Самые сложные вопросы егэ по обществознанию. ЕГЭ по обществознанию: разбираем задания с учителем. Иван, г. Иркутск

ЕГЭ по обществознанию — самый популярный экзамен по выбору после обязательных ЕГЭ по математике и русскому языку. По данным прошлых лет, обществознание выбирало более половины выпускников, а в 2013 году его сдавало 69,3%! И вместе с тем это — один из сложнейших экзаменов . В этом году ЕГЭ по обществознанию не сдали 5,3% выпускников, а это около 25 тысяч человек! В чем причина такого неуспеха?

Пять ловушек обществознания

Среди выпускников распространено ошибочное мнение, что обществознание — один из самых легких предметов . Многие из них уверены, что по нему-то уж можно "что-нибудь наболтать". Это и есть первая ловушка обществознания. Ученики опираются на свой опыт устных ответов в классе, где действительно можно наговорить много, а учитель сам вычленит из сказанного верный ответ. На ЕГЭ же, где даже развернутые ответы части С состоят всего из нескольких предложений, невозможно "наболтать", а нужно давать четкие ответы.

И вот перед нами вторая ловушка обществознания: знание терминологии и умение ею оперировать . Если терминологию можно выучить, то способность ею оперировать требует навыков логического мышления: умения сопоставлять и анализировать. А это значит, что ЕГЭ по обществознанию в большей мере, чем любой другой экзамен, предполагает не простое воспроизведение заученного материала, а его "препарирование", что гораздо сложнее.

ЕГЭ по обществознанию — это настоящий интегральный экзамен: он включает в себя пять тем, относящихся к разным наукам : экономике, праву, философии, социологии и политологии. У каждой науки свой понятийный аппарат: терминология, подходы к оценке и анализу. Это и есть третья ловушка — ученику необходимо освоить всю терминологию и логику каждой из пяти наук. Сложность ЕГЭ по обществознанию состоит в том, что, в отличие от, например, математики, где геометрические задачи занимают четкое место в структуре экзамена, вопрос на сопоставление может быть как в теме экономики, так и социологии. Следовательно, ученику надо, в первую очередь, определить, с какой дисциплиной он имеет дело, а потом "включить" нужный понятийный аппарат.

ЕГЭ по обществознанию сдают на многие специальности — на экономику, юриспруденцию, государственное управление, архитектуру, таможенное дело, логистику и другие специальности гуманитарного и социально-экономического профиля.

При подготовке к ЕГЭ по обществознанию сложно избежать и четвертой ловушки: многочисленных учебников и пособий . Часть из них, к сожалению, не всегда добросовестна и может сослужить плохую службу. За основу лучше всего брать два базовых учебника — Кравченко и Боголюбова, которые используются в большинстве школ. Однако надо иметь в виду, что школы могут использовать учебники разных лет, а ФИПИ в своих разработках ЕГЭ опирается на последние издания.

Пятая ловушка ЕГЭнедостаточное количество часов , которое отводится этому предмету в школе. Это связано, в первую очередь, с парадоксами развития российского образования. По мере своего совершенствования ЕГЭ по обществознанию усложняется, а в школе в это время идет отход от профильного изучения данного предмета. И это несмотря на то, что он востребован более чем в 30% гуманитарных вузов. Сегодня обществознание в школьной программе существует только как базовый предмет, которому уделяется всего один час в неделю.

Как же избежать ловушек и превратить их в плюсы при подготовке?

Вот пять конкретных советов, которые дает одиннадцатиклассникам Максим Сигал, руководитель отдела преподавания из учебного центра MAXIMUM по подготовке к ЕГЭ:

"Не стоит недооценивать этот экзамен. Многие ученики относятся к обществознанию как к чему-то очень простому, где можно почти не готовиться, а просто давать ответы по логике — это определенно неверно!"

Первая ловушка: выбирая этот предмет, объективно оцените свои знания. Относитесь к обществознанию как к точной науке.

Вторая ловушка: учите терминологию и тренируйтесь мыслить логически. Все типы заданий описаны в материалах ФИПИ. Ищите ответы на вопросы, узнайте, что конкретно требуется в данном ответе и как оценивается каждый ответ. В развернутых заданиях уточните, какой объем надо написать для ответа на каждый вопрос.

Третья ловушка: научитесь различать терминологию каждой из пяти дисциплин, входящих в ЕГЭ по обществознанию. При ответе первое, что нужно сделать, это определить дисциплину, с которой придется иметь дело.


Четвертая ловушка: с осторожностью выбирайте пособия для подготовки к ЕГЭ по обществознанию: ряд из них использует неупотребляемую терминологию и понятия. Учитывайте изменения, которые внесены в ЕГЭ-2014 по сравнению с 2013 годом, а именно:

  1. Усложнено задание В5. Общее число приведенных в условии задания суждений увеличивается с 4 до 5. Нужно распределить их по трем, вместо прежних двух, группам суждений: факты, оценки, теоретические утверждения. Здесь очень легко запутаться в оценках и теоретических утверждениях. Следует помнить, что теория — это заученное знание, а оценка — это собственное мнение.
  2. Темы, предлагаемые для написания эссе, сгруппированы в пять блоков вместо прежних шести. Темы, раскрываемые с учетом положений социологии и социальной психологии, теперь включаются в одно общее направление. Это облегчает написание задания на данную тему, так как грань между терминологией этих двух дисциплин не всегда различима.
  3. За эссе максимально можно получить 5 баллов. Здесь важно помнить, что если не раскрыт смысл высказывания, то работа просто не проверяется. Дополнительные баллы даются за приведение теоретического обоснования, а самые высокие — за фактическую аргументацию.

Пятая ловушка: недостаточное количество часов можно компенсировать только одним — дополнительной подготовкой к ЕГЭ по обществознанию на верно и своевременно выбранных курсах.

Многие родители ужаснутся, прочитав этот материал. Это так непросто и требует времени и усердия для подготовки! Но стоит ли пугаться, ведь все мы хотим научить своих детей способности самостоятельно рассуждать и логически мыслить. Часто в адрес ЕГЭ звучат обвинения: этот формат экзамена, дескать, "оболванивает" детей, заставляет преподавателей вместо передачи знаний заниматься "натаскиванием" на экзамен. Нам ведь это не нравится, не так ли? Так надо радоваться, что с ЕГЭ по обществознанию все наоборот — в процессе подготовки к нему дети учатся мыслить и использовать полученные ими знания. Не к этому ли стремится большинство родителей?

Обсуждение

Если государственные учебники Боголюбова и Кравченко плохие, то и тесты, составленные на основе этих учебников тоже всегда будут плохими. В этом состоит основная проблема при сдаче ЕГЭ по обществознанию. Единственный выход - менять базовые учебники, менять стандарты по обществознанию и менять тесты. Советую использовать для преплдавания мой учебник - Валерий Стариков "Интересное обществознание", который опубликован на российской и англоязычной Википедии:
[ссылка-1]

05.01.2019 17:15:47, Валерий Стариков

Бесполезная информация,много воды,спасибо за потраченное время

21.11.2017 18:08:06, JonikNE@

22.03.2016 22:47:59, Ашати

Комментировать статью "ЕГЭ по обществознанию: 5 ловушек популярного экзамена"

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Репетиторы. Образование детей. Стаж репетиторской работы 4 года. Подготовка к ЕГЭ - занятия проводятся индивидуально и в группе. Группы от 3-5 человек - 1500 руб. за 90 мин.(организатору группы первое занятие бесплатно)...

Обсуждение

Психология, биология или инст физкультуры? Больше этот комплект вроде никуда не идет.
Если школа не выгонит с профилей, то можно и не париться пока, огэ на 3ку еще не страшно.
А вот к егэ насчет знаний надо будет напрячься - не реп, так курсы. Школы к егэ не готовят, максимум дают правильный базовый набор знаний, на основе которых можно еще позаниматься

К огэ спокойно самим готовится. Брать и решать-решать билеты. В огэ нет ни чего сложного, тратить деньги в пустую не стоит.... А к егэ уже готовится с преподавателями.

Раздел: ЕГЭ и другие экзамены (ЕГЭ по обществознанию). обществознание. А у ваших был опыт сдачи ненужных экзаменов воообще без малейшей подготовки? В прошлом году сдавала дочка обществознание. Ни дня с репетитором, на курсах и т.д., только школьные...

История и обществознание - как готовить. ЕГЭ и другие экзамены. Подростки. Подробнее об условиях подготовки к ЕГЭ можете узнать на сайте репетиторского центра Пифагор [ссылка-1] Запись на все курсы производится через сайт.

Порекомендуйте проверенных репетиторов по обществознанию, английскому и русскому языку для подготовки к ЕГЭ. Мальчик в 11 классе. Если репетитор реально хороший будем ездить в любой район, либо рассматриваем занятия по скайпу.

Эфеективная подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Выбираем вариант эффективной подготовки по общаге на будущий год. Порекомендуйте проверенных репетиторов по обществознанию, английскому и русскому языку для подготовки к ЕГЭ.

Обсуждение

У ребенка моей подруги был очень хороший репетитор по обществознанию, девочка сдала ЕГЭ на 97 баллов, хотя училась последний год в деревне и уровень был низким. Причем занимались всего полгода и дистанционно - репетитор живет в Москве. Могу узнать контакты, если кому-то будет нужно.

Всем почти летний привет! Для многих уже отгремели «последние звонки», настала пора финишной прямой по подготовке к ЕГЭ. И обществознание не исключение. Многие только только начинают готовиться, это вообще жесть. Но что поделаешь, у всех голова работает по-разному.

Однако в преддверии экзамена хочу вам преподнести небольшой подарок: мои вопросы, которые я обычно задаю по обществу. Многие спросят: «Зачем вопросы, когда есть кодификатор тем КИМ ЕГЭ?». Немедленно отвечаю: вопросы — это основа нашего мышления. Умение задать вопрос и отвечать на него это серьезное искусство. И если вы без промаха сходу ответите на все эти вопросы, можете быть уверены, что первую часть теста вы напишите без ошибок.

Потому что первая часть теста ЕГЭ по обществу проверяет ваши знания, а вторая — навыки решения тестов. Если в вопросах возникли проблемы, то еще не поздно взять наш видеокурс по обществу и с его помощью не только восполнить пробелы, но и получить четкое представление, как решать тесты ЕГЭ. Ок, вот вопросы.

Вопросы по обществу

Человек и общество

  1. Что такое мировоззрение?
  2. Что такое деятельность?
  3. Какова структура деятельности?
  4. Что такое развитие?
  5. Что такое прогресс?
  6. Каковы признаки традиционного общества?
  7. Каковы признаки индустриального общества?
  8. Каковы признаки постиндустриального общества?
  9. Что такое потребности?
  10. Что такое культура?
  11. Что такое искусство?
  12. Что такое познание?
  13. Что такое наука?
  14. Что такое религия? Назовите формы религии?
  15. Какие теории общественного прогресса знаете?

Социальная сфера

  1. Что такое социальное?
  2. Что такое социальный факт?
  3. Что такое социальная стратификация?
  4. Что такое социализация?
  5. Что такое социальная группа, каковы ее признаки?
  6. Охарактеризуйте виды социальных групп?
  7. Как соотносятся понятия социальная роль и социальный статус?
  8. Какие виды социализации знаете?
  9. В чем причины социальной стратификации?
  10. Что такое социальная мобильность?
  11. Что такое личность?
  12. Как соотносятся между собой понятия: индивид, индивидуальность и личность?
  13. Что такое девиация, назовите ее виды?
  14. В чем причины девиантного поведения, какие есть теории?
  15. Какие формы социального взаимодействия знаете?
  16. Что такое социальный конфликт?
  17. Какие знаете теории социальной стратификации?
  18. Как соотносятся понятия: социальная группа и общность, группа и социальный институт?
  19. Назовите отличие социальной группы «семья» от социального института «семья»?
  20. Что такое этнос, этносоциальная общность?

Политическая сфера

    1. Что такое политика?
    2. Что такое власть?
    3. Чем отличается легальность власти от легитимности?
    4. Что такое кризис легитимности, каковы его признаки?
    5. Какие теории политики знаете?
    6. Политика это больше социальное явление или уникальное политическое?
    7. Что такое политический процесс?
    8. Что включается в себя политическая система?
    9. Назовите признаки государства?
    10. Назовите призаки тоталитарного государства, политической системы?
    11. Назовите призаки авторитарного государства, политической системы?
    12. Назовите призаки демократического государства, политической системы?
    13. Назовите все классификации форм государства и каждый охарактеризуйте?
    14. Что такое гражданского общество?
    15. Назовите примеры гражданских ассоциаций.
    16. Что такое партия, назовите признаки партий?
    17. Что такое группы интересов, давления, лобби?
    18. Что такое политическая элита?
    19. Какие теории политической элиты вы знаете?

Экономическая сфера

  1. Что такое прибыль?
  2. Как функционируют деньги?
  3. Как соотносятся понятия спрос и предложение?
  4. Что такое: инфляция, деноминация, нуллификация, девальвация, ревальвация,дефляция — приведите примеры?
  5. Что такое издержки? Объясните и проиллюстрируйте примерами: явные издержки, неявные, бухгалтерские экономические?
  6. Назовите типы рынков и проиллюстрируйте примером каждый?
  7. Назовите типы хозяйствования и проиллюстрируйте их примерами?
  8. Что такое ценные бумаги, приведите виды, примеры?
  9. Объясните, что такое экономические циклы и проиллюстрируйте их примерами?

Право

  1. Что такое источник права? Назовите источники права, которые знаете?
  2. Что такое закон?
  3. Какие виды законов в РФ Вы знаете?
  4. Что такое юридический факт?
  5. Что такое правосубъектность?
  6. Как соотносятся дееспособность и правоспособность?
  7. Назовите объект права: гражданского, трудового, административного, уголовного, семейного?
  8. Что такое эмансипация?
  9. Что такое срок исковой давности? Какие три основных срова Вы знаете?
  10. Назовите ключевые признаки правонарушения?
  11. Назовите ключевые признаки преступления?
  12. Назовите стороны судопроизводства в праве

Кстати, вопросы по истории, я уже ранее

ЕГЭ по обществознанию состоит из двух частей, которые в сумме содержат 29 заданий.

Первая часть содержит 20 заданий с кратким ответом.

Ответ на задания первой части дается соответствующей записью в виде слова или словосочетания или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.

Задания 1–3 – понятийные задания базового уровня – нацелены на проверку знания и понимания биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, закономерностей и тенденций развития общества, основных социальных институтов и процессов.

Задания 4–19 базового и повышенного уровней, направлены на проверку сформированности умений:

Задания этой группы представляют традиционные пять тематических модулей обществоведческого курса:

  1. человек и общество, включая познание и духовную культуру (задания 4–6)
  2. экономика (задания 7–10)
  3. социальные отношения (задания 11, 12)
  4. политика (задания 13–15)
  5. право (задания 16–19)

Вторая часть содержит 9 заданий с развернутым ответом.

В заданиях второй части ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.

Задания второй части (21–29) в совокупности представляют базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс средней школы (социальную философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Части работы Количество заданий Максимальный первичный бал Тип заданий
1 часть 20 35 Краткий ответ
2 часть 9 27 Развернутый ответ
Итого 19 62

Время

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут .
Рекомендуемое время для выполнения различных заданий:

  • для каждого из заданий 1–3, 10: 1–4 минуты
  • для каждого из заданий 4–9, 11–28: 2–8 минут
  • для задания 29: 45 минут

По обществознанию на высокий балл, либо стать призёром (победителем) олимпиады по данному предмету. Цель в обоих случаях одна: обеспечить ребёнку поступление в престижный вуз на актуальную специальность.

По мнению школьников и многих взрослых, обществознание является не самым сложным предметом. По этой причине сегодня ЕГЭ по обществознанию выбирает каждый второй выпускник. Действительно, благодаря общей эрудиции, неплохим знаниям в области истории и литературы, можно сдать ЕГЭ по обществознанию выше минимального порога. Однако добиться высоких результатов (от 75 баллов и выше) без тщательной подготовки невозможно. Ежегодно только в Москве 5% выпускников проваливают экзамен по обществознанию.

Итак, как выбрать репетитора ЕГЭ по обществознанию? Какие вопросы ему необходимо задать на первой встрече?

ВОПРОС ПЕРВЫЙ: Какое у вас образование? И где вы работаете?

Однозначно, это профильное образование, желательно педагогическое. Например, диплом по специальности по профилю «Обществознание», или «Обществознание и право», или . Приветствуется наличие сертификатов о повышение квалификации по профилю: «Углублённая подготовка учащихся к творческим заданиям ЕГЭ» или «Решение олимпиадных заданий».

Теперь разбёремся с местом работы. С подготовкой к и ЕГЭ лучше справится школьный учитель: он знает слабые стороны учеников, у него больше опыта работы с аудиторией данного возраста, он разбирается в детской психологии, он регулярно готовит школьников к ЕГЭ по обществознании.

Для подготовки к Всероссийской олимпиаде по обществознанию и «перечневым» олимпиадам лучше обратиться к вузовским преподавателям. Такой репетитор, как правило, ведёт несколько смежных дисциплин, например, политологию, историю и обществознание. У него выше квалификация, широкий кругозор, поэтому практической пользы от такого репетитора будет больше. Но ребёнок, с которым будет работать вузовский репетитор, должен очень хорошо понимать и любить предмет и не бояться нагрузок. Ведь олимпиадные задания выходят далеко за пределы школьной программы.

ВОПРОС ВТОРОЙ: Какие сложности существуют в заданиях ЕГЭ по обществознанию? Каковы критерии оценки развёрнутых ответов?

Чем больше нюансов и подводных камней сможет расписать репетитор, тем больше он знает о ЕГЭ по обществознанию.

Например, задания Ч1 так или иначе связаны с выбором ответа из нескольких предложенных вариантов. Но это не просто вопрос и варианты ответов. В заданиях №4-9; №11; №13-20 Ч1 могут быть несколько правильных ответов. Но сколько именно: 2, 3 или все 5, экзаменуемый должен понять самостоятельно. Более того, важно знать и нюансы оценивания таких заданий. Если в ответе указана одна лишняя цифра или наоборот одной цифры не хватает - снимается 1 балл. Если указаны 2 и более неправильных ответов - снимаются все баллы.

В задании №21 ответы могут быть разбросаны по всему тексту, важно внимательно прочитать текст. Многие совершают ошибку в структуре ответа, важно сформировать ответ в формате вопроса.

Или вот, отвечая на последний вопрос, выпускники используют Черновик, но забывают вписать в него тему эссе. А это прописано в условиях задания. При проверке эссе эксперт имеет полное право снять за эту «ошибку» балл(ы).

ВОПРОС ТРЕТИЙ: Какие УМК и дополнительные материалы будут использованы для подготовки выпускника к ЕГЭ по обществознанию? (Какими материалами вы пользуетесь при подготовке школьника к олимпиаде по обществознанию?)

Как признаются сами учителя и эксперты ЕГЭ по обществознанию, не один современный школьный учебник по обществознанию не способен полноценно подготовить школьника к сдаче ЕГЭ. Почему? А потому, что ЕГЭ по обществознанию - это междисциплинарный экзамен, который включает в себя разделы нескольких смежных наук, таких как право, философия, экономика, политология и социология. По этой самой причине в помощь выпускникам руководство некоторых школ частенько вводит дополнительные предметы или спецкурсы, как право, экономика, политология, социология и даже философия.

Учебники, пособия, энциклопедии, предложенные репетитором, должны быть не только по обществознанию. Это могут быть дополнительные учебники по праву, экономике, социологии, обязательно Конституция РФ. Учебники и пособия должны быть рекомендованы Министерством образования и науки России. Очень важно готовиться по новым книгам, в старых пособиях часто используются понятия и терминология, вышедшие из употребления.

Практику решения тестов можно наработать на заданиях прошлых лет ЕГЭ по обществознанию. Открытый банк заданий ЕГЭ - официальный источник тестов ЕГЭ от разработчиков КИМов (ФИПИ). Ответы и решения можно найти в пособиях по подготовке к ЕГЭ по обществознанию. Как и в случае с учебниками, необходимо пользоваться качественными решебниками, которые издают крупные издательства («Дрофа», «Просвещение» и т.д.).

ВОПРОС ЧЕТВЁРТЫЙ: Как будут проходить уроки?

Опытные репетиторы отмечают, что на занятиях необходимо много времени уделять практике, а именно:

  • нарабатывать навык решения тестов;
  • больше разбирать задания повышенного, профильного уровня, так как на ЕГЭ часто попадаются вопросы сложнее, чем в методичках и тренировочных работах;
  • подготовка к обществоведческому эссе.

Про нюансы с тестовыми заданиями писали выше. Остановимся на втором пункте -сверхсложных заданиях. В заданиях КИМ ЕГЭ по обществознанию встречаются вопросы, ответы на которые изучают студенты гуманитарных специальностей аж на 2-3 курсе. Например, вопрос из модуля «Право» затрагивает тему видов юридических лиц, а именно коммандитное товарищество.

Далее. Каждый год в приложении к спецификации перечисляются нормативно-правовые акты из Конституции России, которые выпускник должен знать. Но учителя обществознания, которые не первый год готовят ребят к ЕГЭ по обществознанию, советуют просмотреть, а лучше выучить все 137 статей Конституции.

Нельзя набрать на ЕГЭ по обществознанию высокий балл, не уделив должного внимания подготовке к последнему заданию - обществоведческому эссе. И хоть эксперты и пишут, что работы, «написанные нестандартно, творчески, пронизанные интересом к предмету» получают наивысший балл, важно подстроиться под формат экзамена и особо не мудрить. У ЕГЭ своя специфика по темам и методам решения, и чтобы в итоге получить необходимый балл, ответ школьника должен соответствовать этим методам.

Во-первых, работа должна соответствовать заявленной структуре эссе: цитата - проблема, поднятая автором - смысл высказывания - точка зрения экзаменуемого - теоретическая аргументация - не менее 2-х примеров из истории, литературы, личной практики, которые подтверждают верность выше изложенных суждений - вывод.

Также важно соблюдать элементарные правила написания сочинения: выделять абзацы и соблюдать красную строку, использовать краткие, простые, но разнообразные по интонации предложения, составленные по схеме: «Я считаю, что…», «Я разделяю позицию автора…» или «В заключении делаем вывод…».

ВОПРОС ПЯТЫЙ: Будут ли домашние задания?

Домашние задания при подготовке к ЕГЭ по обществознанию с репетитором обязательны. Это не только решение тестов и задач, но и написание развёрнутых ответов, планов и обществоведческого эссе на заданную репетитором тему.

Работу проверяют два эксперта за сжатые сроки, часто оперируя размытыми критериями оценки. Вот, например, один из таких критериев: «могут быть приведены иные, близкие по значению примеры». Если эксперт сочтёт приведённый пример «близким по значению» баллы будут, в противном случае, можно незаслуженно недобрать задуманный порог. Оценка за эту часть работы очень субъективная. На апелляциях по обществознанию выпускникам удавалось набрать аж 12(!) дополнительных баллов, отстаивая и аргументируя свою точку зрения.

Ещё, опытные репетиторы советуют каждый день начинать с прочтения новостей. Источники должны быть серьёзные: федеральные издания, как «Российская газета», информагентства, например, «Интерфакс» и РИА Новости», а также региональные СМИ. Для выпускника актуальны новости следующих рубрик: образование, общество, культура, политика, религия и международные отношения. Регулярный просмотр СМИ поможет привести хорошие примеры в заданиях Ч2 ЕГЭ по обществознанию. А также больше интересоваться историей, литературой и географией, потому что качестве примеров и аргументов приветствуются факты из личного социального опыта и собственные наблюдения. А для этого нужен тот самый широкий кругозор, о котором мы писали в самом начале материала.

Ксения, г. Сосновоборск:
Напряжения не было практически, потому что экзамены, которые я сдавала до обществознания, показались довольно простыми. Самым тяжелым было ожидание начала. В аудиторию нас запустили в 9:15, а печатать КИМы начали ровно в 10. Так что мы сидели и ждали в гробовой тишине 45 минут, а потом еще 15 минут, пока распечатают КИМы и раздадут их нам.

Задания, как я и предполагала, оказались не трудными, пробники были куда сложнее. Неудобства доставляло в основном то, что все окружены камерами, за каждым из ребят внимательно наблюдает учитель - от этого становится не по себе.

За день до экзамена я пошла гулять, только вечером повторила немного всю теорию, решила не заморачиваться сильно, что советую сделать и будущим 11-м классам. За сутки много запомнить и выучить все равно не получится, готовиться нужно постепенно на протяжении всего года.
В плане самой подготовки ничего особенного где-то искать не нужно, главное слушать, что говорят учителя в школе.
Мне в этом году попалась именно та тема во второй части, которую я меньше всего понимаю - политика. Поэтому советую обратить внимание на западающие темы и не откладывать их на апрель-май.

Иван, г. Иркутск:

Комиссия сидела добрая и улыбчивая, обстановка была приятной, без ощущения надзора. Нас проверяли не строго, только провели металлоискателем и на этом всё, выворачивать карманы не заставили.

Сам экзамен не был таким уж сложным, всё оказалось таким, каким было в пробных вариантах.

Для того,чтобы подготовиться к ЕГЭ по обществознанию, нужно систематически повторять материал, желательно ещё записаться на курсы по подготовке к ЕГЭ. Но это если вы считаете, что не подготовитесь достаточно хорошо с учителем, либо, если хотите быть на 100% уверены, что сдадите на высокий балл. Именно так я и сделал - занимался и в школе, и с репетитором. Плюс надо купить пособие на вариантов 50 и прорешать их все, выписывая неправильные ответы и приписывая к им нужный материал, чтобы повторять.Вероника, г. Омск:

Экзамен оказался таким, каким его и ждали. Волнение было, так как напрягали все эти камеры, металлоискатели, несколько учителей немного пугали.
Задания в первой части были аналогичные, как и в пробниках. Ничего неожиданного. Над второй частью нужно было посидеть и подумать. Конечно, страшно, оценивать свои примерные баллы, лучше подождать. Но надеюсь, что порог прошла.

Тем, кто сдает в следующем году совет: читайте как можно больше, ведь это не математика, в которой однотипные задания и можно подготовить себя ко всему. Решайте как можно больше вариантов, так вам будет легче

Арина, г. Пермь:

Мне экзамен показался несложным. Год подготовки дал результат, как, я думаю. Несложные задания части 1 и немного более сложные части 2 подбодрили меня, вселили уверенность, что я все смогу. Так и вышло. Я решила все задания. Едва успела до конца, но написала все, что хотела.

Во второй части возникли сложности с иллюстрациями примерами. Тема касалась права. Вот за эти ответы я немного переживаю.
В целом считаю экзамен терпимым, но некоторым моим одноклассникам работа показалась сложной. Но если готовится, то вполне реально хорошо написать

Яр, г. Санкт-Петербург:

Тестовая часть была простой, но мне, к сожалению, попалось достаточно вопросов по экономике, в которых я вообще не разбираюсь. В этом плане я очень «везучий человек».

В остальном даже письменная часть была проста, на мой взгляд. Так как у меня была задача просто сдать экзамен (я не гонюсь за баллами, потому что не собираюсь пока что поступать), то я её вообще не писал. Вышел из аудитории сразу же, как только сделал тест.

На экзамене не надо обладать какими-то специальными знаниями, которых не было в учебнике, поэтому мне он показался вполне по силам. Не понимаю, почему о ЕГЭ по обществу отзываются, как об одном из самых сложных.
Мне не понравилась разве что организация на экзамене, она очень сильно давит, это, пожалуй, единственное, из-за чего можно не написать достаточно хорошо. Сидишь под пристальными взглядами надзирателей, простите, организаторов, так ещё и камеры вдобавок. Это нереально давит и мешает. И даже если у тебя нет шпаргалок и телефона с собой, чувствуешь себя провинившимся котенком. Я считаю, что на обычном экзамене такую атмосферу создавать нельзя. Почему-то, никто о «презумпции невиновности» не вспоминает применительно к ученикам...Ева, г. Оренбург:

На обществознание шла, не особо волнуясь за экзамен, так как написала хорошо математику, а общество мне не понадобится для поступления. Организаторы в аудитории были очень добрые, все прошло спокойно, правда, в туалет, в который меня привели в первый раз, постоянно заглядывал надзиратель, хотя ещё даже не начался экзамен (это и правда очень напрягало).
Во второй выход, уже во время экзамена, меня проводили в другой туалет, с более спокойной «обстановкой».

Да, у меня были шпаргалки, и даже справочник, но я не воспользовалась ими, так как задания были не такими сложными, как в книжках и на известных сайтах подготовки к ЕГЭ. Лучше вообще не брать с собой ничего, вам будет спокойнее. Я очень боялась, что у меня выпадет что-нибудь из карманов.

Начался экзамен, момент истины. Все оказалось довольно простым, хотя меня смутили 3 задания из первой части (обязательно повторите ценные бумаги, федеральные и региональные налоги, избирательные системы и конституционное судопроизводство).
Во второй части попадались непростые задания, особенно план и №23,24 задания по тексту. Пришлось включать смекалку и придумывать на ходу. Будущим выпускникам советую решать больше заданий из второй части, именно решать, решать, решать, писать собственные планы, учить определения (хотя мне попалось очень простое – трудовой договор). Пишите эссе, не набивайте руку на один модуль (экономика, право и т.д.), пишите по разным высказываниям. Это поможет усвоить материал и научится размышлять.

Я, к примеру, всегда писала тексты по социологии, а на самом экзамене выбрала философию (про образование). И еще: готовьтесь не только по Баранову, смотрите различные видеоуроки, вебинары, читайте школьный учебник и другие справочники; изучайте СМИ, читайте историю, литературу, это поможет вам при составлении примеров во второй части; начните готовиться уже летом перед 11-м классом, активно уделяйте по месяцу на модуль, прогоняя два таких круга, а дальше, примерно с марта, только практика, практика, практика!