Образование в XVII веке. История развития церковно – приходских школ в России во второй половине XIX века

Необходимость образования была очевидной...

В начале XIX века в России становятся явственными изменения, порождавшиеся развитием буржуазных отношений во всех областях экономики, а также растущими международными торговыми отношениями. Развитие промышленности, внедрение новых технических и агрономических методов в сельском хозяйстве, растущие города, которые требовали развития транспорта, средств связи – все это усиливало потребность не только в специалистах, но и просто в грамотных людях, которые могли бы соответствовать требованиям времени.

Но в то же время, по данным 1797 года, процент грамотного населения был очень низким: 9,2% в городе и всего 2,7% в селе. И этот показатель становится еще более удручающим, если учитывать, что только 4% жителей страны было городским. При этом следует помнить, что в начале XIX века грамотными считались те, кто мог начертать свою подпись (вместо обозначения крестиком). Это очень низкий критерий грамотности.

Ясно, что идея просвещения в этот период должна была стоять очень остро.

Молодой монарх Александр I, взошедший на престол в начале XIX века, обратился к новым общественным силам, которые помогли бы ему укрепить его положение — к либеральному реформизму, т.к. это привлекло бы на его сторону большинство просвещенных дворян.

К подготовке ряда реформ были привлечены «молодые друзья» императора Александра I: граф П.А. Строганов, князь А. Чарторижский, граф В.П. Кочубей и другие. В 1801 г. они составили Негласный комитет, который должен был разработать реформы по важнейшим сторонам жизни, в том числе и вопрос просвещения.

В связи с этим в 1802 г. создается Министерство народного просвещения. Его задачей становится полная реорганизация всего учебного процесса. В 1804 г. были опубликованы результаты работы Министерства: «Устав университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомственным университетам».

Согласно этим уставам, создавалась система администрирования учебными заведениями. Народное образование делилось на 4 ступени:

— приходские училища;

— уездные училища;

— гимназии;

— университеты.

Все эти этапы обучения были взаимосвязаны. Кроме того, вся территория России была разделена на 6 учебных округов по числу существовавших и предполагавшихся к открытию университетов: Московский, Дерптский, Виленский, Петербургский, Казанский и Харьковский. Во главе каждого учебного округа стоял попечитель, осуществлявший в своем лице контроль Министерства просвещения за всеми учебными заведениями данного округа. Попечителю непосредственно подчинялся и ректор университета.

Ректор и профессора университета курировали гимназии, которые входили в округ, контролировали работу директора и преподавателей.

Соответственно, директор гимназии курировал работу уездных училищ своего округа, а смотритель уездных училищ – деятельность приходских училищ. Эта система действовала не только в области контроля, но и содержала преемственность учебных программ всех ступеней.

Задачи ступеней обучения

Приходские училища

Срок обучения – 1 год. В них велось обучение детей низших слоев, в которое входило религиозное воспитание, навыки чтения, письма, счета и подготовка к поступлению в уездное училище.

Уездные училища (в уездных и губернских городах)

Срок обучения – 2 года. Предназначались для детей мелких торговцев, ремесленников, зажиточных крестьян. Учебный план предусматривал подготовку к поступлению в гимназию.

Гимназии (в губернских городах)

Срок обучения – 4 года. Цель обучения – подготовка дворянских детей к госслужбе или к поступлению в университет.

Университеты

Срок обучения – 3 года.

Согласно Уставу, разработка учебных планов, выбор ректора, деканов и профессоров производились ученым советом.

Реформа образования 1804 г. отличалась прогрессивностью и бесплатностью обучения.

Но это на поверхности. Если копнуть глубже, то все, что планируется сделать по принципу «хотели, как лучше» — получается по принципу « как всегда».

Фактически правительство устранилось от содержания приходских училищ, и они перешли на благоусмотрение местных властей. При приеме в гимназию не срабатывало правило о бессословном образовании: требовалось предоставить «вольную» от помещиков. Стали образовываться благородные пансионы (предназначенные только для дворянских детей) при Московском и Петербургском университетах или в какой-то степени по подобию Царскосельского лицея.

В дальнейшем (после Отечественной воны 1812 г. и восстания декабристов) Александр I усиливает реакционный курс, что сказывается и на образовании.

В 1817 году Министерства народного просвещения преобразовывается в Министерство духовных дел и народного просвещения, во главе которого становится бывший обер-прокурор Синода князь А. П. Голицын. Его деятельность началась с ревизии учебного процесса, пересмотра учебных планов, в приходских училищах было запрещено преподавание естествознания, из курса гимназии исключались философия, политэкономия, теория коммерции и технология. Некоторые университеты признавались очагами революционной заразы. Ее начали искоренять вначале в Казанском, а затем и в других университетах. А события 14 декабря 1825 г. и вовсе вызвало принятие чрезвычайных мер: создание III отделения и корпуса жандармов, мероприятий на укрепление самодержавной власти и дворянства как его опоры. Весной 1826 года Министерство просвещения получило указание к пересмотру всей системы народного образования. Этим занялся Комитет устройства учебных заведений, деятельность которого определил министр просвещения Шишков: «Все вредное в преподавании и воспитании остановить, искоренить и обратить к началам, основанным на чистоте веры, верности и долге государю и отечеству».

Д. Доу "Министр просвещения Шишков"

Новый министр просвещения С.С. Уваров, в молодости друживший с передовыми людьми своего времени Жуковским, Карамзиным и др., становится на реакционную позицию. Этот комитет просуществовал до 1835 г. и результатом его деятельности была установка сословной принадлежности: в приходских училищах должны были обучаться дети мещан и крестьян; в уездных – купеческие дети, в гимназиях – дети дворян. Учебный план составлялся соответственно этому. Структура образования, созданная в 1804 г., была сломана: теперь университеты не курировали низшие и средние школы, а все учебные заведения округа переходили под надзор и контроль попечителя, которого назначал министр просвещения.

Рассмотрим подробнее положение в учебных заведениях.

Приходские училища

Процесс и система обучения в разных регионах России были, конечно, разными. Но в целом в 686 уездных городах России к 1825 году было только 1095 низших учебных заведений. В то же время там находилось 12 179 трактиров и питейных домов. Программа обучения была ограниченной: закона Божий, чтение, письмо и четыре правила арифметики. Учебников не было, все заучивалось «с голоса» и « назубок». Соединение в одном классе детей 6–7 лет с юношами 14–15 лет, перегруженность (иногда до 70–80 учеников одном классе), нерадивость, а иногда и жестокость учителей создавали атмосферу, непригодную для обучения.

Уездные училища

Уездное училище в г. Бирюч Белгородской области

Их состояние было несколько лучше, чем приходских. Здесь было 15 предметов: закон Божий, арифметика, геометрия, грамматика, всеобщая и русская география, начальная физика, естествознание. Все предметы вели два учителя. Там были более удобные помещения, более грамотные педагоги и хотя бы минимальное количество учебников.

Но там процветали зубрежка, розги, педагоги не всегда были профессионально подготовлены. Эти учебные заведения предназначались для купцов, мещан, зажиточных ремесленников. Цель обучения — подготовка учащихся к практической деятельности. По Уставу 1828 г. преподавали закон Божий, русский язык, Священную историю, арифметику, геометрию, географию, историю, чистописание, черчение. Срок обучения стал 3 года. Теперь уездное училище не готовило к поступлению в гимназию. Преемственность учебных планов была уничтожена.

Гимназии

Учебный план гимназии был разносторонним и обширным. В приоритете были общественные науки, отсутствовали религиозные дисциплины. Изучение предметов проводилось по циклам, каждый из которых вел один из восьми учителей. Даже простое перечисление предметов дает представление о широте гимназической программы:

  • математический цикл (алгебра, физика, тригонометрия, геометрия);
  • изящные искусства (словесность, то есть литература, эстетика, теория поэзии);
  • естественная история (ботаника, минералогия, зоология);
  • иностранные языки (латинский, французский, немецкий);
  • цикл наук философских (этика);
  • экономические науки (статистика общая и государства Российского, коммерческая теория);
  • история и география;
  • музыка, танцы, гимнастика.

30 учебных часов составляли недельный учебный план. Учебный день: с 8 до 12 и с 14 до 16 часов. В среду и субботу занятия длились с 8 до 11 часов.

Для надзора за учащимися учреждались должности классных надзирателей, которые должны были следить за поведением гимназистов в урочное и внеурочное время. Телесные наказания существовали и в гимназиях.

К концу первой половины XIX века в Петербурге, например, существовало только 5 гимназий, и в конце 50-х годов общее количество гимназистов в Петербурге насчитывало 1425 человек.

Университеты

Московский университет, открытый в 1755 г., был центром высшего образования не только Москвы, но и всей России. Кроме него, в первой половине XIX века были еще Дерптский и Виленский университеты. В первой половине XIX века его окончили выдающиеся ученые, общественные деятели, великие писатели (историки С. Соловьев, Грановский, педагог Ушинский, литературный критик Белинский, писатели Герцен, Грибоедов, Тургенев, учился в нем и Лермонтов и др.). По уставу 1804 года Московский университет имел 4 факультета: 1) физических и математических наук, 2) нравственных и политических наук, 3) словесных наук, 4) врачебных и медицинских наук.

В 1805 г. было открыто еще 2 университета: Казанский и Харьковский. Университеты были центрами научной и просветительской работы в учебном округе. Финансовое обеспечение университетов в основном было возложено на местное дворянство, поэтому многие из них испытывали трудности с финансами, а в этой связи и с устроением лабораторий, библиотек и др. важных для обучения вещей. Другая трудность — отсутствие студентов во вновь открывшихся университетах. Часто провинциальное дворянство настороженно относилось к университетам. Но и в самих университетах слагалась нелегкая обстановка, особенно в Казанcком, когда там стал попечителем учебного округа Магницкий. Автор истории Казанского университета Н. П. Загоскин так характеризовал эту эпоху (1819–1826): «Массовые увольнения неугодных Магницкому профессоров, признанных им неблагонадежными, с заменой их попечительскими креатурами, фарисейская благонамеренность, часто скрывающая под своей личиной невежество и нравственные недостатки; развитие лицемерного ханжества среди учащих и учащихся; запрещение одних наук и ограничение в преподавании других рамками узких и тенденциозно составленных программ».

В 1819 году из Главного педагогического института образовался Петербургский университет. Сначала он состоял из трех отделений: 1) юридических и философских наук, 2) исторических и словесных наук, 3)математических и физических наук. Но здесь не было четвертого, медицинского отделения, так как в Петербурге существовала Медико-хирургическая академия. В 1821 году и на Петербургский университет была распространена инструкция Магницкого. В начале 40-х годов отделения философского факультета Петербургского университета были преобразованы в самостоятельные факультеты - историко-филологический и физико-математический. В 1854 году был создан еще один факультет - восточный.

Постепенно приток слушателей в российские университеты возрастал. Если сначала количество студентов в некоторых университетах исчислялось двумя десятками (например, в Петербургском, Казанском), то за период с 1833 по 1852 год общее число студентов (во всех университетах) увеличилось с 2725 человек до 3758.

К середине XIX века при Московском университете создаются Музей естественных наук, Клинический институт, при нем - глазная клиника, ботанический сад с двумя оранжереями, Повивальный институт с родильным госпиталем, богатая библиотека. На Пресне открылась астрономическая обсерватория, появляются прекрасные лекторы и педагоги, лекции которых увлекали студентов. Таким был профессор всеобщей истории Московского университета Тимофей Николаевич Грановский, на лекции которого приходили не только студенты, но и ученые, дамы, офицеры и просто люди, интересующиеся историей.

Женское образование

Вопрос с женским образованием решался в России непросто. Предполагалось, что образование необходимо только женщинам дворянского происхождения. А учебные заведения должны быть только закрытыми. Так появились институты благородных девиц.

Смольный институт

Наиболее привилегированным институтом благородных девиц был Смольный институт, или Воспитательное общество благородных девиц, как его раньше называли. Он был основан в 1764 году в стенах Воскресенского Новодевичьего монастыря около деревни Смольной. В начале XVIII века на берегу Невы Петр I построил Смоляной двор, где добывалась смола для нужд Адмиралтейства, и Летний дворец при Елизавете Петровне, который назвали Смольным. Позднее здесь был основан Воскресенский женский монастырь, ансамбль которого спроектировал В. В. Растрелли. В 1797 году монастырь был закрыт, в остальных его помещениях была открыта богадельня для дворянских вдов («Вдовий дом»), а для института в 1806–1808 годах по проекту Дж. Кваренги было выстроено специальное трехэтажное здание.

Первый набор в институте составлял 200 девиц дворянского происхождения с 6–7-летнего возраста; девушки в течение 12 лет были полностью изолированы от семьи, находясь в институте. Воспитательные проекты носили следы влияния идей Ж.-Ж. Руссо о воспитании «новой породы людей». Смольный институт призван был создать новый тип дворянки. Был создан обширный план умственного, нравственного и физического и воспитания девочек. Программа общеобразовательных предметов в нем была очень обширной, кроме этого, значительное место занимали эстетические предметы: музыка, танцы, рисование.

Галактионов "Смольный иснститут"

Воспитанницы института делились по 4 возрастам:

I - от 6 до 9 лет;

II - от 9 до 12 лет;

III - от 12 до 15 лет;

IV - от 15 до 18 лет.

Учебная программа: закон Божий и иностранные языки, русский язык, арифметика, география, история, а в III возрасте архитектура, опытная физика и геральдика.

Для подготовки будущих хозяек и матерей воспитанниц обучали ведению домашнего хозяйства, вышиванию, шитью. Но главной целью воспитания было формирование «новой дворянской женщины», образованной, эстетически развитой, занимающей видное место в светской жизни. По указанию Екатерины II и в самом институте, и в домах петербургских вельмож устраивались балы, спектакли, на которых присутствовали воспитанницы института. Торжественно проходили собрания по окончанию учебного года. Приглашались придворные, иностранные послы, знатное дворянство, высшие военные чины. Постепенно количество институтов благородных девиц увеличивалось: в Москве, Казани, Харькове, Астрахани, Нижнем Новгороде, Одессе, Саратове, Оренбурге, Тифлисе, Киеве и других городах.

Но если для обучения дочерей дворянских семей открывались институты благородных девиц, то девочки мещанского происхождения (дочери ремесленников, отставных низших военных чинов, мелких торговцев, мелких чиновников) могли учиться только в особых «мещанских» учебных заведениях, первым из которых было Мещанское училище при Смольном институте. В нем преподавались закон Божий, рукоделие, арифметика, домоводство. Целью училища было воспитание хороших хозяек и богобоязненных матерей семейств. Кроме Мещанского училища для девушек среднего сословия были образованы Мариинский институт, Дом трудолюбия на 13-й линии Васильевского острова, Сиротский институт по набережной Мойки в Петербурге, а также сиротские дома в Москве, Кронштадте и Иркутске, петербургские, московские, симбирские дома трудолюбия.

Частные пансионы

Кроме государственных учебных заведений, в России было развито частное образование (частные пансионы). Пансионы делились на 3 разряда в зависимости от учебной программы: программа пансионов I разряда соответствовала программе гимназий, II - уездным училищам, III - приходским. В пансионах I разряда обучались преимущественно дети состоятельных дворян. В них большое внимание обращали на обучение французскому и немецкому языкам, танцам, хорошим манерам, музыке, фехтованию. Пансионы II разряда пользовались популярностью среди купечества, состоятельного мещанства. Учебная программа пансионов II разряда включала в основном общеобразовательные предметы: математику, историю, географию, химию, физику и какой-либо иностранный язык. В пансионах III разряда учились дети бедных дворян, мелких торговцев и даже зажиточных казенных крестьян. Программы лучших женских пансионов приближались к учебной программе институтов благородных девиц. В программе: закон Божий, русский, немецкий и французский языки, арифметика, история, география, рисование, музыка, танцы, рукоделие. В немногих столичных пансионах добавлялись еще и мифология, эстетика, естественная история. Плата за обучение в женском пансионе была выше, чем в мужском.

Особенность частных пансионов: изоляция воспитанников от жизни вообще, преподавание велось так, что предметы не были связаны с жизнью, разрешалось читать только учебники и Священное писание, жития святых, большинство частных пансионов содержали иностранцы, поэтому обучение было в ущерб русской культуре. Часто выпускники этих пансионов даже плохо говорили по-русски.

Домашнее образование

Домашнее образование и воспитание получала значительная часть дворянских детей. Его качество во многом зависело от культурного уровня самих родителей, хотя именно от них оно зависело мало, т.к. после няни, в возрасте 7-8 лет детей передавали на воспитание гувернеров (мальчиков) и гувернанток (девочек), в основном немецкого или французского происхождения. Часто гувернеры не имели никакого образования, а на родине были парикмахерами или лакеями. Об этом мы находим много примеров в художественной литературе XIX века. Кроме гувернера, нанимали русского учителя - по большей части преподавателя гимназии, который должен был проходить с ними гимназический курс. По словам современников, «обязательным считалось для благовоспитанной девицы знание французского, английского и немецкого языков, умение играть на фортепьяно, кое-какие рукоделия, прохождение краткого курса закона Божьего, истории, географии и арифметики, а также кое-что по части истории литературы, главным образом, французской».

В богатых столичных домах мальчиков и девочек учили танцам специально приглашаемые учителя. В более бедных семьях обходились без учителей танцев или им обучали сами родители. О домашнем образовании дворянских детей резко отзывались многие выдающиеся люди. А.С. Пушкин: «В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное. Ребенок окружен одними холопами, видит гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается знанием двух-трех языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-либо нанятым учителем». Стоит вспомнить уровень воспитанности помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», чтобы понять, каким могло быть домашнее воспитание.

Однако среди дворян были и примеры высокой нравственности, бескорыстия, доброты и великодушия – это мы видим и в реальной жизни, и в произведениях литературы: образованная и умная графиня Е.П. Растопчина, благоговеющий перед отцом, но храбрый в бою Андрей Болконский из романа Л.Толстого «Война и мир», меценаты братья Третьяковы – примеры можно множить и множить.

Г. Кордик "Графиня Е. Растопчина"

Закрытые учебные заведения для дворянских детей

Кадетские корпуса

Система закрытых учебных заведений для дворянских детей в основном состояла из военных училищ (кадетских корпусов): Пажеский корпус, Дворянский полк, школа колонновожатых (штабных офицеров) и др. Военная служба считалась престижной для дворян. Корпуса давали воспитанникам общеобразовательную и военную подготовку. В первые годы правления императора Николая I на кадетские корпуса стали обращать особое внимание, но неудачи Крымской войны наглядно показали недостатки в подготовке офицерских кадров.

Пажеский корпус

Был учрежден в 1802 году, первоначально был расположен в здании бывшего дворца Воронцовых. Он предназначался для детей знатнейших дворянских фамилий (сыновьям не ниже генерал-лейтенанта или гражданских лиц 2-го и 1-го класса.) Юношей готовили к придворной или военной службе (в гвардии). Поэтому, хотя Пажеский корпус числился в системе военно-учебных заведений и состоял под начальством их руководителя, но резко отличался от них. По условиям быта и учения корпус был ближе к аристократическим придворным пансионам. Многое здесь было совершенно иным, чем в других, даже закрытых, учебных заведениях. Один из воспитанников Пажеского корпуса вспоминал: «Великолепная двойная лестница, украшенная зеркалами и статуями, росписи потолков» - все отличалось от обстановки казенного заведения. Форма пажей - черный мундир наподобие фрака с красным воротником, узкие брюки с красным кантом и треуголка - шились из тонкого сукна, в отличие от формы кадетов. Дортуары младшего и старшего возраста были расположены отдельно. В каждой комнате стояли 3 ряда кроватей «с хорошим бельем и теплым шерстяным одеялом… Подле кровати - комод для вещей, книг, тетрадей… Чистота, порядок и освещение везде были безукоризненны». При каждом воспитаннике состоял слуга. Питание в корпусе было отличным, а учебой они не очень обременялись. Военное обучение состояло в разводе караулов зимой, а летом в течение месяца - обучение строевой службе в лагерях. В день развода караула во дворце «крохотные пажеские караулы пристраивались к рослым гвардейцам» и шли за ними. Пажи принимали участие и в парадах вместе со II кадетским корпусом и дворянским полком.

Воспоминания современников изобилуют о «проказах» гвардейских офицеров, шумных товарищеских пирушках, романах со светскими красавицами. Но когда наступала «лихая година», гвардейские части становились участницами самых тяжелых боев. И гвардейские офицеры, бывшие кадеты или пажи, танцоры и дуэлянты, шли под вражеской картечью впереди своих солдат. Многие видные государственные деятели первой половины XIX века были смелыми воинами: знаменитый генерал Ермолов, князь Воронцов, братья Тучковы…

Царскосельский лицей

Это было совершенно особое учебное заведение, не имевшее аналогов в России. Проект создания Лицея был разработан Сперанским как учебное заведение для одаренных детей. Лицеисты должны были изучать историю права, правоведение, логику; в науках исторических наибольшее внимание уделялось отечественной истории. В раздел словесности входили художественная литература, стилистика, лингвистика, эстетика. «Изящные науки» включали чистописание, рисование, «танцевание», гимнастические упражнения, верховую езду, фехтование и плавание. Преподавали в Лицее профессора Педагогического петербургского института А. П. Куницын, И. К. Кайданов, Я. И. Карцев, Н. Ф. Кошанский, профессор французской словесности Д. И. де Будри (из Екатерининского института благородных девиц) и профессор немецкой словесности Фр. Матв. Гауеншильд.

Директор В. Ф. Малиновский, человек разносторонне образованный, прогрессивных воззрений, единомышленник Сперанского, он считал необходимым приучать каждого ученика к самостоятельному критическому и философскому мышлению, воспитывать у него стремление жить и трудиться «для общей пользы». После ранней кончины Малиновского Е. А. Энгельгардт продолжил традиции лицейского воспитания. Ученики высоко ценили его как человека и наставника: «Он никогда не посещал классов, предоставляя полную свободу и самостоятельность профессорам-преподавателям… и действовал на воспитанников ежедневным с ними общением. Он имел обыкновение в младшем курсе приходить почти ежедневно после вечернего чая и занимал нас чтением, беседою (иногда шутливою); беседы эти не имели никогда характера педагогического наставничества, а были приноровлены к возрасту, служили к развитию воспитания и внушению им правил нравственности; особенно настаивал он на важности принципа правдивости… На старшем курсе беседы его клонились к развитию понятия о долге», — вспоминал М. Кохановский. Подробнее о Царскосельском лицее можно прочитать на нашем сайте: .

Образование во второй половине XIX века

Во второй половине XIX в. Появилась необходимость подготовки специалистов с техническим образованием. В 60-е годы XIX в. Открывается ряд высших технических учебных заведений: Петербургский технологический институт (1862), Горный институт (1866), Московское высшее техническое училище (1868) и др. Наряду с этим были открыты и новые высшие технические учебные заведения, их количество возросло с 7 почти до 60. К середине XIX в. В России было уже 6 университетов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Дерптский и Киевский. Университеты являлись крупнейшими научными и учебными центрами страны. Они готовили преподавателей для средней и высшей школы, врачей, ученых. Университеты являлись средоточием научной мысли, получили широкую известность благодаря выдающимся ученым-профессорам: в Московском университете ими были историки Т. Н. Грановский и С. М. Соловьев; в Петербургском - математики П. Л. Чебышев, В. Я. Буняковский, физик Э. Х. Ленц, зоолог С. М. Куторга; в Казанском - математик Н. И. Лобачевский, химик Н. Н. Зинин. Кроме научной и учебной работы университетские ученые консультировали народнохозяйственные вопросы, являясь членами различных комитетов и комиссий, вели просветительскую работу, читали публичные лекции и т. п. Срок обучения в университетах был увеличен до 5 лет. Основную массу студенчества второй половины XIX века составляли разночинцы, имущественное положение которых было недостаточным. Плата за обучение неуклонно возрастала. Если в 60–70-х годах студенты столичных университетов вносили в год 50 руб., а провинциальных - 20 рублей, то по уставу 1884 года плата была повышена до 60 руб., а после 1887 года (то есть после покушения на Александра III 1 марта 1887 года студента Петербургского университета Александра Ульянова) плата возросла до 100 руб. в год. Государственными стипендиями же пользовались не более 15 % студентов каждого факультета. Жилищные условия для большинства студентов были тяжелыми: они селились в бедных кварталах, в комнатах подешевле. Несмотря на определенные трудности, университетское образование развивалось. К концу XIX века Россия занимала одно из первых мест в мире по теоретическим разработкам многих отраслей науки: химии, физики, естествознания, математики. В эти достижения значительнейший вклад был сделан университетскими учеными Д. И. Менделеевым, А. Г. Столетовым, И. И. Сеченовым, А. А. Марковым и др.

Женский вопрос в это время стоял очень остро и становилось понятным, что залогом изменения социального, экономического и семейного положения женщин является образование. Министерство просвещения приступило к подготовке реформы женской школы. И уже в августе 1857 года произошло открытие училища, получившего название Мариинского, т.к. оно находилось под покровительством императрицы Марии Александровны.

Оно стало открытым и формально всесословным - к обучению в нем допускались «девицы всех свободных состояний, без различия сословий» от 9 до 13 лет. Учебная программа была рассчитана на 7 лет. В 1862 году Мариинские женские училища были переименованы в гимназии; так же, как в мужских гимназиях, полный курс обучения в них составлял семь лет, сокращенный - три года. Кроме того, при Мариинских гимназиях разрешалось создавать педагогические курсы, которые давали гимназисткам специальное образование.

Открывались женские училища I и II разряда - шести- и трехгодичные. Такие училища открывались во многих городах России: Туле, Смоленске, Самаре, Н. Новгороде, Чернигове, Вологде, Саратове, Рязани, Твери. Во второй половине XIX века на смену женским пансионам появились частные женские гимназии. В 1873 году в Москве была открыта женская гимназия С. А. Арсеньевой. В частных учебных заведениях, менее подверженных административному контролю, талантливым педагогам удавалось осуществлять новую методику, прогрессивные идеи.

В апреле 1876 года было принято «Положение», по которому Министерству просвещения предоставлялось право учреждать в университетских городах высшие женские курсы, и 20 сентября 1878 года состоялось открытие Высших женских курсов, получавших вскоре неофициальное название «Бестужевских». велика была потребность в высшем женском образовании. К сожалению, вопрос о высшем образовании для женщин оставался нерешенным. Те немногочисленные высшие женские курсы, которые существовали в России в XIX веке (кроме Бестужевских, Лубянские и курсы Герье в Москве, высшие женские курсы в Киеве и Казани), не могли удовлетворить растущей потребности. велика была потребность в высшем женском образовании. К сожалению, вопрос о высшем образовании для женщин оставался нерешенным. Те немногочисленные высшие женские курсы, которые существовали в России в XIX веке (кроме Бестужевских - Лубянские и курсы Герье в Москве, высшие женские курсы в Киеве и Казани), не могли удовлетворить растущей потребности. Кроме того, эти курсы, будучи согласно Положениям 1876 и 1889 годов частными учебными заведениями, не могли дать окончившим их права поступления на государственную службу.

Образование в 19 веке имело ступенчатую форму. Сначала ученику предстояло окончить начальное общеобразовательное учреждение, потом среднее общеобразовательное и последний этап – поступление в университет.

Начальные общеобразовательные учреждения состояли из приходских, уездных и городских училищ, воскресных школ и школ грамотности. При этом ученику следовало сначала отучиться в приходском, а затем в уездном училище и лишь потом он имел право поступать в гимназию.

Средними общеобразовательными учреждениями являлись гимназии и пансионы. Различались классические, реальные, военные гимназии. Гимназии по значимости представляли собой современную среднюю школу, которую необходимо закончить перед поступлением в вуз. Обучение в этих учреждениях занимало семь лет.

Поступить в образовательное учреждение имели право представители всех сословии. Однако в школах и училищах учились дети низших сословий, а в пансионах и лицеях – дети высокопоставленных людей. Такая форма образования была заложена Александром I, позже изменена Николаем I, и вновь восстановлена Александром II.

Предметы изучения

План обучения на протяжении века часто изменялся. Это касалось как гимназии, так и училищ.

Приходские и уездные училища официально имели программу обучения такую же обширную, как и в гимназиях. Но на деле не выходило выполнять установленный план. Начальные общеобразовательные учреждения были отданы под попечение местных чиновников, которые в свою очередь не стремились заботиться о детях. Не хватало кабинетов и учителей.

В приходских училищах учили чтению, письму, простым правилам арифметики и основам закона Божьего. В уездных учреждениях изучали более широкий курс: русский язык, арифметика, геометрия, история, геометрия, чистописание и закон Божий.

В гимназиях преподавались такие предметы, как математика, геометрия, физика, статистика, география, ботаника, зоология, история, философия, литература, эстетика, музыка, танцы. Ученики помимо русского языка изучали немецкий, французский, латинский, греческий. Некоторые предметы носили факультативный характер.

В конце 19 века уклон в образовании стал делаться на прикладные дисциплины. Стало востребовано техническое образование.

Процесс обучения

В 19 веке в гимназиях и училищах время обучения делилось на уроки и перемены. Ученики приходили на занятия к 9 часам или ранее. Заканчивались уроки в 16 часов, в некоторые дни в 12. Обычно раньше всего обучение завершалось в субботу, но в некоторых гимназиях такими днями была среда. После уроков неуспевающие ученики оставались на дополнительные занятия, чтобы подтянуть оценки. Также была возможность остаться на факультативные курсы.

Более тяжело приходилось тем ученикам, которые жили в пансионах. Их день был расписан буквально по минутам. Распорядок дня в разных пансионах немного различался. Примерно выглядел он так: подъем в 6 утра, после умывания и одевания ученики повторяли уроки, затем шли завтракать и после начинались уроки. В 12 часов был обед, после которого снова начинались уроки. Заканчивались занятия в 18 часов. Ученики немного отдыхали, перекусывали, делали уроки. Перед сном ужинали и умывались.

Кроме обычных общеобразовательных государственных школ в нашем государстве распространены различные специализированные учебные заведения: например, художественные, музыкальные школы. Церковь, уделяющая особое внимание достойному воспитанию подрастающего поколения, организует свои педагогические классы.

В современное время при многих православных приходах организованы воскресные школы, в которых обучаются дети с младшего возраста (обычно с пяти лет) до старших классов (в некоторых приходах такие школы включают в себя только три-четыре года образования). Такая практика является современным отголоском истории нашего Отечества - того времени, когда именно при храмах создавались учебные заведения (так называемые Церковно-приходские школы). Преподавателями в нынешних воскресных школах являются представители духовенства, а также благочестивые миряне, имеющие соответствующие знания и педагогические навыки по работе с детьми.


В современных воскресных школах изучается Закон Божий - изложение Ветхого и Нового Заветов, понятное для детского восприятия. Объясняется значение десяти заповедей, прививаются основные нравственные ценности. Детей учат уважению к родителям и старшим, доброте, любви к и родному Отечеству.


Также в воскресных школах преподаются жития святых. Детям рассказывают о великих подвижниках благочестия, их подвигах. На подобных уроках ребята могут узнать много нового из истории не только российского государства, но и великих империй (Римской и Византийской).


На занятиях в воскресной школе детей знакомят с христианской культурой и искусством. Детям объясняется значение икон, рассказывают о самых почитаемых образах. Детей приобщают к пению и музыке, разучивают с ними стихи и песни к выступлениям на праздничных пасхальных и рождественских концертах.


Особое значение в воскресной школе уделяется духовности и достойному воспитанию ребенка. Детей знакомят с основными христианскими молитвами, объясняют смысл и значение постов.


Кроме учебно-воспитательного процесса воскресные школы могут организовывать развлекательную программу. Так, во многих православных приходах распространена практика посещения детьми, их родителями и учителями всевозможных музеев, выставок, цирковых представлений. Иногда организовываются скаутские походы по красивым местам нашей Родины, а также совершаются паломнические поездки.


Занятия в воскресных школах проходят в отдельном здании на территории церкви или же в самом храме (нижней его части). Название этих учебных заведений свидетельствует, что уроки проходят по воскресеньям. Обычно они начинаются днем после окончания литургии.


Воскресные школы воспитывают в детях общую культуру поведения, развитие основополагающих нравственных качеств и дают знания основ православного вероучения.

Видео по теме

С. Соловейчик

Ранее рассказывалось, как школа стала немножко похожей на школу. Прежде ученики занимались сами по себе. В комнате (ее и классом назвать трудно) стоял гул: каждый зубрил свое, учитель по очереди спрашивал, остальные ребята продолжали заниматься своим делом. А в самом конце восемнадцатого века появились классы, общее учение и одна общая классная доска на всех. Учитель стал похож на дирижера, который руководит занятиями сразу всего класса: он рассказывает – все слушают. Он пишет на доске – все открывают тетради и пишут то же самое. Во всех тетрадях одни и те же задачки. Почерки разные, и решения разные (у одних правильные, у других неправильные), но задачки одни и те же.
Если сравнить нынешнюю школу и гимназию самого начала девятнадцатого века, то окажется, что у них довольно похожие очертания – рисунки можно наложить один на другой, и они примерно совпадут. Но только очертания общие! А подробности, а краски, само содержание рисунка – все разное.
Целых сто лет – весь девятнадцатый век – школа сама училась быть школой.
Многие вещи, которые сейчас кажутся совершенно простыми, приходилось мучительно изобретать.
Например, чему учить в школе? Сегодня расписание уроков привычно: литература, математика, физика, химия, география, история, иностранный язык, обществоведение, биология, рисование, пение, уроки труда.
Но ведь и сегодня спорят, какие предметы надо изучать, а какие не надо. И на какие предметы больше отводить уроков, а на какие меньше.
Ну, например, уроки физкультуры – два раза в неделю. А может быть, нужно проводить их каждый день, а уроки математики сократить? Или ввести совсем другие предметы, скажем, уроки логики – науки о законах мышления, или уроки психологии – науки о душевной жизни человека...
Так спорят сегодня; а что творилось в XIX веке, когда вся система предметов еще не устоялась!
Тогда многим учителям казалось, что главными предметами в школе должны быть не литература, не математика, не биология, а латинский и древнегреческий языки.
Им говорили: "Да зачем же учить латинский язык, если сегодня никто на этом языке не разговаривает? "
"Ну и что же,– отвечали сторонники "классического" образования, то есть такого образования, в основу которого положено преподавание древних, уже умерших языков, – ну и что же? Зато латинский язык – строгий, красивый, на этом языке написано много прекрасных книг и научных сочинений. Латинский язык сам по себе, конечно, не нужен, но зато он развивает ум и память...
И вот гимназисты каждый день учили латинский и греческий. Почти половина всего их времени (точнее 41 процент) уходила на уроки древних языков!
Родители возмущались. Латынь – очень красивый язык, но нельзя забивать головы одной латынью! Однажды в Москве, в Малом театре, артист Музиль спел такие куплеты:

У нас сильное внимание
На одно обращено,
Чтобы наше воспитание
Ведено было умно.
И теперь уж есть надежда,
Что чрез несколько годов
Выйдут круглые невежды
Из классических голов...

Когда артист Музиль пропел эти куплеты, в зале поднялось что-то невообразимое: все повскакали, затопали ногами, стали кричать:
"Браво, браво, бис, бис!" Оркестр хотел было продолжать, да его заглушали криками – пусть артист еще раз повторит свой куплет про круглых невежд из классических голов... Почти целое столетие шла борьба: изучать или не изучать латынь и древнегреческий? Латынь то отменяли, то вводили вновь, да еще больше уроков давали ей, но постепенно "мертвые" языки вытеснялись "реальными" науками: физикой, химией, биологией, географией, астрономией. Только после Октябрьской революции от древних, "мертвых" языков совсем отказались, и расписание уроков (тоже, конечно, не сразу) стало похожим на нынешнее.
А отметки? Отметки ведь тоже не всегда были, как сегодня. Михаил Васильевич Ломоносов предлагал, например, ставить такие отметки:

В. И. – все исполнил.
Н. У. – не знал уроки.
Н. Ч. У. – не знал части урока.
З. У. Н. Т. – знал уроки нетвердо.
Н. З. – не подал задачи.
X. З. – худа задача.
Б. Б. – был болен.

У других учителей были свои обозначения, и, в общем, можно сказать, отметки ставили кто как хотел и кто какие хотел. Но в 1835 году было введено единообразие: появились оценки "5", "4", "3", "2", "1".
Страшно даже подумать, сколько "пятерок" и "единиц" поставлено за прошедшие годы. Миллиарды, наверно!
Может, кому-нибудь это кажется утешительным: что, дескать, моя маленькая "двойка" в таком огромном море отметок?
Но лучше поговорить о "пятерках". Вы заметили, что человека, у которого все "пятерки", не называют "пятерочник" (как, например, "двоечник"), а говорят "отличник". Это потому, что еще перед войной и в начале войны отметки в школе были другие: "отлично", "хорошо", "посредственно", "плохо" и "очень плохо". Отсюда – "отличник", это слово осталось. В некоторых школах говорят еще "хорошист" (человек, у кого одни "пятерки" и "четверки", а "троек" нет). Но это слово звучит ужасно, и лучше его не употреблять.
Кроме плохих отметок, прежде существовали и другие наказания. Мы уже знаем, что розги в русской школе были полностью отменены в 1864 году. А вот карцер – особые комнаты, куда нерадивых учеников запирали после уроков "без обеда", – оставался до самой революции. Особенно строго наказывало гимназическое начальство тех гимназистов старших классов, кто читал "запрещенную" литературу. В XX веке сочинения В. Г. Белинского изучали в старших классах, читали статьи Добролюбова, Писарева, Герцена. А прежде существовало негласное правило: за чтение Белинского – шесть часов карцера, за чтение Добролюбова – в первый раз двенадцать часов, а если снова попадешься, то целые сутки. А за Писарева или Герцена – "аминь!" Так гимназисты называли исключение из гимназии с "волчьим билетом" – без права поступить в другую гимназию.
За гимназистами вообще следили очень строго; им ни в коем случае нельзя было появляться, например, на улице позже установленного времени. Специальные надзиратели следили за этим. В городе Немирове перед первой мировой войной произошел такой случай: два гимназических надзирателя спрятались за забором и оттуда через щелочку выслеживали запоздавших гимназистов. Вдруг видят: один гимназист на велосипеде едет. Не положено! В карцер его! Выбежали, догнали, налетели – оказалось, что это не гимназист, а студент, да еще и бойкий: он подал на надзирателей в суд – зачем к людям пристают на улице? И суд стал на сторону студента!
Прилежных и успевающих учеников и прежде награждали подарками – книгами, а при выпуске – золотыми медалями. С 1872 года в школах появилась еще "Красная доска", или, как сейчас сказали бы, "Доска почета". На этой доске вывешивали таблички с именами лучших учеников. Кстати, в этом же, 1872, году вместе с учебниками гимназисты стали носить в ранцах и дневники для записи уроков на дом и для отметок учителя: школа стала регулярно сообщать папам и мамам своих учеников, как идут занятия. До того времени школа к родителям обращалась только в самых крайних случаях, когда дело шло об исключении. А еще позже, во время революции 1905 года, в гимназиях стали создавать родительские комитеты – родители начали принимать участие в жизни школы. Педагогические же советы, педсоветы, появились, конечно, гораздо раньше – в 1827 году. Вернее, вышло такое распоряжение – создавать педагогические советы. А на самом деле советов не было, и директор гимназии правил единолично до середины XIX века, когда великий русский педагог Николай Иванович Пирогов добился, чтобы они работали. О старой, дореволюционной гимназии есть очень много воспоминаний. Наверно, все читали интересную книгу Корнея Ивановича Чуковского – она так и называется: "Гимназия". И во многих других книгах описывается, как трудно было учиться прежде, какие бездушные были порядки. Один из прежних гимназистов пишет, например, что дружбу между учителем и учеником в гимназии было так же невозможно представить себе, как невозможно увидеть лилию, выросшую у берегов Ледовитого океана.
Но, конечно, было и много очень хороших учителей и очень хороших гимназий.
В школе до революции было много плохого, но не надо забывать, что в этой же самой школе выучились многие выдающиеся люди нашей страны, большие ученые и писатели. Иногда рассказывают, что тот или другой из знаменитых людей учился в школе плохо. Верно, так бывало. Отметки не всегда были хорошими, не все получали золотые медали. Но все очень много занимались. И в конце концов без учения ни один великий человек на свете не стал бы великим!

Рисунки Ю. Владимирова и Ф. Терлецкого.

Прародителями современных школ стали римские и греческие школы. Обеспеченные родители в Древней Греции и Риме часто посылали своих детей к знаменитым философам, чтобы те перенимал у них мудрость и знания.

Однако свои занятия философы проводили индивидуально: они приглашал ученика либо к себе домой, либо отправлялись с ними на прогулку. Со временем известные греческие ораторы начали путешествовать по городам, обучая местное население.

Именно в этот период возникла необходимость организовать специальные учреждения, в которых бы все желающие собирались слушать лекции мыслителей. Так в Древней Греции и Риме начали появляться первые школы.

Древние школы организовывались на площадях, а не в помещениях. Такие площади со временем начали называться гимназиями. Примечательным является тот факт, что в первых школах обучение письму и грамматике началось сравнительно поздно - в 300 году н.э.

До этого времени в школах проводили дискуссии, обсуждали политические и философские вопросы. В Спарте занятие в школах представляли собой военную подготовку. С раннего возраста мальчиков обучали боевым искусствам.

Школа в разные исторические периоды, ее роль и методы обучения

Существует много теорий о том, какими были причины возникновения школ в период античности. Одна из них – это то, что родители просто хотели занять своих детей каким- нибудь делом, чтобы они не мешали им работать.

Подобная теория имеет свое подтверждение, так как первыми учениками были старики и дети – нетрудоспособные категории населения. В античных школах особое внимание уделялось духовному развитию детей: их учили основам философии и религии.

В период Средневековья школы носили религиозный характер. Зачастую они открывались при монастырях и соборах. Главной дисциплиной был латинский язык, на котором проводилось богослужение. Детей учили письму и чтению.

По окончанию монастырских школ, ребенок имел возможность стать помощником священника. Дети богатых купцов часто посещали средние школы, в которых преподавалось всего семь дисциплин: грамматика, логика, геометрия, арифметика, астрономия, музыка география.

Средневековые школы славились суровыми методами обучения: к ученикам часто применялись телесные наказания, которые могли приобретать характер пытки.

С 17 века в Европе были открыты первые школы для девочек. В них маленьких учениц обучали главным на то время дисциплинам – танцам, этикету, рукоделию, литературе.

Вплоть до конца 19 века девочки не имели права поступать в высшую школу. Зачастую школы в этот период были закрытого типа с очень строгой дисциплиной.

Функции школы в обществе

Главной функцией современных школ является предоставление ребенку возможности получить образование. Однако не следует воспринимать школу исключительно как место, в котором дети познают науки, учатся читать и писать.

Благодаря школе, дети адаптируются к взрослой жизни, готовятся к выбору своей профессии. Именно в школе мы впитываем и развиваем в себе такие качества как трудолюбие, честность, ответственность, патриотизм.

XVIII век в России привнес изменения в процесс обучения: появились новые подходы к образованию.

Богословие стали преподавать только в епархиальных школах, где обучались дети духовенства. Епархиальных школ насчитывалось 46.

В 1701 г. в Москве в здании бывшей Сухаревской башни была основана Школа математических и навигационных наук. В том же 1701 г. была открыта Артиллерейская школа; в 1707 г. - Медицинское училище; в 1712 г. - Инженерная школа. В 1715 г. старшие классы Школы математических и навигационных наук были переведены в Петербург и преобразована в Морскую академию (ныне Высшая военно-морская академия).

К концу первой четверти XVIII в. по указу 1714 г. в губерниях были открыты 42 циферные школы с 2000 учащимися. Дети солдат учились в гарнизонных школах.

При металлургических заводах на Урале и в Олонецком крае правительство организовало первые горные школы, готовивших специалистов горного дела.

Закладывались основы для развития системы замкнутых сословных школ, сложившейся к середине XVIII в.

В 1732 г. учрежден Корпус кадетов или Сухопутный шляхетский (дворянский) корпус . После окончания этого учебного заведения дворянские дети получали офицерские чины.

С 30-х гг. широко использовалось записывать в полк малолетних детей, т.ч. эти дети ко времени совершеннолетия получали по выслуге лет офицерский чин.

При Анне Иоанновне (1730 - 1741) были учреждены Морской, Артиллерийский и Пажеский корпуса.

При Елизавете (1741-1762) были реорганизованы военно-учебные заведения. В 1744 г. вышел указ о расширении сети начальных школ. Открыты первые гимназии: в Москве (1755 г.) и в Казани (1758 г.). В 1755 г. по инициативе И.И. Шувалова основан Московский университет , а в 1760 г. - Академия художеств.

Во второй половине XVIII в. прослеживаются две тенденции в образовании: расширение сети учебных заведений и усиление принципа сословности. В 1782 - 1786 гг. была осуществлена школьная реформа. В 1782 г. был утвержден Устав народных училищ. В каждом городе учреждались главные училища с 4-мя классами, а в уездных городах - малые народные училища с 2-мя классами. Было введено предметное преподавание, единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система; разрабатывались методики преподавания, единые учебные планы. В проведении этой реформы большую роль сыграл сербский педагог Ф.И. Янкович де Мириево. К концу века насчитывалось 550 учебных заведений с 60-70 тыс. учеников.Система закрытых учебных заведений разработана Екатериной II совместно с президентом Академии художеств и директором Сухопутного шляхетского корпуса И.И. Бецким.

Таким образом, средними учебными заведениями были народные училища, шляхетские корпуса, благородные пансионы и гимназии.

XIX век

К нач. XIX в. общеобразовательная школа была представлена 2-х и 4-х -классными народными училищами, находящимися в городах. Общеобразовательные гимназии были в Москве, Петербурге и Казани. Действовали специализированные учебные заведения: солдатские школы, кадетские и шляхетские корпуса, различного типа духовные училища. Московский университет был высшим учебным заведением.

При Александре I (1801 - 1825 гг.)

В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений.

Новые принципы в системе образования:

    бессословность учебных заведений,

    бесплатность обучения на низших его ступенях,

    преемственность учебных программ.

Структура учебных заведений:

    одноклассное приходское училище,

    3-х классное уездное училище,

    7-летняя гимназия в губернском городе,

    университет.

Всей системой образования ведало Главное управление училищ.

Появилось 6 университетов: в 1802 г. - Дерптский, в 1803 г. - Виленский, в 1804 г. - Харьковский и Казанский; а открытый в 1804 г. Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 г. в университет. В 1832 г. Виленский университет был закрыт, а в 1834 г. был основан Киевский. Территория России была разделена на 6 учебных округов, которые возглавляли попечители. Над попечителями стояли ученые советы при университетах.

В 1804 г. вышел Университетский устав, предоставлявший университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего округа.

В 1804 г. также вышел первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения.

Появились первые привилегированные средние университетские заведения - лицеи: в 1811 г. - Царскосельский, в 1817 г. - Ришельевский в Одессе, в 1820 г. - Нежинский.

При Николае I (1825 - 1855)

При Николае I образование приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и др. городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников.

В 1827 г. издан указ и специальный циркуляр, запрещавший принимать крепостных в гимназии и университеты. Основу народного просвещения стал составлял принцип сословности и бюрократической централизации.

В 1828 г. - школьный устав, по которому начальное и среднее образование делилось на 3-и категории:

    для детей низших сословий - одноклассные приходские училища (изучались 4-е правила арифметики, чтение, письмо и «закон Божий»).

    для средних сословий, т.е. мещан и купцов - трехклассные училища (геометрия, география, история).

    для детей дворян и чиновников - семиклассные гимназии (там готовили к поступлению в университет).

В 1835 г. издается новый Университетский устав. Он ограничивал автономию университетов, запрещал университетский суд и фактически привел к установлению полицейского надзора за студентами.

В нач. XIX в. существовало 5 кадетских корпусов. К сер. XIX в. их насчитывалось 20.

Если в нач. XIX в. числилось 35 православных семинарий и 76 архиерейских школ (низших духовных школ), то в 1854 г. их стало соответственно 48 и 223.

В 1832 г. учреждена Императорская военная академия, готовившая офицеров Генерального штаба. В 1855 г. возникли Артиллерийская и Инженерная академии.

Расширилась сеть промышленно технических учебных заведений: в 1828 г. учреждается Технологический институт, в 1830 г. - Архитектурное училище, а в 1832 г. - Училище гражданских инженеров (в 1842 г. оба эти училища были объединены в Строительное училище), в 1842 г. в Белоруссии было открыто Горыгорецкое земледельческое училище, преобразованное в 1848 г. в Земледельческий институт, в 1835 г. в Москве основан Межевой институт. Кроме этого появились Институт инженеров путей сообщения, Лесной институт, Практический политехнический институт, Горный институт, Практическая коммерческая академия , Земледельческая школа, частная Горнозаводская школа, Техническое училище. В провинциях возникают ветеринарные училища.

При Александре II (1855-1881)

Отмена крепостного права Александром II , успехи промышленного производства и утверждение капитализма в России во второй половине XIX века повлекло за собой глубокие сдвиги во всех областях культуры. Для пореформенной России был характерен рост грамотности населения, развитие различных форм обучения. В 1863 г. издается новый Университетский устав. Он вернул прежнюю автономию университетам, в соответствии с Уставом от 1803 г., ликвидированную Николаем I в 1835 г. Восстанавливалась самостоятельность университетов при решении административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.

В 1864 г. издан «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование. Вводилось доступное всесословное образование. Возникали наряду с государственными земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии разделились на классические и реальные. В них принимали детей из всех сословий, способных оплатить обучение.

В 1869 г. созданы первые женские учебные заведения - «Высшие женские курсы» с университетскими программами.