Русины кто они и откуда где. Русины осколок киевской руси. Смотреть что такое "Русины" в других словарях

Предки русинов - славянские племена, жившие на территории Карпат на территории современных Украины, Словакии и Венгрии. Отрезанные от соседних племен, постепенно объединявшихся в польскую, украинскую и словацкую нации рельефом, а потом и государственными границами, русины обособились, сохраняя, впрочем, особенную близость с украинцами.

Или же это и есть украинцы, имеющие некоторую самобытность обычаев и языка, опять-таки, в силу проживания в труднодоступных удаленных районах? Как всегда бывает в случае наций, лишенных собственной государственности, история русинов - предельно политизированный случай. Что именно из себя представляют русины в этническом, лингвистическом да и просто историческом плане - все определяют по-своему. Даже численность русинов разными источниками оценивается очень по-разному: от 55 тысяч (по данным официальных переписей в странах проживания, до 1,5 и даже 5 миллионов, по данным разных русинских организаций.

Помимо двух основных (о самостоятельности русинской нации и ее вхождении в состав украинской) существует и крайне экстравагантная венгерская версия происхождения русинов. Разберемся со всеми тремя.

Русины - это самостоятельный народ

Теория первая, собственно, русинская, гласит, что русины - отдельный и самостоятельный, полноправный четвертый восточнославянский народ. Некоторые особо рьяные патриоты русинского народа называют себя прямыми потомками древнерусской нации, сформировавшей Киевскую Русь, а уж русские, украинцы и белорусы вышли из русин, смешавшись с другими народами и исказив первоначальный русинский язык. Язык русинов, «руська мова», действительно довольно архаичен и богат старославянскими и церковнославянскими словами, но есть одна загвоздка - территория расселения русинов никогда не входила в состав собственно Киевского княжества. Здесь сформировалось самое западное и дольше всех сохранявшее независимость, так и не подчинившееся Золотой Орде Галицко-Волынское княжество. Будучи максимально из всех древнерусских князей вовлеченными в западноевропейскую жизнь, галицко-волынские князья приняли королевский титул и именовали себя «королями руськими». Основываясь на этом факте, некоторые русинские историки ведут свой род от тех самых княжеских времен. С одной стороны, не заметить связи между древнерусским понятием «русин», тождественным современному «россиянин», то есть, житель русской земли, Руси, и терминами вроде «король руський» и «руська мова» трудно, с другой стороны, русины веками жили в близости и под влиянием поляков, венгров и украинцев, заимствуя у них и язык, и обычаи (в частности, одно из наименований русин - руснак - это антоним слова «поляк»), что говорить о какой-то изначальности русинов довольно странно.

Русины - это венгры

Самая фантастическая версия происхождения этого народа. Согласно ей русины - это ассимилированные славянами венгры. Никаких оснований, кроме того факта, что часть Западной Украины веками входила в Венгерское королевство, не было. Зато слово «русин» в его нынешнем значении возникло именно в Венгрии - после Ужгородской унии 1646 года, когда 63 православных прихода присоединились к Мукачевской епархии Римско-католической церкви. С этого момента всех прихожан, сохранявших православные обычаи под римским руководством начали называть «русины». Это обособление с точки зрения государственной, административной, наверняка подстегнуло обособление русинов в языковом плане. Так или иначе, на территории бывшего венгерского королевства проживают довольно крупные русинские общины - например, та, что живет в сербской Воеводине, крае, куда активно переселялись и венгерские колонисты, и карпатские горцы.

Русины - это украинцы

На западе Украины проживает множество обособленных украинских общин. Гористый рельеф, густые леса и вековая оторванность этого региона от основной украинской территории - это, мол, причина различия в языке и обычаях карпатских и равнинных украинцев. Русины, лемки, бойки, гуцулы - вот неполный список карпатских украинских субэтносов - так гласит украинская версия.

Земли русинов поэтапно принадлежали Речи Посполитой, Венгерскому королевству, Австро-Венгрии, Российской империи, и везде их население подвергалось ассимиляции. В дореволюционной России, скажем, юридически вообще признавался единый русский народ, подразделявшийся на великороссов, малороссов и белорусов. Все славяноязычные и православные (или униатские) общины, проживавшие на смежных территориях, априори записывались в этот список. Аналогичная ассимиляция русинов украинцами происходила и в Австро-Венгрии. В результате, большой процент русинов стал считать себя украинцами, даже в случае сохранения собственного языка. К примеру, в Воеводине русиноговорящими украинцами себя считают в два раза больше людей, чем собственно русинами. В рамках этой ассимиляции большое число русинов стали считать себя украинцами. В частности в Словакии половина русиноговорящих граждан называет себя украинцами.

Загадочность народа усугубляется тем, что есть еще лемки, которые территориально совпадают с русинами, но считают себя также: либо субэтнической группой украинцев, либо отдельным народом, либо русинами.

Кстати, русины составляли большую часть украинской эмиграции за океан, в первую очередь в Канаду. Так что, во многом благодаря русинам Канада сейчас занимает едва ли не самую жесткую позицию по поводу конфликта в восточной Украине.


Раздел:
Теги: ,

Перед Новым годом на Украине разыгрался очередной скандал, отошедший в тень на фоне газовых войн. Проживающие в Закарпатье русины приняли решение объявить независимость, ну и по накатанной дорожке (вслед за Южной Осетией и Абхазией) попросили российскую Госдуму эту самую независимость признать. Та, в свою очередь, пообещала подумать.

Обуреваемой политическим кризисом стране, и без того расколотой на два лагеря - Западный и Восточный, денно и нощно сражающейся за дешевый газ, только русинской независимости и не хватало для полного счастья. Но ничего не поделаешь, реагировать как-то надо - и прокуратура возбуждает уголовное дело по статье «посягательство на территориальную целость Украины», а Служба безопасности страны начинает таскать русинских общественных деятелей на допросы.

Надо сказать, что новоявленные сепаратисты долго и терпеливо вызывали официальные власти на диалог. Они объясняли, что и без того много натерпелись, и что теперь в период всеобщей либерализации и свободы воли очень хотели бы немножко повозрождаться сами, а заодно и повозрождать свою культуру. Между прочим, очень древнюю - предки русинов пришли в эти земли еще во II веке н.э. Но многочисленные ветви власти были заняты войной друг с другом. Президент распускал парламент, тот его отлучал от власти, и до прошений какой-то там кучки националистов под руководством православного батюшки Петра Грецко дела особо никому не было. Кстати, первоначально выходить из состава страны никто не собирался - просили автономии. Хоть и широкой.

Как мы уже писали, предки русинов начали заселять эти земли в II веке н.э. И надо сказать, что с независимостью им не везло с самого начала. Украина - не первая страна, негативно воспринявшая их желание самоопределиться. Русинские земли входили то в состав Аварского каганата, то в Великую Моравию, а в средневековье были захвачены венгерским королем. Но самые большие несчастья обрушились на них в ХХ веке. Дело в том, в Австро-Венгрии (а именно в ее составе находились тогда русинские земли) крайне косо смотрели на любое проявление славянизма - что неудивительно. Габсбургам выше крыши хватило проблем с венграми, вылившихся в превращение их страны из Австрийской империи в Австро-Венгрию. А уж Австро-Венгро-Руси они могли просто не пережить. Cлавян же в стране было множество. Причем самых разных. К тому же отношения с Россией становились все более прохладными. В общем, к 1903 году тем, кому хотелось спокойно жить под сенью сиятельной Вены, не стоило подчеркивать, что они, например, русины.

Но уж очень всем надоела ветхая империя, да и после венгерской борьбы и признания прав венгров запахло свободой. Вот и русины решили доказать, что они тоже народ. Самобытный, самостоятельный и, кстати, настроенный дружить с Россией. Начался массовый переход из греко-католической веры в православие. Несмотря на то, что исповедовать эту религию австрийские законы позволяли, подобная акция была воспринята однозначно - сепаратизм. Ответ тоже был прост - суд и тюрьма для 32 лидеров национального движения.

А потом началась Первая мировая… И вот тут уже без всяких экивоков любое русофильство стало называться государственной изменой. А ввиду того, что русинские земли оказались на территории военных действий, с «изменниками» не церемонились - чуть что, сразу тюрьма. Не предназначенная для таких нагрузок пенитенциарная система не справлялась, а потому было построено несколько концентрационных лагерей - среди них Талергоф, Терезин и др. Любое нарушение каралось смертью. Охрана стреляла без предупреждения. За три года террора погибло более 150 тыс. русинов.

Кстати, сегодня некоторые из радикальных сторонников национального движения любят подчеркивать, что значительную роль в гонениях на их народ сыграли украинские националисты.

После войны недолгое время существовала независимая Подкарпатская Русь. Правда, потом она добровольно вошла в состав Чехословакии. По итогам Второй мировой, а вернее, в результате соглашения Чехословацкой Социалистической Республики и СССР Подкарпатская Русь была присоединена к Закарпатской области Украинской ССР.

Свою нынешнюю позицию вождь русинов - священник, а ныне премьер-министр пока не признанного государства Петр Гецко объяснил просто: раз на наши просьбы об автономии не реагируют, будем требовать независимости.

Кстати, не менее оригинально он объясняет и причины, по которым Киев не хочет идти навстречу самоопределившемуся народу - дескать, во всем виновата все та же набившая всем оскомину труба. Священник-премьер говорит, что четверть бюджета Украины - это доходы от транзита газа, проходящего по территории воссозданной республики Закарпатская Русь.

Особенно следует отметить, что некогда Виктор Ющенко, тогда еще кандидат в президенты, обещал русинам признать их самостоятельность, а после обещание как-то забылось. Напомнил о нем не кто-нибудь, а сам Маккейн, а после - и второй номер в американской президентской гонке со стороны консерваторов Сара Пэйлин.

Очередная попытка кого бы то ни было отделиться от Украины, вообще говоря, выглядит со стороны воплощением некой высшей справедливости: Киев в свое время с большим восторгом отзывался о даровании независимости Косово.

А что же Кремль? Наиболее красноречиво его позицию, пожалуй, выразил Замглавы комитета Госдумы России по делам СНГ Константин Затулин. Он снисходительно отнесся к идее независимости, но подчеркнул, что «по факту, конечно, закарпатские русины не являются независимыми и подлинных возможностей и условий для того, чтобы признать их независимость в скором времени, нет». Тем не менее, это не помешало ему «вставить шпильку» украинскому президенту. Он обвинил его в «форсированной украинизации», «репрессиях» и «жестоком подавлении».

С другой стороны, самоосвободительные потуги русинов не одобряет никто. Даже русины, живущие в других странах. Вот, например, их словацкие братья заявили - да, самоопределение - это здорово, а то, что Украина - единственная страна в мире, не признающая русинов нацией, конечно, никуда не годится. Но! Украинцы и русины в данном государстве - один народ, и разделять его нельзя. Да и словацкие русины тоже назвали все заявления о независимости сепаратистскими.

Даже исполнительный секретарь Мирового совета русинов Александр Зозуляк прямо сказал: «Мы дистанцируемся от стремления создать автономию или государство. В сегодняшнем мире это нереально. Мы стремимся, напротив, к ускоренному вступлению Украины в Евросоюз, чтобы пали всякие преграды в виде границ». Так что господин Затулин неправ, сравнивая русинов с курдами. Тут, по большей части, никто к созданию независимого государства не стремится. И уж тем паче не готов к вооруженной борьбе.

И вот тут возникла еще одна неприятная ситуация. Весь мир инициативу Гецко и компании осудил, а Россия высказалась как-то невнятно - дескать, о независимости речь не идет, но вообще, конечно, они все молодцы, а Ющенко все равно неправ. Естественно, сразу же поползли слухи о «руке Москвы». Кремлю тут же припомнили поддержку Южной Осетии и Абхазии и общую неприязнь к правящему украинскому режиму. Местный прозападный истеблишмент в один голос заговорил, что тема независимости - это поле для политических спекуляций. Директор политических программ центра им. Разумкова Валерий Чалый заявил: «Если говорить о проблеме русинов, то она вполне решаемая и давно уже решалась на Украине на разных уровнях. Законодательство позволяет свободно развиваться в том числе и этому меньшинству. А что касается игр, то если кто-то хочет использовать это как какую-то технологию, то я думаю, что у гражданского общества и государства найдутся силы остановить это».

Есть и более оригинальное мнение. Дескать, тему с русинами используют, чтобы применить силу против тех, кто ведет разговоры про раскол Украины на Западную и Восточную. Глава центра политического анализа «Пента» Владимир Фесенко считает: «Проблему русинов могут использовать в предвыборном контексте как один из аргументов, что нужно бороться за территориальную целостность Украины против российских провокаторов, «пятой колонны России», которая хочет «расколоть Украину».

Вот и разбирайся тут кто прав, кто виноват…

Народность русинов живет не только в Украине, значительное их количество есть в Словакии, Польше и Сербии. Там, кстати, они официально признаны национальными меньшинствами - никто не стремится считать их поляками или словаками. Они спокойно говорят на своем языке, а кое-где он даже имеет официальный статус.

Русины. Географическая справка

В основном русины живут в Закарпатской области Украины, в Восточной Словакии на северо-востоке Прешевского края и в части польских Бескидов. Многочисленные диаспоры имеются в Венгрии, Сербии, Румынии, Молдавии, Хорватии, США, Канаде, Австралии и России. Одной из самых влиятельных считается диаспора в США, причем не только в силу многочисленности, но и за счет богатства.

Согласно последним переписям, в Закарпатской области Украины было зарегистрировано 10 069 русинов, в Польше - 5863, в Воеводине - 15 626 и в Венгрии - 2079. Наибольшее их число живет в Словакии - 24 201 человек. В Сербии также проживает значительное число представителей этого этноса - 15 626 человек. Исконно русинским здесь считается край Воеводина. Один из государственных языков края - русинский.

Руси́ны (русин. Русини, укр. Русини, словацк. Rusíni, польск. Rusini, серб. Русини, Rusini) - группа восточнославянского населения Карпат, проживающая в основном в Закарпатской области Украины и на востоке Словакии.

В энциклопедических изданиях русинов относят как к украинцам, так и к отдельной от украинцев этнической группе. Часть самих русинов и русинских организации считают себя отдельным народом, часть - украинцами. В СССР рассматривались (а на Украине продолжают официально рассматриваться) как этнографическая группа украинцев.

Расселение, подгруппы и численность

Русины населяют Закарпатскую область Украины, Восточную Словакию (северо-восток Прешовского края; некоторая их часть проживает в странах, куда они переселились на протяжении последних нескольких столетий - Венгрии, Сербии (в Воеводине, где их язык признан одним из официальных языков края), Хорватии, США, Канаде, Австралии, России. Помимо самоназваний «русины», «русские», «руськие» и «руснаки», другими народами русины также называются как угрорусины, угрорусы, карпатороссы, рутены.

Всеукраинская перепись населения 2001 года зарегистрировала 10 183 русина, перепись 2002 года в Польше - 62 русина, перепись 2002 года в Воеводине - 15 626 русинов, перепись 2001 года в Венгрии - 2 079 человек.

Русины известны так же под именами: руснаки, руськие, угрорусины, угрорусы, карпатороссы, рутены, русины, русские. На заре становления государственности восточных славян - Киевской Руси, земли русин населяли славяне: белые хорваты, а черные хорваты населяли Чехию и южную Польшу. Земля русин с тех времён называется Закарпатская Русь. В составе Чехословакии её называли Подкарпатская Русь, а в составе Венгрии называлась Русская Крайна. В X-XI веках Закарпатская Русь входила в состав Киевской Руси и с той поры восточные славяне Закарпатья сохраняют свой этноним «русины», несмотря на перипетии истории. Австровенгерские власти использовали латинизированный этноним: «рутены» производное от «русины». На протяжении XI-XIII веков венгерские феодалы поэтапно захватывали земли русин за «засечной линией» - государственной границей, постепенно продвигая её по Закарпатью к подножью гор. Юридическое включение Закарпатской Руси в состав Венгерского королевства произошло в XIII-XIV веках. Грамоты зафиксировали обширную категорию восточнославянских названий поселений, говорящих о проживании там в рассматриваемое время восточных славян. А Киевская Русь, ослабленная сепаратизмом местных властей - княжеской междоусобицей, пала под ударами татаро-монгольского нашествия. В результате этих событий Закарпатская Русь до начала XX века входила в состав Венгерского королевства.

Земли современной Белоруссии и бо́льшая часть земель современной Украины вошли в состав нового центра собирания Земли Русской - Великого Княжества Литовского. Червоная Русь вошла в состав Польского королевства. Северо-восток Руси (Владимиро-Суздальская Русь) оказалась под властью Золотой Орды, и только на севере Господин Великий Новгород - «республика» народного веча сохранила независимость (эту землю скандинавы называли «страной городов» - Гардарикой).

В дальнейшем Великое Княжество Литовское объединилось с Королевством Польским в двуединую федерацию - Речь Посполитую («Общее Дело») Обоих Народов. Позднее южная часть Великого Княжества Литовского была передана под управление Польши, а земли будущей Белоруссии вместе с собственно литовскими землями остались под управлением Вильны, что и послужило толчком к разделению западнорусских земель и обособлению белорусского и украинского народов.

Православная Церковь Закарпатской Руси вынужденно вступила в унию с Римом, образовав униатскую греко-католическую церковь после оформления 24 апреля 1646 года Ужгородской унии. С того момента принадлежность к униатству стало этническим сигналом принадлежности к славянскому этносу русин. Как и раньше, русины подвергались ассимиляции. В результате ассимиляции русин и утраты ими русиноязычия, униаты появились среди румын, венгров и словаков. Этническая территория русин постепенно сокращалась и к середине XIX века она немного превышала 50 тысяч кв. км.

В 1910 году доля в многонациональном Венгерском королевстве русиноязычного населения сократилось до 2,6 % в результате ассимиляции русин, а доля униатов с 5,4 % снизилась незначительно до 5,2 %. Потомки русинов, утрачивая язык, старались сохранить принадлежность к униатству. В 1910 году численность русин была такова: униатов 472 тысячи, католиков 3 тысячи, а православных сохранилось только 7 тысяч. Принятие униатства повидимому защитило русинов от более быстрых темпов ассимиляции. Численность униатов у других этносов региона в результате ассимиляции русин в 1910 году стала таковой: венгероязычные униаты 247 тысяч, румыноязычные униаты 121 тысяча, а словакоязычные составили 102 тысячи. Во взаимоотношениях русин со словаками скорее шёл процесс не ассимиляции, а процесс консолидации славян Венгрии, языки которых очень схожие. Образовался переходный субэтнос словако-рутены по вере греко-католики, а по языку переходный диалект словацкого языка. Численность словако-рутенов в 1830 году была 12 тысяч, а к 1910 достигла уже 110 тысяч человек. В результате ассимиляторской политики австровенгерских властей в Закарпатской Руси шёл интенсивный процесс сокращения числа русиноязычных деревень, аналогичный таким же процессам в Германии, сокращения числа славяноязычных деревень у лужичан в Полабской Сербии и поморян-кашубов в Поморянии (Померании). В 1810 году в Закарпатье было 776 русиноязычных деревень, в 1830-756, а в 1880 их уже осталось 517. Несмотря на ассимиляцию русин и их эмиграцию за океан, падения доли русин в населении края, их численность всё-таки увеличивалась. В 1810 году русин-униатов было 430 тысяч, в 1910 русин было 482 тысячи, в 1930 их число достигло 570 тыс., а в 1979 - 978 тыс. человек. На территории Словакии численность русин уменьшилась, в 1810 году их было 153 тыс., в 1900 - 83 тыс., а в 1980 их осталось 47 тысяч. В Румынии сейчас осталось 32 тысячи человек русиноязычного населения, которое сосредоточено в основном на реке Русковой. В Венгрии русинский язык вышел из употребления. В Румынии живут также украинцы в Буковине и Липоване - русские в дельте Дуная и городе Тульча. В Кошице в Словакии русины проводят национальные собрания. Венгерские феодалы приглашали в Закарпатскую Русь на поселение украинцев из польской Галиции, по-видимому, в связи с существованием контактов с Галицией можно рассматривать русин, как субэтнос украинской нации, которые смогли сохранить древний этноним - русские - русины. По площади Закарпатская область Украины составляет 12,8 тыс. км², в 1979 году там проживало 978 тыс. русин.

в Словакии

На востоке в сёлах преобладают русины, на западе же встречаются лишь отдельные русинские деревни. Крайними западными точками считаются деревни Литманова и Остурня (49°20′00″ с. ш. 20°14′00″ в. д.) у Старой Любовни.

Перепись 2001 в Словакии зафиксировала 24 201 русина. Наиболее высокая концентрация русинского и украинского (по выбранным во время переписи национальностям) населения наблюдается в районах Медзилаборце и Свидник. Русинское население Словакии сосредоточено главным образом в деревнях в горных массивах Спишска Магура, Левочске Врхи, Чергов, Низкие Бескиды, Сланске Врхи, Вигорлат, Буковске Врхи.

Данные переписи 2001 года в Словакии, русинское и украинское население в процентах

Район %
Район Медзилаборце 45,4
Район Свидник 13,0
Район Снина 11,6
Район Стропков 6,1
Район Гуменне 5,0
Район Бардейов 4,2
Район Стара Любовня 4,5
Район Прешов 1,4

В среде карпатских русинов происходят сильные процессы ассимиляции. Более точную картину прошлого состояния заселения края русинами может дать процентное соотношение православных и грекокатоликов:

Данные переписи 2001 года в Словакии, православное и грекокатолическое население в процентах

Район %
Район Медзилаборце 84,5
Район Свидник 56,3
Район Стропков 48,3
Район Собранце 43,9
Район Снина 43,2
Район Стара Любовня 33,0
Район Михаловце 25,6
Район Бардейов 24,5
Район Вранов-над-Топлёу 24,4
Район Требишов 24,2
Район Гуменне 21,2
Район Сабинов 11,3
Район Гелница 10,6
Район Прешов 8,8

Этноним и идентичность

Русины - потомки древнерусской народности, из которой, как указывала советская историография, выделились русские, украинцы и белорусы. Русин - самоназвание населения Древней Руси. Как этноним слово русин - производное от слова Русь. В письменных источниках впервые встречается в Повести временных лет и употребляется наряду с руський, людий руских - так именуются русские люди, относящиеся к Руси; встречается также в договорах Олега с греками 911 года (упоминается 7 раз) и Игоря 945 года (упоминается 6 раз), договорах Смоленска с немцами, и позже употребляется как этноним в Галицко-Волынском княжестве, Великом Литовском княжестве, название русских людей в польских текстах XIII-XX веках. Так же этот этноним употреблялся и в Русском царстве.

К середине XIX в. этноним «русин» оставался широко распространённым в качестве самоназвания населения Карпатской Руси (Галичина, Буковина, Угорская Русь), чьи земли находились под владением Австро-Венгрии, а также населения севера Бессарабии и Холмщины. До начала XIX века проблема национальной идентификации не поднималась, и населению края грозила полная утрата самостоятельности - в местах проживания русинов проводилась агрессивная полонизация и мадьяризация. Но в 1848 году, во время венгерской революции, произошёл подъём национального самосознания в среде подкарпатской интеллигенции, началось распространение «русофильских» настроений в обществе. «Будители» заявляли о том, что русины это тот же народ, что и население Малороссии, а следовательно часть единого русского народа. Австро-венгерские власти, обеспокоенные венгерскими и польскими антиправительственными выступлениями, решили заручиться поддержкой русинов и оказывали поддержку их самоорганизации. Но австрийцы видели опасность в возрождении общерусского национального сознания, и за русинами был официально закреплён термин «Ruthenen» (рутены), в отличие от «Russen» - русских (российских подданных). Губернатор Галиции граф Стадион фон Вартгаузен заявил русинам, что они должны отречься от национального единства с остальной Русью и развивать свою культуру как самостоятельную.

Сами русины называли себя в единственном числе русин, а во множественном числе - русскими (с орфографическими вариантами - руськими, рускими), веру свою - русскою, свой народ и язык - русскими. В свою очередь русины подразделялись на ряд этнокультурных групп: бойки, лемки, подоляне, гуцулы, покутяне, верховинцы, долиняне и другие. Второй этноним населения Карпатской Руси - руснак. Население Карпатской Руси издавна проживало в соседстве с католиками-поляками. Само слово «руснак» возникло как противопоставление этнониму «поляк».

В 1860-х гг. в Галичине произошёл раскол национального движения на «русофилов» и «украинофилов». Вначале разногласия были незначительными, и не носили системного характера. Русофилы продолжали отстаивать идею единства русинов с остальным русским народом, пользовались «язычием», а позже - литературным русским языком, а украинофилы выступали за создание / принятие украинского литературного языка на народной основе, то есть «принять наш письменный язык с Украины» (в то время входившей в Российскую империю). Но впоследствии два эти направления превратились во враждующие лагеря. В конце XIX века австрийское правительство поддержало украинофилов, а против русского движения была развязана борьба. Русофилы подвергались судебному преследованию, начало чему положил «Процесс Ольги Грабарь», их организации, школы и типографии закрывали, а самих сажали в тюрьмы и высылали из страны.

В мае 1910 года австрийские власти закрыли все русинские организации Буковины, а также русские бурсы (общежития для учащейся молодёжи) в Черновцах и Серете. Имущество организаций было конфисковано. Причиной запрещения деятельности русских организаций были голословные обвинения в шпионаже и государственной измене.

Во время Первой мировой войны многие (не менее 20 тысяч) русины были заключены австрийскими властями в концентрационные лагеря Талергоф и Терезин.

После распада Австро-Венгрии и появления возможности легализовать русское движение в декабре 1918 во Львове был создан Русский исполнительный комитет, который стоял на антибольшевистских позициях и способствовал созданию военного подразделения из русских галичан в составе деникинской Добровольческой армии.

Значительная часть населения Буковинской Верховины во время румынской переписи населения 1930 года выбрало этноним гуцул, а не украинец или русин. После территориального раздела 1940 года на территории Румынии оказалась значительная часть гуцулов, составляющих сейчас по разным оценкам около трети или чуть более всего украинского населения Южной Буковины. Контакты между обеими группами были существенно затруднены в силу различных причин. Вследствие чего украинцы, проживающие в высокогорных и труднодоступных районах, в значительной мере вообще были исключены из общеукраинского контекста.

Карпатские русины

Перепись 2001 года в Словакии показала довольно сложную картину принятия разных идентичностей среди в прошлом однородного русинского населения: 24 201 гражданин Словакии считал себя русином (в том числе 1178 с родным языком словацким и 83 - с родным языком украинским), 10 814 - украинцами (из них 2996 - с родным языком русинским), 28 885 - словаки с родным языком русинским, 1342 - словаки с родным языком украинским. Исходя из этого некоторые русинские организации Словакии провели в 2001 году сбор подписей за объединение в бюллетенях переписи населения граф «русин» и «украинец» в одну графу, но это предложение было отклонено. В настоящее время процесс ассимиляции словацких русинов идёт быстрыми темпами, причиной является отток населения в благополучную западную Словакию из-за высокого уровня безработицы в русинских районах (которая может доходить в некоторых местах до 80 %). Печальным «рекордом» является деревня Прикра у Свидника, где осталось всего 5 жителей и которая стала, таким образом, самым маленьким населённым пунктом Словакии.

До 1918 года в отношении коренного населения Галичины, Буковины и Карпатского региона редко употреблялся этноним «украинец, украинский», хотя существовало много различных названий. После 40-летней украинизации украинское самосознание приобрела только часть русинских жителей восточной Словакии.На сегодняшний день исконный русинский этнос разделился на две составляющие, вместо одной - существуют две национальности, с одинаковым происхождением и прошлым, так как при переписи населения в 1991 г. к русинам причислили себя 16937 человек, а к украинцам 13847 по происхождению русинов.

Неоднородность русинства

Русинское политическое движение в силу исторических и экономических причин изначально неоднородно. Ныне можно вести речь как минимум о четырёх:

  • Прословацкое течение , исходящее из того, что русины являются особым восточнославянским народом наравне с русскими, украинцами, белорусами и имеют независимую от Украины историческую и политическую традицию Подкарпатской Руси. В частности, оно ориентируется на положительный опыт автономии Закарпатья в составе Чехословакии в 1920-1938 годах. Словакия поддерживает русинское движение, признавая русинов на входящей в её состав части Закарпатья национальным меньшинством, содействует его развитию на государственном уровне. Многочисленная зарубежная (американская и западноевропейская) русинская диаспора находится, в основном, на этих позициях. Активным деятелем этого движения является канадский учёный Пол Ро́берт Маго́чий - исследователь истории Украины и Подкарпатской Руси, этнических групп современной Канады (словак по матери).
  • Мадьярофильское (провенгерское) течение , пропагандирующее концепцию происхождения русинов в результате славянизации венгров. В соответствии с этой версией венгры обрели в Закарпатье новую Родину.
  • Пророссийское течение , имеющее сходную теоретическую базу с прословацким, но ориентированное на более тесные связи с Россией по примеру ПМР и др. Оно вобрало в себя много русофильских элементов XIX века как осознание своей принадлежности к единому русскому народу «от Карпат до Камчатки».
  • Проукраинское течение , признающее русинов этнической группой в составе украинской нации, но отстаивающее необходимость более выраженного сохранения русинской культуры, наречия, самобытности. Это течение активно сотрудничает с украинскими организациями и государственными структурами. Представители этого течения рассматривают слово «русины» как старинное, первоначальное самоназвание украинцев.

24-25.04.1996г. Прямчук С.Д.

РУСИНЫ – осколок Киевской Руси.

Русины – четвёртый восточнославянский народ известный так же под именами: руснаки, угрорусины, угрорусы, карпатороссы, рутены, русины. На заре становления государственности восточных славян - Киевской Руси, земли русин населяли славяне: белые хорваты, а черные хорваты населяли Чехию и южную Польшу. Земля Русин с тех времён называется Закарпатская Русь. В составе Чехословакии её называли Подкарпатская Русь, а в составе Венгрии называлась Русская Крайна. В 10 -11 вв. Закарпатская Русь входила в состав Киевской Руси и с той поры восточные славяне Закарпатья сохраняют свой этноним:

Русины, не смотря на перепитии истории. Австровенгерские власти использовали латинизированый этноним: "рутены" производное от русины. На протяжении 11 – 13 веков венгерские феодалы поэтапно захватывали земли русин за ЗАСЕЧНОЙ ЛИНИЕЙ - государственной границы, постепенно продвигая её по Закарпатью к подножью гор. Юридическое включение Закарпатской Руси в состав Венгерского королевства произошло в 13 – 14 веках. Грамоты зафиксировали обширную категорию восточнославянских названий поселений, говорящих о проживании там в рассматриваемое время восточных славян. А Киевская Русь, ослабленная сепаратизмом местных властей – княжеской междуусобицей, пала под ударами татаро – монгольского нашествия. В результате этих событий Закарпатская Русь до начала 20 века входила в состав Венгерского королевства.

Югозападная Русь (земли сов. Белорусии и Украины) вошли в состав нового центра собирания Земли Русской – русскоязычного Великого княжества Литовского. Галицкая Русь вошла в состав Польского королевства. Владимиро – Суздальская Русь оказалась под пятой Золотой Орды и только на севере Новгородская Земля – "республика" Народного Вече сохранила независимость (эту землю скандинавские варяги называли страной городов – "Градарикия". В дальнейшем Великое княжество литовское объединилось с Польским королевством в Речь Поспалитая и земли Белорусии остались под управлением Вильны, что и послужило толчком к становлению белоруского народа. А другая часть Югозападной Руси оказалась под управлением Польши и эту землю поляки стали называть по своему – Украина, а местных жителей украинцы, что в то время звучало оскорбительно. До 17 века местное русское население не признавало себя украинцами, но с 17 века восприняло этот этноним – украинец, как родной.

Так славяне были земледельческим осёдлым народом, жили и вели своё хозяйство по берегам рек и озёр. Русский народ образовался в результате постепенного слияния славян с местным финноязычным населением, процесс этот проходил мирно, поскольку славяне селились на свободные земли по берегам рек и озёр, а аборигены финоязычные племена традиционно жили в лесах на водоразделе, по верховьям притоков рек, а не по берегам рек. И поэтому не было причин для конфликтов. (До 14 века междуречье Волги и Оки называли на Руси – "Залесская Украина" и населяли её: славяне Вятичи и Кривичи, финоязычные народы Меря, Мещёра, Мурома, к югу от Москвы жил реликтовый балтоязычный народ Голядь, ближайшими родственниками которых были Пруссы. Легендарный князь племени голядь нам известен с времён Киевской Руси, как "Соловей Разбойник", отголосок тех событий, когда русские славяне и голядь долго не могли ужиться друг с другом и стоял вопрос о невозможности "прямоезжей дороги" к Киеву через земли голяди. Но прошли времена и эти разноязычные народы консолидировались в единый народ Великороссов с началом собирания Земель Русских вокруг Москвы. И дали новое имя Залесской Украине – Великороссия – Россия.)

Интересно то, что ядром польского народа и русского - Киевской Руси были славянские племена ПОЛЯНЕ - в переводе на современый русский - богатыри. Поляне Польше дали своё имя, а для Руси послужили центром образования государства, восприняв этническое имя Русь - Рось от пришлых этносов, толи скандинавских варягов, толи от ираноскифских племён. Великий этнолог Лев Николаевич Гумилёв видит в звучном имени славян - Полянин след пассионарного толчка, где активные - пламеные люди стали именоваться поляне - богатыпри - сильные духом. Силы духа полян хватило на основание двух славянских государств, Руси и Польши, и разделило их принятие разных конфессий христианства. Польша стала католической страной, а Русь - Россия заповедником Православия (Третьим Римом). Скандинавы называют славян по древнему их имени "ВЕНДЫ". Это имя славян помнят и финские народы и с тех пор называют Россию - Венейей, а русских венелайнен.

Русины изначально были православными, но находясь в многовековой изоляции от Московской Руси, которая не могла им оказать реальную помощь и защиту, вынуждены были пойти на компромис с католическими властями. Что б сохранить православную форму литургии, Православная Церковь Закарпатской Руси вынужденно вступила в унию с Римом, образовав униатскую греко - католическую церковь после оформления 24 апреля 1646г. Ужгородской унии. С того момента принадлежность к униатству стало этническим сигналом принадлежности к славянскому этносу Русин. Как и раньше русины подвергались ассимиляции, но их потомки утрачивая русскоязычие старались сохранить хотябы "Веру отцов" в нескольких поколениях. В результате ассимиляции русин и утраты ими русиноязычия, униаты появились среди румын, венгров и словаков. Этническая территория русин постепенно сокращалась и к середине 19 века она немного превышала 50 тысяч кв.км.

В 1810г. численность русин говорящих по русски и принадлежащих к униатству составляло 430 тысяч человек, а доля их в многонациональном Венгерском королевстве составляла 5,4%. А в 1910г. доля русиноязычного населения сократилось до 2,6% в результате ассимиляции русин, а доля униатов с 5,4% снизилась незначительно до 5,2%. Потомки русинов утрачивая язык старались сохранить принадлежность к униатству. В 1910г. численность русин была такова: униатов 472 тысячи, католиков 3 тысячи, а православных сохранилось только 7 тысяч. Принятие униатства повидимому защитило русинов от более быстрых темпов ассимиляции. Численость униатов у других этносов региона в результате ассимиляции русин в 1910г. стала таковой: венгероязычные униаты 247 тысяч, румыноязычные униаты 121 тысяча, а словакоязычные составили 102 тысячи. Во взаимотношениях русин со словаками скорее шёл процесс не ассимиляции, а процесс консолидации славян Венгрии, языки которых очень схожие. Образовался переходный субэтнос словако-рутены по вере греко-католики, а по языку переходный диалект словацкого языка. Численость словако - рутенов в 1830г. была 12 тысяч, а к 1910г. достигла уже 110 тысяч человек. В результате ассимиляторской политики австровенгерских властей в Закарпатской Руси шёл интенсивный процесс сокращения числа русиноязычных деревень, аналогичный таким же процессам в Германии, сокращения числа славяноязычных деревень у лужичан в Полабской Сербии и поморян-кашубов в Поморянии (Померании). В 1810г. в Закарпатье было русиноязычных деревень 776, в 1830г. 756 деревень, а в 1880г. их уже осталось 517 деревень. Несмотря на ассимиляцию русин и их эмиграцию за океан, падения доли русин в населении края, их численность всётаки увеличивалась. В 1810г. русин униатов было 430 тысяч, в 1910г. русин было 482 тысячи, в 1930г. достигла 570 тыс., а в 1979г. составила 978 тыс.человек. На территории Словакии численность русин уменьшилась, в 1810г. их было 153 тыс., в 1900г. 83 тыс.,а в 1980г. их осталось 47 тысяч. В Румынии сейчас русиноязычного населения осталось 32 тысячи человек и сосредоточены русины в основном на реке Русковой. В Венгрии русинский язык вышел из употребления. В Румынии так же живут украинцы в Буковине и Липоване - русские в дельте Дуная и городе Тульча. В Кошице в Словакии русины проводят национальные собрания. В Закарпатскую Русь венгерские феодалы приглашали на поселение украинцев из польской Галиции, по - видимому, в связи с существованием контактов с Галицией можно рассматривать русин, как субэтнос украинской нации, которые смогли сохранить древний этноним - русские - русины. По площади Закарпатская область Украины составляет 12,8 тыс.кв.км. в 1979г. там проживало 978 тыс. русин.

В последние годы мы слышим о русинах, что у них наводнения в Закарпатье в результате сильных паводков и в этом году стихийные бедствия из за обильного снегопада.

Американский президент В. Вильсон 8.1.1918 г. провозгласил известные 14 пунктов условий начала перемирия с противниками Антанты (прежде всего с Германией и Австро-Венгрией). В п. 10 говорилось о том, что народам Габсбургской империи должна быть предоставлена возможность получения полной независимости.

В то время уже в июне 1918 г. русинские эмигранты в Америке учреждают Раду американских Угрорусинов и выдвигают по аналогии с другими народами требование на создание независимого русинского государства. 18 сентября 1918 г. Т.Г. Масарик от имени чехословацкого правительства провозгласил в Вашингтоне Декларацию независимости Чехословакии, как демократической Республики. 23 октября 1918 г. Русины были приняты в среднеевропейский союз порабощённых народов и её решением признаны отдельным народом с правом на самоопределение. В ноябре 1918 г. о своём присоединении к Чехословакии, в качестве народа с правом на самоопределение решительно высказались и Русины.

Решающее слово в направлении связать своё будущее с Чехословакией имело Народное Собрание 8 мая 1918 г. в г. Ужгороде трёх подкарпатских Русских Народных Рад, которое учредило Центральную Русскую Народную Раду в Ужгороде и приняло резолюцию: "Собрание всех подкарпатских Русских Народных Рад публично заявляет: что от имени всего народа полностью поддерживает решение американских Угро-Русских Рад присоединиться к Чехо-Словацким народам на основе полной национальной автономии".

Венгрия, в свою очередь, в 1920 г. при заключении Трианонского договора в ст. 48 заявляла: "Венгрия признаёт, со своей стороны, как это уже сделали союзные государства и те, что к ним присоединились, полную независимость Чехословацкого государства, которое будет иметь в своём составе автономную территорию Русинов на юг от Карпат".

Таким образом, Подкарпатская Русь, (такое название земли было введено постановлением Генерального Устава от 16 ноября 1919 г., а затем внесено в конституцию Чехословакии, принятую в 1920 г.) вошла в состав Чехословакии в качестве народа с правом на самоопределение, приобрела международное признание, и её положение впоследствии никогда и никем не оспаривалось.

В Скрентоне на заседании Угрорусских Народных Рад 12 ноября 1918 г было принято решение о присоединении Подкарпатья к ЧСР и проведения среди русинских обществ по этому поводу плебисцита (на американский континент на переломе столетий эмигрировала почти половина коренного населения края - около 430 тысяч человек).

Проведенный референдум показал следующие результаты:
67 % опрошенных высказалось за вхождение края в состав ЧСР
почти 28 % - за присоединение к Украине
2 % - за полную независимость
1 % - за соединение с Галичиной
остальные - пожелали остаться в составе Венгрии или присоединиться к России

В соответствии с "Правительственной статистикой 1921 г." население Подкарпатской Руси в то время составляло 600 697 человек, из них 373 234 - Русины и 102 998 – Мадьяры (Венгры), что составляло 53 % и 17 % от общего количества соответственно, причём согласно тех же статистических данных в ЧСР Чехи составляли – 46 %, Немцы - 28% и Словаки всего 13 % от общего количества населения.

Следует заметить также, что в 1919 г. на Подкарпатской Руси было 70 % неграмотных, в то время как уже в 1938 г - только 20 %. Если до 1919 г. в крае было всего около 100 школ, то за годы первой Республики было построено 160 новых школ, ежегодно выходило около 60 газет и журналов на русинском языке.

Еще со времен Австро-Венгрии Подкарпатская Русь находилась в юрисдикции Сербской Церкви. Из-за гонений на православие в России съезд русин решил остаться в сербской юрисдикции, к тому же Сербская Церковь была наиболее близка Русской, в Сербии также располагался центр русской церковной эмиграции. Ее лидер митрополит Антоний (Храповицкий) серьезно помогал карпатороссам: на Пряшевскую Русь был отправлен знаменитый миссионер архимандрит Виталий (Максименко), бывший до революции наместником Почаевской лавры.

В 1919 году на мирной конференции Земля Русин, именуемая Карпатская Русь, согласно Сен-Жерменскому договору, на автономных правах, была присоединена к Чехословацкой республике. Уже тогда землю русин признали Карпатской Русью, ибо здесь живет искони русское племя. Сам народ именует себя "карпаторусс", "русин", т. е. Руси-сын, вера "русска", жена "русска", мама "русска" и т. д. С названием "Украина" наш народ был познакомлен только под чешским владычеством, после Первой мировой войны, и то интеллигенцией, пришедшей из Галичины. Этих галичан само чешское правительство призвало в Карпатскую Русь и их идеологию, за все время существования Чешской Республики, серьезно финансировало...

Карпато-русский народ с великим терпением и болью сердца переносил все это, ожидая своего спасения именно от Москвы... Наш народ-русин - Руси-сын.. Наша русскость не моложе Карпат...

Название земли, заселённой русинами, на юг от Карпат, было введено постановлением Генерального Устава Чехословакии от 16 ноября 1919 г. Официальное название звучало:- "Подкарпатская Русь". Следует отметить, что указанное постановление разрешало использование термина "РУСИНИЯ" (Русинско), однако такое название не нашло признания на практике, по-видимому вследствие преемственности предыдущего общепринятого названия "Угорская Русь".

Конституция Чехословакии, принятая 29 февраля 1920 г., узаконила название "Подкарпатская Русь" и, начиная с этого времени такое название использовалось во всех официальных отношениях, и хорошо устоялось как политическое понятие в международной практике.

В период первой мировой войны широкую известность получили факты восторженной встречи наступающих русских армий коренным населением Галиции и Буковины, и прежде всего русинами.

Австро-венгерские власти с начала войны начали открытый террор в форме откровенного геноцида против своих подданных - русин заподозренных в русофильстве.

Была создана сеть концлагерей, где содержались наиболее активные сторонники единства с Россией (в т. ч. женщины и дети). Символом этих концлагерей стали знаменитые Талергоф, Терезин и др. Были уничтожены десятки тысяч людей. За годы той войны только в Восточной Галиции общие потери коренного населения, включая вынужденную миграцию, составили до полумиллиона человек.

После передачи полномочий автономному правительству Подкарпатской Руси второму кабинету под руководством монсиньора А.Волошина 26 октября 1938 г. в крае развернулась, по интерпретации новых идеологов, политика: русины должны являться частью народа Украины и их язык, религия, нравы и обычаи должны соответствовать галицким стандартам.

30 декабря 1938 г. местный "Правительственный вестник" ("Урядовий вiсник") опубликовал решение автономного правительства (этой же датой) о новом названии края. В решении говорилось, что "до момента окончательного официального принятия названия края автономным сеймом - разрешается использовать название "Карпатская Украина". Под этим правительственным решением стояли подписи премьер-министра А.Волошина и министра Ревая. Этот же министр подкарпаторусского правительства, Ревай, 5 января 1939 г. на вопрос журналиста одной из газет о правомочии такого решения заявил: "Правительство разрешило использование названия "Карпатская Украина" по своему усмотрению, так как народ Карпатской Украины является украинским".

Официальная Прага реагирует тут же и уже 28 января 1939 г. д-р Паркани из канцелярии Президента официально предупреждает подкарпаторусских деятелей о недопустимости подобных эксцессов. Центральное правительство по-прежнему использует официальное название.

А.Волошин в своей телеграмме от 28 января 1939 г. просит "...чтобы Президент Республики созвал сейм Капатской Украины..." и Гаха официально отвечает 10 марта того же года в Хуст: "Уважаемый господин председатель автономного правительства! Созываю Сейм Подкарпатской Руси на заседание в Хуст на день 21 марта 1939 г."

Однако, в связи с изменившейся политической ситуацией, сейм собрался на своё первое заседание уже 15 марта 1939 г. Он формально принял закон о независимости государства и, во втором параграфе закона было изложено: "названием государства является "Карпатская Украина". Через два часа после принятия решений, депутаты сейма, практически в полном составе, иммигрировали в Румынию.

15 - 17 марта 1939г. Венгрия оккупировала Закарпатскую Русь.
18 ноября 1944 года в Мукачеве состоялся Православный съезд. Его делегатами были 23 православных священника, известные ученые и общественные деятели Георгий Геровский и Петр Линтур. Съезд принял обращение к Сталину. В нем говорилось:

"Мы, нижеподписавшиеся представители православных общин Карпатской Руси, выражая волю всего православного русского народа, просим включить Карпатскую Украину (Карпатскую Русь) в состав СССР в форме: Карпаторусская Советская Республика.

Желания и мечты предков русин всегда были, чтобы земля за Карпатами, заселенная русинами, т. е. Руси сынами, возвратилась в лоно Великой Руси. Но поработители русин всегда тому препятствовали. Таким образом, русины целые столетия оставались в германо-венгерском рабстве вплоть до 1919 года.

Наученные горьким опытом, мы решительно заявляем, что политическая, экономическая, культурная и социальная жизнь нашего русинского народа может успешно развиваться только в пределах великого, родного нам Советского Союза, и ни в коем случае не в каком-либо чужом государстве.

ВОЛЯ КАРПАТО-РУССКОГО НАШЕГО НАРОДА: ХОТИМ РАЗ И НАВСЕГДА СВЯЗАТЬ СВОЮ СУДЬБУ С СУДЬБОЮ НАШИХ СОПЛЕМЕННИКОВ В СССР и то определить нам Карпато-русскую Советскую Республику от Ясиня до Попрала и от Ужка до Доброчина (Дебрецена). Выражая великую радость и глубокую благодарность по поводу освобождения Великому вождю и освободителю всего славянства и Европы товарищу Маршалу Сталину и Красной Армии, мы просим принять Карпатскую Русь в состав Советского Союза.

Участвующие в работе съезда православные священники подписали петицию, в которой просили Синод Русской Православной Церкви вступить в контакт с Синодом Сербской Православной Церкви и каноническим путем оформить переход Мукачевско-Пряшевской епархии в юрисдикцию Московской Патриархии.

Православный съезд принял решение направить свою представительную делегацию в Москву, в нее вошли все, подписавшие письмо Сталину. Днем раньше в Мукачеве состоялось общее собрание делегатов местных комитетов - о воссоединении Закарпатской Руси с великим братским русским народом. В его работе в полном составе приняли участие делегаты Православного съезда. Георгий Геровский (1806-1959) был председателем этого собрания. Он же, по решению собрания, как руководитель делегации местных комитетов должен был совместно с православной делегацией отправиться в Москву и донести правительству СССР решение представительного собрания о вхождении Подкарпатской Руси как автономной единицы в состав Российской Федерации.

Уже на следующий день после Православного съезда, 19 ноября, в том же Мукачеве состоялась первая конференция коммунистов Закарпатья. 294 делегата проголосовали за резолюцию: "Про воззэеднання Закарпатськой Украини з Радянською Украиною в складе Радянського Союзу". Началась усиленная подготовка к съезду Народных комитетов, который состоялся 26 ноября 1944 года.

Православная делегация смогла добраться в Москву уже после съезда Народных комитетов, 7 декабря 1944 г. В Москве ей оказали пышный прием, делегация была принята в Московской патриархии патриаршим местоблюстителем митрополитом Алексием, управляющим Московской епархией митрополитом Николаем, экзархом Украины митрополитом Иоанном и архиепископом Ярославским Алексием. После взаимного знакомства руководитель делегации игумен Феофан передал митрополиту Алексию петицию.

Вскоре в "Закарпатской правде" 26 декабря 1944 г. была опубликована статья "Встреча с отцом Феофаном". В ней, в частности, писалось: "До настоящего времени мы подчинялись Сербскому Священному Синоду, который нас серьезно поддерживал, от всей души, и с развитием Русской Православной Церкви в Закарпатской Украине принято решение о присоединении к Советской Украине, что подразумевает, что Церковь тоже должна перейти к Московскому Священному Синоду". О том, что православная делегация края на встрече с Патриархом Алексием еще раз напомнила о том, что ее члены "решительно против присоединения нашей территории к Украинской ССР", в статье даже не упоминалось.

Предстоящая канонизация архимандрита Алексия скончался в 1947 году станет началом процесса прославления всего сонма карпато-русских святых.

В ст. 1 договора: "Закарпатская Украина (носящая согласно Чехословацкой Конституции название Подкарпатская Русь), которая на основании Договора 10-го сентября 1919 г., заключенного в Сан-Жермен ан Лэ, вошла в качестве автономной единицы в рамки Чехословацкой Республики...".

20 столетие было чрезвычайно трагичным для маленького русинского народа. Концлагеря в Талергофе и Терезине в Первую Мировую, послевоенная операция "Висла"...

"Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Республикой о Закарпатской Украине", договор был подписан в Кремле 29.06.1945 г. и Протокола к нему. Ст. 1 названного Договора говорилось "Закарпатская Украина (носящая согласно Чехословацкой Конституции, название Подкарпатская Русь) ... включается в состав Украинской Советской Социалистической Республики".

В годы второй мировой войны Русины составляли основной костяк первого чехословацкого армейского корпуса в СССР. Так, например, из 1696 солдат запасного полка и резервной роты в Бузулуке было 1422 Русинов, в чехословацкой военной части в бое за Соколово было 27 % Русинов, в боях за Киев – 63 %. До перехода границ ЧСР в корпусе насчитывалось 7100 Русинов и ещё в апреле 1945 г. – 5349. Своими боевыми заслугами и тысячами павших и раненых героев они внесли неоценимый вклад в освобождение и свободу ЧСР.

Собравшаяся в Праге, 27 октября 1990 г., группа единомышленников, объединённых общностью интересов, с твёрдыми, устоявшимися убеждениями и принципами, в желании наследовать традицию аналогичной организации, действовавшей до Второй мировой войны, учредила Общество друзей Подкарпатской Руси.

Из доклада на 4-ом Всемирном конгрессе русинов в Будапеште, 1997 г.
Почему в голой пустыне встречаем мы иногда чудный оазис? Думаю, Бог Святый этим хочет напомнить о первозданной красоте мира, в который введен был первый человек.

В славянском мире Господь оставил тоже некий национально-языковой оазис - русинский язык. История божественного вдохновения на кодификацию церковнославянского языка (через святых Кирилла и Мефодия) распространяется полностью и на русинский язык. Он остается доныне самым близким (90%) к своему кодифицированному первоисточнику - церковнославянскому.

Если присмотреться в историческом плане к русинскому языку, то невольно приходишь к выводу: только Бог охранял его на протяжении 11 веков. Аналогия уместна только с иудейским языком. И тот факт, что в конце XX века русинский язык остается твердо употребляемым в Подкарпатье, имея условные названия "местный", "по-нашому", показывает его оригинальность, естественное происхождение и чудное самосохранение.

Все славянские языки - кроме русинского - далеко отошли от своих первокорней, особенно от церковнославянского, хотя некоторые сохранили этимологические корни: словенский, словацкий (Словения, Словакия).

Из выступления Рудольфа МАТОЛЫ, Председателя Общества русинов Чешской республики, на Всеславянском сьезде в Праге (1998г.)

До конца 1918 года русины жили в Австро-Мадьярщине (Венгрии) в бассейне рек Тисы и Дунайца (впадающего в Вислу); более 500.000 русинов жило за Атлантическим океаном в США, Канаде, Аргентине и Бразилии. В настоящее время приблизительно два миллиона русинов живет в Чешской Республике, Словакии, Польше, Мадьярщине, Югославии, Румынии, но более всего в бывшей Подкарпатской Руси (Закарпатской области). Жизнь русинов очень убогая, только в Югославии - в Бачце-Бановине в области Нови-Сад русины имеют идеальные условия для всестороннего национального и культурного развития. Югославские русины имеют не только начальные русинские школы, но и средние, а в университете в г. Нови-Сад расширенную кафедру на русинском языке.

За последние десятилетия проведено четыре съезда русинов со всех континентов. Последний из них состоялся в 1997 году в Будапеште. Мадьярское правительство дало достаточно средств, чтобы будапештский съезд русинов был достойной встречей русинских представителей со всего мира.

Следующий съезд русинов был назначен на месяц май в городе Мукачеве - в сердце русинского народа. В это время тысячи русинов были принуждены бежать со своей родины в незнакомые места за Атлантический океан.

Как хорошо известно, предки сегодняшних Русинов, являясь частью великой славянской миграционной волны, задолго до прихода сюда Венгров во второй половине 10-го столетия, оседлали юго-западные склоны Карпат. В то время их называли Белыми Хорватами. Название Русин по-видимому является производным от слова Русь, происходящего от общего названия восточных славян (Старорусов, Русов).

Таким образом, Русины, будучи разделены как природной (гребни Карпат), так и политической границей, выпали из этнически-государственно-образующего процесса восточных славян. Русины не были частью того процесса, не переносили в конкретных исторических и пространственных условиях общей судьбы формирования восточных славян и, в этой связи, является закономерным, что они образовали свой этнос.

Высокая живучесть русинского языка объясняется его большой близостью к церковнославянскому. Последний и сегодня употребляется христианами восточного обряда (православными и греко-католиками) в богослужении.

На счастье русинов, церковнославянский язык остается в употреблении Русской Православной Церкви, Украинской Православной Церкви, Белорусской Православной Церкви, Болгарской, Польской и Сербской Православных Церквей, а также части Словацкой Православной Церкви. Употребляют церковнославянский и Зарубежная Русская Православная Церковь, Карпато-русинские Епархии в Америке, Канаде.

Также остается церковнославянский в употреблении среди части верующих Греко-Католической Церкви в Закарпатье и Словакии. Остальные греко-католики (Галичина, Словакия, Чехия, Польша) ввели в употребление новые локальные национальные языки.

Там, где это изменение языка произошло, неумолимо проходит активная ассимиляция русинов с национальностями тех государств, где они проживают.

Это стало заметно в Венгрии, Словакии, Польше и по большей части на Закарпатье (Подкарпатье). Но и в этом случае русины остаются в своих "новых" государствах и нациях оригинальными в традиции, языке и культуре, что особенно заметно в Словакии, где не менее 500 тысяч русинов словакизировалось.

Интересной остается ситуация в Закарпатье (Украина). При повсеместном внедрении украинского языка (школа, телевидение, пресса, госучреждения), русинский, "местный" язык остается превалирующим в семье, на работе, на улице, в автобусе и т.д.

Поскольку долгие годы гонения не давали возможности называть вещи своими именами, то русины Подкарпатья именуют себя (так их именуют и приезжие) "местными", а язык свой называли закодированно под именем "по-нашому", "говори по-нашому, по-местному". Показательно, что даже среднеевропейское время осталось в русинов Подкарпатья тоже "местным временем", несмотря на то, что при Советском Союзе предприятия и транспорт работали по московскому времени, а сегодня по киевскому.

Это совсем не значит, что русины - антиукраинцы. Большая часть из них лояльно относится к новой власти и даже начинают думать, стоит ли жестко отстаивать русинский национальный вопрос. Все же есть для русинов одна опасность -потеря подосновы своего русинского языка - церковнославянского. Если атеисты переименовали церковнославянский язык (как четко богослужебный) в старославянский (научный) с сознательным усложнением грамматики, то в новое время приняли "патриоты" решение - вообще избавиться от церковнославянского языка.

Началось третирование, унижение, дезинформация. А поскольку "сломать" греко-католиков оказалось политикам легче, чем православных, чтоб "выветрить" от них церковнославянский, то объектом политических нападок в Закарпатье оказалась Православная Церковь, твердо сохраняющая церковнославянский.

Православных обозвали и коммунистами, и москалями, и виновными во всех грехах только за то, что они молятся на церковнославянском, который неуклонно поддерживает жизнеспособность местного - русинского.

Как не вспомнить злую шутку, имеющую хождение в Русинском крае: "Закарпатье - красивый край, но слишком много в нем местных".

Для нас остается задача из задач, как православным, так и греко-католикам держаться церковнославянского языка, чтобы помочь выжить, выстоять и быть признанным русинскому языку - самому древнему из славянских языков. о. Димитрий СИДОР

Русины Закарпатья не одно столетие отстаивают свое право на самоопределение. Всю свою историю они сторонились политики, но всегда оказывались её заложниками, сохраняя при этом свой язык, традиции и веру.

Четвертые славяне

Русины - один из древнейших восточнославянских народов. Сами себя они с горькой иронией называют курдами Европы - у них никогда не было своего независимого государства. Уже во втором веке нашей эры предки русинов обосновались в области Карпат. Существует несколько версий происхождения этого народа. Разные историки возводят их к черным, белым хорватам, уличам и тиверцам.
Вся история русинов - это борьба за сохранение своей национальной идентичности в сложнейших условиях. С VI века земли русинов были во власти аваров, с VII века - испытывали сильное влияние первого западнославянского государства Великой Моравии, с 903 года началось венгерское, а затем австровенгерское владычество, продолжавшееся больше 1000 лет - до окончания Первой мировой войны, в которую происходил настоящий геноцид этого народа.

С середины XIX века шла активная принудительная ассимиляция русинов, количество русинских деревень в период с 1810 по 1880 годы сократилось вдвое. В советское время слово "русины" было практически исключено из оборота. Как только ни называли этот народ - и закапатскими украинцами, и словаками. Тем не менее, несмотря на все враждебные для сохранения своей этнической идентичности условия, русинам удалось сохранить и свой язык, и свои традиции.

Численность

Парадокс, но украинские власти до сих пор не признают русинов как отдельный этнос. Это выглядит тем удивительнее, что весь остальной мир официально это сделал ещё в 1998 году, когда русины вошли в ОНН (Организация непредставленных народов).

По данным этой организации в мире всего насчитывается 1, 6 миллиона русинов, при этом почти половина из них (около 720 тысяч) живут в Закарпатской Украине. Цифры о количестве русинов на Украине разнятся очень существенно. По результатам проведенной в 2011 году переписи, на которой впервые русины могли назвать себя русинами, их оказалось в Закапатье немногим больше 10 тысяч, в то время как активисты русинского движения, ратующего за признание русинов и даже и автономность от Украины называют цифру в 70-80 раз большую.

Язык

Русинский язык был признан Украиной только в 2012 году (закон "Об основах государственной языковой политики"), долгое время до этого он считался диалектом украинского языка. Ситуация странная, поскольку русинский язык (четвертый из восточнославянских языков) отличается от украинского языка, в нём большое количество церковнославянизмов, что сближает его со староболгарским языком, который называют эсперанто всех славянских языков.

Несмотря на непризнание за русинским языком статуса отдельного языка, он продолжал жить. За столетие, с середины XIX века до 1945 года было издано 20 русинских грамматик.
В период венгерской оккупации, с 1939 года по 1944 годы на русинском языке была опубликована масса переводов классической литературы, от Сервантеса до Эдгара По.

Наконец, в 1997 году была издана ещё одна русинская грамматика - "Материнський язык. Писемниця дїла пудкарпатьскых Русинув".

Русины и украинский флаг

В 1846-1848 годах губернатором Галиции был Франц Стадион фон Вартгаузен. Он известен, в частности тем, что отменил в Галиции крепостное право. Однако его не устраивало, что русины считали себя частью русской культурной традиции, поэтому в 1848 году он инициировал создание органа национального самоуправления русинов – Головную Русскую Раду.

В качестве символа Рады он предложил льва, а её цветами - желтый и синий. Такой выбор не был случайным. Нанятые Стадионом историки нашли в летописях, что в знаменитой Грюнвальдской битве в 1410 году против тевтонов плечом к плечу с литовцами и поляками сражались рыцари, представляющие Львовскую землю. И сражались именно с "львиными" хоругвями желто-голубой расцветки.

Таким образом, нынешний "синьо-жовтий біколор" имеет своим предтечей знамя Головной Русской Рады.

Право на признание

В последнее время русины все чаще заявляют о своем праве на самоопредление и даже на право автономии. Показательно, что ещё в 1991 году, вместе с референдумом о независимости Украины в Закарпатье был проведен другой референдум - об автономии области. Идею автономии тогда поддержало 78 % населения. Однако украинские власти предпочитают об этом не вспоминать.

Семь лет назад начал свою работу ЕКПР (Европейский конгресс подкарпатских русинов). С этого времени повестку в русинском движении стали задавать уже не зарубежные диаспоры русинов-эмигрантов, а сами жители Закарпатья.

С 2008 года было даже создано неофициальное правительство республики Подкарпатская Русь, премьер-министром которой является Петр Гецко. Это непризнанная на сегодняшний день автономия считает себя правопреемницей Подкарпатской Руси, просуществовашей несколько дней в 1939 году. Русины уверены, что признание их автономности от Украины - дело времени. Русины умеют ждать.