Какой подзаголовок дал поэме василий теркин. Сюжетно-композиционные особенности поэмы "Василий Тёркин" Твардовского А.Т. б) М. Твен. «Приключения Тома Сойера»

Тему поэмы «Василий Тёркин» сформулировал сам автор в подзаголовке: «Книга про бойца», то есть произведение рассказывает о войне и человеке на войне. Герой поэмы — рядовой боец-пехотинец, что чрезвычайно важно, так как, по убеждению Твардовского, именно простой солдат является главным героем и победителем в Отечественной войне. Эту мысль продолжит спустя десять лет М.А.Шолохов, который в «Судьбе человека» изобразит рядового солдата Андрея Соколова, а потом простые бойцы и младшие офицеры станут героями военных повестей Ю.В.Бондарева, В.Л.Кондратьева, В.П.Астафьева. Следует заметить кстати, что легендарный Маршал Советского Союза Г.К.Жуков свою книгу «Воспоминания и размышления» тоже посвятил русскому солдату.

Идея поэмы выражена в образе заглавного героя: автора интересуют не столько события войны, сколько характер русского народа (он не противопоставляется советскому), который раскрылся в тяжёлых военных испытаниях. Василий Тёркин представляет собой обобщённый образ народа, он — «русский чудо-человек» («От автора»). Благодаря его мужеству, стойкости, находчивости, чувству долга Советский Союз (при примерном техническом паритете) одержал победу над фашистской Германией. Эту главную идею Отечественной войны и своего произведения Твардовский высказывает в конце поэмы:

Сила силе доказала:
Сила силе — не ровня.
Есть металл прочней металла,
Есть огонь страшней огня. («В бане»)

«Василий Тёркин» — поэма, её жанровое своеобразие выразилось в соединении эпических сцен, изображающих различные военные эпизоды, с лирическими отступлениями-размышлениями, в которых автор, не скрывая своих чувств, рассуждает о войне, о своём герое. Иными словами, Твардовский создал лиро-эпическую поэму.

Автор рисует различные картины боёв в главах: «Переправа», «Бой в болоте», «Кто стрелял?», «Тёркин ранен» и других. Отличительной особенностью этих глав является показ будней войны. Твардовский находится рядом со своим героем и описывает подвиги солдата без возвышейного пафоса, но и не упуская многочисленных деталей. Например, в главе «Кто стрелял?» изображается немецкая бомбёжка окопов, в которых спрятались советские бойцы. Автор передаёт ощущение человека, который ничего не может изменить в смертельно опасной ситуации, но, замерев, должен только ждать, пролетит бомба мимо или угодит прямо в него:

И какой ты вдруг покорный
На груди лежишь земной,
Заслонясь от смерти чёрной
Только собственной спиной.
Ты лежишь ничком, парнишка
Двадцати неполных лет.
Вот сейчас тебе и крышка,
Вот тебя уже и нет.

В поэме описывается и недолгий отдых на войне, жизнь солдата в промежутках между боями. Этих глав, кажется, не меньше, чем глав о военных эпизодах. Сюда можно отнести: «Гармонь», «Два солдата», «На привале», «В бане» и другие. В главе «Про солдата-сироту» изображается эпизод, когда солдат оказался совсем близко от родной деревни, в которой не был с начала войны. Он отпрашивается у командира на два часа, чтобы навестить родственников. Солдат бежит по знакомым с детства местам, узнаёт дорогу, речку, но на месте деревни видит только высоченный бурьян, и ни одной живой души:

Вот и взгорье, вот и речка,
Глушь, бурьян солдату в рост,
Да на столбике дощечка:
Мол, деревня Красный мост...
У дощечки на развилке,
Сняв пилотку, наш солдат
Постоял, как на могилке,
И пора ему назад.

Когда он возвратился в свою часть, товарищи догадались по его виду обо всём, ни о чём не спросили, но оставили ему ужин:

Но, бездомный и безродный,
Воротившись в батальон,
Ел солдат свой суп холодный
После всех, и плакал он.

В нескольких главах «От автора» прямо выражается лирическое содержание поэмы (поэт высказывает свои взгляды на поэзию, объясняет своё отношение к Василию Тёркину), а в эпических главах автор сопровождает рассказ о военных событиях своим взволнованным, эмоциональным комментарием. Например, в главе «Переправа» поэт с болью изображает солдат, которые погибают в холодных водах реки:

И увиделось впервые,
Не забудется оно:
Люди тёплые, живые
Шли на дно, на дно, на дно...

Или в главе «Гармонь» автор описывает, как во время случайной остановки солдаты, чтобы согреться, затеяли танцы на дороге. Поэт с грустью и приязнью смотрит на бойцов, которые, забыв на несколько минут о смерти, о горестях войны, весело пляшут на трескучем морозе:

А гармонь зовёт куда-то.
Далеко, легко ведёт.
Нет, какой вы все, ребята,
Удивительный народ.

Кому принадлежит это замечание — автору или Тёркину, что играет на гармонии наблюдает за танцующими парами? Точно сказать невозможно: автор иногда намеренно как бы сливается с героем, потому что наделил героя собственными мыслями и чувствами. Об этом поэт заявляет в главе «О себе»:

И скажу тебе, не скрою, —
В этой книге там ли, сям,
То, что молвить бы герою,
Говорю я лично сам.
Я за всё кругом в ответе,
И заметь, коль не заметил,
Что и Тёркин, мой герой,

За меня гласит порой. Следующей сюжетно-композиционной особенностью поэмы является то, что книга не имеет завязки и развязки: Словом, книга про бойца Без начала, без конца. Почему так — без начала? Потому, что сроку мало Начинать её сначала. Почему же без конца? Просто жалко молодца. («От автора») Поэма «Василий Тёркин» создавалась Твардовским во время Великой Отечественной войны и состоит из отдельных глав, отдельных зарисовок, которые объединены образом главного героя. После войны автор не стал дополнять поэму новыми эпизодами, то есть придумывать экспозицию (разворачивать довоенную историю Тёркина) и завязку (например, изображать первый бой героя с фашистами). Твардовский просто дописал в 1945-1946 годах вступление «От автора» и заключение «От автора». Таким образом, поэма получилась весьма оригинальной по композиции: привычных экспозиции, завязки, кульминации, развязки в общей сюжетной линии нет. Из-за этого сам Твардовский затруднялся определить жанр «Василия Тёркина»: ведь поэма предполагает сюжетное повествование.

При свободном построении общей сюжетной линии каждая глава имеет свой законченный сюжет и композицию. Например, в главе «Два солдата» описывается эпизод, как Тёркин, возвращаясь из госпиталя на фронт, зашёл передохнуть с дороги в избу, где живут два старика. Экспозиция главы — описание избы, старика и старухи, которые прислушиваются к миномётному обстрелу: ведь линия фронта совсем рядом. Завязка — упоминание автора о Тёркине. Он сидит здесь же на лавке, уважительно разговаривает со стариком о разных бытовых проблемах и одновременно разводит пилу, чинит часы-ходики. Потом старуха готовит ужин. Кульминация главы — разговор за ужином, когда старик задаёт свой главный вопрос:

Отвечай: побьём мы немца
Или, может, не побьём?

Развязка наступает, когда Тёркин, поужинав и вежливо поблагодарив хозяев, надевает шинель и, уже стоя на пороге, отвечает старику: «Побьём, отец...».

В этой главе имеется своеобразный эпилог, который переводит частный бытовой эпизод в общеисторический план. Это последнее четверостишие:

В глубине родной России,
Против ветра, грудь вперёд,
По снегам идёт Василий
Тёркин. Немца бить идёт.

Глава построена по кольцевой композиции, так как первое и предпоследнее четверостишия практически совпадают:

В поле вьюга-завируха,
В трёх верстах гремит война.
На печи в избе старуха.
Дед-хозяин у окна.

Таким образом, глава «Два солдата» представляет собой законченное произведение с полным сюжетом и кольцевой композицией, которая подчёркивает завершённость всего эпизода.

Итак, поэма «Василий Тёркин» имеет ряд художественных особенностей, которые объясняются, с одной стороны, историей создания произведения, а с другой — замыслом автора. Как известно, Твардовский писал главы поэмы в период с 1942 по 1945 годы и оформлял их как отдельные законченные произведения, потому что

На войне сюжета нету.
— Как так нету?
— Так вот, нет. («От автора»)

Иными словами, жизнь солдата длится от эпизода к эпизоду, пока он жив. Эту особенность фронтовой жизни, когда ценится каждый отдельный момент жизни, так как следующего может и не быть, отразил Твардовский в «Книге про бойца».

Объединить отдельные маленькие произведения мог сначала образ главного героя, который так или иначе присутствует практически в каждой главе, а потом и главная идея, связанная с образом Тёркина. Соединив отдельные главы в законченную поэму, Твардовский не стал менять сложившийся сам собой за годы войны сюжетно-композиционный строй:

Та же книга про бойца,
Без начала, без конца,
Без особого сюжета,
Впрочем, правде не во вред. («От автора»)

«Василий Тёркин» отличается яркими особенностями построения. Во-первых, в поэме отсутствует общий сюжет и практически все его элементы. Во-вторых, для поэмы характерна чрезвычайная композиционная свобода, то есть последовательность глав слабо мотивирована — композиция только приблизительно следует за ходом Отечественной войны. Именно из-за такой композиции Твардовский сам определил жанр своего произведения следующей фразой: не поэма, а просто «книга», «живая, подвижная, свободная по форме книга» («Как был написан "Василий Тёркин"»). В-третьих, каждая глава является законченным фрагментом с собственным сюжетом и композицией. В-четвёртых, эпическое изображение эпизодов войны переплетается с лирическими отступлениями, что усложняет композицию. Однако такое необычное построение позволило автору достичь главного — создать яркий и запоминающийся образ Василия Тёркина, который воплощает лучшие черты русского солдата и русского человека вообще.

Исковский и Твардовский – новокрестьянские поэты 1930-х гг. Тяготение к поэмам. Исаковский – песенник («Катюша»).

«Василий Теркин» - поэма (1941-45 гг.).

Жанр

Жанр произведения Твардовского нарушал традиционные каноны: не "поэма", что было бы привычнее, а "книга": "Книга про бойца". Подзаголовок "поэма" фигурировал только в первых публикациях отдельных глав в газете "Красноармейская правда". Некоторых критиков смущала неопределенность, неконкретность жанра. Однако сам поэт не считал жанровую неопределенность книги недостатком, он писал: "Летопись не летопись, хроника не хроника, а именно “книга”, живая, подвижная, свободная по форме книга, неотрывная от реального дела". Жанровое определение "книга" сложнее, шире, универсальнее, чем традиционное определение "поэма". Все-таки "поэма" ассоциируется прежде всего (срабатывает память жанра и законы читательского восприятия) с классикой, с литературой – с классической, но литературой, например, с "Мцыри" М.Ю. Лермонтова, с "Полтавой" А.С. Пушкина... Твардовский же интуитивно стремился уйти от литературной жанровой традиции – "литературности", "универсализовать" жанр своего произведения, быть ближе к жизни, а не к литературе, другими словами, усилить эффект подлинности литературного вымысла.

Поэма Твардовского – это книга жизни народа в многообразных, свободных ее проявлениях в новое время и в новых обстоятельствах. По аналогии с пушкинским романом "Евгений Онегин" поэму Твардовского можно назвать энциклопедией – энциклопедией не только фронтовой жизни, но и лучших черт русского человека.

Автор сближал свою поэму также с летописью и хроникой – жанрами, имеющими давние традиции на Руси. Твардовский писал о "Василии Теркине": "...некая летопись – не летопись, хроника – не хроника", – подчеркивая тем самым добросовестность и точность, гражданский пафос и ответственность, свойственные русским летописцам и составителям хроник.

Главный герой поэмы – война (эпический персонаж). В поэме вообще эпический характер. «Василий Теркин» - народная эпопея.

Стилевое своеобразие

Бунин: подлинная народность, нет стилизации. Сочетание трагического с веселым (это важно на войне – разрядка, шутка). Но трагическое превалирует. Философское осмысление противостояния с фашистами (древнерусская традиция изображения боя – один на один с немцев, поединок со смертью). Мотивы дороги (и занятого, оккупированного дома). Лейтмотив – тоска по дому.

Поэма реалистическая, документальность, точность, очерковость, ложная фрагментарность (связь через сквозные мотивы). Минимализм. Глава «переправа» задает ритмическое звучание. Река – Стикс, смерть, переправа через жизнь (берег левый, берег правый). Комические припевки (Тула-Тула, это ж я, Тула, Родина моя) сочетается с трагическим содержанием. Отсылка к Пушкину («Светит месяц, ночь ясна» - погребальная песня).

Композиционные повторы, сюжетные скрепы. Каждая глава – цельное самостоятельное произведение (новеллистическое). Преодоление соблазна сюжетности. Элементы сюжетности в рассказе о танкистах (дед и баба). Не исчерпывается ни хроникальностью, ни художественностью. Панорамность. Не сводимость к фабуле и сюжету. Поединок солдата и смерти – выход на философский план. Первый уровень композиционной организации – переклички, повторы (Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле ), эпитеты, метафоры, рифмы (нагнетание), (бедные рифмы – кисет-нет-бед). Эффект растерянности, опустошения души. Ракурс фольклора, традиций. Пословицы, поговорки, присказки – малые фольклорные жанры.

Практически все исследователи творчества Твардовского отмечают ведущую роль фольклорных мотивов в языке поэмы.

Одна из центральных функций пословиц и поговорок в поэме "Василий Теркин" - это функция создания образа главного героя и других русских воинов. Василий Теркин - носитель житейской мудрости, которую он стремится выразить в лаконичной форме. Пословицы и поговорки наилучшим образом подходят к этой цели.

В русском фольклоре немало сказок о солдате - неунывающем весельчаке, который и кашу из топора сварит, и черта перехитрит, и в добром деле поможет. На эту фольклорную традицию и опирался писатель при создании своего Теркина.

все-таки Теркин - не копия фольклорного героя. Он - один из многих. Ему известна тоска по родным, оставшимся в Смоленской стороне. Он познал горечь отступления и, пробираясь по русской земле к своим, заходил в крестьянские хаты и прятал от хозяек глаза, как будто он один виноват в поражении в первый месяц войны.

В фольклоре внутренний мир человека подробно не изображается, а Твардовскому как раз интересна душа человека на войне. Писатель показывает войну глазами обыкновенного солдата, войну непарадную, когда героизм не виден. Эпизоды с отступлениями.

Герой – лидер. Изначально необычный, потом обыкновенный (стремление к типизации). две войны – первая финская кампания, и вторая мировая. Обобщенный образ, раздваивается в конце (Василий и Иван Теркины. Потеря сына). Стремление к правде – и у героя, и у автора. Образ автора важен и выходит на первый план (начинает и заканчивает поэму). Автор и герой – крестьяне.

Постепенно образ Теркина все больше приобретает черты обобщенные, почти символические. Герой олицетворяет собой народ:

В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный,

Русский чудо-человек.

Помимо Теркина и второстепенных персонажей, в книге важную роль играет автор-поэт. Автор – посредник между героем и читателем, ведет свободный разговор с читателем, присутствие которого тоже ощущается в поэме. Кроме "эпических" глав в книге есть четыре "лирические" главы "От автора". В них автор то представляет своего героя читателю, то размышляет о сюжете самой книги. Чувства и мысли Теркина – это в то же время чувства и мысли самого автора и всего народа.

С читателем постоянно ведется доверительный разговор, вопросы. автор уважает “друга-читателя”, а потому стремится донести до него “правду сущую” о войне. Автор ощущает свою ответственность перед читателями

Тема 9
ПОЭМА

^ А. Т. ТВАРДОВСКИЙ. «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН»
I вариант
1. Какой подзаголовок имеет поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин»? В чем своеобразие ее композиции? Почему поэт пишет, что «на войне сюжета нету» и что книга «без начала и конца»?

Поэма А. Т. Твардовского называется еще «Книга про бойца». Композиция ее связана с тем, как поэма создавалась. Писал ее поэт «на войне, в пыли походной». Отдельные главы появлялись в периодической печати, поэтому каждая из них представляет собой законченное произведение, а вся книга - собрание этих глав, соединенных одним героем - Василием Теркиным и общей темой - жизнью человека на войне.
^ 2. Какие качества героя поэмы позволили автору сказать: «Теркин дорог на войне»?

Теркин показан отважным бойцом, хорошим товарищем, мастером на все руки (едва солдата.), бывалым солдатом. Но кроме этого, он прекрасный рассказчик, балагур, человек, не теряющийся в самой критической ситуации. Его «политбеседа» - никогда «не унывай» - поддерживает и его самого, и товарищей по оружию.
3. Прочитайте отрывок из главы «На Днепре». Какова его основная мысль? Какой жанр поэзии этот отрывок напоминает? Чем? С какой целью, как вам кажется, он включен в поэму?

Мать-земля моя родная,

Сторона моя лесная,

Приднепровский отчий край,

Здравствуй, сына привечай!
Здравствуй, пестрая осинка,

Ранней осени краса,

Здравствуй, Ельня, здравствуй, Глинка,

Здравствуй, речка Лучеса...
Мать-земля моя родная,

Я твою изведал власть,

Как душа моя больная

Издали к тебе рвалась!
Я загнул такого крюку,

Я прошел такую даль,

И видал такую муку,

И такую звал печаль!
Мать-земля моя родная,

Дымный дедовский большая,

Я про то не вспоминаю,

Не хвалюсь, а только так!..
Я иду к тебе с востока,

Я тот самый, не иной.

Ты взгляни, вздохни глубоко,

Встреться каково со мной.
Мать-земля моя родная,

Ради радостного дня

Ты прости, за что - не знаю,

Только ты прости меня!..
Основная мысль - любовь к родине, к отчему краю. «Тихая» родина, смоленская сторона дорога герою и любима им, ему больно при мысли о том, как настрадались земляки во время оккупации.

Этот отрывок-монолог напоминает народную лирическую песню: тут и обращение к земле как к живому существу, матери; повторы, инверсии. Сильно лирическое начало: оно в открытом проявлении чувств (любви, сострадания, боли, любования) и в художественной ткани поэмы (например, выражение «дымный дедовский большак» - необыкновенно емкое: большак - широкая дорога, по которой гонят теперь врагов-фашистов, как когда-то в 1812 году французских завоевателей - поэтому «дедовский», «дымный» - от орудийных взрывов, пожаров - это эпитет, определяющий войну, беду. А может быть, смысл еще один: «дымный», т. е. «пыльный», от того, что по дороге движется много людей, а это значит - война уходит на запад, Россия скоро будет освобождена. Таким образом передается целая гамма чувств - радости, гордости, уважения к прошлому и любви к родине.
^ 4. Определите размер, каким написана поэма «Василий Теркин», вспомнив несколько строчек из прочитанных глав.

Перепра́ва, перепра́ва - - / ᴗ́ - / - - / ᴗ́ - 3, 7

Пу́шки бью́т в кроме́шной мгле́ ᴗ́ - / ᴗ́ - / ᴗ́ - / ᴗ́ 1, 3, 5, 7

Бо́й иде́т свято́й и пра́вый, ᴗ́ - / ᴗ́ - / ᴗ́ - / ᴗ́ - 1, 3, 5, 7

Сме́ртный бо́й не ра́ди сла́вы ᴗ́ - / ᴗ́ - / ᴗ́ - / ᴗ́ - 1, 3, 5, 7

Ра́ди жи́зни на земле́. ᴗ́ - / ᴗ́ - / ᴗ́ - / ᴗ́ 1, 3, 5, 7
Поэма написана двухсложным размером с ударением на нечетном слоге, это хорей, есть стопы с пиррихием (т. е. без ударения), в каждой строчке 4 стопы: таким образом, это четырехстопный хорей.
^ 5. Какие из прочитанных глав поэмы вам понравились больше остальных? Почему? Каким в ней предстает главный герой?
II вариант
1. Прочитайте заключительные строфы поэмы Твардовского «Василий Теркин». Что важное в них сообщается? Кому посвятил свое произведение автор?

В дождь, укрывшись плащ-палаткой,

Иль зубами сняв перчатку,

На ветру, в лютой мороз,

Заносил в свою тетрадку

Строки, жившие вразброс. (...)
Повесть памятной годины,

Эту книгу про бойца,

Я и начал с середины

И закончил без конца.
С мыслью, может, дерзновенной

Посвятить любимый труд

Павшим памяти священной,

Всем друзьям поры военной,

Всем сердцам, чей дорог суд.
Поэма «Василий Теркин» создавалась А. Т. Твардовским в годы Великой Отечественной войны. Поэт посвятил ее всем воинам, прошедшим дорогами войны и с победой вернувшимся в 45-м домой, и светлой памяти тех, кто погиб, не дожил до дня Победы. А. Т. Твардовский назвал поэму «книгой про бойца». Отсутствие привычного сюжета, ведь «строки, жившие вразброс» - это главы поэмы, написанные прямо на фронте и тут же публиковавшиеся.
2. Поэма «Василий Теркин» была очень популярна у читателей-бойцов. Они присылали автору множество писем, предлагая свои сюжеты. Как вы думаете, почему герой Твардовского так всем полюбился?

Популярность Теркина связана с тем, что этот «парень свой», «обыкновенный» жил на войне теми же заботами, думами, чувствами, что и сотни участников грозных событий. Все стороны военной жизни, суровые испытания переживает герой Твардовского. За его «обыкновенностью» - истинный русский характер. Он хороший работник, храбрый воин, славный товарищ, человек, не унывающий в любых обстоятельствах, способный поспорить с самой смертью; патриот «стороны своей родной», который «ради жизни на земле» готов вынести и непомерные тяготы воинских будней.

То серьезный, то потешный,

Нипочем что дождь, что снег, -

В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный,

Русский чудо-человек...
3. Рефреном называется группа слов или несколько строчек, повторяющихся в произведении. Найдите в приведенной строфе такой рефрен (строчки, уже встречавшиеся в других главах). Как вы думаете, для чего именно такой рефрен включен Твардовским в поэму?

Фронт налево, фронт направо,

И в февральской вьюжной мгле

Страшный бой идет, кровавый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.
Последние три строчки строфы можно назвать рефреном поэмы. Повтор их не случаен. В этих строках заключена очень важная мысль, в которой выражается авторская оценка событий.
^ 4. Как вы понимаете значение строк:

Вот стихи, а все понятно,

Все на русском языке?..
В них идет речь о языке поэмы, который не только «понятен» всем русским, но и легок, строчки запоминаются сами собой, «западают в душу». Поэма написана живым разговорным языком: это или диалог автора с читателем, или Теркина с другими героями (Однополчанами, генералом, дедом и т. д.). Поэма близка к устному народному творчеству, в ней много пословиц, поговорок, шуток; песенных и даже плясовых ритмов; много острых разговорных словечек. Лирика переплетается с шуткой, высокая патетика с обыденностью. Все так же разнообразно, как бывает в жизни.
^ 5. Кому, кроме Теркина, принадлежит главная роль в поэме? Чем вас привлекает этот герой?

В этой поэме необыкновенно сильно лирическое начало. Часто автор целую главу отводит своим размышлениям («От автора», «О себе») или говорит «от себя»; иногда даже трудно различить, где автор, а где герой. Понятно одно, что перед нами не только поэт, умный собеседник, но прежде всего человек, любящий родину, понимающий солдатское братство.

^ ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
5 класс
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
I вариант
1. Прочитайте описание портрета героя книги. Вспомните, в каком произведении встретился этот персонаж:

а) М. Твен. «Приключения Тома Сойера»;

б) Д. Дефо. «Робинзон Крузо»;

в) А. Линдгрен. «Приключения Калле Блумквиста».

Итак: волосы русые, зачесаны назад, глаза карие, нос прямой, немного выступающие вперед зубы, крупный подбородок, серый костюм, коричневые ботинки, шляпы нет, коричневый чемодан, называет себя (...). Как будто все. Да, вот еще, маленький красный шрам на правой щеке.
Это описание примет дяди Эйнара, которое составил юный детектив Калле из повести А. Линдгрен (в ).
^ 2. Кому из героев прочитанных вами книг пришлось пережить страшную грозу во время своих приключений:

а) Калле Блумквисту и Андерсу;

б) Тому Сойеру и Геку Финну;

в) Саймону и Питеру?

Буйный, взбесившийся ветер с неистовым воем пронесся по лесу, и все заголосило вслед за ним. Ослепительные молнии одна за другой сверкали почти непрерывно, раскаты грома не смолкали ни на миг. Хлынул неистовый ливень, и нараставший ураган, свирепея, гнал его над землей сплошным водопадом.

Мальчики что-то кричали друг другу, но воющий ветер и громовые раскаты совсем заглушали их крик. Наконец, они один за другим кое-как добрались до палатки и забились под нее, перепуганные, мокрые, продрогшие; с их одежды ручьями струилась вода, но их утешало хоть то, что они терпят беду вместе. Разговаривать они не могли бы, даже если бы буря не заглушала их голосов, - так яростно хлопал над ними старый парус. Гроза все усиливалась; наконец порыв ветра сорвал парус со всех его привязей и унес прочь. Мальчики схватились за руки и, поминутно спотыкаясь и набивая себе синяки, бросились бежать под защиту огромного дуба, стоявшего на берегу. Теперь битва была в полном разгаре. При непрерывном сверкании молний все вырисовывалось с необычайной ясностью, отчетливо без теней: гнущиеся деревья, бушующая река, вся белая от пены, крутые бегущие гребни, смутные очертания высоких утесов на другом берегу, видневшихся сквозь гущу туманов и косую завесу дождя. То и дело какой-нибудь лесной великан, побежденный в бою, с треком валился на землю, ломая молодые деревья; неослабевающие раскаты грома превратились в оглушительные взрывы, резкие, сухие, невыразимо ужасные. Под конец гроза напрягла все свои силы и забушевала над островом с такой небывалой яростью, что казалось, она разнесет его в клочья, сожжет его, зальет водой по самые верхушки деревьев и до смерти оглушит всякое живое существо, - и все это в одну секунду, мгновенно. То была страшная ночь для бесприютных детей.
Правильный ответ: (б )
^ 3. Каких художественных средств больше в этом отрывке:

а) олицетворений, б) сравнений или в) эпитетов?

Докажите свое мнение.

(в ) В этом отрывке больше эпитетов : буйный ветер, с неистовым воем, ослепительные молнии, неистовый ливень, огромный дуб, бушующая река и т. д.

Есть и олицетворения. Но их меньше. Взбесившийся ветер с неистовым воем пронесся по лесу (как будто ветер - живое существо). Или: под конец гроза напрягла все свои силы и забушевала над островом (о грозе тоже говорится, как о человеке).
4. В книге Д. Даррелла «Говорящий сверток» герои попадают в фантастическую страну Мифландию. Они встречаются с необыкновенными существами... Вспомните, как называется описанное существо: а) единорог; б) василиск; в) феникс.

По всей долине по обоим берегам реки сидели (...), словно огромные, многоцветные и сверкающие орлы. Они сидели, распустив крылья, как делают бакланы, когда сохнут на скалах. Под каждой птицей в гнезде мелькало и трепетало пламя. И вдруг одно из гнезд вспыхнуло и извергнулось, как вулкан. Длинные оранжево красные, голубые и желтые языки взметнулись вверх, окутали сидевшую в гнезде птицу и мгновенно обратили ее в пепел. Она осталась сидеть, как гигантская копия самой себя из серовато-белого пепла. Огонь утих, (...) стал постепенно рассыпаться по перышку, по перышку, потом и вся птица с тихим шуршанием, похожим на глубокий долгий вздох, опала обратно в огненное гнездо. Спустя мгновение опять показались язычки пламени, и в глубине гнезда дети увидели маленького яркого разноцветного птенца, бившего крыльями и рвавшегося наружу. Наконец он вырвался из пламени и взмыл вверх, над долиной, как ласточка, вместе с сотнями других.
Правильный ответ: (в )
^ 5. Многие истории, рассказанные знаменитым бароном Мюнхгаузеном из книги Э. Распе, происходили на охоте. Прочитайте начало одной из них. Как она называется:

а) «Искры из глаз»;

б) «Необыкновенный олень»;

в) «Удивительная охота»?
Расскажите эту историю до конца.

Впрочем, со мной случались чудеса и почище. Иду я как-то по лесу и угощаюсь сладкими, сочными вишнями, которые купил по дороге.

И вдруг прямо передо мной - олень! Стройный, красивый, с огромными ветвистыми рогами!

А у меня, как назло, ни одной пули!

Олень стоит и преспокойно глядит на меня, словно знает, что у меня ружье не заряжено...
(б ) Рассказ завершается так: Мюнхгаузен зарядил ружье вишневой косточкой и выстрелил, но она, казалось, не причинила оленю никакого вреда, и он скрылся в чаще. Барону было жаль упустить такого чудесного зверя.

Через год Мюнхгаузен охотился в том же лесу. И вдруг увидел необыкновенное зрелище: из чащи вышел олень с вишневым деревцем, растущим среди рогов. Охотник сразу догадался, откуда оно взялось, и одним выстрелом добыл и жаркое, и вишни для компота.
II вариант
^ 1. По портрету героя определите, из какой книги он взят:

а) А. Линдгрен. «Приключения Калле Блумквиста»;

б) М. Твен. «Приключения Тома Сойера»;

в) Д. Дефо. «Робинзон Крузо».

Это был красивый малый высокого роста, безукоризненного сложения, с прямыми и длинными руками и ногами, небольшими ступнями и кистями рук. На вид ему можно было дать лет двадцать шесть (...). Волосы у него были черные, длинные и прямые, и не завивались, как овечья шерсть, лоб высокий и открытый, цвет кожи не черный, а смуглый, но не того противного желто-бурого оттенка, как у бразильских или виргинских индейцев, а скорее оливковый, очень приятный для глаз, но который не так легко описать. Лицо у него было круглое и довольно пухлое, нос небольшой, но совсем не приплюснутый. Ко всему этому у него были быстрые блестящие глаза, хорошо очерченный рот с тонкими губами и правильной формы, белые, как слоновая кость, превосходные зубы.
Это портрет Пятницы из книги д. Дефо.Робинзон Крузо
^ 2. Прочитайте диалог. Какие герои ведут этот разговор:

а) Питер и Саймон (Д. Даррелл. «Говорящий сверток»);

б) Том, Гек и Джо Гарнер (М. Твен. «Приключения Тома Сойера»);

в) Калле и Андерс (А. Линдгрен. «Приключения Калле Блумквиста»)?

Мрачно нахмурив брови, скрестив руки на груди, он командовал негромким, суровым шепотом:

Круче к ветру!.. Уваливай под ветер!

Есть, сэр!

Так держать!

Есть, сэр!

Держать на румб!

Есть держать на румб, сэр!

Так как мальчики ровно и спокойно гребли к середине реки, все эти приказания отдавались «для виду» и ничего, собственно, не означали.

Какие подняты на корабле паруса?

Нижние марсели и бом-кливера, сэр!

Поднять бом-брамсели! Живо! Десяток матросов на форстень-стаксели! Пошевеливайся!

Есть, сэр!

Клади руль под ветер! Лево на борт! Будь наготове, чтобы встретить врага! Лево руля! Ну, молодцы! Навались дружней! Так держать!

Есть, сэр!
Это разговор Тома, Гека и Джо Гарнера из книги М. Твена «Приключения Тома Сойера».
^ 3. О каком мифологическом животном из придуманной Д. Дарреллом Мифландии идет речь в этом отрывке: о драконе, василиске или грифоне?

На гребень холма важной поступью вышел (...), похожий на гигантского разноцветного петуха. Он остановился, огляделся вокруг, жестокие зеленовато-золотистые глаза его сверкали, чешуя отливала зеленым, золотым и красным. Когда он повернул голову, Пенелопа услыхала, как зашуршали и заскрипели тершиеся друг о друга чешуйки, увидела, как из ноздрей показались струйки голубоватого дыма, а из клюва вместе с дыханием вырвались крошечные язычки оранжевого пламени. (...) внимательно оглядел долину, дернул, как кошка, направо-налево раздвоенным хвостом, нагнул свою большую петушью голову и принялся обнюхивать землю, тихо, но злобно рыча.
Правильный ответ: (б )

Среди поэтических произведений, созданных в годы Вели­кой Отечественной войны, особое место занимает поэма Алек­сандра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин». Особое потому, что в военные годы ведущее место принадлежало ли­рике, что объяснялось необходимостью дать непосредствен­ный отклик на быстро меняющиеся события. Но Твардовский, находясь в тех же условиях, сумел создать эпическое произве­дение в стихотворной форме, в котором показал и восславил лучшие черты русского национального характера. Поэма «Василий Теркин» имеет авторский подзаголовок: «Книга про бойца». Ее героем является рядовой солдат. Пред­ставляя своего героя, Твардовский пишет: Теркин - кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный. Впрочем, парень хоть куда. Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе. Тем самым автор подчеркивает типичность своего героя, в его образе обобщены лучшие черты русского народа. Солдатская жизнь была знакома Твардовскому не пона­слышке. Он сам был с осени 1939 года в действующей армии и начинал свой боевой путь в звании рядового. Будучи к тому времени уже довольно широко известным поэтом, он активно печатался в армейских газетах. Именно работая в них, в пери­од финской кампании 1939 - 1940 годов, он и создал впервые образ Василия Теркина. Поначалу это был персонаж в основ­ном юмористического плана, но уже тогда его популярность среди солдат была столь велика, что многие считали Теркина реально существующим человеком. Стихотворный зачин к юмористической серии фельетонов и рисунков о Васе Терки­не послужил поэту отправной точкой для «настоящего», как он сам называл, «Василия Теркина». Но «настоящий» Теркин был уже не фельетонным персона­жем, а живым, полнокровным реалистическим образом. Он со­хранил как определяющую черту своей натуры оптимистичес­кий, неунывающий характер, склонный к юмору, но приобрел и многие другие качества, присущие русскому солдату: жизне­стойкость, храбрость, чувство товарищества, особенно необхо­димое на фронте, смекалку и самообладание, а главное - непо­казной патриотизм, составляющий духовный стержень его личности. Лучшие его качества проявляются в те моменты, когда боевая обстановка становится критической и от находчиво­сти и мужества Теркина зависит судьба многих его товари­щей и командиров. Такой эпизод изображен, например, в главе «Переправа». Первый взвод, в котором служит Теркин, переправился через водный рубеж и закрепился на правом берегу. Осталь­ным же переправиться не удалось: снаряд взорвался посреди понтонов. Густо было там народу - Наших стриженых ребят… Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно… О судьбе первого взвода товарищам ничего не известно. В тре­вожном ожидании проходит ночь, а на рассвете… …Два бойца сидят в дозоре Над холодною водой… Видят, маленькая точка Показалась вдалеке: То ли чурка, то ли бочка Проплывает по реке?.. Дозорные долго гадают, что это может быть. Один из них даже высказывает предположение, что это засланный к ним в тыл фриц. Но товарищ ему отвечает: - Нет. А может, это Теркин? - Кто-то робко пошутил. Бойцы не могут поверить, чтобы их товарищ пустился вплавь через реку в ледяной ноябрьской воде. Но это оказыва­ется именно он, Василий Теркин, который нашел единствен­но возможный способ связаться со своими. Его, окоченевше­го, принесли в санчасть. Положили для просушки, Стали спиртом растирать. Растирали, растирали… Вдруг он молвит, как во сне: - Доктор, доктор, а нельзя ли Изнутри погреться мне, Чтоб не всё на кожу тратить? Дали стопку - начал жить, Приподнялся на кровати: - Разрешите доложить… Взвод на правом берегу Жив-здоров назло врагу!.. Выполнив тяжелейшее боевое задание, озябший и продрог­ший, Теркин не может обойтись без шутки, балагурства, вселяя тем самым оптимизм в души своих товарищей. Именно таким был типический образ русского солдата. Народность образа Василия Теркина подтверждается еще и тем обстоятельством, что многие участники войны восприни­мали его как живого человека. На его имя приходили письма. А в послевоенные годы многие бывшие фронтовики писали самодеятельные дополнения и продолжения книги про бойца Твардовского. Это ли не всенародное признание литературного героя и его создателя! Такая высокая оценка и всенародный успех «Василия Тер­кина» вызваны были тем, что Твардовский отличался превос­ходным знанием народной жизни, русского национального характера, а главным его художественным принципом была жизненная правда. Он был несгибаемым выразителем «правды сущей, правды, прямо в душу бьющей, да была б она погуще, как бы ни была горька». А важнейшим свойством его таланта был гибкий, меткий, тяготеющий к народной шутке, послови­це русский язык. Язык, который был понятен каждому читате­лю книги про бойца.

Урок литературы в 8-м классе "Русский чудо-богатырь!" (по поэме А.Т. Твардовского "Василий Теркин")

Эпиграф к уроку:

Богатырь не тот, что в сказке –

Беззаботный великан,

А в походной запояске,

Человек простой закваски, …

В муках твёрд и в горе горд…

А. Т. Твардовский.

«Василий Тёркин».

Цели урока: 1) раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войны; помочь учащимся осознать истоки нашей победы;

2) совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; составлять связный текст по заданным вопросам; развивать навыки актёрского мастерства;

3) пробудить интерес к истории войны, истории своей семьи; вызвать эмоциональный отклик при беседе о войне; способствовать воспитанию патриотических чувств.

Оформление доски: эпиграф к уроку, портрет А. Твардовского, картина

Ю. Непринцева «Отдых после боя»

Ход урока:

I. Беседа.

Учитель: Перевёрнуты последние страницы поэмы «Василий Тёркин».

Вам понравилась она? Расскажите, что именно понравилось в ней.

Учитель: Какой подзаголовок имеет это произведение? Почему?

| «Книга про бойца».

Учитель: В каких условиях и когда А. Твардовский писал это произведение.

| - Писал в годы войны.

Первые главы появились в 1942 г.

Был военным корреспондентом во фронтовых газетах.

Участник войны, несколько раз выходил из окружения.

Был там, где был его герой и читатели его произведения.

Вместе с бойцами сам испытал тяготы войны.

в дождь, укрывшись плащ – палаткой,

Иль, зубами сняв перчатку,

На ветру, в лютый мороз,

Заносил в свою тетрадку

Строки, жившие вразброс

Я мечтал о сущем чуде:

Чтоб от выдумки моей

На войне живущим людям

Было, может быть, теплей

Учитель: К. Симонову принадлежат такие строчки об этой поэме: «Василий Тёркин – это лучшее из всего написанного о войне. И чтобы написать так, как написано это, никому из нас не дано».

Учитель: Что представляет собой каждая глава поэмы?

| - Каждая глава – самостоятельное произведение. Всего их 30

глав.

Но они объединены одним главным героем – Василием

Тёркиным.

| - Поэма создавалась в страшные годы войны.

могли знать предыдущих глав.

Они читали то, что попадалось им в руки, но им было понятно, о чем эта поэма.

Учитель: Понравилась ли поэма бойцам? Как они отнеслись к ней?

| - Книга стала очень популярной.

Она стала дорога каждому бойцу.

Они хранили её за голенищем сапог, за пазухой, в шапке.

Им полюбился главный герой.

Каждый хотел быть похожим на него.

Благодаря этой книге в каждой роте появились свои В. Тёркины, свои балагуры, свои весельчаки.

Василий Тёркин стал душой солдат.

Вместе с Тёркиным бойцы поднимались на новые атаки.

Они легче переносили все тяготы войны, все лишения.

Учитель: Как вы думаете, Василий Тёркин – это реальное лицо?

| - Василий Тёркин – это собирательный образ. Такого человека на самом деле не было.

Но были бойцы, чем-то похожие на него.

Василий Тёркин – это вымышленный герой от начала до конца.

Учитель: Ребята, А. Твардовский, в поэме через своего героя хотел показать, каким должен быть боец, или были у него другие цели?

Учитель: Боец Байдужий говорил: «Ваша поэма – энциклопедия фронтовой жизни бойца».

Энциклопедия – это научное справочное пособие.

Учитель: Бойцам книга очень понравилась. Они полюбили главного героя.

А вам нравится Василий Тёркин? Какой он? Что вы хотите сказать о нём?

Мужественный, смелый, бесстрашный, храбрый воин.

Совершал героические подвиги:

Он переплыл реку (глава «Переправа»), сбил из винтовки немецкий самолет

(глава «Кто стрелял?»)

Хороший друг, настоящий боевой товарищ. Его все любили.

Тактичный. Отличный гармонист (глава «Гармонист»)

Оптимист. Никогда не падал духом, никогда не унывал.

Всегда шутил. Этим поднимал настроение солдат.

Уважает старших (глава «Два солдата»)

Смекалистый.

Умный, рассудительный.

Мастер на все руки – починил часы, сделал развод у пилы.

Любит Родину.

Чтение эпиграфа: Богатырь не тот, что в сказке

Беззаботный великан,

А в походной запояске,

Человек простой закваски, …

В муках твёрд и в горе горд…

А. Т. Твардовский.

«Василий Тёркин».

Учитель: Благодаря таким солдатам, как Василий Тёркин, была одержана победа над врагом. Ведь немцы дошли почти до Москвы.

II. Работа по картине Ю. Непринцева «Отдых после боя».

Учитель: Кого вы видите на картине? Что можете сказать о Василие Тёркине?

| На картине мы видим бойцов, отдыхающих после боя. Общим вниманием завладел Василий Тёркин, бывалый солдат, балагур и весельчак. Плотным кольцом окружили его боевые друзья. Они смеются, значит, Василий Тёркин рассказывает о чём-то смешном. Но сам он при этом серьёзен, только где-то в уголках рта да в прищуре глаз прячется озорная усмешка. Но и в эту весёлую минуту - характерная черта – Василий Тёркин не позабыл поставить свою винтовку прикладом вниз на носок сапога.

Хорошо, как есть такой

Парень на походе.

III. Проверка домашнего задания.

Учитель: дома вы должны были выписать из произведения определения, характеризующие Василия Тёркина. Прочитайте, пожалуйста, их.

«Лихой солдат»

«Богатырь»

«Человек простой закваски»

«Серьезный, потешный»

«Святой и грешный

Русский чудо-человек»

«В муках горд и в горе твёрд»

«Только взял гармонь трёхрядку

Сразу видно – гармонист»

«Любимец взводный»

«Орёл»

«Ну просто воин»

«Русский труженик – солдат»

«Жизнью Тёртый человек

IV. Продолжение беседы.

Учитель: Итак, вы прочитали поэму «Василий Тёркин». Как читается произведение?

(легко)

Учитель: Почему?

| - написал интересно.

| - написал живым народным языком.

Поэма близка к устному народному творчеству (много пословиц,

поговорок, шуток, юмора)

Учитель: Попробуем найти юмор в произведении

1. Глава «Переправа»

Василий Тёркин просит погреться изнутри.

Дали ему 1 стопку, но он просит ещё.

2. Глава «Кто стрелял?»

Василий Тёркин рассуждает, в какое время года лучше погибнуть на войне?

Вывод: бойцам неохото умирать ни в какое время года, каждое время года прекрасно по-своему.

Каждому хочется вернуться домой живым и невредимым.

Василий Тёркин сбил немецкий самолёт из винтовки, а потом даже сам испугался.

Сержант говорит, что орден получил, как с куста.

Василий Тёркин отвечает:

Не горюй, у немца этот

Не последний самолёт.

3. Глава «На привале»

Тёркин просит у повара добавки.

Слова Василия Тёркина о слепом танке.

Рассуждение Василия Тёркина о малом, среднем и главном сабантуе.

V. Учитель – Но не только отдельные отрывки, но и целые главы вызывают смех.

Инсценирование главы «О награде».

Что можно сказать из этой главы о Василие Тёркине?

| - Смешной

| - Хочет вернуться домой живым и невредимым.

| - Если уж вернется, то без награды никак нельзя..

Инсценирование главы «Два солдата».

Каким мы здесь видим Василия Тёркина?

| - Мастер на все руки: починил часы, сделал развод у пилы.

Уважает старых людей.

Не теряется в любых обстоятельствах.

Инсценирование главы «Смерть и воин»

| Это сказочная глава

Теркин ранен, потерял много крови.

Он бредит.

Ему мерещится, будто за ним пришла сама смерть, но он не даётся ей.

VI. Вывод.

Учитель: Поэма «Василий Тёркин» - это поэма не только о Василие Тёркине. Эта поэма о бойцах, тружениках войны. Они храбро защищали нашу Родину.

Низкий им поклон за это.

Многие из них остались на полях сражений.

VII. Минута молчания.

VIII. Подведение итогов урока.

IX. Домашнее задание. Создать словесный портрет – памятник Василию Тёркину, любимцу народа.

Литература.

Гришунин А. Л. Творчество Твардовского. – М., 1998

Романова Р. М.Александр Твардовский. Страницы жизни и творчества. – М., 1989.

Турков А. М. Твардовский – М., 1970.