Каша из мыслей в голове. Что делать с кашей в голове? Есть, как от нее избавиться. Адиос, авокадо – здравствуй, капуста

Депривация – это состояние психики индивидов, спровоцированное потерей возможности ублажения основополагающих жизненных потребностей и нужд, например, половое влечение, прием пищи, сон, жилище, общение дитя с родителем, или утратой благ, жизненных условий, привычных для конкретного индивида. Представленный термин произошел от англоязычного понятия, которое означает лишение или потерю. При этом данный термин обладает негативным смыслом, яркой отрицательной направленностью и в себе несет не просто потерю, а именно лишение нечто очень значимого и жизненно необходимого.

Депривация это в психологии означает недостаток сенсорных побудителей и социальных мотивов, лишение индивида общественных контактов, живых ощущений и впечатлений. Понятие «депривация» является родственным (хотя и не тождественным) термину « » со стороны содержательно-психологического смысла. Депривированное состояние в сравнении с фрустрационной реакцией значительно более тяжелое, болезненное, нередко даже личностно разрушающее состояние. Оно выделяется максимально высоким градусом жесткости и постоянства. В разнообразных бытовых ситуациях и жизненных обстоятельствах совершенно разные потребности могут оказаться депривированными.

Виды депривации

Депревированные состояния обычно подразделяются в зависимости от неудовлетворенной потребности.

Наиболее часто выделяют именно 4 разновидности данного состояния психики, в частности: стимульную или сенсорную, когнитивную, эмоциональную и социальную. Большинство авторов придерживается именно нижеприведенной классификации.

Сенсорная или стимульная психическая депривация представляет собой понижение количества сенсорных мотивов либо их ограниченная вариативность и модальность. Нередко сенсорная депривация может описываться термином «обедненная среда», другими словами, среда, в которой субъект не получает необходимое количество зрительных стимулов, слуховых импульсов, осязательных и прочих побудителей. Эта среда может сопутствовать детскому развитию, а может включаться в обыденные ситуации взрослого .

Когнитивная депривация или депривация значений возникает вследствие чересчур изменчивого, хаотичного устройства внешнего мира, который не имеет четкого упорядочения и конкретного смысла, что не дает возможности постигать, предугадывать и управлять происходящим извне.

Когнитивную депривацию еще называют информационной. Она препятствует формированию адекватных форм окружающего мира. Если индивид не получает нужные данные, представления о взаимосвязях, наличествующих между предметами или событиями, то он создает «ложные связи», вследствие чего у него появляются ошибочные убеждения.

Эмоциональная депривация заключается в недостаточности возможностей установления к какой-либо личности интимно-эмоционального отношения или распад связи, если она ранее была создана. С данным видом состояния психики могут сталкиваться индивиды в разном возрасте. Зачастую к детям применяют термин «материнская депривация», тем самым акцентируя важность для малышей эмоциональной связи с родительницей, дефицит или разрыв которой ведет к цепочке нарушений психического здоровья крох. Так, к примеру, депривация детей сирот состоит в разлуке с родителями и может быть, как материнской и патернальной, то есть отцовской.

Социальная депривация или депривация идентичности состоит в ограничении возможностей для освоения независимой социальной роли.

Социальной депривации подвержены малыши, живущие в детских домах либо обучающиеся учебных заведениях закрытого типа, взрослые лица, изолированные от социума или имеющие ограничение в контактах с другими индивидами, пенсионеры.

В обычной жизни перечисленные виды депривации могут переплетаться, объединяться, являться следствием другой.

Кроме вышеперечисленных видов депривации, существуют также и другие. К примеру, двигательная депривация возникает тогда, когда индивид сталкивается с проблемой ограничения в движениях вследствие перенесения травмы либо болезни. Данный вид состояния не относится к психическому, но оказывает сильное воздействие на психику личности.

Помимо видовой классификации, выделяют формы проявления депривации – явные или скрытые. Очевидный характер имеет явная психическая депривация (например, пребывание личности в социальной изоляции, продолжительное одиночество, нахождение малыша в детском доме), то есть в культурном разумении это видимое отклонение от устоявшейся в социуме нормы. Скрытая или частичная является не такой явной. Она зарождается при внешне благоприятных обстоятельствах, которые все же не предоставляют возможности удовлетворения фундаментальных потребностей для индивидов.

Таким образом, депривация это в психологии представляет собой многоаспектное явление, которое затрагивает различные области человеческой жизни.

Депривация сна

Дефицит или полное лишение возможности удовлетворения основополагающей потребности во сне. Возникнуть из-за расстройства сна вследствие наличия болезни, как результат осознанного выбора или по принуждению, например, в качестве пытки. Нередко при помощи сознательного лишения сна успешно поддаются терапии депрессивные состояния.

Человеческие индивиды не могут постоянно не спать. Однако ему по силам свести этот процесс к минимуму (например, до пары часов в сутки) – частичная депривация сна.

Тотальная депривация сна представляет собой процесс лишения сна в течение как минимум нескольких суток.

Также существуют определенные методики применения депривации в качестве лечения. Однако по сей день существует множество споров по поводу полезности применения депривации в качестве терапевтического средства. Так, к примеру, она приводит к уменьшению секреции соматотропного гормона, который отвечает за переработку калорий в мышечную массу. При его дефиците калории трансформируются не в мышечную ткань, а в жировую.

Депривация сна характеризуется наличием нескольких основных этапов. Начальный этап, длительность которого составляет от одних до шести суток, и характеризуется постоянной борьбой индивида со сном. Люди пытаются погружаться в сон на довольно короткий промежуток времени (не более двух часов). И главным тут является не сорваться, сохраняя психологическое спокойствие. С этой целью индивиды стараются разнообразить свою деятельность, заняться чем-то ранее неизведанным и интересным. При выборе нового дела предпочтение отдают не монотонному, а более активному занятию. Нужно понимать, что в течение начального этапа индивидов может преследовать нервное напряжение, эмоциональные расстройства, плохое самочувствие. По окончанию начального этапа плохое самочувствие уходит. Следующим этапом, длительностью до десяти дней, является шоковая терапия. Второй этап характеризуется расстройствами сознания: человеческие особи будут казаться роботами, могут наблюдаться нарушения в восприятии окружающей реальности, в когнитивной сфере также могут появляться сбои. К примеру, индивид может забыть, что случилось мгновение назад, или путать прошлое и настоящее. Возможна легкая . Данный этап характеризуется постоянной бессонницей, к которой уже организм адаптировался. Работа всех систем обостряется, а процессы ускоряются. Наблюдается более отчетливое восприятие мира, обостряются чувства. Если продолжать и дальше лишать себя сна, то наступит третий этап, который считается довольно опасным для здоровья индивидов. И знаменуется он возникновением зрительных .

Сегодня врачи успешно применяют методику депривации сна для выведения людей из глубочайшей . Суть метода заключается в постепенном изменении цикличности сна: уменьшении количества времени пребывания во сне и увеличении периода бодрствования.

Депривация сна, как полагает большинство медиков, избирательно воздействует на определенный участки мозга, отвечающие за впадение людей в депрессивные состояния.

Сенсорная депривация

Частичное либо абсолютное лишение одного анализатора или нескольких органов чувств воздействия извне называется сенсорной либо стимульной депривацией. К самым простым искусственным средствам, вызывающим состояние утраты восприятия, относятся ушные затычки или повязка на глаза, убирающие либо уменьшающие воздействие на зрительный или слуховой анализатор. Существуют и более сложные механизмы, отключающие одновременно несколько анализаторных систем, например, обонятельную, осязательную, вкусовые и температурные рецепторы.

Стимульная депривация с успехом применяется в различных психологических экспериментах, нетрадиционной медицине, БДСМ играх, медитациях и в качестве пыток. Расслабляющим эффектом обладают короткие периоды депривации, так как запускают внутренние процессы подсознательного анализа, упорядочивания и сортировки информации, самонастройки и стабилизации психической деятельности. Между тем длительное лишение внешних побудителей может спровоцировать чрезмерное беспокойство, галлюцинации, депрессивное состояние и асоциальное поведение.

Ученые из университета Мак-Гилла в пятидесятых годах двадцатого столетия предлагали добровольцам пробыть максимально длительный период времени в специальной камере, ограждающей их от внешних импульсов. Испытуемые располагались в небольшом замкнутом пространстве в лежачем положении, в котором все звуки перекрывались однообразным шумом мотора кондиционера. Их руки были вставлены в специальные картонные муфты, а глаза закрыты затемненными очками, пропускающими лишь слабый рассеянный свет. Выдержать данный эксперимент большинство испытуемых было неспособно дольше 3 дней. Это связано с обращением человеческого сознания, лишенного привычных внешних раздражителей, в глубины подсознательного, из которого начинали всплывать довольно причудливые и самые невероятные образы и ложные ощущения, напоминающие испытуемым индивидам галлюцинации. Подобные мнимые восприятия пугали испытуемых, и они требовали завершить эксперимент. Данное исследование позволило ученым заключить, что сенсорная стимуляция для нормального развития и функционирования сознания является жизненно необходимой, а лишение сенсорных ощущений ведет к деградации мыслительных деятельности и самой личности. Неизбежными последствиями длительной стимульной депривации будут нарушения когнитивной сферы, а именно памяти, внимания и мыслительных процессов, тревожность, расстройства цикличности сна и бодрствования, смены настроения от депрессивного состояния до эйфории и наоборот, неспособность отличать явь от галлюцинаций.

Дальнейшие исследования показали, что возникновение перечисленной симптоматики обуславливается не фактом депривации, а отношением личности к утрате сенсорных восприятий. Само лишение воздействия извне на анализаторы взрослому индивиду не страшно – это всего лишь изменение условий среды, к которому человеческий организм легко адаптируется путем осуществления перестройки функционирования.

Так, к примеру, пищевая депривация совсем не обязательно будет сопровождаться страданиями. Неприятные ощущения появляются только у тех индивидов, которым голодание непривычно либо их насильно лишают пищи. Люди, сознательно практикующие лечебное голодание, на третий день ощущают легкость в организме и легко могут перенести десятидневное голодание.

Сенсорная и эмоциональная депривация детей раннего возраста проявляется в дефиците возможностей для установления эмоционально-интимного отношения к определенному лицу либо в разрыве устоявшейся связи. Дети, оказавшиеся в детском доме, интернате или больнице, нередко оказываются в обедненной среде, вызывающей сенсорный голод. Подобная среда вредна для индивидов любого воз­раста, но на малышей она действует особенно губительно.

Многочисленные психологические исследования доказали, что необходимым условием нормального формирования мозга в раннем возрастном периоде является наличие достаточного количества внешних впечатлении, поскольку именно в ходе поступления в мозг разнообразной информации из внешней среды и дальнейшей ее пере­работки происходит тренировка анализаторных систем и соответству­ющих структур мозга.

Социальная депривация

Полное отсутствие или снижение возможности общаться с окружающими людьми, жить, взаимодействуя с обществом, является социальной депривацией. Нарушение личностных контактов с социумом может спровоцировать определенное состояние психики, которое служит патогенным фактором, вызывающим развитие ряда болезненных симптомов. Возникновение нарушений обусловлено социальной изоляцией, уровень жесткости которой бывает различным, что в свой черед устанавливает меру жесткости ситуации депривации.

Выделяют несколько форм социальной депривации, которые разнятся не только лишь по уровню ее жесткости, но по лицу, которое является инициатором. То есть существует определенная личность, которая устанавливает депривационный характер отношений индивида либо группы лиц с широким социумом. В соответствии с этим выделяются нижеприведенные варианты социальной депривации: вынужденная, принудительная, добровольная и добровольно-вынужденная изоляция.

Вынужденная изоляция наступает тогда, когда индивид либо группа лиц оказываются в силу непреодолимых обстоятельств оторванными от социума. Такие обстоятельства не зависят от их воли или от воли общества. К примеру, команда морского судна, попавшая вследствие крушения на необитаемый остров.

Принудительная изоляция наблюдается, когда социум изолирует индивидов не зависимо от их стремлений и желаний, а зачастую и вопреки ним. Примером подобной изоляции выступают заключенные, находящиеся в условиях исправительных учреждений или закрытые социальные группы, нахождение в которых не подразумевает ограничения в правах и не предполагает понижение социального статуса личности (солдаты срочной службы, воспитанники детских домов).

Добровольная изоляция происходит тогда, когда индивиды по собственному желанию дистанцируются от общества (например, монахи или сектанты).

Добровольно-вынужденная изоляция наступает тогда, когда достижение определенной значимой для индивида либо группы лиц цели подразумевает необходимость существенно сузить собственные контакты со знакомым окружением. Например, спортивные школы-интернаты.

Человек является наиболее совершенным созданием на планете Земля, но при этом в период новорожденности и в младенчестве является самым беспомощным существом, поскольку какие-нибудь готовые формы поведенческого реагирования у него отсутствуют.

Депривация детей раннего возраста ведет к снижению их успешности в понимании социума и затруднениям в построении коммуникаций с отдельными субъектами и социумом в целом, что в дальнейшем существенно повлияет на эффективность их жизнедеятельности деятельности.

Кроме этого, нахождение в учреждениях закрытого типа не остается без губительных последствий для детской развивающейся психики.

Социальная депривация детей сирот резко активизирует формирование нежелательных личностных черт, таких как: инфантилизм, неуверенность в себе, иждивенчество, отсутствие самостоятельности, заниженная самооценка. Все это тормозит процесс социализации, ведет к дисгармоничности социального развития детей сирот.

Депривация детей

Дефицит каких-либо условий, предметов или средств, удовлетворяющих материальные нужды, духовные и психические потребности, в условиях постоянной нехватки может быть хроническим, то есть хроническая депривация. Кроме этого, она может быть периодической, частичной или спонтанной и зависит от продолжительности утраты.

Длительная депривация детей задерживает их развитие. Недостаток социальных стимулов и сенсорных раздражителей в процессе детского формирования ведет к торможению и искажению умственного и эмоционального развития.

Для полноценного формирования малышей необходимы многообразные побудители различной модальности (слуховые, тактильные и др.). Их дефицит порождает стимульную депривацию.

Неудовлетворительные условия для обучения и усвоения различных навыков, беспорядочное устройство внешней среды, не дающее возможности постигать, предугадывать и управлять происходящим извне, порождает когнитивную депривацию.

Общественные контакты с взрослым окружением и в первый черед с матерью обеспечивают формирование личности, а их дефицит приводит к эмоциональной депривации.

Эмоциональная депривация влияет на крох следующим образом. Дети становятся вялыми, у них снижается ориентировочная активность, они не стремятся к движению, неизбежно начинается ослабление физического здоровья. Также наблюдается задержка в развитии по всем основным параметрам.

Материнская депривация не утрачивает губительную силу собственного воздействия на всех этапах детского взросления. Вследствие материнской депривации искажается отношение маленькой личности к самой себе, может наблюдаться неприятие ребенком собственного тела или аутоагрессия. Кроме этого ребенком утрачиваются возможности установления полноценных взаимоотношений с другими лицами.

Ограничение возможностей осуществления социальной через усвоение определенных социальных ролей, а также посредством приобщения к общественным идеям и целям приводит к социальной депривации.

Выраженный результат замедления или нарушения в развитии малышей, который наступает вследствие какой-либо формы депривации, носит название госпитализм.

При обсуждении проблемы психической депривации в детском возрасте речь идет о неудовлетворении потребностей ребенка в материнской любви, двигательной активности, во впечатлениях и культуре в широком смысле слова. Психологи считают, что реализация потребностей маленького ребенка во впечатлениях важнее, чем утоление голода или жажды. Психическое развитие детей неизбежно страдает, если ребенок не выходит за пределы комнаты или палаты (в случае болезни), если его движения ограничены или малыш не имеет достаточного количества игрушек и контактов со сверстниками.

Известно, что дети, которые вследствие заболевания в течение длительного времени не могут двигаться, часто страдают депрессией, повышенной возбудимостью и агрессивностью. Младенцы проявляют беспокойство, когда их туго пеленают. Вынужденное ограничение движений всегда отрицательно сказывается на здоровье ребенка. Это происходит из-за дефицита очень важных для состояния нервной системы ощущений от мышц, суставов, сухожилий. Ограниченную подвижность, состояние двигательного ограничения организм ребенка подсознательно пытается преодолеть патологическими привычными действиями – сосанием пальцев, обкусыванием ногтей, накручиванием волос и т.п.

Маленького ребенка для его полноценного развития совершенно необходимо укачивать, прижимать к себе, гладить и т.п. При этом он чувствует себя защищенным, спокойным и уверенным. Полноценное развитие ребенка возможно только в контакте с матерью, иначе малыш при всяком новом раздражителе испытывает страхи и тревогу. Активность ребенка в познании окружающего базируется на чувстве любви к матери. Доверие к миру, открытость к восприятию нового возможны при ощущении постоянной материнской заботы. Дефицит эмоционального тепла, который испытывает ребенок в младенчестве, в дальнейшем с трудом компенсируется.

Любой возраст важен в накоплении знаний о мире, становлении личности ребенка. Но особенно значим период с 2 до 6 лет. Однако в жизни следует стремиться к тому, чтобы в любом возрасте ребенок находился в разнообразной, насыщенной, сенсорно богатой среде. Унылая, однообразная обстановка не способствует формированию яркой человеческой индивидуальности.

Не менее опасен дефицит внимания и ласки со стороны родителей – так называемая материнская депривация . Для полноценного развития ребенка важно, чтобы забота и тепло о нем были сосредоточены в одном человеке. Чаще всего они концентрируются в биологической матери, но ее может заменить и другой взрослый, если он относится к ребенку с любовью. Множественные и постоянно меняющиеся контакты со взрослыми не способствуют эффективному развитию эмоциональности малыша. Именно такая ситуация складывается в детских учреждениях для сирот. Дело в том, что маленький ребенок не в состоянии длительно восстанавливать прерванный эмоциональный контакт с разными людьми, он становится к ним равнодушным.

Изучение психиатрами состояния детей, находившихся в экстремальных условиях (при бомбежках, землетрясении, в зоне военных действий), показывает, что их психическая травма не носит катастрофического характера, если рядом присутствовали родители. Близость с ними позволяет ребенку чувствовать себя в безопасности. Напротив, разлука с близкими быстро приводит к глубоким изменениям психики детей. У малышей при этом нарастает задержка умственного развития, а у детей постарше – грубые нарушения поведения. Ребята становятся подозрительными, недоверчивыми, драчливыми, мстительными.

Дети, которые растут, «как трава», без должного внимания и заботы со стороны родителей, – явление достаточно заурядное. Если ребенку, особенно в раннем возрасте, не рассказывают сказки, не читают книги, не учат рисованию, лепке, не сообщают элементарных сведений о счете, пространстве, временах года и т.п., то серьезные последствия такого отношения не замедлят сказаться. Безразличие к психическому развитию ребенка, даже если он родился с неплохими задатками, с годами приводит к состоянию, не отличимому от истинной умственной отсталости.

В одном из классических опытов американского ученого Х. Харлоу новорожденную обезьянку отделяли от матери и помещали в клетку, где находились два чучела обезьяны-матери. Причем одна суррогатная мама была сделана из проволоки и могла через соску кормить детеныша, а вторая не имела возможности кормить, но зато ее тело было приятно мягким и теплым. Длительные наблюдения за маленькой обезьянкой показали, что она по 16–18 часов проводила с «мягкой мамой», а к проволочной подходила лишь для утоления голода. Харлоу объясняет, что эмоциональный комфорт, который испытывала обезьяна вблизи «мягкой мамы», имеет ведущее значение в формировании любви и привязанности к матери. Причем глубокая любовь возможна лишь при тесном телесном контакте, и, как показывают опыты, чувство привязанности сохраняется у обезьяны всю жизнь. Ученый рассказывает, как спустя много лет в клетку к взрослому животному подсаживали «мягкую маму» и какое сильное впечатление это производило на обезьяну, казалось бы, уже давно забывшую события раннего детства.

Данный феномен был описан еще Я.А. Коменским, позднее – Ж. Итаром (воспитателем «дикого мальчика из Авейрона»), в ХХ веке – А. Гезеллом, анализировавшим современные попытки воспитания детей, в силу экстремальных обстоятельств долгое время оторванных от социума. Всемирную известность приобрели проведенные в 40-х годах
ХХ века исследования детей в неблагоприятных условиях интернатных учреждений (Дж. Боулби, Р. Спиц); эффект замедления и искажения их развития получил название госпитализма.

Частым обстоятельством, вызывающим депривацию, является отсутствие отца (так называемая «патернальная депривация »). Она может касаться многих детей, живущих со своими незамужними или по иным причинам одинокими матерями. Ребенок, растущий без отца, лишен важного мужского примера, который особенно значителен для мальчиков старшего возраста в регуляции их поведения, но важен также и для девочек в качестве модели их будущего партнера. Ребенок без отца страдает также от недостатка авторитета, дисциплины и порядка, которые в нормальных условиях олицетворяются отцом. В то время как мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, отец проторяет ребенку путь и отношение к человеческому обществу. Наконец, отец представляет для детей и наиболее естественный источник познаний о мире, труде, технике, способствуя как их ориентировке на будущую профессию, так и созданию социально полезных целей и идеалов. Если отца нет, то это имеет еще другое косвенное депривационное влияние . Дело в том, что если матери одной приходится нести все экономические и воспитательные заботы о семье, то она, как правило, бывает настолько занятой, что у нее не остается для ребенка много времени и у нее ослабевает даже интерес к нему. Ребенок в таких случаях предоставлен большую часть дня самому себе; если же о нем не позаботятся иначе, то легко может случиться, что он начинает бродяжничать, у него больше возможностей для правонарушений, и он может легче сбиться с пути. Если место отца занимает в семье отчим, а иногда дедушка, то депривационные влияния подавляются, зато здесь более благоприятная почва для развития различных конфликтов, причем невротические расстройства, возникающие на данной основе, являются весьма частыми.

Согласно Лангмейеру и Матейчеку, для полноценного развития ребенка необходимы: 1) многообразные стимулы разной модальности (зрительные, слуховые и пр., их недостаток вызывает сенсорную депривацию ; 2) удовлетворительные условия для учения и приобретения различных навыков; хаотичная структура внешней среды, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне, вызывает когнитивную депривацию ; 3) социальные контакты (со взрослыми, прежде всего с матерью), обеспечивающие формирование личности, их недостаток ведет к эмоциональной депривации ; 4) возможность осуществления общественной самореализации посредством усвоения социальных ролей, приобщения к общественным целям и ценностям; ограничение этой возможности вызывает социальную депривацию .

Клиническая картина любой из форм психической депривации проявляется бедностью словарного запаса, ограниченного рамками обиходно-бытовой лексики, использованием в речи преимущественно простых, неразвернутых фраз. Наблюдаются фрагментарность, разорванность семантической структуры и линейной последовательности высказываний, потеря нити изложения. Нередко имеют место нарушения звукопроизношения и аграмматизмы в речи. Эти нарушения речи, как правило, сочетаются с недостаточной сформированностью высших психических функций. Интеллектуальный потенциал детей не соответствует возрасту. Степень снижения может быть от легкой до значительной.

Профилактика депривации.

Комплексные психолого-медико-педагогические мероприятия с депривированными детьми проводятся в детских специализированных учреждениях. Предполагается совместная работа специалистов разного профиля: логопеда, психолога, психотерапевта, психиатра. Решающее значение в развитии и формировании речевой и других высших психических функций у данного контингента детей имеет создание благоприятного социально-психологического климата в окружении ребенка. Не менее важное значение имеют организация общеоздоровительных мероприятий и проведение коррекционного обучения на фоне активизации интеллектуальной и творческой деятельности.

Комплексные психолого-педагогические мероприятия, помимо выбора профиля учебного учреждения, включают:

1. Проведение курса логопедических занятий (преимущественно в групповой форме). Занятия должны быть направлены на развитие речи ребенка (в т.ч. коррекцию произношения, грамматическое оформление речевых конструкций и обучение связному высказыванию), расширение словарного запаса, формирование представлений и образно-логического мышления. Детям с задержками развития речи, обусловленными социальной депривацией и педагогической запущенностью, рекомендовано от 45 до 180 занятий.

2. Логоритмика и психогимнастика – 20–45 занятий на курс.

3. Занятие с психологом – 20–45 занятий на курс.

4. Психотерапевтическое воздействие в форме индивидуальной и групповой психотерапии.

Продолжительность курса коррекционных мероприятий зависит от уровня обучаемости ребенка, возможности активизации речевой деятельности, от степени улучшения общего соматического статуса и изменения социально-бытовых условий и определяется максимальным достижением результатов.

Ожидаемые результаты коррекции: развитие речевой, других высших психических функций и интеллектуальных возможностей до возрастного уровня, расширение словарного запаса и способностей к связному и последовательному высказыванию, укрепление соматического и психологического статуса.

Заключение.

В своей работе я попытался рассказать о разных видах психической депривации. Конечно, в чистом виде каж­дый из этих видов депривации можно выделить только в специальных экспериментах. В жизни они сущест­вуют в достаточно сложном переплетении. Особенно трудно понять, как действуют отдельные депривационные факторы в детском возрасте, когда они наклады­ваются на процесс развития, включающий в себя и физи­ческий рост, и созревание нервной системы, формиро­вание психики. Тем более трудно это в условиях воспитания в детском учреждении, когда различные виды депривации сопряжены или даже являются следствием материнской депривации, возни­кающей вследствие лишения ребенка с раннего воз­раста заботы матери, ее тепла.

О такой депривации можно говорить не только в отношении брошенных детей, детей-сирот, на длитель­ный срок помещаемых в клиники больных детей, но и тогда, когда мать эмоционально холодна или слишком занята на работе. Материнская депривация является сегодня важной социальной проблемой во всем мире, и наша страна не исключение.

1. Ландгмейер Й., Матейчик З. Психологическая депривация в детском возрасте., 1984

2. Пашина «Психологический журнал» № 2 1995

3. Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии. М., 1994

4. Выготский Л. С. Основы дефектологии. Спб., 2003

5. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. М., 1995

Всем доброго дня!

Распространенная проблема и причина того, что жизнь какая-то не такая, неустроенная, цели не достигаются - это каша в голове.

Что это такое? Это то состояние мышления, если корректно так сказать, когда человек четко не осознает, кто он, зачем он здесь, что он хочет, что для него важно, а что не очень. И когда ему задаешь прямые вопросы, получаешь невнятные обтекаемые ответы, что сразу говорит в пользу того, что тут нет никакой конкретики и никакого осознания происходящего. В жизни все очень просто, но мы сами привыкли усложнять, мы не хотим смотреть правде в глаза, у нас есть свои слабости, болевые точки, поэтому лучшее, что мы находим для себя - это жить по чужим схемам, не вдаваться в подробности, не задавать себе важные вопросы и не получать на них ответы.

Допустим, человек говорит, что он хочет много денег. Вы его спрашиваете "Зачем?". Далее следует что-то очень невнятное, типа: "Ну... как же, я могу что-то купить." Вы ему в ответ: "Что?" Далее вам могут даже не ответить, человек растеряется. То есть такими простыми уточняющими вопросами можно сразу понять, насколько продуманно живет человек, насколько далеко он смотрит, даже не только далеко, а насколько глубоко.

Таких людей очень много, при этом они могут много говорить, накидывать ничего не значащие фразы, обычно собирая все по вершкам. К примеру, человек говорит, что он бы хотел работать за границей. Логично его спросить: кем? в какой стране? что ты сделал уже для этого? какой у тебя план? какой следующий шаг? После этих вопросов человек с кашей в голове просто уплывет. Да не думал он об этом, не решал, не планировал, не присматривался. Он просто хочет, без привязки к реальности, не имея никакой почвы и основания, это хотеть.

Чем опасна такая каша в голове? Тем, что вместо того, чтобы наполнить жизнь смыслом, люди наполняют ее ничем не значащим, не применимым на практике. Тот же пример с работой за границей. Он абсолютно реален, но для этого человека это просто шум, фраза, которая в его жизни с вероятностью в 99% не реализуется, потому что он для реализации ничего не делает. Все свое время он тратит на то, чтобы размывать границы, говорить обо всем очень обтекаемо, строить воздушные замки, уходить постоянно в сторону, если пытаешься его вернуть в колею. Ни на какие конкретные вопросы он не может ответить конкретно, даже, скорее всего, он будет всячески юлить, путать вас, накидывать то, что не имеет никакого смысла и к вопросу никак не относится.

Чем это все чревато? Тем, что никакие цели никогда не будут достигнуты, человек будет плыть по течению, вариться в своем болоте и даже не понимать, а в чем его проблема, так как он сделал все, чтобы затуманить взгляд не только всех вокруг, но и свой собственный. Что у него прекрасно получилось.

Что я могу посоветовать вам, если вы в себе нашли такие настроения, если вы понимаете, что все время куда-то уплываете? Всегда стремитесь к конкретике, задавайте себе прямые вопросы, прописывайте их на бумаге, пишите план действий, продумывайте шаги. Если вы поняли, что ваше желание - это просто хотелка, то есть вы не собираетесь его реализовывать, то и оставьте его в графе несбыточных мечтаний, которые вы, по каким-то причинам, не собираетесь достигать. К примеру, я с самого детства мечтала быть археологом, но я никогда не собиралась им стать, так как есть много моментов, которые в этой работе мне не нравятся, они не сочетаются с моей личностью, с моими особенностями. Да, я считаю, что это невероятно интересная работа, но в целях она у меня не стояла, не стоит и не будет стоять. Я никогда никому не скажу, что могу или хочу быть археологом. Зато это будет в графе хотелок. Вы должны точно так же рассматривать свои желания. Приведу еще один пример. Лет так с 22-23х я хочу написать книгу, даже начинала писать, у меня были разные идеи, которые неоднократно за столько лет менялись. На данный момент я отдаю себе отчет в том, что не напишу книгу в обозримом будущем, это титанический труд, муза не прилетела, а абы что писать не в моем стиле. В отдаленном будущем, скорее всего, да. Но на сегодняшний момент, если мы будем говорить о планах и целях, я даже не буду упоминать о том, что хочу написать. Сейчас это неактуально. Человек же с кашей в голове приплетет и книги, и археологию, и творчество, в общем, все-все, чем он когда-то занимался и к чему прикасался. Это и есть КАША, потому что он не отделяет одно от другого, он не вычленяет для себя главное, не убирает лишнее, а валит все в одну кучу. Это сжирает энергию, в этом очень легко потеряться, не понять, что делать дальше, куда смотреть. И любой человек может быть осознанным, осознавать себя и свою жизнь, к этому нужно стремиться, чтобы в голове была не каша, а порядок, чтобы вы легко ориентировались в своих мыслях, желаниях, чтобы вы понимали, что именно для вас значимо, что хотите именно вы.

Я всем желаю разгребать свои чердаки, наводить там порядок, чтобы никакой каши там не было, чтобы жизнь имела свою структуру, свои границы. Так жить легче, проще и веселей. Не бегите от себя и не бойтесь истины.

Помните, кем бы вы ни были, будьте лучше!

С уважением,
Ваш личный астропсихолог и таролог Анна Мерзлякова

Информационный перегруз, от которого в наше время никуда не деться – бич современных реалий, нередко становящийся причиной невроза. Как возникает на почве информационного перегруза, и почему человеку самостоятельно невозможно ? Вопрос на сегодняшний день настолько актуальный, что стоит рассмотреть его подробно.

Навязчивый невроз и каша в голове

Что такое на почве информационного перегруза и как он возникает?

Мы сейчас живем в век, когда количество информации, получаемой нами извне, слишком огромно. Наш мозг просто не успевает воспринимать такой объем. Для лучшего понимания проблемы остановимся на интересующей нас информации из области психологии и психотерапии. Точнее – на вопросах, касающихся навязчивого невроза , панических атак и вегетососудистой дистонии.

Когда человек попадает в информационное пространство, в частности – в интернет, на него сваливается огромное количество информации: сайтов, видео, книг. Человек, который только столкнулся со своей проблемой (в данном случае мы говорим о навязчивом невроз е ), начинает искать решение, это естественно. Ему нужно найти способы, которые помогут избавиться от волнующей его проблемы. В поиске он натыкается на одно видео и пытается что-то сделать, потом находит рекомендации другого специалиста и пытается что-то сделать по его советам, потом находит третьего и т.д.

Что при этом происходит?

Человек начинает хаотично использовать всю попадающуюся на глаза информацию, переходить с одних рекомендаций на другие, при этом ничего не доводя до конца, так как ему хочется быстрых результатов. Однако в современной психологии и психотерапии очень много направлений и, соответственно, у каждого специалиста – своя методика, свои рекомендации. Почему? Дело в том, что среди современных специалистов нет единого мнения о причинах появления навязчивого невроза и других тревожных расстройств. Есть несколько научных точек зрения, но нет общего научного мнения, способного на 100% раскрыть причины этой проблемы. Поэтому одни специалисты рекомендуют входить в страхи, другие – «покопаться» в детстве, третьи советуют искать внутренний конфликт. Существуют различные методы, которые действительно работают, помогая человеку избавиться от тревожного расстройства. И человеку, страдающему навязчивым неврозом , придется над собой серьезно поработать, но только в одном узком направлении – то есть, выбрать одного специалиста, довериться ему, сфокусироваться на одном методе и работать по нему до конца.

С чего начать работу по избавлению от навязчивого невроза ?

  1. Доверие к специалисту и его методике – основа успеха. Без полного доверия не будет результата.
  2. Понимание того, что избавиться от своей проблемы за день-два или за неделю нереально, потому что проблема накапливалась долгое время. На протяжении длительного времени формировалось определенное мышление, определенный вид отношения к себе, к людям, к миру в целом. Поэтому для эффективного избавления от навязчивого невроза необходимо запастись терпением и настроиться на длительную и серьезную работу под руководством специалиста.
  3. Осознание и принятие того, что человек сам определенным образом загнал себя в проблему, пытаясь разобраться в ней самостоятельно, но получив вместо положительного результата информационный перегруз. В итоге мозг начал испытывать стресс, человек запутался, растерялся, вовлекая мозг в еще больший стресс и увеличивая уровень тревожности. И вывести его из этого порочного круга сможет только профессионал.

Как выбрать метод избавления от навязчивого невроза ?

Есть несколько способов выбора специалиста и метода избавления от навязчивого невроза :

Интуитивное доверие;

Отзывы других людей, которые могут сказать, что действительно хороший специалист.

Любой из них приемлем, главное – чтобы человек использовал одну методику от начал до конца, следовал советам только одного специалиста. Только в этом случае можно рассчитывать на положительный результат.

Почему люди не могут избавиться от навязчивого невроза самостоятельно?

Нет ни одного человека, который смог самостоятельно избавиться от навязчивого невроза . Почему? Потому что невроз, по сути, это ошибки в мышлении и поведении, которые человек сам у себя не осознает. Ему кажется, что он ведет себя адекватно. У него существует определенное количество психологических защит, это естественно, но в целом человек считает, что он ведет себя правильно. У него бывают конфликты, он постоянно с кем-то ссорится, где-то он себя не проявляет, где-то ведет себя избегающе, где-то адаптивно, но ему кажется, что это нормальная форма поведения. Он не понимает, где ошибается. Человек без обратной связи не сможет избавиться от навязчивого невроза . На каком-то этапе в осознании искаженных форм своего поведения ему могут помочь книги, но книги не дают обратной связи голосом, живым словом, интонацией – они могут лишь сообщить, намекнуть.

Здоровое сообщество — ключ к здоровью

В любом случае человеку нужно либо попасть в сообщество, где могут действительно дать эффективную обратную связь, либо это должен быть специалист, который показывать человеку искажения в его поведении. Общаясь со специалистом, человек будет понимать, где именно искажается его поведение, у него будут происходить инсайты, (внезапное нахождение решений насущных задач), с помощью которых он будет менять свое поведение.

Второй важный момент по поводу навязчивого невроза . Еще Эйнштейн говорил, что нельзя решить проблему на том уровне мышления, на котором она создавалась. Для того чтобы решить проблему, нужно выйти на новый уровень, и тогда проблема сможет разрешиться. Большинство людей, решающих проблему панических атак, вегетососудистой дистонии или навязчивого невроза , стараются справиться с ней самостоятельно. Но это практически невозможно, потому что человек пытается решить эту проблему на начальном уровне мышления – то есть, на том уровне, на котором он ее создал. К паническим атакам человека привели определенные формы его поведения, и теперь с помощью своей же формы поведения, которая привела к паническим атакам, он пытается избавиться от них. То есть, его нерациональное поведение пытается решить проблему, но это невозможно. Для того чтобы решить проблему решить, нужно сменить мышление. А как это сделать?

Как решить проблему навязчивого невроза ?

Чтобы успешно справиться с проблемой навязчивого невроза , необходимо выйти за пределы своего привычного мышления. Сделать это можно, обратившись к психологу, психотерапевту, попав в сообщество людей, которые идут к общей цели. Здесь, в частности, можно порекомендовать систему управления здоровьем Дмитрия Шевенкова. Там есть сообщество людей, объединенных общей целью, и эта общая цель – здоровье. Общаясь в этом сообществе, каждый человек может увидеть искажения в собственном мышлении как бы со стороны и понять, над чем ему нужно работать.

Не стоит пытаться самостоятельно решить проблему навязчивого невроза с помощью собственного мышления, не прибегая к внешним источникам информации, потому что, пытаясь таким образом избавиться от панической атаки, человек лишь раскручивает, механизм. Для того чтобы выйти из проблемы, нужно посмотреть на нее со стороны посмотреть и применить новое мышление, новые формы поведения.

Подытожим вышесказанное

  1. Для избавления от навязчивого невроза и панических атак необходимо избегать информационного перегруза. Делать это нужно постепенно, несмотря на соблазн постоянно находиться в информационном пространстве.

Научно доказано, что в мозге человека есть определенная область – так называемое миндалевидное тело. И когда человек живет в быстром темпе жизни (особенно это касается жителей мегаполисов), в состоянии информационного перегруза, миндалевидное тело, которое отвечает за реакцию «беги либо сражайся», постоянно находится в напряженном состоянии. Если человек регулярно перегружает свой мозг или постоянно куда-то бежит, торопится, его миндалевидное тело находится в стадии опасности, и в этот момент у него может случиться приступ тревоги. Поэтому информационный перегруз необходимо постепенно исключать.

  1. Нужно найти одного специалиста, довериться ему и работать с ним до конца, применяя его методики.
  2. Необходимо найти сообщество, которое действительно стремится к цели стать здоровым, свободным, убрать , панические атаки, тревоги, ВСД. Но это сообщество должно работать в направлении свободы, его участники должны избегать общения о болезнях и их симптомах, о том, что панические атаки неизлечимы и т. д.

Кроме того, стоит запомнить четыре основных правила, которые помогут избежать навязчивого невроза и панических атак:

Соблюдать обет молчания;

Не просить о помощи;

Избегать избеганий;

Выполнять правило «цунами».

Подробно об этом рассказано в других статьях.

Если человек, обремененный паническими атаками, навязчивым неврозом и ВСД, прислушается к этим советам, он непременно получит положительный результат.

Всем доброго дня!

Распространенная проблема и причина того, что жизнь какая-то не такая, неустроенная, цели не достигаются - это каша в голове.

Что это такое? Это то состояние мышления, если корректно так сказать, когда человек четко не осознает, кто он, зачем он здесь, что он хочет, что для него важно, а что не очень. И когда ему задаешь прямые вопросы, получаешь невнятные обтекаемые ответы, что сразу говорит в пользу того, что тут нет никакой конкретики и никакого осознания происходящего. В жизни все очень просто, но мы сами привыкли усложнять, мы не хотим смотреть правде в глаза, у нас есть свои слабости, болевые точки, поэтому лучшее, что мы находим для себя - это жить по чужим схемам, не вдаваться в подробности, не задавать себе важные вопросы и не получать на них ответы.

Допустим, человек говорит, что он хочет много денег. Вы его спрашиваете "Зачем?". Далее следует что-то очень невнятное, типа: "Ну... как же, я могу что-то купить." Вы ему в ответ: "Что?" Далее вам могут даже не ответить, человек растеряется. То есть такими простыми уточняющими вопросами можно сразу понять, насколько продуманно живет человек, насколько далеко он смотрит, даже не только далеко, а насколько глубоко.

Таких людей очень много, при этом они могут много говорить, накидывать ничего не значащие фразы, обычно собирая все по вершкам. К примеру, человек говорит, что он бы хотел работать за границей. Логично его спросить: кем? в какой стране? что ты сделал уже для этого? какой у тебя план? какой следующий шаг? После этих вопросов человек с кашей в голове просто уплывет. Да не думал он об этом, не решал, не планировал, не присматривался. Он просто хочет, без привязки к реальности, не имея никакой почвы и основания, это хотеть.

Чем опасна такая каша в голове? Тем, что вместо того, чтобы наполнить жизнь смыслом, люди наполняют ее ничем не значащим, не применимым на практике. Тот же пример с работой за границей. Он абсолютно реален, но для этого человека это просто шум, фраза, которая в его жизни с вероятностью в 99% не реализуется, потому что он для реализации ничего не делает. Все свое время он тратит на то, чтобы размывать границы, говорить обо всем очень обтекаемо, строить воздушные замки, уходить постоянно в сторону, если пытаешься его вернуть в колею. Ни на какие конкретные вопросы он не может ответить конкретно, даже, скорее всего, он будет всячески юлить, путать вас, накидывать то, что не имеет никакого смысла и к вопросу никак не относится.

Чем это все чревато? Тем, что никакие цели никогда не будут достигнуты, человек будет плыть по течению, вариться в своем болоте и даже не понимать, а в чем его проблема, так как он сделал все, чтобы затуманить взгляд не только всех вокруг, но и свой собственный. Что у него прекрасно получилось.

Что я могу посоветовать вам, если вы в себе нашли такие настроения, если вы понимаете, что все время куда-то уплываете? Всегда стремитесь к конкретике, задавайте себе прямые вопросы, прописывайте их на бумаге, пишите план действий, продумывайте шаги. Если вы поняли, что ваше желание - это просто хотелка, то есть вы не собираетесь его реализовывать, то и оставьте его в графе несбыточных мечтаний, которые вы, по каким-то причинам, не собираетесь достигать. К примеру, я с самого детства мечтала быть археологом, но я никогда не собиралась им стать, так как есть много моментов, которые в этой работе мне не нравятся, они не сочетаются с моей личностью, с моими особенностями. Да, я считаю, что это невероятно интересная работа, но в целях она у меня не стояла, не стоит и не будет стоять. Я никогда никому не скажу, что могу или хочу быть археологом. Зато это будет в графе хотелок. Вы должны точно так же рассматривать свои желания. Приведу еще один пример. Лет так с 22-23х я хочу написать книгу, даже начинала писать, у меня были разные идеи, которые неоднократно за столько лет менялись. На данный момент я отдаю себе отчет в том, что не напишу книгу в обозримом будущем, это титанический труд, муза не прилетела, а абы что писать не в моем стиле. В отдаленном будущем, скорее всего, да. Но на сегодняшний момент, если мы будем говорить о планах и целях, я даже не буду упоминать о том, что хочу написать. Сейчас это неактуально. Человек же с кашей в голове приплетет и книги, и археологию, и творчество, в общем, все-все, чем он когда-то занимался и к чему прикасался. Это и есть КАША, потому что он не отделяет одно от другого, он не вычленяет для себя главное, не убирает лишнее, а валит все в одну кучу. Это сжирает энергию, в этом очень легко потеряться, не понять, что делать дальше, куда смотреть. И любой человек может быть осознанным, осознавать себя и свою жизнь, к этому нужно стремиться, чтобы в голове была не каша, а порядок, чтобы вы легко ориентировались в своих мыслях, желаниях, чтобы вы понимали, что именно для вас значимо, что хотите именно вы.

Я всем желаю разгребать свои чердаки, наводить там порядок, чтобы никакой каши там не было, чтобы жизнь имела свою структуру, свои границы. Так жить легче, проще и веселей. Не бегите от себя и не бойтесь истины.

Помните, кем бы вы ни были, будьте лучше!

С уважением,
Ваш личный астропсихолог и таролог Анна Мерзлякова