Социология молодежи как отрасль социологии. Социология молодежи как отрасль социологического знания. Понятие молодежной сознания и ее уровней

Социология молодежи - специальная социологическая теория, изучающая молодежные группы общества, выделяемые на основе соответствия определенному возрасту (14-30 лет) и связанных с ним социальных характеристик.

Становление данной отрасли происходило во второй половине XX в., но окончательно оформилось к 1970-м гг.

Среди зарубежных социологов молодежи большой интерес представляют труды Л. Розенмайера, М. Мида, П. Митева, X. Шельски, Эйзенштадта, С. Фриса и др. Авторитетной считается советская и российская школа ученых-ювенологов, к которой принадлежат ЮА Зубок, С.И. Иконникова, ВЛ\ Лисовский, В.Ф. Левичева, Е.А. Гришина, В.Н. Шубкин, М.Х. Тит- ма, В,И. Чупров и др.

Существует множество подходов к определению молодежи. 1.

Молодежь - это возрастная группа. В данном подходе определяющим является понятие биологического и психологического возраста, утверждается, что именно эти характеристики предопределяют социальное поведение молодежи и, исходя из этого поведения, ее место в обществе. В этом возрастном отрезке выделяются следующие основные черты молодости: переходность и конфликтность. 2.

Молодежь - это группа на определенном этапе жизненного пути, который прежде всего характеризуется активным поведением по приспособлению к взрослой жизни, социализации. На данном этапе жизни юному поколению необходимо освоить нормы и ценности общества, поэтому считается, что молодежь - группа, проходящая универсальную стадию развития. 3.

Молодежь - это субъект общественного воспроизводства и в широком смысле этого слова общественной жизни. Социальное воспроизводство - осознанная, целенаправленная деятельность членов общности по поддержанию своей целостности и устойчивости, обеспечению наиболее благоприятных условий для своего существования и развития, для развития отношений с другими общностями. По мнению представителей этого подхода, именно молодежь выполняет в обществе три важнейшие функции: воспроизводственную, функцию преемственности и инновационную. 4.

Молодежь рассматривается как особая субкультура, с присущими только ей особенностями поведения, манерами, образом жизни, внешним видом, увлечениями и т.п. Особая роль в конструировании и поддержании феномена молодежной субкультуры принадлежит молодежным неформальным сообществам. Некоторые ученые склонны определять молодежную культуру как оппозицию общей культуре, так называемую «контркультуру». 5.

Молодежь понимается как особый социальный статус. Статусы людей различного возраста не равны, именно эти различия и способствуют созданию социальной стратификации.

Возрастной статус является в большой степени приписываемым статусом. Он определяет положение молодежи в обществе, над которым индивид не имеет контроля (или имеет ограниченный контроль). Свое социальное положение молодой человек занимает независимо от своей воли, желания, усилий, а часто и вопреки собственному мировосприятию.

Важнейшими элементами возрастного статуса являются права и обязанности, нормы и возрастные роли, символика, образ жизни, специфическое видение мира.

Молодежь признается экономической, социальной, политической и культурной силой. Молодые люди имеют право пользоваться всеми правами и свободами. Для реализации этих прав и свобод государство включает особые механизмы, называемые молодежной политикой для обеспечения ее прав и возможностей выполнять свои гражданские обязанности с учетом отличительных черт различных групп молодежи. Например, работающие молодые люди в возрасте от 15 до 18 лет имеют особый юридический статус, пользуются рядом льгот, специальными мерами защищены от эксплуатации. Гражданское общество предоставляет молодежи многочисленные возможности для ее продуктивного участия в решении своих проблем и реализации своих возможностей, прежде всего через объединения молодежи. Данный вид участия молодежи прежде всего реализуется на местном уровне. Права и обязанности молодежи указывают на место и функции, которые общество отводит данной группе в социальной структуре, и формируют номинальный статус. Соотнесение провозглашенного официального статуса с реальным положением молодежи позволяет говорить и о реальном статусе, а в некоторых ситуациях о рассогласовании этих двух видов статуса.

В период становления молодежь адаптируется, апробирует свои знания, принимает и стремится выполнять новые (по сравнению с детским возрастом) роли. Это - роли студентов, военнослужащих, молодых работников и специалистов, молодых избирателей, любовных партнеров, молодоженов, молодых родителей и др. Происходит существенная корректировка и традиционных семейных ролей: от сына в возрасте 22 лет ожидается уже и помощь, и поддержка родителям, а не только эмоциональные контакты. Многие из этих ролей обусловлены официальными нормами, но большинство основаны на традициях, ценностях и установках общества по отношению к молодежи. От молодежи ожидается, что основные виды деятельности, присущие молодежному возрасту, во многом определят ее образ жизни. Социально-психологические особенности данного возраста, как утверждает общество, определенно формируют особое видение мира. Молодежь в основном с оптимизмом смотрит на будущую жизнь, выражает свое стремление многого добиться в жизни. Молодым людям свойствен и определенный скептицизм по отношению к опыту прошлого поколения, а зачастую и неприятие ценностей и норм прошлого. Молодежи свойственно искать свой путь в жизни.

В рамках рассмотренных подходов имеются и другие дефиниции молодежи, отражающие те или иные ее характеристики. Эти различия в подходах часто определяют и направленность к изучению проблем молодежи, т.е. от того, что признается важным, существенным, и зависит выбор объекта и предмета изучения молодежи.

В качестве объектов конкретных исследований обычно выступает определенная группа или общность молодежи, так как их социально-демографическая структура неоднородна по своему составу. В зависимости от целей и задач исследования выделяются возрастные и половые подгруппы, по месту жительства выделяют городскую, сельскую молодежь, жителей мегаполисов, по видам деятельности - учащуюся, работающую и другую молодежь, по семейному положению - живущую в родительской семье, самостоятельно и имеющую свою семью. Еще более сложным является дифференциация молодежи по аспектам самосознания, интересам, потребительским пристрастиям.

Периодизация внутри молодежного возраста включает: подростковый, юношество, молодость, «молодые взрослые».

Подростковый возраст (отрочество) - период онтогенеза, соответствующий переходу от детства к юности. В историческом плане выделение подросткового возраста как особой возрастной ступени в становлении человека произошло в промышленно развитых странах лишь в XIX-XX вв. Отрочество, или подрост- ничество, - «пограничный» переход от детства к взрослости - сопровождается рядом радикальных физиологических и психических изменений. Однако основными являются изменения, модифицирующие взаимоотношения взрослеющего ребенка с обществом и его институтами. Эти изменения осуществляются при единообразии биологических процессов весьма неодинаково в различных социокультурных условиях.

Юность - период в жизни человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Хронологически границы юности обычно определяются в диапазоне от 15 до 20 лет. Исследователи выделяют раннюю юность (часто называемую также старшим школьным возрастом) и позднюю юность. Юность - это один из важнейших сконструированных элементов объективной социальной реальности. При определении нижних границ юности большое значение имеют биологическая половая зрелость, личные индивидуализированные события и субкультурные изменения. Переход от детства к юности для конкретного индивида опосредуется типом родительства, а также рядом других факторов: гендерным, поселенческим, принадлежностью к различным социальным стратам и др. В качестве наиболее значимых личностных событий перехода к юности выделены сексуальный дебют, взаимоотношения с родителями и другими значимыми взрослыми, употребление алкоголя, наркотиков, курение. К важнейшим субкультурным изменениям относятся: возникновение относительно устойчивых сообществ, становление особых форм социокультурных инвариантов и материальных свидетельств юношеской субкультуры, формирование культов популярных фигур. У подавляющего большинства людей статус «юности» связан с позицией учащегося. В этот период жизни повышается восприимчивость к социальной обстановке и отношениям между людьми, происходит формирование социально-ответственного поведения (политическая и гражданская ответственность), усиливается субъективная значимость полоролевых стереотипов социальных ролей. В юношеском возрасте происходит постепенная эмансипация человека от взрослых, утверждается самостоятельность личности, формируются познавательные и профессиональные интересы, выстраиваются жизненные планы. Юношеский возраст - это время проявления спектра критических ситуаций во взаимоотношениях с родителями. На смену коллективно-групповым формам общения приходят индивидуальные привязанности и контакты. К концу юношеского возраста завершаются процессы физического созревания человека, появляется взрослая сексуальность.

Основные проблемы юношеского периода, изучаемые современными социологами, связаны с выбором карьеры, сексуальных партнеров, с образом жизни, вступлением в трудовую деятельность. Исследуются также противоречия адаптации в новом социальном статусе и особенности функционирования юношеских объединений.

После юношеского возраста наступает собственно молодость (21-24 года) и связанные с нею изменения статуса: завершение образования влечет начало профессиональной карьеры в качестве специалиста, активный поиск партнера сменяется долговременными привязанностями. Молодежь приобретает новые права и свободы в семье и обществе.

Молодые взрослые - понятие для обозначения подгруппы молодежи в возрасте 25-30 лет, появившееся сравнительно недавно. Эта подгруппа в основном работающих людей, сегодня часто получающих дополнительную (после основной) квалификацию, имеющих постоянного партнера или молодую семью, выступающих в роли молодых родителей. Эта подгруппа и в своем профессиональном сообществе обладает особыми характеристиками, а часто и особыми правами, обязанностями, привилегиями, льготами (например, молодые преподаватели, молодые ученые, молодые предприниматели и т.п.).

Социология молодежи тесно связана другими отраслями социологического знания, исследования молодежи сегодня постоянно включаются в контекст изучения проблем здоровья, досуга, образа жизни, субкультуры, потребления образования и др. Применяются различные методы исследования. Специфической особенностью является использование лонгитюдных, панельных исследований, а также экспертных опросов по проблемам молодежи.

Основная литература

Гришина Е.А. Российская молодежь: проблемы гражданской идентичности. М., 1999.

Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М., 1999.

Тощенко Ж.Т. Социология. М., 2005. Гл. 4 «Социология молодежи».

Чупров В. И. Социология молодежи // Социологическая энциклопедия. М., 2003. Т. 2. С. 534-537.

Дополнительная литература

Волков Ю.Г., Добренькое В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи. Ростов н/Д, 2001.

Гидденс Э. Социология. М., 1999. Гл. 3 «Социализация и жизненный цикл».

Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования. СПб., 2002.

Смелзер Я. Социология. М., 1994. Гл. «Возраст и неравенство».

Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М., 2001.

С.Н. Майорова-Щеглова

В результате разделения понятий биологического и социального в 1960-е гг. в научный оборот вводится понятие «гендер». Гендер понимается как совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Однако не пол, а нормы социальной культуры определяют мужские и женские психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными физиологическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные гендерные роли.

Гендер создается или конструируется обществом как социальная модель женщин и мужчин и определяет их положение (статус) и роль в обществе и его институтах - семье, политике, экономике, образовании, СМИ и др. Он выступает как система, создающая различия в положении женщин и мужчин в социуме через соотношение власти и подчинения. Гендерная идентичность означает, в какой мере чувствуют себя представители того или иного пола мужчинами или женщинами.

По мере развития научных исследований стало ясно, что единственное четкое и значимое биологическое различие между мужчинами и женщинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства. «Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности. Разграничение пола и гендера является фундаментальным, так как многие различия между мужчиной и женщиной обусловливаются причинами, не являющимися биологическими по своей природе» (Э. Гидденс, 1999).

Понятие «гендерная социология» встречается в западной социологии относительно редко. Чаще используются термины «гендерные отношения» и «гендерные исследования». В современной науке широко представлен гендерный подход к анализу социальных и культурных явлений и процессов. Дифференциация понятий «пол» и «гендер» означает выход на новый теоретический уровень осмысления социальных процессов, изучение особенностей социальных характеристик пола и взаимодействия полов между собой.

Гендерная социология - это специальная социологическая теория, которая изучает процессы развития и социального взаимодействия двух гендерных общностей: мужской и женской. Изучается их взаимодействие друг с другом в конкретных исторических, экономических, политических, социальных, духовных, правовых, информационных, культурных условиях. Во многих социологических теориях представлен гендерный аспект: социология труда и занятости, социология детства, социология семьи и т.д.

Объектом исследования гендерной социологии выступают мужчины и женщины как две большие социально-демографические общности, различающиеся социальным статусом {положением в обществе), ролевыми функциями, особенностями психологического склада, поведения и сознания. Исследователей интересуют исторически сложившиеся взаимоотношения мужчин и женщин и соответствующий им образ социальной реальности.

Предметом исследования являются социальный статус мужчин и женщин в обществе и его эволюция под влиянием конкретных условий: исторических, политических, духовных. Гендерное неравенство проявляется чаще всего как социальная несправедливость в отношении женщин, которые наиболее полно проявляются в социальной стратификации по признаку пола на микро- и макроуровнях.

Гендерная социология изучает закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей, разделение труда по признаку пола, культурные символы и социально-психологические стереотипы мужественности (маскулинности) и женственности (фемининное - ти), их влияние на разные стороны общественной жизни.

В настоящее время существуют три направления в гендерной теории: тради- ционно-философское (интерпретация гендерных отношений и гендерного неравенства); феминизм (проблема преодоления гендерного угнетения женщин и их борьбы за свои права); теория социального конструирования гендера, в основе которой лежит концепция исследования объективной и субъективной реальности, согласно которой важнейшими функциями является информационная, прикладная (эмпирическая), управленческая, прогностическая.

Сам факт существования различий в социальных ролях мужчин и женщин, их реального социального неравенства всегда в той или иной мере признавали социологи и стремились объяснить причины неравенства между мужчинами и женщинами с точки зрения социально- экономических, социально-психологических, социально-культурных аспектов.

Существует три основных измерения гендера: индивидуальный - через гендерную идентичность и гендерную социализацию, структурный - как реальное положение мужчин и женщин в структуре социальных институтов, включая экономику, политику, религию, образование, семью, медицину; и символический, или культурный, исходя из того, что в каждой культуре в конкретное историческое время включается в образы «настоящий мужчина» и «настоящая женщина» (ТА. Гурко, 1998).

Антропологи, этнографы, историки давно установили относительность представлений о типично мужском и типично женском: то, что в одном обществе считается типично мужским занятием, поведением, чертой характера, в другом - может определяться как женское.

Формирование гендера происходит с самого рождения и продолжается на протяжении всей жизни человека. С мальчиками и девочками родители обращаются совершенно по-разному, даже если они уверены, что не делают никаких различий. С момента рождения человек становится объектом воздействия гендерной системы: в зависимости от пола ребенка выбирается цвет коляски, одежды, набор игрушек. В процессе социализации семья (родители и другие родственники), система образования (воспитатели дошкольных учреждений, учителя), культура в целом (книги и средства массовой информации, театр, кино и пр.) внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о «настоящем мужчине» и «настоящей женщине». Внедренные в сознание индивидов гендерные нормы поддерживаются культурными механизмами, например, через гендерные стереотипы в СМИ.

Устойчивые представления о должном и не должном, дурном и праведном, положительном и отрицательном складываются из устойчивых представлений, но имеют свойство меняться с течением времени. Гендерные стереотипы в СМИ представляют «хороших» и «плохих» мужчин и женщин, показывают исполняемые ими социальные роли и особенности взаимодействия друг с другом.

Идеальные стереотипы мужественности (маскулинности) и женственности (фемининности) существенно отличаются друг от друга в зависимости от исторически сложившихся стереотипов той или иной культуры. Для аграрных обществ характерен идеал женщины-мате ри, хозяйки в доме, хранительницы очага, богобоязненной и почитающей мужа жены.

В советский период идеальным становится образ работницы и матери, активистки, строящей счастливое будущее и готовой на любые жертвы во благо страны, а равноправие женщины понимается как обязанность работать вне дома, так как зарплаты мужчины не хватает д ля нор- мального существования семьи, и одно- временно исполнять обязанности хозяйки дома, жены и матери.

В постсоветский период стала доминировать идея «естественного предназначения женщины» как матери и жены. Контент-анализ публикаций в газетах за пять лет, проведенный российской ассоциацией журналисток в 2000 г., показал, что в СМИ доминируют преимущественно два типа женщин: это сексуальный объект и счастливая домохозяйка - подруга мужчины. Стереотипно представлен и образ мужчины, его ролевая модель - это, как правило, удачливый бизнесмен, претендующий на звание супермена во всем.

Исследователи отмечают, что наиболее интенсивно процесс формирования гендера осуществляется в детском и юношеском возрасте.

Конструирование гендера происходит в различных сферах жизнедеятельности молодого человека (политической, культурной и общественной жизни, семейной и репродуктивной сферах, в сфере образования, занятости и многих других) посредством различных способов и механизмов воздействия.

Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставление. Он отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от пола. В каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Социальные нормы во времени изменяются, но гендерная асимметрия остается. Традиционно то, что предписывается женщинам, оценивается как менее значимое, вторичное (второсортное).

Гендерная система - это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер выступает одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими показателями, как раса, национальность, возраст организует систему социальной иерархии. Гендерная система развивается и поддерживается через сознание людей. Гендерное сознание конструируется посредством распространения и поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний, за нарушение которых общество применяет санкции к нарушителям, наклеивает ярлыки. Такая стигмация весьма болезненно переживается людьми и может вызывать стрессы, психические расстройства.

Действия индивида оказываются тесно связанными с его гендерным статусом и соответствуют социальным ожиданиям; индивиды на микроуровне поддерживают или конструируют гендерные различия.

Базовым элементом конструирования являются гендерные установки, они состоят из трех компонентов. Первый - когнитивный компонент - представления молодого человека о своем поле, осознание себя субъектом гендерных отношений: кем, как, для чего и почему он или она должны быть; знания, убеждения и суждения о разных полах, совокупность взглядов на гендерные отношения в обществе и определение своего места в этих отношениях. Второй - эмо- тивный (аффективный) компонент - эмоциональная оценка чувств, связанных с гендерной принадлежностью, отношением к своему и противоположному полу, чувства, которые испытываются к условиям и изменениям в гендерных отношениях. Третий - поведенческий {конативный) компонент - последовательное гендерное поведение молодого человека, т.е. предрасположенность к реальным положительным или отрицательным действиям в отношениях между полами, общая направленность деятельности в соответствии со своей гендерной принадлежностью, включая формирование и путь достижения своих жизненных планов, целей.

Существуют также гендерные стереотипы как особые социальные установки - простые по форме, примитивные и неточные по содержанию, сопровождаемые преувеличенной чувственной оценкой представления о мужчинах и женщинах, их ролях и статусе. Гендерные идеалы отражают совокупность представлений о мужском и женском поведении. Гендерные системы различаются в разных обществах, но в любом обществе эти системы асимметричны. Асимметрия проявляется в том, что все мужское (маскулинное) - черты характера, модели поведения, профессии - считается значимым, а женщины и все женское (фе- минное) определяется как вторичное, подчиненное и незначительное.

Гендерная асимметрия означает диспропорцию удельного веса мужчин и женщин в конкретной сфере жизнедеятельности общества (экономике, политике, образовании и т.д.) и отражает явное или скрытое неравенство по признаку пола в этой сфере. Понимается как непропорциональная представленность социальных и культурных ролей обоих полов, а также представлений о них, в различных сферах жизни.

Например, в населении большинства стран женщины составляют от 51 до 54% (в Индии - 48% населения). Но обратим внимание на тот факт, что среди политиков национального и регионального уровней их существенно меньше. Женщины в структуре населения России составляют 53%. По итогам переписи 2002 г. на 1000 мужчин в России приходится 1147 женщин. Однако в Государственной Думе созыва 1999 г. было 7% (2007 г. - 14% депутатов-женщин), среди крупных предпринимателей России лишь 3% женщин. Женщины составляют 56% лиц с высшим образованием, однако их доходы в целом составляют чуть более 40% доходов мужчин; их значительно меньше среди руководителей всех уровней.

Источником гендерной асимметрии иногда выступают государственные структуры, например, в мусульманских фундаменталистских государствах женщины лишены права участвовать в выборах, права на работу вне дома, права на образование.

Но чаще всего источником гендерной асимметрии является скрытая дискриминация и патриархатные установки. Так, например, низкое представительство женщин во власти объясняется их нежеланием идти в политику и тем, что «естественное предназначение женщин лежит в иной сфере».

Исследования по гендерной тематике чаще всего ведутся в проблемном поле социальных проблем женщин, гендерные проблемы мужчин изучены в значительно меньшей степени. Исследовательские гендерные центры основные направления своей деятельности концентрируют на социально-экономических аспектах занятости, специфике управления женским коллективом, изучается женщина-руководитель, анализируется активность женщин в политической сфере, особенности женского электората. Объектом особого внимания становится семейная жизнь: изучается одинокое материнство, комплекс проблем взаимоотношений мужчин и женщин в браке, после развода, новым феноменом становится изучение образа жизни женщин- домохозяек.

Специфика социальных проблем мужчин отражается в основном в рамках военной социологии. Но концептуально исследования мужчин весьма неоднородны, хотя в большинстве из них отмечается, что не только женщины страдают от навязанных им обществом гендерных ролевых стереотипов, но и мужчины постоянно сталкиваются с трудностями исполнения рекомендуемых (навязанных) им ролей. Наука почти никогда не обращалась к переживаниям мужчин. Поведение мужчин основывается на представлении о мужественности, которое они впитали из культуры. Мужественность понимается как набор социальных норм, которые содержат предписания и запреты относительно того, что мужчинам надо чувствовать и делать. Структура ролевых норм складывается из трех факторов: первый - нормативные статусные ожидания - мужчина завоевывает статус и уважение других членов общества, осознает необходимость быть лучше других и обладать властью или влиянием; второй - норма независимости и самодостаточности - отражает ожидания от мужчин умственной компетентности, эмоциональной сдержанности и физической силы; третий - норма ан~ тиженственности - ожидания того, что мужчина должен избегать стереотипно женских занятий и видов деятельности, отличаться от женщин.

Относительно недавно исследователи высказали идею, что корректнее все-таки говорить о многочисленных вариантах маскулинности. Раса, национальность, принадлежность к определенному социальному классу и субкультуре, сексуальная ориентация влияет на то, что именно вкладывается в понятие мужественности. Но даже в примитивных обществах мальчики усваивают, что они обязаны обладать способностью обеспечить питанием женщин и детей. Лишь немногие могут от этого уклониться и стать бродягами, монахами, жить в одиночестве, т.е. социально дистанцироваться от ответственности за других людей.

Российская маскулинность и феми- нинность репрезентируются в современных средствах массовой информации и имеют иерархический характер. Профессиональная занятость, более того, высокий уровень профессионализма, материальная независимость, соревновательность, успешность, автономность, гетеросексуальность выступают социальными маркерами гегемонной маскулинности.

Анализ проблем гендерной социологии тесно связан с рассмотрением такого явления, как феминизм. Что касается феминистских теорий, то все они основаны на утверждении, что путь освобождения женщины лежит через изменение ее сознания - освобождение от устаревших стереотипов поведения. Феминизм позиционируется как социальное движение с более чем 150-летней историей, выступая за ликвидацию всех форм дискриминации женщин.

Первая волна феминизма приходится на XIX - первую половину XX в., характеризуется максимальным сосредоточением усилий на достижении юридического равноправия полов. В середине XX в. начинается вторая волна феминизма - борьба за фактическое равенство женщин и мужчин. В конце 1980-х годов активизируются такие направления в феминизме, как феминизм цветных, постколониальный феминизм, культурный феминизм. На третьей волне феминизма происходит усложнение и дробление современного феминистского дискурса (И.Н. Тартаковская, 2005). Между различными феминистскими направлениями (радикальным, либеральным, неофеминизмом и другими) и даже внутри них существуют концептуальные разногласия. Однако можно выделить основные феминистские идеи. Сторонники феминизма, рассматривая личную жизнь мужчин и женщин, считают, что наши представления о себе (гендерная идентичность), наше поведение (гендерные роли) и социальное положение пола (гендерная стратификация) обусловлены обществом, в котором мы живем.

Феминизм как общественно-политическое течение указывает на важность изменений в современном обществе. Его сторонники критикуют существующее положение вещей и добиваются изменений, направленных на достижение реального социального равенства женщин и мужчин. Феминистки считают, что культурные гендерные представления делят весь спектр человеческих качеств на две противоположные группы: женский мир эмоций и сотрудничества и мужской мир рациональности и соперничества. В качестве альтернативы они предлагают «реинтеграцию человечества», которая означает дозволенность проявлений всех свойств и качеств личности как мужчинам, так и женщинам.

Феминизм, выступающий за искоренение гендерной стратификации, предполагает равные возможности женщин на получение образования, доходов и работы. Прекращение сексуального насилия позволит преодолеть последствия патриархата в семье и обществе, ибо он искажает отношения между мужчиной и женщиной, поощряет жестокое обращение, сексуальное преследование. Современное женское движение ставит своей целью сделать невозможным сексуальное насилие. Но одновременно выдвигается лозунг содействия сексуальной свободе. Женщины сами должны контролировать свою сексуальность и рождаемость, не позволять мужчинам контролировать их репродуктивные функции.

Попытки проникновения феминизма в академическую (научную) среду обернулись возникновением гендерных исследований (в том числе в социологии) как реакции на ангажированность этого движения.

Основная литература

Гурко Т.Л. Социология пола и гендерных отношений // Социология в России. М.: Институт социологии РАН, 1998. С. 174.

Гидденс Э, Глава 6. Гендер и сексуальность. Глава 7. Гендер и стратификация. Классовое деление и гендер. Изучение положения женщин в работах по стратификации. Сложности в изучении гендера и стратификация // Социология. М., 1999. С. 152-192, 218-220.

Клюшкина О.Б. Гендерные исследования // Социологическая энциклопедия. М.: Мысль, 2003.

Т. 1. С. 203-204.

Силласте ГГ Социология гендерная // Социологическая энциклопедия. М.: Мысль, 2003. Т. 2. С. 518-521.

Дополнительная литература

Антология гендерной теории. Минск, 2000.

Силласте Г.Г Гендер // Социологическая энциклопедия. М.: Мысль, 2003. Т. 1. С. 203.

Словарь гендерных терминов / Под ред. АЛ. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские инновационные проекты». М., 2002.

Тартаковская И.Н. Гендерная социология. М., 2005.

Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований». М.: Московский центр гендерных исследований, 2001.

€ГОШ;Ш;ШЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ >&ЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙ^^

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

С. В. Полу тин, О. Н. Полякова

(Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)

Рассматриваются этапы становления социологии молодежи, являющейся сегодня одним из важнейших и стремительно развивающихся научных направлений, намечаются ее перспективы, в частности в образовательной деятельности.

Ключевыге слова: социальная проблема; возрастная дискриминация; профессиональные стратегии; социологические исследования; молодежная субкультура.

В настоящее время социология молодежи стала самостоятельной областью социологического знания. В России эта сравнительно молодая наука, исследующая молодежь как социальную общность, выделилась из общего русла социологии в первой половине 1960-х гг. - во время хрущевской оттепели. Догматический застой в общественных науках в предшествовавший период сказался и на развитии научного исследования молодежи: согласно марксистской идеологической схеме крупномасштабные социальные изменения, обусловленные пролетарской революцией, и перераспределение собственности решают все конкретные социальные проблемы и делают ненужным детальное изучение особенностей жизни молодого поколения.

Начало объективного исследования социальных проблем молодежи было положено немногочисленным рядом работ российских авторов, содержащих критический анализ положения вещей в системе высшего образования. Критика вызвала негативный резонанс в министерских кругах, так как обществу тех лет нужна была приукрашенная картина действительности. Первые социологические опросы среди молодежи давали преувеличенно оптимистические результаты, поскольку опрашиваемые, воспитанные на идеологической догматике, старались отвечать «как учили». Однако вскоре проблемы молодежи стало невозможно игнорировать.

1960-е гг. стали временем пика социальной активности молодого поколения, осознавшего свое отличие от поколения

взрослых и противопоставившего себя ему. Эпицентр событий находился в западных странах, где возникла и стремительно развивалась, обретая все большую популярность, молодежная субкультура. Ширилось движение хиппи, провозгласивших своими главными ценностями пацифизм и индивидуальную свободу. Деятельность леворадикальных политических группировок привела в 1968 г. к крупномасштабным волнениям молодежи - так называемой молодежной революции. Несмотря на существование множества барьеров, эти веяния оказывали влияние и на советскую молодежь, которая все сильнее выражала свое нежелание жить по образцу старшего поколения, скованного схемами и догмами. Образование молодежной субкультуры в Советском Союзе выражалось в растущей популярности западной эстрадной музыки, возникновении запретных и полузапретных музыкальных групп, литературного и художественного андеграунда, в расцвете бардовской песни в противовес официозной и заидеологизиро-ванной советской эстраде.

В 1970-х гг. за рубежом начинают предприниматься настойчивые, но еще достаточно декларативные попытки рассматривать социологию молодежи как официально санкционированную область обществознания. В настоящее время она является одним из важнейших и интенсивно развивающихся научных направлений. Предмет ее изучения имеет комплексный характер, охватывая широкий ряд социальных проблем, связанных с молодежью как возрастной категорией.

© Полутин С. В., Тюлякова О. Н., 2010

К ним относятся место и роль молодежи в социальной структуре современного общества, процесс социализации и формирование личности молодого поколения, ценностные ориентации молодежи, социальное самочувствие и образ жизни, формирование профессиональных стратегий, проблемы безработицы и трудоустройства среди молодежи, социальные ожидания и социальная мобильность, анализ потребностей и интересов молодых представителей различных социальных слоев, особенности социального поведения молодежи, причины ее социальной активности и пассивности, социально-психологические особенности, перспективы участия молодежи в социальном управлении и самоуправлении, проблемы молодежной и студенческой семьи.

Социология молодежи как наука выстраивается на трех взаимосвязанных уровнях:

1) общеметодологическом, основанном на подходе к познанию молодежи как общественного феномена;

2) специально-теоретическом, раскрывающем специфику, структуру молодежи как социально-демографической группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и социально-психологическую специфику образа жизни, динамику ценностных ориентаций и профессиональных стратегий;

3) эмпирическом, анализирующем на основе социологических исследований конкретные факты в различных сферах жизни.

Социология молодежи тесно связана с отраслевыми социологиями (социологией воспитания, города, искусства, культуры, личности, права, религии, свободного времени, труда и т. д.). Проблемы молодежи исследуются как в контексте всего общества, его основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцированно - как особой социальной группы с присущими ей признаками и свойствами. Следует отметить, что проблемы молодежи России и ее регионов во многом вызваны теми объективными процессами, которые протекают в современном мире: урбаниза-

цией, повышением удельного веса в обществе пенсионеров, лиц преклонного возраста, сокращением рождаемости. Вместе с тем они имеют и свою специфику, поскольку опосредованы российской действительностью и той политикой, которая проводилась и проводится по отношению к молодежи.

В современной России идет обновление подходов к социальным проблемам молодежи, к исследованиям молодежной проблематики. «Показателями этого являются и принятие Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, и попытки создать на федеральном уровне самостоятельный орган, координирующий молодежную политику, и поддержка государством многочисленных молодежных организаций» . Обществом осознаются наличие глубоких проблем в области социального положения молодежи и необходимость их исследования и решения. Растет понимание того, что «молодежный фактор» во многом определяет направленность грядущих в обществе процессов, возможность социальной стабилизации и экономического роста .

Рассматриваемая отрасль социологии изучает молодежь как особую социальную группу, ее роль и место в воспроизводстве общества, возрастные границы, потребности и способы деятельности, процесс социализации молодых людей, их социально-профессиональную ориентацию и адаптацию в коллективе, неформальные молодежные объединения и движения с учетом классовых, гендерных, этнических, государственных и региональных особенностей. Она интересуется также теми проблемами социальной жизни, которые относятся к общесоциологическим и в то же время затрагивают молодежь (образование, семья, брак) либо находят своеобразное преломление в молодежной среде (особенности воспитания, развитие социальной и политической активности и т. д.).

Объектом исследования данной науки является молодежь как феномен социальной жизни и субъект социальных отношений. Ее задачами выступают из-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

учение роли и места молодежи в развитии общества, запросов, интересов, потребностей, ценностей, социальных ожиданий молодых людей, формирования у них активной жизненной позиции, стиля жизни и поведения; рассмотрение особенностей адаптации в различных социальных сферах; изучение жизненных планов и определение оптимальных условий их реализации; исследование резервов социальной активности и причин пассивности включения молодежи в социальное управление на различных уровнях; определение морально-психологической готовности к труду или безработице.

Молодежь является объектом изучения многих социально-гуманитарных наук: психологии, педагогики, демографии, права, политологии, философии, истории, социологии. Для понимания специфики социологии молодежи целесообразно определить ее место в ряду других, граничащих с ней отраслей социологии. Интересуясь возрастной дифференциацией общества, социология молодежи соприкасается с такими областями, как исследования детства, пожилых людей, жизненного цикла разных поколений. Они имеют общую проблематику (возрастные границы, возрастная дискриминация, смена поколений, специфика переходного социального статуса, последовательность жизненных событий), а также методику возрастных исследований, направленную на изучение изменяющегося во времени объекта (ретроспективная, профессиональная стратегия, повторные или панельные исследования, событийный анализ). Однако юность как предмет исследования не может быть сведена только к возрастным границам жизненного цикла, так как существует еще и социальный аспект процесса взросления, рассматриваемый в понятиях теории социализации. Таким образом, социология молодежи пересекается с социологией образования, культуры, семьи, затрагивая проблемы воспитания, социализации, социального контроля и самоопределения, кризисов самоидентичности, обусловленных переходом из одного статуса в другой.

Как уже отмечалось, выделение социологии молодежи в отдельное направление относится ко времени «молодежной революции» 1960-х гг. На этой волне стали популярными идеи К. Мангейма о новых поколениях как источнике социального прогресса, М. Мид о типах культурного контакта поколений на разных этапах исторического развития; появились разнообразные трактовки межпоко-ленного конфликта и молодежной культуры. Позднее, с изменением ситуации на рынках труда и ростом численности молодых людей с высоким уровнем образования, в западных странах акценты в исследованиях молодежи опять переместились в сторону социально-экономических проблем (образования, политического выбора молодежи, рынка труда, молодежной субкультуры и профессиональной ориентации).

В советской социологии проводившиеся в 1960-е гг. исследования молодежи имели иной социальный контекст. Во-первых, в процессе общего возрождения социологических исследований на волне политической «оттепели» данная область развивалась главным образом в опросах общественного мнения. Этому способствовало создание многочисленных социологических групп при обкомах и горкомах комсомола, изучавших общественное мнение молодежи по «актуальным проблемам» современности. Во-вторых, интерес к молодежной проблематике со стороны государства направлялся потребностью удержать молодое поколение в рамках коммунистических идеалов. В те годы множество публикаций и диссертационных работ было посвящено «молодежной революции» на Западе. Такие исследования широко приветствовались, так как партийное руководство стремилось избежать подобных явлений в Советском Союзе.

Противоречия развития социологии молодежи в те годы заключались в том, что в идеологии государства превалировало отношение к молодежи лишь как к объекту воспитания, целью которого было формирование личности «молодого строителя коммунизма». Следова-

тельно, центральную тему исследований составлял вопрос о социалистических идеалах молодого поколения и приверженности молодежи революционным традициям отцов. Воспитание молодежи сводилось к усвоению господствующих в обществе норм и ценностей, идеологических постулатов дедов и отцов. Молодежная субкультура и неформальные молодежные движения рассматривались как формы девиантного поведения, а ок-тябрятско-пионерские организации и комсомол - как инструменты официальной партийной политики. Такая формула прочно утвердилась в советской педагогике и политико-воспитательной работе. Советская геронтократия инфантилизи-ровала общество: недоверие к молодежи выразилось в искусственном продлении возрастных рамок юности (и соответственно принадлежности к комсомолу как молодежной организации) до 28 лет. На сегодняшний день молодым можно считать человека до 35 лет.

В конце 1970-х- 1980-е гг. социальный заказ государства социологам выразился в исследовании проблем коммунистического воспитания молодежи. Именно так и определялась в постановлении Президиума Академии наук СССР в 1968 г. одна из задач вновь созданного Института конкретных социальных исследований.

Преобразование российского общества в 1990-е гг. вызвало к жизни новые направления в области молодежных исследований, касающиеся проблем рынка труда, безработицы, социальной защиты молодых людей. В течение ряда лет под руководством В. Т. Лисовского разрабатывалась комплексная научная программа «Молодежь России», направленная на формирование социальной политики в отношении молодежи. Суть концепции программы заключается в определении и реализации приоритетных направлений формирования успешного, ответственного молодого поколения, и сре-

ди них «Гражданское воспитание молодежи», «Включение молодежи в социально-экономическую жизнь страны», «Эффективное взаимодействие с молодыми людьми в информационном пространстве» и т. д. В реализации программы принимают участие социологи из разных регионов страны.

Социология молодежи в настоящее время столкнулась с возникновением новых социальных групп: безработных, бездомных, военных наемников, профессиональных военных, участвовавших в подавлении беспорядков на территории собственной страны. В центре внимания социологов оказались проблемы молодежного рынка труда, миграции и трудовой эмиграции, «утечки мозгов», потребительского и гендерного поведения молодежи.

Современной российской социологии молодежи предстоит осмысление проблем социальной защиты этой категории населения, рынка труда, социального неравенства и растущих различий в жизненных шансах отдельных групп молодежи, ее образования и политического участия.

Междисциплинарный характер социологии молодежи будет усиливаться. Наблюдающееся объединение социологического подхода с психологическим, этнографическим, демографическим и антропологическим - не просто дань моде, а способ дальнейшего развития социального знания в образовательной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Болотин, И. Региональная молодежная политика в социологическом измерении / И. Болотин, Л. Гегель // Высш. образование в России. - 2008.- № 12. - С. 157-159.

2. Волков, Ю. Г. Социология молодежи: учеб. пособие / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, Ф. Д. Кадария и др. ; под ред. Ю. Г. Волкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 576 с.

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ - отрасль социологической науки, предметом которой является изучение молодежи как социально-демографической группы, ее роли в общественном воспроизводстве, положения в социальной структуре и взаимодействия с другими общественными группами, особенностей ее сознания и социального поведения. Молодежные проблемы, являющиеся предметом социологии молодежи, подразделяются на две большие группы. К первой относится изучение специфически молодежных социальных проблем: определение сущности молодежи как общественной группы, особенностей ее социального положения (статуса), места и роли в общественном воспроизводстве; установление критериев ее возрастных границ; изучение особенностей сознания (потребностей, интересов, ценностей) и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, анализ соц. аспектов деятельности неформальных молодежных объединений и движений. Другую важную область научного анализа составляют такие проблемы, которые являются общесоциологическими и в то же время либо преимущественно касаются молодежи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфические проявления в молодежной среде (особенности воспитания, развитие социальной и политической активности молодежи, ее место и роль в структурах власти, специфика ее социальных противоречий и конфликтов и т.д.).

На разных этапах становления социологии молодежи широко использовались как общесоциологические теории, трансформированные с учетом специфики объекта исследования, так и частные концепции (см. Молодежь). Их многообразие можно свести к следующим направлениям: 1) психоаналитическое, основанное на выводимой из психоанализа концепции жизненного пути личности. Определение молодежи с позиций данной научной ориентации базируется на возрастных психофизических особенностях личности молодого человека, на выводах 3. Фрейда, развитых его учениками и последователями неофрейдистского направления (Р. Бенедикт, Э. Эриксон и др.). Преодолев известный биологизм Фрейда, отечественные социологи сумели осмыслить процесс развития личности молодого чел. в непосредственном его взаимодействии с социумом (В.М. Боряз, И.С. Кон). Это послужило толчком к системному исследованию процесса социализации молодежи, возрастной периодизации ее жизненного пути, социальных и социально-психологических проблем труда, образования, досуга различных категорий (С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, А.И. Ковалева); 2) структурно-функциональное направление, объединяющее концепции, связанные со структурным анализом молодежи как социально-демографической группы. Молодежная группа рассматривается как система позиций, заполняемых индивидами, что означает для них приобретение некоторого социального статуса и исполнение определенной социальной роли (Ш. Айзенштадт). Разработка концепций межпоколенного взаимодействия, внутри- и межгенерационной мобильности способствовала системному исследованию процесса интеграции молодежи в социальную структуру. Предметом анализа стали тенденции социальной мобильности молодежи, формирования молодых пополнений рабочего класса, крестьянства и интеллигенции (М.Н. Руткевич, В.И. Староверов, Ф.Р. Филиппов); 3) культурологическое направление, рассматривающее социальные явления, в том числе и специфически молодежные, под углом зрения феноменологии человеческой культуры (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман). Субъективные проявления поведения реально действующих молодых людей фиксируются и концептуализируются как последствия объективных процессов, отражающихся в определенных типах культуры. Соответствующие сущностные определения молодежи интерпретируются в качестве форм субкультуры (В.Ф. Левичева, А.И. Шендрик). Установление социально-субъектных характеристик молодежи лежит в основе тезаурологического подхода (В.А. Луков), в соответствии с которым важнейшими составляющими, определяющими молодежь, являются распространенные в этой группой тезаурусы, представляющие собой ценностно-нормативные и мотивационно-ориентационные комплексы. Это позволяет глубже исследовать символический и предметный мир молодых людей (одежда, сленг, символика, музыка); 4) рискологическое направление. Этот подход послужил основой концептуализации молодежи как периода неопределенности. Центральным пунктом ее социологического изучения становится риск. В основе этого подхода лежит отношение к молодежи как к жертве общества и одновременной угрозы ему (К. Роберте, Э. Ферлонг), рассмотрение молодежи как андеркласса (Р. Макдональд, Г. Уильямсон). Это способствовало углубленному изучению социального исключения молодежи (Дж. Байнер, Б. Коле). В отечественной социологии молодежи с позиций рискологического подхода разработана концепция молодежи в обществе риска (Ю.А. Зубок); 5) социальное развитие молодежи. В основе данного направления лежит концепция молодежи, в соответствии с которой ее социальную сущность как социально-демографической группы определенный особой ролью и местом в воспроизводстве и обновлении общества (В.И. Чупров). В процессе смены поколений молодежь реализует свои важнейшие социальные функции: воспроизводственную, трансляционную, инновационную. Тем самым осуществляется ее социальное развитие, являющееся одним из условий расширенного воспроизводства социальной структуры общества.

В. И. Чупров

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 462-463.

Литература:

Боряз В.М. Молодежь: Методол. проблемы иссл-я. Л., 1979; Молодежь России: соц. развитие. М., 1992; Соц-я молодежи: Учеб. СПб., 1996; Ковалева А.И., Луков В.А. Соц-я молодежи: теор. вопр. М„ 1999; Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильяме К. Молодежь в об-ве риска. М., 2002; Зубок Ю.А. Проблема риска в соц-и молодежи. М., 2003.

Социология молодежи изучает молодежь как особую социальную группу, ее роль и место в воспроизводстве общества, возрастные границы, потребности и способы деятельности, процесс социализации молодых людей, социально-профессиональную ориентацию и адаптацию в коллективе, неформальные молодежные объединения и движения с учетом классовых, гендерных, этнических, государственных и региональных особенностей.

Социология молодежи интересуется теми проблемами социальной жизни, которые являются общесоциологическими и в то же время затрагивают молодежь (образование, семья, брак, политика, досуг), либо находят своеобразное преломление в молодежной среде (особенности воспитания, эффективность его форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности).

Социология молодежи - это отраслевая социология, изучающая социальную жизнь молодежи во всем многообразии ее проявлений. Объектом социологии молодежи является молодежь как феномен социальной жизни и субъект социаль-ных отношений.

Социология молодежи как наука выстраивается на трех взаимосвязанных уровнях:

1) общеметодологическом, основанном на подходе к познанию молодежи как общественного феномена;

2) специально-теоретическом, раскрывающем специфику, структуру молодежи как социально-демографической группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и социально-психологическую специфику образа жизни, динамику ценностных ориентаций;

3) эмпирическом, анализирующем на основе социологических исследований конкретные факты в различных сферах жизни.

Предметом социологии молодежи является: изучение роли и места молодежи в развитии общества, запросов, интересов, потребностей, ценностей, социальных ожиданий; формирование активной жизненной позиции, стиля жизни и поведения, рассмотрение особенностей адаптации в различных социальных сфе-рах; изучение жизненных планов и определение оптимальных условий их реализации; исследование резервов социальной активности и при-чин пассивности, включенности молодежи в социальное управление и самоуправление на различных уровнях; определение морально-психологической готовности к труду и безработице, и т.д.

Со-циология молодежи формировалась и развивалась на базе демографи-ческого разделения возрастных когорт для исследования социально-демографической группы, которая находится в процессе социализации и подготовке к замещению уходящего поколения и воспроизводству социальной структуры общества. Возрастные рамки юности и молодо-сти, специфика процесса социализации определяется конкретно-историческими условиями общества и его культурными традициями. В разных странах и культурах процесс социализации протекает неравномерно. Поэтому границы молодежного возраста в различные временные интервалы и при определенных социально-экономических условиях развития страны определяется по-разному. Например, в начале XX века этот возраст определялся от 10-12 до 20 лет, а в на-стоящее время от 17 до 28-30 лет.

Выдвижение социологии молодежи в отдельную отрасль социологического знания относится к молодежной революции 60-х годов XX века, когда потребность в понимании сути молодежного протеста привела к росту внимания исследователей к молодежной проблематике. Та же ситуация происходит и сегодня, когда после десятилетия реформ социологи начинают проводить исследования по изучению наиболее болезненных точек молодежного поведения таких как политический экстремизм, безработица, наркомания, подростково-молодежная преступность, кризисная социализация молодежи.

Как отмечает профессор В.Т. Лисовский, всплеск общественного интереса к молодежным проблемам сегодня связан с кризисом в российском обществе, который породил новый конфликт поколений, не исчерпывающийся традиционным для любого общества рас-хождением «отцов» и «детей»во взглядах на одежду и прическу, музы-ку, танцы и манеры поведения. В России он касается философских, мировоззренческих, духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на экономику и производство, материальную жизнь общества. Поколение «отцов» оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам практически отсут-ствует.

Социальные ценности, которыми жили «отцы», в новой исто-рической ситуации в подавляющем большинстве утратили практиче-ское значение и в силу этого не наследуются «детьми», поскольку не приемлемы ни для настоящей, ни для будущей жизни. В российском обществе налицо разрыв поколений, отражающий разрыв исторического развития. Мировой опыт свидетельствует, что недостаточное внимание к вступающему в жизнь молодому поколению превращает его в мощный фактор дестабилизации общества.

В рамках советской и российской социологии молодежи можно выделить как характерные для мировой социологии, так и специфические «советские» черты. К числу последних можно отнести следующие: рассмотрение молодежи как компонента социальной структуры и элемента мобильности в связи с проблемами образования рынка труда и демографическими проблемами. Существенно слабее в российской социологии, чем в западной разработана проблемы поколенческих и культурных изменений молодежной субкультуры, политического про-теста и экстремизма, которые стали рассматриваться лишь в 90-е годы XX века.

Классификацию социальных проблем молодежи можно проводить по разным основаниям: по территориальному признаку можно выделить молодежные проблемы, свойственные индустриальным странам; проблемы, присущие отдельным регионам; проблемы, характерные для отдельно взятой страны; по временному признаку можно рассматривать так называемые «вечные» проблемы, например, взаимоотношения поколений, и проблемы, порожденные конкретной эпохой; по системному признаку могут быть исследованы общие проблемы молодежи, присущие данному обществу и его уровню развития, касающиеся разных групп населения, и чисто молодежные проблемы, свойственные именно этой социальной группе, обусловленные ее положением и ролью в обществе.

Молодежь является объектом изучения многих социально-гуманитарных дисциплин: философии, педагогики, демографии, политики, социологии, психологии. Социология молодежи тесно соприкасается с такими областями, как исследования детства, семьи и брачно-семей-ных отношений, возрастных кризисов и межпоколенческих отношений.

В советской социологии длительное время молодежь не рассматривалась как самостоятельная демографическая группа, поскольку выделение такой группы не укладывалось в существующее представление о классовом устройстве общества и его социально-политическом единстве. Чаще всего молодежь выступала как часть рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, студенчества.

Одно из первых социологических определений понятия «молодежь» в конце 1960-х годов было сформулировано основателем ленинградской школы исследований молодежных проблем социологом В.Т. Лисовским: «Молодежь – это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоив-ших) образовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выпол-нению социальных ролей. В зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение дал И.С. Кон: «Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупно-сти возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологиче-ски универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».

Таким образом, в определении молодежи можно выделить следующие характеристики, отличающие молодежь от других групп:

Возрастные границы молодежного возраста;

Специфика социального статуса;

Ролевые функции и особен-ности поведения;

Характеристики социально-демографической группы;

Социально-психологические характеристики;

Процесс социализации в конкретный исторический период;

Са-моидентификация и самоопределение молодежи как социальной груп-пы.