Что за кризисные этапы жизни человека. Кризисы человека. Проблемы – это отпечаток наших действий

Наша жизнь похожа на плавание по течению реки – в какие-то периоды события сменяются с головокружительной быстротой и человек вынужден каждый день принимать важные решения, в другие же моменты жизнь человека как будто «застывает» и он начинает ощущать, что ничего интересного у него не происходит, причем довольно долгое время.

Что же такое «психологический кризис»? Предлагаю остановиться на этом вопросе более подробно и рассмотреть основные причины появления кризисов у взрослых людей.

Психологический кризис - это состояние, когда человек больше не может жить по ранее установленным правилам, а также использовать уже сформировавшиеся модели поведения, которые в прошлом, казалось бы, полностью его устраивали. Такое состояние может вызвать испуг, неуверенность в своих силах, поэтому человек начинает задумываться о том, как ему жить дальше, но чаще всего в одиночку он оказывается неспособным на проявление каких-либо конкретных действий для формирования новых моделей поведения, что усиливает ощущение внутреннего беспокойства и напряженности.

Прежде всего, необходимо понимать, что психологический кризис – это абсолютно нормальное явление, которое может случиться (и случается в течение жизни, и не раз) с каждым человеком. Более того, симптомы кризиса являются своеобразными сигналами, показывающими, что пришла пора остановиться и оглянуться назад, дать оценку настоящему и подумать о будущем для того, чтобы продолжить свое дальнейшее движение «в правильном» направлении. В большинстве случаев возникновение психологических кризисов имеет тесную связь с определенными возрастными периодами.

  • Психологический кризис 18-22 лет символизирует поиск человеком своего места в жизни. На данном этапе человек начинает считать себя уже взрослым и стремится доказать это всем окружающим людям. Для преодоления данного состояния, важно принять себя таким, какой ты есть, со всеми достоинствами и недостатками. Так как в этом возрасте молодые люди и девушки поступают в высшие учебные заведения и обретают профессию, важно прислушаться к себе и выбрать специальность, к которой действительно есть интерес, а не навязанную окружающими людьми. Это позволит избежать чувства досады и сожаления в дальнейшем.
  • Психологический кризис 30 лет связан с переоценкой своего жизненного направления, профессиональной деятельности. В этом возрасте может возникать чувство упущенных возможностей, стремления обвинить в этом окружающих и попытаться «начать все с начала». Как справиться с кризисом успешно? Совладать со страхом перемен, осознать, что менять свою жизнь можно и ничего страшного от этого не произойдет. Более того – откроются новые возможности. Это касается и сферы профессиональной деятельности. Если Вы не чувствуете удовлетворения от своей работы, может быть это повод для обретения новой специальности? Подумайте над этим.
  • Психологический кризис 35-37 лет . Результаты, достигнутые в течение жизни в семье, карьере, взаимоотношениях и т.д. начинают осмысливаться не сами по себе, а с точки зрения личной удовлетворенности (зачем все это мне?). Преодоление этого кризиса состоит в признании собственных ошибок, коррекции своих жизненных планов, эффективного перераспределения сил и времени.
  • П сихологический кризис 40-45 лет . Если человек в течение жизни занимал активную позицию, то него появляется чувство стабильности и удовлетворения. Если человеку так и не удалось добиться поставленных целей, то у него появляется чувство покорности. На этом этапе важно выделить для себя определенную конкретную цель, и двигаться в ее направлении, тогда этот возраст может стать лучшим в его жизни.
  • Психологический кризис 50-55 лет . Стадия осмысленной зрелости, как часто называют этот возраст, она связана с новой оценкой своих жизненных достижений и осознанием личностной свободы. Как справиться с кризисом? Оцените прелести жизни для себя: путешествуйте, ходите в театр или займитесь другими, приятными для Вас делами.
  • Психологический кризис 60-65 лет . Возникает, когда человек оказывается вне профессиональной деятельности, которой занимался большую часть жизни. Он внезапно понимает, что жизнь подходит к концу, однако, са­мый драматический момент последнего кризиса в том, что уже ничего нельзя изменить в прожитом. Человек задумывается не только о событиях, а о смысле прожитых лет. Как преодолеть данное состояние? Если Вы не представляете свою жизнь без работы – найдите себе подработку, вспомните о своих хобби, уделите внимание здоровому образу жизни.

Психологический кризис — это такое состояние, когда личность больше не может жить по ранее установленным правилам и использовать сформировавшиеся модели поведения, которые в прошлом, казалось бы, полностью этого человека устраивали. Психологический кризис, как правило, сопровождается такими симптомами как, усиление чувства страха, неуверенности в себе, повышенная тревожность. Такое состояние пугает, поэтому столь многих людей волнует вопрос, как справиться с кризисом.

Прежде всего, необходимо осознать, что психологический кризис – это абсолютно нормальное явление в жизни человека. Если в данный момент вам плохо, это еще не значит, что вы сумасшедших, жизнь кончена и прочая и прочая. Вовсе нет, просто вы меняетесь. И это нормально.

Второй важный момент – понимание того, что психологический кризис не вечен, в конце концов вы его преодолеете и снова будете чувствовать себя «на коне». Не верите? Тогда вспомните себя в подростковом возрасте (в период примерно с 10 до 16 лет). Как плохо вам было тогда, как сложно было приспособиться ко сложностям взрослого мира, понять, что вы можете действовать независимо от родителей. И тем не менее вы справились. Справитесь и сейчас!

Ведь и текущий психологический кризис скорее всего носит возрастной характер. Возрастные кризисы настигают нас, как правило, в определенном возрасте. Во взрослой жизни нам предстоит преодолеть следующие психологические кризисы:

Психологический кризис от 18 до 22 лет символизирует поиск человеком своего места в жизни (самоидентификации). Он означает необходимость отказа от предыдущих черно-белых суждений и понимание всего многообразия мира. Чтобы успешно преодолеть этот кризис, важно принять себя такую, какая есть, со всеми плюсами и минусами. Подменой этого процесса может стать поиск каменной стены, за которой можно спрятаться или авторитета, на которого можно ориентироваться, но это путь в никуда. Только осознание и принятие самой себя позволит двигаться дальше.

Психологический кризис 22-27 лет связан с переоценкой пройденного пути и жизненного направления в целом. Здесь может возникать чувство сожаления, сомнений, упущенных возможностей, необъяснимого беспокойства. Как справиться с кризисом успешно? Совладать со страхом перемен, осознать, что менять свою жизнь можно и ничего страшного от этого не произойдет. Более того – откроются новые возможности. Успешное прохождение этого возрастного кризиса может существенно повлиять на успешность преодоления следующего,

Психологический кризис «переоценки жизненных планов» или «коррекции установок» происходит примерно в 32-37 лет . На этом этапе результаты, достигнутые в течение жизни в семье, карьере, взаимоотношениях и т.д. начинают осмысливаться не сами по себе, а с точки зрения личной удовлетворенности (зачем все это мне?). Преодоление этого кризиса – в признании собственных ошибок, отказа цепляться за иллюзии или прошлый опыт, коррекции своих жизненных планов. Такая корректировка откроет новые пути, придут новые силы и возможности.
Психологический кризис среднего возраста (37-45 лет) приводит к четкому осознанию, что жизнь не бесконечна. И на этом этапе важно понять, какой балласт сбросить, научиться перераспределять силы и время, чтобы их хватило на самое главное, сконцентрироваться на важном.

Следующий психологический кризис наступает после 45 лет . Многие психологи считают его периодом второй молодости. В это время многие вновь сталкиваются с вопросами, свойственными юности, такими, как кто я и куда иду? Кто-то воспринимает эти изменения как потерю смысла жизни, кто –то видит новые возможности – в зависимости от того, успешно или нет были преодолены предыдущие кризисы. Здесь в человеке могут открыться новые таланты – а возможностей для их реализации уже гораздо больше!

Психологический кризис «после 50» может принести как новые перспективы, так и боль и горечь от впустую прожитой жизни. Стадия осмысленной зрелости, как часто называют этот возраст, связана с новой оценкой своих жизненных достижений и осознанием личностной свободы. Как справиться с кризисом? Позитивно оценивая свои достижения и признавая ошибки, найти новое приложение для накопленных творческих сил, мудрости, любви, доброты. И тогда одиночеству и скуке просто не останется места!

Важно понимать, что психологические кризисы, с которыми мы сталкиваемся в жизни, не являются оторванными друг от друга. Если какая-то проблема не решена во время предыдущего кризиса, человек обязательно столкнется с ней во время следующего. Чтобы на этот раз справиться с кризисом и пойти дальше, придется вернуться и сделать работу над ошибками.

Как распознать их и что делать, чтобы справиться, рассказывает семейный психолог.

С первым криком, когда у младенца раскрываются лёгкие, ему становится нелегко - у него наступает первый жизненный кризис, как говорят психологи. И до конца жизни, чтобы дышать свободно, нужно пройти череду других психологических кризисов. Их не стоит бояться, они помогают становиться мудрее и сильнее.

0 лет

Родился - и сразу за работу: добывай себе пищу, открывая рот, дыши и кричи громче. А в то тёплое и защищённое место, которое ты считал домом, обратной дороги нет. Так наступает самая большая перемена в жизни человека и первый кризис.

Младенец ещё очень плохо видит и слышит, при этом самый большой его орган - кожа. Поэтому до шести недель очень важно, чтобы у матери и ребёнка был постоянный телесный контакт, - говорит семейный психолог Екатерина Долженко. - От того, насколько нежно мама прикасается, зависит дальнейшее благополучие малыша.

Нередко мать, устав от беременности и родов, не сразу включается в материнство. Если у неё послеродовая депрессия или зашкаливает усталость, близкие должны сменить её и позаботиться о ребёнке, советует гештальт-терапевт Радмила Мавлиева.

1 год

Я", потому что он осознал свою "отдельность" от взрослого.

Мир влечёт малыша и пугает одновременно, - говорит Радмила Мавлиева. - Поэтому важно, чтобы ему было куда вернуться после своих исследований - в родительский тыл, готовый принять и помочь.

Ограничьте запреты - разрешайте всё, что неопасно для здоровья и жизни. Увлекайте ребенка игрой. Если малыш капризничает, не ругайте, а пытайтесь отвлечь внимание. А если не получается, успокаивайте. Сохранить связь с родителями в такие моменты важнее, чем получить требуемое.

3 года

хочу", вместо этого знает "надо", и в будущем у него будут проблемы, - поясняет Екатерина Долженко.

7 лет

js-uploader-img" src="https://static..jpg" alt="Фото: © omgponies2/flickr" data-extra-description="

В этот период происходит мощная гормональная перестройка: в ребёнке просыпается мужчина или женщина.

Сейчас половое созревание происходит раньше: в 9 лет начинается предпубертат, а в 11- уже кризис, - говорит Екатерина Долженко. - "Я уже не ребёнок!" - кричит ребёнок. Основная задача его - обесценить ценности родителей и на их руинах выстроить свои.

В глазах подростка родители - мастодонты, столько не живут. Объективно говоря, мир так быстро меняется, что родители и правда могут мало понимать в том, что интересно подросткам,- считает Радмила Мавлиева. - Так признайте это, не надо быть вторым подростком и обижаться. Знакомьтесь с новым человеком.

В этом возрасте особенно важно стать ребёнку другом. Он то и дело испытывает сомнения в себе, в своей привлекательности. Важно поддерживать его и формировать здоровую самооценку.

Хуже пубертата - его отсутствие. Если ребёнок не "попрощался" с родителями, он остаётся зависимым от них, и иногда - на всю жизнь. Современные дети рискуют упустить свой важный кризис.

Дети перестали гулять на улице, вместо этого они проводят время в виртуальном пространстве,- объясняет Екатерина Долженко. - Получается, что с отцом и матерью связи ослабленные, общения очень мало. И подросток переживает "стёртый" пубертат.

Впоследствии он нередко так и остаётся подростком из виртуальной реальности - инфантильным и несамостоятельным.

17 лет

секс, драгз и рок-н-ролл", и хочется попробовать всё и сразу. Ответственность тоже новая - другие требования к учёбе, первая подработка. Приходят размышления о смысле жизни и своём месте в ней.

Нужно давать подросткам увидеть последствия своих поступков. Обычно для родителей это очень тревожно, ожидания катастрофические, они рисуют в воображении чудовищные картины: что их ребёнок стал бомжом или проституткой, - говорит Радмила Мавлиева. - Но, если усилите давление и контроль, это не подействует. Вера в то, что ребёнок справится и что он не хочет себе смерти, поможет преодолеть тревогу.

30 лет

А туда ли я иду?"

И вот приходит неудовлетворённость профессией, семьёй или её отсутствием.

Разочарование порой трудно пережить, и это может выражаться в желании показать себя с лучших сторон в виртуальной жизни, создавать образ "100% успех",- говорит Радмила Мавлиева.

Попробуйте приближаться к тридцатилетнему рубежу с радостью, готовьтесь к нему как к важному событию, словно это Новый год и завтра первый день новой жизни. Решите, как вы теперь будете в ней жить. Например, вспомните занятия, которые приносили вам удовольствие десять лет назад, и верните увлечения в свою жизнь: танцуйте, рисуйте, занимайтесь спортом. И перестаньте сравнивать себя с другими. Поверьте в свой путь.

40 лет

Если бы он не был таким... Если бы она меня понимала... всё бы было иначе". Вот за этим "иначе" и заводят новых партнёров. Мужчины нередко находят более молодых любовниц.

60-70 лет

Спасибо за всё, заслуженно отдыхайте!". Вместе с тем ухудшается здоровье и приходит осознание, что смерть не так уж далеко. В результате - уныние, ощущение никчёмности, страхи, мнительность.

Если пожилой человек чувствует себя нужным и полезным в семье, перестройка пройдёт мягко. Родные помогают выработать позитивное отношение к старости: наконец-то пришло время жить для себя. Можно читать книги, гулять, заниматься тем, на что никогда не хватало времени и наконец радовать себя мыслью, что все кризисы миновали и впереди ещё много лет спокойной жизни.


Возрастные кризисы «преследуют» человека всю жизнь, начиная с рождения.

Однако, кризис — это не есть что-то плохое и страшное . Например, в китайском языке существует два значения этого слова: возможности и опасности.

Греческий язык трактует термин как «поворотный пункт». В любом случае, кризис — это начало нового жизненного этапа , возможность перейти на более высокий уровень развития.

Если знать все особенности возрастных кризисов, то можно пережить их безболезненно и выйти с минимальными потерями .

Суть понятия

В кризисом называют непродолжительный , который предшествует переходу на новый этап развития личности.

Данный период отличается различными изменениями как в физическом, так и в психологическом состоянии.

Каждый человек переживает кризисы по-разному. Одни проходят их безболезненно , у других они сопряжены с некоторыми трудностями. Ведь рушится старая, но такая привычная ситуация, человеку приходится выходить из зоны комфорта и искать новые дороги.

Кризис — это возможность проанализировать свою жизнь, подумать, выбрать новую цель, которая больше соответствует настоящему уровню индивида.

Хотя в психологии принято выделять «кризисный возраст», но наступление переломного периода у всех происходит в разное время . Например, у женщин так называемый кризис среднего возраста случается раньше, чем у мужчин.

Также индивидуально и течение переходных периодов. Интенсивность проявлений, длительность зависят от разных факторов: уровня образования, социальной среды, семейного положения, отношений с близкими и т. д.

Возрастные кризисы часто сопряжены с изменением эмоционального состояния . У людей начинаются депрессивные настроения, нервозность, приступы апатии. Дети проявляют капризность, непослушание, конфликтность.

Если детские кризисы изучены хорошо, то взрослые остаются до конца неизведанными.

Равно как и нет единого мнения на этот счет. Некоторые психологи считают, что развитие и жизнь человека должны проходить гармонично и без резки перемен .

По их мнению, кризис — это результат плохого воспитания и избалованности. Однако, большинство ученых не отрицает наличия переходных периодов.

Кризис не начинается внезапно. В своем развитии он проходит несколько ступеней:

  1. Предкритический этап . Между индивидом и внешней средой возникают некоторые противоречия. Он вдруг понимает, что живет не так и хочет изменить ситуацию.
  2. Критический этап . Противоречия нарастают, человек пытается реализовать свои представления об идеальной жизни. На этом этапе он сталкивается с невозможностью претворить желания в жизнь и случается внутренний конфликт.

    Конфликт завершается тем, что человек корректирует желания в соответствии с окружающей действительностью.

  3. Посткритический этап. Личность переосмысливает свои стремления, принимает новые формы жизни и новую действительность, реальную, а не существующую в мечтах. С этого момента продолжается его гармоничное существование.

Кто изучал?

Основоположником теории о возрастных кризисах является Л.С. Выготский.

Именно он и ввел данный термин. Также изучением этих вопросов занималась Л.И. Божович .

С ее точки зрения, кризисом называется переход от одного возрастного этапа к другому. Поэтому кризисы всегда случаются на стыке возрастов.

Психолог К.Н. Поливанова исследовала взрослые кризисы и дала им свое определение. По ее мнению, данные этапы жизни характеризуются разрушением старой жизненной ситуации и образованием новой.

Возрастные кризисы обусловлены как физиологическими факторами (гормональной перестройкой, физическим взрослением, старением организма), так и социальными (сменой места работы, жизненного статуса, общества, в котором оказывается индивид).

Переходные периоды и их характеристика

В психологии выделяют кризисы детского развития и взрослые. В детском возрасте переломные моменты приходятся на следующий возраст:

  • новорожденность;
  • 1 год;
  • 3 года;
  • 7 лет;
  • пубертатный период.

Новорожденность

Маленький человек, только родившись, уже попадает в кризисную ситуацию.

Из привычной среды он перемещается в абсолютно новую и чуждую ему.

Ребенку приходится приспосабливаться к новым условиям, приобретать умения и навыки.

1 год

У ребенка уже имеется масса новых возможностей и умений: ходить, самостоятельно употреблять пищу, говорить слова. Поэтому у него появляются и новые потребности, ребенок стремится быть самостоятельным.

Связан с непониманием со стороны взрослых, на которые малыш реагирует аффективно.

3 года

Это первый по-настоящему трудный период жизни маленького человека. У ребенка появляется свое «Я» , его поведение строится на принципе «Я сам».

Малыш отделяет себя от других, старается построить абсолютно новую модель отношений со взрослыми. Основные проявления кризиса трех лет: упрямство, капризы, строптивость, конфликтность, самостоятельность, протест.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся постоянными, ребенок превращается в деспота и манипулятора . Возникает ревность по отношению к младшим членам семьи.

Стремление быть самостоятельным — это положительное явление. Но у некоторых детей оно приобретает гипертрофированную форму . Это приводит к своеволию, полному отсутствию послушания.

Родителям следует проявить высшую степень терпения, чтобы справиться с малышом.

Нельзя проявлять насилие, но и не стоит допускать вседозволенность .

Стремление к самостоятельности должно быть реализовано. Например, путь малыш сам убирает игрушки, гуляет с собакой, поливает цветы, помогает маме по дому. Родители просто должны быть рядом, чтобы предотвратить опасность.

7 лет

В 7 лет ребенок идет в школу, то есть попадает в новую социальную среду . Ему необходимо наладить отношения с новыми людьми: одноклассниками, учителями.

В 7-8 лет происходит становление социального «Я» человека. Также постепенно расширяется сфера деятельности малыша. Он приобретает множество умений, навыков, знаний.

Задача родителей — помочь справиться с большим объемом информации.

Характерные черты семилетнего кризиса:

  1. Обобщение неудач . Если ребенок плохо справляется с учебой, то он переносит эти неудачи на другие сферы. У него формируется чувство неполноценности, униженного самолюбия.
  2. Возможность прослеживать связь между поступками и результатами . Ребенок уже может осмыслить, что последует за его действиями.
  3. Манерность . Малыш начинает скрывать что-то от родителей, кривляется, строит из себя взрослого.
  4. Скрывание чувств . Если до этого возраста все эмоции и переживания имели внешние выражения, то сейчас ребенок умеет скрывать, что ему плохо.

Другими словами, у ребенка появляется своя внутренняя жизнь, отдельная от родителей .

Внутренние переживания накладывают отпечаток на поведение.

Взрослые всегда должны быть рядом, нельзя игнорировать переживания ребенка, ведь для него каждая мелочь имеет огромное значение. Малыш должен чувствовать себя защищенным и любимым .

Пубертатный период

В происходят глобальные физические изменения в организме человека: интенсивный рост, гормональная перестройка.

Из-за этого внутренние органы начинают работать по-другому. Например, сердце может не успевать за ростом скелета и «давать сбой». Все это становится причиной нестабильности эмоционального фона.

Подростки начинают интересоваться своей внешностью, сравнивать себя с другими. Появляются кумиры и идеалы. На первый план выходит межличностное общение, друзья, компании.

Подросток хочет выглядеть взрослым , поэтому часто грубит, позволяет себе некоторые вольности поведения. Он не терпит к себе как к ребенку, психологического насилия со стороны родителей.

В этом возрасте дети часто уходят из дома, бунтуют, нарушают запреты, поступают против воли родителей. Особенно это проявляется в семьях, где родители не воспринимают личное мнение ребенка , считая его маленьким и несмышленым.

Должен строиться на принципах общения взрослых людей.

Важно выслушать, понять и поддержать положительные стремления.

Негативные и противоречащие закону должны быть остановлены. Доказано, если подросток занимается спортом или другой внеурочной деятельностью, которая ему интересна, он гораздо легче переживает кризис пубертата.

17 лет

Кризис 17 лет совпадает с переходом от школьной жизни ко взрослой. Привычной обстановки и расписания жизни уже нет, приходится приспосабливаться к новым более суровым и сложным условиям . Если юноша или девушка продолжают учебу в ВУЗе, то переход проходит легче.

В этот период у человека появляется множество страхов : не сдать экзамены, не поступить в ВУЗ, страх перед армией. На этом фоне могут возникнуть невротические проявления: обмороки, головная боль, тахикардия.

Главная черта этого периода профессиональное самоопределение. Новые условия, новые люди и новая деятельность требуют больших сил для адаптации.

Человек очень нуждается в поддержке близких, понимании. Родители должны стать надежным тылом и плечом, на которое можно опереться в трудной ситуации.

Взрослые кризисы отличаются от детских тем, что протекают на внутреннем плане. Внешне они почти никак не проявляются.

30 лет

У некоторых людей (в основном девушек) переломным является возраст 25 лет.

Психологи называют это «ранней зрелостью» . Человек уже поработал, многие завели семью, родили детей.

Однако, не все довольны своей жизнью и начинают искать новые пути . Если девушка до сих пор не замужем, она начинает страдать от этого, страстно хотеть завести семью, ребенка.

Молодой человек обычно задумывается о карьерном росте и смене профессии, если она не приносит ему желаемого дохода. В 30 лет рушится большинство семей, так как партнеры не смогли оправдать ожидания друг друга.

40 лет

Данный период принято называть «кризисом среднего возраста» . У большинства уже есть сложившаяся стабильная жизнь, семья, подросшие дети.

Вдруг неожиданно для других и для себя человек начинает скучать, задумываться о бессмысленности существования. Ему кажется, что годы уходят, а он ничего не успел. В 40 лет

Данный кризис связан со старением организма и боязнью старости .

На человека давит стереотип, что жизнь закончена, а впереди только безрадостное существование.

Ситуация ухудшается, если люди имеют проблемы со здоровьем или случилась потеря близких.

Многие сами усугубляют свою жизнь тем, что перестают двигаться, развиваться, интересоваться новым. На самом деле, человек уже отдал свой долг всем: вырастил детей, отработал положенное время.

Теперь можно заняться только своими желаниями: путешествовать, отдыхать. К тому же, старость — это не маразм, это мудрость и жизненный опыт, который может быть полезен молодым.

Основные проявления кризиса и пути выхода приведены в таблице:

Возраст

Проявления

Пути решения

Капризность, истерики, протест

Развитие навыков, перевод общения в игру

Упрямство, негативизм, бунтарство, стремление к самостоятельности

Поддерживание становления «Я», пресекание негативных проявлений, не реагирование на манипуляции

Обобщение неудач, манерность, скрытность, потеря непосредственности

Обеспечение возможностей для новых видов деятельности, эмоциональная поддержка, формирование уверенности в себе

Отдаление от родителей, грубость, стремление выглядеть как взрослый, подражание кумирам

Налаживание доверительных отношений, отсутствие давления, принуждения, помощь в любых ситуациях

Страхи, нервозность, неуверенность в будущем, максимализм

Помощь в выборе жизненного пути, обретении уверенности в своих силах, обеспечение надежного тыла

Переосмысление целей, стремление к карьерным переменам

Нахождение новых целей, стремление к новым достижениям

Депрессия, апатия, потеря смысла жизни, сожаление об упущенных возможностях, боязнь стать невостребованным

Принятие себя и ситуации, отказ от возврата в прошлое

Страх старости, ощущение бессмысленности существования, чувство ненужности

Получение удовольствия от жизни, помощь близким, занятие любимым делом

С кризисами возрастного развития человек сталкивается на протяжение всей жизни . Некоторые люди переживают их почти безболезненно, другие — с большими потерями и ошибками.

Однако, кризис необходим для того, чтобы личность смогла перейти на более высокий уровень развития и достичь большего.