И а бунин детство главные герои. Анализ стихотворения детство И.Бунина. Анализ стихотворения "Детство"

Утрата доверия избирателей к государству, обеспечивающему «всеобщее благоденствие», стимулировали поиск новых идей и моделей общественного развития.

Неолиберализм и неоконсерватизм .

В рамках неолиберализма, идейно-политического течения, господствовавшего в евроатлантических странах первые послевоенные десятилетия, новые подходы уже не могли зародиться.

«Общество благоденствия», в котором государство гарантировало постоянный рост благосостояния населения, а увеличивающийся потребительский спрос создавал стимулы росту производства, рассматривалось неолибералами как вершина прогресса.

Экономической основой неолиберализма выступали идеи Кейнса, Гэлбрейта и других сторонников расширенного вмешательства государства в сферу социально-экономических отношений. Согласно этим идеям, повышение роли государства «всеобщего благоденствия» не только не угрожает свободе, но, напротив, укрепляет гарантии прав и свобод граждан. Угрозу свободе неолибералы видели в существовании массовых групп, движений, особенно радикальных. Они считали, что их члены противопоставляют узкие, корпоративные интересы общественным.

Как считал американский политолог Б. Гросс, подобная эволюция неолиберализма способна трансформировать его в идеологию нового тоталитаризма, «фашизма с человеческим лицом», где государство установит тотальный контроль над гражданами, ограничит их свободы, считая, что это нужно во имя их же блага.

Противовесом и неолиберализму и радикализму стал неоконсерватизм, течение, объединившее различные направления. Неоконсерваторы назывались «новыми правыми», радикальными консерваторами. Главный акцент они делали на сохранении традиционных ценностей, т.е. идей классического либерализма XIX века, ставших для развитых стран основой их политической традиции.

Неоконсерваторы позаимствовали у «новых левых» оценку государства «всеобщего благоденствия» как бюрократического монстра, опекающего граждан и тем самым ограничивающего их свободу, вытесняющего дух предпринимательства и предприимчивости. С точки зрения идеологии неоконсерватизма, слишком высокая степень социальной защищенности развращает человека, порождает у него иждивенческие настроения. И одновременно ставит его в полную зависимость от чиновников и их решений. Неоконсерваторы призывали людей опираться на собственные силы, проявлять инициативу и ответственность, солидарность друг с другом. Они считали, что человек реализует свою свободу, участвуя в деятельности различных неправительственных организаций (политических, религиозных, этнических, профессиональных и иных), отражающих его интересы.

Основоположником экономической теории неоконсерватизма принято считать М. Фридмана. Государство, согласно этой теории, должно поддерживать не потребителя, а производителя: обеспечивать стабильность курса валюты, сокращать налоги на прибыль, на добавленную стоимость. Рост производства, удешевление его продукции, по мнению неоконсерваторов, ведут к повышению уровня жизни. Иначе говоря, вопрос ставился так: обращать внимание не только на перераспределение произведенного ВНП, а на то, чтобы обеспечивать его постоянный рост.

Неоконсервативные идеи были взяты на вооружение правоцентристскими политическими партиями. В Великобритании неоконсерватизм ассоциируется с лидером Консервативной партии, ставшей в 1979 г. премьер-министром Великобритании, М. Тэтчер и сменившим ее на этом посту в 1992 г. Д. Мэйджором. В США - с республиканцем Р. Рейганом, ставшим президентом США в 1980 г. В ФРГ - с Г. Колем, лидером христианских демократов, канцлером ФРГ в 1982-1998 гг.

Неоконсерваторы выступали за возрождение авторитета таких социальных институтов, как семья, школа, церковь, апеллируя к идее демократического капитализма. Она предполагала уважение закона и порядка, дисциплинированность, сдержанность, патриотизм. Неоконсерваторы получили поддержку самых широких слоев общества. К их аргументам прислушивались предприниматели и представители «среднего класса», заинтересованные в снижении налогового бремени, малоимущие, считающие социальные программы недостаточно эффективными, интеллектуалы, озабоченные вытеснением духовности рационализмом и прагматизмом.

Социально-экономическая политика неоконсерватизма в США и Западной Европе .

Неоконсервативные правительства приняли меры по повышению эффективности экономики за счет сокращения налогов на производство, более рационального использования бюджетных средств. Особенно льготный налоговый режим устанавливался для тех корпораций, которые модернизировали производство. Важным стимулом к разработке и внедрению передовых технологий стало расширение военных заказов в странах НАТО в 1980-е гг., особенно связанных с проектом стратегической оборонной инициативы (СОИ). Экономия бюджетных средств осуществлялась на различных уровнях государственного управления. Была проведена децентрализация социальных программ, многие из них стали осуществляться за счет бюджетов субъектов федераций, местных органов власти. Часть средств, ранее выплачивавшаяся в виде пособий нуждающимся, стала выдаваться им же, но не как пособие, а как льготный кредит для открытия своего дела в сфере малого бизнеса. Это позволило занять значительную часть бывших безработных преимущественно в сфере обслуживания. Мелкие магазинчики, кафе, ремонтные мастерские, бензоколонки не составляли конкуренции крупным корпорациям, хотя их удельный вес в производстве национального, дохода оказался весомым.

Экономии на государственных расходах способствовало освобождение государства от лишней собственности. Построенное за счет государства и муниципалитетов жилье для граждан с низким и средним достатком, требующее ремонта и не приносящее дохода, было передано в собственность квартиросъемщиков, т.е. приватизировано. Принадлежавшие государству и выживавшие с помощью субсидий предприятия, которые утратили рентабельность, закрывались или приватизировались. Их модернизация осуществлялась частным капиталом. Сокращение роли государства в экономике несколько уменьшило численность армии чиновников и расходы на содержание государственного аппарата.

Неоконсервативная политика не привела к отказу от государственного регулирования экономики. Напротив, его масштабы даже возросли. В США с 1980 по 1995 г. доля ВВП, перераспределяемая государством, возросла с 19,3% до 19,8% . В Великобритании - с 40,4% до 45,3%, во Франции - с 48,9% до 49,6%. Удельный вес бюджетных средств государства в покрытии расхо-дов на социальные программы (образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.) в США с 1980 по 1995 г. возрос с 54,2% до 55%, в Великобритании - с 48,2% до 54,5%. Небольшое сокращение доли государственных расходов на эти цели произошло во Франции, Швеции, других странах.

Неоконсервативная революция не разрушила, а укрепила основы «общества благоденствия». Активная социальная политика поддерживала высокий уровень благосостояния населения.

Неоконсервативная революция пересмотрела методы государственного вмешательства в экономику, изменила структуру налогов, скорректировала социальные программы.

Интересы модернизации экономики требовали закрытия нерентабельных предприятий, автоматизации и роботизации многих производственных комплексов. Это подразумевало сокращение численности рабочей силы, что вызывало сопротивление профсоюзов. Однако широко распространившееся в обществе осознание необходимости модернизации лишило те профсоюзы, члены которых подлежали сокращению, общественной поддержки. Политика неоконсерваторов не ста-вила цель разгрома профсоюзного движения. Репрессии использовались лишь в тех случаях, когда профсоюзы пытались проводить забастовочные акции, наносящие ущерб гражданам и экономике в целом. Так, руководство профсоюза авиадиспетчеров в США было привлечено к ответственности за незаконную забастовку, а на место бастующих членов профсоюза встали военные диспетчеры.

Неоконсервативные правительства стремились создать социальную базу политики модернизации. В тех странах Западной Европы , где большая часть трудящихся была организована в профсоюзы, их представители включались в административные органы управления предприятий, наблюдательные советы корпораций, им обеспечили доступ к информации о планах реорганизации. Там, где роль профсоюзов была меньшей (в 1990-е гг. в Швеции, Норвегии, Дании в профсоюзах состояло от 70% до 80% наемных работников, в то время как в США - лишь 16%; в среднем же в развитых странах профсоюзы охватывали 26% занятых), использовались иные формы рабочего участия в модернизации. При модернизации американской корпорации «Дженерал моторе», связанной с переходом к роботизированной, модульной схеме организации производства, 80% высококвалифицированных работников корпорация гарантировала сохранение рабочего места и долю в прибылях. Вводились элементы рабочего самоуправления: каждая бригада сама определяла ритм, порядок и продолжительность работы, отвечая лишь за конечный результат.

Информационное общество в развитых странах.

Меры, осуществленные в рамках неоконсервативной революции, связанные с модернизацией производства, были решающим фактором формирования общества, которое все чаще определяется как информационное.

Все предыдущие технические усовершенствования увеличивали, главным образом, физическую силу человека. Массовое, конвейерное производство превратило работников в придатки машины, выполняющие простейшие функции. Автоматизация, компьютеризация и роботизация производства позволили свести до минимума участие человека в производственном процессе, оставив за ним преимущественно контрольные и творческие функции.

Увеличился спрос на труд инженеров, техников, программистов. Гораздо большее значение, чем когда-либо в прошлом, начали играть центры производства знаний - лаборатории и университеты.

По мере того как трудовая деятельность становилась все более творческой и интеллектуальной, возрастающее значение приобретала заинтересованность работников в труде, его результатах.

Производительность труда в секторах производства знаний, обработки и обобщения информации не может определяться скоростью движения конвейера, диктоваться работодателем. Практика работы крупных корпораций последних десятилетий показала, что наилучших результатов добиваются те из них, где работники творческого труда непосредственно заинтересованы в результатах своей работы. Это обеспечивается за счет высоких зарплат, расширения круга совладельцев акций, введения индивидуальных графиков труда и отдыха.

Интеллектуализация трудовой деятельности позволяет преодолеть жесткие барьеры субординации между управляющими и управляемыми, что содействует развитию отношении социального партнерства.

Важнейшим капиталом информационного общества становится человек, его творческий, интеллектуальный потенциал. Интересы его развития, в частности за счет переквалификации наемных работников физического труда, в 1980-е гг. оказались в центре внимания и государства, и корпораций, и общественных, благотворительных организаций.

Это определяет особое внимание к развитию сферы образования. В 1960-1990-е гг. численность обучающихся в колледжах и университетах в США и Японии возросла в 3,5 раза, в Германии - в 6 раз, в Великобритании - в 7 раз. Средний уровень образовательной подготовки всех занятых достиг 14 лет.

Качественно новое состояние экономики, достигнутое за счет внедрения высоких технологий, обеспечило длительный период бескризисного развития стран Западной Европы и Северной Америки.

Во-первых, новые технологии позволили перейти к энергои ресурсосберегающему производству, обеспечивающему выпуск все больших объемов продукции при сокращении затрат сырья и энергоносителей. Это привело к падению мировых цен на них, создало преимущества на мировом рынке для стран, выпускающих высокотехнологическую продукцию.

Во-вторых, овладение высокими технологиями позволяет постоянно обновлять ассортимент выпускаемой продукции за счет товаров, обладающих качественно новыми потребительскими свойствами. Это исключает затоваривание рынка одним видом продукции.

В-третьих, сами высокие технологии, знания стали важнейшим товаром на мировых рынках. Стоимость их продаж в 1980-е гг. достигла стоимости продажи нефти, газа и иных энергоносителей. Производство высоких технологий стало самым выгодным бизнесом. Знаний не может быть произведено больше, чем нужно. Кроме того, знания могут потребляться многократно разными потребителями. Производство знаний в тех странах, где для этого сложилась соответствующая инфраструктура лабораторий и научных центров, оказывается самой прибыльной и рентабельной сферой вложения капиталов. Важнейшим источником американского мирового лидерства стало завоевание США ведущих позиций в разработке технологических новшеств.

Спад неоконсервативной волны в 1990-е гг.

Политические партии и лидеры, придержи-вающиеся неоконсервативной ориентации, стояли у власти в развитых индустриальных странах более десятилетия (в США - 12 лет, в Великобритании - 18 лет). Поскольку методы политики неоконсерваторов оказались эффективными для решения проблем модернизации общества, их взяли на вооружение в 1980-е гг. почти все политические партии, стоящие у власти в развитых странах. В Испании модернизацию, осуществляемую по неоконсервативным рецептам, проводило правительство, возглавлявшееся лидером социалистов (Социалистической рабочей партии) Ф. Гонсалесом, в Италии - коалиционное правительство, возглавляемое социалистом Б. Кракси, во Франции неоконсервативный курс проводился при президенте-социалисте Ф. Миттеране.

Спад неоконсервативной волны в развитых странах был связан с тем, что основные задачи в области модернизации экономики нашли свое решение. С завершением «холодной войны » изменилась ситуация на международной арене. Резко упало влияние леворадикальных сил. Соответственно, акцент на защите традиционных ценностей демократии, присущий неоконсерватизму, утратил привлекательность в глазах избирателей. На первый план выступили конкретные проблемы социальных, этнических отношений, утверждения нового миропорядка, к решению которых неоконсервативные лидеры оказались не готовы. В США на президентских выборах 1992 г. победу одержал лидер Демократической партии Б. Клинтон. В Великобритании в 1997 г. премьер-министром стал лидер лейбористов Т, Блэр. В Германии в 1998 г. социал-демократы завоевали большинство мест в бундестаге. Наметился рост влияния социалистических и социал-демократических партий и в других развитых странах. Однако система ценностных ориентации и политических ориентиров этих партий за последнее десятилетие существенно изменилась.

Основные идеи и достижения неоконсерватизма, связанные с модернизацией экономики, поддержкой частного предпринимательства, ограничением бюрократических тенденций центрального аппарата власти государства, не ставились под сомнение.

В развитых странах было достигнуто согласие основных политических сил по принципиальным вопросам стратегии общественного развития. Различия в идейно-теоретических и философских взглядах политических лидеров и теоретиков имеют меньшее значение, чем в прошлом. Это дало основание в апреле 1998 г. Т. Блэру предложить распустить Социалистический Интернационал и заменить его союзом нового типа, включающим неолиберальные партии (типа Демократической партии США), разделяющие цели социально ориентированной политики. Эта идея не была поддержана французскими социалистами, но вызвала одобрение у лидера СДПГ Г. Шредера, также выступающего за создание широкого союза партий с общими идеалами.

Вопросы и задания

1. Почему в 80-е гг. в государствах «всеобщего благоденствия» возникли новые, альтернативные идеи развития общества?
2. Раскройте основные различия взглядов и политики неолиберализма и неоконсерватизма с помощью таблицы.

Сформулируйте выводы о сути установленных различий.

3. Что объединяет имена таких политических и государственных деятелей, как М. Тэтчер, Р. Рейган и Г. Коль? Как вы думаете, почему в 80-е гг. XX века возобладали идеи неоконсерватизма?
4. Назовите меры, которые предприняли неоконсерваторы для модернизации экономики в странах Запада. Как они отразились на роли государства? Почему эту политику называют неоконсервативной революцией?
5. Раскройте основные черты, характеризующие информационное общество в развитых странах. С какими достижениями научно-технического прогресса связано его становление?
6. Что такое высокие технологии, какие изменения в обществе происходят при их применении?
7. Чем объясняется спад неоконсервативной волны в развитых странах в 90-е гг.? Кто и почему сменил неоконсерваторов?

Вопрос 40. Каковы были последствия второй мировой войны для стран Европы?
В первые послевоенные годы , используя помощь, предоставленную по «плану Маршалла», большинство западноевропейских стран не толь­ко восстановили разоренную войной экономику , но и сумели достичь качественно нового состояния развития общества. Им удалось придать экономике социально ориентированный характер и в то же время обес­печить так называемое «экономическое чудо», то есть небывалый дина­мизм экономического развития, завоевание новых позиций на миро­вом рынке.

1. «Экономическое чудо» в Западной Германии [§§26–27 п.1 Загладин].

Учитывая опыт соци­альных потрясений в странах Европы после войны 1914-1918 гг., прави­тельства и бизнес разных стран стремились не допустить их повторения после второй мировой войны. При восстановлении экономики, ее мо­дернизации всегда возникает проблема социальной цены преобразова­ний.

Один из первых удачных экспериментов в этом плане продемонст­рировала Западная Германия. Этот эксперимент явился результатом деятельности министра эко­номики в первом послевоенном правительстве ФРГ - Л. Эрхарда.


  1. Пра­вительство исходило из того, что тяготы восстановления следует равно­мерно распределить среди всех слоев населения.

  • При проведении финансовой реформы 1948 г., стабилизировавшей германскую марку, пенсии и зарплаты обменивались в пропорции 1:1.

  • Половину банков­ских вкладов можно было обменять по курсу 1:10 , временно заморо­женную вторую половину - по курсу 1:20. Вклады принадлежали, в основном, имущим. Тем самым данная мера повышала степень соци­ального равенства.

  • Денежные обязательства банков аннулировались .

  • Долги предприя­тий пересчитывались по курсу 1:10. Единовременно получив налич­ность для выплаты зарплаты, предприятиям отныне следовало существо­вать за счет реализации своей продукции.

  1. В 1951 г. закон внедрил в практику социальное партнерство - участие трудящихся в управлении производством.

  • Представители проф­союзов получили до 50% мест в наблюдательных советах компаний ве­дущих отраслей горного дела и металлургии.

  • Появились так называе­мые рабочие акции , обеспечивавшие работникам корпораций долю в прибылях.
Принятые меры означали частичную экспроприацию собственности имущих и капитала в целях восстановления экономики, создания сти­мулов для наемных работников к повышению производительности тру­да. Это заложило основу германского «экономического чуда» - уско­ренного развития 1950-1960-х гг. , вернувшего Германии одно из ведущих мест в мировой экономике.

У истоков послевоенного восстановления в Германии стояла партия христианских демократов , хотя теоретическое обоснование модели социально-ориентированной рыночной экономики принадлежит со­циал-демократии.

2. Социал-демократия и социально ориентированная рыночная эконо­мика [§§26–27 п.2 Загладин].

После второй мировой войны социал-демократия стала одной из самых влиятельных политических сил Западной Европы. В 1951 г. ею был создан Социалистический Интернационал.

В первые послевоенные годы большинство социал-демократических партий в качестве своей идейной основы определяли марксизм. Это было отмечено, например, в Дортмундской программе действий Социал-демократической партии Германии (СДПГ) 1952 г.

Однако уже в Венской программе Социали­стической партии Австрии (1958) и Бад-Годесбергской программе СДПГ (1959) не упоминалось:


  • о классовой борьбе,

  • об уничтожении частной соб­ственности,

  • об обобществлении средств производства.
По пути отказа от марксизма пошли и другие социал-демократические партии.

В Бад-Годесбергской программе были сформулированы основные принципы современной социал-демократии - свобода, справедливость и солидарность. Эти три принципа, к которым иногда добавляются прин­ципы равенства и демократии , нашли свое отражение в программах боль­шинства социал-демократических партий Западной Европы.


  • Центральное место в концепциях демократического социализма за­няла свобода , понимаемая как принцип самоопределения каждого че­ловека в выборе его жизненного пути.

  • Равенство , подразумевающее равные права каждого индивида на самоопределение.

  • Признание его человеческого достоинства и интересов, составляет основу справедливости .
Если равенство и справедливость противопоставляются сво­боде, они порождают произвол и уравнительное распределение.

Подобный подход позволил социал-демократии добиться больших успехов в странах Европы. Превратившись во влиятельную силу в пар­ламентах, оказавшись у власти во многих странах, социал-демократы стали инициаторами крупных реформ:


  • была проведена национализа­ция ряда отраслей экономики,

  • созданы общенациональные системы социального обеспечения ,

  • сокращена продолжительность рабочего времени и т.д.
Идеи социал-демократов стали основой построения госу­дарства «всеобщего благоденствия».

В рамках социально ориентированной рыночной экономики важней­шая функция государства состоит в создании гарантий реального равен­ства прав и возможностей граждан за счет перераспределения доходов и государственной поддержки малоимущих.

В начале века , в среднем в мире, расходы государства на армию и полицию составляли не более 10% ВНП. К концу века в странах Западной Европы государство в той или иной форме распоряжалось уже примерно 50% ВНП. Большая часть расходов направлялась на развитие систем образования, медицинского обслуживания, социального и пенсионного обеспечения, создание но­вых рабочих мест.

Огромное значение для решения социальных проблем имело расши­рение и укрепление правовой основы обеспечения интересов трудящих­ся. Социальные права стали рассматриваться как неотъемлемая часть базовых прав человека , а их соблюдение - как признак существования правового государства.

Это не было переходом к уравнительному распределению. Принцип равенства людей, на котором зиждется демократия, становится фор­мальным, если социальные условия ставят граждан в неодинаковое по­ложение. Соответственно, важнейшей задачей социальной политики демократических стран выступает обеспечение равных стартовых воз­можностей для молодых людей, вступающих в сознательную жизнь, компенсация тех неблагоприятных социальных факторов, которые по­рождают неравенство.

В системе равных стартовых возможностей люди занимают то место в социальной пирамиде, которое соответствует их талантам и способно­стям, трудолюбию и т.д.

Наиболее развитая модель социально ориентированной рыночной эко­номики сложилась в Швеции. Основными чертами шведской модели ста­ло сочетание высокоэффективной экономики с высоким уровнем по­требления:


  • почти полная занятость,

  • самая совершенная в мире система социального обеспечения,

  • отсутствие бедности.
Основой этой модели выступает смешанная экономика - сочетание экономики, основанной на конкуренции, с социально ориентированными государственными механизмами перераспределения произведенного дохода через систему пособий и льготных выплат.

3. Новые левые в Западной Европе [§§26–27 п.3 Загладин].

1960-1970-е гг. ознаменовались неожиданным для большинства европейцев обострением социально-эко­номических проблем , проявлением кризиса модели социально ориен­тированной рыночной экономики.

Молодые люди этого времени воспринимали высокий уровень жиз­ни и социальной защищенности как нечто данное и привычное. Озабо­ченность старшего поколения сохранением достатка вызывала у моло­дежи раздражение и отвращение.

Возрастающую популярность в молодежной среде приобрели идеи ле­вого радикализма. Они опирались на так называемый неомарксизм, ко­торый стал основой движения новых левых. Основоположником нео­марксизма принято считать венгерского философа Д. Лукача.


  • Акцент в неомарксизме и у новых левых делался на проблемах от­чуждения человека от влияния на политическую, экономическую жизнь, его одиночество и изолированность в обществе.

  • «Государство благоден­ствия» и государство в СССР рассматривались как бюрократические машины, больше обслуживающие сами себя, чем общество, чуждые ин­тересам и заботам отдельного человека.

  • Выходом представлялась революция - она породит новое общество, порывающее со всей предшествующей историей.

  • Рабочий класс, по мне­нию леворадикальных интеллектуалов, стал слишком приземленным, стремящимся лишь к материальным благам. Он интегрировался в капи­талистическую систему и не может быть движущей силой революции.

  • Революционной силой провозглашались отверженные, маргиналы , чув­ствующие себя неуютно в «обществе благоденствия». Это мятежно настроенные интеллектуалы, безработные, сексуальные меньшинства, наркоманы и другие представители подобных групп. Революцион­ной силой считалось также население слаборазвитых стран. «Мировая деревня» должна бросить вызов «мировому городу» - развитым стра­нам демократии.

  • Позитивный идеал новые левые не формулировали , считая любые схемы догмами. Они полагали, что оптимальная форма нового обще­ственного устройства сложится сама собой, в процессе революционной борьбы.
Самыми яркими проявлениями левого радикализма был «Красный май» 1968 г. во Франции . Студенческие выступления, переросшие в массовые беспорядки, привели к отставке президента страны генерала де Голля. Аналогичные события произошли в 1969 г. в Италии.

Города развитых стран стали ареной действия террористических груп­пировок - «городских партизан», «Красных бригад» в Италии, «Крас­ной армии» в Германии и т.д. В их рядах насчитывалось по нескольку десятков человек, но их действия доставляли много проблем властям.

4. Кризис 1970-х гг. [§§26–27 п.4 Загладин]

В начале 1970-х гг. волна левого радикализма в Западной Европе дополнилась подъемом рабочего движения, активиза­цией коммунистических партий.

Возникшие трудности были порождены ростом цен на нефть на ми­ровых рынках после 1973 г. Это подорвало стабильность экономики боль­шинства развитых стран, стало причиной инфляции и экономического спада.

Многие предприятия утратили конкурентоспособность, стали убы­точными, существовали благодаря государственным дотациям. Попытки модернизации, связанные с увольнением части работников, отвлече­нием ресурсов от социальных программ и их направлением на освоение новых технологий, вызвали недовольство работников модернизируе­мых отраслей.

Часть трудящихся сочла созданную систему социальной защиты не­достаточной. Это недовольство привело к росту влияния коммунисти­ческого движения. Во Франции коммунисты в начале 1970-х гг. имели поддержку около 20% избирателей. В Италии коммунисты получали на выборах свыше 30% голосов.

Успехи коммунистов были связаны с обновлением их программных установок, выдвижением платформы еврокоммунизма . Его теоретики и лидеры (Р. Гароди во Франции, Э. Фишер в Австрии, Э. Берлингуэр в Италии) предлагали вариант «социализма с человеческим лицом» или «национальных цветов», основанный на традиционных для стран Евро­пы ценностях либеральной демократии. Отличие еврокоммунистических от социал-демократических идей состояло в большем акценте на регулирующую роль государства . Ее предлагалось сочетать с ростом самоуправления трудящихся на уровне предприятий и местных органов власти.

Радикальные взгляды стали проявляться и в среде профсоюзного дви­жения . Массовые выступления шахтеров, требующих сохранения госу­дарственной поддержки утрачивающей рентабельность угольной отрас­ли в 1974 г., привели к отставке правительства консерваторов в Великобритании и досрочным парламентским выборам.

На волне подъема рабочего движения к власти в ряде ведущих стран Европы пришли левые правительства -


  • лейбористы в Великобритании в 1974-1979 гг.;

  • правительство национальной солидарности в Италии в 1976-1979 гг., опиравшееся на парламентскую поддержку коммуни­стов;

  • коалиционное правительство социалистов и коммунистов во Фран­ции в 1981-1982 гг.
Их главный лозунг - удовлетворение социальных запросов наемных работников. Значение модернизации как общенацио­нальной задачи ими недооценивалось. В результате конкурентоспособ­ность экономики падала. Спад производства, рост безработицы и инф­ляция вели к тому, что реальные доходы трудящихся сокращались.

5. Неоконсервативная волна в Западной Европе [§§26–27 п.5 Загладин].

Сложное социально-экономическое положение обеспечило популярность неоконсерватив­ных идей, которые были взяты на вооружение правоцентристскими по­литическими партиями.

  • В Великобритании неоконсервативную политику проводила лидер победившей на выборах в 1979 г. Консерва­тивной партии М. Тэтчер. В 1990 г. на этом посту ее сменил Д. Мэйджор. В

  • ФРГ неоконсервативный курс проводился Г. Колем, лидером партии ХДС, канцлером ФРГ в 1982-1998 гг.
Поскольку методы политики неоконсерваторов оказались эффектив­ными для решения проблем модернизации общества, в 1980-е гг. их взя­ли на вооружение почти все политические партии, стоящие у власти в развитых странах.

  • в Испании модернизацию осуществляло правитель­ство, возглавлявшееся лидером социалистов (Социалистической рабо­чей партии) Ф. Гонсалесом,

  • в Италии - коалиционное правительство, возглавляемое социалистом Б. Кракси,

  • во Франции неоконсерватив­ный курс проводился при президенте-социалисте Ф. Миттеране.
Европейский , особенно английский, вариант неоконсерватизма имел много общего с американским - акцент на:

  • роли частного предприни­мательства,

  • института частной собственности,

  • конкуренции,

  • ответ­ственности личности перед обществом.
В то же время существовали и отличия .

  • В большинстве стран Европы сложилась традиция особой роли госу­дарства в решении социальных проблем.

  • Намного большим был уровень организованности рабочего движе­ния. В 1990-е гг. в Швеции, Норвегии, Дании в профсоюзах состояло от 70 до 80% наемных работников, в других странах Европы - 30-40%. В США численность профсоюзов составляла 16% рабочей силы.
Эти различия определили особенности неоконсервативной модернизационной политики в Европе.

  • Использовался опыт социального парт­нерства.

  • Особое внимание уделялось созданию новых рабочих мест, в том числе и в сфере малого бизнеса, переквалификации рабочей силы.

  • Доля ВНП, перераспределяемая государством, возросла - в Велико­британии с 1980 по 1995 г. с 40,4% до 45,3%, во Франции - с 48,9% до 49,6%.

  • Возрос и удельный вес государственных расходов на социальные нужды.

6. Спад неоконсервативной волны [§§26–27 п.6 Загладин].

Социально ориентированная модель модернизации позволила большинству европейских стран технологи­чески перевооружить промышленность, повысить ее конкурентоспособ­ность, сохранить высокий уровень социальной защищенности населе­ния. Это обеспечило длительность пребывания неоконсервативных партий у власти (18 лет - в Великобритании, 16 лет - в ФРГ).

Спад неоконсервативной волны был связан:


  • С решением основных задач в области модернизации экономики.

  • С окончанием «холодной войны» изменилась ситуация на международной арене. Резко упало влияние леворадикальных сил.

  • На первый план выступили пробле­мы социальных, этнических отношений, утверждения нового миро­порядка, к решению которых неоконсервативные лидеры оказались не готовы.
В Великобритании в 1997 г. премьер-министром стал лидер лейбо­ристов Т. Блэр.

В Германии в 1998 г. большинство мест в бундестаге завоевали социал-демократы.

Наметился рост влияния социалисти­ческих и социал-демократических партий и в других развитых странах. Однако система ценностных ориентации этих партий существенно изменилась.

Еще в 1980-е гг. большинство социалистических и социал-демокра­тических партий Европы обновили свои программы.

Шведские социал-демократы, заявив о построении государства «всеобщего благоденствия», объявили о разработке новой шведской модели, основанной на ограни­чении роли государства, придании большей адресности социальным программам, противодействии бюрократизации государственного ап­парата. Достижение социализма стало рассматриваться как вектор дви­жения, а не конкретная цель.

В программе Французской социалистической партии (1988) подчер­кивалось, что «социалистическое общество - это не столько стремле­ние к концу истории, сколько движение к социализму, наращивание реформ и преобразование социальных отношений, изменение поведе­ния людей и их отношений между собой».

Акцент делался на краткосрочные программы решения конкретных проблем. Это облегчило социал-демократии возможности широкого межпартийного сотрудничества, создания политических коалиций.

Идеи и достижения неоконсерватизма , связанные с модернизацией эко­номики, поддержкой частного предпринимательства, ограничением бюрок­ратических тенденций центрального аппарата, не ставились под сомнение.

Основные политические силы были едины в принципиальных воп­росах стратегии общественного развития. В апреле 1998 г. Т. Блэр пред­ложил распустить Социалистической Интернационал и заменить его союзом нового типа, включающим либеральные партии, которые разде­ляют цели социально ориентированной политики. Идею не поддержали французские социалисты, а лидер СДПГ Г. Шредер, выступающий за создание широкого союза партий, одобрил ее.

Вопросы и задания


  1. Какие реформы были проведены в Германии Л.Эрхардом? Подумайте, что обеспечило возможность «экономического чуда» в послевоенной Западной Германии.

  2. Как изменились взгляды западноевропейской социал-де­мократии после второй мировой войны? Объясните ваше по­нимание основных социал-демократических принципов.

  3. Что такое социально ориентированная рыночная экономика? Какую роль в ее создании играет государство?

  4. Назовите основные черты шведской модели социально ориентированной экономики.

  5. Как вы думаете, почему западноевропейское «общество благоденствия» в 1970-е гг. оказалось перед лицом кризиса? В чем он проявился?

  6. Кто такие новые левые? Чем их взгляды и действия отлича­лись от идей социал-демократов и еврокоммунистов?

  7. Какие общие черты послевоенного развития государств За­падной Европы и США вы можете отметить?

  8. Что объединяет имена таких политических и государственных деятелей, как М.Тэтчер, Р. Рейган и Г. Коль? Как вы думаете, почему в 1980-е гг. возобладали идеи неоконсерватизма?

  9. Назовите меры, которые предприняли неоконсерваторы для модернизации экономики в странах Запада. Как они отрази­лись на роли государства? Почему эту политику называют нео­консервативной революцией?

  10. Чем объясняется спад неоконсервативной волны в раз­витых странах в 1990-е гг.? Кто и почему сменил неокон­серваторов?

XX век в лицах

Маргарет Тэтчер (р. в 1925 г.) - премьер-министр Великобритании в 1979-1990 гг. Дочь бакалейщика, окончила Оксфордский университет. Имея диплом химика, сдала экзамены по праву и стала дипломирован­ным юристом.

В 1959 г. была избрана в парламент, в 1970-1974 гг. - министр просвещения. С 1974 г. - лидер Консервативной партии, с 1979 г. - премьер-министр Великобритании. Газеты называли М.Тэтчер «железной леди». Ее правительство самыми жесткими мето­дами проводило модернизацию экономики. Сокращались ассигнования на социальные программы, закрывались нерентабельные предприятия, особенно уголь­ной промышленности. На международной арене Тэтчер поддержала же­сткий курс администрации Р.Рейгана в отношении СССР. В 1982 г., когда возник спор с Аргентиной по вопросу принадлежности Фолклендских островов, правительство Тэтчер провело решительную военную кампанию, заставив вспомнить о былой роли Англии как «владычицы морей». Экономическая политика, названная «тэтчеризмом», принесла свои пло­ды. Ускорились темпы технического перевооружения экономики, увели­чилось число мелких и средних собственников. В то же время обостри­лись социальные проблемы, возросла неравномерность развития регионов страны.

В 1990 г. Тэтчер, не получив большинства голосов при очередных выбо­рах лидера партии, подала в отставку и с этого поста, и с поста премьер-министра.

Ее преемником стал Д.Мэйджор, продолжавший прежнюю, неоконсер­вативную политику, но более гибкими методами.

Гельмут Коль (р. в 1930 г.) - глава прави­тельства ФРГ в 1982-1998 гг. Родился в семье служащего. В университе­те Франкфурта изучал право, политологию, историю.

В 1959 г. стал самым молодым депутатом ландтага (парламента) земли Рейнланд-Пфальц, в 1969 г. - премьер-министром зем­ли. В 1973 г. Коль - председатель ХДС на федеральном уровне, в 1976 г. - руководи­тель фракции ХДС в бундестаге ФРГ. Возглавляемая Колем коалиция консерва­тивных партий (блок ХДС/ХСС) побеждала на выборах в 1987, 1990 и 1994 гг. В проведении модернизации экономики пра­вительство Г. Коля использовало методы «неоконсервативной револю­ции». Экономия бюджетных средств, создание налоговых льгот для кор­пораций сочетались с использованием методов, которые применялись в годы «экономического чуда». Это позволило избежать обострения со­циальных проблем и роста безработицы.

Наибольшую популярность Колю принесла политика в вопросах герман­ского единства. Г. Колю удалось наладить партнерские отношения с М.С.Горбачевым, затем с Б.Н.Ельциным. Он обеспечил объединение Германии на условиях, наиболее выгодных для ФРГ. Правда, затем Г. Колю пришлось признать, что он недооценил экономические сложности, связанные с объединением. В 1998 г., после поражения на выборах консервативной коалиции, в ФРГ разразился скандал, связанный с незаконными операциями с денежными средствами ХДС. Г. Колю пришлось уйти с поста лидера партии.

Исследователи, занимавшиеся изучением пореформенной эко­номической политики царского правительства, давно обратили внимание на то, что высшая власть, тормозя процесс капиталис­тической эволюции аграрного строя страны 1, в то же время спо­собствовала развитию промышленности2. Отметил это и П.И.Лященко в своем труде "История народного хозяйства СССР", как бы синтезировавшем основные результаты изучения экономической истории России в советской историографии к на­чалу 1950-х гг. Он писал: "Вся народохозяйственная, податная, бюджетная, финансовая, кредитная политика государства, покро­вительствующая развитию капиталистической промышленности, вся внешнеторговая таможенная политика, железнодорожная та­рифная политика, вся международная внешняя политика, все от­ношения с международным капиталом были направлены на цели защиты интересов буржуазии и развития капиталистической про­мышленности в стране. Но часто эти цели вступали в конфликт с классовой политикой самодержавия - с покровительством земле­владельческому дворянству"3. Констатировав наличие такого кон­фликта, Лященко развел конфликтующие компоненты экономи­ческой политики правительства - аграрную политику и промыш­ленную политику - не только по разным главам, но даже по раз­ным томам своего труда. Охарактеризовав в заключительной главе первого тома реформу 1861 г., он в главе "Государственное хозяй­ство и экономическая политика периода промышленного капита­лизма", помещенной во втором томе, уже не вернулся к аграрной политике. Говоря здесь о направлениях экономической политики правительства в 1860-1890-е гг., Лященко ведет речь о его отно­шении к железнодорожному строительству, о таможенной полити­ке, государственном бюджете, поощрении промышленности и т.п., но совершенно не касается сельского хозяйства4. В его освещении пореформенная экономическая политика самодержавия носила вполне буржуазный характер, эволюционируя от фритредерства к протекционизму. Олицетворявший экономическую политику 1860-1870-х гг. министр финансов М.Х.Рейтерн "был убежденным сторонником частнохозяйственной деятельности и инициативы и противником государственного хозяйства, особенно, например, в области железнодорожного строительства, банкового дела и пр."5 Он способствовал строительству железных дорог, предоставляя частным железнодорожным обществам концессии и ссуды, поощ­рял организацию коммерческих банков и развитие черной метал­лургии6. Пришедший в 1881 г. на пост министра финансов Н.Х.Бунге был, по словам Лященко, "одним из наиболее видных проводников буржуазной экономической политики в России"7. Его сменил "ставленник буржуазии И.А.Вышнеградский (выдаю­щийся инженер-механик, автор ряда солидных научных трудов)", который "продолжая осуществление задач укрепления "националь­ной системы" русского капитализма...усиленно проводил полити­ку привлечения иностранного капитала в русскую промышлен­ность, усиления таможенного протекционизма, увеличения кре­дитных операций, укрепления устойчивости русской валюты"8. Наконец, "эта политика промышленного капитализма нашла наи­более законченное выражение в деятельности министра финансов С.Ю.Витте - крупнейшей фигуры среди "государственных деяте­лей" и царских министров за все последнее полустолетие сущест­вования империи... В 90-х годах государственная экономическая политика приобретает наиболее законченное выражение интересов промышленно-капиталистического развития"9.

Лишь в конце главы Лященко вновь вспомнил о том, что "в России 90-х годов капиталистическое содержание все еще разви­валось в старой, "самодержавной", помещичьей, полукрепостнической оболочке, сильнейшим образом тормозившей дальнейший ход капиталистического развития". Далее он продолжил: "В инте­ресах промышленной буржуазии было возможно более скорое и полное уничтожение всякого рода крепостнических пережитков, препятствующих свободе капиталистического развития, уничтоже­ние остатков полукрепостнических отношений в деревне, развитие товарности и увеличение емкости деревенского рынка. Интересы руководящей крепостнической части помещичьего класса шли по линии закрепления сословной изолированности крестьянства, со­хранения его земельной тесноты и полукрепостнических способов эксплуатации"10.

Почему же руководящая консервативная часть помещичьего класса, олицетворявшаяся царским правительством, проводила по­литику промышленно-капиталистического развития? Свои ответы на этот вопрос предложили в 1950-1960-е гг. американские исто­рики А.Гершенкрон и Т. фон Лауэ и советский историк И.Ф.Гиндин.

Гершенкрон интерпретировал экономическую политику цар­ского правительства с позиций концепции "стадий экономической отсталости", выдвинутой им в начале 1950-х гг. для объяснения отличий в механизме индустриализации разных стран в зависи­мости от того, в какой степени в них созрели необходимые пред­посылки для рывка в промышленном развитии. Отмечая, что "процесс индустриализации, распространившийся на отсталую страну, значительно отличался по сравнению с более передовыми странами"11, он объяснял эти отличия действием "учрежденческих инструментов", выполнявших функцию заменителей недостающих предпосылок. Причем характер этих "учрежденческих инструмен­тов" зависел от стадии относительной отсталости индустриализую­щейся страны. При недостатке в ней капиталов роль заместителя играют банки. Этот вариант анализировался Гершенкроном на примере Германии. Если же отсталость была более глубокой, то для замещения недостающих предпосылок требовалось вмешатель­ство государства. Типичный пример такой страны Гершенкрон увидел в России. Экономическая политика самодержавия пред­ставлялась ему главной движущей силой индустриального разви­тия России: заменив недостаток в стране капиталов, рынка сбыта, рабочей силы и предприимчивости, она обеспечила возможность индустриализационного рывка, происшедшего в последнем 15-ле­тии XIX века12.

Была ли забота о развитии промышленности главным направ­лением экономической политики российского правительства? Со­здается впечатление, что Гершенкрон как бы противопоставлял два этапа пореформенной экономической политики самодержавия: с 1861 г. до середины 1880-х годов, когда ее основное содержание составляло осуществление реформы, и следующее 15-летие, опре­деляющей чертой которого стал проводимый Вышнеградским и Витте курс на индустриализацию. В его трактовке экономическая политика на первом ее этапе создавала препятствия для индустри­ального развития, на втором - преодолевала их. Гершенкрон по­ложительно оценивал факт отмены крепостного права в России13, но считал, что в России его значение было парализовано сохране­нием и даже укреплением общины14. Уточняя в полемике с И.Н.Олегиной свою точку зрения, он писал: "Я прежде всего ут­верждал..., что отмена крепостного права, чрезвычайно усиливая позиции общины, создавала в рамках аграрной реформы специфи­ческий фактор отставания, вызвавший замедление индустриально­го развития страны"15. Поэтому "аграрная реформа в целом яви­лась препятствием для индустриализации"16 Отсюда проистекало его убеждение в том, что "российский рывок (в развитии промыш­ленности в 90-е годы XIX в. - В.Б.) фактически был результатом действий правительства, а не следствием аграрной реформы"17.

По мнению Гершенкрона, "творцы российской реформы рас­сматривали индустриализацию как явление нежелательное или во­обще были к ней безразличны"18. Что же в таком случае побудило царское правительство в середине 1880-х гг. взять курс на инду­стриализацию? Как полагает Гершенкрон, "правительственная за­интересованность в индустриализации в значительной мере осно­вывалась на его политике в военной области"19. Более того, "движимое своими военными интересами", российское государство "приняло на себя роль основного агента по ускорению экономи­ческого прогресса в стране"20.

Толчок к этому Гершенкрон усмотрел в итогах русско-турец­кой войны 1877-1878 гг. "Поражение России, хотя бы и дипло­матическое, а не военное, после русско-турецкой войны и призна­ние того, что страна все еще не занимает твердой позиции перед лицом западной военной мощи, вновь навязанное российским го­сударственным деятелям, - пояснял он в своих лекциях "Европа в русском зеркале", - были, конечно, основными мотивами в раз­вертывании великого рывка российской индустриализации"21. А "основным рычагом политики ускорения индустриализации" стало "железнодорожное строительство государства", принявшее с сере­дины 1880-х гг. "беспрецедентные размеры"22. Эта политика осу­ществлялась за счет сельского хозяйства и прежде всего на сред­ства, полученные в результате ограбления крестьянства. "Инду­стриальный прорыв, наблюдавшийся в России в последнем деся­тилетии века, произошел в условиях тяжелого кризиса сельского хозяйства. В некоторой степени кризис был обусловлен тем обсто­ятельством, что финансирование индустриализации и снабжение сельскохозяйственными продуктами городов, а также экспорт этих продуктов оказались возможны за счет конфискации крестьянско­го дохода и в некоторой степени за счет исчерпания капитала..."23. "Российское государство под водительством Вышнеградского и Витте заключило крестьян в мощные тиски. Оно предоставило сельское хозяйство самому себе... Основной принцип правительст­ва заключался в том, чтобы конфисковать большую часть выпуска продукции крестьянского хозяйства, вместо того, чтобы предпри­нять активные шаги на пути подъема этого выпуска"24. "Противо­речие между прогрессирующим промышленным сегментом эконо­мики и относительно стагнирующим сельскохозяйственным сег­ментом" заключало в себе "опасность плохих последствий разного рода"25. В конечном итоге произошло "исчерпание платежеспособ­ности сельского населения" и "терпению крестьянства пришел конец"26. Этим Гершенкрон объясняет экономический кризис на­чала 1900-х гг. и революцию 1905 г. Такова в общих чертах пред­ложенная им схема "великого рывка" 1890-х годов.

Те же, в основном, черты характеризуют и гораздо более де­тальную картину индустриализации России в конце XIX в., нари­сованную в работах фон Лауэ27. Так же как и Гершенкрон, фон Лауэ пришел к выводу, что рост российской промышленности яв­лялся результатом экономической политики правительства, пред­ставляя собой своеобразную "революцию извне", что центральным направлением этой политики был курс на индустриализацию, что такое направление находилось в противоречии с аграрной полити­кой и осуществлялось за счет деревни, что побудительным моти­вом курса на индустриализацию послужили великодержавные внешнеполитические соображения, что его рычагом стало желез­нодорожное строительство. Имелись, разумеется, и отличия, но не в главном, а преимущественно в акцентах и деталях. Если, напри­мер, Гершенкрон связывал курс на индустриализацию с именами Вышнеградского и Витте, то фон Лауэ видел в нем результат эво­люции экономической политики государства после 1861 г. Куль­минацией этой эволюции, по его мнению, стала система Витте, но ее основы были заложены его предшественниками28.

Трактовка Гиндиным пореформенной экономической полити­ки и механизма российской индустриализации существенно отли­чалась от представлений Гершенкрона и фон Лауэ, хотя, на пер­вый взгляд, в их основе лежала одинаковая исходная идея. Ведь Гиндин тоже придавал первостепенное значение роли государства в индустриальном развитии России после отмены крепостного права. В поощрении роста крупной промышленности и утвержде­ния капитализма в народном хозяйстве страны он видел важней­шую функцию экономической политики самодержавия. Именно на основе изучения последней им была предложена концепция "государственного капитализма" в России, как феномена насажде­ния капитализма полуфеодальным государством. Но в отличие от Гершенкрона и фон Лауэ, Гиндин не рассматривал аграрное и промышленное направления экономической политики правитель­ства как альтернативные, взаимоисключающие. Наоборот, он об­ратил внимание на их взаимосвязь и органическое единство29.

Характеризуя пореформенную экономическую политику рос­сийского государства в своем труде "Государственный банк и эко­номическая политика царского правительства (1861 - 1892 годы)", Гиндин писал: "Классовая природа самодержавия определяла, что одной из важнейших целей экономической политики правительст­ва являлось возможно более длительное сохранение полукрепост­нических отношений в деревне. И в то же время сохранение и ук­репление политического господства крепостников-помещиков в период капитализма было возможно лишь при условии экономи­ческого роста страны, движения ее вперед по пути капитализма. Более того, само продление исторического существования полу­крепостнических латифундий стало возможным лишь путем их со­вмещения с капиталистическим развитием страны и некоторой перестройки этих латифундий на капиталистический лад". Вот по­чему "при всей противоречивости и непоследовательности эконо­мической политики царского правительства способствование ка­питалистическому развитию стало главным ее направлением"30.

Изучив и проанализировав экономическую политику прави­тельства в 1861-1892 гг., Гиндин показал, что уже тогда способ­ствование капиталистической перестройке сельского хозяйства и прежде всего помещичьих латифундий посредством форсирования железнодорожного строительства и насаждения тех отраслей про­мышленности, без которых последнее не могло обойтись, стало неотъемлемым компонентом этой политики. Отметив, что "госу­дарственная поддержка железнодорожного строительства не явля­лась особенностью России", что "во всех капиталистических стра­нах (кроме Англии) в период создания сети железных дорог правительства оказывали частным обществам значительную финансо­вую поддержку", Гиндин констатировал: "В России в 60-х - 70-х го­дах сложилась своеобразная система частного железнодорожного хозяйства с самым широким государственным участием и всесто­ронней поддержкой железнодорожных дельцов ради создания в кратчайший срок сети дорог"31. Вместе с тем "с конца 1860-х го­дов главным направлением государственного вмешательства в об­ласти промышленности становится форсирование создания и раз­вития "железнодорожной промышленности" (транспортного маши­ностроения и рельсового производства), а также предприятий военной промышленности... В отношении других отраслей про­мышленности государственное вмешательство ради систематичес­кого форсирования их развития не проводилось"32. Исключение составляла поддержка казенными средствами отдельных дельцов-учредителей, деятельность которых, по мнению высших прави­тельственных чиновников, имела "государственное значение"33.

В целом, как писал Гиндин, "при стихийных процессах "уси­ленного роста капитализма снизу" насаждение его сверху имело в широком историческом плане второстепенное значение. По самой своей сущности прямое государственное вмешательство локализо­валось в отдельных отраслях, сосредоточивалось на немногих предприятиях. Поэтому при исследовании конкретных фактов приходится говорить не о насаждении капитализма вообще, а о насаждении отдельных отраслей или отдельных предприятий". К тому же меры царского правительства "ускоряя в некоторых отно­шениях капиталистическое развитие России... усиливали его про­тиворечия, создавали дополнительные препятствия этому разви­тию"34. С этими наблюдениями Гиндина резко контрастировал его вывод о том, что "вынужденное сделать главным направлением своей экономической политики развитие капитализма, царское правительство оказывало определенное влияние на его ускоре­ние"35. Подобное противоречие в оценке экономической политики самодержавия, в какой-то мере отражавшее диалектическую про­тиворечивость ее содержания, мы находим и в последующих рабо­тах Гиндина при разъяснении им его концепции "государственно­го капитализма". Так, в статье "Государственный капитализм в России домонополистического периода" он писал: "Государствен­ный капитализм в конкретных условиях пореформенной России, с ее сильнейшими крепостническими пережитками и многоуклад­ной экономикой практически способствовал ускорению развития капитализма. Однако это лишь частично возмещало задержки в росте капитализма в России по сравнению со странами, где бур­жуазная революция ликвидировала остатки феодализма и домоно­полистический капитализм развивался в условиях "свободной кон­куренции". Российский госкапитализм был рассчитан не только на ускорение экономического развития страны, но и на дальнейшее сохранение крепостнических пережитков"36.

Концепции Гершенкрона - фон Лауэ и Гиндина оказали на­столько большое влияние на последующую разработку проблемы - первая - в западной историографии, а вторая - в совет­ской, что эта разработка, как мне представляется, пошла по пути их верификации. Причем такая верификация происходила как бы параллельно: в западной историографии проходила проверку кон­цепция Гершенкрона и фон Лауэ, в советской - концепция Гин­дина.

Долгое время западные исследования в большей своей части игнорировались в СССР. Если они и удостаивались здесь вни­мания, то, как правило, для выражения несогласия и обвинений в искажении исторической действительности37. Атмосфера идео­логической войны накладывала свой отпечаток и на отношение западных историков к советским исследованиям. Это проявля­лось, в частности, в их стремлении дистанцироваться от результа­тов советских исследований38. Однако и советские и западные ис­торики разрабатывали, по существу, одни и те же научные проблемы.

Пожалуй, никем, даже среди последователей Гершенкрона, не был воспринят без тех или иных оговорок его тезис об отсутствии в пореформенной России предпосылок индустриального развития, обусловившем особую роль государства, политика которого долж­на была выполнить функции заместителя этих предпосылок. Ав­торы ряда работ, опубликованных еще в первой половине 1960-х гг., - У.Хендерсон, Г.Эллисон, Р.Порталь, не отрицая тор­мозящего влияния общины, все же, в отличие от Гершенкрона, считали, что реформа 1861 г. способствовала модернизации рос­сийской деревни и тем самым - созданию условий для роста промышленности39. Это мнение получило солидное обоснова­ние в последующей литературе, благодаря исследованиям У.Блэквелла, М.Фэлкуса, А.Милварда и С.Сола, Ю.Палло, П.Гетрелла, Р.Рудольфа и др.40 Они показали, в частности, что предпо­сылки индустриализации стали складываться еще до реформы 1861 года.

Пониманию взаимодействия объективных и субъективных фак­торов индустриализации способствовало эмпирическое изучение конкретных процессов экономического и, в частности, промыш­ленного развития страны (динамики роста производства, нацио­нального дохода, накоплений, эволюции отраслевой и региональ­ной структуры народного хозяйства, развития кредита, торговли, транспорта), существенный вклад в которое внесли Р.Голдсмит, Д.Вествуд, Р.Порталь, О.Крисп, А.Каган, У.Блэквелл, П.Грегори, К.Байт, П.Гетрелл и др.41 Оно показало, что подъем железнодо­рожного строительства начался не с середины 80-х годов XIX в., а еще с конца 60-х годов, что начало роста промышленности также неправильно датировать 80-ми годами, что структура рос­сийской промышленности, в которой преобладали текстильные и пищевое производства, свидетельствует об ошибочности утвержде­ния о том, будто в России ведущую роль в процессе индустриали­зации играла искусственно насаждавшаяся тяжелая промышлен­ность, что темпы роста национального дохода и капиталонакопления были выше, чем это предполагалось, что мнение Гершенкрона о низкой производительности российского сельского хозяйства не подтверждается полученными данными, что высокий уровень ин­вестирования произведенного совокупного продукта не может быть объяснен лишь государственным вмешательством, что мас­штабы государственного финансирования промышленности были ограниченными, что, с другой стороны, непроизводительные рас­ходы государства, будучи слишком велики, тяжелым бременем ло­жились на народное хозяйство страны, и многое другое.

Вместе с тем уже с конца 1960-х годов стала высказываться прямая или косвенная критика основного положения концепции Гершенкрона - фон Лауэ о решающей роли экономической по­литики царского правительства в индустриализации России. Тезис об искусственном характере индустриального развития России подверг сомнению И.Барель. "При таком видении, - писал он, - главным фактором русского развития становится государство, а история русского развития сводится тогда к хронике промышлен­ной политики"42.

А.Каган, не отрицая важной роли царского правительства в ин­дустриализации России, усматривал ее, во-первых, в содействии развитию внутреннего транспорта, и, во-вторых, в создании усло­вий для притока иностранного капитала в российскую промыш­ленность. Он отмечал, что "расходы на строительство железных дорог были единственной крупной статьей правительственных рас­ходов на индустриализацию". По сравнению с ними правительст­венные субсидии промышленности были невелики и к тому же "крайне неравномерны". Это "оказывало вредное воздействие на экономику, которая развивалась неравномерно"43. Что касается привлечения иностранного капитала, ради которого был введен в России золотой стандарт, то оно, по мнению Кагана, достигалось слишком дорогой ценой. Но, как полагал Каган, это был, по-ви­димому, единственно возможный путь индустриализации страны при сохранении в ней политического режима, являвшегося глав­ным препятствием для ее промышленного развития44. В итоге роль экономической политики государства в освещении Кагана выгля­дела скорее отрицательной, чем положительной.

Дж.МакКей увидел позитивное значение экономической поли­тики царского правительства лишь в создании условий для ино­странного предпринимательства. Опровергая утверждения о якобы осуществлявшейся высшей властью индустриализации России он писал: "Непосредственно сооружение железных дорог и субсиди­рование частного железнодорожного строительства, составлявшие важнейшую сферу производительной деятельности правительства между 1880 и 1900 гг., т.е. в период наибольшего размаха стро­ительства, поглотило немногим более миллиарда рублей. Эта сумма не превышала доход правительства от таможенных сборов за ввоз чая, кофе, алкогольных напитков, соли и селедки в ука­занные годы. Иначе говоря, государство израсходовало за данный период на железнодорожное строительство не более 5% своего бюджета. Между тем это была единственно крупная статья его рас­ходов на цели индустриализации"45.

Свое несогласие с положениями концепции Гершенкрона вы­разили в дальнейшем также П.Грегори и П.Гетрелл - авторы наи­более обстоятельных исследований, освещающих процессы эконо­мического развития пореформенной России46.

Следует отметить, что мнения критиков концепции Гершен­крона, возражавших против тех или иных ее положений, были дале­ко не идентичны, что получило, в частности, выражение в споре по вопросу о значении введения золотого обращения в России, вспых­нувшем на страницах "Journal of Economic History" в 1970-е гг. Опуб­ликованная здесь статья Х.Баркая, поддерживавшего идею Кагана о чрезмерной цене введения золотого стандарта в России, вызвала полемические отклики И.М.Драммонда, а также П.Грегори и Дж.Сейлорса, обративших внимание на уязвимость его аргумента­ции47.

Сомнения в обоснованности концепции Гершенкрона - фон Лауэ породило и изучение социальных аспектов российской инду­стриализации и прежде всего изучение предпринимателей и пред­принимательства в России, получившее в 1960-1980-е гг. на За­паде широкий размах. Его результаты отражены во многих книгах и статьях: Дж.МакКея, Т.Оуэна, А.Рибера и др.48 Они показали, что политика правительства по отношению к буржуазии была про­тиворечивой, так как, способствуя обогащению отдельных дель­цов, она препятствовала формированию класса в целом, что про­цесс формирования российской буржуазии шел по преимуществу естественным путем и дал наибольшие результаты в тех отраслях и регионах, где меньше ощущалось непосредственное вмешатель­ство властей. Названные выше историки отмечали, что существен­ным элементом этого процесса явилась иммиграция предпринима­телей из-за границы, наблюдавшаяся задолго до введения в России золотого стандарта, поскольку иностранный капитал привлекали сюда не столько меры правительства, сколько возможности рынка49.

В итоге, как мне представляется, схема Гершенкрона - фон Лауэ не выдержала экзамена эмпирических исследований.

Верификация концепции Гиндина советскими исследователя­ми шла в двух направлениях. Первое составляло изучение объек­тивных процессов капиталистического развития России и ее инду­стриализации во второй половине XIX в.: отделения промышлен­ного производства от сельского хозяйства50, становления промыш­ленности в индустриально-отсталых районах, а также в отраслях, не пользовавшихся особой заботой царского правительства51, ут­верждения машинной индустрии52, эволюции организационных форм промышленного предпринимательства53, формирования бур­жуазии54. Это изучение подтвердило наблюдение Гиндина об ограниченном, локальном и преходящем характере непосредственно­го насаждения царским правительством некоторых видов промыш­ленного производства, составлявшего характерную черту россий­ской индустриализации, показав спонтанный, естественный харак­тер возникновения большинства отраслей промышленности и раз­вития промышленного предпринимательства в России. Оно вы­явило также новые доказательства того, что политика государства, способствуя становлению отдельных отраслей промышленности и создавая условия для ее развития в целом, вместе с тем сковывала, ограничивала свободу этого развития.

Второе направление верификации концепции Гиндина - не­посредственное исследование экономической политики царского правительства. Среди порожденных им работ особый интерес в данном контексте представляет книга Л.Е.Шепелева "Царизм и буржуазия во второй половине XIX века. Проблемы торгово-про­мышленной политики" (Л., 1981), а также написанные Б.В.Ананьичем главы об экономическом развитии пореформенной России и экономической политике царского правительства в коллектив­ном труде "Кризис самодержавия. 1895-1917" (Л., 1984)55.

Характеризуя торгово-промышленную политику царизма Ше­пелев пишет: "Промышленная модернизация России осуществля­лась царским правительством ради достижения главной цели - поддержания государственного статуса страны при условии сохра­нения политического режима (самодержавия) и его классовой опоры - поместного дворянства... Идея заключалась в том, чтобы замедлить и смягчить капиталистическое перерождение деревни и дать дворянству возможность приспособиться к новым условиям... Решая задачу промышленного развития страны, царское прави­тельство стремилось не только ускорить его, но и направить (в желательном направлении) в условиях сохранения и в экономи­ческой, и в политической сферах жизни страны множества пережитков крепостничества, задерживавших органическое раз­витие экономики на капиталистической основе. В своих край­них проявлениях эта политика обычно квалифицировалась как искусственное насаждение крупной промышленности"56. Но прямое насаждение промышленности представляло, по мнению Шепелева, "скорее экстраординарное направление торгово-про­мышленной политики царского правительства"57. Что же каса­ется осуществлявшейся последним поддержки промышленного развития, то она "была необходима в России как средство хотя бы отчасти нейтрализовать отрицательное воздействие на это развитие множества неблагоприятных факторов и в первую очередь кре­постнических пережитков в экономической и политической сфе­рах жизни"58.

Трактовка промышленной политики царизма Ананьичем во многом совпадает с характеристикой Шепелева. Но, на мой взгляд, они не идентичны. "Уроки поражения в Крымской вой­не, - пишет Ананьич, - заставили русское самодержавие ради сохранения своего могущества и влияния в Европе взять курс на ускоренное развитие промышленности. Это определило общий ха­рактер экономической политики правительства в пореформенный период"59. Рассматривая политику Витте как наиболее последова­тельное воплощение этого курса, он вместе с тем отмечает: "Эко­номическая политика Витте была глубоко противоречива в своей основе, ибо для капиталистического развития страны он исполь­зовал средства и условия, порожденные феодальной природой су­ществовавшей в России системы государственного управления. Консерватизм "системы" Витте состоял в том, что она должна была способствовать укреплению экономического могущества самодержавия... Проводившееся Витте государственное вмешатель­ство в экономику часто оправдывалось необходимостью поддерж­ки неокрепшей еще частной инициативы, однако в действитель­ности оно далеко выходило за эти пределы и препятствовало ес­тественному развитию капиталистических отношений в стране... Политика поощрения промышленного развития проводилась при известной консервации феодальных пережитков в сельском хозяй­стве и при высоком напряжении платежных сил населения, осо­бенно крестьянства"60.

Таким образом, согласно концепции, Гиндина, важнейшие по­ложения которой были подтверждены Шепелевым, поощрение ца­ризмом промышленности являлось производным и подчиненным элементом его политики сдерживаемой капиталистической пере­стройки экономических отношений в стране, проводимой в инте­ресах постепенной буржуазной трансформации старого господ­ствующего класса помещиков и помещичьего государства. В осве­щении же Ананьича поощрение промышленного развития, осу­ществлявшееся при консервации феодальных пережитков в сель­ском хозяйстве и за его счет, выглядит главным направлением экономической политики царского правительства. Это больше по­хоже на концепцию Гершенкрона - фон Лауэ.

На основе эмпирического изучения проблемы взаимодействия субъективных и объективных, внутренних и внешних факторов индустриализации российской экономики и ее обсуждения в со­ветской и зарубежной научной литературе мной предлагается сле­дующая версия истории индустриального развития России во вто­рой половине XIX в. в связи с экономической политикой царизма.

Россия относилась к числу стран, вступивших на путь капита­листического развития в то время, когда капитализм, утвердив­шийся в нескольких европейских государствах, стал определять ге­неральное направление мирового исторического процесса, форми­руя ту историческую среду, в которой происходило развитие ос­тальных территорий Европы и всего мира. Капиталистическая эво­люция этих стран представляла собой результат сложного взаимо­действия закономерностей развития, имманентных их обществен­ным структурам и давлению мирового капитализма.

По мере международной экспансии капитализма и превраще­ния его во всеохватывающую мировую систему, активизации на этой основе торговых и финансовых связей различных государств, складывания международного разделения труда и формирования мирового рынка, взаимодействие общественных структур, находя­щихся на разных уровнях экономического и политического разви­тия, становится все более важным фактором исторического про­цесса. Для стран, вступивших первыми на путь капиталистической эволюции и индустриализации, значение внешних факторов опре­делялось наличием окружавшей их менее развитой среды, которая могла служить объектом колонизации, торгово-промышленной экспансии и вывоза капиталов. Большую роль играла, разумеется, и конкуренция между ними. Передовые индустриальные государ­ства в своем развитии ориентировались на использование отстав­ших стран в качестве рынка сбыта промышленных товаров, источ­ника сырья и продовольствия, сферы приложения капиталов. Но с другой стороны, отставшие страны, приобщаясь к мировому ка­питализму, могли воспользоваться "примером и помощью" тех, кто находился в его авангарде.

Естественно, что отношения передовых государств со страна­ми, составлявшими периферию мировой капиталистической сис­темы, во многом зависели от того, насколько велика была раз­ница в уровнях их развития. В этом смысле исходная идея Гершенкрона о том, что индустриализация стран, находящихся на разных стадиях отсталости не должна происходить одинаково, совершенно справедлива и плодотворна. Так же как и наблюде­ние фон Лауэ об активной роли государства в том случае, когда индустриализация осуществляется "извне", под давлением окру­жающей среды.

Однако, как справедливо отмечал Гиндин в полемике с фон Лауэ, государство играло активную роль в утверждении капитализ­ма и в тех странах, которые первыми встали на путь капиталисти­ческого развития61. Поэтому точнее, пожалуй, сказать, что чем позднее страна приобщалась к капитализму, тем многообразнее становились функции государства. В Великобритании они в ос­новном ограничивались способствованием первоначальному на­коплению капитала и обеспечением правовых, социальных и по­литических условий его расширенного воспроизводства, в том числе таможенной защитой зарождающейся промышленности от иностранной конкуренции. Тем самым была создана благоприят­ная почва для индустриализации, и государству не было необхо­димости непосредственно вмешиваться в ее ход.

В странах Западной Европы, последовавших за Великобрита­нией, и в США государству пришлось дополнительно взять на себя в той или иной форме заботы по созданию сети железных дорог. На периферии Европы, в том числе в России, а также в Японии, государство оказалось вынуждено заниматься также при­влечением иностранного капитала и даже форсированием станов­ления отдельных отраслей промышленности.

Эти отличия отчасти объясняются тем, что отставшие страны вовлекались в развитие мирового капитализма на все более высо­ких его стадиях: утверждение капиталистических отношений на Западе Европейского континента произошло, когда в Великобри­тании завершался промышленный переворот, а в Восточной Европе - в эпоху машинной индустрии.

Но есть здесь и другая сторона вопроса. Первоначально ут­верждение капитализма было результатом победивших буржуазных, революций, вносивших более или менее радикальные изменения в общественные отношения. Однако в условиях, когда развитие капитализма и его распространение на все новые страны приоб­рело необратимый характер, перестройка феодальной обществен­ной структуры приобщавшихся к нему стран оказалась возможна эволюционным путем при сохранении политической власти за ста­рым правящим классом, взявшим на себя инициативу капиталис­тических преобразований, и при постепенной трансформации фе­одальной монархии в буржуазную.

Именно этим путем в результате реформы 1861 г. пошла Рос­сия. Оказавшись к концу 1850-х гг. перед выбором - либо при­способиться к неумолимо развивающемуся, капитализму, разлага­ющему извне и изнутри феодально-крепостническую систему, либо утратить свои экономические и политические позиции - правящие круги российского дворянства предпочли первое. По­жертвовав крепостным правом, они попытались спустить на тор­мозах стихийный процесс ломки феодальных и утверждения капи­талистических отношений, дозировав его, введя в определенные рамки, с тем чтобы дворяне, постепенно перестроив свои хозяй­ства на капиталистический лад, могли сохранить принадлежащую им земельную собственность и господствующее положение в об­ществе.

Реформой 1861 г. была создана малоподвижная и внутренне противоречивая система. Сохранение крепостнических пережитков в экономике, обеспечивавшееся внеэкономически всей мощью го­сударственного аппарата самодержавия, находилась в вопиющем противоречии с потребностями общественного развития. Оно ско­вывало процесс капиталистической эволюции народного хозяйст­ва. Между тем буржуазная перестройка помещичьих латифундий, представлявшая собой единственный путь к сохранению помещи­ками своих экономических и политических позиций, могла быть осуществлена лишь при условии капиталистической эволюции всего народнохозяйственного организма. В этих условиях царское правительс

Детство Иван Бунин провел в родовом поместье Озерки среди роскошной природы. Мальчик любил убегать в лес или поле, наслаждаясь необъятными просторами. Этот счастливый период своей жизни поэт воспроизвел в стихотворении «Детство», написанном в 1895 году. «Детство» относится к автобиографической лирике, автор говорит о том, что воспоминания возвращают его в десятилетний возраст.

Тема произведения – счастливое детство среди природы. Поэт показывает, как воспоминания о детстве могут согреть сердце взрослого человека, сделать его хоть на некоторое время чуточку счастливее.

Единственный образ в стихотворении «Детство» - лирический герой, но он не так прост, как может показаться с первого взгляда. Лирический герой представлен в двух ипостасях – взрослого мужчины и десятилетнего мальчишки. За взрослым Буниным мы можем понаблюдать в первой строфе, а мальчишка появляется во второй. Оба образа существуют неотрывно от природы, более того природа – это то, что «сцепляет» в единое целое содержание и композицию произведения.

Пейзажи – сильная сторона Бунина-поэта, но этот кажется особенным. Автор наполняет каждую строку любовью к родной природе. Уже в начале «Детства» поэт начинает рассказ о прелестях утреннего бора, который купается в лучиках солнца, напоминая «солнечные палаты». Именно приветливый бор и корявая сосна подталкивают лирического героя к приятным воспоминаниям, заставляет почувствовать себя десятилетним мальчишкой. В этот момент он чувствует, насколько человек мал в сравнении с природой: «И чувствую: мне только десять лет, // а ствол – гигант, тяжелый, величавый». В третьей строфе образ мальчишки тесно сплетается с образом мужчины и уже сложно определить от чьего имени продолжается рассказ.

Образ сосны, который занимает центральное место в пейзаже, является символическим. В русской культуре он воспринимается как символ жизненной силы, бессмертия. Символическое значение усиливает идейное звучание произведения, ведь детство – период, когда человек полон сил для познания окружающего мира.

Для того чтобы передать свое отношение к природе и детству И Бунин в каждую строфу добавляет яркое художественное средство: метафору («солнечные палаты», «…пахнет… сухость солнечного лета»), сравнение («песок, как шелк»), эпитеты («кора груба, морщиниста, красна). Особую роль в произведении играют цвета и ароматы. Цветовая гамма солнечная, яркая, блестящая, запахи смолистые, сухие, знойные, характерные для летнего бора. Бунину удается передать и тактильные ощущения (грубая, морщинистая, теплая кора сосны). Автор делает все, чтобы читатель тоже смог испытать те же приятные ощущения, что и маленький мальчик.

Произведение «Детство» состоит из трех катренов с перекрестной рифмой, стихотворный размер – пятистопный ямб с пиррихием, строки равностопные (по 5 стоп в каждой). Чтобы передать детский восторг автор позволяет себе разбавлять спокойный ритм рассказа короткими восклицательными предложениями. Простое, правильное строение обеспечивает плавность ритма, выражая наслаждение, с которым автор предается воспоминанием.

Иван Алексеевич Бунин - поэт, прозаик, переводчик, первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе - происходил из старинного дворянского рода, к которому принадлежали поэты В.А. Жуковский и А.П. Бунина, выдающиеся учёные П.П. Семёнов-Тян-Шанский и Я.К. Грот, братья Киреевские.

Родился будущий писатель в Воронеже в знатной, но обедневшей дворянской семье. Бунин гордился своим происхождением: «Все мои предки были связаны с народом и землёй, были помещиками. Помещиками были и деды, и отцы мои, владевшие имениями в средней России, в том плодородном подстепье, где... образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым». Отец писателя, Алексей Николаевич Бунин, был настоящим русским дворянином. Азартный и беззаботный, больше всего любивший охоту и пение под гитару, он в молодости служил в канцелярии Дворянского собрания, участвовал в Крымской кампании 1853-1856 годов, а после возвращения жил в деревне и растрачивал за картами наследство. И всё же Алексей Николаевич был незаурядной личностью. Как вспоминала жена писателя, В.Н. Муромцева-Бунина, отец «принадлежал к тем редким людям, которые... всех пленяют, возбуждают к себе любовь, интерес за благостность ко всем и ко всему на земле, за художественную одарённость, за неиссякаемую весёлость, за подлинную щедрость натуры». Образ жизни отца казался младшему сыну (у Ивана Алексеевича были ещё старшие братья Юлий и Евгений и младшие сёстры Мария и Александра) образцовым. С годами он не утратил сыновней любви. Мать, Людмила Александровна, урождённая Чубарова, также происходила из старинного дворянского рода. Она занималась воспитанием детей и самозабвенно их любила, особенно Ваню. Детство Бунина прошло в поместье на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии - среди «моря хлебов, трав, цветов».

Близкие Бунина отмечали присущие ему с детства богатое воображение и впечатлительность. Эти качества развивал в нём и его учитель - сын предводителя дворянства Н.О. Ромашков. «...Человек очень талантливый - и в живописи, и в музыке, и в литературе... вероятно, его увлекательные рассказы... пробудили во мне страсть к стихотворчеству...» - писал Бунин спустя годы.

Места, где прошли детство и отрочество писателя, оказали огромное влияние на его творчество прежде всего органическим приобщением к жизни и быту народа, к красоте природы, к стихии живого национального языка. От матери, отца, дворовых, крестьян Иван Алексеевич слышал многие песни, сказки, предания, истории, мотивы которых позже он использовал в своём творчестве. Словесное мастерство писателя питалось этими источниками и непримиримо противостояло как модернизму, так и «изобразителям сусальной Руси».

В 1881 году Бунин поступил в 1 класс Елецкой гимназии. Годы жизни в Ельце были очень нелегки: бедность, жизнь в семье мещанина Бякина, полуказарменные порядки в провинциальной гимназии привели к тому, что в 1886 году Бунин решил продолжать обучение дома. В доме Бякина он познакомился с творчеством поэтов И.С. Никитина и А.В. Кольцова. Став взрослым, Бунин иначе оценил елецкий период в своей жизни (тема памяти является важной в творчестве писателя), отдав дань не только житейскому опыту, приобретённому там: он всю жизнь проявлял живой интерес к творчеству поэтов «из народа» и посвятил им несколько статей. Простая и сильная поэзия оказала влияние на поэтические опыты юного Бунина. Сравните, например, стихотворение Никитина «Нищий» и бунинское:

В стороне от дороги, под дубом,
Под лучами палящими спит В зипунишке, заштопанном грубо,
Старый, нищий, седой инвалид...

Деревенский нищий, 1887

В 1887 году Бунин, потрясённый ранней смертью популярного молодого поэта С.Я. Надсона, написал стихотворение, посвящён ое его памяти, и направил в петербургский журнал «Родина». Стихотворение было опубликовано, а Бунин стал частым автором журнала.