Матроскин крузенштерн. Определяю, как я говорю, что я делаю, чего не делаю. СМИ культурной направленности

«Угадайте, кто я? – Иван Федорович Крузенштерн! Человек и пароход! – Наверное, он был хороший человек, раз его именем пароход назвали!» А что еще мы знаем о Крузенштерне, кроме того, что на судне, названном в его честь, плавала бабушка кота Матроскина из “Простоквашино”?

Родная гавань

Когда 19 ноября 1770 года в семье фон Крузенштернов, жившей в захудалой эстонской провинции огромной российской империи, родился мальчик, его нарекли вовсе не Ванечкой, а Адамом Йоханном. Основатель династии, дед маленького Адама – офицер Эверт Филипп после поражения родной Швеции в Северной войне провел в сибирском плену двадцать два года и отлично говорил по-русски. Отец - Йоханн Фридрих, чтобы прокормить многочисленное семейство (супруга, взятая им из приличной, но бедной немецкой семьи, подарила ему не наследство предков, зато наследников – восемь душ), трудился в поте лица своего, где только мог – и судьей, и одновременно управляющим соседних поместий.

В доме Крузенштернов царила спартанские дисциплина и порядок, скромность в быту, граничащая с . Единственное, на чем не экономили – образование детей. По традиции, сначала учителей приглашали на дом: француженка-гувернантка и немецкие студенты для обучения слову Божию, математике и географии – обычной набор для любой дворянской семьи. Когда Адаму исполнилось двенадцать, его отправили в рыцарскую школу в Ревеле. Дальше все тоже должно было развиваться по многовековому сценарию – старший сын возвращался, чтобы перенять бразды правления отцовским имением, остальные становились военными. И тут Адам удивил родителей - оказалось, что они, будучи безукоризненно заботливыми и внимательными, совершенно не знают своего 14-летнего сына.

По морям, по волнам

Адам выбрал Морской кадетский корпус, который в те годы не пользовался популярностью у молодых людей. Статус гардемарина еще не был окутан флером романтики, подобно полководцам, снискавшим славу в сражениях или гусарам в кавалерии. Как почтительный сын, юный Адам не мог сказать прямо: “Я не хочу глотать пыль в пехоте, как мой дед, и вернуться в отставку в наше захолустье, я мечтаю увидеть далекие чудесные страны!” , вместо этого он клятвенно обещал, что будет примерным кадетом и станет достойным фамилии Крузенштернов офицером.

Морской кадетский корпус находился тогда в Кронштадте, на острове Котлин, непадалеку от Санкт-Петербурга. Учиться там оказалось холодно, голодно, а зачастую и унизительно. Будущий цвет русского офицерства воспитывали муштрой и розгами. Но Адам, который с легкой руки однокурсников превратился в Ивана, никогда не жаловался в письмах домой. В его характеристике значилось: “Иван Федорович Крузенштерн благовоспитан, обязателен, надежен, к обычным шалостям гардемаринов интереса не питает”. Истинный интерес он питал к изучению атласов и карт, с жаром живописуя соседям по казарме не просто о тропических островах - кто из мальчишек о них не мечтает?! - его целью было увидеть весь мир. А чтобы совершить , на которое еще не отважился никто в России, необходимо быть не только образованным и опытным моряком, нужно обладать богатырским здоровьем и выносливостью. В результате новоиспеченный Иванушка из долговязого подростка превратился в настоящего атлета. Каждое утро кадетов начиналось с зарядки, только он ее делал с двухпудовыми гирями в руках.

В год окончания корпуса гардемарин Крузенштерн упросил начальство отпустить его на войну со Швецией, отличился в Готладском сражении 1788 года и был досрочно произведен в лейтенанты. За проявленную доблесть его наградили продолжением обучения в Англии – британский флот считался лучшим в мире. В его составе 20-летний “морской волк” прошел через Атлантику к северным берегам Америки и участвовал в битвах с французами, за что ему даже начислили кругленькую награду в фунтах стерлингов, но Иван Федорович показал себя истинным русским офицером и разделил деньги поровну между всеми членами команды своего корабля. Впечатленные боевыми и личными качествами Крузенштерна англичане продлили ему срок службы под британским флагом.

Он прекрасно понимал, как ему повезло - видел собственными глазами предметы грез любого гардемарина: знойный Барбадос и загадочные Бермуды, далекий Китай и сказочную Индию, но любую диковинку Адам-Иван рассматривал с точки зрения внесения ее в детальный план кругосветки, который разрабатывал каждую свободную минуту. Вернувшись в Россию, Крузенштерн первым делом представил свой проект, суливший всей стране огромные экономические выгоды и научные перспективы, в высшую инстанцию – императору Павлу I. Ответом было: «Зачем какой-то лейтенантишка прислал нам эту чушь?!»

Ветер перемен

Казалось, судьба нанесла сокрушительный удар, мечту всей жизни растоптали, самого мечтателя отправили служить в родные пенаты – в Ревель. Другая бы лодка пошла ко дну, но не таков Иван Федорович фон Крузенштерн. Каждый раз при возникновении подводных рифов и жизненных тайфунов новое имя словно придавало ему сил и энергии. «Ради славы Отечества, на благо Родины, во имя России» – стало его личным девизом. Из года в год он с непоколебимой настойчивостью посылал проект кругосветной экспедиции к царскому двору, словно не получая каждый раз за это по шапке…

Такую же железную волю проявил он и в любви. Когда пришло время обзавестись собственной семьей, 30-летний Крузенштерн, который мог, как офицер, сделать блестящую партию, не выбирал с холодным расчетом, свойственным его по-немецки педантичному уму, он . Увы, его возлюбленную, 20-летнюю Юлию фон Таубе, сироту и бесприданницу, красавицу и умницу, дальние родственники планировали выдать замуж за богатого помещика, твердо стоящего на земле, а вовсе не за какого-то полунищего синбада-морехода.

Но и не такие корабли брал на абордаж бравый моряк, тем более что любимая отвечала ему взаимностью, и 14 сентября 1801 года Иван и Юлия венчались. Через год на свет появился их первенец Отто, а за девять дней до этого счастливого события в семье Крузенштернов новый император Александр I назначил ее главу руководителем первой кругосветной экспедиции. К тому времени, будучи счастливо женатым и , Иван Федорович впервые в жизни допустил мысль о том, что, возможно, пора оставить мечтания о кругосветке, остепениться, заняться имением. Но когда из высших кругов ему дали понять: или он, или никто, стряхнул с себя домашнюю негу и принялся за дело.

Супруга, оставаясь одна с младенцем на руках, провожала его в слезах. Секретом не было: вернуться домой живым и невредимым не надеялся никто из офицеров и матросов, отправлявшийся в далекий поход, а посему набирали только добровольцев. Для утешения супруги Крузенштерн назвал один из кораблей экспедиции, которым командовал лично, «Надеждой». «Всех моряков ведет в пути надежда», - сказал Иван команде перед отплытием. Очень скоро их единственной надеждой стал он сам.

Вокруг света

26 июля 1803 года «Надежда» и «Нева» отчалили из Кронштадта, пересекли Атлантический океан, направились к берегам Бразилии, в которой задержались, поскольку кораблям требовался серьезный ремонт, затем впервые в истории русского флота пересекли экватор, обогнули мыс Горн, изучили температуры, силу и направления течений в Тихом океане, исправили множество ошибок в картах, стерли с них несуществующие на самом деле острова и уточнили географическое положение существующих.

И вдруг из-за тумана корабли потеряли друг друга в открытом океане. «Надежда» посетила Маркизские острова, а «Нева» наткнулась на , координаты которого в английских, считавшийся самими точными, картах оказались неверны. Соединившись уже у Гавайев, корабли вновь разделились – «Нева» отправилась к берегам Аляски, а «Надежда» прибыла в Петропавловск-Камчатский, исследовала Камчатку, Курильские острова и Сахалин, доставила особое посольство в Японию, попав по пути в страшный тайфун и едва не потеряв мачты.

Только 7 августа 1806 года Крузенштерн с командой вернулся в Кронштадт. Исследования, которые он провел в ходе своей кругосветки, до сих пор считаются классическими, хотя только с 1803 по 1826 год Россия организовала 23 кругосветных плавания, причем строго согласно инструкции, которую разработал и издал Иван Федорович, став одним из учредителей Русского географического общества. Его собственные шестеро детей учились по учебникам, написанным благодаря ему, и картам, в которых их фамилия встречается на каждом ходу – в честь Крузенштерна названы пролив в северной части Курильских островов, проход между Цусимой и островами в Корейском проливе, острова в Беринговом проливе, гора на Новой Земле и гора на Сахалине. Пароходы и парусники, к слову сказать, тоже часто назывались его именем. Кто же, как не первый россиянин, обогнувший Землю, достоин этого? Тем более, что Иван Федорович, действительно, был человеком выше всяких похвал. Все члены экспедиции - от капитана второго корабля до последнего юнги - буквально молились на него. Твердою рукой он вел корабль к намеченной цели, и при этом никто никогда не слышал от него даже крепкого словца, не говоря уже о физических наказаниях, принятых на тогдашнем флоте.

Иван Федорович, даже если за бортом бесновался тайфун, возвышался на капитанском мостике, оплот и защита всей экспедиции – косая сажень в плечах, богатырская грудь (он был физически более крепок, чем самый сильный матрос в его подчинении, и двухпудовые гири сопровождали его даже в кругосветке), весь земной шар знал, словно дом родной, и духом никогда не падал. Его мечтой заразился каждый, плывший с ним, и все вернулись в родные семьи героями.

В жизни Ивана Федоровича присутствует множество интересных фактов, например известно, что он занимался спортом даже у себя на корабле (ежедневно упражнялся с 2-х пудовыми гирями), очень любил животных и один из его любимцев плавал всегда с ним. Это был спаниель, и поговаривают, что перед каждым выходом из порта команда трепала собаку за длинные уши - люди были убеждены, что после этого «обряда» плавание должно пройти успешно. И на самом деле оно так и было. Так же небезызвестный кот Матроскин (из мультфильма «Простоквашино») утверждал, что под командованием Крузенштерна плавала его бабушка, а минутой позже адмирала и вовсе перепутали с Дедом Морозом.

Со старту службы на флоте, был предписан на линейный корабль «Мстислав», на котором Крузенштерн в 1788 году дрался в Гогландском сражении, а через год проявил себя в Эландском бою. А ещё через год, в 1790 году, он был повышен в чине до звания лейтенанта за ряд важных побед в морских боях этого года.

В 1793 году Крузенштерн вместе со своим будущим напарником по кругосветному путешествию Юрием Лисянским был отправлен в Англию, где и пробыл 6 лет. На службе у английского Короля он успел повоевать с французами, побывать у берегов обеих Американских континентов и в Африке. Во время этих дальних плаваний он тщательно изучал маршруты, искал выход российских кораблей в ост-индские воды и присматривался к морским путям для торговли с Китаем.

По прибытию к себе на родину, в 1799 году, Крузенштерн явился в Петербург к Александру I и попросил разрешение на проведение экспедиции, для более детального изучения маршрутов, которые были пройдены на английских кораблях. Но государь отказал в спонсорстве данного мероприятия, затянув первое русское кругосветное путешествие на 3 года. Но в 1802 году Российско-Американская компания (РАК) выступила с похожими предложениями, и император утвердил компанию, во главе которой поставил Ивана Федоровича Крузенштерна, и таким образом он стал капитаном первой русской кругосветной экспедиции.

7 августа 1803 года два шлюпа «Надежда» (командир корабля Иван Крузенштерн) и «Нева» (командир корабля Юрий Лисянский) под аплодисменты толпы провожающих отплыли с Кронштадта. После возвращения в 1806 году Иван Федорович в подробностях описал ход экспедиции и представил уникальные карты. К слову говоря, современный парусный фрегат «Надежда» назван в честь вышеупомянутого шлюпа.

В 1811 году он был назначен инспектором Морского кадетского корпуса, а через 16 лет стал его директором. Но в этом временном промежутке Крузенштерном был создан так называемый «Атлас Южного моря», который включал в себя множество гидрографических записей. Морской кадетский корпус, за время правления Ивана Федоровича, получил невероятное количество новой литературы, был значительно расширен музей и введен ряд новых и актуальных дисциплин. Умер он 12 августа 1846 году, похоронен в Таллинне (Домской собор). А спустя 27 лет, в 1873 году, в Петербурге напротив Морского кадетского корпуса Ивану Федоровичу Крузенштерну был установлен памятник.

Хорошо знаешь историю географических открытий?

Проверь себя

Начать тест

Ваш ответ:

Правильный ответ:

Ваш резульат: {{SCORE_CORRECT}} из {{SCORE_TOTAL}}

Ваши ответы

Иван Фёдорович Крузенштерн — биография знаменитого российского адмирала

Крузенштерн родился 8 ноября 1770 года в семье немецкого дворянского рода Крузенштернов (основоположником рода в России стал прадед Ивана, Филипп Крузиус), отец был судьей. Когда исполнилось 12 лет, юный поступил в церковную школу, где проучился два года, а после этого поступил в Морской кадетский корпус. Учёбу он закончил в 1788 году в связи с началом войны России со Швецией.

В жизни Ивана Федоровича присутствует множество интересных фактов, например известно, что он занимался спортом даже у себя на корабле (ежедневно упражнялся с 2-х пудовыми гирями), очень любил животных и один из его любимцев плавал всегда с ним. Это был спаниель, и поговаривают, что перед каждым выходом из порта команда трепала собаку за длинные уши – люди были убеждены, что после этого «обряда» плавание должно пройти успешно. И на самом деле оно так и было. Так же небезызвестный кот Матроскин (из мультфильма «Простоквашино») утверждал, что под командованием Крузенштерна плавала его бабушка, а минутой позже адмирала и вовсе перепутали с Дедом Морозом. А еще адмирал Иван Федорович Крузенштерн — человек и пароход!

Со старту службы на флоте, был предписан на линейный корабль «Мстислав», на котором Крузенштерн в 1788 году дрался в Гогландском сражении , а через год проявил себя в Эландском бою. А ещё через год, в 1790 году, он был повышен в чине до звания лейтенанта за ряд важных побед в морских боях этого года.

А тем временем в мире…

Рождается Иван Федорович Крузенштерн

Патрасское сражение между Российской и Османской империй

Самое интересное для Вас!

В 1793 году Крузенштерн вместе со своим будущим напарником по кругосветному путешествию Юрием Лисянским был отправлен в Англию, где и пробыл 6 лет. На службе у английского Короля он успел повоевать с французами, побывать у берегов обеих Американских континентов и в Африке. Во время этих дальних плаваний он тщательно изучал маршруты, искал выход российских кораблей в ост-индские воды и присматривался к морским путям для торговли с Китаем.

По прибытию к себе на родину, в 1799 году, Крузенштерн явился в Петербург к Александру I и попросил разрешение на проведение экспедиции, для более детального изучения маршрутов, которые были пройдены на английских кораблях. Но государь отказал в спонсорстве данного мероприятия, затянув первое русское кругосветное путешествие на 3 года. Но в 1802 году Российско-Американская компания (РАК) выступила с похожими предложениями, и император утвердил компанию, во главе которой поставил Ивана Федоровича Крузенштерна, и таким образом он стал капитаном первой русской кругосветной экспедиции .

7 августа 1803 года два шлюпа «Надежда» (командир корабля Иван Крузенштерн) и «Нева» (командир корабля Юрий Лисянский) под аплодисменты толпы провожающих отплыли с Кронштадта. После возвращения в 1806 году Иван Федорович в подробностях описал ход экспедиции и представил уникальные карты. К слову говоря, современный парусный фрегат Надежда назван в честь вышеупомянутого шлюпа. В 1811 году он был назначен инспектором Морского кадетского корпуса, а через 16 лет стал его директором. Но в этом временном промежутке Крузенштерном был создан так называемый «Атлас Южного моря», который включал в себя множество гидрографических записей. Морской кадетский корпус, за время правления Ивана Федоровича, получил невероятное количество новой литературы, был значительно расширен музей и введен ряд новых и актуальных дисциплин. Умер он 12 августа 1846 году, похоронен в Таллинне (Домской собор). А спустя 27 лет, в 1873 году, в Петербурге напротив Морского кадетского корпуса Ивану Федоровичу Крузенштерну был установлен памятник.

Четырёхмачтовый учебный парусник Крузенштерн

Известный четырехмачтовый барк Крузенштерн на данный момент является учебным парусным судном, назван в честь знаменитого мореплавателя Ивана Крузенштерна. Базируется в Калининграде. Срок службы барка на данный момент насчитывает уже свыше 85 лет.

«Крузенштерн» спущен на воду 1926 года в немецком городе Бремен. Заказчиком была компания Фердинанда Лайеша, ей требовались новые корабли для Капгорновской линии. Первое имя барку придумала дочка судовладельца, которая назвала его «Padua». В те времена существовала традиция, что названия кораблей, построенных для компании Лайеша, придумывали женщины из семьи судостроителя, и эти имена обязательно должны были начинаться на «P».

В первое плавание «Падуа» отправилась под командованием Карла Шуберга. Барк мог нагрузить на себя груз весом до 4100 тонн, при этом максимальная скорость достигала 14 узлов. Парусное вооружение состояло из 31 паруса, общая площадь которых равнялась 3500 квадратных метров. Полное водоизмещение парусника 6000 тонн. В первые 15 лет своего существования барк совершил 17 рейсов, большая часть из которых была трансокеанской.

Самое интересное для Вас!

Корабль стал достоянием СССР после окончания Второй мировой войны. В 1946 году между странами-победителями были поделены морские трофеи Германии, в следствии чего на корабле было поднято военно-морское знамя Союза. И сразу после этого судно получило новое имя «Крузенштерн». А в начале 1959 года барку «Крузенштерну» пришлось пережить капитальный ремонт на одной из российских верфей.

За время пребывания под знаменем СССР барк выполнил ряд успешных исследований в районе Атлантического океана, при этом выполняя ещё одну полезную задачу, заключающуюся в обучении молодых моряков. С 1972 по 1983 года на «Крузенштерне» регулярно менялись капитаны, которых в общей сложности насчитывалось 7 человек. В 1983 году командование Балтийского флота передало барк компании «Эстрыбпром», которая занималась рыбным промыслом, таким образом центром дислокации корабля стал порт Таллина. И только в первой половине 1991 года барк «Крузенштерн» был передан инженерному морскому училищу города Калининграда.

В наше время барк используется в учебных целях. Он часто принимает участия в различных регатах, так в 1992 году «Крузенштерн» стал чемпионом по прохождению пути от Бостона до Ливерпуля, реализовав при этом отличный скоростной потенциал – максимальная скорость доходила до 17,8 узлов.

Барк Крузенштерн: длительная навигация 2014

Легендарный барк Крузенштерн никогда не стоит у причала долго. Уже которое десятилетие подряд он выполняет трудную работу, выполняя роль площадки для обучения будущих моряков.

В этом году парусник совершил 3 больших рейса, отправившись из Калининграда еще 25 декабря 2013, и вернувшись в порт только сейчас, 3 октября 2014. Парусный барк «Крузенштерн» провел в морской экспедиции целых 283 дня. За это время он успешно прошел 22 тысячи 652 морские мили, посетив порты Германии, Франции, Марокко, Италии, Болгарии, Греции, Испании, Бельгии. В общей сложности корабль посетил два десятка портов в 15 государствах.

За время походов судно успело побывать в олимпийском Сочи, а также приняло участие в военно-морском параде на честь Дня Победы, проводившемся в Севастополе.

В ходе навигации 2014 года на «Крузенштерне» имели возможность пройти обучение более 360 курсантов различных российских и зарубежных учебных заведений.

Первый рейс: Калининград-Сочи (25.12.2013-25.02.2014)

Подготовка к навигации этого года началась необычно – с обширной школьной экскурсии. 24 декабря 2013, за день до отплытия, барк посетили калининградские шестиклассники, которым была дана возможность изучить этот гордый корабль вдоль и поперек. Ну а уже 25 декабря, после торжественного построения у 24-го причала Калининградского морского рыбного порта, парусник отправился в путь.

Маршрут первого рейса – Калининград-Сочи. В конечном порту «Крузенштерн» должен был стоять во время проведения Олимпийских и Параолимпийских игр. Ну а первым портом, в который зашел корабль в эту навигацию, стал немецкий Бремерхафен, где курсанты с экипажем (без малого 200 человек) встретили Новый год.

Следующая остановка была уже в теплом Марокко – в порту города Танжер. Здесь курсанты смогли немного отдохнуть и изучить новую для себя культуру через экскурсии по местному рынку, мечетям и музеям. Перед Сочи корабль ждали еще 2 стоянки – в итальянском Бари и греческих Патрах, после чего он взял курс на российские, сочинские берега.

В Сочи «Крузенштерн» ошвартовался строго по графику – утром 6 февраля. Здесь корабль простоял до 25 февраля, выполняя почетную миссию достопримечательности, а 50 из 113 курсантов, прошедших специальную подготовку и получивших соответствующие сертификаты, работали волонтерами на Олимпиаде.

С завершением Олимпийских игр главная миссия «Крузенштерна» этого года была завершена, и он приступил к выполнению других задач.

Второй рейс: Сочи-Сочи (26.02.2014-17.05.2014)

Второй рейс проходил между портами Черного и Средиземного морей, и был еще больше насыщен различными мероприятиями.

Из Сочи барк в этот раз отправился в марокканский Агадир, далее посетил французский Сэт и прибыл в болгарскую Варну. Там «Крузенштерн» присутствовал на церемонии открытия регаты SCF Black Sea Tall Ships Regatta 2014, впервые проводившейся в Черном море. Кроме того, барк и сам стал участником Черноморской регаты STI, которую впервые принимали и российские порты Новороссийск и Сочи. Помимо «Крузенштерна» Россию на ней представляли Владивостокский парусник Надежда и учебные суда класса «А» — парусник Мир , а так же всемирно известный парусник Седов . Всего в гонке приняли участие 50 гонщиков из двух десятков стран. Колоритными участниками были пакистанское и нидерландское суда.

В перерыве между этапами регаты, «Крузенштерн» принял участие в важнейшем мероприятии данного рейса – праздничном военно-морском параде в Севастополе в честь Дня Победы, после чего, 17 мая, снова вернулся в Сочи.

Третий рейс: Сочи-Калининград (18.05.2014-3.10.2014)

Последний в текущем году третий рейс – это возвращение их Сочи домой. За этот переход Крузенштерн, как и его экипаж с новыми курсантами, прошел и через общие радости, и через тревоги, что сделало поход еще более ценным для приобретения важного морского опыта молодежью.

Из Сочи парусник отправился 18 мая во Францию, посетив Канны и Гавр. Уже в июле корабль швартовался в немецких портах Бремерхафен и Киль. Следующим портом посещения стал голландский Харлинген, после которого «Крузенштерн» отправился в норвежские города Фредрик-Штадт и Берген.

А вот дальше, в результате неприятного инцидента, парусник резко стал повышенным объектом внимания СМИ– после посещения датского порта Эсберг, при выходе из него, парусный великан случайно потопил буксир Diver Master, что в последствии, якобы, вылилось в отказ Крузенштерна от участия в английской регате . Это рейдовое судно должно было помогать российскому четырехмачтовику покинуть акваторию Эсберга, но команда буксира не сумела вовремя отдать концы, из-за чего «Крузенштерн» завалил его на левый борт и затянул под воду. Команда, к счастью, не пострадала, а администрация порта к россиянам претензий не предъявила, так что «Крузенштерн» продолжил плавание в немецкий Росток.

Из Германии наш парусник перебрался в польский порт Гдыня, а дальше сделал еще один переход в британский Фалмут. Именно во время стоянки в этом городе, 29 августа, курсанты «Крузенштерна» отмечали День тельняшки. С самого утра по судовой трансляции объявили необычную форму одежды – парадные брюки и тельняшка. В этот день все на корабле были одеты именно так, так же была торжественная церемония, концерт и лекции, касающиеся истории и значения тельняшки на российском флоте.

Уже 16 сентября «Крузенштерн» вошел в пролив Ла-Манш, направляясь в бельгийский порт Зеебрюгге. Именно в этот день экипаж получил неожиданное развлечение – был объявлен пельменный аврал. Это старая традиция данного корабля, по которой один день каждого осеннего рейса весь экипаж посвящает лепке пельменей. В забаве приняли участие 172 человека, которые в две смены умудрились слепить целых 9097 штук. Правда, сделать запас не удалось, поскольку большая часть приготовленного была съедена в этот же вечер.

После пельменей и посещения Зеебрюгге, парусник взял курс на последний перед возвращением домой порт – польский порт Щецин, в который корабль зашел 26 сентября. Здесь моряки поучаствовали в церемонии торжественного возложения венков к мемориалу «Тем, кто не вернулся с моря». После кратковременного отдыха, 28 сентября «Крузенштерн» покинул Щецин.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

zkzakhar

Иван Фёдорович Крузенштерн

Он отличался атлетическим телосложением, невзирая на недоумение коллег, возил с собой гири, и каждый день занимался с ними.
Иван Фёдорович Крузенштерн свою жизнь посвятил изучению мирового океана. Участвовал в кругосветных экспедициях и создал множество научных трудов, впервые нанес на карту большую часть побережья острова Сахалин, стал одним из учредителей Русского географического общества.

Краткая биография

Детство

Иван Крузенштерн родился 8 ноября 1770 года в семье немецкого дворянского рода Крузенштернов (основоположником рода в России стал прадед Ивана, Филипп Крузиус), отец был судьей. Когда исполнилось 12 лет, барон Крузенштерн поступил в церковную школу, где проучился два года, а после этого поступил в Морской кадетский корпус. Учёбу он закончил в 1788 году в связи с началом войны России со Швецией.

На службе

По окончанию учебы был предписан на линейный корабль «Мстислав», на котором Крузенштерн в 1788 году дрался в Гогландском сражении, а через год проявил себя в Эландском бою. А ещё через год, в 1790 году, он был повышен в чине до звания лейтенанта за ряд важных побед в морских боях этого года. В 1793 году Крузенштерн вместе со своим будущим напарником по кругосветному путешествию Юрием Лисянским был отправлен в Англию, где и пробыл 6 лет.

На службе у английского Короля он успел повоевать с французами, побывать у берегов обеих Американских континентов и в Африке. Во время этих дальних плаваний он тщательно изучал маршруты, искал выход российских кораблей в ост-индские воды и присматривался к морским путям для торговли с Китаем.

  • В жизни Ивана Федоровича присутствует множество интересных фактов, например известно, что

он занимался спортом даже у себя на корабле — ежедневно упражнялся с 2-х пудовыми гирями

  • Очень любил животных и один из его любимцев плавал всегда с ним. Это был спаниель, и поговаривают, что перед каждым выходом из порта команда трепала собаку за длинные уши – люди были убеждены, что после этого «обряда» плавание должно пройти успешно.
  • В начале Отечественной войны 1812 года Крузенштерн, будучи человеком небогатым, пожертвовал народному ополчению треть своего состояния. По тем временам это была большая сумма - тысяча рублей.
  • Во время учебы в кадетском корпусе Адам Крузенштерн стал Иваном Федоровичем. Имя Адам резало ухо, поэтому будущий путешественник выбрал созвучное, но более привычное для русских имя - Иван. Отчество же он позаимствовал у закадычного друга - Ивана Федоровича Лисянского.
  • Иван Федорович Крузенштерн имел честь встретиться с президентом Джорджем Вашингтоном, когда посетил Филадельфию.

По прибытию на родину, в 1799 году, Крузенштерн явился в Петербург к Александру I и попросил разрешения на проведение экспедиции по организации морского пути между метрополией и далекими русскими владениями в Америке. В 1802 году Российско-Американская компания (РАК) выступила с похожими предложениями, и император утвердил компанию, во главе которой поставил Ивана Федоровича Крузенштерна. Таким образом он стал капитаном .

Экспедиция стартовала из Кронштадта 26 июля (7 августа) 1803 года под руководством Ивана Федоровича Крузенштерна, которому было 32 года. В составе экспедиции были:

  • Трёхмачтовый шлюп «Надежда». Общая численность команды 65 человек. Командир - Иван Федорович Крузенштерн.
  • Трёхмачтовый шлюп «Нева». Общая численность команды корабля – 54 человека. Командир - Лисянский Юрий Федорович.

МАТРОСЫ ВСЕ ДО ОДНОГО БЫЛИ РУССКИЕ – ТАКОВО БЫЛО УСЛОВИЕ КРУЗЕНШТЕРНА

В июле 1806 года с разницей в две недели «Нева» и «Надежда» вернулись на Кронштадтский рейд, совершив всё путешествие в 3 года 12 дней . Оба этих парусника, как и их капитаны, стали знамениты на весь мир. Первая русская кругосветная экспедиция имела огромное научное значение мирового масштаба.
По итогам экспедиции было выпущено множество книг, именами знаменитых капитанов названы около двух десятков географических пунктов.

Жизнь после кругосветки

После завершения кругосветной экспедиции, Крузенштерн занимается научной работой. В 1809-1812 годах он издает трехтомное сочинение «Путешествие вокруг света», которое было переведено на 7 европейских языков, и «Атлас морского путешественника». В 1813 году Иван Федорович избирается членом крупнейших европейских академий и научных обществ.

Длительное время Крузенштерн был директором Морского кадетского корпуса. При этом учебном заведении по его инициативе был создан высший офицерский класс, впоследствии преобразованный в Военно-морскую академию. В морских экспедициях в силу преклонного возраста он уже не участвует, но оказывает всяческую поддержку известным мореплавателям и путешественникам.

Память о Крузенштерне

  • 6 ноября 1873 года в Санкт-Петербурге, напротив морского корпуса, был открыт памятник Крузенштерну
  • В 1993 году Банком России была выпущена серия памятных монет «Первое русское кругосветное путешествие».
  • В честь И. Ф. Крузенштерна названы:
    — Остров Крузенштерна
    — Пролив Крузенштерна
    — Риф Крузенштерна
    — В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя — И. Ф. Крузенштерна кратеру на видимой стороне Луны.
  • Его имя носят:
    — Крузенштерн (барк);
    — Иван Крузенштерн (ледокол);
    — Airbus A320 с номером VP-BKC авиакомпании Аэрофлот носит имя Ивана Крузенштерна.
    — Океанографическое исследовательское судно проекта 852 «Иван — — Крузенштерн» в составе Балтийского флота в 1974-1998 годах.

Крузенштерн — человек и параход

Имя Крузенштерна в России известно каждому, причём с раннего детства.
Причина такого почитания парадоксальна. Об истинных заслугах покойного адмирала помнят немногие, хотя солидных трудов, и строго научных, и популярных, на эту тему хватает. Но все старания учёных оказались перекрыты коротким, на 70 секунд, эпизодом из культового мультфильма «Зима в Простоквашино». «Разрешите поинтересоваться в целях повышения образованности: а кто такой будет Иван Фёдорович Крузенштерн?» — спрашивает почтальон Печкин. И получает от кота Матроскина блестящий ответ: «Не знаю. Только так пароход назывался, на котором моя бабушка плавала». Своеобразный итог подводит пёс Шарик: «Наверное, он был хороший человек, раз его именем пароход назвали».

Барк Крузенштерн

Парусник «Крузенштерн» — барк, учебное судно российского морского флота. Порт приписки — Калининград. Является одним из самых крупных парусных судов в мире. Аналогичный корабль-парусник, существующий на сегодняшний день, — это четырехмачтовый барк «Седов». Корабль построен в Германии в 1925-1926 годах, на верфи Текленборга. Был он спущен на воду под именем «Падуя». После окончания войны 1941-1945 годов, в соответствии с репарационным договором, судно перешло под юрисдикцию СССР и было переименовано в честь адмирала-флотоводца Крузенштерна Ивана Федоровича.


Парусник «Крузенштерн» — барк со значительным потенциалом, скоростные характеристики которого позволяют использовать судно в различных морских соревнованиях. В международной регате 1992 года «Крузенштерн» победил других участников с большим отрывом, показав на дистанции Бостон-Ливерпуль 17,4 узла скорости, а это ни много ни мало 34,5 км/час. Команда парусника насчитывает чуть менее 200 человек, из которых 130 курсантов, 20 практикантов и основной экипаж. Несмотря на возраст, барк находится в отличном состоянии. Раз в год он проходит полный технический осмотр с проверкой всех механизмов и оборудования.

Съемка барка Крузенштерн с помощью квадрокоптера в Северном море

Практикантом может стать каждый желающий из любой страны мира. Вы можете сесть на корабль в одном порту следования и выйти в другом, все зависит от ваших желаний и возможностей. Если захотите, можете помогать команде в работе. В любом случае койко-место и четырех разовое питание вам обеспечено.

Фото корабля Крузенштерн

1 of 12







В минувшую субботу в нашу бухту заходили корабли. Вернее один - барк «Крузенштерн». Я не мог пройти мимо этого события...

«Крузенштерн» - четырёхмачтовый барк, российское учебное парусное судно. Построено в 1926 в Бремене (Германия), при спуске названо Padua, в 1946 перешло по репарациям в собственность СССР и переименовано в честь известного русского мореплавателя адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна. Порт приписки судна - Калининград. Судно совершало неоднократные трансатлантические и кругосветные экспедиции.

Мне впервые довелось побывать на этом легендарном паруснике, хотя я часто оказывался в непосредственной близости. Первая наша встреча состоялась в 2000-м, когда «Крузенштерн» провожал меня в мое первое плавание. И только спустя 13 лет я попал на барк, к сожалению, гостем. Остается только позавидовать тем ребятам, которые проходили и проходят на «Крузенштерне» плавательскую практику.

Есть три способа попасть на «Крузенштерн»: зайти в гости, туристом (да, на барке можно отправиться в короткий круиз за деньги), поступить в БГАРФ (Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота) в Калининграде.

Сегодня рассказ про первый вариант.

Очередь вселяла ужас, но на деле все оказалось не страшно - всего 30 минут и мы уже на борту.

Масштабы впечатляют, если мне не изменяет память - это второй по размерам парусник в мире. Первое место занимает - барк «Седов».

К сожалению, никуда кроме главной палубы гостей не пускают (но это и понятно). Некоторые посетители заглядывали через палубные люки на камбуз и что-то там снимали на айпады.

Удалось заглянуть в нутро гиганта - машинное отделение. Да, парусник умеет ходить и без парусов, благодаря двум двигателям.

Средства спасения от воды

Главная достопримечательность для гостей - судовой колокол, в простонародье рында.

Снасти и такелаж.

Что там у нас вверху?

ГирокОмпас.

Технические данные

Спуск на воду: 23 июня 1926 под именем Padua (Падуя), как последний четырёхмачтовый барк серии Flying-P-Liner
Верфь: Johann C. Tecklenborg в Везермюнде (Бремерхафен)
Заводской номер: S.408
Пароходство: Ф. Лайеш, серия «Летучий П-Лайнер»
Длина габаритная: 114,50 м
Ширина габаритная: 14,04 м
Осадка по летнюю ватерлинию: 6,27 м
Высота борта: 8,48 м
Площадь парусов: 3400 м²
Высота мачты: 55 м над палубой
Мощность двух двигателей: 1472 кВт
Скорость на парусах: 17 узлов
Скорость на двигателях: 10 узлов
Количество палуб: 5
Количество переборок: 7
Экипаж: 70 человек
Количество курсантов: 120 человек
Главный двигатель (к-во × мощность, марка): 2 × 736 кВт, 8NVD 48A-2U
Гребное устройство (к-во × тип): 2 × винт фиксированного шага, цельнолитой, четырёхлопастной
Рулевое устройство: перо руля
Вспомогательный дизель-генератор (к-во × марка): 4 × MAN Nutzfahrzeuge AG, D 2866 LXE 30, выходная мощность ограничена 135 кВт из-за особенностей выхлопного тракта, установлены: 2 в 2005 и 2 в 2009 годах

Собственно и все на сегодня. Надеюсь вам понравилась эта короткая прогулка.