Урок 6 кл наклонение глагола изъявительное. Конспект урока по русскому языку «Изъявительное наклонение глагола. Петя читает интересную книгу

Одним из действенных механизмов регулирования деятельности сотрудников в детском саду в 2019 г, как и ранее, остается определение обязанностей, прав и ответственности в должностных инструкциях. В статье изложен обобщенный материал о том, как составить документ и ввести его в действие.

В законодательных документах страны не прописаны обязательные требования к созданию должностных инструкций в ДОУ для всех категорий сотрудников, кроме случаев, указанных в нормативных правовых актах. Закон № 273-ФЗ (ч.6, ст. 47) обязывает разрабатывать должностные инструкции (ДИ) только для педагогов учреждения. Тем не менее, документ, утвержденный для каждой должности, очень полезен и решает несколько организационных задач, упрощая и структурируя работу руководителя заведения. Должностная инструкция в детском саду в 2019 году все также устанавливает квалификационные и профессиональные критерии для претендента на должность, определяет права, обязанности, навыки и ответственности сотрудника.

Должностная инструкция, согласно письму Роструда № 3520-6-1, определена как внутренний документ заведения, относящийся к организационно-распорядительной категории. Грамотное составление инструкций с учетом требований федерального стандарта и организации, позволяет избежать проблем с пониманием и выполнением основной работы персоналом ДОУ. Существует ряд правил по разработке ДИ, описанию которых посвящена данная статья.

Назначение и основные задачи должностных инструкций в ДОУ

Переоценить значение нормативно-правового документа в учреждениях дошкольного образования сложно. Они применяются для:

Вышеперечисленные особенности говорят в пользу разработки документа для каждой должности в учреждении на этапе заключения трудового договора. Новые должностные инструкции в ДОУ по ФГОС не придется составлять ежегодно, для поддержания актуальности достаточно будет вносить в них изменения при необходимости.

Подготовка к разработке ДИ для сотрудников детсадов

Специалисты рекомендуют, что составление должностных инструкций в ДОУ по ФГОС в 2019 следует начинать с формирования или изучения уже разработанного Положения о конкретном подразделении. Документ содержит полный список функций подразделения, устанавливает распределение обязанностей между сотрудниками и их подчиненность. Кроме этого необходимо принять к сведению требования:

    Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС);

    Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС).

Справочники содержат подробную информацию перечень должностей ДОУ, разделенных по категориям, о квалификационных требованиях, предъявляемых к руководителям, специалистам и персоналу, в том числе, работающих в общеобразовательной сфере. ЕКС является тем основополагающим документом, который принимают во внимание при составлении ДИ для всех категорий сотрудников ДОУ, а также при решении споров на суде.

Законодательство допускает возможность расширить критерии, установленные для соискателей, учитывая специфику работы в дошкольных учреждениях. Так, руководитель может определить для воспитателей и педагогов требование владения иностранным языком или навыками работы на компьютере.

ДИ должны устанавливать правила для каждой единицы должности объективно, не принимая во внимание индивидуальные особенности конкретных сотрудников. К наиболее важным нормативно-правовым документам в ДОУ относятся должностные инструкции:

Документ должен быть изучен и подписан сотрудником при приеме на работу, временном или постоянном переводе на другую должность. ДИ, хотя и обладает признаками локального акта, на самом деле таковым не является, а поэтому документ может быть утвержден руководителем сада в одностороннем порядке без согласования с представителями вышестоящих организаций.

Структура должностных инструкций сотрудников детсада и введение их в действие

Должностные инструкции в детском саду в 2019 должны быть структурированы. Законодательные акты предлагают лишь рекомендации по форме документа. Чаще всего ДИ содержат четыре основных раздела и несколько дополнительных. Стандартные разделы инструкции:

    Общие положения. Эта часть должна содержать информацию о названии должности, подчиненности, требования к образованию, стажу по специальности, уровню специфических знаний и навыков сотрудника, порядок замещения на время его отсутствия. Здесь же должен быть представлен перечень документов (законов, СанПиНов, актов, приказов и т.д.), на основании которых определяется деятельность сотрудника. В интересах работника знать содержание законодательных и нормативных актов, перечисленных в ДИ.

    Должностные обязанности. Раздел включает описание основных направлений в работе и обязанностей, которые определены с учетом функций подразделений, а также правила поведения и санитарно-гигиенические требования (например, периодичность прохождения медосмотров).

    Права. Раздел описывает все права, определенные Конституцией страны и другими законодательными документами, позволяющие сотруднику своевременно и полноценно выполнять возложенные на него обязанности.

    Ответственность. В этой части ДИ определена степень и форма дисциплинарной и материальной ответственности, которая будет применяться к сотруднику в случае нарушения правил трудовой дисциплины или должностных обязанностей.

При составлении должностных инструкций в ДОУ в 2019 году обязательно учитывают особенности заведения и утвержденные локальные нормативные акты. ДИ может быть оформлена, как приложение к трудовому договору или как самостоятельный документ. К инструкции прикладывают лист ознакомления, где сотрудник поставит подпись после прочтения ДИ. В любом случае при разработке документа следует придерживаться установленной в организации формы, для чего удобно использовать готовые шаблоны.

Вводить инструкцию можно одним из предложенных способов:

    Если инструкция оформлена как приложение к договору, ознакомить сотрудника с инструкцией под роспись. Началом действия документа будет дата вступления в силу трудового договора.

    При утверждении приказа о введении ДИ, ей должен быть присвоен номер и указана дата утверждения. Документ становится приложением к приказу.

    При разработке самостоятельного документа, на его первой странице ставят гриф «Утверждаю», который содержит данные о лице, утверждающем ДИ, его подпись, ФИО и дату утверждения. В таком случае отдельный приказ не понадобится.

Определение требований к квалификации работника и его должностных обязанностей

Установление квалификационных требований к сотрудникам производят исходя из того, имеется ли описываемая должность в справочниках профессий. Возможен один из трех вариантов:

    Должность имеется в ЕКС. В этом случае квалификационные характеристики определяются справочным документом или стандартом. Примером может служить должностная инструкция старшего воспитателя и заведующего ДОУ, разработка которой в 2019 должна проводиться с использованием Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Требования, установленные в регламентирующем документе, могут быть дополнены по желанию работодателя.

    Должность отсутствует в справочнике или стандарте. Тогда руководитель заведения или назначенный ответственный сотрудник устанавливает индивидуальные требования. При этом основываются на квалификационных характеристиках схожих профессий, имеющихся в регламентирующем документе.

    Информация по профессии в справочнике и стандарте отличается. В этом случае работодатель самостоятельно решает, каким документом руководствоваться при разработке ДИ.

Определение обязанностей сотрудников по каждой должности осуществляет руководитель дошкольного учреждения, учитывая специфику организации. Так, в должностной инструкции заведующего ДОУ по ФГОС 2019 должно быть указано, что:

    для данной должности недопустимо совмещение с другими руководящими должностями;

    заведующий несет ответственность за применение методов, связанных с физическим и психологическим насилием;

    специалист имеет право вносить изменения в расписание, приостанавливать занятия.

Должностная инструкция старшего воспитателя ДОУ по ФГОС 2019 предписывает сотруднику:

    иметь высшее образование по специальности «Образование и педагогика»;

    планировать и контролировать методическую и воспитательно-образовательную деятельность организации и выполнять другие организационные работы.

Чтобы правильно определить должностные обязанности, необходимо обратиться к закону №273-ФЗ, квалификационным справочникам, профессиональным стандартам, особенностям из приказа Минобрнауки № 536. Некоторые наиболее важные положения законодательных документов рекомендовано перенести в должностные инструкции.

Особенности, характерные для дошкольных заведений, также описывают в разделе должностных обязанностей. К ним могут относиться периоды отмены занятий для воспитанников, карантины или изменения режима работы ДОУ в связи с санитарно-эпидемиологическими или погодными условиями. Применение профессиональных стандартов при составлении инструкции не обязательно и носит рекомендательный характер.

Как вносить изменения в должностные инструкции сотрудников ДОУ по ФГОС в 2019

Срок действия должностных инструкций обычно продолжительный. Иногда появляется необходимость внесения небольших изменений или корректировок. В этом случае работодатель вправе внести поправки самостоятельно только в разделы, касающиеся квалификационных требований, подчиненности, взаимозаменяемости. Коррективы не должны привести к изменению трудового договора, в противном случае необходимо получить письменное согласие работника, изменить договор и переподписать его.

Если ДИ является приложением к трудовому договору, тогда для внесения изменений следует утвердить дополнительное соглашение. Если инструкция является самостоятельным документом, нужно обновить его редакцию. Части документа, затрагивающие трудовые функции сотрудника, могут изменяться только с согласия всех работников, занимающих данную должность.

Хранение документа

После утверждения новой редакции должностной инструкции в ДОУ в 2019, старую версию документа хранят в течение трех лет. Далее ДИ хранят согласно требованиям закона № 125-ФЗ:

    созданные до 2003 г – в течение 75 лет;

    разработанные после 2003 г – в течение 50 лет.

Разработка должностных инструкций в ДОУ по ФГОС 2019 - важная и ответственная работа. Введение документов в действие решает сразу несколько организационно-регулирующих задач, упорядочивает работу персонала и облегчает управление организацией. Предложенные в статье данные по назначению, структуре, определению требований, внесению изменений и хранению должностных инструкций в детском саду носят информационный характер и дают общее представление о значимости проводимых работ.

1. Общие положения должностной инструкции воспитателя ДОУ
1.1. Настоящая должностная инструкция воспитателя ДОУ (детского сада) разработана в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013г №1155; на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26 августа 2010г в редакции от 31.05.2011г; в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 3 июля 2016 года, Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Воспитатель принимается на работу и освобождается от должности заведующим дошкольного образовательного учреждения.
1.3. Воспитатель ДОУ должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
1.4. Воспитатель детского сада непосредственно подчиняется заведующему и старшему воспитателю дошкольного образовательного учреждения.
1.5. В своей профессиональной деятельности воспитатель ДОУ должен руководствоваться:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
  • законодательными актами Российской Федерации;
  • Типовым положением о дошкольной образовательной организации;
  • правилами и нормами охраны труда и противопожарной безопасности;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
  • Уставом и локальными актами детского образовательного учреждения;
  • Правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденными в детском саду;
  • Коллективным договором;
  • приказами и распоряжениями заведующего детским садом;
  • трудовым договором и договором, заключенным с родителями (законными представителями) ребенка, другими договорами в дошкольном образовательном учреждении.
  • инструкцией по охране труда воспитателя ДОУ, а также другими инструкциями по охране труда и технике безопасности при выполнении работ.

1.6. Воспитатель также должен руководствоваться должностной инструкцией воспитателя ДОУ с учетом требований ФГОС ДО, инструкцией по охране труда для воспитателя ДОУ , другими инструкциями по охране труда при выполнении работ и эксплуатации аудио-, видео-техники и мультимедийных устройств.
1.7. Воспитатель ДОУ должен знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • законы и другие нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения;
  • инструкцию по охране жизни и здоровья детей;
  • педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию;
  • психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей;
  • возрастную физиологию и гигиену;
  • методы, формы и технологию мониторинга деятельности воспитанников;
  • педагогическую этику;
  • теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени воспитанников;
  • новейшие достижения в области методики дошкольного воспитания;
  • современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
  • методы и способы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (законными представителями) и коллегами, являющимися сотрудниками ДОУ;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • основы экологии, экономики, социологии;
  • трудовое законодательство Российской Федерации;
  • основы работы с текстовыми и графическими редакторами, презентациями, электронной почтой и web-браузерами, мультимедийным оборудованием;
  • санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к организации образовательного процесса в детском саду.
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.8. Воспитатель в детском саду должен строго соблюдать Конвенцию ООН о правах ребенка, Федеральный закон от 24.07.98 № 124-ФЗ (в редакции от 29.06.2013г) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

2. Функции воспитателя
Основными направлениями деятельности воспитателя ДОУ являются:
2.1. Планирование и осуществление воспитательно-образовательной работы в соответствии с программой, реализуемой в едином образовательном пространстве детского сада, с учетом требований ФГОС ДО.
2.2. Охрана и укрепление здоровья воспитанников, сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка.
2.3. Взаимодействие с родителями воспитанников, оказание консультативной и практической помощи в вопросах воспитания и развития детей.

3. Должностные обязанности воспитателя ДОУ
Воспитатель детского сада имеет следующие должностные обязанности:
3.1. Осуществляет воспитательно-образовательную деятельность воспитанников, обеспечивая выполнение образовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и годовым планом ДОУ;
3.2. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.
3.3. Осуществляет изучения личности детей, их склонностей, интересов, индивидуальных способностей, содействует росту их познавательной мотивации, становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей и развитию способностей в разных формах организации детской деятельности.
3.4. Осуществляет наблюдение за поведением детей в период их адаптации в детском саду, создает благоприятные условия для легкой и быстрой адаптации.
3.5. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ребенка. Способствует развитию общения детей. Помогает воспитаннику решать возникшие проблемы в общении с детьми в группе, педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющими).
3.6. Осуществляет помощь детям в образовательной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки соответствующего требованиям ФГОС ДО, федеральным государственным образовательным требованиям.
3.7. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами воспитанников совершенствует жизнедеятельность группы, воспитанников детского сада. Соблюдает права и свободы детей.
3.8. Осуществляет надлежащий присмотр за детьми группы в строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей в помещениях и на детских прогулочных площадках дошкольного образовательного учреждения.
3.9. Планирует и организует разнообразную игровую деятельность, самостоятельную и совместную деятельности детей и взрослых, направленную на освоение основной общеобразовательной программы в соответствии со спецификой дошкольного образования и внутренним регламентом жизнедеятельности группы.
3.10. Совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре готовит праздники, организует досуг детей.
3.11. Планирует и организует оснащение развивающей предметно-пространственной среды группы, досуг, выставки работ воспитанников, участие детей в конкурсах разного уровня и другие мероприятия в соответствии с годовым планом детского сада.
3.12. Обеспечивает охрану жизни, здоровья и безопасность воспитанников во время воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
3.13. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием детей, в том числе с помощью электронных форм. Ведет активную пропаганду здорового образа жизни среди воспитанников.
3.14. Разрабатывает программу воспитательной и образовательной работы с группой воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
3.15. С уважением и заботой относится к каждому ребенку в своей группе, проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями.
3.16. Использует современные инновационные технологии и методики, осуществляет эффективное их применение в своей воспитательной и образовательной деятельности.
3.17. Принимает участие в процедуре мониторинга: в начале учебного года - для определения зоны образовательных потребностей каждого воспитанника; в конце года - в выявлении уровня достижений каждым воспитанником итоговых показателей освоения программы, динамики формирования интегративных качеств.
3.18. Строго соблюдает установленный в ДОУ режим дня и расписания образовательной деятельности воспитанников.
3.19. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с детьми с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу.
3.20. Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя в рамках единого воспитательно-образовательного процесса в группе.
3.21. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой ДОУ, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).
3.22. Взаимодействует с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам реализации основной общеобразовательной программы, стратегии и тактики воспитательно-образовательного процесса.
3.23. Поддерживает надлежащий порядок на своем рабочем месте, в групповых комнатах и на прогулочной площадке. Бережно и аккуратно использует имущество детского сада, методическую литературу и пособия.
3.24. Строго выполняет все требования настоящей должностной инструкции воспитателя детского сада с учетом требований ФГОС ДО, правила по охране труда и пожарной безопасности в детском саду.
3.25. Своевременно информирует медицинскую службу ДОУ об изменениях в состоянии здоровья детей, родителей - о плановых профилактических прививках.
3.26. Осуществляет периодическое обновление содержания тематических стендов для родителей, оформление группы и информационных стендов к праздничным датам.
3.27. Ведет в установленном порядке следующую документацию:

  • календарный и перспективный, планы;
  • план учебно-воспитательной работы;
  • журнал (табель) посещения воспитанников;
  • паспорт группы;
  • журнал контроля состояния охраны труда в группе;
  • журнал здоровья;
  • протоколы родительских собраний;
  • диагностические материалы.
  • другую документацию воспитателя ДОУ согласно номенклатуре дел в соответствии с приказом заведующего детским садом.

3.28. Проходит ежегодный медицинский осмотр по установленному в учреждении графику.
3.29. Проходит освоение дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации.
3.30. Выполняет требования заведующей дошкольным образовательным учреждением, медицинского работника, старшего воспитателя, которые связаны с педагогической деятельностью и охраной жизни и здоровья воспитанников.

4. Права воспитателя дошкольного образовательного учреждения
4.1. Воспитатель детского сада имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», «Типовым положением о дошкольной образовательной организации», Уставом, Коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными актами детского сада.
4.2. Воспитатель ДОУ в пределах своей компетенции имеет право:

  • принимать участие в работе творческих групп;
  • устанавливать деловые контакты со сторонними организациями в рамках своей компетенции;
  • вносить свои предложения по улучшению образовательного процесса;
  • вносить свои предложения в процессе разработки образовательной программы и годового плана дошкольного образовательного учреждения;
  • свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, соответствующие общеобразовательной программе, утвержденной дошкольным образовательным учреждением;
  • представлять свой опыт педагогической работы на педагогических советах, методических объединениях, родительских собраниях, отчетных итоговых мероприятиях и в печатных изданиях специализированной направленности;
  • знакомиться с проектами решений заведующего детским садом, которые касаются его деятельности;
  • ознакомиться с данной должностной инструкцией воспитателя ДОУ, получить ее на руки;
  • требовать от администрации дошкольного образовательного учреждения создания условий, необходимых для выполнения своих профессиональных обязанностей;
  • участвовать в работе органов самоуправления.
  • своевременно повышать квалификацию и аттестоваться на добровольной основе.
  • на все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

4.3. Воспитатель имеет право на защиту профессиональной чести и достоинства, знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.4. Воспитатель имеет право информировать заведующего ДОУ, заместителя заведующего по административно-хозяйственной работе (завхоза) о приобретении необходимых в воспитательно-образовательной деятельности обучающих, развивающих, и демонстрационных средств, ремонтных работах оборудования и помещения группы при необходимости.

5. Ответственность воспитателя детского сада
5.1. Воспитатель ДОУ несет персональную ответственность:

  • за жизнь и здоровье воспитанников во время воспитательно-образовательного процесса, во время присмотра в помещениях ДОУ, на площадке, во время прогулок и экскурсий вне территории детского сада;
  • за нарушение прав и свобод воспитанников;
  • за невыполнение требований по охране труда, по обеспечению пожарной безопасности;
  • за неоказание доврачебной помощи пострадавшему, не своевременное извещение или скрытие от администрации школы несчастного случая.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка ДОУ, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений заведующего, должностных обязанностей, установленных настоящей должностной инструкцией воспитателя в ДОУ, в том числе за не использование предоставленных прав, воспитатель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством РФ.
5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также совершение иного аморального поступка воспитатель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным Законом "Об образовании в Российской Федерации". Увольнение за данный поступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За виновное причинение дошкольному образовательному учреждению или участникам воспитательно-образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей воспитатель несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
Контроль исполнения данной должностной инструкции воспитателя в детском саду возлагается на старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

6. Взаимоотношения. Связи по должности воспитателя
Воспитатель детского сада:
6.1. Работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному заведующим дошкольным образовательным учреждением, участвует в обязательных плановых общих мероприятиях ДОУ, на которые не установлены нормы выработки.
6.2. Выступает на совещаниях, педагогических советах, других мероприятиях по вопросам воспитания и образования воспитанников.
6.3. Информирует заведующего детским садом, заместителя директора по административно-хозяйственной работе (завхоза) обо всех недостатках в обеспечении воспитательно-образовательного процесса. Вносит свои предложения по устранению недостатков, по оптимизации работы воспитателя.
6.4. Заменяет временно отсутствующего воспитателя детского сада на основании почасовой оплаты и в соответствии с тарификацией.
6.5. Получает от администрации ДОУ материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.6. Осуществляет систематический обмен информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками дошкольного образовательного учреждения.
6.7. Своевременно информирует заведующего детским садом и соответствующие службы обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных с жизнью и здоровьем детей.

Нравится 17 Плохо 1

4.04.17 год. Конспект урока по русскому языку. 6 класс.

Тема урока: «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение»

Тип урока : урок открытия новых знаний

Цели: познакомить с понятием наклонение глагола, особенностями изъявительного наклонения глагола; показать выразительность употребления глаголов в речи; способствовать развитию творческих способностей учащихся, креативного и образного мышления, обретению умения определять наклонение глаголов в тексте; формировать интерес к изучению русского языка и литературы, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского языка; Формировать у учащихся способность к самостоятельному построению новых способов действий через анализ языкового материала.

Планируемые результаты:

Личностные: интерес к изучению языка; способность к самооценке.

Метапредметные:

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования словосочетаний

Предметные: знать содержание понятия «наклонение глагола»; об изменении глаголов по наклонениям; об изменении глаголов в изъявительном наклонении по временам; изъявительное наклонение и его формы: время, лицо, число, род; об употреблении глаголов.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок, начинается урок.

Ребята, каково ваше настроение на начало урока?

Записываем в тетрадях число.

Записывают в тетрадях дату

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний

В течение почти 2 недель на уроках русского языка мы получали и усваивали информацию о глаголе как части речи. Мы убедились, что глаголы – наиболее живая и подвижная часть речи. Ведь именно при помощи этих удивительных слов мы побуждаем к действию других, получаем информацию о давно произошедших событиях – и картины прошлого оживают перед нами. Не обойтись без глагола и тогда, когда мы мечтаем обудущем.

Работа с эпиграфом.

Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе” (А.Н.Толстой)

Предположите, о чём мы вами сегодня будем говорить на уроке?

Организует взаимоопрос обучающихся.

Решение лингвистической задачи

Спряжение, время, лицо, наклонение, совершенный вид, род, падеж, склонение.

По какому признаку можно сгруппировать слова?

Какое слово вам неизвестно?

Предположите, над чем будем работать?

Устное высказывание

Проводят взаимоопрос. Задают вопросы друг другу. Слушают ответы.

Это морфологические признаки частей речи: существительного и глагола.

Наклонение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли.

Л 3 достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения

Метапредметные:

умение осуществлять поиск, сбор и выделение существенной информации.

Познавательные:

строить высказывания в устной форме.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия (Р).

3.Целеполагание.

Попробуем сформулировать тему урока.

Запишем тему урока в тетрадь.

Возникла проблема.

Давайте вместе попробуем разобраться.

Поставим перед собой цель действий, какой будет наша ближайшая цель?

Наклонение глагола.

Записывают тему.

Метапредметные

МП.: формирование логических действий анализа объектов.

Регулятивные :

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно.

4.Изучение материала

Читает лингвистическую сказку. Приложение № 1

Что вы узнали о наклонении глагола?

Сколько наклонений глагола?

Как они называются?

Какое действие каждый из них обозначает?

Скажите, где мы сможем проверить наши выводы?

Изъявительное наклонение – действие как реальный факт.

Условное наклонение – действие как возможное или желательное.

Повелительное наклонение – как выражение побуждения к действию.

Какой же вывод можно сделать?

Каким же образом можно выйти из затруднения при определении наклонения глагола?

Слушают, анализируют, делают вывод.

Изучить материал учебника теории п.91.

Делают вывод.

Составляют в тетрадях схему.

Самостоятельно формулируют результат наблюдения.

Высказывают свои мнения, записывают в тетрадь схему.

Метапредметные познавательные

: формирование логических действий анализа объектов;

Адекватное понимание информации устного сообщения;

Владение разными видами чтения (поисковым, изучающим текстов разных стилей и жанров.

Коммуникативные 5:

Предметные -6 : опознание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения

Метапредметные познаватеьные: установление причинно-следственных связей; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

5.Физкультминутка

А теперь немного отдохнем.

Без сомненья, мы устали.
Встали! Сели! Снова встали!
Разогнулись, потянулись,
Вправо-влево повернулись!
Головою повертели!
Сели! Встали! Снова сели!

Слова какой части речи помогли нам отдохнуть?

Выполняют физминутку.

6. Первичное закрепление

А теперь оформим наши наблюдения в таблице.

Измените глаголы участвовать, написать, тренироваться по наклонениям.

Организует взаимопроверку.

Итак, если пишется -е (Iспряжение) –первый столбик, -и (II спряжение) – второй

ХодИм по городу, ездИм на автобусе, автобус отправляЕтся, держИт курс, пересекаЕт улицу, грохочЕт грузовик, уезжаЕт пустой, тянЕтся колонна машин

Выполняют упражнение 538 - проверка по эталону

Проводят взаимопроверку.

Наблюдают, оценивают.

Метапредметные познавательная:

формирование логических действий.

Метапредметные коммуникативная:

Применение знаний и формирование умений и навыков

Теперь поработаем на доске.

Выполнение упражнения 539 – комментированное письмо.

Записать текст.

Наблюдал я вчера картину. После дождя на асфальте осталась большая лужа. Около неё сидели несколько воробьёв. Птичек пять – шесть, не больше. Сидели они тихо, грелись на солнышке. Временами залезали в эту лужу, купались, плескались. Потом выходили из неё и подставляли свои пёрышки к солнышку, чтобы те сохли. И вдруг проходивший мимо мальчик кинул на асфальт маленький кусочек булки. Воробьи тут же забыли про свои прежние занятия и начали драться из –за этого кусочка. Такой шум подняли!

Как вы думаете, то, о чём рассказывается в этом тексте? Могло ли это произойти на самом деле?

Выпишите глаголы из этого текста и ответьте на следующий вопрос.

Перечисленные вами глаголы (наблюдал, сидели, грелись, залезали, плескались, сохли, выходили, подставляли, кинул, купались, дрались, забыли, подняли) могут обозначать реальные действия

Работают на доске.

Делают записи в тетрадях.

Дают пояснения к выписанным глаголам.

Коммуникативные: осваивать культуру общения, слушать товарища.

Регулятивные : контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном.

Коммуникативные:

Роль глаголов в тексте .

Чтение учителем стихотворения М.Лермонтова «Осень» Глаголы какого наклонения использует поэт, изображая осень? Назовите глаголы, которые передают цвет.

Сформулируйте задание, которое нужно выполнить.

Приложение № 2 Литературные задания. Как используют поэты в своих произведениях глаголы в форме разных наклонений

Приложение № 3 Проба пера. Вставить подходящие по смыслу глаголы и сравнить полученный текст с авторским.

Найдите в словаре Ожегова значение слова низвергают

Найдите в словаре синонимы к этому слову.

Прочитайте пословицы Какова их тема? В каком наклонении употреблены в них глаголы? Прокомментируйте орфограммы.

Если в жизни не ленит(?)ся, можно многого добит(?)ся.

Кто упорно трудит(?)ся, у того всё сбудет(?)ся.

Чтобы прославит(?)ся, не стремись всем понравит(?)ся.

Допишите фразеологизмы, дополнив нужными глаголами. Какое значение они выражают?

Баклуши.

В ежовых рукавицах.

Из мухи слона

Литературные задания. Как используют поэты в своих произведениях глаголы в форме разных наклонений

Читают стихотворения, определяют наклонения глаголов.

Индивидуальная работа.

Коллективная проверка по эталону.

Работают со словарями.

Повторяют орфографическое правило: тся и ться в глаголах.

Определяют наклонение глаголов.

Работают самостоятельно. В случаи затруднения обращаются к фразеологическим словарям.

Метапредметные

формирование логических действий; способность определять цели предстоящей деятельности

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание.

Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

Предметные: понимание коммуникативно- эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речи.

Коммуникативные:

Познавательная:

Коммуникативная: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме:

Способность участвовать в речевом общении

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Познавательная: способность извлекать информацию из различных источников

7. Рефлексия

Работа в группах. 1 группа составляет текст из 5-7 предложений на тему "Какие книги вы прочитали?" (использование в тексте глаголов прошедшего времени)

2 группа - "Как проходит мой выходной?" (использование в тексте глаголов настоящего времени)

3 группа - "Как я буду проводить это лето?" (использование в тексте глаголов будущего времени). На экране проецируются таблицы "Глагол", "Личные окончания глаголов".

Отвечают на вопросы.

Личностные: формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

8. Домашнее задание

Параграф 81, упр.510

Записывают в дневник

Цель: ознакомить учащихся с грамматической категорией наклонения глагола; дать понятие об изъявительном наклонении; совершенствовать умения нахождения глаголов изъявительного наклонения; совершенствовать навыки образования и использования в речи глаголов изъявительного наклонения. оборудование: учебник, учебные тексты, таблица. Тип урока: комбинированный. Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. К. Паустовский ХОД УРОКА
I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний
1.

Беседа – Что значит – разноспрягаемые глаголы? – Что вы узнали нового о глаголах кушать и есть? 2.

Практическая работа Составьте и запишите диалог на тему “За завтраком”, включив в него глаголы есть, кушать. Лучше говорить О себе вежливо приглашая других к еде Я хочу есть. Я ем, мы будем есть, мы поедим Кушайте, пожалуйста III.

Мотивация учебной деятельности Слово учителя – У глаголов есть постоянный контролер в виде наклонения, которое всегда соотносит действие с реальностью и называет, реальное Оно или предполагаемое, желаемое или только выражает побуждение к действию. – я Изъявительное наклонение,- представилась первая форма,- мои действия всегда реальны. Уж если герой говорит: “Строю”,- то обязательно это делает. – а мы,- заявили две другие формы,- обозначаем действия не совершающиеся. – Вот я, Условное, обозначаю желаемое или предполагаемое действие, поэтому мой герой, вероятно, и пальцем не пошевелит. – а я, Повелительное наклонение, обозначаю лишь побуждение к действию, а будет ли мой герой работать, мне неизвестно… IV.

Изучение нового материала 1. объяснение учителя: работа с таблицей Характерные особенности наклонений наклонения глаголов изъявительное Условное Повелительное Что обозначает Действие, которое действительно происходило или будет происходить Действие, которое возможно при определенных условиях, а также желаемое действие Выражает просьбу, совет, приказание; обозначает действие желательное Грамматические признаки Изменяются по временам: прошедшее, настоящее, будущее Не изменяются по временам; всегда имеют частицу бы Времени не выражают; обладают особыми формами: В сочетании с частицами пусть, да Примеры Писал, пишу, буду писать; написал – напишу я пел бы, если бы имел голос Скажи(те) Читай(те) “Идем!” – Крикнул Данко Пусть всегда будет солнце 2.

Ознакомление с теоретическим материалом учебника (с. 72-73) V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений 1. осложненное списывание Море Бушу..т море. Стремительно мча(т, ть)ся тучи. В их разрывах проглядыва..

Т луна. лунный свет пронизыва..

Т напоенный влагой воздух. Блестит и переливае(т, ть)ся серебром вода на пр..брежных камнях. И будто выр..стают из темной глубины моря таинстве(н, нн)ые силуэты скал. (И.

К. Айвазовский) 1) Прочтите текст, назовите в нем глаголы. 2) Укажите виды орфограмм на месте пропусков и скобок. 3) Устно передайте содержание текста, используя по возможности глаголы. 4) Определите спряжение глаголов, найдите глаголы изъявительного наклонения. 2. работа с упражнениями учебника Упражнение 182 (устно), упражнения 184, 186 (письменно). VI. Рефлексия. Подведение итогов урока Беседа – Постоянный ли признак глагола – наклонение? – В каких наклонениях может употребляться глагол? Приведите примеры. – Что вы узнали о глаголах изъявительного наклонения? VII. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока. 2.

Выполнить упражнение 185 (письменно).

(No Ratings Yet)

Тема урока. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

Другие сочинения по теме:

  1. Содержание урока учитель составляет в зависимости от степени подготовки класса. В ход урока можно включить следующие задания. 1. Послушайте предложения....
  2. Цели: продолжив наблюдение за чередованием гласных в корне слов, вывести правило самостоятельно; совершенствовать навык написания слов с чередованием в корне;...
  3. Цели: дать понятие о безличных предложениях, о способах выражения сказуемого в них; формировать опознавательные учебно-языковые умения. Оборудование: учебник, учебные тексты,...
  4. Цели: – познакомить: – с многообразием комнатных растений; – с профессией цветовода; – способствовать развитию интереса детей к живой природе;...
  5. Цели: систематизировать знания учащихся о второстепенных членах предложениях; углубить понятие об определении и дополнении; развивать умения выделять из текста прямые...
  6. Цели: углубить понятие о союзном соединении однородных членов; повторить сведения о союзе (правописание отдельных сочинительных союзов); развивать синтаксические и пунктуационные...
  7. Неударяемые гласные в личных глагольных окончаниях Неударяемые гласные в личных глагольных окончаниях & 44. Глаголы с неударяемыми личными окончаниями распределяются...
  8. Вид урока: изучение нового материала. Цели урока: 1) образовательные: Повторить и закрепить ранее изученный материал (понятие рабочего времени...
  9. Вид урока: обобщение изученного материала. Цели урока: 1) образовательные: 1) повторить и закрепить ранее изученный материал (понятия индивидуальный...
  10. Вид урока: изучение нового материала. Цели урока: 1) Образовательные: 1) повторить и закрепить ранее изученный материал (правовое Положение...
  11. Цель урока Закрепить представления учащихся о юморе. Материал для чтения М. М. Зощенко “Пора вставать”. Оборудование урока Таблица “Словарь характеристик”....
  12. Цель: сформировать элементарные понятия горные породы, полезные ископаемые (горючие, рудные, нерудные); выработать представление о значении горных пород в природе и...
  13. Цель: расширить представление о солнечных лучах, особенностях их падения на поверхность Земли, о высоте солнца на небосклоне, о значении света... Цели урока: 1) Образовательные: 1) повторить и закрепить ранее изученный материал (понятия “гарантии”, “компенсации”, “льготы”, их содержание, круг...
  14. Тип Урока: Усвоение Новых Знаний. Цель Урока: Показать Взаимосвязь Между Электрическим И Магнитным Полями; Объяснить Суть Явления...
Конспект урока «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение». Цели урока: - дать понятие о новом морфологическом признаке глагола – наклонение. Подробно изучить изъявительное наклонение глагола, вспомнить день космонавтики; - развить память, мышление, правильную и богатую речь; - воспитать интерес к русскому языку, патриотизм.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Сообщение темы и цели урока.

    Повторение.

    Синтаксическая пятиминутка.

Дайте характеристику предложениям: Простое:
    По цели высказывания По интонации По наличию второстепенных членов предложения.
Сложное:
    По цели высказывания По интонации Союзное или бессоюзное Сложносочиненное или сложноподчиненное (если союзное).
Дайте характеристику всем предложениям: 1. Кипрей – очень тёплый цветок. 2. Вокруг кипрея стоит теплый воздух, потому что он выделяет из себя теплоту. 3. 4 октября 1957 года в нашей стране был запущен первый спутник. 4. Кто первым из людей полетел в космос? 5. «Поехали!» – сказал Юрий Гагарин. 6.3 апреля 1966 года у Луны появился первый искусственный спутник, его доставили нашей ракетой.

2. Словарная работа.

Рач и тельный, -ая, -ое; -лен, -льна. Старательный, усердный в исполнении чего-н., разумно бережливый. Рачительный хозяин. Космодр о м, -а, м . Комплекс сооружений и технических средств для запуска космических кораблей, искусственных спутников Земли и других космических аппаратов. Конв е йер, -а, м. Машина для непрерывного перемещения обрабатываемого изделия от одного рабочего к другому, а так же для транспортировки сыпучих, кусковых или штучных грузов. Работать на конвейере. 3.Перфокарты (правописание личных окончаний глагола). - Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием ?

- Если у глаголов безударное личное окончание, нужно поставить глагол в неопределенную форму. Все глаголы на -еть, -ать, -оть, -уть, -ыть и др. относятся к I спряжению.

Ко ВТОРОМУ же спряженью

Отнесём мы без сомненья,

ВСЕ глаголы, что на –ИТЬ,

ИСКЛЮЧАЯ: брить, стелить.

А ещё: смотреть, обидеть

Слышать, видеть, ненавидеть

Гнать, дышать, держать, вертеть

И зависеть, и терпеть.

1. Мы пожале..м, он опечата..т, они выслуша..т, они помысл..т. 2. Ты наступ..шь, они осво..т, вы загруз..те, они провер..т. 3. Мы надува..м, они деликатнича..т, они прояв..т,они демонстриру..т. 4. Он повисн..т, она надав..т, вы раст я н..те, он гипнотизиру..т. 5. Ты рассуд..шь, она надпор..т, он дегустиру..т, она забинту..т. 6. Оно посвет..т, вы лопн..те, вы подн и м..те, он удерж..т. 7. Они аресту..т, он извергн..т, он замаскиру..т, ты изголода..шься. 8. Они налад..т, вы вылез..те, он вылака..т, они баламут..т.

    Изучение нового материала.

    Наблюдение над языковым материалом.

- Обратите внимание на доску, запишите в тетради:

Наклонение глагола.


Изъяснительное Повелительное

Условное

- Из. п . обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить, они изменяются по временам. Ус.н . обозначают действие, которые осуществляться при определенных условиях. Пов.н. обозначают действия, которые кто-то просит, требует, советует выполнить.

V . Закрепление изученного материала.

1. Определение наклонений.

Космонавт вернулся домой. (и) Я бы построил приют для животных. (у) Закройте двери! (п) Боремся за победу. (и) Я бы полетел в космос.(у) Прочитай повесть А.Толстого «Аэлита». (п) Планетолог изучает венерианскую атмосферу. (и) Я бы назвал звезду в честь своей мамы. (у) Берегите планету! (п)

    Работа с учебником.

А) Чтение правила.

- Откройте двести первую страницу, параграф 83, прочитайте правила.

Б) Выполнение упражнений.

Упр. 482. Помогала – несов.вид., прош.вр.; помогает – наст.вр.,изъявит.накл. Ела – несов.в.,прош.вр.; ест – наст.в.,изъяв.накл. Пила – несов.в.,прош.в., будет пить – будущ.в.,изъяв.накл. Встала – сов.в.,прош.в., встанет – будущ.в.,изъяв.накл. Упр.484. Если ты делаешь что - то (неопр.мест.) добросовес т но (совесть) усердно, честно (честь), мы можем сказать: «Ты потрудился на славу». Если же ты относишься к делу спустя рукава (фразеологизм), мы скажем (сказать – I спр.): «Ты плохо работаешь». Слово трудиться уместно (место) употреблять, когда речь идет о человеке, работающим хорошо, в полную силу.

3. Диалектные особенности употребления глаголов изъявительного наклонения.

- На Кубани часто неправильно употребляют глаголы в изъяснительном наклонении, например: 1. Смягчение окончаний и неправильное спряжение у глаголов 3-го лица мн.ч. : Ходють (ходят), носють (носят), поють (поют), и т.д. 2.Отсечение окончаний у глаголов 3 – го лица ед.ч.: Нэсэ (несёт), танцуэ (танцует) и т.д. 3.Неправильное употребление окончания инфинитива: Буду танцевати (танцевать), буду ходити (ходить) и т.д.

    Итог урока.

- Ребята, сегодня мы очень много говорили о космосе. Кто скажет, какой сегодня день? - День космонавтики.

Совершенно верно, 12апреля советский космонавт Ю.А.Гагарин на космическом корабле «Восток» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля. Полёт в околоземном космическом пространстве продлился 108 минут. Поздравляю вас с этим днем. В газете «Комсомольская правда» было написано: «Капитан первого звездолета – наш, советский!». Помните, ребята, что именно русский человек первый покорил космос.