Лорд байрон биография. Байрон, Джордж Гордон – биография. Жизнь в Швейцарии и Италии

Джордж Гордон Байрон родился 22 января, 1788 г., в Лондоне. Его родители были обедневшими аристократами. В отрочестве сперва обучался в частной школе, затем был переведен в классическую гимназию.

В 1798 г. умер дедушка Джорджа. Юный Байрон получил в наследство титул лорда и родовое поместье. Год спустя мальчик поступил на обучение в школу доктора Глени. Там он учился до 1801 г. Во время обучения он не испытывал никакого интереса к “мертвым языкам”, но зато взахлеб прочел произведения всех видных представителей английской литературы.

Начало творческого пути

Первая книга Байрона вышла в 1807 г. Она называлась “Часы досуга”. Сборник стихов молодого поэта вызвал волну критики. Столь резкое неприятие побудило Байрона ответить второй книгой.

“Английские барды и шотландские критики”, вышли в 1809 г. Невероятный успех второй книги польстил самолюбию начинающего литератора.

Расцвет творчества

27 февраля 1812 г. в биографии Байрона произошел своеобразный перелом. В палате Лордов он произнес свою первую речь, которая имела колоссальный успех. 1 марта поэт создал две первые песни своей новой поэмы “Чайльд-Гарольд”.

Это произведение было благосклонно принято и критиками, и читателями. Уже в первый день было продано 14 тысяч экземпляров. Это поставило молодого поэта в один ряд с именитыми английскими литераторами.

В 1821 г. поэт вел переговоры с М. Шелли. Вместе они планировали издавать журнал “Либерал”. В печать вышло только три номера.

Творчество Байрона было своеобразным даже для своего времени. Некоторые критики называли его “мрачным эгоистом”. В своих поэмах он особое место отводил себе. Одновременно поэт четко видел, что романтические идеалы не соответствуют реальности. По этой причине в его произведениях часто слышались угрюмые нотки.

За пределами Англии

В 1816 г. Байрон покинул Родину. Он много путешествовал, долгое время жил в Швейцарии и Венеции. Это время было наиболее плодотворным. Он создал такие произведения, как “Пророчество Данта”, “Каин”, “Вернер” и несколько частей “Дон-Жуана”.

Последние годы жизни

Изучая краткую биографию Джорджа Байрона, можно сделать вывод, что это была страстная, неравнодушная ко всякой несправедливости личность. Его глубоко волновали социальные вопросы не только в родной Англии, но и за ее пределами.

Именно поэтому 14 июля 1823 г. Байрон, услышав о восстании в Греции, отбыл туда. Распорядившись о продаже всего своего имущество в Англии, он все деньги пожертвовал повстанцам. Именно благодаря его таланту смогли объединиться прежде враждующие группировки греческих революционеров.

В Миссолонги поэт заболел тяжелой лихорадкой. Он ушел из жизни 19 апреля 1824 г. Тело поэта было отправлено на Родину и погребено недалеко от Ньюстедского аббатства, в родовом склепе Ханкелл-Торкард.

Другие варианты биографии

  • Будучи отроком, Байрон отвратительно учился в школе. Одновременно ему удалось прослыть тонким знатоком английской литературы.
  • Обучаясь в Кембридже, он уделял больше внимание развлечениям, нежели учебе. Будучи хромым и склонным к полноте, он увлекался спортом. Байрон великолепно стрелял, умел боксировать, хорошо плавать и держаться в седле.
  • Еще в детстве Байрон испытывал муки любви. Ни один из “объектов” не отвечал ему взаимностью, что заставляло его сильно страдать.
  • Байрон был добродушным человеком, но не мог скрыть своего раздражения при виде солонки с солью.

Джордж Байрон

лорд Го́рдон Ба́йрон , с 1822 года - Ноэл-Байрон , с 1798 года - 6-й барон Байрон (англ. George Gordon Byron (Noel) , 6th Baron Byron ; обычно именуемый просто лорд Байрон (Lord Byron )

английский поэт-романтик, покоривший воображение всей Европы своим «мрачным эгоизмом»

Краткая биография

Джордж Ноэл Гордон Байрон , которого часто упоминают как лорда Байрона, поэт, прославившийся на весь мир романтическими произведениями, появился на свет в Лондоне 22 января 1788 г. в семье аристократа, промотавшего свое состояние. Будучи маленьким, он оказался в Шотландии, в Абердине, на родине матери, куда она уехала с сыном подальше от авантюриста-мужа. Байрон родился с физическим недостатком, хромал, и это наложило отпечаток на все его дальнейшую жизнь. Повлиял на формирование его как личности непростой, истеричный характер матери, усугубленный бедностью.

Когда Джорджу было 10 лет, в 1798 г. их маленькая семья вернулась в Англию, в родовое поместье Ньюстед, которое вместе с титулом досталось ему по наследству от умершего двоюродного дедушки. В 1799 г. он в течение двух лет проходил обучение в частной школе, но не столько учился, сколько лечился и читал книги. С 1801 г. продолжил образование в колледже Гарроу, где его интеллектуальный багаж значительно пополнился. В 1805 г. стал студентом Кембриджа, но не меньше, а то и больше штудирования наук его привлекали другие стороны жизни, он развлекался: кутил и играл в карты на дружеских пирушках, овладевал искусством верховой езды, бокса, плавания. Все это требовало немалых денег, и долги молодого повесы росли как снежный ком. Университет Байрон так и не закончил, а главным его приобретением той поры была крепкая дружба с Д.К. Хобхаусом, длившаяся до самой смерти.

В 1806 г. увидела свет первая книга Байрона, опубликованная под чужим именем, - «Поэмы на разные случаи». Дописав к первому сборнику еще более сотни стихов, он спустя год выпустил, на этот раз под собственным именем, второй – «Часы досуга», мнения о котором были диаметрально противоположными. Его сатирическая отповедь критикам «Английские барды и шотландские обозреватели» (1809) получила широкий резонанс и стала своеобразный компенсацией за удар по самолюбию.

В июне 1809 г. Байрон вместе с верным Хобхаусом покинул Англию - не в последнюю очередь из-за того, что сумма его задолженности кредиторам катастрофически увеличивалась. Он посетил Испанию, Албанию, Грецию, Малую Азию, Константинополь – путешествие длилось два года. Именно в этот период была начата поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда», герой которого во многом отождествлялся публикой с автором. Публикация именно этого произведения в марте 1812 г. (из путешествия Байрон вернулся в июле 1811 г.) стала поворотным пунктом в его биографии: поэт в одночасье проснулся знаменитым. Поэма прославилась на всю Европу, породила новый тип литературного героя. Байрона ввели в высшее общество, и он не без удовольствия окунулся в светскую жизнь, хотя и не смог избавиться от ощущения неловкости из-за физического изъяна, пряча его за высокомерием. Его творческая жизнь также была весьма насыщенной: увидели свет «Гяур» (1813), «Абидосская невеста» (1813), «Корсар» (1813), «Еврейские мелодии» (1814), «Лара» (1814).

В январе 1815 г. Байрон обвенчался с Анабеллой Милбенк, в декабре у них родилась дочь, но семейная жизнь не заладилась, супруги развелись. Причины развода обросли слухами, плохо отражавшимися на репутации поэта; общественное мнение сложилось не в его пользу. В апреле 1816 г. лорд Байрон покинул родину, чтобы больше туда не вернуться. Лето он жил в Женеве, а осенью переселился в Венецию, и его образ жизни там многие считали аморальным. Тем не менее поэт продолжал много писать (4-ая песнь «Чайльд-Гарольда», «Беппо», «Ода к Венеции», 1-ая и 2-ая песнь «Дон-Жуана»).

Апрель 1819 г. подарил ему встречу с графиней Терезой Гвиччиоли, которая была его любимой женщиной до конца жизни. Обстоятельства заставляли их периодически менять место жительства, среди которых были Равенна, Пиза, Генуя, пережить немало событий, однако Байрон по-прежнему был творчески очень активен. В этот период им были написаны, к примеру, «Пророчество Данте », «Первая песня Морганте Маджиора» - 1820, «Каин», «Видение страшного суда» (1821), «Сарданапал» (1821), «Бронзовый век» (1823), писались одна за другой песни «Дон-Жуана» и др.

Байрон, никогда не знавший меры в желаниях, стремившийся получить от жизни как можно больше, пресытившийся доступными благами, искал новых приключений и впечатлений, пытаясь избавиться от глубокой душевной тоски и тревоги. В 1820 г. он примкнул к движению итальянских карбонариев, в 1821 г. безуспешно пытался издавать в Англии журнал «Либерал», а в июле 1823 г. с энтузиазмом ухватился за возможность отбыть в Грецию для участия в освободительной борьбе. Чтобы помочь местному населению сбросить османское иго, Байрон не жалел ни сил, ни денег (продал все свое имущество в Англии), ни таланта. В декабре 1923 г. он заболел лихорадкой, и 19 апреля 1824 г. изнурительная болезнь поставила точку в его биографии. Похоронили поэта, чья душа никогда не ведала покоя, в Ньюстеде, родовом имении.

Биография из Википедии

Лорд Го́рдон Ба́йрон , с 1822 года - Ноэл-Байрон, с 1798 года - 6-й барон Байрон (англ. George Gordon Byron (Noel), 6th Baron Byron; 22 января 1788 года, Лондон - 19 апреля 1824 года, Миссолунги, Османская Греция), обычно именуемый просто лорд Байрон (Lord Byron) - английский поэт-романтик, покоривший воображение всей Европы своим «мрачным эгоизмом». Наряду с Перси Шелли и Джоном Китсом представляет младшее поколение британских романтиков. Его альтер-эго Чайльд-Гарольд стал прототипом бесчисленных байронических героев в литературе разных стран Европы. Мода на байронизм продолжалась и после смерти Байрона, даже несмотря на то, что к концу жизни в стихотворном романе «Дон Жуан» и шуточной поэме «Беппо» сам Байрон перешёл к сатирическому реализму с опорой на наследие Александра Поупа . Поэт принял участие в Греческой войне за независимость, национальный герой Греции.

Имя

Гордон - второе личное имя Байрона, данное ему при крещении и совпадающее с девичьей фамилией матери. Отец Байрона, претендуя на шотландские владения своего тестя, использовал «Гордон» как вторую часть фамилии (Байрон-Гордон), а сам Джордж был записан в школу под такой же двойной фамилией. В 10-летнем возрасте после смерти двоюродного деда Джордж стал пэром Англии и получил титул «барон Байрон », после чего, как это принято у пэров данного ранга, его обычным обиходным именем стало «лорд Байрон » или просто «Байрон ». Впоследствии тёща Байрона завещала поэту имущество с условием носить её фамилию - Ноэл (Noel), и королевским патентом лорду Байрону было разрешено в порядке исключения носить фамилию Ноэл перед титулом, что он и делал, подписываясь иногда «Ноэл-Байрон». Поэтому в некоторых источниках его полное имя может выглядеть как Джордж Гордон Ноэл Байрон , хотя одновременно всеми этими именами и фамилиями он никогда не подписывался.

Происхождение

Его предки, выходцы из Нормандии, пришли в Англию вместе с Вильгельмом Завоевателем и после сражения при Гастингсе были награждены богатыми поместьями, отнятыми у саксов. Первоначальное имя Байронов - Бурунь. Это имя часто встречается в рыцарских летописях средних веков. Один из потомков этого рода уже при Генрихе II изменил, в соответствии с выговором, свою фамилию на фамилию Байрон. Особенно Байроны возвысились при Генрихе VIII, который во время упразднения католических монастырей наделил сэра Байрона по прозвищу «сэр Джон малый с большой бородой» (sir John the little with the Great Beard) имениями богатого Ньюстедского аббатства в Ноттингемском графстве.

Ньюстедское аббатство, разрушенное во время тюдоровской секуляризации - родовое владение Байронов

В царствование Елизаветы род Байронов пресёкся, но фамилия перешла к незаконному сыну одного из них. Впоследствии, во время английской революции, Байроны отличились непоколебимой преданностью дому Стюартов, за что Карл I возвёл представителя этого рода в звание пэра с титулом барона Рочдель. Одним из самых известных представителей этой фамилии был адмирал Джон Байрон, прославившийся своими необыкновенными приключениями и странствованиями по Тихому океану; матросы, любившие его, но считавшие невезучим, прозвали его «Джек Дурная Погода» (Foulweather Jack).

Старший сын адмирала Байрона, капитан Джон Байрон (1756-1791), был кутила и мот. В 1778 году он обвенчался с бывшей маркизой Комартен. Она умерла в 1784 году, оставив Джону дочь Августу (впоследствии миссис Ли), которую в дальнейшем воспитывали родственники её матери.

После смерти первой жены капитан Байрон женился вторично, по расчёту, на Кэтрин Гордон (ум.1811), единственной наследнице богатого Джорджа Гордона, эсквайра. Она происходила из известного шотландского рода Гордонов, в жилах которого текла кровь шотландских королей (по линии Аннабеллы Стюарт). От этого, второго, брака родился в 1788 году будущий поэт.

Биография

Бедность, в которой родился Байрон и от которой не избавил его титул лорда, дала направление его будущей карьере. Когда он родился (на Холл-Стрит в Лондоне, 22 января 1788 года), его отец уже потерял семейное состояние, а мать возвратилась из Европы с остатками состояния. Леди Байрон поселилась в Абердине, и её «хромой мальчуган», как она называла сына, был отдан на год в частную школу, затем переведён в классическую гимназию. О детских выходках Байрона рассказывают много историй. Сестры Грей, нянчившие маленького Байрона, находили, что лаской можно делать с ним, что угодно, но его мать всегда выходила из себя от его непослушания и бросала в мальчика что попало. На вспышки матери он нередко отвечал насмешками, но однажды, как он сам рассказывает, у него отняли нож, которым он хотел заколоть себя. В гимназии он учился плохо, и Мэри Грей, читавшая ему псалмы и Библию, принесла ему больше пользы, чем гимназические учителя. Когда Джорджу исполнилось 10 лет, умер его двоюродный дед, и мальчику по наследству перешли титул лорда и родовое поместье Байронов - Ньюстедское аббатство. Десятилетний Байрон так сильно влюбился в свою кузину Мэри Дафф, что, услыхав о её помолвке, впал в истерический припадок. В 1799 году он поступил в школу доктора Глени, где пробыл два года и всё время лечил свою больную ногу, после чего достаточно поправился, чтобы надевать сапоги. В эти два года он учился очень мало, зато прочёл всю богатую библиотеку доктора. Перед отъездом в школу в Хэрроу Байрон снова влюбился - в другую кузину, Маргариту Паркер.

В 1801 году он уехал в Хэрроу; мёртвые языки и древность вовсе не привлекали его, но зато он с огромным интересом прочёл всех английских классиков и вышел из школы с большими познаниями. В школе он славился рыцарским отношением к товарищам и тем, что всегда заступался за младших. Во время каникул 1803 года он опять влюбился, но на этот раз гораздо серьёзнее, чем прежде - в мисс Чаворт - девушку, отца которой убил «дурной лорд Байрон». В грустные минуты своей жизни он нередко жалел, что она отвергла его.

Юность и начало творчества

В Кембриджском университете Байрон углубил свои научные знания. Но больше он отличился искусством плавать, ездить верхом, боксировать, пить, играть в карты и т. п., поэтому лорд постоянно нуждался в деньгах и, как следствие, «влезал в долги». В Хэрроу Байрон написал несколько стихотворений, и в 1807 году в печати появилась его первая книга - «Часы досуга» (англ. Hours of idleness). Это собрание стихотворений решило его судьбу: выпустив сборник в свет, Байрон сделался совсем другим человеком. Беспощадная критика на «Часы досуга» явилась в «Эдинбургском Обозрении» лишь спустя год, за который поэт написал большое количество стихов. Явись эта критика тотчас же после выхода книги, Байрон, может быть, совершенно бросил бы поэзию. «Я сочинил за полгода до появления беспощадной критики 214 страниц романа, поэму в 380 стихов, 660 строк „Босвортского поля“ и множество мелких стихотворений, - писал он мисс Фэгот, с семейством которой был дружен. - Поэма, приготовленная мной к печати - сатира». Этой сатирой он и ответил «Эдинбургскому Обозрению». Критика первой книги страшно огорчила Байрона, но свой ответ - «Английские барды и шотландские критики» («English Bards and Scotch Reviewers») - он издал только весной 1809 года. Успех сатиры был громадным и смог удовлетворить уязвленного поэта.

Первое путешествие

В июне 1809 года Байрон отправился в путешествие. Побывал в Португалии, Испании, Албании, Греции, Турции и Малой Азии, где переплыл пролив Дарданеллы, чем впоследствии очень гордился. Можно предполагать, что молодой поэт, одержав блистательнейшую победу над своими литературными врагами, уехал за границу довольным и счастливым, но это было не так. Байрон покинул Англию в страшно подавленном состоянии духа, а вернулся ещё более угнетённым. Многие, отождествляя его с Чайльд-Гарольдом, предполагали, что за границей, подобно своему герою, он вёл слишком неумеренную жизнь, но Байрон и печатно, и устно протестовал против этого, подчёркивая, что Чайльд-Гарольд - только плод воображения. Томас Мур говорил в защиту Байрона, что тот был слишком бедным, чтобы содержать гарем. К тому же Байрона тревожили не только финансовые затруднения. В это время он потерял мать, и, хоть никогда не ладил с ней, тем не менее очень скорбел.

«Чайльд-Гарольд». Слава

27 февраля 1812 года Байрон произнёс в Палате лордов свою первую речь, имевшую большой успех: «Разве мало крови [бунтарей] на вашем уголовном кодексе, что надо проливать её ещё, чтобы она вопияла к небу исвидетельствовала против вас?». «Смуглая раса с берегов Ганга до основания потрясет вашу империю тиранов».

Через два дня после этого выступления появились две первые песни «Чайльд-Гарольда». Поэма имела баснословный успех, и 14 000 её экземпляров разошлись за один день, что сразу поставило автора в ряд первых литературных знаменитостей. «Прочитав Чайльд-Гарольда, говорит он, - никто не захочет слушать моей прозы, как не захочу и я сам». Почему «Чайльд-Гарольд» имел такой успех, Байрон сам не знал и говорил только: «Однажды утром я проснулся и увидал себя знаменитым».

Путешествие Чайльд-Гарольда увлекло не только Англию, но и всю Европу. Поэт затронул всеобщую борьбу того времени, с сочувствием говорит об испанских крестьянах, о героизме женщин, и его горячий крик о свободе разнёсся далеко, несмотря на кажущийся циничный тон поэмы. В этот тяжёлый момент всеобщего напряжения он напомнил и о погибшем величии Греции.

Светская жизнь

Он познакомился с Томасом Муром. До этого времени он никогда не был в большом свете и теперь предался с увлечением вихрю светской жизни. Однажды вечером Даллас застал даже его в придворном платье, хотя Байрон ко двору не поехал. В большом свете хромой Байрон (у него немного было сведено колено) никогда не чувствовал себя свободно и высокомерием старался прикрывать свою неловкость.

В марте 1813 года он издал без подписи сатиру «Вальс», в мае же напечатал рассказ из турецкой жизни «Гяур», навеянный его путешествием по Леванту. Публика с восторгом приняла этот рассказ о любви и мщении и с ещё большим восторгом встретила поэмы «Абидосская невеста» и «Корсар», вышедшие в том же году. В 1814 году он издал «Еврейские мелодии», имевшие колоссальный успех и много раз переведённые на все европейские языки, а также поэму «Лара» (1814).

По своим взглядам на прогресс и развитие общества лорд Байрон был луддитом. Об этом свидетельствует его первая речь, произнесённая в палате лордов в феврале 1812 года. В ней он защищал и во многом оправдывал последователей Неда Лудда.

Брак, развод и скандал

В октябре 1812 года Байрон сделал предложение мисс Анне Изабелле Милбенк, дочери Ральфа Милбенка, богатого баронета, внучке и наследнице лорда Уэнтворта. «Блестящая партия, - писал Байрон Муру, - хотя предложение я сделал не вследствие этого». Он получил отказ, но мисс Милбенк выразила желание вступить с ним в переписку. В сентябре 1814 года Байрон повторил своё предложение, и оно было принято, а в январе 1815 года они обвенчались. Как он признавался её тетё, его долги и бурные романы так усложнили его жизнь, что в случае отказа Анны (Анабеллы) он бы женился на любой другой женщине, у которой не вызовет отвращения. Из-за увлечений жены математикой Байрон называл её «принцессой параллелограммов» и «математической Медеей».

В декабре 1815 года у Байрона родилась дочь по имени Ада, а в следующем месяце леди Байрон оставила мужа в Лондоне и уехала в имение к отцу. С дороги она написала мужу ласковое письмо, начинавшееся словами: «Милый Дик», и подписанное: «Твоя Поппин». Через несколько дней Байрон узнал от её отца, что она решилась никогда более к нему не возвращаться, а вслед за тем сама леди Байрон известила его об этом. В апреле 1816 года состоялся формальный развод. Байрон подозревал, что жена разошлась с ним под влиянием своей матери. Леди Байрон приняла всю ответственность на себя. Перед своим отъездом она призывала на консультацию доктора Больи и спрашивала его, не сошёл ли её муж с ума. Больи уверил её, что это ей только кажется. После этого она заявила своим родным, что желает развода. Причины развода были высказаны матерью леди Байрон доктору Лешингтону, и он написал, что причины эти оправдывают развод, но вместе с тем советовал супругам примириться. После этого леди Байрон сама была у доктора Лешингтона и сообщила ему факты, после которых он также не находил уже возможным примирение.

Истинные причины развода супругов Байрон навсегда остались загадочными, хотя Байрон говорил, что «они слишком просты, и потому их не замечают». Публика не хотела объяснить развод той простой причиной, что люди не сошлись характерами. Леди Байрон отказалась сообщить причины развода, и потому причины эти в воображении публики превратились во что-то фантастическое, и все наперебой старались видеть в разводе преступления, одно ужаснее другого (ходили слухи о бисексуальной ориентации поэта и о его инцестуозной связи со своей единокровной сестрой Августой). Издание стихотворения «Прощание с леди Байрон», выпущенное в свет одним нескромным приятелем поэта, подняло против него целую свору недоброжелателей. Но не все порицали Байрона. Одна сотрудница «Курьера» заявила печатно, что если бы ей написал муж такое «Прощание», она не замедлила бы броситься к нему в объятия. В апреле 1816 года Байрон окончательно простился с Англией, где общественное мнение в лице «озёрных поэтов» было сильно настроено против него.

Жизнь в Швейцарии и Италии

Вилла Диодати, где в 1816 г. жили Байрон, Шелли, его жена Мэри и Дж. Полидори

Перед отъездом за границу Байрон продал своё имение Ньюстед, и это дало ему возможность не тяготиться постоянным безденежьем. Теперь он мог предаться уединению, которого так жаждал. За границей он поселился в вилле Диодати на Женевской ривьере. Лето Байрон провел на вилле, совершив две небольшие экскурсии по Швейцарии: одну с Гобгаузом, другую с поэтом Шелли. В третьей песне «Чайльд-Гарольда» (май-июнь 1816) он описывает свою поездку на поля Ватерлоо. Мысль написать «Манфреда» посетила его, когда он на обратном пути в Женеву увидал Юнгфрау.

В ноябре 1816 года Байрон переехал в Венецию, где, по утверждению недоброжелателей, вёл самую развратную жизнь, которая, однако же, не помешала ему создать большое количество поэтических произведений. В июне 1817 года поэт написал четвёртую песнь «Чайльд-Гарольда», в октябре 1817 - «Беппо», в июле 1818 года - «Оду к Венеции», в сентябре 1818 - первую песнь «Дон-Жуана», в октябре 1818 - «Мазепу», в декабре 1818 - вторую песнь «Дон-Жуана», и в ноябре 1819 года - 3-4 песни «Дон-Жуана».

В апреле 1819 года он встретился с графиней Гвиччиоли, и они влюбились друг в друга. Графиня вынуждена была уехать с мужем в Равенну, куда вслед за ней поехал и Байрон. Через два года отец и брат графини - графы Гамба, замешанные в политическом скандале, должны были покинуть Равенну вместе с разведённой уже в то время графиней Гвиччиоли. Байрон последовал за ними в Пизу, где и жил по-прежнему под одной крышей с графиней. В это время Байрон горевал от утраты своего друга Шелли, утонувшего в заливе Специи. В сентябре 1822 года тосканское правительство приказало графам Гамба выехать из Пизы, и Байрон последовал за ними в Геную.

Байрон жил с графиней вплоть до своего отъезда в Грецию и в это время очень много писал. В этот счастливый период жизни Байрона появились следующие его произведения: «Первая песня Морганте Маджиора» (1820); «Пророчество Данте» (1820) и перевод «Франчески да Римини» (1820), «Марино Фальеро» (1820), пятая песнь «Дон-Жуана» (1820), «Сарданапал» (1821), «Письма к Баульсу» (1821), «Двое Фоскари» (1821), «Каин» (1821), «Видение страшного суда» (1821), «Небо и земля» (1821), «Вернер» (1821), шестая, седьмая и восьмая песни «Дон-Жуана» (в феврале 1822); девятая, десятая и одиннадцатая песни «Дон-Жуана» (в августе 1822 года); «Бронзовый век» (1823), «Остров» (1823), двенадцатая и тринадцатая песни «Дон-Жуана» (1824).

Поездка в Грецию и смерть

Спокойная семейная жизнь тем не менее не избавила Байрона от тоски и тревоги. Он слишком жадно пользовался всеми наслаждениями и полученной славой. Вскоре наступило пресыщение. Байрон предположил, что в Англии его забыли, и в конце 1821 года провёл переговоры с Мэри Шелли о совместном издании английского журнала «Либерал». Однако вышло всего три номера. Впрочем, Байрон действительно начал терять былую популярность. Но в это время вспыхнуло греческое восстание. Байрон, после предварительных переговоров с комитетом филэллинов, образованным в Англии для помощи Греции, решился отправиться туда и со страстным нетерпением стал готовиться к отъезду. На собственные средства купил английский бриг, припасы, оружие и снарядил полтысячи солдат, с которыми 14 июля 1823 года отплыл в Грецию. Там ничего не было готово, ещё и предводители движения сильно не ладили друг с другом. Между тем издержки росли, и Байрон распорядился о продаже всего своего имущества в Англии, а деньги отдал на правое дело повстанческого движения. Большое значение в борьбе за свободу Греции имел талант Байрона в объединении несогласованных группировок греческих повстанцев.

В Миссолонги Байрон заболел лихорадкой, продолжая отдавать все свои силы на борьбу за свободу страны. 19 января 1824 года он писал Хэнкопу: «Мы готовимся к экспедиции», а 22 января, в день своего рождения, он вошёл в комнату полковника Стенхопа, где было несколько человек гостей, и весело сказал: «Вы упрекаете меня, что я не пишу стихов, а вот я только что написал стихотворение». И Байрон прочёл: «Сегодня мне исполнилось 36 лет». Постоянно хворавшего Байрона очень тревожила болезнь его дочери Ады. Получив письмо с хорошей вестью о её выздоровлении, он захотел выехать прогуляться с графом Гамба. Во время прогулки пошёл страшный дождь, и Байрон окончательно захворал. Последними словами поэта были отрывочные фразы: «Сестра моя! дитя моё!.. бедная Греция!.. я отдал ей время, состояние, здоровье!.. теперь отдаю ей и жизнь!».

19 апреля 1824 года, на 37-м году жизни, Джордж Гордон Байрон скончался. Врачи сделали вскрытие, изъяли органы и поместили их в урны для бальзамирования. Лёгкие и гортань решили оставить в церкви Святого Спиридона, однако вскоре их оттуда украли. Тело забальзамировали и отправили в Англию, куда оно прибыло в июле 1824 года. Байрон был погребён в родовом склепе в церкви Ханкелл-Торкард неподалёку от Ньюстедского аббатства в Ноттингемшире.

Пансексуальность

Интимная жизнь лорда Байрона вызывала много пересудов среди его современников. Он покинул родную страну на фоне кривотолков относительно непозволительно близких отношений с единокровной сестрой Августой. Когда в 1860 году появилась книга графини Гвиччиоли о лорде Байроне, то в защиту памяти его супруги выступила миссис Бичер-Стоу со своей «Истинной историей жизни леди Байрон», основанной на переданном будто ей по секрету рассказе покойной о том, что Байрон якобы состоял в «преступной связи» с сестрой. Впрочем, подобные рассказы вполне отвечали духу эпохи: к примеру, они составляют основное содержание автобиографической повести Шатобриана «Рене» (1802).

В 1822 году Байрон передал Томасу Мур свои мемуары с указанием опубликовать после его смерти. Однако спустя месяц после его кончины Мур, Дж. Хобхаус и издатель Байрона Дж. Мюррей совместно сожгли записки из-за их беспощадной честности и, вероятно, по настоянию семьи Байрона. Этот поступок вызвал шквал критики, хотя, к примеру, Пушкин одобрял его.

Опубликованные в XX веке дневники Байрона раскрывают картину половой жизни поистине пансексуальной. Так, портовой городок Фалмут поэт описывал как «прелестное место», предлагающее «Plen. and optabil. Coit.» («многочисленные и разнообразные половые сношения»): «Нас окружают Гиацинты и другие цветы самого ароматного свойства, и я намерен собрать нарядный букет, чтобы сравнить с экзотикой, которую мы надеемся встретить в Азии. Один образец я даже возьму с собой». Этим образцом оказался юный красавец Роберт Раштон, который «был у Байрона пажом, как Гиацинт - у Аполлона». В Афинах поэту приглянулся новый фаворит - пятнадцатилетний Николо Жиро. Турецкие бани Байрон описывал как «мраморный рай шербета и содомии».

После смерти Байрона в списках стала расходиться эротическая поэма «Дон Леон», повествующая об однополых связях лирического героя, в котором легко угадывался Байрон. Издатель Уильям Дагдейл распустил слух, что это неизданное произведение Байрона, и под угрозой обнародования поэмы пытался вымогать деньги у его родственников. Современные литературоведы называют настоящим автором этого «вольнодумного» сочинения Джорджа Колмена.

Судьба семьи

Вдова поэта, леди Анна Изабелла, провела остаток своей долгой жизни в уединении, совершенно забытая в большом свете, занимаясь благотворительностью. Только известие о её смерти 16 мая 1860 года пробудило о ней воспоминания.

Законная дочь лорда Байрона - Ада - вышла в 1835 году замуж за графа Уильяма Лавлейса и скончалась 27 ноября 1852 года, оставив двух сыновей и дочь. Известна как математик и создательница описания вычислительной машины Чарльза Бэббиджа. Было признано, что алгоритм вычисления чисел Бернулли на аналитической машине, описанный Адой в одном из своих комментариев к этому переводу, является первой программой для воспроизведения на компьютере. По этой причине Ада Лавлейс считается первым программистом. Разработанный в 1983 году язык программирования Ада назван в её честь.

Старший внук лорда Байрона, Ноэл, родился 12 мая 1836 года, недолго служил в британском флоте и после буйной и беспорядочной жизни умер 1 октября 1862 года работником в одном из лондонских доков. Второй внук, Ральф Гордон Ноэл Милбенк, родился 2 июля 1839 года, вступил после смерти брата, наследовавшего незадолго до кончины баронство Уэнтворт от бабушки, в права барона Уэнтворта.

Характер творчества и влияние

Поэмы Байрона более автобиографичны, чем сочинения других английских романтиков. Он острее многих чувствовал безнадёжное несоответствие романтических идеалов и действительности. Осознание этого несоответствия далеко не всегда повергало его в меланхолию и уныние; в последних его произведениях совлечение масок с людей и явлений не вызывает ничего, кроме иронической усмешки. В отличие от большинства романтиков, Байрон с уважением относился к наследию английского классицизма, к каламбурам и едкой сатире в духе Поупа. Излюбленная им октава предрасполагала к лирическим отступлениям и играм с читателем.

В викторианской Англии лорд Байрон был едва ли не предан забвению: его популярность не шла ни в какое сравнение с посмертным успехом Китса и Шелли. «Кто ныне читает Байрона? Даже в Англии!» - воскликнул в 1864 году Флобер. В континентальной Европе, включая Россию, пик байронизма пришёлся на 1820-е годы, но к середине XIX века байронический герой измельчал и сделался достоянием литературы преимущественно массовой и приключенческой.

Все заговорили о Байроне, и байронизм сделался пунктом помешательства для прекрасных душ. Вот с этого-то времени и начали появляться у нас толпами маленькие великие люди с печатию проклятия на челе, с отчаянием в душе, с разочарованием в сердце, с глубоким презрением к «ничтожной толпе». Герои сделались вдруг очень дешевы. Всякий мальчик, которого учитель оставил без обеда за незнание урока, утешал себя в горе фразами о преследующем его роке и о непреклонности своей души, поражённой, но не побежденной.

Произведения

  • 1806 - Стихи на случай (Poems on Various Occasions) и Летучие наброски (Fugitive Pieces)
  • 1807 - Часы досуга (Hours of Idleness )
  • 1809 - Английские барды и шотландские обозреватели (English Bards and Scotch Reviewers )
  • 1813 - Гяур (The Giaour , текст в Викитеке)
  • 1813 - Абидосская невеста
  • 1814 - Корсар (The Corsair )
  • 1814 - Лара (Lara )
  • 1815 - Еврейские мелодии (Hebrew Melodies )
  • 1816 - Осада Коринфа (The Siege of Corinth ; текст оригинала в Викитеке)
  • 1816 - Паризина (Parisina )
  • 1816 - Шильонский узник (The Prisoner of Chillon , текст оригинала в Викитеке)
  • 1816 - Сон (The Dream ; текст оригинала в Викитеке)
  • 1816 - Прометей (Prometheus ; текст оригинала в Викитеке)
  • 1816 - Тьма (Darkness , текст в Викитеке)
  • 1817 - Манфред (Manfred , текст оригинала в Викитеке)
  • 1817 - Жалоба Тассо (The Lament of Tasso )
  • 1818 - Беппо (Beppo , текст оригинала в Викитеке)
  • 1818 - Паломничество Чайльд-Гарольда (Childe Harold’s Pilgrimage , текст оригинала в Викитеке)
  • 1819-1824 - Дон Жуан (Don Juan , текст оригинала в Викитеке)
  • 1819 - Мазепа (Mazeppa )
  • 1819 - Пророчество Данте (The Prophecy of Dante )
  • 1820 - Марино Фальеро, дож венецианский (Marino Faliero )
  • 1821 - Сарданапал (Sardanapalus )
  • 1821 - Двое Фоскари (The Two Foscari )
  • 1821 - Каин (Cain )
  • 1821 - Видение суда (The Vision of Judgment )
  • 1821 - Небо и земля (Heaven and Earth )
  • 1822 - Вернер, или Наследство (Werner )
  • 1822 - Преображенный урод (The Deformed Transformed )
  • 1823 - Бронзовый век (The Age of Bronze )
  • 1823 - Остров, или Христиан и его товарищи (The Island )

Русские переводы XIX века

Почти все русские поэты, начиная с 20-х годов, переводили Байрона; но эти переводы, разбросанные в журналах и отдельных изданиях, оставались малодоступными для русской читающей публики. Н. В. Гербель собрал и издал в 1864-1867 годах некоторые из них. в С.-Петербурге 5 томов под заглавием: «Байрон в переводе русских поэтов», а в 1883-1884 годах вышло 3-е издание, трёхтомник с библиографическими перечнями в конце каждой книги и биографией Байрона, написанной И. Шерром. Были собраны поэтические произведения Байрона в переводе лучших русских поэтов: Жуковского, Пушкина, Батюшкова, Лермонтова , Майкова, Мейя, Фета, Плещеева, Щербины, Гербеля, П. Вейнберга, Д. Минаева, Огарева и многих других. Переводы, не помещённые у Гербеля:

  • «Шильонский узник» - В. Жуковского;
  • «Гяур» - М. Каченовского («Вестник Европы», 1821, № 15, 16 и 17, прозаический перевод);
  • Н. Р. (Москва, 1822, в стихах);
  • А. Воейкова («Новости Литер.», 1826, сент. и октяб., прозаич. перев.);
  • Е. Мишеля (СПб., 1862, проза);
  • В. Петрова (размером подлинника, СПб., 1873);
  • «Морской разбойник» (Корсар) - А. Воейкова («Нов. лит.», 1825, окт. и нояб.; 1826, январь, проза);
  • В. Олина (СПб., 1827, проза);
  • «Мазепа» - М. Каченовского (проза, «Выбор из сочинений лорда Байрона», 1821);
  • А. Воейкова («Новости литературы», 1824, ноябрь, проза);
  • Я. Грота («Современник», 1838, т. IX);
  • И. Гогниева («Репертуар и Пантеон», 1844, № 10; перепеч. в «Драматическом сборнике», 1860, кн. IV);
  • Д. Михайловского («Современник», 1858, № 5);
  • «Беппо» - В. Любича-Романовича («Сын Отечества», 1842, № 4, вольный перевод);
  • Д. Минаева («Современник», 1863, № 8);
  • «Абидосская невеста» - М. Каченовского («Вестник Евр.», 1821, № 18, 19 и 20, проза);
  • И. Козлова (СПб., 1826, стихами, перепеч. в его «Стихотворения»);
  • М. Политковский (Москва, 1859, переделка);
  • «Чайльд-Гарольд» - единственный полный перевод сделан Д. Минаевым («Русское Слово», 1864, № 1,3,5 и 10, исправленный и дополненный помещ. у Гербеля);
  • П. А. Козлова («Русская Мысль», 1890, № 1, 2 и 11);
  • «Манфред» - полные переводы: М. Вронченко (СПб., 1828);
  • О. («Московский Вестник», 1828, № 7);
  • А. Бородина («Пантеон», 1841, № 2);
  • E. Зарин («Биб. для Чтения», 1858, № 8);
  • Д. Минаев («Русское Слово», 1863, № 4);
  • «Каин » - полные переводы: Д. Минаева (у Гербеля); Ефрема Барышева (СПб., 1881); П. А. Каленова (Москва, 1883);
  • «Небо и земля » - полн. перев. Н. В. Гербеля в его "Пол. собр. стихотв. (т. 1); «Двое Фоскари » - Е. Зарина («Библ. для Чтения», 1861, № 11);
  • «Сарданапал» - E. Зарина («Б. для Ч.», 1860, № 12);
  • О. Н. Чюминой («Артист», 1890, кн. 9 и 10);
  • «Вернер» - Неизвестного (СПб., 1829);
  • «Дон-Жуан на острове пирата» - Д. Мина («Русский Вестн.», 1880; отд. 1881);
  • «Дон-Жуан» - В. Любич-Романовича (песни I-X, вольный перевод, 2 тома, СПб., 1847);
  • Д. Минаева (песни 1 - 10, «Современник», 1865, № 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8 и 10; его же, песни 11 - 16 у Гербеля, т. II, 1867); П. А. Козлова (т. I и II, СПб., 1889; печатался в 1888 году в «Русской Мысли»);
  • переводы русских поэтов из Байрона помещены также в книге Н. Гербеля: «Английские поэты в биографиях и образцах» (СПб., 1875).

Вдохновлённое Байроном

Манфред на Юнгфрау. Ф. М. Браун , 1842

Экранизации

  • Фильм «Леди Каролина Лэм»
  • Фильм «Готика»

Музыкальный театр

  • 1838 - «Корсар» (балет), композитор Г. Гдрич
  • 1844 - «Двое Фоскари» (опера), композитор Дж. Верди
  • 1848 - «Корсар» (опера), композитор Дж. Верди
  • 1856 - «Корсар» (балет), композитор А. Адан
  • 1896 - «Геда» (опера), композитор З. Фибих

Симфоническая музыка

  • 1848-1849 - Увертюра и сценическая музыка к поэме «Манфред», композитор Роберт Шуман
  • 1886 - «Манфред», композитор П. Чайковский
  • 1834 - «Гарольд в Италии», симфония с солирующим альтом, композитор Г. Берлиоз.

В современной музыке

  • 2011 - по мотивам поэмы «Манфред» группой «Виконт» была написана песня, вышедшая на альбоме «Не покоряйся судьбе!».

Живопись

  • Произведениями Байрона вдохновлены ряд живописных работ Эжена Делакруа, включая «Смерть Сарданапала».

Память

Байрона изображают на многочисленных почтовых марках.

В 1924 году в память о лорде Байроне назван новый город Вирон, пригород Афин, столицы Греции.

В кино

  • «Князь Любви» / A Prince of Lovers (1922). В роли Байрона - Говард Гей / Howard Gaye.
  • «Красавчик Браммел» / Beau Brummell (1924). В роли Джордж Беранджер.
  • «Невеста Франкенштейна» (1935). В роли Гэвин Гордон.
  • «Плохой лорд Байрон» / The Bad Lord Byron (1949). В роли Деннис Прайс.
  • «Леди Каролина Лэм» / Lady Caroline Lamb (1972). В роли Ричард Чемберлен.
  • «Шелли» / Shelley (1972). В роли Петер Боулесс / Peter Bowles.
  • Byron libérateur de la Grèce ou Le jardin des héros (1973). В роли Жан-Франсуа Порон / Jean-François Poron.
  • «Athanates istories agapis». Сериал, Греция (1976). В роли Никос Галанос / Nikos Galanos
  • «Я помню Нельсона» (сериал) / «I Remember Nelson» (1982). В роли Сильвестр Моран / Sylvester Morand
  • Jazzin" for Blue Jean (1984) В роли Дэвид Боуи.
  • «Готика» / Gothic (1986). В роли Гэбриэл Бирн
  • «Франкенштейн освобождённый» (1990). В роли Байрона - Джейсон Патрик
  • «Баллада для демона» / Μπάυρον: Μπαλλάντα για ένα δαίμονα (Греция, Россия, 1992, режиссёр Никос Кундурос). В главной роли Манос Вакусис.
  • Телесериал «Горец» (Франция-Канада). Эпизод The Modern Prometheus (1997). В роли Джонатан Фес / Jonathan Firth.
  • «Обитель демонов» / Pandaemonium (2000). В роли Гай Ланкестер / Guy Lankester
  • «Байрон» (Великобритания, 2003, режиссёр Джулиан Фарино, в роли Джонни Миллер).
  • «Франкенштейн: рождение монстра» (2003). В роли Стефен Манган.
  • «Этот красавчик Браммел» (Великобритания, 2006, режиссёр Филиппа Лоуторп, в роли Мэттью Риз).
  • «Жить с Франкенштейном» / «Living with Frankenstein» (сериал, 2012). В роли Стив Брайан.
  • «Франкенштейн и вампир» / Frankenstein and the Vampyre: A Dark and Stormy Night (2014). В роли Роб Хипс.
  • «Мэри Шелли» / Mary Shelley (2017). В роли Том Старридж.

Памятники

В Афинах

В музее Дании

В Италии

В Италии

Литература

Биографии и жизнеописания

  • Александров Н. Н. Лорд Байрон: Его жизнь и литературная деятельность. - СПб. : Изд. Ф. Павленкова. - 96 с. - (ЖЗЛ; Вып. 62). - 8100 экз.
  • Моруа А. Байрон. М.: Молодая гвардия, 2000. - 422 с. («ЖЗЛ»).
  • Эдна О’Брайен Влюблённый Байрон. М.: Текст, 2012. - 219 с. («Коллекция»).
  • Маколей Т. Б. Маколей о лорде Байроне // Русский Вестник. 1856. Т. V. Кн. II
  • Мур Т. Жизнь лорда Байрона / Ред. Н. Тиблена и Думшина . СПб.: Изд. Вольфа, 1865;
  • Лорд Байрон // Очерки Англии. СПб.: Изд. Вольфа, 1869.
  • Пушкин А. С. О Байроне // Пушкин А. С. Сочинения. СПб.: Общество для пособия нуждающимся литераторам и учёным, 1887. Т. 5.
  • Новые сведения о брачных отношениях Байрона // Отечественные записки. 1870, № 1.
  • Вейнберг П. Байрон // Европейские классики в русском переводе: С примечаниями и биографиями / Под ред. П.Вейнберга . СПб., 1876. Вып. VIII.
  • Миллер О. Судьба лорда Байрона // Вестник Европы. 1878. Кн. 2; 4.
  • Шерр И. Лорд Байрон [: биогр. очерк] // [ Байрон ] Сочинения лорда Байрона в переводах русских поэтов / Изд. под ред. Н. В. Гербеля . [? СПб.], 1864. Т. I.
  • Спасович В. Столетний юбилей лорда Байрона / Пер. с польского / Пантеон Литературы. 1888. № 2.
  • Брандес, Георг. Байрон и его произведения / Перев. И. Городецкого // Пантеон Литературы. 1888. № 3; 4; 5.
  • Спасович В. Байронизм у Пушкина и Лермонтова: Из эпохи романтизма // Вестник Европы. 1888, № 3; 4.
  • Кургинян М. С. Джордж Байрон: Критико-биографический очерк. М., 1958. - 216 c.
  • Клименко Е. И. Байрон: Язык и стиль: Пособие по курсу стилистики английского языка. М.: Изд-во лит-ры на иностр.языках, 1960. - 112 с.


Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788–1824)

Поэт-романтик, мыслитель, член Палаты лордов. Байрон принадлежал к аристократической, но обедневшей семье, в десять лет после смерти деда унаследовал титул лорда.
Студентом Кембриджского университета он опубликовал сборник «Часы досуга» (1807 г.), а славу ему принесла поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда», печатавшаяся отдельными выпусками с 1812 по 1818 г.

Его стихотворения и поэмы передают сложную, изменчивую гамму чувств: от безоглядного бунтарства до отчаяния, вызываемого всевластием «тьмы».

Конфликт Байрона с конформистски настроенным английским обществом, завязавшийся уже после его поэтического дебюта, обострил крайне неудачный брак с Аннабелой Мильбэнк. В январе 1816 г. она покинула Байрона из-за его «ужасных привычек», под которыми подразумевала неприятие любой ортодоксии, включая и непререкаемые моральные запреты. Скандал подогревался небеспочвенными слухами о более чем родственных чувствах поэта к его сводной сестре Августе Ли. Она была адресатом нескольких его самых проникновенных стихотворений.

В мае 1816 г. Байрон был вынужден покинуть родину - как оказалось, навсегда. Пережитое потрясение стало «вечным ядом», отравляющим его жизнь в оставшиеся годы. Оно наложило отпечаток на тональность цикла стихотворений «Еврейские мелодии» (1815 г.), где отзываются метафоры Библии, на поэму « Шильонский узник» (1816 г.), драматические мистерии «Манфред» (1817 г.) и «Каин» (1821 г.).

Поэмы Байрона, построенные как лирическая исповедь персонажа, сочетающего в себе черты незаурядной личности и типа, свидетельствующего о верованиях и болезнях эпохи, стали литературным событием.

В Швейцарии, где прошли первые месяцы изгнания, а затем в Италии Байрон пережил творческий подъем, приступив с осени 1817 г. к поэтической хронике «Дон Жуан». Страстная влюбленность в графиню Терезу Гвичьоли, лишенную возможности соединить свою судьбу с Байроном, способствовала сближению поэта с карбонариями и активному участию вместе с ее отцом и братьями в итальянском освободительном движении. С началом греческого восстания против османского владычества Байрон подчинил свою жизнь борьбе за освобождение Эллады, на собственные средства собрав и вооружив отряд, с которым прибыл к месту событий.

Джордж Байрон, фото и биографию которого вы найдете в этой статье, заслуженно считается великим Годы его жизни - 1788-1824. С эпохой романтизма неразрывно связано творчество Джорджа Байрона. Отметим, что романтизм возник в конце 18 - начале 19 века в Западной Европе. Это направление в искусстве появилось в результате Французской революции и просветительства, связанного с нею.

Романтизм Байрона

Люди, которые старались мыслить прогрессивно, были недовольны итогами революции. Кроме того, усилилась. Романтики в результате этого разделились на два противоборствующих лагеря. Одни призывали общество возвратиться к патриархальному быту, к традициям Средневековья, отказаться от решения назревших проблем. Другие же ратовали за продолжение дела Французской революции. Они стремились внести в жизнь идеалы свободы, равенства и братства. Джордж Байрон примкнул именно к ним. Проводимую английским правительством колониальную политику он резко обличал. Байрон выступал против принятия антинародных законов и подавления свобод. Этим он вызвал большое недовольство власти.

Жизнь на чужбине

В 1816 году против поэта началась враждебная кампания. Ему пришлось навсегда покинуть родную Англию. Изгнанник на чужбине активно участвовал в борьбе греческих повстанцев и итальянских карбонариев за независимость. Известно, что А.С. Пушкин считал гением этого поэта-бунтаря. Англичанин пользовался большой популярностью у декабристов. Белинский, выдающийся русский критик, также не обошел его вниманием. О Байроне он отзывался как о поэте, который внес большой вклад в мировую литературу. Хотите познакомиться с ним поближе? Предлагаем прочитать подробную биографию Байрона.

Происхождение Байрона

Он родился в Лондоне 22 января 1788 г. Происхождение его было высоким как со стороны отца, так и со стороны матери. И Джон Байрон, и Кэтрин Гордон были выходцами из высшей аристократии. Тем не менее детство будущего поэта прошло в условиях крайней бедности.

Дело в том, что Джон Байрон, гвардейский офицер (на фото выше), вел очень расточительную жизнь. Отец будущего поэта промотал за короткий срок два больших состояния, которые достались ему от первой супруги и от второй, матери мальчика. У Джона от первого брака была дочь Августа. Ее воспитывала бабушка, и только в 1804 году началась ее дружба со сводным братом.

Раннее детство

Родители вскоре после рождения Джорджа разошлись. Отец отправился во Францию и умер там. В шотландском городе Эбердине прошло раннее детство будущего поэта. Здесь же он обучался в Грамматической школе. По окончании третьего класса из Англии пришло сообщение о том, что двоюродный дед Джорджа умер. Так Байрону по наследству перешел титул лорда, а также Ньюстедское аббатство - родовое поместье, находящееся в Ноттингемском графстве.

И замок, и поместье были в запущенном состоянии. Средств на их восстановление не хватало. Поэтому мать Джорджа Байрона решила сдать в аренду Ньюстедское аббатство. Сама она вместе с сыном поселилась в Саутвелле, расположенном неподалеку.

Что омрачало детство и юность Байрона?

Детство и юность Байрона омрачало не только отсутствие средств. Дело в том, что Джордж был хромым от рождения. Доктора придумывали различные приспособления для того, чтобы справиться с хромотой, однако она не проходила. Известно, что мать Байрона имела неуравновешенный характер. Она попрекала сына в пылу ссор этим физическим недостатком, что причиняло молодому человеку глубокие страдания.

Обучение в Харроу

Джордж в 1801 году поступил в закрытую школу в Харроу. Она была предназначена для детей знатного происхождения. Здесь готовили будущих дипломатов и политиков. Роберт Пиль, ставший затем министром внутренних дел, а впоследствии и премьер-министром Англии, учился в одном классе с таким великим поэтом, как Джордж Гордон Байрон. Биография нашего героя продолжается событиями в личной жизни.

Первая любовь

В возрасте 15 лет, в 1803 году, Байрон влюбился в Мэри Чаворт. Это произошло во время каникул. Девушка была старше Джорджа на 2 года. Вместе они проводили много времени. Однако этой дружбе не суждено было закончиться свадьбой. Любовь к Мэри долгие годы терзала романтическую душу такого поэта, как Байрон Джордж Гордон. Краткая биография переходит к описанию студенческих лет Джорджа.

Студенческие годы

Юноша в 1805 году стал студентом Кембриджского университета. Период обучения в нем был временем проказ, наслаждения и веселья. Кроме того, Джордж увлекался спортом. Он занимался боксом, плаванием, фехтованием, верховой ездой. Впоследствии стал одним из лучших в Англии пловцов Джордж Байрон. Интересные факты о нем, не правда ли? В это же время он увлекся чтением. Вскоре многие начали замечать, что у Байрона Он был способен запоминать текст целыми страницами.

Первые сборники стихотворений

"Британские барды", Джордж Байрон

Краткая биография знакомит читателей и с трудностями, с которыми пришлось столкнуться поэту на протяжении его жизненного пути. В частности, в журнале "Эдинбургское обозрение" в 1808 году появилась анонимная рецензия. В ней неизвестный беспощадно высмеял произведения Байрона. Он написал, что тот не владеет языком художественной литературы и посоветовал ему учить поэзию, а не публиковать корявые стихи. Джордж Байрон в ответ на это издал в 1809 году поэму "Британские барды". Успех произведения был огромным. Поэма выдержала четыре издания.

Двухлетнее путешествие, которое совершил Джордж Байрон

Краткая биография его отмечена двухлетним путешествием, в которое Байрон отправился в конце 1809 г. Он закончил в это время свою поэму под названием "По стопам Горация", а также создал стихотворные путевые заметки. Путешествие сильно повлияло на развитие творчества и поэтического дара Байрона. Путь его начался с Португалии, после чего Джордж посетил остров Мальту, Испанию, Албанию, Грецию, Константинополь. Летом 1811 года Байрон возвратился в Англию. Здесь он узнал о том, что его мать тяжело больна. Однако Джорджу не удалось застать ее в живых.

"Паломничество Чайльд-Гарольда"

Джордж уединился в Ньюстеде и принялся за работу над своей новой поэмой, которую он назвал "Паломничество Чайльд-Гарольда". Однако когда произведение было закончено, редактор Меррей выдвинул требование исключить из поэмы строфы, имеющие политический характер. Джордж Байрон, биография которого свидетельствует о его любви к свободе, отказался переделывать произведение.

В образе Чайльд-Гарольда Байрон воплотил черты нового героя, который находится в непримиримом конфликте с моралью и обществом. Актуальность данного образа обеспечила успех поэмы. Она была переведена практически на все языки мира. Вскоре имя Чайльд-Гарольда стало нарицательным. Под ним подразумевается разочарованный во всем человек, который протестует против действительности, враждебной ему.

Деятельность в Палате лордов

Он решил отстаивать свою позицию не только в стихах. Джордж Байрон вскоре занял место в которое досталось поэту по наследству. В Англии в это время очень популярно стало луддитское движение, заключавшееся в протесте ткачей против появившихся ткацких машин. Дело в том, что автоматизация труда многих из них оставила без работы. А у тех, кому удалось получить ее, сильно снизилась заработная плата. Люди видели корень зла в и принялись разрушать их.

Правительство решило издать закон, согласно которому те, кто разрушал машины, должны были быть приговорены к смертной казни. Байрон произнес речь в парламенте, протестуя против столь бесчеловечного законопроекта. Джордж заявил, что государство призвано защищать интересы граждан, а не нескольких монополистов. Однако несмотря на его протесты, закон был принят в феврале 1812 г.

В стране после этого начался террор против ткачей, которых стали осуждать на казнь, ссылать в ссылку, заключать в тюрьму. Байрон не остался в стороне от этих событий и опубликовал свою гневную оду, в которой обличались авторы закона. Что написал Джордж Байрон еще в эти годы? Целая серия романтических поэм вышла из-под его пера. Расскажем вкратце и о них.

"Восточные поэмы"

Джордж Байрон с 1813 года создал серию романтических поэм. В 1813 году появились "Гяур" и "Абидосская невеста", в 1814 г. - "Лара" и "Корсар", в 1816 г. - "Осада Коринфа". В литературе их принято называть "Восточными поэмами".

Неудачная женитьба

Английский поэт Джордж Байрон в январе 1815 г. женился на Аннабелле Мильбенк. Эта девушка происходила из аристократической Супруга Байрона выступала против его общественной деятельности, явно противоречившей курсу правительства. В семье в результате этого возникали размолвки.

У пары в декабре 1815 г. родилась дочь, которую назвали Адой Августой. А уже в январе 1816 г. жена ушла от Байрона без объяснения причины. Родители ее сразу же выступили инициаторами бракоразводного процесса. Байрон в это время создал несколько произведений, посвященных Наполеону, в которых выразил мнение о том, что, ведя войну против Бонапарта, Англия принесла своему народу много горя.

Байрон покидает Англию

Развод, а также "неправильные" политические взгляды привели к тому, что на поэта началась травля. Газеты до такой степени раздули скандал, что Байрон не мог даже просто выйти на улицу. Он покинул родину 26 апреля 1816 года и больше уже не вернулся в Англию. Последним стихотворением, написанным в родных краях, стали "Стансы к Августе", посвященные Байрона, которая была для него опорой все это время и поддерживала в Джордже творческий дух.

Швейцарский период

Сначала Байрон намеревался пожить во Франции, а потом в Италии. Однако французские власти запретили ему останавливаться в городах, разрешив только проехать по стране. Поэтому Джордж отправился в Швейцарию. Он поселился у Женевского озера на вилле Диодати. В Швейцарии он познакомился и подружился с Шелли. Период проживания в этой стране - с мая по октябрь 1816 г. В это время были созданы поэмы "Тьма", "Сон", "Шильонский узник". Кроме того, Байрон приступил к написанию еще одной поэмы, "Манфред", а также создал третью песнь "Чайльд-Гарольда". После этого он отправился в Венецию.

Знакомство с Гвиччиоли, участие в движении карбонариев

Здесь произошло знакомство с графиней Гвиччиоли, в которую Байрон влюбился. Женщина была замужем, однако она ответила поэту взаимностью. Тем не менее графиня вскоре уехала в Равенну вместе с мужем.

Поэт решил перебраться вслед за своей возлюбленной в Равенну. Это произошло в 1819 году. Здесь он активно участвовал в движении карбонариев, которые в 1821 году начали подготовку к восстанию. Однако оно не началось, поскольку некоторые члены организации оказались предателями.

Переезд в Пизу

В 1821 году Джордж Гордон перебрался в Пизу. Здесь он жил с графиней Гвиччиоли, к тому времени уже разведенной. Шелли также жил в этом городе, однако осенью 1822 года он утонул. Байрон с 1821 по 1823 г. создал следующие произведения: "Марино Фальеро", "Сарданапал", "Двое Фоскари", "Небо и земля", "Каин", "Вернер". Кроме того, он начал свою драму под названием "Преображенный урод", которая осталась незавершенной.

Байрон создавал знаменитого "Дон Жуана" в период с 1818 по 1823 год. Это великое творение, впрочем, тоже осталось незавершенным. Джордж прервал свою работу для того, чтобы участвовать в борьбе за независимость греческого народа.

Участие в борьбе за независимость греческого народа

Байрон осенью 1822 г. переехал в Геную, после чего отбыл в Миссолонги (в декабре 1823 г.). Однако в Греции, так же как и среди итальянских карбонариев, наблюдалось отсутствие единства среди повстанцев. Байрон потратил много сил, пытаясь сплотить бунтарей. Джордж провел большую организационную работу, пытаясь создать единую повстанческую армию. Очень напряженной была в то время жизнь поэта. К тому же он простудился. Байрон написал в день своего 36-летия стихотворение, получившее название "Сегодня мне исполнилось 36 лет".

Смерть Байрона

Он очень переживал из-за болезни Ады, своей дочери. Вскоре, однако, Байрон получил письмо с сообщением о том, что она выздоровела. Джордж на радостях сел на коня и отправился на прогулку. Однако начался сильный ливень, который стал фатальным для простуженного поэта. Жизнь Джорджа Байрона оборвалась 19 апреля 1824 года.

Байрон оказал большое влияние на мировую литературу 19 века. Появилось даже целое направление, известное как "байронизм", которое отразилось в творчестве Лермонтова и Пушкина. Что касается западной Европы, влияние этого поэта ощутили Генрих Гейне, Виктор Гюго, Адам Мицкевич. Кроме того, поэмы Байрона легли в основу музыкальных произведений Роберта Шумана, и Петра Чайковского. И по сей день в литературе ощущается влияние такого поэта, как Джордж Байрон. Биография и творчество его интересуют многих исследователей.

Английская литература

Джордж Гордон Байрон

Биография

БАЙРОН, ДЖОРДЖ ГОРДОН (Byron, George Gordon) (1788−1824), один из величайших английских поэтов-романтиков. Родился 22 января 1788 в Лондоне. Его мать, Кэтрин Гордон, родом шотландка, была второй женой капитана Д. Байрона, первая жена которого умерла, оставив ему дочь Августу. Капитан скончался в 1791, успев растратить бльшую часть состояния жены. Джордж Гордон появился на свет с изуродованной стопой, из-за чего у него с раннего детства развилась болезненная впечатлительность, усугубленная истерическим нравом матери, растившей его в Абердине на скромные средства. В 1798 мальчик унаследовал от двоюродного деда титул барона и родовое поместье Ньюстед Эбби под Ноттингемом, куда он переехал с матерью. Мальчик занимался с домашним учителем, затем его отдали в частную школу в Далвиче, а в 1801 - в Харроу.

Осенью 1805 Байрон поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета, где познакомился с Д. К. Хобхаусом (1786−1869), до конца жизни его самым близким другом. В 1806 Байрон издал для узкого круга книжку Стихи на случай (Fugitive Pieces). Через год последовали Часы досуга (Hours of Idleness); наряду с подражательными в сборнике были и многообещающие стихи. В 1808 «Эдинбургское обозрение» высмеяло довольно самонадеянное авторское предисловие к сборнику, на что Байрон ответил ядовитыми строчками в сатире Английские барды и шотландские обозреватели (English Bards and Scotch Reviewers, 1809).

В Лондоне Байрон наделал долгов на несколько тысяч фунтов. Спасаясь от заимодавцев, а также, вероятно, в поисках новых впечатлений он 2 июля 1809 отправился с Хобхаусом в длительное путешествие. Они доплыли до Лиссабона, пересекли Испанию, из Гибралтара морем добрались до Албании, где нанесли визит турецкому деспоту Али-паше Тепеленскому, и проследовали в Афины. Там они провели зиму в доме одной вдовы, чью дочь, Терезу Макри, Байрон воспел в образе Афинской девы. Весной 1809 по пути в Константинополь Байрон переплыл Дарданеллы, чем не раз впоследствии похвалялся. Следующую зиму он снова провел в Афинах.

В Англию Байрон возвратился в июле 1811; он привез с собой рукопись написанной спенсеровой строфой автобиографической поэмы, повествующей о печальном скитальце, которому суждено познать разочарование в сладостных надеждах и честолюбивых упованиях юности и в самом путешествии. Паломничество Чайльд Гарольда (Child Harold’s Pilgrimage), изданное в марте следующего года, в одночасье прославило имя Байрона. Его мать до этого не дожила - она скончалась 1 августа 1811, а еще через несколько недель пришло известие о смерти трех близких друзей. 27 февраля 1812 Байрон выступил в палате лордов со своей первой речью - против законопроекта тори о смертной казни для ткачей, умышленно ломавших недавно изобретенные вязальные машины. Успех Чайльд Гарольда обеспечил Байрону радушный прием в кругах вигов. Он свел знакомство с Т. Муром и С. Роджерсом и был представлен снохе лорда Мельбурна леди Каролине Лэм, которая стала любовницей поэта и ничуть этого не скрывала.

По следам Чайльд Гарольда Байрон создал цикл «Восточных поэм»: Гяур (The Giaour) и Абидосская невеста (The Bride of Abydos) - в 1813, Корсар (The Corsair) и Лара (Lara) - в 1814. Поэмы изобиловали завуалированными намеками автобиографического характера. Героя Гяура спешили отождествить с автором, поговаривая, что на Востоке Байрон какое-то время занимался пиратством.

Анабелла Милбенк, племянница леди Мельбурн, и Байрон изредка обменивались письмами; в сентябре 1814 он сделал ей предложение, и оно было принято. После венчания 2 января 1815 и медового месяца в Йоркшире явно не созданные друг для друга новобрачные обосновались в Лондоне. Весной Байрон познакомился с В. Скоттом, которым давно восхищался, и вместе со своим приятелем Д. Киннардом вошел в подкомитет правления театра «Друри-Лейн».

Отчаявшись продать Ньюстед Эбби, чтобы расквитаться с долгами, которые достигали почти 30 000 фунтов, Байрон озлобился и искал забвения в хождениях по театрам и попойках. Напуганная его дикими выходками и прозрачными намеками на связь со сводной сестрой Августой - та приехала в Лондон составить ей компанию, - леди Байрон простодушно решила, что он впал в безумие. 10 декабря 1815 она родила Байрону дочь Августу Аду, а 15 января 1816, взяв с собою младенца, уехала в Лестершир навестить родителей. Несколько недель спустя она объявила, что не вернется к мужу. По-видимому, ее подозрения относительно кровосмешения и гомосексуальных связей Байрона до женитьбы нашли подтверждение. Байрон согласился на раздельное жительство по решению суда и 25 апреля отплыл в Европу. На лето он снял виллу Диодати в Женеве, где его частым гостем был П. Б. Шелли. Здесь Байрон завершил третью песнь Чайльд Гарольда, развивавшую уже знакомые мотивы - тщета устремлений, мимолетность любви, напрасные поиски совершенства; написал Шильонского узника (The Prisoner of Chillon) и начал Манфреда (Manfred). Байрон имел недолгую связь с приемной дочерью У. Годвина Клер Клермонт, которая жила в семье Шелли, 12 января 1817 на свет появилась их дочь Аллегра. 5 сентября 1816 Байрон и Хобхаус отправились в Италию. В Венеции Байрон изучал армянский язык, посещал театр графини Альбрицци и ее салон, а весной 1817 воссоединился с Хобхаусом в Риме, осмотрел древние руины и закончил Манфреда, драму в стихах на фаустовскую тему, в которой его разочарованность обретает вселенские масштабы. Возвратившись в Венецию, он по впечатлениям от поездки в Рим написал четвертую песнь Чайльд Гарольда - пронзительное воплощение предельной романтической тоски. Летом он познакомился с «нежной тигрицей» Маргаритой Коньи, женой пекаря. В Венецию Байрон вернулся в ноябре, уже написав Беппо (Beppo), блистательную, в итальянских октавах ироикомическую сатиру на венецианские нравы. В июне следующего года он перебрался в Палаццо Мосенидо на Большом Канале; там пылкая Маргарита Коньи водворилась на правах домоправительницы. Вскоре Байрон взял малышку Аллегру под свою опеку и приступил к новой сатире в духе Беппо под названием Дон Жуан (Don Juan). Продажа Ньюстеда осенью 1818 за 94 500 фунтов помогла Байрону избавиться от долгов. Погрузившийся в чувственные удовольствия, толстеющий, отпустивший длинные волосы, в которых пробивалась седина, - таким представал он перед гостями дома. От распутства его спасла любовь к молодой графине Терезе Гвиччиоли. В июне 1819 он последовал за нею в Равенну, и в конце лета они приехали в Венецию. В конце концов Терезу уговорили вернуться к стареющему супругу, однако ее мольбы вновь привели Байрона в Равенну в январе 1820. Он поселился в Палаццо Гвиччиоли, куда привез и Аллегру. Отец Терезы, граф Гамба, добился у папы Римского разрешения для дочери проживать раздельно с мужем. Пребывание в Равенне было для Байрона беспримерно плодотворным: он написал новые песни Дон Жуана, Пророчество Данте (The Prophecy of Dante), историческую драму в стихах Марино Фальеро (Marino Faliero), перевел поэму Л. Пульчи Большой Морганте. Через посредство графа Гамба и его сына Пьетро он в течение осени и зимы деятельно участвовал в заговоре карбонариев, членов тайного политического движения против австрийской тирании. В самый разгар заговора Байрон создал драму в стихах Сарданапал (Sardanapalus) - о праздном сластолюбце, которого обстоятельства подвигают на благородный поступок. Угроза политических потрясений стала одной из причин, вынудивших его 1 марта 1821 поместить Аллегру в монастырскую школу в Баньякавалло. После разгрома восстания отца и сына Гамба изгнали из Равенны. В июле Терезе пришлось последовать за ними во Флоренцию. Шелли уговорил Байрона приехать к нему и Гамба в Пизу. До отъезда из Равенны (в октябре) Байрон написал свою самую злую и необычную сатиру Видение суда (The Vision of Judgment), пародию на поэму поэта-лауреата Р. Саути, прославляющую короля Георга III. Байрон также закончил драму в стихах Каин (Cain), воплотившую его скептическое толкование библейских сюжетов. В Пизе у Байрона в Каса Лафранчи собирался кружок друзей Шелли. В январе 1822 умерла теща Байрона, леди Ноэл, отписав ему в завещании 6000 фунтов при условии, что он возьмет имя Ноэл. Тяжелым ударом стала для него смерть Аллегры в апреле. Драка с драгуном, к которой невольно оказались причастны он и его пизанские друзья, вынудила тосканские власти лишить Гамба политического убежища. В мае Байрон с ними и Терезой перебрался на виллу близ Ливорно. 1 июля к Байрону и Шелли присоединился Л. Хант, чтобы вместе с ними редактировать недолго просуществовавший журнал «Либерал». Через несколько дней Шелли утонул, и на попечении Байрона оказались Хант, его больная жена и шестеро неуправляемых детей. В сентябре Байрон перебрался в Геную и зажил в одном доме с обоими Гамба. Ханты приехали следом и поселились у Мэри Шелли. Байрон вернулся к работе над Дон Жуаном и к маю 1823 завершил 16-ю песнь. Он выбрал в герои легендарного соблазнителя и превратил его в невинного простака, которого домогаются женщины; но и ожесточенный жизненным опытом, тот по своему характеру, мировосприятию и поступкам все равно остается нормальным, разумным человеком в нелепом свихнувшемся мире. Байрон последовательно проводит Жуана через ряд приключений, то смешных, то трогательных, - от «платонического» совращения героя в Испании до любви-идиллии на греческом острове, от рабского состояния в гареме до положения фаворита Екатерины Великой, и оставляет его запутавшимся в сетях любовной интриги в английском сельском особняке. Байрон лелеял честолюбивый замысел довести свой плутовской роман в стихах до 50, если не больше песен, но успел закончить только 16 и четырнадцать строф песни 17. В Дон Жуане воссоздан полный спектр чувств; искрометная, циничная, порою горькая сатира срывает маски с лицемерия и притворства. Уставший от бесцельного существования, истосковавшийся по активной деятельности, Байрон ухватился за предложение лондонского Греческого комитета помочь Греции в войне за независимость. 15 июля 1823 он отбыл из Генуи вместе с П. Гамба и Э.Дж.Трелони. Около четырех месяцев он провел на острове Кефалония, ожидая инструкций от Комитета. Байрон дал деньги на снаряжение греческого флота и в начале января 1824 присоединился к князю Маврокордатосу в Миссолунги. Он принял под свое командование отряд сулиотов (греко-албанцев), которым выплачивал денежное довольствие. Отрезвленный распрями среди греков и их корыстолюбием, изнуренный болезнью, Байрон скончался от лихорадки 19 апреля 1824.

Джордж Гордон Байрон родился 22.01.1788 в Лондоне в богатой семье. Отец умер в 1791 г., успев растратить почти все семейные деньги. Однако в 1798 г. от двоюродного деда мальчик унаследовал титул барона, а также родовое поместье под Ноттингемом.

Байрон получает хорошее школьное образование, а в 1805 г. становится студентом успешным Тринити-колледжа Кембриджского университета. Первая книга поэта «Стихи на случай» выходит в 1806 г., следующая («Часы досуга») - буквально через год. В сборниках были, как и подражательные, так и многообещающие стихи.

Задолжав огромное количество денег, Байрон в 1809 г. убегает из Лондона и отправляется путешествовать Европой.

В Англию поэт вернулся в 1811 г., привезя рукопись автобиографической поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда». Она была издана в 1812 году и в одночасье сделала автора знаменитым. Дальше выходит цикл его известных «Восточных поэм».

В 1815 году Джордж Байрон женится на Анабелле Милбенк, но семейная жизнь супругов не ладится из-за разгульной жизни и попоек новоиспечённого мужа. После рождения дочери Августы Ады жена оставляет поэта и возвращается к своим родителям. А сам Байрон вновь отправляется на поиски приключений в известную ему Европу. Сначала поселяется в Женеве и недолго встречается с женщиной по имени Клер Клермонт, которая вскоре родила ему дочь Алегру. Дальше колесит Италией. Творчество данного периода наполнено темой разочарования, уныния и отсутствия каких-либо целей в жизни, но чуть позже на свет появляются иронические сатиры «Беппо» и «Дон Жуан».

Осенью 1818 г. Байрон продаёт родовое поместье, избавляется от долгов и начинает лёгкую распутную жизнь. Но вскоре поэт влюбляется в Терезу Гвиччиоли и следует за нею по пятам. Любовь окрыляет – Байрон продолжает писать «Дон Жуана», сочиняет «Пророчество Данте» и «Марино Фальеро».