Минусы в современной школе. Плюсы и минусы образования в россии. Не только теория, но и практика

Свременную систему школьного образования не ругает только ленивый. В ней есть свои плюсы и, разумеется, минусы (как и в любой другой системе). Определённо, современная система школьного образования нуждается в совершенствовании. Человек, окончивший советскую среднюю школу, имел разносторонние знания достаточно широкого спектра. Однако считалось, что советская школа выпускала грамотных людей, плохо приспособленных к реальной жизни. С тех пор в системе школьного образования многое изменилось. Считается, что нынешние школьные программы позволяют выпускникам лучше приспосабливаться к реальности. Ой, ли? Попробуем разобраться.

О минусах

К несомненным минусам современного образования можно отнести и, собственно, то, что, отойдя от советского образования, оно не слишком приблизилось к образованию, ориентированному на западную систему ценностей. Могло ли это произойти и произойдёт ли? И если произойдет, будет ли соответствовать реалиям жизни? Современную систему школьного образования определённо можно назвать переходной. Школы недостаточно финансируются, особенно школы в небольших городах, посёлках и сельские. Система школьных поборов «процветает» повсеместно. Школьные поборы напрямую с образованием не связаны, но сам факт наводит на определённые мысли. Ещё и ЕГЭ. Недовольны и учителя, и ученики. Обучение подменяется дрессировкой и натаскиванием. Тесты ЕГЭ недостаточно продуманы. Формы сдачи подходят не всем детям (может, надо разработать альтернативные?). В школьном образовании возможности индивидуального подхода минимальны. В школе не слишком обращают внимания на таланты ребёнка и/или его способности и наклонности. Многие преподаватели позиционируют свой предмет как главный, что мешает ориентации ребёнка. Система оценивания весьма несовершенна. Зачастую и ученик, и учитель работают на оценку и для оценки. Подход усреднённый, ведь надо учить всех. Учитель физически не может опросить каждого и уделить ему достаточно времени. Учащиеся перегружены занятиями, они получают много того, что им никогда не пригодится в будущем. Социальные отношения в классах несовершенны, «хорошие» ученики конфликтуют с «плохими» и наоборот.

О плюсах

Сумма школьных знаний достаточно многообразна, что даёт выпускнику относительно широкий кругозор. Ребёнок учится работать, выстраивать отношения и общаться в коллективе. Отрабатываются необходимые коммуникационные навыки. Таким образом, происходит его встраивание в социальную систему. В процессе обучения ребёнок учится общаться с людьми своего и другого пола. Выпускники кол имеют возможность продолжать образование и в будущем получить хорошую работу.

Что делать?

Некоторые особенно продвинутые родители всё чаще совсем отказываются от школьного обучения (или отказываются на определённом этапе) в пользу обучения домашнего. Мотивируется это тем, что школьная среда вредна для ребёнка, поскольку формирует патологическую личность, приучает к недостойной системе отношений, бездумному стадному поведению, учит унижать слабых, врать, хамить, опасна распространением наркотиков и возможностей беспорядочных сексуальных связей. Увы, в таких утверждениях есть немалая доля истины. Сумма и качество знаний, полученных в современной школе, многими людьми подвергаются большому сомнению. Платное обучение в ВУЗах и массовый ЕГЭ делают школьное образование не слишком нужным, по сути. Но стоит ли полностью лишать ребенка возможности обучаться в общеобразовательной школе? Несомненно, есть дети, которым больше подходят специальные школы, домашнее индивидуальное обучение и/или экстернат. Есть дети, которых бессмысленно обучать в общеобразовательной школе после определённого возраста. Такие старшеклассники прогуливают занятия или просто присутствуют на них, в лучшем случае, изображая активную мебель, в худшем – мешая учиться остальным. Тройку всё равно «нарисуют». Таких учеников, несомненно, полезнее обучать конкретным профессиям в системе профессионального среднего образования.

А скоро введут и 12-ти летнее обучение…

Гости в студии:

Липина Светлана Артуровна - директор по науке Евразийского института экономики и экологии, заведующая лабораторией РАНХиГС, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор экономических наук.

Сыздыкова Жибек Сапарбековна - Заместитель директора Института стран Азии и Африки при МГУ им. Ломоносова. Доктор исторических наук, профессор.

Смолин Олег Николаевич - депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию; - доктор философских наук, член-корреспондент РАО, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (запись).

Шукран Сулейманова: Основными направлениями проводимой политики в сфере образования нашей страны в последние годы являлись: введение единого государственного экзамена, развитие многоуровневого высшего образования в соответствии с Болонской системой, сокращение учительского и преподавательского состава, введение элементов платного образования в средних школах, сокращение числа вузов. С 1 января 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 N 273-ФЗ), заменяя законы «Об образовании» 1992 года и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 года.

Критику вызвали многие положения закона об образовании. Например, возросло недовольство отменой ограничения в 20 процентов на оплату услуг в детском саду, вследствие чего теперь сады смогут устанавливать100 процентную оплату по содержанию детей.

Для дошкольников вводятся обязательные стандарты, и эксперты опасаются, что каждый стандарт предполагает оценку результатов, что приведет к появлению своего рода ЕГЭ для детсадовцев.

Дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и регулируется федеральными государственными образовательными стандартами. При этом в законе оно отделено от «присмотра и ухода» за детьми, что значительно расширяет возможности негосударственного сектора в сфере этих услуг. Это является положительным моментом преобразований.

Вместе с тем, с одной стороны, ученикам школ закон гарантирует бесплатность образования в рамках новых стандартов (объем учебных часов будет даже больше, чем сейчас). Но с другой стороны, за занятиях, проводимых сверх прописанных в стандартах, школа имеет право брать плату. Также введено еще одно новое положение - теперь учителя могут официально заниматься репетиторством, но при условии, что не со своими учениками.

Что касается среднего профессионального образования, то теперь в колледж можно поступать без экзаменов. Бурные споры развернулись вокруг отмены уровня начального профобразования. Сейчас оно включено в среднее профпрофобразование, которое предлагает два вида программ - подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

В сфере высшего профессионального образования Рособрнадзор провел комплексную проверку всех российских вузов на соответствие аккредитационным и лицензионным требованиям. Новый закон обязывает частные вузы участвовать в мониторинге качества образования наравне с государственными (сейчас это происходит добровольно). Все вузы, признанные неэффективными, будут закрыты до 1 сентября 2013 года.

Итак, принципиально новые положения в сфере образования в РФ можно свести к следующим:

В школах будет введено преимущественное право записи в начальный класс тех, кто проживает на закрепленной территории; индивидуальный отбор детей в школы с углубленным изучением предметов будет проводиться только в средних и старших классах; закрыть сельскую школу можно будет только с одобрения сельского схода.

На уровне среднего профессионального образования: закрытие профтехучилищ, которые предлагают программы начального профобразования; право учебных заведений на интегрированные программы и отбор учащихся.

В вузах: результаты ЕГЭ будут действительны 5 лет; сокращение льготных мест; установление квоты для поступления инвалидов в пределах 10 процентов, все другие категории пойдут учиться бесплатно на подготовительные отделения вузов (бесплатное обучение на подготовительном отделении вуза допускается лишь один раз); все вузы, включая частные, будут обязаны участвовать в мониторинге Минобрнауки.

Одной из главных положительных новаций закона, по словам министра образования Дмитрия Ливанова, является то, что в документе впервые на законодательном уровне закреплен особый статус педагогических работников.

Расширен спектр форм обучения, за счет чего повышается доступность образования в целом. Россияне теперь смогут получать образование на бесплатной основе не только в пределах одного образовательного учреждения на очном отделении. Для этого вводится возможность использования модульных и дистанционных технологий, электронного обучения, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций. Это относится и к негосударственным учреждениям.

Кроме того, в положениях закона нашли отражение интересы работодателей и будущих работников - выпускников учебных заведений. Министр образования подчеркнул, что каждый должен быть уверен, что после обучения его ждет хорошая работа с достойной зарплатой.

Рассматривая проблемы, выявленные с проведением реформы образования в России, хочется привести мнение яркого противника проводимой политики в представленной сфере - Андрея Фурсова, российского историка, социолога, публициста, организатора науки.

“Сфера образования в последние годы стала полем самого настоящего сражения между сторонниками его реформирования и их противниками. Противники - профессионалы, родители, общественность; сторонники - главным образом чиновники и обслуживающие их интересы «исследовательские структуры» - продавливают «реформу», несмотря на широкие протесты. Пишу слово «реформа» в кавычках, поскольку реформа - это нечто созидательное. То, что делают с образованием в РФ - это разрушение, сознательное или по глупости, некомпетентности и непрофессионализму, но разрушение.

По его мнению, реформа образования привела к негативным последствиям, таким, как: значительное падение уровня образования, рост коррупции и социальной напряженности, увеличение бюрократизации образовательной сферы, и как следствие всего этого - проявление роста некомпетентности и непрофессионализма.

Так или иначе, несмотря на положения недавно принятого закона, кажущимися обнадеживающими, можно сделать вывод, что в проведенном анализе последствия реформирования структуры российского образования пока носят, в основном, негативный характер. Связано ли это с адаптацией системы образования к новой политике в этой сфере или же с ошибочно принятым курсом изменений - эта тема всегда останется актуальной. В свою очередь, общество должно быть ориентировано на то, что она всегда будет порождать дискуссии и споры, вследствие которых будут учтены старые ошибки и внесены новые поправки.

Полная версия доступна в аудиоформате

С равнивая методику обучения в развитых и в Российской Федерации, приходится констатировать невысокую эффективность образования в нашей стране. Если проанализировать все плюсы и минусы образования в России и с каким уровнем знаний выпускаются ученики школ, колледжей, профессиональных училищ или других учебных заведений, то можно сделать вывод, что качество образовательной программы заставляет желать лучшего. При этом во многих образовательных учреждениях учебная программа имеет свои особенности. Это заставляет родителей задуматься, какое образование будет лучше для детей, и не отправить ли их на учебу за границу.


Характеристика российского образования в школах

Ч тобы получить среднее образование в Российской Федерации, детям нужно пройти общую образовательную программу, рассчитанную на 11 лет. Она состоит из следующих ступеней:

  • начального общего образования, продолжительностью 4 года;
  • основного общего образования, рассчитанного на 5 лет;
  • общего среднего образования, составляющего 2 года.

Дети в школах России при получении среднего образования изучают около 20 предметов. Качество освоения программы можно оценить по изучению иностранного языка. Он преподается в школах с начальных классов и до конца обучения, и также входит в список обязательных предметов профессионального образования. Но после 14 лет его изучения молодые люди вряд ли смогут свободно общаться на нем.

Оценивая плюсы и минусы образования в России, недостатков можно насчитать гораздо больше:

  • непродуманная система оценки;
  • низкая квалификация многих учителей;
  • отсутствие заинтересованности у учеников школы в получении хороших отметок;
  • малоэффективный государственный экзамен ЕГЭ.

Р ешая, какое образование выбрать для своего ребенка, анализируя все плюсы и минусы образования в России, родители отдают предпочтение образовательным учреждениям, где проводится обмен учениками с зарубежными школами. Также характеристика российского образования показывает, что гораздо лучшие знания ученики могут получить в различных гимназиях и специализированных школах, в которых проводится углубленное изучение только определенных предметов, исходя из предпочтений и способностей ученика. Но таких образовательных учреждений в Российской Федерации мало, и за обучение в них родителям приходится платить сотни тыс. рублей в год, что иногда обходится гораздо дороже, чем получение общего образования в зарубежных школах.


Профессиональные учебные учреждения.

П осле получения основного среднего образования российские ученики встают перед выбором получения профессии. При этом стоит сразу учитывать, сколько учатся в России при получении среднего профессионального образования. Система обучения предполагает в среднем 3 года занятий, что в основном зависит от выбранной специальности. Если анализировать плюсы и минусы образования России в техникумах и колледжах, то можно отметить преобладание недостатков:

  • непродуманная система получения знаний;
  • недостаточное количество практики;
  • устаревший обучающий материал, который часто является просто неактуальным.

После обучения в профессиональных техникумах или колледжах студентам сложно найти работу, ввиду слабого уровня подготовки по той или иной специальности. Это свидетельствует, что система профессионального обучения требует серьезных перемен и развития.

Плюсы и минусы образования в России. Особенности высшего образования в России

П осле окончания школы большинство молодых людей старается получить высшее образование в университетах, институтах или академиях. Сразу стоит учитывать, сколько учатся в России, чтобы получить определенный уровень высшей профессиональной подготовки:

  • получение бакалавра – не меньше 4 лет;
  • получение магистра – не меньше 5 лет;
  • подготовка специалистов высшей квалификации – более 6 лет.

Также, определяя, какое российское образование выбрать, сравнивая плюсы и минусы образования в России, стоит учитывать уровень аккредитации учебного заведения и его престиж. Но даже в наиболее уважаемых высших учебных заведениях не всегда студенты могут получить достаточный уровень знаний, что в будущем может стать причиной затруднений с поиском работы по полученной специальности. Именно по этой причине многие абитуриенты стараются получить место в высших учебных заведениях.

Я окончила школу почти 20 лет назад. Помню, уроки в школе проходили быстро и интересно, порой даже домой не хотелось идти, наоборот, дольше побыть с одноклассниками. Поэтому большинство из нас, тогдашних школьников, и после уроков оставались в стенах учебного заведения. Факультативы, спортивные секции, кружки, КВНы, репетиции концертов - это лишь маленькая толика тех дел, которыми мы постоянно занимались после уроков. Школа для нас была вторым домом и от уроков мы не уставали - все было в меру. Может, поэтому учиться хотелось и нравилось. Сегодня школьники, лишь только заканчиваются уроки, со всех ног бегут домой.

В современной системе школьного образования есть свои плюсы и минусы. Мы, окончившие советскую среднюю школу, имели разносторонние знания достаточно широкого спектра. Однако считалось, что советская школа выпускала пусть и грамотных, но плохо приспособленных к реальной жизни людей. А вот нынешние школьные программы позволяют выпускникам лучше приспосабливаться к реальности. Так ли это? Попробуем разобраться.

МИНУСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Современное образование хоть и дает разносторонние знания по различным предметам, но все же ориентируется, в первую очередь, на общие среднестатистические стандарты, а не на развитие конкретного ребенка. В школе не всегда обращают внимание на таланты ученика, его способности и наклонности. Многие преподаватели считают свой предмет главным, что мешает ориентации ребёнка. От этого школьникам достаточно тяжело даются некоторые предметы. А все оттого, что за учебный час учитель не успевает донести до детей всего, что связано с новой темой. Поэтому многое ученики изучают самостоятельно. Но эта самостоятельность не всем школьникам под силу. Согласитесь, если школьник до двух часов в школе, потом на секции или в кружке, то придя домой в шесть часов вечера (или и того позже), ему уже учеба «на ум не идет». А ведь столько всего задают! И рефераты, и стихи, и сочинения...

Порой задумываешься: неужели из наших детей с первого класса хотят воспитать вундеркиндов, способных «на лету» усваивать новые материалы и в больших объемах?! В будние дни, придя с работы, сразу начинаешь учить с ребенком уроки, бывает, что до ночи просидишь. В итоге - никаких дел по дому. В выходные - та же картина: как с утра начинаем учить, так весь день и проходит. А когда же детям отдыхать (да и родителям тоже)? Ведь и на улице хочется погулять, и с друзьями пообщаться, и телевизор посмотреть. Но времени на это у детей катастрофически не хватает - уроки, уроки, уроки… И растут школьники, буквально загруженные бесконечными решениями заданий, не смотря по сторонам, не видя ничего вокруг себя, забывая о простых радостях. К тому же, большинство из того, что дети узнают и учат в школе, в жизни многим из них не пригодится. И так все одиннадцать лет. А потом и родителей, и детей ждет ЕГЭ. Здесь уж недовольны все, так как обучение подменяется дрессировкой и натаскиванием (а вдруг кто-то не сдаст экзамен, это пятно на школе и педагогах!).

Недостаток еще и в том, что вожделенная «золотая» медаль не дает выпускнику никаких привилегий при поступлении в высшие учебные заведения. Раньше, помню, нам, обладателям медалей, достаточно было всего лишь удачно пройти собеседование, чтобы тебя зачислили в вуз. Сейчас же медалисты никаких преимуществ и льгот при поступлении не имеют, их сравняли со всеми. Тогда зачем, спрашивается, напрягаться одиннадцать лет, если все равно будешь «как все»? Вот поэтому и нет у современных школьников особой тяги к учебе.

О ПЛЮСАХ

Но не все так плохо в современном образовании, есть и положительные моменты. Например, объем школьных знаний достаточно многообразен, что даёт выпускнику относительно широкий кругозор. Ребёнок учится работать, выстраивать отношения и общаться в коллективе. Отрабатываются необходимые коммуникационные навыки. Таким образом, происходит его встраивание в социальную систему. В процессе обучения ребёнок учится общаться с людьми своего и другого пола. Выпускники школ имеют возможность продолжать образование и в будущем получить хорошую работу.

Кроме того, большую роль играет изучение с начальных классов иностранного языка и компьютера. Это просто необходимо детям для свободного «плавания» в море современных технологий. Интерактивная доска, компьютеры, видео- и аудиоаппаратура - большое подспорье в изучении нового материала на уроке, в наше время этого не было. Например, иностранный язык мы изучали только по учебнику, правда, иногда учитель давал послушать, как звучит другой язык в записи на пластинке.

Большим плюсом современного образования является введение новых методов контроля над оценками, например, единый школьный журнал или электронный дневник. Используя электронный дневник, появляется возможность контролировать школьника не только педагогом, но и родителями. Благодаря этому нововведению, мы, родители, можем в любой момент узнать о домашнем задании и успеваемости своего ребенка. Теперь он вряд ли сможет сказать, что задания на дом не было. Кроме того, учителю подобный дневник облегчил задание по распространению необходимой информации. Это касается как школьных оценок, так и родительских собраний. Достаточно сделать рассылку и предупредить о дате и времени классного сбора. Кроме того, мы, родители, сможем вносить свои коррективы в тематику собрания, выдвигать предложения и обсуждать волнующие темы.

Понятно, что современное образование - достаточно сложная система, направленная на всестороннее развитие и обучение ребенка. Может, это и хорошо: школьник научится жить в нашем разнообразном мире с его бешеным темпом жизни. Но главное - не сломались бы наши дети под «грузом» этого всестороннего развития. Мы, родители, уже не выдерживаем.

Образование в России теперь не бесплатно . А если за него приходится платить, то вложения должны окупаться, не так ли? Диплом должен расширять перспективы своего обладателя, то есть давать гарантию трудоустройства с более высоким уровнем заработной платы. Не секрет, что в России уровень заработных плат ниже, чем на Западе. А ведь хороший диплом предполагает возможность трудоустройства по всему миру.

Российские вузы перешли на двухуровневую систему обучения - бакалавриат и магистратуру. Требования Болонского клуба удовлетворены: формально российские дипломы теперь должны признаваться на Западе. Действительно, российским выпускникам уже не придется доучиваться в зарубежных вузах, чтобы подтвердить свою квалификацию. Но признается ли на Западе качество подготовки специалистов в России? Соответствуют ли программы обучения в России международным стандартам? Ведь признаются не только российские дипломы, но и дипломы стран Восточной Европы, некоторых государств юго-восточной Азии и Африки (то есть всех стран, в которых система высшего образования формально соответствует требованиям Болонского клуба).

Универсального и объективного критерия оценки качества образования не существует. Можно оценивать вуз с точки зрения его академичности (количество научных публикаций, число нобелевских лауреатов и так далее). Или с точки зрения комфортности обучения студентов (качество инфраструктуры). Или с позиции работодателей (соответствие учебных программ их запросам и требованиям). Все эти точки зрения учитываются при составлении международных рейтингов, которые берут во внимание многие параметры, вплоть до количества томов в библиотеке. И если целью образования является успешное трудоустройство, то к результатам этих рейтингов придется прислушаться, ведь именно на них опираются при отборе кандидатов кадровики всего мира. Если проанализировать данные этого рейтинга, то причины не слишком хороших позиций российских вузов сводятся к следующему:

1. Почти полное отсутствие практической ценности проводимой российскими вузами научной работы . Исследования и внедрения - главные направления деятельности западных университетов. Например, правительство Великобритании, поставив задачу поддерживать национальную экономику за счет торговли знаниями, поставило размер бюджета того или иного университета в зависимость не от количества его студентов, а от успешности научных разработок. Так же дело обстоит и в США, по этой причине американские и британские вузы в авангарде лучших вузов мира. Именно в США существует степень Мастера Профессиональных наук (Professional Science Master’s — PSM), подразумевающая 2 года последипломной подготовки по техническим специальностям и дополнительное изучение таких дисциплин, как бизнес-процессы, управление проектами, интеллектуальная собственность, экономика и финансы. Ведь мало создать инновационную разработку, ее надо еще выгодно продать. Российские же вузы по-прежнему занимаются в лучшем случае теорией. А соответственно, отсюда вытекает вторая причина низкого рейтинга российского образования в мире.


2. Весьма скромные бюджеты. Например,Гарвардский университет со своими 2 миллиардами долларов в год может позволить любого специалиста и самую современную материально-техническую базу. Скромное финансирование российских вузов позволяет им только поддерживать свое существование.

3. Отсутствие программы подготовки на английском языке. В многоязычной Европе фактически в любом вузе есть программы на английском языке. Более того, англоязычные программы все чаще и чаще появляются в Азии, этот регион активно наращивает свои позиции в международных рейтингах. Таким образом, достигаются сразу 3 цели: пополняется бюджет учебных заведений за счет иностранных студентов, расширяются перспективы трудоустройства своих собственных студентов, повышается престиж учебного заведения за счет возможности привлечения иностранных профессоров. Трансакадемичность - это главная цель Болонского процесса. У нас в отечестве ничего подобного и близко нет. Да и уровень преподавания иностранного языка остается неудовлетворительным, что существенно снижает студенческую мобильность и международную конкурентоспособность наших дипломов. В итоге русскоязычные программы обучения сегодня могут привлечь разве что студентов из Средней Азии, а они вряд ли пополнят бюджет российских вузов.

4. Отсутствие гибкости, статичность программ обучения . Мы живем в быстро меняющемся мире. Технологии развиваются стремительно, и на них мгновенно реагирует рынок труда: требуются новые навыки и умения, появляются новые специальности, и профессии. Западные образовательные учреждения очень быстро подстраиваются под спрос со стороны рынка труда, открывая новые направления подготовки и дисциплины. Так, каждая четвертая из 60 000 дисциплин, предлагаемых в Англии, появилась в последние годы: например, "новые медиа" (совмещение музыки, трехмерной графики и анимации), "информационные технологии для здравоохранения", "джи ар" - специалист по связям с госорганами и так далее. Программы российских вузов модернизируются крайне тяжело, специалисты, освоившие новые технологии и направления, не стремятся работать в вузах. Низкий уровень зарплаты способствует тому, что основа преподавательского состава в российских вузах - профессора советской эпохи, более молодое поколение в такой низкооплачиваемой работе не заинтересовано.

5. Неподготовленность выпускников российских вузов к практической работе . В вузах России львиная доля преподавательского состава занята на полную ставку. На Западе ситуация совсем иная: там преподаватели - это практикующие специалисты, читающие лекции в вузах. А значит, курс обучения включает в себя не только теорию, но и самую современную практику.

6. Отсутствие четкого разграничения на профессиональное высшее образование и академическое . Не секрет, что в России высшее образование - скорее признак "статусности", успешности или даже способ избежания службы в армии, но только не ступень образования и квалификации. Большинство свежеиспеченных экономистов и юристов работают секретарями и продавцами-менеджерами. Порой и студентам, и их родителям абсолютно не важно, где именно проходить обучение. Фактически любой вуз называется университетом или, на худой конец, академией. На Западе - иначе: там есть четкое разделение на колледжи и университеты. Первые дают узкую профессиональную подготовку, вторые - фундаментальное академическое образование. Университетов на Западе мало, а требования к студентам очень жесткие.

7. Низкий уровень развития инфраструктуры и сервиса . Современное учебное заведение с мировым именем обязано быть удобным для студентов: располагать комфортным общежитием, спортивными комплексами, местами проведения досуга, сетью общепита и прочим. Сегодня трудно представить себе университет без прямого он-лайн общения яежду студентами и преподавателями, без доступа к виртуальным библиотекам и лекциям через интернет. Разве это похоже на отечественные вузы?

Увы, но все это пока не характеризует российские вузы. Конечно, можно надеяться на прорыв в будущем, но только вот вопрос: доживут ли до этого счастливого дня наши дети?