Либин а в дифференциальная психология. Либин а.в. дифференциальная психология. Дифференциальная психология как научная
ОТКРЫТАЯ КНИГА
ОТКРЫТОЕ СОЗНАНИЕ ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО
Учебная литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и издается прм содействии Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) в рамках программы "Высшее образование".
Редакционный совет: В.И Бахмин, Я.М. Бергер, Е.Ю. Гениева, Г.Г. Дилигенский, В.Д. Шадриков
Психология для студента
А.В.Либин
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
на пересечении европейских, российских и американских традицийМосква
«Смысл»
УДК 158,3 (075,8) ББК 88 Л478
Рецензенты:
доктор психологических наук, профессор Б.С.Братусь,
кандидат психологических наук Н.А.Аминов.
Либин А,В.
Л478 Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций* М,: Смысл, 1999.- 532 с.
ISBN 5-89357-0448
Первое отечественное учебное пособие по дифференциальной психологии. В доступной форме излагаются основы анализа индивидуальных, групповых и типологических различий между людьми, проявляющихся в специфике организации нервной системы и психических процессов, интеллекта и сознания, в разнообразных чертах личности и поведения. Анализируются также общепсихологические закономерности, лежащие в основе индивидуальных свойств - темперамента, способностей и интеллекта, характера и стиля человека. Значительное место уделено рассмотрению индивидуальной специфики в организации психических процессов - эмоций, памяти и внимания, мышления и сознания.
Освещаются наиболее известные концепции как зарубежных, так и отечественных исследователей. Описываются ключевые понятия разделов дифференциальной психологии, посвященных изучению половых и возрастных особенностей, патопсихологических нарушений и личностных деформаций, специфике детского развития и стилей родительского воспитания, проблемам школьного обучения и профессиональных достижений. Специальные главы посвящены вопросам групповых различий - расовых, национальных и культурологических
Для студентов старших курсов аспирантов и преподавателей психологии, других специалистов в области человекознания.
УДК 158.3 (075-8) ББК 88
ISBN 5-89357-044-8
© А. В. Либин, 1998
© Издательство «Смысл*, 1999
© Б, Л. Буцинас, оформление, 1999
"Дифференциальная психология не является лишь одним из измерений особенного (в человеке). Предметом ее исследования служит сама целостная Индивидуальность как существующая эмпирическая реальность".
William Stern {19U)
"Перед нами открывается необозримый горизонт наблюдений и опытов». Психологи получат, наконец, общую прочную основу, естественную систему изучаемых ими основных явлений, в которой легче будет им разместить бесконечный хаос человеческих переживаний".
ИМ.Палов (1933)
"Успехи в изучении индивидуально-психологических различий в значительной степени зависят от разработки общепсихологической теории,., а также от создания такой системы этой науки, которая ликвидировала бы явно существующий в настоящее время разрыв между психологией психических процессов и психо-
логией личности"
БЖТеплов (1960)
"Если мы можем объяснить, почему одни индивиды реагируют отлично от других, то мы уже далеко продвинулись в понимании того, почему каждый человек реагирует так, а не иначе. Данные дифференциальной психологии, таким образом, должны помогать выяснению основных механизмов поведения".
Anna Anastasi (1994)
"Возможно в следующем столетии мы вновь обратимся к смелой и научно необходимой попытке создать единую систему объяснения поведения, базирующуюся на количественных соотношениях между несколькими достаточно определенными переменными".
Hans Eysenck (1997)
Предисловие...............................................................17
Homo Unicum................................................................24
Три стороны психологического знания.....................24
Феноменология человеческих различий....................25
Корни субъективной реальности................................27
Часть I. Дифференциальная психология:
основные понятия.................................;......,.-,29
Глава 1. Познание природы человеческой
индивидуальности.................................................29
1.1. Предпосылки учения о различиях между людьми...........................................................................30
Жизненные наблюдения и психология здравого смысла.........30
Требования практики..................................................................31
Научный анализ фактов и первые эксперименты.......................32
1.2. Дифференциальная психология - право на независимость...........................................................34
Концептуальные интерпретации: вокруг целей, задач и
методов........................................................................................34
Теоретические установки и методологачЕСКИЕ ловушки...........3S
1.3, Универсальные дихотомии человекознания; дифференциально-психологический аспект.........40
"Сходство-различие" ...............................................................40
"Формальное-содержательное"................................................41
"Наследственное-приобретенное".............................................41
"УртЕРМИНИЗМ-ИЦйДГЕРМИНГОМ" ............................................... 42
"Общее-единичное"..................................................................42
"Идентификация-индивидуализация"......................................42
"Физическое-социальное".......................................................43
"Сознательное-внесознательное".............................................43
"Внешнее-внутреннее" ..............................................................43
Третья координата - завершающий штрих................:.......:......44
1.4, Иерархическая структура субъекта взаимодействия с миром: организм, индивид, личность, индивидуальность..................................45
1.4. L Организм - телесный фактор индивидуальности..........47
1.4.2, Индивид - предпосылка к личности..............................48
L4.3. Личность - психологический носитель социальных
свойств.....................................................„........................,„ 49
1,4А Индивидуальность - интегральная биопсихосоциальная
ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕКА....................................................... 51
1.4.5. Человек как субъект взаимодействия с миром...............52
1.5. дифференциально - психологическая парадигма в изучении человека................................................................................. 54
1.6. Внутренний и внешний статус дифференциальной
психологии...........................................................................58
Глава 2. Общие принципы дифференциально-психологического АНАЛИЗА................................... 60
2Л. Традиции формального подхода...........................60
2.2. Структура индивидуальности:
ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ..............................64
Природа темперамента и интеллекта..........................................64
Структурные компоненты характера...........................................65
Структурная динамика личности...............................................66
23. Элементы гештальта и их интеграция в
целостную структуру................................................66
2А Интрамндивидуалъные и интериндивидуальные различия....................................................................67
2.5. Индивидуальные, типологические и групповые различия....................................................................68
2.6. Nature vs Nurture: эндофакторы и экзофакторы в детерминации
меж индивидуальной вариативности......................69
2,7- Перспективы интеракционизма: сила
ситуаций х устойчивость диспозиций...................71
2.8. Психодиагностические измерения человеческих
различий....................................................................73
Сила и слабость тестологии......................................................75
2.9. Статистическая оценка измеряемых явлений.....76
Нормальное распределение и коэффициент корреляции............76
Зависимая и независимая переменные.......................................77
Факторный анализ......................................................................78
Проверка адекватности тестовых измерений: внутренняя и
ВНЕШНЯЯ BAAlWiOCTb ОЦЕНОК................................................. 79
Часть П. Индивидуальная специфика
ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ..................................81
Глава 3. Грани ментальной реальности (I):
ОЩУЩЕНИЯ, ВОСПРИЯТИЕ, ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЕ.......... 81
ЗЛ. Исследования сенсорной сферы
новорожденных........................................................82
3.2. Сенсомоторные стратегии младенцев...................83
3.3. Психомоторные стили............................................86
3.4. Индивидуальные параметры восприятия: перцептивные контроли и стили............................88
3.5. Представления - различия в образной сфере.......92
3.6. Дифференциальные характеристики воображения..............................................................94
3.7. Типы внимания и памяти.....................................95
3.8. Стилевые характеристики мышления...................97
3.9. Дифференциальная когнитология: различия в познавательных процессах......................................99
Глава 4. Грани ментальной реальности (И):
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ,
РЕЧЬ И СОЗНАНИЕ.....................................................101
4.1. Паттерны эмоционального взаимодействия......101
4.2. Эмоциональные предпочтения, реакции и стили.......................................................................102
4.3. Эмоциональные и неэмоциональные субъекты.„ 104
4.4. Индивидуальные особенности регуляции и саморегуляции........................................................ 106
4.5. Стиль речи: как мы говорим?..............................108
4.6. Стилевые особенности сознания........................Ill
Часть III. Координаты индивидуальности
человека..........................,-..............................из
Глава 5. Темперамент - психобиологическая
основа личности...................................................из
5.L Интерпретации понятия "темперамент":
ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ..................... ПЗ
5+1.1. Темперамент как физиологический фактор поведения.115 5 Л,2. Телесные проявления темперамента...............................118
5.1.3. Психологическая интерпретация
"магических типов"............................................................ 124
5,2, Новый этап в изучении темперамента................125
5.2.1. Исследования структуры темперамента.........................126
5.2.2. Свойства нервной системы как предпосылка
ТЕМПЕРАМЕНТА....................................................................... 128
5.2.3. Дифференциальная психофизиология - новый раздел
НАУКИОБИЧдаВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЯХ......... 133
53. Развитие темперамента в контексте психогенетичвских и лонгитюдных исследований................................. 137
5.3, L Первые проявления человеческой индивидуальности..... 138
5.3,2, УСТОЙЧИВОСТЬТЕМПЕРАМЕНТАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ............. 139
5.4. Темперамент, стиль, характер: о статусе темперамента
в структуре индивидуальных свойств....................... 140
Глава 6. Способности и интеллект..........................144
6л. что измеряет iq?...................................................144
6.2. iq и способность к обучению............................. 147
6.3. Формальный анализ интеллекта: от общего фактора к иерархическим моделям...................... 147
6.4. Устойчивость интеллектуальных измерений......150
6.5. Наследственность и среда в детерминации
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ.................................. 151
6.6- Интеллект в структуре индивидуальных свойств.Л53
Энергетические и информационные параметры........................154
Глава 7. Стиль человека: способы взаимодействия с миром........................................:............................158
7Л. Весь мир - контекст............................................158
7.2. Соприкосновение с действительностью.............159
7.3. Пространство стилевых проявлений: перцепция, когниция, личность...............................................160
7.4. Феноменология когнитивного стиля.................164
7.5. Объяснительные концепции и интерпретация стилевых параметров.............................................. 166
поаезависимые и поленезависимые......................................... 167
анамтгичные и синтетичные..................................................... 168
Импульсивные и рефлексивные................................................ 170
Когнитивная простота-сложность........."............................... 171
7.6. Компоненты индивидуального стиля деятельности................................................................173
7.7. Контуры общей теории стиля..............................173
7.7.1. Единая концепция стиля человека................................. 175
7.7.2. Стилевые метаморфозы................................................... 177
7.7.3. Интерпретация гипотезы о внутреннем и внешнем статусе стиля............................................................................ 180
7.8. Типология стилей человека.................................190
Глава 8. Базовые компоненты характера..................193
8.1. Структура характера..............................................193
8.2. Характер и другие свойства индивидуальности., 195
8.3. Я-концепция.........................................................197
8.4. Стратегии предпочтения, образ-Я и конструктивные рисунки......................................199
8-5. Самооценка...........................................................201
8.6. Саморегуляция-настойчивость-воля...............202
87. Система базовых ориентации: на себя, на предмет
деятельности, на других людей............................ 205
Глава 9. Личностные различия..................................208
9.1. Личность: дифференциально-психологический
аспект......................................................................208
9-2. Корни человеческой личности............................210
9-3. Концепции личностных черт...............................211
Экстраверсия/нейрсшцизпсихотцизм...............................212
АКТИВНСКГТЪУСОЦИАЕЕЛЬНОСГЪ/ЭМСИОНАЛЬНОСТЪ......................213
Тревожность.............................................................................213
Гнев............................;..............................................................215
Застенчивость...........................................................................215
9.4. Теории личностных факторов: три, шестнадцать, пять..................................................217
Большая Пятерка: лексическая модель....................................219
Пять Факторов: психометрическая модель.............................222
9.5. Нейропсихологическая интерпретация личностных параметров.......................................,223
9-6, Иерархическая организация личности...............226
9.7. Формально-динамическая модель личности......228
9.8. Функционирующая личность:
постоянство vs изменчивость....................................230
Предисловие
Книги, посвященные проблеме общечеловеческих различий, выполнены, как правило в одном из трех форматов. Первому, назовем его условно Коллекционным или форматом CS (от англ, collection of samples - коллекция моделей, образцы), соответствует обрамленное контуром авторских предпочтений изложение наиболее известных на текущий момент фактов, теорий и концепций из дифференциально-психологической области человекознания (см. Tyler, 1956; Willerman, 1976; Minton, Schneider, 1985; Cooper, 1998). Книги этого типа отличаются друг от друга порядком изложения отобранных автором тем, среди которых выделяются - восприятие, интеллект, личность, половозрастные особенности, различия в обучении и профессиональных установках, etc. Однако чаще всего сведения о различиях между людьми включаются в учебники в виде отдельных глав, а не обобщаются в самостоятельные тома. Собранные в один огромный компендиум, который мог насчитать, наверное, не менее десяти тысяч страниц, эти книги, безусловно, стали бы ценнейшим - хотя и несколько неупорядоченным источником сведений энциклопедического характера.
Второй формат представления дифференциально-психологических знаний можно условно обозначить как Тематический, с соответствующей аббревиатурой FS (от англ. field of study - область изучения)* Как правило, эти книги выполнены в виде коллективных, реже - авторских, монографий, посвященных более подробному описанию какой-либо одной, специальной темы, например, исследованию общих и специальных свойств нервной системы {Nebylitzyn* Gray, 1972; Теплое, 1986), психогенетйческих аспектов индивидуальных различий (Равич-Щербо, 1990), структуры темперамента или психобиологической основы индивидуальности (Русалов, 1979), характера (Лазурский, 1995), способностей (Голубева, 1994) природы стиля человека {Либын, 1998а) и интеллекта (Saklofske, Zeidner, 1995). Среди
18__________________________________________Либын А.
FS-книг можно выделить в особую группу те работы, теоретическое значение которых выходит за рамки обозначенной самим автором узко-специальной темы (см, Eysenk, 1947; Strelau, 1983; Mishel, 1986; Ross & Nisbett, 1991; Zimbardo, 1990).
Третий и, к сожалению, самый малочисленный жанр научных изысканий в области различий между людьми - это книги типа ST (от англ. special theory - специальные теории). В основе ST-монографии лежит разработанная автором концепция о сущности изучаемого явления, а все излагаемые материалы пропускаются через призму создаваемых теоретических конструкций, гипотез и отобранных или полученных экспериментальных фактов. Конечно, недостатком в этом случае оказывается авторская пристрастность, определяющая основную линию научных интерпретаций. Но этот недостаток легко оборачивается преимуществом, позволяющим, благодаря устойчивой позиции, представить целостную картину изучаемого феномена.
Образцом монографий ST-типа является книга основателя дифференциально-психологического направления как самостоятельной научной дисциплины Уильяма Штерна (1998) {Stern, 1911/1994), вышедшая в 1900 году под названием "О Психологии индивидуальных различий: идеи к дифференциальной психологии" и переизданная позже уже с другим подзаголовком - "Дифференциальная Психология и ее методические основы". Дальнейшее развитие эта концепция - правда, в существенно переработанном виде, - получает в трудах американского психолога Анны Анастази (Anastasi, 1958)? выпустившей обобщающую исследования первой половины двадцатого века фундаментальную монографию под названием "Дифференциальная психология". В следующие десятилетия появляется еще несколько авторских монографий, развивающих целостный подход через призму конкретно-исследовательских установок. Это труды Б.М.Тешюва (1986) и В.Д.Небылицьша (1996), создателей нового направления - дифференциальной психофизиологии как важнейшей части дифференциальной психологии, а также работы английского психолога Ганса Айзенка {Eysenck, 1947, 1997), концепция интегральной индивидуальности В,С,Мерлина (1986), теория
Предисловие 19
многофакторной структуры личности и индивидуальных различий Дж.Р.Ройса и АДЛауэлла (Royce, Powell, 1983), оригинальная концепция эпистемологической интерпретации проблем индивидуальных различий американского профессора Джеймса Ламиеля (Lamiell, 1987).
Несмотря на относительное многообразие работ и в этом направлении, намеченная самим У.Штерном главная линия исследований, очерчивающая сферу дифференциально-психологического знания как единое целое, была продолжена, можно сказать, лишь едва заметным пунктиром. Трудно предположить, почему так произошло - в силу ли неизбежной специализации, состоящей из разных разделов науки о человеке, или в силу центробежной тенденции внутри дифференциально-психологической области знаний как следствия, проистекающего из целостной природы предмета изучения - человеческой индивидуальности. Ясно только, что все большее значение приобретает на современном этапе концентрация усилий исследовательской мысли на пути концептуальной интеграции сложившихся к настоящему времени подходов. Который из них станет отправной точкой в создании новой - парадиг-мальной - системы координат? Хотелось бы думать, что ответ на этот вопрос будет связан с логикой развития научного познания, к счастью, нередко совпадающей с несокрушимой силой субъективных авторских предпочтений.
Разумеется, есть своя специфика и в представляемой вниманию читателей книге Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских, и американских традиций"* Материал, посвященный индивидуальным, типологическим и групповым различиям, образующим особый, дифференциально-психологический статус человека, преломляется, с одной стороны, через представления об иерархической структуре человека как субъекта взаимодействия с миром и, с другой стороны, рассматривается в контексте анализа механизмов координации интра- и интериндивидуального взаимодействия. Помимо этого, отбирая факты и теории, автор стремился учесть и своеобразие трех мировых линий исследований:
* европейской, идущей от Альфреда Бине (Binet & Henry, 1895) и Уильяма Штерна;
20_________________________________________Либин А.
* американской, связанной с именами Джеймса Мак-кинли Кэттелла (Cattel, 1890) и Анны Анастази;
* весьма своеобразной, российской, развивающей традиции И.П.Павлова (1951а), положения психофизиологической школы Б.М.Теплова-В.Д.Небылицына и включающей множество плодотворных, но пока еще недостаточно хорошо известных мировому читателю концепций.
Еще одной теоретической предпосылкой при создании учебного пособия послужила гипотеза о том, что анализ различий между людьми становится более эффективным в контексте изучения основных тенденций общей и социальной психологии- Поэтому большинство рассматриваемых дифференциально-психологических тем, посвященных сенсорным, перцептивным, когнитивным, регулятивным, эмоциональным или личностным различиям, также как и обсуждение проблем развития и природно-социальной детерминации индивидуальности, тесно связаны с соответствующими разделами из смежных областей психологического знания. Это нашло свое отражение в структуре книги и глав, в логике изложения материала, в неизбежном для каждого учебного пособия отборе теоретических концепций и экспериментальных фактов. На структурирование материала оказали влияние и основные положения развиваемой автором на протяжении последних десяти лет Иерархической Теории Индивидуальности, согласно которой организация и функционирование мира психической реальности человека подчиняется действию закона приоритета более сложных, дифференцированных структур (по сравнению с менее сложными, недифференцированными), а также закону взаимодействия этих структур на "паритетных началах, допускающих относительную автономию - род степеней свободы для коррелируемых, соотносимых свойств - каждой из них" (см+ Ананьев, 1968), Большое воздействие на авторскую позицию в отношении многих спорных вопросов современной психологии человека оказало сотрудничество с профессором Львом Марковичем Веккером, в частности, наш совместный труд, посвященный разработке системы базовых принципов ментальной репрезентации и основных механизмов формиро-
Предисловие
вания психических процессов (Веккер, Либин, готовится к печати).
Характер учебного пособия, определяющий его как "углубление в проблему", а также ограниченный объем книги, вынудили вынести за скобки ряд важных для дифференциальной психологии тем, которые, вместе с тем, получили достаточно подробное освещение в трудах отечественных и зарубежных авторов. Среди них монографии, посвященные психогенетическому анализу меха* низмов формирования индивидуальных различий (см. Paew-Щербо, 1998), применению математических моделей и статистических методов обработки данных для изучения интра- и интериндиввдуальных различий, (см, Гусев, Измайлов, Михалевская, 1997), исследованию индивидуальных особенностей младенцев {Адрианов (отв. ред.), 1993), изучению способностей {Дружинину 1995), мотивации {ХекхаузеНу 1986) и др. По мере необходимости автор стремился показать обоснованность использования психогенетических или нейрофизиологических, а также матема-тико-статистических методов. Конечно, дальнейшая работа по систематическому изложению основ дифференциально-психологических знаний позволит восполнить недостающие разделы.
Чтобы помочь читателю сориентироваться в изложенном материале, автор посчитал необходимым привести схему взаимосвязи основных блоков - разделов дифференциальной психологии, которой он руководствовался при написании книги (рис, 1). Это своеобразная когнитивная карта, на которой, помимо хорошо изученных и изведанных областей отмечено и множество "белых пятен", существующих в обширной сфере дифференциально-психологических знаний. Помимо этого может представлять интерес и некоторый перечень заметок, которые хорошо было бы иметь в виду при чтении книги.
страница 1
Александр Викторович Либин (Alexander Libin) — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН, в настоящее время на длительной стажировке в Джорджтаунском университете (США).
Книги (3)
Дифференциальная психология
Первое учебное пособие по психологии индивидуальных различий на русском языке. Пособие охватывает широкий круг индивидуальных особенностей человека на всех уровнях.
В нем приведено и систематизировано большое количество новейших отечественных и зарубежных исследований по многим аспектам дифференциальной психологии, предложена единая теория индивидуальности человека.
Стиль человека: психологический анализ
Стиль рассматривается как универсальная характеристика жизни человека, связывающая в единое целое биологические, психологические и социальные аспекты бытия. Стиль человека проявляется во всем - от особенностей переработки информации индивидом до реакций на кризисные ситуации, от манеры общаться и способов достижения цели до специфики целой эпохи.
Авторы представленных работ - психологи, психиатры, социологи, искусствоведы - не всегда единодушны в своих взглядах на природу стилевого своеобразия и источники стилевого единства. Однако их объединяет понимание актуальности темы и стремление обсуждать возникшие разногласия.
Психографический тест
Предлагаемое издание является единственным официальным авторским изданием первой отечественной проективной методики ПСИХОГРАФИЧЕСКИЙ ТЕСТ, конструктивный рисунок человека из геометрических форм™ (ТиГр), в котором авторы подробно описывают основные принципы проведения, анализа и интерпретации психографического проективного теста.
Системное изложение основных принципов разработки теста, начиная с подробной инструкции по его проведению и интерпретации уникальной диагностической системы, дополняется иллюстрациями и случаями из консультативной практики, обширным аналитическим обзором литературы по рисуночным методикам.
Комментарии читателей
Александр Либин
/ 28.07.2014
Дмитрий, спасибо за добрые слова С Удовольствием бы ознакомился с Вашей работой!
А.В.
Вера / 3.06.2011 Один минус - в "Дифференциальной психологии" потерялись иллюстрации и схемы, а без них теряется часть информации. Где их теперь можно найти эти схемы?
Панченко Дмитрий Феодосиевич
/ 7.02.2009
Уважаемый Александр Викторович, я искренне вам благодарен за умную и своевременную книгу (ТиГр). Ваша книга во многом позволила мне рассмотреть природу оптимизма человека и провести успешное исследование "Картины мира" людей в дипломной работе на тему "Отражение образных представлений людей с разным уровнем субъективного благополучия в изображении "картины мира"". Большое Вам Спасибо.
И хотя наши "прикладники" от психологии в виду отсутствия прикладных рассчётов работу "освистали". Я Счастлив. Так как рецензент с кафедры философии Чуб Людмила Ивановна к.ф.н., доцент рекомендовала нашему ДВГУ опубликовать работу и предложила мне идти в аспирантуру от их кафедры. Ещё раз Большое Спасибо. С увадением, Дмитрий.
Нартова – Бочавер С.К. Дифференциальная психология. – М.: Флинта, МПСИ, 2008.
Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы. СПб.: Питер, 2011.
Дополнительная
Аугустинавичюте, А. Соционика: Введение/ А. Аугустинавичюте. – СПб., Terra Fantastica, 1998.
Блюм, Г. Психоаналитические теории личности/Г. Блюм. - М.: КСП, 1996.
Лазурский, А.Ф. Очерк науки о характерах /А.Ф. Лазурский. - М.: Наука, 1995.
Леонгард, К. Акцентуированные личности/К. Леонгард. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000
Лесгафт П. «Семейное воспитание ребенка и его значение»/П. Лесгафт. – Избранные педагогические сочинения. Т.1. – М.: Изд. АПН РСФСР, - 1951
Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков/ А.Е. Личко. –Л.: Медицина, 1983.
Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ /С. Мадди. – СПб.: Изд-во "Речь", 2002.
Платон. Политика, или государство / Платон, Аристотель. Политика. Наука об управлении государством. – М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2003.
Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: Астрель, 2008.
Психология и психоанализ характера. Хрестоматия / под ред. Д.Я. Райгородского. – Бахрах-М, 2009.
Прутченков, А.С., Сиялов, А.А. Эй ты, параноик!!! (О психотипах личности, о диагностике акцентуаций характера детей и педагогической помощи им)/ А.С. Прутченков, А.А. Сиялов. – М.: Новая школа, 1994.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2011 . - 720с.
Оллпорт Г.В. Личность в психологии/Г.В. Олпорт. – «КСП+», М.; «Ювента», СПб, 1998.
Феофраст. Характеры /Феофраст// Древняя Греция. - Л.: Наука, 1974.
Фромм, Э. Бегство от свободы/Э. Фромм. – Минск: Харвест, 2004.
Юнг, К.Г. Психологические типы/К.Г. Юнг. - (под ред. В. Зеленского), Спб.:Азбука, 2001.
Творческое задание
- Прочтите монографию и статьи о типологиях характера одного из указанных авторов (А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт, Б.С. Братусь, А. Е. Личко, А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм и др.) и выделите основные положения, касающиеся этой категории.
Подготовьте сообщение или презентацию об одной из типологий характера
Сформулируйте несколько спорных положений, встречающихся в той или иной типологии характера
Разработайте примерную программу работы с ребенком, подростком, имеющим определенное нарушение характера.
Контрольные вопросы.
Что такое тип характера.
Как соотносятся тип характера и индивидуальные его особенности.
Какие существуют типологии характера
Каковы отличительные особенности психологических типологий характера.
Назовите отличительные особенности социокультурных типологий характера.
В чем состоит специфика социальных типологий характера.
Каковы особенности клинических типологий характера.
Каковы основные положения типологии характера А.Ф. Лазурского.
Рассмотрите основные положения о типах характера в классическом психоанализе.
Рассмотрите типологию характера, основанную на понятии акцентуация.
Основные представления К. Юнга о характере.
Опишите детские (школьные) типы характера Ф. Лесгафта.
Выделите основные параметры типологии характера Э. Фромма.
Что лежит в основе типологии характера по А.Адлеру.
Назовите формы девиантного поведения.
Перечислите социальные детерминанты девиантного поведения.
Перечислите биологические предпосылки отклоняющегося поведения.
Раскройте характер взаимодействия социальных и биологических факторов поведения личности.
Назовите психологические факторы развития девиантного поведения.
Нартова – Бочавер С.К. Дифференциальная психология. – М.: Флинта, МПСИ, 2008.
Платонов, Ю.П. Психология национального характера/Ю.П. Платонов. – СПб.: Академия, 2007. – 240 с.
Дополнительная
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.-Воронеж, 2000.
2. Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. М., 1999.
3. Апарцева, О.А. Гендерная психология: учебное пособие /О.А.Апарцева. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005.- 52 с.
4. Арутюнян, С.М. Нация и ее психический склад/ С.М. Арутюнян. - Краснодар: Изд-во Краснодар. гос. пед. ун-та, 1966. - 271 с.
5. Асмолов А.Г. Психология личности/А.Г. Асмолов. – М.: «Смысл», ИЦ «Академия». – 2007.
6. Аугустинавичюте, А. Соционика: Введение/ А. Аугустинавичюте. – СПб., Terra Fantastica, 1998.
7. Бердяев, Н.А. Судьба России/Н.А. Бердяев. – М.: Мысль, 1990. – 208 с.
8. Большунов, А.Я. «Новая тварь»: антропологическая ситуация на пороге третьего тысячелетия / А.Я. Большунов. – Социокультурные проблемы современной молодежи. – Новосибирск: НГПУ, 2006. – С. 67 – 84.
9. Большунова, Н.Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки/ Н.Я. Большунова. – Новосибирск: НГПУ, 1999. – 407 с.
10. Большунова Н.Я. Субъектность как социокультурное явление/Н.Я. Большунова. - Новосибирск: НГПУ, 2005. – 324 с.
11. Большунова, Н.Я. Конспекты лекций по курсу общей психологии. Психология общения / Н.Я. Большунова, Н.Я. Большунов. – Новосибирск: СНИ, 2002. – 29 с.
12. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. – М, 1994.
13. Ваннах, М. Кидалты - взрослые дети постиндустриальной эпохи / М. Ваннах // Компьютерра. – 2008. - №10 (726). http://offline.computerra.ru
14. Воробьев В. В. Лингвокультурология/ВВ. Воробьев. - М.: Изд-во, РУДН, 2008.
15. Гинзбург, М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. - 1988. - № 2. - С.19 – 27.
16. Гнатенко, П.И. Национальная психология/П.И. Гнатенко. - Днiпропетровськ: «Полiграфiст», 2000. – 213 с.
17. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий/Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2004.
18. Касьянова, К. О русском национальном характере/ К. Касьянова.
- М.: Институт национальной модели экономики, 1994.
19. Королев, А.А. Этноменталитет: сущность, структура, проблемы формирования/ А.А. Королев. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та «Социум», 2011.
20. Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997.
21. Лазурский, А.Ф. Очерк науки о характерах /А.Ф. Лазурский. - М.: Наука, 1995.
22. Левитов Н.Д. Психология характера/Н.Д. Левитов. - М.: Просвещение, 1969. – 424 с.
23. Лесгафт П. «Семейное воспитание ребенка и его значение»/П. Лесгафт. – Избранные педагогические сочинения. Т.1. – М.: Изд. АПН РСФСР, - 1951
24. Маслова, В.А. Введение в когнитивную лингвистику/В.А. Маслова. – М.: Флинта: Наука, 2004.
25. Мацумото, Д. Человек, культура, психология. Удивительные загадки, исследования и открытия/Д. Мацумото. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2008. –
26. Мясищев В.Н. Психология отношений. Изб. псих тр./В.Н. Мясищев. – М.-Воронеж: НПО МОДЭК, 1995.
27. Платон. Политика, или государство / Платон, Аристотель. Политика. Наука об управлении государством. – М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2003.
28. Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: Астрель, 2008.
29. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия / под ред. Д.Я. Райгородского. – Бахрах-М, 2009.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2011 . - 720с.
31. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология/ Т.Г. Стефаненко. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 368 с.
32. Оллпорт Г.В. Личность в психологии/Г.В. Олпорт. – «КСП+», М.; «Ювента», СПб, 1998.
33. Феофраст. Характеры /Феофраст// Древняя Греция. - Л.: Наука, 1974.
34. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М., 2001
35. Франк В. Человек в поисках смысла.
36. Фромм, Э. Бегство от свободы/Э. Фромм. – Минск: Харвест, 2004.
37. Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию/Г.Г. Шпет. – СПб.: Изд. дом «П.Э.Т.», 1996.
38. Юнг, К.Г. Психологические типы/К.Г. Юнг. - (под ред. В. Зеленского), Спб.:Азбука, 2001.
Методические указания для магистрантов
1. Выполнение заданий для самостоятельной работы является обязательным условием получения зачета.
2. Требования к выполнению презентаций соответствуют стандартным.
3. Эссе пишется в свободной форме,
4. Интерактивное сообщение выполняется группой магистрантов (3- 5 чел) и осуществляется по результатам обсуждения.
5. Творческие задания выполняются по выбору магистрантов в свободной форме.
Тематика рефератов:
1. Типологии характера
2. Отклоняющее поведение и его причины
3. Теория характера В.Н. Мясищева
4. История развития представлений о характере
5. Основные положения о характере в отечественной психологии
6. Теория характера А.Ф. Лазурского.
7. Понятие о национальном характере
8. Специфика русского характера
9. Специфика любого (на выбор) национального характера.
10. Основные условия развития и саморазвития характера.
Контролирующие материалы
Вопросы для самоконтроля знаний
Контрольные вопросы.
1. Какие представления о характере существовали в античности.
2. Рассмотрите историю становления науки о характере.
3. Кто ввел в обиход название характерология.
5. Рассмотрите основные положения о характере, существующие в отечественной психологии
6. Рассмотрите представления о структуре характера.
7. Основные условия развития характера.
8. Основные условия саморазвития характера.
9. Рассмотрите представления о симптомокомплексах характера.
10. Теория характера А.Ф. Лазурского.
11. Представления о характере С.Л. Рубинштейна.
12. Представления о характере в работах В.Н. Мясищева.
13. Представления Н.Д. Левитова о характере.
14. Представления о характере в русской религиозной философии и психологии.
15. Что такое тип характера.
16. Как соотносятся тип характера и индивидуальные его особенности.
17. Какие существуют типологии характера
18. Каковы отличительные особенности психологических типологий характера.
19. Назовите отличительные особенности социокультурных типологий характера.
20. В чем состоит специфика социальных типологий характера.
21. Каковы особенности клинических типологий характера.
22. Каковы основные положения типологии характера А.Ф. Лазурского.
23. Рассмотрите основные положения о типах характера в классическом психоанализе.
24. Рассмотрите типологию характера, основанную на понятии акцентуация.
25. Основные представления К. Юнга о характере.
26. Опишите детские (школьные) типы характера Ф. Лесгафта.
27. Выделите основные параметры типологии характера Э. Фромма.
28. Что лежит в основе типологии характера по А.Адлеру.
29. Назовите формы девиантного поведения.
30. Перечислите социальные детерминанты девиантного поведения.
31. Перечислите биологические предпосылки отклоняющегося поведения.
32. Раскройте характер взаимодействия социальных и биологических факторов поведения личности.
33. Назовите психологические факторы развития девиантного поведения.
- Что такое национальный характер.
35. Каковы причины отказа ряда этнологов и этнопсихологов от категории национальный характер.
36. Дайте критический анализ категорий базовая и модальная личность.
37. Являются ли, на Ваш взгляд, идентичными понятия национальный менталитет и национальный характер. Поясните свою позицию.
38. Назовите основные черты русского национального характера.
39. Каковы причины трудностей в определении содержания русского характера.
40. Перечислите и раскройте содержание основных факторов, влияющих на становление национального характера.
41. Перечислите и раскройте черты «западного» менталитета в сравнении с «восточным».
42. Что такое социокультурное самоопределение, в чем оно проявляется.
43. Выделите проблемы, обусловливающие трудности социокультурного самоопределения современной молодежи.
44. Сформулируйте задачи психолога, работающего в поликультуральной среде.
45. Сформулируйте задачи психолога в работе с мигрантами.