Наиболее оптимальная работоспособность регистрируется на каком уроке. Как сохранить работоспособность учащихся на уроке.doc - Как сохранить работоспособность учащихся на уроке. Как повысить работоспособность учащихся

Ритуал на хороший и крепкий сон ребенку
Защита младенца от порчи
Обряд на прорезывание зубов без боли
Ритуалы от разных болезней
Как избавиться от испуга
Заговоры от боли животика у младенца

Заговоры на прорезывание зубов без боли

Дайте ребенку прорезывающий лук и проговорите магические слова.
Магичский заговор №1

Заговорные слова читаются, когда у малыша режутся зубки.

Заговаривающему человеку надо взять прорезывающий лук, 3 раза крестит его.

Дать в правую руку ребенку и говорить:

«На море-океане, на дальнем острове Буяне вскопан огород.Там лук прорастает круглый год. Лучок-резунец режется без слез и без боли, раз и быстро вышел. Также бы и у раба Божьего младенца (имя) зубки резались без боли и быстро. Во веки веков. Аминь».

Магический заговор №2

Обряд проводиться в любое время дня и ночи, когда ребенок беспокоен из-за прорезывания зубок. Заговаривающий человек крестит малыша 3 раза и произносит следующие слова, качая кроватку:

«Крещу крестом, у раба Божьего ребенка (имя) тан избыть желаю. Вырастут твои зубки шустрые, вострые, станешь ими кусать и горя не знать. Погоди, потерпи, не плач да не голоси. Аминь».

Как избежать болезней
Магический заговор №1

Магические слова нужно проговорить над ребенком после того, как он родиться:

«Встану благословясь, выйду из дома перекрестясь – пойду из первых дверей во вторые, из одних ворот в другие, выйду в чистое поле и уйду далеко-далеко к морю-океану. В океане-море белый литой камень, а на нем нет ни ольхи, ни крови, ни опухоли. Так бы и у моего ребенка (имя) не тянуло, не болело, ни в суставах, ни в жилах, ни в костях, ни в голове, ни в мозгах, ни в горячей крови. Аминь».
Магический заговор №2

Как и в предыдущем заговоре, эти слова надо произносить сразу после рождения младенца.

«Летят, летят 33 вороны, несут, несут 33 камня. Садились вороны на горочку, на горку, под елку, под лиственку, под жаркую каменку, под парную баньку. Они брали и снимали любую болезнь с раба Божьего (имя ребенка). Летите вороны в чистое поле, спуститесь в синее море, как ключ ко дну».

Заговоры от испуга
Магический заговор №1

Слова произносить над спящим ребенком в любое время суток.

«Господи Иисусе Христос, сын Божий помилуй нас. Как сырая земля не тряхнется, не испугается, не воротится, так и наш малыш (имя) не испугается и не стряхнется никогда. Аминь».
Магический заговор №2

Говорить вечером над кроваткой младенца:

Слова заговора нужно произносить над спящим малышом.

«По широким полям, да по широким долам, по зеленым лугам, да по золотистым пескам, по быстрым рекам ходил раб Божий (имя).

Как быстрые реки переливаются, как золотистые пески пересыпаются, как с зеленой травы водица скатывается,

так с раба Божьего (имя) и исполох скатиться с ретивого сердца, с буйной головы, с кровяных печеней, с ясных очей да со всего белого тела».

Заговоры от боли животика у младенца
Магический заговор №1

Обряд проводится в любое время, когда младенца беспокоят боли в животике. Заговаривающий человек 3 раза крестит животик ребеночка, затем кладет на него свою ладонь и говорит следующие слова:

«Крестом раба Божьего ребенка (имя) крещу, в животике боль унять желаю. Болюшка-боль уходи в поле-полюшко, на чистую волю-волюшку, а младенца (имя) не трожь и не тревожь. Во веки веков. Аминь».

После заговора снова нужно 3 раза перекрестить животик.
Магический заговор №2

Этот заговор, как и предыдущий, делается тогда, когда у младенца болит животик. Заговаривающий должен взять икону Пресвятой Богородицы, 3 раза перекрестить ею ребенка, после этого произнести заговорные слова, прикладывая икону к больному животу:

«Пресвятая Мария, мать Иисуса Христа, нашего Бога, ты своего сына родила, в колыбельке качала, от всех болей ограждала. Наложи свою руку на животик раба Божьего малыша (имя), чтобы боль исчезла, навсегда ушла. Во веки веков. Аминь».
Магический заговор №3

Заговаривающему человеку надо 3 раза перекрестить больной животик ребенка, потом склониться к нему и прямо в живот сказать заговорные слова и одновременно кусать его губами. После сказанных слов нужно отстраниться и снова 3 раза перекрестить:

«К животику больному раба Божьего ребенка (имя) склоняюсь, к боли его прикасаюсь, крепкими зубами вгрызаюсь и через левое плечо отплевываюсь. Была сильная боль – и нет ее вовсе. Ключ, замок, язык. Аминь».

Как защитить младенца от порчи

Чтобы уберечь младенца от сглаза, заговор нужно делать на заре.
Магический заговор №1

Заговор от сглаза нужно делать на заре. Чтобы уберечь младенца от сглаза, следует взять 3 серых небольших камешка, воды и 3 ложки.

Затем в тарелочку налить водички, таким образом, чтобы она протекла по ложками.

Этой водой малыша надо умывать: намочить грудь, темя, а потом дать выпить глоток.

После процедуры выйти на улицу, вылить остатки воды и 3 раза сказать:

«Из леса пришло, туда и уйди, с ветром прилетело, на ветер и уйди, с народа прикатилось, на народ и уйди».
Магический заговор №2

Купая в ванной говорить:

«Бабушка Соломонида парила, мыла, и заговоры говорила - из одной жили в другую, в единую жилу. Чтоб не приставали ни уроки, ни присмотры и никакие оговоры. Ни собственная дума не брала, и ни свои не брали – не язычная и не ушная, не пятная и не подпятная, не подошвенная и не подподошвенная. Аминь».

Маленьких детей часто может что-то беспокоить – боли в животике, при прорезывании зубиков, бессонница и т.д. И чтобы ребенка не кормить разными таблетками и сиропами, помочь справиться с недугом может магия.

Заговоры на своих младенцев могут использовать каждый, кто хочет помочь своему ребенку. Родителям необходимо только выполнить простые условия магии.

Все заговоры от болей делаются симптоматически, то есть тогда, когда у ребенка что-то болит, в остальных случаях читать заговорные слова надо над спящим или бодрствующим младенцем в указанное время суток.
Ритуал на хороший и крепкий сон ребенку
Магический заговор №1

Заговор на крепкий сон младенцу необходимо читать в пятницу в то время, когда малыш начинает засыпать. Заговаривающему человеку понадобится пучок сон-травы, связанный шерстяной нитью красного цвета. Надо 3 раза перекрестить им ребенка и сказать заговорные слова:

«Крестом крещу, раба Божьего ребенка (имя) спать ложу. Спи крепко, не бойся, а проснешься – веселись от души. Аминь».
Магический заговор №2

Обряд проводить на вечерней заре. Заговаривающему человеку необходимо взять икону святого, в честь которого крещен малыш, 3 раза перекрестив и направив ее на ребенка сказать:

«Ангел, архангел, серафим и херувим, приходите совет давать, как раба Божьего малыша (имя) укладывать спать. Кроватку качните, ребенка перекрестите своими крыльями, своими перстами. Чтобы крепко спал и горя не знал. Ключ и замок словам моим. Аминь».
Магический заговор №3

Заговорные слова заговаривающий человек должен как бы подпевать и в такт качать кроватку:

«На море-океане, на дальнем острове Буяне стоит высокий терем золотой, а в теремочке соня-засоня живет. Она глазки свои трет, она зевает, она всех деток усыпляет. Соня-засоня помоги усыпить раба Божьего малыша (имя), пошли ему крепкий, сладкий сон и радость в нем. Ключ, замок, язык. Аминь».

Текущая страница: 6 (всего у книги 17 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

Заговор на скорое выздоровление ребенка

Водушка-водица, земная царица,

Все тебя любят, все тебя чтут,

Все без тебя долго не проживут.

Бог тебя дал и наказал:

Людей питать и от любой грязи отмывать.

Смой, сполощи, от хвори освободи,

А ты, Матушка Богородица, благослови,

Рабу Божьему (имя) помоги:

На легкость, на здоровье, на Божью милость.

Как Божья вода с кряжов сдирает,

С пеньев, берегов, кореньев смывает,

Так смой, сполощи, вода, с Божьего раба (имя)

Все хвори и боли.

Заговор на избавление младенца от болезней

Если ребенок заболел, любая мать места себе не находит, пока он не поправится. Конечно, необходимо четко следовать всем назначениям врача, но и следующий заговор не помешает:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Царица Небесная Своего Сына

По вечеру мыла и парила,

И рабе Божьей (имя) воды оставила.

Кто в ту воду войдет,

От того любая хвороба уйдет.

Ключ, замок, язык.

Аминь. Аминь. Аминь.

Что делать, если болеет ребенок

Если ребенок вял, слаб, плохо ест, ничто его не радует и ничто не интересует, то его необходимо сразу же лечить, иначе он истает, словно свечка. В старину про таких детей говорили, что на них сухота напала.

Итак, возьмите ребенка и отнесите его туда, где ходят свиньи. На этом месте необходимо прокричать следующий заговор:

Жир со свиней сойдет,

Свинья иссохнет,

От сухотки сдохнет,

А моему дитяте – долгая жизнь. Аминь.

После этого одна из свиней скоро околеет, а ребенок поправится.

Что делать, если ребенок заболел

Любая мать сразу понимает, когда ее ребенок заболел. Чтобы отвести болезнь от ребенка, следует сразу же заговорить дитя от хвори. Для этого над питьем и водой для умывания читают особый заговор. Вот увидите, после этого обряда ребенок быстро избавится от недуга. Заговорные слова следующие:

Трава ты полевая,

Солома ты сухая,

Сушил тебя ветер, трепал,

Во все четыре стороны мотал.

Пойди ты, вся хворь, вся боль,

На солому сухую,

Траву полевую,

К четырем братьям-ветрам!

Пусть они тебя треплют,

Пусть они тебя мотают,

А мое дитя отпускают.

Пресвятая Владычица Богородица,

Помолись за мое дитя.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Как заговорить больного ребенка

Произнесите заговорные слова над теплой водой, которой затем оботрите ребенка. Заговор такой:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Горожу я забор высокий

Вокруг Божьего младенца (имя),

Чтобы никто не подходил:

Ни хворь, ни тревога,

Ни злая соседка,

Ни глазливый кум,

Непрошеный гость,

Бессонница, колотье, молотье, отрыжка,

Трясунья, призоры, оговоры,

Охи, вздохи и ахи и всякие напрасные страхи.

Работай за него, топорок,

Крутись за него, клубок,

Трепыхай за него, голубок,

Веретенце, за него вертись,

А он, раб Божий (имя),

Пусть будет пригожим,

Здравым да удалым.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Аминь.

Заговор от неизвестной болезни младенца

К сожалению, бывают ситуации, когда заболевает грудной ребенок, а врачи никак не могут поставить точный диагноз. В этом случае может помочь такой заговор:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Богородица Младенца Христа на руки взяла,

К реке Иордан принесла,

Шелковы пеленочки открывала,

Святое тело Богомладенца обмывала,

Все недуги, все уроки выгоняла,

На реку, на воду их отправляла.

Так бы и с моего дитятки все хвори сошли

На воду и с воды в матушку-землю ушли.

Будьте же, все мои слова, полны,

Верны, скородейственны.

Которое слово недосказала,

Которое слово пересказала,

Которое недоговорено,

Станьте, все слова, на места, укрепленные

Божьим словом, скорым часом,

Богородицыным наказом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ныне, присно и во веки веков. Аминь.

Слова против зубной боли у детей

Пусть ребенок откроет ротик, а вы тут же скажите:

У мыша зуб репной, у моего малыша зуб костяной.

У раба Божьего (имя), зуб, не боли,

А ты, репяная мышь, боль его забери. Аминь.

Как заговорить грыжу у ребенка

Ешьте над ребенком хлеб с солью и приговаривайте:

Я, раба Божья (имя),

Божьей милостью помогаю:

Не хлеб с солью ем,

а золотник у младенчика заедаю.

Лечение детской грыжи

В лечении этого заболевания помогает следующий способ. Пойдите в три бани, поднимите с пола листья от веников и сложите их в три банки. Однако следует учитывать, что бани должны находиться на значительном расстоянии друг от друга (из окна одной бани две другие не должны быть видны). Потом собранные листья необходимо сжечь со словами:

Грыжа, выйди на листья,

Посиди и с дымом по ветру

На четыре стороны пойди,

Освободи раба Божьего (имя). Аминь.

Грыжу заговорить

Хорошо помогает в этом случае следующий заговор:

Бабушка Соломонидушка

У Пресвятой Богородицы

Грыжу заедала медными щеками,

Железными зубами,

Так и я заговариваю у раба Божьего (имя).

Заговор от грыжи у новорожденного

Положите на кровать подушку, разденьте ребенка и положите его на эту подушку. Сами встаньте перед ребенком на колени и мизинцем левой руки обводите то место, где у ребенка находится грыжа, читая при этом три раза подряд такой заговор:

Господь Бог, благослови,

Господь Бог, укрепи,

А ты, грызь, брысь!

Поди на колесо, с колеса кинься в яму,

Там тебе быть, там тебе век по веку жить.

Ключ, замок, язык.

Аминь. Аминь. Аминь.

Детская грыжа

Чтобы избавить ребенка от грыжи, надо прочитать следующий заговор:

Стану я, раба Божья (имя), благословясь,

Выйду я, перекрестясь,

Выйду я в чисто поле.

В чистом поле есть океан-море.

В океан-море синий камень,

Под синим камнем синяя щука

Защипывает и закусывает пятнадцать грыж:

И родовую грыжу, и становую грыжу,

И пуповую грыжу, и яичную грыжу,

И паховую грыжу, и головную грыжу,

И зубную грыжу, и ушную грыжу,

И глазную грыжу, и ручную грыжу,

И сердечную грыжу, и мокрую грыжу,

И подпятную грыжу, и подколенную грыжу,

И заплечную грыжу.

Какого слова не скажешь, то крепче всех слов.

Семьдесят жил и семьдесят суставов,

И в едином суставе ключ и замок.

Во веки веков. Аминь.

Встану, благословясь, пойду, перекрестясь,

Из дверей в двери, из ворот в ворота,

В чистое поле.

В чистом поле течет река медвяная,

Берега золотые.

Плывет по этой реке рыба, а имя ей щука.

Зубы у нее железные, щеки медные,

Глаза оловянные.

И та щука железными зубами,

Медными щеками, оловянными глазами

Загрызает, закусывает и заглатывает

Лодочную грыжу, киловую грыжу,

Водяную грыжу, пуповую грыжу,

Жиловую грыжу и другую грыжу

У раба Божьего (имя).

От родин и до первой бани,

От первой бани и до последней бани

И до нескорой смерти Дитимец и родимец

И всякую лихую грызь и болезнь.

Забаяно, заговорено у раба Божьего (имя).

Во веки веков. Аминь.

Чего мастер недоучил или сам недоговорил,

То всех наперед.

Будьте, мои слова, крепки и тверды,

В ключ и замок, во веки веков.

Аминь. Аминь. Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Забаиваю и закаливаю я,

Раба Божья (имя), у раба Божьего (имя)

Пуповую грызь, хребтовую грызь,

Сердечную грызь, головную грызь,

Паховую грызь, лобковую грызь.

Ныне и присно и во веки веков.

Аминь. Аминь. Аминь.

Бабушка Соломонидушка

У Пресвятой Богородицы

Грыжу заговаривала-заедала

Медными щеками,

Железными зубами,

Так и я заговариваю у раба Божьего (имя). Аминь.

Чтобы ребенок ногти не грыз

Эту неприятную привычку отчитывают следующим образом. Попросите ребенка вытянуть перед собой руки ладонями вниз, после чего возьмите нож за лезвие и, дотрагиваясь им до каждого ногтя, начиная с правой руки, произносите такие заговорные слова:

Осина стоит,

Ветер буйный шумит.

Осина ломается, раба Божья (имя)

Ногтями не мается.

Аминь. Аминь. Аминь.

Если у ребенка слюни текут

В данном случае я не говорю о детях, у которых режутся зубы: естественно, у них обильное слюноотделение. Однако, если у ребенка уже все зубки прорезались, а слюни все равно продолжают течь, обратитесь к детскому стоматологу: вполне возможно, что всему виной неправильный прикус. Если же и прикус у ребенка нормальный, и зубы все прорезались, то прибегните к помощи следующего обряда.

Вечером положите ребенку под подушку носовой платок и оставьте его на ночь. Утром достаньте платок и вытирайте им ребенку слюни до вечера, пока тот не ляжет спать. Когда ребенок уснет, прочитайте над платком особый заговор и повесьте его на улице. Обряд проводят в течение трех дней, а затем платок стирают.

Слова заговора такие:

Раб Божий (имя) дал,

Ветер взял да кому-то отдал.

А кому – известно Богу одному.

Аминь. Аминь. Аминь.

Я не помню случая, чтобы этот обряд кому-то не помог.

Что делать, если ребенок наелся дерьма

Такое иногда случается с маленькими детьми. Чтобы предотвратить нежелательные последствия, обязательно отчитайте ребенка с помощью венчальных свечей.

Поставьте именную икону ребенка, зажгите венчальную свечу и двенадцать раз подряд прочитайте особый заговор, но вначале прочитайте «Отче наш».

Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Богородица Дево, радуйся,

Благодатная Мария,

Благослови нас против всякой беды,

От дитя моего отведи пустое,

Лихое, плохое, наедное, пришлое,

От огня, от глубокой воды,

От непрошенной беды,

От нечаянной, от отчаянной,

От недолголетья и лихолетья,

От нищеты, от тайной вражды,

Всякое, что не сказала,

Всякое, что недосказала.

Богородица Мария,

Будь верной спутницей моему дитю.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Что делать, если ребенок ест сопли

В среду посадите ребенка на порог, дайте ему в руки тарелку с едой и ложку, после чего скажите:

Частые зубы, красные губы.

Господи Иисусе Христе, помилуй нас.

Богу – Божье, кесарю – кесарево.

Рот в своем месте,

Нос в своем терему.

Из носа в рот ничего не возьму.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Затем накормите ребенка заговоренной едой, давая ему ровно три ложки еды – не больше и не меньше.

Чтобы ребенок сопли не ел

В этом случае следует три раза подряд прочитать особый заговор над водой, которой потом необходимо умыть ребенка. После этого он забудет о своей неприятной привычке. Заговор такой:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Не бывать рту выше носа,

И так бы из носу во рте не бывать тоже.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Во веки веков. Аминь.

Как заговорить немоту у детей

Крест, мой крест!

Иоанн Златоуст, спустись с Небес,

Разомкни уста рабу Божьему (имя).

Как ты богославно говорил, разговаривал,

Так бы и раб Божий (имя) тоже говорил,

Меня, свою матушку, речью удивил.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Если ребенок онемел от испуга

Бывает и такое, что ребенок, до этого умевший говорить, сильно чего-то пугается и потом перестает разговаривать. Если ни уговоры родных, ни врачи не помогают и ребенок продолжает молчать, попробуйте поступить следующим образом. В полнолуние ночью, когда небо ясное, без облаков, выведите ребенка на улицу. Кстати, заранее позаботьтесь о том, чтобы рядом с вами не было ни людей, ни животных. Постелите на землю свою исподнюю рубаху, поставьте на нее ребенка и три раза подряд прочитайте такой заговор:

Смотри на луну, там ангелы живут,

Твою душу берегут.

Там Христос стоит, на тебя, дитя, глядит,

Поздоровайся с Ним.

После этого возьмите в руки зеркало и поверните его так, чтобы ваш ребенок мог видеть отражение луны. Пусть он смотрит через зеркало на луну, а вы в это время снова прочтите тот же заговор, только добавьте в конце:

Христос тебя любит,

Будешь молчать –

Он тебя забудет.

После этого приведите ребенка домой и уложите спать. Приласкайте его и скажите ласково (можно своими словами):

Боженька тебя любит сильно-сильно,

А ты молчишь.

Он обидится на меня из-за тебя.

Обычно после этого обряда дети начинают говорить уже на следующее утро.

Как избавиться от родимца

Отломите кусок от целого батона хлеба, выньте мякиш и катайте его по груди больного, приговаривая:

Земля, хлеб-соль прими,

Боль с раба Божьего (имя) возьми.

Выкатываю, выговариваю, снимаю:

Урочную, поперечную, мужскую и женскую,

Детскую и старческую, завидную и постыдную,

От костей и от кровей, от судьбины всей.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Унесите этот хлеб из дома больного и положите куда-нибудь под куст.

Заговор от родимца

Рано утром, пока еще не взошло солнце, прочитайте три раза подряд такой заговор:

Бабушка Варварушка, я тебя прошу,

Сними с младенца,

Раба Божьего (имя), родимец:

Костевой, жиловой,

Родимец сердечный, родимец головной,

Родимец внутренний, родимец давучий,

Трепучий и все двенадцать родимцев,

И все двенадцать худимцев,

И все двенадцать ветреных переломивцев.

Сними с тела белого, с очей ясных,

С лица белого, с легкого, с печени,

С ретивого сердца и со всей алой крови,

Со всех внутренностей. Аминь.

Еще один заговор от родимца

Посадите ребенка на стул и попросите его смотреть на огонь свечи. После того как вы прочитаете заговор, ребенок должен сам погасить свечу, однако если он еще слишком маленький, то вы можете сделать это за него. Заговорные слова следующие:

Двенадцать братьев, двенадцать родимцев,

Как мертвые не ворочаются,

Так бы и вы все двенадцать

Не ворочались в этом доме

Не ныне, не сейчас, не завтра, не через час,

Никогда, на вечные времена.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Родимец заговорить

Прочитайте особый заговор над водой, которой затем напоите ребенка, а остатками ополосните его. Заговорные слова такие:

На море-на океане, среди моря Белого,

Стоит медный столб

От земли до неба, от востока до запада,

А в том медном столбе закладена медная медяница

От болестей и хворостей.

Посылаю я раба Божьего (имя)

В тот медный столб, Что на море-на океане,

И заповедаю ему своим словом заповеданным

Закласть родимец в тот медный столб.

А был бы с того заповедания рабы Божьей (имя)

Цел и невридим и от родимца избавлен

По сей час, по всю жизнь.

Или прочитайте следующий заговор:

Грызу я, загрызаю, Уйму я, унимаю

На рабе Божьей (имя) двенадцать родимцев:

Пуповой, сердцевой, внутреной,

Головной, суставной, жиленой,

Костяной, ручной, ножной,

Глазной, ревун, говорун.

Как мертвый от могилы не ворочается,

Так бы и на рабу Божью (имя)

Эти десять родимцев

Никогда бы не ворочались.

Век по веку, отныне и до веку.

Выкатывание родимца

В полнолуние возьмите хлебный мякиш, слепите из него небольшой шарик (величиной с орех) и покатайте этот шарик по телу ребенка, читая при этом такой заговор:

Выкатываю, выговариваю

Притчу урочную, приговорную,

Мужскую, женскую,

Встречную и поперечную,

Завидную и радостную,

С буйной головы,

С румяного лица,

С костей, с мозгов,

С печени, с легких,

С ретивого сердца, с белых рук,

С быстрых ног

Не сама собою пречистыми. Аминь.

Затем хлебный мякиш заверните в чистую тряпочку и в полночь выбросите на перекрестке, сказав:

Свят доброхот, хлеб-соль прими,

А раба Божьего (имя) прости. Аминь.

Этот обряд следует проводить семь дней подряд.

Заговор от детского родимца

Найдите в заборе сучок и подведите к нему ребенка. Пусть он дотронется до сучка, а вы в это время скажите:

Как из этого сучка смоль,

Так из раба Божьего (имя) хворь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа,

Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Заговор от детского диатеза

Отведите ребенка в баню и искупайте его, читая над ним такой заговор:

Банный дух, заговори раба Божьего (имя)

От корост,

От корост мокрых,

От корост сухих,

От корост малых и больших.

Как у банного веника сами листья отлетают,

Так пусть и от моего дитятки

Все коросточки отпадают.

Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Заговор от поноса у младенца

Матерям известно, как быстро теряет силы грудной ребенок из-за поноса. Поэтому святой долг каждой матери знать специальный заговор, помогающий избавиться от этой беды. Обычно для того чтобы понос прошел, достаточно прочитать заговор два-три раза. Заговорные слова произносят над водой, которой затем поят младенца. Заговор следующий:

Иисус-младенец при Матери Марии,

А здоровье раба Божьего (имя) при нем. Аминь.

Если ребенок попу отбил

Если маленький ребенок с размаху упадет на попу, у него потом может случиться понос, даже кровавый. Лечат ребенка следующим образом. Хорошенько парят в бане, чтобы мышцы расслабились, а потом кладут себе на колени лицом вниз и нежно гладят сверху вниз по попе, говоря при этом:

Попочка, попочка,

Клади свое стопочкой.

Затем трижды сплевывают через левое плечо. После этого понос тут же проходит.

Заговорить ушиб у ребенка

Если ваш ребенок упал или ударился, заговорите ему ушибленное место и убедитесь, что после этого не останется ни синяка, ни шишки. Заговор звучит следующим образом:

Ходила девица возле водицы,

По сыпучему бережку водила бычка на ремешке.

Жила-камень,

Кровь не капает,

Слова лепки, как тесто.

Боли, крови, вывиху нет в теле места.

Уста мои – замок,

Язык мой – ключ.

Будь, мое слово, крепко, лепко и цепко,

Крепче булата,

Тверже камня алатыря.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Заговор от ушиба у ребенка

Обведите мизинцем вокруг ушиба по часовой стрелке, приговаривая:

Скакал в поле всадник, в руке палица.

Конь споткнулся, палица упала,

Боль у моего дитяти пропала.

Что сказать, если ребенок ушибся

Чтобы ушиб быстрее прошел, а ребенок не плакал, скажите:

У лисы боли,

У медведя боли,

У нашего (имя)

Ничего не боли.

* * *

У сороки заболи,

У вороны заболи,

У галки боли,

А у (имя) заживи!

* * *

У волка боли, У лисы боли,

У (имя) боль

На березку в лес улети.

Заговор от детской щетинки

Если ребенок заходится в плаче и никак не может успокоиться, посмотрите на его спину: вполне возможно, что на ней появилась щетинка. Но даже если вы щетинку не обнаружите, я все равно советую вам прочитать специальный заговор, чтобы подстраховаться. Для этого поглаживайте ребенка правой рукой по спине (от головы к ногам), приговаривая:

Свинье щетина колючая,

Волосина болючая,

А моему дитятке покой.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Чтобы гемангиома не разрасталась

Красные пятна на тельце новорожденного могут появиться не только вследствие трудных родов. Причиной их появления часто становится испуг, пережитый беременной женщиной. К сожалению, такие пятна обычно разрастаются. Чтобы это предотвратить, возьмите два волоса: один – матери ребенка, другой – из чьей-нибудь длинной бороды. Замерьте ими пятно, а затем свяжите их, приговаривая:

Как эти два волоса

До бороды и до головы

Больше не прирастут,

Так и пятна на рабе Божьем (имя)

Больше не подрастут.

Язык мой – ключ,

Слова – замок,

А на мое дело – Божий оберег.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Заговор от ячменя

Чтобы избавить ребенка от такой напасти, прочитайте следующий заговор:

Ячмень, ячмень, на тебе кукиш –

Чего хочешь купишь.

Купи себе топорик,

Сруби себе головку,

Как маковку.

Заговор от чесотки у детей

Отведите ребенка в баню и прочитайте там такой заговор:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Идет красна девка с сухим веником,

Тушит, гасит банную нечисть,

Мокры коросты.

Как у этого веника листки сухи,

Так были бы и коросты сухи,

Как у этого веника листки падут,

Так бы и чесотка спала.

С гоголя вода,

С раба Божьего (имя) вся худоба.

Вода под пол, младенец на пол. Аминь.

Заговор от крапивницы

Насыпьте в мешочек из красной ткани мелкой крупы, а затем потрясите им над головой ребенка, приговаривая:

Сыпь-сыпота, детская маета,

Скатись, свались с раба Божьего (имя). Аминь.

Обряд проведите три раза подряд, а потом высыпьте крупу на дорогу.

Как избавить ребенка от сыпи

Отведите ребенка в баню и дайте ему хорошо пропотеть. Затем вытрите его изнаночной стороной своего подола. После такого обряда сыпь будет исчезать, как говорится, на глазах. Только будьте осторожны, не простудите ребенка после бани.

Также очень хорошо помогает избавиться от сыпи особый отвар, который добавляют в ванну во время купания ребенка. Состав его такой:

Череда – 50 г

Цветки калины – 50 г

Цветки ромашки полевой – 50 г

2 ст. ложки сбора заварите, процедите и влейте в ванночку для купания.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ УДК 57.(571) Алёшина Татьяна Евгеньевна Кандидат биологических наук, доцент Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, Наумова Александра Александровна Студентка 4 курса Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, Наумова Татьяна Александровна Студентка 4 курса Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА Аннотация В данной статье представлены результаты исследования динамики уровня умственной работоспособности учащихся 11 – х классов. Показаны особенности динамики работоспособности школьников разного возраста, которые следует учитывать при организации здоровье сберегающего образовательного процесса, в частности, при составлении расписания уроков, являющегося важным компонентом школьного режима. Анализ результатов данного эксперимента показал, что у учащихся 11 классов качественные и количественные показатели умственной работоспособности разные у девочек и мальчиков. Например, количественные показатели, такие как объем зрительной информации, у девочек выше, чем у мальчиков, а объем работы выше у мальчиков, чем у девочек. В результате проведенного эксперимента, можно сделать вывод, что умственная работоспособность у девочек и мальчиков 11 классов примерно одинаковая. Abstract The article presents the results of a study of the dynamics of the level of mental health of pupils 11 – x classes. The features of the dynamics of health of schoolchildren of different ages that should be considered when organizing health-preserving educational process, in particular, when scheduling lessons, which is an important component of the school regime. Analysis of the results of this experiment showed that pupils of 11 classes of qualitative and quantitative indicators of mental health are different for girls and boys. For example, quantitative indicators, such as the amount of visual information, in girls than in boys, and the volume of work is higher in boys than in girls. As a result of the experiment, we can conclude that the mental capacity of girls and boys about the same 11 classes. Ключевые слова: умственная работоспособность; количественные и качественные показатели работоспособности; корректурный тест по таблице Анфимова. Keywords: mental performance; quantitative and qualitative indicators of efficiency; correction test table anfimova. На основе анализа различных данных можно сказать, что в настоящее время в нашей стране складывается ситуация, когда к 16 – 18 годам здоровых школьников остается около 6%. Такое ухудшение состояния здоровья учащихся объясняется большой учебной нагрузкой, которая приводит к снижению работоспособности. Изучение работоспособности школьников является одной из проблем, которая, несмотря на актуальность и давнюю историю, по сей день привлекает много исследователей. Это обусловлено необходимостью глубокого знания соответствующих механизмов и факторов, влияющих на работоспособность, а так же способов ее повышения. Это проблема занимает важное место в физиологии человека. Одним из интереснейших направлений является изучение динамики показателей умственной 23 МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х работоспособности школьников. Работоспособность определяется, как потенциальная способность человека на протяжении заданного времени и с определенной эффективностью выполнять максимально возможное количество работы . Различают умственную и физическую работоспособность. Умственная работоспособность – это способность воспринимать и перерабатывать информацию, потенциальная способность человека выполнять в течение заданного времени с максимальной эффективностью определенное количество работы, требующей значительной активности нервно – психической сферы субъекта. Она требует преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, активизации процессов мышления, эмоциональной сферы . На умственную работоспособность учащихся оказывают влияние личностные и организационные факторы. К личностным факторам относят: тип нервной деятельности, возраст, пол, состояние здоровья, эмоциональное состояние, тренированность, мотивации. К организационным факторам относят: условия обучения, организацию рабочего места и рабочей позы, соответствие средств обучения эргономическим требованиям, режим труда и отдыха. В процессе выполнения любой работы для человека свойственны различные стадии работоспособности: 1.фаза врабатываемости, в ней могут быть сбои, ошибки в работе; 2.фаза оптимальной работоспособности, характеризуется хорошим стабильным результатом работы, максимальной производительность труда; 3.фаза полной компенсации, характеризуется возникновением начальных признаков утомления, которые могут компенсироваться волевым усилием человека или положительной мотивацией его к работе и не вызывать снижение работоспособности; 4.фаза неустойчивой компенсации, характеризуется снижением работоспособности. Степень снижения работоспособности в этот период зависит от индивидуальных особенностей человека; 5.фаза прогрессивного снижения работоспособности. Для этого характерно нарастания утомления, выражающееся снижением продуктивности, эффективности умственной работоспособности. В этой фазе человек не в состоянии волевым усилием компенсировать снижение работоспособности; 6.после прекращения работы наступает фаза восстановления физиологических и психологических ресурсов организма. Умственная деятельность сопровождается некоторыми особенностями. При умственной работе мозг склонен к инерции, продолжению работы в заданном направлении. Таким образом, в результате длительного занятия умственным трудом наблюдается ослабление функционального состояния организма. Целью настоящей работы являлось определение умственной работоспособности. Задача данного экспериментального исследования состояла в изучении динамики работоспособности учащихся 11 классов в связи с адаптацией их к учебной нагрузке. В своей работе мы использовали методику Анфимова, которая позволяет определить у школьников уровень умственной работоспособности, степень утомления, внимание, произвольность, умение работать по инструкции. Умственная работоспособность изучалась у учащихся 11 классов. Каждому школьнику давалась таблица с буквами, и по команде экспериментатора в течение 4 минут зачеркивались одной косой чертой 2 буквы «И», «К», при последовательном просматривании букв и строк. Время отмечалось по секундомеру. При обработке результатов подсчитывались количественные показатели работоспособности, такие как объем работы (количество просмотренных знаков за 4 минуты); объем зрительной информации; скорость переработки информации. Кроме того, определялись качественные показатели работоспособности – количество ошибок, допущенных при просмотре знаков по корректурной таблице в течение 4 минут; коэффициент точности выполнения задания; коэффициент умственной продуктивности; показатель устойчивости внимания . Экспериментальное исследование было проведено на 71 учащемся в 11 классах средней общеобразовательной школы №5 г. Калуги. Из них было исследовано 40 мальчиков и 31 девочка. 24 МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х Эксперимент проводился в середине учебного года (в течение 3-х недель) в з четверти. Работоспособность изучалась в понедельник, в начале 2 урока. Таблица 1 Динамика показателей работоспособности учащихся 11 класса в третьей четверти объем работы, (S) объем зрительной информации, (Q) Показатели, М ± m скорость количество переработки ошибок, (n) информации, (СПИ) коэффицие нт точности, (A) коэффициент умственной продуктивности, (P) показатель устойчивости внимания, (УВН) Мальчики 718,6±4,6*** 407,8±22,9* 81,5±10,9 8,1±0,92 0,6±0,3 229,5±37,4** 122,2±16,5*** Девочки 702,3±30,2*** 416±17,9* 84,2±13,6 6,2±1,1 0,5±0,1 372,4±95** 162,5±25,5*** Анализ результатов данного эксперимента показал, что у учащихся 11 классов качественные и количественные показатели умственной работоспособности разные у девочек и мальчиков. Количественные показатели, такие как объем зрительной информации и объем перерабатываемой информации у девочек выше, чем у мальчиков, а такой количественный показатель как объем работы выше у мальчиков, чем у девочек. Качественные показатели умственной работоспособности: коэффициент умственной продуктивности и показатель устойчивости внимания выше у девочек, чем у мальчиков, а также количественные показатели, как количество ошибок и коэффициент точности у мальчиков выше, чем у девочек. Анализ исследования показал, что умственная работоспособность у девочек и у мальчиков 11 классов приблизительно одинаковая, т.к. из проанализированных семи качественных и количественных показателей умственной работоспособности 4 показателя у девочек, таких как объем зрительной информации, скорость переработанной информации, коэффициент умственной продуктивности, показатель устойчивости внимания выше, чем у мальчиков. А мальчиков из тех же проанализированных показателей три (объем работы, количество ошибок, коэффициент точности) у мальчиков выше, чем у девочек. В 11 классе у подростков завершается процесс полового созревания, в связи с тем уменьшается разброс показателей по комплексному параметру умственной работоспособности, память, внимание и др. зависит от личных особенностей подростков. Выводы: 1. Объем работы у мальчиков выше, чем у девочек. 2. Объем зрительной информации у девочек выше, чем у мальчиков. 3. Скорость переработанной информации у девочек выше, чем у мальчиков. 4. Количество ошибок у мальчиков больше, чем у девочек. 5. Коэффициент точности у мальчиков выше, чем у девочек. 6. Коэффициент умственной продуктивности у девочек выше, чем у мальчиков. 7. Показатель устойчивости внимания у девочек выше, чем у мальчиков. Список использованной литературы: 1. Словарь физиологических терминов: М.: Наука 1987. 304 с. 2. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. - М.: Просвещение. 1967. 251 с. 3. Аркунова Н. А., В. Д. Смирнова В. Д., Тутуркина Т. В. Морфофизиологические особенности юношеского возраста. Межвузовский сборник научных трудов. 4. Виленский М.Я., Русанов В.П. Оптимизация умственной работоспособности студентов в недельном учебном цикле. 1999. № 6. с. 48-50 5. Гуминский А. А., Леонтьева Н. Н., Маринова К. В. Руководство к лабораторным по общей и возрастной физиологии: Учеб. пособие для студентов биол. спец. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1900, 39 с. 25 МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х 6. Умственная работоспособность студентов во взаимосвязи с уровнем их физической подготовленности и режимом двигательной активности: Учебное пособие / В. В. Кузовенков. Московский государственный институт электронной техники (технический ун-т). МГИЭТ (ТУ) 1996 Алёшина Т. Е., Наумова А. А., Наумова Т.А., 2016 УДК 633.63:631.527.5 Васильченко Елена Николаевна старший научный сотрудник Федулова Татьяна Петровна док. биол. наук Богомолов Михаил Алексеевич док. с.-х. наук ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт cахарной свеклы и сахара имени А.Л. Мазлумова» п. Рамонь, Воронежской обл., РФ Е-mail: [email protected] ПОЛУЧЕНИЕ ИНТРОГРЕССИВНЫХ ФОРМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕЖВИДОВОЙ ГИБРИДИЗАЦИИ В РОДЕ BETA Аннотация Представлены результаты культивирования in vitro незрелых зародышей от межвидовой гибридизации B. vulgaris x B. corolliflora. Выявлено, что полученные межвидовые гибридные растения различаются по количеству хромосом. Молекулярно-генетические исследования показали, что гибриды, наследующие фенотип B. vulgaris и диплоидное число хромосом несут лишь отдельные элементы генома дикого вида, что выражается присутствием видоспецифичных сателитных участков ДНК. Ключевые слова Сахарная свекла, культура in vitro, незрелые зародыши, ПЦР-анализ. Важнейшей задачей современной селекции сахарной свеклы является получение новых исходных форм и ускоренное создание гибридов с повышенной продуктивностью и другими хозяйственнополезными признаками и свойствами. Независимо от средств и методов селекции самой сложной частью работы является выявление генетической изменчивости в исходном селекционном материале и отбор желаемых генотипов. Все виды дикой свеклы обладают рядом ценных признаков и скрещивание их с культурной свеклой представляет большую практическую ценность. Однако лишь ограниченное число межвидовых скрещиваний может привести к получению полноценных гибридных растений . Невозможность осуществления таких скрещиваний очень часто связана с приостановкой развития гибридного зародыша, что в свою очередь, может быть обусловлено либо его ранней гибелью, либо дегенерацией эндосперма . Поэтому для эффективного получения определенной генетической комбинации желаемых признаков в процессе межвидовой гибридизации использовали метод эмбриокультуры, позволяющий в условиях in vitro выращивать регенеранты из зиготических зародышей на разных стадиях их развития . Введение в культуру in vitro незрелых зародышей межвидовых гибридов на разных стадиях развития (3-12 день после опыления) показало их различную отзывчивость на стрессовые условия. Недифференцированные гибридные зародыши (5-ти дневные) прорастали на питательной среде с частотой 0,9-7,3 %, но проростки на ранних стадиях развития погибали. С увеличением возраста зародышей их 26

Неоднократно подчеркивалась важность всесторонней разработки проблемы работоспособности человека, и в частности школьников. Между тем нельзя сказать, что пути и средства воспитания и повышения работоспособности организма детей и подростков в процессе их роста, развития и обучения всесторонне изучены и достаточно ясны практике. Необходимо еще провести ряд глубоких научных исследований в этом направлении, для того чтобы учитель имел возможность наиболее эффективно вести обучение, чтобы он имел ясное представление о работоспособности вообще и работоспособности учащихся определенного возраста в частности.

Нередко учитель переоценивает возможности своих воспитанников и требует от них выполнения непосильных заданий. Не менее часто он считает возможности детей крайне ограниченными и дает им слишком легкую работу. Как тот, так и другой подход в равной мере могут отрицательно сказаться на развитии и состоянии здоровья учащихся, на их нервной системе.

Известно, что работоспособность детей и подростков тесно связана с состоянием их здоровья. Об этом свидетельствует ряд фактов. Например, учащиеся, страдающие ревматизмом , в межприступном периоде имеют пониженную работоспособность и быстрее устают при умственной работе и труде. Дети, имеющие функциональные и особенно органические отклонения в состоянии центральной нервной системы, имеют крайне низкую работоспособность по сравнению со своими сверстниками - здоровыми школьниками. Учащиеся, страдающие хроническим тонзиллитом , имеют низкую работоспособность. Они быстро утомляются на уроках, у них плохая память и как следствие всего этого плохая успеваемость. У школьников, перенесших кратковременные заболевания (катары верхних дыхательных путей и ангины), еще в течение одной-полутора недель после клинического выздоровления наблюдалась пониженная работоспособность.

Это выражалось, в частности, в том, что в процессе учебных занятий у них наблюдалось более раннее и более значительное по сравнению с другими ослабление физиологических функций.

Найти более или менее правильный подход к учащимся, которые имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, учителю помогает врач.

В отношении же учащихся, отнесенных к числу практически здоровых, но имеющих разные уровни физического развития, врач, как правило, никаких указаний учителю не дает, за исключением отдельных указаний по организации уроков труда и физической культуры.

Однако правильная организация обучения должна предусматривать дифференцированный подход к учащимся не только сообразно состоянию их здоровья, но и уровню физического развития.

Это предположение является вполне обоснованным. Состояние физиологических функций, в совокупности обеспечивающих работоспособность организма человека, не может рассматриваться в отрыве от общего уровня физического развития, т. к. в норме рост и развитие, т. е. нарастание количественных признаков, характеризующих физическое развитие, и качественных - физиологические функции, обусловливается единой интенсивностью метаболических процессов, протекающих в организме. Нарушение этих процессов под влиянием экзогенных или эндогенных причин сказывается, очевидно, в равной мере как на формировании морфологических, так и на функциональных показателях растущего организма.

Если исключить отдельные случаи неуспеваемости учащихся, связанные с плохим прилежанием, или случаи низкой работоспособности, обусловленной или органическими, или стойкими функциональными изменениями в коре больших полушарий, то есть все основания утверждать, что физическое развитие, работоспособность и успеваемость школьников находятся в тесной взаимосвязи.

В своем докладе на первом съезде Московско-Петербургского медицинского общества Н. И. Быстров обратил внимание врачей на частые головные боли у детей школьного возраста. По данным его пятилетних наблюдений, головная боль у детей связана с чрезмерным умственным напряжением: у 8-летних детей жалобы на головную боль отмечены в 5% случаев, а у подростков 14-18 лет - в 28-40% случаев (под наблюдением было 74 780 детей), т. е. параллельно нарастанию учебной нагрузки увеличивается частота жалоб на головную боль.

А. В. Беляев, обобщая результаты обследования физического развития учеников гимназии, пришел к выводу, что успешные и напряженные умственные занятия, без регулярных и целесообразных физических упражнений, ведут к ослаблению физических качеств воспитанников.

Врач А. А. Яковлева, анализируя природу школьного переутомления, отмечала, что оно «по существу, является равнодействующей двух составных элементов учебно-воспитательных требований школы, с одной стороны, и психофизических сил учащихся - с другой». Большое количество учащихся уже поступает в учебные заведения «хилыми», с различными отклонениями, с низким уровнем психофизических сил. Именно такие дети менее всего в состоянии противостоять большой учебной нагрузке и именно они в большинстве случаев оказываются «безуспешными».

«Хилый» ребенок, отданный в гимназию, учится плохо, быстро утомляется, рассеян, вял, часто жалуется на тяжесть в голове, после ночного сна не отдыхает и утром принимается за работу с отвращением. Такие ученики в большинстве случаев выбывают уже из I и II классов. Те же, кто отсеивается затем из III и IV классов, обладают большим запасом психофизических сил, чем те, которые оставляют I-II классы, и их организм еще в состоянии некоторое время противостоять все возрастающей нагрузке.

Н. А. Грацианов, изучая физическое развитие детей и юношей учебных заведений г. Арзамаса, обратил внимание на определенную связь между успеваемостью и отдельными показателями физического развития учащихся. При прочих равных условиях (материальное благосостояние семьи, состояние здоровья родителей и детей) успевающие ученики имели более высокие основные показатели физического развития (длина тела, вес тела, окружность грудной клетки), чем ученики неуспевающие. По некоторым группам учащихся в возрасте до 13 лет различия в длине тела составляли минимум 3, 7 см, максимум - 18,08 см.

Сравнение окружности грудной клетки успевающих и неуспевающих учеников еще в большей мере, чем сравнение длины тела и веса, свидетельствовало о лучшем физическом развитии первых; успевающие ученики при большем абсолютном росте имели относительно более развитую грудную клетку, чем неуспевающие учащиеся.

Аналогичные результаты получил Н. В. Зак, исследовавший физическое развитие учащихся средних учебных заведений Москвы. Особенно разительным по сравнению с успевающими оказалось отставание у неуспевающих учеников так называемого «жизненного индекса» - отношения окружности грудной клетки к полуросту. Неуспевающие в возрасте от 10 до 21 года имели низкий «жизненный индекс», несмотря на свою абсолютно меньшую длину тела, т. е. менее гармонически развитую грудную клетку, чем ученики успевающие.

Таким образом, в ряде работ, проведенных еще в XIX веке, была установлена зависимость между физическим развитием и успеваемостью учащихся. Позже появились некоторые исследования, выявившие определенную связь между уровнем отдельных показателей физического развития и готовностью (зрелостью) ребенка к обучению в школе, между физическим развитием и отклонениями в фонетике речи, между успеваемостью и работоспособностью учащихся.

Так, Хельцер установил, что среди детей, которые к 6 годам - первому году занятий в школе - по своему физическому развитию и пропорциям тела достигли показателей, свойственных данному возрасту, отсутствие «зрелости» к началу обучения встречалось в 3,1% случаев. Среди детей же, показатели физического развития и пропорций тела которых не соответствовали средним величинам (были ниже), отсутствие зрелости к началу систематического обучения в школе отмечалось в 17,1 % случаев.

Шварц изучила результаты всестороннего врачебного обследования детей 6-летнего возраста, поступающих в школы. «Зрелость» ребенка к обучению в школе устанавливалась по совокупности показателей, характеризующих уровень физического развития, состояния здоровья и функционального состояния центральной нервной системы (уровень мышечной и умственной работоспособности). Оказалось, что среди детей, которые еще не обладали достаточной «зрелостью к обучению», большинство имело низкие и ниже средних показатели веса и длины тела.

Причины, тормозящие процессы роста детей, сказываются также отрицательно и на общем их развитии (в частности, на формировании и совершенствовании речи).

Медицинские обследования мальчиков и девочек 4-8 лет показали, что уровень физического развития и состояние фонетики речи находятся у детей в тесной взаимосвязи.

Дефекты произношения встречались чаще у мальчиков и девочек 7-8 лет со средним, ниже среднего и низким физическим развитием, а невнятная речь - только у детей с физическим развитием ниже среднего и низким. Эти же отклонения в фонетике речи у детей с физическим развитием выше среднего и высоким встречались в 3,8 раза реже, чем в других группах. Статистический анализ данных, полученных В. И. Теленчи, показывает, что расхождение в частоте распространенности различных отклонений фонетики речи в разных по уровню физического развития группах не является случайным.

Некоторые авторы, наблюдавшие подростков 14-17 лет, указывают, что такие функциональные свойства организма, как выносливость, координация движений, лабильность нервно-мышечного аппарата, также связаны с уровнем физического развития. Функциональные возможности организма подростков со средним и ниже среднего физическим развитием ниже, чем у подростков выше среднего физического развития. В случаях равной по объему мышечной нагрузки подростки, физически слабые, переносят ее хуже (быстрее и сильнее утомляются), чем подростки, более физически развитые.

Увеличение нагрузки у подростков выше среднего физического развития не приводит к ослаблению устойчивости тренированности их организма. У подростков же ниже среднего физического развития при этих же условиях возникают такие изменения различных физиологических функций, которые указывают на крайне слабую устойчивость тренированности организма.

Есть работы, в которых без анамнеза физического развития наблюдаемых детей даются указания на наличие у них тесной связи между успеваемостью и так называемой «общей» или умственной работоспособностью организма.

В. А. Правдолюбов, излагая результаты своих наблюдений за учащимися четвертого класса, разбил их по успеваемости на три группы: лучшую, среднюю и худшую. Распределение учащихся по этим группам было произведено на основании очень полных педагогических характеристик. Работоспособность школьников определялась методикой дозирования работы во времени: после словесной инструкции учащиеся в течение часа вычеркивали и подчеркивали определенные буквы в печатном, связном тексте. Оказалось, что лучшая группа учащихся имела более высокие показатели интенсивности работы (число подчеркнутых букв за 5 минут) и более высокое ее качество, чем группы средняя и особенно худшая.

Учащимся лучшей и средней по успеваемости групп был свойствен более благоприятный тип умственной работоспособности организма. Если для лучшей группы его принять за 100%, то в средней группе он встречается в 95% случаев, а в худшей - в 45% случаев.

Таким образом, данные, которыми мы располагаем, указывают на связь уровня физического развития и успеваемости, антропометрических показателей и степени развития отдельных физиологических функций организма, успеваемости и умственной работоспособности.

В большинстве рассмотренных нами работ не приводятся ошибки средних величин сопоставляемых показателей и абсолютное число наблюдений. Это обстоятельство лишает нас возможности судить, в какой мере результаты, полученные в каждой из работ, являются статистически достоверными, а сделанные выводы - статистически обоснованными. Кроме того, остается не совсем ясным, как связаны уровни физического развития, успеваемости, разные степени мышечной и так называемой «общей», умственной, работоспособности организма у одних и тех же учащихся в разных возрастных группах.

Между тем подобные сведения представляют не только теоретический интерес, но имеют и определенное практическое значение для учителя - в его повседневной работе, для организации физического воспитания и трудового обучения, для врачей, развертывающих профилактические и оздоровительные меры среди детей и подростков.

Работоспособность – это способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя её, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординированной деятельности. Умственная и мышечная (физическая) работоспособность тесно связанна с возрастом: все показатели умственной работоспособности возрастают по мере роста и развития детей. За равное время работы дети 6–8 лет могут выполнить 39–53% объема заданий, выполняемых 15–17 летними учащимися. При этом и качество работы у первых на 45–64% ниже, чем у вторых.

Темп прироста скорости и точности умственной работы по мере увеличения возраста нарастает неравномерно, подобно изменению других количественных и качественных признаков, отражающих рост и развитие организма. Годичные темпы нарастания показателей умственной работоспособности от 6 до 15 лет колеблются в пределах от 2 до 53%.

Во всех возрастах учащимся с отклонениями в состоянии здоровья присущ более низкий уровень умственной работоспособности по сравнению со здоровыми детьми и коллективом класса в целом.

У здоровых детей 6–7 лет, поступающих в школу с недостаточной готовностью организма к систематичному обучению по ряду морфофункциональных показателей, работоспособность также оказывается ниже и проявляет меньшую устойчивость по сравнению с детьми, готовыми к обучению, быстро к нему адаптирующимся и успешно справляющимся с возникающими трудностями. Однако устойчивость работоспособности у этих детей, в отличие от ослабленных школьников, повышается обычно уже к концу первого полудня.

Фазы работоспособности и её дневная периодичность: во всякую работу, в том числе и умственную, организм человека и особенно ребенка включается не сразу. Необходимо некоторое время вхождения в работ, или врабатывание. Это первая фаза работоспособности. В эту фазу количественные (объем работы, скорость) и качественные (количество ошибок – точность) показатели работы часто асинхронно улучшаются, то ухудшаются, прежде чем каждый из них достигнет своего оптимума. Подобные колебания – поиск организмом наиболее экономичного для работы (умственной деятельности) уровня – проявление саморегулирующейся системы.

За фазой врабатывания следует фаза оптимальной работоспособности, когда относительно высокие уровни количественных и качественных показателей согласуются между собой и изменяются синхронно. Положительные изменения высшей нервной деятельности коррелируют с показателями, отображающими благоприятное функциональное состояние других физиологических систем.

Спустя некоторое время, меньшее у учащихся 6–10 лет и большее у подростков, юношей и девушек, начинает развиваться утомление и проявляется треть фаза работоспособности. Утомление проявляется сначала в несущественном, а затем в резком снижении работоспособности. Этот скачек в падении работоспособности указывает на предел эффективной работы и является сигналом к её прекращению. Падение работоспособности на первом её этапе выражается снова в рассогласовании количественных и качественных показателей: объем работы оказывается высоким, а точность – низкой. На втором этапе снижения работоспособности согласованно ухудшаются оба показателя. На первом этапе снижения работоспособности регистрируется дисбаланс возбудительного и тормозного процессов в сторону преобладания возбудительного процесса (двигательное беспокойство) над активным внутренним торможением.

На этапе резкого снижения работоспособности еще стремительнее ухудшается функциональное состояние центральной нервной системы: развивается охранительное торможение, которое внешне проявляется у детей и подростков в вялости, сонливости, в потере интереса к работе и отказ от неё продолжать, часто в неадекватном поведении.

Развивающееся утомление – естественная реакция организма на более или менее длительную и интенсивную нагрузку. Нагрузка, вызывающая утомление, необходима. Без этого немыслимо развитие детей и подростков, их тренировка, адаптация к умственным и физическими нагрузками. Но планирование и распределение этих нагрузок необходимо проводить квалифицированно, с учетом возрастно-половых, морфофункциональных особенностей школьников.

Для того, чтобы у младших школьников меньше развивалась утомляемость, необходимо регулярно тренировать свой организм физическими нагрузками. Основополагающим средством физического развития является утренняя гимнастика.