Предмет и содержание лирики д давыдова. Факты из жизни. Анакреон под доломаном

Изучение пушкинской эпохи невозможно без обращения к жизни и творчеству Д.В.Давыдова (1784-1839) — «самого яркого светила второй величины на небосклоне русской поэзии» (Белинский).

Довольно долгое время Давыдов провёл на симбирской земле, любовался её красотами, скучал по ней, когда уезжал. Читая стихи Давыдова, попадаешь в особый мир чувств, мыслей, стремлений, поступков. В лирического героя влюбляешься сразу и навсегда. Сила обаяния? Может быть. А ещё то, чего нам не хватает в реальной жизни: пример бескорыстного служения Отчизне, умение искренне выражать свои чувства, преклоняться перед красотой.

Неординарная личность нашла один из способов своего самовыражения в «поэтической автобиографии». Попробуем приблизить к себе
Давыдова-лирика, пристально рассмотреть «резкие черты неподражательного слога», попытаться разгадать тайну обаяния его поэзии.

На первом этапе урока познакомимся с главными вехами жизненного пути поэта.

Биография Давыдова.

Детство Д.В.Давыдова совпало с концом царствования Екатерины Второй, молодость с царствованием Павла 1, а зрелость с царствованием Александра Первого и Николая Первого. Военную службу он начал в 1801 году юнкером. Пять лет был адъютантом князя Багратиона, а в 1812 году в чине подполковника уже командовал первым батальоном Ахтырского гусарского полка.

Накануне Бородинского сражения он получил от Багратиона с согласия Кутузова небольшой отряд, с которым начал партизанские
действия. Лев Толстой увековечил его на страницах романа «Война и мир» В образе партизана Василия Денисова.

Герой 1812 года, друг Пушкина и декабристов, Давыдов был участником почти всех войн, которые вела Россия при его жизни. Но царизм мстил ему за независимый образ мыслей, за антиправительственные сочинения. Недовольство и недоверие царя и высшего начальства вынудили Давыдова в 1823 году подать в отставку.

В надежде уйти от обиды он уехал в поволжскую глубинку, в село Верхняя Маза Сызранского уезда Симбирской губернии (ныне Радищевский район), где провёл последние десять лет своей жизни. Верхняя Маза была приданым жены Давыдова — Софьи Николаевны Чирковой, дочери генерала Н.А.Чиркова, которая стала женой поэта в 1819 году. Здесь Давыдов почувствовал себя свободным, независимым. Находясь в Москве, он рвался домой. В одном его письме читаем: «Страсть как опять хочется в Мазу. Мне скучно здесь, я в степь хочу. Вообразить не можешь, как меня обольстили мои симбирские и саратовские степи. Так бы и полетел туда, что, впрочем, я непременно сделаю».

Живя в Верхней Мазе, Денис Васильевич поддерживал тесные связи с прогрессивными дворянами. Это Ивашёвы, Татариновы, Языковы, Бестужевы. Желанным гостем поэт был в Ундорах, где жили родители декабриста Ивашёва, в Акшуате у Поливанова, товарища Лермонтова по университету, в Репьёвке, в восемнадцати верстах от Мазы, у А. В. Бестужева. Дружеские связи установились у Давыдова с поэтом Н.М.Языковым. Они познакомились в Москве на мальчишнике — прощании с холостой жизнью, устроенном Пушкиным перед свадьбой с Натальей Гончаровой.

Позже, в 1835 году, по свидетельству Гоголя, Александр Сергеевич прослезился, когда читал великолепное послание Николая Языкова «Денису Васильевичу Давыдову». Дружба поэтов была удивительна. Единение мыслей и чувств рождало у Дениса Васильевича такие строки, адресованные Языкову: «Вы мой душевный поэт, никто мне душу не возвышает более вас, ничто не ласкает моё сердце более ваших стихов».

Давыдов очаровал собою целое поколение современников. Когда Пушкин учился в лицее, он был уже офицером, прошедшим ряд сражений. Несмотря на разницу в годах (Давыдов был старше на пятнадцать лет), после войны 1812 года поэты подружились, и
Пушкин не переставал восхищаться «Денисом — храбрецом». Посылая «Историю Пугачёвского бунта» Давыдову, Пушкин сопроводил книгу
стихотворным признанием:

Тебе, певцу, тебе, герою!
Не удалось мне за тобою
При громе пушечном, в огне
Скакать на бешеном коне.
Наездник смирного Пегаса,
Носил я старого Парнаса
Из моды вышедший мундир:
Но и по этой службе трудной,
И тут, о мой наездник чудный,
Ты мой отец и командир.
«Д.В.Давыдову», 1836

«Он дал мне почувствовать, что можно быть оригинальным», — говорил Пушкин о Давыдове-поэте, вспоминая лицейские годы. Давыдов писал стихи всю жизнь, но написал их не более ста. В единственный прижизненный сборник включил лишь 39. Когда его спросили, почему он не издаёт известные стихи, поэт ответил: « … Их и без того все знают наизусть».

Особое место в поэтическом творчестве Давыдова занимают «гусарские песни». Поэт создаёт живой образ воина, чуждого светских условностей, весёлого, кипящего нерастраченными силами. Вместе с тем героем ранней лирики владеют высокие, благородные чувства — отвага, прямодушие, верность в дружбе. Всю гусарскую лирику пронизывает жаркое чувство любви к родине:

За тебя на чёрта рад,
Наша матушка Россия! ..

С темой войны и образом воина соотнесены любовные радости и огорчения, составляющие сюжеты Давыдовских «песен любви». Герой цикла элегий — всё тот же «воспитанник побед», ставший «робким пленником» прекрасной женщины. В стихотворении «Гусар»
поэт признаётся:

Напрасно думаете вы,
Чтобы гусар, питомец славы,
Любил лишь только бой кровавый
И был отступником любви …
Он часто храбрости огонь
Любовным пламенем питает-
И тем милей бывает он!

Оригинальным поэтом Давыдов был и в таком «негусарском» жанре, как элегия.

Вспомнить, какими особенностями обладает жанр элегии.
Лирическое стихотворение, проникнутое грустью. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»:
Элегия (греч. e/egeia) — 1) жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии — стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее — стихотворение грустного содержания. В новоевропейской поэзии сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма.

Обратим внимание на этимологию слова, на устойчивые черты жанра. Расскажем о том, что в 1814-1817 годах Давыдов пишет цикл «песен грустного содержания», который посвящает юной танцовщице Александре Ивановой. Предложим познакомиться с «Элегией VIII» (1817) Давыдова.

Что отличает эту элегию от традиционной, созданной по канонам жанра?

Нет и следа от «мотивов разочарования, одиночества, бренности земного бытия». Невиданное ранее лирическое напряжение привносит поэт в элегию, «хмельное буйство выражений», по словам Николая Языкова. Вот как она начинается:
О, пощади! Зачем волшебство ласк и слов,
Зачем сей взгляд, зачем сей вздох глубокой,
Зачем скользит небережно покров
С плеч белых и с груди высокой?

Слышите ли вы здесь присущую элегии грусть?

Нет. Чувство облекается поэтом в словесную форму так умело, непосредственно и живо, что мы ощущаем, как герой замирает, немеет «при лёгком шорохе прихода» любимой. Дыхание его учащается, волнение от «сладкой муки» (красивый оксюморон) достигает предела:

Но ты вошла … и дрожь любви,
И смерть, и жизнь, и бешенство желанья
Бегут по вспыхнувшей крови,
И разрывается дыханье!
Как поэт передаёт своё состояние?

Элегия написана разностопным ямбом (чередуются строки шести-, пяти- и четырёхстояного ямба), она богата пиррихиями (почти в каждой строке встречаются одна или две стопы пиррихия). Перебои в ритме передают взволнованность, у лирического героя «разрывается дыханье».

Что вы можете сказать о поэтическом синтаксисе элегии?

Поэтический синтаксис усиливает передачу эмоций: множество риторических восклицаний, многоточий, риторический вопрос, многосоюзие. Особую выразительность придают такие стилистические фигуры, как анафора («О, пощади!», «Зачем сей взгляд … », «Зачем скользит … » и др.) И градация («Я гибну без того, / Я замираю, я немею », «И смерть, и жизнь, и бешенство желанья »).

Показать, какое яркое, сильное чувство испытывает лирический герой, автору помогает звукопись. Предложим ученикам определить,
какие звуки дают возможность автору передать «дрожь любви», трепет и нежность. Ласкающие наш слух сонорные переполняют стихотворение. Из 96 слов произведения звук «л» содержится в двадцати одном, «м» — в одиннадцати, звук «н» — в пятнадцати. Таким образом, нежные, плавные сонорные встречаются в половине слов, составляющих текст элегии.

Расскажем ребятам о том, что увлечение Александрой Ивановой закончилось для поэта печально: она предпочла другого. Не меньшего
напряжения чувств потребовал роман с шестнадцатилетней Лизой Злотницкой, Унижаясь перед императором, Давыдов пишет прошение об аренде — деньгах, необходимых для женитьбы. Обещание назначить аренду поэт получил, но вскоре Лиза предпочла Давыдову князя Петра Голицына. Милый образ изменницы долго терзал сердце поэта. Но свою обиду он укрывал от посторонних глаз:

Неужто думаете вы,
Что я слезами обливаюсь,
Как бешеный кричу: увы!
И от измены изменяюсь? .

Простите! Право, виноват!
Но если б знали, как я рад
Моей отставке благодатной.
«Неверной», 1817

На следующем этапе урока группа подготовленных учащихся представляет небольшую литературно-музыкальную композицию. Звучит пьеса Людвига ван Бетховена «К Элизе». На экране мультимедиа появляются слова: «Страсть есть преобладающее чувство в песнях любви Давыдова; но как благородна эта страсть; какой поэзии и грации исполнена она в этих гармонических стихах … Боже мой, какие грациозно-пластические образы» (Белинский).

В мазинский период жизни Денис Васильевич часто бывал в Симбирске. Здесь он пережил увлечение местной красавицей — помещицей С.А.Кушкиной. Он посвятил ей несколько стихотворений: «Душенька», «NN» («Вы хороши! Каштановой волной … »), «С.А.Кушкиной» и другие.

С.А.Кушкина очаровательна: «высокое чело», густые ресницы, горящие уста, «каштановой волной» падает локон «на свежие ланиты», величавая осанка. Но в каждом из названных стихотворений автор подчёркивает божественность, неземное начало «изгнанницы небес». Он признаётся:

Но я гусар … я б вас любить не мог,
Простите: для меня вы слишком
неземная!

Перечитывая строки, посвящённые С.А.Кушкиной, вновь убеждаемся в справедливости слов Белинского о том, что Давыдов создавал «грациозно-пластические» образы. «Вы личиком — пафосский бог», — пишет о симбирской красавице поэт, сравнивая её с Афродитой: «Не вы ль оригинал живой / Очаровательной хариты, / Кановы созданной рукой?» — спрашивает он в стихотворении «NN», ассоциируя героиню с одним из скульптурных образов Антонио Кановы. Предпослав стихотворению «Душенька» эпиграф — слова В.А.Жуковского о Мадонне Рафаэля, Давыдов настроил читателя на восприятие героини как божества. Он преклоняется перед «прекрасной» (хотя доля иронии по отношению к своему чувству всё же проскальзывает):

Я, как младенец, трепетал
У ног её в уничиженье
И омрачить богослуженье
Преступной мыслью не дерзал.
Ах! Мне ль божественной к стопам
Несть обольщения искусства?
Я весь был гимн, я весь был чувство,
Я весь был чистый фимиам …
1829

В письме Жуковскому Давыдов расскажет о своём отношении к С.А.Кушкиной: «Ты поэт, следственно, знаешь, что можно восхищаться красотой и петь её без малейшего чувства любви. Словом, я пел эту красавицу, как ты описывал нам некогда Корреджиеву Мадонну
Дрезденской галереи».

Обратим внимание детей на умение Даныдова поэтизировать красоту в различных её проявлениях. В подтверждение приведём слова самого поэта, которыми он заканчивает автобиографию: «Снова мир — и Давыдов опять в степях своих, опять гражданин, семьянин, пахарь, ловчий, стихотворец, поклонник красоты во всех её отраслях — в юной деве ли, в произведениях художеств, в подвигах ли, военном или
гражданском, в словесности ли, — везде слуга её, везде раб её, поэт её. Вот Давыдов».

О последнем цикле стихов любовной лирики Давыдова расскажем ниже.

В 1833-1836 годах Давыдов пишет цикл стихов, посвящённый пензенской красавице Евгении Зопотарёвой. Он открывается четверостишием, в котором ярко проявилась оригинальность поэта, непосредственность в выражении эмоций:

Вошла, как Психея, томна и стыдлива,
Как юная пери, стройна и красива, —
И шёпот восторга бежит по устам,
И крестятся ведьмы, и тошно чертям!
1833

Золотарёва была последней, неистовой, безрассудной, мучительной любовью поэта. Семья Давыдовых жила тогда в имении Верхняя Маза. Однажды на святочной неделе поэт помчался за двести верст в Пензенскую губернию навестить своего сослуживца по партизанскому отряду Дмитрия Бекетова и здесь встретился с его племянницей, двадцатидвухлетней ЕвгениейЗолотарёвой. Денис Васильевич помнил о том, что он стоит на пороге своего пятидесятилетия, что давно женат, что у него шестеро детей и репутация примерного семьянина, но ничего не мог поделать с нахлынувшими чувствами:

я вас люблю так, как любить вас должно:

Наперекор судьбы и сплетней городских,
Наперекор, быть может, вас самих,
Томящих жизнь мою жестоко и безбожно.
Я вас люблю, — не опою, что вы
Прекрасней всех, что стан ваш негой дышит,
Уста роскошствуют и взор востоком пышет,
Что вы поэзия от ног до головы.
Я вас люблю без страха, опасенья
Ни неба, ни земли, ни Пензы, ни Москвы, —
я мог бы вас любить глухим, лишённым зренья …
Я вас люблю затем, что это — вы!
1834

Страстный роман с самого начала был обречён на печальную развязку. Так он и закончился. Не в силах ничего изменить в их отношениях,
они будут рваться друг к другу и понимать, что соединение двух сердец невозможно, будут писать пылкие сбивчивые письма, мучиться
разлукой и ревностью. Наконец, Евгения в отчаянии выйдет замуж за немолодого отставного драгунского офицера Василия Манцева.

Но памятью об этой любви останется большой цикл стихотворений, пылкий и нежный. Жемчужина этого цикла — «Я вас люблю так,
как любить вас должно … »: романс «Не пробуждай, не пробуждай … ».

Давыдов искал забвения и не находил. Поэзия навсегда ушла из его жизни. Он до самой смерти не написал больше ни одного любовного стихотворения, кроме этого, прощального:

Прошла борьба моих страстей,
Болезнь души моей мятежной,
И призрак пламенных ночей
Неотразимый, неизбежный,

И милые тревоги милых дней,
И языка несвязный лепет,
И сердца судорожный трепет,
И смерть, и жизнь при встрече с ней! ..
Исчезло всё! — Покой желанный
У изголовия сидит …
Но каплет кровь ещё из раны,
И грудь усталая и ноет, и болит!
«Выздоровление», 1836

Неподдельность,естественность,искренность — вот что отличает стихи Давыдова. Он был мастером художественной формы, хотя и заверял, что мало обращает внимания на отделку своих творений. Однако его рукописи свидетельствуют об обратном. В творчестве находило воплощение состояние «душевного восторга». Отсюда стремительность стиховых темпов, «незастенчивость» слов и выражений. Недаром П.А.Вяземский сравнивал «пылкий стих» Давыдова с пробкой, вырывающейся из бутылки шампанского.

Итак, в конце подытожим основные особенности творчества Давыдова:

1. Впервые создан образ лирического героя-гусара: прямодушного, чуждого светских условностей воина, патриота, юного лихого наездника, кипящего нерастраченными силами. Это было новое осмысление «высокого» начала: геройство, соединённое с «чаркой»; истинное служение родине.
2. В любовной лирике писал в традиционных жанрах (элегия, послание, романс). Но разрушал установившиеся нормы, расширял рамки жанра. Так, элегия до Давыдова — песня грустного содержания. Он привнёс невиданное лирическое напряжение.
3. Раскованность, свобода, отсутствие ориентации на традицию обусловили следующие художественные особенности:
— смелую лексику, острословие;
— разнообразие стилистических фигур;
— внезапные интонационные переходы;
— бойкий, гибкий поэтический слог, сохраняющий опенки разговорной речи, стремительный стихотворный темп.

Жизнь и творчество Давыдова

Начав писать еще в первые годы XIX в., Давыдов уже тогда определяется как поэт дружеского военного кружка, отчасти развивая ту линию «домашней» полупрофессиональной поэзии, которая была представлена его старшими товарищами и сослуживцами — Мариным, Аргамаковым и другими.

Уже в его ранние стихи входит грубоватое просторечие, элементы пародии и сатиры, приобретающие иной раз даже антиправительственную окраску: его басни 1803 г. «Река и зеркало», «Голова и ноги» и, по-видимому, принадлежащая ему басня «Орлица, Турухтан и Тетерев» (1804) были в это время заметным явлением вольной поэзии и даже испортили ему успешно начавшуюся военную карьеру.

Однако в отличие, например, от Марина ранний Давыдов уже принадлежитновой поэтической формации; он в гораздо большей степени открыт сентиментальным и романтическим веяниям и гораздо «профессиональнее» кружковых поэтов. Его учителя — Парни и анакреонтики, русские и французские; через десять лет он демонстративно определит свою поэтическую ориентацию, войдя в «Арзамас».

Особый, индивидуальный характер его поэзии заключается именно в сочетании традиционной анакреонтики с домашней поэзией кружка, в профессионализации этой последней — или, если угодно, в снижении, «одомашнивании» и бытовой конкретизации первой. Его героем становится «гусар гусаров» Бурцов — хорошо известный тогда кутила и бретер; предметный мир его стихов — это мир пуншевых стаканов, гусарской амуниции, непритязательной обстановки походного бивака.

В сущности его поэтическая работа идет в том же направлении, что и у Батюшкова, — и при всей внешней непохожести оба поэта внутренне близки друг другу: недаром же Давыдов в 1815 г. прямо перелагает «Мои пенаты» на язык своей поэзии («Другу-повесе»). Разница заключается в тех внешних признаках, которыми наделен лирический герой.

В отличие от батюшковского «ленивого мудреца» он ищет свободы от условностей общества не в скромном домике на лоне природы, а в дружеской пирушке или в сражении, которое составляет и его ремесло, и его искусство, — однако, как и у Батюшкова, он обретает здесь мир естественных чувств и страстей и демонстративно противопоставляет его «неестественному», сковывающему и фальшивому «свету». На этом контрасте строятся многие стихи Давыдова, и часто намеренная «грубость» его стихов имеет именно этот смысл:

Так мне ли ударять в разлаженные струны

И петь любовь, луну, кусты душистых роз?

Пусть загремят войны перуны,

Я в этой песне виртуоз!

(«В альбом», 1811)

Между тем Давыдов «пел» и любовь, и луну, и розы — и это очень характерно. В его военной поэзии была своя мера автобиографичности, как и у Батюшкова, но если Батюшков подчеркивал постоянно, что реальная биография его не тождественна поэтической, то Давыдов сознательно строил свою биографию в соответствии с тем обликом «казака-партизана», умеющего сражаться, любить и кутить с друзьями, но презирающего парады и паркеты, какой он сам же создавал в поэзии. Недаром злые языки уверяли, что Давыдов «не столько вырубил, сколько выписал» свою славу.

Тот же тип лирического героя является и в элегиях Давыдова. «Гусарские песни» заслонили собою его любовную лирику, и у самого Давыдова мы найдем иной раз легкое пренебрежение к элегической ипостаси своего творчества, — между тем это несправедливо.

Цикл из 9 элегий 1814—1817 гг. (не говоря уже о поздней лирике, где есть подлинные шедевры) резко выделяется среди «унылой элегии» 1810—1820-х гг. своим динамическим характером. Ни у кого, кроме Давыдова, элегия не строится по нормам ораторско-декламационного стиля — для него это характерно:

Возьмите меч — я недостоин брани!

Сорвите лавр с чела — он страстью помрачен!

(«Элегия I», 1814)

Эмоциональное содержание давыдовской элегии — именно страсть, ревность, не «охлаждение», не медитация. Пушкинское «бешенство желанья» — прямая реминисценция из давыдовской VIII элегии (1817):

Но ты вошла... и дрожь любви,

И смерть, и жизнь, и бешенство желанья

Бегут по вспыхнувшей крови,

И разрывается дыханье!

Элегии Давыдова не попали в свое время на магистральную линию развития русской поэзии, — они были не ко времени в период господства медитаций. Однако их поэтический опыт был учтен — Пушкиным, Языковым, поэзией 1830-х гг.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Поэзия Дениса Давыдова отличается самобытностью и оригинальностью. А.С. Пушкин, высоко ценивший талант поэта, называл его среди своих учителей.

«Я не поэт, а партизан, казак / Я иногда бывал на Пинде, но наскоком» - писал о себе Давыдов («Ответ», 1826). Так начинает формироваться миф о том, что поэзия Давыдова – это всего лишь одна из сторон бурной жизни бесшабашного гусара, который сочиняет стихи как бы между прочим: в перерыве между сражениями, на биваке, во время дружеских пирушек. Эта легенда подкреплялась и поэтами-современниками: А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, П.А. Вяземский и многие другие обращались к Д.Давыдову с поэтическими посланиями, адресованными прежде всего лихому рубаке-гусару, а только затем – поэту.

Творчество Дениса Давыдова не исчерпывается только «гусарской» лирикой, он пробовал свои силы в разных жанрах, но наибольших успехов он достиг в жанрах послания, элегии, песни, романса. Да собственно «гусарская» лирика Давыдова не одномерна, она представляет собой реализацию целого комплекса тем: это и тема верности воинскому братству, дружбе, тема войны и человека на войне, тема житейских радостей и удовольствий.

Жанр послания привлекает Д. Давыдова прежде всего тем, что он позволяет совмещать различные стороны жизни человека: от самых высоких до самых обыденных, бытовых. Ситуация дружеской беседы, которую предполагает жанр послания, утверждает право человека на внутреннюю не­зависимость, веселье и счастье. Так, в послании «Бурцову» (1804) лирический герой Давыдова – лихой гусар, который веселится вместе со своими боевыми друзьями, наполняет «обширны чаши / В шуме радостных речей», с напускной бравадой говорит о своих прошлых и будущих подвигах. Но все это нарочитое гусарство – внешнее, на самом деле лирический герой Давыдова – человек горячо и искренне любящий свое Отечество, готовый в любой момент встать на его защиту. Его способность веселиться, радоваться каждому мгновению бытия только подчеркивает его способность полностью отдаться упоению боем:

… Но чу! гулять не время!

К коням, брат, и ногу в стремя,

Саблю вон – и в сечу! Вот

Пир иной нам Бог дает,

И шумней, и веселее…

Ну-тка, кивер набекрень,

И – ура! Счастливый день.

В стихотворении «Гусарская исповедь» (1832) лирический герой Давыдова вновь отдает дань шумным гусарским забавам: «Люблю разгульный шум, умов, речей пожар / И громогласные шампанского оттычки», но суть истинного гусарства для Давыдова заключается не столько во внешних проявлениях молодечества, сколько в феномене гусарского братства: «И я спешу в мою гусарскую семью», в семью, где каждый может быть самим собой. Если в свете, где «тело и душа под прессом,/ Где спесь да подлости, вельможа да холоп», человек обречен держать свою «откровенность в кандалах», то гусарское братство обеспечивает каждому столь необходимую каждому человеку внутреннюю свободу: «Роскошествуй, веселая толпа,/ В живом и братском своеволье».



Еще один излюбленный жанр Давыдова – жанр песни – позволил поэту как нельзя более точно передать дух гусарской жизни. Вероятно, поэтому кредо поэта-гусара наиболее четко сформулировано в «Песне» (1815):

Я люблю кровавый бой,

Я рожден для службы царской!

Сабля, водка, конь гусарской,

С вами век мне золотой!

Лирический герой Давыдова не может представить себе спокойную жизнь и «конец под балдахином», его жизнь и смерть «средь мечей», где человек не думает о смерти, все его мысли подчинены одной цели – послужить «нашей матушке России».

При описании жизни гусара поэт прибегает к просторечиям, использует военный жаргон. Несомненным новатором Давыдов выступил при создании картин военного быта, шумного удалого офицерского досуга.

Герой Давыдова - прямой и искренний человек, верный в дружбе. Он способен любить искренне и самозабвенно. Любовная лирика Д. Давыдова наиболее ярко представлено в жанре элегии. Лирический герой страдает от неразделенного чувства, от рев­ности, от разлуки с любимой, которая кажется ему совершенством, почти богиней. Он готов служить ей, даже не надеясь на взаимное чувство. Лихой герой превращается в робкого, трепетного влюбленного: «Не надо ничего - / Ни рая, ни земли! Мой рай найду с тобою!»

Замечательным образцом любовной лирики Давыдова по праву считается стихотворение «Романс» (1834) , в котором поэт вспоминает о своей возлюбленной, чувство к которой он пронес через всю свою жизнь:



Не повторяй мне имя той,

Которой память – мука жизни,

Как на чужбине песнь отчизны

Изгнаннику земли родной.

Особое место в творчестве Давыдова занимает историческая элегия «Бородинское поле» (1829), в которой поэт раскрывает новую грань своего таланта, представая перед читателем как человек, умудренный опытом, способный к глубоким философским размышлениям о мире и о себе. Вечно живущая в сознании Давыдова память о подвиге русского народа на Бородинском поле позволяет ему обрести особый ракурс видения современности. Лирический герой с глубокой печалью замечает, что все то, что придавало смысл его жизни – гусарское братство, ратные подвиги во славу Родины, великие победы русского оружия – уходят в прошлое, они не востребованы в современном мире: «Мой меч из рук моих упал. Мою судьбу / Попрали сильные». Скорбью проникнуты заключительные строки элегии, лирический герой завидует судьбе павших на Бородинском поле, не познавших разочарований, не испытавших горечи забвения.

Денис Давыдов известен и как прозаик, оставивший интереснейшие воспоминания о встрече с Наполеоном, о героях Отечественной войны 1812 года, о партизанском движении. Труды Давыдова, посвященные проблемам стратегии и тактики партизанской войны, не утратили своей значимости до настоящего времени.

Давыдов Денис Васильевич - человек поистине уникальный. В годы года он был командиром идеологическим его вдохновителем. Денис Давыдов известен написанием красивых стихов преимущественно на военную и партизанскую тематику. В своих он любил воспевать подвиги русских гусаров.

Факты из жизни

Биография Дениса Давыдова условно делится на несколько этапов. Каждый из них можно отнести к отдельной ветви жизни этого великого человека. В статье мы ознакомимся с детскими годами Дениса Давыдова, узнаем о его карьере военного, о литературном творчестве и личной жизни.

Детские годы

Первые годы жизни прошли на территории Украины. Отец Дениса был военным, возможно, этот факт в дальнейшем обусловил выбор поэтом творческого жанра. Военное дело привлекало Дениса с детства, а идеалом полководца был для мальчика Александр Суворов, который был командиром его отца. Знакомство с Суворовым у Дениса произошло в возрасте 9 лет, и тогда уже заметил в мальчишке будущего знатного военного. Во времена правления Петра Первого семейство Давыдовых было вынуждено распродать имение и приобрести небольшой домик в поселке Бородино. В этот же период Денис Давыдов вступил в ряды кавалергардов (благодаря отцу).

Карьера военного и литературное творчество

Служба в гвардейском полке кавалергардов Петербурга далась Давыдову с большим трудом, поскольку рост парня не соответствовал требованиям приема на службу. Лишь скромность и природное обаяние помогли Денису пополнить ряды гвардейцев. Уже через год после поступления на службу он получил звание корнета, а в 1803 г. был возведен в ранг поручика. В этом же году Денис Давыдов впервые открывает в себе талант писателя.

Басни Дениса Давыдова были сатирическими, с элементами насмешки над политическими и государственными деятелями. Это привело к тому, что военного перевели в полк гусаров. Служба понравилась молодому поэту, и теперь его творчество все больше сводилось к сочинению баллад и стихов о гусарской жизни. Вместе с тем Давыдов мечтал об участии в сражениях с французскими войсками, но их полк почему-то в бой не отправляли. Денис любыми путями хотел попасть на фронт.

Багратион и Давыдов как два символа одной эпохи

В 1806 году гусар тайно проникает к главному командиру русской армии, чтобы добиться отправки на фронт. Такой поступок, однако, не обеспечил Давыдову успешного решения проблемы. Дело в том, что главнокомандующий российских войск Каменский был в этот период отстранен от должности, поскольку стал слаб рассудком. И все же Давыдову удалось попасть на фронт, во многом благодаря протекции одной из фавориток царя - Нарышкиной. Мария случайно узнала о бравом и смелом гусаре. Девушка решила помочь ему.

В 1807 году Денис Давыдов стал адъютантом генерала Багратиона. Еще совсем недавно в своих баснях и стишках он насмехался над главным изъяном внешности Багратиона - непропорционально большим носом. Именно поэтому встреча с генералом вызывала у Давыдова некий страх. Но знакомство прошло удачно, во многом благодаря чувству юмора и находчивости Дениса. Естественно, генерал вспомнил о стишке по поводу своего носа, однако поэту удалось обратить разговор в свою пользу. Поэт не стал отрицать факт наличия стихотворного шаржа, однако отметил, что подобное творчество обусловлено завистью. В одном из боев под руководством генерала П. Багратиона Давыдов получил отличительную приятную награду - орден Святого Владимира.

Сам Багратион за блистательно проведенное сражение близ Прейсиш-Эйлау подарил своему ученику бурку и лошадь из коллекции трофеев. После других боев, проведенных не менее успешно, Денису удалось получить еще несколько наградных орденов и саблю из чистого золота. Давыдов принимал участие в боях в составе армии Финляндии, был командиром молдавских войск, участвовал в военных действиях против турецких войск. В 1812 году, за несколько дней до сражения с войсками Наполеона, Давыдов предлагает своему командиру, генералу Багратиону, идею создания партизанского отряда, который бы помог быстрее победить армию французов. Давыдов стал врагом №1 для Наполеона, о бравом гусаре слагались баллады и песни. Из боя на подходах к Парижу Денис вышел победителем. Он обрел награду в виде звания генерал-майора.

Послевоенное время

Краткая биография Дениса Давыдова в послевоенный период не слишком радужна в плане карьеры. Его звание генерал-майора почему-то признали ошибочно выданным, Давыдова перевели на службу в где он должен был командовать бригадой конных егерей. Однако Денису пришлась не по душе новая должность, поскольку егерям не разрешалось ношение усов - главной черты всех гусаров. Возмущенный Давыдов написал письмо самому царю, где изложил суть своей проблемы.

Итогом переписки стало возвращение Давыдова к гусарской деятельности и восстановление его в звании генерал-майора. На протяжении 1814 года Денис служит командиром гусарского полка, успешно проводит бой близ Ла-Ротьере. В 1815 году он был принят в арзамасский кружок, его союзниками становятся известные русские поэты - Вяземский и Пушкин. В этот же период Давыдова назначают штабным начальником в пехотном корпусе.

С 1827-го по 1831-й год Денис Давыдов проводит несколько успешных битв против персидских войск и поляков-повстанцев. Кстати, бой с поляками стал для Давыдова последним в карьере, поскольку больше воевать и принимать участие в кровопролитных боях он не хотел.

Литературное творчество

Стихи Дениса Давыдова были овеяны воинским духом. Он занимался написанием не только стихотворений, его перу принадлежат несколько статей в прозе. Сочинял Денис Давыдов песни, благодаря которым получил славу воина-певца. На творческом пути у него было несколько помощников и верных друзей, среди них - и Александр Пушкин. В своих творениях Давыдов любил воспевать гусарский дух и быт. В творчестве писателя-воина были отражены все прелести гусарской жизни: любовь, винные реки и разгульные гусарские вечера. Среди самых известных стихотворений поэта, посвященных гусарской жизни, можно обозначить следующие: «Песнь старого гусара», «Гусарский пир», «Песня», «Послание Бурцову».

На склоне лет Давыдов все больше благоволил к написанию красивых, овеянных романтикой и любовными чувствами стихов. К произведениям этого периода относят «Вальс», «Море». Давыдов занимался и статьями-переводами по Делилю, Арно. Проза Дениса Давыдова включала в себя статьи-воспоминания («Встреча с великим Суворовым», «Тильзит в 1807 году», «Воспоминания о сражении близ Прейсит-Эйлау») и статьи с элементами исторической полемики. В его творчестве впервые были замечены профессиональные штампы. Позднее профессионализмы нашли отклик и в пушкинских стихотворениях.

Личная жизнь

В жизни Дениса Давыдова было несколько любимых женщин. Первая любовь - Аглая де Грамон. К сожалению, эта красавица предпочла бравому гусару его двоюродного брата. Таня Иванова, успешная балерина, также пленила сердце гусара. Но и здесь Давыдова ждало разочарование - девушка выбрала своим спутником вовсе не бравого воина, а балетмейстера. Следующая избранница - Лизавета Злотницкая. Родители барышни на выданье потребовали от Давыдова похлопотать о получении казенного имения. Денис выполнил сию просьбу, но тут пришло очередное любовное разочарование - Елизавета предпочла ему князя Голицына.

Встреча со следующей избранницей, Соней Чириковой, произошла благодаря друзьям Дениса. Уже в 1819 году состоялось венчание этой пары, а после появления ребенка Денис и вовсе перестал думать о военных сражениях. Брак с Чириковой подарил гусару девять детей. В 1831 году союз оказался под угрозой, точнее, распался на целых три года. Причиной кризиса послужило новое увлечение Дениса Давыдова - Евгения Золотарева, племянница одного из коллег Давыдова. Большая разница в возрасте (девушка была на 27 лет младше Давыдова) не помешала этой паре быть вместе на протяжении долгих 3 лет. Потом Женя вышла замуж за другого, а Денис решил воссоединиться со своей семьей.

Последние годы

На протяжении последних лет Денис Давыдов жил в небольшом селе Верхняя Маза. Здесь, в тихом уголке природы, поэт полностью предался творческим порывам. Он любил охотиться, занимался виноделием, даже построил собственный небольшой винокуренный завод. Денис вел обширную работу по составлению военных записок, и одновременно с творческой деятельностью - активную переписку с другими талантливыми писателями. Среди них был Александр Пушкин,

Заключение

Денис Давыдов (фото не сохранилось, поскольку в год его смерти только появились первые дагерротипы) пользовался популярностью у критиков и писателей. О нем слагали стихи, писали статьи. Благодаря одному стихотворению гусара Давыдова («Решительный вечер») мы знаем, кто же такой поручик Ржевский.

Прототип Дениса Давыдова был использован Л. Толстым при написании романа «Война и мир». В 1980 году фильм о поэте смогли посмотреть многие телезрители. Назывался он «Эскадрон гусар летучих». Вскоре после выхода лента обрела огромную популярность. До сих пор «Эскадрон гусар летучих» считается непревзойденной классикой, отражающей в полной мере жизнь бравых и разбитных гусаров.

В историю русской литературы вошел как создатель жанра "гусарской лирики" (песни, любовные элегии, сатирические стихи) и создал новый тип героя - воина-патриота, человека деятельного, свободолюбивого, открытого ("Гусарский пир", "Песня старого гусара", "Полусолдат", "Бородинское поле"). Последнее, написанное в 1829, считается одной из лучших исторических элегий русской романтической поэзии. Давыдов создал всего около пятнадцати «гусарских» песен и посланий. Объём его творчества вообще невелик, но след, оставленный им в русской поэзии, неизгладим.

Как поэт Давыдов пришел в литературу со своим лирическим героем, со своим жанром, со своим стилем. Основная его тема - военная - была далеко не новой в русской поэзии. «Военная труба» звучала в многочисленных одах и эпопеях русского классицизма. Но Давыдов подошел к этой традиционной теме с иной стороны. Он поэтически раскрыл быт и психологию воина. В эмоциональной поэ­зии Давыдова, опирающейся на жизненный опыт автора, возникает оригинальный образ «гусара», лихого наездника и удалого рубаки, скрывающего, однако, под этой молодеческой внешностью благо­родные свойства воина-патриота, сознание воинского долга и воин­ской чести, мужество и бесстрашие, отрицание светских условностей и своеобразное вольнолюбие.

«Гусарство» Давыдова определило и особые формы его поэзии. Вместо героической эпопеи и хвалебной оды, этих основных жанров батальной поэзии классицизма, поэт создает жанр «гусарской» песни, свободной от ставшей трафаретом официальной героики, от деклама­ционно-патетического стиля («Гусарский пир», 1804; «Песня», 1815; «Песня старого гусара», 1817). Нарочитая простота в трактовке военной тематики открывала в его песни доступ просторечию, во­енным профессионализмам, элементам солдатского фольклора. Этот демократический стиль сближал произведения Давыдова и Крылова. Гусарские песни Давыдова широко расходились в списках, но были напечатаны только в 1832 г.

Именно с Денисом Давыдовым и с его поэзией связано и наше особенное культурологическое отношение к самому понятию «гусар». Представленный Давыдовым гусар - это, собственно, первый в русской литературе живой образ воина, воссозданный путём словесного творчества. В стихах «поэта-воина» фактически нет ни одного описания сражения (какие есть у «невоинов» Батюшкова или Пушкина). Он часто ограничивается упоминанием неких «опорных» деталей военного быта («Сабля, водка, конь гусарский…») и охотнее воспевает не «сечу», а «биваки»…

Литературная известность поэта-гусара, бездумного храбреца и безудержного гуляки, как-то слилась с партизанской славой Давыдова и превратилась в своеобразную легенду - пожалуй, оправданную с точки зрения чисто поэтической, но не выдерживающую проверки биографией Дениса Васильевича.


“Стукнем чашу с чашей дружно,
Нынче пить еще досужно”…

или
Ни полслова, дым столбом,
ни полслова, все мертвецки
пьют и преклонясь челом
засыпают молодецки
”.
Или так:
“Ради бога, трубку дай
Ставь бутылки перед нами,
Всех наездников сзывай
Закрученными усами”…

Поэзия героя-партизана отразила патриотический подъем антина­полеоновских войн. В этом был секрет большой ее популярности в свое время. Но патриотизм Давыдова не стал революционным. Узким оказался и диапазон его «гусарской» лирики, не отразившей патриотического народного подъема в годы Отечественной войны 1812 г. Не смог сделать этого поэт и в более поздних произведениях на ту же тему (отрывок «Партизан», 1826).

Широкую известность получило одно из последних стихотворений Давыдова-«Современная песня» (1836). Автор выступил против либеральных общественных настроений, но направил основной удар против тех, кто на словах «корчит либерала», а на деле «мужиков под пресс кладет вместе с свекловицей». Он дал в руки демократов ряд острых сатирических формул для борьбы с либерализмом.

Жанром песни не исчерпывается творчество Давыдова. Но и на традиционные жанры элегии, дружеского послания он наложил печать своей творческой индивидуальности, сообщив им характер своеобразного «гусарства».

Оригинальны военно-мемуарные очерки Давыдова: «Опыт теории партизанского действия» (1821), «Дневник партизанских действий 1812 г.» (опубл. 1860). И здесь он в противовес официальной истори­ографии стремится дать картину войны в ее будничной правде. А. С. Пушкин усматривал в этих очерках «резкие черты неподражае­мого слога», а В. Г. Белинский ставил Давыдова в ряд с лучшими прозаиками русской литературы.

В стихотворении Давыдова «Ответ» (1826, опубл. 1840) мы находим такое авторское самоопределение: «Я не поэт, я - партизан, казак».

Лирика Давыдова по интонации стремительная, темпераментная, по речи непринуждённая, нарочито огрублённая гусарским жаргоном, - реакция на гладкопись салонной поэзии сентиментализма. Яркий её образец - стихотворение «Решительный вечер», (1818), в котором есть такие выражения: «как зюзя натянуся», «напьюсь свинья свиньёй», «пропью прогоны с кошельком».

Для Давыдова главное - не поразить эффектом «военных» словечек, а блеснуть «натурой» гусара, умеющего мертвецки пить и жизнерадостно умирать, лихого забияки и в то же время героя.

У Давыдова колорит одних слов не оказывает влияния на другие; для него существует принципиальная разница между словами разного стиля и она. Он даже стремится к тому, чтобы контрасты были заметны: «Ради Бога и… арака //Посети домишко мой!» .

«Понтируй, как понтируешь, фланкируй, как фланкируешь…»

Я люблю кровавый бой,

Я рождён для службы царской.

Сабля, водка, конь гусарский

С вами век мой золотой.

За тебя на чёрта рад

Наша матушка – Россия

Пусть французы удалые

К нам пожалуют ха-ха!!!

Героические маршевые интонации сменяются шутливыми или эпикурейскими. Неровность стиля резко подчёркивается:

Пусть мой ус, краса природы,

Чернобурый, в завитках,

Иссечётся в юны годы

И исчезнет, яко прах!

(«Бурцову. В дымном поле, на биваке…»)