Изба старуха челюстью порога. Размер и рифмовка. Литературное направление и жанр

«О красном вечере задумалась дорога...» Есенина С.А.

С.А. Есенин — признанный мастер создания среднерусского пейзажа, характерной особенностью которого является органическая связь мира природы с крестьянской жизнью. Эта черта ярко проявилась в стихотворении « », где уже в первой строфе возникает запоминающийся образ избы-старухи.

В творчестве новокрестьянских поэтов (кроме С.А. Есенина, к этому поэтическому течению относят также Н. Клюева, С. Клычкова и ряд других авторов) изба предстает особым и, пожалуй, самым главным символом крестьянского жизненного уклада. Существует даже понятие «избяной космос», в котором с образом избы связано значение центра мироздания. Издревле в жизни деревенского человека изба занимала основополагающее место, вокруг которого и вращались все остальные жизненные ценности.

В есенинском стихотворении образ избы одухотворен. Это подчеркивает метафора: «Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины». В ней также проявляется еще один важнейший образ крестьянской жизни — образ хлеба, так как слово «мякиш» ассоциативно связано именно с ним. Создается впечатление, что в избе пахнет свежим хлебом.

Эти строки передают очарование тихого деревенского вечера, неповторимого уюта сельского жилья. Изба, двор, хлев окружены атмосферой покоя и дремы, но центральной темой в стихотворении становится не любование красотой пейзажа, хотя С.А. Есенин, безусловно, создает поэтичную картину вечерней природы. Однако образ красного вечера здесь подчеркивает и другую тему — тему ухода человека в мир иной («Кого-то нет, и тонкогубый ветер О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи», «Кому-то пятками уже не мять по рощам Щербленный лист и золото травы»). При этом автор пишет об ушедшем неопределенно, завуалировано. Возможно, в данном случае это своеобразный прием создания типизации, ведь «каждый в мире странник» (как напишет С.А. Есенин через восемь лет в стихотворении «Отговорила роща золотая... (1924)). Образ белой дороги в связи с этим приобретает широкое символическое значение жизненного пути каждого человека, по мере которого вокруг сгущается хмарь, а в конце человека ждет тог самый скользкий ров. Этот образ подчеркивает зыбкую границу между жизнью и смертью. Неслучайно в четвертой строфе возникает образ совы (по древним поверьям это предвозвестник смерти).

Умиротворенная картина, таким образом, оказывается обманчивой. Осенний холод, вечер предвещают скорый закат жизни. Тем более дорогим и уникальным в есенинском миропонимании выглядит этот красный вечер. Определение «красный», помимо цветового образа заката солнца, имеет дополнительное значение — «красивый».

С.А. Есенин чрезвычайно любил цветовые эпитеты, а в этом стихотворении они становятся центральным изобразительно-выразительным средством («красный вечер», «синь стекла», «желтоволосый отрок», «зола зеленая из розовой печи», «золото травы» и, наконец, «дорога белая»). Поэт невольно любуется всем этим калейдоскопом жизни и сравнивает себя с желтоволосым отроком, вспоминая детский наивный взгляд на мир.

Туман, холод, «пахучий мякиш тишины» — все эти образы создают неповторимый художественный эффект восприятия картины мира, при котором оказываются задействованы практически все органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание). Этот прием создает неповторимый эффект погружения в художественное пространство стихотворения.

При этом все детали пейзажа по-язычески обожествляются, наделяются душой и характером: дорога задумалась, изба жует «пахучий мякиш тишины», холод крадется, зола из печки обнимает трубу, ячменная солома нежно охает. И на фоне всей этой самобытной жизни вдруг слышится тягучий вздох. Может быть, это крик совы, а скорее — печальный вздох самого лирического героя, думающего о бренности всего живущего в этом прекрасном и гармоничном мире.

Художественное пространство в этом стихотворении представлено в разных ракурсах: лирический герой то смотрит на крестьянское хозяйство снаружи, то вместе с желтоволосым отроком пытается изнутри через синее стекло разглядеть «галочью игру».

Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога...» имеет тщательную звуковую организацию. В нем есть прекрасные аллитерации («Сквозь синь стекла...» (с), «Зола зеленая из розовой печи...» (з)) и ассонансы («Кусты рябин туманней глубины..» (у)).

Поэзия и природа у С. Есенина - как два взаимоотражающихся зеркала, два опрокинутых друг в друга мира. Всё, что живёт, дышит, цветёт - это живая душа, способная дать человеку покой и внутреннюю гармонию. Образы природы у поэта воплощают его мировосприятие, настроение, самочувствие.
Анализ стихотворения « О красном вечере задумалась дорога...» позволит нам проникнуть в поэтический мир Есенина, столь цветной и разнообразный. В первых строках этого лирического произведения обращает на себя внимание одухотворенность мира. Основной художественный приём, который использует поэт, - персонификация как совокупность различных олицетворений. В стихотворении оживлено всё живое, овеществлено всё абстрактное. Природа здесь живёт, она находится в движении.
Такое восприятие окружающего мира, одушевлённого, преображающегося, движущегося, поэт почерпнул в народных сказках и поверьях:
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Жуёт пахучий мякиш тишины.
Вся система образов стихотворения зиждется на этом чувстве движения и превращений, совершающихся в мире, на чувстве единства человека с природой, со всем живым на земле. Однако в стихотворении есть «кто-то», кого уже нет в этой гармонии чувств. Кажется, будто поэт говорит о человеке, покинувшем яркий самобытный мир русской деревни и природы, но слившемся с ней.
Сколько красоты и богатства таится в глубоко человечном стихотворении! Удивительна способность поэта раскрывать читателю одну страницу жизни природы за другой, заряжать его искренним чувством любви к родине. Постепенно, не торопясь автор разворачивает перед нами один образ за другим, и они складываются в нашем сознании в единый образ родной земли: рябина, изба-старуха, осенний холод, желтоволосый отрок, «зелёная зола из розовой печи»... Как талантливый художник, пишет поэт один пейзажный набросок за другим. Только для картины он берёт не краски, а художественное слово:
Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щерблёный лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.
Будто случайно разбросаны разноцветные пятна на ткани стихотворного полотна. Слово обозначено определённым цветом и соответственно эмоциональным оттенком. Произведение рисует красный вечер, «синь стекла», белую дорогу. Цвет у Есенина изменяется - течёт, струится, движется в зависимости от характера освещения.
Первая строфа стихотворения красная, горяще-красная. Огненный цвет заката, который подразумевается под словосочетанием «красный вечер», в первой строке произведения переходит в следующей строке в ярко-красные «кусты рябины».
Тональность во второй строфе несколько меняется, и вслед за ней движется цвет. Теперь он жёлтый. Вечер как будто медленно погасает, мглою «крадётся» осенний холод. Но свет до конца ещё не исчез:
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
Третья строфа - это третья «фаза» заката: свет заходящего солнца уже так слаб, что освещённая им печь всего лишь розовая. Но Есенин и её заставляет гореть- «сверкать», написав золу «зелёной» краской. Однако это уже последнее цветовое усилие, в следующей строфе «золото травы» гасится тусклостью «щерблёного листа». В последних строках хмарь становится настолько густой, что цвет, прочертив, перед тем, как погаснуть, узор белой дороги по дну скользкого рва, уступает своё «коренное» место звуку. Внезапно наступившая темнота делает нас на какой-то момент времени слепыми, настолько изощряет звук, что в «тягучем вздохе» совы мы слышим ещё и призвук «тощего звона».
Необычным является то, что поэт на протяжении всего стихотворения пользуется основным, изначально выбранным художественным тропом - метафорой. Каждый образ представлен метафорически:
Осенний холод ласково и кротко
Крадётся мглой к овсяному двору...
Есенинский пейзаж не только очень свеж и ярок, он ещё и «пахнущ» и «звучащ». Запахи и звуки в стихотворении так же вещественны, как и краски:
Изба-старуха челюстью порога
Жуёт пахучий мякиш тишины.
Многогранность осеннего вечера раскрывается поэтом необычайно лирично и выразительно. Словно волшебная чарующая сказка, предстаёт перед нами это стихотворение. В центре поэтического пространства произведения - изба с незамысловатыми крестьянскими атрибутами: с порогом, «овсяным двором», поветью, хлевом. В образе «избы-старухи», изображённом на фоне догорающего вечера, чувствуется тихая грусть. Поэт, покинувший родной дом, теперь со стороны смотрит на него. Ощущение старости, жизненного заката таится в каждой строке стихотворения:
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.
Природа и дом хранят в себе воспоминания о человеке, покинувшем их. С того времени прошло немало лет. Теперь для поэта родина соединена ещё с одним образом, лишь одним штрихом обозначенным в стихотворении, - образом дороги:
Всё гуще хмарь, в хлеву покой и дрёма,
Дорога белая узорит скользкий ров...
Образ пути, возникший в произведении, важен для восприятия творчества Есенина в целом. Этот образ многозначен: деревенская дорога, уводящая поэта всё дальше и дальше от родной земли, жизненный путь человека, страны. Чувством скорого расставания поэта с миром близким, дорогим сердцу, ощущением потери чего- то драгоценного и важного проникнуто стихотворение «О красном вечере задумалась дорога».

Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога…» было написано Есениным в 1916 г. и напечатано в сборнике «Голубень» (1918). Есенин отдал это стихотворение вместе с пятью другими для публикации в газете «Биржевые ведомости» ещё в 1916 г., но через месяц отказался от публикации.

Описанный в стихотворении осенний деревенский вечер контрастирует с жизнью Есенина в большом городе (в 1916 г. он живёт в Петербурге). Очевидно, молодой человек скучал по родине и по прежнему образу жизни. Его сознание странно сочетало крестьянские ценности, любовь к родной природе и яркую образность, поэтическое новаторство, присущее поэтам начала 20 в.

Литературное направление и жанр

В 1916 г. Есенин сблизился с группой поэтов, которые впоследствии были названы новокрестьянскими. Это не было в прямом смысле слова литературное направление, у новокрестьянских поэтов не было ни манифеста, ни общей программы. Их объединяла крестьянская тематика творчества. Кроме того, Есенин и его старший наставник Клюев читали свои стихи в традиционных и несколько театральных крестьянских нарядах. Критики обвиняли Есенина в том, что стихотворения поэта – «утрированный лубок, пряник в сусальном золоте».

Жанр стихотворения – пейзажная лирика, в нём есть элементы идиллии и элегии. То есть стихотворение наполнено тоской по ушедшей идеальной жизни в деревне, лирический герой сожалеет о потере.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – осенний вечер в деревне, грёзы-воспоминания о прошлом, о родине и детстве. И пейзаж, и деревенский был одухотворены и оживлены. Основная мысль стихотворения связана с его настроением. Лирика осеннего вечера наталкивает лирического героя на мысль об утрате («кого-то нет»). Увядание и умирание дня, осенней природы и человека – звенья одной цепи. Смерть и увядание окружает лирического героя, но нужно уметь жить, зная о смерти, уметь видеть жизнь даже в увядании.

Композиция стихотворения подчинена основной мысли. Стихотворение состоит из 5 строф. В каждой строфе лирический герой пристально смотрит на разные объекты, как будто проходит по деревне. В первой строфе внимание сосредоточено на дороге, кустах, потом на избе. Во второй строфе мир виден глазами желтоволосого отрока, который из окна избы рассматривает двор и игру галок. Это детство самого лирического героя.

Третья, центральная строфа – сердце стихотворения. Печь традиционно считается самым главным элементом избы. В ней сосредоточена вся деревенская жизнь. Взгляд на её розовое нутро и на зелёную золу, выпадающую из неё, вызывает у лирического героя печальные мысли о ком-то, кто отсутствует в данной идиллической картинке. Этот отсутствующий человек не обязательно мёртв, он просто перестал быть частью сельского пейзажа, оторвался от родной природы, родного двора и избы: «Кому-то пятками уже не мять по рощам Щербленный лист и золото травы». Четвёртая строфа – плач по ушедшему человеку, «тяжёлый вздох» по нему самой природы, ветра.

Пятая строфа образует композиционное кольцо с первой. Та же дорога, которая мысленно привела лирического героя в родную избу, в его прошлое, уводит его прочь. А в родном дворе остаётся всё по-прежнему.

Тропы и образы

В основе всей образной системы стихотворения лежит олицетворение . В деревне, на родине лирического героя, живо всё. Дорога задумалась, зола обнимает трубу, ветер шепчет, вздыхает, целует клюв совы. Но явления природы и предметы не просто живы. Они антропоморфны и имеют определённые черты человеческого характера. Старуха сравнивается с избой (приложение изба-старуха ), у неё есть челюсть (это порог), которым она «жуёт пахучий мякиш тишины».

Осенний холод крадётся ласково и кротко (наречные эпитеты), ветер тонкогубый (эпитет). Тонкие губы нужны для свиста, а ещё злые люди часто поджимают губы. Может быть, ветер сердит на того, кто сгинул в ночи? В то же время, именно его тягучий вздох (эпитет) целует клюв нахохленной (эпитет), видимо, от ветра, совы. Вздох ветра начинает жить в стихотворении отдельной жизнью, он ныряет звоном тощим (метафора и метафорический эпитет).

Даже коровы кивают не просто так, а будто бы одобряя поступок лирического героя.

В образной системе языка важны цвета, звуки, запахи, даже вкус. Начало и конец стихотворения тонут во мраке (сравнительные степени прилагательных «кусты рябин туманней глубины» – «всё гуще хмарь» ). От начала стихотворения к концу мрак всё сгущается. Вечер перестаёт быть красным, небо тухнет. Дорога в сумраке кажется белой. Метафора узорит скользкий ров связана с каким-то промыслом, женской тоскливой работой (шитьём или вышиванием).

Образ дороги символичен. Это жизненный путь, который увёл из деревни лирического героя и теперь в воспоминаниях привёл обратно. Скользкий ров (эпитет), над которым извивается дорога – символ постоянной опасности, слепого случая. Это смерть, шагающая рядом с живущим.

Ещё два символа стихотворения сосредоточены в образах желтоволосого отрока и старухи-избы. Это воплощение детства и старости, сыновства и материнства, непрерывности жизни.

Неясные и туманные цвета начала и конца стихотворения в середине переходят в яркие и как бы овеществляются. Синь стекла – воплощение неба, желтоволосый отрок – символ самой жизни, зреющих хлебов. Чёрные галки оттеняют эти яркие краски и контрастируют с модернистским описанием печи.
Свет излучает не только печь, но и глаза отрока (лучит глаза), и белая дорога.

Тихие звуки вечера (метафора мякиш тишины) в стихотворении прерываются шёпотом ветра, вздыхающим овсом на губах коров. Резкие галочьи вскрики – самый громкий вечерний звук. Он появляется в середине стихотворения вместе с яркими красками. Но конец стихотворения тоже тонет в тишине: «клюв нахохленной совы» закрыт.

Неологизмы стихотворения созданы по существующей словообразовательной модели: хмарь, лучит, узорит.

Ассонанс и аллитерация рисуют звуки природы. Например, повторение звуков ш, ч в третьей и четвёртой строчке первой строфы – материальное воплощение тишины.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано пятистопным ямбом, женская рифма чередуется с мужской, рифмовка перекрёстная.

Лингвистический анализ художественного текста (стихотворение С.А. Есенина «О красном вечере задумалась дорога»)

Цель: выявление языковой специфики художественного произведения, тех речевых средств, которые помогают понять идейно-художественное содержание текста, позволяют интерпретировать его адекватно авторскому замыслу, а в целом – рассмотреть как феномен словесного искусства; способствовать развитию научно-исследовательских способностей учащихся.

О КРАСНОМ ВЕЧЕРЕ ЗАДУМАЛАСЬ ДОРОГА

1.О красном вечере задумалась дорога ,
2. Кусты рябин туманней глубины.
3. Изба-старуха челюстью порога
4. Жует пахучий мякиш тишины.

5. Осенний холод ласково и кротко
6. Крадется мглой к овсяному двору;
7. Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
8. Лучит глаза на галочью игру.

9. Обняв трубу, сверкает по повети
10. Зола зеленая из розовой печи.
11. Кого-то нет, и тонкогубый ветер
12. О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.

13. Кому-то пятками уже не мять по рощам
14. Щербленый лист и золото травы.
15. Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
16. Целует клюв нахохленной совы.

17. Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,
18. Дорога белая узорит скользкий ров...
19. И нежно охает ячменная солома,
20. Свисая с губ кивающих коров.

(С.А. Есенин)

(ЛАХТ учит наблюдать и думать, правильно классифицировать речевые явления, терминологически верно, логично, точно, аргументированно излагать свою точку зрения на предмет исследования, гармонично сочетать анализ и синтез. Способствует более адекватному восприятию произведения, глубокому проникновению в авторский замысел и помогает осознавать литературное произведение как феномен словесного искусства. Он является ключом читательской культуры в основе которой лежит осмысление художественного текста как познавательно-эстетической деятельности.

Одним из ярких произведений Сергея Есенина является стихотворение «О красном вечере задумалась дорога».

Стихотворение построено на основе контраста6 прошлое и настоящее изображается автором.

1.Жанр близок к идиллии. (Идилия-1) поэтическое произведение, изображающее идеализированную безмятежную жизнь на лоне природы. 2) Мирное, счастливое существование.

2. Тема. Тема Родины и неразрывного с нею детства. Как источник жизненных сил. Автор говорил об истинной любви к родной земле и неизбывной тоске вдали от неё. Говорил об идеальной человеческой жизни в родно краю. Звучит вечная тема жизни и смерти: смерть неизбежна; жизнь мимолетна, переходяща и прекрасна; природа гармонична; человек одинок; на смену одному поколению приходит другое.

2.а) Идея. Любовь, тоска по прошлому, ностальгия по Родине, невозможность вернуться в прошлое. Центральным образом в стихотворении является образ Родины.

3. Основную эмоциональную тональность стихотворения определяют грусть, тоска, боль. (Звучит в стихотворении боль, тоска, грусть. Такое стихотворение называется ЭЛЕГИЕЙ). Элегия – лирическое стихотворение проникнутое грустью, а также музыкальная пьеса такого характера.

4. Изобразительно – выразительные средства.

а) ярким фонетическим средством художественной выразительности являются ассонансы. (Ассонанс – повтор гласного или группы гласных) (5-я, 6-я строка – осенний холод ласково и коротко

крадется мглой к овсяному двору.

Наблюдается ассонанс на «о»,

Подчеркивает ощущение надвигающегося холода, чувство тревоги, напряжения, тоски, печаль.

18-я строка – Дорога белая узорит скользкий ров

Наблюдается ассонанс на «о»

Что подчеркивается словом ров? Ров – это длинное углубление, вырытое в земле, т.е. это опасность

Что означает слово дорога? Дорога – это жизнь

Говорится о том, что жизнь полна всего

Следовательно, «о» - волевой эффект данного стихотворения.

Особую эмоционально-смысловую нагрузку несут на себе многочисленные аллитерации.

Что такое аллитерация?

Аллитерация – повтор согласного или группы согласных, усиливающий звуковую выразительность художественной речи.

4-я строка. Жуёт пахучий мякиш тишины.

Наблюдается аллитерация на звуки ш, ч.

Подчеркивается тишина. Настоящее и прошлое.

Из настоящего происходит прорыв в прошлое.

10-я строка – Зола зеленая из розовой печи

Аллитерация на звук з

Задает радостную, светлую тональность.

11-я строка. Кого-то нет. И тонкогубый ветер

Аллитерация на звук т, н, к.

Очень напряженно звучит утрата – утрата прошлого, утрата детства, утрата лучшего. Эта строка является ролевым центром стихотворения

12-я строка – О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи

Аллитерация на звук – ш

Подчеркивается неизвестность, настоящее туманно, темно. Оно пронизано болью.

Б) Морфемные и словообразовательные особенности.

Пахучий (пахнущий)

Постоянно подчеркивается

Укажите слова, образованные сложением двух основ

Желтоволосый (Слово ассоциируется с хлебом, солнцем, жизнью)

Тонкогубый (Слово означает – злой, сердитый)

Укажите глаголы, образованные от существительных.

Лучит и узорит – образованы от существительных луч и узор (это слова с живой, внутренней формой). Он лучит глаза, как бы излучает свет.

Укажите прилагательное в сравнительной степени.

Туманней – сравнительная степень прилагательного. (В языке запрещено, возможно в речи). Усиление подчеркивается

Способствует опредмечиванию прилагательного (неизвестность показана).

Определяет прошлое. Делает грань между настоящим.

В) Лексический уровень.

Основной лексический пласт стихотворения составляют слова сематической группы.

Осень

(осенний холод, золото травы, солома)

Вечер

(красный вечер, крадется мглой, в ночи, совы, хмарь)

Крестьянский быт

(изба-старуха, поры, овсяный двор, стекла повесть, зола, печь, труба, хлев, ров, солома, корова)

Живая природа

(кусты рябин, старуха, отрок, галочью-галки, сова, корова, рощи)

Человек – часть природы. Природа всегда гармонична.

Старуха – настоящее, отрок – прошлое.

Слова, подчеркивающие физиологические особенности и человека, и животных.

(Старуха, челюсть, отрок, глаза, пятки, тонкогубый, клюв, губы)

(Т.е., все на равных, у всех есть право на жизнь).

Зрительные ощущения

(Туманней, старуха, мглой, лучит глаза, сверкает, гуще хмарь)

Слуховые ощущения

(Тишины, галочью игру, шепчет, тягучий вздох, звоном тощий, покой, охает)

Обонятельные ощущения

(пахучий)

Осязательные ощущения

(мякиш, холод, скользкий)

Есть ли конкретный лирический герой в стихотворении?

Нет конкретного лирического героя: кто-то кого-то. Этот кто-то проникает в душу. Возникает эффект сопереживания.

Световая лексика

(туманней, мглой, лучит, сверкает, золото, гущ, хмарь)

Цветовая лексика

(красный вечер (закат), синь стекла (небо, символ чистоты, невинности))

Желтоволосый мальчик (образ славянского мальчика). Зола зеленая (несбывшиеся мечты). Розовая печь (огонь, отцветы, тепло). Золото (указывает на цвет). Дорога белая - мотив неизвестности, неизвестно что впереди.

Стихотворение (начинается с дорогой (1-я строка, заканчивается тоже с дорогой 18 строка)).

Устаревшие слова

(отрок –архаизм (явление осталось, но получило новое название)). Отрок – мальчик – подросток в возрасте между ребенком и юношей, а новое название – отрочество.

Детство и прошлое идеализируются.

Диалектизм (слово или оборот речи из какого-нибудь диалекта т.е., местное наречие. Хмарь – мгла – пелена тумана)

Синонимы

мгла – хмарь

гуща – туманней

Тишина – покой, дрёма

Ласково – нежно

(Эти слова являются синонимами, но оттенки значений разные).

Тропы

Эпитеты (красный вечер, пахучий мякиш, зола зеленая, розовая печь, тягучий вздох, тощий звон. Эти слова образно характеризуют предмет)

Метафоры

(мякиш тишины, золото травы, тягучий вздох, звоном тощим)

Олицетворения

(Задумалась дорога, холод крадется, тонкогубый ветер шепчет, обняв трубу, вздох целует, охает солома)

Все вокруг живое

Сравнения

(изба – старуха, холод крадется мглой)

Синекдоха (СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ОБОРОТ, СТОСТОЯЩИЙ В УПОТРЕБЛЕНИИ НАЗВАНИЯ БОЛЬШЕГО В ЗНАЧЕНИИ МЕНЬШЕГО, ЦЕЛОГО В ЗНАЧЕНИИ ЧАСТИ И НАОБРОТ)

(Щербленый лист) – для создания обобщенного образа

Для чего используют тропы?

Для того, чтобы в образно форме передать идейно-тематическое и эмоциональное содержание текста. Тропы передают особую выразительность.

Г) морфологические особенности. С морфологической точки зрения стихотворение С. Есенина интересно тем, что в нем широко употребляются имена существительные.

Больше существительных, потому что возникает конкретный образ – образ Родины.

Преобладают конкретные имена существительные (дорога, изба, кусты рябины…)

Отвлеченные (глубина, тишина, покой, дрема). Они использованы для создания грустного настроения.

Прилагательные – качественные, относительные (ячменный, овсяный). Показывают опредмечивание.

Глаголы (задумалась сов. в.. А все остальные глаголы несов. Вида наст. Времени) это позволяет автору подчеркнуть жизненность, вечность, насущность поиска смысла бытия, раздумий о смене поколений, смерти и бессмертии.

Несовершенный вид указывает на длительность, безрезультативность. Описание настоящего и прошлого. Настоящее время указывает на корни жизни. На то, что дает жизнь.

Местоимения (неопределенные местоимения (кого-то, кому-то). Они указывают на автора, на лирического героя)

Д. Синтаксические особенности.

Обращают на себя внимание синтаксические особенности стихотворения.

По цели высказывания какие предложения использовал автор?

С. Есенин преимущественно использовал повествовательные предложения.

Тип речи – описание.

Чем осложнены предложения? Предложения осложнены деепричастными оборотами, однородными членами предложения, причастным оборотом.

Какую функцию выполняют однородные члены предложения в данном тексте?

Однородные члены предложения разнопланово показывают предмет.

Что показывают причастные и деепричастные обороты?

Причастные и деепричастные обороты показывают дополнительные действия.

Что показывают сложные предложения?

Бессоюзные сложные предложения указывают на одновременность события, действия. Сложные предложения позволяют рассмотреть одновременность в рамках большого полотна.

6. –Что показывает композиционный центр стихотворения?

Боль. Это болевой центр.

Существует фигура умолчания. Фигура умолчания вводит в художественное произведение что-то недосказанное, скрытое, т.е. умолчание. Фигура умолчания вводит нас в будущее. У читателя возникает классическая мысль: нет настоящего, нет будущего.

7. Образ автора (с лингвистической точки зрения). – это эстетически организованная система словесно-речевых средств и художественных образов, выражающая авторское представление о мире, идею художественного произведения.

Специфической особенностью художественного текста является функция эстетического воздействия.

Авторское представление темы о Родине и связанном с нею детстве как источнике жизненных сил; об истинной любви к родной земле и неизбывной тоске вдали от нее. Об идеальной человеческой жизни в родном краю.

Выводы:

Сергей Есенин в стихотворении «О красном вечере задумалась дорога» показал, что в центре произведения изображается внутренний мир лирического героя, его чувства и переживания и возлелеянный им образ далекой, но горячо любимой Родины, с которой неразрывно связано светлое детство. С помощью разнообразных языковых средств, находящихся друг с другом в неразрывном единстве передается грустное, тягостное ощущение какой-то ошибки, чувства ностальгии по прошлому и вечной связи с родной землей. Большая любовь к малой родине и верность ей.

Сегодняшний наш урок мне хочется заершить словами великого русского писателя А.П.Чехова «Понимать по-своему не грех, надо чтобы автор не обиделся.»

«О красном вечере задумалась дорога…» Сергей Есенин

О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.

Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.

Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зеленая из розовой печи.
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.

Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щербленый лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.

Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,
Дорога белая узорит скользкий ров…
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.

Анализ стихотворения Есенина «О красном вечере задумалась дорога…»

Мастер пейзажной лирики, Сергей Есенин всегда отождествлял себя с природой, считая, что является ее неотъемлемой частью. Именно поэтому в его стихах, посвященных родному краю, образы любимых с детства мест тесно переплетаются с личными переживаниями. Рано покинув ело Константиново, где прошло его детство, поэт в течение всей своей жизни возвращается туда мысленно, а его воспоминания находят отображение в очень ярки и образных стихах.

В 1916 году Есенин написал стихотворение «О красном вечере задумалась дорога…», которое пополнило коллекцию произведений автора, посвященных родному краю. Поэту с присущей ему образностью и романтизмом удалось запечатлеть смену времен года и показать, как неслышной поступью приходит красавица-осень. Она нетороплива и изысканна в своем совершенстве, и с каждым мгновением окружающий мир буквально преображается, наполняя вечернюю тишину новыми звучанием. «Осенний холод ласково и кротко крадется мглой к овсяному двору», — отмечает поэт, восхищаясь опускающимися на землю сумерками, которые дарят непривычную свежесть и прохладу. Дни еще по-летнему теплые, однако вечера приносят с собой первые запахи осени. «Обняв трубу, сверкает по повети зола зеленая из розовой печи», — эта строчка указывает на то, что ночи уже холодны, и крестьяне вынуждены протапливать избы.

Между тем, жизнь в селе идет своим чередом, и уже мало кто вспоминает того светловолосого парнишку, который когда-то долгими осенними вечерами любил сидеть перед окном и наблюдать за «галочьей игрой». Однако сам сорванец, давно уже превратившийся в известного поэта, не только помнит то счастливое время, но и сожалеет ото, что уже не может ничего вернуть. «Кому-то пятками уже не мять по рощам щербленый лист и золото травы», — с грустью констатирует Есенин, понимая, что детство прошло, а взрослая жизнь оказалась совсем не такой радостной, какой рисовал ее себе вчерашний сельский мальчишка.

Однако больше всего Есенина угнетает тот факт, что в его отсутствие жизнь в Константиново продолжает течь размеренно и спокойно, словно бы ничего и не произошло. Все так же «нежно охает ячменная солома, свисая с губ кивающих коров», а в лесу «тягучий вздох, ныряя звоном тощим, целует клюв нахохленной совы». Но до золотоволосого мальчишки, который так любил рифмовать слова им слыл первым задирой на селе, никому нет дела. Лишь «тонкогубый ветер о ком-то шепчет, сгинувшем в ночи», и этот шепот отдается болью в душе поэта.