Курс по изучению итальянского языка. Изучение итальянского языка с нуля. Легко! Как быстро выучить итальянский язык

Ольга Бурякова
Коррекционно-педагогическая работа тифлопедагога с детьми младшего дошкольного возраста

Зрение –

прекраснейший дар природы,

помогающий познавать окружающий мир.

Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи. Всем нам известно, что больший процент информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор с помощью различных функций зрения. С самого рождения ребёнка все его движения и предметно-практические действия осуществляются при участии и под контролем зрения. Поэтому глаза малыша с нарушенным зрением заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Коррекцию нарушений зрительного восприятия и вторичных отклонений в развитии у детей с патологией зрения невозможно осуществить только в непосредственно образовательной деятельности. Эти дети нуждаются в специальной коррекционной помощи тифлопедагога .

Важнейшая задача тифлопедагога – это формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения, которое позволяет дошкольнику со зрительной патологией быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и социальных ситуациях, а также в общении со сверстниками и взрослыми.

Коррекционное обучение начинается сразу же, как только ребёнок приходит в детский сад. Здесь малыш знакомится с воспитателями, со мной, тифлопедагогом , с медсестрой-ортоптисткой. Этот период является сложным не только для ребёнка, но и для педагогов. Процесс адаптации маленьких воспитанников осложняется ношением очков и привыканием к окклюдору.

Одним из самых основных методов восстановления остроты слабовидящего глаза является метод прямой окклюзии, когда из акта зрения выключается лучшевидящий глаз и малыш вынужден использовать для ориентировки плоховидящий глаз. Происходит процесс социальной депривации.

Социальная депривация – это лишение и ограничение условий для полнокровного общения ребёнка с окружающим миром, которая вызывает болезненные переживания, приводит к агрессии, к самоизоляции, к срыву различных видов детской деятельности.

Поэтому, в этот период моей основной целью коррекционной деятельности является целенаправленное воспитание у детей с нарушением зрения желания вступать в тесный контакт с детьми и взрослыми , т. е. с ближайшим окружением, чтобы у ребёнка был интерес к происходящему вокруг. Это является одним из условий успешности коррекционной работы . Для этого я широко использую игровые приёмы. К детям вместе со мной «приходят» сказочные герои, например, Колобок, Снеговик, Клоун Кеша, лесные жители – медвежонок, белочка.

В период адаптации, в период привыкания слабовидящих детей к окклюзии, тифлопедагог не проводит первичного диагностического обследования зрительного восприятия, так как я считаю, что это обследование будет необъективным. Поэтому, в первой младшей группе не три , а только два диагностических обследования (в декабре и в апреле) . Следующая, не менее важная особенность коррекционного обучения в первой младшей группе – это вид занятий. Тифлопедагог проводит только фронтальные занятия совместно с воспитателем, т. к. принцип отбора детей для коррекционной работы по остроте зрения , который используется всеми тифлопедагогами (специальная коррекционная работу проводится с детьми , у которых острота зрения ниже 0,4, здесь утрачивает свою силу. Очень сложно 2-х летнему ребёнку точно определить остроту зрения.

На первый план в коррекционной работе выходит специальный вид занятий, которые проводит тифлопедагог – предаппаратная подготовка. Предаппаратная подготовка включает в себя проведение специальных игр и упражнений, которые знакомят детей с картинками таблицы Орловой. В дополнение к этому разработаны специальные рекомендации для воспитателей групп по проведению предаппаратной подготовки.

Детей с нарушением зрения уже с 2-х лет обучаем различным упражнениям для глаз, превратив их в игру, используем игрушки, мячи, всевозможные яркие атрибуты и пособия (дети следят за движением игрушки в руках педагога или показывают Мишке, Ёжику, как умеют быстро моргать, закрывать глаза, широко открывать и т. д.). На первых порах малыши даже моргать по указанию не умеют, но, играя, быстро осваивают простейшие комплексы зрительных гимнастик. Обязательно в содержание занятия включаются комплексы зрительной гимнастики. Роль её велика для развития и активизации зрительных мышц, стимуляции различных зрительных функций и для снятия утомления, и напряжения глаз. Эффективно использовать сочетание физкультминутки со зрительной гимнастикой.

Особое внимание в коррекционной работе с младшими дошкольниками уделяется играм и упражнениям, которые развивают зрительное восприятие и ориентировку в пространстве, осязание и мелкую моторику. На начальном этапе развития зрительного восприятия тифлопедагог учит детей фиксировать взор на игрушке или предмете, выделять их, узнавать среди других; прослеживать взором за их движением; выделять основные зрительно воспринимаемые признаки (такие, как цвет, форма, величина) .

Постепенно с развитием зрительных возможностей детей усложняются и коррекционные задачи . Дети учатся :

Узнавать и называть основные цвета и формы («Найди красный цвет» , «Найди круг» );

Соотносить предметы и изображения по цвету и по форме («Помоги мышке спрятаться» , «Соедини воздушный шар с ниточкой соответствующего цвета» );

Различать, выделять и сравнивать величину предметов («Найди большие и маленькие игрушки» , «Собери пирамидку» .

Тифлопедагог в коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия включает задания, которые способствуют активизации деятельности амблиопичного глаза. (Амблиопия – нарушение зрения, связанного с ослаблением остроты зрения, происходящим без видимой анатомической причины). Сюда относятся задания на обводку по контуру, обводку через кальку, обводку по точкам, штриховку, упражнения с мозаикой и т. д. Обучение ориентировке в пространстве начинается с ознакомления детей с групповой комнатой, спальней, раздевалкой. Как открыть дверь, как расположены кровати в спальне, затем учим выделять, определять и называть предметы вокруг себя и в ближайшем окружении.

При монокулярном характере зрения восприятие осуществляется только одним глазом. Дети при монокулярном характере зрения испытывают затруднения в ориентировке, особенно там, где необходима зрительная ориентировка. Игры на развитие пространственной ориентировки в большом и малом пространстве включаются в различные виды детской деятельности (прогулка, занятия и др.) . Для развития зрительной пространственной ориентировки в микропространстве я использую задачи-лабиринты. Лабиринты могут быть разными : взятыми из методической литературы, а чаще всего придумываю сама, ведь не всегда можно найти лабиринт по той теме, которая изучается в данное время. Главное при составлении лабиринтов для детей от 3-х до 5-ти лет помнить, что в лабиринтах должен быть один вход и один выход.

В коррекционную деятельность по развитию осязания и мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста включаю упражнения для рук, знакомлю детей с названием пальцев, учу выполнять различные действия всей рукой и каждым пальцем в отдельности, (например, дотронуться до игрушки указательным пальцем или погладить мягкую игрушку всей рукой).

Особое внимание уделяю формированию у детей последовательного осязательного обследования игрушек и предметов. (Например, при обследовании куклы ребёнок выделяет её голову, туловище, руки, ноги; при обследовании игрушки, изображающей животное, - голову, туловище, лапы, хвост). С целью обучения детей зрительному контролю за действиями своих рук предлагаю задания, в которых надо обвести предмет по контуру (пальцем, указкой, рукой, фломастером) ; подобрать изображения к контурам, фигурки к прорезям, обвести их рукой и точно наложить. На первых этапах провожу с детьми игры и упражнения , которые требуют одновременного использования и зрения, и осязания. Затем дети учатся обследовать и узнавать игрушки и предметы, геометрические эталоны только с помощью осязания, например, «Чудесный мешочек» , «Угадай на ощупь» . Для детей, имеющих очень низкое зрение, такие умения приобретают огромное компенсаторное значение.

Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве проводится в тесной взаимосвязи с воспитателями групп :

Воспитатели младших групп выполняют рекомендации и задания, которые еженедельно записываются тифлопедагогом в «Тетради взаимосвязи» .

Воспитатели средней группы совместную работу выполняют по общему со мной плану развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и мелкой моторики.

Совместная с воспитателем НОД (лепка, аппликация, конструирование, рисование) .

Подходящие образовательные специальности: «Дефектологическое образование»
Ключевые предметы: Математика, Русский язык, Биология

Стоимость обучения (средняя по России): 300000 рублей


Описание профессии:


*стоимость обучения указана за 4 года на очном отделении.

Это педагог, работающий со слепыми или слабовидящими детьми.

Особенности профессии

Большую часть информации человек воспринимает через зрение.
Зоркие глаза - это один из факторов выживания не только в дикой природе, но и среди людей. Поэтому, если человек слепнет или слеп от рождения, ему нужно научиться восполнять недостаток зрительной информации другими способами.
Восприятие мира слепыми и зрячими очень разное. У слепых обычно развивается обостренный слух и особая чуткость пальцев. Но в процессе обучения человеку требуется специальная помощь.
Со слепыми детьми занимаются тифлопедагоги.

Тифлопедагог учит слепых и слабовидящих детей получать информацию о мире, читать (для этого существуют книги со шрифтом Брайля), прививает им навыки самообслуживания, умение ориентироваться в пространстве.
А также навыки, необходимые для работы на специализированном производстве (таком, где работают слепые и слабовидящие). Ведь очень важно, чтобы окончив школу, незрячий человек мог найти себе работу.
Однако задача педагога - не только научить, но и воспитать. Поэтому важную роль в работе занимает нравственное, эстетическое, физическое воспитание.

Многие слабовидящие и даже полностью слепые дети не останавливаются на достигнутом. Они получают высшее образование, осваивают творческие профессии, занимаются наукой. В этом засллуга и их педагогов.

Слепые и слабовидящие дети посещяют специализированные детсады, учатся в специализированных школах и школах-интернатах. В стенах этих заведений педагоги заменяют им родителей. Они полностью отвечают за их жизнь и самочувствие, потому что слепой ребёнок может по незнанию попасть в опасную для себя ситуацию.

Рабочее место

Тифлопедагоги работают учителями, методистами в специализированных общеобразовательных школах, в политехнических школах-интернатах, в специальных классах массовых школ.
А также в научно-исследовательских институтах.

Важные качества

Доброта, любовь к детям, ответственность, стремление помогать слабому.

Знания и навыки

Необходимо владеть методиками работы со слепыми и слабовидящими детьми, понимать особенности их восприятия и психологии.

Где учат

Стать тифлопедагогом можно, окончив факультет дефектологии или специальной педагогики педагогического вуза.

«Кто такой тифлопедагог?» – с таким вопросом на улицы Минска вышли студенты педагогического университета. Прохожие недоуменно пожимали плечами. О том, что тифлопедагог – это специалист, который осуществляет воспитание и обучение детей с нарушениями зрения, а также реабилитацию поздноослепших, из опрошенных не знал никто. Что ж, это действительно редкая, штучная профессия. Портал расспросил белорусских тифлопедагогов об их повседневных обязанностях, трудностях и радостях; в сотрудничестве с психологом составил портрет идеального специалиста для работы со слабовидящими и незрячими детьми; узнал, где в Беларуси готовят тифлопедагогов.

Будни и праздники тифлопедагогов

Людмила Михайловна Гутырчик работает учителем-дефектологом в ГУО «Специальные ясли-сад №19 г. Минска для детей с нарушениями зрения». Ее путь в тифлопедагогику был извилистым. Окончив технический вуз, она 12 лет трудилась инженером, любила свое дело и не помышляла о смене профессии. Однако в трудные 90-е, лишившись работы и отчаявшись найти вакансию по специальности, пришла в детский сад на место помощника воспитателя. Немного освоившись на новом месте, Людмила Михайловна, которой к тому времени исполнилось 38 лет, решила поступать в педагогический институт. Приемная комиссия долго отказывалась принимать документы: «Вы, зрелая женщина, мать двоих детей, собираетесь сдавать вступительные экзамены вместе со вчерашними школьниками?!» Но Людмила Михайловна была настойчива в своем стремлении и все-таки стала студенткой дефектологического факультета. Тифлопедагогом она работает уже 19 лет. О своих профессиональных обязанностях, трудностях и победах Людмила Гутырчик рассказала порталу

«Ставка тифлопедагога – 20 часов в неделю, рабочий день длится 4 часа, это время отведено для непосредственных занятий с детьми. Оформление документации, подготовка методических пособий, чтение специальной литературы осуществляется в свободное от занятий время. В начале и конце учебного года тифлопедагог проводит педагогическую диагностику детей по четырем направлениям: познавательная деятельность, пространственное ориентирование, зрительное восприятие, социально-бытовая ориентировка. Детей, в зависимости от диагнозов, возраста и индивидуальных особенностей, распределяют по подгруппам – в каждой не более 4 человек. Подгрупповые занятия тифлопедагог проводит ежедневно по коррекционной программе для детей с нарушениями зрения, индивидуальные занятия с каждым ребенком – 2-3 раза в неделю. Для каждого занятия полагается подготовить план-конспект. При составлении календарных планов своей работы тифлопедагог ориентируется на требования и стандарты Проекта программы коррекционно-развивающей работы «Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения». (Ознакомиться с этим документом можно на сайте www.asabliva.by – интересующиеся старшеклассники и абитуриенты получат достаточное представление о профессии тифлопедагога.) В свои занятия тифлопедагог также включает специальные игры и упражнения, направленные на подготовку детей к лечению на ортоптических аппаратах и закрепление результатов лечения глаз».

Людмила Михайловна Гутырчик признается: «Всегда радуюсь, когда дети справляются с заданиями»

Людмила Гутырчик уверена: «Тифлопедагогу очень важно быть увлеченным своим делом, гореть желанием научить подопечных тому, что выведет их на более высокую ступень развития – личностного, интеллектуального. Порой приходится быть строгой, но дети не обижаются. Они всегда безошибочно чувствуют, как к ним относится взрослый – с искренней любовью, уважением, заботой об их благе или с завуалированным равнодушием… Общаясь с детьми на занятиях, всегда стремлюсь получить обратную связь – убедиться, что они услышали меня, правильно поняли, усвоили преподанную информацию. Для этого прошу повторить, рассказать своими словами, объяснить, почему они так думают, иногда намеренно предлагаю неверное решение задачи – как ликуют дети, когда им удается «уличить» меня в ошибке! Вообще, желание и умение вести с ребенком диалог ценны для любого педагога, а для тифлопедагога особенно... Бывает, на занятиях дети отвлекаются, шалят – в подобных случаях замечание может быть неэффективным, поэтому я обычно переключаю их внимание, предлагая сыграть в какую-нибудь спокойную игру или выполнить увлекательное упражнение за столом. Если два воспитанника повздорили друг с другом, обязательно беседую с обоими и помогаю найти путь к примирению... Я открыта к общению с родителями, всегда готова оказать поддержку, помочь советом. Увы, не все взрослые проявляют интерес к достижениям и трудностям своих детей, некоторые закрывают глаза на объективные ограничения своего ребенка, ждут и требуют от него невозможного. В таких ситуациях не навязываюсь, но считаю своим долгом сделать шаг навстречу, демонстрирую готовность к сотрудничеству, диалогу. И если до родителей удается достучаться, найти с ними взаимопонимание, расцениваю это как важную победу – ведь если родители и педагог действуют сообща, ребенок только выигрывает… Поскольку я работаю в детском саду, в мои обязанности не входит обучение слабовидящих и незрячих детей чтению и письму шрифтом Брайля, это программа специальной школы. Однако если родители не возражают, с радостью даю уроки. Незрячие дети, приходя в школу уже обученными шрифту Брайля, чувствуют себя намного увереннее, быстрее адаптируются. И узнавать об успехах бывших воспитанников, когда они звонят или приходят в гости, это огромная, ни с чем не сравнимая радость».

Не только Артему и Катюше весело и интересно на занятиях у Людмилы Михайловны Гутырчик

Валентина Валентиновна Масловская пришла в педагогику по стопам своей бабушки, много лет вдохновенно проработавшей учительницей начальных классов. Валентину Валентиновну с детства привлекало общение с малышами, поэтому после окончания школы она поступила в педагогическое училище на факультет дошкольного воспитания, а затем начала работать воспитателем в детском саду для детей с нарушениями зрения. Стремление приносить максимальную пользу слабовидящим и незрячим детям, их родителям побудило молодого педагога продолжить обучение в педагогическом вузе и получить специальность «тифлопедагогика». С 2006 года Валентина Масловская – учитель-дефектолог столичного детского сада №19 для детей с нарушениями зрения, она рассказала порталу о том, за что любит и ценит свою работу: «Профессия тифлопедагога очень творческая и, на мой взгляд, подходит для тех, кто, искренне любя детей, умеет сочинять увлекательные истории, сказки, стихи, хорошо рисует, не лишен актерского дара. Литературные и художественные способности, умение выразительно и эмоционально произносить текст, искусство перевоплощения в различные образы помогают превратить любое занятие в яркое, запоминающееся действо. По своему опыту знаю: сумеешь заинтересовать детей, вовлечь их в обучающую игру – и они будут ловить каждое твое слово, легко впитают нужную информацию и прочно запомнят ее. Например, недавно мы с детьми 3-4 лет изучали тему «Овощи». Усвоить, какие овощи в огороде открыты взору, а какие прячутся под землей, ребятам помогал крот. Сначала они строили подземный ход зверька, старательно обходя препятствия – картошку, свеклу, морковь, редиску, репу. Потом, выглянув из «норы», рассказали кроту, что на грядках растут огурцы, помидоры, капуста, кабачки, тыквы. Глаза у маленьких исследователей горели от восторга, и к концу занятия ребята были настоящими экспертами по овощам… Безусловно, у начинающего тифлопедагога должна быть добротная теоретическая подготовка. С теплотой и признательностью вспоминаю преподавателей кафедры тифлопедагогики Белорусского государственного педагогического университета – благодаря им я получила глубокие знания для уверенного старта в профессии. Совершенствовать педагогическое мастерство помогает самообразование и общение с коллегами – с удовольствием и большой пользой для себя посещаю конференции, круглые столы тифлопедагогов, участвую в заседаниях методических объединений… Особенно много души и труда я, как и любой другой тифлопедагог, вкладываю в занятия с незрячими детьми. Порой бывает непросто научить таких ребят элементарным бытовым навыкам: мыть руки, завязывать шнурки, пользоваться ложкой. Но все трудности забываются, когда видишь положительные результаты своей работы – в такие моменты за спиной вырастают крылья. А как приятно, когда на улице сталкиваешься с бывшими воспитанниками, и они бурно радуются встрече, набрасываются с объятиями – не передать словами!»

На занятиях у Валентины Валентиновны Масловской Саша и Данила – тифлопедагог для каждого воспитанника находит интересное задание

Татьяна Маратовна Терро – учитель коррекционных занятий в столичной специальной школе для детей с нарушениями зрения №188, работает там с 1996 года. Будучи старшеклассницей, от любимой учительницы она узнала о том, что в педагогическом институте начинают готовить специалистов для работы с детьми с нарушениями зрения, и заинтересовалась. Татьяна Маратовна вспоминает: «Вообще, я собиралась учиться на логопеда, но услышав о новой специальности на дефектологическом факультете, подумала: «Логопедом я всегда успею стать…» – и была первой абитуриенткой, подавшей документы на тифлопедагогику. О том, что найду себя в профессии тифлопедагога, я поняла во время первой выездной практики в Гродненскую школу-интернат. Мы, первокурсники, быстро и легко подружились с воспитанниками, каждый вечер они приходили к нам в гости, играли на баяне. Я осознала тогда, что незрячие дети, в сущности, такие же, как и обычные... Преподаватели во главе с Зоей Григорьевной Ермолович, первым заведующим кафедрой тифлопедагогики Минского пединститута, окружили нас, студентов, родительской заботой и вниманием, всегда были готовы поддержать, помочь в трудной ситуации. Мы ценили такое отношение к себе и старались оправдывать надежды своих наставников… Работа тифлопедагога – это постоянный творческий поиск оптимальных для конкретного ребенка заданий, упражнений, а также стимулов для преодоления трудностей. Налить в чашку жидкость, заварить чай, сделать бутерброд, разогреть пищу в микроволновке, почистить картошку, приготовить салат, сварить кашу, пришить пуговицу, поутюжить одежду – для того чтобы обучить незрячих детей этим навыкам, иногда требуются месяцы. Бывает, ребенок опускает руки – в таких ситуациях важно ободрить его, вдохнуть веру в собственные силы и возможности. И как это здорово – разделить радость, а порой настоящее ликование ребенка, который с твоей помощью маленькими шагами пришел к своей очередной победе! Такие минуты для меня дорогого стоят. Но особое воодушевление я испытываю, когда незрячие воспитанники, преодолевая свои страхи и нередко стеснение, оказываются способны проделывать путь из дома в школу и обратно без сопровождающих лиц. Попытайтесь представить, сколько мужества требуется таким детям, чтобы в одиночку пройти по узкому тротуару рядом с оживленной трассой; перейти дорогу по пешеходному переходу, который не оборудован звуковым устройством, дублирующим сигналы светофора; добраться до остановки и обратиться к прохожим с просьбой сообщить, когда к остановке подъедет автобус или троллейбус, идущий по нужному маршруту; зайти в салон и найти свободное место; выйти на нужной остановке, если их названия не объявляют… В начале учебного года для родителей первоклассников я провожу мастер-классы, на которых учащиеся старших классов демонстрируют, каким социально-бытовым умениям и навыкам они научились в школе. Вместе с коллегами я стремлюсь вселить в родителей надежду на то, что их слабовидящий или незрячий ребенок будет способен позаботиться о себе, сможет приобрести востребованную профессию, его жизнь будет насыщенной и интересной».

Татьяна Маратовна Терро учит Яну пришивать пуговицы

«Совершенствуем умение воспринимать макет школы», – объясняет цель занятия Татьяна Маратовна Терро

Элеонора Ивановна Ковалько пришла в специальную школу для детей с нарушениями зрения №188 г. Минска после окончания географического факультета БГУ. Она с детства мечтала работать в школе – как ее отец, беззаветно преданный учительскому труду, Иван Семенович Королевич. Элеонора Ивановна уверена: «Любовь к детям и профессии я унаследовала от отца. Он научил меня получать удовольствие не только от открытий и достижений, но и от преодоления трудностей, неминуемых в работе педагога. Мое намерение начать вхождение в профессию с должности воспитателя группы продленного дня отец поддержал. Я быстро сблизилась с учащимися, почувствовала, что они мне очень интересны, как младшие друзья. Стремление понимать своих воспитанников, быть им полезной, передавать им свои знания, развивать их способности потребовало знаний их особенностей. Для начала мне пришлось освоить чтение и письмо шрифтом Брайля. Через несколько лет я стала дипломированным тифлопедагогом... В школе я являюсь учителем географии и воспитателем группы продленного дня 2 «А» класса. Каждое утро ребята встречают меня с неподдельной радостью, наперебой делятся новостями, рассказывают о своих успехах и проблемах, порой доверяют секреты и тайны – все это наполняет меня ощущением счастья... У слабовидящих и незрячих детей чрезвычайно высока потребность в признании их достижений, поэтому мы с коллегами стараемся создавать для наших учащихся ситуации успеха, целенаправленно развиваем их творческие способности. Так, воспитанники нашей школы занимаются музыкой, танцами, декламируют и сочиняют стихи и рассказы, конструируют, рисуют, делают аппликации. Радость творчества окрыляет детей, делает сильнее духом, а общественное признание, победы в состязаниях возвышают их в собственных глазах, приносят радость их родителям... В нынешнем году учащаяся 3 «А» класса нашей школы Марианна Бабич заняла 1-е место на районном, а затем и на городском конкурсе «Маленькая фея». Сколько усилий, кропотливого труда, времени было затрачено со стороны девочки, ребят из группы поддержки, педагогов, родителей! Репетиции были ежедневными, длились по несколько часов – дети, которые участвовали в хореографическом номере, в буквальном смысле валились с ног от усталости. Маленькие артисты очень волновались, ведь им предстояло продемонстрировать свое мастерство на большой, незнакомой и, главное, невидимой для многих из них сцене. Соперниками были учащиеся массовых общеобразовательных школ, гимназий. И тем слаще оказалась для всех нас неожиданная победа... С первого класса наши воспитанники ходят на экскурсии по Минску, многие ребята нашей школы ездят по достопримечательным местам Беларуси – в этом есть и моя заслуга. Поначалу возникали трудности в организации экскурсий. Но первые поездки прошли настолько увлекательно, у начинающих экскурсантов было столько ярких впечатлений и положительных эмоций, что к нам потянулись другие воспитанники, в том числе незрячие, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Я окончила курсы экскурсоводов, разрабатываю вместе с учащимися, их родителями и педагогами экскурсионные и краеведческие проекты и очень рада, что наши ребята с интересом знакомятся с богатой историей, культурой, природой страны, учатся ценить красоту нашей прекрасной Беларуси».

Элеонора Ивановна Ковалько и учащиеся 2 «А» класса в группе продленного дня

Элеонора Ивановна Ковалько проверяет, как Яна, Влад и Ульяна справились с домашним заданием

Психологический портрет идеального тифлопедагога

Какими личностными качествами должен обладать человек, чтобы найти себя в тифлопедагогике? Кто может получать истинное удовлетворение от работы с особенными людьми и способен действительно помогать им? На вопросы портала ответила медицинский психолог Надежда Георгиева.

«Хорошим тифлопедагогом станет тот, кто искренне считает, что люди с физическими нарушениями – это вовсе не больные, обделенные или ущербные члены общества, которые являются обузой для здоровых соотечественников и обречены на полное лишений, страданий, совершенно безрадостное существование. Они просто немного другие – как представители иных рас, и жизнь каждого из них так же уникальна и бесценна, как жизнь любого другого человека. Тифлопедагог с этим убеждением общается со своими подопечными не из позиции «сверху», а на равных, чем быстро завоевывает их доверие и расположение, а значит, в его распоряжении оказываются более широкие возможности для помощи незрячим и слабовидящим детям. Он ориентируется не на нарушения своих воспитанников, а на ресурсы – внимателен к их интересам, склонностям, способностям, мечтам и с воодушевлением стремится развивать потенциал каждого ребенка.

Я твердо убеждена, что для тифлопедагога очень полезен личный опыт страданий – физических или моральных. Если мучения не ожесточили человека, а, наоборот, сделали более чутким, отзывчивым, терпеливым, он лучше понимает окружающих, оказавшихся в непростой жизненной ситуации, и способен оказывать им реальную поддержку и помощь. Так, слабовидящие и незрячие дети склонны к депрессивным состояниям, у них могут возникать суицидальные мысли. Для тифлопедагога, закаленного собственными страданиями, не составит труда ободрить и обнадежить ребенка, который начал раскисать, пал духом. А вот людям, выросшим в тепличных условиях и не имевшим возможности научиться действенному состраданию, обычно трудно найти общий язык с теми, кто имеет серьезные нарушения здоровья. Поэтому обладателей синдрома принца (принцессы) работа со слабовидящими и незрячими детьми часто тяготит, разочаровывает.

Для эффективной работы с особенными людьми недостаточно страстного желания помогать им, готовности отдавать другим много сил и душевного тепла. Тифлопедагогу необходимо быть эмпатичным – понимать и принимать чужие позитивные и негативные переживания, уметь вместе с подопечными радоваться и грустить. Также важно, чтобы он был коммуникабельным – не испытывал серьезных затруднений в общении с разными людьми и, главное, получал удовольствие от самого процесса взаимоотношений, обмена эмоциями. Тифлопедагог регулярно общается с родителями учащихся, дает рекомендации по физической и психологической адаптации слабовидящих и незрячих детей в социуме. Конечно, родители смогут почерпнуть больше полезной информации, если специалисту нравится курировать группы взаимоподдержки, организовывать праздники, встречи семей, и он без сожаления готов тратить на эти мероприятия личностные ресурсы и свободное время.

Еще одно условие успеха в профессии – неутолимое желание постоянно обновлять свои специальные знания и внедрять их в практику, живой интерес к опыту коллег. Большинство современных исследований по тифлопедагогике не переведены на русский язык, и для того чтобы быть по-настоящему компетентным, необходимо хорошо знать иностранные языки, прежде всего английский. Владение международными языками позволяет тифлопедагогу знакомиться в Интернете с научными статьями, описаниями новых методик работы, недублированными тематическими видео о людях с сенсорными ограничениями, а также делает возможным общение с зарубежными коллегами.

Очень важно, чтобы тифлопедагог трудился с ощущением, что ему по силам делать мир незрячих детей добрее и ярче. Поэтому здорово, если он инициативен и смекалист – не ожидая денежных дотаций, умеет воплощать свои профессиональные идеи и задумки по принципу дешево и сердито. Например, проводит занятия с детьми, активно применяя бесплатно скачанные из Интернета аудиоматериалы; организует в учебном заведении зооуголок с питомцами, уход за которыми не требует больших затрат; обустраивает сенсорную комнату, используя подручные материалы. Много полезного для себя извлечет специалист, который регулярно читает книги и публицистические материалы, смотрит художественные и документальные фильмы о незрячих и слабовидящих людях.

И последнее. Тифлопедагог обязательно должен заботиться о своем психологическом комфорте и здоровье, чтобы не допустить эмоционального выгорания и профессиональной деформации. Так, в общении с учащимися ему следует устанавливать четкие рамки и правила, знать, как действовать в случае агрессивного поведения ребенка. Желательно, чтобы в распоряжении тифлопедагога было несколько проверенных способов отключиться от работы и восстановить душевные силы. Это может быть творчество, рукоделие, спорт, общение с животными и др.

Где учат на тифлопедагога?

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка – единственный в стране вуз, где можно получить специальность «тифлопедагогика». Подготовка тифлопедагогов осуществляется на факультете специального образования, где также готовят логопедов, сурдопедагогов, олигофренопедагогов – специалистов, которые работают с детьми с особенностями психофизического развития. К этой группе относятся дети с нарушениями зрения, слуха, интеллектуальной сферы, речи, трудностями в обучении, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, аутистическими нарушениями. Для поступления необходимо сдать 3 экзамена в форме централизованного тестирования: белорусский / русский язык, история Беларуси, биология. Обучение может быть бюджетным и платным, на дневной форме длится 4 года, на заочной – 5 лет.

Преподаватели кафедры тифлопедагогики БГПУ имени Максима Танка

Как и все будущие педагоги, наши студенты изучают общую и специальную педагогику и психологию, возрастную и педагогическую психологию, методики работы с детьми различных нозологических групп, в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата, аутизмом, тяжелыми и множественными нарушениями развития и др. Также они постигают основы логопедии и в будущем могут работать с детьми с нарушениями речи. Конечно, наиболее пристально наши студенты изучают тифлопедагогику и тифлопсихологию, осваивают методики коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения, и специальные методики обучения и воспитания незрячих и слабовидящих детей. Среди специфических дисциплин – обучение чтению и письму рельефно-точечным шрифтом Брайля, тифлографика (создание и умение «читать» рельефные изображения), краткопись и плоское письмо, тифлотехника (приборы и специальные средства, которые помогают незрячим людям ориентироваться в быту и окружающем мире). Кстати, все нуждающиеся в жилье студенты-бюджетники дневной формы обучения с первого курса получают место в общежитии.

Наши выпускники не испытывают сложностей с поиском рабочего места. Полученные профессиональные знания и практические навыки позволяют им работать учителями-дефектологами дошкольных учреждений, в которых созданы условия для воспитания и обучения детей с особенностями психофизического развития, специальных общеобразовательных школ для детей с нарушениями зрения и классов интегрированного обучения средних общеобразовательных школ, центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, в общеобразовательных дошкольных учреждениях и школах (на пунктах коррекционно-педагогической помощи). Специальные детские сады для детей с нарушениями зрения находятся в Минске, Гомеле, Гродно, Жлобине, Лиде, Пинске, Мозыре, Речице. Школы-интернаты для слабовидящих и незрячих детей есть в Гродно, Молодечно, Шклове, Жабинке, Василевичах. В Минске расположена специальная общеобразовательная школа №188 для детей с нарушениями зрения».

РАБОТА ТИФЛОПЕДАГОГА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

По последним данным (Материалы Всероссийской научно-практической конференции) в настоящее время 1,6 млн.детей, проживающих в Российской Федерации, нуждаются в коррекционном образовании, из них 353 тыс.детей посещают группы и учреждения дошкольного образования компенсирующего вида.

Большая часть детей имеют функциональные нарушения зрения (косоглазие и амблиопия), эти нарушения называют еще функциональным слабовидением. У части детей наблюдаются органические поражения зрительного анализатора, и они относятся к группе истинно слабовидящих детей.

По определению «Слабовидящие – дети, у которых вследствие аномалий рефракции, заболеваний сред глаз, сетчатки и зрительного нерва острота зрения (с коррекцией) понижена до 0,05-0.4.

Наряду со снижением остроты зрения, наблюдаются также разные по степени нарушения других зрительных функций - световой и контрастной чувствительности, временной разрешающей способности, цветоразличения, поля зрения и другие. При всем этом у большого количества детей имеется сложная структура дефекта, то есть сочетание двух-трех нарушений развития (зрения и речи, зрения – речи - психических функций, зрения- опорно-двигательного аппарата).

Очевидно, что снижение зрительных функций приводит к нарушению нормального взаимодействия ребенка со средой, притом, что опыт взаимодействия играет важную роль в развитии ЦНС.

Теория и практика обучения детей с нарушением зрения указывает на то, что нарушение зрения неизбежно оказывают отрицательное влияние на зрительный акт, снижает количество и качество воспринимаемой информации.

Доказано, что снижение функций обуславливает фрагментарность, искаженность восприятия, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, снижает уровень эмоционального восприятия объектов внешнего мира.

Дети с нарушением зрения испытывают серьезные трудности в определении цвета, формы, пространственного расположения предметов, в выполнении практических действий, в ориентировании в малом и большом пространствах.

Кроме того, недостатки зрительного восприятия обуславливают формирование нечетких образов – представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций, что значительно затрудняет их познавательную деятельность.

Наблюдаются нарушения памяти, внимания, без чего невозможно восприятие информации о внешнем мире. Сформированные, но не включенные в разные виды деятельности, представления быстро распадаются.

Для детей с нарушением зрения является характерным низкий уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать сюжетные изображения, а также переводить зрительную информацию в речевой план. У детей возникают трудности, связанные с темпом работы, с качеством выполнения заданий, наблюдается быстрая истощаемость нервной системы.

На основании вышеизложенного понятно, что дети с нарушением зрения нуждаются в специальной помощи, суть которой заключается в ее комплексности, то есть в тесном взаимодействии тифлопедагогов, логопедов, педагогов-психологов, воспитателей.

Специфика работы логопедов, психологов, воспитателей в детском саду для детей с нарушением зрения заключается в том, что от них требуются знания в области офтальмологии: знание диагноза, остроты зрения каждого ребенка, очковой коррекции, использование приемов снятия зрительного напряжения, соблюдение требований гигиены зрения, в области тифлопедагогики: владение соответствующими приемами обучения, применение специальных средств наглядности (чучел, муляжей, рельефных картинок, цветных изображений определенной величины и интенсивности окраски).

Специалисты строят работу с детьми не только с учетом коррекции выявленных нарушений, но и с учетом развития механизмов компенсации, то есть способности в условиях зрительной недостаточности эффективно, на полисенсорной основе обрабатывать информацию.

Координатором в системе взаимодействия и преемственности в коррекционной работе является тифлопедагог, так как в его ведении находится глобальная проблема.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ТИФЛОПЕДАГОГА.

Тифлопедагог планирует и проводит коррекционную работу по исправлению выявленных отклонений.

Развивает у детей компенсаторные возможности познания окружающего мира. Консультирует воспитателей по проведению занятий, посещает занятия воспитателя и анализирует усвоение детьми программы, на основании чего организует индивидуальную работу с детьми.

Обеспечивает взаимосвязь и преемственность в коррекционной работе со всеми специалистами и воспитателями.

Проводит работу с родителями.

ОСНОВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ТИФЛОПЕДАГОГА.

    Карты обследования, индивидуальные карты сопровождения, протоколы МПК.

    Перспективный план.

    Календарный план

    План работы с родителями.

    Взаимодействие с воспитателями и специалистами.

ТИПЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ, ПРОВОДИМЫХ ТИФЛОПЕДАГОГОМ.

Занятия по совершенствованию сенсорных эталонов.

Расширение знаний о сенсорных эталонах; закрепление представлений о

системе сенсорных эталонов; расширение умения пользоваться сенсорными

эталонами на уровне называния, узнавания, оперирования;

Формирование умений пользоваться сенсорными эталонами при анализе

свойств и качеств предметов;

Расширение представлений о свойствах и качествах предметов реального мира;

Занятия по расширению способов обследования предметов.

Уточнение предметных представлений,

Формирование умения узнавать предметы в разных модальностях;

Формирование умения выделять признаки опознания,

Формирование навыков зрительного, осязательного и полисенсорного

восприятия объектов.

Занятия по расширению и коррекции представления о предметах и явлениях окружающего мира..

Расширение и углубление знаний о предметах;

Формирование способов обследования предметов на полисенсорной основе;

Закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира за

счет включения их в новые виды деятельности.

Занятия по совершенствованию глубины пространства.

Развитие пространственного восприятия за счет формирования

нестереоскопических способов восприятия глубины пространства,

Формирование умений переносить знания в свободное пространство и

практическую деятельность.

Занятия по развитию пространственного ориентирования.

Формирование пространственных представлений,

Обучение ориентировке на основе представлений.

Расширение опыта ориентировки в окружающем мире.

Занятия по совершенствованию умения воспринимать сюжетное изображение.

Формирование и закрепление умения детально, последовательно и целостно

воспринимать сюжетное изображение;

Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и

отношения на основе выделения информативных признаков;

Развитие связной речи.

Занятия по развитию зрительно-моторных координаций.

Развитие навыка прослеживания глазами за действием руки;

Развитие умения удерживать в поле зрения зрительный стимул;

Развитие умения пользоваться ручкой, карандашом (проводить линии,

соединять точки, писать цифры, буквы) .

Занятия по развитию сохранных анализаторов.

Развитие осязательного восприятия;

Развитие слухового восприятия

Развитие обоняния.

Занятия по развитию психических функций:

Развитие внимания;

Развитие памяти (зрительной, слуховой, осязательной)

В работе с детьми с нарушением зрения должны соблюдаться определенные условия проведения занятий:

    Освещенность рабочего места подбирается индивидуально в соответствии с особенностями зрительной системы (снижение чувствительности к свету или ее повышение- светобоязнь);

    Поза ребенка во время занятий не должна оказывать негативного влияния на его осанку;

    Оптимальное расстояние от глаз наглядного материала 20-30 см;

    Не допущение зрительного утомления Длительность зрительной работы не должна превышать 10-15 минут.

    В перерывах для отдыха – визуальная фиксация удаленных объектов или же адаптация к белому или зеленому фону средней яркости.

Определенные требования к наглядному материалу.

    Каждое изображение должно иметь четкий контур, высокий контраст с фоном (до 60-100%).Лучше воспринимается отрицательный контраст (темное на белом, светло-желтом, светло-зеленом), чем положительный (белое на черном).

    Важно ограничивать информационную емкость изображений и сюжетных ситуаций с целью исключения избыточности, затрудняющей опознание. Имеют значение количество и плотность изображений, степень их расчлененности.

    Учет педагогом индивидуального темпа зрительной работы ребенка.

    Увеличение времени экспозиции наглядных пособий (особенно когда объект воспринимается осязательно-зрительным путем).

    Расположение иллюстрационного материала в вертикальной плоскости перед взором ребенка.

    Подключение руки для обведения формы или контура для прослеживания, использование рельефных (выпуклых) контуров.

    Не допускается расположение объектов для рассматривания на фоне окна, фоне одежды педагога.

    Не допускается расположение объектов на фоне бликующих поверхностей (окрашенных)

    Включение в процесс зрительного восприятия слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых ощущений, что позволяет сформировать у детей стойкие, качественные представления о предметах и явлениях окружающего мира.

РАБОТА ТИФЛОПЕДАГОГА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ.

Работа тифлопедагога с воспитателями не ограничивается помощью в проведении занятий, в посещении занятий. Для улучшения качества работы, осуществления специфики воспитатели должны быть вооружены специальными знаниями. Помочь им в этом должен тифлопедагог. Для этого, исходя из потребностей воспитателей, тифлопедагогом готовятся консультации.

Примерный перечень:

    Памятка для воспитателей по зрительной патологии группы, в которой дается:

    название и краткое описание нарушения

    возможности видения при данной патологии

    факторы. влияющие на ухудшение зрения

Особенности работы со слепыми детьми

Особенности работы со слабовидящими детьми

Особенности работы с детьми с амблиопией и косоглазием.

Коррекционная среда группы и перечень пособий по развитию сохранных анализаторов.

Требования к организации зрительной работы с детьми

Особенности работы по формированию навыков ориентировки в пространстве со слепыми и слабовидящими детьми

Дидактические игры в воспитании и обучении детей с нарушением зрения.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

Работа тифлопедагога с родителями направлена на вовлечение родителей в домашний педагогический процесс по развитию зрительного или осязательного (в зависимости от патологии) восприятия. Для осуществления домашнего педагогического процесса родители должны быть соответствующим образом подготовлены.Для этого тифлопедагогом проводятся для них индивидуальные консультации, показательные занятия. Широко используется настенная информация в виде статей с конкретными рекомендациями по вопросам семейного воспитания детей.

Задействуются возможности интернета. Создаются закрытые группы в социальной сети, где выкладываются фото-, видеоматериалы и текстовые документы для ознакомления родителей с работой педагогов, проводятся онлайн-консультации.

Тематика консультаций для родителей.

    Семейное воспитание детей с нарушением зрения.

    Помогайте детям познавать окружающий мир.

    Косоглазие и амблиопия, причина их возникновения.

    Правильное питание для глаз.

    Отдых для глаз, лечение солнцем.

    Коррекционные игры и упражнения, способствующие развитию зрения.

    Как помочь ребенку с нарушенным вниманием.

    Что такое осязательное восприятие и как его развивать.

    Развиваем тактильные ощущения у детей дома и на улице

    Слабовидящий ребенок в семье.

ПРОГРАММЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ.

    От рождения до школы.

    Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Под ред. Л.И.Плаксиной М., 2003 г.

    Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения. Научный рук-ль. В.А.Феоктистова.СПб., «Образование» 1995 г.

ЛИТЕРАТУРА.

    Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения. Методическое пособие. СПб.,1995 г.

    Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции. СПб., РГПУ им.А.И.Герцена,2003 г.

    Охраняем и развиваем зрение.Г.В.Никулина,Л.В.Фомичева,СПб., 2002 г.

    Развиваем восприятие у ребенка.М.Э.Бернардская, И.В.Блинникова, О.Г.Солнцева, М., Просвещение, 2001г.

    Сборник научных трудов «Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих»,Ленинград,1982 г.

Меня всегда восхищали люди, которые говорят на нескольких иностранных языках. К слову, я никогда не мечтал стать полиглотом. Тем не менее, когда путешествуешь по странам, где английский язык не является родным для большинства жителей, включается фактор «чужестранца».

Вас, скорее всего, будут воспринимать прежде всего как туриста, который приехал поглазеть на их страну и бывает только в строго определенных местах-достопримечательностях того или иного города.

Фактор «чужестранца» предполагает, что вы будете воспринимать информацию только на родном языке/английском, абсолютно не понимая, что творится вокруг. Вероятность попадания в дурацкие ситуации, облапошивания и ограничения информации также возрастает на порядок.

Но если вы знаете язык той страны, куда едете, отношение к вам заметнее потеплеет: вы будете понимать больше и лучше, сможете общаться о чем угодно и, самое главное, вы узнаете, как и чем живут люди этой страны.

Для меня главный смысл изучения языка - не перевод «мама мыла раму», не сдача экзаменов, не зубрежка тестов, а общение.

Мотивация

Итак, я решил изучать итальянский язык. Итальянский, ИМХО, очень красивый и певучий язык: одно слияние предлогов с артиклями чего стоит. Но итальянский также имеет сложности в изучении, прежде всего, союзов, артиклей, глаголов. Впрочем, свои сложности есть в любом другом языке.

Мой опыт изучения итальянского начался где-то 3-4 года назад. Хотя данный курс был неформальным, то есть упор делался не на академическое изучение, а именно не неформальное общение, я потерпел поражение. Во-первых, я стеснялся говорить. Во-вторых, я неправильно понимал правила. В-третьих, на начальном этапе я слишком много времени уделял изучению грамматики. Но один плюс все же остался - я выучил алфавит, научился читать и узнал, как меняются окончания глаголов трех спряжений.

Benny Lewis
Ирландский полиглот, путешествующий по миру и изучающий новые языки. Видит свою миссию в том, чтобы показать людям, что языки можно изучать быстро и эффективно.

Прошло немного времени, я снова загорелся идеей изучить итальянский. Я купил какой-то учебник, и меня хватило ровно на пять дней, после чего я забросил его на дальнюю полку, где он пылится по сей день. Меня удручали бесконечные унылые упражнения и правила, поэтому неудивительно, что итальянский стал для меня несбыточной мечтой.

Летом этого года я бродил по сайту Амазона и наткнулся на книгу ирландского полиглота «Fluent in three months» , где он делился своей методикой. Познакомившись с его историей, в которой он рассказывает, как изучил одиннадцать языков, я вынес для себя главную мысль - метод, в котором нет места разговорной практики с первого дня обучения, является по умолчанию полной херней и тратой времени.

Другой сигнал судьбы я получил, когда прочитал книгу «Точка выхода языка или как бросить иностранный язык». Эту маленькую, но очень полезную книжку я смело рекомендую тем, кто настрадался на курсах, и до сих пор стесняется разговаривать на иностранном языке.

Елена Шипилова
Создатель дистанционных курсов иностранных языков Speak As Soon As Possible и сайта speakasap.com, миссия которого состоит в том, чтобы сделать людей мультиспикерами.

Что же меня мотивировало? Мысль, что в поездке по Италии я смогу без проблем разговаривать с персоналом отеля, ресторана, кафе. Что я смогу читать и понимать, о чем пишут. И что если у меня получится с итальянским, я в перспективе смогу замахнуться на французский, так как они похожи. Мотивацию поддерживать сложно, но можно. Примерно после 10-12 дней осознания и следования своей цели, появляется искренний интерес к языку.

Бенни Льюис утверждает, что иностранный язык можно изучить за 90 дней, именно такой период доступен американцам, приезжающих в Европу в качестве гостя. У меня цель была поскромнее - понять принципы итальянского языка, научиться говорить и объяснятся за 90 дней.

Мой эксперимент начался 6 июня. Удалось ли мне это? Да, бесспорно. За эти 90 дней я узнал кучу всего, чего бы мне не дали на дорогостоящих курсах. И самое главное - я могу говорить!

Общие правила и установки перед тем, как приступить к изучению языка то, что я понял за эти 90 дней

Вы не будете знать язык на 100 %

Да-да, именно так. Поэтому вы и бросаете его изучение, потому что под вашей расплывчатой формулировкой «я хочу знать... язык» скрывается все что угодно: грамматика, чтение, свободное владение фразеологизмами... Наверняка вы смутно понимаете, что такое «знать язык в совершенстве», но нацелены на результат С1/С2, что в европейской компетенции владениями языками языков означает «продвинутый уровень».

Но вы никогда не будете знать язык в совершенстве, потому что язык меняется, а времени у вас слишком мало. Желая овладеть языком сразу, целиком и полностью, вы потратите массу сил, а пользу получите мизерную. Гораздо важнее - усвоить основы грамматики и выучить много слов, которые вам точно пригодятся в общении и чтении.

Поэтому в самом начале отбросьте такую мотивацию, как «знать в совершенстве». Пусть лучше вашей целью будет «активно использовать язык»

Нужно поставить дедлайн

Первый Закон Паркинсона гласит: «Работа заполняет все время, отпущенное на нее». Соответственно, если у вас будут размыты рамки времени, когда вы должны начать более или менее сносно изъясняться, вы, скорее всего, никогда не будете его использовать. Вместо этого вы будете продолжать штудировать новые и новые учебники и методики.

Поэтому примите всего два решения насчет сроков:

  1. Я буду использовать язык в течение 90 дней, а там уже будет легче и появится неподдельный интерес.
  2. Я буду говорить на языке с первого дня обучения.

Ваша цель - донести мысль

Использование языка - это, прежде всего, общение. Неважно, какое оно: личное или виртуальное. Если вы изучаете язык, чтобы только переводить или читать и никогда не общаться, вы можете продолжать изучать язык по традиционным методикам.

Как подчеркивает Бенни Льюис в своей книге, вы должны говорить на изучаемом языке с первого дня обучения. Тут можно поддаться панике и перестать вообще что-либо изучать: «Я ведь совсем ничего могу и не знаю!».

Вы правы. Вы пока ничего не знаете. Но давай поймем, почему именно разговорная речь важнее умения бегло читать, переводить и писать на языке. Вы наверняка знаете людей, которые по нескольку лет изучали язык в школе или университете или на курсах, но при встрече с носителем языка теряют дар речи. Это неудивительно. Ведь говорить на иностранном языке в наших образовательных системах почти не учат.

Именно через разговор происходит большая часть коммуникации - донесение до собеседника своей мысли, мнения или вопроса. Именно через разговор чувствуешь язык, и именно через разговор происходит мгновенное применение языка, которому в учебниках не учат. Поэтому стремитесь как можно больше разговаривать с первого дня изучения.

Будьте ребенком

Уважаемые мамы, вспомните, пожалуйста, как вы учили свое чадо говорить? Вспомнили? Даю учебник Бонк на отсечение, что вы не совали ему под нос справочник Розенталя или словарь Ожегова, чтобы он научился говорить.

Как ребенок учится языку? Он просто использует знакомые слова. Он понятия не имеет о падежах, родах, сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях, причастиях, глаголах или временах. Так каким же образом он может говорить на русском в три года, а к четырем-пяти годам от его вопросов идет кругом голова? 25 кадр? Илона Давыдова?

Правильно! Он просто говорит. Он говорит, не обращая внимания на ошибки. Взрослые поправляют его, и он запоминает, как правильно. Он говорит каждый день. Он спрашивает значение слов. Благодаря отсутствию страха, комплексов и стеснения («А вдруг та малявка с третьего этажа засмеет меня за то, что я неправильно говорю „палаход“?), ребенок начинает использовать язык. Чем раньше он начнет читать, хотя бы по слогам, его словарный запас неизбежно будет обогащаться. Потом - разговор плюс чтение, и вот ребенок уже довольно хорошо владеет языком. А вот когда наш герой уже подрос, в дело вмешиваются учителя, которые превращают его в „грамотного человека“ (хотя, судя по тому, сколько орфографических и пунктуационных ошибок видишь в социальных сетях, возникает подозрение, что это помогло не всем).

Итак, вы должны отбросить все страхи и стеснение, когда будете говорить на изучаемом языке. Если процесс чтения и письма больше обращен в себя, то общение неизбежно ведет к контакту с другим человеком. Поэтому вы не должны стесняться. Из этого принципа следуют еще два правила.

Говорите хреново

Первое следствие из принципа „Будьте ребенком“ состоит в том, что вы должны говорить без всяческого стеснения и как можно хуже в начале. Не переживайте, идеально с первого раза все равно не получится. Скорее всего вначале ваша речь будет представлять собой экание, хмыкание, простые слова и кучу-кучу ошибок! Но это отлично!!! Ведь именно благодаря ошибкам ребенок, да и остальные люди, учатся.

Ваш успех и прогресс в разговорной речи прямо пропорционален количеству ошибок. Чем больше вы их сделаете вначале, тем легче будет потом. Сначала вы запомните, как говорится вот это слово, как употребляется вон то время, а потом с каждым разом кривая обучения будет стремиться верх. Ваша память попросту разозлится на эти ошибки и, в конце концов, она запомнит,как говорить правильно.

Fuck the rules (только в начале)

Разговаривая, вы будете судорожно вспоминать то или иное правило, которое необходимо применить в разговоре. Но в начале обучения это не должно вас волновать. Правила необходимы, но только после того, как вы уже „разговорились“, то есть после 5-6 разговорных занятии, вы уже сможете изучать простейшие грамматические правила.

Вначале вы всегда сможете выучить простейшие слова, местоимения и конструкции, такие как: „я“, „ты“, „он“, „как дела“, „привет“, „хорошо“, „я работаю“, „меня зовут“, „как тебя зовут“, „сколько лет“, „я учусь“, „мне нравится“ и смело использовать их. Потом когда к вам придет уверенность в том, что говорить - не страшно, вы сможете погрузиться в увлекательный мир простой грамматики (вначале только простые настоящие, прошедшие и будущие времена).

Время есть всегда

„у меня нет времени“ - самая классная отговорка. Но время есть всегда. Я учил язык вечером, „украв“ 30 минут у социальных сетей и тогда, когда возвращался с работы на автобусе. Когда вы занимаетесь удаленно с носителем языка и при этом платите ему, вы волей-неволей найдете для этого время.

Используйте время, которые вы тратите в транспорте, в очередях. Поменьше фейсбука, игр и пустого времяпрепровождения, и время, как по волшебству, появится.

Инструменты

На самом деле любая книга будет полезна после второй недели разговорной практики . Вы должны выбрать книгу, в которой грамматика объясняется максимально просто и доходчиво. Все остальное можно сжечь и забыть. Изучаете из книги по одному уроку в день, запоминаете слова. То, что не поняли, запишите и спросите у своего учителя.

На этом сайте есть готовые уроки, которые позволят вам получить небольшую базу за семь уроков. Также там регулярно проводятся языковые марафоны, которые за месяц вам позволят узнать и изучить очень многое.

Я же изучал грамматику по одному уроку за раз, так старался не зацикливаться на сложных темах или сложных грамматических конструкциях. Я брал базовые принципы, делал упражнения, а непонятное спрашивал у своего учителя.

Приложение для изучения слов. Выдает напоминания о слове с его переводом. Доступно в виде расширения на Chrome. Приятный бонус: если вы читаете на телефоне и видите незнакомое слово, вы можете выделить его и Бисквит мгновенно его переведет на английский и сохранит эту карточку для его изучения.

Англо-итальянский словарь (через встроенные покупки). Мне понравилось то, что там указаны все временные формы глагола.

Приложение для ведения дневника. Примерно ближе к концу своего мини-испытания, я начал вести дневник на итальянском для того, чтобы прокачать письменную речь.

Песни

Конечно же, итальянская эстрада очень хорошо знакома старшему поколению, прежде всего, по Челентано и Тото Кутуньо. Из современных мы можем вспомнить Бочелли, Рамазотти и еще парочку. Но когда открываешь для себя мир итальянской эстрады, просто-напросто заслушиваешься.


Но слушать надо с пользой. Для этого распечатайте слова любимой песни и попробуйте перевести ее. Избегайте соблазна сразу скопипастить целую песню в Google Translate. Сначала вдумчиво прочитайте текст, потом найдите знакомые слова и грамматические конструкции, а потом уже начинайте переводить.

Если эта песня ваша любимая, то напевайте ее, таким образом, вы автоматически запомните слова и грамматические конструкции.