Либин а в дифференциальная психология. Либин а.в. дифференциальная психология. Дифференциальная психология как научная



ОТКРЫТАЯ КНИГА

ОТКРЫТОЕ СОЗНАНИЕ ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО

Учебная литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и издается прм содействии Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) в рамках программы "Высшее образование".

Редакционный совет: В.И Бахмин, Я.М. Бергер, Е.Ю. Гениева, Г.Г. Дилигенский, В.Д. Шадриков


Психология для студента

А.В.Либин

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ

ПСИХОЛОГИЯ

на пересечении европейских, российских и американских традиций

Москва


«Смысл»
УДК 158,3 (075,8) ББК 88 Л478

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор Б.С.Братусь,

кандидат психологических наук Н.А.Аминов.

Либин А,В.

Л478 Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций* М,: Смысл, 1999.- 532 с.

ISBN 5-89357-0448

Первое отечественное учебное пособие по дифференциальной психо­логии. В доступной форме излагаются основы анализа индивидуальных, групповых и типологических различий между людьми, проявляющихся в специфике организации нервной системы и психических процессов, ин­теллекта и сознания, в разнообразных чертах личности и поведения. Ана­лизируются также общепсихологические закономерности, лежащие в ос­нове индивидуальных свойств - темперамента, способностей и интел­лекта, характера и стиля человека. Значительное место уделено рассмотре­нию индивидуальной специфики в организации психических процессов - эмоций, памяти и внимания, мышления и сознания.

Освещаются наиболее известные концепции как зарубежных, так и отечественных исследователей. Описываются ключевые понятия разделов дифференциальной психологии, посвященных изучению половых и воз­растных особенностей, патопсихологических нарушений и личностных де­формаций, специфике детского развития и стилей родительского воспи­тания, проблемам школьного обучения и профессиональных достижений. Специальные главы посвящены вопросам групповых различий - расо­вых, национальных и культурологических

Для студентов старших курсов аспирантов и преподавателей психоло­гии, других специалистов в области человекознания.

УДК 158.3 (075-8) ББК 88

ISBN 5-89357-044-8

© А. В. Либин, 1998

© Издательство «Смысл*, 1999

© Б, Л. Буцинас, оформление, 1999

"Дифференциальная психология не является лишь од­ним из измерений особенного (в человеке). Предметом ее исследования служит сама целостная Индивидуаль­ность как существующая эмпирическая реальность".

William Stern {19U)

"Перед нами открывается необозримый горизонт наблю­дений и опытов». Психологи получат, наконец, общую прочную основу, естественную систему изучаемых ими основных явлений, в которой легче будет им разместить бесконечный хаос человеческих переживаний".

ИМ.Палов (1933)

"Успехи в изучении индивидуально-психологических различий в значительной степени зависят от разработ­ки общепсихологической теории,., а также от созда­ния такой системы этой науки, которая ликвидирова­ла бы явно существующий в настоящее время разрыв между психологией психических процессов и психо-

логией личности"

БЖТеплов (1960)

"Если мы можем объяснить, почему одни индивиды ре­агируют отлично от других, то мы уже далеко продви­нулись в понимании того, почему каждый человек реа­гирует так, а не иначе. Данные дифференциальной пси­хологии, таким образом, должны помогать выяснению основных механизмов поведения".

Anna Anastasi (1994)

"Возможно в следующем столетии мы вновь обратимся к смелой и научно необходимой попытке создать единую систему объяснения поведения, базирующуюся на коли­чественных соотношениях между несколькими достаточ­но определенными переменными".

Hans Eysenck (1997)

Предисловие...............................................................17

Homo Unicum................................................................24

Три стороны психологического знания.....................24

Феноменология человеческих различий....................25

Корни субъективной реальности................................27

Часть I. Дифференциальная психология:

основные понятия.................................;......,.-,29

Глава 1. Познание природы человеческой

индивидуальности.................................................29

1.1. Предпосылки учения о различиях между людьми...........................................................................30

Жизненные наблюдения и психология здравого смысла.........30

Требования практики..................................................................31

Научный анализ фактов и первые эксперименты.......................32

1.2. Дифференциальная психология - право на независимость...........................................................34

Концептуальные интерпретации: вокруг целей, задач и

методов........................................................................................34

Теоретические установки и методологачЕСКИЕ ловушки...........3S

1.3, Универсальные дихотомии человекознания; дифференциально-психологический аспект.........40

"Сходство-различие" ...............................................................40

"Формальное-содержательное"................................................41

"Наследственное-приобретенное".............................................41

"УртЕРМИНИЗМ-ИЦйДГЕРМИНГОМ" ............................................... 42

"Общее-единичное"..................................................................42

"Идентификация-индивидуализация"......................................42

"Физическое-социальное".......................................................43

"Сознательное-внесознательное".............................................43

"Внешнее-внутреннее" ..............................................................43

Третья координата - завершающий штрих................:.......:......44

1.4, Иерархическая структура субъекта взаимодействия с миром: организм, индивид, личность, индивидуальность..................................45

1.4. L Организм - телесный фактор индивидуальности..........47

1.4.2, Индивид - предпосылка к личности..............................48

L4.3. Личность - психологический носитель социальных

свойств.....................................................„........................,„ 49

1,4А Индивидуальность - интегральная биопсихосоциальная

ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕКА....................................................... 51

1.4.5. Человек как субъект взаимодействия с миром...............52

1.5. дифференциально - психологическая парадигма в изучении человека................................................................................. 54

1.6. Внутренний и внешний статус дифференциальной

психологии...........................................................................58

Глава 2. Общие принципы дифференциально-психологического АНАЛИЗА................................... 60

2Л. Традиции формального подхода...........................60

2.2. Структура индивидуальности:

ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ..............................64

Природа темперамента и интеллекта..........................................64

Структурные компоненты характера...........................................65

Структурная динамика личности...............................................66

23. Элементы гештальта и их интеграция в

целостную структуру................................................66

2А Интрамндивидуалъные и интериндивидуальные различия....................................................................67

2.5. Индивидуальные, типологические и групповые различия....................................................................68

2.6. Nature vs Nurture: эндофакторы и экзофакторы в детерминации

меж индивидуальной вариативности......................69

2,7- Перспективы интеракционизма: сила

ситуаций х устойчивость диспозиций...................71

2.8. Психодиагностические измерения человеческих

различий....................................................................73

Сила и слабость тестологии......................................................75

2.9. Статистическая оценка измеряемых явлений.....76

Нормальное распределение и коэффициент корреляции............76

Зависимая и независимая переменные.......................................77

Факторный анализ......................................................................78

Проверка адекватности тестовых измерений: внутренняя и

ВНЕШНЯЯ BAAlWiOCTb ОЦЕНОК................................................. 79

Часть П. Индивидуальная специфика

ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ..................................81

Глава 3. Грани ментальной реальности (I):

ОЩУЩЕНИЯ, ВОСПРИЯТИЕ, ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЕ.......... 81

ЗЛ. Исследования сенсорной сферы

новорожденных........................................................82

3.2. Сенсомоторные стратегии младенцев...................83

3.3. Психомоторные стили............................................86

3.4. Индивидуальные параметры восприятия: перцептивные контроли и стили............................88

3.5. Представления - различия в образной сфере.......92

3.6. Дифференциальные характеристики воображения..............................................................94

3.7. Типы внимания и памяти.....................................95

3.8. Стилевые характеристики мышления...................97

3.9. Дифференциальная когнитология: различия в познавательных процессах......................................99

Глава 4. Грани ментальной реальности (И):

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ,

РЕЧЬ И СОЗНАНИЕ.....................................................101

4.1. Паттерны эмоционального взаимодействия......101

4.2. Эмоциональные предпочтения, реакции и стили.......................................................................102

4.3. Эмоциональные и неэмоциональные субъекты.„ 104

4.4. Индивидуальные особенности регуляции и саморегуляции........................................................ 106

4.5. Стиль речи: как мы говорим?..............................108

4.6. Стилевые особенности сознания........................Ill

Часть III. Координаты индивидуальности

человека..........................,-..............................из

Глава 5. Темперамент - психобиологическая

основа личности...................................................из

5.L Интерпретации понятия "темперамент":

ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ..................... ПЗ

5+1.1. Темперамент как физиологический фактор поведения.115 5 Л,2. Телесные проявления темперамента...............................118

5.1.3. Психологическая интерпретация

"магических типов"............................................................ 124

5,2, Новый этап в изучении темперамента................125

5.2.1. Исследования структуры темперамента.........................126

5.2.2. Свойства нервной системы как предпосылка

ТЕМПЕРАМЕНТА....................................................................... 128

5.2.3. Дифференциальная психофизиология - новый раздел

НАУКИОБИЧдаВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЯХ......... 133

53. Развитие темперамента в контексте психогенетичвских и лонгитюдных исследований................................. 137

5.3, L Первые проявления человеческой индивидуальности..... 138

5.3,2, УСТОЙЧИВОСТЬТЕМПЕРАМЕНТАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ............. 139

5.4. Темперамент, стиль, характер: о статусе темперамента

в структуре индивидуальных свойств....................... 140

Глава 6. Способности и интеллект..........................144

6л. что измеряет iq?...................................................144

6.2. iq и способность к обучению............................. 147

6.3. Формальный анализ интеллекта: от общего фактора к иерархическим моделям...................... 147

6.4. Устойчивость интеллектуальных измерений......150

6.5. Наследственность и среда в детерминации

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ.................................. 151

6.6- Интеллект в структуре индивидуальных свойств.Л53

Энергетические и информационные параметры........................154

Глава 7. Стиль человека: способы взаимодействия с миром........................................:............................158

7Л. Весь мир - контекст............................................158

7.2. Соприкосновение с действительностью.............159

7.3. Пространство стилевых проявлений: перцепция, когниция, личность...............................................160

7.4. Феноменология когнитивного стиля.................164

7.5. Объяснительные концепции и интерпретация стилевых параметров.............................................. 166

поаезависимые и поленезависимые......................................... 167

анамтгичные и синтетичные..................................................... 168

Импульсивные и рефлексивные................................................ 170

Когнитивная простота-сложность........."............................... 171

7.6. Компоненты индивидуального стиля деятельности................................................................173

7.7. Контуры общей теории стиля..............................173

7.7.1. Единая концепция стиля человека................................. 175

7.7.2. Стилевые метаморфозы................................................... 177

7.7.3. Интерпретация гипотезы о внутреннем и внешнем статусе стиля............................................................................ 180

7.8. Типология стилей человека.................................190

Глава 8. Базовые компоненты характера..................193

8.1. Структура характера..............................................193

8.2. Характер и другие свойства индивидуальности., 195

8.3. Я-концепция.........................................................197

8.4. Стратегии предпочтения, образ-Я и конструктивные рисунки......................................199

8-5. Самооценка...........................................................201

8.6. Саморегуляция-настойчивость-воля...............202

87. Система базовых ориентации: на себя, на предмет

деятельности, на других людей............................ 205

Глава 9. Личностные различия..................................208

9.1. Личность: дифференциально-психологический

аспект......................................................................208

9-2. Корни человеческой личности............................210

9-3. Концепции личностных черт...............................211

Экстраверсия/нейрсшцизпсихотцизм...............................212

АКТИВНСКГТЪУСОЦИАЕЕЛЬНОСГЪ/ЭМСИОНАЛЬНОСТЪ......................213

Тревожность.............................................................................213

Гнев............................;..............................................................215

Застенчивость...........................................................................215

9.4. Теории личностных факторов: три, шестнадцать, пять..................................................217

Большая Пятерка: лексическая модель....................................219

Пять Факторов: психометрическая модель.............................222

9.5. Нейропсихологическая интерпретация личностных параметров.......................................,223

9-6, Иерархическая организация личности...............226

9.7. Формально-динамическая модель личности......228

9.8. Функционирующая личность:

постоянство vs изменчивость....................................230

Предисловие

Книги, посвященные проблеме общечеловеческих раз­личий, выполнены, как правило в одном из трех форма­тов. Первому, назовем его условно Коллекционным или форматом CS (от англ, collection of samples - коллекция моделей, образцы), соответствует обрамленное контуром авторских предпочтений изложение наиболее известных на текущий момент фактов, теорий и концепций из диффе­ренциально-психологической области человекознания (см. Tyler, 1956; Willerman, 1976; Minton, Schneider, 1985; Cooper, 1998). Книги этого типа отличаются друг от друга поряд­ком изложения отобранных автором тем, среди которых выделяются - восприятие, интеллект, личность, поло­возрастные особенности, различия в обучении и профес­сиональных установках, etc. Однако чаще всего сведения о различиях между людьми включаются в учебники в виде отдельных глав, а не обобщаются в самостоятельные тома. Собранные в один огромный компендиум, который мог насчитать, наверное, не менее десяти тысяч страниц, эти книги, безусловно, стали бы ценнейшим - хотя и не­сколько неупорядоченным источником сведений энцик­лопедического характера.

Второй формат представления дифференциально-пси­хологических знаний можно условно обозначить как Те­матический, с соответствующей аббревиатурой FS (от англ. field of study - область изучения)* Как правило, эти книги выполнены в виде коллективных, реже - авторских, моно­графий, посвященных более подробному описанию какой-либо одной, специальной темы, например, исследованию общих и специальных свойств нервной системы {Nebylitzyn* Gray, 1972; Теплое, 1986), психогенетйческих аспектов индивидуальных различий (Равич-Щербо, 1990), структу­ры темперамента или психобиологической основы инди­видуальности (Русалов, 1979), характера (Лазурский, 1995), способностей (Голубева, 1994) природы стиля человека {Либын, 1998а) и интеллекта (Saklofske, Zeidner, 1995). Среди

18__________________________________________Либын А.

FS-книг можно выделить в особую группу те работы, тео­ретическое значение которых выходит за рамки обозна­ченной самим автором узко-специальной темы (см, Eysenk, 1947; Strelau, 1983; Mishel, 1986; Ross & Nisbett, 1991; Zimbardo, 1990).

Третий и, к сожалению, самый малочисленный жанр научных изысканий в области различий между людьми - это книги типа ST (от англ. special theory - специальные теории). В основе ST-монографии лежит разработанная авто­ром концепция о сущности изучаемого явления, а все изла­гаемые материалы пропускаются через призму создаваемых теоретических конструкций, гипотез и отобранных или по­лученных экспериментальных фактов. Конечно, недостатком в этом случае оказывается авторская пристрастность, опре­деляющая основную линию научных интерпретаций. Но этот недостаток легко оборачивается преимуществом, позволяю­щим, благодаря устойчивой позиции, представить целост­ную картину изучаемого феномена.

Образцом монографий ST-типа является книга основа­теля дифференциально-психологического направления как самостоятельной научной дисциплины Уильяма Штерна (1998) {Stern, 1911/1994), вышедшая в 1900 году под на­званием "О Психологии индивидуальных различий: идеи к дифференциальной психологии" и переизданная позже уже с другим подзаголовком - "Дифференциальная Пси­хология и ее методические основы". Дальнейшее развитие эта концепция - правда, в существенно переработанном виде, - получает в трудах американского психолога Анны Анастази (Anastasi, 1958)? выпустившей обобщающую ис­следования первой половины двадцатого века фундамен­тальную монографию под названием "Дифференциальная психология". В следующие десятилетия появляется еще не­сколько авторских монографий, развивающих целостный подход через призму конкретно-исследовательских уста­новок. Это труды Б.М.Тешюва (1986) и В.Д.Небылицьша (1996), создателей нового направления - дифференциаль­ной психофизиологии как важнейшей части дифференци­альной психологии, а также работы английского психолога Ганса Айзенка {Eysenck, 1947, 1997), концепция интег­ральной индивидуальности В,С,Мерлина (1986), теория

Предисловие 19

многофакторной структуры личности и индивидуальных различий Дж.Р.Ройса и АДЛауэлла (Royce, Powell, 1983), оригинальная концепция эпистемологической интерпре­тации проблем индивидуальных различий американского профессора Джеймса Ламиеля (Lamiell, 1987).

Несмотря на относительное многообразие работ и в этом направлении, намеченная самим У.Штерном главная ли­ния исследований, очерчивающая сферу дифференциаль­но-психологического знания как единое целое, была продолжена, можно сказать, лишь едва заметным пункти­ром. Трудно предположить, почему так произошло - в силу ли неизбежной специализации, состоящей из разных разделов науки о человеке, или в силу центробежной тен­денции внутри дифференциально-психологической области знаний как следствия, проистекающего из целостной при­роды предмета изучения - человеческой индивидуальности. Ясно только, что все большее значение приобретает на современном этапе концентрация усилий исследовательс­кой мысли на пути концептуальной интеграции сложив­шихся к настоящему времени подходов. Который из них станет отправной точкой в создании новой - парадиг-мальной - системы координат? Хотелось бы думать, что ответ на этот вопрос будет связан с логикой развития на­учного познания, к счастью, нередко совпадающей с не­сокрушимой силой субъективных авторских предпочтений.

Разумеется, есть своя специфика и в представляемой вниманию читателей книге Дифференциальная психоло­гия: на пересечении европейских, российских, и американских традиций"* Материал, посвященный инди­видуальным, типологическим и групповым различиям, об­разующим особый, дифференциально-психологический статус человека, преломляется, с одной стороны, через представления об иерархической структуре человека как субъекта взаимодействия с миром и, с другой стороны, рассматривается в контексте анализа механизмов коорди­нации интра- и интериндивидуального взаимодействия. Помимо этого, отбирая факты и теории, автор стремился учесть и своеобразие трех мировых линий исследований:

* европейской, идущей от Альфреда Бине (Binet & Henry, 1895) и Уильяма Штерна;

20_________________________________________Либин А.

* американской, связанной с именами Джеймса Мак-кинли Кэттелла (Cattel, 1890) и Анны Анастази;

* весьма своеобразной, российской, развивающей традиции И.П.Павлова (1951а), положения психофизио­логической школы Б.М.Теплова-В.Д.Небылицына и включающей множество плодотворных, но пока еще не­достаточно хорошо известных мировому читателю кон­цепций.

Еще одной теоретической предпосылкой при создании учебного пособия послужила гипотеза о том, что анализ различий между людьми становится более эффективным в контексте изучения основных тенденций общей и соци­альной психологии- Поэтому большинство рассматривае­мых дифференциально-психологических тем, посвященных сенсорным, перцептивным, когнитивным, регулятивным, эмоциональным или личностным различиям, также как и обсуждение проблем развития и природно-социальной детерминации индивидуальности, тесно связаны с соответствующими разделами из смежных областей пси­хологического знания. Это нашло свое отражение в струк­туре книги и глав, в логике изложения материала, в неизбежном для каждого учебного пособия отборе теоре­тических концепций и экспериментальных фактов. На структурирование материала оказали влияние и основные положения развиваемой автором на протяжении последних десяти лет Иерархической Теории Индивидуальности, со­гласно которой организация и функционирование мира психической реальности человека подчиняется действию закона приоритета более сложных, дифференцированных структур (по сравнению с менее сложными, недифферен­цированными), а также закону взаимодействия этих струк­тур на "паритетных началах, допускающих относительную автономию - род степеней свободы для коррелируемых, соотносимых свойств - каждой из них" (см+ Ананьев, 1968), Большое воздействие на авторскую позицию в отношении многих спорных вопросов современной психологии чело­века оказало сотрудничество с профессором Львом Мар­ковичем Веккером, в частности, наш совместный труд, посвященный разработке системы базовых принципов мен­тальной репрезентации и основных механизмов формиро-

Предисловие

вания психических процессов (Веккер, Либин, готовится к печати).

Характер учебного пособия, определяющий его как "уг­лубление в проблему", а также ограниченный объем кни­ги, вынудили вынести за скобки ряд важных для дифференциальной психологии тем, которые, вместе с тем, получили достаточно подробное освещение в трудах отечественных и зарубежных авторов. Среди них моногра­фии, посвященные психогенетическому анализу меха* низмов формирования индивидуальных различий (см. Paew-Щербо, 1998), применению математических моде­лей и статистических методов обработки данных для изу­чения интра- и интериндиввдуальных различий, (см, Гусев, Измайлов, Михалевская, 1997), исследованию индивиду­альных особенностей младенцев {Адрианов (отв. ред.), 1993), изучению способностей {Дружинину 1995), мотивации {ХекхаузеНу 1986) и др. По мере необходимости автор стремился показать обоснованность использования психоге­нетических или нейрофизиологических, а также матема-тико-статистических методов. Конечно, дальнейшая работа по систематическому изложению основ дифференциаль­но-психологических знаний позволит восполнить недоста­ющие разделы.

Чтобы помочь читателю сориентироваться в изложен­ном материале, автор посчитал необходимым привести схему взаимосвязи основных блоков - разделов диффе­ренциальной психологии, которой он руководствовался при написании книги (рис, 1). Это своеобразная когнитив­ная карта, на которой, помимо хорошо изученных и изве­данных областей отмечено и множество "белых пятен", существующих в обширной сфере дифференциально-пси­хологических знаний. Помимо этого может представлять интерес и некоторый перечень заметок, которые хорошо было бы иметь в виду при чтении книги.


страница 1

Александр Викторович Либин (Alexander Libin) — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН, в настоящее время на длительной стажировке в Джорджтаунском университете (США).

Книги (3)

Дифференциальная психология

Первое учебное пособие по психологии индивидуальных различий на русском языке. Пособие охватывает широкий круг индивидуальных особенностей человека на всех уровнях.

В нем приведено и систематизировано большое количество новейших отечественных и зарубежных исследований по многим аспектам дифференциальной психологии, предложена единая теория индивидуальности человека.

Стиль человека: психологический анализ

Стиль рассматривается как универсальная характеристика жизни человека, связывающая в единое целое биологические, психологические и социальные аспекты бытия. Стиль человека проявляется во всем - от особенностей переработки информации индивидом до реакций на кризисные ситуации, от манеры общаться и способов достижения цели до специфики целой эпохи.

Авторы представленных работ - психологи, психиатры, социологи, искусствоведы - не всегда единодушны в своих взглядах на природу стилевого своеобразия и источники стилевого единства. Однако их объединяет понимание актуальности темы и стремление обсуждать возникшие разногласия.

Психографический тест

Предлагаемое издание является единственным официальным авторским изданием первой отечественной проективной методики ПСИХОГРАФИЧЕСКИЙ ТЕСТ, конструктивный рисунок человека из геометрических форм™ (ТиГр), в котором авторы подробно описывают основные принципы проведения, анализа и интерпретации психографического проективного теста.

Системное изложение основных принципов разработки теста, начиная с подробной инструкции по его проведению и интерпретации уникальной диагностической системы, дополняется иллюстрациями и случаями из консультативной практики, обширным аналитическим обзором литературы по рисуночным методикам.

Комментарии читателей

Александр Либин / 28.07.2014 Дмитрий, спасибо за добрые слова С Удовольствием бы ознакомился с Вашей работой!
А.В.

Вера / 3.06.2011 Один минус - в "Дифференциальной психологии" потерялись иллюстрации и схемы, а без них теряется часть информации. Где их теперь можно найти эти схемы?

Панченко Дмитрий Феодосиевич / 7.02.2009 Уважаемый Александр Викторович, я искренне вам благодарен за умную и своевременную книгу (ТиГр). Ваша книга во многом позволила мне рассмотреть природу оптимизма человека и провести успешное исследование "Картины мира" людей в дипломной работе на тему "Отражение образных представлений людей с разным уровнем субъективного благополучия в изображении "картины мира"". Большое Вам Спасибо.
И хотя наши "прикладники" от психологии в виду отсутствия прикладных рассчётов работу "освистали". Я Счастлив. Так как рецензент с кафедры философии Чуб Людмила Ивановна к.ф.н., доцент рекомендовала нашему ДВГУ опубликовать работу и предложила мне идти в аспирантуру от их кафедры. Ещё раз Большое Спасибо. С увадением, Дмитрий.

Нартова – Бочавер С.К. Дифференциальная психология. – М.: Флинта, МПСИ, 2008.

Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы. СПб.: Питер, 2011.

Дополнительная

    Аугустинавичюте, А. Соционика: Введение/ А. Аугустинавичюте. – СПб., Terra Fantastica, 1998.

    Блюм, Г. Психоаналитические теории личности/Г. Блюм. - М.: КСП, 1996.

    Лазурский, А.Ф. Очерк науки о характерах /А.Ф. Лазурский. - М.: Наука, 1995.

    Леонгард, К. Акцентуированные личности/К. Леонгард. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000

    Лесгафт П. «Семейное воспитание ребенка и его значение»/П. Лесгафт. – Избранные педагогические сочинения. Т.1. – М.: Изд. АПН РСФСР, - 1951

    Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков/ А.Е. Личко. –Л.: Медицина, 1983.

    Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ /С. Мадди. – СПб.: Изд-во "Речь", 2002.

    Платон. Политика, или государство / Платон, Аристотель. Политика. Наука об управлении государством. – М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2003.

    Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: Астрель, 2008.

    Психология и психоанализ характера. Хрестоматия / под ред. Д.Я. Райгородского. – Бахрах-М, 2009.

    Прутченков, А.С., Сиялов, А.А. Эй ты, параноик!!! (О психотипах личности, о диагностике акцентуаций характера детей и педагогической помощи им)/ А.С. Прутченков, А.А. Сиялов. – М.: Новая школа, 1994.

    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2011 . - 720с.

    Оллпорт Г.В. Личность в психологии/Г.В. Олпорт. – «КСП+», М.; «Ювента», СПб, 1998.

    Феофраст. Характеры /Феофраст// Древняя Греция. - Л.: Наука, 1974.

    Фромм, Э. Бегство от свободы/Э. Фромм. – Минск: Харвест, 2004.

    Юнг, К.Г. Психологические типы/К.Г. Юнг. - (под ред. В. Зеленского), Спб.:Азбука, 2001.

Творческое задание

- Прочтите монографию и статьи о типологиях характера одного из указанных авторов (А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт, Б.С. Братусь, А. Е. Личко, А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм и др.) и выделите основные положения, касающиеся этой категории.

Подготовьте сообщение или презентацию об одной из типологий характера

Сформулируйте несколько спорных положений, встречающихся в той или иной типологии характера

Разработайте примерную программу работы с ребенком, подростком, имеющим определенное нарушение характера.

Контрольные вопросы.

    Что такое тип характера.

    Как соотносятся тип характера и индивидуальные его особенности.

    Какие существуют типологии характера

    Каковы отличительные особенности психологических типологий характера.

    Назовите отличительные особенности социокультурных типологий характера.

    В чем состоит специфика социальных типологий характера.

    Каковы особенности клинических типологий характера.

    Каковы основные положения типологии характера А.Ф. Лазурского.

    Рассмотрите основные положения о типах характера в классическом психоанализе.

    Рассмотрите типологию характера, основанную на понятии акцентуация.

    Основные представления К. Юнга о характере.

    Опишите детские (школьные) типы характера Ф. Лесгафта.

    Выделите основные параметры типологии характера Э. Фромма.

    Что лежит в основе типологии характера по А.Адлеру.

    Назовите формы девиантного поведения.

    Перечислите социальные детерминанты девиантного поведения.

    Перечислите биологические предпосылки отклоняющегося поведения.

    Раскройте характер взаимодействия социальных и биологических факторов поведения личности.

    Назовите психологические факторы развития девиантного поведения.

Нартова – Бочавер С.К. Дифференциальная психология. – М.: Флинта, МПСИ, 2008.

Платонов, Ю.П. Психология национального характера/Ю.П. Платонов. – СПб.: Академия, 2007. – 240 с.

Дополнительная

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.-Воронеж, 2000.

2. Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. М., 1999.

3. Апарцева, О.А. Гендерная психология: учебное пособие /О.А.Апарцева. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005.- 52 с.

4. Арутюнян, С.М. Нация и ее психический склад/ С.М. Арутюнян. - Краснодар: Изд-во Краснодар. гос. пед. ун-та, 1966. - 271 с.

5. Асмолов А.Г. Психология личности/А.Г. Асмолов. – М.: «Смысл», ИЦ «Академия». – 2007.

6. Аугустинавичюте, А. Соционика: Введение/ А. Аугустинавичюте. – СПб., Terra Fantastica, 1998.

7. Бердяев, Н.А. Судьба России/Н.А. Бердяев. – М.: Мысль, 1990. – 208 с.

8. Большунов, А.Я. «Новая тварь»: антропологическая ситуация на пороге третьего тысячелетия / А.Я. Большунов. – Социокультурные проблемы современной молодежи. – Новосибирск: НГПУ, 2006. – С. 67 – 84.

9. Большунова, Н.Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки/ Н.Я. Большунова. – Новосибирск: НГПУ, 1999. – 407 с.

10. Большунова Н.Я. Субъектность как социокультурное явление/Н.Я. Большунова. - Новосибирск: НГПУ, 2005. – 324 с.

11. Большунова, Н.Я. Конспекты лекций по курсу общей психологии. Психология общения / Н.Я. Большунова, Н.Я. Большунов. – Новосибирск: СНИ, 2002. – 29 с.

12. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. – М, 1994.

13. Ваннах, М. Кидалты - взрослые дети постиндустриальной эпохи / М. Ваннах // Компьютерра. – 2008. - №10 (726). http://offline.computerra.ru

14. Воробьев В. В. Лингвокультурология/ВВ. Воробьев. - М.: Изд-во, РУДН, 2008.

15. Гинзбург, М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. - 1988. - № 2. - С.19 – 27.

16. Гнатенко, П.И. Национальная психология/П.И. Гнатенко. - Днiпропетровськ: «Полiграфiст», 2000. – 213 с.

17. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий/Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2004.

18. Касьянова, К. О русском национальном характере/ К. Касьянова.
- М.: Институт национальной модели экономики, 1994.



19. Королев, А.А. Этноменталитет: сущность, структура, проблемы формирования/ А.А. Королев. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та «Социум», 2011.

20. Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997.

21. Лазурский, А.Ф. Очерк науки о характерах /А.Ф. Лазурский. - М.: Наука, 1995.

22. Левитов Н.Д. Психология характера/Н.Д. Левитов. - М.: Просвещение, 1969. – 424 с.

23. Лесгафт П. «Семейное воспитание ребенка и его значение»/П. Лесгафт. – Избранные педагогические сочинения. Т.1. – М.: Изд. АПН РСФСР, - 1951

24. Маслова, В.А. Введение в когнитивную лингвистику/В.А. Маслова. – М.: Флинта: Наука, 2004.

25. Мацумото, Д. Человек, культура, психология. Удивительные загадки, исследования и открытия/Д. Мацумото. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2008. –

26. Мясищев В.Н. Психология отношений. Изб. псих тр./В.Н. Мясищев. – М.-Воронеж: НПО МОДЭК, 1995.

27. Платон. Политика, или государство / Платон, Аристотель. Политика. Наука об управлении государством. – М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2003.

28. Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: Астрель, 2008.

29. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия / под ред. Д.Я. Райгородского. – Бахрах-М, 2009.

30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2011 . - 720с.

31. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология/ Т.Г. Стефаненко. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 368 с.

32. Оллпорт Г.В. Личность в психологии/Г.В. Олпорт. – «КСП+», М.; «Ювента», СПб, 1998.

33. Феофраст. Характеры /Феофраст// Древняя Греция. - Л.: Наука, 1974.

34. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М., 2001

35. Франк В. Человек в поисках смысла.

36. Фромм, Э. Бегство от свободы/Э. Фромм. – Минск: Харвест, 2004.

37. Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию/Г.Г. Шпет. – СПб.: Изд. дом «П.Э.Т.», 1996.

38. Юнг, К.Г. Психологические типы/К.Г. Юнг. - (под ред. В. Зеленского), Спб.:Азбука, 2001.

Методические указания для магистрантов

1. Выполнение заданий для самостоятельной работы является обязательным условием получения зачета.

2. Требования к выполнению презентаций соответствуют стандартным.

3. Эссе пишется в свободной форме,

4. Интерактивное сообщение выполняется группой магистрантов (3- 5 чел) и осуществляется по результатам обсуждения.

5. Творческие задания выполняются по выбору магистрантов в свободной форме.

Тематика рефератов:

1. Типологии характера

2. Отклоняющее поведение и его причины

3. Теория характера В.Н. Мясищева

4. История развития представлений о характере

5. Основные положения о характере в отечественной психологии

6. Теория характера А.Ф. Лазурского.

7. Понятие о национальном характере

8. Специфика русского характера

9. Специфика любого (на выбор) национального характера.

10. Основные условия развития и саморазвития характера.

Контролирующие материалы

Вопросы для самоконтроля знаний

Контрольные вопросы.

1. Какие представления о характере существовали в античности.

2. Рассмотрите историю становления науки о характере.

3. Кто ввел в обиход название характерология.

5. Рассмотрите основные положения о характере, существующие в отечественной психологии

6. Рассмотрите представления о структуре характера.

7. Основные условия развития характера.

8. Основные условия саморазвития характера.

9. Рассмотрите представления о симптомокомплексах характера.

10. Теория характера А.Ф. Лазурского.

11. Представления о характере С.Л. Рубинштейна.

12. Представления о характере в работах В.Н. Мясищева.

13. Представления Н.Д. Левитова о характере.

14. Представления о характере в русской религиозной философии и психологии.

15. Что такое тип характера.

16. Как соотносятся тип характера и индивидуальные его особенности.

17. Какие существуют типологии характера

18. Каковы отличительные особенности психологических типологий характера.

19. Назовите отличительные особенности социокультурных типологий характера.

20. В чем состоит специфика социальных типологий характера.

21. Каковы особенности клинических типологий характера.

22. Каковы основные положения типологии характера А.Ф. Лазурского.

23. Рассмотрите основные положения о типах характера в классическом психоанализе.

24. Рассмотрите типологию характера, основанную на понятии акцентуация.

25. Основные представления К. Юнга о характере.

26. Опишите детские (школьные) типы характера Ф. Лесгафта.

27. Выделите основные параметры типологии характера Э. Фромма.

28. Что лежит в основе типологии характера по А.Адлеру.

29. Назовите формы девиантного поведения.

30. Перечислите социальные детерминанты девиантного поведения.

31. Перечислите биологические предпосылки отклоняющегося поведения.

32. Раскройте характер взаимодействия социальных и биологических факторов поведения личности.

33. Назовите психологические факторы развития девиантного поведения.

  1. Что такое национальный характер.

35. Каковы причины отказа ряда этнологов и этнопсихологов от категории национальный характер.

36. Дайте критический анализ категорий базовая и модальная личность.

37. Являются ли, на Ваш взгляд, идентичными понятия национальный менталитет и национальный характер. Поясните свою позицию.

38. Назовите основные черты русского национального характера.

39. Каковы причины трудностей в определении содержания русского характера.

40. Перечислите и раскройте содержание основных факторов, влияющих на становление национального характера.

41. Перечислите и раскройте черты «западного» менталитета в сравнении с «восточным».

42. Что такое социокультурное самоопределение, в чем оно проявляется.

43. Выделите проблемы, обусловливающие трудности социокультурного самоопределения современной молодежи.

44. Сформулируйте задачи психолога, работающего в поликультуральной среде.

45. Сформулируйте задачи психолога в работе с мигрантами.