Как волнуется желтеющая нива. Анализ стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…». Пейзажная лирика гениального поэта. Возможно вам будет интересно

Виды календарей

Календарь - справочное издание, содержит последовательный перечень чисел, дней недели и месяцев года часто с указанием других сведений и иллюстрациями.

В течение целого года он стоит перед глазами, помогая правильно планировать свое время и добиваться новых успехов. Пожалуй, нет другого предмета, который бы при одинаковой функциональном задаче был бы представлен столь разнообразными решениями. Давайте вместе разберемся в пестром многообразие видов календарей и внимательно рассмотрим каждый из них.

Отрывномй календарь -- карманный или настенный календарь-книжка с отрывными листами, где на одном листе располагается информация по данному дню (реже -- неделя или месяц). Нередко используется как настенный календарь.

Отрывной настенный календарь появился в обиходе более века назад, а именно в 1885 году. Издателем его стал владелец крупной московской типографии Иван Сытин. Издание, отличавшееся от всех существующих аналогов доступной ценой и практичностью, мгновенно обрело популярность. Уже второй выпуск такой полиграфии насчитывал свыше 8 миллионов экземпляров, а их производство было поставлено на поток. Пика популярности отрывной календарь достиг в советские времена, являясь альтернативой книге, приобрести которую было не так просто, прообразом органайзера и средством политической пропаганды. В таких издания публиковались полезные советы, кулинарные рецепты, интересные факты и многое другое.

Как правило, они имели тематический характер и каждый, в зависимости от своих интересов и склонностей мог приобрести продукцию того или иного наполнения. В Европе также существовал аналог отечественному отрывному календарю, который на протяжении XIX века служил наглядной рекламой и выполнял функции карманного ежедневника.

Перекидномй календарь -- настольный или настенный календарь-книжка, у которого по прошествии указанного периода (дня, недели или месяца) перекидываются страницы (например на "пружине"). К началу XXI века набрал бомльшую популярность, чем отрывной.

Перекидные календари представляют собой наиболее дорогую разновидность календарей. Часто такие календари назывют имидживыми. Перекидной календарь никогда не надоест своему владельцу - ведь каждой странице такого календаря соответствует отдельное изображение. Довольно часто перекидной календарь выполняет функцию мини-каталога, при этом каждому месяцу соответствует информация о продукции и услугах. Скрепляют настенный перекидной календарь, как правило, на пружину диаметром 5/16 дюйма с металлическим ригелем для крепления на стену.

Тамбель-календарь -- календарь в виде таблицы, может быть как карманным, так и настенным или настольным.

Как и другие виды календарей, табель-календарь помогает планировать время. Прежде всего, данный вид календарей нужен бухгалтерам. Ведь они рассчитывают рабочее время, часы пропущенных дней, отпуск или больничный. Табель-календари верно помогают им в этом. Для обычных же людей табель-календарь является наиболее достоверным источником о днях работы и отдыха в предстоящем году.

Внешне табель-календари являются небольшими календарями формата А4. Раньше считалось, что это настольные календари. Бухгалтеры клали их на стол под лист оргстекла и работали, при необходимости поглядывая на календарь. Сейчас календарь часто вешают на стену рядом с рабочим местом. В общем, каждый располагает данный календарь так, как ему удобно.

Табель-календарь составляется согласно Трудовому кодексу Российской Федерации и постановлениям правительства о переносе рабочих дней.

Кармамнный календарь -- малоформатный печатный календарь такого размера, чтобы его можно было положить в карман (то есть не больше почтовой открытки). Выпускается в виде таблицы (один плотный лист) или книжки (отрывной карманный календарь).

В европейских странах карманные календари известны ещё с начала XIX века.

В 1885 году право на выпуск календарей получили земства, и тогда же в России начался повсеместный выпуск дешёвых календарей, в том числе и малоформатных, карманных. Поскольку календари выпускают на следующий год, то годом начала истории отечественного карманного календаря считается 1886 год.

Карманные календари сразу по их появлении были замечены как наиболее дешёвое средство рекламы и как таковые уже использовались в Европе в течение всего XIX века. В случае хорошего оформления и умело поданной информации календарь, в отличие от буклетов, имеет ещё и утилитарное значение, он не выбрасывается сразу же по получении его возможным клиентом, а хранится, как минимум, в течение года, тем самым многократно увеличивая свои рекламные возможности.

Первыми известными российскими карманными календарями являются календарь, выпущенный как приложение к "Живописному обиходному календарю" на 1886 год типо-литографией И. Н. Кушнарева и Ко и календарь компании "П. Ван Дейка Наследники, Техническая контора и Складъ сельскохозяйственных машинъ, орудій и искусственныхъ удобреній въ Риге", отпечатанный типографией М. Шульца в Риге.

Карманные календари дореволюционной России обычно подразделяются на три основные категории: календари торговой рекламы, календари деловые (их отличает строгая информационность и отсутствие рисунков), календари для народного просвещения (выпускались издательством Сытина).

Материал для карманных календарей используется самый разнообразный. Календари печатаются на бумаге и картоне, на жести, шёлке и коже. Во втором десятилетии XX века появляются календари на алюминии -- металле, который только начинал в то время входить в быт.

Плакатный календарь - это самый простой вид настенного календаря. Он представляет собой обычный плакат, на котором помимо изображения еще есть календарная сетка. Поскольку эти календари являются обыкновенными плакатами со специфическим изображением, то они в полной мере обладают всеми свойствами плакатов.

Календари-домики - это новый вид настольных календарей. В разложенном виде календарь представляет собой лист формата А4, на который нанесена полноцветная печать с одной стороны. Однако в собранном виде он превращается в треугольную призму. В таком виде формат двух его основных сторон составляет примерно 210 на 100 мм. Также этот календарь может иметь пружинку и перекидные страницы.

Поскольку календарь этого вида представляет собой объемную фигуру, он привлекает повышенное внимание, кроме того многим понравится процесс его сборки.

Календарь - "пирамида". Этот календарь, так же, как и календарь-домик, после сборки представляет собой объемную фигуру, но не призму, а пирамиду. Этот календарь выглядит более эффектно, чем календарь-домик, но из-за треугольных граней на нем не удастся разместить много информации.

Календарь "шалаш" . Представьте себе календарь-домик или календарь-пирамиду. И мысленно проделайте в них кучу отверстий. То, что у вас получится, и будет календарем-шалашом. Это самый оригинальный календарь, но также, как и календарь-пирамида, несколько малофункциональный.

Календамрь-ежеднемвник -- справочное издание в виде книжки среднего формата в плотной обложке, содержащее, помимо собственно календарных страниц, много другой полезной информации, которая может понадобиться в любое время: календарь на несколько лет вперёд, адресные страницы, телефонные коды городов и стран, таблица государственных праздников своей страны и зарубежных стран, календарная таблица планирования отпусков, таблица зон времени, единицы исчисления, валюты стран мира, карты мира и многое другое. Является незаменимой принадлежностью и составляющей любого планирования рабочего времени и фиксации всей необходимой полезной информации.

Отвечает всем требованиям своего предназначения на каждый день: удобен в работе, в поездке, при использовании на весу, в условиях ограниченного времени, на улице, в машине и т. д.

Брюсов календарь -- Календарь назван так по имени Якова Брюса -- известного российского деятеля науки и военачальника, сподвижника Петра I. Полное название первого издания -- "Календарь или месяцеслов христианский. По старому стилю или исчислению на лето от воплощения Бога Слова 1710. От миробытия 7217. Напечатан в Москве, лета Господня 1709. Декабря в день". Календарь, ставший образцом для всех позднейших изданий с предсказаниями, был отгравирован впервые в 1709 г. на меди и состоял из шести отдельных листов. Единственный полный экземпляр этого календаря хранится в Эрмитаже (в собрании гравюр и карт); неполный экземпляр имеется в публичной библиотеке.

Календарь около 200 лет был настольным справочником российских земледельцев. Также содержал астрологические "предзнаменования действ на каждый день по течению Луны и Земли"

Органамйзер (англ. organizer) -- изначально небольшая книга, содержащая календарь, адресную книгу и блокнот, служащая для организации информации о личных контактах и событиях. С развитием информационных технологий книга стала заменяться сначала электронными органайзерами, затем карманными персональными компьютерами, компьютерными программами и онлайн-органайзерами, обладающими дополнительными функциями: напоминание о предстоящих событиях, защита и синхронизация информации.

Астрономия и календарь

Пользуясь календарём, вряд ли кто задумывается, что над его составлением испокон веков бились астрономы.

Кажется, считай сутки по смене дня и ночи, что проще. Но, в действительности, проблема измерения очень длительных промежутков времени, иначе говоря, создание календаря -исключительно сложна. И без наблюдения за небесными телами её не решить.

Если о некоторых единицах измерения люди, а затем учёные просто договорились (метр, килограмм), а многие другие являются производными от них, то единицы измерения времени дала природа. Сутки – это продолжительность одного оборота Земли вокруг оси. Лунный месяц – время, за которое происходит полный цикл смены лунных фаз. Год – продолжительность одного оборота Земли вокруг Солнца. Вроде бы всё просто. Так в чём же проблема?

А дело в том, что все три единицы зависят от совершенно разных природных явлений и не укладываются одна в другую целое число раз.

Лунный календарь

Начало новых суток и нового года определить трудно. А вот начало лунного месяца просто, достаточно посмотреть на Луну. Начало нового месяца определялось древними из наблюдений первого появления узкого серпа после новолуния. Поэтому древние цивилизации пользовались лунным месяцем как основной единицей измерения длительных промежутков времени.

Истинная продолжительность лунного месяца составляет в среднем 29 с половиной суток. Лунные месяцы были приняты разной продолжительности: в них попеременно получалось то 29, то 30 суток. Целое число лунных месяцев (12 месяцев) насчитывало 354 суток, а продолжительность солнечного года – полных 365 суток. Лунный год оказался короче солнечного на 11 суток, и их необходимо было привести в соответствие. Если этого не сделать, то начало года по лунному календарю со временем будет перемещаться по временам года. (зима, осень, лето, весна). К такому календарю невозможно привязать ни ведение сезонных работ, ни проведение ритуальных мероприятий, связанных с солнечным годовым циклом.

В разные времена эта задача решалась по-разному. Но подход к решению проблемы был един: в определённые годы в лунный календарь вставляли дополнительный месяц. Наиболее лучшее сближение лунного и солнечного календарей даёт 19-летний цикл, при котором в течение 19 солнечных лет по определённой системе в лунный календарь добавляются 7 дополнительных лунных месяцев. Длительность 19 солнечных лет отличается от длительности 235 лунных месяцев всего на 2 часа.

Для практического использования лунный календарь не очень-то удобен. Но в мусульманских странах он принят и в наши дни.

Солнечный календарь

Солнечный календарь появился позднее лунного, в Древнем Египте, там, где очень регулярны ежегодные разливы Нила. Египтяне заметили – начало разливов Нила близко совпадает с появлением над горизонтом самой яркой звезды – Сириус, по-египетски Сотис. Наблюдая Сотис, египтяте определили продолжительность солнечного года, равную полным 365 суткам. Год они поделили на 12 одинаковых месяцев по 30 суток в каждом. А пять лишних дней каждого года объявлялись праздниками в честь богов.

Но точная продолжительность солнечного года – 365.24…. суток. Каждые 4 года неучтённые 0.24 суток накапливались почти в полные сутки. Каждый период из четырёх лет наступал на сутки раньше, чем предыдущий. Жрецы знали, как можно исправить календарь, но не делали этого. Они считали благом, что Восход Сотис приходится попеременно на все 12 месяцев. Начало солнечного года, определённое по восходу звезды Сотис и начало года по календарю совпадали через 1460 лет. Такой день и такой год торжественно отмечались.

Календарь в древнем Риме

В древнем Риме календарь отличался редкостной путаницей. Все месяцы в этом календаре, за исключением последнего, фебруариуса, содержали счастливое нечётное число дней – либо 29, либо 31. В фебруариусе насчитывалось 28 дней. Всего в календарном году получалось 355 дней, на 10 дней меньше, чем следовало бы. Такой календарь нуждался в постоянных исправлениях, что было вменено в обязанность коллегии понтификов, членов верховной касты жрецов. Понтифики ликвидировали неувязки в календаре своей властью, добавляя в календарь дополнительные дни по своему разумению. Решения понтификов доводили до общего сведения глашатаи, которые объявляли о появлении дополнительных месяцев и начале новых лет. С календарными датами были связаны уплата налогов и процентов по ссудам, вступление в должности консулов и трибунов, даты праздников и другие события. Внося тем либо иным образом изменения в календарь, понтифики могли ускорить или отсрочить такие события.

Введение юлианского календаря

Конец произволу понтификов положил Юлий Цезарь. По совету александрийского астронома Созигена он произвёл реформу календаря, придав ему тот самый вид, в котором календарь и сохранился до наших дней. Новый римский календарь получил название юлианского. Юлианский календарь начал действовать с 1 января 45 года до н. э Год по юлианскому календарю содержал 365 дней, каждый четвёртый год был високосным. В такие годы в февраль добавлялся дополнительный день. Таким образом, средняя продолжительность юлианского года составляла 365 дней и 6 часов. Это близко к продолжительности года астрономического (365 дней, 5 часов, 48 минут, 46,1….. секунд), но всё же на 11 минут отличается от него.

Принятие юлианского календаря христианским миром

В 325 году состоялся первый Вселенский (Никейский) Собор Христианской Церкви, который утвердил юлианский календарь для использования его во всем христианском мире. При этом в юлианский календарь, строго ориентирующийся на Солнце, было введено движение Луны со сменой её фаз, то есть солнечный календарь был органично соединен с календарем лунным. За начало летоисчисления был принят год провозглашения Диоклетиана римским императором, 284 год по принятому ныне летоисчислению. День весеннего равноденствия по принятому календарю пришёлся на 21 марта. От этого дня рассчитывается дата главного христианского праздника – Пасхи.

Введение летоисчисления от рождества Христова

В 248 году эры Диоклетиана настоятель римского монастыря Дионисий Малый поставил вопрос, почему христиане ведут летоисчисление от воцарения яростного гонителя христиан. Каким-то образом он определил, что 248 год эры Диоклетиана соответствует 532 году от рождества Христова. Предложение вести счёт годам от рождества Христова сначала не привлекло к себе внимания. Лишь в ХVII веке началось внедрение такого летоисчисления во всём католическом мире. Наконец, в ХVIII веке дионисиево летоисчисление переняли учёные, и его употребление стало повсеместным. Годы стали считать от рождества Христова. Это и есть «наша эра».

Григорианский календарь

Юлианский год больше солнечного астрономического года на 11 минут. За 128 лет юлианский календарь на сутки отстаёт от природы. В ХVI веке за период, прошедший со времени Никейского собора день весеннего равноденствия отступил на 11 марта. В 1582 году папа римский Григорий ХIII утвердил проект календарной реформы. За 400 лет пропускаются 3 високосных года. Из «вековых» лет с двумя нулями на конце следует считать високосными лишь те, первые цифры которых без остатка делятся на 4. Следовательно, 2000 год високосный, а 2100 год високосным считаться не будет. Новый календарь получил название григорианского. Согласно декрету Григория ХIII вслед за 4 октября 1582 года наступило сразу 15 октября. В 1583 году день весеннего равноденствия снова пришёлся на 21марта. Григорианский календарь или новый стиль тоже имеет погрешность. Григорианский год на 26 секунд длиннее, чем следовало. Но смещение в одни сутки накопятся лишь за 3000 лет.

По каким календарям в России жили

На Руси в допетровское время был принят юлианский календарь со счётом лет по византийскому образцу «от сотворения мира». Пётр 1 ввёл в России старый стиль, юлианский календарь со счётом лет «от рождества Христова». Новый стиль или григорианский календарь был введён в нашей стране только в 1918 году. При этом вслед за 31 января насупило сразу 14 февраля. Только с этого времени даты происходящих событий по российскому календарю и по календарю западных стран стали совпадать.

Михаил Лермонтов написал это стихотворение в 1837 году. Как раз в это время он находился в заключении. Поэт был арестован 4 марта 1837 года за свое стихотворение «смерть поэта», посвященное Александру Пушкину.

Лермонтову пришлось поплатиться за свое творчество, так как в стихотворении были отражены политические взгляды поэта. История рассказывает о том, как сидя в тюрьме до ссылки, Лермонтов написал стихотворение, в котором говориться о природе. Причем стихотворение написано так, что в каждой строчке, в каждом слове чувствуется свобода. Интересный факт: в тюрьме у поэта не могло быть пера и бумаги-он писал обгоревшими спичками на обертке от еды.

Пусть в стихотворении и говорится о природе, но философская мысль тут присутствует, и достаточно глубокая. Поэт говорит о том, что природа способна принести умиротворение, она успокаивает. Находясь в природе, человек отходит от проблем, он познает что-то большее, чем то, что его окружает. В природе человек чувствует себя по-настоящему счастливым. Хотя некоторые могут отнести стихотворение к лирике пейзажа, важно знать, что стихотворение является и философской лирикой.

Лермонтов смог мастерски в нескольких строфах выразить один миг, он смог в этом одном миге отразить чуть ли не всю красоту природы в разных местах: и лес, и сады, ручьи. Но самое главное скрывается в последней строфе, когда автор раскрывает всю суть написанного им стихотворения. «смиряется души моей тревога»: поэт пишет о том, что природа успокаивает, уносит проблемы прочь. Затем поэт говорит в стихотворении читателю, что благодаря природе можно узнать счастье в этом мире.

Метафоры Лермонтова превосходно показывают нам величие природы. Ведь перед природой смиряется сама тревога, она не смеет больше трогать человека, пока природа с ним. «Расходятся морщины на челе» -уступают дорогу счастью и умиротворению, которое дарит природа.

Стихотворение также несет в себе смысл о том, что природа толкает человека на размышления о чем-то великом. Она является тем самым поводом, который позволяет человеку выйти наконец за рамки сознания, обыденного.

Анализ стихотворения Лермонтова Когда волнуется желтеющая нива

Поиском счастья человек занимается всю свою жизнь. Каждый ищет счастье в чем-то своем: в семье, в работе, в мечтах, в идеях, в помощи другим... Лирический герой Лермонтова постигает истинное счастье, созерцая природу вокруг себя. Именно природа позволяет лирическому герою достигнуть душевного спокойствия, неги, блаженства, ощутить внутреннее умиротворение и вдохновение. Природа не просто становится источником счастья для лермонтовского героя, она открывает ему путь к Богу.

Всего в стихотворении 16 стихов (строк), разбитых на 4 строфы (четверостишия). Первые три строфы описывают то, что приводит лирического героя в состояние счастья: ветер в прохладном лесу, слива, прячущаяся в зелени сада, качающийся ландыш, играющий холодный родник. Для перечисления автор произведение использовал прием рефрена (повтора): каждая строфа начинается с союза "когда". В последней строфе показано внутреннее и внешнее состояние лирического героя.

Автор раскрывает не только чувства, которые сейчас рождаются в душе лирического героя, но и как эти чувства отражаются во внешности: "Тогда смиряется души моей тревога, / Тогда расходятся морщины на челе". Этот прием тонкого психологизма позволяет читателю не просто прочувствовать блаженство лирического героя, а в буквальном смысле его увидеть. В последней строфе использован прием анафоры (единоначатия): первые две строки последнего четверостишия начинаются с союза "тогда", а третий и четвертый стих последней строфы с союза "и".

Все произведение пропитано чувством радости, счастья, умиротворения. Доказывают это эпитеты: "свежий лес", "малиновая слива", "тенью сладостной", "росой душистой", "румяным вечером", "час златой", "ландыш серебристый", "смутный сон", "таинственную сагу", "мирный край", "приветливо кивает". Все эпитеты позитивные, жизнеутверждающие. Они не только передают эмоции героя, но и позволяют нарисовать картины, которые сейчас созерцает лермонтовский герой: увидеть яркие краски заката и восхода, ощутить во рту вкус сливы, услышать лес, почувствовать прохладу ручья.

Природа в стихотворении "Желтеющая нива" изображена в своем движении, она не статична, все в ней дышит, играет, волнуется. Природа живая, и читатель это очень явственно чувствует. Помогают создать такую живую картину не только эпитеты, но и прием олицетворения. Автор намерено придает природным явлениям человеческие черты: ландыш кивает, нива волнуется, ключ играет, лепетом своим погружает в сон. Олицетворение к тому же создает атмосферу некого волшебства.

Стихотворение написано 6-стопным ямбом. Такой размер придает слогу стихотворения легкость, живость и даже некую игривость. Рифма в стихотворении перекрестная, в нечетных стихах рифма точная женская (последний слог стиха безударный), в четных стихах - точная мужская (последний слог стиха под ударением).

Лермонтовское произведение не имеет конца (открытый конец), в последней строфе автор использовал прием эллипсиса (намеренное умолчание), который позволяет читателю продолжить размышления лирического героя и дополнить ряд чувств, которые его переполняют.

Анализ стиха Когда волнуется желтеющая нива

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова пронизано лирикой и описанием природы, больше всего в жизни он любил бывать на Кавказе.

В 1937 году от смертельной раны, полученной на дуэли, скончался кумир всего литературного света Александр Сергеевич Пушкин. Лермонтов пишет стихотворение «Смерть поэта», волей случая оно попадает в руки чиновников. За резкий тон и намеки на убийство Пушкина в стихотворении Лермонтов был арестован и заключен под стражу в питерскую тюрьму. Именно там увидело свет произведение « Когда волнуется желтеющая нива».

Не имея при себе письменных принадлежностей, Лермонтов создает свое последнее лирическое стихотворение на обрывке бумаги обгоревшими спичками и сажей, вкладывает всю душу в описание великолепия родного края. Именно воспоминания о природе и ее красоте помогают поэту выдержать трудности.

Стихотворение написано сложным предложением в 4 строфы, что не очень характерно для поэта, с указаниями времени, фактора и состояния души. Он писал свое произведение единым порывом, спеша высказать всю чувства и переживания, тоску по свободе и несправедливость ситуации. Поэт вступает в разговор с божественным началом, понимает суть существования, именно это творение гениального поэта-лирика считают совершенством его творчества.

Описание природы наполнено эпитетами: румяный вечер, мирный край, ландыш серебристый, таинственная сага, малиновая слива, эти и другие обороты показывают, как хорошо он чувствовал красоту родного края.

Покой и умиротворенность всего произведения «… Приветливо кивает головой » «… Лепечет мне » сменяется обеспокоенностью и тревогой в последних строчках: «… смиряется души моей тревога, … расходятся морщины на челе» становиться понятным весь смысл стихотворения и трагизм ситуации.

Анализ стихотворения Когда волнуется желтеющая нива по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Пушкина Я вас любил: любовь ещё, быть может…

    Александр Сергеевич Пушкин написал произведение, строчки которого начинаются с таких слов – «Я вас любил, любовь еще, быть может...». Эти слова поколебали душу многих влюбленных.

  • Анализ стихотворения Смятение Ахматовой

    Это стихотворение о чувствах и отношениях. Оно искренне написано от первого лица – самой поэтессы. Она влюблена, но чувства вызывают лишь смятение в ней самой.

  • Анализ стихотворения Весенние мысли Фета

    Весна в лирике Афанасия Фета является олицетворением возрождения и новым смыслом жизни. Благодаря этом автор находит силы жить заново и находить новые цели. Множество своих стихотворений Афанасий посвящает весне

  • Анализ стихотворения Державина Соловей

    Державин написал свое произведения под названием «Соловей» в 1794 году. Хотя вышла на свет она значительно позднее, но самом содержании оды это обстоятельство никак не отразилось

  • Анализ стихотворения Вечером Ахматовой

    О чувствах женщин, как молодых, так и старых, не принято было говорить вслух. А если такого рода вещи и случались – это считалось всеми очень вульгарно и не красиво. Анна Ахматова рассказала о том, что вообще может чувствовать женщина

Лермонтов принадлежал к числу тех поэтов, которые в ярких описаниях природы точно и тонко выражали отношение ко всему, что происходило с ними. Это сможет понять тот, кто будет внимательно читать стих “Когда волнуется желтеющая нива” Лермонтова Михаила Юрьевича.

Стихотворение было создано в 1837 г. Этот период был одним из самых сложных в жизни поэта. Полным ходом шло расследование относительно “революционной” деятельности Лермонтова. Сам поэт находился в петербургской тюрьме. Текст стихотворения Лермонтова “Когда волнуется желтеющая нива”, которое проходят на уроке литературы в 8 классе, был написан при помощи обугленных спичек. В тюрьме у поэта не было ни бумаги, ни чернил. Лирический герой любуется “желтеющей нивой”, наслаждается шумом “свежего леса”, трепетно прислушивается к звукам студеного ключа, который “играет по оврагу”. В этих проявлениях русской природы ему чудится одновременно и загадка, и разгадка. Лермонтова не устраивал существующий режим. Он презирал и раболепство народа, и свою собственную слабость. По его мнению, он не обладал настолько ярким талантом, чтобы вдохновить людей на борьбу за свои права. Иного мнения придерживались власть имущие. Они считали Лермонтова опасным смутьяном, посему и предпочитали держать его подальше от Петербурга.

Лирический герой верит, что лучшие времена непременно наступят. Наблюдая умиротворенную природу, он чувствует, как тревога сходит на нет, “расходятся морщины на челе”. Обратив свой взор к небу, он мысленно видит Бога, который молча взирает на то, что творится на земле. Точно предчувствуя свою скорую кончину, поэт предполагает, что ситуация в России изменится к лучшему только после его смерти. Скачать это произведение полностью или учить его онлайн можно на нашем сайте.

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,-

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,-
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.

Лермонтов в юности все же писал более открытые и полные романтики произведения, но с годами, он хоть и улучшил свое творчество, и все же его стихи стали немного мрачнее. Когда человек вырастает, он знает мир не до конца, но когда он растет, становиться старше, его мысли и виденье о мире меняются, ведь он познает что-то большее, нежели в юности. Так происходило и с писателем.

Именно в 1837 году произошли серьезные и грустные события. Погиб великий Пушкин, которого все любили и уважали, как великого человека и очень творческого. Именно потому Лермонтов написал произведение, которое было посвящено умершему. Из-за написанного, поэта заключили под стражу, пока шел суд. Несколько недель, Лермонтов старался полностью записать стихотворение, которое пришло ему на ум весьма некстати. Ведь бумаги не было и чем писать – тоже. Но верный слуга приносил еду, где была бумажная обертка, и были еще обугленные спички.

Именно там и было создано произведение «Когда волнуется желтеющая нива…». Это произведение о природе, которая с самого детства давала силы жить Михаилу Лермонтову. Именно потому и было написано произведение, так как только на первый взгляд – там описаны красоты природы.

Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива»

Стихотворение написано Лермонтовым в феврале 1837 года, когда поэт находился под арестом в здании Главного штаба в Петербурге за стихотворение «Смерть Поэта». К нему пускали лишь камердинера, при носившего обед. Хлеб ему заворачивали в серую бумагу. На этой бумаге с помощью спичек и печной сажи было написано это произведение.У стихотворения нет названия, но уже его первая строчка заинтересовывает читателя: что же происходит, когда «волнуется желтеющая нива»? Всё стихотворение состоит из одного предложения. Первая, вторая и третья строфы - это всё придаточные предложения времени, причины и условия
(когда), которые раскрывают значение одного главного предложения. Композиционно стихотворение делится на две части.

В первой части изображены картины природы - каждая строфа начинается со слова когда. Во второй части описаны чувства лирического героя - они возникают тогда. Изображая природу. поэт рисует не одну, а несколько поэтических взаимосвязанных картин. Он рассказывает, как «волнуется желтеющая нива» при легком звуке ветерка, как свежий лес задумчиво шумит, как «прячется в саду малиновая слива», как «студёный ключ играет по оврагу». В этих пейзажных зарисовках Лермонтов олицетворяет природу: ландыш «приветливо кивает головой», ключ лепечет «таинственную сагу».

Изображая любимые пейзажи, поэт рассказывает о бесконечно обновляющейся природе - о разных временах года. Это и осень (желтеющая нива), и весна (свежий лес; ландыш серебристый), и лето (малиновая слива). Стихотворение богато художественно-выразительными средствами. Поэтические эпитеты создают атмосферу лирической таинственности (тень сладостная; румяный вечер; смутный сон; таинственная сага). Лермонтов использует характерные для его творчества цветовые эпитеты (желтеющая нива; малиновая слива; зе лёный листок). Из художественных средств поэт использует также анафору ( / и в небесах я вижу Бога …). В первой строфе дана широкая пейзажная панорама: поле, лес, сад. Затем поэт суживает художественное пространство, остаются только слива, куст, ландыш. Но потом пространство снова расширяется - оно вместе с бегущим студёным ключом прорывается за горизонты:

Когда студёный ключ играет по оврагу

Про мирный край, откуда мчится он …
Художественное пространство становится бесконечным. Эта картина - кульминация стихотворения. В заключительном четверостишии поэт говорит о чувствах своего лирического героя. Четыре стиха и четыре важных преображения в человеке: «Тогда смиряется души моей тревога» - преображение внутреннего мира; «Тогда расходятся морщины на челе» - изменение внешнего облика; «счастье я могу постигнуть на земле» - возможность восприятия ближнего мира; «И в небесах я вижу Бога … » - возможность восприятия дальнего мира, мироздания. Ощущение покоя, безмятежного счастья, гармоничности мира даёт лирическому герою природа. И эта сопричастность с природным миром позволяет поэту сказать:
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога …
Первая строфа стихотворения - шестистопный ямб, во второй и третьей строфе чередуются шестистопный и пятистопный ямб, последняя строфа - шестистопный ямб, но последняя строка
укорочена (четырёхстопный ямб). Лермонтов использует перекрёстную и кольцевую (в последней строфе) рифмы.

Анализ стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива». Внутренний монолог поэта

Лирическое настроение русского писателя Лермонтова по жизни с возрастом менялось от дикой восторженности до смертельной тоски и грусти. В его ранних произведениях он много восхвалял красоту природы, ее лугов, рек и лесов, но в последние годы эта тема его мало интересовала, он больше занимался политическими и общественными вопросами. За это время он снискал славу поэта-смутьяна, который решительно и жестко обличал царское самодержавие. Вот и стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» передает какое-то странное настроение автора. Что же происходило в судьбе поэта в это время?

Анализ стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»

Когда читаешь стихи Лермонтова, плавно погружаешься в его красивый и удивительный поэтический мир, но почему-то пронизанный безысходной тоской. Казалось бы, что может быть такого безысходного и грустного в необыкновенно точных зарисовках живой природы? Ведь он пишет, что уже желтеет нива, напоминающая о конце лета, что в саду уже дозревает малиновая слива, шумит лес, и даже серебристый ландыш кивает головой поэту.

Анализ стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» говорит о том, что Лермонтова восхищает природа чистая и безмятежная, окунающая в благодатный волшебный сон. Но на душе поэта не все так спокойно, он сильно встревожен и даже гневен.

Тема одиночества

В чем причина его трагического разлада с жизнью? Может быть, это из-за его несносного характера или язвительного остроумия, которое он часто изливал. Или это его сиротская судьба во всем виновата, ведь поэт очень рано лишился родительской ласки? Можно винить его судьбу и за то, что она не дала ему верных и добрых друзей-единомышленников или не подарила ему встречи с любимой женщиной, которая бы могла остужать его горячую голову, ухаживать и любить его таким, каким был Лермонтов.

«Когда волнуется желтеющая нива» описывает, как студеный ключ шепчет о мирном крае. Но где он находится? Поэту везде тревожно, на него нахлынуло чувство одиночества и безысходности. И скорее всего, это было из-за внешних обстоятельств, которые, увы, не всегда зависят от самого человека. Однако в то время в окружении Лермонтова страх преследования был нормой.

Покой и гармония

Анализ стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» открывает занавес на то, что то милое созерцание природы, которое увидел поэт, еще хуже разладило и без того удручающее его состояние. Однако этот безупречный мир природной красоты дарит мечту о гармонии с ней, с людьми и со всем окружающим его миром.

О чем думает поэт, когда пишет строки, что уже не жалеет о прошлом, но однако ничего не ждет и от будущего? В самом конце произведения присутствует четверостишие, в котором поэт как будто бы заново прозревает, но это прозрение можно интерпретировать по-разному.

Анализ стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» подразумевает и то, что поэту суждено было жить в обществе чуждых ему людей, где в приоритете ложь, фальшь, и от этого полная скука. Поэт, рожденный в этом несправедливом мире, просто задыхался в атмосфере сплетен, интриг и осуждения. От этого так трагична и его судьба.

Лермонтов, «Когда волнуется желтеющая нива»

Это красивое стихотворение было написано автором в 1837 году. Но в это время поэт был арестован и во время следствия находился в заключении в петербургской тюрьме. А все из-за разбирательств относительно его стихотворения «Смерть поэта», которое было посвящено смерти Пушкина.

Ошеломленный этим известием, поэт позволил себе в резкой форме выразиться о светском обществе и в открытую обвинил его в смерти великого гения. Чиновники, конечно же, не могли выдержать такого издевательского, по их мнению, поведения, поэтому было решено взять Лермонтова под стражу. В тюрьме без бумаги и чернил, используя обертку от еды и обгоревшие спички, он пишет стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива». Тема природы была выбрана им наверняка не случайно, ведь он тоже мог предчувствовать то, что и ему осталось гостить в этом мире на так уж и много.

Спасительная природная краса

На тот момент Лермонтову было всего 24 года, он был скептиком и реалистом и уже в этом возрасте хорошо понимал, что нынешние устои общества себя уже полностью изжили. На это указывал и факт восстания декабристов.

В скором времени Лермонтов стал понимать, что он ничего уже не сможет изменить в России, социальное неравенство рано или поздно приведет к революционному конфликту. Из-за этого Лермонтов в последние годы жизни находился в удручающем состоянии и скверном настроении.

Поэт также осознал, что своими стихами он не вдохновит светлые человеческие умы на подвиг декабристов, однако и мириться с тем, что происходило вокруг него, тоже не желал.

Это его произведение само по себе очень самобытно и представляет собой какой-то заключительный внутренний монолог души о высших ценностях, о том, что все проходит, и это тоже все пройдет. Остается только ждать.

/ Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»

В этом лирическом стихотворении Лермонтова, написанном в 1837 году, автор красочно описывает окружающую среду, природу. Видно, что поэт любит свою родину, восхищается ее красотой, хочет увековечить эти прекрасные пейзажи в своих стихах. Для этого он использует разнообразные приемы: олицетворение, эпитеты. К примеру, «ландыш серебристый приветливо качает головой» и «румяный вечер» - это помогает насытить это стихотворение эмоциями, которые наполняли поэта в тот момент. Все это помогает ему передать настроение того прекрасного вечера, который он описывает в своем стихе. Настолько этот вечер был хорош и приятен, что в голове поэта зародился восхитительный стих. А благодаря ровному построению, понятному и простому стилю, этот стих многим западает в душу, остается в памяти на всю жизнь. Смысл его понять сможет каждый, и многих он заставит задуматься. Это, пожалуй, один из лучших стихов великого приемника Пушкина, как часто называли Лермонтова. Хотя этот стих и был не таким уж поздним, в нем отчетливо видно восприятие мира Михаилом Юрьевичем, широта его мысли, его виденье мира. И умение написать так чувственно тоже не может остаться незамеченным.

Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» дает нам понять, что основная идея этого произведения – это соединение человека с природой, их единство и неразрывная взаимосвязь, которая со временем, однако, ослабела. Для соединения с природой герой остается один, и одиночество сближает его с окружающим миром. Даже когда просто читаешь эти строки, то представляешь себе эти картины, и на душе становится тепло – это такие родные и восхищающие виды, которые не смогут никого оставить равнодушным. Именно этого и хотел автор – чтобы люди поняли, какая красота их окружает, и задумались о том, что нужно быть ближе к природе, ведь от этого и людям становится лучше. Но полнейшая идиллия, которой наполнено произведение, может ли существовать на самом деле? Или все это лишь в его стихах, в его мечтах? Может быть, автор и правда так видел все, окружающее его, но многим людям содержание стиха кажется лишь прекрасной и невозможной лирикой.

Итак, анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» можно закончить мыслью о том, что Михаил Юрьевич хотел показать нам настоящую утопию, которая окружает нас повсюду, ведь природа – это бесконечная красота, дарящая умиротворение. Человек, сумевший вернуть единство с природой, сможет обрести настоящее счастье.

«Когда волнуется желтеющая нива…» М.Лермонтов

«Когда волнуется желтеющая нива…» Михаил Лермонтов

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,-

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,-
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.

Анализ стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»

Лирика Михаила Лермонтова раннего и позднего периода творчества существенно отличается, Если в юности поэт писал восторженные стихи, восхваляя красоту родных полей, лугов, лесов и рек, то в последние годы жизни к этой теме автор обращался достаточно редко. Лермонтова больше занимали общественные и политические вопросы, за что он был признан смутьяном и сыскал славу поэта, который своими произведениями вредит царскому режиму.

В 1837 году Лермонтов был арестован и несколько недель провел в петербургской тюрьме, пока шло разбирательство по поводу его стихотворения «Смерть поэта». посвященного гибели Пушкина. Резкий тон, который позволил себе Лермонтов в отношении высшего света, фактически погубившего Пушкина, вызвал неудовольствие многих чиновников. В итоге до выяснения степени революционности стихотворения «Смерть поэта» было принято решение заключить Лермонтова под стражу. Именно в тюрьме, не имея чернил и бумаги, поэт написал одно из последних своих лирических стихотворений под названием «Когда волнуется желтеющая нива…» . По воспоминаниям очевидцев, в качестве пера поэт использовал обугленные спички, а бумагой служила обертка от еды, которую ежедневно приносил ему в тюрьму старый слуга. Почему же автор в довольно сложный период своей жизни решил обратиться именно к теме природы?

Следует отметить, что в свои 24 года Михаил Лермонтов слыл скептиком и реалистом, который прекрасно понимал, что прежние устои общества полностью себя изжили. Однако поэт осознавал также и тот факт, что само общество еще не готово к переменам. Примером тому являлось восстание декабристов, которое было жестоко подавлено из-за того, что народ не поддержал горстку дворян, выступивших за отмену крепостного права и свержение самодержавия. Поэтому Лермонтов прекрасно понимал, что при его жизни в России вряд ли что-то изменится, и ситуация будет лишь ухудшаться, углубляя пропасть между сословиями. Именно поэтому, чувствуя свое бессилие и невозможность хоть что-нибудь изменить, поэт в последние годы жизни очень часто пребывал в скверном расположении духа. Он знал, что своими стихами не сможет вдохновить светлые умы отечества на повторение подвига декабристов, но и мириться с окружающей действительностью был не в состоянии.

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…», на первый взгляд, посвящено красотам родного края, который Лермонтов воспевает с присущей ему нежностью и восхищением. Однако последняя строфа этого произведения полностью раскрывает замыслы автора . В ней он признается: когда происходит общение с природой, «тогда смиряется души моей тревога, тогда расходятся морщины на челе». И именно знакомые с детства пейзажи дают Лермонтову силы жить, веря в то, что его творчество не является напрасным и в будущем будет по достоинству оценено потомками.

Примечательно, что стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» имеет весьма необычную структуру. Оно содержит четыре строфы, которые написаны одним предложением . Такой нетипичный для поэта прием создает ощущение того, что автор писал это произведение на одном дыхании, опасаясь того, что не сможет передать читателям свои мысли и ощущения правильно и максимально точно. Поэтому и не утруждал себя такими пустяками, как разбивка фраз на предложения. Более того, подобная структура стихотворения придает ему особую целостность и мелодичность, которая свойственна многим песням с образным и ярким содержанием. Именно такие произведения очень часто встречаются в русском народном фольклоре, который с детства знал и любил поэт.

«Когда волнуется желтеющая нива», анализ стихотворения Лермонтова

История создания

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» написано в 1837 году. Трудно поверить, что эти строки о природе родились в заключении. Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта» и несколько недель до ссылки, пока длилось следствие, провёл в тюрьме. У поэта не было ни пера, ни бумаги. Он записал текст обгоревшими спичками и кусочками угля на обёртке, в которую была завёрнута его еда, приносимая слугой.

Литературное направление, жанр

«Когда волнуется желтеющая нива» с первого взгляда можно отнести к пейзажной лирике. Первые три строфы, содержащие анафору «когда», - описание природы. Но последняя строфа о том, что, только наблюдая свободную природу, человек счастлив. В ней идея стихотворения, природа – только толчок к философским размышлениям. Поэтому некоторые исследователи относят стихотворение к философской лирике.

Лермонтов традиционно считается поэтом-романтиком, в момент написания стихотворения ему 24 года. Лирический герой одинок, отрезан от мира людей. Он вступает в диалог с природой как с божественным замыслом, в этом диалоге находит и себя, и Бога.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение представляет собой период. Это одно предложение, выражающее сложную, но цельную мысль. Период всегда ритмичен. Первые три строфы, начинающиеся союзом «когда» - сами по себе сложные предложения (первая и третья строфы) или простое предложение, осложнённое причастным оборотом и многочисленными однородными членами (вторая строфа). Все три строфы описывают природу по-разному. В первой строфе описаны три «среды обитания» человека в природе: нива (поле), лес и сад. Они восхищают лирического героя. Во второй строфе лирический герой вглядывается в одно-единственное, но совершенное явление природы - крошечный ландыш. Третья строфа динамична. В ней раскрывается внутренний мир лирического героя, наблюдающего за течением родника. Природа - это только повод для дальнейших размышлений.

Основная мысль в периоде всегда заключена в последней части. Только наблюдение за природой даёт человеку счастье и приближает его к Богу. Но ещё глубже понять замысел Лермонтова можно, зная историю написания стихотворения. Сидя в тюрьме, Лермонтов как никогда раньше осознал счастье свободы, ведь только она даёт возможность видеть весь мир и быть благодарным Богу.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано разностопным ямбом, в основном шестистопным, с пиррихиями. Лермонтов пользуется в стихотворении длинными словами, из-за чего часть ударений ямба выпадает, получается неровный ритм, напоминающий танго. Всё стихотворение наполнено движением: в первой строфе лирический герой проносится по знакомым местам, во второй – наклоняется, в третьей - уносится вместе с ключом в далёкий мирный край, а в последней его горизонтальное движение по земле прекращается и начинается вертикальное – в небеса. Последняя укороченная строка четырёхстопного ямба останавливает движение, потому что мысль доведена до логического конца.

Последняя строфа отличается и по рифмовке. Первые три имеют перекрёстную рифмовку, а четвёртая – кольцевую. Во всём стихотворении чередуются женская и мужская рифмы.

Тропы и образы

Картины природы в каждой строфе рисуют эпитеты. В первой строфе образы летней природы создаются с помощью ярких цветовых эпитетов: желтеющая нива, малиновая слива, зелёный листок. Звуки в этой строфе тоже громкие и реальные: шум свежего леса.

Во второй строфе краски поздней весны становятся мягче и глуше: румяный вечер, золотой час утра, ландыш серебристый. Появляются запахи: душистая роса.

Эпитеты третьей строфы касаются внутреннего мира, ощущений лирического героя: смутный сон, таинственная сага, мирный край. Только эпитет студёный ключ соотносится с природой. Она уходит на второй план, автору не важна детализация, не указано ни время года, ни время суток, природа становится условной.

В каждой строфе олицетворения оживляют природу: слива прячется в саду, ландыш кивает головой, ключ лепечет таинственную сагу, играет по оврагу.

В последней строфе внутренний мир рисуют метафоры: смиряется тревога, расходятся морщины на челе.

В последней строфе поэт использует синтаксический параллелизм (первая и вторая строка). Создаётся образ гармоничной личности, которая черпает из природы силы для восстановления душевного равновесия.

Слушать стихотворение Лермонтова Когда волнуется желтеющая нива