Что такое симпатия и антипатия. Приятельские отношения. Симпатия и антипатия

Вы задумывались, какое из слов соответствует вашему состоянию и поведению в данный момент? В чем их различие? Нет, про антипатию мы знаем очень даже немало, более того, вполне в силах заметить, что испытываем ее к кому-то, если только не загнали себя в этические рамки, запрещающие ненависть, а это уже совсем другая история.
А как насчет эмпатии и симпатии? А также сочувствия и сожаления?

Два первых слова в парах относятся к нашему более-менее осознанному сопереживанию с другим человеком его эмоционального состояния. Иными словами, понимая, что происходит, мы не растворяемся в чужих эмоциях, а лишь разделяем их, отличая от своих собственных и давая другому право сохранять личностную суверенность.
Два вторых слова - симпатия и сожаление - связаны с нашим собственным восприятием других людей. Чем-то они нам нравятся, их высказывания близки, лица приятны - мало ли что. Или наоборот: они находятся в ситуации, которую мы с высоты собственного опыта сочли бы тяжелой - и тут мы сожалеем, проявляя собственную же доброту или свой же страх, как вариант. Личность другого человека не имеет ни малейшего значения, его вообще могло бы не быть - на самом деле мы сконцентрированы на себе. По правде говоря, к людям, испытывающим ко мне симпатию (или вздумавшим зачем-то меня пожалеть) я отношусь с осторожностью: кто их знает, с кем они на самом деле сейчас общаются. Скорее всего, не с той, кем я являюсь на самом деле. Мне настоящей, то есть, от них можно ждать сюрпризов.
Думаю, каждому из нас приятнее и полезнее было бы проявлять и получать эмпатию, то есть сочувствие, сопереживание в отношениях. А для этого, повторюсь, необходимо признать, что другой человек существует помимо каких бы то ни было связей с нами, он самобытен, независим и обладает собственной внутренней жизнью, которой мы, наверное, можем сопереживать.
Впрочем, есть определенные ограничения, накладывающие на людей своего рода шоры, не позволяющие сочувствовать или строго корректирующие направления эмпатии. В первую очередь это некоторые расстройства психики. Например, отсутствие способности к эмпатии является одним из признаков аутизма. Взять хотя бы зевоту. Известно, насколько это заразная вещь: стоит одному распахнуть рот - и готово: зевают все. Это защитный механизм, выработанный веками у социальных млекопитающих. Так вот, ученые говорят, многие аутисты не реагируют на чужую зевоту. Не проверяла, но очень возможно, что так оно и есть. Аутисты видят во внешнем мире угрозу и защищаются слишком хорошо. Стены, воздвигнутые между ними и миром, слишком толсты, рвы слишком глубоки. В случае стирания личных границ происходит то же самое, но уже за счет невозможности обособления. Так или иначе эмпатия, как правило, терпит крах.
Нарциссическое расстройство личности также характеризуется отсутствием эмпатии. В этом случае окружающие служат лишь фоном, способным дать хвалебный отзыв или стать воплощением позора. Естественно, личность людей, существующих для того, чтобы продемонстрировать все величие отдельного индивида, не имеет ни малейшего значения. Подобные черты "эмпатической глухоты" проступают и в менее проблемных случаях: все мы знаем эгоцентричных друзей, пытающихся сделать из нас унитазы . Они спускают в нас свои проблемы, эмоции, идеи без малейшего интереса к нам самим и нашим переживаниям.
Еще одна убийца эмпатии - депрессия. Она маскирует окружающих, превращая их то в недостижимый идеал, воплотивший все мечты о счастливой жизни, а значит, вызывающий зависть, то в силачей, обязанных взять ответственность и позаботиться об ослабевшем носителе депрессии - и на другом конце такого отношения - зависимость... И здесь, и в случаях тревожных расстройств, когда эмоции других людей кажутся угрожающими, возникает защита от эмпатии.
Иногда о диагнозе речь не идет. Когда политические группировки, поборники того или иного строя, противники чуждых этнических групп, религий, убеждений объединяются вокруг увлекшей их идеи, эмпатия становится неуместной. Во-первых, каждый из членов такой группы в той или иной мере деперсонифицирован сам, во-вторых легко заметить, что существование отдельных личностей: мужчин, женщин, детей, стариков, инвалидов, много еще кого с их правами, чувствами, особенностями и выбором по ту сторону баррикад отсутствует как таковое. Не имеет ни малейшего значения, могут ли они страдать, надеяться или испытывать боль - существует лишь масса потенциальных или уже актуальных врагов. Что мы там говорили об антипатии? Если наши деструктивные механизмы достаточно сильны, люди, обладающие эмоциональными или интеллектуальными аргументами против, олицетворяют угрозу. Можно попытаться прекратить разговаривать с собственным опытом и проекциями и перейти в область со-чувствия, но чаще мы просто убираем таких людей от себя подальше - в лучшем случае. Потому что каждый, кто посмел напомнить о наших темных сторонах, слишком близок к тому, чтобы стать врагом.
Жизнь не проста, и время от времени мы мигрируем по многим из описанных состояний. Возможно, есть смысл запомнить, как оно было в трудный период. Что делалось с нашей эмпатией в депрессивные моменты, что мы делаем с теми, кто вызывает в нас неприятные ощущения? А что происходит теперь? Эмпатия, эта королева подлинных взаимоотношений, капризна: она не желает иметь дело с теми, кто предлагает ей дворец, захламленный расщеплениями, переносами и проекциями.

Чувства симпатии и антипатии возникают в межличностных отношениях. Эти понятия противостоят и полностью исключают друг друга.

Симпатия и антипатия

Антипатия - это чувство неприязни, эмоциональное отвращение либо неприятие другого индивида, его принципов, особенностей поведения и жизненных ориентиров. Чувство антипатии, как правило, возникает стихийно, однако источником для него является ощущение опасности, вредности неполноценности объекта на которого оно направленно.

Симпатия - чувство эмоциональной расположенности к человеку либо к группе людей. Симпатия возникает на почве обобщенности взглядов, ценностей и интересов, а также в результате стихийной положительной реакции на поведение, черты либо внешность другого индивида.

Антипатия и симпатия имеют ряд общих особенностей. Во-первых, они возникают инстинктивно: неподкрепленная логически склонность к человеку либо его отвержение.

Во-вторых, симпатия и антипатия являются главными мотивационными факторами возникновения и развития межличностных отношений. Каждому из этих чувств свойственна разнополюсность, что подтверждает их инстинктивное происхождение.

К примеру, симпатия к одному индивиду не исключает возникновения антипатии к другому человеку, максимально похожему на объект симпатии.

Сотрудничество и соперничество

Термины «соперничество» и «сотрудничество» соответствуют понятиям «конкуренция» и «совместные усилия». Сотрудничество и соперничество возникают на одной почве - обоюдное желание достижения поставленной цели, чаще всего общей, или двух целей одного характера.

Сотрудничество - это возможность индивида выполнить поставленную задачу исключительно при помощи других людей, которые также достигают своих целей. В случае чистого сотрудничества поражение одного звена этого процесса влечет за собой крах для остальных участников.

В наше время чистое сотрудничество встречается крайне редко, поэтому часто субъекты не переживают убыток от ошибок других субъектов сотрудничества. В противовес сотрудничеству, соперничество представляет собой вид личностных взаимоотношений, которые характеризуются желанием каждого индивида получить прерогативу перед другим в различных сферах: власть, материальные ценности, любовь, престиж, духовная и социальная реализация.

Вопреки распространенному мнению, сотрудничество не следует воспринимать как негативный аспект. Нормальные отношения соперничества мобилизируют силы человека, заставляют его искать новые пути развития, реализовывать свой потенциал. Соперничество в патологических формах может спровоцировать ряд конфликтов, агрессию.

Взаимопонимание в межличностных отношениях

Взаимопонимание - это основной фактор нормальных межличностных отношений. Взаимопонимание - возможность индивида учитывать чужие интересы, позиции, признавать опыт других людей и рациональность его практического применения. В межличностных отношениях взаимопонимание реализуется путем невербального и вербального поведения.

Оно провоцирует межличностное познание индивидами особенностей характеров и личностных качеств другого человека.

Вы никогда не задумывались над тем, кто из двоих вошедших в комнату людей, вам больше нравится? К одним в общении вы проявляете симпатию, к другим – антипатию . При условии, что один похож на вас, а второй – полная ваша противоположность. Так вот, наука установила, что большинству людей симпатичны те, которые на нас самих не похожи. И двух мнений здесь быть не может.

Возникающее чувство симпатии основывается на первом впечатлении, а при последующем общении перерастает в кучу проблем. Наверняка, у многих были похожие ситуации, когда симпатия постепенно сходит на нет и все труднее находить общий язык. Вот эти разногласия нужно каким-то образом устранять, чтобы не доводить до возникновения конфликтных ситуаций.

Когда эти нестыковки происходят с начальством, есть два варианта: приспособиться или уйти. А если ни один из них неприемлем? Тогда мы просто отдаляемся от этого человека.

Симпатия и антипатия в общении с примером

Прослеживается интересная тенденция: люди, имеющие собственный стиль, мнение, манеру поведения, как правило, глубоко симпатичны окружающим. А в действительности, их немногие терпят в своем окружении, буквально ненавидя за то, что кто-то пренебрегает установленными правилами и живет по своим законам. Причем в общении он чаще проявляет антипатию, чем симпатию к окружающим . Простой пример – люди из его довольно узкого окружения заслуживают его внимания намного больше, чем остальные. В лучшем случае, этого человека назовут инакомыслящим, в худшем – опасным и неприятным человеком.

Чем обосновано наше мнение о том, что мы всегда правы? Только своим личным, индивидуальным опытом, порой абсолютно противоположным. Диалог двух людей с совершенно различным жизненным опытом будет, мягко говоря, очень бурным. Представьте ситуацию, когда общаются два человека, причем один из них прожил спокойную безмятежную жизнь, а второй был вынужден с ранних лет завоевывать свое место под солнцем. Естественно, им будет нелегко найти общий язык, ведь оценка любому явлению или действию получается у них взаимоисключающая. Т.е., что для одного хорошо, то второму плохо. Как же таким разным людям строить отношения?

Нужно научиться слушать и понимать ближнего. Любой из нас может сказать, что он понимает точку зрения собеседника и может стать на его место. Это на словах, а на деле, слушая выступления коллег по животрепещущим вопросам, бесимся от чувства несправедливости, обиды и злости. Как это ни парадоксально, но мы не умеем уважать мнение другого человека, чаще всего даже не готовы его выслушать.

Симпатия и антипатия - коллеги

Хотите доказательств? Попросите своих коллег озвучить свое мнение о вас, попросив их говорить правду и пообещав не обижаться на них. Как думаете, какой будет результат? Желающих сказать правду будет очень и очень немного – кто же захочет портить отношения из-за « пустяка». Они ведь уже знают, что их высказывания вам не понравятся, и вы обидитесь, даже если не подадите вида. Это относится не только к личностям, но и к политике, культуре, женщинам и мужчинам в общем. Это актуально особенно в начале карьеры . На все это у нас свое, абсолютно незыблемое и непоколебимое мнение, и другой точки зрения для нас не существует.

Начиная разговор, у нас одна цель – высказаться самому, а не слушать другого. Нас не интересует чужое мнение. Каждый человек хочет, чтобы именно его услышали, согласились с его позицией. В любом случае, будьте миролюбивы, но решительны, терпимее, не поддавайтесь эмоциям, относитесь к себе менее критично, но не будьте агрессивны. Чаще проявляйте симпатию при общении к окружающим и меньше – антипатию.

Когда молчишь в компании человека, который тебе несимпатичен возникает

мысль, что он зануда. Когда же молчишь в компании того, кто тебе нравится, приходишь

к уверенности, что невыносимый зануда здесь именно ты.

Ален де Боттон. Опыты любви

Антипатия как качество личности – склонность проявлять устойчивую не расположенность, неодобрение, неблагожелательное отношение к кому-либо, чему-либо.

Репутация мудреца была столь высока, что многие стремились причислить себя к его приверженцам, хотел он того или нет. Однажды он услышал о том, что четверо особенно неприятных типов отправились повидаться с ним, побуждаемые тем, что смогут называть себя последователями мудреца. Он тотчас же разузнал о симпатиях и антипатиях этих людей. По прибытии они обнаружили, что мудрец носит красный колпак, чрезмерно болтает, ест конфеты и утверждает, что не в состоянии воздержаться от опиума. Менее получаса провели они в его присутствии и больше никогда не упоминали о нём.

Антипатия, как пошутил один юморист, — это когда ты, начиная разговор, думаешь, как будешь избавляться от трупа. Антипатия – безотчетное чувство. Она не обусловливается волевым решением, появляясь, как черт из табакерки, неожиданно и необъяснимо. Смотришь, вроде бы приличный человек, ничего в нем откровенно порочного нет, а ты, всё равно, чувствуешь к нему неприязнь и раздражение (от голоса, запаха, манер поведения, языка тела) и, либо торопишься избежать тягостного для тебя общения, либо встречаешь его холодным, ледяным тоном. Иногда антипатия возникает сознательно. К примеру, человек с позиций своей нравственности и миропонимания дает неблагозвучную оценку поведения другого человека и вызывает у себя осознанную к нему антипатию.

Антипатия – это противоположный от симпатии полюс. «Какой-то есть особый закон внезапного рождения симпатий», — писал английский поэт Джордж Байрон. С антипатиями всё обстоит точно также. Корни антипатии спрятаны в представлениях человека, какими должны быть другие люди. Если существует большой крен реалий от его представлений, возникает антипатия. Он видит в другом человеке отрицательные качества личности, например, коварство, лицемерие, подлость, вредность, лживость, словом, длинный ряд пороков, которые сразу же формируют в сознании устойчивое антипатийное его восприятие.

Антипатия может стать следствием расхождений в мировоззрении, политических взглядах. Помимо этого, человек, заглянув в подвалы своей памяти, иногда накладывает свои плохие воспоминания на другого человека, чем-то напоминающего того, кто причинил в прошлом горе и страдания. Происходит своеобразный перенос, сваливание дурного на подходящую личность. Это ассоциативная антипатия. В таком случае нужно проанализировать, что конкретно тебя раздражает в этом человеке и найти этому логическое объяснение. Зачастую оно бывает настолько комичным, что ассоциативная линейка автоматически ломается.

Антипатия – это неприятие другого. Человек, вызывающий антипатию, не способен что-то доказать, довести до разума. Эго другого человека становится непреодолимым заслоном на пути его слов к душе и разуму. Беда антипатии в том, что ее слова никто не воспринимает. Слова в одно ухо влетают, бегут по поверхности ума и вылетают в другое ухо. Пусть он приводит несокрушимые аргументы, объясняет свою точку зрения так, что было бы понятно младенцу, всё равно – антипатия не позволяет принять его слова. Человек понимает, что антипат прав, но принять это не может. Поэтому необычайно сложно, если вообще возможно, договариваться, достигать каких-то положительных результатов с человеком, вызывающим антипатию.

Визуально антипатия диагностируется по следующим признакам: инстинктивное соблюдение больших дистанций между собеседниками; скрещенные руки или ноги, сцепленные пальцы рук; отсутствие копирования жестов собеседника; взгляд исподлобья, хмурые брови, сжатый рот; напряжение в мышцах, ощущение внутреннего дискомфорта.

Антипатия – признак двойственности ума, признак шараханья в крайности, в чрезмерности и избыточности идеализаций. Она является перекосом в одну сторону. Она не учитывает свою противоположность – симпатию и, тем самым, приучает ум к негативу. Ум начинает мыслить негативно. Ум человека движется между противоположностями и склонен к крайностям. Человек зачастую, видя в другом какой-то недостаток, гиперболизирует его, делает из мухи слона, создает отрицательную идеализацию. Мол, слишком он уродлив и неполноценен. Квазимода в сравнении с ним — красавчик. Словом, антипатия – результат какой-то пристрастности, предвзятости. В одном древнем трактате говорится: «Тот, кто избавился от двойственности ума, от симпатий, антипатий , от любви и ненависти, находится на трансцендентном уровне. С этого момента начинается его духовная жизнь. В противном случае, он будет всегда принимать какие-то догматические идеи».

Человек проявляет симпатию к тем объектам, которые его услаждают и ублажают, и испытывает антипатию к тем объектам, которые могут представлять опасность. Мало того, в антипатийных объектах человек порой видит причину своих неприятностей, видит в них корень своих проблем. Природа позаботилась о том, чтобы каждый остерегался своей противоположности. В животном мире можно встретить обилие антипатии. Френсис Барретт пишет: «Слон дрожит, услышав хрюканье свиней, а лев – кукареканье петуха, пантера не тронет их, если они намазаны куриным жиром, особенно, если в него был добавлен чеснок. Также вражда существует между лисами и лебедями, быками и галками. И некоторые птицы подвержены бесконечной дисперсии, например, галки и совы, коршуны и вороны… В водной среде существует сильнейшая антипатия между дельфинами и водоворотами, кефалью и щуками, каракатицами и лобстером, и последний чуть ли не падает замертво при виде первой, но лобстер разрывает морского угря».

Антипатия, как неприязнь, недоверие или даже ненависть ко многим людям или даже к человеческому роду в целом, называется мизантропией. Мизантроп - нелюдимый человек, страдающий или наоборот наслаждающийся человеконенавистничеством (мизантропией). Данная склонность может являться основой жизненной философии. Слово получило особое распространение после комедии Мольера «Мизантроп». Мизантропу присуще презрение к людским порокам и слабостям, в том числе и к своим собственным. В качестве известного литературного примера можно вспомнить замечательный рассказ О.Генри «Один час полной жизни». Там какой-то лавочник считал, что человек — это ходячее зло, и радовался, когда находил этому очередное подтверждение. Пустое дело убеждать мизантропа в том, что в любом человеке, кроме недостатков, есть и положительные качества личности. Устойчивая антипатия ко всем людям – визитная карточка мизантропа.

Петр Ковалев 2014 год

Личные отношения - это чувства которые испытывают люди друг к другу. В основном чувства при общении бывают положительные (симпатии) или отрицательные (антипатии).
Симпатия (греч. sympatheia- «внутреннее расположение, влечение») - чувство устойчивой эмоциональной предрасположенности человека к другим людям.
Антипатия (греч. antipatheia, от anti против, и pathos страсть) - чувство неприязни, нерасположения или отвращения, эмоциональное отношение неприятия кого-либо или чего-либо. Противоположно симпатии. Антипатия, как и симпатия, является во многом безотчётным чувством и не обусловливается волевым решением, но она может возникать и сознательно, в результате моральной оценки по отношению к тем людям, существам или явлениям, которые порицает принятая в данном обществе система взглядов.

Наследственная или приобретённая антипатия человека и животных к тем или иным предметам часто имеет инстинктивную или рефлекторную природу и, по мнению некоторых авторов, связана с задачей самосохранения индивидуума, биологического вида, группы или этноса.
В социологии и психологии антипатия, как и симпатия, служит одним из мотивационных регуляторов межличностных и межгрупповых взаимоотношений. При этом чувства приязни и неприязни могут быть более или менее независимыми или даже взаимодополнительными, то есть закономерно сочетаться в эмоциональном отношении к другому человеку (выраженность одного полюса с одновременной выраженностью противоположного)[Википедия].
Возникновение симпатий или антипатий зависит от:
* привлекательности физической;
* сходства и похожести;
* характера, умения, успешности в различных видах деятельности;
* совместного труда, действия на пользу другого;
* уважительного отношения к другому.
Внешность, физическая привлекательность
Если внешние черты человека нам приятны, то мы невольно симпатизируем ему. Он воспринимается нами за внешние физически красивые качества, а люди неряшливые, неопрятные чаще вызывают антипатию.
Сходство, похожесть
Сходство и похожесть бывает внешняя и внутренняя.
Сходство внешнее - тот же возраст, пол, культурный уровень, материальная обеспеченность.
Внутреннее сходство - общность интересов, взглядов, ценностей, норм поведения, черт характера.
"Непохожесть" человека на других мешает нам понять его и почувствовать к нему симпатию. За "непохожесть" человека, ему часто навешивают обидные прозвища и ярлыки.
Качества характера, умения
При вступлении в отношения с другими на закрепление симпатий влияют различные качества характера, успешность в различных видах деятельности, умения, увлечения. Они делают человека привлекательным для окружающих. Если человек расположен к другим, отзывчив, внимателен, добр и умеет иногда уступать другим, то он вызывает у них наибольшую симпатию.
Антипатию и настороженность, напротив, вызывают скованные, робкие, застенчивые, не уверенные в себе люди.
Психологи попросили школьников описать, какие ребята вызывают у них наибольшую антипатию. И вот, что получилось.
"Победитель" - тот, кто без всяких веских оснований считает. что он всегда и во всем должен быть первым.
"Самый красивый" ("первая красавица") - тот, кого больше всего на свете занимает вопрос: "Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?"
"Богач" - тот, кто считает: "Могу всё купить и продать. Я лучше всех, потому, что у меня больше денег".
"Хулиган" - "Мне нравится чувствовать беззащитность других".
"Самоуверенный" - "Я всегда прав!"
"Подлиза" - "Я буду делать только то, что нравится другим!"
" Слабак, тихоня" - "Не трогай меня, я маленький и слабый!"
"Плакса, ябеда" - "Я буду жаловаться взрослым"
Все описанные ребята сосредоточены на себе, думают только о себе, не считаются с окружающими, ради достижений своих целей могут использовать других людей. Они постоянно
демонстрируют, что они лучше других - умнее. красивее; другие - что они хуже (слабее, беззащитнее), чем другие. И то и другое окружающим не нравится, вызывают антипатию.
Совместный труд, действия на пользу другого
Общее дело лучше всего объединяет людей. Общие, совместные и особенно деловые отношения создают благоприятные условия для формирования у людей умения согласовывать свои действия, помогать друг другу особенно если они полезны лично каждому.
В мультфильме "Зима в Простоквашино" кот Матроскин объясняет так:"Потому что совместный труд - для моей пользы - объединяет".
Ленивые и неумехи вызывают у нас антипатию.
Уважительное отношение к другому
Уважение - позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности. Уважение предписывает не причинять другому человеку вреда, ни физического, ни морального.
Уважение - одно из важнейших требований нравственности. В моральном сознании общества уважение предполагает справедливость, равенство прав, внимание к интересу другого человека, его убеждениям. Уважение предполагает свободу, доверие. Подавление этих требований является нарушением уважения. Однако смысл этих качеств, из которых складывается уважение, определяется характером общества и принятыми парадигмами. Понимание прав человека, свободы, равенства в разные века было совершенно разным. Согласно словарю по этике под редакцией И. Кона наибольшие возможности для глубокого уважения, устранения эксплуатации, а также условия для наивысшей меры реальной свободы личности даёт коммунистическая формация.
По Канту уважение устанавливает норму человеческих отношений даже в большей мере, чем симпатия. Только на основе уважения может появиться взаимопонимание.
Также уважение - это моральный долг и единственная правильная позиция человека перед лицом всего ценного, перед лицом любого человека (Википедия).
Доброжелательность - осмысливается активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность - то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага...
Если люди относятся к нам доброжелательно, уважительно. Если всё это проявляется у человека в мимике, поведении, поступках - это вызывает у нас симпатию.
Антипатию вызывают у нас люди безразличные, недоброжелательные.
При доброжелательности человек:
* смотрит прямо на человека, взгляд выражает приветливость;
* тепло сердечно улыбается;
* садится близко;
* выражает заинтересованность в том, что нравится и чем увлечен человек;
* возможны дружеские потасовки;
* слушает внимательно;
* высказывает одобряющие, понимающие суждения;
* лицо доброжелательное открытое;
* жесты спокойные, приветливые, выражающие отношение к собеседнику (1,с.110-111).

Литература:
1. Психолгия. 4 класс. А.Д.Андреева, И.В.Дубровина,Д.В.Лубовская, А.М.Прихожан. Воронеж: Модек,2001.

Симпатия
Материал www.psychologos.ru/articles/view/simpatiya

Симпатия - чувство дружеской расположенности, бескорыстного притяжения. На того, кто симпатичен, хочется смотреть, хочется его слышать, хочется чаще быть с ним рядом. При этом никакой явной выгоды от этого смотрения, слышания и бытия рядом - нет.
В отличие от влюбленности, симпатия - легкое и контролируемое чувство. Симпатию легко "отодвинуть" и забыть о ней, с влюбленностью сделать подобное сложно.
У детей и подростков проявления симпатии имеют иногда неожиданные, в том числе негативные формы: дернуть за косичку, толкнуть, ударить...
Что делать, чтобы люди нравились?
Люди нам нравятся не всегда. Люди бывают и противные, и трудные. А иногда хочется, чтобы люди вам нравились - от этого и самому среди них бывает приятнее находиться, и это иногда нужно для дела. Бывает, что вы головой понимаете - человек наверное хороший, а в душе теплого отношения нет, и тогда хочется поправить душу. Что может этому помочь? Что можно сделать, чтобы какой-то человек вам стал нравиться больше?
Сила симпатии
Статья написана по книге Дэвида Майерса "Социальная психология"
Кого мы будем любить больше – того, кто сначала не любил нас, а потом полюбил, или того, кто любил нас с самого начала?
Пример: Саша учится в одной группе с Олей. Поначалу он не мог избавиться от ощущения, что для Оли он – парень так себе. Но по мере того как идет время, он замечает: мнение Оли о нем явно меняется в лучшую сторону, а в конце концов выясняется, что она считает его способным, внимательным и очаровательным молодым человеком. Вопрос: нравилась бы Оля Саше больше, если бы с самого начала была о нем такого лестного мнения?
Чтобы прояснить этот вопрос, Эллиот Аронсон и Дарвин Линдер провели эксперимент: они «позволили» 80 студенткам подслушать, как отзывалась о них одна женщина. Одни студентки слышали только лестные отзывы, другие – только отрицательные. Другие слышали и те и другие, но в разной последовательности: либо сначала отрицательные, а потом лестные (как в случае с Сашей), либо наоборот. И в этом и в других экспериментах к «оценщице» лучше относились те испытуемые, которые выросли в её глазах, особенно если этот рост был постепенным и опровергал первоначальную критику. Возможно, похвала Оли вызвала большее доверие, потому что последовала за критикой. А возможно и другое: похвалы Оли пришлось ждать, поэтому и вызвала особенную благодарность.
Аронсон полагал: если постоянно хвалить человека, похвала может обесцениться. Когда муж в пятисотый раз повторяет жене: «Дорогая, ты просто неотразима!», – его слова меньше впечатляют, чем если бы он сказал: «Дорогая, по-моему, это платье не очень идет тебе». Поэтому гораздо легче обидеть человека, которого безумно любишь, чем обрадовать. Это значит, что отношения, в которых взаимное уважение и взаимное одобрение сочетаются с честностью по отношению друг к другу, будут оцениваться выше и приносить радости больше, чем отношения, потускневшие под давлением отрицательных эмоций, или те, в которых люди пытаются лишь «не скупиться на похвалу». Аронсон писал:
«По мере того как отношения становятся все более и более близкими, возрастает и значение подлинности – нашей способности отказаться от попыток произвести хорошее впечатление и начать «предъявлять» себя такими, какие мы есть на самом деле, даже если мы вовсе не хороши… Если двое действительно любят друг друга, их отношения будут более продолжительными и эмоциональными в том случае, если они смогут выражать не только позитивные, но и негативные чувства, а не просто постоянно «миловаться» друг с другом».
Чаще всего, общаясь с разными людьми, мы выступаем в роли цензоров собственных негативных чувств. А это значит, что некоторые люди лишены обратной связи, которая могла бы помочь им скорректировать свое поведение. Живя в мире приятных иллюзий, они продолжают вести себя так, что отталкивают от себя тех, кто при других обстоятельствах мог бы стать другом.

Симпатия

Симпатия (греч. - «внутреннее расположение, влечение») - чувство устойчивой эмоциональной предрасположенности человека к другим людям. Противоположно антипатии.
Симпатия, как правило, возникает на основе общих взглядов, интересов и ценностей, а также вследствие избирательной положительной реакции на внешность, поведение и черты характера другого человека. Симпатия одного человека к другому проявляется как инстинктивная склонность, чувство внутреннего родства между ними. Выражается в повышенном интересе к человеку, доброжелательности, оказании внимания и помощи.
Примечания
1. Давлетчина С. Б. Словарь по конфликтологии (ВСГТУ, 2005, 100 с).
2. Симпатия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
3. 1 2 Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А. А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г.
4. Что такое Симпатия?
Антипатия

Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Антипатия (греч. от - «против», и - «страсть») - чувство неприязни, нерасположения или отвращения, эмоциональное отношение неприятия кого-либо или чего-либо. Противоположно симпатии. Антипатия, как и симпатия, является во многом безотчётным чувством и не обусловливается волевым решением, но она может возникать и сознательно, в результате моральной оценки по отношению к тем людям, существам или явлениям, которые порицает принятая в данном обществе система взглядов.
Антипатия имеет своим источником представление о вредности, опасности, уродстве, неполноценности объекта антипатии, приобретённое личным или наследственным опытом или же привитое воспитанием. В основе этого чувства может лежать также особая возбудимость нервной системы индивидуума (см. Идиосинкразия).
Наследственная или приобретённая антипатия человека и животных к тем или иным предметам часто имеет инстинктивную илирефлекторную природу и, по мнению некоторых авторов, связана с задачей самосохранения индивидуума, биологического вида, группы или этноса.
В социологии и психологии антипатия, как и симпатия, служит одним из мотивационных регуляторов межличностных и межгрупповых взаимоотношений. При этом чувства приязни и неприязни могут быть более или менее независимыми или даже взаимодополнительными, то есть закономерно сочетаться в эмоциональном отношении к другому человеку (выраженность одного полюса с одновременной выраженностью противоположного).
Примечания
1. Freud S. Group psychology and analysis of the ego. - Standard Edition, v. XVIII. London: Hogarth Press, 1955. P.101-102
2. Напр., межэтническая антипатия как «отрицательная комплиментарность» в теории этногенеза Л. Н. Гумилёва.
3. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 176 с.
Ссылки
Антипатия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
Л. Я. Гозман. «Психология эмоциональных отношений»