Краткое описание рассказа метель. Пушкин "Метель": описание, герои, анализ произведения. А. С. Пушкин « Метель». Развитие событий

Зевс и бог моря Посейдон заспорили о любви Фетиды. Богиня правосудия Фемида, вмешавшись в спор, предсказала, что у Фетиды родится сын, который превзойдет силой собственного отца. Чтобы избавить себя от возможной опасности, боги решили выдать Фетиду замуж за простого смертного Пелея. На свадьбу Фетиды и Пелея, происходившую в пещере кентавра Хирона, собрались все олимпийские боги и щедро одарили новобрачных подарками. При этом на пир не была приглашена богиня раздора Эрида. Уязвленная подобным пренебрежением, она решила наказать богов весьма изощренным способом. Она бросила на пиршественный стол золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей». С тех пор оно стало называться «яблоко раздора». О том, кому оно должно принадлежать, стали спорить три богини: Гера, Афина и Афродита, отнюдь не лишенные женского тщеславия. Даже Зевс отказался высказаться на сей счет. Он направил Гермеса в окрестности Трои, где среди пастухов находился красавец Парис, сын троянского царя Приама. Согласно прорицанию Парису, сыну Приама и Гекубы, было уготовано стать виновником гибели Трои. Чтобы избежать этой участи, Приам повелел отнести Париса в лесную чащу и оставить там. Но сын Приама не погиб, его вскормила медведица. Когда Гермес обратился к Парису решить судьбу яблока, тот был смущен. Каждая из богинь убеждала юношу присудить его ей. При этом они сулили ему завидные дары: Гера обещала власть над всей Азией; Афина — воинскую славу и победы; Афродита — в жены красивейшую из смертных женщин. Недолго колеблясь, Парис отдал яблоко Афродите. С тех пор он стал любимцем Афродиты, а Гера и Афина, как мы увидим, возненавидели Трою и троянцев.

Этой прекрасной женщиной была Елена, жена спартанского царя Менелая. Вскоре к нему в гости прибыл Парис. Менелай радушно принял его, устроил в его честь пир. Увидев Елену, Парис влюбился в нее. Но и та была поражена прекрасным пришельцем, облаченным в роскошные восточные одежды. Уехав на Крит, Менелай просил ее позаботиться о госте. Но Парис отплатил ему черной неблагодарностью. Воспользовавшись отсутствием мужа, он увез Елену и одновременно захватил его сокровища.

Менелай расценил это не только как личное оскорбление, но и удар по всей Греции. Ведь Елена была ее национальным достоянием. Он собирает вождей греческих племен и отправляется в поход против Илиона (древнее название Трои, откуда происходит и название поэмы). Главнокомандующим войском назначается брат Менелая Агамемнон, царь Аргоса, принадлежащий к роду Атридов, над которым, как мы увидим позднее, тяготеет проклятье. В рядах ахейских (греческих) воинов находится Одиссей, царь острова Итака, мужественный воин Диомед, храбрец Аякс, обладатель волшебных стрел Филоктет.

Самым отважным был уже упоминавшийся юный Ахиллес, царь племени мирмидонцев. При рождении ему была определена долгая и счастливая жизнь, если он не будет принимать участие в войне, и краткая, блестящая, если станет сражаться. Надеясь перехитрить судьбу, Фетида выкупала Ахиллеса в водах подземной реки Стикс, сделав его тело неуязвимым. Незащищенной была лишь его пятка, за которую она держала младенца; отсюда и выражение «ахиллесова пята». Мать пыталась укрыть Ахиллеса, не дать ему возможность принять участие в походе. Она спрятала его, одев в женскую одежду, но Ахиллес выдал себя. Он вошел в состав греческого войска, насчитывавшего согласно преданию более 100 тысяч человек и более тысячи кораблей. Войско отплыло из гавани Авдида и высадилось вблизи Трои. Требование выдачи Елены в обмен на снятие осады было отклонено. Война затянулась. Самые главные события произошли в последний, десятый год.

В древнегреческой Троянского цикла занимают особое место. Современный мир знает об этих сюжетах в основном благодаря эпосу Гомера "Илиада". Однако еще до него в фольклоре этой античной культуры бытовали сюжеты, рассказывающие о Троянской войне. Как и полагается мифу, эта история получила большое число персонажей, связанных с религией и богами.

Источники

События археологи и историки относят к XII веку до нашей эры. До того как древний город был обнаружен немецкой экспедицией Генриха Шлимана, он также считался легендой. Исследователи в своих поисках опирались не только на "Илиаду", но и на "Киприи". Этот сборник повествовал не только о Трое, но и о непосредственном поводе к войне.

Яблоко раздора

На свадьбу Пелея и Фетиды собрались обитатели Олимпа. Позвали всех, кроме Эриды. Это была богиня хаоса и раздора. Она не смогла вынести такой обиды и подбросила на праздничный стол которое росло в лесу нимф Гесперид.

На плоде была отчетливая надпись «Самой прекрасной». Мифы Троянского цикла утверждают, что из-за него начался спор между тремя богинями - Афродитой, Герой и Афиной. Именно из-за этого сюжета во многих языках мира закрепился фразеологизм «яблоко раздора».

Богини попросили Зевса, чтобы он разрешил их спор и назвал самую прекрасную. Однако тот не решился назвать имя, потому что ему хотелось сказать, что это Афродита, в то время как Афина была его дочкой, а Гера - женой. Поэтому Зевс предложил сделать выбор Парису. Это был сын правителя Трои Приама. Он выбрал Афродиту, потому что та пообещала ему любовь женщины, которую он пожелает.

Вероломство Париса

Наделенный чарами Парис прибыл в Спарту, где гостил в царском дворце. Он покорил Елену - жену царя Менелая, который в этот момент отбыл на Крит. Парис бежал вместе с девушкой к себе домой, одновременно забрав золото из местной казны. Мифы Троянского цикла повествуют, что такое вероломство объединило греков, которые решили объявить Трое войну.

В войске эллинов было множество легендарных воинов. Главой армии признали Агамемнона. Там же был сам Менелай, Ахилл, Одиссей, Филоктет, Нестор, Паламед и т. д. Многие из них были героями - то есть детьми богов и смертных. Например, таким являлся Ахилл. Он был идеальным воином без недостатков. Единственным его слабым местом оказалась пята. Причина этого была в том, что его мать - Фетида - держала младенца за ногу, когда опускала его в печь чтобы наделить ребенка нечеловеческой силой. Отсюда пошло выражение «Ахиллесова пята», означающее единственное уязвимое место.

Многолетняя осада

Всего в войске греков было около ста тысяч воинов и тысячи кораблей. Они отправились по морю из Беотии. После удачной высадки эллины предложили троянцам мирные переговоры. Их условием была выдача Елены Прекрасной. Однако жители Трои отказались от такого предложения.

Их главнокомандующим считался Гектор - сын Приама и брат Париса. Он руководил войском в два раза меньшим, чем у ахейцев. Зато на его стороне были мощные крепостные стены, которые еще никому не удавалось взять или разрушить. Поэтому грекам не осталось ничего, кроме как начать длительную осаду. В то же время Ахилл с частью войска ограбил соседние азиатские города. Однако Троя не сдавалась, и ровно девять лет прошло в безрезультативной осаде и блокаде. Дочери Ания Энотрофы помогали грекам получать продовольствие на чужбине. Они превращали землю в злаки, масло и вино, если верить тому, что рассказывают мифы Древней Греции. Троянский цикл мало повествует о многолетней осаде. Например, Гомер посвящает свою Илиаду последнему, 41-му дню войны.

Проклятие Аполлона

Греческое войско часто брало пленников, которые оказывались за пределами Трои. Так, в неволю попала дочь Хриса - одного из жрецов Аполлона. Он прибыл во вражеский лагерь, умоляя вернуть ему девушку. В ответ он получил грубые насмешки и отказ. Тогда жрец в порыве ненависти попросил Аполлона о справедливой мести к изуверам. Бог послал на войско моровую язву, которая начала косить одного солдата за другим.

Троянцы, узнав об этом несчастии неприятеля, вышли из города и приготовились дать бой ослабленной армии. В последний момент дипломаты с двух сторон договариваются, что конфликт должен решиться очным поединком между Менелаем и Парисом, чей поступок и стал причиной войны. Троянский царевич потерпел поражение, после чего договор должен был быть наконец исполнен.

Однако в самый решающий момент один из осажденных солдат пустил стрелу в лагерь греков. Завязалась первая открытая битва под стенами города. Об этом событии подробно повествуют легенды и мифы Древней Греции. Троянский цикл включает смерть многих героев. Например, Агенор (сын старейшины Трои) убил Элефенора (царя Евбии).

Первый день битвы привел к тому, что греки были оттеснены к своему лагерю. Ночью они окружили его рвом и приготовились к обороне. Обе стороны предали земле своих погибших. Сражение продолжилось в следующие дни, о чем рассказывает Троянский цикл мифов. Краткое содержание таково: осажденным под руководством Гектора удается разрушить ворота греческого лагеря, в то время как часть греков вместе с Одиссеем уходит на разведку. Скоро напавших выбили из стана, но потери ахейцев были велики.

Гибель Патрокла

Все это время Ахилл не участвовал в сражениях из-за того, что поругался с Агамемноном. Он оставался на корабле вместе со своим любимцем Патроклом. Когда троянцы начали жечь суда, юноша уговорил Ахиллеса отпустить его сражаться с неприятелем. Патрокл даже получил оружие и доспехи легендарного воина. Троянцы, приняв его за Ахилла, в ужасе начале убегать обратно в город. Многие из них пали от меча в руках спутника греческого героя. Но Гектор не ослаб духом. Призвав на помощь он сразил Патрокла и отобрал у него меч Ахилла. Герои Троянского цикла мифов часто поворачивали развитие сюжета в противоположную сторону.

Возвращение Ахилла

Смерть Патрокла стала потрясением для Ахилла. Он раскаялся в том, что все это время был в стороне от битвы, и помирился с Агамемноном. Герой решил мстить троянцам за гибель лучшего друга. В следующем сражении он отыскал Гектора и убил его. Труп врага Ахилл привязал к своей колеснице и трижды провез вокруг Трои. Убитый горем Приам выпросил останки сына за огромный выкуп. Ахилл отдал тело в обмен на золото, равное его весу. О такой цене рассказывает Троянский цикл мифов. Основные сюжеты всегда повествуются в античных произведениях с помощью метафор.

Весть о гибели Гектора быстро распространилась по всему античному миру. На помощь троянцам пришли воительницы амазонки и войско эфиопов. Парис, мстя за брата, выстрелил Ахиллу в пятку, отчего тот вскоре скончался. Сам троянский наследник также погиб, после того как был смертельно ранен Филоктетом. Елена стала женой его брата Деифоба. Мифы Троянского цикла подробно рассказывают об этих драматических событиях.

Троянский конь

Обе стороны понесли большие потери. Тогда греки, видя безрезультатность своих попыток овладеть городом, решили воспользоваться хитростью. Они построили огромного деревянного коня. Эта фигура была полой внутри. Там укрылись самые храбрые воины Греции, которыми теперь руководил Одиссей. В то же время основная численность греческого войска покинула лагерь и на кораблях отплыла от берегов.

Удивленные троянцы вышли за пределы города. Их встретил Синон, который объявил, что для того, чтобы умилостивить богов, необходимо установить фигуру коня на центральной площади. Так и было сделано. Ночью Синон выпустил спрятавшихся греков, которые перебили стражу и открыли ворота. Город был разрушен до самого основания, после чего так и не смог восстановиться. Греки вернулись домой. Обратное путешествие Одиссея стало основой для сюжета поэмы Гомера «Одиссея».

Cамое большое вооружённое столкновение, которое потрясло весь мир той далёкой эпохи, это был поход ахейцев на Трою. Десять лет продол­жалась эта война, которая унесла жи­зни многих героев. Греки, ахейцы и золы континенталь­ной Греции осадили и победили троян­цев, т.е. греков Малой Азии. Миф отмечает, что столк­новение произошло из-за глаз прекра­сной Елены. Однако эта война не была совсем мифом, как доказали археологические раскопки, которые вывели на свет всё то, о чём писал Гомер в Илиаде. Сегодня всем известно, что ахейцы действительно всеми своими силами напали на богатую и процветающую Трою. Они были сильными и храбрыми. Почему бы им не присвоить себе все богатства Трои, привезти к себе их красивых женщин и завладеть всем тем пре­красным, что было в Илионе. Кон­такты и связи были улажены. Троянцы были же людьми того-же племени, что и они, и даже родственниками. Армия ахейцев начисляла 100.000-135.000 воинов, а флот 1.186 кораблей. В походе приняли участие все прави­тели ахейцев и эолов. У троянцев, с другой стороны, бы­ли невероятно уреп-лённый город-кре­пость и поддержка союзников. Это были соседние народы, в состав ко­торых входили гре­ческие и другие пле­мена: ликии, мизы, киконы, пафлагоны, фригийцы, майон-цы, фракийцы, асси­рийцы, даже эфиопы и египтяне. В этой войне проявили себя знаменитые Ахилл-главное Илиады, Агамемнон, Одиссей, Гектор, Парес и другие.

Историки древности считают, что причиной и поводом Троянской войны был тот факт, что после прибытия дорийцев в Грецию в 1100 до н.э., возникла проблема выживания и люди начали искать новые земли для поселения.

Миф об этой войне даёт нам возможность узнать ряд фактов, о которых мы и расскажем. Всё началось с одного свадебного пира. Праздно­вали свадьбу Пелея с Фетидой.

Свадьба Пелея с Фетидой

Пелей был царём Фтии, главного города мермидонов. Один старый миф говорит о том, что мермидоны, царём которых был Пелей и его отец Эак, когда-то были муравьями и боги превратили их в людей для того, чтобы создали они своё царство. Пелей женился на Фетиде, богине моря. На их свадьбе присутствовали все боги, которые принесли богатые подарки. Только одна богиня не была приглашена: Эрида, богиня раздора и ссоры. Разгневанная богиня, чтобы отомстить, бросила в подходящий момент золотое яблоко там, где стояли Афина, Гера и Афродита. Говорят, что это яблоко было из далёких садов Гесперид, а на нём было написано одно лишь слово: „Прекраснейшей». Естественно, возник спор между тремя богинями. Каждая из них хотела получить это яблоко. Этот спор оказался роковым для судьбы двух государств. Он стал причиной катастрофы Трои и микенского государства, которые в то время были при пике своего расцвета.
Далеко за Гелиспондом, в окрестности Трои, на склоне высокой горы, в то время пас свои стада царевич Парис, младший сын Приама. Зевс приказал Гермесу взять яболоко и повести трёх богинь к царевичу и пусть Парис решит которой из богинь должно пренадлежать яблоко, которая из них прекраснейшая. Богини не пошли с пустыми руками к сыну Приама: Гера предложила ему всю власть над Азией и Европой, Афина-героизм и победы, а Афродита-любовь в лице прекраснейшей Елены.

Парис никогда не видел Елену. Но слава её красоты была так велика, что юноша, услышав обещание Афродиты, не задумываясь отдал яблоко ей. А Гера и Афина возненавидели Париса, Трою и всех троянцев. Афродита дала указания Парису как захватить прекрасную Елену. Однако, у Пелея с Фетидой родился сын, Ахилл-самый главный герой троянской войны. Фетида хотела, чтобы её сын стал быссмертным. Поэтому она окунула его в святые воды Стикса держав его за пяту. С тех пор осталось вырожение „ахиллесова пята», означающее наиболее уязвимое человека. Пелей отдал своего сына на воспитание Кентавру Хирону, который и обучил юнощу охотой на.диких животных, владением оружием, музыкой, живописью и всем знаниям, которые существовали в то время.

Троянцы

огущественная Троя находилась на холме Ида. Этот город был защищён стеной, которую построили Посейдон и Аполлон для царя Лаомедонта. В то время, когда ахейцы собирались в поход против Трои, в ней правил сын Лаомедонта Приам, женой которого была Гекаба. Приам первоначально назывался Подарк (=тот, у кого сильные ноги). Его сестрой была Гесиона, которая вышла замуж за Теламона из Саламины. У них родились Тефкр и Эант, которые приняли участие в троянской войне. Ахейцы с троянцами по-видимому пренадлежали не только к одному племени (один язык, религия, обычаи), но часто были членами одного и того же рода. В городе-крепости Трои Приам создал такую царственную семью, что нигде не встречается больше. Пятьдесят сыновей было у него, кроме дочерей. Старшим сыном был Гектор, затем Парис, Диифоб, Гелен, Полидор, Троил и другие. Из его дочерей самыми известными были Креуса, Лаодика, Поликсена и Кассандра, которая обладала даром пророчества.

Парис и Елена Менелая

Раньше мы отметили, что Агамемнон — царь Микен женился на Клитемнестре, а Менелай на её сестре Елене. Менелай властвовал над Спартой, там же он и принял Париса с его сопровождением, которые принесли богатые подарки царю. В честь гостей была приготовлена богатая трапеза. Парис, увидев впервые Елену, полный восторга смотрел он на неё, любуясь её неземной красотой. На десятый день пребывания гостей, Менелаю неодходимо было ехать на Крит. Парис тотчас же решил воспользоваться отъездом царя. С помощью Афродиты он уговорил нежными речами покинуть дом и мужа, и бежать с ним в Трою. Любовники тайно покинули Спарту, прибыли в Трою, где и справили их свадьбу. Тем временем, посланница богов Ирида, прибыла на Крит и сообщила царю о постигшем его несчастье.

Поход ахейцев на Трою

Как только Менелай узнал о похищении Елены он вернулся в Микены к своему брату Агамемнону. Вместе с мудрым Нестором, царём Пилоса, они решили собрать всех героев Греции, и с ними идти войной против Трои, так как это было дело чести. Вероломник должен был быть наказан, чтобы никто больше не посмел нарушить святые законы гостеприимства. То, что сделал Парис должно было быть принято как личное оскорбление каждого героя Греции. Мойры и прорицания оракул сыграли тоже свою роль: ведь все знали свою предстоящую судьбу и не с большой охотой
решались идти в поход. Одиссей, этот многоталантый и храбрый сын Лаэрта и царь Итаки, например, знал, что не увидит свою семью на целых двадцать лет. А он ведь недавно женился на прекрасной Пенелопе и у него родился сын Телемах. Когда Одиссей узнал, что Агамемнон с Паламедом прибыли на Итаку, он притворившись помешанным, стал похать свои земли, запрягши в плуг вола и осла, и засевать поле. Но Паламед понял хитрость Одиссея; он взял маленького Телемаха и положил его на борозду, по которой шёл Одиссей. Остановился Одиссей и пришлось ему покинуть родную Итаку, жену и сына и идти на долгие годы под стены Трои. Но и самая большая личность этой войны- храбрейший Ахилл, был укрыт на острове Скирос, во дворце царя Ликомеда, своей матерью, которая знала какая судьба грозит её сыну. Там жил герой, одетый в женские одежды среди своих двоюродных сестёр. Но хитрый Одиссей разоблачил Ахилла. Он пошёл во дворец Лакомеда и разложил перед царевнами свои подарки: роскошные материи, ожерелья, серьги, покрывала, а между ними положил копьё и щит. В то время, когда царевны расматривали украшения и ткани (а Ахилл, стоявший рядом смотрел лишь на оружие), вдруг у дворца раздались военные кличи, зазвучали трубы. Ахилл, забыв обо всём схватил оружие и бросился настречу „врагам». Таким образом его узнал Одиссей. Вступили они в военные части в Авлиде. Десять лет потребовалось для того, чтобы собрались самые храбрые и самые умелые владетели военного искусства в гаване Авлиды. Среди них был царь Пилоса, мудрый Нестор, Диомед-герой Этолии, Аякс из Локриды, Ид, царь Крита Идоменей и другие.

Жертвоприношение Ифигении -Начало похода.

Все корабли собрались в Авлиде, чтобы идти оттуда к берегам Трои. Но, к сожалению, корабли не могли отплыть, так как не было попутного ветра. Наконец прорицатель Калх сказал, что причиной этого был гнев богини Артемиды на Агамемнона за-то, что он убил её священную лань. Лишь тогда смилостивиться богиня над греками, когда принесут ей в жертву старшую дочь Агамемнона, прекрасную Ифигению. Агамемнон был категорически против. Но армия взбунтовалась и, согласно плану Одиссея, послали гонца в Микены, который должен был сообщить Клитемнестре повеление Агамемнона привезти Ифигению в Авлиду: Ахилл якобы хочет обручится с Ифигенией. Клитемнестра скоро приехала вместе с дочерью в Авлиду. А там уже всё было готово к ретуалу. Ради общего дела Ифигения пошла под жертвенный нож. Но когда поднялся нож, чтобы поразить деву, богиня Артемида похитила её и перенесла в далёкую Тавриду (современный Крым), где стала прекрасная дочь Агамемнона жрицей богини.

А вместо Ифигении у алтаря, билась в предсмертных судорогах лань, сражёная ножом Калхаса. Боги показали свою благосклонность к героям. Войны ликовали. Начал дуть попутный ветер

Елена — самая красивая женщина тех далёких времён. Каждый принц хотел назвать её своей женой. Не решался её отец Тиндарей, кому из приходивших к нему героев дать её в жёны. Наконец хитроумный Одиссей посоветовал Тиндрарею: пусть Елена сама решит чьей женой хочет она стать. А все женихи пусть дадут клятву, что никогда не поднимут они оружия против того, кого изберёт Елена в мужья, а будут всеми силами помогать ему, если он призовёт их в случае беды на помощь. Этой клятвой воспользовались атриды для того, чтобы призвать всех геров в поход на Трою. Прекрасная Елена была темой трагедии Эврипида „Елена», которую он написал в 412 до н.э. Итальянский скульптор неоклассицизма Антонио Канава создал памятник „Елена Трои».

Ифигения осталась служить в храме богини Артемиды в Тавриде до тех пор, пока туда не приехал её брат Орест со своим другом Пеладом. Дельфийский оракул поручил Орестису привезти в Грецию памятник богини Артемиды, который находился в Тавриде. После фатального недоразумения Ифигения чуть не принесла в жертвы собственного брата. Наконец они узнали друг друга и вернулись в Грецию, вместе с памятником. Миф об Ифигении является главной темой в трагедиях Эсхила, Еврипида, Ракина, Гётэ, а также хородрам „Ифигения в Авлиде» и „Ифигения в Тавриде» Глука.

Троянская война-Илиада

Ахейцы, верны своей религии и традициям, перед началом Троянской войны принесли жертвы, чтобы боги показали свои знамения и результаты войны. Во время ретуала вдруг из-под алтаря выполз змей, красный как кровь. Извивая кольцами своё тело, змей вполз на платан, находившийся по близости. Там почти на самой вершине, находилось гнездо с восемью маленькими воробьями и самкой. Змей проглотил по очереди всех птенцов, и в конце самку. После этого, Зевс превратил его в камень. Прорицатель Калхас открыл героям смысл проишедшего: девять лет придётся им осаждать Трою, и лишь на десятый год возьмут они великий город.

Троя или Ил было местом великих сражений, где пали смертью храбых тысячи героев. Это было место, которое покровительствовал Аполлон со своим золотым луком. Среди ахейцев первым погиб герой Протесилай, которого предали погребению. Богини Афина и Гера помогали армии ахейцов. В эпопеи Гомера Илиада, отмечается множество событий происшедших во время троянской войны. Главным героем в самых главных из них является Ахилл, слава подвигов которого дошла очень далеко.

Ахилл — Ссора с Агамемноном.

Судьба Ахилла была умереть в Трое, поэтому его мать в начале не хотела, чтобы он принял участие в войне. Но Агамемнон, который был главнокомандующим всех войск, сделал всё возможное для того, чтобы Ахилл со своими мермидонами пошёл на Трою. За девять лет осады Трои Ахилл разорил и завоевал много городов, которые находились в соседстве. Много трофеев и много женщин было уведено в стан греков. Много достойных женщин Ахилл отдал Агамемнону. Для себя он держал рабыню Диомеду. Но на первом месте для героя была прекрасная Брисеида, дочь Брисея, на которой он хотел жениться, когда вернулся бы во Фтию. Брисеида, также как и Хрисеида, были взяты в плен, после взятия Фивы (одноимённый город в Мизии). Прекрасная дочь жреца Аполлона Хриса, Хрисеида была так же красива, как и Брисеида и имела такое же знатное происхождение. Греки обещали отдать её Агамемнону.

На острове Хрисы находился храм Аполлона, где и служил жрец Хрис. Там и узнал он, что его дочь взяли в плен. Хрис одел свою святую одежду, прибыл в стан греков и молил их вернуть ему за богатый выкуп дочь Хрисеиду. Но Агамемнон не хотел потерять Хрисеиду, он оскорбил старого жреца и выгнал его, а в результате вызвал гнев Аполлона.

Градом посыпались стрелы сребролукого Аполлона в стан греков, неся с собой смерть. Страшный мор поразил сначала животных, а затем и воинов. Тогда и началась ссора между Ахиллом и Агамемноном. Ахилл старался убедить Агамемнона освободить Хрисеиду, чтобы отогнать смертельный мор. Главнокомандующий греков был вынужден отдать рабыню отцу, но за это он похитил у Ахилла Брисеиду, так как считал, что ему должен был возмещён ущерб.

Много гневных слов сказал Ахилл Агамемнону после свершонной несправедливости. Ушёл великий сын Пелея и его храбрые мирмидоняне к своим шатрам. С другой стороны троянцы, увидив раздор среди армии греков начали побеждать в последующих битвах.

Месть Ахилла

Фетида, естественно, всегда стояла на стороне своего сына Ахилла, поэтому она вознеслась на Олимп, там упала к ногам Зевса, обняла его колени левой рукой и с мольбой протянула к нему правую, коснувшись его бороды (это являлось знаком уважения, подчинения и любви). Она просила у громовержца дать радость её сыну, жизнь которого была столь короткой. Она умоляла, чтобы заставил Зевс ахейцев и Агамемнона понять, что значит Ахилл и, чтобы Агамемнон пожалел за оскорбление, которое нанёс её сыну. Действительно, осаждающим не давалось больше помощи от богов, а сребрелукий Аполлон стрелами Гектора и других троянцев просто разносил смерть среди противников.

Напрасно Патрокл просил своего близкого друга Ахилла помочь в борьбе с троянцами, которые были готовы достичь греческих кораблей и поджечь их. Ахилл оставался при своём мнении. Он всё время сидел в своей палатке и ничего не хотел слышать о войне. Тогда его любимый друг Патрокл взял на себя иниацитиву возглавить армией мирмидонов и броситься в бой, одев доспехи Ахилла, чтобы обмануть троянцев. Доспехи Ахилла были единственными в своём роде. Их изготовил сам Гефест по просьбе Фетиды. Как только Патрокл бросился в бой с доспехами, колесницей и оружием Ахилла, испуганные троянцы начали отступать к своему городу, думая что царь мирмидонов вступил снова в войну.

Патроклу удалось не только остановить противников, которые приблизились к стану греков, но и нанести им серьёзные потери. Во время отступления троянцев, Аполлон открыл Гектору, кто в действительности возглавляет армией мирмидонов. Узнав это, Гектору удалось поразить насмерть любимого друга Ахилла. Началась кровопролитная борьба вокруг тела Патрокла. Не хотели греки допустить, чтобы троянцы осквернили тело героя и взяли его доспехи, которые обычно получает в награду победитель.

В этой ужасной битве отличился Менелай. Весть о гибели своего друга принёс Ахиллу сын Нестора Антилох. Невыразимая скорбь, а затем и гнев овладели Ахиллом. Он помчался на место сражения без оружия. Там он издал такой крик, что троянцы испугались и отступили от тела Патрокла.

Отчаянный Ахилл забыл даже о ссоре с Агамемноном и думал только о том, как отомстить за смерть своего друга. На следующий день после смерти Патрокла, Ахилл попросил у Агамемнона забыть о их ссоре и объявил ему, что он готов снова воевать на его стороне. Агамемнон извинился за своё поведение и вернул Ахиллу Брисеиду, поклявщись, что не оскорбил её.

Таким образом Ахилл вступил опять в бой пренебрегая все прогнозы о его смерти. Троянцы увидев его бросились в бегство. Только один Эней сопротивлялся и в какой-то момент даже вступил в поединок с Ахиллом. Герой приближался всё больше и больше к Трое. Много троянцев пали на пути Ахилла, который искал Гектора, чтобы отомстить за смерть своего друга. После долгих сражений он застал его у Скейских ворот. Герои начали гоняться один за другим вокруг стен Трои. В это время бог-громовержец бросил на весы два жребия смерти, один-Ахилла, другой-Гектора. Жребий Гектора опустился к царству мрачного Аида. Гектору было суждено погибнуть от руки Ахилла. Но Ахилл был в такой ярости, что ему не хватало того, что перед ним лежит мёртвое тело убийцы его друга. Он привязал тело Гектора за ноги к колеснице и погнал коней вокруг стен Трои. После этого он возвратился в свой стан для похорон Патрокла. Однако, несмотря на гнев Ахилла, когда в его шатре явился Приам с просьбой отдать тело своего сына, чтобы придать его погребению, герой из уважения передал старцу тело своего врага, приказал омыть его и одеть в драгоценные одежды.

Смерть Ахилла

Война у стен Трои продолжалась. Страшным гневом пылал Ахилл против троянцев, которые обращались в спешное бегство при виде героя. Среди различных эпизодов сражений отмечается поединок героя со знаменитой амазонкой Пенфесилией, которую он ранил смертельно. Велика была скорьб Ахилла, когда он увидел необычайной красоты умирающую дочь. Отмечается также его бой с Мемноном, сыном Эос, и его роман с Поликсеной дочерью Приама.

Храбрость и героизм этого мужа были неповторимыми и невероятными. Однако Ахилл не мог избежать свой рок. Неистовый герой приследовал троянцев до самых стен города. Он готов был ворваться в священный город, но явился бог Аполлон. Он подсказал Парису направить смертельную стрелу в пяту Ахилла. Жестокая сеча закипела вокруг тела величайшего из героев. Внуку Беллерофонта Главку чуть не удалось захватить тело героя, но его убил Эант.

Наконец Аякс с Одиссеем смогли принести тело героя в стан греков. Ретуал погребения свершили Фетида и нереиды. Семнадцать дней оплакивали Ахилла. Тело омыли, умастили благовонным маслом, а богиня Афина обрызгала его амброзией, чтобы избежать разложение (согласно другой версии его бальзамировали). На восемнадцатый день сооружён был погребальный костёр. На нём было сожжено тело Ахилла. Прах собрали в золотую урну. В этой же урне лежал и прах любимого друга Ахилла, Патрокла.

Много веков позже у этой могилы поклонился, принёс жертвы, возложил венки в честь своего кумира, Александр Македонский.

Парис не долго торжествовал своим великим подвигом. Он был смертельно ранен от рук Филиктета, который таким образом отомстил не только за смерть Ахилла, но и за оскорбление которое нанёс всем грекам, похищая прекрасную Елену.

Падение Трои-Троянский конь

После смерти Ахилла греки задали себе следующий вопрос: Могли бы они когда нибудь овладеть городом? Война продолжалась уже десятый год, они начали терять надежду на победу, так как их терпение истощалось. Тогда царь Итаки, умелый Одиссей предложил действовать хитростью. Он посоветовал соорудить такого огромного деревянного коня, внутри которого могли бы спрятаться несколько воинов. Остальные полководцы согласились с его планом. Когда греки соорудили этого громадного коня, Одиссей и восемь самых могучих героев спрятались в нём. На открытом поле, так чтобы был виден, оставили греки коня, а сами сожгли все постройки в своём лагере, сели на корабли и отплыли в открытое море. Но отплыв от берегов Троады они укрылись за островом Тенедосом. Осаждённые видели как греки покидали их места и не верили своим глазам. Увидели они и троянского коня. Смотрели на него и терялись в догадках. На коне была надпись, на которой говорилось, что это подарок данайцев богине Афине. Напрасно Кассандра, дочь Приама, предсказала о всех бедах, которые ждут троянцев. Никто не желал её слушать. Жрец бога Аполлона Лаокоонт напрасно убеждал своих сограждан бросить коня в море. Напрасно он убеждал их не доверять ахейцам. Он схватил громадное копьё и бросил им в коня. Содрогнулся конь от удара и глухо зазвучало внутри его оружие. В это время из моря появились два чудовищных змея. Своими острыми зубами они нанесли смертельные раны Лаокоонту и двум его сыновьям. Троянцы посчитали, что это был знак богини Афины, которая наказала бы их, если они не приняли бы этот подарок. Когда наступила ночь и вся Троя погрузилась в глубокий сон, Одиссей и остальные герои вышли из коня. В это же время флот греков уже успел вернуться. Ахейцы рассыпались по погружённым в сон улицам Трои. Они зашли через широко открытые ворота города. Пока троянцы осознали что происходило, большинство из них было убито. В этом кровопролитие и общей катастрофе, Одиссей убил Приама около алтаря Зевса. Город был сожжён и разграблен. Менелай искал в аппартаментах дворца свою жену-женщину, которая стала причиной этой ужасной войны. После смерти Париса, Елена вышла замуж за его брата, Диифоба, которого убил Менелай в ту ужасную ночь. С мечом в руках ворвался Менелай в комнату Елены. В этот критический момент, Елена увидев своего преданного мужа была готова умереть от его рук.

Она обнажила свою грудь, ожидая, возможно, что Менелай нанесёт ей смертельный удар своим мечем. Но меч упал с рук Менелая. Вновь пробудилась его любовь к Елене и давние супруги обняли друг друга. Герой повёл с торжеством эту роковую женщину, которая опять была победительницей игры и ради которой произошла целая война, которая потрясла весь древний мир.

Как только Лаокоонт понял, что Троянский конь был пустой внутри, Афина послала две громадные змеи, которые задушили его вместе с его сыновьями. (Композиция Лаокоонта, 1 в. до н.э., Рим, Ватикан).

Возвращение героев

Акрополь Трои Илио был взят благодаря хитрости Одиссея, так как это л л, предопределили боги. Все герои, которые остались в живых начали возвращаться на родину. Менелай с Еленой вернулись в свой дворец в Спарте. Там, на десятый год их проживания к ним приехал Телемах, сын Одиссея, который хотел узнать какие нибудь новости о своём отце, невернувшимся ещё на Итаку. Агамемнон, главнокомандующий похода, имел ужасную смерть. Всё проклятие, весевшее на семье Атридов обрушилось на него: жена его Клитемнестра имела любовный союз с его двоюродным братом Эгистом. После возвращения в Микены, Клитемнестра убила его в ванной. Орест отомстил за смерть отца убив неверную жену и убийцу вместе с её любовником Эгистом. Аякс из Локриды погиб во время страшного корабле­крушения при возвращении на родину. Диомед и Гидоменей вернулись в свои родные края с меньшими проблемами. Немногим было суждено продолжить ту спокойную жизнь, которую они имели перед началом войны. Среди них и старец Нестор, который счастливо вернулся в Пилос, где он и царствовал до конца своей жизни.

А что же стало с человеком, который покорил Трою, с изобретательным и умелым Одиссеем? К его несчастью боги определили для него необычную и страную судьбу. Он когда-то вернётся в свою любимую Итаку, к своей семье, в своё царство, но перед этим он переживёт самые разные приключения и встретится с тысячими опасностями. Гомер оставил нам великолепное произведение-эпос Одиссея, где он рассказывает о всех странствиях этого героя.

Вторая поэма, «Одиссея», как и «Илиада», разделена на 24 песни. Ее объем немного меньший – 12 110 стихов. «Одиссея», как и «Илиада», начинается «хрестоматийными» строками, в которых задается тема, укладывается общий характер поэмы:

Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который,

Странствуя долго со дня. как святой Илион был разрушен,

Многих людей города посетил и обычаи видел,

Много и сердцем скорбел на морях, о спасенье заботясь

Жизни своей и возврате в отчизну сопутников…

«ОДИССЕЯ»: ОТЛИЧИЕ ОТ «ИЛИАДЫ». Это поэма о длившихся десять лег странствиях Одиссея, о его многокрасочных приключениях и о счастливом, в итоге, возвращении на родной остров Итаку. Если в «Илиаде» преобладают батальные сцены, описываются героические деяния, подвиги на поле брани, то в «Одиссее» меняется общая тональность. В ней на первом плане – сказочно-приключенческая проблематика.

Композиция «Одиссеи» сложнее по сравнению с первой гомеровской поэмой. Если в «Илиаде» события даны в их хронологической, линейной последовательности, то в «Одиссее» она нарушена, используются экскурсы в прошлое, т. е. прием ретроспекции (песни 9-12); перекрещиваются несколько сюжетных линий, а непосредственное действие, как и в «Илиаде», длится всего около 40 дней. т. е. обнимает заключительный этап странствий Одиссея. Кроме того, оно происходит в разных местах.

Исходная ситуация такова. Прошло уже десять лет после падения Трои, участники войны вернулись на родину, только Одиссей все еще не может попасть домой, ибо многострадального героя в течение семи лет задерживает на острове Огигия влюбленная в него нимфа Калипсо. Таким образом, прошло целых двадцать лет, как Одиссей покинул родной остров.

РАЗВИТИЕ СЮЖЕТА. ТЕЛЕМАХ В ПОИСКАХ ОТЦА. «Зачин» поэмы – сцена на Олимпе, где боги решают судьбу Одиссея. Богиня Афина, побывавшая на родине Одиссея Итаке, наблюдает бесчинства женихов, домогающихся Пенелопы, жены Одиссея, которую считают вдовой, расхищающих одиссеево имущество. Афина предлагает послать Гермеса к нимфе Калипсо и поручить ему «наш приговор сообщить, что срок наступил возвратиться в землю свою Одиссею, в бедах постоянному». Во 2-й песне действие переносится на Итаку, где, вопреки наглости и настойчивости женихов, Пенелопа хранит верность мужу, несмотря на его 20-летнее отсутствие. Она всячески демонстрирует свое презрение к женихам, которые проводят время в пирах, развлекаются с рабынями. С помощью всякого рода хитростей Пенелопа оттягивает брак с претендентами на ее руку. Богиня Афина в мужском облике Ментора, сына Алкима. является к сыну Одиссея Телемаху и советует ему, снарядив корабль, отплыть на поиски отца. Женихи же должны еще год ждать от него известий. Телемах проводит народное собрание, но женихи. в первую очередь их заводила Ангиной, обвиняют Телемаха, «необузданного, гордоречивого», и его мать, Пенелопу, в тайных против них умыслах. Они не дали ему корабля, но богиня приходит к нему на помощь. Найдя на И гаке лучший корабль, отправляет его в путь. Сначала Телемах приплывает в Пилос к вещемv старцу, «великой славе ахеян», Нестору. Он – самый старший и мудрый в греческом войске, обложившем Трою. Ему посчастливилось благополучно вернуться в родной Пилос, где он долго царствовал. Его имя, как старейшины рода или социальной группы, стало нарицательным. (В «Горе от ума» Грибоедова говорится: «Тот Нестор негодяев знатных…») Нестор рассказывает Телемаху о возвращении греков из-под Трои, о гибели Агамемнона от руки своей жены Клитемнестры. Телемаху удается побывать в Спарте у Менелая и Елены. Менелай рассказывает о своих странствиях, о том, что встреченный им веший старец Протей сказал ему:

…Лаэртов божественный сын. обладатель Итаки.

Видел я на острове льющего слезы обильно

В светлом жилите Калипсо, богини богинь, произвольно

Им овладевшей; и путь для него уничтожен возвратный;

Нет корабля, ни людей мореходных, с которыми мог бы

Он безопасно пройти, по хребту многоводного моря.

Это дает сыну надежду на возвращение отца. Несмотря на намерение женихов погубить его, Телемаху удается благополучно вернуться домой.

НИМФА КАЛИПСО И ЦАРЬ АЛКИНОЙ. В 5-й песне действие переносится на остров Огигию. Телемах уже исчезает из повествования: он появится лишь тогда, когда отец прибудет на Итаку. Гермес приносит решение богов нимфе Калипсо. Та горько сетует и укоряет олимпийцев за то, что они, просто, позавидовали ее счастью. Вынужденная подчиниться богам, она помогает Одиссею построить плот с парусом. Однако на 7-й день спокойного плавания в море его замечает Посейдон, желавший рассчитаться с Одиссеем за то, что тот ослепил его сына – циклопа Полифема. Бог моря устраивает бурю, чтобы погубить Одиссея. Его плот разбит в щепки, но благодаря помощи нимфы Левкотеи Одиссею удается спастись, и волны выносят его на остров Схерия, населенный мирным и гостеприимным народом – феакийцами, отличными мореходами. Обессиленный Одиссей засыпает на отмели, зарывшись в водоросли. Туг его обнаруживает царская дочь Навсикая, которой Афина, «сердцем заботясь о скором возврате домой Одиссея», внушила во сне пойти со служанками стирать белье на берег моря. Для этого богиня убеждала царскую дочь:

Видно, тебя беззаботною мать родила, Навсикая!

Ты не печешься о светлых одеждах, а скоро наступит

Брачный твой день: ты должна и себе приготовить заранее

Платье, и тем, кто тебя приведет к жениху молодому.

Окончив стирку, девушки начинают играть в мяч, будят Одиссея, а затем дают ему чистую одежду и приводят в царский дворец. Гам царь Алкиной, «многоумием богу подобный», вместе с женой Аритой радушно его принимают и устраивают в его честь пир.

РАССКАЗ ОДИССЕЯ. Как и водится, Одиссей, «плачевный скиталец», поначалу не открывается, кто он. На пиру слепой певец аэд Демодок услаждает гостей песней о походе на Грою, о подвигах Одиссея. В этот момент Одиссей «выдал» себя: на глазах блеснули слезы, которые были замечены Алкиноем. Герой открывает феакийцам свое имя, говорит, что он Одиссей, сын Лаэрта, царь Итаки. И по просьбе Алкиноя повествует о приключениях, сказочных историях, случившихся после того, как он покинул Трою. Знаменитый рассказ Одиссея – цепь красочных новелл – занимает четыре песни, с 9 по 12. Это прием рассказа в рассказе, обширная ретроспекция, обнимающая три года, от падения Трои до появления Одиссея на острове у нимфы Калипсо.

Сначала спутники Одиссея попадают в страну киконов во Фракии. Потом их корабли бурей отогнаны в отдаленные края. Первое приключение на пути – страна лотофагов. (I). пожирателей лотоса. Тот, кто отведает его сладкого плода, забудет свою родину. Одиссею приходится насильно забрать тех, кто успел им полакомиться. Затем он и его спутники приплывают в страну одноглазых циклопов, (II). приходят в пещеру одного из них – Полифема, сына Посейдона. Людоед убивает нескольких спутников Одиссея, разбив им головы о скалы, и пожирает их. Оставшихся в живых запирает в пещере, привалив ко входу камень. Одиссею удается спастись из, казалось, безнадежной ситуации благодаря дальновидности и хитроумию. На вопрос, как его звать, Одиссей ответствует: «Никто». Он поит Полифема вином, а когда тот засыпает, выжигает ему раскаленным мечом единственный глаз. Услышав стенания Полифема, к пещере сбегаются другие циклопы и интересуются, кто его так обидел. Он же отвечает: «Никто». после чего циклопы удаляются. После этого Одиссей и его спутники привязывают себя под брюхом овец; поутру Полифем, выпуская их на пастбища, ощупывает сверху, и таким образом героям удается вырваться на волю.

Этот эпизод, как и многие другие, подчеркивает дальновидность Одиссея, его способность рассчитывать на несколько ходов вперед. Окажись на его месте «взрывной», вспыльчивый Ахиллес, он в отместку за убийство своих друзей умертвил бы опьяневшего Полифема. Но тогда бы он навсегда был замурован в пещере, ибо не сумел бы сладить с гигантским камнем.

Следующий эпизод: Одиссей на острове у бога ветров Эола. (III). который дает ему мешок с завязанными в него неблагоприятными ветрами. Но уже в виду Итаки, когда Одиссей засыпает, спутники, надеясь, что там спрятано золото и серебро, развязывают мешок, вырвавшиеся оттуда ветры далеко отгоняют от родных берегов суда многострадального героя. Очередное приключение, столкновение с великанами-людоедами лестригонами, (IV), приводит к тому, что они уничтожают все корабли Одиссея, кроме одного, после чего действие переносится на остров волшебницы Кирки (Цирцеи) (V), которая превращает часть его спутников в свиней. В течение года герой наслаждается любовью этой волшебницы. С помощью бога Гермеса Одиссею удается преодолеть ее чары. Посещает Одиссей по указанию Кирки царство мертвых (VI), где встречается с бесплотными душами, с матерью, с товарищами по троянскому походу Агамемноном и Ахиллом. Возвратившись из страны вечной ночи, Одиссей плывет мимо острова сирен, (VII), существ с женской головой и птичьим телом, обладающих чарующим голосом, которые завлекают моряков пленительным пением. а затем их губят. Чтобы избежать лютой смерти от их рук, Одиссей затыкает своим спутникам уши воском, а себя приказывает покрепче привязать к мачте, так как желает все-таки услышать это чудесное пение. (Отметим, что слово «сирены» приобрело ныне нарицательный смысл – «коварные обольстительницы».)

Проплывает Одиссей и мимо двух опасных скал: на одной из них – шестиглавая Сиилла, которая пожирала людей, на другом – чудовище-Харибда (VIII). Трижды в день губила суда Харибда, заглатывая черную волу вместе с кораблями. Понимая, что кого-то одного не миновать, Одиссей подходит близко к Сиилле, которая шестью ртами схватила и проглотила шесть его спутников. Но остальные уцелел и. С тех пор стало бытовать выражение: находиться между Сциллой и Харибдой – это значит, что из двух неизбежных зол надо выбирать меньшее.

После встречи с чудовищами спутники Одиссея достигают острова Гринакрия, где пасутся стада бога солнца Гелиоса (IX).

Там Одиссей из-за неблагоприятных ветров вынужден был задержаться. но при этом строго запретил спутникам приближаться к священным быкам. Тем временем их запасы продуктов истощились. Когда же богини ниспослали Одиссею сон, его спутники, измученные голодом, зарезали несколько быков. За это Зевс, уступив жалобе Гелиоса, наказал их, разбив молнией корабль Одиссея. Только сам многострадальный герой спасся и выплыл на остров Огигию, где нимфа Калипсо (по греческой мифологии дочь Атланта) продержала его семь лет (последнее, X приключение). Нимфа полюбила Одиссея, обещала сделать его счастливым, но тот продолжал тосковать по дому, о чем и поведал Алкиною. Оттуда, как уже известно читателям, он попал в страну феакийцев.

ОДИССЕЙ НА ИТАКЕ. У СВИНОПАСА ЕВМЕЯ. Вторая половина «Одиссеи» (песни 13–24) – это история возвращения Одиссея домой и мести женихам. В этой части фантастический элемент играет значительно меньшую роль; события приобретаю! житейскую достоверность.

Выслушав рассказ Одиссея, царь Алкиной щедро его одаривает. Феакийцы за ночь доставляют его на И гаку. Правда, Посейдон превращает их корабль в скалу. Из мира сказки Одиссей переносится в мир суровой действительности. Явившаяся к нему в облике молодою пастуха Афина предупреждает Одиссея об опасностях, наставляет в предстоящей борьбе. Она дает ему облик нищего; в этом обличье неузнанный Одиссей, приходит к «божественному» свинопасу Евмею, трудолюбивому, гостеприимному, хотя и недалекому, но верному человеку. Одиссей рассказывает Евмею о себе вымышленную историю. У Евмея он встречается с сыном Телемахом, посланным гуда Афиной; тот вернулся из Спарты, избежав засады женихов. Одиссей «открывается» сыну. Они вместе разрабатывают план мести женихам. Под видом бродяги Одиссей приходит в свой дом.

ОДИССЕЙ И ЕВРИКЛЕЯ. Первый, кто его узнает, – старый пес Аргус, не забывший и за двадцать лет голос хозяина. Для всех же остальных он – подозрительный незнакомец, объект унизительных насмешек. Находясь в стане врагов, Одиссей выказывает завидную выдержку, играя роль нищего, не реагируя на оскорбления женихов. Он стоически сносит издевательства, зная, что обидчикам, все равно, придется расплатиться за это. Увидев Пенелопу, он говорит, что знает о скором прибытии Одиссея из недальнего края. Обрадованная Пенелопа спешит оказать страннику знаки внимания и просит служанку, старушку Евриклею, омыть ему ноги. Во время омовения происходит второе «узнавание»: служанка замечает на ноге Одиссея знакомый рубец, след раны, полученной на охоте на вепря. С несказанной радостью старушка восклицает: «Ты Одиссей, ты мое золотое дитя, ты вернулся!» Но тот, схватив ее, повелевает молчать, хранить тайну его возвращения; в противном случае ее и других служанок не минует суровая кара.

МЕСТЬ ЖЕНИХАМ. Напряжение усиливается. Пенелопа, созвав женихов в пиршественную залу, обещает, что ее мужем станет тот, кто, взяв лук погибшего Одиссея, сумеет пробить стрелой двенадцать колец. Начинается пир, Пенелопа вносит лук Одиссея, приглашая всех к состязанию. Но ни один из ста двадцати женихов не в силах натянуть тетиву. Они собираются отложить соревнование, но тут Одиссей в облике нищего просит разрешения испытать себя. Женихи пытаются воспротивиться этому, но Телемах вступается за отца, сказав, что он наследник лука и волен им распоряжаться. Первая же стрела, «заостренная медью», пролетает через все 12 колец. Затем Одиссей пускает вторую стрелу, которая попадает в горло самому беспардонному из женихов. Ангиною, в тот момент, когда тот подносит кубок с вином к губам. Одиссей распрямляется, являя силу и богатырский рост. Он сообщает о том, что жив для «правды и возмездия». Телемах встает рядом с отцом взяв меч и копьем. Женихи с помощью оружия, принесенного им рабами, изменившими Одиссею, вступают в бой. С помощью сына, Евмея и при участии богини Афины, помрачившей ум женихов, Одиссей истребляет их всех, а также их подручных.

ОДИССЕЙ И ПЕНЕЛОПА: «УЗНАВАНИЕ». Но и в обстановке всеобщего ликования Пенелопа, находившаяся во время битвы в своих покоях, не решается признать в незнакомце мужа, не верит рассказу Евриклеи. Тогда Афина возвращает Одиссею его прежний облик, а он рассказывает Пенелопе известную только им двоим тайну устройства их брачного ложа.

…И я. не иной кто, своими руками

Сделал ее. На дворе находилась маслина с темной

Сению, пышногустая, с большую колонну в объеме.

Из этой маслины он сделал кровать своими руками, а теперь подробно описал Пенелопе процесс ее создания. Услышав рассказ Одиссея, Пенелопа с рыданиями бросается на шею к мужу. Происходит счастливое соединение супругов. Чтобы продлить радость встречи, Афина просит богиню зари Эос немного оттянуть наступление рассвета…

РАЗВЯЗКА СОБЫТИЙ В ПОЭМЕ. Завершение поэмы – повествование о том, как Одиссей отправляется в загробный мир и навещает там своего отца Лаэрта. Там же – души убиенных женихов. Пребывающий в царстве теней Агамемнон отдает дань мужеству Одиссея и восхваляет преданность его жены Пенелопы, не в пример своей супруге Клитемнестре, от предательской руки которой он пал. Тем временем на земле родственники загубленных женихов развязывают войну против Одиссея, но при содействии Афины, известной великим разумом, верной покровительницы Одиссея, герою удается заключить с ними мир. На этом заканчивается вторая поэма Гомера.

Троянская война является одной из самых легендарных событий в истории человечества. Она была воспета в поэме Гомера «Илиада» и долгие годы считалась мифом, однако после того как Генрих Шлиман откопал Трою, данное событие обрело вполне исторические очертания. Каждый образованный человек обязательно слышал о таких героях троянской войны как: Ахилл (Ахиллес), Одиссей, Гектор, Агамемнон, Приам, Эней, Парис и других, а также красивую легенду о Троянском коне и похищении царицы Елены. Однако многие факты чаще всего размыты и сложно припомнить полную картину Троянской войны. В данной статье я предлагаю вспомнить основные события Троянской войны, из-за чего она началась и чем завершилась.

Троянская война, по мнению древних греков, была одним из самых значительных событий их истории. Античные историки считали, что она произошла примерно на рубеже XIII-XII вв. до н. э., и начинали с неё новую - «троянскую» эру: восхождение населявших Балканскую Грецию племён к более высокому уровню культуры, связанному с жизнью в городах. О походе греков-ахейцев против города Трои, расположенного в северо-западной части полуострова Малая Азия - Троаде, рассказывали многочисленные греческие мифы, объединённые позднее в цикл преданий - киклические поэмы. Самой же авторитетной для эллинов была эпическая поэма «Илиада», приписываемая великому греческому поэту Гомеру, жившему в VIII в. до н. э. В ней рассказывается об одном из эпизодов заключительного, десятого года осады Трои-Илиона - так назван в поэме этот малоазийский город.

adUnit = document.getElementById("google-ads-T1SB"); adWidth = adUnit.offsetWidth; if (adWidth >= 999999) { /* GETTING THE FIRST IF OUT OF THE WAY */ } else if (adWidth >= 468) { if (document.querySelectorAll(".ad_unit").length >

Что же рассказывают старинные предания о Троянской войне? Началась она по воле и вине богов. На свадьбу фессалийского героя Пелея и морской богини Фетиды были приглашены все боги, кроме Эриды, богини раздора. Разгневанная богиня решила отомстить и подбросила пирующим богам золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Три олимпийские богини, Гера, Афина и Афродита, заспорили, кому из них оно предназначено. Рассудить богинь Зевс повелел юному Парису, сыну троянского царя Приама. Богини явились Парису на горе Иде, близ Трои, где царевич пас стада, и каждая старалась прельстить его дарами. Парис предпочёл предложенную ему Афродитой любовь Елены, прекраснейшей из смертных женщин, и вручил золотое яблоко богине любви. Елена, дочь Зевса и Леды, была женой спартанского царя Менелая. Парис, явившийся гостем в дом Менелая, воспользовался его отсутствием и с помощью Афродиты убедил Елену покинуть мужа и уехать с ним в Трою. Беглецы прихватили с собой рабов и сокровища царского дома. О том, как добрались Парис и Елена до Трои, мифы рассказывают по-разному. По одной версии, они через три дня благополучно прибыли в родной город Париса. По другой, богиня Гера, враждебная Парису, подняла на море бурю, его корабль занесло к берегам Финикии, и лишь долгое время спустя беглецы прибыли наконец в Трою. Есть и ещё один вариант: Зевс (или Гера) подменили Елену призраком, который и увёз Парис. Сама же Елена во время троянской войны находилась в Египте под защитой мудрого старца Протея. Но это - поздний вариант мифа, гомеровский эпос его не знает.

Троянский царевич совершил тяжкое преступление - нарушил закон гостеприимства и тем навлёк на родной город страшное бедствие. Оскорблённый Менелай с помощью своего брата, могущественного царя Микен Агамемнона, собрал большое войско, чтобы вернуть неверную жену и похищенные сокровища. На призыв братьев явились все женихи, сватавшиеся когда-то к Елене и давшие клятву защищать её честь. Знатнейшие ахейские герои и цари: Одиссей, Диомед, Протесилай, Аякс Теламонид и Аякс Оилид, Филоктет, мудрый ста-рец Нестор и многие другие привели свои дружины. Принял участие в походе и Ахилл, сын Пелея и Фетиды, самый отважный и могучий из героев. По предсказанию богов, греки не могли завоевать Трою без его помощи. Одиссей, как самый умный и хитрый, сумел уговорить Ахилла принять участие в походе, хотя тому и было предсказано, что он погибнет под стенами Трои. Предводителем всего войска был избран Агамемнон, как правитель самого могущественного из ахейских государств.

Греческий флот, насчитывавший тысячу кораблей, собрался в Авлиде, гавани в Беотии. Чтобы обеспечить флоту благополучное плавание к берегам Малой Азии, Агамемнон принёс в жертву богине Артемиде свою дочь Ифигению. Достигнув Троады, греки попытались вернуть Елену и сокровища мирным путём. Посланцами в Трою отправились испытанный дипломат Одиссей и оскорблённый супруг Менелай. Троянцы им отказали, и началась долгая и трагичная для обеих сторон война. В ней приняли участие и боги. Гера и Афина помогали ахейцам, Афродита и Аполлон - троянцам.

Греки не смогли сразу взять Трою, окружённую мощными крепостными сооружениями. Они построили на берегу моря возле своих кораблей укреплённый лагерь, стали разорять окрестности города и нападать на союзников троянцев. На десятом году осады произошло драматическое событие, повлёкшее за собой серьёзные неудачи ахейцев в сражениях с защитниками Трои. Агамемнон оскорбил Ахилла, отобрав у него пленницу Брисеиду, и тот, разгневанный, отказался выходить на поле боя. Никакие уговоры не могли убедить Ахилла оставить гнев и взяться за оружие. Троянцы воспользовались бездействием самого смелого и сильного из своих врагов и перешли в наступление, возглавляемые старшим сыном царя Приама Гектором. Сам царь был стар и не мог принимать участие в войне. Помогала троянцам и общая усталость ахейского войска, уже десять лет безуспешно осаждавшего Трою. Когда Агамемнон, проверяя боевой дух воинов, притворно предложил прекратить войну и вернуться домой, ахейцы встретили предложение с восторгом и устремились к своим кораблям. И только решительные действия Одиссея остановили воинов и спасли положение.

Троянцы прорвались в лагерь ахейцев и чуть было не сожгли их корабли. Ближайший друг Ахилла, Патрокл, упросил героя дать ему свои доспехи и колесницу и устремился на помощь греческому войску. Патрокл остановил натиск троянцев, но сам погиб от руки Гектора. Смерть друга заставляет Ахилла забыть об обиде. Жажда мести воодушевляет его. В поединке с Ахиллом гибнет троянский герой Гектор. На помощь троянцам приходят амазонки. Ахилл убивает их предводительницу Пенфесилею, но вскоре погибает сам, как и было предсказано, от стрелы Париса, направленной богом Аполлоном. Мать Ахилла Фетида, стремясь сделать сына неуязвимым, окунула его в воды подземной реки Стикс. Она держала Ахилла за пятку, которая и осталась единственным уязвимым на его теле местом. Бог Аполлон знал, куда направить стрелу Париса. Этому эпизоду поэмы человечество и обязано выражением «ахиллесова пята».

После смерти Ахилла среди ахейцев начинается спор за обладание его доспехами. Они достаются Одиссею, и, оскорблённый таким исходом, Аякс Теламонид кончает жизнь самоубийством.
Решительный перелом в войне происходит после прибытия в лагерь ахейцев героя Филоктета с острова Лемнос и сына Ахилла Неоптолема. Филоктет убивает Париса, а Неоптолем - союзника троянцев мисийца Эвринила. Оставшись без предводителей, троянцы больше не решаются выходить на битву в открытое поле. Но мощные стены Трои надёжно охраняют её жителей. Тогда по предложению Одиссея ахейцы решили взять город хитростью. Был построен огромный деревянный конь, внутри которого спрятался отборный отряд воинов. Остальное же войско, чтобы убедить троянцев, будто ахейцы отправляются домой, сжигает свой лагерь и отплывает на кораблях от побережья Троады. На самом же деле ахейские корабли укрылись недалеко от берега, возле острова Тенедос.

Удивлённые оставленным деревянным чудищем, троянцы собрались вокруг него. Некоторые стали предлагать ввезти коня в город. Жрец Лаокоон, предупреждая о коварстве врага, воскликнул: «Бойтесь данайцев (греков), дары приносящих!» (Эта фраза со временем тоже стала крылатой.) Но речь жреца не убедила соотечественников, и они ввезли деревянного коня в город как дар богине Афине. Ночью спрятавшиеся в чреве коня воины выходят наружу и открывают ворота. Тайно вернувшиеся ахейцы врываются в город, и начинается избиение застигнутых врасплох жителей. Менелай с мечом в руках ищет неверную жену, но, увидев прекрасную Елену, оказывается не в силах убить её. Всё мужское население Трои погибает, за исключением Энея, сына Анхиза и Афродиты, получившего от богов повеление бежать из захваченного города и возродить его славу в другом месте (см. ст. «Древний Рим»). Женщин Трои ждала не менее горестная участь: все они стали пленницами и рабынями победителей. Город погиб в огне пожара.

После гибели Трои в лагере ахейцев начинаются распри. Аякс Оилид навлекает на греческий флот гнев богини Афины, и она насылает страшную бурю, во время которой тонут многие корабли. Менелая и Одиссея буря заносит в дальние страны. Странствия Одиссея после окончания Троянской войны воспеты во второй поэме Гомера - «Одиссее». В ней же рассказывается о возвращении Менелая и Елены в Спарту. Эпос благосклонно относится к этой прекрасной женщине, так как всё происходившее с ней было волей богов, которой она не могла противиться. Предводитель ахейцев Агамемнон после возвращения домой был убит вместе со спутниками своей женой Клитемнестрой, не простившей мужу смерти дочери Ифигении. Так, совсем не триумфально, закончился для ахейцев поход на Трою.

adUnit = document.getElementById("google-ads-DTdx"); adWidth = adUnit.offsetWidth; if (adWidth >= 999999) { /* GETTING THE FIRST IF OUT OF THE WAY */ } else if (adWidth >= 468) { if (document.querySelectorAll(".ad_unit").length > 2) { google_ad_slot = "0"; adUnit.style.display = "none"; } else { adcount = document.querySelectorAll(".ad_unit").length; tag = "ad_unit_468x60_"+adcount; google_ad_width = "468"; google_ad_height = "60"; google_ad_format = "468x60_as"; google_ad_type = "text"; google_ad_channel = ""; } } else { google_ad_slot = "0"; adUnit.style.display = "none"; } adUnit.className = adUnit.className + " ad_unit " + tag; google_ad_client = "ca-pub-7982303222367528"; adUnit.style.cssFloat = ""; adUnit.style.styleFloat = ""; adUnit.style.margin = ""; adUnit.style.textAlign = ""; google_color_border = "ffffff"; google_color_bg = "FFFFFF"; google_color_link = "cc0000"; google_color_url = "940f04"; google_color_text = "000000"; google_ui_features = "rc:";

Как уже сказано, древние греки не сомневались в исторической реальности Троянской войны. Даже такой критически мыслящий и ничего не принимающий на веру древнегреческий историк, как Фукидид, был убеждён в том, что описанная в поэме десятилетняя осада Трои - исторический факт, лишь приукрашенный поэтом. Действительно, в поэме очень мало сказочной фантастики. Если из неё вычленить сцены с участием богов, что и делает Фукидид, то рассказ будет выглядеть вполне достоверным. Отдельные части поэмы, такие, как «каталог кораблей» или перечень ахейского войска под стенами Трои, написаны как настоящая хроника.

По материалам Исторической Энциклопедии

P.S. Ребята, приглашаю всех Вас присоединиться к нашей