Что такое географическое краеведение. Что такое краеведение и в чем его сила? Важность работы краеведа

Слово "краевед" ассоциируется у современного человека со школьным курсом географии. Довольно часто дополнительные занятия по изучению особенностей родного края и разнообразные кружки этой тематики носят название «Юный краевед». Однако значение термина гораздо обширнее и не ограничивается стенами образовательного учреждения.

Значение термина

Краевед - это человек, который занимается детальным изучением местности, на которой он проживает или, одним словом, краеведением. Корни этого термина (край ведать) русские. Под краеведением подразумевается всестороннее детальное изучение определенного района страны, включая историю родного края, геологические особенности местности, экологию, разнообразие биологических видов, этнический состав и т. д. Краеведами могут быть как деятели науки, исследовательские интересы которых представлены на данной территории, так и специалисты разных уровней и профессий.

Краеведением называется отдельная дисциплина в школьной программе, которая предоставляет учащимся возможность ближе познакомиться с природой, культурным и историческим наследием родного края (региона проживания). Поэтому краевед - это ученик, который ведет активную деятельность по изучению и накоплению знаний о своей малой родине, популяризации информации о ней. Результатом обычно служит создание тематического музея в стенах школы.

История возникновения термина

Слово "краевед" вошло в повседневную жизнь благодаря развитию краеведения, которое, в свою очередь, имеет деления на виды по форме, организации и содержанию. Естественно, что деятельность краеведа - это прямая взаимосвязь между содержанием (историческим, географическим, биологическим, литературным и этнографическим) и формой (организация на уровне государства, общества или школы).

Многое зависит от выбранной специфики изучения края или территории. Например, историк-краевед в большей степени будет изучать существующие древние документы и различного рода описания давних лет для воссоздания полной картины прошлого. Этнограф-краевед будет интересоваться декоративно-прикладным искусством и устными народными традициями, которые бережно хранятся и передаются следующим поколениям.

Важность работы краеведа

Легко ли трудиться на поприще краеведения, и стоит ли эта работа внимания? Существуют определенные трудности в изучении конкретных регионов приезжими специалистами. Поэтому история родного края исследуется, восстанавливается и хранится земляками. Важность такой работы очевидна. Ведь краевед - это изыскатель всевозможной информации о родной земле, а также человек, который использует разнообразные источники и методики их изучения, но на этом его функции не заканчиваются. Следующим важным и ответственным этапом работы является осмысление значимости добытой информации, понимание ее места в исторической ретроспективе. И конечно же, нельзя забывать о роли краеведения и его вкладе в изучение мировой цивилизации.

Научное видение мира

Краеведение - одно из немногих научных направлений, которое придерживается принципа комплексности. Ведь сведения, получаемые при изучении предметов и явлений, затрагивают такие области, как история, искусство и иные науки. Исследование конкретной местности позволяет вычленить роль перечисленных областей знания в определенный исторический отрезок времени. Отличительной чертой краеведения является детальное изучение жизни отдельно взятых людей и немногочисленных представителей каких-либо этносов. Оно не делится на «специальное» (описанное предназначенными для этого терминами) и «общее» (или популярное), и обеспечивает научность знаний о малых регионах.

Краеведение и формирование личности школьников

Педагогика всегда использовала огромный воспитательный потенциал краеведения. Поскольку деятельность краеведа связана не только с оценочным суждением, но и требует от человека проявления культуры исследования предмета, а также ответственности за выводы исследования. Проведение изыскательских работ требует от человека определенного уровня подготовки и знаний во многих научных областях, таких как биология, география, история, физика и химия, а также искусствоведение.

Учащиеся под руководством более опытных взрослых учатся изыскательской деятельности: сбору различных сведений, проведению тематического опроса, работе с информационными источниками и т. д. Общение с людьми разных возрастных категорий и мировоззрений позволяет ребятам изучать на практике разнообразие и богатство окружающего мира. А составление «дерева рода» позволит не только установить родственные связи между предками, но и ответить на вопрос «кто я?», что немаловажно для подростков.

Занятие краеведением часто служит плодотворной почвой для возрождения местных обычаев, увлечения ремеслами, а также возобновления традиций в растениеводстве, животноводстве и охране окружающей среды.

Краеведение

всестороннее изучение определённой части страны, города или деревни, др. поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. К. - комплекс естественных и общественных исследований. К. изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края. Комплексное К. изучает все эти вопросы во взаимосвязи, отраслевое К. - отдельные разделы: географическое К., историческое К., этнографическое К., топонимическое К. Развивается К., связанное с задачами охраны природы, памятников культуры и др. Основной метод К. - сбор информации, предметов материальной культуры, образцов полезных ископаемых и др. данных, способствующих расширению знаний о крае, его хозяйственном и культурном развитии. К. имеет огромное общественно-политическое и культурно-просветельное значение; велика его роль в учебно-воспитательном процессе.

Самодеятельное общественное движение краеведов зародилось ещё в дореволюционной России. Большую роль в развитии добровольного общественного К. сыграли Вольное экономическое общество (с 1765) и особенно Русское географическое общество (с 1845). Известны крупные краеведческие исследования, например Крайнего Севера, Сибири, Кавказа, связанные с деятельностью этих и др. научных обществ.

После Великой Октябрьской социалистической революции К. стало массовым, объединив большие научные и культурные силы. Советское К. получило целенаправленный характер, обусловленный едиными задачами общества в коммунистическом строительстве. В период своего становления советское К., например, проявило себя в организации массовых походов по изучению природных богатств для использования их в хозяйстве края; в период Великой Отечественной войны 1941-45 краеведы выявляли местные ресурсы для нужд обороны. В послевоенный период массовым стало школьное К. (музеи, комнаты боевой и трудовой славы, кружки и отряды «Красных следопытов»). Определённым вкладом в К. являются походы молодёжи по местам боевой и трудовой славы советского народа. Школьное К. - наиболее массовая форма краеведческой работы, преследующая, помимо общекраеведческих задач, цели учебно-воспитательного характера.

В современных краеведческих исследованиях в СССР наибольшее место занимают: изучение и охрана природы края, выявление его природных ресурсов; изучение истории (в т. ч. революционного движения, Гражданской и Великой Отечественной войн), культуры края, изучение и охрана местных памятников культуры и старины, изучение народного творчества, хозяйственных достижений, опыта передовиков производства, пропаганда знаний о своём крае, обобщение научной информации, сосредоточение библиографических данных, фототек, организация выставок, краеведческих кабинетов, лекториев, экскурсий, небольших исследовательских экспедиций, музеев.

Значительную роль в развитии К. принадлежит краеведческим музеям (См. Краеведческие музеи). Они сосредоточивают, обрабатывают, хранят и пропагандируют материал, собранный краеведами, и выполняют функции научно-методических центров.

Общественное К. в первые годы Советской власти возглавлялось Центральным бюро К. Ныне коллективы краеведов объединяются, например, в краеведческие комиссии при филиалах и отделах Географического общества СССР и обществ союзных республик. Имеется секция краеведения в Педагогическом обществе РСФСР. Часть краеведов объединена в различных кружках, секциях, обществах и комиссиях при некоторых культурно-просветельных учреждениях (краеведческих музеях, домах культуры, домах пионеров и т. п.).

Краеведческую работу проводят туристы, нередко выполняя задания хозяйственных и научных организаций. Краеведческой работе способствуют местные библиотеки и издательства, выпускающие краеведческую литературу и карты, а также методические и библиографические пособия по К. (см. Краеведческая библиография).

Для обеспечения теоретическими и практическими знаниями кадров, деятельность которых связана с К., в учебные планы некоторых вузов (факультетов) введены специальные курсы: в институтах культуры - курс краеведческой библиографии, в педагогических институтах - практикум по К. В системе народных университетов созданы специальные университеты и факультеты К. На факультетах общественных профессий вузов имеется специальность К.

К. в социалистических странах Европы (krajoznawstwo в Польше, vlastiveda в Чехословакии, краезнание в Болгарии, Heimatkunde в ГДР) - общественное движение, направленное на познание родного края и развивающееся в связи с требованиями школы. Например, в Чехословакии курс К. служит введением в изучение географии и истории; на основе непосредственных наблюдений местных объектов строится географическое образование в Болгарии и Польше.

Лит.: Лярский П. А., Пособие по краеведению, Минск, 1966; Строев К. Ф., Краеведение, М., 1967.

К. Ф. Строев, Ю. К. Ефремов.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Краеведение" в других словарях:

    Краеведение … Орфографический словарь-справочник

    Изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения. Функции научно методических центров по краеведению… … Большой Энциклопедический словарь

    КРАЕВЕДЕНИЕ, краеведения, мн. нет, ср. изучение какого нибудь края, изучение отдельных местностей, районов со стороны их природы, истории, экономики, быта и т.п., производимое преимущественно местными силами. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков … Толковый словарь Ушакова

    КРАЕВЕДЕНИЕ, я, ср. Изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно исторических, экономических, этнографических особенностей. | прил. краеведческий, ая, ое. К. музей. К. кружок. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 1 история (61) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    краеведение - Изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов, главным образом силами местного населения … Словарь по географии

    Краеведение полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем (архивисты, архитекторы, биологи, военные, географы … Википедия

    КРАЕВЕДЕНИЕ - в школе, изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности шк. микрорайона, города, села, района, области. К. включает: приобретение учащимися знаний о крае из рассказа учителя или из уч. пособия; самостоят, добывание… … Российская педагогическая энциклопедия

    Краеведение - (ст.слав. – конец) – деятельность по изучению и восстановлению и сохранению культуры прошлого и настоящего родного края – «малой родины». Эта деятельность может быть как практической, так и теоретической, как популярно просветительской… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Я; ср. Совокупность знаний о том или другом крае (4 зн.), изучение его природы, истории, экономики, быта и т.п. ◁ Краеведческий, ая, ое. К. музей. К ая работа. * * * краеведение изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой… … Энциклопедический словарь

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

краеведение

краеведения, мн. нет, ср. изучение какого-н. края, изучение отдельных местностей, районов со стороны их природы, истории, экономики, быта и т. п., производимое преимущественно местными силами.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

краеведение

Я, ср. Изучение отдель-ных местностей страны с точки зрения их географических, культурно-исторических, экономических, этнографических oсoбенностей.

прил. краеведческий, -ая, -ое. К музей. К. кружок.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

краеведение

    Совокупность различных - географических, этнографических, экономических и т.п. - знаний о каком-л. крае (3).

    Всестороннее изучение отдельных частей страны, обычно силами местного населения.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

краеведение

изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения. Функции научно-методических центров по краеведению выполняют краеведческие музеи.

Краеведение

всестороннее изучение определённой части страны, города или деревни, др. поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. К. ≈ комплекс естественных и общественных исследований. К. изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края. Комплексное К. изучает все эти вопросы во взаимосвязи, отраслевое К. ≈ отдельные разделы: географическое К., историческое К., этнографическое К., топонимическое К. Развивается К., связанное с задачами охраны природы, памятников культуры и др. Основной метод К. ≈ сбор информации, предметов материальной культуры, образцов полезных ископаемых и др. данных, способствующих расширению знаний о крае, его хозяйственном и культурном развитии. К. имеет огромное общественно-политическое и культурно-просветельное значение; велика его роль в учебно-воспитательном процессе.

Самодеятельное общественное движение краеведов зародилось ещё в дореволюционной России. Большую роль в развитии добровольного общественного К. сыграли Вольное экономическое общество (с 1765) и особенно Русское географическое общество (с 1845). Известны крупные краеведческие исследования, например Крайнего Севера, Сибири, Кавказа, связанные с деятельностью этих и др. научных обществ.

После Великой Октябрьской социалистической революции К. стало массовым, объединив большие научные и культурные силы. Советское К. получило целенаправленный характер, обусловленный едиными задачами общества в коммунистическом строительстве. В период своего становления советское К., например, проявило себя в организации массовых походов по изучению природных богатств для использования их в хозяйстве края; в период Великой Отечественной войны 1941≈45 краеведы выявляли местные ресурсы для нужд обороны. В послевоенный период массовым стало школьное К. (музеи, комнаты боевой и трудовой славы, кружки и отряды «Красных следопытов»). Определённым вкладом в К. являются походы молодёжи по местам боевой и трудовой славы советского народа. Школьное К. ≈ наиболее массовая форма краеведческой работы, преследующая, помимо общекраеведческих задач, цели учебно-воспитательного характера.

В современных краеведческих исследованиях в СССР наибольшее место занимают: изучение и охрана природы края, выявление его природных ресурсов; изучение истории (в т. ч. революционного движения, Гражданской и Великой Отечественной войн), культуры края, изучение и охрана местных памятников культуры и старины, изучение народного творчества, хозяйственных достижений, опыта передовиков производства, пропаганда знаний о своём крае, обобщение научной информации, сосредоточение библиографических данных, фототек, организация выставок, краеведческих кабинетов, лекториев, экскурсий, небольших исследовательских экспедиций, музеев.

Значительную роль в развитии К. принадлежит краеведческим музеям. Они сосредоточивают, обрабатывают, хранят и пропагандируют материал, собранный краеведами, и выполняют функции научно-методических центров.

Общественное К. в первые годы Советской власти возглавлялось Центральным бюро К. Ныне коллективы краеведов объединяются, например, в краеведческие комиссии при филиалах и отделах Географического общества СССР и обществ союзных республик. Имеется секция краеведения в Педагогическом обществе РСФСР. Часть краеведов объединена в различных кружках, секциях, обществах и комиссиях при некоторых культурно-просветельных учреждениях (краеведческих музеях, домах культуры, домах пионеров и т. п.).

Краеведческую работу проводят туристы, нередко выполняя задания хозяйственных и научных организаций. Краеведческой работе способствуют местные библиотеки и издательства, выпускающие краеведческую литературу и карты, а также методические и библиографические пособия по К. (см. Краеведческая библиография).

Для обеспечения теоретическими и практическими знаниями кадров, деятельность которых связана с К., в учебные планы некоторых вузов (факультетов) введены специальные курсы: в институтах культуры ≈ курс краеведческой библиографии, в педагогических институтах ≈ практикум по К. В системе народных университетов созданы специальные университеты и факультеты К. На факультетах общественных профессий вузов имеется специальность К.

К. в социалистических странах Европы (krajoznawstwo в Польше, vlastiveda в Чехословакии, краезнание в Болгарии, Heimatkunde в ГДР) ≈ общественное движение, направленное на познание родного края и развивающееся в связи с требованиями школы. Например, в Чехословакии курс К. служит введением в изучение географии и истории; на основе непосредственных наблюдений местных объектов строится географическое образование в Болгарии и Польше.

В ряде капиталистических стран К. рассматривается как одно из условий обучения в школах. В Великобритании, например, изучение курса «местной географии» (Local Geography) в школе проводится на протяжении всего курса географии.

Лит.: Лярский П. А., Пособие по краеведению, Минск, 1966; Строев К. Ф., Краеведение, М., 1967.

К. Ф. Строев, Ю. К. Ефремов.

Википедия

Краеведение

Краеве́дение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем, а также энтузиасты из местного населения.

Примеры употребления слова краеведение в литературе.

Быть может, краеведение потому так и интересовало их, что оба родились и выросли и этом городе.

И если это верно, то краеведение , как общее дело, возможно только через кооперацию.

В музее краеведения Полина Исидоровна намеревалась встретить порог второго Пятилетия, был декабрь.

В музее краеведения , перед которым тщательно к празднику были разметены снега, зажгли большое количество электрических ламп -- там заседала новая комиссия.

И глубоко за полночь последним разбудили Ивана Авдеевича Грозу, сказали, чтоб сейчас же собирался в музей краеведения , проводили.

У него имелись особые основания задеть Таню, свою партнершу по парте, соседку по интернату, друга и союзника во всем, что касалось краеведения , походов в горы, взглядов на жизнь и еще многого другого, о чем не пишут и не говорят вслух.

Я знаю людей, которые спасли себя, занявшись медициной, краеведением или сельским хозяйством.

Видите ли, - говорит Белов, - я занимаюсь краеведением , в частности народным творчеством.

Его обширные познания в области этнографии, фенологии, ботаники, зоологии, агрономии, метеорологии, истории, фольклора, орнитологии, географии, краеведения и других наук органически вошли в книги.

Публичная библиотека - это не единственное место, где можно получить информацию, и если вас интересовало краеведение , события последних лет, лучше не ходить в библиотеку.

Крепса, поддержанной Мурманским обществом краеведения , Мурманский окружной совет и земельный отдел ходатайствовали перед Ленинградским облисполкомом о создании в западной части бассейна озера Имандра - на обширной площади Чуна- и Монче-тундры - заповедника широкого научного профиля.

Пять тысяч лауреат перевел в Иркутск, на пополнение библиотеки музея краеведения , пять тысяч - Кяхтинскому краеведческому музею, пять тысяч - в Томск, на материальную помощь студентам горного отделения.

Отчеты хранились в Штабе туризма и краеведения - специально выделенной нам большой комнате, - и теперь любой отряд, собираясь в поход, пользовался ими и получал у дежурного консультанта нужную информацию.

Как-то Александр Александрович Остапец-Свешников, тогда молодой кандидат, а ныне - доктор педагогических наук и президент Академии детско-юношеского туризма и краеведения , сказал мне: - Возможно, ты делаешь интересное и нужное дело.

Понятие, цели и задачи краеведения.

(доклад)

Для того чтобы рассмотреть краеведение как элемент исторического образования необходимо сначала разобраться с самим понятием.

Большая Советская энциклопедия дает, как мне кажется, самое развернутое определение: «Краеведение - всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение - комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края» Российская педагогическая энциклопедия рассматривает краеведение именно как предмет школьного курса и поэтому их определение это: «Краеведение в школе, изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности - школьного микрорайона, города, села,района, области» В словаре русского языка С. И. Ожегова и в словаре русского языка под редакцией А. П. Евгеньева и Г. А. Разумникова даются идентичные определения:«Совокупность знаний о том или другом крае, изучение его природы, истории, экономики, быта и т. п.» Ознакомившись с данными определениями можно сделать вывод о том, что "краеведение«- это изучение своей «малой» Родины её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Причем это не только предмет школьного образования, но и каждый уважающий себя человек должен знать о событиях, происходивших на его земле.

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Но цель будет иметь много общего: «цель краеведческого образования - способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации»

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

1. Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему. Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины - сложно. В современных экономических и политических условиях практически невозможно. Ведь в реальной жизни их окружает непривлекательная действительность:

  1. фильмы, переполненные сценами насилия, где рассказывается о беспредельной власти криминальных структур,
  2. газеты, пестрящие материалами похожего содержания,
  3. правосудие, способное наказать только слабых мира сего.
  4. безработица, пьянство, наркомания.
  5. бездомные и нищие.
  6. никому не нужное в мире денежных отношений подрастающее поколение.
  7. компьютерные игры, в которых победитель тот, кто более жесток и изворотлив.

А ведь верно подмечено, что патриотизм -это ответ гражданина на заботу государства о нем. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитывать патриота -человека любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим. Первым шагом к воспитанию такого человека может стать историческое краеведение.

Возможности данного курса позволяют объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны:

  1. беречь природу и окружающую среду в целом,
  2. сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений,
  3. беречь памятники истории и культуры.
  4. относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.

2. Человек -звено в цепи жизни.

«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая, зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.

Правители читают историю. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастье.

Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством существующего порядка вещей, как с обыкновенным явление во всех веках. Утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали ещё ужаснейшие, и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества».

Какие точные слова, но кроме этого мы обязаны помнить, что история -это история людей. Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края. История родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты их историческое продолжение, значит ты частица истории края, частица истории страны.

3. Формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской активности и социально значимых качеств.

Выполнение заданий по краеведению позволяет воспитанникам знакомиться с новыми людьми, или узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание -эти люди причастны к историческим событиям, описанным в моем учебнике. Возникает желание помочь, понять, защитить.

Очень важно объяснить детям -вы придете на смену этим людям и история ваша, история вашей страны будет такой, какой вы её сделаете. Важно осознать -от меня, от моей позиции, от позиции моего поколения, зависит будущее моей Родины. Я -достойное продолжение, делами моими и моего поколения будут гордиться мои дети и внуки.

Кроме того,дети должны иметь представление о событиях современности, их специфике, основанной на особом прошлом нашей области и индивидуальности её развития, поэтому ещё одной задачей краеведения является:

4. Научить ребят осознавать проблемы окружающего его микромира.

Наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры её изменений, показать связь человека его деятельности и природы, к каким результатам может привести этот союз, т. е формировать у ребят понятие о единстве «природы-человека-общества».

5. Воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.

Дети должны твёрдо знать, то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство сделать его лучше, справедливее, сильнее. Поэтому именно они нуждаются в нашей поддержке и понимании.

6. Изучение истории родного края способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения.

Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнатьчто-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории. Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.

7. Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.

Именно в процессе изучения местной истории, возможно, научить ребят быстро и правильно находить нужную информацию, связанную с нашей областью в музеях, архивах, библиотеках; работать со статистикой и изучив её делать выводы о развитии нашего края в определённый период времени.

И ещё одной очень важной задачей является

8. Сбор информации о настоящем времени, грамотно оформленной, яркой, как можно более полной и интересной такой, которая станет нашей историей.

Ребятам нужно объяснить, что именно они ответственны за те материалы, которые будут изучать следующее поколение. Поэтому, собирая информацию, они должны подходить к современной истории критически высказывать различные точки зрения, показывать разные стороны проблемы, т. е быть исследователями и нести ответственность за научность и правильность информации.

Приведенные выше цели и задачи краеведения соответствуют задачам всего современного образования: «помочь человеку овладеть тремя кругами ценностей: этнокультурных, общенациональных и общечеловеческих.


Краеведение - всесторонние познание своего края (области, района, города, села, микрорайона), изучение и учет его природных, экономических и культурных ресурсов, географических, этнографических и демографических особенностей, его истории, общественной жизни и перспектив развития.

Предметом изучения краеведения является территория, местность, а объектами географического краеведения – природа, население, хозяйство, история, археология края.

Сущность краеведения заключается в комплексном изучении природы, населения, хозяйства, этнографии, истории, археологии, культуры в их динамике в данной местности. Природа края и отдельные компоненты, население и хозяйство изучают во взаимосвязи и развитии, т.е. с исторических позиций. Природа, население, хозяйство края изучаются как часть более крупных историко-природно-социально-хозяйственных районов страны.

В связи с этим в процессе комплексного изучения своего края необходимо выделить общие черты с историей, природой и социально-хозяйственным комплексом страны. Одновременно выявляются местная специфика, типичные особенности, характеризующие данный край, а также уникальные его объекты, явления и процессы.

Задачи курса «Краеведение» :

    Овладение знаниями о сущности и значении краеведения, основных формах и методах краеведческой работы.

    Через призму историзма проследить основные направления развития краеведения в Республике Беларусь.

    Формировать умения у студентов давать описания исторических, архитектурных объектов, природных компонентов и ПТК, а также характеристику населения, хозяйства, отдельных предприятий.

    Овладеть умениями по использованию краеведческих знаний в туристско-экскурсионной работе, ведения фенологических наблюдений, составления тематических туристско-краеведческих карт.

    Овладеть умениями разработки походов, проведения учебных экскурсий, организации и проведения туристических походов.

    Содействовать овладению знаниями об эколого-природоохранительной деятельности на территории края и функционировании особо охраняемых территорий и объектов.

    Принципы краеведения (научность, систематичность, последовательность, комплексность, региональность, массовость, историзм).

Краеведение предусматривает усвоение ряда принципиальных положений. Данные принципы носят характер самых общих указаний, правил, норм регулирования процесса познания и включают руководящие идеи, законы и закономерности.

    Научность предполагает четкое теоретическое обоснование объектов, явлений, процессов окружающей действительности. ((научный подход к изучаемым явлениям)). научный подход требует точного соблюдения и описания явлений, их систематизации и строго обоснованных фактическими данными обобщений и выводов.

    систематичность и последовательность , который вытекает как из поставленных перед краеведами целей и задач по изучению своего края, так и из особенностей изучаемых объектов, явлений, процессов..

значительно облегчает работу, помогает им лучше разобраться в событиях, установить закономерности, по которым развивается край, раскрыть взаимосвязи и взаимозависимости событий и явлений края с событиями и явлениями во всей стране.

Систематичность и последовательность предполагает длительное, регулярное изучение края, без чего нельзя делать выводы, обобщения, устанавливать закономерности, характерные для данной территории, а также проследить взаимосвязь и взаимообусловленность предметов, явлений, событий в данном крае с таковыми на других территориях нашей страны.

    Комплексность ---- краеведение как комплекс научных дисциплин, разных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края. Комплексное изучение направлено на привлечение к краеведческой работе большого числа людей разных профессий. Таким образом, при изучении края необходимо рассматривать природу и все стороны жизни края (историю, население, экономику, культуру) во взаимосвязи и взаимообусловленности.

    Плановость краеведения предусматривает не бессистемное изучение природы, населения и хозяйства края, а в соответствии с научно обоснованным планом, который связан с жизнью, задачами хозяйственного и культурного развития края и воспитанием всесторонне развитой личности.

    региональность, базирующаяся на учете конкретных особенностей края (природных, экономических, исторических). Всесторонний учет местных условий особенно важен для комплексного развития отдельных территорий..

    Массовость краеведения предполагает активное участие народных масс в изучении и пропаганде знаний о крае, так как всестороннее и комплексное изучение без этого невозможно. Массовость является непосредственным отражением творческой активности населения по изучению и преобразованию края и умножению его богатства.

    историзм предусматривает изучение природы, населения и хозяйства края во взаимосвязи и в развитии, т.е. с исторических позиций. Необходимо рассматривать окружающий мир в тесной связи с прошлым и с учетом перспектив изменения и развития.

    Основные направления краеведения. Связь краеведения с географическими и другими дисциплинами.

Направления краеведения:

Общее краеведение охватывает самый широкий круг вопросов, касающихся истории, этнографии, культуры, археологии, природы, населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др. В зависимости от объектов исследования в нем выделяют историческое, литературное, этнографическое, биологическое, географическое, экологическое и другие направления.

Географическое краеведение предусматривает изучение природы, населения, хозяйства края в их тесной взаимосвязи. Этому направлению больше, чем любому другому, свойствен комплексный подход, что обязывает географов играть ведущую роль в изучении края.

Физико-географическое краеведение как составная часть географического краеведения занимается изучением и картографированием как отдельных компонентов природы (геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые, климат, почвы, растительность, животный мир), так и природных комплексов низшего ранга (фаций, урочищ, местностей) в пределах своего края (населенного пункта, района, области).

Историческое краеведение изучает прошлое края, памятники истории. Это не только исследование, но и деятельность, направленная на распространение знаний по истории края. Объектами исследования исторического краеведения являются памятники, памятные места, связанные с историческими событиями, с деятельностью отдельных личностей, произведения материального и духовного творчества. В задачи исторического краеведения входят исследование памятников и поиск новых, еще неизвестных. Цель краеведов – увековечить их для истории, сохранить их или сведения о них для потомков.

Природоведческое краеведение помогает увидеть и оценить красоту природы, формирует навыки экологической культуры. Оно изучает как отдельные компоненты природы, так и их взаимосвязи, выявляет типичные явления, характеризующие природу края, и уникальные объекты.

Экономическое краеведение. Основными объектами экономического краеведения являются:

Ø хозяйство края в целом, отдельные отрасли, предприятия;

Ø население края;

Ø населенные пункты.

Изучение экономики края требует исторического подхода, так как важно знать не только современное состояние хозяйства, но и причины возникновения различных его отраслей.

Население края характеризуется численностью, естественным движением, миграцией, социально-демографической структурой, расселением.

Населенные пункты делятся на городские и сельские. Все населенные пункты своеобразны. Задача экономического краеведения состоит в том, чтобы раскрыть своеобразие (характерные особенности истории, экономико-географического положения, природных условий и т.п.) поселения как составной части края.

Искусствоведческое краеведение прививает бережное, уважительное отношение к памятникам искусства, приобщает к культурно-художественному населению. Искусствоведческое краеведение изучает произведения архитектуры, литературы, изделия народных промыслов и как источник знаний по истории и культуре края, и как источник знаний о самом искусстве.

Топонимика – наука о географических названиях, призванная объяснять их происхождение.

    Организационные формы краеведения (государственное, общественное, школьное).

В нашей стране сложились три организационные формы краеведения: государственное, школьное и общественное.

Наиболее распространенной формой государственного краеведения являются краеведческие музеи и библиотеки. Значительна роль музеев в изучении края и пропаганде знаний о нем путем проведения экскурсий, издания книг, брошюр, плакатов, организации выставок и чтения лекций для населения. К формам государственного краеведения относятся местные научно-исследовательские учреждения, организации (гидрометеостанции, сельскохозяйственные опытные станции, научно-исследовательские институты, экспериментальные базы, архивы и т.д.), а также соответствующие отделы управления рай-, гор- и облисполкомов. В организациях и учреждениях сосредоточиваются разнообразные краеведческие материалы, позволяющие на их основе проводить глубокие научные исследования, делать обобщения и выводы.

    Объекты изучения краеведения. Природа, население, хозяйство, история, археология, литература.

Общее краеведение охватывает самый широкий круг вопросов, касающихся истории, этнографии, культуры, археологии, природы, населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.

    Природа . Физико-географическое краеведение как составная часть географического краеведения занимается изучением и картографированием как отдельных компонентов природы (геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые, климат, почвы, растительность, животный мир), так и природных комплексов низшего ранга (фаций, урочищ, местностей) в пределах своего края (населенного пункта, района, области).

    Население . Демография социально-экономическая – научная отрасль, изучающая население, его географию, структуру, состав, количественную и пространственно-временную динамику, воспроизводство (рождаемость, смертность, продолжительность жизни) в их общественно-исторической обусловленности.

При характеристике населения края рассматривают ее численность, естественное движение, миграцию, состав (половозрастной, социально-профессиональный, этнический, религиозный), размещение и расселение – городское, сельское; происхождение названий поселений и др.

3. Хозяйство . При изучении хозяйства рассматривается вся система отраслей, входящих в сферу материального и нематериального производства, которые получили развитие в крае (селе, городе, районе, области).

Отрасли народного хозяйства объединяются в межотраслевые комплексы – объединения отраслей хозяйства, связанных единой целью развития (топливно-энергетический, машиностроительный, химический, лесной, агропромышленный, строительно-промышленный, социальный, транспортный).

    Источники краеведения (краеведческая библиография, статистические, картографические, архивные, устные, этнографические, исторические, полевые наблюдения и исследования).

Печатные источники. Литературные печатные источники многообразны: монографии и научные сборники, очерки и мемуары, научная и научно-популярная литература, публицистика, периодические издания (газеты, журналы и др.).

Главной универсальной энциклопедией является Белорусская советская энциклопедия в 12 томах

Из отраслевых - издание «Энцыклапедыя прыроды Беларусi» в пяти томах, выпущенное в 1983-1986 гг.

В Беларуси изданы научно-популярные книги, справочники, путеводители разного объема, профиля и содержания: по областям, городам, мемориалам, туристским маршрутам, заповедникам, памятникам природы и др.

издана "Чырвоная кнiга Рэспублiкi Беларусь".

Много ценных сведений по природе Беларуси содержится в научно-популярном журнале "Родная природа", газете "Экологический бюллетень"

Статистические источники . Важным источником краеведческой информации являются материалы государственной статистики.

Периодически проводимые переписи населения дают информацию о численности, естественном движении, демографическом и национальном составе, расселении населения в крае

Центральное статистическое управление выпускает статистические сборники по населению, хозяйству отдельных областей и республики в целом.

Картографические источники . В краеведческих исследованиях карты служат не только как источник информации, но и как результат исследований, синтезирующих информацию, полученную другими методами. Карты отличаются по масштабу, содержанию, охвату территории.

На специализированных картах отдельные компоненты и элементы показываются с наибольшей подробностью.

Анализ общих и тематических физико-географических карт дает возможность получить конкретные сведения о тектонике и геологическом строении, рельефе, климате.; почв, растительности.

Сопоставляя различные типы физико-географических используя метод наложения, можно устанавливать взаимосвязь между компонентами и элементами природы, выявлять территориальные отличия.

Архивные источники. Государственные архивы являются хранителями документального многовекового наследия народа.. Она включает два центральных архива в Минске (Национальный исторический архив Беларуси, Национальный архив Республики Беларусь), а также областные, городские и районные.

В фондах центральных и областных архивов сохраняются материалы, характеризующие природу и все стороны жизни края: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, образование, культуру, искусство и т.д.

В фондах областных архивов содержатся материалу дореволюционного периода, раскрывающие работу бывших губернских учреждений, управления жандармерии губернского статистического комитета, казенной и контрольной палат и т.д.

Ценные материалы находятся в архивах при музеях, библиотеках, личных архивах граждан.

Устные источники. Этот вид информации может быть существенным дополнением к другим источникам. К числу устных источников краеведческих сведений относят беседы с интересными людьми, старожилами края. Они являются хранителями разнообразной информации по истории, природе, населению, его быту и культуре. Важно также изучение устного народного творчества: сказки, предания, былины, песни, пословицы и поговорки.

Полевые наблюдения и исследования . Источником информации являются также материалы полевых исследований и наблюдений. Во время полевых исследований могут изучаться населенные пункты и хозяйственные объекты. Метод визуальных наблюдений может дать положительные результаты лишь в сочетании с другими методами изучения своего края.

7. Методы изучения края (литературный, картографический, статистический, полевых исследований и наблюдений).

Литературный метод изучения используется для получения предварительных сведений об изучаемой территории. К источникам информации по краеведению относятся разнообразные книги, материалы периодической печати (газеты, журналы), архивные и музейные документы.

Картографический метод направлен на выяснение пространственного размещения природных, социально-хозяйственных, исторических и археологических объектов на изучаемой территории.

Все краеведческие исследования должны начинаться с составления карты и картосхемы изучаемой местности. На картографической схеме наносят результаты исследований.

Статистический метод заключается в отборе количественных показателей и их обработке, особенно при изучении климата, населения и хозяйства края. можно представить в виде линейного графика или столбиковой диаграммы. Графические материалы наиболее полно отражают изменения, происходящие в жизни края, показывают динамику экономико-географических явлений. Этот метод основан на отборе и анализе количественных показателей колхозов (совхозов, фермерских хозяйств, промышленных предприятий, учреждений и ведомств с последующим составлением карт, схем, таблиц, графиков, диаграмм).

При организации полевых исследований и наблюдений необходимо прежде всего определить границы территории, которая будет изучаться, затем выделить основные объекты и рассчитать время на их исследование и, главное, составить примерный план изучения природных и хозяйственных объектов.

Краеведческие исследования начинают с изучения природных условий, которые должны осуществляться ландшафтными метода ми.

Наряду с природой в содержание краеведческой работы входит изучение населения, хозяйства, истории хозяйственного освоения территории, взаимоотношения между природой и человеком.

    Изучение природы своего края. Составление типовых программ изучения рельефа, климата, вод, почв.

Изучение начинается с определения географического положения. По картам и в результате разного рода работ на местности определяют границы исследуемого района, рассматривают его окружение, дают качественную оценку географического положения. Очевидно, что для выполнения данного задания необходимо иметь картографическую основу изучаемой территории.

Геологическое строение, полезные ископаемые .

1.Положение исследуемой территории относительно крупных тектонических структур. Глубина залегания кристаллического фундамента, его петрографический состав.

2.Характеристика осадочных дочетвертичных отложений (возраст, мощность и т.д.). Выходы коренных пород и их характеристика.

3.Характеристика четвертичных отложений (состав, мощность, происхождение, распространение по территории).

4. Полезные ископаемые (в коренных породах и в четвертичной толщине) и их хозяйственное использование.

Климат.

1.Характеристика климатообразующих факторов и процессов, их влияние на радиационный, циркуляционный режимы.

2.Характериститка элементов климата: температура, осадки, ветер, давление и его изменение в течение года.

3.Характеристика времён года.

4.Климатические и микроклиматические различия на территории края.

5.Агроклиматические ресурсы. Влияние климата на особенности хозяйственной деятельности человека.

Воды.

Назвать реки, источники, находящиеся вблизи в своем районе. Составить характеристику небольшого участка реки и ее долины. Описать склоны долины, пойму и русло.

    Выяснить, каковы источники питания и особенности годового режима рек в своей местности, измерить площадь живого сечения, расход воды в реке.

    Описать источник или колодец: определить дебет в разные сезоны года.

    Выяснить, какие типы озер имеются в области.

    Выяснить, как используются воды в хозяйстве своей местности.

    Вести наблюдения за колебанием уровня воды в реке с помощью водомерной рейки.

    Вести наблюдения за весенним и осенним ледоходами.

    Измерить температуру воды в реке в разные сезоны года.

    Определить мутность воды в реке в разные сезоны года.

    Вести наблюдения за сроками замерзания и вскрытия водоема.

    Определить мощность льда по гидрометрическим створам.

    Выполнить съемку плана озера (пруда) и измерить глубину с целью составления карты глубин.

    Изучить прибрежную и водную растительность, способ и скорость зарастания (путем образования сплавины или нарастания прибрежной растительности).

    Выяснить, какие мелиоративные работы проводятся в ближайших к своей местности колхозах, совхозах, лесах, болотах и около дорог. Как изменяются в результате этих работ природные условия и хозяйственное использование прилегающих территорий?

    Выяснить, как очищают в своем городе сточную воду, отводимую промышленными предприятиями или коммунальным хозяйством города или районного центра в реки и озера.

Почвы. Выяснить, какие почвы распространены на территории своей области в связи с условиями почвообразования.

    Охарактеризовать основные типы и подтипы почв по морфологическим признакам путем заложения разрезов.

    Описать почвы по почвенно-ботаническому профилю.

    Составить характеристику земельных угодий: полей и садов, лугов и пастбищ ближайшего к школе колхоза или совхоза. Указать, какие мероприятия проводятся по их улучшению (известкование почвы, очистка от валунов, освоение залежей, осушение болот и т.д.).

    Взять почвенные образцы и составить коллекцию основных типов почв своей области.

    Изучение природы своего края. Составление типовых программ растительности и животного мира.

Изучение природы своего края (своей местности) целесообразно проводить по следующей общей схеме:

    Физико-географическое положение, размеры территории, границы.

    Геологическое строение и полезные ископаемые.

    Рельеф, факторы рельефообразования.

    Климат. Климатические ресурсы.

    Внутренние воды: реки, озера, подземные воды. Охрана вод.

    Почвы и их свойства. Земельные ресурсы. Охрана почв.

    Растительность и флора. Растительность леса, луга болота, водоема, поля, населенного пункта. Охрана растительности.

    Животный мир леса, луга, болота, водоема, поля, населенного пункта. Охрана животного мира.

    Характеристика ПТК, использование их и охрана. Особо охраняемые территории и объекты края. Экологические проблемы края.

Растительность . Описать природную растительность в пределах своего города, села, школы, дома. Выявить типы растительности, распространенные в своей местности. Рассмотреть культурные пласты земли своей местности, какими видами составлены парковые насаждения, какими растениями проводится озеленение улиц. Определить, какие особенности данных растений делают их наиболее пригодными для озеленения улиц.

    Описать растения геоботанической площадки.

    Выяснить, как используются в хозяйстве леса, луга и болота своего района, какие экологические проблемы характерны для ближайшего окружения города. Какие мероприятия проводятся по улучшению лесов, парков? Какие меры принимаются по охране растительности?

Животный мир . Выяснить, какие дикие животные водятся в области, в районе.

    Познакомиться с лесами, лугами, водоемами и другими типами местообитания и выявить влияние ландшафта на животных.

    Провести по возможности количественный учет млекопитающих по типам местообитания.

    Провести наблюдения за приспособленностью животных к среде обитания.

    Изучить суточные и сезонные явления в жизни отдельных животных.

    Какие меры принимаются по охране животных? Какие созданы заповедники, заказники и национальные парки на территории своей области?

    Принять участие в мероприятиях по охране зверей и птиц. Записать основные правила охоты и рыбной ловли, установленные для района (основные сроки охоты). Перечислить виды зверей и птиц, на которых охота запрещена. Указать запрещенные снасти и сроки рыбной ловли.

    Выявить влияние животных на ландшафт.

    Особо охраняемые природные территории и объекты. Красная книга Республики Беларусь. Фенологические наблюдения. Составление программ изучения территории и объектов.

В зависимости от функционального назначения и режима охраны выделяют четыре группы особо охраняемых территорий и объектов: заповедно-эталонные (заповедники и резерваты с заповедным режимом природопользования); ресурсозащитные (заказники, почвозащитные и водоохранные леса); объектозащитные (защитные полосы вдоль шоссейных и железных дорог); средозащитные (зеленые зоны вокруг населенных пунктов, курортные зоны, природные и национальные парки и др.); рекреационные (участки суши или водной поверхности, предназначенные для отдыха населения, восстановления здоровья, территории туристских маршрутов).

ООПТ: