Анализ о любви человек в. В чем смысл рассказа о любви. Главные герои и их характеристика

Рассказ А.П.Чехова был написан в 1898 году, является важной и завершающей частью «Маленькой трилогии». Опубликован в журнале «Русская мысль».

Жанр рассказа предполагает кратковременность изображаемых событий и малое число действующих лиц. Антон Павлович Чехов не зря выбрал данный способ изложения сложных перипетий жизни своих героев и описания их душевного состояния. Ведь особенностями рассказа являются также глубина подтекста и емкость детали. Последний нюанс очень хорошо прослеживается во всех малых произведениях автора.

В основу «Маленькой трилогии», созданную А.П.Чеховым, легли три истории, рассказанные друзьями друг другу на охоте. Это Буркин, Чимша-Гималайский и Алёхин - небогатый помещик, который поведал друзьям несчастливую историю своей любви.

Так случилось, что отец героя много задолжал, в частности, чтобы заплатить за обучение сына. Алехин, вернувшись на родину, решил частично вернуть долг. Для этого ему пришлось много работать, но усилия не пропали даром. В первый же год он был выбран на место почетного мирового судьи. Алехина ждало немало встреч и знакомств, среди которых особое место в его жизни заняло знакомство с председателем окружного суда по фамилии Луганович. В тот же день Алехин знакомится с его женой, Анной Алексеевной, в которую влюбляется с первого взгляда.

Алехин стал постоянным гостем в семье Лугановичей. Но, несмотря на это, при каждой новой встрече Анна Алексеевна и Алехин терялись, робели друг перед другом и холодно прощались. Герой чувствовал невероятную близость чувств, но боялся признаться.

Но всему приходит конец. Однажды Анна Алексеевна уезжала лечиться в Крым, и герой понял, что, возможно, это их последняя встреча. Он решил признаться, но было слишком поздно. Влюбленные расстались навсегда.

Как и в предыдущих рассказах трилогии, основная мысль рассказа «О любви» заключается в том, что герои произведений закрылись от своих настоящих чувств, вместо того, чтобы дать волю эмоциям, ничего не страшась. «Футлярность» каждого из них загубила их жизни и возможность счастливо и бескорыстно любить. Они своими же руками убили любовь, опустили ее до низменных чувств и потребностей, навеки сделав самих себя несчастными.

Рассказ «О любви» можно назвать вершиной эволюции человека, изображенного во всех трех произведениях трилогии. Это герой, который далеко не стар, он не умер, он просто осознал свою ошибку и идет дальше. Не опускает руки, а шагает, пусть еще не знает куда, но все же не стоит на месте.

Два охотника, ветеринарный врач и учитель гимназии, попадают под сильный обложной дождь, конца которому не видно. И они решают пойти в деревню Софьино, которая находится недалеко.

Хозяин, Алехин, им очень обрадовался: давно не видел он интеллигентных людей. Проводя вечер в гостеприимном доме, ветеринар рассказывает печальную историю своего брата, который мечтал накопить денег, купить поместье и зажить свободно, барином. И чтобы обязательно у него был крыжовник. Мечта чиновника осуществилась, а рассказ не удовлетворил слушателей. Было уже поздно, и они разошлись спать.

Утренний разговор

А на другой день, после завтрака, стали говорить о любви. Чехов (краткое содержание его рассказов всегда очень емко) поведал читателю историю, отзвуки которой можно найти в более позднем его рассказе «Дама с собачкой». Параллелей найти можно много. Павел Константинович философски подошел к деликатному вопросу о любви. Чехов краткое содержание этой истории начал с вопроса о странностях отношений красавицы-горничной Пелагеи и повара Никанора. Она любила этого мужчину, но замуж идти не соглашалась, поскольку нрав у него был буйный и драчливый. Никанор же не признавал ничего, кроме церковного венчания. Так эта история и не могла никак разрешиться. Оба только мучились. Затем Алехин продолжал рассуждать о любви. Чехов краткое содержание его мыслей до тонкостей понимает. Любя, русский человек постоянно задает себе вопросы, которые его только раздражают: чем это все закончится, плохо это или хорошо.

Ответов нет. Алехин продолжал говорить, и было видно, что ему хочется поведать историю о любви. Чехов краткое содержание повествования заключил в рассказ от первого лица.

Жизнь Павла Константиновича Алехина в деревне

Алехин повел спокойный, неторопливый и как бы отстраненный рассказ. Погода была обычная, серенькая и дождливая, и его слушателям больше ничего не оставалось делать. Алехин приехал в деревню давно. На ней был большой долг, оставшийся от отца. И герой повести решил во чтобы то ни стало привести хозяйство в порядок. Первое время, как и положено барину, он жил в верхних комнатах и пытался новую деревенскую жизнь привести в соответствие со своими культурными привычками. Но система быстро дала сбой: тяжко работая, как крестьянин, он стал спать на сеновале, есть в людской, престал мыться, не говоря уже о том, чтобы что-то читать. Но его избрали в мировые судьи и по делам ему приходилось бывать в городе, и ах, как это было приятно - превращаться иногда снова в культурного человека.

Знакомства в городе

Там принимали его радушно, и он завел много приятных знакомств. Так он на свою беду, а может быть, и нет, встретился с семьей Лугановичей. Жена Лугановича, Анна Алексеевна, произвела на Алехина необыкновенно теплое, милое впечатление и вызвала ощущение, что он давно ее знает. Было видно, что это дружная семья, даже по тем мелочам, как они вместе варили кофе, как понимали друг друга, не нуждаясь в словах. Алехин уехал, но воспоминание о милой женщине ненавязчиво было с ним. Осенью ему довелось снова встретиться с Анной Алексеевной. И снова она вызвала те же самые чувства - необыкновенной близости и бьющих в глаза красоты и изящества. Любовь - чувство экзистенциальное. Если его дано пережить, то понять что-то можно. Если оно прошло мимо, то никакие самые лучшие произведения не помогут. Алехин начал довольно часто бывать у Лугановичей и стал «своим», «домашним человеком»: ему предлагали деньги в долг, преподносили подарки, его любили дети и прислуга.

Анна Алексеевна

Простая женщина почему-то казалась необъяснимо прекрасной и нужной - и движение руки, и взмах ресниц, и даже молчание рядом с ней были необходимы. Шло время. Алехин был полон горечи, так как в городе он видел, что и Анна Алексеевна ждет его приезда.

Но оба молчали. Что они могли изменить в своей жизни? Им обоим не хватало решимости, такой, какая была у героев Л. Н. Толстого, у Анны Карениной и Алексея Вронского. Что считал сам Чехов о любви? Анализ чувства, приносящего одновременно и радость, и горечь, и муку, и невыразимое счастье, он дал в этом рассказе. Героев терзали вопросы о семье, о лжи и правде, об уходящей молодости. Могло ли дальше продолжиться счастье, построенное на разрушении всего, что у них было? В их отношениях со стороны Анны Алексеевны появилась раздражительность. Это можно объяснить только постоянной неопределенностью, которую и хочется, и страшно изменить.

Конец

Все кончилось просто, как это и бывает в жизни. Лугановича перевели на службу в другую губернию. Анна Алексеевна ехала сначала в Крым, куда ее послали врачи, а потом - к мужу. Так заканчивает рассказ Чехов. О любви героинаконец-то высказались вслух в купе. Текли слезы, были объятия и поцелуи, было понято сразу, какие мелкие и ненужные чувства вставали перед ними преградой, что все их благонамеренные рассуждения - пустое. О добродетели не стоило думать и вовсе. Но поезд набирал ход, и навсегда разъезжались герои в разные стороны.

Если бы Лугановичи не уехали, то любовь, возможно, невысказанная, робкая, не закончилась бы никогда. Анна Алексеевна потихоньку бы старела и плакала. Блекла бы и вянула жизнь Алехина. Но это была бы любовь. Теперь же от нее остались воспоминания и благодарность, что это случилось.

Открытый урок

по литературе

в 9 классе

А.П.Чехов «О любви» (анализ рассказа)

(семинар директоров школ города

«Создание условий для творческого развития личности)

Провела: учитель русского языка и литературы Быкова Е.Б

2003 г.

Тема: А.П. Чехов « О любви »

Цель урока : анализ рассказа и выявление его идейно-художественного своеобразия.

Методические приёмы: беседа, сообщения учащихся, анализ эпизодов, повторение теории (композиция, портрет, пейзаж), чтение наизусть.

Оборудование: текст произведения.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке мы будем анализировать последний рассказ из маленькой трилогии А.П Чехова, который называется « О любви » .

Цель урока – выявление идейной направленности этого произведения. Итак, название « О любви ».

Тема не новая в русской, да и в мировой литературе. Пожалуй, это одна из вечных тем, которую каждый художник решал по-своему. Попытайтесь сейчас перенестись назад, в глубь веков, вспомнить истории влюблённых, с которыми нас знакомит мировая классическая литература.

О чем говорят нам эти имена? (к доске)

Данте « Суровый Данте не Беатриче

Презирал сонета »

Петрарка « Благословенно Лаура

Первое волненье,

Когда любви меня

Настигнет глас…»

Ромео « Нет повести Джульетта

Печальнее на свете,

Чем повесть о

Ромео и Джульетте »

Татьяна « А счастье было Онегин

Так возможно,

Так близко »

Алехин « О любви » Анна

Павел Алексеевна

Константинович

Учитель: я предлагаю вам проследить за тем, как вопросы счастья и любви решают для себя герои Чехова. Тем более что сам писатель шёл по линии совершенно нового отношения к читателю, привлекая читателя к своей творческой работе, возбуждая читательское воображение, давая толчок читательской мысли.

- Итак, произведение называется « О любви »

У вас на столах листочки, в которых даётся определение « любовь », взятое из Толкового словаря С.И.Ожегова. Зачитайте значения этого слова (зачитывают)

Определите, какое из значений подходит к рассказу Чехова.

Мы вернемся к значению этого слова, проанализировав произведение.

К какому жанру относится это произведение?

(новелла, как и первые две из « маленькой трилогии »)

У: в качестве д/з некоторые из вас выбрали создание проекта композиции этой новеллы. Изложите объективно и её в краткой форме.

Ученик: новелла представляет из себя рассказ в рассказе. Рассказ ведется от лица повествователя, которому отводится незначительное мест. Повествователь передаёт повествование главному герою Алёхину, который рассказывает свою историю любви. Рассказывает знакомым, которые являются эпизодическими лицами. Заканчивает рассказ повествователь. Сюжет просто, незамысловат, в основе его любовный треугольник Алёхин, Анна Алексеевна, Луганович.

Завязкой действия является рассказ повествователя о любви красивой жен женщины Пелагеи и повара Никанора, где Алёхиным высказывается основная идея («тайна сия велика есть»)

Кульминацией является осознание Алёхина и Анны Алексеевны того, что им никогда не быть вместе.

Развязка – это отъезд Анны Алексеевны и прощание с ней Алёхина.

Такова композиция новеллы.

Обратимся к сюжету новеллы и выясним, кто же герой рассказа и какими показаны они?

Ученики:

Никанор (зачитывают из текста).

Учитель: обратите внимание на то, что А.П. Чехов большой мастер портрета. Создает он портрет всего несколькими штрихами или деталями.

- на какую деталь обращает внимание читателей автор?

( Мурло, Пелагея - «красивая»)

Учитель: в портретной характеристике большое значение имеет деталь, которая выражает внутренние качества героя.

- что мы узнаем о Пелагее и Никаноре?

- почему красивая Пелагея любит этого мурло Никанора, пьяницу, который бранит её и даже бьёт?

- дает ли нам ответ Чехов (нет, автор говорит: «тайна сия велика есть»)

- как изобразили наши художники этих двух героев?

Почему так? Какие детали, в их портрете вы хотели подчеркнуть?

Учащиеся выходят к доске с рисунками и рассказывают.

Пелагея Никанор

У: а вы (к художникам) смогли бы объяснить, почему Пелагея любит Никанора?

(это трудно, это сложно объяснить это чувство избирательности).

У: какое значение слова «любовь» подходит для этих героев? (уч-ся зачитывают)

У: остановимся на истории главных героев: Алёхина и Анны Алексеевны.

    Кто такой Алёхин? (рассказ уч-ся(история студента))

Анна Алексеевна?

Луганович?

У: как складываются отношения Алёхина и Лугановича?

Говорит ли сам Алехин о том, к сложились их отношения? (« не было у бабы хлопот…»)

У: - что это за фраза? (пословица)

У Чехова часто в рассказе звучат пословицы и поговорки, что тоже является характеристикой героев

Как вы думаете, забота Лугановича могла каким-то образом сказаться на отношениях Алёхина и Анны Алексеевны?

(проявление совести)

Счастлив ли Алёхин?

(на смотря на то, что его принимаю в доме, он считает себя несчастливым)

Перечитаем текст новеллы « я был несчастлив … ошибка » Обратите внимание на то, что думал Алёхин о муже « верит в своё право быть счастливым » и это неслучайно, потому что каждый человек рожден для того, чтобы быть счастливым.

Итак, Анна Алексеевна, и Алёхин понимают, что они любят друг друга. Но они не отдают до конца этому чувству. Почему? Я попросила вас в качестве д/з подготовить ответ на этот вопрос в форме чтения наизусть фрагмента новеллы. Слушаем наших артистов.

Чтение наизусть.

За Алёхина: « А приезжая в город… если бы мы разлюбили друг друга? »

В новелле нет повествования от лица Анны Алексеевны, за неё говорит Алёхин таким словами: « А она думала о муже, … такая девушка »

Учитель: Как дальше сложилась судьба Анны Алексеевны?

(вместе в театре сидели рядом … но прощались, она лечилась, двое детей, сознание неудовлетворённости, испорченной жизни, когда не хотелось видеть ни мужа, ни детей)

Учитель: и каков же финал истории любви Алёхина и Анны Алексеевны? (« у счастью или к несчастью..» Отъезд Анны Алексеевны и проводы) Алёхин (чтение наизусть, « я вбежал к ней в купе.. навсегда») – подготовил ученик.

Как вы думаете, кто виноват, что люди, так любившие друг друга много лет, оказались несчастливы в своей любви и счастья не обрели?

Почему Анна Алексеевна столько лет молчала и не могла объясниться Павлу Константиновичу в любви?

Почему она плачет?

Что её останавливает?

(пересуды, разговор, муж, который любит её, внутренняя совесть; может быть понимание того, что на чужом несчастье своего счастья не построишь)

Учитель:

- Вернемся к началу урока и вспомним, чем закончились истории любви литературных героев, поэтов, воспевающих эти чувства?

Данте Беатриче безответственность

Петрарка Лаура безответственность

Ромео Джульетта трагичность

Онегин Татьяна безысходность

Алёхин Анна Алексеевна «я был несчастлив »

Вот как закончились эти истории.

Были ли они счастливы?

Так может быть не стоит отдавать этому чувству столько душевных сил, лет жизни?

Как вы понимаете высказывание А.Блока, который говорил: « Только влюблённый достоин звания человека»?

Перечитаем слова значения слова «любовь» Скажите, какое из них объясняет чувства героев новеллы Чехова?

Вернёмся к тексту произведение. Как заканчивается новелла?

(пейзажная зарисовка: дождь перестал, вышло солнце, все любовались и в то же время жалели, что этот человек с добрыми и умными глазами вертится здесь как белка в колесе).

Почему жалели? (не сложилась личная жизнь у хорошего, доброго и умного человека)

Учитель: писатель не дает ответ на вопрос, что такое любовь, он только говорит, «тайна сия велика есть».

Чехов не проповедует, авторский голос в его произведениях скрыт. Но эта чеховская недоговорённость действует на читателя сильнее громких слов. Он умел схватить общую картину жизни по маленьким её деталям. В записной книжке А.П. Чехова сохранилась маленькая аллегория, взятая им у французского писателя Альфонса Додэ:

Почему твои песни так коротки? – спросили однажды птицу.

Или у тебя не хватает дыхания?

У меня очень много песен, - ответила птица, - и я хотела бы поведать миру все.

Литературное наследство Чехова составляет несколько драм и множество мелких коротких произведений, в которых писатель тоже словно торопился поведать читателям всё, что он думал. Краткость формы и талантливость для него были синонимами. Всего на нескольких страницах Чехов сумел заглянуть в подсознание человека, в подтексте отношений людей. Показать трагическое противоречие мечты и жизни, любви и долга, несчастья и счастья.

Домашнее задание. Завершением нашей работы по маленькой трилогии станет домашнее творческое мини - сочинение на тему: « Счастливые и несчастливые герои Чехова ».

ЛЮБОВЬ

1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное с Чары; муки любви; признание в любви, страдать, страстная любовь.

2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности;

Любовь к родителям, детям. Любовь к ближнему.

3. Постоянная сильная склонность, увлеченность чем – нибудь. Любовь к правде, истине. Любовь к балету, чтению, к театру.

4. Предмет любви (тот или та, кого кто – нибудь любит, к кому испытывает влечение, расположение.) Он ее первая любовь. Она его очередная любовь.

5. Пристрастие, вкус к чему – нибудь. Любовь к сладкому, к нарядам, комфорту.

6. Интимные отношения, интимная связь.

Анализ рассказа А.П. Чехова "О любви"

Рассказ «О любви», написанный Антоном Павловичем Чеховым, был впервые опубликован в журнале "Русская мысль" в 1898 году. Ранее в том же году и в том же журнале было опубликовано еще два рассказа: «Человек в футляре» и «Крыжовник». Эти три рассказа составляют «маленькую трилогию», в которой три героя - два охотника Павел Константинович Буркин и Иван Иваныч Чимша-Гималайский и небогатый помещик Алёхин - рассказывают друг другу истории из своих и чужих жизней. В рассказе «О любви» главным героем становится тот самый небогатый помещик, который поведал двум свои гостям историю своей любви.

Алёхину в наследство выпала не самая лучшая участь - отец его задолжал, но так как это произошло отчасти потому, что много тратилось на образование сына, Алёхин решил долг выплатить. Ему пришлось остаться работать в этом громадном имении и, «вертеться как белка в колесе, а не заниматься наукой или чем-нибудь другим, что делало бы его жизнь более приятной».

В первые же годы Алёхина выбрали в почетные мировые судьи. Иногда приходилось выезжать в город, где его принимали очень радушно, и где Алёхин очень охотно знакомился. Наверно самым главным и основательным его знакомством стало знакомство с Лугановичем - председателем окружного суда, а так же по совместительству и мужем в то время «молодой, прекрасной, доброй, интеллигентной, обаятельной» женщиной Анной Алексеевной. Встретив её, Алёхин полюбил с первого взгляда.

Шли годы. Алёхин уже стал «своим» в доме Лугановичей, к нему привыкли, и если он долго не приезжал, муж и жена очень сильно беспокоились. Но как это ни странно, несмотря на возникшую еще при первой встрече любовь между Алёхиным и Анной, они молчали и робели, боясь признаться друг другу; несмотря на то, что Алёхин «чувствовал, что она близка к нему, что она его, что им нельзя друг без друга, выходя из театра, они всякий раз прощались и расходились, как чужие.»

К счастью или нет, рано или поздно всему приходит конец. Анна Алесеевна уезжала в Крым, куда её послали доктора. Понимая, что это возможно их последняя встреча, и они уже больше никогда не увидятся, Алёхин и Анна открылись друг другу, но было уже слишком поздно. Алёхин проводил её и «потом пошёл к себе в Софьино пешком…»

Как и в двух предыдущих рассказах трилогии, основной темой рассказа «О любви» является «футлярность». Алёхин и Анна, полюбившие всею душою чисто и бескорыстно, вместо того, чтобы открыть свои чувства, бояться, начинают думать и выдумывать, при этом отбрасывая настоящие чувства в сторону. Исключая её саму, они низводят любовь на уровень только материальных проблем и ценностей, где она перестает существовать; на «сцену» выходят голая логика и тупой, жесткий рационализм.

А. П. Чехов не случайно завершил «Маленькую трилогию» именно этим рассказом. В «Человеке в футляре» главный герой умирает, окружающая его среда никоем образом не изменяется, а люди, непосредственно работавшие с ним, даже были рады его смерти; в «Крыжовнике» главный герой осуществляет свою мечту, он искренне рад, но не понимает, попросту не видит, какой ценой ему это всё досталось…. В свою очередь в «О любви» главный герой не умирает, и осознает свою ошибку, к тому же он еще не совсем стар, и есть так называемый «луч надежды». Рассказ Алёхина заканчивается многоточием, а образ человека, идущего по дороге домой, на мой взгляд, символизирует странника, который ищет свой путь. Неизвестно куда именно он придет, но, по крайней мере, он ещё идет, ещё ищет.

Рассказ «О любви», написанный Антоном Павловичем Чеховым, был впервые опубликован в журнале "Русская мысль" в 1898 году. Ранее в том же году и в том же журнале было опубликовано еще два рассказа: «Человек в футляре» и «Крыжовник». Эти три рассказа составляют «маленькую трилогию», в которой три героя – два охотника Павел Константинович Буркин и Иван Иваныч Чимша-Гималайский и небогатый помещик Алёхин – рассказывают друг другу истории из своих и чужих жизней. В рассказе «О любви» главным героем становится тот самый небогатый помещик, который поведал двум свои гостям историю своей любви.

Алёхину в наследство выпала не самая лучшая участь – отец его задолжал, но так как это произошло отчасти потому, что много тратилось на образование сына, Алёхин решил долг выплатить. Ему пришлось остаться работать в этом громадном имении и, «вертеться как белка в колесе, а не заниматься наукой или чем-нибудь другим, что делало бы его жизнь более приятной».

В первые же годы Алёхина выбрали в почетные мировые судьи. Иногда приходилось выезжать в город, где его принимали очень радушно, и где Алёхин очень охотно знакомился. Наверно самым главным и основательным его знакомством стало знакомство с Лугановичем – председателем окружного суда, а так же по совместительству и мужем в то время «молодой, прекрасной, доброй, интеллигентной, обаятельной» женщиной Анной Алексеевной. Встретив её, Алёхин полюбил с первого взгляда.

Шли годы. Алёхин уже стал «своим» в доме Лугановичей, к нему привыкли, и если он долго не приезжал, муж и жена очень сильно беспокоились. Но как это ни странно, несмотря на возникшую еще при первой встрече любовь между Алёхиным и Анной, они молчали и робели, боясь признаться друг другу; несмотря на то, что Алёхин «чувствовал, что она близка к нему, что она его, что им нельзя друг без друга, выходя из театра, они всякий раз прощались и расходились, как чужие.»

К счастью или нет, рано или поздно всему приходит конец. Анна Алесеевна уезжала в Крым, куда её послали доктора. Понимая, что это возможно их последняя встреча, и они уже больше никогда не увидятся, Алёхин и Анна открылись друг другу, но было уже слишком поздно. Алёхин проводил её и «потом пошёл к себе в Софьино пешком…»

Как и в двух предыдущих рассказах трилогии, основной темой рассказа «О любви» является «футлярность». Алёхин и Анна, полюбившие всею душою чисто и бескорыстно, вместо того, чтобы открыть свои чувства, бояться, начинают думать и выдумывать, при этом отбрасывая настоящие чувства в сторону. Исключая её саму, они низводят любовь на уровень только материальных проблем и ценностей, где она перестает существовать; на «сцену» выходят голая логика и тупой, жесткий рационализм.

А. П. Чехов не случайно завершил «Маленькую трилогию» именно этим рассказом. В «Человеке в футляре» главный герой умирает, окружающая его среда никоем образом не изменяется, а люди, непосредственно работавшие с ним, даже были рады его смерти; в «Крыжовнике» главный герой осуществляет свою мечту, он искренне рад, но не понимает, попросту не видит, какой ценой ему это всё досталось…. В свою очередь в «О любви» главный герой не умирает, и осознает свою ошибку, к тому же он еще не совсем стар, и есть так называемый «луч надежды». Рассказ Алёхина заканчивается многоточием, а образ человека, идущего по дороге домой, на мой взгляд, символизирует странника, который ищет свой путь. Неизвестно куда именно он придет, но, по крайней мере, он ещё идет, ещё ищет.