Арго корабль аргонавтов. Кража Золотого руна и бегство из Колхиды. Основание Олимпийских игр

Колхида в XII веке до нашей эры была мощной морской державой, имеющей корабли, охраняющие берега царства. Возможно, именно сторожевые корабли колхов и олицетворяют движущиеся скалы Симплегады, в проливе Боспор, охраняющие вход в Понт Эвксинский (Черное море)…

В античных источниках есть упоминание о древнегреческом городе Калхедоне («Коло-хе-Дон» — «город колхов на реке») , стоявшем в V веке до нашей эры на берегу Боспора. Возможно, Калхедон служил ещё раньше форпостом колхов, который производил таможенный досмотр и пропускал в Понт Эвксинский только торговые суда. Будучи в гостях у долионов, аргонавты просят царя Кизика провести их на гору Медведь, с которой виден весь Боспор вплоть до входа в Черное море. Ведь рулевой Линкей обладал исключительной зоркостью и, вероятнее всего, издалека смог наблюдать за сторожевыми кораблями колхов, изучая систему патрулирования.

Встретив слепого прорицателя старца Финея, аргонавты узнали предстоящих в пути трудностях и получили от него советы, как избежать опасностей. Финей заверяет аргонавтов, что в страну колхов «Эю вожей вообще будет вдоволь», то есть проводников в эю (колхиду) будет вдоволь. Перед тем, как пройти движущиеся скалы Симплегады, Финей советует аргонавтам выпустить голубя. Если голубь пролетит и останется цел, то и корабль «Арго» сможет пройти.

Горная река Риони, трудно проходима и не имеет камышовых зарослей, где бы можно было спрятать корабль «Арго»

Аргонавты не только незаметно вошли в устье реки Фазис (Танаис – Дон), охраняемой кораблями колхов, но и спрятали свой корабль в обширных плавнях устья Фазиса, заросших камышом и осокой, болотных зарослях. Приазовские плавни - это причудливые лабиринты болот и лиманов различной величины, с пресной и соленой водой, заросших надводной и подводной растительностью. Именно в таких плавнях можно легко спрятать корабль «Арго», с вооруженной командой из 67 аргонавтов на борту. А похитив золотое руно, аргонавты несут корабль «Арго» на руках «12 дней и ночей», что едва ли было под силу даже героям Эллады.

Возможно, загадка кроется в самом «Арго»? В легенде есть строки:

«Вогнано было в него ведь святое бревно, что Афина

в самую дна середину вместила из дуба в Додоне».Строительством корабля «Арго» руководила сама покровительница ремесел богиня Афина. На носу корабля был укреплено бревно додонского дуба, благодаря которому корабль в самые трудный для аргонавтов минуты сам подсказывал аргонавтам выход из любого затруднительного положения и спасал аргонавтов.

Вероятно, внутри корабля «Арго» находилась большая парусная шлюпка или баркас, с убирающейся мачтой, которую можно было в считанные минуты поднять, и спустить на воду незаметно. Тогда можно легко объяснить, почему «Арго» с экипажем на борту вошел в Фазис и встал в гавани столицы Колхиды, выдавая себя за купеческое судно.

Легкий парусный баркас или шлюпку не представляло особого труда спрятать на болоте и в дальнейшем на руках 40 аргонавтов пронести по суши.Становится более понятной роль голубки при переходе через Симплегады. Символ корабля – Птица (голубка) отвлекала внимание патрулей, благодаря этому, корабль «Арго» смог пройти в Понт Эвксинский незамеченным стражниками, то есть без досмотра.

Аргонавты совершили много подвигов за весь долгий путь. На одном небольшом отрезке пути — от города Иолк, в Фессалии до Боспора Фракийского пролива, соединяющего Чёрное море (Понт Эвксинский) с Мраморным морем (Пропонтидой), аргонавты делают 5 остановок, прославляя себя героическими победами.

Но от Боспора Фракийского до устья реки Фазис - на расстоянии в два раза большем, они делают, по совету предсказателя Финея, лишь одну остановку на пустынном острове Аретиаде, где их никто не мог увидеть. Да, «Арго», вероятно, был особым кораблем, подобно Троянскому коню, военный корабль «Арго» скрывал в своем трюме парусную лодку и вооруженных аргонавтов, которых никто не заприметил на пути от Боспора до Колхиды и от Колхиды до Истра (Истр - древнее название Дуная.) . Может, поэтому и назвали корабль «Арго»?

По мифологическому словарю, «аргонавты» - плывущие на корабле «Арго». Британский путешественник, ученый и писатель Тим Северин объясняет его почти так же: Арго- «навтис» — «моряк». Возможно, корабль Арго назван по имени греческого божества Аргоса (Аргуса) — сына Зевса и Ниобы. Даже во время сна Аргос всегда всё видел, сам оставаясь для всех незримым. Эта особенность великана Аргоса схожа с персонажами скифского сказания о никогда не спящих, одноглазых «аримаспах», стерегущих золото севера.

Возможно, что слово «аргонавт» означает - всевидящий моряк, «воин-невидимка».

Далеко не обычным было это плавание, если эллины использовали столько ухищрений, ради того, чтобы похитить в Колхиде шкуру барана, даже если в ней находилось намытое золото.

В древнегреческих мифах огромное количество персонажей, среди которых и боги, и полубоги, и простые смертные. Все сюжеты, созданные эллинами, запомнить не так-то просто. Аргонавты - это кто? На этот вопрос мгновенно не ответит порой даже тот, кто читал легенды и сказания Древней Греции.

Корабль

Аргонавты - это участники похода в Колхиду , западную часть Закавказья, расположенную вдоль восточного побережья Черного моря. Отправились они туда на корабле, от названия которого и происходит слово. Его значение мы сегодня рассматриваем. Корабль "Арго", согласно сюжету легенды, был построен не без помощи Афины. Богиня украсила корпус фрагментом священного дерева, листья которого обладали чудодейственной силой.

Ясон

Аргонавты - это мореплаватели, которыми руководил сын Полимеды и царя Иолка . Звали его Ясоном. Всего в поход отправилось 45 аргонавтов. Это число, правда, приблизительное. Древнегреческие поэты приводили разные перечни. Так, Феокрит полагал, что аргонавтов было всего 60.

Мореплаватели пережили немало приключений. Но им удалось выполнить поручение и доставить золотое руно в Грецию. Совершить этот подвиг им помогла Медея - колхидская царевна и волшебница. Позже Ясон женился на ней.

Легенда об аргонавтах - это история, создание которой навеяно рядом исторических событий. Впрочем, как и любого другого мифа. В Ливии был когда-то залив, который назывался Аргойским . Существовали и другие топонимы, этимология которых связана с названием корабля.

Аргонавты - эти персонажи, присутствующие в трагедиях Эсхила - драматурга, которого называют отцом европейской трагедии. Знаменитый поход отражен в различных произведениях искусства, относящихся к Античности.

Это, конечно, не говорит о том, что аргонавты действительно когда-то раздобыли в Колхиде золотое руно, в чём им помогла волшебница Медея. Однако, согласно историческим источникам, имели место грабительские набеги мореплавателей. Древнегреческий писатель Страбон в своем труде упоминал золото, которое приносит горные потоки и весьма привлекает варваров.

Другие значения

Аргонавты - это не только мифологические персонажи. Это ещё и термин, которым обозначают род головоногих моллюсков. Миф об аргонавтах нашел отражение в современной культуре. В начале XX столетия в России появилась группа поэтов, названная в честь античных мореплавателей. Древнегреческое слово «аргонавты» было заимствовано французскими инженерами, создателями подводной лодки. Кроме того, в 1939 году в Великобритании был построен легкий крейсер «Аргонавт».

Ἀργώ , др.-греч. Ἄργος , от имени А́ргос (Арг или Аргей)) - в древнегреческой мифологии - легендарный корабль аргонавтов , на котором те в XIV веке до нашей эры отправились в переход через Эгейское море и пролив Босфор в Черное море к побережью Колхиды . Упомянут в «Одиссее» (XII 72). Получил имя от своего зодчего .

Согласно греческой мифологии, герой из Фессалии Ясон и набранная им команда аргонавтов начали своё путешествие из Иолка (современный Волос) в поисках Золотого руна , которое охранял дракон .

По мнению некоторых древних повествователей, этот корабль, построенный в Пагасе 50 аргонавтами за три месяца, был священным и обладал определённой магической силой, так как сама богиня Афина приложила руку к его строительству, использовав для этого деревья из священной рощи. Согласно Эсхилу, Афина вставила в него кусок говорящей древесины из додонского дуба , поэтому корабль был вещим . По Пиндару, построен в Деметриаде в Магнесии . Согласно Катуллу, из сосны, срубленной на Пелионе . По Каллимаху, близ возведенного аргонавтами храма Аполлона Актийского .

Вернувшись из Колхиды, стал на якорь у города Тифа (Беотия) . Якорь аргонавтов показывали в Кизике . Афина поместила его среди созвездий , но не целиком .

Также имя Арго имел корабль Даная .

См. также

  • Корабль Тесея (парадокс)

Напишите отзыв о статье "Арго (корабль)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Арго (корабль)

Наташа сидела вытянувшись, испытующе и прямо глядя то на отца, то на Пьера.
Пьер чувствовал на себе ее взгляд и старался не оглядываться. Графиня неодобрительно и сердито покачивала головой против каждого торжественного выражения манифеста. Она во всех этих словах видела только то, что опасности, угрожающие ее сыну, еще не скоро прекратятся. Шиншин, сложив рот в насмешливую улыбку, очевидно приготовился насмехаться над тем, что первое представится для насмешки: над чтением Сони, над тем, что скажет граф, даже над самым воззванием, ежели не представится лучше предлога.
Прочтя об опасностях, угрожающих России, о надеждах, возлагаемых государем на Москву, и в особенности на знаменитое дворянство, Соня с дрожанием голоса, происходившим преимущественно от внимания, с которым ее слушали, прочла последние слова: «Мы не умедлим сами стать посреди народа своего в сей столице и в других государства нашего местах для совещания и руководствования всеми нашими ополчениями, как ныне преграждающими пути врагу, так и вновь устроенными на поражение оного, везде, где только появится. Да обратится погибель, в которую он мнит низринуть нас, на главу его, и освобожденная от рабства Европа да возвеличит имя России!»
– Вот это так! – вскрикнул граф, открывая мокрые глаза и несколько раз прерываясь от сопенья, как будто к носу ему подносили склянку с крепкой уксусной солью. – Только скажи государь, мы всем пожертвуем и ничего не пожалеем.
Шиншин еще не успел сказать приготовленную им шутку на патриотизм графа, как Наташа вскочила с своего места и подбежала к отцу.
– Что за прелесть, этот папа! – проговорила она, целуя его, и она опять взглянула на Пьера с тем бессознательным кокетством, которое вернулось к ней вместе с ее оживлением.
– Вот так патриотка! – сказал Шиншин.
– Совсем не патриотка, а просто… – обиженно отвечала Наташа. – Вам все смешно, а это совсем не шутка…
– Какие шутки! – повторил граф. – Только скажи он слово, мы все пойдем… Мы не немцы какие нибудь…
– А заметили вы, – сказал Пьер, – что сказало: «для совещания».
– Ну уж там для чего бы ни было…

Знак Верхнего Зодиака Корабль Арго находится между знаками Близнецы и Рак, примерно с 15 по 25 мая.

Планеты-управители знаком: Меркурий и Хирон

В Высшем Зодиаке знак Корабля , или Корабля Арго, соответствует известному с древности созвездию Южного полушария, носящему такое же имя. У этого звездного скопления существует и другое имя - Странник. В обоих названиях заключается глубокий философский смысл, ведь, по сути, и наша Земля, и вся Солнечная система - только маленький кораблик, плывущий в бескрайнем звездном океане, а вся жизнь человека - бесконечное странствие. Именно об этом и напоминает нам Арго.

Современные астрономы разделили крупное звездное скопление Корабля, или Кормчего, на несколько более мелких, и сейчас на Южном небе мы наблюдаем созвездия Паруса, Кормы, Киля и Компаса. Но несмотря на все усилия ортодоксальной науки, коллективное бессознательное человечества продолжает хранить память о целостном созвездии, как могучем символе странствий, тяги к познанию и открытию новых неизведанных земель. Корабль - частый мотив в мифологии многих народов мира, и всегда он выступает либо как странник, уходящий в таинственную, полную загадок даль (Арго), либо как воплощение спасения (Ноев ковчег).

Не случайно именно в этом созвездии находится самая яркая звезда Южного неба - Канопус, теперь называемая альфой Киля. Это звезда беспокойного духа, постоянно стремящегося вперед, к новым приключениям и открытиям.

Люди, рожденные под этой звездой, часто становятся известными путешественниками, которые совершают великие открытия и сразу же начинают стремиться к новым вершинам. Они всегда ставят перед собой четкие цели и неуклонно их добиваются. В худшем случае, энергия, дарованная Канопусом, преобразуется в человеке в так называемый комплекс «блудного сына», склонности к бесконечной смене места жительства, бродяжничеству и вечным бесцельным скитаниям. Как правило, такие люди руководствуются некоей ложной целью, которая уводит их далеко от истинного предназначения. Корабль Арго символизирует преодоление всех опасностей и борьбу с внутренними страхами, химерами и иллюзиями. Чтобы добраться до далекой цели нужно в первую очередь, одержать победу над самим собой.

Задача рожденных под знаком Корабля - идти к своей идеальной цели, невзирая на опасности, и не страшась перемен. Такие люди не созданы для спокойной жизни, их счастье в вечных странствиях и приключениях. Они должны смотреть на мир широко открытыми глазами, уметь быстро ориентироваться в обстановке и принимать решения, презирая страх и отвергая ложные иллюзии, вспомните сирен, которые едва не погубили аргонавтов.

Если все делать правильно, то человек Корабля станет спасением для многих нуждающихся, как Ноев ковчег в свое время стал единственным пристанищем среди всеобщей погибели.

В худшем своем проявлении, такой человек будет походить на «Летучий голландец», живущий в мире иллюзий и бесконечно пытающийся вернуть свое прошлое. Или же стать похожим на «Титаник» - роскошным и притягательным, но несущим гибель всем вокруг.

Тот, в чьем гороскопе ярко проявлен знак Корабля обладает даром находиться в гармонии со всеми силами природы. Он наделен способностью понимать язык и приручать диких зверей и птиц. Именно из таких людей получаются истинные борцы за сохранение живой природы.

Корабль Арго наделяет своих подопечных умением быстро ориентироваться, находить единственно верное направление и ловить попутный ветер в любых жизненных обстоятельствах. Перемены не служат для них препятствием, они наделены способностью быстро подстроится, и скорректировать свой курс. Перемещение в пространстве - единственный источник энергии для таких людей, по натуре они первопроходцы и первооткрыватели. При необходимости они очень быстро найдут нужную информацию, и не только пройдут сами, но и поведут за собой всех нуждающихся в проводнике. Самое главное смотреть на мир ясно и здраво, не увлекаясь пустыми иллюзиями, как бы соблазнительно они не выглядели.

«Арго» – корабль греческих героев

«Арго» – легендарный корабль, на котором греческие герои во главе с Ясоном отправились из Иолка (ныне – греческий город Волос) к берегам Колхиды. Считается, что это плавание предшествовало Троянской войне и обычно датируется XIII (реже – XIV) в. до н. э. Вероятно, первая посвященная походу «Аргонавтика» была создана критянином Эпименидом, жившим в VII в. до н. э. Благодаря популярности древнегреческих мифов, в том числе и среди кинематографистов, история аргонавтов хорошо известна. Прославленный в веках корабль «Арго» без преувеличения можно назвать одним из главных героев греческого сказания, посвященного походу за золотым руном, да и само название легенды – «Аргонавты» – неразрывно связано с названием «транспортного средства», на котором Ясон и его товарищи предприняли свое выдающееся плавание.

История похода за золотым руном в античной Греции пользовалась большой любовью. Ее излагали, причем с немалыми отличиями, разные авторы и, соответственно, в многочисленных описаниях имеются существенные отличия. Согласно одному варианту мифа к берегам Колхиды отправились 45 смельчаков, согласно другим – 50, 54 или даже 60. Дотошные исследователи, «перелопатив» всю дошедшую до нашего времени информацию, установили 94 имени участников путешествия. Но стольких людей на «Арго» никогда не было.

«Арго». Современная реплика

О самом корабле сведения тоже крайне противоречивы. Зато можно с уверенностью сказать, что «Арго» – первый в истории корабль (пусть даже и легенда не соответствует прозе жизни), наименование которого дошло до нас. Правда, лингвисты, историки и специалисты по древнегреческой мифологии по сей день спорят, откуда, собственно, это название произошло. Согласно наиболее обоснованной версии «Арго?» означает «Быстрая» (греч. ????, слово женского рода). Таким образом, название отражает наиболее выдающуюся особенность корабля – его отменную быстроходность как под парусом, так и на веслах. Согласно другой, также весьма распространенной версии, корабль назвали в честь строителя. Миф (в изложении Н.А. Куна) гласит: «Готов был и корабль для героев. Построил этот корабль сын Арестора Арг, сама богиня Афина помогала ему. Она вделала в корму кусок священного дуба из рощи оракула Зевса в Додоне. Прекрасен был десятивесельный корабль, названный „Арго“. Он был легок и быстр, словно чайка, несся он по волнам моря». Следует иметь в виду, что в приведенной цитате говорится не об общем количестве весел, а о числе весел на борт. Иногда «Арго» называют пятидесятивесельным кораблем (в этом случае приводится общее число весел), но это маловероятно. Поскольку в легенде сказано довольно ясно: «Взошли аргонавты на корабль и сели за весла, по двое на каждую лавку. Дружно налегли на весла могучие гребцы. Гордо выплыл „Арго“ из гавани в открытое море. Подняли пловцы белоснежный парус. Попутный ветер надул парус, и быстро понесся легкий корабль по приветливо шумящим волнам». При общей численности экипажа около 50 человек и при двух гребцах на скамью получается, что 20 весел обслуживали 40 человек. Но кроме гребцов в экипаж обязательно входили кормчий, впередсмотрящий и матросы, работающие с парусом. Цифры сходятся весьма точно.

Сведения о конструкции «Арго» и его особенностях крайне скудны. По конструкции это было, почти наверняка, наборное судно, беспалубное, одномачтовое, малопригодное для плавания в открытом море. У античных авторов встречаются указания, что для его постройки использовались сосны, срубленные на горе Пелион в Фессалии. Греки утверждали, что пелионская сосна обладала необычными свойствами и не была подвержена гниению. Но упоминается и то, что Афина позволила использовать деревья из священной рощи, без указания породы. Вполне возможно, что слова о додонском дубе не следует воспринимать буквально, и это поэтическая метафора. На самом же деле из дуба (взятого в священной роще?) изготавливался киль «Арго» или весь набор корпуса.

Размерения корабля – даже если мифы абсолютно достоверны – установить можно лишь приблизительно. Ирландский историк, искатель приключений и путешественник Тим Северин, решивший в 1980 е годы повторить плавание аргонавтов, потратил немало времени на изучение всей имевшейся информации о судостроении Древней Греции. Работа велась достаточно тщательно, и в результате размерения нового «Арго» оказались следующими: полная длина от носа до кормы – около 16 м, ширина – 3 м, осадка – менее полуметра. У греческих кораблей палуба отсутствовала, но в оконечностях могли делаться помосты; в более поздние времена узкая «перемычка» (настил) предусматривалась и в месте крепления мачты. Рулевых весел на современном корабле предусмотрели два, хотя на древнем скорее всего оно было единственным. Корабль Северина имел таран в виде дельфиньей головы; однако известно, что тараном в древности оснащались только военные корабли. Имелось ли это грозное оружие у «экспедиционного судна», сказать с уверенностью нельзя. В соответствии с дошедшими до нас изображениями античных судов, Северин определил вероятные размеры прямоугольного паруса, площадь которого составила 28 м2.

Хотя, согласно преданию «Арго» был самым совершенным кораблем своего времени, никаких военных подвигов за ним не числится. С врагами Ясон и его спутники сражались на суше, а схватка с кораблями колхов не состоялась благодаря хитрости полюбившей Ясона волшебнице Медее. Зато «Арго» можно считать первым в истории кораблем, на который был совершен… воздушный налет! У острова Аретиада на аргонавтов напали птицы-стимфалиды, осыпавшие героев дождем медных перьев-стрел. Согласно легенде во время этой «воздушной атаки» был ранен один человек.

Быстроходность «Арго» оказалась совершенно необходима: именно скорость спасла корабль и экипаж при прохождении сдвигающихся скал – Симплегад. Легенда об этом страшном для мореплавателей препятствии скорее всего связана с тем, что в Черное море из Эгейского ведет очень узкий пролив. Сдвигающиеся скалы не пропускали ни один корабль, но после первой же «осечки» стали неподвижными. Кстати, корабль Северина развивал до пяти узлов. Правда, его экипаж состоял из обычных людей, а не великих героев (согласно мифу среди них были и дети богов, наделенные особыми способностями и обладавшие поистине сверхчеловеческой силой). Грубая физическая сила очень помогла аргонавтам при возвращении, когда шторм отбросил их к берегам Ливии (так греки именовали Африку) и путешественникам пришлось более десяти дней нести «Арго» на руках.

Если говорить о приоритетах легендарного корабля, то нужно отметить и еще один: «Арго» стал первым в истории известным кораблем-памятником. После благополучного завершения славного похода и возвращения Ясона и других героев с золотым руном в Грецию «Арго» вытащили на берег и поставили в Истме, посвятив богу морей Посейдону. Но вот беда – следить за состоянием памятника оказалось некому. И однажды Ясон на склоне лет шел мимо корабля своей молодости, он решил отдохнуть под кормой «Арго». Но пока герой спал, корма обрушилась и обломки похоронили Ясона.

Мифы и легенды Древней Греции очень любят современные кинематографисты. И путешествие аргонавтов – не исключение. Их походу посвящены мультфильмы, полнометражные художественные фильмы, сериалы. Конечно же, до появления компьютерной графики невозможно было обойтись без корабля, с той или иной степенью достоверности передающего особенности славного «Арго». Строили подобия Арго неоднократно, причем не только для съемок фильмов, но и для проверки возможности плавания в Колхиду (территория современной Абхазии). Упомянутое выше плавание Тима Северина и его интернациональной команды к берегам Грузии в 1984 г. со всей убедительностью показало, что греки могли посещать Колхиду несколько тысячелетий назад. Также стало ясно, что путь к берегам Колхиды был делом непростым и – с учетом не всегда дружелюбного отношения к путешественникам со стороны живших на берегах народов, – весьма опасным.