Виртуальные экскурсии в учебно-воспитательном пространстве. Дистанционные технологии обучения. Чем же это так опасно

Виртуальная экскурсия эффективное средство

повышения информационной грамотности учащихся

Черникова Надежда Николаевна, учитель начальных классов МБОУ "СОШ №22" г. Калуги

Мир, в котором мы сегодня живем, становится все более зависимым от информационных технологий. Они широко и эффективно используются человеком во всех сферах его жизни и деятельности. Для многих людей компьютер стал привычным атрибутом повседневной жизни, эффективным способом общения между людьми, незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе. Он освободил человека от рутинной работы, упростил поиск и получение необходимой и своевременной информации, ускорил принятие решений. Информатизация всех сфер жизни способствовала появлению новой категории культуры – информационной, овладение которой начинается с самого раннего детства.

В связи с внедрением в учебно-воспитательный процесс информационных технологий возросло значение информации как важнейшего фактора, определяющего характер и направленность развития педагогического процесса, изменились образовательные цели. Акцент сместился с «усвоения знаний», на формирование «компетентностей».

Федеральный государственный стандарт начального общего образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является информатизация образования, т.е. переход на качественно новый уровень использования компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы. Основой современного образовательного процесса становится грамотное (активное,) интерактивное взаимодействие человека и компьютера.

Одной из эффективных форм интерактивного обучения и повышения мотивации учащихся к учебной деятельности являются виртуальные экскурсии. Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы учащихся.

Виртуальная экскурсия – программно-информационный продукт, предназначенный для интегрированного представления видео-, аудио- графической и текстовой информации. Это мультимедийная фотопанорама, которая, в отличие от видео или обычной серии фотографий, обладает интерактивностью. Так, в ходе интерактивной экскурсии можно приблизить или отдалить какой-либо объект, посмотреть вверх-вниз, оглядеться по сторонам, подробно рассмотреть всю панораму изучаемого объекта или отдельные детали его интерьера, через активные зоны переместиться из одной панорамы в другую, например, погулять по залам музея и т.п. Таким образом, не покидая класса, в нужном темпе и заданной последовательности можно, обойти весь объект изнутри и даже осмотреть его снаружи.

Виртуальная экскурсия представляет собой наглядный процесс познания учеником окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях музеев, выставок, храмов и т.д.

Являясь специфической формой познания, виртуальная экскурсия дает возможность учащимся получить значительный объем информации; формирует способы мыслительной деятельности: всестороннее восприятие объекта, наблюдение, изучение, исследование; вызывает повышенный интерес к работе и на основе этого более углубленное и прочное усвоение материала.

Виртуальные экскурсии можно условно разделить на несколько видов:

    естественнонаучные - экскурсии в поле, лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк, музей;

    краеведческие – это экскурсии с целью изучения природы и истории родного края;

    историко - культурные – экскурсии по историческим местам, в музеи, картинные галереи, выставочные залы, раскрывающие определённые периоды истории развития государства и русской национальной культуры;

    биографические – это экскурсии по местам, которые связаны с жизнью и творчеством знаменитых людей, хранят память о них.

В основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий учителю добиться успешного результата:

    определение цели и задач экскурсии;

    выбор темы;

    отбор литературы и составление библиографии;

    определение источников экскурсионного материала;

    отбор и изучение экскурсионных объектов;

( Отобрать из множества объектов 10 20 самых интересных и по внешнему виду, и по той информации, которую они несут. Правильный отбор объектов обеспечивает зрительную основу восприятия экскурсионного материала и глубокое раскрытие темы. )

    сканирование фотографий или других иллюстраций, необходимых для представления проекта;

    составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;

( Маршрут строится по принципу логической последовательности осмотра объектов. Материал виртуальной экскурсии может излагаться в хронологической, тематической или тематико-хронологической последовательности.)

    подготовка текста экскурсии;

(Текст виртуальной экскурсии должен обеспечить тематическую направленность рассказа и раскрыть все подтемы. Текст должна отличать краткость, четкость формулировок, наличие информации по теме, достаточное количество фактического материала, литературный язык.)

    определение техники ведения виртуальной экскурсии;

(Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них соответствует одной из подтем.)

    показ экскурсии;

(Показ объектов осуществляется в логической последовательности и обеспечивает зрительную основу для раскрытия темы.)

      • подведение итогов экскурсии.

( Итогом экскурсии может стать обобщающая беседа, тестирование, мини-сочинение, статья в газету, выставка рисунков, презентация) .

Виртуальная экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями. Основными преимуществами являются: доступность возможность осмотра объектов экскурсии без больших материальных и временных затрат и в любое время; возможность многоразового просмотра экскурсии и предлагаемой информации. Правильно организованные виртуальные экскурсии способствуют пониманию и раскрытию причинно-следственных связей, пониманию логических отношений между понятиями, что в целом обеспечивает прочное и глубокое усвоение основ наук. Но есть и недостатки: отсутствие возможности увидеть то, что не включено в экскурсию; ограниченность впечатлений.

Использование интерактивных средств обучения на уроках позволяет сделать урок более интересным, продуманным, мобильным; дает возможность перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Такие средства обучения обладают большой информативностью, достоверностью, позволяют проникнуть в глубину изучаемых явлений и процессов, повышают наглядность обучения, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, усиливают эмоциональность восприятия учебного материала. Это усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует осознанному усвоению знаний.

Применение информационно-коммуникативных технологий в урочной и внеурочной деятельности создает благоприятные условия для организации личностно-ориентированного обучения, способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, росту уровня информированности учащихся. Не следует отказываться и от реальных экскурсий. Необходимо найти оптимальное сочетание реальности и виртуальности, исходя из интересов учащихся и задач обучения. Экскурсионная работа в различных ее формах: очная, заочная и виртуальная предоставляет уникальную возможность учащимся глубже узнать и наглядно ознакомиться с окружающим миром, историческим и культурным наследием своей страны, родного края.

Подготовка и проведение виртуальных экскурсий, способствует повышению информационной компетентности и культуры самих педагогов.

Литература:

    Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы [Текст]/Е.В. Александрова //Литература в школе. – 2010.

    Емельянов Б.В. Экскурсоведение. – М: Советский спорт, 2007.

    Пономарёва, А.А. Виртуальная экскурсия как форма обучения младших школьников [Текст] / А.А. Пономарёва // Научный поиск. – 2011. – № 2 (3).

    Райков Б. Е. Методика и техника экскурсий. 4-е изд., перераб. и доп. М.; Л. : ГИЗ, 1930. - 114, с. Библиогр.: с. 107-114. (Экскурсионная библиотека).

Татьяна Белова
Конспект виртуальной экскурсии с использованием ИКТ «Путь к звездам»

Конспект экскурсии .

Приглашаю вас на виртуальную экскурсию . Она называется «Путь к звездам » .

Давайте рассмотрим солнечную систему. (Далее по слайду) .

Планеты вращаются вокруг собственной оси и в то же время двигаются вокруг солнца.

Для исследований в космосе, люди конструируют различные летательные аппараты : космические зонды, искусственные спутники для астрономических и метеорологических наблюдений и т. д.

Галактика образована совокупностью миллиардов звезд , звездной пыли и газов . Галактика настолько огромна, что трудно представить ее размеры.

11-12 слайд.

Древние римляне видели в Млечном Пути широкий белый путь , пересекающий небо, и считали, что это чудо образовалось благодаря воле их богов. Происхождение Млечного Пути они приписывали Юноне – богине неба. Их легенда гласит, что, когда Юнона кормила грудью Геркулеса, несколько капель грудного молока упали, и превратившись в звезды , образовали в небе Млечный Путь .

Наша солнечная система принадлежит к Млечному Пути.

13-14 слайд.

Что мы можем видеть с земли невооруженным глазом?

Комета – это глыба льда. Когда она приближается к солнцу, от ядра начинают отделяться твердые частицы и газы, которые образуют ореол или яркий блеск, называемый хвостом кометы.

Метеориты представляют собой крупные камни, падающие на Землю или другие планеты. Эти остатки каменных глыб разбиваются при столкновении с атмосферой, и их частицы нагреваются настолько, что становятся раскаленными. Многие из этих частиц плавятся или испаряются, поэтому большая их часть не долетает до земной поверхности или превращается в пыль.

Кроссворд.

1. Как называется громадное скопление звезд , планет, космических тел (ГАЛАКТИКА) .

2. Огромные глыбы льда, окруженные газом или космической пылью. Когда они приближаются к солнцу, у них образуется пылающий хвост (КОМЕТА) .

3. Древний ученый, сделавший много открытий и изобретший телескоп (ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ) . По щелчку

4. Планета, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку (УРАН) .

5. Внимание на экран (МАРС) . По щелчку.

7. Планета, окруженная двумя широкими кольцами (САТУРН) .

Почитайте фамилию первого космонавта.

ГАГАРИН, ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1934-1968, советский летчик-космонавт, первый человек, совершивший орбитальный космический полет. 12 апреля 1961 Ю. А. Гагарин на космическом корабле "Восток", созданном в опытно-конструкторском бюро С . П. Королева, стартовал с космодрома Байконур и совершил первый космический полет, облетев земной шар за 108 минут и благополучно вернувшись на Землю.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать...

Народная мудрость

Рассматривая связь образования и культуры в контексте «образование есть условие культуры, а культура - условие образования », следует признать факт существования Интернет-культуры. При этом, информационный потенциал и телекоммуникационные средства сети Интернет можно рассматривать, во-первых, как комплексную социокультурную систему, выполняющую функции сохранения, трансляции и обновления культурного наследия общества, а, во-вторых, «среду обитания» носителей разных культур и субкультур, насыщенную продуктами их культурной деятельности.

Действительно, информационное пространство глобальной сети Интернет представляет на сегодняшний день довольно значительную часть культурной среды социума. Именно поэтому транслирование школьникам определенного объема культурных знаний только «традиционными» методами ориентирует их прежде всего на культурные ценности прошлого и отчуждает от ценностей дня сегодняшнего, затрудняя тем самым их вхождение в современный социум. Очевидно, крайне важным является следование основным принципам культурологии образования, отражающим фундаментальные свойства культуры и образования в их взаимосвязи.

Деятельность обучающихся в сети должна обеспечивать систему культурных функций, выражающих суть Интернет-культуры, ее содержание и основные компоненты (принцип культуросообразности). Формируя проективные навыки использования Интернет-ресурсов и телекоммуникационных технологий, очень важно создавать условия для творческой деятельности обучающихся с учетом продуктивной сущности культурного пространства Интернет (принцип продуктивности). Причем Интернет-образование должно отвечать требованиям мультикультурности, то есть отражать Интернет-культуру как сложный процесс взаимодействия всех типов локальных культур, в том числе национальных и субкультур.

Говоря о прагматических аспектах этой проблемы, Интернет-образование (как и образование в целом), в зависимости от конкретных задач и на различных этапах его осуществления, можно рассматривать как:

  • культурный процесс, связанный с передачей общечеловеческих ценностей и творческого опыта, с созданием благоприятных условий для культурного саморазвития и самореализации личности, самоопределения и адаптации в современном социуме;
  • культурную деятельность субъектов образования, организованную посредством новых информационных технологий, причем деятельность не транслирующего характера, а творческого, нацеленную на создание новых образцов культурного наследия общества; деятельность, нацеленную на самоутверждение личности.
Сегодня обучающимся посредством глобальной сети Интернет открыты виртуальные музеи и панорамы крупнейших городов мира. А мы позволяем им оставаться в неведении...

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении

Совсем недавно, тотальное оснащение школ компьютерными классами, введение такого предмета, как информатика, вызывало в нас волну недоумения, а порой и возмущения. Но прогресс не стоит на месте, а движется широкими шагами вперёд. Теперь в каждой второй семье есть компьютер, электронные игрушки, видео аппаратура, телефоны, айфоны с выходом в интернет и другие прелести электронного мира. Которые быстро и прочно закрепляются в нашей жизни, создавая лёгкость и удобства, в поисках информации и коммуникативном общении. В наши дни появилось много новых информационных технологий. Их часто называют компьютерными, вся необходимая информация готовится и передается с помощью персонального компьютера. Высокие возможности современных компьютеров разрабатывают абсолютно новые и интересные варианты обучения. С помощью компьютерных технологий в обучении можно научить рисовать, считать, читать, узнавать много нового и интересного. А также у родителей появилась неплохая возможность с помощью определенных обучающих программ подготовить ребенка к школе. И пытливый ум ребёнка, испытывает истинное наслаждение, в познании окружающих явлений и получении знаний. Хочется верить, что программы по знакомству дошкольников с образовательным процессом будут, составляются действительно первоклассными специалистами в области детской психологии и педагогики.

И вот, весь этот прогресс широким шагом, в свете последних событий шагнул, треща по швам, и в детский сад, который, пока ещё, ни морально, ни материально не готов к нему. Но никто и не когда ни спрашивал готовности к таким переменам. Обычней, когда уже сразу же начинают проверять наличие оборудования и применения его в работе. Назвали этот процесс красиво: Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. И чаще всего из-за нехватки средств, медленно и болезненно эти новшества приживаются в детских садах. Но прочно и основательно. И даже не стоит задаваться вопросом: дает ли столь раннее приобщение ребят к сложной технике хоть, сколько положительный результат? Ответ однозначный. Да. Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося в жертву здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры - это наше будущее. Но только при обязательном соблюдении норм и правил работы с использованием компьютерной техники будит, достигнута «золотая середина».

На помощь нам «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (СанПиН 2.4.1.2660-10). Где говорится, цитирую: «4.19. Для занятия детей с использованием компьютерной техники выделяют отдельное помещение. Оборудование помещения, организация и режим занятий должны соответствовать требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. 6.11. Для показа диафильмов используют стандартные проекторы и экраны с коэффициентом отражения 0,8. Высота подвеса экрана над полом должна быть не менее 1 м и не более 1,3 м. Показ диафильмов непосредственно на стене не допускается. Соотношение расстояния проектора от экрана и расстояния зрителей первого ряда от экрана представлено в таблице. 6.12. Для просмотра телевизионных передач и видеофильмов используют телевизоры с размером экрана по диагонали 59 - 69 см. Высота их установки должна составлять 1 - 1,3 м. При просмотре телепередач детей располагают на расстоянии не ближе 2 - 3 м и не дальше 5 - 5,5 м от экрана. Стулья устанавливают в 4 - 5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев должно быть 0,5 - 0,6 м. Детей рассаживают с учетом их роста».

Также подробное описание можно найти у С.Л. Новоселовой «Требования к организации компьютерного обучения дошкольников». Где она подробно описывает не только требования к компьютерному залу, но также к игровому залу и залу психологической разгрузки (релаксации).

Использовать компьютер для детей 5-7лет следует не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет – 15мин.

Какие же технические средства ИКТ применимы в детском саду? На данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон, телевизор. А так же принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера. К сожалению, не все детские сады могут позволить себе такое оснащение. И как следствие не все воспитатели применяют их в работе, а зачастую и пользоваться ими не умеют.

А ведь нельзя материальную базу ставит выше, чем эффективность применения ИКТ. «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра», говорил Джон Дьюи.

Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Так или иначе, ИКТ начинают занимать свою нишу в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Сегодня ИКТ позволяет:

*Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.

*В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.

*Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.

*Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

*Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности самого педагога, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.

Использование компьютерных технологий применяется в оформлении перспективных планов работы, конспектов открытых занятий, результатов педагогической диагностики, информационных стендов, родительских уголков, аттестационных материалов, обобщения опытом, портфолио ребёнка и т.д.

Умение пользоваться интернетом позволяет быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров), получать консультации по возникшим проблемам, также размещать свои работы на сайтах, там же знакомиться с разработками мероприятий своих коллег.

Общаясь на форумах с коллегами всей России можно заявить о себе и своей деятельности педагогическому сообществу.

Создание своего сайта поможет представить накопленный опыт коллегам, родителям и детям. Общаться на форумах сайта, использовать электронную почту.

«Скайп» (видиочат) поможет в проведении видеоконференций с коллегами.

Используя интернет можно быть в курсе всех событий в мире, читая электронные СМИ – журналы, газеты, статьи официальных сайтов и т. д.

«Виртуальная экскурсия» даёт возможность посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие.

Любая экскурсия требует соответствующей подготовки и планирования. При подготовке к виртуальной экскурсии воспитателю необходимо выбрать объект, выяснить его образовательное значение, ознакомиться с ним, определить содержание, цели и задачи экскурсии, определить сопроводительный текст.

Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться активным участником событий данной экскурсии. Например: «Экскурсия по Москве», «По Красной площади», «Экскурсия в библиотеку». «Экскурсия в царский дворец»

Для таких экскурсий нужен интернет и желание воспитателя. А дети их принимают с огромным удовольствием.

Если кто то из педагогов и воспитателей скажет, что у меня не получится, я не смогу освоить новые технологии, то это будит неправда. Ещё в прошлые времена Конфуций сказал: «только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению»

И не надо забывать, что информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательной, образовательной и коррекционной работы.

А использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.


ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) - это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.

Роль ИКТ в современном обществе

В настоящее время можно наблюдать постоянный рост влияния медиатехнологий на человека. Особенно сильное воздействие они оказывают на детей: еще лет двадцать назад ребенок предпочел бы посмотреть фильм, чем прочитать книгу. Однако сегодня под мощным прессом информации, рекламы, компьютерных технологий, электронных игрушек, игровых приставок и т. п. все сильнее отрывается от реальности. Сейчас, если школьнику не избежать прочтения книги, он уже не идет в библиотеку, а скачивает ее на свой планшет. Очень часто можно наблюдать такую картину: в парке, сквере или торгово-развлекательном комплексе сидит группка молодых людей, они не общаются друг с другом, все их внимание приковано к смартфонам, планшетам, ноутбукам. Если подобное явление будет наблюдаться и дальше, то вскоре дети полностью разучатся общаться. И вот министерства образования многих стран на нашей планете вместо того, чтобы развивать у школьников интерес к живому общению и учебе вообще, решили пойти по пути наименьшего сопротивления и дать детям то, что они хотят. Как утверждают некоторые специалисты, мозг ребенка лучше воспринимает новую информацию, если она подается в развлекательной форме, вот почему они с легкостью воспринимают предложенные на уроке данные с помощью медиасредств (в связи с этим сегодня постоянно растет использование информационно-коммуникационных технологий в сфере образования). С этим трудно поспорить, но ведь обратная сторона медали такого учебного процесса заключается в том, что дети перестают общаться с учителем, а значит, снижается способность думать. Куда лучше перестроить учебный процесс, чтобы он не был скучным и всегда поддерживал в ребенке жажду новых знаний. Но данный вопрос придется оставить на совести чиновников.

Понятие коммуникационных и информационных технологий

Процессы информатизации в современном обществе, а также тесно связанная с ними реформа образовательной деятельности, характеризуются совершенствованием и массовым распространением современных ИКТ. Их активно используют для передачи данных и обеспечения взаимодействия учителя и обучаемого в современной системе дистанционного и открытого образования. Сегодня преподаватель обязан владеть навыками не только в сфере ИКТ, но и отвечать за профессиональное применение информационно-коммуникационных технологий в своей непосредственной деятельности.

Термин «технология» пришел к нам из греческого языка, а в переводе он означает "наука". Современное понимание данного слова включает в себя применение инженерных и научных знаний для решения конкретных практических задач. Тогда информационно-коммуникационная технология - это такая технология, которая направлена на преобразование и обработку информации. Но и это еще не все. По сути, информационно-коммуникационная технология является обобщающим понятием, описывающим различные механизмы, устройства, алгоритмы, способы обработки данных. Важнейшим современным устройством ИКТ является компьютер, снабженный необходимым программным обеспечением. Вторым по счету, но не менее важным оборудованием, считаются средства коммуникации с размещенной на них информацией.

Средства ИКТ, применяемые в современной системе образования

Основное средство ИКТ-технологии для информационной среды системы образования - это персональный компьютер, оснащенный необходимым программным обеспечением (системного и прикладного характера, а также инструментальные средства). К системным в первую очередь относят операционный софт. Он обеспечивает взаимодействие всех программ ПЭВМ с оборудованием и пользователем ПК. В данную категорию также включают сервисный и служебный софт. К прикладным программам относится обеспечение, которое представляет собой инструментарий информационных технологий - работа с текстами, графикой, таблицами и т. д. Современная система образования широко использует универсальный прикладный офисный софт и средства ИКТ, такие как текстовые процессоры, подготовка презентаций, электронные таблицы, графические пакеты, органайзеры, базы данных и т. п.

Развитие информационных и коммуникационных технологий

С организацией компьютерных сетей и аналогичных им средств процесс образования перешел в новое качество. В первую очередь это связано с возможностью оперативного получения информации из любой точки мира. Благодаря глобальной компьютерной сети Интернет теперь возможен мгновенный доступ к планеты (электронным библиотекам, хранилищам файлов, базам данных и т. д.). В этом популярном ресурсе опубликовано более двух миллиардов различных мультимедийных документов. Сеть открывает доступ и позволяет использовать другие распространенные ИКТ-технологии, к их числу относятся электронная почта, чат, списки, рассылки. Кроме того, разработано специальное программное обеспечение для общения онлайн (в режиме реального времени), позволяющее после установления сеанса передавать текст (вводится с клавиатуры), а также звук, изображение и различные файлы. Такой софт дает возможность организовать совместную связь удаленных пользователей, с запущенным на локальном персональном компьютере обеспечением.

Появление новых алгоритмов сжатия информации, доступных для передачи через интернет, существенно повысило качество звука. Теперь оно стало приближаться к качеству обычной телефонной сети. В результате этого произошел скачок в развитии относительно нового средства ИКТ - интернет-телефонии. С помощью специального программного обеспечения и периферийных устройств через сеть можно организовывать аудио и видеоконференции.

Информационно-коммуникационная технология и ее возможности

Для организации эффективного поиска в телекоммуникационных сетях используют автоматизированные поисковые программы, цель которых заключается в сборе данных о различных ресурсах мировой паутины и предоставлении пользователю услуги быстрого доступа к ним. Благодаря поисковым системам можно находить документы, мультимедийные файлы, адресную информацию о людях и организациях, программное обеспечение. Использование ИКТ позволяет открыть широкий доступ к учебной, методической и научной информации, помимо этого, становится возможным оперативная организация консультационной помощи, а также моделирование научной и исследовательской деятельности. И, конечно же, проведение виртуальных занятий (лекций, семинаров) в реальном времени.

Видеообучение

Сегодня информационно-коммуникационные технологии обучения предусматривают несколько классов подачи материала, значимых с точки зрения дистанционного и открытого образования. Одним из них являются телевидение и видеозаписи. Видеофайлы и соответствующие ИКТ-средства позволяют большому числу учащихся знакомиться с содержанием лекций лучших преподавателей. Видеозаписи могут использоваться как в специально оборудованных аудиториях, так и в домашних условиях. Интересным является тот факт, что в европейских и американских курсах обучения главный материал излагается на видеокассетах и в печатном издании.

Телевизионные ИКТ

Телевидение является наиболее распространенным ИКТ на уроках, оно играет огромную роль не только в современном образовательном процессе, но и в жизни людей, ведь практически в каждом доме есть телевизор. Уже давно обучающие телепрограммы используются во всем мире и являются весьма ярким примером дистанционного способа обучения. Благодаря данному средству ИКТ появилась возможность трансляции лекций для широкой аудитории с целью повышения ее общего развития без последующего контроля за усвоением знаний.

Электронные образовательные издания

Весьма мощной технологией, которая позволяет передавать и хранить весь объем изучаемой информации, являются электронные образовательные издания. Они распространяются как в компьютерных сетях, так и записанные на оптические носители. Индивидуальная работа с таким материалом дает глубокое понимание и усвоение данных. Данная технология позволяет (при соответствующей доработке) использовать существующие курсы в и самопроверке полученных знаний. Электронные образовательные издания в отличие от традиционного печатного материала позволяют подавать информацию в графической динамичной форме.

Классификация ИКТ-средств по областям методического назначения

Средства ИКТ бывают:

1. Обучающие. Они сообщают знания, формируют навыки практической или обеспечивая требуемый уровень усвоения материала.

2. Тренажеры. Предназначены для отработки различных умений, закрепления или повторения пройденного урока.

3. Справочные и информационно-поисковые. Сообщают сведения по систематизации информации.

4. Демонстрационные. Визуализируют изучаемые явления, процессы, объекты с целью их изучения и исследования.

5. Имитационные. Представляют собой определенный аспект реальности, позволяющий изучать его функциональные и структурные характеристики.

6. Лабораторные. Позволяют проводить эксперименты на действующем оборудовании.

7. Моделирующие. Дают возможность составлять модель объекта, явления с целью его изучения и исследования.

8. Расчетные. Автоматизируют расчеты и разнообразные рутинные операции.

9. Учебно-игровые. Предназначены для создания учебной ситуации, в которой деятельность обучаемых реализована в игровой форме.

Дидактические задачи, которые решаются с помощью ИКТ

1. Совершенствование организации и повышение индивидуализации обучения.

2. Повышение продуктивности самостоятельной подготовки студентов.

3. Индивидуализация работы преподавателя.

4. Ускорение тиражирования, а также доступа к завоеваниям педагогической практики.

5. Повышение мотивации к обучению.

6. Активизация учебного процесса, возможность привлечения учащегося к

7. Обеспечение гибкости обучения.

Негативное воздействие ИКТ-средств на обучающегося

Информационно-коммуникационная технология, внедренная во все приводит к ряду последствий негативного характера, в числе которых следует отметить ряд отрицательных психолого-педагогических факторов влияния на здоровье и физиологическое состояние обучаемого. Как уже упоминалось в начале статьи, ИТК приводит к индивидуализации учебного процесса. Однако в этом кроется серьезный недостаток, связанный с тотальной индивидуализацией. Такая программа влечет свертываемость и без того дефицитного в учебном процессе живого диалогического общения участников: студентов и преподавателей, студентов между собой. Она предлагает им, по сути, суррогат общения - диалог с компьютером. И в самом деле, даже активный в речевом плане ученик надолго замолкает при работе с ИКТ-средствами. Это особенно характерно для обучающихся дистанционных и открытых форм образования.

Чем же это так опасно?

В результате такой формы обучения в течение всего занятия ученик занят тем, что молча потребляет материал. Это приводит к тому, что часть мозга, отвечающая за объективизацию мышления человека, оказывается выключенной, по сути, обездвиженной в течение многих лет учебы. Необходимо понимать, что обучаемый и так не имеет необходимой практики формирования, формулирования мыслей, а также диалогического общения на профессиональном языке. Как показали психологические исследования, без развитого общения не сформируется на должном уровне и монологическое общение ученика с самим собой, именно то, что принято называть самостоятельным мышлением. Согласитесь, что заданный самому себе вопрос является наиболее верным показателем наличия самостоятельного мышления. В результате, если пойти по пути индивидуализации обучения, то можно упустить саму возможность формирования в человеке творческого процесса, происхождение которого построено на диалоге.

В заключение

Подводя итог, можно отметить еще один существенный недостаток информационно-коммуникационных технологий, который вытекает из главного преимущества - общедоступности опубликованных в сети информационных ресурсов. Зачастую это приводит к тому, что ученик идет по пути наименьшего сопротивления и заимствует в интернете готовые рефераты, решения задач, проекты, доклады и т. д. Сегодня этот уже привычный факт подтверждает низкую эффективность такой формы обучения. Конечно, перспективы развития информационно-коммуникационных технологий высоки, однако внедрять их необходимо обдумано, без маниакальной тотализации.