша и мамы.

4. Мама осталась помочь искупать малыша. Что я хотела бы исправить. Мы не купили термометр и проверяли температуру воды по своим ощущениям. Не делайте так, пожалуйста. Мне вода показалась слишком горячей. Мама сказала норм. Начали купать - малыш плакал, потом месяц побаивался купаться)) и плакал после ванны. Как я потом поняла пить хотел. Стала сразу после ванны давать грудь, потом, месяцев с 2-2.5, давала водичку. Сейчас нам 1 год 4 месяца. Все хорошо.

Еще раз спасибо всем мамочкам, которые не пожалели своего времени и поделились своими подсказками! Пусть эти добрые слова поддерживают вас в трудные минуты, когда все валится из рук, и ничто не радует.

Перечитайте эти советы и вспомните, что вы - самая лучшая мама для своего малыша.

А если какие-то важные слова и советы не попали в нашу статью, напишите их в комментариях!

С ув, Ольга Собянина

Редактор ViLine.Дети

Скачайте чек-лист "Первые дни после родов"

​После родов большинство женщин находятся в растерянности. Скачайте чек-лист и узнайте что необходимо сделать женщине в первые дни после родов в больнице и дома, чтобы процесс восстановления прошел быстро и без осложнений.​

Возможен ли разговор родителей с еще не рожденным ребенком? Нужен ли этот разговор? Мне кажется, что подобные вопросы возникают у современного человека по той причине, что он вообще не уверен в том, способен ли ребенок в утробе матери что-либо понимать и чувствовать.

В культуре Китая, где до сих пор возраст ребенка исчисляется с момента зачатия, а не со дня рождения, и где, таким образом, дитя признается полноценным человеком еще в утробе, такой разговор принят.

Так, в середине беременности отец подробно рассказывает своему еще не рожденному ребенку о семье, количестве детей, материальном достатке и в случае, если жизнь семьи очень тяжела, может попросить не рождаться, а уйти.

В нашей стране еще 100 лет назад, когда большинство живущих в ней были людьми верующими, и где каждый ребенок считался Господним благословением семье, разговор с нерожденным ребенком также был обычен. Подтверждением тому служат стихотворные строки наговора для беременных:

Как ясной цветок полевой
Во траве зеленой прячется,
Так и ты, моя кровинушка,
В чреве матери баюкаешься.
И родишься ты цветку под стать.
Тело крепкое да белое,
Очи ясные да добрые,
Сердце Господу угодное.
А уж свет-то белый ждет тебя,
Ждет и мать, и люди добрые.
О тебе молюсь я Господу,
На тебя, дитятко, радуюсь.
Будешь матери – помощником,
Людям добрым – утешением,
Будешь Господу во радости,
А родителям опорою.
Как ясной цветок полевой
Во траве зеленой прячется,
Так и ты, моя кровинушка,
В чреве матери баюкаешься.

Вот так бесхитростно и красиво разговаривали наши прабабушки со своими еще не рожденными детьми. И не задавались вопросом, слышит ли их ребенок – конечно слышит!

Как во утро птичка певчая
Звоном радости зарю поет,
Так душа моя зачуяла,
Что под сердцем зреет дитятко.
Ты дитя мое моленное,
Божьим даром воспринятое,
По молитве мне даровано,
Для любви, для ласки-радости.
Ты для матушки, для батюшки
Светом свет покрыл,
Стал надеждой, утешением.
Ждем тебя, тобою светимся,
Ко Христу идем с молитвою,
Чтобы милость на тебя послал,
Чтобы рос для нас наградою,
А для Господа – утехою.

В нашей сегодняшней жизни мало осталось места песне, стихам, молитве. И в особенно сложной ситуации оказывается молодая женщина, которая ждет своего первенца. До момента первого шевеления будущей маме очень сложно представить своего ребенка, а значит, и разговаривать с ним. Проще становится, когда ребеночек шевелится, и у мамы возникает ощущение диалога с ним. Но даже и в это время женщине бывает трудно подобрать слова для разговора с ребенком.

Здесь можно посоветовать пользоваться тем, что уже существует в нашей культуре. Можно уже петь ребеночку , читать сказки или очень простыми словами рассказывать о том, что происходит вокруг.

Особенно актуален разговор с еще не рожденным ребенком в связи с тем, что сегодня многим беременным женщинам приходится проходить разнообразные диагностические и лечебные процедуры. Это может быть обычное уже сейчас УЗИ, а может и более серьезное – например, амниоцентез. Часто накануне и после исследования (если приходится ждать результатов) женщина тревожится, плачет, не находит себе места. А что в это время происходит с ребенком? Я думаю, он испытывает не меньшее напряжение в это время, тем более что иногда решается вопрос о его дальнейшем существовании.

Безусловно, исследования часто бывают необходимы, но не стоит забывать готовить к ним ребенка. Еще до обследования ребеночку нужно рассказать о предстоящей процедуре: где это будет происходить, сколько будет длиться, для чего она необходима. Также его нужно успокаивать во время самого исследования и после, во время ожидания результата.

Необязательно с ребенком говорить вслух – можно вести внутренний диалог. Врачам известно, что во время такого безболезненного исследования, как УЗИ, дети в утробе ведут себя очень по-разному: одни спокойно спят, посасывая палец, а другие очень много двигаются, как будто пытаясь спрятаться. В результате опроса большого количества беременных женщин выяснилось, что наиболее спокойно ведут себя дети, мамы которых перед исследованием разговаривали с ними и настраивали их на предстоящую процедуру.

Продолжая эту тему, невозможно переоценить разговора родителей с ребенком о предстоящих родах. Конечно, не нужно рассказывать ребенку о механизме родов, о том, сколько это будет продолжаться, – здесь более важно говорить с ребенком о том, как ждут его рождения родители, о том, что приготовлено к его рождению, какие пеленки и распашонки нашиты для него мамой, какая люлька и коляска куплены для него папой, как заждались его бабушки и дедушки, братья и сестры.

Этот разговор нужно продолжать в течение всех родов, и в этом смысле очень важным становится присутствие папы на родах, поскольку в родах бывают такие моменты, когда с ребенком проще говорить отцу.

Необходимо понять, что ребенок является активным участником родов , поэтому, например, в случае затянувшихся родов, перед тем как использовать медикаменты для стимуляции родов, необходимо поговорить с ребенком, попросить его о помощи. Когда ребенок двигается, он стимулирует таким образом силу сокращений рожающей матки, и ему проще пробраться по родовым путям во время потужного периода.

Это может показаться несколько нереальным и надуманным, но те люди, которые непосредственно принимают роды, говорят о том, что все дети ведут себя в родах по-разному: кто-то из них занимает активную позицию, а кто-то очень пассивен, и тогда всю работу выполняет мама.

Разговор с ребенком не должен прерываться и в момент рождения. Сейчас много говорят и пишут об импринтинге – процессе запечатлевания ребенком всего того, что окружает его в первый час после рождения . Все, что ребенок видит, слышит, ощущает в это время, влияет на всю его дальнейшую жизнь.
Поэтому те слова, которые скажут ребенку отец и мать после родов, те эмоции, та радость, которую они ему передадут, – все это станет родительским ‘благословением на жизнь’.

В западной психотерапевтической практике принято разговаривать с детьми самого маленького возраста, в том числе и с новорожденными (при необходимости).

Бывают ситуации, когда ребенка в роддоме приносят женщине не сразу, и она чувствует, что контакт нарушен, ребенок не хочет брать грудь. В этом случае не нужно тревожиться и паниковать – нужно поговорить с ребенком, объяснить ему, почему вас разлучили, возможно, даже попросить у него прощения.

Вообще, разговор является основой взаимоотношений родителей и ребенка, поэтому чем раньше он начинается, тем больше возможностей выстроить эти взаимоотношения позитивно.

Если у вас не находится своих слов, чтобы поговорить с еще не рожденным ребенком, возьмите эти:

Как восходит солнышко,
Как дождик проливается,
Так тебя, моя детонька,
Матушка дожидается.
По траве по росной цветики
В небо Божие любуются,
Тучки резвые ко солнышку
Как ягняточки милуются.
Я с молитвою ко Господу
За тебя, мое ты дитятко,
Чтобы ясным был как солнышко,
Чтобы добрым яко дождичек,
Людям радость, словно цветики,
Нежным – матушке – ягненочком.


Разговаривает ли будущая мама со своим ребенком? Конечно! Все долгие месяцы беременности к животику и родители, и старшие сестрички и братики... Они поют ему песни, рассказывают, как ждут его, успокаивают, если что-то вдруг не так. Иногда эти разговоры начинаются даже до того, как малыш поселился в животе у мамы!
А сегодня о том, с какими словами они обратились к своему ребенку при долгожданной первой встрече, в самые радостные минуты, сразу после того, как малыш увидел свет.

Первым делом, конечно, надо поздороваться! Наконец-то самые родные люди увидели друг друга.

Я начала рыдать и выкрикивать «Привет, сынок!», «Ну здравствуй, мой родной», при этом рассыпаясь в благодарности врачу и акушерке. Этот момент, наверное, самый счастливый у каждой женщины.

Когда родилась дочь, и мне ее показали, она так внимательно на меня посмотрела, что я ей сказала: «Привет, Чудо».
А когда родился сын, и мне его показали, я ему тихо сказала: «Привет». Мне показалось, что само его рождение помешало ему спокойно спать, и громкие звуки ему помешают.

«Привет, давай знакомиться, я твоя мама», - говорю и реву.

А я поприветствовала свою красавицу и поздравила с днем рождения!

Кто-то наверняка уже готов обратиться к малышу по имени. Кстати, в некоторых странах родители обязаны назвать имя ребенка уже в родзале!

Сказала: «Ну, здравствуй, Константин!», потом пригляделась - копия муж! И добавила: «Александрович»...

Конечно, много говорить в такой момент не хочется, да часто и просто нет сил. И тем не менее, слова у каждой мамы находятся свои.

Первая фраза моя была - «Почему он не плачет?!»
- Я сказала: «Заааааайка моя».
«Какой красивый!»
«Привет, мой малыш!»
«Папина доча!»
«Боже, какой он маленький...»
«А почему он такой синенький?..»

А иногда можно обойтись и вовсе без слов. Наверняка связь между мамой и новорожденным еще настолько тесная, что всё понятно обоим…

Я своему Ваньке сказала что-то вроде «Привет, мой родной!» Но губы были сухие, от усталости даже рот не открывался, так что не уверена, что он слышал.

Когда родила второго, роды были очень для меня тяжелые, и я так устала, что мышцы лица просто не работали, говорить не могла… Просто смотрела и думала - «Какой же ты у меня красивый и большой»...

А я ничего не говорила. Я просто, увидев глаза сына, поняла, что он знает то, чего не знаю я, или знала, но забыла. В глазах было что - то такое, что я почувствовала себя песчинкой.

Что делать, если ребенок постоянно находится в движении, кажется, что к нему "подключен моторчик"? Что делать, если ребенок не может спокойно играть со своими сверстниками в детском саду, если ему трудно усидеть на занятиях? Как непоседливый малыш будет учиться в школе? И главное - что кроется за его неугомонностью: вариант нормы или патология? И нуждается ли малыш в помощи специалиста? С такими вопросами родители часто обращаются к врачам и психологам.

История вопроса

В середине XIX века немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман первым описал чрезмерно подвижного ребенка и дал ему прозвище "Непоседа Фил". С 60-х годов XX века врачи стали выделять такое состояние как патологическое и назвали его минимальные мозговые дисфункции (минимальное расстройство функций мозга).

С 80-х годов двадцатого века состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) стали выделять как самостоятельное заболевание и занесли в Международную классификацию болезней (МКБ) под названием синдром нарушения (или дефицита) внимания с гиперактивностью (СНВГ). Оно обусловлено нарушением функций центральной нервной системы (ЦНС) ребенка и проявляется и том, что малышу трудно концентрировать и удерживать внимание, у него возникают проблемы с обучением и памятью. Вызвано это в первую очередь тем, что мозгу такого ребенка сложно обрабатывать внешнюю и внутреннюю информацию и стимулы.

Стоит отметить, что хотя внешне на первый план выходит избыточная подвижность малыша, основным дефектом в стриктуре этого заболевания является дефицит внимания: карапуз не может ни на чем сосредоточиться надолго. Дети, страдающие СНВГ, отличаются неусидчивостью, невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью.

СНВГ является серьезной социальной проблемой, так как встречается у большого количества детей (по данным разных исследований, им страдают от 2,2 до 18% малышей) и очень мешает их социальной адаптации. Так, известно, что дети, страдающие СНВГ, входят в группу риска по развитию в дальнейшем алкоголизма и наркомании. СНВГ встречается у мальчиков и 4-5 раз чаще, чем у девочек.

Симптомы СНВГ

Первые проявления СНВГ иногда можно наблюдать уже на первом году жизни. Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к различным раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, различным манипуляциям мамы, связанным с уходом, и пр.), отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят, излишне бодрствуют), могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 месяца позже остальных), а также в речевом, они инертны, пассивны, не очень эмоциональны.

Не следует любого возбужденного ребенка, энергия которого бьет через край, относить к категории детей с различными нарушениями или заболеваниями нервной системы. Если дети порою упрямятся или не слушаются - это нормально. Соответствуют норме и случаи, когда ребенок иногда "разгуливается" в постели, хотя пора спать, просыпается ни свет ни заря, капризничает или балуется.

В первые годы жизни ребенка основное беспокойство родителей вызывает избыточное количество движений малыша, их хаотичность. При наблюдении таких детей врачи замечают небольшую задержку в их речевом развитии, малыши позже начинают изъясняться фразами; также у таких детей отмечается моторная неловкость (неуклюжесть), они позже овладевают сложными движениями (прыжками и др.).

Трехлетний возраст является для ребенка особенным. С одной стороны, в этот период активно развивается внимание и память. С другой - наблюдается первый, трехлетний кризис. Основное содержание этого периода - негативизм, упрямство и строптивость. Ребенок активно отстаивает свое "Я".

Зачастую в 3-4 года, до поступления ребенка в детский сад, родители не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу. Поэтому когда малыш идет в сад и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть во время занятий и выполнить предъявляемые требования, то это становится для родителей неприятной неожиданностью. Все эти "неожиданные" проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок.

Ухудшение течения заболевания происходит с началом систематического обучения (в возрасте 5-6 лет), когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Кроме того, этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, поэтому избыточные нагрузки могут вызывать . Эмоциональное развитие малышей, страдающих СНВГ, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой. Данные признаки часто сочетаются с тиками 1 , головными болями, страхами. Все вышеупомянутые проявления обусловливают низкую успеваемость детей с СНВГ в школе, несмотря на и достаточно высокий интеллект. Такие дети с трудом адаптируются в коллективе. В силу своей нетерпеливости и легкой возбудимости они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми, что усугубляет имеющиеся проблемы с обучением. Следует иметь в виду, что ребенок, страдающий синдромом недостаточного внимания с гиперактивностью, не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается у таких детей в подростковом периоде, когда на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью.

Диагностические критерии СНВГ

Особенности поведения:

  1. появляются до 8 лет;
  2. обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности (в детском учреждении и дома, в труде и в играх и пр.);
  3. не обусловлены какими-либо психическими расстройствами;
  4. вызывают значительный психологический дискомфорт и нарушают адаптацию.

Невнимательность (из нижеперечисленных признаков минимум 6 должны проявляться непрерывно не менее 6 месяцев):

  • неспособность выполнить задание без ошибок, вызванная невозможностью сосредоточиться на деталях;
  • неспособность вслушиваться в обращенную речь;
  • неспособность доводить выполняемую работу до конца;
  • неспособность организовать свою деятельность;
  • отказ от нелюбимой работы, требующей усидчивости;
  • потеря предметов, необходимых для выполнения заданий (письменные принадлежности, книги и т.д.);
  • забывчивость в повседневной деятельности;
  • отстраненность от занятий и повышенная реакция на посторонние стимулы.

Гиперактивность и импульсивность (из нижеперечисленных признаков минимум четыре должны проявляться непрерывно не менее 6 месяцев)

Гиперактивность

  • суетлив, не может сидеть спокойно;
  • вскакивает с места без разрешения;
  • бесцельно бегает, ерзает, карабкается и пр. в неподходящих для этого ситуациях;
  • не может играть в тихие игры, отдыхать.

Импульсивность

  • выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;
  • не может дождаться своей очереди.

Диагностика СНВГ

Прежде всего родители, заподозрившие у своих детей подобные нарушения, в каком бы возрасте это ни произошло, должны обратиться к врачу-неврологу и провести обследование ребенка, ведь иногда под маской СНВГ скрываются другие, более тяжелые заболевания. Лучше обратиться в специализированный неврологический центр или на кафедру детской неврологии. Желательно не ограничиваться консультацией, а пройти комплексное обследование, длящееся 2-3 часа.

Условно можно выделить три этапа диагностики этого заболевания.

Первый - субъективный - включает субъективную оценку повеления ребенка исходя из общепринятых диагностических критериев, разработанных Американской психиатрической ассоциацией (см. "Диагностические критерии СНВГ"). Кроме того, врач подробно расспрашивает родителей об особенностях течения беременности и родов, о перенесенных ребенком заболеваниях, о его поведении. Собирается подробный семейный анамнез.

Второй этап - объективный, или психологический. По количеству ошибок, сделанных ребенком при выполнении специальных тестов, и во времени, которое он на это затратил, измеряют параметры внимательности малыша. Следует помнить, что такие исследования можно проводить у детей только начиная с пяти-шестилетнего возраста.

На третьем этапе проводят электро-энцефалографическое исследование - с помощью электродов, накладывающихся на голову, регистрируются электрические потенциалы мозга и выявляются соответствующие изменения. Это делается для объективной оценки состояния мозга ребенка. Существуют и более современные исследования с использованием магнитно-резонансной томографии 2 . Эти исследования безвредны и безболезненны. По совокупности полученных результатов выставляется диагноз.

2 Магнитно-резонансная томографии (MPT) - метод диагностики (не связан с рентгеновским излучением), позволяющий получить послойное изображение органов в различных плоскостях, построить трехмерную реконструкцию исследуемой области. В основе метода лежат свойства некоторых атомных ядер при помещении их в магнитное поле поглощать энергию в радиочастотном диапазоне и излучать ее после прекращения воздействия радиочастотного импульса. Для МРТ разработаны различные импульсные последовательности изображении исследуемых структур для получения оптимального контраста между нормальными и измененными тканями. Это один из самых информативных и безвредных методов диагностики.

Классификация СНВГ

Выделяют три варианта течения СНВГ в зависимости от преобладающих признаков:

  1. синдром гиперактивности без дефицита внимания;
  2. синдром дефицита внимания без гиперактивности;
  3. синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (наиболее распространенный вариант).

Кроме того, выделяют простую и осложненную формы заболевания. Если первая характеризуется только невнимательностью и гиперактивностью, то при второй к этим симптомам присоединяются головные боли, тики, нарушения сна.

Причины возникновения СНВГ

В основе СНВГ лежат функциональная незрелость или нарушения работы подкорковых ядер головного мозга и лобных областей коры головного мозга. Сбои в адекватной обработке информации приводят к тому, что различные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство и раздражение.

В происхождении СНВГ важную роль играют и генетические механизмы. В семьях детей с СНВГ нередко имеются близкие родственники, имевшие в детстве аналогичные нарушения.

Примерно в 60-70% случаев ведущую роль в возникновении СНВГ играют неблагоприятные факторы в течении беременности и родов. К числу прогностически неблагоприятных для развития СНВГ факторов беременности относятся: внутриутробная (недостаток кислорода) плода; угроза прерывания беременности; курение: нерациональное питание матери во время беременности; стрессы во время беременности. Неблагоприятными факторами течения родов считаются: недоношенность (рождение малыша с массой менее 2500 г), преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности. Также фактором риска является наличие у новорожденных поражений центральной нервной системы различной степени выраженности.

Напряженность и частые конфликты в семье, нетерпимость и излишняя строгость к детям также вносят свою лепту в развитие этого синдрома.

Травмы шейного отдела позвоночника у ребенка, вопреки бытующему мнению, не являются причиной данного заболевания.

Всегда следует иметь в виду, что несколько неблагополучных обстоятельств, взаимно влияя и дополняя друг друга, с большей вероятностью могут спровоцировать проявление СНВГ у малыша. Но основным фактором риска является предрасположенность ребенка к данному заболеванию: если ее нет, то СНВГ не может проявиться.


Особенности лечения СНВГ

Лечение СНВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психологическую коррекцию. В идеальном варианте ребенок должен наблюдаться как у невропатолога, так и у психолога, ощущать поддержку родителей и их веру в положительный исход лечения. Эта поддержка очень важна для закрепления навыков, которые появляются у ребенка в процессе лечения.

Психологические особенности гиперактивных детей таковы, что они невосприимчивы к выговорам и наказанию, но быстро реагируют на малейшую похвалу.

Детям, страдающим СНВГ, рекомендуется формулировать инструкции и указания четко, ясно, кратко и наглядно. Родители не должны давать им одновременно несколько заданий, лучше дать те же указания, но по отдельности. Они должны следить за соблюдением ребенком режима дня (четко регулировать время приема пищи, выполнение домашних заданий, сон), предоставлять малышу возможность расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге. Для коррекции поведения можно использовать так называемое оперантное обуславливание, которое заключается в наказании или поощрении в ответ на поведение ребенка. Наказания должны следовать за провинностями быстро и незамедлительно, т.е. быть максимально приближенными по времени к неправильному поведению. Совместно с малышом необходимо выработать систему поощрений и наказаний за хорошее и плохое поведение, а также расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада и дома, а затем просить ребенка вслух проговаривать эти правила. Следует также не переутомлять малыша при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться гиперактивность. Необходимо ограничить участие легко возбудимых детей в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей. Так же важен выбор партнеров для игр - желательно, чтобы друзья ребенка были уравновешенными и спокойными.

Ругать ребенка, страдающего СНВГ, за гиперактивность не только бесполезно, но и вредно. В таких случаях малыша можно только критиковать. В чем разница между понятиями "ругать" и "критиковать"? Необходимо давать положительную оценку личности ребенка и отрицательную - его поступкам. Как это выглядит на практике? "Ты хороший мальчик, но сейчас ты поступаешь неправильно (конкретно надо сказать, что кроха делает плохо), надо вести себя так..." Ни и коем случае нельзя проводить отрицательное сравнение своего ребенка с другими детьми: "Вася хороший, а ты плохой". Рекомендуется сократить время просмотра телепередач и компьютерных игр. Необходимо помнить, что завышенные требования и чрезмерные учебные нагрузки ведут к стойкой утомляемости ребенка и появлению отвращения к учебе. Ребенку рекомендуется щадящий режим обучения - минимальное количество детей в группе, классе (не более 12 человек), меньшая продолжительность занятий (до 30 минут) и пр.

Конечно, необходима комплексная реабилитация таких детей с использованием как медикаментозных, так и немедикаментозных средств. При этом лечение должно быть индивидуальным и назначаться с учетом данных обследования.

В США и европейских странах наиболее широко в лечении СНВГ используются психостимулирующие средства. Употребление данных препаратов при их высокой эффективности очень часто сопровождается развитием побочных эффектов. Наиболее частыми из них являются бессонница, раздражительность, боли в животе, снижение аппетита, головные боли, тошнота, торможение роста.

В России для лечения СНВГ традиционно применяют ноотропные средства (Глиатилин, Кортексин, Энцефабол). Под ноотропными препаратами понимают лекарственные средства, положительно влияющие на высшие интегративные (объединяющие) функции головного мозга. Данные препараты более эффективны в тех случаях, когда преобладает невнимательность. Если же преобладает гиперактивность, применяют препараты, содержащие гаммааминомасляную кислоту. Это вещество отвечает за тормозящие, контролирующие реакции и головном мозге. Наиболее часто используют ПАНТОГАМ, ФЕНИБУТ. Необходимо помнить, что лекарственные препараты можно принимать строго по назначению врача-невролога.

Кроме того, для лечения СНВГ используется транскраниальная микрополяризация - воздействие очень слабым электрическим током на определенные зоны мозга.

Существует еще один способ лечения СНВГ - метод обратной связи, позволяющий мозгу самому найти оптимальный способ работы и улучшить внимание: поскольку у детей мозг достаточно пластичный, его можно "обучить" правильно функционировать. Суть метода заключается в том, что к голове ребенка крепятся электроды, при помощи которых регистрируется биоэлектрическая активность мозга, которая отображается на экране компьютера. В игровой форме "усилием воли" ребенку предлагается сознательно или бессознательно найти пути уменьшения патологической активности мозга и привести показатели энцефалограммы к норме (образец нормы тоже отображается на экране). Основная задача, стоящая перед ребенком, заключается в том, чтобы запомнить такое "нормальное" состояние и попытаться его если не сохранить, то хотя бы научиться вызывать по желанию. Но применять данное лечение у детей можно только начиная с 8-9 лет: маленьким детям трудно понять, что именно от них требуется.

Радует то, что часть гиперактивных детей "перерастают" свое заболевание, то есть в подростковом возрасте у них исчезают симптомы заболевания. Но у 30-70% детей проявления СНВГ переходят и в подростковый, и во взрослый возраст (особенно если не заниматься лечением этой патологии).

Леонид Чутко
заведующий Центром коррекции нарушений внимания и поведения Института мозга человека Российской академии наук,
врач-невролог высшей категории,
д.м.н. (г. Санкт-Петербург)

Обсуждение

спасибо за статью

хорошая статья

моему непоседе 5 лет.тяжелей всего ему в садике-он не управляем(бегает.что-то кричит)Воспитатели его не понимают.считают что мы не достаточно с ним беседуем и балуем его

17.11.2008 21:28:36, Светлана

комп и телек вредны однозначно табблетки тоже. как помочь ребёнку нормально жить в коллективе.

05.10.2008 04:08:08

Где проводят лечение с использованием транскраниальной микрополяризации, а также метод "обратной связи"? Своими силами найти не удается.

29.06.2005 15:18:00, Марина

Здравствуйте. Представлю Вам себя, некогда гиперактивного ребенка (как писали врачи), в дальнейшем вполне обычного ребенка, в настоящее время мама двоих детей. Да, я была еще той пацанкой в юбке, так говорят все кто меня знал, да и сама многое помню. Уже в 5-ть лет меня искать можно было в километрах 2-х от дома с ребятами лет на 5-7 старше (и не скучно же им было со мной). Были изучены в том возрасте все чердаки, подвалы, деревья и даже болото (мы жили недалеко от судостроительного завода). И видимо с этим ничего поделать нельзя. У таких детей, как говорила моя мама, чересчур развитая любознательность, они не испытывают страх (или я просто старалась его презирать). Иначе они просто не могут изучить мир, можно нанести им непопровимую травму. Как вспоминала мама, если меня остановить (доходило до сильнейшей порки) я замыкалась, могла до вечера просидеть например за стулом, смотря в одну точку и мычать. А как вы понимаете это то вызывает более серьезные опасения. У меня гиперактивность закончилась несколько печально: я получила компрессионный перелом позвоночника...но как Вы понимаете без шишек дети не ростут... как бы мы этого не хотели, но дети временами что-то ломают...или просто заболевают, когда вынуждены длительное время провести дома...вот это-то время и нужно максимально использовать для лечения ребенка...открывая ему новый мир книг и игр, требующих усидчавости. Только нужно помнить, что нереализованная энергия ребенка со всей своей силой перейдет в то увлечение, которым вы привлекете внимание Вашего ребенка. Для меня им стали книги я читала всегда и везде (идя из библиотеке по улице, за столом, спала по 4-5 часов, укладывали, а я с фанариком под одеялом читала). Приходится выбирать из двух зол наименьшее...может для вашего ребенка таким увлечением станет компьютер...Удачи Вам.

19.10.2004 22:19:00, Катерина

Очень страдаю со своим ребенком,не могу ему помочь! Если есть те кто добился хороших результатов в лечении таких детей с СДВиГ напишите пожалуйста и помогите мне.Мама 8летнего гения-мучителя.По образованию я врач,поэтому пойму все.

02.10.2004 11:50:06, Дубова Елена

Банально.Лучше почитать Вайолент Оклендер, книга Окна в мир ребенка.После ее рассуждений о гиперактивных детях такие статьи (а они все-все одинаковые, и зомбируют родителей на отношение к своему ребенку как к больному)просто не воспринимаются.

Interesnaya stat"ya, napisana so znaniem dela.

23.09.2004 01:51:37, anna

Комментировать статью "Гиперактивный ребенок"

Милые помогите пожалуйста,очень,очень гиперактивный ребенок.Лечение прошли триаприд,картексин,тенотен,но подвижки очень мало.

Обсуждение

Ничего Перерастет Но медикаментозно поддерживать обязательно.И режим дня тоже Очень хорошо виды спорта на улице или в воде Мой с отитами был, поэтому бассейн не подходил А вот лыжи просто спасением стали.Есть форум мама таких деток Погуглите Говорят что там много полезной информации.Перерастать начинают к13-14 годам.В этом году нам будет 16 Легче в разы.Почти нормальный парень Просто быстро нервная система истощается Устает быстро.Лечим.Выгуливаем Спать днем ложим по возможности.

Конференция "Усыновление". Раздел: Медицина/ дети (как ведет себя ребенок дома). Как ведут себя дома гиперактивные дети?

Обсуждение

У моей девочки с СДВГ поведение в поликлинике было точно такое же как вы описываете, в кабинете у врача выхватывала ручку и куда-то ее забрасывала, мяла все бумаги на столе, карту свою выдирала и т.д., т.е. глядя на такое поведение можно подумать, что у ребенка СДВГ, но категорично как ваша врач утверждать нельзя. Такое поведение должно быть везде, и дома, и в саду, и на детской площадке, т.е. вы давно бы заметили, что ребенок со странностями. Мне, до того как ребенку поставили диагноз СДВГ, уже раз сто приходила в голову мысль "а здорова ли она психически?"

Моему невролог упорно ставит СДВГ, а психотерапевт, которая наблюдает его раз в неделю на занятиях уже почти полгода говорит, что нет никакой гиперактивности. Просто нервное напряжение дает такое возбуждение, так он расслабляется. Мой дома 4 года, в магазинах периодами атас просто, даю задания как писали ниже. В остальных местах разрешаю бегать, даю задания попрыгать, допрыгать и тд. Любому ребенку тяжело сидеть на месте. Сейчас любому активному ребенку "лепят" гиперактивность, так что забейте на невролога. Если будут проблемы- вы сами увидите. И не переживайте заранее, возникнет проблема-будете решать. А в садике держитесь увереннее, там всякие детки есть: и агрессивные, и спокойные, и активные и гиперактивные.

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) - представляет собой широко распространенную форму нервно-психических нарушений детского возраста, это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Внешние проявления заболевания у детей с минимальными мозговыми дисфункциями, на которые обращают внимание педагоги и родители, нередко бывают сходными и обычно...

Гиперактивный ребенок Очень активный ребенок часто воспринимается родителями как наказание. Он создает немало проблем в обществе, ему трудно сосредоточиться, его тяжело приспособить к рутинным действиям, ему все время не сидится на месте.... Психологи связывают такое поведение ребенка с тем, что принято называть "синдром дефицита внимания". Откуда берется этот дефицит внимания и что можно сделать, чтобы помочь такому ребенку найти свое место в обществе, реализовать свои способности? Об этом и...

К теме гиперактивных детей. Отношения с другими детьми. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями...

Обсуждение

Я так скажу,очень близко общаемся с мамой одного гиперактивного мальчика. Еще до года,да и после неоднократно им и педиатр, и главное невролог указывали на нарушения и прописывали им и лекарства и терапию...но ведь,как у нас заведено,каждая мать считает себя умнее врача,а своего ребенка самым гениальным и здоровым. основная часть таких мам детишек с неврологическими отклонениями,9 из 10,выйдя из кабинета врача и обругав дэбила-доктора,направляется в Интернет на форумы,где конечно им все в один голос вторят-конечно он у вас здоров и не пичкайте вы его лекарствами,а на врача идиота забейте!!! и что в итоге? а всё закономерно и предсказуемо! в ответе за здоровье и развитие вашего ребенка-только вы сами! не хотите давать лекарства и лечить-ради Бога! потом по прошествию нескольких лет эти мамы начинают искать виноватых в том,что к их нестандартному и особенному и уникальному неадекватному ребенку никто не может и не хочет подход найти,понять его,принять и помочь. все такие злые и безразличные. а кому это,простите,надо??? это ваш ребенок и ваши проблемы. и ваша вина в подобном результате. понятно,что ребенок не виноват,но всё ведь можно было исправить в свое время. у нас есть знакомая невролог и подобных рассказов я наслушалась предостаточно. и на опыте это вижу. этот мальчик знакомый на 6мес старше моего младшего сына. моему 3года,тому 3,5года. от всех диагнозов и лечения мамаша самая умная отказывалась,не хотела пичкать,все на характер и темперамент списывала,в итоге к 2годам они растеряли всех друзей,т.к мальчик реально невминяемый,неуправляемый,непо-слушный и непредсказуемый,с элементами агрессии внезапной и немотивированной. мамаша в свое время слала врачей далеко и надолго и всем твердила,что все они дэбилы,а сын здоров. а сейчас с ним на одной площадке играть стремно,он и толкнуть с горки может, и спихнуть с высоты, и камнем кинуть, и плюнуть, и укусить, и наброситься как волченок на др ребенка и укусить за лицо, и палкой в глаз ткнуть и посмеяться, и в волосы вцепиться и упасть на землю и валяться и истерить если не по-его... и очень-очень много таких ньюансов. так зачем я буду приводить своего нормального ребенка и спокойного на площадку с ним играть???зачем мне это надо??? если они бегут вдвоем к качели или просто играют-он обязательно толкнет моего,на горке я вечно боюсь отойти,чтоб он моего не столкнул с высоты,в песке,чтоб не обсыпал или не ударил...это не прогулка,а стресс для мамы и травмотичность для ребенка. и никому это не надо. все их сторонятся. и в сад он пошел в 2.10лет,походил 2мес почти и родители стали жаловаться на царапины,синяки и укусы, и воспитатель на неуправляемость и неадекватность такого ребенка. вызвали мамашу к директору и сказали-не садовский,забирайте. теперь дома с бабушками сидит. сад-это первая ступень для социализации,потом школа. и проблемы эти никуда не денутся,а с возрастом только усугубятся. а неврологи так говорят-всю неврологию снимать и корректировать до года надо,максимум до двух,пока мозг имеет огромную компенсаторную и восстановительную возможность и многие проблемы можно полностью ликведировать,а некоторые свести к минимуму,так чтоб потом не было проблем ни с развитием,ни с социализацией и общением. после двух это сделать очень сложно и полностью исправить невозможно. а многие до года-двух посылают невролога,после двух говорят,что дурак и не помогает то,что назначил. а потом все окружающие виноваты,бесжалостны и бесчувственны. а воспитатели и педагоги-вообще некомпетентны и не могут подход найти и помочь!!! а с чего бы это??? они и не должны этого делать!!! организация ориентированна на здоровых детей,а не на детей с отклонениями! для таких детей есть специальные заведения и педагоги и воспитатели с особым образованием! а обычные рядовые воспитатели не должны подстраиваться и искать подход. им за это не платят и не обучали. да и мало кому из мам понравится забирать своих детей с укусами и переломами. не думаю,что они войдут в положение и захотят понять... это маме такого ребенка нестандартного хочется,чтоб он и в сад как все ходил, и в школу, и чтоб все поняли и помогли, и были добрее и внимательнее. но с чего???? это маме этой умнее надо было быть в свое время,а не все вокруг теперь должны... не хотела в младенчестве слушать доктора-пусть теперь сама и отвечает за последствия и разгребает свои проблемы. ищет педагогов особых для особого ребенка,и учереждения. ни воспитателям это не надо лишний геморой,ни детям перспектива свернуть шею на горке или лишиться глаза... понятно,что он это не со зла и он не виноват,что родился таким,но и окружающие тоже ни в чем не виноваты и расхлебывать эту кашу не обязанны. имхо.

04.09.2013 12:16:55, НИКА.у меня есть два чуда

некоторых неадекватных родителей из общества надо изолировать. теперь диагноз гиперактивность приписывают кому угодно. особенно удобно свои промахи свалить на "ненормального" ребенка (не только родительские, также воспитательские и пр.).

Но ребенок (без постановки диагноза) гиперактивный, т.е. непоседлива и упряма, если занятие нравится заниматься долго может.

Обсуждение

Обеих своих дочерей отдала на фортепианное отделение в 5 лет. Одна из них - гиперактивна по диагнозу. Прошло почти семь лет, т.е. она сейчас 7-й год учится. Играет замечательно, музыку чувствует. Хотя усидчивость -по-прежнему наша проблема.Но именно благодаря занятиям музыкой её умение концентрироваться развилось (и в общеобразовательной школе тоже). 2 года назад, будучи ребёнком любознательным и неуспокоенным, попросилась ещё и на домру. Купили инструмент, начали заниматься и на 2-м инструменте. Но это абсолютно разные плоскости: чел-к, играющий на фортепиано - фактически дирижёр, думающий многоголосно и управляющий оркестром. Домра после этого - примитив. Конечно, я бы посоветовала фортепиано. Только нужно через беседы с родителями и детьми (или на сайте\форуме классическая музыка) найти педагога. Доброжелательного, терпеливого и квалифицированного. Такое бывает, нам повезло. Вы, кстати, в какую школу идёте?

08.05.2008 02:12:15, Мама двух девочек

Для непоседливой посоветевала бы фортепиано.Моя вот на домре уже третий год,я у нее на уроках зевать начинаю сразу,убегаю-через 5 минут.Жуть,как нудно.Но у нас свои причины- педагог уникальный.А у старшей подруга начала с блок-флейты,а продолжила-саксофоном.Довольна.Флейта тоже неплохой вариант.Скрипку и виолончель,ИМХО,не рассматривала бы.Успехов вам в поступлении.Пы.сы. Посоветовалась с детьми.Младшая говорит-только не домра:)),лучше флейта.Старшая предлагает ударные.Вот так:)))

Очень впечатлительный, гиперактивный ребенок, что-то не получается (задания в нулевке, игра какая-нибудь, поделка, рисунок) - швыряет и орет: не буду! не могу! не получается...

Обсуждение

Это наш случай.
Рассказ моего папы о своём папе (моем дедушке). Его папе около 50 лет, он по разным причинам в то время не работал, детей трое, работала только мама, естественно, на разносолы денег не было. Подают всем кашу. Тот: "А! Опять кашка! - и тарелку об пол. В общем, от деда до моего сына холерики все.
Сразу о медицине. Очень благодарна маме, что не таскала меня по невропатологам и выкинула успокоительные, кучу которых выписали сразу, в год или полтора. Когда уже в институте у меня случилось сотрясение мозга и давление стало прыгать, невропатологи, при минимальных жалобах выписывали успокоительные «тоннами», сразу отмечу, что все это бесполезно: либо в сон клонит, либо не влияет, но характера не меняет. С сыном к врачам этого профиля совсем не обращалась, разве что для медкарты и в стиле «у нас все лучше не бывает».
Что делать? Прежде всего не доводить ребенка до развернутой реакции, сворачивать действо раньше. Если с детьми, забирать из такой компании и гулять отдельно. Вообще спокойные не агрессивные движения успокаивают, адреналин нужно сжигать физической работой. Из спокойного состояния доброжелательно объяснять, чего нельзя делать НИКОГДА (драться, обижать других), разбирать случившееся, говорить как надо. Лет до 13 я играла с сыном в ролевые игры на мотив сказочной страны, вставляя в них с юмором наши реальные ситуации. Никогда не настаивать на гребне возбуждения на воспитательных: «Помирись. Извинись. Поделись игрушками». Почаще хвалить. Не говорить, что «Маша, Петя и Вова, хорошие, не то, что ты». Учить не употреблять оскорбительных слов (дурак, глупый, пошел вон и т.п.), а вместо этого подобрать что-то более политкорректное (ты не прав, я думаю по-другому, поговорим позже, мне пора уходить) или отходить без объяснений, чтобы успокоиться. Мой сын не ходил в сад, так что многое было проще: когда дома литературный русский язык, лексикон ребенка иной, чем в садике. Объясните сыну, что подначивают тех, кто заводится. Если он не будет выдавать «с полоборота» бурной внешней реакции, то и «заводить» его перестанут. Когда не получается, лучше приходить на помощь раньше, чем сорвется в крик, делать перерыв. Отвлекать («пойдем чай попьем», «вот мандаринчик, съешь, а потом продолжим», «посмотрим, что там бабушка делает»). Разучивать сложные для ребенка действия отдельно, чтобы это не вызывало такое напряжение «на людях». Чего-то «не замечать». Бросил: «Больше никогда и ни за что!». Иногда разумно не спорить и не возражать. Просто переключиться на что-то приятное. А потом начинать как бы с чистого листа, как будто этого бросания Вы не заметили. Но не в форме «сделай сам», а с какого-то другого конца и вместе. Это трудно, с одной стороны, не «доставать» в момент взрыва, с другой, показать неотвратимость необходимого. Палочки и буквы я писала с сыном больше полугода. Как раз через все: «Не хочу! Не буду! Все равно не выходит». У него был гипертонус рук. Учила расслаблять руки. Писали понемногу, по очереди, «заговаривала зубы», выдавала премии в виде изюма в шоколаде, пересчитывая вместе написанные палочки или буквы и оценивая достоинства каждой (тут разбирался вопрос педагогично подобное поощрение или нет, но сын писать научился и это главное). После письма вместе играли.
С бабушкой – особая песня. Мне мама тоже любила рассказывать прегрешения сына, а я старалась выслушивать без него и кивать да, конечно, лучше бы по другому, но не разбирать не выговаривать ребенку.
С возрастом человек учится сдерживаться, сбрасывать напряжение в разумные стороны (спорт, хобби, уединение или широкая компания). В общем, как сказал врач: «Терпите, мама, водите плавать,...».

Что касается переезда.
1.Ведите себя спокойно, как мне говорили умные люди «приведите себя в спокойное состояние», ибо состояние матери дети чувствуют.
2. Скажите, что на новом месте будет возможность начать все «с чистого листа», начать «новую жизнь», в которой его «психом» считать не будут. Что у него появятся новые друзья, а со старыми он сможет беседовать по телефону и изредка встречаться. Желательно, чтобы ребенок не переживал, а радовался переезду.
3. На вопросы: «...как мне друзей завести,...», - отвечайте подробно, без спешки и раздражения, столько раз, сколько вопрос задается, ребенку надо в беседе с вами понять стереотип поведения в новой компании. Проигрывать новые знакомства. Сын к Вам подошел знакомиться. Вы нему. Мишка, зайчик, Вы и сын в одной компании. Он за себя, Вы за всех, желательно, чтобы ребенку было весело. Сначала Мишка с зайчиком разыгрывают сценку по мотивам реального поведения сына. Потом Вы с зайчиком ту же самую, но вместо реально поведения ребенка показываете нужное. Потом что-то похожее, но уже сын с кем-то, где он должен выдать правильное поведение. Если Вам трудно, сюда можно подключить психолога (хочешь поговорить с человеком, который научит знакомиться и заводить друзей?).
4. На новом месте помогите сыну познакомиться с детьми. Например, выйдите вместе с ним во двор и дальше по обстоятельствам. Например, вынесите какую-то общую игрушку (мяч, бадминтон), познакомьтесь с родителями на площадке, предложите отметить ваше новоселье. Можно позвать к себе в гости или организовать игру с угощением прямо во дворе, пока хорошая погода, например, предложить прийти к какому-то часу с чистыми руками, разъесть вместе дыню или фрукты и поиграть во что-то интересное (роль массовика-затейника ваша или пригласите кого-то из знакомых). Вот у нас во дворе были папы, которые затевали игры в мяч в кругу или в футбол – очень хороший вариант и все были довольны.
5. Посмотрите, кто из детей «законтактировавших» с сыном подходит ему в друзья по стереотипу поведения и росту-возрасту. Желательно, чтобы это была пара лидер-ведомый, примерно похожих сил (толкаясь, ни один не должен отлетать с риском травм), и чтобы компаньон не реагировал бурно на действия сына. Попробуйте выходить гулять одновременно, познакомиться с родителями, поговорить о совместной «вылазке» в музей, зоопарк или просто в ближайший парк, пригласить к себе домой, ... (или что-то одно, в зависимости от обстоятельств).
6. Дворов в округе обычно несколько, если будет необходимость, то можно обойти разные.
7. На пике возбуждения от нового места побольше ходите с сыном, чтобы тот уставал физически (или пусть плавает, катается на велосипеде). Физическая усталость действует лучше валерьянки.
8. По возможности «скиньте» младшую бабушке (или другим родственникам) и уделите лично сыну недели 2 на новом месте, м.б. ценой отпуска за свой счет.

У нас во Дворце пионеров разные специальные курсы детского психолога(психологов). Например: для обучения детей понимать свои эмоции, справляться с ними и, соответственно, учиться правильно общаться. Еще есть для легкой адаптации первоклашкам. Детям кажется что они просто ходят "поиграть", им очень интересно. Может быть в вашем районе есть что-то подобное? Поишите.

Воспитательница в группе пока не может найти подход к гиперактивному ребенку, просила поискать материалы.

Обсуждение

Я как мама такого ребенка могу сказать, что только постоянная смена занятий, постоянное направление энергии в мирное русло поможет "справиться" с гиперактивным ребенком. Иначе - либо расплачется, либо разобьет все вокруг! Пусть дает ему задания постоянно дополнительные, пусть его рядом сажает и с ним вместе занимается. Приструнить или заставить делать как все дети его невозможно - сколько книжек ни читай! По хорошему, такому ребенку нужен отдельный воспитатель с хорошей дыхалкой и бурным воображением...

На мой взгляд тоже странно такое дикое количество гиперактивных детей (я не про Вас конкретно, понятно, что такой диагноз есть в принципе). В любом случае попытки адаптировать дите к ситуации должны быть, имхо. Ну - в лужу можно, если никого не забрызгивает, если вокруг люди - найдите другую лужу:), в автобусе ногами дрыгать можно - если никого не задевает, если задевает - пересядьте/отойдите, носиться по улице - вообще святое дело, если машин нет и если нет совсем маленьких, которые не успеют отойти, с дивана прыгать дома - можно, в гостях - ...а зачем его в гости взяли? Если взроослая тусовка, то лучше без детей, а если детская - так можно, там все будут прыгать, песком кидаться - только если никого рядом нет! И так - во всем. У меня дочка не гиперактивная, а просто живая:) мы с ней как-то так договариваемся обычно. Если договариваться не хочет - отвлекаю-увожу.

Гиперактивный ребенок -драчун. Нужна консультация психолога. Детская психология. Гиперактивный ребенок -драчун. Я мать-одиночка, воспитываю сына полутора лет.

Обсуждение

Мне кажется, Вам с ребенком было бы полезно пообщаться если не с психологом, то с человеком, который одинаково хорошо относится в вам обоим (к детям, которые ведут себя не как фарфоровые куклы, многие не слишком хорошо относятся, хотя попробуй сказать, что они не любят ребенка, начинается закатывание глаз и всякое "я просто ему добра желаю", а на деле - жестокое предубеждение и трактовка поступков ребенка с позиции "избаловали", "психованный", "мать не справляется" и т.д.).

Так вот, я думаю, что такой, непредубежденный человек, мог бы заметить, в чем дело в Ваших с ребенком проблемах. По Вашему описанию пока, увы, толком понять почти ничего нельзя, так себя ведут многие дети, но одним помогает просто называние их действий и чувств ("ты меня бьешь", "ты сердишься", "ты не знаешь, чем заняться", "ты срочно хочешь яблоко"), другим - игнорирование их поведения (бейся головой об пол сколько хочешь, я этого не замечаю, кстати, есть дети для которых это губительный путь, они реально не могут сами успокоиться, торможения и переключения не происходит), третьим - ласка (у моей дочери ласка и попытки обнять вызывали еще больший приступ), четвертым - переключение и т.д.

Мне кажется, что проблема может быть в том, что Вы "ласковы". Возможно, ребенку больше подойдет более сухой подход, даже не сухой, а взрослый, что ли. Более живой и гибкий. С переходами от общения "как со взрослым" к нежным "пусенькам", когда у обоих есть настроение, строгому голосу, выражению своих изменяющихся эмоций по мере изменения его поведения или даже просто Вашего настроения. Возможно, это мои тараканы, но мне кажется, что невозможно сохранять постоянную искреннюю ласковсть к тому, с кем проводишь 24 часа в сутки не первый год:)), а неискренность и излишний сироп уже и в полтора года могут беспокоить:)) А крики на этом фоне - пугать:((. Но это только то, что мне почудилось из Вашего описания ситуации, а возможно дело вовсе не в этом, а втом, что ребенку, к примеру, нужен трехразовый дневной сон, или дополнительные физические нагрузки, или некоторые рамки, не узкие, но жесткие, вариантов много:))

27.07.2003 22:17:53, Яся

А что такого ужасного, что в 1,5 года ребенок "на шее сидит" - а где ж еще в таком возрасте сидеть? :-) Может как раз наоборот, ему внимания не достаточно? Вот он при помощи "жестких мер" на себя внимание и обращает?
Но вообще, еогда ребенок перевозбужден (да еще с агрессией), то можно попробовать его нежно погладить, обнять, песенку спеть тихонечко.... Это успокаивает:-)

Вы быстро устаете, проводя время со своим ребенком? Вы видите, что он постоянно «вертится», и не может успокоиться? Возможно, что ваш ребенок гиперактивен.

Активный ребенок

Если ваш ребенок большой непоседа, он не может заниматься одним и тем же дело больше 15 минут, то, возможно, он гиперактивен. Таких детей очень сложно успокоить, они суетливы и весьма подвижны. Взрослые быстро устают от времяпровождения с такими детьми, так как они почти не сидят на месте, много двигаются и слишком говорливы.

Согласно медицинским наблюдениям, гиперактивность чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Обычно, такое состояние наблюдается у детей от 2 до 7 лет, однако с таким диагнозом встречаются и дети более старшего возраста.

Как распознать гиперактивность?

Некоторые признаки в поведении вашего ребенка могут указывать на его гиперактивность. Среди них выделяют следующие:

  • чрезмерная суетливость и непоседливость;
  • излишняя говорливость и неприятная окружающим манера поведения;
  • плохая координация движений. Гиперактивные дети бывают неуклюжими, они часто роняют вещи и ломают предметы;
  • агрессивность. Нередко гиперактивные дети бывают замешаны в конфликтах;
  • рассеянность. Гиперактивным детям трудно сконцентрироваться на каком-либо вопросе или теме;
  • нетерпеливость. Такие дети совершенно не умеют ждать, они все время пытаются вмешаться в чужие разговоры или игры.

Если вышеописанные симптомы наблюдаются у вашего ребенка дольше шести месяцев, то вполне вероятно, что он гиперактивен, и его следует показать врачу-психотерапевту.

Как быть с гиперактивными детьми?

Питание

Для гиперактивных детей очень важно полноценно питаться. Рацион питания таких детей должен включать продукты, которые содержат достаточное количество витаминов. Это мясо, говяжья печень, рыба, крупы, кисломолочные продукты, овощи, фрукты и свежевыжатые соки. Нередко гиперактивные дети склонны к аллергическим реакциям, поэтому будьте осторожны с продуктами, которые чаще остальных выступают в роли аллергенов: яйца, экзотические фрукты, жирные молочные продукты, красные и желтые овощи и фрукты.

В зимнее время, возможно, придется давать ребенку витаминно-минеральные комплексы. Однако не стоит этого делать самостоятельно, обязательно проконсультируйтесь с врачом-педиатром.

Режим дня

Гиперактивным детям довольно сложно придерживаться какого-нибудь распорядка. Такие дети подолгу не могут уснуть, а утром их очень сложно разбудить. Поэтому родителям придется приложить немало усилий, чтобы ребенок научился вовремя засыпать и просыпаться.

Для начала нужно выбрать время утреннего подъема, чтобы ребенок успел собраться в садик или школу. Ни в коем случае не кричите с утра на малыша, что ему пора вставать. Процесс пробуждения можете начать с легкого поглаживания по голове. Проснуться помогают любимые песни, так что можете включить для ребенка музыку или телевизор.

Также необходимо четко установить время завтрака. Важно, чтобы ребенок питался в одно и то же время. Если после пробуждения ребенок долгое время ходит вялым и сонливым, то первый прием пищи лучше отложить на час-полтора, а это время используйте для утренней зарядки.

Обязательно уделяйте время продолжительным прогулкам. Несколько часов гиперактивный ребенок должен находиться на улице. Не судите его строго, пусть он бегает, скачет, гоняет голубей и пачкается. Таким образом, он выплескивает скопившуюся энергию наружу, позвольте ему это сделать.

При составлении режима для своего ребенка самое важное – это систематичность. Старайтесь придерживаться его на протяжении длительного времени, пока у ребенка не закрепятся привычки.

Дополнительные меры

Кроме вышеуказанных мер, для коррекции поведения и нормализации режима сна и бодрствования, гиперактивному ребенку помогут специальные препараты.

Борщаговский химикофармацевтический завод разработал препарат который отлично справляется с такими нарушениями, как нарушение сна, эмоциональная лабильность, головные боли и головокружения.

В состав препарата входят три активнодействующих компонента:

  • Таурин – серосодержащая аминокислота, принимающая активное участие в обменных процессах, в частности, в метаболизме белков, углеводов и жиров. Эта аминокислота обладает нейро- и кардиопротекторным свойством, а также нормализует сердечную активность посредством прямого воздействия на симпатическую нервную систему.
  • Экстракт плодов боярышника . Экстракт плодов боярышника обладает кардиотоническими свойствами, улучшает кровоснабжение сердечной мышцы, а также улучшает обменные процессы.
  • Экстракт пустырника – третий компонент препарата, обладающий успокаивающим действием на центральную нервную систему.
  • дети в возрасте 6-11 лет – по 1 таблетке 3 раза в сутки;
  • дети в возрасте 12-18 лет – по 2 таблетки 3 раза в сутки;

Дети, которые живут рядом с оживленной трассой, имеют повышенный риск развития СДВГ. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного учеными из США.

Препарат принимается внутрь перед едой, запивая достаточным количеством воды. Курс лечения составляет 1 месяц. При необходимости курс лечения можно повторить.

При повышенной чувствительности к компонентам препарата возможно развитие аллергических реакций (зуд, отечность кожи, крапивница, сыпь, гиперемия), а также артериальная гипотензия, брадикардия, сонливость и головокружение.

Хранить препарат в недоступном для детей месте.

Самолечение может быть опасным для вашего здоровья.