Особенности развития ребёнка в школьном возрасте. Детская психология: особенности развития младшего школьника. Новообразования младшего школьного возраста

Период с 8 до 11 лет психологи называют одним из самых сложных. Его ещё нельзя назвать подростковым, но дети в этом возрасте уже и не младшие школьники. В силу целого ряда особенностей развития нервной системы у детей 8-11 лет поведение школьников часто становится неконтролируемым. Родителям требуется немало усилий, чтобы сохранить с ребенком дружеские отношения и в то же время заставить ученика ответственно выполнять свои обязанности.

Возрастные особенности развития нервной системы у детей и подростков

Особенности нервно-психического развития детей школьного возраста вызывают у родителей некоторое беспокойство. Связано это с вошедшим в жизнь ребенка 8-11 лет обучением в школе. Однако не стоит пугаться и переживать из-за того, что ученик ведет себя не так, как он по вашим представлениям должен себя вести в школе или дома. Это только возрастные особенности, обязательный этап развития ребенка. То, что он не может, например, сосредоточиться на одном задании и отвлекается, совсем не говорит о том, что он неспособен к обучению и вырастет недостаточно образованным.

Развитие нервной системы у детей и подростков происходит очень активно. Череп человека перестает расти примерно к 10 годам, и дальнейшее развитие нервной системы происходит за счет функциональной оставляющей. Головной мозг интенсивно развивается, формируются новые, более тонкие функциональные связи между его различными отделами, которые будут обеспечивать совершенную работу всего организма. Особенно активно развивается кора больших полушарий - часть мозга, которая отвечает за мышление, восприятие, контроль поведения и другие высшие формы деятельности мозга человека. Вес мозга ребенка этого возраста почти равен весу мозга взрослого. Высокая возбудимость головного мозга ребенка постепенно сглаживается, процессы возбуждения и торможения уравновешиваются. Ещё одна возрастная особенность развития нервной системы у детей 8-11 лет – ускоренное формирование отделов, отвечающих за двигательную активность ребенка, поэтому его движения становятся все более точными и разнообразными. Точнее работают органы чувств, зрительные, цветовые, слуховые ощущения приобретают большую четкость.

Психическое развитие ребенка 8-11 лет и его восприятие окружающего мира еще несовершенно. Он воспринимает предметы и явления неточно, как бы не полностью. Внимание ребенка обращают на себя какие-то случайные признаки, яркие детали, а целостное представление порой отсутствует. Родителей детей этого возраста порой удивляет такая избирательная наблюдательность. Ребенок может, например, не вспомнить, каких масти и размера была собака, но точно помнит, что у нее был красный поводок. В силу особенностей психического развития детей школьного возраста внимание в 8-11 лет носит непроизвольный характер. Они мгновенно и очень легко отвлекаются на любой внешний раздражитель. Звук сирены за окном, залетевшая в класс муха - и вот уже все дети отвлеклись от урока и наблюдают за мухой или вытягивают шеи, пытаясь разглядеть, скорая помощь или пожарная машина включила сирену. В силу своего психического развития дети в 8-11 лет не могут длительное время сосредоточивать и удерживать внимание на одном объекте. На занятиях в школе они утомляются уже к второму-третьему уроку, и удержать их внимание учителям становится трудно.

Группа продленного дня и чрезмерно насыщенные в эмоциональном и познавательном плане занятия также ведут к утомлению. Это отражается на их поведении дома при выполнении домашнего задания. Попытки взрослых заставить ребенка сконцентрироваться на выполняемом задании приводят к быстрому утомлению и едва ли благоприятно отразятся на его учебе. Поэтому родителям нужно разрешать ребенку периодически делать небольшие 10-15-минутные перерывы.

Особенности развития детей 8-11 лет: память, речь и мышление школьников

В силу возрастных особенностей развития память у школьников 8-11 лет в большей степени образная. Они лучше запоминают внешние особенности предмета, чем, например, их назначение или смысл. Изучая какое-то явление, дети усваивают его частями, а полное представление о нем и взаимосвязи его частей нередко не складывается. При развитии памяти у ребенка 8-11 лет учитывайте, что запоминание в этом возрасте носит преимущественно механический характер.

Дети лучше запоминают то, что произвело наиболее яркое впечатление или было несколько раз повторено. Поэтому и воспроизведение учебного материала детьми этого возраста менее точно, а полученные знания часто недолго удерживаются в памяти, уступая место новым, более ярким и свежим впечатлениям.

Одна из особенностей развития мышления школьников в этом возрасте – его образный характер. Дети лучше запоминают то, что сопровождается демонстрацией наглядного материала. Восприятие сложных абстрактных понятий вызывает у них значительные трудности, так как наглядно себе они их не представляют. Кроме того, у них еще недостаточно знаний об общих закономерностях природных явлений и отношений в обществе. Поэтому для развития мышления школьников при преподавании учебного материала на уроках или объяснении ребенку домашнего задания в первую очередь необходимы наглядность и разделение сложных понятий на отдельные составные части. Применение в обучении ребенка этого возраста игровых приемов все еще актуально и дает хорошие результаты. Постепенно формируется так называемый формально-логический тип мышления, основанный на рассуждениях, построении логических цепочек, представлении не явных, но возможных свойств предмета или явления, последствий того или иного поступка, а не только видимых характеристиках явления. Развитию формально-логического мышления способствует освоение ребенком сравнений, классификаций, способности к анализу и синтезу информации.

Развитие речи ребенка в 8-11 лет и его мышления происходит в тесной взаимосвязи. В этом возрасте словарный запас детей активно пополняется и достигает в среднем 4000 слов и более. Важно то, что именно в этом возрасте ребенком приобретаются навыки устного и письменного изложения своих мыслей. На развитие речи детей 8-11 лет как раз и направлены школьные сочинения. Характер ребенка этого возраста неустойчив, и в целом его формирование происходит согласно информации, заложенной еще в дошкольном возрасте. При дефектах в дошкольном воспитании дети нередко проявляют такие негативные черты характера, как грубость, эгоизм, развязность.

Развитие личности и эмоционально-волевой сферы школьника

Дети в возрасте 8-11 лет очень эмоциональны, и эмоции всегда отражаются на их лице и поведении. Они активно реагируют на происходящие события, их умственная и физическая деятельность, работа воображения всегда эмоционально окрашены. В силу своего эмоционального развития дети школьного возраста не сдерживают своих чувств и всегда откровенно выражают радость или грусть, страх или недовольство. Для детей этого возраста характерны частые смены настроения в течение дня, что отражает их реакцию на происходящие события, хотя в целом они веселы и беззаботны. Однако неудовольствие, несогласие могут выражаться очень бурно, хотя и кратковременно, со слезами и закатыванием истерики. Особенно это свойственно детям с так называемым демонстративным типом личности. В этом возрасте положительные или отрицательные эмоции вызывают не только игры и общение со сверстниками. Имеют значение и вызывают определенные реакции отношения со школьными учителями, их оценка успехов в учебе ребенка. При этом к чувствам других людей дети обычно равнодушны, у них еще не развита способность к сопереживанию (так называемая эмпатия). Очень активно у ребенка 8-11лет происходит развитие волевых качеств, чему способствует учеба в школе. Она тренирует терпение, настойчивость, дисциплинированность и т. п. Однако повышенная эмоциональность, двигательная активность детей в какой-то мере препятствуют этому. У некоторых детей, особенно тех, кому не уделяют достаточно внимания родители и учителя, воля развита в меньшей степени. Это может проявляться повышенной внушаемостью, недисциплинированностью. Из-за возрастных особенностей эмоционального развития школьников они могут поддаваться дурному влиянию своих сверстников или более старших детей, нарушая дисциплину и срывая учебный процесс в классе. Таким детям следует уделить повышенное внимание, направив его на выработку волевых качеств. Ребенок будет легче преодолевать возникающие трудности, чувствуя поддержку взрослых. Но некоторые дети могут проявлять такие качества только в присутствии взрослых, стремясь заслужить их расположение. Развитие эмоционально- волевой сферы школьника к 10-11 годам уже таково, что дети начинают проявлять волевую активность, руководствуясь в своих действиях собственными мотивами, а не только указаниями взрослых и выполняя их задания. Поначалу их волевые усилия распространяются только на ближайшие цели. Отдаленные цели требуют дополнительных промежуточных усилий, к которым дети этого возраста пока не готовы.

Основными чертами, которые они приобретают, являются произвольность и внутреннее планирование действий, т. е. ребенок уже не бежит куда-то, поддавшись сиюминутному порыву, мимолетному желанию. Он уже знает, что есть слово «надо», есть обязанности, которые он должен выполнить, уроки, которые ему нужно подготовить. И он уже учится планировать свое время, распределять его между выполнением обязанностей и своими желаниями.

На отношения с другими людьми, как взрослыми, так и сверстниками, оказывает влияние учеба в школе, поскольку она меняет уклад жизни ребенка, заставляет взять на себя определенные обязанности: необходимость посещать занятия, выполнять задание, осваивать новый материал. В целом у ребенка расширяется круг общения, появляются навыки общественного поведения: коллективизм, товарищество и др. В коллективе, состоящем из детей этого возраста, в силу усиленного развития эмоциональной сферы школьников начинает формироваться общественное мнение. Ребенок постепенно понимает значимость своих отношений с окружающими, осознает мотивы конфликтных ситуаций. Ему становится очень важно мнение сверстников, у него появляется страх, что его могут посчитать слабым, трусливым или обманщиком. Он начинает делать так, чтобы выглядеть соответствующим образом в глазах своих друзей и одноклассников. Появляются и чувства, которых он ранее не испытывал. Если ребенок добился в чем-то большего успеха, чем другие дети, у него возникает чувство
превосходства над ними, если же, наоборот, ему что-то не удалось, может возникнуть зависть к более удачливым или способным.

Ещё один важный аспект эмоционального развития личности школьника в этом возрасте – сильная подверженность влиянию авторитета, в роли которого выступает взрослый, устанавливающий определенный порядок. Именно его требованиям ребенок стремится в мелочах соответствовать. Страх нарушить Установленные авторитетом правила и вызвать его гнев приводит к тому, что некоторые дети становятся ябедами, пристально следящими не только за своим поведением, но и за остальными детьми, и подмечающими все их отступления от правил. Если ребенок все же нарушил установленный порядок, у него появляется чувство вины, стыда за свой промах. В целом же ребенок начинает чувствовать себя по-другому, уже взрослым, ответственным человеком, мнение которого важно для окружающих.

На эмоционально-волевое развитие школьников 8-11 лет оказывают влияние социальная среда, в которой он развивается (семья, педагоги, сверстники), особенности воспитания в дошкольном возрасте, активность в работе над собой и стремлении соответствовать поставленным задачам и в некоторой степени наследственность.

Статья прочитана 8 930 раз(a).

Младший школьный возраст - начало школьной жизни. Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет.Физическое развитие, запас представлений и понятий, уровень развития мышления и речи, желание идти в школу - все это создает предпосылки того, чтобы систематически учиться.

В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни по сравнению с дошкольным возрастом: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности - учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.

С физиологической точки зрения - это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.

Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте:

1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.

2. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

3. Отчетливо виден социальный смысл учения (в отноше­нии маленьких школьников к отметкам).

4. Мотивация достижения становится доминирующей.

5. Происходит смена референтной группы, по сравнению с дошкольным возрастом.

6. Происходит смена распорядка дня.

7. Укрепляется новая внутренняя позиция.

8. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте - учебная деятельность. Её характеристики: результативность, обязательность, произвольность. В результате учебной деятельности возникают психические новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать).

В.В. Давыдов сформулировал положение о том, что содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и мышления учащегося. Если содержание обучения - эмпирические понятия, то результатом становится формирование эмпирического мышления. Если обучение направлено на усвоение системы научных понятий, то у ребенка формируется теоретическое отношение к действительности и на его основе теоретическое мышление и основы теоретического сознания.

Центральной линией развития выступает интеллектуализация и, соответственно, формирование опосредствованности и произвольности всех психических процессов. Восприятие преобразуется в наблюдение, память реализуется как произвольное запоминание и воспроизведение с опорой на мнемотехнические средства (например, план) и становится смысловой, речь становится произвольной, построение речевых высказываний осуществляется с учетом цели и условий речевой коммуникации, внимание становится произвольным. Центральными новообразованиями являются словесно-логическое мышление, вербальное дискурсивное мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь.

В младшем школьном возрасте дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание.

Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специально организует себя под воздействием требований). Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.

7-8 лет - сензитивный период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил к их повседневному выполнению).

Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижают уверенность в себе, в своих возможностях. У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области - в занятиях спортом, музыкой.

Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов (дети сидят за одной партой, живут в одном доме, и т.п.). Сознание младших школьников еще не достигает того уровня, чтобы мнение сверстников служило критерием подлинной оценки самого себя.

Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными людьми.

В младшем школьном возрасте интенсивно формируется личность ребенка. Если в первом классе личностные качества еще мало выражены, то к концу третьего и началу четвертого года обучения личность ребенка уже отчетливо проявляется в системе ценностей и отношений со сверстниками и взрослыми. Стимулом для оформления системы ценностей ребенка является расширение социальных связей и значимых отношений. Центральной и системообразующей позицией обладает отношение к школе и учебе. В зависимости от знака этих отношений начинает складываться либо социально нормативный, либо девиантный и акцентуированный варианты личности. Самый большой вклад в развитие по девиантному пути вносит школьная дезадаптация и академическая неуспеваемость. Как уже неоднократно отмечалось, в конце первого класса становиться заметной группа учеников с ярко выраженными невротическими и психосоматическими проявлениями. Эта группа риска по социально девиантному варианту развития, так как у абсолютного большинства школьников данной группы уже сформировалось негативное отношение к школе и учебе.

Часто переживаемые отрицательные эмоции, связанные с плохой успеваемостью и наказанием со стороны родителей за школьные успехи, а так же угроза снижения самооценки стимулируют ускорение формирования системы психологической защиты.

Работы американской школы психоанализа, в частности Ф. Крамер, свидетельствуют о возможности активации более зрелых и типологически слабо детерминированных эго-защитных механизмов, например, таких как проекция. Функции проекции связаны с разделением оценочных компонентов любого произошедшего с ребенком события на негативный и позитивный. При этом совершенно автоматически и без участия контроля со стороны сознания и самосознания негативный компонент переносится на какого-либо участника событий, которому приписывается отрицательная роль в их развитии. Положительная сторона этого же события остается в памяти ребенка и входит в когнитивный компонент его «Я-концепции». Такие свойства проекции приводят к тому, что у младшего школьника не развиваются необходимые качества личности.

Ответственность и способность признавать свои ошибки. Ответственность переносится, как правило, либо на родителей, либо на учителей, которые и виноваты в неуспехах ребенка. Другими словами, проекция позволяет «двоечнику» сохранить свою самооценку и не вызывает у него осознание того, что фактически замедляет его личностное развитие.

Второй распространенной формой психологической защиты, предохраняющей младшего школьника от снижения самооценки из-за низкой академической успеваемости, является отрицание. Активизация отрицания искажает поступающую информацию за счет избирательного блокирования ненужных или опасных сведений, угрожающих психологическому благополучию ребенка. Внешне такой ребенок производит впечатление крайне рассеянного и невнимательного в ситуациях общения с родителями и учителями, когда у него пытаются получить объяснения по поводу его провинностей. Отрицание не позволяет ребенку получать объективную информацию о себе и о происходящих событиях, искажает самооценку, делая ее неадекватно завышенной.

В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками. В общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Стремление к сверстникам, жажда общения с ними делают группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной. Участием в группе они очень дорожат, поэтому такими действенными становятся санкции со стороны группы, применяемые к тем, кто нарушил ее законы. Меры воздействия при этом применяются очень сильные, иногда даже жестокие - насмешки, издевательства, побои, изгнание из «коллектива».

Именно в этом возрасте проявляется социально-психологический феномен дружбы как индивидуально-избирательных глубоких межличностных детских отношений, характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого. Наиболее распространенной является групповая дружба. Дружба выполняет множество функций, главными из которых является развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных. Я.Л. Коломинский предлагает рассматривать так называемые первый и второй круги общения школьников. В первый круг общения входят «те одноклассники, которые являются для него объектом устойчивого выбора, - к кому он испытывает постоянную симпатию, эмоциональное тяготение». Среди оставшихся имеются такие, выбирать которых для общения ребенок постоянно избегает, и есть такие, «в отношении которых ученик колеблется, испытывая к ним большую или меньшую симпатию». Эти последние и составляют «второй круг общения» школьника.

В каждой детской группе есть пользующиеся популярностью и не популярные дети. На это различие в положении среди сверстников влияет ряд факторов. У детей зафиксированы обоснования выбора, связанные с указанием на привлекательные нравственно-психологические черты сверстника. В качестве причины нежелания выбрать сверстника характерны указание на плохую учебу, особенности поведения, прямо проявляющиеся в сфере общения («дразнится», «драчун», «обижает»); указание на плохое поведение на уроках; низкий уровень развития санитарно-гигиенических навыков и особенности внешности.

Для «непринятых» наиболее характерными оказались следующие особенности: непричастность к классному активу; неопрятность, плохая учеба и поведение; непостоянтсво в дружбе, дружба с нарушителями дисциплины, плаксивость.

В работе Р. Ф. Савиных как общие для наиболее популярных одноклассников указываются такие качества как: хорошо учатся, общительны, приветливы, спокойны. У непопулярных детей обнаружились такие общие непривлекательные черты, как слабая успеваемость, недисциплинированность, аффективные формы поведения, неаккуратность.

Популярности в группе сверстников вредит как излишняя агрессивность, так и излишняя застенчивость. Никому не нравятся задиры и забияки, поэтому чрезмерно агрессивного ребенка стараются избегать. Это ведет к проявлению еще одной циклической модели, так как этот ребенок может стать агрессивнее вследствие фрустрации или попытки силой добиться того, чего он не может достичь убеждениями. И наоборот, застенчивый, тревожный ребенок рискует стать хронической жертвой, подвергающейся нападкам не только признанных забияк, но и обычных детей. Именно робкие и застенчивые дети испытывают наибольшие трудности в общении и больше всего страдают от непризнания со стороны сверстников. Такие дети, как правило, чувствуют себя более одинокими и больше обеспокоены своими отношениями с другими детьми, чем отвергаемые сверстниками агрессивные дети.

Непопулярные дети часто имеют какие-либо особенности, отличающие их от одноклассников; это может быть излишняя полнота, необычное имя и т.д. Эти особенности могут снижать уровень соответствия ребенка стандартам группы, а такое условие является чрезвычайно важным в период среднего детства. Стремление соответствовать стандартам группы сверстников может быть нормальной, естественной и даже желательной формой поведения.

Принятие ребенка сверстниками находится в прямой зависимости от развитости у него самоуважения. Самоуважение означает видение себя человеком, обладающим положительными качествами, то есть человеком, способным достигать успеха в том, что является для него важным. В младшем школьном возрасте самоуважение в значительной степени связано с уверенностью в своих академических способностях (которая, в свою очередь, соотносится со школьной успеваемостью). Дети, которые хорошо учатся в школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Однако не всегда самоуважение может зависеть от уверенности в своих академических способностях: многим детям, которые не могут похвастать успехами в учебе, тем не менее, удается развить высокую самооценку. Развитие самоуважения - процесс циклический. Дети обычно достигают успеха в каком-либо деле, если они уверены в своих силах и способностях, - а их успех ведет к дальнейшему росту самоуважения. На другом полюсе находятся дети, которые терпят неудачи из-за недостатка самоуважения, и, как следствие, оно продолжает падать. Личные удачи или неудачи в различных ситуациях могут заставить детей смотреть на себя как на лидеров или аутсайдеров. Сами по себе эти ощущения еще не создают замкнутый круг, поэтому многие дети, начавшие с неудач в социальной или учебной сфере, в конечном счете, находят что-то, в чем они способны преуспеть.

Положение детей в группе сверстников зависит от их общей приспособляемости. Особой популярностью среди сверстников пользуются общительные, жизнерадостные, отзывчивые и склонные к участию в общих делах дети. Высокий интеллект, хорошая успеваемость в школе и успехи в спорте также могут способствовать популярности ребенка в группе, в зависимости от характера приоритетов и ценностей группы. Если ребенок обладает какими-то особенностями, отличающими его от сверстников, он очень часто не пользуется популярностью в группе, что, в свою очередь, может отрицательно сказаться на его самоуважении. Наиболее восприимчивые к давлению группы сверстников оказываются дети с низкой самооценкой, тревожные, постоянно контролирующие свое поведение.

Способствуют популярности ребенка среди сверстников наличие таких качеств личности, как общительность, жизнерадостность, отзывчивость и склонность к участию в общих делах, а также адекватная самооценка. На популярность младшего школьника (в частности) влияет его успеваемость в школе, спортивные достижения и т. д.

Не пользуются популярностью среди сверстников дети, обладающие какими-то особенностями, отличающими его от остальных. Вредят популярности в группе и чрезмерная агрессивность, и чрезмерная застенчивость. Именно робкие и застенчивые дети испытывают особые трудности в общении и больше страдают от непризнания со стороны сверстников. Слабая коммуникабельность особенно часто констатируется у единственных детей в семье, если такой ребенок часто остается один (из-за занятости родителей). Такие дети интровертированы - обращены в свой внутренний мир - и лишены чувства защищенности, необходимого для развития коммуникабельности .

Завершая краткий анализ формирования личности в начальной школе, следует сказать, что динамика этого процесса в целом имеет позитивный характер. Для детей характерен невысокий уровень произвольности в поведении, они весьма импульсивны и не сдержаны, поэтому еще не могут самостоятельно преодолевать даже незначительные трудности, с которыми встречаются в обучении.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности.

Дети растут, развиваются и постоянно меняются. Совсем недавно вы бегали за ребенком в сад, но вот ему уже 7 лет, пора идти в школу. И у родителей появляется страх. Как правильно себя вести с младшими школьниками? Как не навредить ребенку и сделать этот период максимально комфортным?

Самое главное - ваш ребенок остался прежним, просто у него появились новые интересы, обязанности. И чтобы помочь ему, необходимо просто знать возрастные особенности младших школьников. Краткие характеристики описаны в таблице ниже.


Младший школьный возраст – это период с 6-7 до 10 лет. Сейчас ребенок меняется физиологически. Особенности развития в этом периоде - растут мышцы, ребенку хочется активности и подвижности. Особое внимание стоит уделить осанке – она формируется именно в возрасте 6-7 лет. Запомните – спокойно младший школьник может сидеть за столом от силы десять минут! Поэтому очень важно грамотно организовать его рабочее место, следить за правильным светом, чтобы беречь его зрение.

Особое внимание стоит уделить психолого-возрастным особенностям младших школьников. Внимание в этом возрасте недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Они не могут усидеть на месте, необходима частая смена вида деятельности. Основным способом получения информации по прежнему остается игра – дети отлично запоминают то, что вызывает у них эмоции. Наглядность и яркие, положительные эмоции позволяют младшим школьникам легко запоминать и усваивать материал. Используйте различные таблицы, рисунки, игрушки, когда занимаетесь с ребенком дома. Но во всем нужна мера. Небольшие физкульт-минутки позволяют снять мышечное напряжение, расслабиться и переключиться с учебы на отдых, повысив тем самым мотивацию учения. Именно сейчас формируется отношение ребенка к учению – вера в свои силы, желание учиться и получать знания.

Младшие школьники очень активны, инициативны. Но не стоит забывать, что в этом возрасте они очень легко поддаются влиянию окружающей среды. Дети осознают себя личностью, сравнивают себя с другими, начинают выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Психологическая особенность младших школьников - податливость, доверчивость. Немаловажную роль для детей в этом возрасте играет авторитет. И здесь очень важно проконтролировать среду, в которой находится ребенок. Следите, с кем общается ваш малыш. Но самым главным все равно должен быть авторитет родителей. Общайтесь с вашим ребенок, высказывайте свою точку зрения, выслушивайте его. Взаимопонимание очень важно для младших школьников, ведь именно сейчас начинает формироваться его собственная позиция и самооценка. И вы должны полностью его поддерживать и помогать в этом.

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В последние годы в связи с переходом к обучению с 6 лет и введением четырехлетней начальной школы нижняя граница данного возрастного этапа переместилась и многие дети становятся школьниками начиная не с семи лет, как прежде, а с шести. Соответственно границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет.

В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.

Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет. В организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой). Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов.

Однако, несмотря на отмечаемые в это время определенные осложнения, сопровождающие физиологическую перестройку (повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость ребенка), физиологический криз не столько отягощает, сколько, способствует более успешной адаптации ребенка к новым условиям. Это объясняется тем, что происходящие физиологические изменения отвечают повышенным требованиям новой ситуации. Более того, для отстающих в общем развитии по причинам педагогической запущенности этот криз является последним сроком, когда еще можно догнать сверстников. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые авторы приходят к выводу, что фактически в младших классах «за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте».

Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей, которая у младших школьников еще неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая. И хотя на протяжении возраста эти параметры повышаются, в целом продуктивность и качество работы младших школьников примерно наполовину ниже, чем соответствующие показатели старшеклассников.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением.

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим». Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ; внутренний план действий.

В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Происходящая в этом возрасте «утрата детской непосредственности» характеризует новый уровень развития мотивационно-потребностной сферы, что позволяет ребенку действовать не непосредственно, а руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения.

На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возрастаявляются:

  • качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
  • рефлексия, анализ, внутренний план действий;
  • развитие нового познавательного отношения к действительности;
  • ориентация на группу сверстников.

Для характеристики младшего школьного возраста как качественно своеобразного этапа детского развития представляют интерес подходы зарубежных психологов к пониманию сущности данного возраста, его предназначения и возможностей.

Согласно концепции Э. Эриксона, возраст 6-12 лет рассматривается как период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия. В этом возрасте у ребенка наиболее интенсивно развивается (или не развивается) способность к овладению окружающей его средой. При позитивном исходе этой стадии развития у ребенка формируется переживание своей умелости, при неудачном исходе - чувство неполноценности и неспособности быть наравне с другими людьми. Инициативность, стремление активно действовать, соревноваться, пробовать свои силы в разных видах деятельности отмечаются как характерные черты детей данного возраста.

В рамках классического психоаналитического подхода возраст 6-10 лет считается латентным периодом, когда сексуальное развитие ребенка под давлением родителей и общества временно приостанавливается и он готов принять правила, предлагаемые ему социумом. Подавление детской сексуальности создает большие возможности для дальнейшей социализации: получения образования, обучения практическим навыкам, приобретения опыта общения со сверстниками.

Согласно концепции Ж. Пиаже, интеллектуальное развитие ребенка 7-11 лет находится на стадии конкретных операций. Это значит, что в указанный период умственные действия становятся обратимыми и координированными. Приобретается понятие сохранения для дискретных и непрерывных величин. У ребенка возникает способность преодолеть влияние непосредственного восприятия и применить логическое мышление к конкретным ситуациям. В настоящее время существуют многочисленные доказательства, опровергающие понимание младшего школьного возраста как латентного. В действительности в этот период ни общее психическое, ни психосексуальное развитие ребенка не останавливается, напротив, здесь происходят глубокие и очень важные изменения. Переход к операциональному мышлению влечет за собой существенную перестройку всех психических процессов (восприятия, памяти, воображения, речи, воли), а также сознания ребенка, его моральных суждений способности к сотрудничеству с другими людьми.

Таким образом, младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых (учителей, родителей, воспитателей, психологов), основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Практическая психология образования /

Под редакцией И. В. Дубровиной. - СПб., 2004.

Материал подготовлен Еленой Дугиновой.

Наступление школьной зрелости. За время десяти школьных лет ребенок проходит огромный путь, в течение которого он растет, созревает и достигает зрелого типа функционирования его организм, формируется интеллект.

Дети растут и развиваются неравномерно. Периоды интенсивных ростовых процессов сменяются их торможением, периоды вытягивания чередуются с периодами округления. На протяжении индивидуального развития организма происходят постоянные, закономерные изменения и размеров тела, и функциональных характеристик органов и систем.

В результате изменений на каждом этапе онтогенеза формируются специфичные для каждого этапа свойства отдельных систем и организма в целом. Учет этих свойств необходим при планировании и проведении как педагогических так и гигиенических, оздоровительных и спортивных мероприятий.

Поступление в школу, начало обучения детей в школе, знаменуют собой серьезное изменение в их жизни. Меняется полностью, прежде всего режим труда и отдыха. Совершив первый шаг в школьный класс, попав впервые в атмосферу урока, ребенок попадает в совершенно новые для него условия. Эти условия сопровождаются необходимым длительным и устойчивым вниманием, ограничением двигательной активности, что делает начало обучения в школе одним из самых трудных этапов в жизни ребенка. Кроме того начало обучения в школе является одним из трех критических периодов постнатального онтогенеза. Именно на этот факт необходимо обратить внимание опытным педагогам в чьи руки мы отдам наших детей. Поэтому, прежде чем перейти к характеристикам школьного возраста остановимся на возрасте первого года обучения в школе.

Первый год обучения в школе приходится на очень важный возрастной период, характеризующийся ускоренными морфофункциональными преобразованиями в организме ребенка. В работах ряда авторов Цыганов Г.В. (1996 г.), Фельдман Р.И. (1996 г.), А. Boraito Perez et al (1998 г.) отмечено, что ограничение двигательной активности, связанной с увеличением объема и интенсивности умственной нагрузки особенно с включением в учебные программы различных форм образования, оказывает значительное воздействие на детский организм, в том числе на сердечно-сосудистую систему. Так у многих детей происходит изменение зубца Т-электрокардиограммы, что свидетельствует об уменьшении обменных процессов в миокарде, что в свою очередь ведет к замедлению процессов развития сердечной мышцы (Г.В. Цыганов,1996 г). На высоком уровне сохраняется зубец Р, что свидетельствует о большом симпатическом функциональном влиянии на сердце, а это позволяет держать сердце в постоянном напряжении даже в покое. Эти изменения являются в значительной степени тревожными и основная их причина, уменьшение двигательной активности у детей первого года обучения в школе.

К моменту поступления ребенка в школу его рост достигает ½ длины тела взрослого человека (данный период, 5-7 лет в возрастной физиологии, называется периодом вытягивания). Развитию организма детей этого возраста характерна гетерохронность: длина туловища и размеры головы увеличиваются в меньшей степени, чем длина конечностей рук и ног. Значительного, но не окончательного развития достигают мышцы кисти. Уже к моменту поступления в школу становится довольно тонкой их координация, что способствует овладению навыков рисования, лепки, однако, как мы уже указали, что для данного возраста характерна гетерохронность, которая приводит к более интенсивному развитию крупных мышц, что затрудняет выполнение мелких точных движений. Поэтому именно в этом возрасте детям с трудом дается правописание.

В течении первого года обучения продолжается морфологическое и функциональное развитие нервной системы. Несмотря на окончание морфологического развития коры головного мозга (размеры корковых зон составляют 80% размеров взрослого), для высшей нервной деятельности в этот период еще характерна неустойчивость нервных процессов. В поведении детей этого возраста большое значение имеет подражание, проявляется творчество и инициатива.

Для обеспечения работы мозга как единого целого важна степень созревания связей между разными структурами. Развитие этих связей не заканчивается к 6-7 годам, наиболее поздно формируются (к 15-16 летнему возрасту) связи лобных отделов с другими областями кора и подкорковыми структурами (Д.А. Фарбер и др. 1990 г). Значит, хотя к началу обучения в школе мозг ребенка в значительной мере структурно зрел, однако связи коры больших полушарий продолжают еще развиваться. Это происходит под влиянием внешних воздействий: воспитания и обучения. Именно поэтому для развития детей этого возраста большое значение имеют игры. И как говорил П.П. Лесгафт: “Игра – есть упражнение посредством которого ребенок готовится к жизни”.

В возрасте 6-7 лет претерпевает изменения и костная система. Так, например, в этом возрасте происходит рост ребер, изменяется их положение. Вследствие изменения формы грудной клетки, вызванного ростом ребер, изменяется и характер дыхания: если раньше дыхание было в основном “брюшное”, то с этого возраста становится “грудобрюшным”. Таким образом в механизме вдоха и выдоха межреберные мышцы начинают играть ведущую роль.

Для данного возраста характерен высокий уровень обменных процессов во всех тканях организма. В покое расход энергии организмом ребенка 6-7 лет составляет 2-3 ватт/кг массы тела. Этот высокий уровень энергозатрат обеспечивается у детей более интенсивной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Т.о. для детей первого года обучения в школе характерны высокая частота дыхания составляющая 24-26 дыхательных циклов в минуту, небольшая глубина дыхания 140-150 мл. Частота сердечных сокращений – 95-98 уд/мин. Относительная объемная скорость кровотока (в расчете на единицу массы тела) у детей в 2 раза больше, чем у взрослых, что и является причиной обеспечения кислородом тканевые метаболические процессы.

С 6-ти летнего возраста начинается быстрое совершенствование сосудодвигательных реакций периферических сосудов. Именно поэтому в этом возрасте эффективны различные закаливающие процедуры.

Итак, возраст 6-7 лет, возраст первого года обучения в школе является одним из основных этапов адаптации к новым условиям социального существования.

Специальные исследования показали, что некоторые 6-7 летние дети, еще не достигшие школьной зрелости, в течение всего учебного года слабо приспосабливаются к новым условиям, проявляют низкую работоспособность и учебную активность по сравнению со “зрелыми” ровесниками. Эти качества у “незрелых” детей сохранялись и в последующие 3 года.

Именно поэтому, очень строго стает вопрос о том, как улучшить, оптимизировать функциональное состояние нервной системы первоклассников, как снизить отрицательные последствия нервно-психического напряжения.

Выяснено, что особенно благоприятно влияют на центральную нервную систему детей физические упражнения аэробной направленности.

Проведенными исследованиями (Р.А. Абзалов, 1985, 1988; Р.Р.Нигматуллина и др, 1992; J.S. Harrell et al 1997; Т.Г. Кириллова 2000) показано, что ограничение двигательной активности развивающегося организма отражается не только на центральной нервной системы, но и на функционировании сердечно-сосудистой системы. У детей первого года обучения в школе недостаточная двигательная активность сдерживает рост показателей ударного минутного объема крови и возрастное урежение сердцебиения. В условиях же ежедневных занятий физическими упражнениями у детей первого года обучения в школе происходит развитие брадикардии тренированности, увеличение ударного и минутного объема крови, повышение эффективности насосной функции сердца (Т.Г. Кириллова, 2000). Кроме того физические упражнения необходимы для совершенствования регуляции функционального состояния центральной нервной системы, повышения ее адаптационных возможностей при умственных и физических нагрузках.

Младший школьный возраст. Последующие годы обучения в школе, т.е. в начальных классах, происходит замедление скорости роста в длину. Этот период приходится на возраст 7-10 лет и именуется, как младший школьный возраст.

Данный период, по периодизации А.А. Маркосяна, носит название второе детство и является наиболее спокойным в развитии детей: происходит плавное изменение структур и функций организма. Несмотря на замедление темпов роста, длина тела увеличивается интенсивнее, чем масса.

В ходе развития детей происходит процесс окостенения скелета, т.е. замена хрящевой ткани на костной. Сроки формирования костной ткани тесно взаимосвязаны с определенными этапами физического и полового развития и является своеобразным его барометром. Так, например, появление точек окостенения шиловидного отростка у девочек, и у мальчиков происходит в 7 летнем возрасте, тогда как у гороховидной кости точки окостенения появляются в 9 лет у девочек и лишь в 11 лет у мальчиков. К 9-11 годам заканчивается окостенение фаланг пальцев рук, а кости таза интенсивно развиваются с 8-10 лет, особенно у девочек. В этом возрасте вследствие изменения в строении связочного аппарата, хрящевых и костных элементов позвоночника, постепенно формируются изгибы позвоночника: к 7 годам устанавливаются шейная и грудная кривизны и только к 12 годам – поясничная. Наиболее позвоночник подвижен до 8-9 летнего возраста, вследствие чего у младших школьников зачастую отмечаются случаи нарушения осанки и деформации позвоночника. Все эти особенности формирования скелета необходимо учитывать при построении физкультурных занятий в школах, а также тренировочных процессах. Чрезмерные нагрузки на нижние конечности, резкие толчки при прыжках особенно на одной ноге, могут вызвать смещение костей таза, привести к плоскостопию. Большие по интенсивности и объему физические нагрузки в этом возрасте приводят к значительным энергозатратам, что может повлечь за собой задержку роста.

В младшем школьном возрасте мышцы имеют тонкие волокна, бедны белком и жирами, содержат много воды, поэтому развивать их надо постепенно, разносторонне. Меняется соотношение типов мышечных волокон: увеличивается количество и относительная площадь красных и промежуточных волокон по сравнению с белыми. Значит, в этом возрасте можно начинать постепенное развитие выносливости. У детей 7-10 лет основная масса скелетных мышц состоит из волокон I типа. Известно, что тип I характеризуется преобладанием аэробной энергетикой, что связано с процессами окисления в митохондриях (Косицкий, 1985г.). Аэробный способ получения энергии более экономен, удерживается длительное время, нежели анаэробный (бескислородный), который приводит к быстрому утомлению.

Концентрация и активность ферментов, отвечающих за окислительные процессы в мышцах, так же очень высоки – почти как спортсменов стайеров

(Д.А.Фарбер, 1990 г.). Морфологическая структура мышц такова, что каждое волокно близко соприкасается с капиллярами, доставляющие в мышцы кровь, а вместе с ней кислород и питательные вещества. Для детей этого возраста характерна высокая потребность в кислороде несмотря на сравнительно невысокую массу скелетных мышц, отношение максимального потребления кислорода (МПК) в возрасте 9-10 лет почти в 2 раза превышает подобное отношение у взрослых. Интересен тот факт, что после этого возраста – младшего школьного, таких явлений больше не наблюдается.

Высокая потребность в кислороде характерна и для тканей внутренних органов, а также для мозга. В младшем школьном возрасте мозг ребенка потребляет кислород в два раза интенсивнее, чем мозг взрослого.

Претерпевает существенные изменения структура и функциональная деятельность мозга. В этом возрасте заканчивается рост и структурная дифференцировка нервных клеток. Однако, функциональные показатели нервной системы еще далеки от совершенства. В корково-подкорковом взаимодействии лидирует кора. Созревание коры больших полушарий отражается в ЭЭГ и свидетельствует о высокой степени сформированности состояния покоя для приема и переработки информации, поступающей из вне. Усиление влияния коры по отношению к подкорковым структурам способствует нарастанию сдержанности в проявлении эмоций, осмысливания поведений. По мнению шведских ученых нельзя игнорировать того, что женский мозг функционирует не так как мужской. Установлено, что девочки с поразительной легкостью усваивают информацию в младшем школьном возрасте. Поэтому комиссия министерства образования пришла к выводу, что точные науки они должны изучать в младших и средних классах, тогда как мальчики – в старших.

В течение младшего школьного возраста создаются предпосылки для совершенного опознания зрительных стимулов, совершенствуется выделение наиболее значимой информации по заранее заданной инструкции или по внутреннему побуждению, что в первую очередь связан с усилением вовлечения в процесс восприятия лобных отделов коры больших полушарий (Д.А. Форбер, 1990 г.). Меньшую роль начинают играть эмоциональные характеристики стимула и большую его информационная значимость. Таким образом младший школьный возраст – это возраст перехода от рефлекторной эмоциональности к интеллектуализации эмоций.

Несмотря на завершение морфологического развития нервной системы, по - прежнему, все еще преобладает процесс возбуждения, что приводит к быстрому утомлению. Большая возбудимость, высокая пластичность нервной системы способствует лучшему и более быстрому усвоению дыхательных навыков. В возрасте 7-10 лет дети могут без особого труда овладеть технически сложными формами движения. В то же время у них резко выражено запредельное торможение и слабая устойчивость к воздействию посторонних раздражителей.

Возрастные изменения сердечно-сосудистой системы в младшем школьном возрасте характеризуются равномерностью, относительно более медленными темпами увеличения объема сердца по сравнению с суммарным просветом сосудов. Масса сердца в этом возрасте составляет 83-122 гр. Одной из причин сравнительно низкого артериального давления в возрасте 7-10 лет является относительно больший просвет прекапиллярной и капиллярной сети. Т.е. в этом возрасте составляет СД=100-105 мм. рт. ст., ДД= 53-62 мм. рт. ст. Закономерное снижение ЧСС с возрастом связано с морфологическим и функциональным формированием сердца, увеличением систолического объема крови (к 7 годам СО=23 мл, к 10 годам-37 мл), появлением и становлением центров блуждающего нерва. Так, возрасте 7-8 лет ЧСС= 80-92 уд/мин, а к 10 годам составляет – 76-84 уд/мин.

С возникновением вагусной иннервации и дальнейшим увеличением степени ее выраженности в онтогенезе, деятельность сердца становится более экономной, увеличивается резерв его работоспособности и устойчивости. Усиление парасимпатических влияний на сердце тесно связано с развитием сильной мускулатуры. Однако, в младшем школьном возрасте симпатические влияния на сердце выражены все еще больше, чем парасимпатические. У детей 7-10 лет сократительная способность миокарда еще недостаточна и невелик его функциональный резерв, что связано с преобладанием симпатических влияний на сердце. Несмотря на то, что сердце младших школьников может довольно легко приспосабливаться к физической нагрузке и быстро восстанавливаться при отдыхе до исходного уровня, его деятельность нередко неустойчива. Вследствие этого у детей могут возникать различные нарушения сердечного ритма и резкие изменения АД.

До 7-8 летнего возраста продолжают увеличиваться и показатели дыхательной системы. Таким образом объем легких увеличивается в 8 раз, а к 10 летнему возрасту – в 10 раз по сравнению с новорожденными и составляет ½ объема легких взрослого организма. Причем увеличение объема происходит не за счет увеличения количества альвеол, а за счет увеличения их объема. С возрастом изменяется соотношение частоты и глубины дыхания. Так, если в 7 летнем возрасте ЧД составляет 23, к 10 годам происходит снижение до 18-20 циклов в минуту. Глубина дыхания, наоборот, увеличивается: в 7 лет – 165 мл, а в 10 лет – 255 мл. До 8 лет минутный объем дыхания (МОД) у мальчиков и девочек имеет равные абсолютные величины, а в дальнейшем у мальчиков становится выше. Это объясняется препубертатной дифферентацией типов дыхания – брюшной у мальчиков и грудной у девочек. Относительная же величина МОД у младших школьников выше, чем у подростков и юношей и находится в пределах 3500 – 4400 мл. В этом возрасте дети уже могут контролировать свое дыхание в покое. Время задержки дыхания на выдохе составляет 26-39 сек, на вдохе – 17-20 сек.

Однако, при напряженной мышечной работе дыхание у детей становится неровным, поверхностным, более частым чем у взрослых, гораздо менее максимальные величины легочной вентиляции у 8 летних МОД составляет лишь 30-40 л/мин, у 10 летних 40-50 л/мин, что является следствием преобладающего влияния симпатического влияния на организм младшего школьника.

Среди факторов, обеспечивающего резкое увеличение с возрастом надежности физиологических систем, важную роль играет энергетика. У детей младшего школьного возраста очень высоки необходимые, ежедневные энергозатраты, что связано с большей интенсивностью окислительных процессов. Суточный расход энергии составляет 2.400-2.800 ккал. Более интенсивный энергетический обмен у детей препятствует накоплению в их тканях значительных запасов энергетических субстратов, т.е. резервные энергетические возможности сравнительно невелики. Это делает менее надежными все функции детского организма, поэтому значительным своеобразием отмечается реакция организма младших школьников на физическую нагрузку, что особенно заметно по показателям функций дыхания и кровообращения. При продолжительной нагрузке у младших школьников отмечаются более низкие величины МПК. Так, у мальчиков 8-9 лет МПК достигает лишь 1,5 л/мин, а у девочек –1,0 л/мин.

Потребление кислорода при небольшой физической нагрузке у младших школьников выше, чем у подростков и даже юношей, тогда как процент использования кислорода, т.е. его утилизация, ниже. Значит, при выполнении равной по объему работы у младшего школьников наблюдаются большие суммарные энергетические траты и меньший кислородный пульс (количество кислорода в мл. на одно сокращение сердца): у 8-9 летних мальчиков – 8мл/уд., у девочек – 5,4 мл/уд. У детей данного возраста так же снижена анаэробная производительность, т.е. ограниченная способность работать в кислороде долг. Младшие школьники прекращают интенсивную физическую нагрузку, когда КД составляет лишь 800-1200 мл. Другим, не менее важным фактором меньшей надежности является незрелость регулирующих систем организма.

В связи с этим, а так же из-за нехватки резервов любая физиологическая реакция вовлекает в активную деятельность не только те ткани и органы, которые непосредственно необходимы для ее реализации, но так же и другие, способные оказать помощь в достижении конечной цели. Такой генерализованный тип реакции неэкономичен и у взрослых обычно не наблюдается. У детей же любое напряжение организма всегда связано с активной перестройкой работы практически всех органов и систем, что влечет высокую цену адаптация в младшем школьном возрасте к изменениям внешних условий. По мере адаптации к школьным условиям у большинства первоклассников напряжение физиологических функций снижается. Однако к концу учебного года накапливается утомление и напряжение вновь возрастает. Интересно заметить, что девочки испытывают значительно меньшее напряжение и легче приспосабливаются к новым условиям. Большинство детей, конечно же, благополучно переживают трудный период адаптации к школе, однако для некоторых связанное с этим напряжение оказывается чрезмерно большим. У таких детей младшего школьного возраста могут возникнуть разнообразные функциональные нарушения, например задержка ростовых процессов, изменение состава крови, снижение реактивности и резистентности, а так же понижение физической и умственной работоспособности. Все это отрицательно сказывается на возможностях усвоения учебного материала, осложняет психофизиологическое состояние ребенка, которое и без того находятся в напряжении. И только от профессионализма педагогов зависит определение первых признаков перенапряжения, создание, если требуется, щадящего режима за счет снижения учебной нагрузки и помощи в социальной сфере.

Все эти особенности организма младшего школьного возраста необходимо учитывать, в первую очередь, для последующего гармоничного развития детей.

Средний школьный возраст. Подростковый возраст – это годы перехода ко взрослому состоянию как в социально-психологическом, так и в биологическом плане.

Подростковый возраст характеризуется максимальным темпом роста всего организма, усилением окислительных процессов, нарастанием функциональных резервов организма, активацией ассимиляторных процессов, усилением процессов морфологической и функциональной дифференцировки головного мозга и внутренних органов. В значительной же мере специфика этого возраста определяется биологическим фактором – процессом полового созревания. Для полового созревания характерно ускоренное половое развитие, который завершается половой зрелостью. Девочки в половом созревании на 1-2 года опережают мальчиков, причем имеются и индивидуальные различия в сроках и темпах.

Процесс полового созревания протекает под контролем центральной нервной системы и желез внутренней секреции. Ведущую роль в нем играет гипоталамо – гипофизарная система. В самом центре основания головного мозга расположен гипоталамус – комплекс нервных ядер, представляющий собой эволюционно наиболее древний центр регуляции функций внутренних органов и эндокринных желез. К этому нервному центру непосредственно примыкает главная железа внутренней секреции – гипофиз. Гипоталамус управляет активностью гипофиза, который, в свою очередь, с помощью вырабатываемых им специальных гормонов контролирует большинство других желез организма. Это так называемые тропные гормоны, к их числу относятся соматотропин, активирующий ростовые процессы, и гонадотропные, усиливающие выработку половых гормонов в надпочечниках и половых железах. В коре надпочечников начинают усиленно вырабатываться андрогены, которые обеспечивают появление и развитие вторичных половых признаков, влияют на рост и развитие мускулатуры, на процесс созревания скелета. Под влиянием гормонов гипофиза усиливается активность щитовидной железы и изменяется обмен веществ. Поступая в кровь, гормоны становятся мощными регуляторами роста и развития организма, приводят к формированию вторичных половых признаков, т.е. тех внешних свойств, которые характерны для взрослого человека и отражают его половую принадлежность.

Половое созревание, сопровождающиеся значительным усилением симпатических воздействий на организм, увеличением возбудимости коры головного мозга и повышением общей реактивности нервной системы, способствует повышению эмоциональности, вызывает изменение кровяного давления, ритма сердечной деятельности и дыхания. Повышенная возбудимость и недостаточная уровновешанность основных нервных процессов могут способствовать временному нарушению взаимодействий двигательных и вегетативных функций, вызвать менее рациональные адаптивные реакции дыхания и кровообращения, что особенно ярко проявляется при мышечных усилиях.

В подростковом возрасте костная система находится в состоянии усиленного роста. Особенно быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост позвонков в высоту. Рост же костей в ширину незначителен. Позвоночник по–прежнему подвижен и податлив. Поэтому в связи с отставанием развития мышечной ткани от роста костного скелета при неблагоприятных условиях и в этом возрасте могут возникнуть различные нарушения осанки или деформации позвоночника. Применения чрезмерных мышечных нагрузок ускоряет процесс окостенения и может вызвать замедление роста трубчатых костей в длину. К 12-13 годам заканчивается окостенение запястья и пястья. Развитие костной ткани в значительной мере зависит от роста мышечной ткани.

Быстрыми темпами развивается мышечная система в период полового созревания. Повышается возбудимость, возрастает функциональная подвижность (лабильность) мышц. Они приобретают способность воспроизводить более высокий ритм раздражений. К 14-15 годам мышцы по своим свойствам уже достигает данные взрослых. Резкий скачок в увеличении общей массы мышц происходит в 13 лет. Так, если в 8 лет мышцы составляют 27% массы тела, у 12- летнего – около 29%, в 15 лет уже около 33%. Изменяется диаметр мышечных волокон. Но функциональные возможности мышц еще значительно ниже, чем у взрослых. Так, у 12-летних сила мышц составляет 65% в сравнении с 20-30- летними, а у 15-летних –92%. Производительность же работы на единицу времени у 14-15- летних составляет 65-70% от производительности взрослых. В этом возрасте в основном заканчивается развитие иннервационного аппарата мышц, координации движений. Становится возможным длительное выполнение тонкодифференцированных движений.

Перестройка в структуре скелетных мышц не может не сказаться на мышечной работоспособности. Отмечается некоторое увеличение возможностей подростков при выполнении циклической работы, особенно в зонах большой и умеренной мощности, т.е. при таких нагрузках, где главным источником энергии служит аэробный процесс. Растет мощность, которую может развивать подросток за счет аэробики, растет и длительность непрерывного удержания нагрузки такой мощности, т.е. объем работы. На этой стадии полового созревания эффективны тренировки общей выносливости, однако надо помнить, что пубертатные перестройки в организме еще далеки от завершения и следует соблюдать осторожность в наращивании интенсивности и объема тренировочных занятий. С другой стороны, тренировка силовых и скоростно-силовых качеств в этот период малоэффективна, и применение таких нагрузок в урочной и неурочной формах должно быть ограничено. В этом возрасте происходит созревание быстрых скелетно-мышечных волокон и нервных спинальных центров, управляющих их сокращением значительно уменьшает время двигательных реакций, позволяет совершенствовать ловкость и другие проявления координации движения. Исчезает угловатость движений, поэтому в этом возрасте подростки начинают увлекаться танцами (Д.А. Фарбер и др., 1990 г.).

Глубокие перестройки, происходящие в сердечно-сосудистой системе, повышают риск появления вегетососудистых дистоний и подростковой гипертонии. Это необходимо учитывать как врачам, проводящим диспансеризацию, так и педагогам и родителям, регулирующим школьную нагрузку подростков. На этом этапе развитию сердца свойственны наиболее выраженные и быстро нарастающие изменения. Особенно заметно увеличивается масса желудочков, причем больше – левого. Масса сердца в этом возрасте составляет 258-260 гр. (300 гр. у взрослого). Еще быстрее увеличивается объем сердца, что объясняется стимулирующим влиянием желез внутренней секреции, а значит и повышенным синтезом белка в миокарде. Если у 12 – летних объем сердца в среднем равен 460 мл., то у 15- летних 620 мл.

В этом возрасте завершается деффирентация сердца и оно по своим структурным показателям (кроме размеров) становится подобным сердцу взрослого человека. Следует, однако, помнить, что нередко в период полового созревания происходит нарушение в гармонии роста массы и тотальных размеров тела и увеличением размеров сердца, это чаще возникает у подростков с акселерированным типом развития. В этих случаях деятельность сердца отличается малой экономичностью, недостаточным функциональным резервом и снижением адаптационных возможностей к физическим нагрузкам. Повышение МОК при физической нагрузке происходит главным образом за счет учащения ЧСС при незначительном увеличении СО (меньше, чем при соответствии размеров сердца массе и тотальным размерам тела).

Для детей среднего школьного возраста характерна заметное увеличение суточных потребностей в пище. По сравнению с младшим школьным возрастом суточная потребность составляет 2.900 ккал. Однако данная величина является средней, так как необходимо учитывать и индивидуальные колебания суточной потребности, зависящая от телосложения подростка, от уровня основного обмена на единицу времени и т.п. Не все ткани организма расходуют энергию одинаково. Например, жировые клетки и костная ткань характеризуются незначительным обменом, тогда как сердце, печень, мозг, почки несут значительную долю суммарных энергетических затрат организма. Соотношение же различных тканей в организме носит также индивидуальный характер и зависит от пола, возраста и телосложения. Так у подростков дигестивного типа телосложения значительную часть массы тела составляет инертный жир, величина основного обмена на единицу массы тела значительно ниже, чем у представителей, например астенического типа. Кроме того у подростков дигестивного типа полового созревания завершается в среднем на 2 года раньше.

Все изменения в процессе полового созревания, а именно в двигательных функциях ростовых процессах, обменных процессах, связанных с усиленной секрецией гормонов целенаправленно влекут за собой изменения и в функции мозга. Эти изменения функционирования мозга в подростковом периоде связаны прежде всего с переменой активности гипоталамуса, именно здесь расположены центры, регулирования деятельности сердца, сосудов, обмена веществ, дыхания. Кроме того, многие клетки гипоталамуса обладают способностью к секреции гормонов.

В корково – подкорковом взаимодействии лидируют подкорковые структуры. Значительное повышение активности подкорковых структур, особенно в начальном этапе полового созревания приводит к отрицательным изменениям механизмов восприятия и внимания. И только на завершающих этапах полового созревания, когда активно начинают функционировать половые железы, снижается активность гипоталамуса, в корково- подкорковом взаимодействии начинает доминировать кора больших полушарий. Это доминирование приводит к восстановлению и развитию механизма произвольного внимания и избирательного восприятия. У девочек это происходит к 15 годам, а у юношей лишь к 16-17 годам.

Совершенствование системной организации физиологических функций подросткового периода приводит к возрастанию функциональных и адаптационных организма школьника. Снижается степень напряжения физиологических систем в течение учебного года, уменьшается утомляемость, улучшаются показатели умственной работоспособности. Однако, организм детей среднего школьного возраста, все еще крайне неустойчив и подвержен заболеваниям и срывам. Поэтому во время занятий спортом следует осуществлять строгий врачебный контроль за объемом и интенсивностью нагрузок, с тем, чтобы не допустить переутомления и перенапряжения организма. Чуткий, щадящий подход к ним необходим особенно в те периоды, когда к растущему и формирующемуся организму предъявляются повышенные требования, когда нужна максимальная мобилизация всех его функций (например, во время усиленной умственной работы, участия в соревнованиях). Вместе с тем следует помнить, что рационально построенная спортивная тренировка способствует преодолению временных противоречий и затруднений подросткового возраста, а гиподинамия усугубляет их.

Педагогам следует помнить, что эмоции подростков подвижны, изменчивы, противоречивы: повышенная чувствительность нередко сочетается с черствостью, застенчивость – с нарочитой развязностью, появляются чрезмерный критицизм и нетерпимость к родительской опеке. Именно в этот период подросткам особенно нужно и важно чуткое отношение родителей и педагогов. Не следует специально привлекать внимание подростков к сложным изменениям в их организме, психике, однако разъяснить закономерность и биологический смысл этих изменений необходимо.

Период юности характеризуется появлением чувства своей идентичности, индивидуальности. При их невыработанности возникает диффузное, расплывчатое “Я”, ролевая и личностная неопределенность. Подросток, с одной стороны, еще ребенок, а с другой стороны, он подключается уже к взрослой жизни, т.е. его внутреннее положение двойственно, поэтому этот возраст называют “переходным” или “переломным”. Подростки ищут социальные роли для подражания. Устоявшиеся нормы взрослых являются проблемными ситуациями. Подросток ищет в окружении образцы поведения, которые помогли бы ему проводить свою линию поведения. Он примеряет к себе разные способы взаимоотношений с людьми, со сверстниками, манеру одеваться. Пристальное внимание уделяет своим волевым качествам. Выясняет интенсивность ответных реакций окружения в ответ на свои формы поведения, комментарии, высказывания, слова, мимику, жесты т.д. поисковая активность подростка как бы ищет препятствия, с целью определения пределов допустимых норм поведения. Резкое расхождение между знанием о себе, окружающем мире, приобретенное в более раннем возрасте, и знанием, которое приобретает подросток на основе взаимодействия с социальной действительностью, может приводить к внутренним конфликтам, к неадекватным поступкам. Подросток как бы прощупывает нормы общества, их устойчивость, пределы в разных ситуациях, свое поведение в пределах этих норм.

У подростков с отклоняющимися формами поведения очень часто отмечается невысокий уровень интеллектуального развития. Часто дети, выросшие в неблагоприятных семейных условиях, не имеют никакого образца поведения, у них отсутствуют моральные принципы. Поэтому и возникают отклоняющиеся формы поведения – алкоголизм, наркотизация, раннее проституирование и т.д.

Для подростков характерны резкие колебания настроения в связи с физиологическими изменениями, и их промежуточным положением в обществе. Они способны как к высоким эмоциональным чувствам – любви, самопожертвованию, так и к агрессии, негативизму. В этот период формируются симпатии, привязанности, эротические чувства. Формируются модели сексуального поведения. Происходит поиск своего пути в жизни, своего призвания. Устанавливается партерство в сексуальном, товарищеском, профессиональном плане.

Успешность обучения очень зависит от физиологического состояния, а оно в период полового созревания, особенно у девочек, часто не очень хорошее. У девочек первая менструация нередко сопровождается потерей крови, негативными реакциями (рвота, повышение температуры) и слабостью. Для того чтобы поддерживать активное состояние, подростку нужен определенный режим питания с достаточным количеством витаминов, чередование труда и отдыха, умственной работы и физической. В силу психофизиологических особенностей подростков их значительно труднее в этом возрасте, чем в более младшем, приобщить к труду, к умению организовать свою деятельность, преодолевать трудности: многие дефекты воспитания, допущенные ранее, сказываются в навыках, умениях, личностных качествах подростках. У них очень велико стремление ощущать себя взрослыми. Однако половая зрелость – это еще не завершение биологического созревания, а тем более социального. Возрастные преобразования физиологических систем продолжаются в старшем школьном возрасте.

Старший школьный возраст. Старший школьный возраст (15-17 лет) именуется как юношеский возраст и является ответственным этапом развития в жизни школьника. Считается, что к началу юношеского возраста основные физиологические системы уже созрели. Однако данные, полученные в последнее время свидетельствует, что это далеко не так.

В том возрасте рост и развитие организма продолжается, отличаясь от предыдущих периодов новыми особенностями. Так, рост тела в длину замедляется и явно преобладает рост в ширину. Более четкими становятся половые различия. К 17-18 годам фактически завершается не только рост, но и окостенение костей (полное же завершение окостенения фаланг пальцев ног, костей таза завершается в 20-25 лет). В 15-16 лет начинается окостенение верхних и нижних поверхностей позвонков. Позвоночный столб становится более прочным, а грудная клетка продолжает успешно развиваться и может выдерживать значительные нагрузки к этому возрасту. Завершается окостенение стопы, кисти.

Мышцы по своему составу, строению, свойствам приближаются к мышцам взрослых. Опорно-двигательный аппарат может выдерживать значительные статические напряжения и выполняет довольно длительную работу. Развитие мышечной системы происходит за счет роста диаметра мышечного волокна. Все отчетливее наблюдается прирост мышечной массы. У девушек больше происходит больший прирост в массе тела, чем развитие силы мышц. Мышцы же юношей эластичны, имеют хорошую нервную регуляцию, их способность к сокращению и раслаблению достаточно велика.

В юношеские годы завершается развитие центральной нервной системы, значительно совершенствуется анализаторно-синтетическая деятельность коры головного мозга. Нервные процессы отличаются большой подвижностью, хотя возбуждение все еще продолжает преобладать над торможением.

У старших школьников заметно повышается работоспособность, более экономичными становятся кислородные деления при физических нагрузках. Заметно увеличивается возможность организма работать в долг, т.е. повышается анаэробная производительность. Кислородный долг, при котором старшие школьники прекращают работу, приближаясь к уровню взрослых.

МПК (анаэробные возможности) у юношей повышается неравномерно. В период с 15 до 16 лет наблюдается отчетливый рост МПК, правда, не такой большой как в 13-14 лет, а после 16 лет мало заметный. А у девушек уже после 14 лет наблюдается определенная стабилизация МПК, а его относительная величина даже может уменьшаться, что происходит за счет роста жировой ткани. Относительная величина МПК практически приближается к уровню взрослых, в 15-17 лет она равна 65-75 мл/ат/м (у средних школьников 56 мл/ат/м).

У старших школьников сопротивляемость организма различным факторам внешней среды понижена, иммунологические, адаптационные механизмы несовершенны. Это диктует необходимость проведения специальных мероприятий закаливающего характера, особенно с юными спортсменами, т.к. большие нагрузки, вызывая известную напряженность в деятельности органов и систем, могут при неблагоприятных условиях привести к снижению сопротивляемости организма. Например, преобладание на уроках нагрузок, направленных на развитие силовых и скоростно-силовых качеств, способствует общему повышению двигательной подготовленности, но не развивается аэробные возможности организма. Напротив, нагрузки на выносливость дают положительный эффект в развитии аэробных возможностей, но мало влияют на развитие других двигательных качеств. Только комплексное развитие, направленное на всестороннее. В нем подробно описывается каждый этап школьного возраста, начиная с момента наступления школьной зрелости, именно тогда, когда двигательная активность играет наиважнейшую роль в совершенствовании растущего организма.

Совершенствование двигательных качеств, приводит к оптимальному соотношению различных сторон физических возможностей старшеклассников.

В старшем школьном возрасте продолжается структурное созревание коры больших полушарий: усложняется ансамблевая организация ее нервных элементов, увеличивается концентрация нуклеиновых кислот в клетках головного мозга расширяются метаболические возможности нейронов. Результаты электрофизиологических исследований свидетельствуют что, к 17 годам совершенствуются механизмы функциональной организации мозга как в покое, так и при разных формах умственной деятельности. Увеличивается роль лобных областей коры в восприятии внешней информации, происходит специализация полушарий в этом процессе: на этапе анализа физических характеристик сигнала преобладает правое полушарие, их классификация осуществляется с преимущественным участием лобных отрезков левого полушария. Специализация структур мозга в восприятии обеспечивает более быстрое и точное реагирование на воздействия внешней среды. В юношеском возрасте формируются характерные для взрослого человека межполушарные отношения при умственной деятельности: правое полушарие преимущественно активизируется при зрительно-пространственной деятельности, а левое при речевой и абстрактной. Наряду с этим усиливается роль межполушарного взаимодействия.

Продолжает в этом возрасте развиваться и сердечно- сосудистая система. У 16-17 летних юношей объем сердца в среднем составляет 720 мл., а 18 летнем достигает размеров сердца взрослых. К этому времени и соотношение толщины стенки левого и правого желудочков становится таким же, как и у взрослых (2,5:I). Особенно ярко выражены половые различия в величине сердца: у девочек дальнейший рост сердечных мышц происходит двумя годами раньше. Абсолютная и относительная величина МОК, а также величина СО приближается к величинам, характерным для взрослых. Так, у 17 летних МОК равен 4л/мл., СО – 60 мл.

Из-за продолжающегося повышения тонуса блуждающего нерва ЧСС в покое достигает показателей взрослых. Следует подчеркнуть, что во всех возрастных группах, особенно старших, сердечный ритм девушек заметно чаще, чем у юношей. Повышается АД, однако, у юношей повышение его происходит постепенно, а у девушек слегка волнообразно, с наибольшим перерастанием в 15 лет. Поэтому в этом возрасте как систолическое, так и диастолическое давление у девушек выше. В 16-17 лет эти различия сглаживаются. В 18 лет уровень диастолического давления становится выше у юношей чем у девушек. Следует также учитывать ряд факторов, влияющих на величину АД: прежде всего АД зависит от телосложения – оно выше у гиперстеников. Кроме того, чем выше уровень физического развития и степень полового созревания, тем выше АД. У старших школьников, как и у детей среднего школьного возраста может возникать юношеская гипертония (СД более 140 мл. рт. ст.), которая связана в первую очередь с повышением сосудистого тонуса, обусловленным гормональной гиперфункцией в сочетании с другими неблагоприятными факторами. Максимальное увеличение ЧСС у юношей достигается при большей мощности работать, чем у подростков.

В старшем школьном возрасте возникают трудности, связанные с интенсивностью учебной нагрузки и эмоциональным напряжением, неизбежным в период выбора профессии и подготовки к вступлению во взрослую жизнь.

Большая умственная нагрузка, чрезмерный порой объем учебных заданий приводят к тому, что в этот столь важный для формирования здорового тела и образа жизни период развития двигательная активность юношей и особенно девушек неуклонно снижается, что чревато многими отрицательными последствиями для их здоровья в дальнейшем. Недостаточная отработанность механизмов физиологической регуляции вегетативных функций, отсутствие навыка в их тренировке – прямая дорога к раннему развитию патологических сдвигов в обмене веществ, сердечно-сосудистой, иммунной системах организма. Высокая заболеваемость взрослого населения – во многом следствие недостаточного внимания к физическому развитию юношей.