Викинги на службе у русских князей. Феномен викингов – кто они и откуда? «Головная боль» Европы

Роль варягов (викингов) в истории Древней Руси

Период с VIII по XI в. называется в Северной и Центрально-Восточной Европе "эпохой викингов". В это время скандинавы создают особый тип культуры , основой которой были отряды воинов, вторгавшихся на своих кораблях в другие страны за военной добычей.

Набегам варягов (викингов) в раннем Средневековье подвергалось все побережье Балтики, Северного моря и даже европейское побережье Атлантического океана (викинги осаждали Париж и Лиссабон). Задолго до Колумба, в конце X в., они побывали в Америке, открыли и колонизовали Исландию и Гренландию. Их корабли выходили в Средиземное море и дошли до Константинополя. "Храни нас Бог от нашествия норманнов" – так стандартно начинались многие молитвы в европейских церквях того времени.

Викинги сыграли большую роль в развитии государственности у народов средневековой Европы. Здесь можно выделить три фактора. Во-первых, викинги кое-где выступили завоевателями, оказавшими влияние на возникновение государств (имя норманнов отразилось в названии герцогства Нормандии на севере Франции; войны викингов с англосаксами имели большое значение для формирования британской государственности и т.д.). Во-вторых, сама по себе угроза нашествия викингов заставляла сплачиваться и мобилизоваться местную аристократию, укреплять собственную власть. В-третьих, во многих европейских государствах скандинавы привлекались в качестве военных наемников, особенно в королевскую и императорскую гвардию. Тем самым, входя в элитные войска, будучи опорой высшей власти, варяги часто участвовали в осуществлении этой власти, назначались на важные военные посты и могли даже составлять костяк служилой аристократии.

Для Руси значимыми оказались все три выделенных фактора, которые с разной степенью интенсивности проявились в отечественной истории. Отряды Рюрика и Олега, появившиеся в Восточной Европе в IX в., сначала сыграли важную роль в создании Северного центра Руси (862), а затем в объединении Севера и Юга (882). Роль варягов, а также военных вождей, чьи имена нам известны как Рюрик и Олег, отрицать здесь невозможно. Этническая принадлежность пришедших в Восточную Европу варягов и степень их участия в объединительном процессе местной славянской знати при этом остаются предметом научных дискуссий. Варяжские отряды в IX–XI вв. составляли основу княжеского наемного войска и его дружины. Варяжские имена стоят под договорами Руси с Византией в 911 и 944 гг. Мы знаем о роли варягов в сражениях, об исполнении ими функций наемных убийц (они убили Ярополка Святославича в 978 г., добивали Бориса Владимировича в 1015 г.). Причем среди варягов попадались и именитые: в дружине Владимира служил будущий король Норвегии (995–1000) Олав Трюггвасон.

Что же касается такого фактора, как сопротивления набегам, то, согласно летописи, сама ситуация с "призванием" Рюрика обусловлена изгнанием варягов за море и наступившей после этого дестабилизацией.

Летописец писал: "Изъгнаша Варяги за море, и не дата им дани, и почата сами в собе володети, и не бе в них правды, и въста род на род, и почаша воевати сами на ся. И реша сами в себе: “Поищем собе князя, иже бы володел нами и судил по праву”".

Таким образом, именно противостояние с варягами способствовало мобилизации местной славянской и финно-угорской знати и подтолкнуло ее к принятию судьбоносных для Руси решений.

Что влекло варягов на земли будущей Древней Руси? Ведь здесь не было городов и монастырей, как в Западной Европе, путем грабежа которых можно получить богатую добычу. Восточная Европа интересовала викингов в первую очередь как зона транзита. Здесь пролегало два важных торговых пути. Первый – Волжский торговый путы, через Неву в Ладогу, в Волхов и озеро Ильмень, далее по Ловати, затем суда перетаскивались волоком в Волгу, но которой через Волжскую Булгарию спускались до Каспийского моря. Таким образом, путь, сформировавшийся во второй половине VIII в., соединял Скандинавию и страны Востока, прежде всего Арабский халифат.

Как показал А. Н. Кирпичников, караванное движение кораблей из Скандинавии (например, от г. Бирка) до Каспия (к примеру, до Дербента) занимало около двух месяцев, за которые корабли проходили 5500 км. Средняя скорость дневного перехода составляла 25 км. Эго означало, что за летний сезон корабль мог совершить только одно такое плавание. Но прибыль за счет разницы цен достигала 1000% – было для чего пускаться в далекий путь за тридевять земель!

Волжский торговый путь для средневековых скандинавов был главным источником серебра. Северная Европа в Средневековье не разрабатывала собственных месторождений серебра, которое составляло основу денежного обращения. Викинги плыли на Восток за серебром, а попутно, естественно, шла торговля пушниной, рабами, тканями, украшениями, оружием и пр.

"Серебро в Скандинавии эпохи викингов было предметом страсти. Где бы ни оказывались даны, норвежцы или шведы в то время, они высоко ценили этот драгоценный металл, и его приобретение было одной из их главных целей, будь то в качестве пиратов, купцов, или наемников. Часто у них бывали и другие желания, поскольку многие нуждались в земле, чтобы на ней обосноваться, а другие искали приключений и возможности завоевать себе славное имя, но все были рады любой возможности захватить или отобрать серебро. Именно за мусульманским серебром скандинавские купцы пускались на Волгу, и именно серебром платили скандинавским наемникам за их службу английские короли и византийские императоры. Для некоторых приобретение серебра для того, чтобы копить его или носить в виде украшений, было самоцелью, другие же видели в этом средство получить другие желаемые вещи – еду, вино или верность. Иные искусно превращали его в прекрасные предметы... в то время как иные, мало заботясь о мастерстве исполнения и художественности, интересовались лишь весом металла и рубили свое серебро на куски".

В 760–780-е гг. начинается так называемая дирхемная торговля (дирхемы – арабские серебряные монеты). Через Русь в Скандинавию шел огромный поток серебра. Сегодня археологами в кладах и захоронениях в Северной и Восточной Европе найдено 160 000 арабских дирхемов VIII– XI вв. Это очень много: ведь в клады попадала лишь малая часть монет, имевших повседневное хождение.

По словам Т. Джаксон, "восточноевропейская речная система была идеальной дорогой для дальней международной торговли". Варяги двинулись по ней на Восток. И здесь они сразу же столкнулись с проблемой: чтобы путь успешно функционировал, его должна была контролировать какая-то значимая сила, которая могла бы гарантировать безопасность купцам, охрану торговых факторий, создать условия для торговли и т.д.

"Образование крупного трансконтинентального торгового пути объективно послужило одним из важных факторов (если не решающей предпосылкой) зарождения государственности на севере Восточной Европы. Естественным завершением этих процессов становится возникновение в этом регионе раннегосударственного образования, во главе которого в 860-е годы становится – по соглашению с местной знатью – скандинавский военный вождь".

Процессы в Восточной Европе, связанные с варягами, были очень динамичными. Викинги приходят сюда во второй половине VIII в., налаживают движение по Волжскому торговому пути, при их участии на Севере будущей Руси создается Северный центр русской государственности, столицей которого стала Ладога. Но уже в конце IX – начале X в. ситуация существенно меняется. Виновником, судя по всему, был Хазарский каганат, блокировавший нижнюю, южную часть Волжского пути: хазары не хотели пускать скандинавов на Каспий и претендовали на роль посредников в торговле. К тому же на Нижней Волге было неспокойно. Здесь шла активная миграция воинственных кочевых племен: свой путь на Запад совершали венгры, мигрировали печенеги и т.д. Волжский путь в своей нижней части утратил стабильность и безопасность.

Разумеется, скандинавам все это было не выгодно, так как прибыль существенно падала, а риск возрастал. Они сосредоточивают свою торговлю на Средней Волге, где главным их партнером оказывается Волжская Булгария. Однако тем самым теряется трансконтинентальность пути с Балтики на Восток. В IX в. (даты называются разные: по Г. С. Лебедеву, в 820–830-е гг., по мнению других исследователей, немного позже, в конце IX – начале X в.) скандинавы нащупывают новый путь – уже не через Волгу, а через Днепр (в 882 г. (дата условна) Олег берет Киев и объединяет Север и Юг Руси). Новый путь, который вошел в историю как путь "из варяг в греки", вел с берегов Балтики в Черное море и далее в Византию и Средиземноморье.

Путь "из варяг в греки" , по словам Г. С. Лебедева, "не только объединивший восточное славянство с внешним миром, но прежде всего связавший соседствующие различные и взаимозависимые эконом-географические зоны земледельческого хозяйства (древнего высокопродуктивного – на юге, стабильного – в днепро-двинском междуречье, нестабильного и дополняемого неаграрными формами деятельности – в северных землях), предопределил исторические судьбы восточнославянских племен и народов и на последовавшие за скоротечной “эпохой Дира” десятилетия IX в., и на тысячелетия вперед. “Русь Дира”, вероятно, была исторической предшественницей в равной мере “Руси Аскольда”, и “Руси Рюрика”, а затем и собственно Киевской Руси на этом пути “от северного варварства к эллинистически-христианской духовности”. Летописное предание осознавало его как апостольский путь и вслед за Крещением Руси великокняжеская власть закрепила это осознание постройкой храмов Софии Премудрости Божией в главных городах на пути из варяг в греки – Киеве, Полоцке, Новгороде. Эта манифестация духовного единства Руси, осуществленная Ярославом Мудрым, завершала дело его предшественников, объединявших и действовавших во главе дохристианской, языческой, архаической “руси” IX–X вв.".

Между тем открытие нового пути не спасло варяжскую трансконтинентальную торговлю. Серебро шло из Ирана и Средней Азии, через Каспий, а путь "из варяг в греки" по Днепру вел только в Черное море. Для торговли с Азией викинги все равно должны были либо прибегать к посредничеству Хазарского каганата или Византии, либо пытаться проникнуть через их земли. В отсутствие прямого водного пути это оказывалось невыгодным.

В течение X–XI вв. роль варягов неуклонно падает. Вокруг киевских князей формируется собственный слой аристократов и дружинников, в котором роль выходцев из Скандинавии уменьшается. Их вытесняют славяне – бояре и воины. Варяги превращаются в прослойку военных наемников и купцов. В условиях междоусобиц наемникам обычно не доверяют: ведь их легко перекупить, они предают, переходят на сторону противника. Поэтому князья предпочитали свои, местные военные кадры, прибегая к наемничеству все реже и реже – в основном для решения узкоконкретных задач. Скандинавы-купцы на фоне падения значимости трансконтинентального пути "из варяг в греки" и роста внутрирусской торговли также утрачивали свои исключительные позиции. В результате к XII в. варяги полностью сошли со страниц русской истории.

Варяги оставили большой комплекс источников – так называемых саг, художественных сочинений о подвигах викингов, написанных по законам жанра. Саги являются специфическим историческим источником, тем не менее из них можно многое узнать об истории Гардарики, как скандинавы называли Русь, – и в этом мы тоже видим крупный вклад варягов в русскую историю.

Точкой отсчета начала походов викингов в Западной Европе считается 793 г. В "Англосаксонской хронике" рассказывается, что 8 июня язычники обрушились на монастырь св. Кутберта на о. Линдисфарн, небольшой остров на восточном побережье Англии, близ англо-шотландской границы. Этими язычниками были скандинавские викинги; монахи погибли под ударами их мечей. Богатства одного из известнейших и высокопочитаемых монастырей Англии, обители св. Кутберта, стали добычей викингов. В следующем десятилетии они разграбили многие другие монастыри, церкви и местечки по побережью от Ирландии до Уэльса 81 .

793 г. отчетливо запечатлелся в сознании английского духовенства как год начала вторжений викингов, потому что в этом году впервые была разграблена одна из самых значительных британских святынь. На самом деле подобные разбойничьи нападения осуществлялись и несколькими годами раньше. Тем не менее 793 г. можно рассматривать как определенную веху, потому что с последнего десятилетия VIII в. нападения скандинавских флотилий на земли от Ладожского озера на востоке до Ирландии на западе становятся повсеместным бедствием (илл. 16). В первом десятилетии IX в. флотилии викингов нападают уже на мощные феодальные государства, такие, как Франкская империя. В 810 г. конунг данов Готтрик, двумя годами ранее разграбивший ободритский торговый город Рерик, на 200 кораблях прорвал франкскую береговую оборону и овладел частью Фрисландии. Дань, которую он потребовал, исчислялась в 200 фунтов серебра 82 .

В Балтийском бассейне в это же время скандинавы ("русы" в арабских источниках и "варяги" в русской "Повести временных лет") 83 начинают продвигаться далее в глубь материка. Судя по археологическим данным, а именно следам непосредственного оседания или особо сильного влияния норманнов, их привлекали крупные, пересекавшие всю страну реки, по которым викинги, или варяги, попадали на юг. "Въездными воротами" в эти земли служили на северо-востоке Балтийского моря Ладожское озеро и Волхов. По речным системам из Ладожского озера можно было достигнуть Белоозера, центра финского племени весь (современные вепсы), где с X в. наряду с воздействием восточнославянской и волжско-булгарской культур ощущается влияние балтийской торговли. Из Ладожского озера по Волхову попадали к о. Ильмень в Новгород. По речным системам бассейнов Ладожского озера и Ильменя можно было добраться до бассейна Верхней Волги, а по Волге достичь державы булгар с ее столицей Великий Булгар. Согласно данным арабских авторов, чуть ли не в VII в. "русы" (в ранних источниках под этим именем нередко выступают варяги) сражались с арабами, состоя на службе у хазар, держава которых сложилась в низовьях Волги 84 . Сведения о путях сообщения между областью о. Меларен на Скандинавском полуострове и Средним Поволжьем появились, по-видимому, в Средней Швеции еще в эпоху бронзы (к этому времени относятся первые археологические свидетельства о существовании таких связей) и затем передавались из поколения в поколение 85 . В IX-X вв. наиболее значительные комплексы находок, содержащие скандинавский материал или запечатлевшие значительное скандинавское влияние, обнаружены на археологических памятниках близ Старой Ладоги, а также в поселениях и могильниках у деревень Тимерево, Михайловское и Петровское под Ярославлем на Волге 86 . Волжский путь через Каспийское море вел в арабские страны Средней и Передней Азии, а по Нижнему Дону - в Черное море и Византию. Эти связи были настолько интенсивными, что у некоторых арабских географов сформировалось представление, будто Балтийское и Черное моря непосредственно соединены морским проливом. Согласно одному хазаро-персидскому известию, дошедшему до нас через "Древнейшую историю тюрок" от эпохи, предшествующей IX в., "русы" приходили Волжским путем с севера, с некоего острова, расположенного дальше волжских булгар и "сакалиба" (что здесь обозначает финские племена) 87 . Ибн Фадлан, который в 922 г. собирал в Булгаре сведения о "русах", по мнению некоторых исследователей, наблюдал на Волге "русов", приходивших со скандинавской Балтики; независимо от арабского автора, о "руси" - варягах из "заморья" (т. е. с Балтийского моря), сообщает "Повесть временных лет" 88 . С Волжским путем на Ладожском озере или позднее на Ильмене пересекался другой водный путь (илл. 17). Через бассейн Ильменя, прежде всего по Ловати, можно было добраться до Западной Двины, в том числе до ее южных притоков, таких, как Каспля. Через Касплю, Касплянское озеро и систему волоков достигали Днепра в районе Смоленска (точнее, у Гнездова западнее Смоленска) 89 . Такие же волоки между Двиной и Днепром использовали и путешественники, продвигавшиеся из Рижского залива по Западной Двине в глубь страны. В Гнездове переоснащали суда и проводили здесь некоторое время перед дальнейшим движением. Поэтому в Гнездове не позднее рубежа IX-X вв. возникло обширное поселение, в котором жили представители местных, верхнеднепровских балтских племен, славяне и скандинавы. Ремесленники, торговцы, воины, крестьяне имели, видимо, свои обособленные кварталы в пределах обширного ареала расселения, раскинувшегося между речками Свинец и Ольша, впадавшими в Днепр. В Гнездове представлены также многочисленные находки западнославянского происхождения (как керамика, так и украшения); вполне возможно, что здесь осела и группа торговцев или ремесленников, прибывшая с Нижнего Одера. Точное определение этнического состава населения, однако, станет возможно только тогда, когда материалы Гнездова будут систематично опубликованы 90 . По-видимому, существовало даже корабельное сообщение между речными системами Днепра, Вислы и Одера с помощью волоков. Так, в 1041 г. киевский князь Ярослав совершил поход на ладьях из Киева по Днепру и Бугу против мазовшан на Нижнюю Вислу 91 . Система волоков связывала между собой и Одер - Варту - Нотец - Вислу.

По Днепру достигали в конце концов Черного моря, а морем - Византии. Несомненно, на всех этих путях имелись опорные пункты, такие, как Киев, Чернигов, Гнездово, Ярославль, Ладога 92 . "Повесть временных лет" в начале XII в. очень подробно описывает круговорот торговых путей на Валдайской возвышенности: "Когда же поляне шли отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет и направляется на север и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Так и из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы и дальше на восток пройти в удел Сима (т. е. Приуралье. - И. X.), а по Двине - в землю Варягов..." 93 . Этот путь на юг через Восточную Европу был уже известен до IX в. 94 , в IX-X вв. значение его резко возросло в результате как процессов внутреннего развития этих областей, так и деятельности скандинавских пришельцев, подъема северной торговли. По сравнению с "Путем из варяг в греки" Волжский путь был более древним и в силу этого более важным, особенно на раннем этапе развития балтийской торговли. Но по мере освоения переходов из верховий Западной Двины в верховья Днепра, создания системы ладейных волоков Двинско-Днепровский путь не позднее рубежа IX-X вв. приобретает большое значение 95 .

Сравнительно слабыми оказались следы скандинавской оседлости в глубинных районах восточной части Центральной Европы, на территории Польши и ГДР. Немногочисленные находки указывают на более или менее эпизодическое использование водных путей вдоль Вислы и Одера. По ним попадали на Средний и Нижний Дунай и на Балканы, то есть непосредственно на территорию Византии. Древний "Янтарный путь", в предшествующие столетия связывавший римский Карнунтум, в устье Моравы, через Моравские ворота с устьем Вислы, в эту эпоху не играл значительной роли в сообщениях между севером и югом.

Область между Одером и Эльбой в IX-XI вв. подвергалась многочисленным локальным вторжениям викингов, пути которых проходили по рекам Пене, Варнов, Траве, а также по разветвленным внутренним водоемам, заливам и озерным системам. Подобная же ситуация складывается на южном побережье Северного моря, между устьями Эльбы и Сены.

В Западной Европе Франкская держава успешно оборонялась против викингов 96 . Вслед за первым вторжением данов во Фрисландию с 810 г. по инициативе Карла Великого началось строительство кораблей. В устьях крупных рек были сооружены опорные пункты для военных флотилий и размещена береговая охрана. В 820 г. эта береговая стража отразила крупнейшую попытку вторжения норманнов во Фландрию; провалилась и их попытка прорваться в Сену. Затем викингам удалось добиться успеха: порт Руан был разграблен. Однако норманны были отброшены франкской береговой обороной; они стали нападать на Британские острова. После свержения в 833 г. Людовика Благочестивого борьба за престол во Франкской державе и всеобщий упадок империи привели к пренебрежению береговой обороной. Результат не замедлил сказаться: уже в 834-838 гг. викинги подвергли Фрисландию ужасающему опустошению, которым открывается длительный, занявший более трех четвертей века период вторжения норманнов в охваченную раздорами Францию.

Крупные торговые центры побережья, такие, как Дорестад, и Вальхерен, раз за разом разрушались до основания; под угрозой находился Кёльн. 14 мая 841 г. норманны вновь захватили Руан, он был выжжен дотла. Земли в устье Рейна оказались во власти викингов. В 842 г. они разгромили крупнейшую из гаваней, Квентовик (будущий Кале). Годом позже пал Нант, в 845 г. - Гамбург. В пасхальное воскресенье 845 г. был захвачен и разрушен Париж, а в 848 г. пал Бордо. Нападения продолжались в последующие десятилетия одновременно с образованием постоянных владений норманнов. На уничтожение были обречены значительные производительные силы и культурные ценности, прежде всего в прибрежных районах и в устьях крупных рек. Господствующий класс центрально- и западноевропейских государств не смог организовать эффективную оборону. В землях между Сеной и Луарой, по сообщению Пруденция, крестьяне в конце концов поднялись против своего недееспособного дворянства, чтобы самим организовать сопротивление вторжениям викингов; дворян они при этом беспощадно уничтожали.

Разбойничьи набеги викингов распространялись все далее. Около 860 г. флот под водительством Хастинга вторгся в Средиземное море с целью разграбить Рим. Норманны, мало знакомые с географией Италии, вместо Рима обрушились на североитальянский город Луна. Сообщение хрониста живо воспроизводит методичность действий викингов: "Когда норманны опустошили всю Францию, предложил Хастинг двинуться на Рим и этот город, как ранее всю Францию, подчинить норманнскому господству. Предложение пришлось всем по нраву, флот поднял паруса и покинул побережье Франции. После многочисленных рейдов и высадок норманны, стремившиеся достичь собственно Рима, взяли курс на город Лунке, именуемый также Луна. Правители этого города, хотя и напуганные неожиданным, повергающим в ужас нападением, быстро вооружили горожан, и Хастинг увидел, что город нельзя взять силой оружия. Тогда пустился он на хитрость, а именно: он направил посланника к бургграфу и епископу города; представ перед высокопоставленными лицами, тот сообщил следующее: "Хастинг, князь датский, и все его люди, с ним вместе судьбою изгнанные из Дании, шлют Вам свой привет. Небезызвестно Вам, что мы, судьбой изгнанные из Дании, блуждая по бурному морю, прибыли наконец во Франкскую державу. Судьба предоставила нам эту страну, вторглись мы и во множестве битв с народом франков все земли державы подчинили нашему князю. После ее полного покорения захотели мы вновь вернуться в свою отчизну; и сперва несло нас прямо на север, но потом измотали нас противные западные и южные ветры, и так не по своей воле, а в жестокой нужде оказались мы на Вашем берегу. Мы просим, дайте нам мир, чтобы мы могли закупить продовольствие. Вождь наш болен, терзаемый страданиями, желает он от Вас принять крещение и стать христианином; и буде свершит он это в своей телесной слабости перед смертью, то молит он Ваше милосердие и благочестие о погребении в городе". На что ответили епископ и граф: "Мы заключаем с вами вечный мир и крестим вождя вашего в веру Христову. Мы дозволяем вам также, по свободному соглашению между нами и вами, покупать, что вы захотите!" Посланник, однако, произносил лживые слова, и все, что он, полный коварства, выведал, то передал он господину своему злодею Хастингу.

Итак, заключили мирный договор и началась добрая торговля и общение между христианами и бесчестными язычниками.

Меж тем епископ приготовил купель, освятил воду, велел зажечь свечи. Мошенник Хастинг туда явился, в воду погрузился и воспринял крещение на погибель своей души. Поднятый из святой купели епископом и графом, он словно тяжелобольной вновь был отнесен на корабль. Там он тотчас созвал своих негодяев и открыл им омерзительный тайный замысел, им измышленный: "В следующую ночь сообщите вы епископу и графу, что я умер, и молите со слезами, что хотели бы меня, новокрещенного, похоронить в их городе; мои мечи и украшения и все, что мне принадлежало, обещайте им подарить". Сказано - сделано. Рыдая, спешат норманны к господам города и говорят: "Наш господин, ваш сын, ах! умер. Мы умоляем Вас, дозвольте похоронить его в Вашем монастыре и примите богатые дары, которые он перед смертью велел Вам передать". Обманутые этими лицемерными словами и ослепленные великолепием подарков, разрешили те предать тело земле в монастыре по-христиански. И посланники вернулись к себе и сообщили об успехе их хитрости. Хастинг тотчас велел, полный радости, собрать предводителей различных племен (tribus) и сказал им: "Теперь быстро сделайте мне погребальные носилки, уложите меня на них, словно мертвое тело, но при оружии, и станьте вокруг, словно носильщики кругом катафалка. Остальные должны поднять горький плач и крик на улицах, в лагере и на кораблях. Украшения, доспехи, отделанные золотом и драгоценными камнями топоры и мечи несите для всеобщего обозрения перед катафалком". За этим приказом следовало точное его исполнение. Плач и крик норманнов разносился далеко, в то время как колокольный звон звал народ в церковь. Духовенство прибыло в праздничном облачении, старейшины градские, обреченные на мученичество, женщины, предназначенные обрести рабство. Впереди выступал хор мальчиков со свечами и крестами, а вслед за ними - носилки с нечестивым Хастингом; христиане и норманны несли его от городских ворот до монастыря, где была приготовлена могила. И вот начал служить епископ торжественную мессу, и благоговейно внимал народ пению хора. Между тем язычники растеклись повсюду, да так, что христиане не почуяли обмана. Наконец закончилась месса, и епископ приказал опустить тело в могилу. Тут бросились внезапно норманны к носилкам, яростно взывая друг к другу, что не может он быть похоронен! Как громом пораженные, стояли христиане. И вдруг спрыгнул Хастинг с носилок, выхватил сверкающий меч из ножен, бросился на несчастного епископа, сжимавшего в руках богослужебную книгу, и поверг его, также и графа! Норманны быстро перегородили церковные ворота, и тут началось ужасающее избиение и истребление безоружных христиан. Затем бросились они по улицам, повергая каждого, кто пытался защититься. И войско от кораблей также устремилось через широко открытые ворота и вмешалось в бушующую резню. Наконец завершена была кровавая работа, полностью истреблен крещеный люд. Кто остался в живых, в цепях повлачился на корабли. Тут похвалялся Хастинг со своими и думал, что разграбил он Рим, столицу мира. Хвастался он, что теперь всем миром обладает, взяв город, который он считал Римом, властелином народов. Однако, когда он узнал, что это не Рим, пришел он в ярость и воскликнул: "Так разграбьте всю провинцию и сожгите город; тащите добычу и пленных на корабли! Люди здесь должны почувствовать, что мы побывали в их стране!" Так вся провинция была разгромлена и лютыми врагами огнем и мечом опустошена. После этого нагрузили язычники корабли добычей и пленными и вновь поворотили носы своих судов к державе франков" 97 .

В славянских землях южной Балтики, как и на франкском побережье, осуществлялись различные оборонительные мероприятия против нападений викингов и других морских разбойников; порой эти меры оказывались успешными, чаще же - недостаточными. Племенная аристократия, так же как князья возникающих государств, начинает строительство крепостей, которые служили бы защитой от нападений с моря. Такие крепости сосредоточиваются в нижнем течении Варнова, на Рюгене, в низовьях Пене - устье Одера, возле Колобжега, на курляндском побережье, в Латвии, в Рижском заливе, в Эстонии и в области восточнославянской колонизации вокруг Пскова и Новгорода. В Скандинавии также стремились защититься от нападений викингов с помощью системы берегового оповещения, как мы узнаем из одной упландской надписи, и путем строительства укреплений. Именно в это время было возведено, видимо, крупнейшее из круговых городищ Швеции - Граборг на Эланде 98 , а также Экеторп на Эланде, планировку которого мы представляем благодаря раскопкам М. Стенбергера 99 (илл. 18). Роль таких крепостей и укреплений в борьбе против нападений викингов достаточно хорошо известна для франкских областей и по довольно скудным письменным данным - для Балтийского региона. Нередко местным племенам удавалось успешно обороняться от нападений и выдерживать осады.

Неоднократно, однако, укрепления бывали взяты приступом, люди захвачены, обложены данью, проданы или обращены в рабство.

"Житие св. Ансгария" сообщает об одном датском нападении в 40-е гг. IX в.: "Выпал им жребий отправиться в отдаленную крепость земли славян... Совершенно нежданными обрушились они там на мирных беззаботных туземцев, одержали верх силой оружия и вернулись, обогащенные награбленной добычей и многими сокровищами, на родину..." 100

Подобным же образом даны нападали на куршские племена. В 852 г. они "собрали флот и отправились на разбой и грабежи в Курляндию. Было в этой стране пять знатных крепостей, в которых собиралось население при известии о вторжении, чтобы в мужественной обороне защитить свое добро. И на этот раз они добились победы: половина датского войска была перебита, равно как половина их кораблей уничтожена; золото, серебро и богатая добыча достались им [куршам]". Далее собщается о новом нападении свеев под водительством конунга Олава. Себорг в Курляндии был разграблен шведами, другая крепость в глубине страны продолжала сопротивляться. Затем было заключено мирное соглашение, шведы с богатым выкупом и обещаниями дани удалились восвояси 101 .

Итак, для викингов такие нападения часто завершались большими потерями. Если в походах погибали люди из знатных родов, на родине в их честь устанавливали поминальные камни с руническими надписями. Таким образом до нас дошли некоторые сообщения о местах пребывания викингов - воинов и купцов. Они умирали на Балканах, в Византии, на Руси и в других краях. Некоторые примеры позволяют составить представление об этом источнике по раннесредневековой истории Скандинавии:

"Эйрик, и Хакон, и Ингвар, и Рагнхильд, они... Он умер в Греции..." - сообщается на камне из Хусбю-Люхундра в Упланде (R 142; М 88).

"Тьягн, и Гаутдьярв, и Суннват, и Торольв, они велели установить этот камень по Токи, своему отцу. Он погиб в Греции..." (Ангарн, Упланд, R 116; М 98) 102 .

"Торгерд и Свейн, они велели установить камень по Орму и Ормульву и Фрейгейру. Он умер isilu на севере, а они умерли в Греции..." (Вестра Лединге, Упланд, R 130; М 65).

"Руна велела сделать [этот] памятник по Спьяльбуду, и по Свейну, и по Андветту, и по Рагнару, сыновьям своим и Хельги; и Сигрид по Спьялбуду, своему супругу. Он умер в Хольмгарде (Новгороде. - И. X.) в церкви [святого] Олава. Эпир вырезал руны" (Шюста, Упланд, R 131; М 89).

"Ингилейв велела поставить камень по Бруни, своему мужу. Он нашел смерть в Дании в белых одеждах (т. е. на смертном ложе - И, X.). Болли вырезал" (Амнё, Упланд, R 132).

"Гудлауг велел установить камень по Хольми, своему сыну. Он умер в стране лангобардов (Италии. - Пер.)" (Фиттья, Упланд, R 135).

"Рагнфрид велела установить этот камень по Бьёрну, сыну своему и Кетильмунда... Он пал в Вирланде (т, е. в северо-восточной Эстонии - Я. X.)" (Энгебю, Упланд, R 137; М 91).

"Бьёрн и Ингифрид установили камень по Отрюггу, своему сыну. Он был убит в Финланде" (Сёдербю, Упланд, R 143; М 76).

"...куру пал там в Англии" (Тонг, Упланд, R 164).

"Он умер в Серкланде ("стране сарацинов". - Пер.)" (Тиллинге, Упланд, R 165; М 82).

"Руны велел высечь Рагнвальд. Он был в Греции вождем дружины" (т. е. византийской варяжской гвардии - Я. X.) (Эд, Упланд, R 174; М 118).

"Ярко окрашенные установлены эти камни: Хакбьярн и его брат Хродвисл, Эйстейн [и] Эймунд вместе установили эти камни по Хравну к югу от Ровстейна. Они добрались вплоть до Айфора. Вифил вел [отряд]"; т. е. Хравн погиб на одном из днепровских порогов (Айфоре). (Пильгорд, Готланд, R 193; М 17).

"Хродвисл и Хродельв, они велели установить камни по трем [своим сыновьям]: этот по Хродфосу. Его обманом убили валахи в далекой поездке..." (Шёнхем, Готланд, R 192; М 20, илл. 19).

Размах походов викингов иллюстрирует камень из Тиманса на Готланде: "Ормига, Ульвар: Греки, Иерусалим, Исландия, Серкланд" (R 196; М 22).

Нередко путешественники возвращались домой с богатством. "Торстейн сделал [памятник] по Эринмунду, своему сыну, и приобрел этот хутор и нажил [богатство] на востоке в Гардах" (т. е. на Руси. - И. Х.), - повествует, к примеру, надпись на камне из Веда в Упланде (R 136; М 63).

Некоторые скандинавы оседали на чужбине. "Хертруд воздвигла этот камень по своему сыну Смиду, доброму воину. Его брат Халльвинд, он живет в Гардах..." - сообщается на камне из Гордбю на Эланде (R 190; М 92).

В Упланде насчитывается 53 рунических камня, упоминающих о викингских походах: 11 из них сообщают о плаваниях на Запад; 42 - на Восток и Юг; в 3 из них говорится о Гардах, т. е. Руси; в 18 - о Византии. Готландские рунические камни демонстрируют особенно широкий географический диапазон поездок: Исландия, Дания, Финляндия, Курляндия, Новгород, южная Россия, Валахия, Византия, Иерусалим. Одна из надписей в Сёдерманланде с дефектным текстом содержит слово "винр" (Прочтение надписи связано с большими трудностями, и ономастическое толкование слова uinr сомнительно. См. мнение А. Рупрехта в цит. работе (S. 61). - Прим. перев. ), которое иногда интерпретируется как Вендланд, славянские земли на южном побережье Балтийского моря. Другие камни из Сёдерманланда сообщают о далеких походах целых дружин до Серкланда, т. е. в мусульманские страны.

Для своих военных и торговых походов викинги использовали преимущественно уже устоявшиеся, сложившиеся торговые пути, которые вели в наиболее высокоразвитые области. Там прежде всего они находили богатство и добычу, а также возможность поступить на службу к местным князьям в качестве воинов-дружинников. Какие-то шведские викинги уже в 838-839 гг. достигли Византии, несомненно некоторое время перед этим прожив на Руси и, судя по титулатуре источника, поступив на службу к местному князю ("хакану росов", как нередко в восточных источниках IX-X вв. именовались киевские князья). Обратный путь из Византии эти шведы предприняли через Южную и Центральную Европу: в 839 г. они появились при дворе франкского императора, предъявив ему письмо от византийского кесаря Феофила. Эти люди утверждали, "что их, то есть их народ, зовут Рос (Rhos)"; по их словам, они были направлены к Феофилу царем их, называемым хаканом (Chacanus), "ради дружбы". В помянутом письме Феофил просил, "чтобы император милостиво дал им возможность воротиться (в свою страну) и охрану по всей своей империи, так как пути, которыми они прибыли к нему в Константинополь, шли среди варваров, весьма бесчеловечных и диких племен, и он не желал бы, чтобы они, возвращаясь по ним, подвергались опасности. Тщательно расследовав причину их прибытия, император узнал, "что они из народа свеонов (eos gentis esse Sueonum)..." 103 . Когда франкский двор выяснил, что речь идет о скандинавах, прибывших вместе с византийцами, он проявил настороженность и сдержанность. То были годы первых крупных кровавых нападений норманнов на Францию, и возникло подозрение, что "свеоны" могут быть шпионами викингов. Из этого сообщения также следует, что в формирующихся славянских государствах, прежде всего в Киевской Руси, скандинавы вступали на службу в княжеские дружины. В "Повести временных лет" неоднократно упоминается, как русские князья набирали скандинавских воинов, чтобы усилить свое войско, особенно для борьбы против Византии. Об этом же достаточно определенно сообщают и рунические надписи, посвященные норманнам, павшим в Греции. Лишь от соотношения военной мощи зависело, удавалось ли порою скандинавам где-либо создать собственные временные владения, в союзе с местной племенной аристократией подчинить местное население и заложить начатки государственной организации или же они должны были принять уже существующие формы государственной власти 104 .

Примерно так же строились и отношения между самими скандинавами. Так, в IX в. конунг Хорик в Дании пал "в борьбе с разбойничьим нападением родичей..." 105 . Хедебю на рубеже IX-X вв. захватили шведские викинги под водительством Олава и основали там собственную княжескую династию 106 .

Морские пираты не слишком обращали внимание на этническую принадлежность своих жертв. Когда, к примеру, благочестивый Ансгарий плыл из Хедебю в Бирку, чтобы обратить шведов в христианство, "повстречались ему разбойники-викинги", ограбившие миссионера и его спутников.

Адам Бременский следующим образом охарактеризовал викингов в своем описании южной Швеции: "Здесь имеется много золота, привезенного из разбойничьих морских поездок. Эти морские разбойники, которых они называют викингами, мы же - аскоманами 107 , дают, однако, конунгу данов дань, чтобы им можно было продолжать свои походы за добычей против варваров; во множестве живут они по берегу этого моря. Но поэтому случается, что они злоупотребляют предоставленной им свободой не только против врагов, но и против своих. Не знают они никакой верности по отношению друг к другу и без сострадания продают один другого, если тот ими захвачен, как несвободного слугу своему другу или варварам". Поэтому и в Скандинавии для защиты от нападений викингов появились центры береговой охраны, как об этом сообщается, например, в рунической надписи из Упланда (Бру, R 180). Время от времени во Фрисландии, а затем и на территории Франкской империи возникали норманнские владения 108 , а с 911 г. под властью Роллона в Нормандии образовалось нормандское герцогство 109 . Подобного же рода образования, как мы узнаем об этом из сообщения Римберта о Курляндии, могли появляться и на юге балтийского побережья. Они, однако, не бывали устойчивыми и длительными. Вторгшиеся или принятые на службу в качестве дружинников скандинавы быстро ассимилировались в них, растворяясь в формирующемся классовом обществе славянских стран, в Поморье, Польше, Киевской Руси, земле ободритов. Не может быть и речи о том, что викинги были основателями славянских государств Центральной и Восточной Европы, как это утверждалось в прошлом, прежде всего в германской науке, чаще всего с прямолинейно-националистическими целями 110 . Местные феодальные общества прошли уже достаточно долгий путь в своем собственном развитии, внутренняя классовая дифференциация и процесс образования государственности ко времени появления викингов в этих землях находились в стадии становления 111 . К тому же варяги были немногочисленны, не слишком знакомы с местной системой отношений и, следовательно, не могли стать организующим началом. Активным элементом они становились лишь в тех случаях, когда включались в уже существующую общественную структуру, действовали в ее рамках, а вследствие этого и быстро ассимилировались. Так произошло на Руси. Люди со скандинавскими именами, появляющиеся в византийских и древнерусских источниках как представители Киевской Руси, находятся на службе у русских князей, и язык заключаемых при их участии договоров с самого начала греческий и славянский 112 .

Нет каких бы то ни было указаний и на то, что скандинавы занимали сколько-нибудь заметное военно-политическое положение и в других славянских государствах 113 .

Походы викингов, однако, имели еще один существенный результат. Они вели к укреплению организации обороны в землях к югу от Балтийского моря, строительству собственного флота, снаряжению военных экспедиций против скандинавских стран. На западных рубежах славянских земель ободритское войско в конце X в. двинулось против Хедебю и разрушило город 114 . Со второй половины XI в. рюгенские славяне и поморяне снаряжали крупные флотилии, многократно отражали набеги датчан и в свою очередь нападали на датские острова, даже заселив некоторые из них 115 . С поморянского побережья Балтики в это время были организованы подобные же экспедиции против Готланда, Эланда и в южную Швецию. Во второй половине X в. местное население восстанавливало такие старинные оборонительные сооружения, как в Экеторпе на Эланде; и здесь нередки были поселения славянских военных дружин. Известный шведский исследователь М. Стенбергер пришел к выводу, что многочисленные славянские элементы в материалах поздних слоев Экеторпа могут указывать не только на торговые связи, но и на то, что Эланд в это время был занят славянами с южного побережья Балтики, о чем сообщают Саксон Грамматик и датская "Сага о Кнютлингах" 116 .

События эти более или менее скрыты во мраке истории, так как для этой эпохи нет еще собственно скандинавских источников. В целом, однако, интересы славянских государств были связаны с континентом, а не со Скандинавией; они оборонялись от морских нападений скандинавов, но свои государственные территории расширяли за счет племен внутренней части материка. Интересы Киевской Руси были направлены прежде всего на юг, против Византии и против степных кочевников. Польша в первой четверти XI в. при Болеславе Храбром осуществляла экспансию в Среднее Подунавье и на Эльбу в районе Мейсена. В это время шведский конунг Эйрик заключил союз с весьма могущественным польским королем Болеславом. Болеслав дал в жены Эйрику свою дочь или сестру. В результате этого союза враждебные Эйрику датчане подверглись совместному наступлению славян и шведов 117 . Ободритские князья попытались захватить области между Эльбой и Одером до среднего течения Хафеля. Широких же общественных слоев, заинтересованных в заморских войнах и завоевательных походах через Балтику на север, у племен и народов, обитавших на южном балтийском побережье, не было 118 . Конечно, это не исключает оседания отдельных групп славян в других районах Балтики, в том числе проникновения из бассейна Одера в Новгород и другие места Северо-Западной Руси 119 .

Военно-политический феномен походов викингов, пиратство и борьба за владычество над Балтийским морем были, как мы видим, внешним проявлением более глубоких социально-экономических процессов.

На страницах западноевропейских анналов имя Рюрика впервые упомянуто в 850 году в связи с захватом им богатейшего торгового порта Дорестад во Фризии.

Временное возвращение наследственных земель во Фризии было лишь эпизодом в полной событий жизни Рюрика из рода Скьольдунгов. Историки строят схемы его возможного родословия, но одна легенда лишь сменяется другой, а для установления истины ученым недостаточно сведений.

Отважный дед Рюрика. Полагаем, что Рюрик принадлежал к династии, которая находилась в тесных родственных связях с датскими и норвежскими конунгами. Вероятно, дедом Рюрика был "богатый и решительный" конунг Эйстейн, женившийся на дочери Сигурда Оленя Асе. В конце VIII века Аса умерла. После этого Эйстейн пиратствовал на Балтике и однажды подошел к Альдейгюборгу (Ладоге).

Местный конунг Хергейр не смог защитить город и был убит неукротимым Эйстейном в схватке. Эйстейн стал править Ладогой, а Исгерд, вдову покойного конунга, сделал своей женой.

Хальвдан - отец Рюрика. От первого брака у Эйстейна остался сын Хальвдан. Он с малолетства участвовал в разбойных вылазках отца. После его гибели Хальвдан стал конунгом Альдейгюборга, женившись на красавице Ингигерд, дочери Исгерд от первого брака. "Она единственная законная наследница этой земли, - заявила вдовствующая Исгерд народу. - И поэтому объявляю я здесь, что отдаю себя и свою дочь, и это государство Хальвдану в полную собственность". Конунг Хальвдан имел, по крайней мере, семь сыновей от разных жен. Полагают, что Рюрик являлся одним из его самых младших сыновей. Он родился, вероятно, около 817 года.

Какой веры выл Рюрик Ютландский? В 826 году, как отмечали многие западные хронисты, Рюрик прибыл в столицу франков Ингельгейм на Рейне в свите своего брата Харальда Клака, готового принять святое крещение от императора Людовика Благочестивого в обмен на лен в Рустрингии и покровительство монарха. Возможно, малолетний Рюрик также перешел в католичество вместе с семейством Харальда. Однако возмужав, он за свои пиратские набеги на богатые монастыри Британии получил прозвище - «язва христианства» . В последствии варяжеский конунг вернулся к язычеству.

Рождение викинга. Рюрик родился в семье ютландского конунга, каких было несколько сотен на просторах распавшейся империи Карла Великого. Будучи одним из младших сыновей своего отца, он не мог рассчитывать на фамильные земли. По обычаю, новорожденного немедленно взяли от матери и положили на пол. Никто не мог прикоснуться к младенцу, пока отец не решил, признать ли его членом рода или отказаться от него. Глава семейства взял сына на руки, окропил водой и дал ему имя Рюрик, означавшее на древнескандинавском "владеющий славой". Имя указывало на происхождение человека, определяло его предназначение. Скандинавы часто давали мальчикам имена в честь славных предков. В роду Скьольдунгов легендарной славой был овеян победоносный конунг Рёрик Метатель Колец, прозванный так за свою щедрость.

"Сидящий на коленях". Воспитание детей конунги поручали умудренным опытом и рассудительным ярлам из других родов. Этот обычай был введен с целью сплотить разные кланы. Человек, принимавший отцовские обязанности, прилюдно сажал ребенка себе на колени, почему приемные дети назывались "сидящими на коленях". С самого юного возраста мальчик воспитывался как воин. Он постоянно находился в мужском окружении, имел дело с оружием, вместе со взрослыми принимал участие в охоте. В случае военного похода его брали с собой.

Овладение воинским искусством. Сыну викинга следовало в совершенстве овладеть навыками морского и сухопутного боя. Чтобы обрести силу и ловкость, мальчики с малолетства учились бесстрашно прыгать со скал, перескакивать через ручьи и неширокие речки, которых в Ютландии было великое множество. С юных лет они умели перемахнуть через коня и без страха взобраться на отвесные скалы. Хороший викинг метал два копья одновременно обеими руками, мог ловить летящее навстречу копье врага и бросать его обратно, драться мечом и копьем одновременно, действовать секирой и боевым топором. В результате длительной тренировки скандинавам удавалось держать равновесие, когда надо было пробежать по вздымавшимся и опускавшимся веслам драккара во время его движения.

Вертинские анналы за 850 год сообщают, что Рюрик во времена императора Людовика вместе с братом Харальдом держал в качестве бенефиция город Дорестад. После кончины императора, ложно обвиненный в предательстве Рюрик был брошен в темницу во владениях Лотаря. Совершив побег, он собрал значительный отряд данов и занимался морским разбоем, опустошая те области государства Лотаря, которые прилегали к побережью Северного океана. Он проплыл через устье Рейна к Дорестаду и захватил его.

Взгляд на Восток. Начав свою деятельность на политической арене как морской разбойник, Рюрик Ютландский приобрел широкую известность не только благодаря своим разорительным вторжениям в страны Северо-Западной Европы. Он сумел заставить франкских королей считаться с собой. Как представляется, Рюрик был предприимчив и настойчив в достижении поставленной цели. Отличный стратег и отважный воин, он был не лишен дипломатических способностей и умел получить желаемое путем переговоров. За ним в опасные походы следовало несколько сотен викингов, которые были уверены в своем славном и щедром вожде. Человека такого масштаба, опытного и искушенного в политике и военном деле, да к тому же имевшего славянские корни по линии матери, славяно-финская знать вполне могла пригласить для защиты своих земель от варяжских набегов.

На пути к империи. Решение Рюрика принять предложение послов Гостомысла могло быть обусловлено экономическими интересами Фрисландии. Дорестад, захваченный Рюриком, специализировался на восточно-европейской торговле, но, начиная с 830-х годов, его значение как международного порта почти сошло на нет, вследствие того что Старый Рейн изменил свое русло. Господство на Балтике, за которое ранее боролся Рюрик, теперь теряло смысл. Вот почему призвание в страну славян было воспринято им как шанс создания своей империи.

А. АЛЕКСЕЕВ, историк.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Тысячу с лишним лет назад по всей Европе правили короли. Королевства у них были маленькие (Англия, Франция, Германия, Испания как государства тогда ещё не сложились). Но король имел право судить любого жителя, а знатные люди присягали ему на верность. Считалось, что вся земля в королевстве принадлежит королю, а остальным он только позволяет ею пользоваться. Все королевства исповедовали одну веру - католическую, во главе с папой римским.

Только обитатели Дании и Скандинавии - норманны («северные люди») на своей земле жили привольно, чтили, как в старину, своих древних богов. На общих съездах решали все вопросы, там же устанавливали законы и разбирали судебные дела.

Короли были и у норманнов - их называли конунгами . Они пользовались почётом, но большой властью не обладали. Когда конунг ездил по стране, норманны кормили не только его самого, но и его дружину, и лошадей. Других обязанностей перед конунгом у людей не было.

Кроме хозяйства норманны занимались торговлей и военными походами. В Европе их считали лучшими воинами, и оружие у них было самое лучшее. Год за годом норманнские дружины на своих длинных кораблях атаковали прибрежные города и поселения, грабили, жгли и убивали жителей. В Западной Европе участников этих разбойничьих походов стали называть викингами.

В 789 году дружина викингов, прикинувшихся купцами, подплыла на своих ладьях к британскому городу Дорсету. Когда тамошний правитель вышел к ним, его убили. С этого момента в течение двух веков норманны разоряли Британию и Ирландию. По мере сил местные жители сопротивлялись. Так, в середине IX века конунга по имени Торгсиль в Ирландии утопили в озере, а в королевстве Нортумбрия, на севере Англии, конунга Рагнара Лодброка бросили в яму со змеями.

И тем не менее норманны настолько прижились в Англии - обзавелись семьями, хозяйством, что на родину ездили лишь изредка.

Доставалось от норманнов и людям, жившим на территории Франции, Голландии, Германии. Чуть ли не ежегодно их земли подвергались разграблению. В 845 году датский конунг Рюрик разорил побережье Эльбы и совершил набег на Северную Францию,

другие викинги сожгли Гамбург. Много раз грабили и Париж. Так, в 911 году на него напал конунг Хрольв по прозвищу Пешеход (по преданию, он был такой длинный, что не мог ездить на лошади - ноги по земле волочились). После нескольких сражений язычник Хрольв согласился креститься, а король Карл Простак выдал за него свою дочь и выделил ему землю по берегам Нижней Сены, ставшую герцогством Нормандия. Под управлением хозяйственных норманнов оно вскоре стало самой богатой и населённой провинцией Французского королевства. В 1066 году нормандский герцог Вильгельм (он был пра-праправнуком Хрольва) разгромил англичан в битве при Гастингсе и, завоевав Англию, стал английским королём. После этой победы его прозвали Вильгельмом Завоевателем.

Шведы «паслись» в основном в окрестностях Балтийского моря. На северо-западе России они селились целыми семьями (археологи нашли здесь гораздо больше скандинавских предметов, чем в Западной Европе). Местные финны звали норманнских разбойников «руотьси» (финское слово со шведским корнем, означавшее гребцы), а славяне - «русь», «русы». Позже к ним прилипло имя «варяги» (от слова «варинг» - так называли норманнского дружинника на службе у какого-нибудь правителя).

Промышлявшая между озёрами Чудским, Ладожским, Ильмень, Онежским и верховьями Волги самая сильная (по-нынешнему - крутая) из варяжских дружин обложила данью не только местные славянские и финские племена - словен, кривичей, чудь, весь и мерю, - но и разбойничьи шайки. Другое «бандформирование» контролировало среднюю часть пути «из варяг в греки» - основного торгового маршрута между Балтийским и Чёрным морями.

Варяги-русь, захватывая славян, везли их на продажу к хазарам, кочевавшим у Каспийского и Чёрного морей. За долгие годы бродячей жизни в лесах русы сами стали похожи на хазар. Они делали себе хазарскую причёску (бритая голова с чубом, свисающим на лоб), а их вождь по примеру хазарского царя называл себя каганом.

Послы этого шведского кагана позже побывали в Византии, а оттуда отправились в Германию. И всюду они говорили, что их народ называется «рос». «Тщательно расследовав причину их прибытия, император узнал, что они принадлежат к народности шведской», - записал немецкий монах Пруденций. Пришельцев сочли норманнскими шпионами и отослали назад в Византию.

Около 862 года обитатели окрестностей озера Ильмень, сговорившись, отказались платить дань варяжской «мафии». От «крыши» они избавились, но тут же передрались между собой. Оказалось, вольная жизнь не такая уж лёгкая и весёлая.

Устав от постоянной войны, славяне, финны и русы решили пригласить князя со стороны, чтобы он их судил и защищал. Остановились на Рюрике. Тот ли это был Рюрик, который, как уже говорилось, совершил набег на Северную Францию, или другой, точно неизвестно. Так или иначе, но какой-то Рюрик с варяжской дружиной пришёл в Приильменье и неподалёку от Ладоги построил новый городок. Из него-то потом и вырос Новгород.

«И от тех варягов, - говорится в нашей летописи, - стала называться Русская земля и новгородцы, которые от рода варяжского, а раньше были словене». То есть, когда писалась летопись (в XII веке), новгородцы ещё помнили, что их предки - и местные словене, и пришлые - варяги-русь.

Когда Рюрик умер, его родич Олег подчинил себе южные славянские племена - полян, вятичей, радимичей, северян, плативших прежде дань хазарам. Так между Балтийским и Чёрным морями появилось Русское государство со столицей в Киеве.

Викинги

Викинги

(норманны), морские разбойники, выходцы из Скандинавии, совершавшие в 9–11 вв. походы протяженностью до 8000 км, может быть, и на бóльшие расстояния. Эти дерзкие и бесстрашные люди на востоке достигали границ Персии, а на западе – Нового Света.
Слово «викинг» восходит к древненорвежскому «викингр». Относительно его происхождения существует ряд гипотез, наиболее убедительная из которых возводит его к «вик» – фиорд, бухта. Слово «викинг» (букв. «человек из фиорда») применялось для обозначения разбойников, которые действовали в прибрежных водах, прячась в укромных бухтах и заливах. В Скандинавии они были известны задолго до того, как приобрели дурную славу в Европе. Французы называли викингов норманнами или различными вариантами этого слова (норсманны, нортманны – букв. «люди с севера»); англичане всех скандинавов без разбора называли датчанами, а славяне, греки, хазары, арабы именовали шведских викингов русью или варягами.
Куда бы ни отправлялись викинги – на Британские о-ва, во Францию, Испанию, Италию или Северную Африку, – они безжалостно грабили и захватывали чужие земли. В некоторых случаях они поселялись в завоеванных странах и становились их правителями. Датские викинги на какое-то время покорили Англию, поселялись в Шотландии и Ирландии. Совместными усилиями они завоевали часть Франции, известную под названием Нормандия. Норвежские викинги и их потомки создали колонии на островах Северной Атлантики – Исландии и Гренландии и основали поселение на побережье Ньюфаундленда в Северной Америке, впрочем, просуществовавшее недолго. Шведские викинги стали властвовать на востоке Балтики. Они широко распространились по Руси и, спустившись по рекам к Черному и Каспийскому морям, даже угрожали Константинополю и некоторым районам Персии. Викинги были последними германскими варварами-завоевателями и первыми европейскими мореплавателями-первопроходцами.
Существуют разные трактовки причин бурной вспышки активности викингов в 9 в. Имеются свидетельства того, что Скандинавия была перенаселена и многие скандинавы отправлялись за рубеж на поиски счастья. Богатые, но незащищенные города и монастыри южных и западных соседей представляли собой легкую добычу. Вряд ли можно было получить отпор со стороны разрозненных королевств на Британских о-вах или ослабевшей империи Карла Великого, поглощенной династическими распрями. В эпоху викингов в Норвегии, Швеции и Дании постепенно консолидировались национальные монархии. Честолюбивые предводители и могущественные кланы боролись за власть. Потерпевшие поражение предводители и их сторонники, а также младшие сыновья победивших вождей беззастенчиво воспринимали беспрепятственный грабеж как образ жизни. Энергичные молодые люди из влиятельных семей обычно приобретали авторитет благодаря участию в одном или нескольких походах. Многие скандинавы летом занимались грабежом, а затем превращались в обычных землевладельцев. Однако викингов манил не только соблазн добычи. Перспектива наладить торговлю открывала путь к богатству и власти. В частности, выходцы из Швеции контролировали торговые пути на Руси.
Английский термин «викинг» произошел от древнескандинавского слова víkingr, которое могло иметь несколько значений. Наиболее приемлемо, по-видимому, происхождение от слова vík – залив, или бухта. Следовательно, слово víkingr переводится как «человек из залива». Этот термин использовался для обозначения грабителей, укрывающихся в прибрежных водах, задолго до того, как викинги приобрели недобрую славу во внешнем мире. Впрочем, не все скандинавы были морскими разбойниками, и термины «викинг» и «скандинав» нельзя рассматривать как синонимы. Французы обычно называли викингов норманнами, а англичане всех скандинавов без разбора относили к датчанам. Славяне, хазары, арабы и греки, общавшиеся со шведскими викингами, именовали их русами или варягами.
ОБРАЗ ЖИЗНИ
За рубежом викинги выступали как грабители, завоеватели и торговцы, а на родине в основном обрабатывали землю, охотились, ловили рыбу и разводили скот. Независимый крестьянин, работавший сам или вместе с родней, составлял основу скандинавского общества. Как бы ни был мал его надел, он оставался свободным и не был привязан как крепостной к земле, принадлежавшей другому человеку. Во всех слоях скандинавского общества были сильно развиты родственные связи, и в важных делах его члены обычно действовали совместно с родственниками. Кланы ревниво охраняли добрые имена соплеменников, и попрание чести кого-либо из них часто приводило к жестоким междоусобицам.
Женщины в семье играли важную роль. Они могли владеть собственностью, самостоятельно решать вопросы о вступлении в брак и о разводе с неподходящим супругом. Однако за пределами семейного очага участие женщин в общественной жизни оставалось незначительным.
Пища. Во времена викингов большинство людей питалось два раза в сутки. Основными продуктами были мясо, рыба и зерна злаков. Мясо и рыбу обычно варили, реже жарили. Для хранения эти продукты сушили и солили. Из злаков использовали рожь, овес, ячмень и несколько видов пшеницы. Обычно из их зерен варили кашу, но иногда выпекали хлеб. Овощи и фрукты ели редко. Из напитков потребляли молоко, пиво, ферментированный медовый напиток, а в высших классах общества – импортное вино.
Одежда. Крестьянская одежда состояла из длинной шерстяной рубахи, коротких мешковатых штанов, чулок и прямоугольной накидки. Викинги из высших классов носили длинные штаны, носки и накидки ярких расцветок. В ходу были шерстяные варежки и шапки, а также меховые шапки и даже войлочные шляпы. Женщины из высшего общества обычно носили длинную одежду, состоявшую из лифа и юбки. С пряжек на одежде свисали тонкие цепочки, к которым прикреплялись ножницы и футляр для иголок, ножа, ключей и других мелких предметов. Замужние женщины укладывали волосы в пучок и носили белые полотняные чепцы конической формы. У незамужних девушек волосы были подхвачены лентой.
Жилище. Крестьянские жилища обычно представляли собой простые однокомнатные дома, построенные или из плотно подогнанных вертикальных брусьев, или чаще из плетеной лозы, обмазанной глиной. Состоятельные люди обычно жили в большом прямоугольном доме, где размещалась многочисленная родня. В сильно залесенной Скандинавии такие дома строили из дерева, часто в сочетании с глиной, а в Исландии и Гренландии, в условиях нехватки древесины, широко использовался местный камень. Там складывали стены толщиной 90 см и более. Крыши обычно настилали из торфа. Центральная жилая комната дома была низкой и темной, посреди нее располагался длинный очаг. Там готовили пищу, ели и спали. Иногда внутри дома вдоль стен устанавливали в ряд столбы, поддерживавшие крышу, а отгороженные таким образом боковые помещения использовались как спальни.
Литература и искусство. Викинги ценили мастерство в бою, но не менее почитали литературу, историю и искусство.
Литература викингов существовала в устной форме, и только спустя некоторое время по окончании эпохи викингов появились первые письменные произведения. Рунический алфавит тогда применялся лишь для надписей на надгробных камнях, для волшебных заклинаний и кратких посланий. Зато в Исландии сохранился богатый фольклор. Он был записан по окончании эпохи викингов с применением латинского алфавита переписчиками, которые хотели увековечить подвиги своих предков.
Среди сокровищ исландской литературы выделяются длинные прозаические повествования, известные как саги. Они подразделяются на три основных типа. В наиболее важных, т.н. семейных сагах описываются реальные персонажи эпохи викингов. Сохранилось несколько десятков семейных саг, пять из них по объему сопоставимы с большими романами. Два других типа – исторические саги, рассказывающие о норвежских королях и заселении Исландии, и беллетристические саги конца эпохи викингов о приключениях, отражающие влияние Византийской империи и Индии. Еще одно крупное прозаическое произведение, появившееся в Исландии, – Младшая Эдда – собрание мифов, записанное Снорри Стурлусоном, исландским историком и политическим деятелем 13 в.
В большом почете у викингов была поэзия. Исландский герой и искатель приключений Эгиль Скаллагримссон гордился званием поэта не меньше, чем достижениями в бою. Поэты-импровизаторы (скальды) воспевали достоинства ярлов (предводителей) и принцев в сложных поэтических стансах. Гораздо проще поэзии скальдов были песни о богах и героях прошлого, сохранившиеся в сборнике, известном под названием Старшая Эдда .
Искусство викингов носило прежде всего декоративный характер. Преобладающие мотивы – причудливые животные и энергичные абстрактные композиции из переплетающихся лент – использовались в резьбе по дереву, изящных изделиях из золота и серебра и украшениях на рунических камнях и памятниках, которые устанавливали, чтобы запечатлеть важные события.
Религия. Вначале викинги поклонялись языческим богам и богиням. Самыми главными из них были Тор, Óдин, Фрей и богиня Фрейя, меньшее значение имели Ньорд, Улл, Балдер и несколько других домашних божков. Богам поклонялись в храмах или в священных лесах, рощах и у родников. Викинги верили также в множество сверхъестественных существ: троллей, эльфов, великанов, водяных и волшебных обитателей лесов, холмов и рек.
Часто совершались кровавые жертвоприношения. Жертвенных животных обычно съедали жрец и его окружение на пиршествах, которые устраивали в храмах. Случались и человеческие жертвоприношения, даже ритуальные убийства королей ради обеспечения благосостояния страны. Помимо жрецов и жриц, существовали колдуны, занимавшиеся черной магией.
Люди эпохи викингов придавали важное значение везению как типу духовной силы, присущей любому человеку, но особенно предводителям и королям. Тем не менее для той эпохи был характерен пессимистический и фаталистический настрой. Судьба представлялась как независимый фактор, стоящий над богами и людьми. По мнению некоторых поэтов и философов, люди и боги были обречены пройти через мощную борьбу и катаклизм, известный под названием Ragnarök (исл. – «конец света»).
Христианство медленно распространялось к северу и представляло привлекательную альтернативу язычеству. В Дании и Норвегии христианство установилось в 10 в., исландские вожди приняли новую религию в 1000, а Швеция – в 11 в., однако на севере этой страны языческие верования сохранялись вплоть до начала 12 в.
ВОЕННОЕ ИСКУССТВО
Походы викингов. Подробные сведения о походах викингов известны в основном по письменным сообщениям потерпевших, не жалевших красок для описания разорения, которое несли с собой скандинавы. Первые походы викингов совершались по принципу «бей и беги». Они без предупреждения появлялись с моря на легких быстроходных судах и наносили удары по известным своими богатствами слабоохраняемым объектам. Викинги рубили немногочисленных защитников мечами, а остальных жителей обращали в рабство, захватывали ценности, все же остальное предавали огню. Постепенно они стали использовать в своих походах лошадей.
Оружие. Оружием викингов были лук и стрелы, а также разнообразные мечи, копья и боевые топоры. Мечи и наконечники копий и стрел обычно изготавливали из железа или стали. Для луков предпочитали древесину тиса или вяза, а в качестве тетивы обычно использовали сплетенные волосы.
Щиты викингов имели округлую или овальную форму. Обычно на щиты шли легкие куски древесины липы, оббитые по краю и поперек железными полосами. В центре щита располагалась остроконечная бляха. Для защиты воины носили также металлические или кожаные шлемы, часто с рогами, а воины из знати нередко одевали кольчуги.
Суда викингов. Высшим техническим достижением викингов были их боевые корабли. Эти ладьи, содержавшиеся в образцовом порядке, часто с большой любовью описывались в поэзии викингов и составляли предмет их гордости. Узкий каркас такого судна был очень удобен для подхода к берегу и быстрого прохождения по рекам и озерам. Более легкие суда особенно подходили для внезапного нападения; их можно было переносить волоком из одной реки в другую, чтобы обойти пороги, водопады, плотины и укрепления. Недостаток этих судов заключался в том, что они были недостаточно приспособлены для длительных плаваний в открытом море, что компенсировалось навигационным искусством викингов.
Ладьи викингов различались по числу пар гребных весел, крупные суда – по числу гребных скамей. 13 пар весел определяли минимальный размер боевого судна. Самые первые суда были рассчитаны на 40–80 человек каждое, а большое килевое судно 11 в. вмещало несколько сотен человек. Такие крупные боевые единицы превышали в длину 46 м.
Суда нередко строили из досок, уложенных рядами с перекрытием и скрепленных изогнутыми шпангоутами. Выше ватерлинии большинство боевых кораблей было ярко раскрашено. Резные головы драконов, иногда позолоченные, украшали носы судов. Такое же украшение могло быть на корме, а в некоторых случаях там красовался извивающийся хвост дракона. При плавании в водах Скандинавии эти украшения обычно снимались, чтобы не напугать добрых духов. Часто при подходе к порту по бокам судов вывешивались в ряд щиты, но в открытом море это не допускалось.
Суда викингов двигались с помощью парусов и весел. Простой парус квадратной формы, сделанный из грубого холста, часто разрисовывался в полосы и клетки. Мачту можно было укорачивать и даже вообще снимать. С помощью искусных приспособлений капитан мог вести корабль против ветра. Суда управлялись рулем лопастной формы, установленным на корме с правого борта.
Несколько сохранившихся судов викингов экспонируются в музеях скандинавских стран. Одно из самых известных, обнаруженное в 1880 в Гокстаде (Норвегия), относится примерно к 900 н.э. Оно достигает в длину 23,3 м и в ширину 5,3 м. Судно имело мачту и 32 весла, на нем было 32 щита. Местами сохранились нарядные резные украшения. Навигационные возможности такого судна демонстрировались в 1893, когда его точно изготовленная копия прошла под парусом из Норвегии до Ньюфаундленда за четыре недели. Эта копия теперь находится в Линкольн-Парке в Чикаго.
ИСТОРИЯ
Викинги в Западной Европе. Сведения о первом значительном набеге викингов относятся к 793 н.э., когда был разграблен и сожжен монастырь в Линдисфарне на о.Холи у восточного побережья Шотландии. Девять лет спустя был опустошен монастырь в Айоне на Гебридских о-вах. Это были пиратские набеги норвежских викингов.
Вскоре викинги перешли к захвату больших территорий. В конце 9 – начале 10 в. они овладели Шетландскими, Оркнейскими и Гебридскими островами и обосновались на крайнем севере Шотландии. В 11 в. по неизвестным причинам они покинули эти земли. Шетландские о-ва оставались в руках норвежцев вплоть до 16 в.
Набеги норвежских викингов на Ирландию начались в 9 в. В 830 они создали поселение для зимовки в Ирландии и к 840 взяли под контроль значительные территории этой страны. Позиции викингов в основном были сильны на юге и востоке. Такое положение сохранялось вплоть до 1170, когда англичане вторглись в Ирландию и вытеснили оттуда викингов.
В Англию проникали преимущественно датские викинги. В 835 они совершили поход в устье Темзы, в 851 поселились на островах Шеппи и Танет в эстуарии Темзы, а с 865 начали завоевание Восточной Англии. Король Уэссекса Альфред Великий в конце концов остановил их продвижение, но вынужден был уступить земли, расположенные к северу от линии, проходящей от Лондона до северо-восточной окраины Уэльса. Эта территория, названная Данелаг (Область датского права), постепенно была вновь отвоевана англичанами в следующем столетии, однако повторные набеги викингов в начале 11 в. привели к восстановлению власти их короля Кнута и его сыновей, на этот раз над всей Англией. В конечном итоге в 1042 в результате династического брака трон перешел к англичанам. Однако и после этого набеги датчан продолжались до конца столетия.
Набеги норманнов на прибрежные области Франкского государства начались в конце 8 в. Постепенно скандинавы закрепились в устье Сены и других рек северной Франции. В 911 французский король Карл III Простоватый заключил с предводителем норманнов Роллоном вынужденный мир и пожаловал ему Руан с прилегающими землями, к которым несколько лет спустя добавились новые территории. Герцогство Роллона притягивало к себе массу переселенцев из Скандинавии и вскоре получило название Нормандия. Норманны восприняли язык, религию и обычаи франков.
В 1066 герцог Нормандский Вильгельм, вошедший в историю как Вильгельм Завоеватель, незаконный сын Роберта I, потомка Роллона и пятого герцога Нормандии, вторгся в Англию, в битве при Гастингсе разбил короля Гарольда (и убил его) и занял английский престол. Норманны предприняли завоевательные походы в Уэльс и в Ирландию, многие из них осели в Шотландии.
В начале 11 в. норманны проникли в Южную Италию, где в качестве наемных солдат участвовали в военных действиях против арабов в Салерно. Затем сюда из Скандинавии начали прибывать новые переселенцы, которые закреплялись в маленьких городках, силой отбирая их у своих бывших нанимателей и их соседей. Самой громкой известностью среди норманнских искателей приключений пользовались сыновья графа Танкреда Отвильского, которые в 1042 захватили Апулию. В 1053 они разбили войско папы Льва IX, вынудив его заключить с ними мир и отдать Апулию и Калабрию в качестве лена. К 1071 вся южная Италия подпала под власть норманнов. Один из сыновей Танкреда, герцог Роберт по прозвищу Гвискар («Хитрец»), поддерживал папу в борьбе против императора Генриха IV. Брат Роберта Рожер I начал войну с арабами на Сицилии. В 1061 он взял Мессину, но лишь через 13 лет остров оказался под властью норманнов. Рожер II объединил под своей властью норманнские владения в южной Италии и Сицилии, а в 1130 папа Анаклет II объявил его королем Сицилии, Калабрии и Капуи.
В Италии, как и повсюду, норманны продемонстрировали свою поразительную способность к адаптации и ассимиляции в инокультурной среде. Норманны сыграли важную роль в крестовых походах, в истории Иерусалимского королевства и других государств, образованных крестоносцами на Востоке.
Викинги в Исландии и Гренландии. Исландия была открыта ирландскими монахами, а затем в конце 9 в. заселена норвежскими викингами. Первопоселенцами были предводители со своим окружением, бежавшие из Норвегии от деспотии короля Харольда, прозванного Прекрасноволосым. В течение нескольких веков Исландия оставалась независимой, ею управляли влиятельные предводители, которых называли годар. Они ежегодно встречались летом на собраниях альтинга, который был прообразом первого парламента. Однако альтинг не мог урегулировать распри предводителей, и в 1262 Исландия подчинилась норвежскому королю. Она вновь обрела независимость только в 1944.
В 986 исландец Эрик Рыжий увлек несколько сотен колонистов на юго-западное побережье Гренландии, открытое им на несколько лет раньше. Они поселились в местности Вестербюгден («западное поселение») у края ледниковой шапки на берегу Амералик-фьорда. Даже для выносливых исландцев суровые условия южной Гренландии оказались трудным испытанием. Занимаясь охотой, ловлей рыбы и промыслом китов, они прожили в этом районе ок. 400 лет. Однако примерно в 1350 поселения были полностью заброшены. Историкам еще предстоит выяснить, почему колонисты, накопившие немалый опыт жизни на Севере, внезапно покинули эти места. Здесь, вероятно, могли сыграть главную роль похолодание климата, хроническая нехватка зерна и почти полная изоляция Гренландии от Скандинавии после эпидемии чумы в середине 14 в.
Викинги в Северной Америке. Один из самых спорных вопросов скандинавской археологии и филологии связан с изучением попыток гренландцев основать колонию в Северной Америке. В двух исландских семейных сагах – Саге об Эрике Рыжем и Саге о гренландцах – подробно сообщается о посещении американского побережья ок. 1000. Согласно этим источникам, Северная Америка была открыта Бьядни Херьоульфссоном, сыном гренландского первопоселенца, но основными героями саг являются Лейф Эрикссон, сын Эрика Рыжего, и Торфинн Тордарсон по прозвищу Карлсэбни. База Лейфа Эрикссона, по-видимому, находилась в местности Л"Анс-о-Медоу, расположенной на крайнем севере побережья Ньюфаундленда. Лейф вместе со своими соратниками тщательно обследовал расположенную гораздо южнее область более умеренного климата, которую назвал Винландом. Карлсэбни собрал отряд, чтобы создать колонию в Винланде в 1004 или 1005 (местоположение этой колонии установить не удалось). Пришельцы встретили сопротивление со стороны местных жителей и через три года были вынуждены вернуться в Гренландию.
Братья Лейфа Эрикссона Торстейн и Торвальд тоже принимали участие в освоении Нового Света. Известно, что Торвальд был убит аборигенами. Гренландцы предпринимали путешествия в Америку за лесом и после окончания эпохи викингов.
Конец эпохи викингов. Бурная деятельность викингов завершилась в конце 11 в. Ряд факторов способствовал прекращению походов и открытий, продолжавшихся более 300 лет. В самой Скандинавии прочно укрепились монархии, и среди знати установились упорядоченные феодальные отношения, аналогичные тем, что существовали в остальной Европе, возможности для бесконтрольных набегов уменьшились, а стимулы для агрессивной деятельности за рубежом пошли на убыль. Политическая и общественная стабилизация в странах за пределами Скандинавии позволила им противостоять набегам викингов. Викинги, уже обосновавшиеся во Франции, России, Италии и на Британских о-вах, были постепенно ассимилированы местным населением. См. также ЭДДЫ; ИСЛАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА; СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ;
ЛИТЕРАТУРА
Гуревич А.Я. Походы викингов . М., 1966
Ингстад Х. По следам Лейва Счастливого . Л., 1969
Исландские саги . М., 1973
Фиркс И. Суда викингов . Л., 1982

Энциклопедия Кругосвет . 2008 .