Города эллады подчиняются македонии конспект. Из - за каких внутренних причин Греция ослабла и стала легкой добычей для македонян? Герои мифов о «Тесее и Минотавре», «Дедале и Икаре»

Пелопоннесская война между Афинами и Спартой (431-404 гг. до н.э.) закончилась поражением Афин. Эллада оказалась под властью Спарты. Недовольные политикой Спарты полисы свергли власть Спарты. Между полисами начались междоусобные войны, которые ослабили Грецию. Этим воспользовался македонский царь Филипп II.

События

IV в. до н.э. - македонский царь Филипп II сумел объединить всю страну под своей властью. Создает постоянную армию.

338 г. до н.э. - битва близ города Херонея. Решающее сражение, которое греки проиграли. В результате греческие полисы оказались в подчинении у Македонского царства.

Участники

Филипп II - царь Македонии (359-336 гг. до н.э.), отец Александра Македонского.

Афинский оратор, призывал к борьбе с Македонией.

Заключение

Подчинив себе Элладу, Филипп не стал провозглашать себя царем Греции. Он создал союз греческих городов и стал его военным предводителем. После смерти Филиппа II царем Македонии становится его сын Александр, который продолжил завоевательную политику отца и возглавил поход в Азию (см. урок ).

В IV в. до н. э. Греция подчинилась Македонии. Почему же Греция, отстоявшая свою независимость в борьбе с персами, спустя 150 лет оказалась под властью Македо-нии? О причинах возвышения Македонии и печальной судьбе Греции вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

Македония (рис. 1) меньше Греции. Во времена Перикла эта горная страна делилась на несколько самостоятельных областей и в делах Греции не играла никакой роли.

Рис. 1. Македония ()

В IV в. до н. э. умный и энергичный царь Филипп II объединил страну под своей властью. Филипп создал практически непобедимую армию, основой которой была тяжеловооруженная пехота. Воины выстраивались фалангой в 16 рядов (рис. 2). В бою первые шесть рядов держали двумя руками длинные копья. Фаланга напоминала ощетинившегося ежа. Фаланга была практически неуязвима в бою на равнине. Армия Филиппа имела метательные орудия, осадные башни-тараны. Это способствовало завоеванию Греции.

Рис. 2. Македонская фаланга ()

Но были еще внутренние причины, делавшие греческие города легкой добычей македонян. В каждом греческом городе были сторонники македонского царя. Они надеялись, что Филипп со своим войском сумеет защитить их от черни, которая в результате разорения от междоусобных войн поднялась на борьбу с богачами. Во многих областях Греции оливковые сады и виноградники были вырублены.

Туго приходилось и небогатым ремесленникам. Спокойно жить и работать они могли только в том случае, если на их изделия находились покупатели. Однако обнищавшие крестьяне все реже появлялись на рынках городов: им нечего было продавать и не на что было покупать. Купцы реже стали ездить в колонии и перестали закупать расписные сосуды и ткани, браслеты и серьги. Подобно крестьянам, тысячи ремесленников разорялись, продавали свои мастерские и вели полуголодное существование.

В греческих городах появились, с одной стороны, люди, нажившие богатство на торговле хлебом и оружием, на скупке и перепродаже земли, с другой - множество бедняков. Разорение одних греков и обогащение других привело к вражде между ними. Богачи открыто заявляли: «Поскорее бы явился Филипп II со своим войском, он сумеет защитить нас от бедняков». Другие, боясь демоса, не произносили вслух излишних речей, но также втайне надеялись на это.

Величайшим и сильнейшим противником Филиппа II был оратор Демосфен (рис. 3). Он родился в 384 г. до н. э. в семье зажиточного владельца оружейного завода. В 7 лет он остался без отца сиротой. Опекуны разорили имение Демосфена. Рос он слабым и болезненным. Оставшись без помощи, Демосфен полагался на себя. Чтобы спасти свое имущество от окончательного разорения, он должен был научиться искусно говорить и знать закон. Демосфен стал учиться у известнейших ораторов. Много трудностей ему пришлось преодолеть. «Он имел слабый голос и короткое дыхание, был косноязычен. Ударение слов у него было ошибочно, положение тела неловко; он подергивал одним плечом. Демосфен приложил немалое старание, чтобы превозмочь обидевшую его природу. Чтобы придать своему языку подвижность и быстроту, он брал в рот черепки и с ними пробовал говорить ясно и громко; чтобы усилить голос и дыхание, он скорыми шагами входил на крутизну, громко произнося места из поэтов... В своем доме он устроил подземную комнату, в которой никто не мешал его упражнениям. Чтобы ничто не соблазняло его оставить свое уединение, выбрил себе половину головы. Также он устроил себе зеркало в человеческий рост и перед ним делал свои упражнения; с потолка этой комнаты свисал острый меч, которым он должен был поранить себя, если бы начал дергать плечом». В первые годы своей общественной деятельности (в 30 лет) он указал на опаснейшего врага для свободы Греции, царя варваров, на которого афиняне не обращали внимания. Но когда Филипп в 352 г. до н. э. попытался вторгнуться через Фермопилы в Среднюю Грецию, Демосфен выступил перед народом с «филиппикой» - т. е. грозной речью, предупреждая о грозящей опасности. Оратору удалось убедить принять решительные меры, но к делу приступили вяло и непродуманно.

Рис. 3. Демосфен ()

Филипп занимал греческие города один за другим. Несколько полисов заключили союз с Афинами и выступили против Филиппа II. В 338 г до н. э. в битве при Херонее македонская армия разбила объединенное греческое войско. Греческие города поклялись в верности македонскому царю и признали его своим военным предводителем.

После завоевания Греции Филипп задумал завоевать богатства персидских царей, но в празднестве по случаю свадьбы царской дочери был убит кинжалом в спину одним из приближенных. Царем Македонии провозгласили Александра. Греки обрадовались этому известию, надеясь выступить против македонян и обрести независимость. Но Александр направил в восставшие Фивы войска, и греки признали власть Александра.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. Shpargalka.kz ().
  2. Wholehistory.ru ().
  3. Petersons.ru ().

Домашнее задание

  1. Назовите основные причины возвышения Македонии.
  2. Почему Греция подчинилась македонскому владычеству?
  3. В чем состоит историческое значение битвы при Херонее?

Знакомясь с главой, подумайте: 1. Что привлекает вас в личности Александра Македонского? Что 8ам не нравится в нём? 2. Какие последствия для развития культуры имел поход Александра на Восток (опорные слова: новые города, Музей, библиотеки)?

Недолог был расцвет греческих городов.

Ещё при жизни Перикла в самой Греции начались междоусобные войны. Сначала между Афинами и Спартой: они соперничали из- за главенства над Элладой. В этой войне победила Спарта. Но потом против Спарты выступили другие полисы Гре­ции. Казалось, войнам не будет конца... Настали страшные времена. Лилась кровь, греки убивали греков. Воины раз­рушали селения, вырубали оливковые рощи и виноградни­ки, вытаптывали пшеничные и ячменные поля. Разорялись земледельцы и ремесленники, а их имущество скупали бо­гачи. Военные столкновения полисов друг с другом и раз­доры между богачами и бедняками ослабляли Элладу.

Между тем усиливался северный сосед Эллады - Маке­донское царство.

1. Македонский царь Филипп стремится покорить соседей. В середине IV (4-го) века до н. э. во главе Македонии - маленькой горной страны на севере Бал­канского полуострова - встал умный и энергичный царь Филипп.

Македонские цари находились под влиянием греческой культуры. Они строили театры, приглашали эллинских поэтов и художников. По просьбе царя Филиппа учителем его маленького сына Александра стал крупнейший учё­ный Греции Аристотель. Знатные македоняне свободно говорили и писали по-гречески.

Филипп создал большую и боеспособную армию. Маке­донская конница состояла из знати, а пехота набиралась

из пастухов и земледельцев. Каждый пе­хотинец получал шлем, кожаный панцирь, круглый щит, короткий меч и длинное ко­пьё. Фаланга строилась в 16 рядов. В бою первые 6 рядов держали двумя руками ко­пья, направляя их в сторону врага: первый ряд - перед собой, а воины остальных ря­дов клали свои копья на плечи впереди сто­ящих. Если же часть вражеского войска за­ходила фаланге в тыл, то воины последних рядов поворачивались к противнику лицом. Тогда фаланга становилась неприступной со всех сторон. Недаром говорили, что она похожа на ощетинившегося железом зверя, к которому опасно приближаться.

Армия Филиппа имела метательные ору­дия, с помощью которых в противника бросали камни, брёвна и большие стрелы. Такие орудия устанавливались также в огромных многоэтажных башнях на колё­сах. Сотни воинов толкали башни - эти страшилища шумели и грохотали, прибли­жаясь к осаждённому городу и наводя ужас на его защитников.


противников, нередко добивался успеха подкупом. Царь с издёвкой говорил, что в самой неприступной крепости найдётся калитка, через которую проникнет осёл, нагруженный золотом.

2. Потеря Грецией независимости. Фи­липп начал подчинять себе города Греции один за другим. Эти города были осла­блены тем, что в них шла ожесточённая, порой кровавая борьба между богачами и бедняками. Живший в то время афинский писатель Исократ утверждал: «Врага бо­ятся меньше, чем собственных сограждан. Богатые скорее готовы бросить своё иму­щество в море, чем отдать его беднякам; а для бедных нет ничего желаннее, как ограбить богатых». Исократ видел спасе- Демосфен. Древ- ние родины в добровольном подчинении негреческая ста- Филиппу. Он призывал его объединить туя> всех эллинов и вместе с ними двинуться

походом против персидского царя.

Но были и такие греки, которые выше всего ставили независимость и свободу своего родного города.

В Афинах страстным и непримиримым противником Филиппа стал оратор Демосфен. Разъезжая по Греции и произнося гнев­ные речи против македонского царя, он сплотил ряд горо­дов для борьбы с ним.

Древний писатель Плутарх рассказывает о Демосфене

Демосфен был сыном владельца оружейной мастерской. Семи лет он осиротел, унаследовав от отца большое состояние, но опекуны расхити­ли все его деньги. С детских лет Демосфен мечтал стать оратором. Это было непросто: он рос болезненным ребёнком, имел слабый голос. За­бросив мальчишеские забавы, Демосфен целиком отдался упражнениям в красноречии. Он уединялся в дальней комнате на два-три месяца, выбрив себе половину головы, чтобы от стыда невозможно было выйти наружу. Голос укреплял тем, что, не переводя дыхания, произносил длинные фра­зы. Неясный выговор он одолевал, вкладывая в рот камешки и так читая на память отрывки из поэтических произведений. Демосфен выступил в суде против своих опекунов и добился их осуждения.

Знаменитая в истории Греции битва произошла близ го­рода Херонёя в 338 году до н. э. В боевом строю с оружием простого воина стоял Демосфен. Македоняне превосходи­ли греков численностью войск, тем не менее битва дли­лась долго. Под угрозой оказалось владычество Филиппа и даже его жизнь. Тогда царь притворным отступлением увлёк за собой афинские отряды. Не разгадав хитрости, они бросились преследовать противника, призывая друг друга гнать врагов обратно в Македонию. В этот момент восемнадцатилетний Александр во главе конницы нанёс по остальным эллинским отрядам сокру­шительный удар. Видя успехи сына, Фи­липп внезапно повернул назад и обратил греков в бегство. Убитых было множество. После победы вне себя от радости Филипп устроил пиршество прямо на поле битвы среди погибших воинов.

Однако царём Греции умный Филипп себя не объявил. Он добился того, что гре­ческие города поклялись ему в верности и признали своим военным предводителем. Немедленно началась подготовка похода македонян и греков на персов.

3. Приход к власти Александра. Всё было готово к выступлению, но осуществить за­думанный поход Филиппу не удалось.

В Македонии шли празднества по слу­чаю свадьбы царской дочери. Филипп, окружённый друзьями и телохранителя­ми, направился в театр. Внезапно один из царских приближённых, выхватив из-под одежд изогнутый клинок, пронзил им Фи­липпа и попытался скрыться. Но стража догнала его и заколола. Навсегда осталось загадкой, по каким причинам убийца под­нял руку на властителя Македонии. Но­вым царём войско провозгласило юного Александра. Александр Македонский ре- шил продолжить дело своего отца Филип- донскийЛДревне- па и возглавить поход в Азию. греческий бюст.

Проверьте себя. 1. Какие войны называются междоусобными? Почему они ослабляли Грецию? 2. Каковы различия во взглядах Исократа и Де­мосфена? К чему призывал каждый из них? 3. Что представляла собой армия Филиппа Македонского? 4. Какую роль в битве при Херонее сы­грал юный сын Филиппа? 5. При каких обстоятельствах Александр стал царём Македонии?

Поработайте с картой (см. с. 115). Найдите Македонию и определите её местоположение. Найдите город Херонею.

Опишите рисунок «Македонская фаланга» (см. с. 197). Как перед боем строилась македонская фаланга? Как она действовала в бою? Подумайте. 1. В чём сильные и слабые стороны построения македон­ской пехоты фалангой? В какой местности фаланга не могла успешно действовать? 2. В наши дни грозную обвинительную речь называют фи­липпикой: как возникло это слово?

Тема: Города Эллады подчиняются Македонии.

Эпиграф урока:

Когда мы едины, мы непобедимы.

Цели:

Объяснить причины упадка Греции, которые в свою очередь стали причиной подчинения её Македонией; сформировать представления об образовании Македонского царства и начале завоеваний Филиппа;

Формировать эмоционально-ценностное отношение к прошлому, формировать активную гражданскую позицию (на примере греков – патриотов);

Продолжать развивать: 1) умение работать с картой; 2) умение работать с таблицей, выделять главное; 3) проводить сравнительный анализ.

Тип урока: комбинированный.

Инструментарий:

  1. Карта «Поход Александра Македонского на Восток».
  2. Презентация.
  3. Раздаточный материал: таблица, «исторические пазлы»

Литература:

  1. Годер, Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. Выпуск 2. - М., 2007.
  2. Вигасин, А.А., Годер, Г.И., Свенцицкая, И.С. История Древнего мира: учебник для 5 кл. – М., 2007

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Опрос по теме: «Афинская демократия при Перикле».
  1. Фронтально, устно, решение кроссворда (см. презентацию).
  2. Проверка выполнения одного из заданий в тетради с печатной основой.

Задание № 41. Что вы знаете о Народном собрании в Древних Афинах? Один учащийся читает, остальные - проверяют, исправляют.

Почему период правления Перикла считают расцветом Афинской демократии? (перечисляют факты).

  1. Подготовка к изучению нового материала.

Время пребывания Перикла в должности главного стратега, историки считают золотым веком Афинской демократии, но уже при его жизни в Греции начали происходить события, которые привели к потере Грецией независимости. Об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

Тема нашего урока: Города Эллады подчиняются Македонии.

Цель: выяснить причины поражения Греции в борьбе с Македонией за свою независимость.

План изучения нового материала:

1. Упадок Греции.

2. Усиление Македонии при царе Филиппе II.

Задание на урок:

Докажите, что Македония к н. IV века была более сильным государством, чем Греция.

  1. Упадок Греции в IV веке до н. э.

Учитель: Уже при жизни Перикла в Греции начались междоусобные войны . И Афины, и Спарта стремились к господству над Грецией. Серия войн за господство в Греции между Афинами и Спартой получили название - пелопонесские войны (431-404). Эти войны закончились поражением Афин. Самостоятельная учебная деятельность

Давайте выясним последствия этих войн для всей Греции: Прочитайте учебник на с. 186 и выделите последствия междоусобных войн. Сравниваем с эталоном ответа в презентации:

1) упадок хозяйства (гибель оливковых рощ и виноградников); 2) разорение крестьян и ремесленников; 3) обострение борьбы между богатым и бедными. Вывод: Греция была истощена междоусобными войнами.

2. Усиление Македонии при царе Филиппе. Вместе с тем, в это же время усиливается северный её сосед – Македония.

Работа с картой, контурной картой. Найдите Македонию на карте (у доски один из учащихся), отметьте в своих контурных картах с. 36. Опишите словами – где находится Македония (на севере Балканского полуострова).

В середине 4 века до н. э. царь Филипп сумел объединить под своей властью все македонские земли. Македонские цари находились под влиянием

греческой культуры. Они строили театры, приглашали эллинских поэтов и художников. По просьбе царя Филиппа учителем его юного сына Александра стал крупнейший ученый Греции Аристотель. Знатные македоняне свободно говорили и писали по-гречески.

Работа со схемой. Расскажите о нововведениях Филиппа по схеме (см. презентацию).

Филипп создал большую и боеспособную армию. Об этом нам сейчас подробно расскажет (опережающее задание, сообщение) Троян Сергей. Македонская конница состояла из знати, а пехота набиралась из пастухов и земледельцев. Каждый пехотинец получал шлем, кожаный панцирь, круглый щит, короткий меч и длинное копье. Фаланга строилась в 16 рядов. В бою первые шесть рядов держали двумя руками копья, направляя их в сторону врага: первый ряд - перед собой, а воины остальных рядов клали свои копья на плечи впереди стоящих. Если же часть вражеского войска заходила фаланге в тыл, то воины последних рядов поворачивались к противнику лицом. Тогда фаланга становилась неприступной со всех сторон. Недаром говорили, что она похожа на ощетинившегося железом зверя, к которому опасно приближаться.

Армия Филиппа имела метательные орудия, с помощью которых в противника бросали камни, бревна и большие стрелы. Такие орудия устанавливались также в огромных многоэтажных башнях на колесах. Сотни воинов толкали башни - они шумели и грохотали, приближаясь к осажденному городу и наводя ужас на его защитников.

Царь с издевкой говорил, что в самой неприступной крепости найдется калитка, через которую проникнет осел, груженный золотом (Как вы понимаете эти слова?). Стремясь покорить соседние страны, Филипп рассчитывал не только на военную силу. Он умело ссорил между собой своих противников, нередко добивался успеха подкупом.

Причина поражения греков и их подчинение Филиппу кроется только в силе и многочисленности его войска?

3. Потеря Грецией независимости.

Внутренние греческие противоречия и раздоры были выгодны…? для Филиппа, он решил захватить Грецию и начал подчинять один город за другим. Среди греков было много сторонников и противников Филиппа.

Работа по группам. Задание: заполните недостающие колонки в таблице «Отношение греческого общества к угрозе македонского завоевания».

Сообщение о Демосфене (резервное задание). Какие поучительные выводы можно сделать из жизни Демосфена? (Нужно стремиться к своей цели…). Речи Демосфена называли филиппиками – осуждение, обвинение. Демосфену удалось сплотить часть городов-государств для борьбы с Филиппом. В 338 г. при г. Херонея произошла решающая битва с войском Филиппа.

Отметьте на контурной карте год и место сражения. Дидактическая игра «Собери пазлы».

Умный Филипп не объявил себя царём (почему?), он добился, что побеждённые греки поклялись ему в верности, признали его своим военным предводителем. Немедленно началась подготовка похода на персов.

4. Гибель Филиппа. Приход к власти Александра. Филиппу не удалось осуществить свои замыслы, он погиб, а его сын, Александр был провозглашён новым царём.

Фрагмент фильма «Александр».

Выскажите свои первые впечатления о личности Александра. Готов ли он был продолжить дело своего отца?

Александр Македонский решил продолжить дело своего отца и возглавить поход в Азию.

Вернёмся к заданию урока…

Закрепление: тестовые задания в презентации.

Д/з:

1)П. 41;

2) выяснить смысл выражений: «Гордиев узел», «слава Герострата».

3) подготовить сообщение об Александре Македонском.

Рефлексия.

МЕЖДОУСОБНЫЕ ВОЙНЫ

ФАЛАНГА

МОНАРХИЯ

РЕСПУБЛИКА

ПАТРИОТИЗМ

ФИЛИППИКИ

3. Народ в Греции. 4. Главная площадь Афин.

4. Главная площадь Афин. 5. Постройка для декораций в греческом театре.

5. Постройка для декораций в греческом театре. 6. Человек, умеющий убеждать.

6. Человек, умеющий убеждать. 7. Греки называют свою страну...

9. Богиня войны в Греции. 10. Имя жены Перикла.

9. Богиня войны в Греции. 10. Жена Перикла.

Тема урока: Города Эллады подчиняются Македонии.

Цель урока: Выяснить причины поражения Греции в борьбе с Македонией за свою независимость

План урока: 1. Упадок Греции в IV веке до н. э. 2. Усиление Македонии при царе Филиппе II. 3. Потеря Грецией независимости. 4. Приход к власти Александра.

Задание на урок: Докажите, что Македония к началу IV века была более сильным государством, чем Греция

1. Упадок Греции в IV веке до н.э. Междоусобные войны.

Последствия междоусобных войн в Греции: 1) упадок хозяйства (гибель оливковых рощ и виноградников); 2) разорение крестьян и ремесленников; 3) обострение борьбы между богатыми и бедными. Вывод: Греция была истощена междоусобными войнами.

Где находилось Македонское царство? Как называлась его столица?

2. Усиление Македонии при царе Филиппе. Создал золотой запас страны Расширил торговлю с другими государствами Создал мощную армию Приказал построить большие военные корабли

Македонская фаланга и конница

3. Потеря Грецией независимости. Отношение греческого общества к угрозе македонского завоевания. Линии сравнения Промакедонская позиция Анти македон ская позиция Оратор Исократ Демосфен Отношение к Филипу и угрозе потерять независимость «Врага боятся меньше, чем собственных сограждан». Видел спасение родины в добровольном подчинении Филиппу, объединении греков и македонцев против персов. «Если даже все эллины согласятся быть рабами, мы должны бороться за свободу». Отстаивал независимость и свободу Греции, сплотил ряд греческих городов для борьбы с Филиппом.

Битва при Херонее Отметьте на контурной карте год и место сражения. 338 г. Херонея

3. Подчинение греческих полисов Филиппу II. Дата Место сраже ния Участники Результат Последст - вия 338 г. до н. э. Близ г. Херонея Македония Греция Поражение греков Потеря Грецией независи - мости.

4. Гибель Филиппа. Приход к власти Александра. Умный Филипп не объявил себя царём, он добился, что побеждённые греки поклялись ему в верности, признали его своим военным предводителем. Немедленно началась подготовка похода на персов. После загадочной гибели Филиппа новым царём был провозглашён Александр. Александр Македонский решил продолжить дело своего отца и возглавить поход в Азию.

Македония расположена: н а о. Крит на севере Балканского полуострова н а севере полуострова Малая Азия Исократ Аристотель Демосфен Спасение Эллады в добровольном подчинении Филиппу видел:

Битва при Херонее п роизошла в: 443 г. до н. э. 338 г. до н. э. 480 г. до н. э. колесницах п рименении оружия из железа п остроении войск фалангой В 4 в. сила македонской армии заключалась в:

Каковы последствия битвы при Херонее? п отеря Грецией независимости распад Македонского царства в сё осталось без изменений Молодцы, спасибо за урок!

Афинский оратор Демосфен.


Технологическая карта урока

Тема: Города Эллады подчиняются Македонии

Эпиграф урока: Когда мы едины, мы непобедимы.

Цели урока

Способствовать ознакомлению с особенностями соц.-эконом. и политического устройства Македонии; содействовать развитию умения определять причины ослабления греческих полисов в V - IV в. до н.э.; создать условия для формирования представлений о противоборстве Греции и Македонии, деятельности Демосфена по сплочению греческих полисов, определения последствий греческого войска в битве при Херонее

Тип и вид урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний/урок-исследование

Планируемые результаты (предметные)

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории человечества в целом

Личностные результаты

Применение правил делового сотрудничества; проявление понимания и уважения к ценностям культур других народов

Метапредметные результаты

Умение определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи; готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе.

Основное содержание темы, понятия и термины

Местоположение Македонии, характеристика ее социально-экономического и политического устройства. Пелопонесская война. Упадок греческих полисов. Возвышение Македонии при правлении Филиппа II , реформа армии. Наступление Македонии на север Греции. Деятельность Демосфена, объединение крупнейших полисов против македонской угрозы. Битва при Херонее (338 г. до н.э.) Смерть Филиппа II , переход власти к Александру Македонскому. Македоняне, македонская фаланга, филиппика

Образовательные ресурсы

Учебник. Карта «Древняя Греция». Рабочая тетрадь №2. Учебная картина «Македонское войско»

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Орг.момент

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

2.Повторение изученного материала

Организует работу с вопросами

1.Как по- другому называли Древнюю Грецию?

2.Назовите знаменитого древнегреческого поэта и его произведения.

3.Как назывались древнегреческие военные корабли?

4.Назовите известных древнегреческих богов и героев мифов.

5. Какая форма правления получила свое начало в Греции?

6. Как назывались древнегреческие города- государства?

7. Что проводили греки каждые четыре года в честь своих богов?

8. Что означает фразеологизм «Говорить лаконично»?

9. Как называли людей в Древней Греции, умеющих красиво говорить?

10. Кто мог участвовать в работе Народного собрания при Перикле?

11. Как часто собиралось Народное собрание?

12. Какие вопросы решало Народное собрание?

13. Что свидетельствует о развитии демократии в нашем государстве сегодня?

14. А кто сегодня в нашем государстве может участвовать в выборах?

15. Могут ли женщины участвовать в выборах?

16. Могут ли они быть избраны в органы государственной власти?

Перечислить главные заслуги Перикла?

Учитель подводит учащихся к выводу предыдущего урока

Отвечают на поставленные вопросы

1)Эллада

2)Гомер, «Илиада» и «Одиссея»

3)триеры

4)Посейдон, Зевс, Афина, Гефест, Деметра, Ахиллес, Геракл…

5) демократия

6) полисы

7) олимпийские игры

8) коротко и ясно

9) ораторы

10) граждане, мужчины с 20 лет

11) 3-4 раза в месяц

12) выбирало первого стратега, принимало законы, ведало казной, объявляло войну, заключало мир

13)участие народа в выборах, органах управления, свобода слова

14)все граждане с 18 лет

15) да

16) да

Вывод: демократия при Перикле в Афинах достигла своего расцвета.

Коммуникативные : строят понятные для соучеников высказывания, слушают и понимаю речь других

3.Постановка учебной задачи

Мы с вами на прошлых уроках говорили о том, что Греция достигла своего расцвета. Город Афины привлекал многих людей, которые не только здесь жили, но и приезжали по делам. Но этот расцвет был недолгим. Ещё при жизни Перикла начались междоусобные войны. Главным соперником Афин была Спарта.

Задание: Прочитайте вступление к §41 на стр. 196 учебника.

    О какой войне идет речь?

    Сколько она длилась?

    К каким последствиям привела?

А в это время на севере Греции происходит возвышение государства Македония. Она превратилась в сильное государство, и подчинило себе все города Греции.

Мы пока ничего не знаем о Македонии, но можно предположить, что:

либо это могущественное и огромное государство;

либо обладает передовой боеспособной армией.

Вопрос: Ребята, что бы вы хотели узнать на нашем уроке?

Формулирует проблему: Почему греки, разгромившие в V в до н.э. мощное персидское войско, не смогли противостоять македонскому царю?

З/Т Пелопоннеская война - серия войн за господство в Греции между Афинами и Спартой в 431-404 гг. до н.э.

Предполагаемые ответы учащихся:

1.Упадок хозяйства

2.Разорение крестьян и ремесленников

3.Обострение борьбы между богатыми и бедными.

Регулятивные : Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем, планируют учебные действия

Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи

4.Усвоение новых знаний и способов действий

План

1.Македонский царь Филипп стремится покорить соседей.

2.Потеря Грецией независимости.

3.Приход к власти А. Македонского.

Организует работу с картой.

Какие крупные города-государства были в Греции? Где они находились?

- В какой части Балканского полуострова находится Македо­ния? Как называется столица?

1 . Рассказ учителя.

З/Т Реформы Филиппа II (359- 336 г. до н.э. )

1)создал большую, боеспособную армию

2) укрепил царскую власть

3) чеканка золотой монеты

4)расширил торговлю с другими странами

Учитель предлагает познакомиться с п. 1 параграфа 41 и ответить на вопрос:

- Чем македонская армия отличалась от греческой?

- Сделайте вывод о македонском войске.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

2. Внутренние греческие противоречия и раздоры были выгодны…? (для Филиппа), он решил захватить Грецию и начал подчинять один город за другим. Среди греков было много сторонников и противников Филиппа.

Задание: заполните таблицу с.198 «Отношение греческого общества к угрозе македонского завоевания».

Речи Демосфена называли филиппиками – осуждение, обвинение. Демосфену удалось сплотить часть городов-государств для борьбы с Филиппом. В 338 г. при г. Херонея произошла решающая битва с войском Филиппа.

Самостоятельная работа с текстом учебника п.2 параграфа 41 и картой: Задания :

Каковы были последствия битвы при Херонеи

Какую роль в битве при Херонеи сыграл юный сын Филиппа?

Выписать в тетрадь причины покорения Греции Ма­кедонией.

3 . Подчинив Грецию, Филипп не остановился на этом, он решил подготовить поход в Азию. Но осуществить ему самому этот за­мысел было не суждено.

Почему Филипп не смог реализовать свои планы?

Кто продолжил дело Филиппа?

Находят на карте и показывают Афины и Спарту. Составляют тезисный план ответа. Представляют результат своей работы.

- На севере Балканского полуострова; Пелла

1. З/Т Реформы Филиппа II

Изучают текст и выполняют задания: составляют схему. заполняют таблицу, делают вывод.

Сравнительная таблица

Греческое войско

Македонское войско

Фаланга 6-9 рядов -

Фаланга 16 рядов +

Фаланга собирается лишь на время войны -

Фаланга тренируется постоянно +

В бою участвует один ряд фаланги -

В бою одновременно участвуют 6 рядов +

Легковооруженная конница, не играет важной роли -

Тяжеловооруженная конница, широко применяется в бою +

-

Применяет осадные башни +

Вывод: Македонское войско сильнее, боеспособнее!

2. Работа с текстом и заполнение таблицы с.198:

Линии сравнения

Промакедонская позиция

Антимакедонская позиция

Оратор

Исократ

Демосфен

Отношение к Филиппу и угрозе потерять независимость.

Видел спасение родины в добровольном подчинении Филиппу, объединении греков и македонцев против персов.

Отстаивал независимость и свободу Греции, сплотил ряд греческих городов для борьбы с Филиппом.

З/Т 338 г. до н.э. – битва при Херонеи, потеря Грецией независимости

Самостоятельная работа с текстом

З/Т Последствия битвы при Херонеи:

1)афинской демократии пришел конец;

2)имущество у богатых граждан не отбиралось;

3)союз о «вечном мире и союзе» между греческими государствами и Македонией;

4)македонский царь провозглашен верховным главнокомандующим объединенными военными силами.

5)Греция потеряла надолго свою независимость

З/Т Причины покорения Греции Ма­кедонией.

а)Греки воевали между собой, это ослабило страну.

б)Филипп создал сильную, мощную армию.

в)Умение Филиппа поссорить противников.

3 .Знакомятся с обстоятельствами, при которых Александр стал царем.

Познавательные: используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепь рассуждений

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания, слушают и понимают речь других

Регулятивные : в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи;

5. Закрепление знаний и способов действий

Предлагает выполнить тестовые задания

Выполняют задание. Участвуют в обсуждении

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепь рассуждений

Коммуникативные: формулируют собственное мнение, слушают и понимают речь других

6.Информация о домашнем задании

Параграф 41 о/в. Подготовить сообщение о личности Александра Македонского

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу

7. Подведение итогов урока. Рефлексия

Организует проверку понимания поставленного в начале урока проблемного вопроса

Почему греки, разгромившие в 5 в до н.э. мощное персидское войско, не смогли противостоять македонскому царю?

Ученики заполняют схему

В голове: Причины возвышения Македонии?

Скелет: верхняя линия (причины возвышения Македонии) - Филипп II, объединённая страна, реформы, сильная армия и флот

нижняя линия (причины упадка Греции) – пелопонесская война, упадок хозяйства, разорение крестьян и ремесленников, слабые государства

В хвосте делают вывод:

Покорение Греции, потеря ею независимости.

Коммуникативные : участвуют в обсуждении; строят понятные для партнера высказывания, слушают и понимают речь других

Регулятивные :

в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи;

Возвышение Македонии. Конец греческой свободы

МАКЕДОНИЯ: СТРАНА И НАРОД

Древняя Македония, расположенная на севере Балканского полуострова, в своей южной части граничила с греческой областью Фессалия, от которой ее отделял горный массив. Македония преимущественно горная страна, богатая строевым лесом; впрочем, есть в ней и плодородные равнины, в основном в прибрежной полосе. Населяющие страну македоняне родственны грекам (многие античные авторы даже считали их одной из ветвей греческого этноса). Основными занятиями жителей Македонии являлись земледелие и скотоводство. Ремесла и торговля были развиты слабо. В подавляющем большинстве жители страны были свободными крестьянами, самостоятельно обрабатывавшими свои наделы. Они были объединены в сельские общины. Классическое рабство не получило в этом регионе широкого распространения.

Македония довольно долго находилась на стадии родо-племенных отношений. Процесс формирования государства в ней завершился лишь к V в. до н. э. Македонская государственность имела форму достаточно «примитивной» монархии, при которой власть царя была ограничена влиятельными аристократами. Представители высшей македонской знати именовались гетаирами (букв.– товарищами). Они входили в состав совета – органа, оказывавшего значительное влияние на принятие царем того или иного решения, занимали ключевые посты в войске, являлись наместниками окраинных областей, зачастую передавая свою власть по наследству. Фактически такие аристократы становились «полунезависимыми» правителями, лишь номинально подчинявшимися центральной власти.

Немаловажную роль в управлении страной по традиции играло также собрание войска, набиравшегося из свободных крестьян. Воля этого собрания, являвшегося пережитком «военной демократии», подчас становилась решающей при определении имени нового царя. Царский престол Македонии с VI в. до н. э. находился в руках династии Аргеадов (она считалась греческой по происхождению). Древнейшей столицей государства был город Эги, а в IV в. до н. э. этот статус перешел к городу Пелла.

Уже с начала классической эпохи Македония нередко вступала в контакты с греческими полисами, однако вплоть до середины IV в. до н. э. не играла сколько-нибудь значительной роли в политической жизни Греции. В период греко-персидских войн (с 492 до 479 г. до н. э., при царе Александре I) она была в вассальной зависимости от Персии. Затем в течение некоторого времени Македония, находясь под влиянием Афин, фактически входила в Первый афинский морской союз, но в годы Пелопоннесской войны пыталась лавировать между Афинами и Спартой. Основы экономического и военного усиления Македонии и повышения ее политической роли в греческом мире были заложены царем Архелаем I (правил в конце V – начале IVв. до н. э.), значительно укрепившим македонскую государственность и создавшим приближавшееся к греческим стандартам войско. Архелай прославился и как поклонник греческой культуры, многие выдающиеся представители которой (в том числе драматург Еврипид) работали, в частности, и при его дворе.

С этого времени грекам приходилось уже считаться с Македонией как с державой, но серьезными претендентами на гегемонию в Элладе македонские цари пока не являлись. Напротив, они сами еще порой подчинялись чужой власти. Так, в период возвышения Фив (70-60-е годы IV в. до н. э.) Македония находилась под их контролем.

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с большими иллюстрациями] автора

Из книги Война с Ганнибалом автора Ливий Тит

Конец недолгой свободы. Когда день этот настал, кто-то из задних рядов неожиданно для всех выкрикнул имя Гиппократа, кто-то еще – Эпикида, и скоро чуть ли не вся площадь дружно повторяла их имена. Остальные правители сперва пытались делать вид, будто не слышат этих криков,

Из книги Капитолийская волчица. Рим до цезарей автора Гаспаров Михаил Леонович

КОНЕЦ МАКЕДОНИИ Македония была разбита, но не добита. Филипп Пятый копил силы для ответного удара. Но среди военных приготовлений он умер. Вести войну пришлось его сыну Персею. Как и отец, он ненавидел Рим и был неплохим полководцем. Но он был скуп и малодушен. Он мог

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

10. Возвышение Схарии-Дмитрия-Мардохея на Руси и возвышение ветхозаветного Иосифа в Египте. Магия и колдовство еретиков По Библии, Иосиф Прекрасный успешно начинает свою карьеру в Египте. Сначала его купил «Египтянин Потифар, царедворец фараонов, начальник

Из книги Закат и падение Римской Империи автора Гиббон Эдвард

ГЛАВА XIX Констанций один остается императором, - Возвышение и смерть Галла. - Опасное положение и возвышение Юлиана. - Войны с сарматами и персами. - Победа Юлиана в Галлии

Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

ВОЗВЫШЕНИЕ МАКЕДОНИИ Пока полисы Эллады в течение IV в. до н. э. ссорились друг с другом, пытались справиться с внутренними смутами и строили планы завоевания новых земель на Востоке, на севере Греции крепла новая сила.Древняя Македония расположена в северной части

автора Андреев Юрий Викторович

Глава XVIII. Возвышение Македонии и установление ее гегемонии в Греции 1. Фракийские племена в V–IV вв. до н. э В политических судьбах Балканской Греции в V–IV вв. до н. э. значительную роль играли две обширные области Балканского полуострова - Фракия и Македония, населенные

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

3. Возвышение Македонии при Филиппе II (359–336 гг. до н. э.) Филипп II завершил политику своих предшественников по укреплению Македонии и централизации ее государственного управления. Вот почему именно Филиппу II античная традиция приписывает проведение целой серии

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ВОЗВЫШЕНИЕ ФИВ. КОНЕЦ СПАРТАНСКОЙ ГЕГЕМОНИИ Установившаяся после заключения мирного договора 387 г. до н. э. гегемония Спарты оказалась, однако, недолговечной. Политическая ситуация в Греции очень скоро изменилась. На этот раз вызов Спарте бросили Фивы, недовольные

автора Эббот Джекоб

Глава 4 ВОЙНЫ В МАКЕДОНИИ 295 г. до н. э. Пирр воцаряется вновь. – Торжества. – Веселье. – Дар Гелона. – Гелон и Миртил замышляют заговор. – Виночерпий делает вид, что присоединяется к заговору. – Разговор подслушан. – Раздоры между наследниками Кассандра. – Пирр

Из книги Пирр. Царь Эпира автора Эббот Джекоб

Глава 10 ЗАВОЕВАНИЕ МАКЕДОНИИ 273 г. до н. э. Роковые изъяны характера Пирра. – Непостоянство Пирра. – Их последствия. – Примеры отсутствия в нем настойчивости. – Причины вторжения в Македонию. – Успехи Пирра в начале похода. – Страна готова ему подчиниться. – Сражение

Из книги Тайные культы древних. Религии мистерий автора Энгус С.

I. БАНКРОТСТВО ГРЕЧЕСКОЙ РЕЛИГИИ И РАЗРУШИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ Греческая религия стала выражением духа высокоодаренного, наделенного огромным воображением народа: она отражала его социальное и интеллектуальное развитие. Основными чертами древней

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Возвышение Македонии Как по своему историческому значению, последствиям и продолжительности (она длилась с небольшим перерывом 27 лет), так и по размаху военных действий и ожесточению противоборствующих сторон Пелопоннесская война существенно отличалась от других,

Из книги Древний Восток автора

Второе возвышение Среднеассирийской державы (конец XII - середина XI в, до н. э.) При Тиглатпаласаре I (Тукульти-апал-эшарра) (1114–1076 гг. до н. э.) Ассирия неожиданно переживает небывалый взлет. По-видимому, это был гениальный полководец и стратег, целиком сосредоточившийся на

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Возвышение Македонии Древняя Македония, располагавшаяся в северной части Балканского полуострова, долгое время была весьма отсталой областью эллинского мира. К началу Пелопоннесской войны Македонии удалось освободиться от персидской зависимости, а в ходе войны

Из книги Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс автора Селунская Надежда Андреевна

§ 37. Возвышение Македонии Ослабление ЭлладыКак мы знаем, Пелопоннесская война, разгоревшаяся между Афинами и Спартой, закончилась поражением Афин. Длинные стены были срыты, флот уничтожен, а Афинский морской союз прекратил свое существование. Эллада оказалась во власти