Cочинение «Образ крестьянства в романе «Война и мир. Возвращение Каратаева к крестьянской жизни в непривычных условиях

Тема: Война и мир

Краткое содержание романа «Война и мир» Л. Н. Толстого (Том III, часть вторая)

Том III

Часть вторая

Рассуждения автора об исторических событиях и о роли в них исторических деятелей. Они боятся, тщес-лавятся, радуются, негодуют и думают, что они все зна-ют, а на самом деле являются непроизвольными орудия-ми истории и производят скрытую для них, но понятную для нас работу. Роль Александра и Наполеона в событиях 1812 г. и краткий обзор войны с начала ее, кончая оставле-нием Смоленска. Причиной погибели французской армии, по мнению автора, является их позднее вступление в мо-розную зимнюю Россию, с одной стороны. С другой — та ненависть, которая была в русском народе. В начале вой-ны русская армия была растянута, а потому целью нашей было завлечение французов в глубь страны. Наполеон дви-жется, хотя все русские негодуют. Назначается Барклай, но из-за недоверия к нему власть его ограничена. Кроме того, против Барклая выступает Багратион. В это время Наполеон подходит к Смоленску, жители города сжигают свой город. Они движутся к Москве, возбуждая еще боль-шую ненависть к французам. «Наполеон идет дальше, мы отступаем, и достигается то самое, что должно было побе-дить Наполеона».

Лысые Горы. Старый князь после ссоры с сыном отдаля-ет от себя француженку. Письмо Жюли Друбецкой к княж-не Марье. Она пишет, что вся Москва молится за наших, а они, женщины, ведут прекрасные разговоры и т. д., и т. п. Письмо князя Андрея о ходе войны и приближении непри-ятеля. Князь Андрей пишет о неудобстве положения отца вблизи от театра войны и советует ехать в Москву. Княжна Марья боится за брата и не понимает той жестокости, кото-рая заставляет одних людей убивать других. Разговор Десаля со старым князем о войне. Старый князь плохо сознает всю опасность приближения театра войны. Он уверен, что война закончится в Польше и неприятель никогда не про-никнет дальше Немана.

Старый князь в кабинете за чтением своих «ремарок». Он постоянно читает те бумаги, которые после его смерти должны быть переданы царю. Посылка Алпатыча в Смо-ленск. Разговор князя с Тихоном о письме князя Андрея. Воспоминания старого князя о своей молодости. Он вспо-минает первые слова, которые были сказаны при первом свидании с Потемкиным, затем вспоминает императрицу живую, затем ее похороны. Князь думает о том, чтобы вер-нуться к тому времени, чтобы поскорее его оставили в по-кое.

Проводы и отъезд Алпатыча в Смоленск. Княжна Ма-рья пишет письмо губернатору с просьбой сообщить о мере той опасности, в которой находятся Лысые Горы. И если опасность велика, приказывает Алпатычу сразу же вер-нуться. Алпатыч останавливается в Смоленске у купца Фе-рапонтова. Всю ночь происходит движение русских войск по городу. Алпатыч у губернатора. Тот пишет бумагу, в ко-торой уверяет, что городу Смоленску не угрожает ничто. В то же время из ворот города постоянно выезжают повозки с домашними вещами жителей города. Бомбардировка Смо-ленска. Народ в первое время не понимает значения бомбар-дировки, люди с интересом стараются рассмотреть пролета-ющие ядра. Ранение кухарки Ферапонтова. Лишь к сумер-кам Наполеон перестает бомбить Смоленск. По улицам бе-гут солдаты, которые кричат, что город сдают. Люди соби-рают те вещи, которые можно вывезти, и поджигают свои дома. Встреча Алпатыча с князем Андреем, который пи-шет отцу, чтобы тот немедля уезжал из Лысых Гор в Мо-скву. Берг в качестве штабного начальника делает замеча-ние князю Андрею. Он упрекает его в том, что на его глазах жгут дома, а он стоит. Князь Андрей не обращает никакого внимания не это замечание.

Князь Андрей со своим полком в походе. Настроение князя Андрея. Он очень заботлив о своих людях, и те ласково называют его «наш князь». Со своими прежними штабными он был резок, злобен и насмешлив. Посещение опустевших Лысых Гор. В то лето стоит страшная жара, люди и скоти-на изнывают, лишь по ночам можно дышать. Разговор с Алпатычем — князь Андрей по недоразумению считает, что его отец, сын и сестра уехали в Москву, тогда как они в Богучарове. Князь Андрей слушает доклад о состоянии спасенно-го после разгрома русскими же солдатами имущества. Гово-рит Алпатычу, чтобы тот уезжал сам и велел народу ехать в Рязанскую или Подмосковную губернию. Купание солдат в пруду. Мысли Болконского о «мясе для пушек». И кня-зю Андрею становится не по себе от вида большого количе-ства тел, купающихся в грязном пруду. Письмо Багратиона Аракчееву с обвинениями против военного министра и глав-нокомандующего Барклая де Толли. Он уверяет, что Наполе-он был при Смоленске в таком мешке, из которого ему не вы-браться, и что город напрасно оставлен. Он пишет, что носит-ся слух о мире, но ничего подобного — Наполеону мир не ну-жен. Да и русские после всех унижений этого не потерпят. Он говорит, что надо командовать одному, а не двоим. Вся Россия плачет и ругает министра и главнокомандующего.

Петербург. Светские политические кружки: француз-ский румянцевский кружок. Элен и кружок Анны Павлов-ны Шерер и их отношение к войне. В салоне Элен война пред-ставляется пустым демонстрациями и скоро кончится. Тол-ки в салоне Анны Павловны о назначении нового главноко-мандующего. Резко отрицательное суждение князя Василия о Кутузове. Он говорит, что Кутузов ничего, кроме огорчений не делал государю. Назначение 9 августа Кутузова полно-мочным главнокомандующим русских армий и всего края, занимаемого войсками. Разговор в салоне Анны Павловны об этом назначении. Князь Василий круто меняет свое отно-шение, горячо заступаясь за Кутузова. Один из присутствую-щих напоминает князю Василию, что тот совсем недавно го-ворил другое про Кутузова. Но Василий легко выпутывается из этого положения. Он теперь обожает Кутузова и считает, что все должны делать то же самое.

Движение французов от Смоленска к Москве. Историк Наполеона говорит, что тот был привлечен к стенам Москвы невольно. Наполеон хочет принять до Москвы несколько сра-жений, но русские не могут себе этого позволить вплоть до Бо-родина. Лаврушка попадает в плен к французам. Он был из тех видавших виды лакеев, которые легко угадывают жела-ния бар и стараются им во всем угодить. Так и теперь, попав к Наполеону, он быстро угадывает, чего тот хочет, и старает-ся понравиться и услужить этому человеку. Разговор Напо-леона с Лаврушкой. Наполеон спрашивает его о русской ар-мии, тот врет, насколько это возможно. При вопросе о сраже-нии и победе Лаврушка запутывает Наполеона. Он прикиды-вается, что не понимает, что разговаривает с Наполеоном, чем и заслуживает свободу. Наполеон отпускает Лаврушку.

После возвращения Алпатыча старый князь отрезвел и приказал вооружить всех своих людей. Он объявляет, что остается в Лысых Горах. Княжне же Марье и Николушке приказывает ехать в Богучарово, а оттуда — в Москву. Но княжна Марья заявляет, что не оставит отца. Старого кня-зя разбивает паралич. После удара его перевозят в Богучаро-во. Его болезнь. Он лежит в беспамятстве и постоянно что-то бормочет, шевелит губами. Он, очевидно, страдает и физиче-ски и нравственно. Надежды на исцеление нет. Изменение отношения старого Болконского к дочери. Настроение княж-ны Марьи. Она часто желает увидеть признаки приближения ее отца к концу. Ее впервые посещают мысли о личном сча-стье, свободе от отца, даже мысли о возможности семейного счастья и любви. Ее охватывает тот мир житейской суеты, от которого она раньше отгораживалась. Сборы в дорогу. Раз-говор княжны Марьи с отцом. Он просит у дочери прощения за все, что сделал. Он говорит, что Россия погибла, и плачет. Княжна, не выдержав, выходит из комнаты. После ее ухода князь начинает опять говорить о сыне, о России, и с ним случается второй удар. Смерть старого князя. Княжна Марья не может поверить, что больше нет ее отца. Ее охватывает чув-ство ужаса, и она падает в обморок на руки докторов.

Характеристика Богучаровских крестьян. Это были крестьяне с диким характером, которого не смогли смяг-чить нововведения князя Андрея — больницы, школы, об-легчение оброка. Староста Дрон. Мужики боятся его боль-ше, чем барина. Его вызывает Алпатыч и приказывает по-ставить на двор в Богучарово подводы для вещей княж-ны Марьи. Крестьяне отказываются дать подводы под обоз княжны Марьи.

Горе княжны Марьи после смерти отца. Она упрекает себя за то, что ждала конца болезни отца. Его теперь нет, а что делать ей? Француженка Бурьен приносит княжне Марье объявление французского генерала Рамо о том, что-бы жители не покидали своих домов, и советует ей не поки-дать Богучарово. Чувство национальной гордости княжны Марьи. Она решает немедленно ехать, так как не представ-ляет себя в руках и под началом французского генерала. Эта мысль приводит ее в ужас. Разговор княжны Марьи со ста-ростой Дроном. Она просит лошадей, но тот говорит, что их нет. Тогда княжна Марья говорит, что отдаст хлеб мужи-кам, лишь бы тот дал лошадей. Но Дрон отказывается.

Дрон собирает сходку богучаровских крестьян. Речь княжны Марьи, обращенная к толпе. Она призывает их уез-жать вместе с ней в подмосковное имение, где они не будут нуждаться, а она поможет, чем сможет. Отказ мужиков вы-пустить княжну Марью из Богучарова. Княжна Марья, по-вторив приказ Дрону, чтобы завтра были лошади и подво-ды, уходит в свою комнату.

Мысли княжны Марьи об отце, его болезни и смерти. Она вспоминает всю свою жизнь. Думает, почему отец не позвал ее в последние минуты своей жизни. Она вспоминает последний раз, когда видела его лицо, и ужас вновь охваты-вает ее. С диким криком Марья выбегает из комнаты.

Николай Ростов, Ильин и Лаврушка в поисках провиан-та заезжают в Богучарово. Алпатыч сообщает Ростову о бун-те мужиков и нежелании их выпустить княжну из имения. Ростов в гневе от выходки мужиков. Он направляется вместе с Алпатычем в дом. Встреча Ростова с княжной Марьей. Она не понимает, кто Ростов и зачем, но, признав в нем человека своего круга, она смотрит на него своими глубокими глазами и рассказывает обо всем случившемся срывающимся голосом. Ростову представилась Марья в ореоле романтики: бедная, брошенная в несчастье девушка. И взгляд ее поразил Ростова. Он говорит княжне, что ручается честью, что никто не поме-шает ей выехать из Богучарова. Та благодарит Ростова и пла-чет. Ростов, сконфузившись, выходит из комнаты.

Гнев Ростова против бунтующих мужиков. Усмирение Ростовым бунта. Он приказывает связать старосту за изме-ну. Остальные мужики начали оправдываться, что, мол, по глупости своей не выпускали барышню. Через два часа на-чалась укладка вещей, которой распоряжался сам Дрон, вы-пущенный по просьбе Марьи. Отъезд княжны Марьи из Бо-гучарова. Впечатление Николая и княжны Марьи, произве-денные друг на друга. Марья благодарит Ростова за оказан-ную помощь. Он говорит, что любой на его месте поступил так же. Он старается переменить тему разговора. Ростов же в ее понимании ради ее спасения подвергал себя опасности, его добрые и понимающие глаза не выходят у нее из голо-вы. Она задает себе вопрос, любит ли его? Ей было стыдно признаться себе, что первая полюбила человека, который, может быть, никогда ее не полюбит, но она себя успокаи-вает тем, что об этом никто и никогда не узнает. Ростов на-ходился в том же расположении духа. Княжна Марья была приятна ему. Товарищи же его шутят, что, отправляясь за сеном, он подцепил одну из самых богатых невест России. И он был не против жениться на ней. Ведь это сделало бы его счастье, счастье его матери и, как он чувствовал, и сча-стье княжны Марьи. Но была же Соня. Что с ней? Это сер-дило Ростова, особенно когда товарищи шутили над ним.

Вызов Кутузовым князя Андрея на главную квартиру. Приезд Болконского в Царево-Займище. Болконский знако-мится с Денисовым. В связи со знакомством оба вспомина-ют свое отношение к Наташе, но эти воспоминания являют-ся лишь далеким, поэтическим прошлым. Смотр Кутузовым войск. Он остается доволен смотром и восклицает: «С такими молодцами все отступать да отступать!» Ласковый прием кня-зя Андрея главнокомандующим. Денисов излагает Кутузову свой план партизанской войны. Кутузов почти не слушает Де-нисова, хотя надо признать, что план неплохой. Личность Ку-тузова. Все что говорили Кутузову, было дельно и умно, но он презирал ум в войне и знал что-то такое, другое, что должно было решить дело. Он презирал их своей старостью, опытом.

Задушевный разговор Кутузова с князем Андреем о вой-не. Князь Андрей рассказывает Кутузову, что он видел, про-езжая по России. Кутузов взволнованно восклицает: «До чего довели!», но обещает, что все будет хорошо, дай толь-ко срок. Его предложение Болконскому остаться при нем и отказ князя Андрея. Болконский говорит, что полюбил полк. Кутузов соглашается, что здесь советчиков и так мно-го, а вот людей нет. Он обещает Болконскому, что францу-зы есть лошадиное мясо будут, только надо время и терпе-ние. Характеристика Кутузова. Успокоение князя Андрея насчет общего хода дел после его разговора с Кутузовым. Он уверен в том человеке, которому вверено это дело. Кутузов, по мнению Болконского, «ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит». Кутузов понимает, что есть то, что сильнее его — неизбежный ход событий, и он умеет видеть и понимать их значение. Именно благодаря этим ка-чествам и был избран Кутузов главнокомандующим.

Москва перед нашествием французов. Жизнь в городе течет своим чередом, будто и не было сообщения о войне и патриотического чувства, которое высказывали все москвичи. С приближением французов к Москве взгляд их на свое положение делается все легкомысленнее и легкомысленнее. Растопчинские афиши всячески унижают французов, недооце-нивая их. Светский вечер у Жюли Друбецкой. Штрафы за французский язык. И хотя все старались говорить по-русски, почти ни у кого это не получается, так как у них «нет ни вре-мени, ни денег, чтобы нанять учителя русского языка». При-езд Пьера на вечер. Он собирает свой полк и собирается ехать на войну. Разговор заходит о разорившихся Ростовых, все их жалеют; о Марье Болконской, которая недавно потеряла отца и которую спас Николай Ростов.

Глава XVIII

Пьер у себя дома. Он раздумает, что же ему делать: оставаться в Москве или ехать в армию? Намерение Пьера ехать в армию. Приход к Пьеру княжны и разговор об опас-ности оставаться в Москве. Она просит приказать свезти ее в Петербург, так как жить под бонапартовской властью не собирается. Поездка Пьера в село Воронцово для осмотра воздушного шара Леппиха. Возвращаясь домой, Пьер при-сутствует при экзекуции французского повара. Пьер пора-жен жестокостью, с которой проходит экзекуция. Всю об-ратную дорогу эта картина не дает ему покоя. Отъезд Пьера в Можайск к войску. В Можайске, за Можайском — повсю-ду были войска. И чем дальше ехал Пьер, тем их станови-лось все больше и больше, так что Пьером овладели тревога и беспокойство. Он хочет пожертвовать всем ради всех.

Рассуждение автора о Шевардинском и Бородинском сражениях. Автор считает, что эти сражение ни для фран-цузов, ни для русских не имели значения. Но мудрый Куту-зов дает сражение, хотя теряет Москву и часть армии, а На-полеон это сражение принимает, хотя теряет также часть армии и еще более растягивает линию своих войск. Описа-ние, как произошло Бородинское сражение. Считается, что битва была дана, так как русские искали удобное место. Ни-чего подобного, они прошли много позиций в отступлении своем, которые были лучше Бородина. Русские вплоть до 25 августа не думали о том, что сражение может произойти на этом месте. Предполагаемый и действительный план русских войск во время сражения. Бородинское сражение, по мнению автора, произошло не так, как его описывают, используя предполагаемый план. Оно произошло внезапно на открытой местности, где невозможно было продержаться трех часов без того, чтобы не потерять всей армии.

Пьер из Можайска едет к войску и встречает обоз с ра-неными. Раненый солдат говорит Пьеру, что всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва. Встреча Пьера со знакомым доктором. Пьер говорит, что намерен участво-вать в сражении. Доктор советует обратиться к Кутузо-ву. Мимо проходят ополченцы. Пьера поражает странная мысль, что из всех прошедших тысяч двадцать обречены на раны, страдания, а может, и смерть. Двое ополченцев ра-ботали на поле, хотя были обмундированы, как полагает-ся. Пьер понимает значение слов солдата обо всем народе, о торжественности и значительности наступающей минуты.

Обзор Пьером позиций русских войск у Бородина. Пьер хотел увидеть поле сражения, но вокруг были поля, поля-ны, костры, войска, деревни курганы, но не позиции. Он даже не может отличить наши войска от неприятельских. Он обращается за разъяснениями к солдату, тот показыва-ет, где есть наши укрепления, где французские, и говорит, что завтра многих наших недосчитаемся. Церковное ше-ствие. Несут икону Смоленской Божьей Матери, которая была вывезена из Смоленска и с того времени возилась за армией. На всех лицах присутствует сознание все той же торжественности минуты. Присутствие на молебне Кутузо-ва со свитой. После окончания молебна Кутузов подходит к иконе, кланяется до земли, потом целует икону. Его при-меру следует весь штаб и обычные солдаты.

Встреча Пьера с Борисом Друбецким, Кайсаровым и дру-гими знакомыми из свиты Кутузова. Хоть Кутузов и выгонял в последнее время из штаба всех лишних людей, Борис смог удержаться. Он пристроился к графу Бенигсену, кото-рый противостоял Кутузову. На лицах всех знакомых Пьера были тревога и возбуждение, но не те, которые видел Пьер на лицах ополченцев, а тревога и возбуждение, движимые лич-ными, интимными причинами. Кутузов накануне Бородин-ского сражения. Разжалованный Долохов у главнокоманду-ющего. Он решает выслужиться, лазает ночью к французам и т. д. Беседа Кутузова с Пьером. Долохов перед сражением примиряется с Пьером. Он говорит, что завтрашнее сраже-ние неизвестно кого оставит в живых, а потому хочет попро-сить прощения за все неприятности, доставленные им Пьеру. Пьер обнимает Долохова со слезами на глазах.

Глава XXIII

Пьер в свите Бенигсена едет по линии войск. Военные распоряжения Бенигсена. Пьер сомневается в своих способ-ностях понять военное дело. Но Пьер не был глуп в отноше-нии военных дел, просто Бенигсен ошибался в некоторых своих распоряжениях. Так, он ошибочно обвинил войска, которые были поставлены для засады, в том, что они не по-нимают, что делают. Бенигсен передвигает войска вперед по особенным распоряжениям, ничего не сказав об этом главнокомандующему.

Болконский накануне Бородинского сражения. Настрое-ние и мысли князя Андрея. Как ни тесна и не нужна была те-перь жизнь для Болконского, он чувствует волнение, как пе-ред Аустерлицем. В первый раз в жизни ему ясно представля-ется возможность смерти. И он в свете этого представления по-нимает, как ничтожна жизнь. «Завтра меня убьют, — думает он. — И я ничего больше не узнаю о жизни, потому что меня не будет». Он представляет себе отсутствие себя в этой жизни, и все вокруг становится для него угрожающим. Приход к нему офицеров его полка и вслед за ними Пьера. Князю Андрею не-приятно видеть людей из своего круга, а тем более Пьера, ко-торый, сам того не желая, напоминал ему о прошлом. Пьер чувствует это отношение, ему становится не по себе.

Князь Андрей, не желая оставаться наедине с Пьером, предлагает офицерам посидеть и напиться чаю. Беседа Пье-ра с князем Андреем и офицерами о расположении русских войск, о главнокомандующем, о войне и о предстоящем сра-жении. Князь Андрей интересуется, понял ли Пьер рас-положение русских войск. Тот говорит, что, вроде бы, да. Тогда князь Андрей говорит, что Пьер знает больше, чем кто-либо. Разговор заходит о Барклае де Толли. Раздраже-ние и волнение князя Андрея. Он говорит, что тот слишком осторожничает, да и не нужен он уже России. Теперь Рос-сии нужен свой человек. Хотя де Толли и честный человек. Его рассуждения о войне. Он высказывает мысли, которы-ми руководствуется и Кутузов. На войне не может быть рас-поряжений, от которых зависит исход. Все зависит от на-рода и случая. Успех, говорит он, зависит от чувства, ко-торое есть в нем, в каждом солдате. Сражение выигрыва-ет тот, кто твердо решил его выиграть. Князь Андрей го-ворит, что завтра многие будут ратовать лишь за свои ин-тересы: крестики, награды, славу. Болконский уверен, что завтра мы выиграем. Офицеры, воодушевленные речью ко-мандира, уходят в приподнятом настроении. Когда Пьер с Болконским остаются одни, князь продолжает высказы-вать свое мнение о войне. Он говорит, что французы — вра-ги, которые разорили его дом, и так думает каждый на этой войне. А потому их нужно уничтожить. Пьер соглашает-ся с другом. -Князь Андрей провожает Пьера, в этот момент Пьеру приходит мысль, что это их последняя встреча. Мыс-ли о Наташе. Он вспоминает Наташу и понимает, что чув-ствовал ее душу, открытость, искренность. А ему [Анатолю] все это было чуждо. И он все еще жив и весел.

Наполеон перед Бородинским сражением. Утренний туалет императора французов. Прием им префекта дворца Боссе. Боссе говорит, что Наполеон через три дня увидит рус-скую столицу. Сцена с портретом сына. На этом портрете сын его прокалывает палочкой земной шар. Наполеон решает по-казать отеческую нежность. Его глаза застилают слезы, он садится напротив портрета. Наполеон даже перед портретом родного сына остается главнокомандующим и императором, показывая свою мощь. Приказ Наполеона по армии. В при-казе говорится, что победа полностью зависит от солдат, ко-торые и теперь должны действовать так, как действовали при Аустерлице, Фридланде, Витебске и Смоленске.

Глава XXVII

Осмотр Наполеоном поля предстоящего сражения. Он ез-дит по полю, глубокомысленно вглядываясь во все, то кивая в знак согласия, то недоверчиво покачивая головой. Диспо-зиция Наполеона. Она состоит из 62 орудий и четырех рас-поряжений: 1. Снаряды должны засыпать русских. 2. Понятовский, направляясь в деревню, обошел бы левое крыло русских. 3. Генерал Компан двинется в лес, чтобы овладеть первым русским укреплением. 4. Следует перейти мост, что-бы войти в линию с прочими войсками. Рассуждение автора о неисполнимости этой диспозиции. Ничего из перечисленно-го не могло быть выполнено: снаряды не долетели до русских, путь в лесу был перекрыт русскими, Компан отбит, так как ему пришлось строиться под картечным огнем. Кроме того, во время самого сражения Наполеон находился от него так дале-ко, что даже не мог вовремя дать иные распоряжения.

Глава XXVIII

Мысли автора о роли исторических деятелей в истори-ческих событиях. Ход событий, считает автор, предопреде-лен свыше, «зависит от совпадения всех произволов людей, участвующих в этих событиях». Наполеон никоим образом пе влиял на ход событий. Ему казалось, что все дело проис-ходило по его воле. А потому в Бородинском сражении Наполеон лишь великолепно исполнил роль кажущегося на-чальствования.

Беседа Наполеона с Боссе о Париже. Наполеон нервни-чает, но при этом старается небрежно болтать о разных пу-стяках. Бессонница Наполеона. Разговор с Раппом. Наполе-он спрашивает того, как он считает, хороши ли будут нынче их дела? Рапп напоминает Наполеону его фразу: вино отку-порено, надо его выпить. Наполеон говорит, что его бедная армия уменьшилась после Смоленска, но идти надо толь-ко вперед, тем более что завтра он будут иметь дело с Куту-зовым! Ночная прогулка у палатки. Начало Бородинского сражения. Прозвучал выстрел, еще одни и еще один, слива-ясь и перебивая друг друга. Игра началась.

Пьер на кургане. Картина поля сражения. Он любуется панорамой: местность вся покрыта войсками и дымом вы-стрелов. Все это было оживленно, величественно и неожи-данно. Раздавалась артиллерийская канонада. Пьеру вдруг захотелось быть там, в самой гуще. Пьер скачет за генера-лом, которого Кутузов направил к переправе.

Пьер ездит среди войск первой линии. Он никак не ду-мал, что заедет на передовую. Все удивляются этому госпо-дину, который не понятно что здесь делает. Раненые. Пьер не сразу понимает, кто эти люди, ведь Несколько минут на-зад он видел их живыми и невредимыми. Батарея Раевско-го — это курган, который окружен с трех сторон канава-ми. Наблюдения Пьера на батарее. Мимо него бегают люди с сумками, орудия, не переставая, стреляют. Солдаты пона-чалу резко отрицательно относятся к Пьеру, но потом, видя, что он не делает ничего плохого, шутят над ним и даже дают ему прозвище «Наш барин». Разгар сражения. Убитые. С начала боя на глазах Пьера унесли с редута человек двад-цать убитых, и первоначальное радостное возбуждение, вы-званное боем, заменяется в душе Пьера другим чувством. Атака французов. Но редут не сдавался, хоть снарядов оста-валось мало, пушки все равно заряжались и стреляли. Пьер старается помочь, бежит за снарядами, но его контузило. И когда Пьер приходит в сознание, ящика уже нет.

Глава XXXII

Французы атакуют батарею Раевского. Пьер сразу не понимает, что происходит. Но на него нападает француз.

Борьба Пьера с французским офицером. Пьер, благодаря своей силе, отбивается от француза, который, испугавшись, бежит к своим. А Пьер бежит назад на батарею, спотыка-ясь о раненых, которые, как кажется Пьеру, хватают его за ноги. Но не успел он добежать, как началась контратака русских, отбивших у французов батарею. Ужас Пьера при виде убитых и раненых. Пьер, смотря на все это, думает, что теперь все прекратится, французы ужаснутся от того, что они сделали. Но стрельба и канонада не только не пре-кращались, они всё усиливались и усиливались.

Глава XXXIII

Наполеон во время Бородинского сражения. Его роль руководителя боя. Наполеон смотрит в трубу на поле боя, но где его войска, где неприятеля, понять не может. Все его приказания не дают никакого толка, они постоянно опаз-дывают. Ведь в пылу сражения трудно было понять, что происходит в данную минуту, а потому приказы, отдавае-мые Наполеоном, были всегда неверны. И всё на поле боя совершалось не по приказу Наполеона и даже не по приказу военачальников, которые находились непосредственно на поле боя, а по воле толпы, которая с каждым новым указом Наполеона теряла дисциплину и металась по полю. По мыс-ли Толстого, именно это и погубило Наполеона.

Глава XXXIV Материал с сайта

Маршалы Наполеона просят у него подкреплений. Фран-цузы, вопреки всем ожиданиям, возвращаются с поля рас-строенные и испуганные. Наполеон отказывает в укрепле-нии, не понимая, зачем оно им, ведь у них в руках половина армии, направленная на слабое, неукрепленное крыло рус-ских. Но когда еще раз Наполеона просят о подкреплении, он посылает его. Стойкость русских войск пугает францу-зов. Сомнение и колебание Наполеона в победе. Он не пони-мает, почему терпит поражение, ведь все было то же: гене-ралы, он, враг, но ничего не получалось. Наполеону начина-ют приходить в голову мысли о случайностях, могущих по-губить его. Поездка по линии поля сражения. Везде в лужах крови лежат убитые и раненые. Такого ужаса еще не видел ни Наполеон, ни кто-либо из его генералов. Наполеон видит, что в сущности сражения нет. Идет бессмысленное убийство, которое ни к чему не приведет ни русских, ни французов. И впервые война ему представилась ненужной и ужасной. Наполеону предлагают ввести старую гвардию. Но он возвра-щается в свое укрепление со словами: «За три тысячи двести верст от Франции я не могу дать разгромить свою гвардию».

Кутузов как руководитель Бородинского сражения. Он ничего не делает, а дает совершаться тому, что должно со-вершиться. Он лишь следит за той неуловимой силой, ко-торая называется духом войска, и руководит ею, насколь-ко это в его власти. Уверенность в победе. Кутузов доволен исходом первого дня: взят в плен Мюрат, с левого фланга французы бежали. Но в то же время он получает донесение, что войска в полном расстройстве. Он отдает приказ об ата-ке на завтрашний день, в котором говорится, что завтра бу-дет произведена атака французов. И измученные люди уте-шаются и ободряются подобным приказом.

Глава XXXVI

Полк князя Андрея в резервах под сильным огнем фран-цузов. С каждым новым ударом остается все меньше надежды выжить для тех, кого еще не убили. Князь Андрей расхажи-вает по рядам, желая подбодрить солдат, но видит, что это не нужно. Он, так же как и все солдаты, старается удержаться от созерцания того ужасного положения, в котором они находят-ся. Снаряды пролетают над головой. Он смотрит, куда они па-дают, в его строй или нет. Один снаряд падает около Болкон-ского. Ему кричат: «Ложись!». Но князь Андрей стоит в нере-шительности. Он думает о том, что еще не готов умереть, он не хочет умирать, но в то же время помнит, что на него смотрят. Ранение князя Андрея. Он не пожелал ложиться, когда гра-ната упала около него. Он предпочел показать, что не боится, его сильно ранило в живот. Болконского относят на перевя-зочный пункт. Князю приходит в голову мысль, что ему жал-ко расставаться с жизнью. Отчего? «Что-то было в этой жиз-ни, что я не понимал и не понимаю», — думает он.

Глава XXXVII

На перевязочном пункте раздаются жалобные стоны, кри-ки, которые сливаются для Болконского «в одно общее впе-чатление обнаженного, окровавленного человеческого тела, которое, казалось, наполняло всю низкую палатку». Князь Андрей на перевязочном пункте замечает раненого Анатоля Курагина. Тому оторвало ногу, он лежит и жалостно, беспо-мощно стонет. Настроение князя Андрея. В полубреду он ста-рается вспомнить, как он связан с этим человеком без ноги. Ему вспоминается Наташа такой, какой он впервые увидел ее на балу в 1810 г., вспоминает и ту связь, которая существует между ним и этим человеком. И ему становится жаль Наташу. Болконский наконец понимает, почему ему так жалко рас-ставаться с жизнью: «Сострадание, любовь к братьям, к лю-бящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам — да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал» — вот причина его нежелания расставаться с жизнью.

Глава XXXVIII

Наполеон на Бородинском поле сражения. Его вид с ты-сячами убитых на этот раз не оставляет Наполеона равнодуш-ным. Он поспешно уезжает с поля боя. На короткое время личное человеческое чувство берет верх над тем искусствен-ным призраком жизни, которому он так долго служил. Но На-полеону сообщают, что французский огонь вырывает русских сотнями, а они стоят. И он опять покорно начинает исполнять «ту жестокую, печальную и тяжелую, нечеловеческую роль, которая ему была предназначена». Характеристика Наполео-на как нравственно ослепленного человека. Никогда до кон-ца своей жизни Наполеон не понимал ни добра, ни красоты, ни истины. Он не мог отречься от своих жестоких поступков, а потому отрекся от добра и всего человеческого. Он вообра-жает, что по его воле произошла война с Россией, и ужас свер-шившегося не поражает его душу.

Глава XXXIX

Рассуждение автора о результатах и значении Бородин-ского сражения. Согласно истории Бородинское сражение было проиграно русскими. Но Толстой не согласен с такой точкой зрения. Он считает, что в этом сражении русские одержали моральную победу. «Не та победа, которая опре-деляется подхваченными кусками материи на палках, на-зываемых знаменами, и тем пространством, на котором сто-яли и стоят войска, — а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бо-родиным». Враг увидел перед собой морально устойчивый народ, а потому он потерял свое превосходство.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • мысли пьера по дороге
  • война и мир том 3 часть 3 глава 1 краткое содержание
  • маил ру разговор кутузова с князем андреем
  • том 3 часть 3 краткое содержание
  • краткое содержание война и мир 3 том 2 глава бунт богучаровских мужиков

Рассмотрим то, как изобразил народ в романе "Война и мир" Л. Н. Толстой. Автор закончил работу над своим произведением в 1867 году. Говоря о нем, он признавался, что любил в своем романе "мысль народную".

Мир крестьянства в произведении

Народ в романе "Война и мир" представлен широко. Крестьянство описано автором подробно. В изображении Толстого мир крестьянства самодостаточен и гармоничен. Писатель не считал, что его представители нуждаются в интеллектуальном воздействии. Герои-дворяне и не думают о том, что нужно "развивать" крестьян. Напротив, именно последние часто оказываются ближе к пониманию смысла жизни. Лев Николаевич изображает сложный духовный мир представителей дворянства и безыскусную одухотворенность русского крестьянина как различные, но вместе с тем взаимодополняющие начала бытия нашей страны. Способность устанавливать с народом контакт является показателем нравственного здоровья дворян в романе.

Зыбкость границ между сословиями

Неоднократно Толстой подчеркивает зыбкость границ между сословиями. Человеческое, общее делает их "прозрачными". Народ в романе "Война и мир" часто сближается, взаимодействует с высшими слоями общества. Ловчий Данило, например, исполнен "презрения ко всему" и "самостоятельности". Этот охотник позволяет себе смотреть на барина Николая Ростова "презрительно". Однако это не было оскорбительно для Николая. Он понимал, что этот человек все-таки принадлежал ему. Все равны во время охоты, все подчиняются порядку, заведенному однажды. Лишь в пылу охоты Данило может Илью Андреевича, который упустил волка, обругать, даже на него замахнуться арапником. Такое поведение крепостного в обычных условиях невозможно по отношению к барину.

Приведем другой пример того, как взаимодействует дворянство и народ в романе "Война и мир". Важным этапом духовной жизни одного из главных героев, Пьера Безухова, стала встреча в бараке для пленных с Платоном Каратаевым. Утерянную веру в жизнь ему вернул именно этот солдат-крестьянин. Основным нравственным критерием в эпилоге романа становится для Пьера возможное отношение к его деятельности Каратаева. И он делает вывод, что тот, вероятно, его общественной деятельности не понял бы, однако одобрил бы наверняка поскольку любил во всем "благообразие".

Изображение бунта крестьян

Тема народа в романе "Война и мир" разнопланова. Толстой, изображая бунт богучаровских крестьян, выразил свое собственное отношение к консервативным слоям патриархально-общинного мира, привыкшего сопротивляться любым переменам. В Богучарове стихийность народной жизни намного заметнее, чем в остальных местностях, поскольку здесь очень мало было помещиков, грамотных и дворовых. Небольшой замкнутой общностью живут здесь крестьяне. Они являются фактически изолированными от всего мира. Крестьяне без видимых причин вдруг начинают движение в некотором направлении, повинуясь непонятным законам бытия. Толстой подчеркивает, что в жизни крестьян из Богучарово были сильнее и заметнее, чем в других местностях, таинственные струи жизни русского народа, значение и причины которых бывают для современников необъяснимы. Через изображение бунта раскрывается с новой стороны тема народа в романе "Война и мир".

Причина бунта крестьян

Общее настроение, стихия бунта подчиняет себе полностью каждого крестьянина. Общим порывом был захвачен даже староста Дрон. Неудачей закончилась попытка княжны Марьи господский хлеб раздать крестьянам. Лишь "неразумная животная злоба" Ростова, его "неблагоразумный поступок" могли отрезвить эту возмущенную толпу. Грубой силе мужики подчинились беспрекословно, признавшись, что "по глупости" бунтовали. Лев Николаевич в произведении показал не только внешние причины бунта ("сношения с французами" и слухи о "воле", которую отняли господа). Скрытая глубинная общественно-историческая причина данного события заключалась во внутренней "силе", которая накопилась постепенно и, подобно лаве, вырвалась из кипящего вулкана. Именно поэтому восстал простой народ в романе "Война и мир".

Образ Тихона Щербатого

Образ является важной деталью фрески о народной войне, которую создал Толстой. Тихон нападал на французов единственный из всей своей деревни. Он примкнул по собственной инициативе к "партии" Денисова и стал в ней вскоре одним из самых необходимых людей, проявив большую способность и охоту к Через его образ также анализируется простой народ в романе "Война и мир".

Тихон в партизанском отряде занимал особенное место. Он выполнял всю черную работу, был самым храбрым и полезным человеком. Тихон, кроме того, играл роль шута и охотно поддавался сам этому чину. В его поведении и внешнем облике писатель заострил черты юродивого. У Щербатого было лицо, изрытое морщинами и оспой, с узкими маленькими глазами.

Отношение Тихона к убийству французов

Тихон - это хладнокровный беспощадный воин. Он подчиняется, убивая французов, лишь инстинкту истребления врага, и относится к ним практически как к неодушевленным предметам. Тихон напоминает своей жестокостью хищника. Автор не случайно его сравнивает с волком: Щербатый топором владел так, как волк - зубами.

Образ Платона Каратаева

Одним из ключевых образов произведения является Он особенно важен при раскрытии темы: "Народ в романе "Война и мир". Сочинение на эту тему невозможно написать, не упомянув этого персонажа. который оказался оторван от привычного уклада жизни и помещен в новые условия (французский плен, армия), в которых его духовность проявилась особенно ярко. Герой живет в гармонии со всем миром. Он относится с любовью ко всем людям. Платон глубоко чувствует жизнь, непосредственно и живо воспринимает людей. В изображении Толстого Каратаев - образец "естественного" человека, вышедшего из народа, воплощение народной нравственности, во многом инстинктивной.

Этот герой, олицетворяющий русский народ в романе "Война и мир", показан в произведении главным образом через восприятие его Безуховым. Пьер отмечает, что само присутствие в бараке этого человека создавало для пленных ощущение уюта. Безухова заинтересовало, как Платон разувался и устраивался в своем углу, поскольку что-то "круглое", "успокоительное" и "приятное" чувствовалось даже в этом.

Очень моложаво выглядел Каратаев, хотя ему было за 50 лет. Он казался здоровым и физически крепким человеком. В особенности в глаза бросалось "молодое" Платона, которое имело вид "юности" и "невинности". Каратаев все время занимался чем-то, что, вероятно, вошло у этого героя в привычку. Попав в плен, он будто не ощущал, что такое болезнь и усталость, чувствовал себя в бараке так же, как дома.

Возвращение Каратаева к крестьянской жизни в непривычных условиях

Вне привычных условий, вне всего, что на него давило, Каратаев естественно и незаметно вернулся к крепостному укладу жизни. Он отбросил все чуждое, которое навязывалось ему насильно извне. Для Платона, представляющего народ в романе Толстого "Война и мир", особенно привлекательна крестьянская жизнь: дорогие воспоминания, а также представления о благообразии, связаны с ней. Поэтому он говорил в основном о событиях "христианского" быта, как он его называл.

Платон умер естественно, испытывая умиление и "тихий восторг" перед таинством смерти. Он воспринимал ее не как муку или наказание, поэтому не было страдания на его лице: оно было озарено выражением "тихой торжественности".

Образ Платона Каратаева является образом праведника из крестьян, который не только жил с людьми и со всем миром в ладу, восхищаясь проявлениями жизни, но и смог воскресить Пьера Безухова, зашедшего в духовный тупик. Для Пьера он навсегда остался олицетворением "простоты и правды".

"Мысль народная" в романе

"Мысль народная" - основная идея произведения "Война и мир". Лев Николаевич знал о том, что простая жизнь русского народа с ее "частными" интересами, судьбами, радостями, протекает независимо от встреч с Александром Наполеона, государственных планов Сперанского или дипломатической игры. Лишь те события истории, которые приводят народные массы в движение, касаются национальных судеб, способны изменить, всегда благотворно, хоть и драматически, отдельного человека. Именно патриотизм народа (в романе "Война и мир" Толстой описывает и его патриотические чувства) привел к победе русских над французами.

Биография Л. Н. Толстого. 1 часть

По ходу просмотра учащиеся записывают факты биографии, даты. Данный ролик был создан по материалам институтских лекций и даёт представление не только о жизни писателя, но и о его мировоззренческих позициях, творчестве, эстетических взглядах. Возможно, несколько затянут и нудноват.

Биография Л. Н. Толстого 2 часть

Этот ролик был сделан через 2 года после 1 части, когда у меня уже была возможность вставлять в фильмы фрагменты документальных фильмов о писателях. На мой взгляд, это более интересный вариант, чем первый. Но вот вопрос: можно ли с ними работать на уроках литературы? Мне кажется, что они длинны, один голос как-то рассеивает внимание, но что-то, несомненно, отсюда можно взять для себя.

Вообще-то раньше ролика не было, это была моя лекция. Что-то надиктовывала. Пока с роликом на уроке не работала. Думаю, что буду его тормозить и давать возможность что-то записать. Дети заполняют таблицу: дата, произведения, события жизни, мировоззренческие взгляды. Вообще-то, конечно, фильм громоздкий. Тем более что у него есть 2-ая часть. Думаю всё-таки обойтись лекцией. Ролик просто дала для примера.

Презентация содержит анимированную схему (по Фогельсону), которая представляет взлёты и падения князя Андрея: Аустерлицкое сражение, ночь в Отрадном и т.д. Слайды содержат вопросы и задания, к которым учащиеся готовятся дома, на уроке учащиеся выступают со связными ответами. Также слайды содержат иллюстрации, аудио- и видеофайлы.

Может быть, я выскажу сейчас крамольную мысль, но я считаю недопустимым изучать такие важные и объёмные произведения, как роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» за 11 уроков, как это рекомендуют по программе под ред. В. Я. Коровиной. Раньше мы всегда изучали это произведение текстуально, погружаясь в текст, глубоко его анализируя. Сейчас же нам предлагается на одном уроке сразу изучить жизненные искания князя Андрея и Пьера, на другом уроке – женские образы, на третьем – образы Кутузова и Наполеона. И это как будто совсем не давая учащимся времени прочесть и осмыслить прочитанное. Ни о каком чтении при таком подходе не может быть и речи. Я абсолютно против этого и буду любыми способами нарушать программу, планирование, но изучу роман так, как раньше: 1 том, 2 том, 3 том, 4 том, а потом уж обобщающие уроки проведу. Вот тогда у учащихся хватит времени хотя бы частично прочитать роман и более или менее понять Л. Н. Толстого.

Большая проблема для школьного изучения объёмных произведений – это то, что учащиеся не читают эти произведения. Многие из нас могут похвастать, что роман Л. Н. Толстого «Война и мир» прочитали в полном объёме в школе? Учителя разными способами пытались проконтролировать нас и заставить всё-таки прочитать. Моя учительница использовала в работе такую форму, как 10-минутный опрос. Каждому выдавалась карточка (индивидуальная), можно было пользоваться книжкой, но если ты не читал, то никакая книжка тебе не могла помочь. Эти работы были опережающего характера: например, на этом уроке мы писали ответы на карточках, а на следующем учитель строил опрос по тем же вопросам.

Я пошла несколько иным путём. Я даю эти карточки на дом. Каждый ученик знает, какой вопрос ему зададут на следующем уроке. Как называет их Калганова Т. А., это карточки-задания, организующие интерактивное обучение. Ученик осознанно включает свои знания, добытые им дома, в урок, чувствует свою ответственность при подготовке к уроку, так как его ответ вплетается в общую цепочку рассуждений. Кроме того, не бывает при такой системе, чтобы ученик не подготовился к уроку и получил «2».

Ещё один секрет этих карточек – это то, что они разноуровневые и воплощают дифференцированный подход в обучении. Карточки категории В рассчитаны на ребят, воспроизводящих знания. Такой ученик самостоятельно может прочитать текст, пересказать, подготовить выразительное чтение эпизода, но ему трудно сопоставлять, делать выводы, особенно, отвечать на проблемные вопросы. Карточки категории Б рассчитаны на учащихся, которые могут делать небольшие выводы, находить в тексте говорящие детали и ключевые слова. Карточки категории А для ребят, которые могут отвечать на проблемные вопросы, создавать свой текст, анализировать эпизод, сравнивать явления, героев. Такие карточки посильны для учащихся. Если школьник не успевает от урока к уроку прочитать половину тома (а зачастую так и бывает), то он может прочитать только ключевой эпизод, а остальные расскажут товарищи на уроке.

А вот какие карточки предлагает Курдюмова (я их когда-то давно записала на курсах повышения квалификации)

2 том. Карточка 1

  1. Что привлекло Пьера в масонстве?
  2. Что лежит в основе отношений Пьера и Андрея?

2 том. Карточка 2. Поездка в Отрадное

Особенности художественной манеры Л. Н. Толстого

2 том. Карточка 3. Первый бал Наташи

Что могло вызвать возглас Л. Н. Толстого "прекрасна"?

2 том. Карточка 4. Пляска Наташи

2 том. Карточка 5. Похищение Наташи

  1. Что лежит в основе дружбы Анатоля и Долохова?
  2. Как сам автор относится к поступку Наташи?

3 том. Карточка 6. Начало войны 1812 года

  1. Как оценивает Толстой роль личности в истории?
  2. Какое значение он придаёт частной и "роевой" жизни человека?

3 том. Карточка 7. Переправа польских улан через Неман

Как раскрывает писатель своё отношение к бонапартизму?

3 том. Карточка 8. Пьер в начале войны

Как характеризует Пьера его душевное смятение?

3 том. Карточка 9. Пожар в Смоленске и отступление

  1. Каким общим чувством охвачены жители и солдаты?
  2. Как относятся солдаты к князю Андрею и почему?

3 том. Карточка 10. В Петербургских салонах

Что лежит в основе "взаимосцепления" эпизодов "Пожар Смоленска" и "Жизнь петербургских салонов"?

3 том. Карточка 11. Богучаровский бунт

  1. Почему княжна Марья не может понять богучаровских мужиков?
  2. Как показаны участники бунта и Николай Ростов?

3 том. Карточка 12. Разговор Кутузова с князем Андреем (часть 2 глава 16)

  1. Как вы понимаете слова Кутузова: "Твоя дорога - это дорога чести"?
  2. Какое значение имеют мысли князя Андрея о Кутузове: "Он русский, несмотря на французские поговорки"?

В салоне А. П. Шерер

Мне очень нравится первая часть фильма С. Бондарчука "Война и мир". По-моему, очень трепетно сделано по отношению к книге. Прекрасная работа оператора, всё по тексту. И в этом смысле это незаменимый материал для уроков литературы. Но, на мой взгляд, целиком фильм смотреть не нужно, да и времени это много займёт.

Данный фрагмент можно использовать как иллюстрацию к роману. Многие ребята при просмотре (особенно те, кто не читал роман) задают вопросы: кто есть кто. Чтобы таких вопросов не возникало, я вставила титры в фрагмент с пояснением. Также в клип включены некоторые вопросы анализа, на которые ребята будут отвечать в ходе беседы после просмотра эпизода.

Кутежи у Курагина

В доме Ростовых и Безухова

Замечательный замысел создателей фильма - параллельно показать, что происходи в доме Ростовых и Безухова. Хотя и у Толстого в романе это так же. Но здесь есть несколько кинематографических деталей, на которых стоит остановиться и рассматривать этот эпизод уже не как иллюстрацию к роману, а как пример интерпретации. Одна из деталей - рука: Долохова, графа Ростова, графа Безухова. Здесь есть над чем подумать. Какую же роль выполняет эта деталь?

Также при параллельном рассмотрении прекрасно видны два мира в романе - мир гостеприимных, живущих сердцем Ростовых, и мир стяжателей Курагиных и Друбецких. Но это общее место.

  • #1

    ваша работа очень помогла мне.спасибо!здоровья вам!

  • #2

    Уникальные материалы. спасибо Вам за этот титанический труд!

  • #3

    Премного благодарна Вам за неоценимую помощь. Будьте благословенны

  • #4

    Инесса Николаевна, здравствуйте! Спасибо за материалы к урокам!Здоровья,творческих успехов ВАМ желаю!

  • #5

    Инесса Николаевна! О Вашем сайте узнала на курсах в г.Кургане. Какая же Вы умница! Радует Ваша щедрость! У меня стаж 36 лет, но Ваши материалы- находка для меня. Спасибо!

  • #6

    Огромное спасибо! Дай Вам Бог здоровья!

  • #7

    Безмерно благодарна. Восхищаюсь вашей работой! Всего доброго и творческого вдохновения

  • #8

    Большое спасибо Вам. Материал замечательный, ведущий к методическому росту

  • #9

    Огромное спасибо Вам, Инесса Николаевна, за неподдельную любовь к профессии филолога и желание делиться своим опытом безвозмездно!!!

  • #10

    Низкий Вам поклон и безмерная благодарность!

  • #11

    Благодарю Вас за профессиональную любовь к своей профессии-это в первую очередь!
    А еще Вы научили меня новому подходу к моей профессии библиотекаря...Ваш материал помог привлечь в нашу библиотеку новых юных читателей. СПАСИБО ВАМ

  • #12

    Признаюсь, каждый раз, начиная изучать роман, боюсь, не зная. с чего начать и чем закончить. Времени мало, дети не читают. Благодарю Вас за настоящий учительский труд, за ответственность, которая отличает учителей, влюбленных в литературу.

  • #13

    Спасибо огромное.Готовлюсь к открытому уроку, ваш материал станет его "изюминкой".

  • #14

    Низкий поклон Вам за такую кропотливую работу! Помощь грандиозная!!

  • #15

    Всегда приятно осознавать, что есть люди увлеченные, любящие русскую литературу, понимающие ее, желающие передать свои знания нашему новому поколению. Спасибо Вам огромное за труд.

  • #16

    Низкий поклон за талантливо разработанный материал. Такая поддержка в решении вопроса нечитающих ребят. Спасибо!

  • #17

    Спасибо вам огромное. Эти материалы прекрасное подспорье в работе каждого педагога с любым стажем работы.

  • #18

    Скачиваю карточки - классная работа! Спасибо. Но они не полностью? Обрываются на 104. Можете дополнить?

  • #19

    Здравствуйте! Огромное спасибо за материалы и за то, что Вы так свободно делитесь своими наработками с коллегами! Здоровья Вам и творческих успехов!

  • #20

    Будьте здоровы и счастливы!

  • #21

    Спасибо огромное за Вашу необычайно творческую и трудоёмкую работу!!!

  • #22

    Инесса Николаевна, благодарю за Вашу щедрость! Творческого долголетия Вам.

  • #23

    Огромное спасибо.

  • #24

    Огромное спасибо за большую и важную работу. Совершенно согласна с комментарием к проблеме изучения романа.

  • #25

    Огромное спасибо за прекрасный материал!

  • #26

    Галина (четверг, 15.11.2018) (Thursday, 15 November 2018 16:10 )

    Инесса Николаевна, огромное спасибо за вашу работу, за ваше великодушие. Счастья вам и вашим близким!

  • #27

    Низкий поклон за ваш труд! За вашу щедрость!

  • #28
  • #29

    С Рождеством!Огромное спасибо за предоставленный материал!Виват Вашему профессионализму, мудрости и щедрости!

  • #30

    Огромное спасибо за глубокий, продуманный материал, который Вы подобрали и подготовили для ребят и систематизировали для нас. Восхищаюсь Вашим трудолюбием, талантом и Добрым Сердцем.

  • #31

    Огромное спасибо за помощь, щедрость,профессионализм!

  • #32

    Шикарно! Низкий поклон

Подавление богучаровского бунта - важный этап в развитии Ростова. У него не возникает мысли поинтересоваться причинами недовольства крестьян. Для него это не люди, а «грубые, бунтующие мужики». А рассказ княжны Марьи о ее тяжелом положении вызывает у Ростова слезы. А умение сочувствовать чужому горю дано не всяким героям Толстого, а только лучшим из них. За это полюбила Ростова княжна Марья. «Его добрые и честные глаза с выступающими на них слезами в то время, как она сама, заплакав, говорила с ним о своей потере, не выходили из ее воображения».

В княжне Марье и Николае просыпается любовь. Толстой показывает, что душевная жизнь людей, их личные радости и печали продолжают волновать их, даже в самые тяжелые исторические моменты. Поглощенные своей любовью Николай и княжна Марья не произносят патетических фраз об отечестве. Но именно такие княжны Марьи, не поддавшиеся уговорам французов и не сделавшие им удовольствия стать французскими подданными, такие Николаи Ростовы, без рассуждения выполнявшие повседневные фронтовые дела, стали, как частица роевой жизни, орудием судьбы наполеоновской армии. Они, конечно, не сознавали этого, но несмотря на это, а точнее благодаря этому, они близки кутузовскому началу, определяющему основную историко-филосовскую мысль романа.

У Кутузова был опыт жизни, который научил его верить только в «терпение и время». Убеждение в неотвратимости судьбы, решения которой нужно терпеливо ждать, определяет все поведение Кутузова. Он спокойно созерцает ход событий и уже одним своим видом вселяет в людей спокойствие, уверенность в том, «что все будет так, как должно быть». Кутузов твердо верил в победу России. Толстой утверждает, что военный или политический руководитель может принести пользу, если, почувствовав, как развиваются события, постарается внушить свою веру в благоприятный их исход массам. Эта сила веры и прозрения Кутузова связана с его национальным духом. Он родствен всему народу и не случайно в применении к Кутузову часто повторяется слово «отец».

Кутузов, Пьер, князь Андрей, другие любимые герои Толстого стоят на пороге великих откровений. К ним их ведет война, Бородино. Толстой называл лермонтовское «Бородино» зерном своего романа. В этом стихотворении он видел выражение народного духа, народного взгляда на ход Отечественной войны. Для показа читателям Бородинского сражения Толстой выбрал Пьера. Именно ему должна раскрыться великая и простая правда, к которой он идет с начала романа.

Приближается минута, когда должна окончательно выявиться сущность каждого человека, определиться цена его жизни.

О чем думал перед сражением князь Андрей? В его сознании как бы два потока. С одной стороны он думает о себе, о своей смерти, возможность которой чувствует. И тогда внешняя жизнь кажется ему лживой, обманчивой. Происходит окончательная переоценка ценностей. То, что раньше было дорого ему, теперь оказалось пустым и грубым: «слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество». И другой ряд мыслей - совсем в иной плоскости: мысли о родине, о любви, о несправедливости этого мира, до которого, если следовать первому потоку мысли, ему нет никакого дела. Андрей потерял веру во все, что казалось раньше ему самым важным в жизни. По мысли Толстого, этологический итог развития каждого человека, прошедшего через службу в государственном аппарате самодержавной России, в царской армии, познавшего истинную цену светского общества. Князь Андрей верит, что сражение будет выиграно. Успех его зависит, по мнению князя Андрея от того чувства, которое есть в нем, в каждом солдате. В это могучее нравственное чувство, объединяющее людей, которые испытывают одно горе, верит князь Андрей. Он ненавидит все, что ведет людей к разъединению, к войнам; он поверил в силу единения людей перед лицом опасности. Андрей считает, что пришла минута, когда России необходимы нравственные, душевные силы. И ими обладает Кутузов. Противопоставление кутузовского, народного начала эгоистическому, корыстно-рассудочному определяет композицию романа. С Кутузовым - князь Андрей, купец Ферапонтов, Денисов, солдаты. Против Кутузова - Александр I, Борис Друбецкой, Берг. Те, кто с Кутузовым, поглощены общим, те, кто против него, разъединены, думают только о личном. Война тяжела для Кутузова, ненавистна для князя Андрея. Князь Андрей считает войну - преступлением. Преступлением ее считает и сам Толстой. Он не может оправдать убийства даже патриотическими чувствами. Картины войны, нарисованные Толстым, возбуждают отвращение к войне и ужас перед ней. Эти убитые и раненые, которые, как кажется Пьеру, ловят его за ноги; и лужа крови, в которой сидит молоденький офицер; и страх быть схваченным в плен, когда Пьер судорожно сжимает шею француза и ему кажется, что голова француза оторвалась - все это создает мрачную атмосферу убийств, не освещенных никакой идеей. Эти картины рисует художник, в котором уже живут мысли, позднее приведшие его к мировоззрению, ядром которого станет призыв «не убий!». Перед смертельным ранением, в князе Андрее ощутимее становится чувство жизни. Последние его мысли: «Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух…» Раненый в живот, он рванулся в сторону - это был порыв к жизни, порыв к тому, чего раньше он не понимал, к счастью простого наслаждения жизнью и любовью к ней. Плеханов как-то заметил, что «Толстой сильнее всего испытывал чувство ужаса перед смертью именно тогда, когда больше всего наслаждался сознанием своего единства с природой». «Все интересы настоящего сразу становятся князю Андрею безразличны. Он начинает, в последний раз в своей жизни, думать об общих вопросах бытия. Всю жизнь князь Андрей искал свое место в обществе и всю жизнь убеждался, как лживо и ненужно все, что общество предлагало ему. Близость смерти окончательно раскрывает ему глаза на истину. Когда князь Андрей увидел на соседнем операционном столе Анатоля, больное его сознание пронзает мысль: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, к ненавидящим нас, любовь к врагам, да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!». Весь путь князя Андрея вел его к этому выводу. Андрей, как и все положительные герои Толстого, осваивая мир разумом, не верит в силу разума. Анализирующая мысль все время приводит князя Андрея к отрицанию каких-то кусков жизни. Мир распадается. Остается только одно начало, которое может спасти мир и человека в нем: любовь всех ко всем. Разум не способен принять такую всеобъемлющую, иррациональную любовь. Он требует мести врагу личному и врагу отечества. Разум отказывается верить в Бога, который учит всеобщей любви. Когда мыслящий человек видит во всем зло, он озлобляется сам. Злобное чувство возникает в князе Андрее всякий раз, когда он разочаровывается в очередных идеалах: в светском обществе, в славе, в общественном благе, в любви к женщине. Но где-то в глубине его души всегда жила тоска по любви к людям. И теперь, когда смерть начала разрушать его тело, эта жажда любви охватывает все его существо. И князь Андрей формулирует эту завершающую весь его путь мысль: смысл жизни - во всеобъемлющей любви. Впервые разум не просто следует за чувством, но и отказывается от себя. Весь путь Андрея Болконского - это путь перемежающегося взаимоотрицания ненависти и любви. Толстой, убежденный в бесплодности ненависти, заканчивает этот путь торжеством в нем любви и совершенным отказом от ненависти. Итог этот, по мысли Толстого, неизбежен для каждого человека, стремящегося к единению и тяготящегося разъединением. В раскрытии главной мысли романа - мысли о необходимости единения, изображению пути князя Андрея принадлежит важнейшая роль. Только в любви, исключающей всякую ненависть - путь к этому единению. Таков смысл исканий князя Андрея.


Этапы жизни Артура Конан Дойля
За время последней, предсмертной болезни Конан Дойль нарисовал шуточную автобиографическую картинку «Старый конь»: он изобразил себя под видом понурой, дряхлой клячи, которая тянет тяжело груженый воз («труд всей жизни»), а позади длинный путь. Разные вехи на этом пути. Конан Дойль обозначил те, что казались ему существенными, символиче...

Пространственное удаление, «откат»
Во многих стихотворениях Бродского доминантную роль играет прием отдаления точки зрения в пространстве от изображаемого предмета - вплоть до ее перемещения в космические сферы. Это пространственное отдаление - знак отдаления, отчуждения психологического и экзистенциального. Среди ранних произведений такой прием является доминантным в «Б...

Летописание и исторические повести.
Источником познания нашей истории является – летопись. Она появилась на Руси вскоре после введения христианства. Летопись – погодное описание событий происходивших на Руси в течение нескольких веков. Почётное место в летописной литературе занимают исторические труды. Первые летописные записи относятся к IX веку, это краткие з...

В разделе на вопрос для чего в "войне и мир" богучаровский бунт?каково его значение? заданный автором способствовать лучший ответ это 1)...богучаровский бунт дает искаженное представление о крестьянских восстаниях. Автор романа как будто не видит крепостнических порядков, сверху донизу пронизавших помещичью жизнь. Анненков правильно отмечал, что Т. умудрился обойти в романе разночинцев, а Тургенев указал на отсутствие в «Войне и мире» «декабристского элемента». Ни влияние французской просветительной философии, сильное в образованном дворянском кругу, ни влияние заграничных походов 1814-1815 на развитие декабристского движения не отражены в достаточной мере в романе. Но глубоко подняты были Т. иные мощные пласты действительности; настолько верно отразил он некоторые существенные стороны жизни русского общества и государства начала прошлого века, что отразил тем самым целостность общественных противоречий. И с исторической необходимостью выступили причины и предпосылки декабристского движения...
2)...И рядом сцена, которая резко контрастирует с только что сказанным. Бунт богучаровских крестьян служит как бы прямым продолжением картины рабской жизни крепостных деревень, принадлежащих Пьеру Безухову. Деревни Пьера находились в Киевской губернии; деревни Болконских, примыкавшие к их имению Богучарово, - под Смоленском. Но как в тех, так и в других царили нищета и рабство, порождённые крепостничеством. Изобразив богучаровских крестьян, Толстой показал реальное положение крестьянства и неугасимый порыв его к лучшей, свободной жизни. О них можно сказать и так: это - простой русский народ, бунт которого раскрывает социальное положение победителей Отечественной войны. Потому что богучаровские крестьяне - родные братья солдат, участвовавших в Аустерлицком сражении, крестьян, которые живут в деревнях, принадлежащих Пьеру Безухову, тех ополченцев, которых в недалеком будущем встретит тот же Пьер на Бородинском поле...
3)...он написал и о тяжелом положении крепостного
крестьянства, всего несколько страниц на всю громадную эпопею. Сцена
богучаровского бунта - единственно яркий эпизод этого плана...
Пожалуй из всего этого 3-й пунк отражает эту проблему более или менее полно 🙂
удачи, dear!