Понятие о характере. Определение понятия "характер". Влияния эти являются

План

Введение

1 Сущность характера

3 Черты характера

Заключение

Литература


ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек отличается от любого другого своим индивидуальным психологическим своеобразием. В этом смысле в обычной речи и говорят о чертах, характерных для данного человека.Характер - в этом понятии исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем его для определения человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми. Слово "характер" употребляется нами постоянно и повсеместно, оно нужно и выполняют свою роль.В психологии понятие ХАРАКТЕР означает совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношениями личности к этим обстоятельствам.Характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием, так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни.Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.

1 СУЩНОСТЬ ХАРАКТЕРА

Слово «характер» означает «печать», «оттиск», а в смысловом значении - отчетливо выраженную определенность, типичность поведения каждого человека. Характер поведения - система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности.

Понятие «характер» охватывает как социально значимые, так и социально нейтральные стороны поведения человека. Механизмом формирования социально существенных поведенческих особенностей индивида является обобщение тех способов поведения, которые дают наилучший приспособительный эффект в данной социальной среде. Динамические же особенности реализации поведенческой стратегии связаны с природными конституционально-функциональными особенностями индивида.

Характер – социально сформированная поведенческая схема личности, система его поведенческих стереотипов, поведенческий синдром. Единство характера не исключает того, что в различных жизненных обстоятельствах у одного и того же индивида реализуются различные, а иногда даже противоположные его качества.

Характер нельзя рассматривать лишь как систему закрепленных в опыте индивида исполнительских приемов поведения. В характере интегрируются все его психические особенности. Это зависит не только от среды, но и от его эмоциональной и интеллектуальной организации. Затормаживаются и угасают те поведенческие направления, которые попадают в сферу индивидуального самоосуждения. «Утверждаются» приемы, содействующие самореализации индивида, его «Я - концепции».

Важнейшим качеством характера является способность индивида адекватно оценивать поведенческие ситуации, принимать и реализовать оптимальные решения.

Формируясь в социальных условиях, испытывая влияние требований социальной среды, характер в своих динамичных проявлениях связан с генетическими особенностями индивида, типом его высшей нервной деятельности. Однако из генетического арсенала индивид черпает лишь то, что необходимо для разрешения устойчивой системы жизненных задач.

В становлении характера, различных его сторон существенную роль играют критические требования среды, решающие обстоятельства возникающие на жизненном пути человека, особенно в детские и юношеские годы. Однако, поскольку характер связан с мировоззрением личности, интенсивное целенаправленное его формирование осуществляется и в зрелом возрасте.

Анализируя характер человека, необходимо различать его эндогенные (внутренне обусловленные) и экзогенные (внешне обусловленные) особенности. Воспитание человека, формирование его характера – это отвержение одних форм поведения для закрепления других, наиболее приемлемых в данном социуме. В характере закрепляются социально типическое и индивидуальное своеобразие человека, особенности его социализации, воспитания. Одни черты выступают как ведущие, определяющие характерологический облик личности. Другие могут быть второстепенными.

Существенным качеством характера является сбалансированность его черт – цельность, устойчивость, уравновешенность. Гармоническому характеру свойственны реалистический уровень притязаний, уверенность индивида в своих силах, последовательность и настойчивость в достижении основных жизненных целей.

Многие черты характера формируются у человека очень рано. Сенситивным (наиболее чувствительным) периодом формирования базовых качеств характера является возраст от 2 до 10 лет. Этот период жизни человека связан с интенсивным процессом его социализации на основе подражания социально одобряемым эталонам поведения. Положительный пример является здесь важнейшим средством формирования характера

В формировании характера проявляются закономерности функционирования навыков и привычек: механизм переноса навыков, их упрочнения в результате систематического функционирования, противодействия упрочившихся навыков формирования новых (интерференция). В поведенческом опыте индивида могут накапливаться как адаптивные, так и дезадаптивные формы поведения.

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека. Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуру характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека. В-третьих, с состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия - интроверсия, спокойствие – тревожность, сдержанность – импульсивность, переключаемость – ригидность и др. Своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу.

Лекция по психологии: "Понятие о характере"

«Характер» – слово древнегреческого происхождения. В переводе на русский означает «чеканка», «печать», позже значение его несколько изменилось и стало означать «черта», «примета», «признак», «особенность». Мы употребляем слово «характер», когда хотим оценить поведение человека или сказать о постоянных, привычных для него формах поведения. (Не о случайных: трусливый человек может однажды совершить решительный поступок; вежливый человек может сорваться и сказать грубое слово, но решительным и грубым мы назовем только того, для кого соответствующая форма поведения обычная и постоянная, а не случайная и неожиданная. Кроме того, мы употребляем слово «характер», когда идет речь о таких формах поведения, которые выражают личность человека, его отношение к миру. Свойства личности, выражающие отношение человека к действительности, всегда образуют некоторое своеобразное сочетание, представляющее не сумму отдельных способностей данного человека, а единое целое, которое называют характером человека.

Итак, характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении, поступках . Таким образом, о характере человека следует судить в первую очередь на основании его поступков, в которых наиболее полно отражается его сущность. С другой стороны, зная характер человека, можно в какой-то мере предвидеть, как человек будет поступать в тех или иных ситуациях.

Природное и приобретенное в характере

Характер не наследуется и не является чем-то прирожденным, а также постоянным и неизменным свойством личности. Характер формируется и развивается: под влиянием окружающей среды; жизненного опыта человека; его воспитания.

Влияния эти являются:

общественно-историческими – каждый человек живет в условиях определенного общественно-исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием. Каждая общественно-историческая эпоха формирует черты характера, типичные для этой эпохи; индивидуально – своеобразными – условия жизни и деятельности каждого отдельного человека, его жизненный путь своеобразен и неповторим. У каждого человека в ходе жизни и деятельности формируются и развиваются также индивидуальные черты характера.

Поэтому характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического.

Хотя характер не врожден, тем не менее, на его формирование оказывают большое влияние особенности природной организации человека: тип высшей нервной деятельности (сильный или слабый) и особенности нервных процессов: уравновешенность, сила, подвижность, что окрашивает в определенный тон реакции человека, его поведение и деятельность. Два человека могут иметь одинаковые убеждения, но один горячий, порывистый, а другой – спокойный, рассудительный. Кроме типа высшей нервной деятельности, на характер влияют и другие особенности организма человека. Точно установлено, что любые расстройства сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной систем резко сказываются на характере человека.

Свойства характера

Полнота характера – разновидность стремлений и увлечений человека, разнообразие деятельности. Такие люди отличаются внутренним богатством и активностью. Цельность характера – единство психического склада человека, отсутствие противоречий в стремлениях и интересах, единство слова и дела. Определенность характера – выражается в устойчивости поведения, которое соответствует сложившимся убеждениям, основной направленности. О таком человеке можно заранее сказать, как он поступит в той или иной ситуации. Сила характера – это энергия, с которой человек преследует поставленные перед собой цели; способность преодолевать трудности и препятствия. Твердость характера – она проявляется в последовательности действий и упорстве человека, в сознательном отстаивании взглядов и принятых решений. Уравновешенность характера – соотношение сдержанности и активности, ровность поведения.

Черты характера

Под чертами характера понимают индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности. Черты характера принято делить на две основные группы. Первую группу составляют те черты характера, в которых выражена направленность личности, т.е. система отношений к действительности:

а) черты, проявляющиеся в деятельности (инициативность, работоспособность, трудолюбие и др.);

б) черты, проявляющиеся по отношению к другим (тактичность, вежливость, чуткость и др.);

в) черты, проявляющиеся к самому себе (самокритичность, скромность, гордость, самоуважение и др.);

г) черты, проявляющиеся по отношению к вещам (аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и т.д.).

Вторая группа – волевые черты характера, которые отражают способность человека совершать сознательные действия, требующие преодоления внешних и внутренних трудностей. К волевым чертам характера относятся: целеустремленность, самосостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, терпение, самообладание.

Акцентуация характера

Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы , возникает так называемая акцентуация характера. Акцентуация характера при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии (препятствующей адекватной социальной адаптации личности).

К. Леонгард и А. Личко предложили следующую классификацию типов акцентуации характера:

Интровертный тип, ему свойственна замкнутость, затрудненность общения и т.д.

Экстравертный тип. Для него характерна эмоциональная взвинченность, жажда общения и деятельности, непостоянство увлечений, хвастливость, конформность.

Неуправляемый тип. Этому типу присуща импульсивность, конфликтность, нетерпимость к возражениям, и т.д.

Неврастенический тип проявляется в преобладающем дурном настроении, раздражительности, мнительности, вспышках гнева, слез и т.п.

Сенситивный тип характеризуется пугливостью, замкнутостью, застенчивостью, страхом перед незнакомыми людьми, самобичеванием, высокой требовательностью к себе и т.д. Как правило, подростки скрывают свою робость и стеснительность за развязностью.

Для демонстративного типа свойственен эгоцентризм, лживость, склонность к позерству и рисовке, потребность в постоянном внимании к своей особе, восхищении и сочувствии.

Выразительными признаками характера

Выразительными признаками характераявляются:поступки и действия (сознательные и преднамеренные действия позволяют судить о том, что представляет собой человек); особенности речи (громкая или тихая, быстрый или медленный темп, многословие или замкнутость, эмоциональность или сухость и т.д.); внешний облик (улыбающееся или хмурое лицо, выражение глаз, походка, поведение во время общения).

индивидуальное свойство личности, совокупность черт, которые выражают отношение человека к тому, что с ним происходит и что он делает, обуславливающий типичный для данного человека способ поведения в определенных жизненных обстоятельствах.

Отличное определение

Неполное определение

ХАРАКТЕР

совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные индивидуальные способы поведения. Индивидуальные особенности, образующие Х., относятся в первую очередь к воле и эмоциям, но в известной мере и к уму. Проявления Х. - комплексны и в ряде случаев практически не поддаются классификации по волевым, эмоциональным или интеллектуальным процессам. Становление Х. происходит в условиях включения личности в различные социальные группы (в семье, среди друзей и т.д.). В зависимости от того, как осуществляется индивидуализация личности и каков уровень развития межличностных отношений, у подростка могут формироваться в одном случае открытость, прямота, смелость, принципиальность, твердость, в другом - скрытность, конформизм, слабохарактерность. В группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности формирования и закрепления позитивных черт Х. Х. всегда многогранен. В Х. могут быть выделены отдельные черты или стороны, которые, однако, не существуют изолированно, а связаны воедино. Структурность Х. обнаруживается в зависимости между отдельными его чертами. Среди черт Х. некоторые выступают как основные, задающие особую направленность его проявлениям. Например, в жизни встречаются более цельные Х. и более противоречивые. Цельность Х. не исключает полностью его противоречивости: доброта иногда вступает в конфликт с принципиальностью, чувство юмора - с ответственностью. Некоторые черты Х. определяются направленностью личности, совместимы с определенными моральными принципами и убеждениями, иногда даже обязательно сопутствуют им. Проявляясь в действиях и поступках, Х. оказывается зависимым как от содержания деятельности, так и от успешного или неуспешного преодоления трудностей в достижении осн. жизненных целей, от самооценки и от общественного мнения и др. Важнейший момент в формировании Х. - то, как человек относится к окружающим и к самому себе. У одних людей на первый план выступает себялюбие и эгоцентризм, у других - подчинение собственных интересов интересам семейным, дружеским, групповым. Х. проявляется и в отношении человека к делу. В Х. заложена своеобразная программа типичного поведения человека в определенных обстоятельствах. Вариативность черт Х. проявляется не только в их качественном многообразии и своеобразии, но и в количественной выраженности. Когда количественная выраженность той или иной черты Х. достигает предельных величин, возникает акцентуация характера. Х., как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических особенностей человека, и, прежде всего, от типа нервной системы. Черты темперамента и Х. образуют практически неразделимый сплав, обусловливающий индивидуальность человека. Х. - достояние личности, включающейся в систему общественных отношений, в совместную деятельность и общение с другими людьми и тем самым обретающей свою индивидуальность. Опираясь на проявления социально ценных свойств Х. воспитуемого, родители и педагоги стремятся развить и упрочить эти свойства, а отрицательные - ослабить или хотя бы компенсировать, возместив социально значимыми качествами. Знание Х. учащегося - важное условие эффективности индивидуального подхода в учебно-воспитательной работе.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Характер (от греч. charakter - отпечаток, признак, отличительная черта) в психологии - это целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, её тип, нрав человека, проявляющийся в отдельных актах и состояниях его психической жизни, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном человеку круге эмоциональной жизни.

Характер человека выступает в качестве основы его поведения и составляет предмет изучения характерологии.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ - концепция личности, обобщающая процессуально-иерархические подструктуры личности с субординацией низших подструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера.

В психологии понятие ХАРАКТЕР (от греч. charakter -”печать”, “чеканка”), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

ХАРАКТЕР - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Характер - “каркас” и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры.

Характерология

Характерология (от характер и... логия) - это:

В психологии - учение о характере . Термин введён немецким философом Ю. Банзеном (Очерки по характерологии, 1867). Как особая область психологических исследований получила развитие главным образом в немецкой психологии 1-й половины 20 в., исходившей в значительной мере из идей философии жизни, феноменологии и др., причём термин характер нередко выступал как синоним личности. Первый систематический анализ различных аспектов характера был дан Л. Клагесом (Принципы характерологии, 1910) на основе развитого им учения о выражении. В т. н. конституциональной типологии немецкого психиатра Э. Кречмера (1921) получил законченное выражение статический подход к характеру как некоей неизменной структуре основных черт, соответствующей строению тела, причём как психическая, так и соматическая конституция определяется, по Кречмеру, в конечном счёте врождёнными, прежде всего эндокринными факторами (близок Кречмеру в своей морфологической концепции характера американский психолог У. Шелдон).

В типологии К. Г. Юнга (1921) выделяются экстравертивный и интравертивный типы характера (личности), отличающиеся преобладанием направленности (установкой) на внешний объект или на внутренний мир мыслей и переживаний.

Динамический и генетический подход к характеру получил распространение в психоанализе (индивидуальная психология А. Адлера и др.), отводящем решающую роль в формировании характера событиям раннего детства; образование тех или иных черт характера истолковывается при этом как своеобразный способ решения некоторой конфликтной ситуации (в концепции В. Райха характер в целом предстаёт как панцирь, отчуждённая система защитных реакций человека). В психоанализе и идущих от него различных течениях глубинной психологии делается акцент на бессознательных и иррациональных истоках характера. В концепции немецкого учёного Р. Хайса (1936) разнонаправленность влечений и способностей рассматривалась как основной конфликт, определяющий формирование характера и личности. Ф. Лерш в работе Строение характера (1938, с 1951 под название Строение личности), сыгравшей ведущую роль в последующем развитии немецкой Характерология, попытался, отталкиваясь от теорий Фрейда и Клагеса, развить учение о слоях характера, выделяя в нём внутреннюю, эндотимную основу (настроения, чувства, аффекты, влечения и т.д.) и личностную надстройку.

В англо-саксонской психологической литературе изучение характера с самого начала велось в рамках исследования личности; после 2-й мировой войны 1939-45 и в немецкой психологии термин характер вытесняется термином личность.

Аспекты русской литературной характерологии

Языки: Русский

Издательство: Издательство Кулагиной, Intrada

Монография основывается на понимании характера как логики развертывания литературного персонажа в тексте и посвящена, прежде всего, описанию таких универсальных для русской литературы XVIII - начала XX вв. характеров, как "Герой", "обыкновенный человек" и "маленький человек".

Для специалистов в области истории русской литературы и культуры, теории литературы, а также преподавателей, аспирантов, магистров, студентов гуманитарных факультетов, всех заинтересованных читателей русской литературной классики.

"Практическая характерология с элементами прогнозирования управления поведением ("семь радикалов")"

Книга представляет собой психологическое исследование (диагностику) основных групп человеческих качеств в структуре реального характера. Автор предлагает методику "семь радикалов", ставшую результатом преломления общепринятой теории характера через собственный профессиональный опыт. Представлены семь основных человеческих радикалов - истероидный, эпилептоидный, паранояльный, эмотивный, шизоидный, гипертимный и тревожный. Каждый из этих радикалов рассматривается по схеме: общая характеристика, внешний вид, качества поведения, управление поведением и особенности построения коммуникации.

Книга предназначена для специалистов, работающих с людьми: психологов, врачей, учителей, специалистов в области управления человеческими ресурсами, а также для всех, кто интересуется прикладной психологией.

Общее понятие о характере

В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.

Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Темперамент на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша.

С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека. Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуры характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека. В-третьих, с состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия - интроверсия, спокойствие - тревожность, сдержанность - импульсивность, переключаемость - ригидность и др. своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу. В следующем разделе рассмотрим типологию характеров.

Характер Ограниченная, скованная, ригидная структура поведения, мешающая творческому приспособлению, достижению необходимой приспособительной гибкости (Смотри также: ).

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Характер

(от греч. charaktкr - печать, чеканка, зарубка) - подструктура личности , образуемая индивидуально-своеобразным комплексом устойчивых личностных особенностей (черт, диспозиций), определяющих присущие личности типичные формы и способы достижения целей (инструментальные проявления Х.) и самопроявления в общении с другими людьми (экспрессивные проявления Х.).

Этимологически слово Х. употребляется в трех значениях:

1) применительно к любым объектам и явлениям (Х. процесса, Х. ландшафта) как обозначающее их «образное своеобразие», нечто «характерное» для них;

3) применительно только к человеку как характеризующее его не только с психологической, но и с морально-этической стороны (хороший или плохой, сильный или слабый Х., «с Х.» или бесхарактерный).

Наука о Х. в психологическом значении слова - - имеет столь же длительную историю, как и сама . На протяжении тысячелетий характерология как сфера науки, искусства и житейской мудрости стремилась решить две основные задачи: типологизации Х. (темпераментов ) и определение Х. (или темперамента) по тем или иным внешним признакам (или «психогностика ») (В. Штерн ).

Различия человеческих Х. как наиболее существенных cвойств и особенностей человека, определяющих его внешний облик и (индивидуальные различия в широком смысле), с глубокой древности обращали на себя внимание философов и врачей. Древнейшая из известных типологий Х., основанная на 12 астрологических знаках, которые обозначают особенности жизни и связанные с ними свойства поведения разных животных, приписывается древневавилонскому мудрецу Аккадеру (30 в. до н. э.). Дальнейшее развитие астрологическая типология получила в труде К. Птолемея «Тетрабиблос», в котором утверждалось, что положение звезд во время рождения человека оказывает решающее влияние на его индивидуальные особенности и на протяжении всей жизни определяет его судьбу, при этом все многообразие характеров и судеб описывалось теми же двенадцатью основными типами, которые практически не изменились до настоящего времени. Основы представления о Х. как типе социального поведения заложил Платон, который, исходя из своей теории строения души , описал 5 главных типов Х.: нормальный, тимократический, олигархический, демократический и тиранический. Типологическую традицию Платона продолжил и развил ученик Аристотеля Теофраст (4–3 в. до н. э.) в знаменитых «Характерах», трактате, считающимся первым настоящим исследованием Х. Отталкиваясь от одной доминирующей черты, Теофраст описывает тип Х.: насмешник, пустослов, угодник, болтун, тупица, грубиян, ворчун, трус и т. д. Расширенный перенос Теофраста в Новое время осуществил в XVII в. его переводчик и популяризатор Лабрюйер в собственных «Характерах». Представления медицинского естествознания о типах Х. тесно переплетается с учением о темпераменте и конституции как соматическом типе строения организма человека. Конкретный тип темперамента, так же, как и Х., мог объясняться, например, преобладанием в организме определенного «гумора» ( , Гален), составом крови (), влиянием космогонических факторов (Парацельс), типом сложения (Кречмер ), особенностями воли (Клагес) и т. д. Типологии Х., в основе к-рых лежит заложенное в античности учение о темпераментах, соединившее в своих основах идеи морфологической () и физиологической («соки», кровь и проч.) обусловленности психического своеобразия человека, более чем за 2000 лет до настоящего времени не претерпели ничего существенно нового. В Новое время утвердилось собственно психологическое понимание Х. как психического (внутреннего) своеобразия человека. Утвердилась мысль о том, что индивидуумы различаются между собой не внешними социально значимыми признаками поведения, а прежде всего невидимыми свойствами, которые являются их причиной и образуют Х. человека. С XIX в. характерология приобретает черты систематической научной дисциплины, призванной изучать сущностные различия человека, сводя их к некоторой простой форме (типу) или заостряя внимание на неповторимости их комбинации у конкретного индивида. К началу ХХ в. чрезвычайно расширилась палитра объяснения характерологических различий и понимания сути Х. Понимание Х. не как типа, а как уникальности конкретного индивидуума было сформулировано в немецкой характерологии. Понимание Х. как типа во французской характерологии строилось в основном на морфо-физиологической основе. С XIX в. от более умозрительной характерологии отделяется проблема объективно измеряемых формальных человеческих различий (как простых - , , и проч., так и более сложных - творческие и организаторские , и т. д.). Развитые в работах англичан Ч. Дарвина , Г. Менделя, Ф. Гальтона , американца Дж. М. Кеттелла , немцев Эббингауза , Вундта и др., французов Бине , Анри Симона методы, получив теоретическое обоснование в работах В. Штерна (1911), образовали отдельную дисциплину - дифференциальную психологию . Непосредственной предшественницей дифференциальной психологии была «психогностика», главной задачей которой было, во-первых, установление отношений между внешне воспринимаемыми состояниями , движениями и обликом человека и его индивидуальным психическим своеобразием, во-вторых - распознание на основе этих связей Х. отдельных индивидов. Эмпирическое направление психогностики представлено конституциональным подходом, физиогномикой, френологией и графологией , а также философско-литературной характерологией. Физиогномику практиковал уже Пифагор (6 в. до н. э.), Анаксагор (5 в. до н. э.) отбирал себе учеников по форме руки. Основоположником европейской физиогномики считается Аристотель (4 в. до н. э.). Более специфическим методом определения Х. было обращение к конституциональным и физиологическим факторам. Уже Гиппократ при объяснении темпераментов отчасти опирался на особенности строения тела. Законченное выражение конституционально-характерологический подход получил в работах Э. Кречмера (1921) и В. Г. Шелдона (1927). В XIX в. появляется «физиогномика функций», согласно которой Х. проявляется в неосознанных целесообразных и функционально обусловленных движениях. Эта позиция широко представлена в немецкой характерологии через анализ мимики (Ф. Лерш, А. Веллек), речи (И. Б. Рифферт), общей экспрессии (Л. Клагес), походки и т. д. В настоящее время это направление развивается в русле социально-психологических исследований аттракции , невербальной коммуникации , теории атрибуции и т. п. Общим недостатком всех психогностических методов является произвольное выделение одной из многих групп внешних признаков как единственного средства познания Х. С развитием в 10–30-е гг. ХХ в. психологии личности встала проблема соотношения понятий личности и Х. В послевоенной американской академической психологии понятие Х. практически вышло из употребления, сохранившись только в клинически ориентированных подходах как обозначающее принадлежность к тому или иному типу. В то же время в европейской психологии (Германия, Франция) понятие Х. сохраняется как одно из важных общепсихологических понятий, причем в немецкой традиции оно включает в свое определение элементы духовности, а во французской трактуется как совокупность присущих личности характерных форм аффективного реагирования. В российской психологии основы учения о Х. были заложены А. Ф. Лазурским , трактовавшим Х. как совокупность устойчиво присущих человеку душевных наклонностей. Позже, в 50-е гг. Х. отождествлялся с индивидуально-своеобразным в личности, в противоположность социально-типичному. Новый всплеск интереса к проблеме Х. возник в 80-е гг., когда ряд авторов начал рассматривать Х. как подструктуру личности, опираясь на идеи Л. С. Выготского, противопоставившего традиционной идее Х. как неизменного типа представление о Х. как о динамически развивающейся функционально целесообразной структуре, участвующей в процессах адаптации индивида к миру и формирующейся в ходе этой адаптации. Согласно современным отечественным воззрениям, Х. выступает как форма проявления личности в узком смысле слова (содержательной или смысловой сферы личности), как готовность человека осуществлять в более или менее типичных ситуациях при определенных условиях определенные фиксированные формы или способы поведения. Х. выступает как защитная оболочка, опосредующая как воздействия внешней среды на личность (смягчая или обостряя их), так и воздействия личности на среду, придавая действиям субъекта те или иные инструментальные или экспрессивные свойства (напористость, мягкость, открытость, осторожность и др.). Представления о Х. в клинической психологии , в частности, в контексте проблемы психопатий , развиваются в основном в традициях типологически ориентированной характерологии (П. Б. Ганнушкин , К. Леонгард, А. Е. Личко) (см. ). В социальной психологии используются также понятия социального и национального Х. Понятие социального Х., введенное Э. Фроммом , означает совокупность устойчивых личностных черт, присущих членам некоторой социальной группы и сложившихся в результате основного опыта и способа жизни, общего для этой группы. Понятие национального Х. означает совокупность черт, характеризующих представителей одной нации или этнокультурной общности в отличие от другой. Проблемам национального Х. было посвящено в 50–80-е гг. большое количество экспериментальных исследований, в к-рых не удалось обнаружить значимых и устойчивых характерологических различий между нациями; тем самым проблема национального Х. перешла в плоскость социально-психологических стереотипов и образов своей и других наций.

Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Характер

Это понятие трактуется далеко не однозначно. Имеются трудности различения характера и темперамента (см. ); еще больше споров возникает при попытках разведения понятий характера и личности. Избежать смешения этих понятий можно, если придерживаться более узкого их толкования. Характер - в узком смысле - определяется как индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях, - как совокупность устойчивых свойств индивида, в коих выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования. Черты характера помогают - или мешают - личности устанавливать правильные взаимоотношения с людьми, проявлять выдержку и самообладание в решении сложных жизненных вопросов, отвечать за свои действия и поведение в обществе. Познание характера позволяет со значительной долей вероятности предвидеть поведение индивида и так корректировать ожидаемые действия и поступки. При таком определении характера его свойства можно отнести к формально-динамическим особенностям поведения. В структуре личности характер особенно полно отражает ее целостность. Нужно четко представлять и учитывать соотношение характера с темпераментом. Нередко встречается смешение черт характера с тем или иным проявлением темперамента. Характер и темперамент связаны единой физиологической основой, будучи зависимы от типа системы нервной. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать. Но черты характера не предопределяются темпераментом. В формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в схожих общественных условиях, имеет много схожих черт. Характер обусловлен бытием общественным личности, усвоением опыта социального, что порождает типические черты характера, определяемые типическими обстоятельствами жизненного пути в конкретно-исторических условиях. В единстве с социально-типическим в характере выступает его индивидуальное своеобразие, порождаемое разнообразными неповторимыми ситуациями, в коих протекает социализация субъекта, его воспитание и развитие индивидуальности, зависящее и от природных предпосылок (см. ; ). Среди множества черт характер некоторые выступают как ведущие, другие - как второстепенные, обусловленные развитием ведущих свойств; при этом они могут и гармонировать, и резко контрастировать с ведущими свойствами, что образует цельные или более противоречивые характеры. Проявляясь в деятельности, характер формируется в ней, обнаруживая зависимость и от ее содержания и смысла личностного для индивида, и от ее успешности, и от отношения индивида к своим успехам и неудачам (см. ). Характер проявляется в системе отношений к действительности:

2 ) в отношении к делу - ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность и пр.;

3 ) в отношении к себе - скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверенность, гордость или приниженность;

4 ) в отношении к собственности - щедрость или жадность, бережливость или расточительность, аккуратность или неряшливость.

Характер обнаруживает зависимость от мировоззрения, убеждений и моральных принципов, выявляя свою общественно-историческую природу. Но сами по себе черты характера не определяют однозначно позицию социальную индивида. Относительная устойчивость черт характера не исключает его высокой пластичности. Для формирования характера решающее значение имеет социальное воспитание, включение личности в коллективы (см. ). Один из физиологических механизмов формирования характера - стереотип динамический. Характер формируется и утверждается под влиянием воздействия среды, деятельности и воспитательных воздействий от других людей. Кроме того, с возрастом все большую роль играет самовоспитание, однако оно обусловлено соответственной мотивацией - потребность самовоспитания прежде всего должна быть осознана. Характер не только формируется в деятельности и общении, но и сам влияет, обусловливает осуществление разных видов деятельности и процессы общения. Эти влияния становятся особенно резко выраженными в результате проявления различных акцентуаций характера (см. ). В психологии давно стоит проблема биологических основ характера. Она обсуждается в «сильной» и в «слабой» формах. В «слабом» варианте речь идет именно о биологических или физиологических основах характера; в «сильном» варианте предполагаются его генетические основы. Констатация генетических или просто биологических основ характера часто вызывает некорректную критику, обычно по двум пунктам:

1 ) якобы происходит биологизация личности;

2 ) якобы утверждается генетическая предопределенность свойств личности и ее судьбы.

Что касается пункта (1), то речь идет о биологических основах характера, точнее даже темперамента, а не личности. Если признать, что биологические или даже генотипические свойства организма определяют темперамент, - он же составляет «основу» характера, - то естественно воспринимать определенные свойства организма как органическую базу характера (правильнее было бы говорить о них как о предпосылках характера). А что до пункта (2), то признание генетических предпосылок характера никак не означает утверждение его генетической предопределенности. Наследуется лишь набор различных способов реагирования на влияния среды. Как именно генетические предпосылки оформятся в реальные психологические признаки или свойства, зависит от взаимодействия этих предпосылок и условий среды. Изучение крайних аномалий характера как раз заставляет предположить, что в ряде случаев больший вклад в оформление аномалий вносит генотипический фактор, а в ряде других - средовый. Так что анализ проблемы биологических основ характера приводит к таким выводам:

1 ) детерминанты свойств характера нужно искать как в особенностях генотипического фонда, так и в особенностях средовых воздействий;

2 ) степень относительного участия генотипических и средовых факторов в формировании характера может быть весьма различной;

3 ) генотипические и средовые влияния на характер могут «алгебраически складываться»: при неблагоприятном обоих факторов развитие характера может дать сильные степени отклонения вплоть до патологии; при благоприятном сочетании даже сильная генотипическая предрасположенность может не реализоваться или хотя бы не привести к патологическим отклонениям характера. Эти выводы весьма важны для психологии; они заставляют, в частности, выдвинуть как очень актуальную задачу ранней диагностики отклонений характера у детей и изучения специальных условий воспитания с учетом или даже коррекцией этих отклонений.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Характер Этимология.

Происходит от греч. character - черта, признак, примета, особенность.

Категория.

Индивидуальная, достаточно устойчивая система способов поведения человека в определенных условиях.

Специфика.

В формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в похожих общественных условиях, имеет много похожих черт.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ХАРАКТЕР

(от греч. charakter - отпечаток; черта, признак, особенность) - индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Х. тесно связан с др. сторонами личности человека, в частности с темпераментом , который определяет внешнюю форму выражения Х., накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления.

Х. человека как социального существа детерминирован его общественным бытием. Он представляет собой единство индивидуального и типического. С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути, условий жизни и деятельности каждого отдельного человека формирует разнообразие индивидуальных черт и проявлений Х. С др. стороны, общие, типические обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют общие стороны и черты Х. Типичные Х. являются продуктом общественно-исторических условий (ср. , «социальный характер» в работах Э . Фромма ).

Х. в целом различают по их определенности и цельности. Определенный Х. - это Х. с наличием одной или нескольких выраженных доминирующих черт (ср. ). У людей с неопределенным Х. подобные черты отсутствуют или выражены очень слабо.

Выделяют цельные и противоречивые Х. Цельные Х. отличаются отсутствием противоречий между осознанием целей и самой деятельностью, единством мыслей и чувств. Противоречивому Х. свойствен разлад убеждений и деятельности , наличие несовместимых друг с другом мыслей и чувств, целей и мотивов, противоречивых стремлений, желаний и побуждений.

В структуре Х. выделяют обычно 2 группы черт. К 1-й группе черт Х. относят те, в которых выражается система отношений человека к действительности (г. о. нравственные качества). В них можно выделить след. основные виды: отношение к др. людям, отношение к труду и его результатам, отношение к самому себе. К чертам Х., выражающим отношение к др. людям, относятся, напр., такие положительные черты, как чуткость, гуманность, искренность, правдивость.

К 2-й группе черт Х. относятся волевые, определяющие умение и готовность управлять своим поведением в соответствии с определенными принципами. К волевым чертам Х. относятся такие положительные черты, как целеустремленность, , решительность, самообладание, выдержка, мужество, смелость или, соответственно, отрицат. черты - , нерешительность, трусость. В зависимости от развития волевых черт Х. выделяют сильные и слабые Х. Слабохарактерность - отрицат. качество, даже если оно сочетается с высокой общественной направленностью личности.

Решающее влияние на формирование Х. ребенка оказывает . Формированию черт Х. в процессе воспитания способствует создание соответствующих ситуативных психических состояний . Если определенное психическое состояние возникает достаточно часто, то оно может постепенно закрепиться и стать чертой Х. См. , , , .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Характер

   ХАРАКТЕР (с. 635) - совокупность наиболее ярко выраженных и относительно устойчивых черт, типичных для данного человека и систематически проявляющихся в его поведении. Тесно связан с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывает своеобразный отпечаток на те или иные его проявления. Но темперамент определяется врожденными свойствами высшей нервной деятельности и практически не подвержен изменениям на протяжении всей жизни человека. Характер складывается в процессе воспитания; он отражает условия жизни человека и способен изменяться при изменении этих условий.

В структуре характера выделяют множество различных черт; в русском языке насчитывается свыше полутора тысяч слов для их обозначения. Условно черты характера можно подразделить на две общие группы. К первой относятся психологические качества, выфажающие направленность человека, систему его отношения к действительности, к себе и другим людям. К таким чертам относятся искренность, гуманность, чуткость и многие другие. Ко второй группе относятся волевые черты характера, определяющие способность человека сознательно регулировать свое поведение, преодолевать препятствия и затруднения, направлять свои поступки в соответствии с определенными принципами. К волевым чертам характера относятся самообладание, настойчивость, целеустремленность и другие. В зависимости от развития волевых черт характер определяют как сильный или слабый.

Древнейшая из известных типологий характера основана на 12 астрологических знаках, которые обозначают особенности жизни и связанные с ними свойства поведения разных животных. Ее создание приписывается древневавилонскому мудрецу Аккадеру. Основы представления о характере как типе социального поведения заложил Платон. Исходя из своей теории строения души, он описал пять главных типов характера: нормальный, тимократический, олигархический, демократический и итранический. Типологическую традицию Платона продолжил и развил ученик Аристотеля Теофраст в знаменитом трактате «Характеры». Отталкиваясь от одной доминирующей черты, Теофраст описывает тип характера, который с помощью богатых примеров превращает в живописный образ (насмешник, пустослов, болтун, ворчун, трус и т.д.).

С развитием в XX в. психологии личности встала проблема соотношения ее с характерологией, а также соотношения понятий личности и характера. Согласно определению Г.Оллпорта, понятие личности означает то же, что и характер, только без оценочного компонента. Характерологические подходы разделились на научные, ассимилированные психологией (например, конституционально-морфологические теории Кречмера и Шелдона) и не соответствующие научным критериям, а потому оставшиеся за пределами науки ( , ). Во второй половине XX в. в американской академической психологии понятие характера практически вышло из употребления, сохранившись только в клинически ориентированных подходах. В то же время в европейской психологии (Германия, Франция) характер сохраняется как одно из важных общепсихологических понятий, причем в немецкой традиции оно определяется как феномен, содержащий в себе элементы духовности, а во французской трактуется более приземленно - как совокупность присущих личности форм эмоционального реагирования.

В отечественной психологии основы учения о характере были заложены А.Ф.Лазурским, трактовавшим характер как совокупность устойчиво присущих человеку душевных наклонностей. Позже, в 50-е гг. XX в., характер отождествлялся с индивидуально своеобразным в личности в противоположность социально-типичному. Новый всплеск интереса к проблеме характера возник в 80-е гг., когда ряд авторов начали рассматривать характер как подструктуру личности, связанную с формами и способами ее проявления. В основе этих воззрений лежат идеи Л.С.Выготского, противопоставившего традиционным представлениям о характере как неизменном типе представление о характере как динамической развивающейся функционально целесообразной структуре, участвующей в процессах адаптации человека к миру и формирующейся в ходе этой адаптации.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .