Обед в честь багратиона война и мир. Война и мир. Обед в английском клубе. Московские адреса героев романа «Война и мир»

Городская усадьба Гагариных – значительный памятник архитектуры XVIII–XIX веков. В 1716 году владение «у Петровских ворот» с каменным главным домом (на сохранившихся в кладке кирпичах – клеймо 1690–1710-х годов) принадлежало князю Богдану Ивановичу Гагарину. С этого момента начинается отсчет владения усадьбой представителями рода Гагариных. В 1786–1790 годах в ней, по проекту архитектора М.Ф.Казакова, был выстроен дворец в духе классицизма, включивший ранние каменные постройки. Главный фасад трехэтажного здания с протяженными боковыми двухэтажными крыльями украсил двенадцатиколонный портик. Второй этаж дома был отведен под анфиладу роскошных парадных комнат с овальным залом посередине. С левой стороны здания, по Страстному бульвару, находился полуциркульный корпус манежа и конного двора с флигелями по сторонам.

С 1802 года в доме Гагариных располагался Английский клуб. Здесь проходили званые обеды, устраивались карточные игры. Именно здесь, в 1806 году, состоялся торжественный обед в честь князя Багратиона, который Лев Толстой описывал в романе "Война и мир". Этот обед был манифестацией московского дворянства против кутузовской стратегии в отношении Наполеона, и поддержка суворовских планов, воплощенных в действиях Багратиона при Аустерлице и Шенграбене. Однако во время Отечественной войны 1812 года клуб был закрыт. На здание перекинулся пожар, и, по воспоминаниям Анри-Мари Бейль, более известного под его творческим псевдонимом - , французский Интендантский штаб так и не смог расположиться в доме, хотя собирался это сделать. Впрочем, офицеры немного пограбили винный погреб, содержимое которого огонь пощадил. Стендаль писал, что в Париже нет ни одного клуба, который мог бы сравниться с московским.

В 1820 году по проекту архитектора отстраивают заново корпус манежа и левое крыло здания. Правое же крыло и центральная часть еще долго остаются нежилыми. С 1828 года Гагарины больше не владеют усадьбой. Городские власти решают разместить здесь больницу – Ново-Екатерининскую, преемницу Екатерининской, основанной в 1775 году.

Приспособление городской усадьбы под медицинское учреждение шло в 1830–1835 годах так же по проекту О.И.Бове, который он разработал еще в 1825 году. Изменилась планировка главного корпуса – со стороны двора появились трехэтажные ротонды-ретирады. В центральном объеме здания была устроена главная трехмаршевая лестница, ведущая на второй этаж из парадного вестибюля. Две симметрично расположенные лестницы соединяли все три этажа с входами в здание со стороны двора. На втором этаже, в бывшем овальном зале после перестройки разместилась домовая церковь Св. Екатерины.

Архитектурный декор фасадов здания изменился согласно стилевым предпочтениям эпохи. Всю часть строения циркумференции О.И.Бове отделил от бульвара металлической оградой на белокаменном цоколе.

Капитальный ремонт здания осуществлялся в 1920 годах, а в 1954–1957 годах были проведены реставрационные работы в вестибюле и домовой церкви. Со временем состояние исторических фасадов и интерьеров стало неудовлетворительным: в частности, белокаменный фасадный декор частично оказался утрачен или закрашен масляной краской; настенная живопись скрыта под поздними покрасками или отделкой; художественный паркет покрыт линолеумом; утрачены пролеты чугунных лестниц.

В ходе работ 2013–2015 годов после вычинки кирпичной кладки фасадных стен и проемов была выполнена реставрация белокаменных колонн портика, венчающего карниза центральной части здания, подоконников, междуэтажных карнизов, эдикул дворового фасада, цоколя. Установлены новые столярные оконные и дверные заполнения, слуховые окна, световые фонари, выполненные по сохранившимся образцам и аналогам. Осуществлена реставрация лепного декора антаблемента портика главного фасада с воссозданием из гипса герба Российской Империи. Отреставрировано каменное крыльцо центрального входа. Выполнены заново каменные крыльца и площадки входов в здание со стороны двора и курдонера. Установлены металлические козырьки над входами. На кровле воссоздана главка с барабаном домовой церкви. Отреставрирован белокаменный цоколь и пилоны ворот ограды по Страстному бульвару.

В ходе реставрационных работ на первом и втором этажах здания под штукатуркой были найдены фрагменты первоначального фасада – белокаменный декор, скрытый во время реконструкции времен О.И.Бове. Все элементы из белого камня отреставрированы с воссозданием утрат и включены в новый интерьер здания.

По имеющемуся фрагменту чугунной ступени был воссоздан облик парадной лестницы и лестниц центрального объема. Проведена реставрация лестниц конца XIX века из песчаника. В помещениях второго этажа восстановлены и воссозданы настенные и потолочные росписи, художественный паркет, лепной и штукатурный декор. Установлены двери по сохранившимся образцам и аналогам. Интерьерам возвращено историческое колористическое решение.

Усадьба в 2015 году стала лауреатом конкурса "Московская реставрация" в номинации "За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ".

С 2015 года здание бывшей Ново-Екатерининской больницы входит в комплекс Московского парламентского центра. Здесь проходят торжественные церемонии вручения городских наград, официальные встречи, художественные выставки и другие мероприятия, организуемые Московской городской Думой.

«Жизнь между тем, настоящая жизнь людей с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей шла, как и всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте и вне всех возможных преобразований».

Поражение под Аустерлицем произвело в Москве странное впечатление. Сначала все недоумевали и старались не говорить о войне. «Но через несколько времени... были найдены причины тому неимоверному, неслыханному и невозможному событию, что русские были побиты».

Надо сказать, что среди этих причин, найденных московскими «тузами» из Английского клуба, некоторые были справедливы: действительно, войска плохо снабжались продовольствием; действительно, молод и неопытен был царь. Но главной причиной поражения московские болтуны объявили «неспособность» Кутузова и, чтобы подчеркнуть нерасположение к нему, воздавали почести другим героям войны - в особенности Багратиону.

Война не кончилась, но приостановилась. После победы при Аустерлице Наполеон мог свободно диктовать свои условия австрийскому императору Францу. Он потребовал, чтобы русские войска ушли из Австрии, и это было выполнено. Наполеон заключил с Австрией выгодный для себя мир и отправился в Париж, а русские войска вернулись на родину, и многие офицеры получили отпуск, в том числе Денисов, Ростов и Долохов, уже к Аустерлицу вернувший себе офицерский чин.

И вот они все трое - блестящие победители, как будто не было Аустерлица, - сидят на обеде, устроенном членами Английского клуба в честь Багратиона.

«- Право, папенька, я думаю, князь Багратион, когда готовился к Шенграбенскому сражению, меньше хлопотал, чем вы теперь», - сказал Николай Ростов отцу накануне обеда и был прав: Илья Андреевич сбился с ног. Один только список того, что он заказывает для празднества, производит ошеломляющее впечатление: «Гребешков, гребешков в тортю положи... стерлядей больших... Ах, отцы мои!.. Да кто же мне цветы привезет?.. Скачи ты, Митенька, в подмосковную... чтобы мне двести горшков тут к пятнице были... Надо ведь еще песенников. Музыка у меня есть, да цыган, что ли, позвать?.. Возьми ты сейчас сани парные и ступай ты к Безухову и скажи, что граф, мол, Илья Андреич прислали просить у вас земляники и ананасов свежих... а оттуда, вот что, поезжай ты на Разгуляй... найди ты там Ильюшку-цыгана...»

Нет ничего дурного в том, что хлебосольный старый граф, вкладывая свои деньги, изо всех сил старается как можно лучше устроить обед в честь героя войны. Невнятное раздражение возникает, когда читаешь, какие рассказы ходят о каждом из гостей. «Тот спас знамя, тот убил пять французов, тот один заряжал пять пушек. Говорили и про Берга, те, которые не знали его, что он, раненный в правую руку, взял шпагу в левую и пошел вперед. Про Болконского ничего не говорили, и только близко знавшие его жалели, что он рано умер...»


Илья Андреевич Ростов, и младший сын его Петя, жадно слушающий рассказы о войне, и штатский Пьер, и старики из Английского клуба - все они, конечно, свято верят этим рассказам. Но мы-то, знающие, как все было на самом деле, - мы видим, что война отражается в московских разговорах, как в кривом зеркале: неверно, уродливо. Героем выглядит Берг! Как исказилось бы лицо князя Андрея, если бы он вошел в заполненные гостями комнаты клуба, услышал этот «стон разговаривавших голосов», увидел это движение мундиров, фраков и кафтанов, снующих, «как пчелы на весеннем пролете...»

Сам Багратион чувствует себя растерянным «в новом узком мундире с русскими и иностранными орденами и с Георгиевской звездой», с только что подстриженными волосами и бакенбардами, с наивно-праздничной улыбкой, придающей «даже несколько комическое выражение его лицу». В дверях его стараются пропустить вперед, он останавливается - происходит нелепая сцена; наконец Багратион проходит вперед.

«Он шел, не зная, куда девать руки, застенчиво и неловко, по паркету приемной: ему привычнее и легче было ходить под пулями по вспаханному полю, как он шел перед Курским полком в Шенграбене». Николая Ростова он узнал и сказал ему «несколько нескладных, неловких слов, как и все слова, которые он говорил в этот день».

Толстой не жалеет иронии, описывая положение Багратиона во время обеда. Ему подносят на серебряном блюде стихи. «Багратион, увидав блюдо, испуганно оглянулся, как бы отыскивая помощи. Но во всех глазах было требование того, чтобы он покорился. Чувствуя себя в их власти, Багратион решительно, обеими руками, взял блюдо и сердито, укоризненно посмотрел на графа, подносившего его. Кто-то услужливо вынул из рук Багратиона блюдо (а то бы он, казалось, намерен был держать его так до вечера и так идти к столу) и обратил его внимание на стихи. «Ну и прочту», - как будто сказал Багратион и, устремив усталые глаза на бумагу, стал читать с сосредоточенным и серьезным видом...»

Багратион - замечательный полководец, герой. Но в «Войне и мире» у меня есть к нему один счет - за Тушина. Не могу простить ему маленького капитана Тушина, испуганно стоящего перед ним в штабной избе под Шенграбеном. И вдруг - странное дело - Багратион в Английском клубе начинает напоминать Тушина. Никто его не ругает, не разносит - наоборот, все его чествуют, посвящают ему стихи и кантаты; но он теряется не меньше, чем Тушин в штабе, и неприятна ему вся эта показная пышность, и чем-то, наверное, все-таки приятна...

Идет обед, посвященный Багратиону. Но у людей, сидящих за столом, свои дела, свои отношения между собой. Эти дела и отношения невольно врываются в торжественный ритм обеда и затмевают его, они уже важнее для людей, чем война, которая была вчера, а сегодня отошла в прошлое.

Вот как мы видим его впервые - пьяного, в белой рубашке, на рассвете, в шумной компании Анатоля Курагина: «Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми голубыми глазами... Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден... В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок... и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица».

Эти светлые голубые глаза, этот твердый, наглый и умный взгляд мы увидим много раз: на смотре в Браунау, и в бою под Шенграбеном; во время дуэли с Пьером, и у зеленого карточного стола, за которым Ростов проиграет Долохову сорок три тысячи, и у ворот дома на Старой Конюшенной, когда сорвется попытка Анатоля увезти Наташу, и позже, в войну 1812 года, когда отряд Денисова и Долохова спасет из французского плена Пьера, но в бою за пленных погибнет мальчик, Петя Ростов, - тогда жестокий рот Долохова скривится, и он отдаст приказание: всех захваченных французов расстрелять.

Долохов - самый непонятный, самый таинственный из всех героев «Войны и мира». Мы восхищаемся его безрассудной храбростью, его внезапно и коротко прорывающейся нежностью; нас пугает его жестокость, нам хочется постичь этот загадочный характер.

Что же он такое на самом деле, Федор Долохов?

Он «был небогатый человек, без всяких связей. И несмотря на то, что Анатоль проживал десятки тысяч, Долохов жил с ним и успел себя поставить так, что и Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля».

Ему не на что и не на кого рассчитывать - только на себя. Развлекались втроем: Долохов, Анатоль и Пьер - «достали где-то медведя, посадили с собой в карету и повезли к актрисам. Прибежала полиция их унимать. Они поймали квартального и привязали его спина с спиной к медведю и пустили медведя в Мойку; медведь плавает, а квартальный на нем...» Чем же все это кончилось?

Долохов был офицером - и потому его разжаловали в солдаты. Пьер нигде не служил, его нельзя было разжаловать, но наказанье его постигло легкое, - видимо, из уважения к умирающему отцу. Анатоль был офицером - его не разжаловали. Долохов запомнил это и Анатолю, и Пьеру.

Еще один урок он получил на войне. Встретив Жеркова, принадлежавшего раньше к его «буйному обществу», он убедился, что Жерков «не счел нужным узнать его» в солдатской шинели. Этого Долохов тоже не забыл - и когда Жерков, после разговора Кутузова с разжалованным, радостно приветствовал Долохова, тот отвечал подчеркнуто холодно.

Так на наших глазах складывается характер, формируется жестокий и эгоистический человек, одинокий, как волк. Первые же слова, которые мы услышали от Долохова, были жестоки. Пьяный Пьер пытался повторить его «подвиг»: выпить бутылку рома, сидя на открытом окне. Анатоль пытался удержать Пьера.

«- Пускай, пускай, - сказал Долохов улыбаясь».

После этого прошел год - очень нелегкий год солдатчины, трудных походов и не менее трудных смотров. Мы видели, как Долохов отстаивал свое достоинство перед смотром в Браунау и как настойчиво напоминал генералу о своих заслугах в Шенграбенском бою. Он чудом не погиб на льду австрийских прудов, приехал в Москву и поселился в доме Пьера. Как раньше он не жалел Пьера, так не жалеет и теперь: живя в его доме, он завел роман с его женой. Не влюбился в нее, не полюбил - это бы хоть в какой-то степени его оправдывало. Нет, Элен так же безразлична ему, как другие светские женщины, он просто развлекается и, может быть, мстит Пьеру за историю с медведем, за то, что Пьер богат и знатен.

На обеде в честь Багратиона «Пьер сидел против Долохова и Николая Ростова. Он много и жадно ел и много пил, как и всегда. Но... он, казалось, не видел и не слышал ничего... и думал о чем-то одном, тяжелом и не разрешенном.

Этот неразрешенный, мучивший его вопрос были намеки княжны в Москве на близость Долохова к его жене и в нынешнее утро полученное им анонимное письмо... Всякий раз, как нечаянно взгляд его встречался с прекрасными наглыми глазами Долохова, Пьер чувствовал, как что-то ужасное, безобразное поднималось в его душе, и он скорее отворачивался».

Пьер знает: Долохов не остановится перед тем, чтобы опозорить старого приятеля. «Для него была бы особенная прелесть в том, чтоб осрамить мое имя и посмеяться надо мной, именно потому, что я... помог ему». Так думает Пьер в то время, как Долохов и Николай Ростов, насмешливо и неодобрительно поглядывая на него, пьют за хорошеньких женщин.

Он боится Долохова - могучий Пьер. Приучив себя додумывать все до конца и быть откровенным с самим собой, он честно признается себе: «Ему ничего не значит убить человека... Он должен думать, что и я боюсь его. И действительно, я боюсь его...» Но в душе его, преодолевая страх, поднимается бешенство, и когда Долохов с «серьезным выражением, но с улыбающимся в углах ртом, с бокалом обратился к Пьеру», - это бешенство вскипает, ищет выхода.

«За здоровье красивых женщин, Петруша, и их любовников», - сказал Долохов.

Этого мало: он выхватил из рук Пьера листок с текстом кантаты - само по себе это было бы вполне возможно при их приятельских отношениях, но сейчас «что-то страшное и безобразное, мутившее его во время обеда, поднялось и овладело» Пьером.

«Не смейте брать! - крикнул он».

Все вокруг испуганы, но Долохов смотрит «светлыми, веселыми, жестокими глазами...»

«Бледный, с трясущеюся губой, Пьер рванул лист.

Вы... вы... негодяй!., я вас вызываю, - проговорил он и, двинув стул, встал из-за стола».

И вот - дуэль в Сокольниках. Секунданты Несвицкий и Денисов делают, как полагается, попытку примирения. «Нет, об чем же говорить! - сказал Пьер, - все равно... Вы мне скажите только, как куда ходить и стрелять куда?»

Долохов знает, что Пьер не умеет стрелять. Но и он тоже отвечает секунданту: «Никаких извинений, ничего решительно».

Оба секунданта понимают, что происходит убийство. Поэтому они медлят минуты три, когда уже все готово. Кажется, ничто не может спасти Пьера. Понимает ли это Долохов? Чем виноват перед ним Пьер - за что он готов убить этого человека?

«Становилось страшно», - пишет Толстой. И вот Денисов выходит к барьеру и сердито кричит: «Г"...аз! Два! Тг"и!» Уже нельзя остановить то, что происходит, и Денисову остается только сердиться.

Пьер, нелепо вытянув вперед правую руку, «видимо боясь, как бы из этого пистолета не убить самого себя», стреляет первым - и ранит Долохова.

Оба они поступают после выстрела Пьера точно так, как должны поступать именно эти два человека, с этими характерами. Раненый Долохов, упав в снег, все еще целится, а Пьер стоит, «беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью», перед Долоховым - так, что даже Денисов, секундант Долохова, не выдержав, кричит: «Закг"ой-тесь!»

Долохов промахнулся, стреляя в Пьера, которого он жестоко оскорбил. Но через несколько недель он не промахнется в другой дуэли - бескровной.

Живя в семье Пьера, Долохов разрушил эту семью. Войдя в дом Николая Ростова, он попытался отнять у своего друга невесту. Соня отказала ему - Долохов не таков, чтобы не отомстить. Он не вызывает Николая на дуэль, но обыгрывает его в карты - сознательно, холодно и обдуманно: приглашает свою жертву запиской в гостиницу, несколько раз спрашивает: «Или ты боишься со мной играть?», предупреждает: «В Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее», - и, выиграв огромную сумму, «ясно улыбаясь и глядя в глаза Николаю», замечает: «Ты знаешь поговорку: «Счастлив в любви, несчастлив в картах». Кузина твоя влюблена в тебя. Я знаю».

Он не позволит безнаказанно оскорбить себя, но разве Николай хотел его оскорбить? Наоборот - преклонялся перед ним, обожал его - так он наказан за свое обожание.

Может быть, через несколько месяцев, помогая Анатолю увезти Наташу, Долохов вспомнит о том, как Соня не ответила на его чувства, предпочла Николая. Может быть, так он на свой лад отомстит Ростовым.

Он страшный человек, Федор Долохов. В двадцать пять лет он хорошо знает людей, среди которых живет, и понимает: ни честность, ни ум, ни талант не ценятся этими людьми. Он привык не верить честности, уму и таланту. Он циничен и может обмануть любого, даже вчерашнего лучшего друга, потому что знает: это простят. Не простят слабости. А бесчеловечность вызовет уважение и страх.

Но... трижды мы увидим Долохова не похожим на себя самого.

Подъезжая к дому после дуэли с Пьером, он поразит Ростова - и нас тоже: «Я ничего, но я убил ее, убил... Она не перенесет этого. Она не перенесет...

Кто? - спросил Ростов.

Мать моя. Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать, - и Долохов заплакал, сжимая руку Ростова».

Не могу отделаться от мысли, что Толстой не все додумал до конца в этой сцене. Она кажется слишком сентиментальной. Но как только появляется мать Долохова, веришь каждому ее слову - и Толстой опять становится всезнающим. Мать рассказывает Ростову о своем Феде: «Он слишком благороден и чист душою... для нашего нынешнего, развращенного света... Ну, скажите, граф, справедливо это, честно это со стороны Безухова?.. Есть ли чувства, честь у этих людей! Зная, что он единственный сын, вызвать на дуэль и стрелять так прямо!.. Какая низость, какая гадость! Я знаю, вы Федю поняли, мой милый граф... Его редкие понимают. Это такая высокая, небесная душа...»

Мать помнит: «В Петербурге эти шалости с квартальным, там что-то шутили, ведь они вместе делали? Что ж, Безухову ничего, а Федя все на своих плечах перенес!» Она права - так оно и было. Она права, когда говорит: «Таких, как он, храбрецов и сынов отечества немного...» Она, как и всякая мать, отлично видит все хорошее в своем сыне и не видит, не хочет и не может видеть его холодной жестокости. Может быть, потому Долохов и называет мать ангелом, и преданно любит ее, что она одна хочет видеть в нем «высокую, небесную душу»? Но где же он настоящий - с матерью или со всеми остальными?

Еще раз в его наглых светлых глазах мелькнет человеческое - на детском бале у Иогеля, когда эти глаза будут с нежностью следить за танцующей Соней. Он сам расскажет Николаю Ростову, что мало кого любит, не верит людям, презирает женщин и дорожит жизнью только потому, что еще надеется «встретить такое небесное существо, которое бы возродило, очистило и возвысило» его.

Он правильно выбрал: Соня - именно та чистая и верная душа, которую он ищет. Но нет ему счастья: она любит другого.

Решив отомстить Николаю, Долохов задумал выиграть у него сорок три тысячи. «Число это было им выбрано потому, что сорок три составляло сумму сложенных его годов с годами Сони».

Нам трудно себе представить, что этот жестокий, холодный человек способен на такую чувствительность - складывать свои годы и Сонины. Но он способен. И как ни неприятен нам Долохов в сцене своего выигрыша, мы все-таки с недоумением жалеем его.

И в третий раз Долохов удивит нас перед Бородинской битвой, когда, встретясь с Пьером, он неожиданно для нас с серьезным достоинством попросит у него прощенья.

Только трижды мы увидим Долохова не похожим на себя самого.

Но этого довольно, чтобы понять: этот одинокий, злой человек мог бы быть другим. У него есть идеал: прекрасные, преданные женщины - такие, как мать, Соня; сильные, бестрепетные мужчины, забывающие перед лицом общей опасности свою мелкую вражду - как сам он перед Бородинской битвой. Он хочет, чтобы жизнь была прекрасна, но она не соответствует его идеалу, она жестока и несправедлива.

И потому Долохов тоже жесток и несправедлив. Можем ли мы оправдать его? Бесспорно, нет. Он ищет себя, этот сильный, и страстный, и деятельный человек - но ведь Пьер и князь Андрей тоже ищут себя и находят свой путь не в злости и цинизме, а, наоборот, в служении добру и справедливости.

Жестокость не может быть оправдана ничем - и те редкие минуты, когда в Долохове просыпается человеческое, только усиливают осуждение, с которым мы смотрим на его обычное холодное самоутверждение. Есть ли надежда, что он изменится? Нельзя ответить на этот вопрос определенно. Но хочется надеяться...

Читая «Войну и мир», я невольно примериваю к героям романа события, с которых Толстой хотел начать свою книгу, а потом отложил их. Восстание 1825 года. Где все они будут 14 декабря? Пьер, Николай, Денисов, Долохов, Друбецкой? Не войдет ли Борис Друбецкой в состав следственной комиссии? Не будет ли Долохов тверд перед вопросами этой комиссии и по-прежнему одинок, и по-прежнему холоден в долгие годы каторги?

А может быть, он найдет себя на Сенатской площади и другим человеком станет в Сибири, на каторге? Может быть, там он смягчится душой и будет таким, каким до сих пор его знала только мать. Ему будет тогда сорок пять лет, но ведь и генерал Денисов не так уж молод в конце романа, в 1820 году, и среди декабристов были немолодые люди...

А сейчас только начался 1806 год, Долохову двадцать шесть, и что станется с ним потом - кто знает?


Лев Николаевич Толстой (1828–1910)

Война и мир

Обзор содержания романа «Война и мир»
по главам

ТОМ ПЕРВЫЙ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Петербург, вечер у фрейлины Шерер в июле 1805 г. Политические разговоры. Кн. Друбецкая просит кн. Василия устроить сына в гвардию. Спор о Наполеоне.
Главы V-VI.
Пьер ужинает у кн. Андрея; откровенные речи о себе Болконского. Пьер едет на ночной кутеж к Анатолю Курагину, Пари Долохова.
Главы VII-XI.
Москва. Ростовы. Именины графини; визиты, гости, молодежь.
Главы XII-XIII.
Кн. Друбецкая с сыном едет к больному графу Безухову; разговор Бориса Друбецкого с Пьером.
Главы XIV-XVII.
Обед у Ростовых. Манифест о войне, Шиншин, Берг, М. Д. Ахросимова, Жюли Карагина, гусарский полковник, Николай Ростов. Пение молодежи, танцы. Данило Купор.
Главы XVIII-XXI.
В доме графа Безухова. Приготовление к соборованию. Разговор кн. Василия с княжной Катишь. Кн. Друбецкая привозит Пьера, мешает интриге. Соборование. Борьба из-за портфеля. Смерть гр. Безухова.
Главы XXII-XXV .
Лысые Горы. Старый кн. Болконский; княжна Марья; урок с отцом. Письмо Жюли и ответ княжны. Приезд кн. Андрея с женой. Разговор Болконского с сыном о войне. Сборы кн. Андрея к отъезду; прощальные беседы с сестрой (благословение образом), с отцом и женой.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Главы I-III.
Русское войско осенью 1805 г. в Австрии под Браунау. Смотр полка Кутузовым. Долохов, ротный командир Тимохин. Свита Кутузова: кн. Андрей, Несвицкий, Жерков. Солдатские полки после смотра. Песенники. Разговор Кутузова с австрийским генералом. Появление генерала Мака; детская выходка Жеркова и негодование кн. Андрея.
Главы IV-V.
Стоянка Павлоградского гусарского полка. Ротмистр Василий Денисов и юнкер Николай Ростов. Эпизод с Теляниным.
Главы VI-VIII.
Отступление Кутузова; переход через Энс. Солдатские сцены; Несвицкий, Денисов. Поджог моста под обстрелом; боевое крещение Николая Ростова.
Главы IX-XII.
Положение русской армии; бой под Кремсом и победа над Мортье. Кн. Андрей послан военным курьером к австрийскому императору в Брюнн. Австрийские военные сферы; император Франц. Кружок русских дипломатов; Билибин, Ипполит Курагин.
Главы XIII-XIV.
Отступление русских к Шенграбену. Кутузов посылает Багратиона задержать натиск французов под Голлабруном. Перемирие. Письмо Наполеона Мюрату о разрыве перемирия.
Главы XV-XVI.
Кн. Андрей объезжает позиции. Лагерные сцены: раздача водки, наказание розгами, братанье в передовой цепи. Артиллерист Тушин. Прекращение перемирия.
Главы XVII-XXI.
Шенграбенское сражение. Багратион и его штаб. Батарея Тушина в начале боя. Ранение Николая Ростова. Капитан Тушин.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Главы I-II.

Новое положение Пьера в петербургском обществе, как графа и богача. Его предложение Элен Курагиной и женитьба.
Главы III-V.
Кн. Василий с сыном в Лысых Горах. Волокитство Анатоля за француженкой. Его сватовство за кн. Марью и ее отказ.
Глава VI.
Ростовы в Москве. Известие о легкой ране Николая и о производстве его в офицеры. Ответные письма.
Главы VII-X.
Ольмюцкий лагерь. Приезд Николая Ростова в гвардейский лагерь; гвардейцы Друбецкой и Берг. Столкновение Ростова и кн. Андрея. Высочайший смотр. Восторг Николая Ростова и чувство обожания к государю. Неписаная субординация. Кн. Долгорукий. Стычка при Вишау. Императоры со свитой объезжают войска.
Главы XI-XIII .
Приготовление к битве. Военный совет у Кутузова. Ночь; мечты кн. Андрея о его «Тулоне».
Главы XIV-XIX.
Аустерлицкий бой. Движение войск (солдатские сцены). Наполеон, Кутузов, императоры Александр и Франц. Паника русских. Кн. Андрей ведет батальон в атаку. Николай Ростов. Раненый кн. Андрей на поле. Проезд Наполеона его обращение к раненым русским офицерам.
ТОМ ВТОРОЙ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Главы I-III.
Москва. Приезд домой Николая Ростова из армии с Денисовым. Обед в Английском клубе в честь Багратиона.
Главы IV-VI.
Пьер Безухов на обеде; ссора его с Долоховым. Поединок в Сокольниках; Долохов ранен. Бурная сцена Пьера с женой и разрыв.
Главы VII-IX.
Лысые Горы; неопределенность известий об участи князя Андрея после Аустерлицкого боя; старый князь уверен в смерти сына. Роды кн. Лизы Болконской; приезд кн. Андрея. Рождение сына и смерть кн. Лизы.
Главы Х-XII.
Ростовы. Сближение Николая Ростова с Долоховым; мать Долохова. Толки о новой войне с Наполеоном; набор и созыв ополчения. Атмосфера веселья и влюбленности в доме Ростовых. Предложение Долохова Соне и ее отказ. Бал у Иогеля и мазурка Денисова.
Главы XIII-XIV.
Прощальная пирушка у Долохова перед отъездом в армию. Проигрыш Николая Ростова Долохову. Отчаянное настроение
Главы XV-XVI.
Оживление молодежи в доме Ростовых в этот вечер; пение Наташи. Неудачное предложение Денисова Наташе. Отъезд.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Главы I-V.

Встреча Пьера на почтовой станции в Торжке с масоном Баздеевым. Вступление его в Петербурге в масонскую ложу. Подробный масонский ритуал; масон Вилларский. Неудачная попытка кн. Василия примирить Пьера с женой; отъезд Пьера в свои Киевские именья.
Главы VI-VII.
Конец 1806 г.; вторая война против Наполеона в союзе с Пруссией. Вечер у фрейлины Шерер. Политические разговоры об Австрии и Пруссии. Борис Друбецкой; сближение его с Элен Безуховой.
Главы VIII-IX.
Лысые Горы. Старый князь на службе по ополчению. Кн. Андрей у постели больного сына. Письмо Билибина о битве при Пултуске.
Главы Х-XIV.
Пьер в Киевских именьях; планы освобождения своих крестьян. Поездка его весной 1807 г. к кн. Андрею в Богучарово. Разговор на пароме; пессимизм Волконского и вера в добро Пьера. В Лысых Горах. «Божьи люди» княжны Марьи.
Главы XV-XVIII.
Николай Ростов в полку. Стоянка в Германии; голод и болезни в Павлоградском полку. Денисов отбивает силой провиант, назначенный для пехотного полка. Телянин - интендант; расправа Денисова с ним. Угроза суда. Перемирие после Фридландского сражения. Поездка Ростова к Денисову. Ужасы лазарета. Денисов соглашается подать просьбу о помиловании.
Главы XIX-XXI.
Тильзит - место встречи Наполеона и Александра I. Ростов ищет случая передать Александру I просьбу Денисова. Дружественное свидание двух императоров. Праздник русской и французской гвардии. Наполеон лично дает орден Почетного Легиона Преображенскому солдату Лазареву, Чувства Николая Ростова.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Главы I-III.

Новое свидание союзников в Эрфурте. Весна 1809 г. Кн. Андрей работает у себя в Богучарове и делает многое для крестьян. Поездка его по делам в деревню к старику графу Ростову, Впечатление от личности Наташи (ночной разговор Наташи и Сони). Поворот в его отношении к жизни (старый дуб по дороге до визита в Отрадное и на обратном пути).
Главы IV-VI.
Кн. Андрей в Петербурге. Сближение со Сперанским.
Главы VII-X.
Пьер; увлечение масонством, поездка за границу. Примирение с женой. Блестящий салон Элен. Дневник Пьера.
Главы XI- XIII.
Ростовы в Петербурге. Сватовство Берга и свадьба Веры. Наташа и Борис Друбецкой; запутанность их отношений. Ночной разговор Наташи с матерью.
Главы XIV-XVII.
Большой придворный бал; сборы к нему в семье Ростовых. Картина бала. Волнение Наташи, робость, страх и восторг. Встреча с кн. Андреем и впечатление, произведенное на него Наташей.
Главы XVIII-XXIV.
Открытие Государственного совета; речь государя. Обед у Сперанского; Жерве, Магницкий, Столыпин. Разочарование кн. Андрея в Сперанском. Болконский в доме Ростовых. Вечер у Бергов. Сближение кн. Андрея с Наташей. Второй ночной разговор Наташи с матерью. Признание кн. Андрея Пьеру в любви к Наташе и поездка к отцу за разрешением на брак. Предложение его Наташе и отсрочка свадьбы. Отъезд князя Андрея за границу.
Главы XXV-XXVI.
Лысые Горы. Перемены в настроении старого князя. Осложнения в жизни княжны Марьи; ее мечты уйти странницей.

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
Главы I-II.

Деревенская жизнь Ростовых в 1810 г. Приезд в отпуск Николая; попытка привести в порядок дела (счеты с Митенькой).
Главы III-VII.
Сборы на охоту; ловчий Данило. Охота с дядюшкой и Илагиным, травля волка, лисицы и русака; торжество дядюшки и его Ругая.
Главы VIII-XI.
Святки. Тоска Наташи. Николай Ростов и Соня. Вечер с арфой и пением; ряженые, поездка на тройках к соседям; гаданье Сони у амбара.
Главы XII-XIII.
Возвращение от Мелюковых; гаданье у зеркала. Решение Николая жениться на Соне и столкновение из-за этого с матерью.

ЧАСТЬ ПЯТАЯ
Главы I-II.

Пьер в Москве; его апатия; он ищет забвения и рассеяния. Приезд старика Болконского с дочерью. Болконский приближает к себе француженку; тяжёлое время для княжны Марьи.
Главы III-V.
Именины старого князя. Столкновение с доктором Метивье. Обед; гр. Ростопчин; политические разговоры у Болконского. Откровенный разговор княжны Марьи с Пьером. Борис Друбецкой и Жюли Карагина; альбомные стихи и рисунки; сватовство.
Главы VI-VII.
Старый Ростов с Наташей и Соней в Москве гостят у М. Д. Ахросимовой. Попытка сближения Наташи с семьей жениха; неудачный визит её с отцом к Болконским.
Главы VIII-XIII.
Наташа с отцом в опере; знакомство в ложе с Элен и Анатолем Курагиным. Увлечение Наташи Анатолем. Вечер в доме Элен с декламацией Жорж.
Главы XIV-XV.
Визит Ахросимовой к старику Болконскому. Письмо Анатоля к Наташе; попытки Сони вернуть Наташу к благоразумию; гнев и протест Наташи. Разрыв ее с кн. Андреем в письме к княжне Марье и намерение бежать с Анатолем.
Главы XVI-XVIII.
Сборы Анатоля к похищению Наташи; ямщик Балага. Попытка увезти Наташу; разоблачение.
Главы XIX-XXII.
Обращение Ахросимовой к Пьеру. Его разговор с Наташей. Сцена Пьера с Анатолем; изгнание последнего из Москвы. Попытка Наташи отравиться; тяжелая болезнь и дружба с Пьером. Комета 1812 года.
ТОМ ТРЕТИЙ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Глава I.
Рассуждения автора о причинах исторических событий вообще, и по поводу движения европейских народов с запада на восток, в 1812 г.
Глава II.
Наполеон из Дрездена приезжает в Польшу и становится во главе армии. Переправа через Неман польского улана.
Глава III.
Бал в Вильно с участием Александра; известие о начале военных действий; письмо Александра к Наполеону, посланное с Балашовым.
Глава IV .
Пребывание Балашова во французском лагере; встреча его с Мюратом.
Главы V-VII.
Свидание с Даву. Прием у Наполеона; Балашов на обеде у Наполеона.
Глава VIII.
Князь Андрей в поисках Анатоля Курагина в Петербурге и в Турецкой армии. Переход его в Западную армию. Поездка в Лысые Горы. Ссора с отцом. Отъезд на войну.
Главы IX-XI.
Дрисский лагерь и главная квартира. Различные партии и направления в армии. Планы кампании. Пфуль, Военный совет. Князь Андрей решает служить не в штабе, а в рядах войска.
Главы XII-XV.
Павлоградцы на походе в Польше. Ростов и Ильин. Известие о подвиге генерала Раевского. Сцена в корчме. Дело при Островне; Ростов в стычке берет в плен французского офицера.
Главы XVI-XVIII.
Москва; Ростовы. Болезнь Наташи и ее настроение; говенье. Манифест о войне и воззвание. Наташа у обедни.
Главы XIX-ХX.
Апокалиптические вычисления Пьера. Чтение воззвания за обедом у Ростовых; Петя просится в военную службу; Пьер замечает свое чувство к Наташе и решает не бывать у Ростовых.
Главы XXI-XXIII.
Приезд государя; настроение Москвы; восторг Пети Ростова; эпизод с бисквитами. Прием дворян и купцов в Слободском дворце.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Глава I.

Рассуждения автора о роли Наполеона и Александра в событиях 1812 года и краткий обзор войны, кончая взятием Смоленска.
Главы II-V.
Лысые Горы; письма князя Андрея о ходе войны; старый князь плохо сознает опасность; посылка Алпатыча в Смоленск, бомбардировка Смоленска; князь Андрей в Смоленске; Берг. Князь Андрей в Лысых Горах. Письмо Багратиона Аракчееву с обвинением в адрес Барклая.
Глава VI.
Петербургские сферы; придворные политические круги; толки в салоне А. П. Шерер о назначении Кутузова главнокомандующим.
Глава VIII.
Болконский в Богучарове; удар со старым князем; смерть его. Сборы в Москву.
Главы IX-XII.
Настроение крестьян в Богучарове; староста Дрон. Речь княжны Марьи к толпе; отказ крестьян выпустить ее.
Главы XIII-XIV.
Николай Ростов с Ильиным выручают княжну Марью из трудного положения.
Главы XV-XVI.
Князь Андрей в Царевом Займище; Кутузов. Денисов с планом партизанской войны
Глава XVII-XVIII.
Москва перед нашествием; растопчинские афишки. Светские круги; штрафы за французский язык. Экзекуция французского повара. Отъезд Пьера в Бородино.
Главы XIX-XXIII.
Рассуждения автора о Шевардинском деле и о Бородинской битве (с планом сражения). Пьер при войске; ополченцы.
Главы XXIV-XXV.
Князь Андрей накануне Бородина. Свидание с Пьером.
Главы XXVI-XXIX.
Наполеон 25 августа. Сцена с портретом сына. Рассуждения автора о роли Наполеона.
Главы XXXVI-XXXVII.
Полк князя Андрея в резерве; ранение князя Андрея; на перевязочном пункте; Анатоль Курагин. Настроение князя Андрея.
Главы XXXVIII-XXXIX.
Автор о нравственном ослеплении Наполеона. Рассуждения автора о значении Бородинского боя.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Главы I-II.

Рассуждения автора о движущих силах истории и о действиях русских и французов в кампании 1812 года.
Главы III-IV.
Кутузов с генералами на Поклонной горе; военный совет в Филях.
Главы VIII-IX.
Возвращение Пьера из Бородина в Можайск. Ночлег на постоялом дворе; сон («сопрягать надо»).
Главы X-XI.
Пьер в приемной Растопчина; толки о деле Ключарева и Верещагина. Совет Растопчина оставить Москву. Пьер исчезает из своего дома.
Главы XII-XVII.
Ростовы; сборы к выезду; подводы отдаются раненым. Князь Андрей в обозе Ростовых.
Глава XVIII.
Пьер живет в доме вдовы Баздеева.
Глава XIX.
Наполеон на Поклонной горе.
Главы XX-XXIII.
Сравнение Москвы с опустевшим ульем; грабежи; сцена с полицмейстером.
Главы XXIV-XXV.
Последнее распоряжение Растопчина; расправа над Верещагиным.
Глава XXVI.
Вступление французских войск в Москву. Мысли автора о причинах пожара Москвы.
Главы XXVII-XXIX.
Мысли Пьера об убийстве Наполеона. Появление в доме Баздеева капитана Рамбаля; ужин Пьера с Рамбалем.
Главы XXX-XXXII.
Обоз Ростовых; ночлег в Мытищах. Свидание Наташи с раненым князем Андреем.
Главы XXXIII-XXXIV.
Пьер бродит по улицам Москвы. Спасение им ребенка. Его забирает под стражу французский разъезд.
ТОМ ЧЕТВЕРТЫЙ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


Главы 1-III.

Петербургский свет; салон А.П. Шерер 26 августа; толки о болезни Элен. Внезапная смерть Элен. Известие об оставлении Москвы.
Главы IV-V.
Частная жизнь и личные интересы людей. Николай Ростов в Воронеже.
Главы VI-VIII.
Встреча Ростова с княжной Марьей. Письмо Сони, возвращающей Николаю Ростову его слово.
Главы IX-XI.
Первые дни Пьера в плену; допрос в комиссии. Пьер у маршала Даву.
Главы XII-XIII.
Пьер в бараке военнопленных. Платон Каратаев.
Главы XIV-XVI.
Поездка княжны Марьи в Ярославль. Прием у Ростовых; любовь к Наташе. Душевное состояние князя Андрея. Смерть князя Андрея.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Главы I-III.

Обзор действий русских войск после выхода из Москвы до Тарутина. Попытки управлять армией из Петербурга; письмо царя Кутузову.
Главы IV-VII.
Распоряжение перед Тарутинским сражением; военные действия на другой день. Рассуждения автора о Тарутинском сражении.
Главы VIII-X.
Анализ действий Наполеона; его распоряжения в Москве.
Главы XI-XIII.
Пьер в плену. Внутренняя перемена в Пьере; отношение к нему пленных и французов.
Глава XIV.
Выход войск и партии пленных; первый ночлег пленных на походе.
Главы XV-XIX.
Известие об отступлении французов из Москвы. Кутузов. Отступление Наполеона на Смоленскую дорогу.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Главы I-II.

Рассуждения о народном характере войны 1812 года.
Главы III-VI.
Партизанская война; отряд Денисова. Петя Ростов в отряде Денисова. Тихон Щербатый
Главы VII-IX.
Настроение Пети. Пленный мальчик-барабанщик. Долохов с Петей едут во французский лагерь.
Главы Х-Х1.
«Истина музыка». Отряд Денисова; столкновение с французским транспортом. Гибель Пети Ростова.
Главы XII-XV.
Пьер на походе с партией пленных. Болезнь Каратаева и его гибель. Сон Пьера (шар из капель).
Главы XVI-XIX.
Анализ действий русских и французов в период войны.

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
Главы I-III.

Ростовы: горе Наташи о князе Андрее; известие о смерти Пети; Наташа ухаживает за матерью. Дружба с княжной Марьей. Отъезд Наташи и княжны Марьи в Москву.
Главы IV-V.
Анализ действий Кутузова, оценка его исторического значения в народной войне.
Главы VI-IX.
Кутузов под Красным; речь к войску. Полк на биваке; появление Рамбаля с Морелем.
Главы X-XI.
О Березинской переправе. Интриги против Кутузова; Кутузов в Вильне; несоответствие Кутузова новым задачам европейской войны; смерть.
Главы XII-XIII.
Пьер в Орле; перемена в Пьере, его новый взгляд на жизнь людей.
Главы XV-XX.
Приезд Пьера в Москву. Визит к княжне Марье; встреча с Наташей; любовь Пьера к Наташе.
ЭПИЛОГ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Главы I-IV.
Мысли автора о силах, действующих в истории; роль Наполеона и Александра.
Главы V-IX.
Смерть старого графа Ростова. Николай Ростов в отставке; положение семьи. Встреча Ростова с княжной Марьей. Их свадьба.
Главы X-XIII.
Отношения между Пьером и Наташей. Старая графиня Ростова. Денисов.
Глава XIV.
Разговор Николая и Пьера; Николенька Болконский.
Главы XV-XVI.
Николай и княжна Марья; Пьер и Наташа.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Главы I-XII.

Общие рассуждения автора о силах, движущих народами, и о причинах исторических событий.

Рассказ о том, как хлебосольная Москва устроила торжественный обед в честь героя, а знаменитый французский кулинар опубликовал в своей не менее знаменитой книге рецепт блюда, названного в честь то ли талантливого генерала русской армии, то ли его блистательной жены.

Кулинарные истории Игоря Сокольского

На другой день, 3-го марта, во втором часу пополудни, двести пятьдесят
человек членов Английского клуба и пятьдесят человек гостей ожидали к обеду
дорогого гостя и героя австрийского похода, князя Багратиона. … В лице его
отдавалась честь боевому, простому, без связей и интриг, русскому солдату, еще
связанному воспоминаниями Итальянского похода с именем Суворова.
Л. Н. Толстой. Война и мир


3 марта 1806 года членами московского Английского клуба, который тогда арендовал дворец князей Гагариных, расположенный на углу Петровки и Страстного бульвара, был дан знаменитый парадный обед в честь князя Багратиона, который, по словам Толстого, прославился «своим Шенграбенским делом и отступлением от Аустерлица, где он один провел свою колонну нерасстроенною и целый день отбивал вдвое сильнейшего неприятеля».

«Суворов воспитал его среди побед и в нем достойного приемника оставил...» Князь П. И. Багратион, генерал от инфантерии. Н.Плахов. Эстамп с портрета С. Тончи. (1812).

Князь, генерал от инфантерии П. И. Багратион. Гравюра Вендрамини. (1813).

«Чудный цвет лица, алебастровая кожа, золотистые волосы, таинственное выражение глаз...» Портрет жены князя Екатерины Багратион. Художник Жан-Батист Изабе. (1817).

Наполеон в битве при Аустерлице. Художник Ф. П. С. Жерар. (1810).

Битва при Аустерлице. Захват французского орла русской гвардейской кавалерией. Художник Б. Виллевальд. (1884).

Москва. Здание Английского клуба на Тверской. Иллюстрация к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Художник А.Н.Бенуа. (1915).

Старшина Английского клуба граф Ростов танцует «Данила Купера» Иллюстрация к роману Л.Толстого «Война и мир». Художник М. С. Башилов.(1867).

Суп «Багратион» с пирожками, приготовленный автором. Фото И. Сокольского.

Сохранилось два описания этого исторического обеда. Одно из них принадлежало человеку, обладавшему феноменальной памятью, позволявшей ему записывать произошедшие события по горячим следам с документальной точностью. Это был литератор С. П. Жихарев (1787-1860), общительный и наблюдательный человек, имевший обширный круг знакомств, написавший интереснейшие «Записки современника» .

О предстоящем обеде он писал:

«В Английском клубе делаются большие приготовления к принятию князя Багратиона, которого на днях ожидают. ‹…› Не знаю, удастся ли мне попасть на этот праздник, в число избранных пятидесяти человек гостей, но во всяком случае постараюсь. Та беда, что желающих слишком много, и дело не обойдется без затруднений, а признаюсь, очень хочется поближе увидеть этого витязя, который сделался так дорог сердцу каждого русского. Благодаря покровителям моим я попал в число гостей на завтрашний обед в Английском клубе; следовательно, увижу героя Багратиона лицом к лицу, а праздник должен быть на славу; у садовников Лебедева и Соколова подряжено одних цветов для уборки лестницы и померанцевых деревьев для украшения стола на двести рублей».

Героя отечества в клубе ждал радушный прием и роскошное угощение:

«Стол накрыт был кувертов на 300, то есть на все число наличных членов клуба и 50 человек гостей, убранство великолепное, о провизии нечего и говорить: все, что только можно было отыскать лучшего и редчайшего из мяс, рыб, зелени, вин и плодов, - все было отыскано и куплено за дорогую цену, а те предметы, которых, по раннему времени года, у торговцев в продаже не было, доставлены богатыми владельцами из подмосковных оранжерей бесплатно: все наперерыв старались оказать чем-нибудь свое усердие и участие в угощении».

С третьего блюда начались тосты, и когда дежурный старшина, бригадир граф Толстой, встав, провозгласил: «Здоровье государя императора!» — все, начиная с градоначальника, встали с мест своих, и собрание разразилось таким громогласным «ура», что, кажется, встрепенулся бы и мертвый ‹…› За сим последовал тост в честь князя Багратиона, и такое же громкое «ура» трижды опять огласило залу». Многочисленные тосты, произнесенные в честь гостей обеда и старшин клуба, по свидетельству Жихарева «были причиною, что многие нечувствительно понаклюкались».

Второе, литературное описание этого торжественного обеда, которыми гостеприимная Москва угощала Багратиона, находится в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» и фактически полностью совпадает с текстом Жихарева. Прибавлены лишь хлопоты по устройству обеда, которые легли на плечи графа Ильи Андреевича Ростова и его слезы во время произношения тостов:

«В начале марта старый граф Илья Андреевич Ростов был озабочен устройством обеда в Английском клубе для приема князя Багратиона. Граф в халате ходил по зале, отдавая приказания клубному эконому и знаменитому Феоктисту, старшему повару Английского клуба, о спарже, свежих огурцах, землянике, теленке и рыбе для обеда князя Багратиона. Граф со дня основания клуба был его членом и старшиною. Ему было поручено от клуба устройство торжества для Багратиона, потому что редко кто умел так на широкую руку, хлебосольно устроить пир, особенно потому, что редко кто умел и хотел приложить свои деньги, если они понадобятся на устройство пира».

Когда все хлопоты остались позади, и состоялась встреч Багратиона, «громогласный дворецкий провозгласил: «Кушанье готово!» Дверь отворилась, ‹…› триста человек разместились в столовой по чинам и важности, кто поважнее — поближе к чествуемому гостю».

Труды графа Ильи Андреича не пропали даром: обеды, постный и скоромный, были великолепны. Тостов было много «и еще больше билось посуды, и еще больше кричалось». Пили за здоровье государя императора и Багратиона «за здоровье старшин, за здоровье распорядителя, за здоровье всех членов клуба, за здоровье всех гостей клуба и, наконец, отдельно за здоровье учредителя обеда графа Ильи Андреевича. При этом тосте граф вынул платок и, закрыв им лицо, совершенно расплакался».

Пока князь Петр Иванович Багратион совершал подвиги на европейских полях сражения, его очаровательная жена княгиня Екатерина Павловна Багратион, которая после свадьбы, по словам современника, «недолго удовлетворялась таким мужем», вела роскошный образ жизни в европейских столицах.

В то самое время, когда москвичи устраивали торжественный обед овеянному славой военачальнику, лучшие повара Франции готовили умопомрачительные обеды для красивой, как ангел, блистающей умом княгине, покоряющей сердца государственных мужей Европы. Британский финансист и общественный деятель Мозес Монтефьоре, писал, что княгиню называли «Le bel ange nu (Обнаженным ангелом) за свое пристрастие к полупрозрачным платьям из индийского муслина, откровенно облегавшим ее формы, и Chatte blanche (Белой кошкой) - за безграничную чувственность». Совсем иначе охарактеризовал мужа княгини его соратник генерал А. Ф. Ланжерон: «Багратион был только солдатом, имел такой же тон, манеры и был ужасно уродлив».

Легендарный французский кулинар, «король поваров и повар королей», Д. О. Эскофье (1846-1935) опубликовал в своей книге «Кулинарный путеводитель» рецепт супа «Багратион», и с тех пор историки кулинарии спорят о том, в чью честь он так назван.

Скорее всего, именно на званых обедах обольстительной княгини, подавали это самый суп, рецепт которого придумал и посвятил ей основатель французской изысканной «высокой кухни» («haute cuisine») Мари Антуан Карем (1784-1833), одно время служивший у нее поваром, а Эскофье его только опубликовал.

Может быть, это сделал сам Эскофье, создатель множество знаменитых блюд, который использовал для их приготовления несколько упрощенную технику Карема и часто присваивал придуманным им блюдам звучные имена знаменитых людей.

История кулинарии не сохранила подлинного меню исторического обеда в честь героя, но любознательные читатели могут приготовить суп, названный в соответствии с существовавшей в XIX столетии традицией присваивать блюдам имя героев и знаменитостей, по рецепту, который автор из влек из сочинений Эскофье. Сделать это может каждый, кто владеет минимальными навыками обращения с продуктами и большим желанием эти навыки превратить в умение.


Суп «Багратион» жирный

Подогреть в масле, не поджаривая, 400 грамм нарезанной кубиками телячьей ляжки, добавить 250 грамм куриного мяса и 1 ¼ литра светлого соуса «Велуте». Поставить варить на небольшой огонь. Потом хорошо растереть телятину и куриное мясо, разбавить пюре соусом «Велуте», процедить через ткань и подогреть, не доводя до кипения. Загустить 4 желтками, 1,5 децилитра сливок и положить 100 грамм масла.

Примечание. Изначально суп «Багратион» готовился только с телятиной. В современной кулинарии в него стали добавлять курицу. Постный суп «Багратион» готовится с заменой телятины рыбой, а сливочного масла - растительным. Вареную телятину и курицу можно не растереть, а измельчить блендером. В готовый суп можно добавить нарезанные отварные макароны, посыпать тертым сыром и зеленью. Подать с мясным или рыбным пирожком.

Светлый соус «Велуте»

Для приготовления 2 литров соуса требуется 250 грамм только что приготовленной белой мучной подливки, 2,2 литра белого телячьего прозрачного бульона.

Смешать белую мучную подливку с горячим или холодным телячьим бульоном, избегая появления комочков, чтобы соус был однородным. Вскипятить, регулярно помешивая, потом поддерживать кипячение на слабом огне, регулярно снимая пену и жир в течение 1,5 часа. Процедить и охладить.


Белая мучная подливка

В 250 г сливочного масла обжарить 300 г просеянной муки. Приготовление этой подливки должно занять лишь несколько минут, пока не исчезнет привкус сырой муки. Избыток приготовленной подливки можно хранить в холодильнике и употреблять по мере надобности для загущения любых супов.

Автор приготовил такой суп и к нему пирожки с мясом, угостил своих близких, получил от них восторженные отзывы и теперь не только собирается потчевать им дорогих гостей, но и советует своим неизменно уважаемым читателям, не жалея времени и сил, сделать то же самое.

  • Памятные места
  • Места действия произведений
  • Толстовские общества
  • Английский клуб

    Адрес: Россия, Москва, Петровский бульвар, 1, Страстной бульвар 15
    GPS-координаты: 55.768255,37.611342

    Московские адреса героев романа «Война и мир»

    Архитектор Казаков, владелец кн. Гагарин.

    Английский клуб был местом собраний привилегированного московского дворянства. Возник в конце ХVIII в. - в 1797 г., был закрыт при Павле I «за якобинство» и вновь открыт при Александре I, в 1802 г.

    Число членов клуба было строго ограничено уставом, и стать его членом было непросто. Завсегдатаи клуба, сам дух его подробно охарактеризованы Ф.Ф. Вигелем: «Московский Английский клуб есть место прелюбопытное для наблюдателя. Оно есть представитель большей части московского общества… его эссенция. Записные игроки суть корень клуба… протчие же члены служат только для его красы, для его блеска. Почти все они люди достаточные, старые или молодые помещики, живущие в независимости, в беспечности, в бездействии. Член московского Английского клуба! О, это существо совсем особого рода, не имеющего подобного ни в России, ни в других землях» 1 .

    В начале марта старый граф Илья Андреевич Ростов был озабочен устройством обеда в Английском клубе для приема князя Багратиона.

    «Граф в халате ходил по зале, отдавая приказания клубному эконому и знаменитому Феоктисту, старшему повару Английского клуба, о спарже, свежих огурцах, землянике, теленке и рыбе для обеда князя Багратиона. Граф со дня основания клуба был его членом и старшиною. Ему было поручено от клуба устройство торжества для Багратиона, потому что редко кто умел так на широкую руку, хлебосольно устроить пир, особенно потому, что редко кто умел и хотел приложить свои деньги, если они понадобятся на устройство пира. Повар и эконом клуба с веселыми лицами слушали приказания графа, потому что они знали, что ни при ком, как при нем, нельзя было лучше поживиться на обеде, который стоил несколько тысяч…

    …вошел молодой граф.

    Ах, братец мой! Голова кругом идет, - сказал старик, как бы стыдясь, улыбаясь перед сыном. - Хоть вот ты бы помог! Надо ведь еще песенников. Музыка у меня есть, да цыган, что ли, позвать? Ваша братия военные это любят.

    Право, папенька, я думаю, князь Багратион, когда готовился к Шенграбенскому сражению, меньше хлопотал, чем вы теперь, - сказал сын, улыбаясь.

    На другой день, 3-го марта, во втором часу пополудни, двести пятьдесят человек членов Английского клуба и пятьдесят человек гостей ожидали к обеду дорогого гостя и героя австрийского похода, князя Багратиона.

    …В лице его отдавалась честь боевому, простому, без связей и интриг, русскому солдату, еще связанному воспоминаниями Итальянского похода с именем Суворова» (т. 2, ч. 1, гл. 2).

    1 Библиотека русской драматургии. Грибоедов А.С. М., 1987, с. 385-386.