Помимо работы на школьном участке предложения. Земельный участок школы. Этапы ландшафтного проектирования

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Этиология и патогенез

2. Клиническая картина

3. Осложнения

4. Лечение

5. Мероприятия в группе ДДУ при выявлении больного скарлатиной. Сроки карантина

Заключение

Литература

Введение

Скарлатина-- острое инфекционное заболевание, характерными признаками которого являются мелкоточечная лилово-красная кожная сыпь, ангина, высокая температура.

Название «скарлатина» - от итальянского слова Scarlatto - багровый, пурпурный, английское название - Scarlet fever - пурпурная лихорадка.

Скарлатина известна с давних времен, но она часто смешивалась с другими заболеваниями, сопровождающимися сыпью. Первые сообщения о скарлатине были сделаны сицилийским врачом Ingrassias, который еще в 1554 г. описал сыпное заболевание под названием Rossania, отграничив его от кори.

Скарлатиной чаще всего болеют дети в возрасте от 3 до 8 лет. Эта болезнь, иногда легкая вначале, может на второй и третьей неделе дать ряд тяжелых осложнений. За больным скарлатиной требуется очень внимательный уход.

Источником заражения является больной или только что выздоровевший от скарлатины ребенок, а также взрослые люди, страдающие ангинами, которые возникают при контакте с больным скарлатиной. На вещах, к которым прикасался больной, могут оказаться возбудители скарлатины.

Заболевание начинается через 1--12 дней после заражения. Иногда ребенок становится вялым, капризным, отказывается от игры еще до появления явных признаков болезни. Затем повышается температура, появляется рвота, ангина и сыпь.

1. Этиология и патогенез

Возбудителями скарлатины являются токсигенные стрептококки группы А, т. е. штаммы микроорганизмов, способные продуцировать экзотоксин (син. - токсин Дика, скарлатинозный токсин). Так же как и нетоксигенные штаммы этих микроорганизмов, возбудители скарлатины содержат в клеточной стенке глюкуроновую и липотейхоевую кислоты, М-, Т- и R-протеины, липопротеиназу, групповой полисахарид, пептидоглюкан, а в процессе жизнедеятельности продуцируют стрептолизины-О и -S, глюкуронидазу и некоторые другие вещества, способные оказывать биологическое действие на макроорганизм.

Источником инфекции чаще всего служат больные скарлатиной, реже - ангиной и носители токсигенных штаммов стрептококков (здоровые или реконвалесценты после стрептококковых заболеваний).

Основным путем распространения стрептококков является воздушно-капельный. Второстепенное значение имеет инфицирование путем контакта (через предметы быта, ухода, перевязочный материал) и с пищевыми продуктами.

Входными воротами служат слизистая оболочка ротоглотки или раневая (ожоговая) поверхность, в отдельных случаях - легкие. При заражении через слизистую оболочки ротоглотки развивается фарингеальная, а при инфицировании через раневую поверхность и легкие - внеглоточная (экстрафарингеальная) формы скарлатины.

2. Клиническая картина

Согласно современной классификации скарлатины, различают фарингеальные и экстрафарингеальные формы заболевания. Каждая из них может быть типичной и атипичной.

При типичной скарлатине выделяют легкую, среднетяжелую и тяжелую формы инфекционного процесса. Тяжелая скарлатина, в свою очередь, может протекать с преобладанием токсического, септического или токсико-септического компонентов.

Атипичная скарлатина протекает в субклинической (стертой) и рудиментарной формах. Инкубационный период при скарлатине продолжается от 1 до 12 сут (чаще всего 1-3 дня).

Начало заболевания острое. Среди полного благополучия появляются озноб, общая слабость, головная боль, боль в горле при глотании, нарушается аппетит и в течение нескольких часов повышается температура тела (до 38,0-39,0С). В последующем нарастают ранее появившиеся симптомы интоксикации (усиливаются общая слабость и головная боль, исчезает аппетит, у детей присоединяются тошнота и рвота) и острого тонзиллита (боль в горле при глотании, гиперемия слизистой оболочки ротоглотки, увеличение и болезненность углочелюстных лимфатических узлов). Одновременно с этим набухают скопления лимфоидных клеток мягкого неба. Они приобретают вид бугорков ярко-красного цвета размером 1-1,5 мм в диаметре. Через 6-12 ч с момента заболевания на коже больного появляется экзантема. Вначале она более интенсивна на шее, верхней части туловища, проксимальных отделах конечностей и отсутствует в области носогубного треугольника.

Сы пь при скарлатине. Сыпь состоит из множества сливающихся точечных элементов, расположенных на гиперемированном фоне. В связи с этим тело больного скарлатиной напоминает человека, которого окрасили с помощью кисти красной краской. Наиболее интенсивная по выраженности и количеству элементов экзантема отмечается на коже внутренних поверхностей бедер, нижней части живота и подмышечных областей. Особенно выраженное сгущение сыпи наблюдается в естественных складках подмышечных областей и локтевых ямок (симптом Пастиа).

Интенсивность сыпи также более выражена при тяжелой форме заболевания, чем при легкой и среднетяжелой. При токсической скарлатине она нередко приобретает геморрагический характер.

Сыпь практически всегда сопровождается зудом и поэтому на коже больных часто имеются расчесы. Экзантема, как правило, достигает максимальной выраженности на 2-3-й день болезни, а затем к концу недели постепенно угасает. На ее месте появляется шелушение кожи, интенсивность которого соответствует выраженности элементов сыпи. На туловище шелушение носит отрубевидный, а на ладонях, стопах и кончиках пальцев кистей и стоп пластинчатый характер.

Следует иметь в виду, что сыпь при скарлатине не всегда имеет типичные проявления. В отдельных случаях она носит кореподобный характер. Иногда на шее, груди, животе экзантема сопровождается появлением мелких пузырьков, наполненных прозрачным содержимым. При скарлатине практически всегда отмечается белый дермографизм.

Постоянным признаком скарлатины является острый тонзиллит . Тонзиллит характеризуется гиперемией и отеком слизистой оболочки ротоглотки и миндалин. Во всех случаях заболевания миндалины выглядят гиперемированными, отечными, содержащими на поверхности большое количество серозного экссудата.

В большинстве случаев тонзиллит носит катаральный характер и более редко - гнойный. При тяжелом течении заболевания поражение миндалин сопровождается некротическими изменениями. У этих больных некротический процесс часто распространяется на прилегающие к миндалинам ткани.

Практически при всех формах тонзиллита воспалительный процесс в ротоглотке носит однотипный характер. Он проявляется ярко-красной гиперемией тканей, очерченной мягким небом, которую обычно сравнивают с заревом и называют "пылающим зевом".

Исчезновение явлений фарингита в значительной мере коррелирует с динамикой элементов экзантемы. Только зернистость слизистой оболочки ротоглотки сохраняется более продолжительное время. С 3-4-го дня заболевания кончик языка очищается от налета и приобретает зернистую поверхность "Малиновый язык" при скарлатине. ("малиновый" язык). Эти его изменения сохраняются в течение 7-10 дней.

В периферической крови при скарлатине отмечается нейтрофильный лейкоцитоз и повышенная СОЭ. С 5-7-го дня заболевания присоединяется эозинофилия.

Легкая форма скарлатины характеризуется умеренным повышением температуры тела (до 38,0-38,5С), незначительно выраженными признаками интоксикации и элементами сыпи, катаральным тонзиллитом и небольшой продолжительностью (4-5 сут) основных проявлений заболевания.

Среднетяжелая форма скарлатины сопровождается фебрильной лихорадкой (38,6-39,5С), общей слабостью, головной болью, отсутствием аппетита, у детей -кратковременной (1-3 раза) рвотой, а также тахикардией (130-140 уд/мин), ярко выраженной экзантемой, катаральным или гнойным тонзиллитом, сохраняющимися в течение 6-8 сут.

Тяжелая токсическая скарлатина протекает с гиперпиретической лихорадкой (39,6-41,0С), анорексией, нарушением психического статуса (возбуждением или заторможенностью), у детей - с многократной рвотой, иногда с судорогами, менингеальными симптомами и потерей сознания, тахикардией в пределах 140-160 уд/мин, артериальной гипотензией, точечно-геморрагической экзантемой, катарально-гнойным тонзиллитом и частым развитием инфекционно-токсического шока.

Тяжелая септическая скарлатина отличается от тяжелой токсической формы заболевания преобладанием в картине заболевания не токсического, асептического компонента инфекционного процесса - явлений некротического тонзиллита с распространением некротического процесса с миндалин на мягкое небо, слизистую оболочку ротоглотки и носоглотки, резко выраженного углочелюстного лимфаденита с частым вовлечением в патологический процесс окружающей клетчатки (периаденит) и возможностью нагноения пораженных лимфатических узлов (аденофлегмона).

При экстрафарингеальной скарлатине интактны ткани ротоглотки и углочелюстных лимфатических узлов. Однако при этом имеются регионарный к воротам инфекции лимфаденит и все остальные характерные для этого заболевания проявления.

Субклиническая (стертая) форма скарлатины диагностируется в случаях, когда отсутствуют или незначительно выражены отдельные типичные для нее проявления. Рудиментарная скарлатина протекает с незначительно выраженной и кратковременной (в течение 1-2 дней) симптоматикой заболевания. Тогда все признаки скарлатины бывают выражены неясно: температура невысокая, сыпь бледная и держится всего несколько часов, ангина едва заметна. Ребенок чувствует себя хорошо и ни на что не жалуется. Такая «стертая» форма скарлатины опасна по двум причинам: во-первых, она может остаться нераспознанной, и больной, продолжая встречаться с другими детьми, будет заражать их; во-вторых, такая, казалось бы, безобидная скарлатина может вызвать тяжелые осложнения.

3. Осложнения

Как правило, осложнения развиваются после исчезновения температуры, сыпи и ангины, на 2--3-й неделе заболевания. Протекают они различно, в зависимости от возраста ребенка, состояния его здоровья до заболевания и, наконец, от тех условий, в которых ребенок находится во время болезни.

Наиболее тяжелые осложнения скарлатины - стрептококковый сепсис, аденофлегмона и мастоидит с момента применения в качестве этиотропного средства бензилпенициллина практически исчезли.

В настоящее время встречаются лишь отит и синусит. Кроме них после перенесенного заболевания могут возникать постстрептококковые болезни - инфекционно-аллергические (токсические) миокардиты и нефриты. Миокардит развивается в период ранней реконвалесценции. Он характеризуется субфебрильной температурой тела, потливостью, общей слабостью, тахикардией или лабильностью пульса, артериальной гипотензией, умеренным лейкоцитозом, повышением СОЭ, а также изменениями электрокардиограммы - снижением зубца Т, деформацией зубцов желудочкового комплекса.

Нефрит при скарлатине развивается на 8-14-е сутки заболевания. В современных условиях он, как правило, протекает в латентной форме, характеризуясь лишь мочевым синдромом: умеренно выраженными протеинурией, лейкоцитурией, эритроцитурией и цилиндрурией.

4. Лечение

Большое значение в сложной цепи лечебных мероприятий уделяется организации условий госпитализации больных скарлатиной. Учитывая, что в патогенезе осложнений скарлатины и длительности заразного периода большое значение имеет перекрестная инфекция, лучше, если скарлатинозные отделения будут состоять из палат на 2-3 человека. Заполнение этих палат больными должно проводиться одновременно в течение 1-2 дней.

Больные одной палаты не должны иметь контакта с больными другой палаты. Режим больного в течение 5-6 дней постельный. Пища должна соответствовать возрасту ребенка и содержать все необходимые пищевые ингредиенты. В зависимости от тяжести состояния больных (высокая температура, боль при глотании) в первые дни можно давать молочно-растительную диету, механически щадящую. По мере снижения температуры и ликвидации болей при глотании ребенка можно переводить на общий стол. Больные легкой формой скарлатины с первого дня заболевания могут получать общий стол.

Антибиотикотерапия. Учитывая, что даже три легкой форме скарлатины всегда имеется возможность для возникновения осложнения, а также то, что под влиянием антибиотиков через 1-3 дня от начала лечения стрептококк исчезает из организма, рекомендуется применять их независимо от тяжести болезни.

Этим достигается быстрая санация больного и сокращение заразительного периода, что очень важно и дает возможность без опасности для окружающих сократить длительность пребывания больного в стационаре до 7-10 дней. Кроме того, в условиях одномоментного комплектования палат больными, лечения их всех одновременно антибиотиками полностью исключается возможность перекрестного инфицирования стрептококком, а следовательно, предупреждается и возможность возникновения осложнений.

Раннее применение антибиотиков в условиях, исключающих перекрестную инфекцию, способствует и резкому сокращению аллергических реакций, так как быстрое исчезновение стрептококка предупреждает сенсибилизацию и аллергизацию организма.

5. Мероприятия в группе ДДУ при выявлении больного скарлатиной . Сроки карантина

скарлатина патогенез инфекционное заболевание

Чтобы избежать заражения скарлатиной, больного следует строго изолировать от здоровых детей. На детей, бывших в контакте с больным скарлатиной и не болевших ею, накладывается карантин сроком на 7 дней. Если контакт с больным продолжается, карантин длится 10+7 дней. На детей 9 лет и старше, бывших в контакте с больным скарлатиной, карантин не накладывается.

Каждый случай заболевания скарлатиной подлежит регистрации и учету по месту их выявления. Информацию о каждом выявленном случае заболеваний скарлатиной (независимо от места проживания больного) медицинские работники передают в территориальный центр госсанэпиднадзора по телефону в течение 2 ч с момента установления диагноза, экстренное извещение установленной формы направляют в течение 12 ч.

При текущей дезинфекции помещения и предметов обстановки в очагах скарлатины применяют 5% раствор лизола, 1--3% раствор хлорамина и другие дезинфицирующие средства. Посуду, белье и резиновые игрушки обеззараживают кипячением. Заключительная дезинфекция в очагах скарлатины в последние годы не проводится.

Оправдано введение гамма-глобулина общавшимся с больным и не болевшим скарлатиной. Препарат применяют в дозах 3--6 мл. Использование гамма-глобулина позволяет снизить заболеваемость в 5--6 раз.

Мероприятия в эпидемическом очаге

Порядок допуска переболевших скарлатиной и ангиной в детские учреждения:

Больных ангинами из очага скарлатины (дети и взрослые), выявленных на протяжении 7 дней с момента регистрации последнего случая скарлатины, не допускают в перечисленные выше учреждения в течение 22 дней с начала их заболевания (так же, как и больные скарлатиной).

Диспансерное наблюдение за переболевшими скарлатиной, независимо от наличия лабораторного подтверждения, устанавливают в течение одного месяца после выписки из стационара. Через 7 - 10 дней проводят клиническое обследование и контрольные анализы мочи и крови, по показаниям - ЭКГ. При отсутствии отклонений от нормы обследование повторяют через 3 недели, после чего снимают с диспансерного учета.

При наличии патологии, в зависимости от ее характера, переболевшего передают под наблюдение соответствующего специалиста (ревматолога, нефролога и др.).

Мероприятия в отношении контактных в очаге скарлатины:

При регистрации заболевания скарлатиной в дошкольном образовательном учреждении на группу, где выявлен больной, накладывают карантин сроком на 7 дней с момента изоляции последнего больного скарлатиной;

В течение карантина прекращают допуск новых и временно отсутствовавших детей, не болевших ранее скарлатиной. Не допускается общение с детьми других групп детского учреждения;

Карантинной группе в обязательном порядке проводят осмотр зева и кожных покровов детей и персонала с утренней термометрией сразу после выявления больного не менее 2-х раз в день. Особое внимание при этом уделяют детям из ближайшего окружения заболевшего в спальном, учебном и игровом помещениях (соседние кроватки, столы и т.д.);

При выявлении в очаге скарлатины у кого-либо из детей повышенной температуры или симптомов острого заболевания верхних дыхательных путей их изолируют от окружающих и проводят обязательный осмотр педиатром;

Реконвалесцентов острых заболеваний верхних дыхательных путей из очагов скарлатины допускают в коллектив после полного клинического выздоровления со справкой от педиатра и до 15 дня с начала болезни ежедневно осматривают на наличие у них кожного шелушения (для ретроспективного уточнения характеристики очага);

Всем лицам, контактировавшим с больным, а также лицам с хроническими воспалительными поражениями носоглотки проводят санацию. Для санации используют, например, томицид или другой аналогичный препарат, разрешенный к применению для этих целей в установленном порядке;

Персонал детского учреждения не позднее 2 дня после возникновения очага скарлатины подвергают медицинскому обследованию с привлечением врача отоларинголога для выявления и санации лиц с ангинами, тонзиллитами, фарингитами.

Детей, посещающих дошкольные коллективы и первые два класса школы, не болевших скарлатиной и общавшихся с больным скарлатиной в семье (квартире) до его госпитализации, не допускают в детское учреждение в течение 7 дней с момента последнего общения с больным. Если больной не госпитализирован, общающихся с ним детей не допускают в данное детское учреждение в течение 17 дней от начала контакта и после обязательного медицинского осмотра (зев, кожные покровы и пр.);

Взрослых, общавшихся с больным до его госпитализации, работающих в дошкольных образовательных учреждениях к работе допускают, но подвергают медицинскому наблюдению в течение 7 дней после изоляции заболевшего с целью своевременного выявления скарлатины и ангин;

Детей, ранее болевших скарлатиной, и взрослых, работающих в дошкольных образовательных учреждениях, общавшихся с больным в течение всей болезни, допускают в детские учреждения и на работу. За ними устанавливают ежедневное медицинское наблюдение в течение 17 дней от начала заболевания;

При появлении скарлатины в школе карантинные мероприятия не проводят;

В 1 - 3 классах, где зарегистрирована скарлатина, проводят осмотр зева, кожных покровов у детей сразу после выявления больного и ежедневно в течение 7 дней после его изоляции. Детей с выявленными острыми респираторными поражениями (ангина, фарингит и др.) осматривают на наличие сыпи и отстраняют от занятий с уведомлением участкового врача. Переболевших ангиной ежедневно до 15 дня с начала болезни осматривают на наличие шелушения кожных покровов. Их допускают в коллектив после выздоровления и предоставления справки от участкового врача. Детям с хроническим тонзиллитом проводят санацию, например, томицидом или другим аналогичным препаратом, разрешенным к применению для этих целей в установленном порядке.

Мероприятия в отношении контактных лиц:в группе ДДУ устанавливается карантин на 7 дней (не принимают новых детей, не переводят детей из группы в группу). Ежедневно проводят влажную уборку и кварцуют помещение.

Текущей дезинфекции в очагах скарлатины подлежат: посуда, игрушки и предметы личной гигиены. Посуду заливают на 1 ч 1 % раствором хлорамина, а затем кипятят. Заключительную дезинфекцию в очагах стрептококковой инфекции не проводят. Помещения группы проветривают не менее четырех раз в день

Запрещается проведение профилактических прививок на время карантина. Весь персонал осматривается с целью выявления других форм стрептококковой инфекции.

Заключение

Скарлатина - острое инфекционное заболевание, характеризующееся лихорадкой, интоксикацией, явлениями острого тонзиллита и обильной точечной сыпью. Инкубационный период от нескольких часов до 12 дней, чаще 2-7 дней.

При амбулаторном лечении - стационар на дому. Антибиотикотерапия на протяжении 10 дней. Анализы мочи - в первые 2 дня, на 10 день, на 21 день. Анализ крови на 10 день, если нет изменений - не повторяется. Рекомендован осмотр реконвалесцентов кардиологом.

Общие меры профилактики сводятся к раннему выявлению и изоляции источника скарлатины. Детей, заболевших скарлатиной, госпитализируют в больницу или изолируют в домашних условиях сроком на 7-10 дней с момента заболевания.

Обязательной госпитализации подлежат дети с тяжелой формой скарлатины и в тех случаях, когда в домашних условиях невозможно изолировать ребенка и обеспечить ему соответствующий уход. Выписка из больницы производится по клиническим показаниям и при отсутствии осложнений и воспалительных явлений в носоглотке.

После выписки из больницы или изоляции на дому детей не допускают в дошкольные детские учреждения и в 1-й и во 2-й классы школы еще в течение 12 дней. Изоляция контактных: дети,не болевшие скарлатиной, посещающие ДДУ и первые два класса школ, не допускаются в эти учреждения в течение 7 дней с момента изоляции больного.

Диспансеризация - осуществляется в течение 1 месяца после выписки из стационара. Через 7-10 дней после выписки проводят клиническое обследование: общий анализ крови и мочи, по показаниям - ЭКГ. Повторное обследование проводится через 3 недели. При отсутствии осложнений - снятие с учета.

Литература

1. Актуальные вопросы эпидемиологии и инфекционных болезней. / Семина Н. А.. - М.: Медицина, 1999 - 216с

2. Детские болезни. Учебник / Под ред. Н.П. Шабалова. СПб.: Сотис, 1993. - 567 с.

3. Минина Т.Д.Детские инфекции. Изд: Весь, 1997 - 78с

4. Марри Д. Инфекционные болезни у детей. Издательство: Практика, 2006-358с.

5. Справочник участкового педиатра / Под ред. проф. И.Н.Усова. - Мн.: Беларусь, 1998 - 639 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исследование проблем диагностики и лечения патологии верхних дыхательных путей. Изучение этиологии, патогенеза и клинической картины острого и хронического ринита, синуситов, полипов и фурункулов носа. Характеристика видов деформации носовой перегородки.

    реферат , добавлен 17.02.2012

    Общая характеристика и выявление особенностей ангины как острого инфекционного заболевания, сопровождающегося воспалением лимфоидных образований окологлоточного кольца. Дифференциальный диагноз, осложнения, особенности профилактики и лечения ангины.

    реферат , добавлен 29.09.2011

    Изучение бронхиальной астмы, хронического воспалительного заболевания дыхательных путей, характеризующегося обратимой бронхиальной обструкцией бронхов. Исследование этиологии, патогенеза, клинической картины и методов комплексного лечения заболевания.

    презентация , добавлен 21.12.2011

    Исследование особенностей протекания острого пиелонефрита, тяжёлого инфекционного поражения почек, имеющего неблагоприятный прогноз при отсутствии лечения. Анализ клинической картины, инструментальной диагностики, профилактики и лечения заболевания.

    реферат , добавлен 05.04.2012

    Виды гриппа - острого инфекционного заболевания дыхательных путей. Строение и распространение вируса гриппа, история эпидемий заболевания, его патогенез, клиническая картина, возможные осложнения. Профилактика и существующие методы лечения гриппа.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2011

    Изучение жалоб пациента при поступлении в больницу. Исследования органов пищеварения, дыхания, мочевыделения, сосудов, нервной, эндокринной системы. Методы лечения лакунарной ангины бактериально-вирусной этиологии, лабораторные анализы больного, прогноз.

    история болезни , добавлен 23.12.2012

    Описания хронического заболевания артерий эластического и мышечно-эластического типа. Статистика атеросклероза. Исследование этиологии, патогенеза, клинической картины и профилактики заболевания. Изучение особенностей развития атеросклеротической бляшки.

    реферат , добавлен 06.08.2015

    Исследование истории заболевания, вариоляции и вакцинации. Характеристика этиологии, клинической картины и патогенеза, особенностей возбудителя оспы. Изучение осложнений после болезни, диагностики, профилактики и основных методов лечения ветряной оспы.

    реферат , добавлен 17.10.2011

    Теоретические аспекты анализа болезней органов пищеварения. Боли в животе и болезни пищевода. Исследование этиологии, патогенеза, клинической картины дискинезии желчевыводящих путей. Особенности диагностики и основные методы лечения заболевания у детей.

    реферат , добавлен 14.11.2014

    Понятие ангины как инфекционно-аллергического заболевания, ее сущность и особенности, причины и возможные места возникновения. Формы ангины, ее симптомы и традиционные методы лечения, правила установления диагноза. Нетрадиционные методы лечения ангины.

Возбудителем данного заболевания является стрептококк группы А. Если данный микроорганизм присутствует в организме человека, он является носителем инфекции и может вызвать заражение у здорового человека.

При отсутствии антитоксического иммунитета возбудитель попадает на слизистые оболочки носоглотки и провоцируют инфицирование. Следует отметить, что в некоторых случаях возможно заражение через поврежденные участки на теле.

Длительность инкубационного периода

Инкубационный период скарлатины – это промежуток времени от попадания в организм возбудителя инфекции, до появления первых симптомов заболевания. Инкубационный период при скарлатине длится от 12 часов до 12 суток. Его продолжительность зависит от:

  1. здоровья ребенка,
  2. наличия хронических болезней и обязательных вакцинаций.

Возраст ребёнка не играет роли в длительности периода.

Во время размножения патогенного микроорганизма, организм ребенка пытается самостоятельно с ними бороться и вырабатывает антитела. Если у ребёнка низкий иммунитет, в ближайшее время дадут о себе знать признаки скарлатины:

  • болезненность горла,
  • мелкие точечные высыпания на теле,
  • повышение температуры.
Фото: Основные симптомы скарлатины

Инкубационный период скарлатины у детей

Ребёнок, который заразился скарлатиной, становится заразным для окружающих за 1 день до появления высыпаний . Отметим, что во время инкубационного периода не наблюдается никаких изменений в самочувствии. По этой причине человек зачастую даже не подозревает о наличии возбудителя заболевания в организме.

В среднем первые симптомы у детей появляются спустя 3-5 дней с момента заражения. Лечение заболевания начинают после появления первых симптомов, так как во время инкубационного периода заподозрить развивающуюся скарлатину у ребенка практически невозможно.

  1. Если ребенок заболел скарлатиной – это говорит о том, что детский организм впервые встретился с возбудителем заболевания (стрептококков группы А).
  2. Если же данный микроорганизм повторно проник в организм, заболевание будет протекать без характерных высыпаний (стрептококковая ангина).

Заразна ли скарлатина в инкубационный период?

Период заражения составляет 7-10 дней, болезнь становится заразной за 24 часа до появления первых симптомов скарлатины. Обычно ребёнок становится безопасен для окружающих после курса антибиотиков, но в некоторых случаях способен заразить окружающих на 10-12 день.

По этим причинам карантин в дошкольных учреждениях длится дольше, чем средняя продолжительность заболевания.

Карантин при скарлатине

Как только в учреждении был замечен инфицированный ребенок, его изолируют не менее, чем на 10 дней. В учреждении объявляют карантин, длительность которого составляет 14-20 дней .

Если кто-то из здоровых детей (не инфицированные ранее) контактировал с заболевшими, его также отстраняют от посещений детского сада или школы. Изоляция в таком случае составляет 17 суток с момента обнаружения заболевшего.

В том случае, если ребенок ранее болел скарлатиной его не отстраняют от посещения учреждения. Ребенка ежедневно осматривают медицинские работники.

При карантине в помещениях проводят обработку поверхностей, посуды или игрушек специальным дезинфицирующим раствором. Проводят кварцевание и проветривание помещений ежедневно.

Лечение скарлатины обычно осуществляется в домашних условиях, лишь в некоторых тяжелых случаях больному необходима госпитализация. Вследствие чего соблюдение карантинных мер необходимо не только в детском саду или другом учреждении, но и дома :

  • Если в доме находятся другие дети, максимально изолируйте их от заболевшего.
  • Так как передается заболевание воздушно-капельным путем (в некоторых случаях контактно-бытовым), желательно, чтобы за больным присматривал только один член семьи. Это поможет избежать группового заражения.
  • Все члены семьи должны находится в медицинских масках.
  • Постельное и нательное белье ребенка необходимо стирать при температуре 90 градусов.
  • У больного скарлатиной должны быть индивидуальные средства гигиены.
  • Проветривание и кварцевание комнаты проводят дважды в сутки.

Мнение доктора Комаровского

Всем известный педиатр Комаровский нередко сталкивался с таким заболеванием, как скарлатина. Чтобы заболевание протекало в более легкой форме без развития осложнений, доктор настоятельно рекомендует внимательно следить за самочувствием ребенка.

Как правило, симптомы начинают беспокоит после окончания инкубационного периода. Доктор считает, что хорошие прогнозы обеспечены в том случае, если лечение началось своевременно (В 1-2 сутки после начала высыпаний).

Мнение родителей

Родители отмечают, что в течение инкубационного периода скарлатины изменений в поведении или самочувствии ребенка они не заметили. Заболевание начиналось резко, сначала поднялась высокая температура, ребенок стал жаловаться на боли в горле при глотании, на лице стали появляться мелкие обильные высыпания.

Скарлатина — это острая бактериальная инфекция, вызываемое бета-гемолитическим стрептококком группы А. Скарлатина — это детская инфекция, потому что болеют преимущественно дети. Скарлатина Карантин

Болезнь передается воздушно-капельным путем либо контактно-бытовым: через посуду, игрушки и т.д.

Скарлатина Карантин и инкубационный период

Инкубационный период при скарлатине длится 2-7 дней. Поэтому в соответствии с СП 3.1.2.1203-03 в детском саду на группу накладывается карантин на 7 дней с последнего дня посещения коллектива последним заболевшим скарлатиной ребенком. В течение этого времени в группу не принимаются дети, которые не были в контакте с заболевшими. Проводятся ежедневные осмотры зева, кожи, термометрия. В 1-2 классах школы, в случае заболевания скарлатиной, карантин не накладывается, но в классе проводятся ежедневные осмотры. Скарлатина Карантин

Заразна ли скарлатина? От кого можно заразиться?

Вероятность заражения скарлатиной при контакте с больным значительно меньше, чем, например, вероятность заболеть . У достаточно большого количества людей бета-гемолитический стрептококк группы А живет в организме (в том числе на миндалинах), не вызывая болезни (среди взрослых, таких людей 10-50%, среди детей еще больше). Если в группе детского сада регистрируется случай ветряной оспы, часто карантин продолжается очень долго, пока не переболеют все дети в группе. При скарлатине, обычно, все ограничивается единичными случаями заболевания.

Больной скарлатиной заразен в первые 5-7 дней болезни, особенно в первые дни (до начала приема антибиотиков и первые 2-3 дня от начала их приема). После курса антибиотиков (7-10 дней), больной скарлатиной не заразен и опасности для окружающих не представляет.

Заразиться можно не только от больного скарлатиной. Заболеть скарлатиной можно после контакта с больным ангиной, фарингитом, отитом, пневмонией, стрептодермией, рожистым воспалением. Эти заболевания вызывает тот же возбудитель, что и скарлатину.

Клинические проявления зависят от многих факторов, скарлатиной ребенок заболевает если данная разновидность стрептококка вырабатывает эритротоксин, а у ребенка отсутствует иммунитет к этому токсину. Если антитоксический иммунитет есть, человек при контакте даже с больным скарлатиной может заболеть ангиной или фарингитом или не заболеть совсем.

Заразиться можно также от больных легкими и бессимптомными формами скарлатины, от больных хроническим тонзиллитом или от бактерионосителей, но вероятность такого заражения значительно меньше.

Чаще всего скарлатиной болеют дети от двух до семи лет, до 1 года у ребенка сохраняются антитела, полученные от матери, в том числе с грудным молоком. До 2х лет у детей меньше контактов с другими детьми и взрослыми. Дети старше 10 лет болеют скарлатиной реже. Взрослые молодые люди до 30 лет болеют очень редко, но такие случаи бывают, у людей старше 30 лет скарлатина практически не встречается.


Основные симптомы скарлатины

Повышение температуры

Как правило, температура высокая до начала приема антибиотиков, но при легкой форме, температура может быть невысокой или не повыситься совсем.

Болит горло

Обычно отмечаются сильные боли в горле. Кроме этого, можно увидеть сильное покраснение горла (пылающий зев). Как правило, на миндалинах бывают гнойные налеты. (При легкой форме — обычное покраснение горлышка).

Сыпь

Сыпь — один из основных симптомов, на основании которого выставляется предварительный диагноз скарлатина. Она появляется уже на первые — вторые сутки болезни, сначала на лице, потом на теле. Мелкоточечная сыпь на гиперемированном (красном) фоне. Особенно характерно выглядит лицо: красные щеки и лоб и бледный носогубный треугольник. Сыпь держится 3-5 дней, затем потихоньку сходит. Кожа у ребенка сухая и шершавая. При легких формах сыпь может быть незаметной на глаз, а сухая и шершавая кожа определяться на ощупь.

Язык

В первые дни болезни язык обложен белым налетом, затем он очищается по краям, становятся видны сосочки на языке. Язык при скарлатине называется «малиновым.» «Малиновый» язык можно увидеть и при легкой форме болезни.

Шелушение кожи

Шелушение кожи — главный симптом скарлатины . Именно при появлении шелушения кожи (при наличии других симптомов0 выставляется окончательный диагноз. Шелушение начинается на седьмой десятый день болезни. На теле шелушение мелкое (отрубевидное), на подушечках пальцев и ладонях — пластинчатое, хорошо заметное.

Анализы

Мазок на скарлатину

В настоящее время диагноз скарлатина в России выставляется на основании клинической картины. В 1-2 сутки болезни у ребенка с диагнозом скарлатина берется мазок на бета гемолитический стрептококк группы А, если в зеве имеются налеты- дополнительно — мазок на дифтерию. Для назначения лечения больному с подозрением на скарлатину это обследование принципиального значения не имеет, т.к. результат оценивается через 72 часа, а лечение больному требуется немедленно. Взятие мазка после начала лечения антибиотиками не имеет смысла, т.к. стрептококк быстро теряет способность к размножению и погибает при правильно подобранном лечении.

Мазок на BL

Существуют СП 3.1.2.1108-02 о профилактике дифтерии, в соответствии с которыми у всех больных с ангиной (при наличии налетов на миндалинах) берется мазок на коринебактерию дифтерии. Скарлатина — это не что иное, как ангина с сыпью, налеты на миндалинах, как правило, имеются. Поэтому при скарлатине, при наличии налетов, у ребенка в первые сутки после обращения к врачу (в идеале), берется мазок на BL для исключения дифтерии.

Анализы мочи и крови

В соответствии с СП 3.1.2.1203-03 о скарлатине, на 4-й, 10-й и 21 день от начала болезни ребенок сдает общий анализ мочи, а на 21-й день болезни — общий анализ крови. Это необходимо, чтобы не пропустить осложнения скарлатины (острый гломерулонефрит и ревматизм).

Антибиотики Скарлатина Карантин

  • Скарлатина — единственная детская инфекция, которую вызывает бактерия, а не вирус. До изобретения антибиотиков скарлатина была очень опасной и даже смертельной болезнью. Сейчас она очень хорошо лечится антибиотиками.
  • Назначение антибиотиков при скарлатине необходимо, без них болезнь может привести к опасным для жизни осложнениям и летальному исходу.
  • Препаратами выбора являются антибиотики пенициллинового ряда в таблетках или сиропах: амоксициллин, флемоксин, флемоклав, аугментин и т.д. Если на эту группу препаратов аллергия, назначаются антибиотики эритромицинового ряда: эритромицин, макропен, сумамед. Парентеральное назначение антибиотиков бывает остро необходимым только при тяжелом состоянии ребенка, или если ребенок не может глотать лекарства из-за болей в горле или рвоты. Во всех остальных случаях назначение антибиотиков через рот будет достаточно эффективным и состояние ребенка улучшится уже в первые сутки от начала лечения.
  • Лечение антибиотиками должно быть достаточно длительным. Минимальный курс — 7 дней, обычно 10 дней. Улучшение состояние ребенка в первые же дни от начала лечения не является основанием для отмены антибиотиков. В случае раннего прекращения приема антибиотиков возможно развитие осложнений.

Продолжительность болезни и режим

Если ребенку выставлен диагноз скарлатина (в соответствии все с тем же СанПином), доктор не допустит его в детский коллектив в течение 21 дня. Родители не понимают почему. Самочувствие ребенка нормализуется значительно раньше, некоторые из родителей пытаются выписать ребенка в школу или садик пораньше.

Скарлатина с ее клиническими проявлениями длится в среднем 10 дней, в случае своевременного и правильного лечения. В это время ребенку требуется постельный или полупостельный режим и щадящая диета. Через 10 дней нормализуется самочувствие ребенка. 10 дней длится средний курс антибиотикотерапии при скарлатине, по окончании которого ребенок становится незаразным и безопасным для окружающих. Через 10 дней выписывают больных, госпитализированных с этим диагнозом в стационар.

Дальше ребенок остается без лечения на домашнем режиме еще 11 дней. Зачем? В этот период возможно развитие осложнений, поэтому требуется щадящий режим и медицинское наблюдение. В этот период для ребенка опасно заболевание ОРЗ и, особенно, повторная встреча со стрептококковой инфекцией. Не больной опасен для окружающих, наоборот, окружающие могут оказаться опасными для больного.

С 11-го по 21-й день болезни ребенку разрешается гулять (без больших физических нагрузок, в хорошую погоду). Требуется витаминизированное питание и щадящий режим.

На 22-й день от начала болезни, при условии полного клинического выздоровления и нормальных результатов анализов, больной скарлатиной допускается в детский коллектив.

Прививка от скарлатины Скарлатина Карантин

Многие родители хотели бы сделать ребенку прививку от скарлатины , чтобы не беспокоиться, что ребенок заболеет. Но, к сожалению, пока такой прививки не существует. Меры профилактики скарлатины сводятся к исключению контактов с больными, санации очагов инфекции, проветриванию, частой влажной уборке и кварцеванию помещений, закаливанию и повышению общего иммунитета организма.

Повторная скарлатина Скарлатина Карантин

У возбудителя скарлатины бета-гемолитического стрептококка очень много вариантов, различающихся между собой, противомикробный иммунитет вырабатывается только к одному, конкретному варианту стрептококка, поэтому человек может много раз переболеть ангиной, фарингитом или отитом, которые вызывают разные варианты микроба.

Но эритротоксины (токсины которые вызывают сыпь при скарлатине) у разных видов стрептококков сходны, поэтому антитоксический иммунитет универсальный — для всех вариантов бета-гемолитического стрептококка группы А. Исходя из этого человек может заболеть скарлатиной только 1 раз в жизни. До изобретения антибиотиков именно так и было.

Но сейчас все чаще встречаются случаи повторного заболевания скарлатиной. Официальные источники указывают частоту 2-4 % случаев (столько составляет повторная скарлатина от общего числа заболевших этой болезнью), на самом деле чаще. В чем же причина?

Причина в том, что антибиотики, назначенные с первого дня болезни, очень быстро убивают микробы и иммунитет к ним и их токсинам не успевает выработаться. Поэтому и возникает у детей повторная скарлатина, но протекает она, как правило, легко.

К счастью, на сегодняшний день, скарлатина не самая страшная болезнь. При правильном подходе, она очень хорошо поддается лечению. СанПин по скарлатине можно посмотреть

Желаю всем здоровья! Это всё про Скарлатина Карантин

Каждое детское учреждение, каждая школа должны иметь свой земельный участок. Этот участок необходим для проведения на нём части учебной работы (например, по физической культуре, биологии, ботанике, зоологии, географии и спортивным играм). На школьном участке возможно проведение внеклассной работы (агробиологический кружок, кружок животноводства, метеорологический кружок и др.). На школьном участке с успехом проводятся подвижные, спортивные игры, работа по санитарному делу, а также весьма многие виды детского спорта.

Важную роль имеет школьный участок для организации отдыха детей и подростков не только во время перемен между уроками, но и во внеучебное время - после занятий ив выходные дни. В летнее же время на школьном участке возможно устройство пионерского лагеря или площадки с душем, солярием и навесом для сна детей на свежем воздухе. В зимнее время на школьном участке обычно устраиваются каток, снежные горы, лыжная станция, аттракционы из снега.

В связи с этим земельный участок школы должен иметь достаточную площадь: от 0,5 до 1,0 га для начальной школы и 1,0-2,0 га для семилетней и средней школы. На одного учащегося должно приходиться не менее 30-40 кв. м площади земельного участка. При наличии свободной территории под участок школы может быть отведена большая земельная площадь.

Участок школы или другого детского учреждения должен удовлетворять основным гигиеническим требованиям: он должен быть сухим, с почвой, легко пропускающей влагу, и с глубоким залеганием подпочвенных вод. Неглубокое залегание подпочвенных вод может привести к образованию сырости на площадке, отведённой под здание школы.

Желательно, чтобы участок школы несколько возвышался над остальной местностью и имел небольшой склон для стока дождевой воды и тающего снега. При выборе земельного участка для школы обязательно предварительное исследование грунта. В том случае, если в силу местных условий нельзя получить для здания школы вполне сухой участок, то его необходимо как следует дренировать канавами (или дренажными трубами) вокруг здания и обеспечить хороший сток в ближайший водоём. Канавы следует покрывать досками и засыпать сверху песком.

После того как земельный участок для школы избран и проведено обследование грунта, необходимо его поверхность нивелировать с целью создания ровного рельефа и исключения возможности застоя атмосферных вод.

Участок школы должен быть изолирован от шумных улиц, особенно от магистралей с большим движением транспорта, так как переход такой улицы учащимися младших возрастов может привести к несчастным случаям, а шум от движения транспорта мешает учебным занятиям в классах и увеличивает количество пыли в школьных помещениях. В связи с этим следует для школы подбирать земельные участки, расположенные по боковым улицам, движение транспорта на которых ограничено. По тем же соображениям совершенно недопустимо выбирать для школьного участка территорию, расположенную в непосредственной близости от полотна железной дороги. Расстояние участка школы от полотна железной дороги должно быть не менее 500 м.

Нельзя располагать школьное здание в непосредственном соседстве с заводами и фабриками, выделяющими вредные газы, большое количество пыли и дыма или же производящих большой шум. При выборе участка в заводской или фабричной местности (например, для ремесленного училища или школы фабрично-заводского обучения) следует учитывать направление главенствующих ветров с тем, чтобы здание школы находилось вне попадания на него дыма и газов.

Земельный участок школы должен быть обеспечен хорошей, доброкачественной питьевой водой, получаемой из водопроводной сети или же из колодца, устраиваемого на его территории.

Школа при отсутствии центральной канализации должна быть обеспечена очистными сооружениями для удаления нечистот (поля фильтрации, поля орошения, биологическая станция). Эти очистные сооружения следует устраивать вне территории школьного участка. При отсутствии возможности устройства указанных очистных сооружений применяется система люфт-клозетов.

С целью обеспечения противопожарных мероприятий школьный участок следует располагать по возможности дальше от жилых строений.

Выбор земельного участка для строительства здания школы или другого детского учреждения производится органами народного образования (или органами ведомства, в ведении которого находится учебно-воспитательное учреждение). При этом обязательно соблюдение приведённых выше гигиенических требований. Выбор земельного участка происходит при обязательном участии представителя санитарного надзора, обязанностью которого является консультация и контроль в отношении требований школьной гигиены .

Школьный участок должен иметь следующие составные части:
а) площадь, для здания школы;
б) «защитная зона» (территория, отделяющая фасад школьного здания от красной линии улицы);
в) площадки, обеспечивающие физкультурно-гигиенические мероприятия (площадки для проведения гимнастики, занятий лёгкой атлетикой, подвижных и спортивных игр, для душа, приёма солнечных ванн и пр.);
г) площадки для занятий по естествознанию (огород, опытные культуры, ягодник и пр.);
д) сад для отдыха детей;
е) хозяйственный двор.

В случае наличия земельного участка значительного размера можно выделить из физкультурно-гигиенической его части особую площадь для устройства оздоровительных площадок (площадка с навесом для лежания детей на воздухе, площадка для солярия с душем и площадка для устройства на ней класса на свежем воздухе).

Если размеры школьного участка малы, то следует ограничиться основными обязательными площадками и в первую очередь «защитной зоной», физкультурно-гигиенической частью, площадками для занятий по естествознанию и хозяйственным двором.

«Защитная зона» - это расстояние от красной линии улицы до фасада здания школы. Это расстояние должно иметь ширину не менее 20м. На «защитной зоне» следует иметь зелёные насаждения, невысокие декоративные и цветущие кустарники, газоны и цветы. Желательны устройство в этой части школьного участка фонтана и установка скульптурных украшений. В этой же зоне следует установить скамейки для детей и приходящих в школу родителей.

Физкультурно-гигиеническая часть школьного участка состоит из ряда площадок - для проведения на них в тёплое время года уроков физических упражнений и внешкольных спортивных занятий. Эти площадки располагаются в глубине участка и за зданием школы, так как при этом они скрыты от улицы или проезда. С целью предохранения окон игровые площадки следует располагать от здания не менее как на 15 м. Эти площадки нельзя располагать в непосредственной близости с хозяйственным двором.

Физкультурно-игровые площадки предназначаются: а) для гимнастических упражнений со снарядами и без них; б) для проведения подвижных и спортивных игр и в) для проведения соревнований по комплексу «Будь готов к труду и обороне». На школьном
участке возможно также устройство тира, который должен быть огорожен и находиться в наиболее отдалённой части участка. Площадки для физкультурно-спортивных занятий, хотя и связаны между собой, изолируются одна от другой кустарниками. Особое внимание должно быть уделено почве площадок. Верхний слой следует очистить и снять, заменить чистым песком, чтобы в нём было меньше бактерий, так как в почве, в особенности влажной и загрязнённой гниющими отбросами, встречаются бактерии, не безвредные для человека.

Кроме того, в физкультурно-гигиенической части школьного участка или по соседству с нею при наличии достаточной земельной площади устраиваются площадки для лежания и сна детей на воздухе (в летнее время), для приёма солнечных ванн, для устройства душа и навеса. В зимнее время года эта часть участка используется для устройства катка, снежных гор, лыжной станции и пр.

Территория школьного участка, отводимая для занятий по естествознанию и для изучения передовой мичуринской биологии, может состоять из: а) площадки для гряд огорода, б) площадки для опытного цветника, в) площадки для фруктовых деревьев и ягодных культур, г) площадки для технических и лекарственных растений и д) площадки для опытных животных. Эта часть школьного участка имеет большое значение для воспитания у детей любви к природе, агрономических, животноводческих знаний и интересов, что столь существенно, особенно в сельских местностях, так как это содействует подготовке учащихся к их будущей практической работе. Кроме того, работа на свежем воздухе имеет большое гигиеническое значение.

Каждый школьный участок по возможности должен иметь сад, состоящий из различных лиственных и хвойных, а также плодовых деревьев, цветочных и декоративных кустарников и цветочных клумб. Здесь же по соседству возможно устройство небольшой метеорологической станции. На территории сада следует провести дорожки и установить скамейки со спинками.

Хозяйственный двор предназначается для подвоза к школьному зданию топлива, продуктов, а также размещения на нём сараев с запасами топлива, инвентаря и пр. В этой части участка располагаются мусорная и помойная ямы. Хозяйственный двор следует располагать на школьном участке так, чтобы с одной стороны он примыкал непосредственно к улице, к внутриквартальному проезду, но не со стороны главной улицы, на которую обращен фасад школьного здания. С другой стороны хозяйственный двор должен примыкать к «чёрному ходу» - для доставки в помещение школы топлива, для удаления из него мусора и пр. И с третьей стороны хозяйственный двор должен граничить с площадками для занятий по естествознанию, в первую очередь с огородом и с площадкой для опытных животных.

Площадка под здание школы выбирается таким образом, чтобы здание располагалось главным фасадом (окна классов) на южную или юго-восточную стороны горизонта. В целях наилучшей инсоляции, естественного освещения и проветривания здание школы должно отстоять от соседних, а тем более противоположных зданий на троекратном или в крайнем случае на двоекратном расстоянии, высоты противоположных или соседних зданий. Это требование не всегда осуществимо в городах со сплошной застройкой улиц. Но и в последнем случае обязательно наличие определённого расстояния между зданием школы и соседними зданиями.

Школьный участок со всех сторон должен быть огорожен изгородью. Согласно существующим правилам земельный участок школы должен быть сдан строительными организациями в полном порядке одновременно со сдачей в эксплуатацию школьного здания. Земельный участок закрепляется за школой и не может быть использован для других нужд.

На земельном участке школы воспрещается возводить постройки, не имеющие отношения к школе. Помимо обычной изгороди, целесообразно вокруг школьного участка устроить дополнительную живую изгородь, препятствующую проникновению на территорию школы пыли и шума с улиц.

Наличие при школе достаточного по размерам и хорошо оформленного земельного участка содействует более углублённому проведению учебно-воспитательной работы среди детей и подростков и помогает организации здорового, полноценного досуга.

Земельный участок других детских учреждений . Особенно большое значение имеет земельный участок для детского дома, поскольку дети и подростки проводят в нём большую часть суток. В основном в отношении земельного участка детского дома остаётся в силе всё сказанное в отношении участка начальной и средней школы. На участке детского дома, кроме здания самого детского дома, возводятся ещё здания для квартир педагогического и технического персонала, для бани и прачечной. Учитывая то, что в детском доме дети и подростки получают круглосуточное питание и что это питание должно быть полноценным во всех отношениях, особое значение приобретает создание при нём подсобного хозяйства, огорода, птичника, крольчатника, пасеки и других служб.

Кроме этого на участке детского дома сооружаются: сарай для хозяйственного оборудования и хранения спортивного инвентаря, навес для сельскохозяйственного инвентаря, материальный склад, пожарный сарай, водопроводная башня с водокачкой (в случае отсутствия городского водопровода), овощехранилище, продуктовый склад с ледником, навес для хранения дров, гараж для машин и конюшня, амбар для хранения зерна и сарай для обслуживания живущего при детском доме персонала. На участке детского дома устраиваются также скотный двор с навозохранилищем и жижесборником, склад кормов и сеновал под навесом.

В соответствии с этим площадь земельного участка детского дома должна быть по сравнению со школьным участком увеличена до 3-4 га, что обычно не представляет больших трудностей, поскольку детские дома большей частью устраиваются за городом - в сельских местностях. Наличие подсобного хозяйства не менее желательно и для начальных, семилетних и средних школ, имеющих при себе интернаты, так как в них необходимо обеспечить детям полноценное питание. Поэтому расширение площадей земельного участка при школах, имеющих интернаты, является естественной необходимостью.

Земельный участок санаторно-лесной школы, помимо обязательных для участка школы и детского дома составных частей, должен обязательно иметь дополнительные площадки для сна детей на свежем воздухе, солярия, душа и класса на свежем, воздухе. Размеры площади земельного участка санаторно-лесной школы должны быть аналогичными с участком детского дома.

Земельный участок - лагеря отдыха должен быть расположен в местности, богатой зелёными массивами. Особенно необходима для земельного участка пионерского лагеря близость реки, озера или иного проточного водоёма. Водоём от лагеря должен быть расположен на недалёком расстоянии, примерно 1 км с тем, чтобы дети и подростки могли его использовать для купания и водного спорта (гребля, плавание и пр.). Участок пионерского лагеря надо располагать в отношении реки так, чтобы места стока вод с ближайших производств и селений находились ниже по течению от него. Если пионерский лагерь рассчитан на 200 детей (а на большее количество детей лагерь устраивать не стоит по соображениям противоэпидемического порядка), то для его земельного участка необходима площадь не менее 2-3 га с тем, чтобы на одного пионера приходилось не менее 100 кв. м площади.

Внимание! Данный материал о требованиях, предъявляемых к строительству школ в 50-80-е года 20-го века .

Пришкольный участок - это территория, которую могут приводить в порядок не педагоги и родители, а сами школьники. Рассмотрим некоторые рекомендации по проведению таких работ, приведем пример готовых проектов.

Особенности участка

Пришкольный участок с точки зрения градостроителей является территорией городского ландшафта специального предназначения. Он характеризуется ограниченностью использования. В настоящее время городские ландшафты превращаются в некие ядра антропогенного разрушения живой природы. Действие человека на городскую среду привело к тому, что она не способна к самостоятельному восстановлению.

В связи со сложившейся ситуацией при создании пространства на первый план выходит экологическая устойчивость. Это является одним из условий гармонизации городской среды. Дизайн пришкольного участка дает возможность восстанавливать природное равновесие.

Теоретические основы

Новый эколого-ландшафтный подход к озеленению предполагает оптимизацию территории, создание на ней стабильной экосистемы. Озеленение пришкольного участка допускает использование инновационных градостроительных технологий. На них можно создавать экспериментальные площадки, на которых дети (в каникулы) будут изучать растительный мир, осуществлять уход за живыми насаждениями.

Этапы работы

Пришкольный участок формируется при проведении нескольких последовательных этапов:

  • обследование земельного участка;
  • проектирование с применением ландшафтного дизайна;
  • реализация созданного проекта;
  • уход за объектами.

На первом этапе происходит исследование почвы, растительности. Состояние территории на время проведения проектирования отображает первоначальный план.

Дизайн пришкольного участка предполагает продумывание зонирования, подбор растений, кустарников, составление из выбранного материала композиции, создание генерального плана участка, оформление документации.

Реализация представляет собой организацию запланированных объектов ландшафта, а также осуществление на выбранной территории посадок.

пришкольной территории

Для того чтобы оформить пришкольный участок своими руками, нужно учесть специфику территории, а также затраты на приобретение растений и кустарников. Уход за посадками могут осуществлять старшеклассники, для этого педагоги составляют календарно-технологическую карту. В годовой план включают практические занятия для детей на участке, а также разрабатывают тематику. Отдельного внимания заслуживает техника безопасности на пришкольном участке.

Подбор форм и методов организации работ определяется в зависимости от уровня подготовки учащихся, наличия практических навыков, материальной базы образовательного учреждения.

Пришкольный участок позволяет педагогам формировать у подрастающего поколения навыки бережного отношения к живой природе.

Базовые термины

Дизайн - это термин, который обозначает разные виды проектной работы, предназначенные для формирования функциональных и эстетических качеств среды. Техническая эстетика занимается изучением технических, социальных, культурных проблем формирования предметной гармоничной среды, получаемой средствами промышленного производства для создания оптимальных условий быта, труда, отдыха людей. Проект ландшафтного дизайна представляет собой комплект документов:

  • генеральный план;
  • посадочный чертеж с указанием мест размещения кустарников и деревьев;
  • разбивочный чертеж;
  • ассортимент посадочного материала;
  • календарное планирование;
  • график действий;
  • расчетная смета;
  • пояснительная записка.

Разделы проекта

План пришкольного участка педагоги, родители могут разрабатывать вместе со школьниками, учитывая их предложения и интересные идеи.

В состав проекта можно включать следующие разделы:

  • подробные эскизы цветников, участков сада;
  • план вертикального планирования;
  • перспективные рисунки некоторых элементов ландшафта: малые архитектурные формы, спортивные площадки;
  • набор рабочих чертежей.

Этапы ландшафтного проектирования

Обследование пришкольного участка состоит из нескольких этапов:

  • визуального осмотра;
  • топографической съемки;
  • анализа почвы;
  • характеристики гидрологии участка;
  • освещенности его в разное время суток.

Существует определенный алгоритм, по которому составляется генеральный план. Проект пришкольного участка нужно начать с определения размеров территории. Далее выбирается оптимальный масштаб чертежа. Затем намечают очертания границ, обозначается ориентация участка относительно сторон света, устанавливается число сооружений.

Растения пришкольного участка должны подбираться с учетом климатических условий местности. На генеральном плане обозначают порядковым номером основное здание школы, дополнительные сооружения, водоемы, зеленые растения и кустарники.

Элементы дизайна

Деревья пришкольного участка должны размещаться так, чтобы между ними можно было свободно передвигаться. Для этого важно обустроить дорожки на пришкольной территории. Они не только придадут создаваемому дизайну оригинальность и индивидуальность, но и будут выполнять несколько функциональных предназначений.

Для их декорирования можно воспользоваться несколькими видами покрытий: камнем, плиткой, бетоном, деревом, травой. Укладка материала может осуществляться на песок, раствор цемента.

На школьном участке удобнее всего воспользоваться бетонными плитами. Производители предлагают их в форме шестигранников, волны, кирпича. В одной части участка также можно выделить и травянистые дорожки, на основе которых учитель биологии вместе со своими воспитанниками сможет проводить экологические экскурсии для школьников.

У дорожек и тропинок, создаваемых на пришкольной территории, существует несколько предназначений. Они не только делят весь участок на отдельные зоны, но и выступают в качестве отдельного элемента эстетического и художественного решения сада.

Пришкольные участки, фото которых приведены ниже, вписываются в общую концепцию образовательного учреждения.

Цветники

Клумбу можно сделать прямоугольной, круглой, квадратной, овальной формы. По ее краю допускается расположение небольшой полосы бордюра либо газона для невысоких растений. Для того чтобы правильно подобрать растения для ландшафтного дизайна школьного участка, важно учитывать следующие параметры:

  • гармоничность цветового сочетания;
  • высота и специфика роста;
  • правильность рассадки по клумбе;
  • избегание сложного рисунка.

Бордюр, выбираемый для оформления клумб, должен отличаться по цвету от базового тона создаваемой цветочной композиции.

Бордюрные растения должны быть низкорослыми, растущими плавным плотным кустом, стойкими к неблагоприятным погодным условиям. Среди таких растений, оптимально подходящих для участка, отметим низкорослые бархатцы, анютины глазки, маргаритки. Работа на пришкольном участке должна быть для ребят интересной и познавательной с биологической точки зрения. Именно поэтому можно создавать модульные цветники вблизи школы, которые не только будут радовать окружающих своим оригинальным цветением, но и станут наглядным пособием по ботанике для школьников.

При организации модульного цветника на одной площади предполагается многократное повторение в заданной форме какой-то фигуры. Площадка цветника делится на модульную сетку, в ее основе выполняется, к примеру, прямоугольник. В подготовленные фигуры высаживают цветы, затем укладывают гравий, гальку.

Газон

Каждый пришкольный участок обладает определенным обликом. Для того чтобы отделить некоторые элементы, можно воспользоваться травянистым газоном. Под ним подразумевается участок почвы, который засеян плотным слоем злаков. Для того чтобы газон имел опрятный вид, необходимо регулярно его подстригать. Среди обязательных работ, связанных с уходом за газоном, отмечают:

  • регулярную стрижку (около 20-30 раз в течение сезона);
  • регулярность полива;
  • подравнивание краев;
  • внесение минеральных удобрений в весеннее и осеннее время;
  • устранение сорняков;
  • прокалывание;
  • подметание;
  • прочесывание специальными граблями.

Обустройство альпинария

Это один из старейших видов европейского каменистого сада, который сохранил определенные черты каменистых композиций. Классический вариант альпинария является симметричным сооружением, напоминающим «праздничный пирог». Верхняя часть альпинария имеет крупную коническую глыбу, которая ассоциируется с вершиной горы, а по склонам ее можно уравновесить плоскими массивными камнями. Подобное сооружение вполне уместно на пришкольной территории, его можно обложить дорожками или бордюрами из плоских камней.

Природа является уникальной естественной системой, все элементы которой связаны между собой. Человек также является частью живой природы. Именно поэтому так важно привлекать к благоустройству территории около образовательного учреждения учеников.

Детский проект по благоустройству школьного участка

Учащиеся решили внести свой небольшой вклад в восстановление природного равновесия. Был создан проект, который позволил преобразовать в лучшую сторону школьный участок.

Цель работы: экологическое и эстетическое изменение школьной территории.

Задачи проекта:

  • декоративное преобразование территории вокруг образовательного учреждения;
  • создание оптимальных условий для работы летнего лагеря, отдыха ребят во внеурочное время;
  • активизация познавательного интереса к биологии;
  • формирование в подрастающем поколении потребности в улучшении и сохранении природы.

Среди предполагаемых результатов внедрения данного проекта отметим:

  • создание благоустроенного участка;
  • удовлетворение экологического и эстетического состояния территории;
  • приобретение учащимися практических навыков ухода за цветами и кустарниками.

Проект является групповым, долгосрочным, практико-ориентированным мероприятием. В его рамках ребята анализируют возможность использования почвы на участке для организации клумб, пытаются создать у школы настоящую альпийскую горку.

Данный проект не предполагает серьезных экономических расходов. Небольшие расходы нужны для приобретения семян цветов, выращиванием саженцев занимаются сами школьники под руководством преподавателя биологии.

Осенью проводится анкетирование школьников, целью которого является получение информации о готовности ребят принять активное участие в благоустройстве пришкольной территории. Далее вместе с преподавателем технологии ученики составляют генеральный план, продумывают все зеленые насаждения, малые архитектурные формы, которые будут располагаться на декорируемой территории. Сначала школьники создают эскизы клумб и альпийской горки, вносят корректировки с учетом рекомендаций специалистов.

Для того чтобы осуществлять правильный уход за посаженными цветами и кустарниками, участники проектной группы изучают литературу о ландшафтном дизайне.

На уроках технологии мальчики готовят ящики под выращивание рассады, девочки сеют однолетние цветочные культуры.

Весной проект переходит в основную стадию. Согласно составленному плану, на пришкольной территории организуются клумбы, в них закладывается смесь грунта и торфа. Уход за посаженными цветами осуществляет бригада старшеклассников, руководит которой учитель биологии.

Осенью подводятся итоги осуществленного проекта, оформляется презентация. Результаты своей деятельности авторы проекта представляют в рамках научно-исследовательских конференций.

Информация в заключение

Ландшафтный дизайн пришкольной территории является сложным и ответственным мероприятием. Подобное мероприятие предполагает серьезную предварительную работу, состоящую из нескольких последовательных этапов. Вовлечение детей в облагораживание участка вокруг родной школы - отличный вариант воспитания в подрастающем поколении патриотизма. Помимо получения существенного объема теоретических навыков, ребята приобретают новый социальный опыт. Они повышают уровень своей информированности об окружающей среде.

В рамках реализации проекта развиваются практические умения по изучению, оценке, улучшению окружающей среды вблизи школы. У подростков развивается самостоятельность, они меняют свое отношение к проблемам окружающей среды. После внедрения в учебные заведения Российской Федерации новых образовательных стандартов проектная деятельность стала одним из приоритетных направлений деятельности на всех ступенях обучения. Ребята могут стать активными участниками реализации своего проекта, направленного на улучшение пришкольной территории.