Как взошел на престол алексей михайлович. Почему Алексей Михайлович — Тишайший? Характер и увлечения

Алексей I Михайлович Тишайший

Алексей Михайлович Тишайший (19 марта 1629 - 8 февраля 1676) - второй русский царь из династии Романовых (14 июля 1645 - 29 января 1676), сын Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии.

Биография

До пятилетнего возраста молодой царевич Алексей оставался на попечении у царских «мам». С пяти лет под надзором Б. И. Морозова он стал учиться грамоте по букварю, затем приступил к чтению Часослова, Псалтыри и Деяний святых апостолов, в семь лет начал обучаться письму, а в девять - церковному пению. С течением времени у ребёнка (11-12 лет) составилась маленькая библиотека; из книг, ему принадлежавших, упоминаются, между прочим, Лексикон и грамматика, изданные в Литве, а также Космография. В числе предметов «детской потехи» будущего царя встречаются: конь и детские латы «немецкого дела», музыкальные инструменты, немецкие карты и «печатные листы» (картинки). Таким образом, наряду с прежними образовательными средствами, заметны и нововведения, которые сделаны были не без прямого влияния Б. И. Морозова. Последний, как известно, одел в первый раз молодого царя с братом и другими детьми в немецкое платье. На 14-ом году царевича торжественно «объявили» народу, а c 16-ти лет он вступил на престол московский.

Царство

Алексей Михайлович вступил на престол в 16 лет. Юного царя окружали люди, более озабоченные личной выгодой, чем государственной. Таким был воспитатель Алексея, боярин Морозов. Еще более своекорыстным оказался царский тесть Милославский. Все это привело к массовому недовольству. Московские купцы жаловались царю на иноземцев, особенно англичан, получивших благодаря взяткам многие льготы и преимущества, а русские торговцы и казна терпят убытки. Покровительствовал иноземцам сам боярин Морозов.

Увеличение пошлины на соль в 1648 году привело к массовому недовольству в народе. В Москве вспыхнул Соляной бунт. Бесчинства длились неделю. 6 июня, когда волнение улеглось, Алексей Михайлович торжественно вышел на Лобное место и пообещал «не дать воли злым людям».

Второй бунт произошел в 1662 году. Война с Польшей истощила казну. Взамен серебряной монеты по той же цене стали чеканить медную. Кое-кто из окружения царя наживался на денежных операциях, и вспыхнул Медный бунт. Самый страшный бунт возглавил донской казак Стенька Разин. По Волге издавна ютился беглый люд, грабя своих и персидских купцов. Этот торговый путь привлекал «гулящих» казаков и беглецов из Московского царства, думающих лишь о легкой наживе. В 1667 году часть голытьбы во главе с Разиным, пограбив хлебные караваны, спустилась и к Каспию. С богатой добычей Стенька вернулся на Дон . Царь послал против него сильное войско. В 1670 году под Симбирском атаман был разбит, а на Дону домовитые казаки выдали его властям. Казнили Разина в Москве.

Летом 1648 приказано было собрать все сборники законов и указы, переписать их, дополнить, некоторые законы написать вновь и «уложить все общим советом». Составление сборника законов, названного Уложением, поручили князю Н. Одоевскому. Князь Одоевский являлся главным советником царя после отставки Морозова. В начале 1649 года все 25 глав нового Уложения были готовы и разосланы по всей стране.

Много внимания Алексей Михайлович уделял просвещению. Он воспользовался услугами монахов, воспитанников Киевской православной академии. Один из лучших друзей Алексея Михайловича, окольничий Ф. Ртищев, устроил в Андреевском монастыре общежитие, где монахи переводили сочинения и исправляли богослужебные книги.

Книги и учебники печатались на улице Никольской в московской типографии, ставшей центром просвещения. В 1665 году при Заиконоспасском монастыре Симеон Полоцкий основал школу для дьяков Посольского приказа. В 1687 году по инициативе Симеона здесь открылась Славяно-греко-латинская академия. При Алексее Михайловиче появился первый театр. В окружении царя было все больше высокообразованных людей.

Царь умело выбирал сотоварищей - в Боярской думе заседали знающие люди. Одним из блестящих деятелей XVII века был глава Посольского приказа боярин Афанасий Ордин-Нащокин.


Даровитым и образованным был и преемник Нащокина боярин Артамон Матвеев. Будучи сторонником просвещения, он во многом предвосхитил реформы Петра I.

При царствовании Алексея Михайловича произошли серьезные потрясения в жизни Православной церкви, возникшие в связи с деятельностью патриарха Никона. До введения книгопечатания богослужебные книги переписывались, часто допускались ошибки. Книги переставали соответствовать первоисточникам. Никон решил исправлять их по греческим оригиналам. Многие сочли это, а также и троеперстное знамение кощунством и порчей.
Противников никоновской реформы стали называть старообрядцами. Старообрядцы наотрез отказались признавать решение собора даже под страхом смерти. Особенно активным старообрядцем был протопоп Аввакум. Его сослали в Сибирь и там сожгли. Так в Русской православной церкви произошел раскол. Началась долгая эпоха гонений и расправ над раскольниками.

После кончины в 1682 году Алексея Михайловича на престол вступил его сын Федор (1676-1682). Он с братом Иваном были детьми от первой жены царя Милославской. От второго брака с Натальей Нарышкиной родился Петр. У Федора детей не было, Иван был физически слаб. Надежды на царствование связывали только с Петром.


Вербное воскресенье в Москве в царствование Алексея Михайловича

Литература

  • Российская большая детская энциклопедия, Современный литератор, Минск, 2008

«Но, что ни говори, жениться по любви не может ни один, ни один король», — пела в своё время Алла Пугачёва . Ироничные слова этой песни вполне соответствуют исторической правде — европейские короли и русские цари очень редко имели возможность выбирать спутниц жизни по своему вкусу.

Монарший брак — это, в первую очередь, способ укрепления правящей династии и возможность создания нужных политических союзов. Симпатичны ли при этом друг другу супруги, не имеет никакого значения.

Алексей Михайлович Тишайший , второй представитель династии Романовых на русском троне, свою первую супругу формально выбирал сам, но в действительности выбор за него делали влиятельные приближённые.

Алексей Михайлович взошёл на трон 16-ти лет от роду и, разумеется, попал под полное влияние родовитых бояр, самой заметной фигурой из которых являлся его воспитатель Борис Иванович Морозов.

В 1647 году в России прошёл смотр царских невест — подобный обычай пришёл в страну из Византии. Прежде чем предстать перед царём, 200 девушек проходили предварительный отбор у бояр, а затем осмотр у врача. Лекарь должен был дать заключение — способна ли девушка родить здорового наследника.

Мария выходит на замену

Из числа финалисток Алексей Михайлович выбрал Евфимию Всеволожскую , дочь касимовского помещика Рафа Всеволожского . Однако, когда девушку начали готовить к свадьбе, она внезапно упала в обморок. Борис Морозов немедленно объявил девушку больной, и её тут же удалили из царских покоев.

Как считают историки, вся эта сцена разыгралась не без помощи царского воспитателя, которому нужно было устранить невыгодную кандидатку. Вместо неё на очи царя была представлена дочь царского стольника Ильи Милославского Мария.

Девушка была на пять лет старше жениха, но имела огромный плюс в глазах Морозова — её отец, как и все Милославские, принадлежали к морозовской придворной партии.

После свадьбы царя Морозов женился на родной сестре царицы Анне Милославской , став не просто наставником Алексея Михайловича, но и его родственником.

Любил ли Алексей жену? Во всяком случае, со временем он к ней привык, и она его вполне устраивала. Выяснилось, что молодой царь весьма темпераментный мужчина, поэтому царица почти постоянно находилась в интересном положении.

За 21 год брака она родила Алексею Михайловичу 13 детей — 5 мальчиков и 8 девочек. Правда, мальчики, рождённые от Марии Милославской , не отличались крепким здоровьем: Дмитрий и Симеон умерли в раннем детстве, Алексей дожил лишь до 16 лет, а Фёдор и Иван, всё-таки примерившие царскую корону, тоже прожили недолгие жизни, полные болезней.

Мария Ильинична Милославская умерла 13 марта 1669 года от родильной горячки спустя пять дней после рождения своего последнего ребёнка, дочери Евдокии. Девочка не выжила, прожив два дня и умерев на три дня раньше матери.

Воспитанница друга Артамона

Алексею Михайловичу в год смерти царицы исполнилось 40 лет. Возраст для того времени уже немолодой, но и не совсем преклонный. Вдовство монархов на Руси не приветствовалось, поэтому встал вопрос о новой женитьбе государя.

Наталья Кирилловна Нарышкина, русская царица. Фото: репродукция

Бориса Морозова к тому времени уже не было в живых, но придворная партия Милославских была в силе. Перспектива нового брака родню первой жены Алексея Михайловича беспокоила. Во-первых, Милославские были в курсе состояния здоровья царевичей и беспокоились, что рождение здорового мальчика от новой жены может привести к пересмотру всего порядка престолонаследия. Во-вторых, вместе с новой царицей доступ к царю могла получить конкурирующая придворная партия с неприятной перспективой потери Милославскими тёплых и «хлебных» мест в структурах государственного управления.

В этот период на место самого близкого к царю человека выдвинулся Артамон Сергеевич Матвеев , один из первых русских «западников», охотно перенимавший зарубежные новинки и приобщавший к ним царя.

Алексея Михайловича и Артамона Матвеева даже можно было назвать друзьями. И после смерти жены овдовевший царь, ища утешения, часто приезжал в дом к другу.

Однажды у Матвеева царь обратил внимание на юную девушку, лицо которой показалось очень приятным. Алексей Михайлович попрекнул друга: почему, дескать, доселе скрывал, что у тебя растёт красавица-дочь?

Матвеев пояснил: Наташа не дочь, а воспитанница. Наталья Кирилловна Нарышкина была дочерью мелкопоместного дворянина Кирилла Полуэктовича Нарышкина и его жены, Анны Леопольдовны. Артамон Матвеев, дальний родственники Наташи, забрал девушку у родителей на воспитание. Подобная практика была достаточно распространённой в XVII веке.

Выигрышный номер 36

Историки времён Российской империи, описывая знакомство царя и Натальи Нарышкиной, утверждали, что после того, как Алексей Михайлович стал делать намёки на сватовство, перепуганный боярин Матвеев стал слёзно молить освободить его и воспитанницу от столь высокой чести, опасаясь, что завистники испортят девушке жизнь.

Вряд ли это было на самом деле правдой. С таким скромным поведением Артамон Матвеев никогда бы не поднялся столь высоко по властной лестнице государства Российского. Думается, Матвеев понимал все риски, но понимал и огромные перспективы возможного брачного союза.

В 1670 году был официально объявлен новый смотр невест, на который получила приглашение и Наталья Нарышкина. Клан Милославских взамен умершей царицы выставил на конкурс целую россыпь кандидаток, однако всем им Алексей Михайлович дал решительный отвод.

Просмотрев 70 кандидаток, царь решительно остановился на «претендентке номер 36» — ей была Наталья Нарышкина.

Милославские, чувствуя, что власть начинает уплывать из рук, применили старый приём, заявив, что девушка, очевидно, больна и, если не умрёт сразу, то не сможет родить наследника.

Однако, как уже говорилось, воспитателя Морозова в живых не было, и всерьёз повлиять на Алексея Михайловича, заставив его пересмотреть решение, никто не мог.

1 февраля 1671 года 19-летняя Наталья Нарышкина была повенчана с Алексеем Михайловичем, которому было почти 42 года.

Артамон Матвеев возглавил Посольский приказ и фактически стал главой русского правительства.

Царица с «западным» уклоном

Алексей Михайлович, во втором браке получивший редкую возможность выбрать в жёны ту, кого он действительно хотел, души не чаял в молодой жене и всячески её баловал.

Юная Наталья, хотя и получившая неплохое образование в доме Матвеевых, не отличалась выдающимся государственным умом и задатками политического деятеля. Царица Наталья была по характеру доброй и мягкой и при этом превосходно умела доносить до мужа мысли и идеи, выгодные клану Нарышкиных.

В 1672 году Наталья Нарышкина родила мальчика, которого назвали Петром. К великой радости отца и к крайнему раздражению Милославских, младенец родился крепким и здоровым.

После рождения сына Алексей Михайлович готов был носить жену на руках. Ей позволялось то, чего раньше не разрешалось царицам. Воспитанная в доме Артамона Матвеева и пропитавшаяся «западническим» духом, Наталья Кирилловна на всех праздничных торжественных богослужениях в соборах присутствовала сама, а летом ездила в открытой карете, что раньше было просто недопустимо, чем вызывала смущение многих.

Наталья родила мужу ещё двух дочерей — Наталью и Феодору. Вторая дочь, к сожалению, умерла в возрасте трёх лет.

Стремясь порадовать супругу, Алексей Михайлович распорядился построить «Комедийную палату» в Кремле и завёл театр.

Но Наталье кремлёвские палаты были в тягость. Вместе с детьми она предпочитала проводить время за городом, в царских сёлах Измайлове, Коломенском, Воробьёве и Преображенском.

Схватка за престол

Детей у пары могло быть и больше, но в начале февраля 1676 года Алексей Михайлович умер, не дожив до своего 47-летия.

Счастливое время царицы Натальи закончилось — для Милославских она превратилась в ненавистного лидера враждебного клана. На трон взошёл старший из живых сыновей Алексея Михайловича Фёдор Алексеевич, после чего вдовствующую царицу с детьми удалили из столицы.

Как уже говорилось, Наталья за городом чувствовала себя гораздо лучше и увереннее, нежели в Москве, поэтому годы правления царя Фёдора она перенесла сравнительно спокойно.

Но весной 1682 года Фёдор умер бездетным, и спор за трон разгорелся с новой силой. Претендента было два — 15-летний Иван и 9-летний Пётр. Иван имел больше прав, но здоровье его говорило о том, что длительным его царствование не будет. Здоровый и бодрый Пётр на этом фоне казался более перспективной кандидатурой, и боярская дума поддержала его.

Милославские решились на крайнюю меру, подняв стрелецкий бунт. Нарышкиных обвинили в том, что они пытаются отравить царевича Ивана.

Стрельцы ворвались в Кремль, где начались убийства представителей клана Нарышкиных. Погибли Артамон Матвеев, два брата царицы Афанасий и Иван, ещё целый ряд знатных бояр, а также стрелецких начальников, не поддержавших бунт. Престарелого отца царицы сослали в монастырь.

И сама Наталья, и маленький Пётр пережили в эти дни страшное потрясение. Возможно, что вспышки ярости взрослого Петра Алексеевича являлись последствием перенесённого в 9-летнем возрасте ужаса.

Иногда казалось, что царица с детьми тоже станут жертвами разъярённой толпы, но их всё-таки не тронули. В итоге было объявлено о том, что на трон взойдут и Иван, и Пётр, а регентом станет царевна Софья.

Мать первого императора

Наталья Нарышкина с детьми вновь оказалась в ссылке, однако на сей раз обстановка была накалённой. Все понимали, что это ещё не конец — по достижении совершеннолетия Пётр получал все права на престол, и партия Милославских отдавала себе отчёт, что молодой царь не упустит случая поквитаться за убитых родственников.

Как известно, борьба Петра и Софьи в итоге завершилась победой первого в 1689 году. Нарышкины снова получили доступ к государственной власти, поскольку 17-летнего царя больше интересовали потешный флот на Плещеевом озере и потешное войско.

Наталья Кирилловна, несмотря на «прозападность», полученную в доме Артамона Матвеева, увлечений Петра не одобряла и не понимала. Но при этом она очень любила сына и тосковала, когда он уезжал в длительные поездки.

Пётр Алексеевич также был сильно привязан к матери. Под её влиянием состоялся его первый брак — женитьба на Евдокии Лопухиной.

Политические грозы и потрясения, которые Наталья Нарышкина пережила после смерти мужа, сказались на её здоровье. В последние годы жизни она страдала болезнью сердца. 4 февраля 1694 года в возрасте 42 лет мать первого русского императора скончалась.

Эта потеря серьёзно повлияла на сына. Пётр Алексеевич окончательно принял государственную власть в свои руки, дав понять родственникам и приближённым боярам, что отныне они будут лишь послушными исполнителями его воли.

Начиналась эпоха Петра Великого — грандиозный период в русской истории, которого, разумеется, никогда бы не было без его матери.

Алексей Михайлович Романов (Тишайший) (рожд. 17 (27) марта 1629 г. — смерть 29 января (8 февраля) 1676 г.) Государь, Царь и Великий Князь всея Руси 1645 - 1676 гг.

Детские годы

Алексей Михайлович родился в 1629 году, он был старшим сыном царя и его жены Евдокии Лукьяновны Стрешневой.

С пятилетнего возраста молодой царевич Алексей под надзором Б.И. Морозова начал учиться грамоте по букварю, после приступил к чтению книг. В 7 лет стал обучаться письму, а в 9 – церковному пению. К 12-ти годам у мальчика составилась небольшая библиотека из книг, ему принадлежавших. Среди них упоминаются, между прочим, лексикон и грамматика, изданные в Литве, а также «Космография».

В числе предметов «детской потехи» царевича встречаются музыкальные инструменты, немецкие карты и «печатные листы» (картинки). Таким образом, вместе с прежними образовательными средствами видны и нововведения, сделанные не без прямого влияния боярина Б.И. Морозова.

Вступление на престол

После смерти отца 16-ти летний Алексей Михайлович 17 июля 1645 г. стал вторым царем из . Со вступлением на престол он столкнулся лицом к лицу с целым рядом тревожных вопросов, волновавших русскую жизнь XVII столетия. Слишком мало подготовленный к разрешению подобных дел, он поначалу подчинился влиянию бывшего своего дядьки Морозова. Однако в скором времени начал принимать и самостоятельные решения.

Алексей Михайлович, как видно из его собственных писем, и отзывам иностранцев и русских подданных, обладал замечательно мягким, добродушным характером; был, по словам подьячего Посольского приказа Григория Котошихина, «гораздо тихим», за что и получил прозвище Тишайший.

Характер царя

Духовная атмосфера, среди которой жил государь, его воспитание, характер и чтение церковных книг развили в нем религиозность. По понедельникам, средам и пятницам он во все посты ничего не пил и не ел, и вообще ревностно исполнял церковные обряды. К почитанию внешнего обряда присоединялось и внутреннее религиозное чувство, развивавшее у Алексея Михайловича христианское смирение. «А мне, грешному, – пишет он, – здешняя честь, аки прах».

Царское добродушие и смирение временами, однако, сменялись на кратковременные вспышки гнева. Как-то раз царь, которому пускал кровь немецкий «дохтур», повелел боярам испробовать то же средство. Р.Стрешнев отказался. Алексей Михайлович собственноручно «смирил» старика, но после не знал, какими подарками его задобрить.

Вообще государь умел отзываться на чужое горе и радость. Замечательные в этом отношении его письма. Мало темных сторон возможно отметить в царском характере. У него была скорей созерцательная, пассивная, а не практическая, активная натура; стоял на перекрестке между двумя направлениями, старорусским и западническим, примирял их в своем мировоззрении, однако не предавался со страстной энергией ни тому, ни другому.

Алексей Михайлович и Никон перед гробницей святителя Филиппа

Женитьба

Надумав жениться, Алексей Михайлович в 1647 г. выбрал себе в жены дочь Рафа Всеволожского. Однако пришлось отказаться от своего выбора из-за интриг, в которые, возможно, был замешан Морозов. 1648 год — царь заключил брак с Марьей Ильинишной Милославской. В скором времени Морозов женился на сестре ее Анне. В результате, Б.И. Морозов и тесть его И.Д. Милославский приобрели первенствующее значение при царском дворе. От этого брака родились сыновья – будущие цари Федор Алексеевич и Иван V и дочь Софья.

Соляной бунт

Однако к этому времени, уже ясно обнаружились результаты плохого внутреннего управления Морозова. 1646 год, 7 февраля — по его инициативе царским указом и боярским приговором установили новую пошлину на соль. Она была выше рыночной цены соли – одного из главнейших предметов потребления всего населения – примерно в полтора раза и вызвала сильное недовольство народа. К этому прибавилось злоупотребления Милославского и слухи о пристрастии государя к иностранным обычаям. Все эти причины вызвали Соляной бунт в Москве 2–4 июня 1648 г. и беспорядки в других городах.

Новую пошлину на соль отменили в том же году. Морозов продолжал пользоваться царским расположением, однако уже не имел первенствующего значения в управлении державой. Алексей Михайлович возмужал и больше не нуждался в опеке. Он писал в 1661 году, что «слово его стало во дворце добре страшно».

Алексей Михайлович и патриарх Никон

Патриарх Никон

Но мягкой, общительной натуре царя был необходим советчик и друг. Таким «собинным», любимым другом стал владыка Никон. Будучи митрополитом в Новгороде, где со свойственной ему энергией он в марте 1650 г. усмирял мятежников, Никон овладел доверием царя, посвящен был 25 июля 1652 г. в патриархи и начал оказывать прямое влияние на дела государства.

1653 год, 1 октября — Земской Собор в Москве принял решение о принятии Украины в состав России. Как следствие этого была объявлена Россией 23 октября того же года войны Речи Посполитой, притеснявшей украинцев.

Во время войн 1654–1658 гг. Алексей Михайлович часто отсутствовал в столице, находился, следовательно, вдали от Никона и присутствием своим не сдерживал властолюбия патриарха. Вернувшись из военных походов, он начал тяготиться его влиянием. Враги Никона воспользовались охлаждением к нему царя и начали непочтительно относиться к патриарху. Горделивая душа архипастыря не смогла снести обиды. 1658 год, 10 июля — он отказался от своего сана и уехал в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. Царь, однако, не скоро решился покончить с этим делом. Только в 1666 г. на Церковном Соборе под председательством патриархов Александрийского и Антиохийского Никона лишили архиерейского сана и заточили в Белозерский Ферапонтов монастырь.

Во время военных походов Алексей Михайлович Романов побывал в западных городах – Витебске, Полоцке, Могилеве, Ковно, Гродно, Вильно. Там познакомился с похожим на европейский образом жизни. Вернувшись в Москву государь сделал перемены в придворной обстановке. Внутри дворца появились обои (золотые кожи) и мебель на немецкий и польский образец. Постепенно изменялась жизнь и простых горожан.

Земский собор

Церковный раскол

После устранения Никона не уничтожены были главные его нововведения – исправление церковных книг и изменения некоторых религиозных обрядов (форма церковных поклонов, крещение тремя перстами, использование для богослужения икон только греческого письма). Многие из священников и монастыри не согласились принимать этих новшеств. Они начали называть себя старообрядцами, а официальная Русская Православная Церковь стала именовать их раскольниками. 1666 год, 13 мая — в Успенском соборе Московского Кремля был предан анафеме один из руководителей старообрядцев – .

Внутренние беспорядки

Особо упорное сопротивление было оказано Соловецким монастырем; осажденный с 1668 г. правительственными войсками, он был взят воеводой Мещериновым 22 января 1676 г., мятежников повесили.

Тем временем на юге поднял бунт донской казак . Ограбив караван гостя Шорина в 1667 г., Разин двинулся на Яик, взял Яицкий городок, грабил персидские корабли, но в Астрахани принес повинную. В мае 1670 года он вновь отправился на Волгу, взял Царицын, Черный Яр, Астрахань, Саратов, Самару и поднял на восстание черемисов, чувашей, мордву, татар. Войско Разина под Симбирском разбил князь Ю. Барятинский. Разин бежал на Дон и, выданный там атаманом Корнилом Яковлевым, был казнен в Москве 27 мая 1671 г.

В скором времени после казни Разина началась война с Турцией из-за Малороссии. Война окончилась 20-ти летним миром только в 1681 году.

Результаты правления Алексея Михайловича

Из внутренних распоряжений при царе Алексее Михайловиче замечательно основание новых центральных учреждений (приказов): Тайных дел (не позже 1658 г.), Хлебный (не позднее 1663 г.), Рейтарский (с 1651 г.), Счетных дел, занятый проверкой прихода, расхода и остатков денежных сумм (с 1657 г.), Малороссийский (с 1649 г.), Литовский (в 1656–1667 гг.), Монастырский (в 1648–1677 гг.)

В финансовом отношении сделано также несколько преобразований. В 1646 году и последующих годах провели перепись тяглых дворов с их совершеннолетним и несовершеннолетним населением мужского пола. Указом от 30 апреля 1654 г. запрещалось взимать мелкие таможенные пошлины (мыт, проезжие пошлины и годовщину) или отдавать их на откуп.

Из за нехватки денежных средств во множестве были выпущены медные деньги. С 1660-х годов медный рубль начал цениться в 20–25 раз дешевле серебряного. В результате чего наступившая страшная дороговизна вызвала народный мятеж 25 июля 1662 г., названный Медным бунтом. Мятеж был усмирен высылкою против восставшего народа стрелецкого войска.

Указом от 19 июня 1667 г. приказано было приступить к постройке судов в селе Дединове на Оке.

В области законодательства было составлено и издано Соборное Уложение – свод законов Российского государства (печаталось в первый раз 7–20 мая 1649 г.). Его дополняли в некоторых отношениях Новоторговый устав 1667 г., Новоуказные статьи о разбойных и убийственных делах 1669 г., Новоуказные статьи о поместьях 1676 г.

Во время правления Алексея Михайловича Романова продолжалось колонизационное движение в Сибирь. Прославились в этом отношении: А.Булыгин, О.Степанов, Е.Хабаров и другие. Были основаны города Нерчинск (1658 г.), Иркутск (1659 г.), Селенгинск (1666 г.)

Последние годы правления. Смерть

В последние годы царствования Алексея Михайловича при царском дворе особо возвысился А.С. Матвеев. Спустя 2 года по смерти М.И. Милославской государь женился на родственнице Матвеева – Наталье Кирилловне Нарышкиной (22 января 1671 г.). От этого брака у Алексея Михайловича родился сын – будущий император .

Умер царь Алексей Михайлович Романов 29 января 1676 г. и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Царя Алексея Михайловича историк Ключевский называл славной русской душой и готов был видеть в нем лучшего человека древней Руси. Попробуем разобраться, за что этот государь удостоился столь лестной оценки.

Детство. Воспитание

Алексей Михайлович вступил на престол в 1645 году, 16-летним юношей. Он получил обычное старомосковское образование, то есть мог бойко прочесть в церкви часы и не без успеха петь с дьячком на клиросе по крюковым нотам. При этом он до мельчайших подробностей изучил чин церковного богослужения и мог поспорить с любым монахом в тонкой искушенности по части молитв и поста. Царевич прежнего времени, вероятно, на этом бы и остановился. Но Алексей воспитывался в иное время, когда русские люди смутно испытывали потребность в чем-то новом, а значит, иноземном. Ребенком Алексей уже держал в руках затейливые заморские игрушки: коня немецкой работы, немецкие же гравюры, и даже детские латы, сделанные для него мастером немчином Петром Шальтом.

Кроме того, в 11-12 лет Алексей уже был владельцем маленькой библиотеки, заключавшей в себе дюжину томов. Со временем чтение стало его ежедневной потребностью. Про зрелого Алексея Михайловича говорили, что он «навычен многим философским наукам». Царь также любил писать, пытался изложить историю своих военных походов, пробовал себя в стихотворстве и составил устав соколиной охоты, замечательный по образному языку и стремлению к бескорыстному любованию красотой.

Вот это привлекательное сочетание верности старорусской традиции с наклонностью к полезным и приятным новшествам составляло корень характера Алексея Михайловича. Царь был образцом набожности: в Великий и Успенский пост по вторникам, четвергам и субботам кушал один раз в день, и кушанье его состояло из капусты, груздей и ягод — все без масла. По понедельникам, средам и пятницам во все посты он не ел и не пил ничего. В церкви стоял иногда часов по пяти и по шести кряду, клал по тысячи земных поклонов, а в иные дни и по полторы тысячи. В то же время, увлекаемый новыми веяниями, он частенько отступал от старозаветного порядка жизни. Ездил Алексей Михайлович в немецкой карете, брал с собой жену на охоту, устраивал первые в России театральные представления, заботился о развитии флота и дал детям в учители книжного монаха, который учил их не только часослову и Псалтыри, но также латинскому и польскому языкам.
Что ж удивляться, что именно в семье Алексея Михайловича вырос будущий прорубатель окна в Европу.

И наконец, не забудем то необыкновенное смирение, с которым Алексей Михайлович воспринимал свой царский чин. В одном его письме читаем поразительные слова. Самодержец всея Руси жалуется, что истощил долготерпение Господа, ибо по многим своим грехам не годится во псы, не то что в цари. «Лучше быть маленькой звездочкой там, у небесного престола, нежели солнцем здесь, на земле», - пишет он в другом месте. Тут, кстати, вспомним, что Алексей Михайлович был современником другого государя, Людовика XIV, который в своем непомерном тщеславии присвоил себе титул «короля-Солнца» и не видел ничего дурного или хотя бы смешного в том, чтобы напевать хвалебные гимны, сложенные в его честь придворными подхалимами.

Почему — Тишайший?

Царь Алексей Михайлович остался в истории с прозвищем «Тишайший». А вот что оно означает?

Обыкновенно считается, что Алексея Михайловича прозвали так за его мягкую доброту. Действительно, царь был добродушный человек. Однако он вовсе не был «тишайшим» в этом смысле слова — ни по своей натуре, ни по делам. Рассмотрим вначале его характер.

Если второй Романов и обнаруживал некую «тихость», то лишь в первые годы своего правления, когда был юн. Но его природная вспыльчивость очень быстро дала себя знать. Царь легко терял самообладание и давал волю языку и рукам. Так, однажды, поссорившись с патриархом Никоном, он прилюдно обругал его мужиком и сукиным сыном. Вообще Алексей Михайлович умел браниться весьма изобретательно и изощренно, не то что нынешние сквернословы со своим убогим лексиконом средней школы. Вот, например, какое письмо царь отправил казначею Саввино-Сторожевского монастыря отцу Никите, который, выпивши, подрался с размещенными на постой стрельцами: «От царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси врагу Божию и богоненавистцу и христопродавцу и разорителю чудотворцева дома и единомысленнику сатанину, врагу проклятому, ненадобному шпыню и злому пронырливому злодею казначею Миките». Таков был царь на язык.
Скажем теперь насчет рук. Раз в думе обсуждался вопрос о войне с Польшей, и царев тесть боярин Милославский, никогда не бывавший в походах, неожиданно заявил, что если государь назначит его воеводой, то он приведет ему пленником самого короля польского. Это наглое хвастовство так возмутило царя, что он дал старику пощечину, надрал ему бороду и пинками вытолкал из палаты. И это Тишайший царь? Вряд ли.

Что касается дел, то в царствование Алексея Михайловича меньше всего было тишины и покоя. Царь требовал от своих подручных служить без устали. Вспоминая «работы свои непрестанные», боярин Артамон Матвеев замечал, что «прежде сего никогда не бывало». А по отзыву протопопа Аввакума, царь «накудесил много в жизни сей, яко козел скоча по холмам и ветер гоняя». Да и когда было Алексею Михайловичу отдыхать, если в его правление бунт следовал за бунтом, война за войной. Сами современники называли XVII век — «бунташным веком».

Но как раз это последнее обстоятельство и дает ключ к правильному пониманию прозвища «Тишайший». Его истоки лежат в старинной формуле «тишина и покой», которая символизировала благоустроенное и благоденствующее государство. Алексей Михайлович именно «утишил» Россию, раздираемую бунтами и расколами. В одном документе того времени так и сказано, что по смерти Михаила Федоровича Мономахову шапку надел «благородный сын его, благочестивейший, тишайший, самодержавнейший великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович. Тогда под его высокодержавною рукой во всем царстве благочестие крепко соблюдашеся, и все православное христианство безмятежно тишиной светилось».
Вот какой смысл вкладывали наши предки в эпитет «тишайший» — это был официальный государев титул, имевший отношение к сану, а не к характеру царя. И таким «тишайшим» государем, кстати, официально был не один Алексей Михайлович, но и его сыновья, преемники на троне: вначале Федор Алексеевич, затем братья Иван и Петр, а потом в течение 30 лет один Петр, которого уж никак заподозришь в «тихом» поведении и излишней мягкости.

«Соляной бунт»

Уже в самом начале правления Алексея Михайловича вспыхнул первый крупный мятеж, — так называемый «соляной бунт».

В первые годы царствования Алексея Михайловича большое влияние на него имел его бывший воспитатель боярин Борис Иванович Морозов. Чтобы еще больше укрепить свое положение при дворе, Морозов сосватал 18-летнему царю младшую сестру своей жены — Марию Милославскую. Отец Марии, Илья Милославский, воспользовался своим неожиданным возвышением лишь для того, чтобы быстро набить карман. За взятки он раздавал купцам различные торговые монополии. Но особенно тяжело отразилось на благосостоянии народа резкое повышение налога на соль, так как соленая рыба была главной пищей тогдашнего простонародья. Доходы от этих махинаций Милославский делил со своими помощниками и клевретами — думским дьяком Назаром Чистым и двумя приказными дьяками — Петром Траханиотовым и Леонтием Плещеевым. Народ возненавидел эту компанию самой задушевной ненавистью.

29 июня 1649 года накопившееся недовольство вылилось в открытое возмущение. В этот день царь сопровождал патриарха в церковной процессии. Когда Алексей Михайлович вернулся в Кремль, то увидел себя окруженным большой толпой, прорвавшейся сюда раньше царя. Среди московской черни, купцов, ремесленников в толпе были и служилые люди. Пока одна часть мятежников удерживала царя, другая бросилась громить дворец Морозова. Погромщики не брали себе дорогие вещи, а ломали их на куски, топтали ногами или бросали в окна с криком: «Вот наша кровь!» Хотели разрушить и сам дворец, но Алексей Михайлович велел объявить, что здание принадлежит ему. Тогда толпа, умертвив трех слуг ненавистного временщика, рассеялась по Москве в поисках Морозова, Милославского и их честной компании.

Назар Чистый не ускользнул от народного гнева. Его поймали, избили, бросили на кучу навоза, где наконец и прикончили. Остальным удалось скрыться в надежных убежищах. Но на следующий день москвичи вновь появились перед царским дворцом, требуя их выдачи. Между тем обстановка накалялась, и город уже горел, подожженный мятежниками с четырех концов.

Алексей Михайлович должен был вступить в унизительные переговоры с бунтовщиками. Он просил не трогать Морозова, обещая сослать его подальше, и сумел-таки отстоять своего любимца. Но Плещеев и Траханиотов были выданы на расправу толпе, которая тут же буквально разорвала дьяков на куски. Это ужасное зрелище так подействовало на 20-летнего царя, что он со слезами на глазах стал умолять бунтовщиков о пощаде, клятвенно обязуясь уничтожить монополии, улучшить финансовое управление и дать стране справедливое правительство. Мало-помалу волнение народа улеглось и бунт прекратился.

Но то было лишь начало. «Бунташный век» неумолимо всходил в свой кровавый зенит.

Раскол

В царствование Алексея Михайловича русский дух дал первую глубокую трещину, которая получила название церковного раскола. Трещина эта не срослась до сих пор. Так что же за клин расколол русский народ на две части - православных и старообрядцев?

К середине XVII века за 600 с лишком лет существования на Руси христианства в русской Церкви возникли и утвердились некоторые местные обычаи и обряды, отличные от принятых в Церкви греческой, от которой Русь в свое время приняла новую веру. Таковы были двуперстное крестное знамение, начертание и произношение имени Иисус с одним «и» — Исус, пение двойной, а не тройной «аллилуйи» во время богослужения и тому подобное. Кроме того, при многократном переписывании от руки богослужебных книг в них накопилась масса описок и разногласий, а типографский станок только размножил эти недоразумения и придал им цену печатного слова. Как видите, церковные разногласия с греками не касались глубинных вопросов веры и церковных догматов, а носили чисто обрядовый характер. Но люди того времени придавали обряду огромное значение — в его соблюдении видели залог душевного спасения.

В правление Алексея Михайловича эти накопившиеся неисправности и разногласия стали уж очень сильно резать глаза образованным русским людям. Возникло естественное стремление переписать церковные книги согласно древним образцам. При патриархе Никоне с православного Востока и из разных углов России в Москву навезли горы старинных рукописных книг — греческих и церковнославянских. Исправленные по ним новые издания разослали по русским церквам с приказанием отобрать и истребить старопечатные и старописьменные книги. Вот тут-то и началась смута и брожение в умах. Многие православные, заглянув в присланные книги, ужаснулись, не найдя в них ни двуперстного знамения, ни Исуса, ни двойной аллилуйи, ни других привычных и освященных временем верований, обычаев и начертаний. В новых книгах усмотрели попытку церковных властей ввести какую-то новую веру. А ведь русские люди свято верили, что древние святые отцы спасались именно тем обычаем, который был принят на Руси, и что православным следует умирать «за единую букву аз» в церковном тексте.
Часть русского духовенства прокляло новые книги, как еретические, и продолжало совершать служение и молиться по старым книгам. На московском церковном соборе 1666-1667 годов непокорные были преданы анафеме за противление церковной власти и отлучены от Церкви. А отлученные, в свою очередь, перестали признавать церковную иерархию законной церковной властью. С тех пор и длится это церковное разделение русского народа, которое принесло немало бед России.

Заметим еще, что нервом церковного раскола была вовсе не слепая привязанность к старым обрядам. В отступлении церковного начальства от древнего правоверия раскольники увидели страшное знамение приближения конца времен. Раскол был своего рода социально-апокалиптической утопией, исступленным ожиданием пришествия Антихриста. Это экстатическое настроение породило своеобразный душевный тип «расколоучителей» первого поколения — скорее одержимых фанатиков, чем добрых пастырей.

Скажем несколько слов о наиболее выдающихся из них.

Начнем с мучеников. Первое место среди них следует, конечно, отвести протопопу Аввакуму. Это был крупный самородок, умный от природы, хотя и необразованный человек. «Аще я и не смыслен гораздо, неученый человек, — говорил он сам о себе, — не учен диалектике и риторике и философии, но разум Христов в себе имам — невежда словом, а не разумом».
Подобная самоуверенность была вызвана не одним только непомерным самомнением, которого у Аввакума действительно было хоть отбавляй. Он и в самом деле свято верил в ниспосланный ему дар непосредственного общения с Богом. Его неприятие церковной реформы было искренним и глубоким. «Задумалися, сошедшися меж собою, — рассказывает он о своих впечатлениях от нововведений патриарха Никона, — видим яко зима хочет быти: сердце озябло и ноги задрожали».
По складу своего характера Аввакум был рьяный фанатик и доведись ему победить, он с наслаждением мучил бы и истязал своих противников. Но история обрекла его на поражение, которое он встретил мужественно и твердо, с полным присутствием духа. В одной из своих челобитных царю Аввакум спокойно говорит: «Ведаю, яко скорбно тебе, государь, от докуки нашей… Не сладко и нам, когда ребра наши ломают, кнутьем мучат и томят на морозе гладом. А все церкви ради Божией страждем».
Он умер, верный себе, мученической смертью. По царскому приказу (Федора Алексеевича, сына Тишайшего царя), его сожгли в срубе вместе с тремя его товарищами.

Высокий пример духовной стойкости явили также сестры — боярыня Федосья Морозова и княгиня Евдокия Урусова. Их арестовали за неоднократные оскорбления высших церковных властей и самого царя. Раздетых до пояса, сестер вздернули на дыбу, пытали огнем, потом на несколько часов бросили на снег. Однако они не отреклись от своих убеждений и были навечно заточены в монастырь.

Впрочем, не все раскольники выбирали пассивное сопротивление. Старцы Соловецкого монастыря, например, фактически отделились от церкви и государства, просидев 11 лет за крепкими стенами далекой обители. Алексей Михайлович долго пытался образумить мятежных старцев увещеваниями, слал им письма в примирительном духе. Но когда ему донесли, что монахи держали между собой «черный собор» (то есть самозваный, незаконный), на котором предали государя анафеме, Алексей Михайлович скрепя сердце приказал взять монастырь штурмом.

Расправа воеводы Мещеринова над участниками Соловецкого восстания

Наконец, были среди раскольников и откровенные изуверы, толкавшие людей на самосожжения — печально знаменитые раскольничьи «гари». Несмотря на все усилия правительства, остановить это огненное поветрие оказалось невозможно — оно затихло постепенно само собой, подобно прочим видам повального умопомешательства.

Патриарх Никон

Как рассказ о Людовике XIII невозможен без упоминания кардинала Ришелье, так и история Алексея Михайловича не может обойтись без имени Патриарха Никона — второго лица в государстве.

Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Рисунок XVII века

В 1648 году на поклон к молодому царю Алексею Михайловичу явился игумен Кожеозерской обители Никон. Этот выходец из нижегородских крестьян оказался на удивление начитан, умен, благочестив. Беседы с ним запали в душу молодому царю, и между ними возникла искренняя привязанность. Алексей Михайлович оставил Никона в столице, приблизил к себе и стал называть своим «собинным» другом, то есть близким, задушевным.
Царский любимец быстро пошел в гору: был посвящен в сан архимандрита Новоспасского монастыря, потом стал митрополитом Новгородским, а в 1652 году церковный собор решил избрать его главой Церкви вместо умершего патриарха. Сам Алексей Михайлович в Успенском соборе на виду у бояр и народа поклонился Никону в ноги и со слезами умолил его принять патриарший сан. «Будут ли меня почитать как архипастыря и отца верховного и дадут ли мне устроить Церковь?» — спросил Никон. Царь, священство и бояре поклялись ему в этом.
Получив от царя и собора неограниченную власть и титул « великий государь» , новый Патриарх начал работу по исправлению богослужебных книг и самого церковного богослужения. Не имея достаточного образования и опыта для проведения таких реформ, Никон без оглядки ломал некоторые устоявшиеся веками традиции. Именно жесткая, самовластная политика Никона расколола русских людей на «Никониан» и старообрядцев.
Нажив себе множество недругов среди священства и бояр, Патриарх своими руками подготовил свое падение. Царь с годами охладел к собинному другу. На церковном соборе 1666 года Никона лишили патриаршего сана и сослали простым монахом в далекий Ферапонтов монастырь.
В 1676 году по царскому указу Никон был переведен под надзор двух старцев в Кирилловский монастырь. После смерти Алексея Михайловича, по ходатайству великой княжны Татьяны Михайловны и по просьбе многих духовных и светских лиц, новый царь Фёдор Алексеевич повелел в 1681 году перевести опального Патриарха в подмосковный Воскресенский монастырь. Но престарелый Никон не вынес тягот путешествия и умер 17 августа 1681 года под Ярославлем. Он был погребен в Новом Иерусалиме по патриаршему чину.

Разинский бунт

«Бунташный» XVII век с духовной стороны полнее всего выразился в церковном расколе, а со стороны, так сказать, физической, материальной, — в разинском бунте.

Народное движение, потрясшее основы Московского государство, началось как чисто казачье «добывание зипунов», то есть было самым обыкновенным, хотя и крупным разбоем. Вожаком его был Стенька Разин, составивший себе шайку из так называемой «голытьбы» — малоимущих казаков, всегда готовых погулять на чужой счет. С этими бесшабашными людьми Стенька разбойничал сперва на Волге, а затем на берегах Каспия. Вдоволь пограбив персидское побережье, казаки с богатой добычей возвратились в 1669 году на Дон, где слава и значение удачливого атамана выросли невероятно. Теперь Стеньку величали не иначе, как Степан Тимофеевич, и тысячи беглых воров и лентяев почитали за счастье попасть к нему на службу.
Перезимовав на Дону, Разин летом 1670 года вновь двинулся на Волгу, но уже не с разбоем, а с бунтом. Провозглашая повсюду, что он идет войной на московских бояр, атаман почти без боя взял Астрахань и двигаясь вверх по Волге, дошел до Симбирска. Вот здесь казацкий набег и перерос в «русский бунт, бессмысленный и беспощадный».
Крестьяне, взбаламученные призывами Разина бить бояр, грабили и убивали своих помещиков, соединялись в отряды и примыкали к казакам. Вслед за ними поднялись инородцы Поволжья — зыряне, мордва, чуваши, черемисы, башкиры, которые бунтовали и резались, сами не зная за что. Воинство Стеньки, пьяное от вина и крови, дышало самой черной местью и завистью. Законы, общество, религия, — короче все, что так или иначе стесняет личные инстинкты и побуждения, возбуждало в этих людях самую лютую ненависть. Их победа означала бы быстрый конец Российского государства. Всей этой взбунтовавшейся сволочи Стенька обещал во всем полную волю. «Иду на бояр, приказных и всякую власть, а меж вами учиню равенство», — провозглашал он в своих «прелестных письмах». На деле же он забрал всех в жесточайшую кабалу, в полное рабство. Достаточно сказать, что перед этим поборником равенства все должны были падать ниц.

Силы Разина достигли огромных размеров. Казалось, перед ним и впрямь открывается дорога на Москву. Как вдруг его полчища постигла полная неудача под Симбирском. Стенька потерпел поражение от князя Барятинского, у которого часть войска была обучена европейскому строю. Тогда, бросив крестьянские шайки на произвол судьбы, Разин бежал с казаками на Дон, но был схвачен там «домовитыми», или иначе, «старыми» казаками, сохранившими верность царю, и отправлен туда, куда так настойчиво стремился попасть — в Москву. На плахе он сказал своему брату Фролу, который трясся от страха: «Не будь бабой! Мы славно погуляли, теперь можно и пострадать!» В этих словах сказался весь Стенька, пришедший совсем не для того, чтобы дать народу волю, а чтобы всласть погулять на народной беде.

Нововведения

Мощный гений Петра Великого наложил такой неизгладимый отпечаток на все дела, к которым он прикасался, что на первый взгляд кажется, что именно ему Россия обязана всеми важнейшими нововведениями. Между тем почти на всех направлениях своей деятельности Петр всего лишь шел по стопам своих предшественников, завершая начертанную ими программу. И чтобы не быть голословными, предлагаю вам краткий обзор европейских новшеств, появившихся в России во время царствования Алексея Михайловича.

Начнем с того, что в 1672 году состоялось первое в России театральное представление. В загородном Коломенском дворце Алексея Михайловича была разыграна французская стихотворная пьеса на библейский сюжет «Эсфирь и Артаксеркс», переведенная на русский язык церковным писателем Симеоном Полоцким, близким другом царя. Актеры для невиданного заморского действа были набраны из труппы пастора Грегори, жившего в Немецкой слободе.

Еще раньше в Москве была отпечатана первая русская газета, получившая название «Куранты», по примеру многих газет, издававшихся в Германии, Голландии и Польше. Московские «Куранты» печатались в Посольском приказе в количестве 20 номеров в год и сообщали читателям о событиях в чужеземных государствах.
В области военного дела Алексей Михайлович провел важную реформу, значительно увеличив число полков иноземного строя. Он охотно принимал на службу иностранных офицеров и специалистов. Таким путем Россия приобрела многих из будущих полководцев и сподвижников Петра I, как, например, генералов Патрика Гордона, Франца Лефорта и Якова Брюса.
Наконец, не кто иной, как Алексей Михайлович позаботился о том, чтобы завести в России военный флот. Причем и он отнюдь не был в этом деле первопроходцем. Еще в 1635 году, при его отце Михаиле Федоровиче, один голштинский мастер с помощью русских плотников, построил в Нижнем Новгороде военное судно «Фридрих», которое добралось по Волге до Каспийского моря, но, правда, тут же и затонуло у берегов Дагестана.
Этот неудачный опыт, однако, не обескуражил Алексея Михайловича. Поскольку голштинцы оказались не на высоте своего дела, новых корабельных мастеров выписали из Голландии — признанной морской державы своего времени.
В 1667 году в селе Дединове на Оке, по соседству с Коломной, была заложена верфь, в распоряжение которой были отданы леса в Вяземском и Коломенском уездах, а также тульские литейные заводы. И уже в сентябре 1668 года на воду сошла первая русская эскадра, состоявшая из одного 22-пушечного корабля «Орел», яхты, двух шлюпок и одного челнока. Прибывший из Амстердама с 14 человеками экипажа капитан Давид Бутлер принял начальство над новой эскадрой.
Перед Бутлером была поставлена задача уничтожить пиратство у берегов Каспийского моря. Осенняя непогода задержала отплытие эскадры на юг. Только в следующем 1669 году переправленный на Волгу «Орел» наконец бросил якорь на Астраханском рейде. К несчастью, вскоре Астрахань была захвачена разинскими ворами, и красавец «Орел», подожженный по приказу Стеньки, сгорел дотла вместе со всей эскадрой. В следующий раз русская эскадра славного шкипера Питера прорвалась к южным морям только спустя 28 лет, но зато теперь уже — навсегда.

Приращение державы

В царствование Алексея Михайловича Россия, хотя и сотрясаемая бесконечными бунтами и внутренними неурядицами, тем не менее достигла больших успехов во внешней политике. Можно сказать, что тишайший царь вернул Московскому государству звание великой державы, утерянное со времен Великой Смуты.

Исторически самым важным внешнеполитическим вопросом того времени был вопрос о Малороссии, как в то время называли Украину. В 1648 году казачий сотник Богдан Хмельницкий поднял Запорожье против Речи Посполитой. Его дружно поддержало украинское крестьянство, восставшее против своих господ — польских панов. Образовалась грозная сила, с которой Хмельницкий в каких-нибудь полгода изгнал поляков из всей страны. Но поляки быстро оправились от неожиданности и перешли в контрнаступление, нанося казакам одно поражение за другим. Хмельницкому, поначалу мечтавшему о независимой Украине, не оставалось ничего другого, как ударить челом московскому государю с просьбой принять Украину под его высокую руку. В 1654 году присланные на Украину московские послы приняли от казаков присягу на верность московскому царю. В последовавшей затем затяжной русско-польской войне русским войскам удалось вернуть еще и Смоленск. С этих пор Москва перехватила у Польши наступательную роль и стала последовательно добиваться возвращения западнорусских областей.
В конце 60-х - начале 70-х годов XVII века состоялось первое серьезное столкновение России с Турцией. Огромное войско турецкого султана при участии крымской орды и изменившего украинского гетмана Дорошевича попыталось овладеть присоединенными к Москве украинскими землями, но было остановлено храброй обороной пограничных крепостей.
На востоке русская колонизация, перевалившая за Урал еще в конце XVI века, ушла далеко в глубь Сибири. Русские первопроходцы, а за ними государевы стрельцы и воеводы, вышли к Амуру, проникли за полярный круг и достигли берегов Берингова пролива. Впервые была установлена русско-китайская граница и налажены дипломатические отношения с великим восточным соседом.
Вообще приезды различных иноземных послов стали тогда привычным явлением в Москве. Да и сами московские послы зачастили ко всевозможным европейским дворам, добравшись до Парижа, Лондона, столиц итальянских государств и даже до далекого Мадрида. Никогда прежде русская дипломатия не выходила на такое широкое поприще.
К концу царствования Алексея Михайловича Русское государство добилось впечатляющих успехов. Оно отбилось ото всех внешних врагов, заключило мирные договоры с Польшей, Турцией, Швецией и приросло не менее чем семьюдесятью тысячами квадратных километров украинской и сибирской землицы. У страны, развивавшейся такими темпами, впереди было грандиозное будущее.

Алексей Михайлович умер от сердечного приступа в январе 1676 года, всего 47 лет от роду.

Алексей Михайлович Романов, прозванный Тишайшим, воспринимается как «не совсем удачный царь», а прозвище его интерпретируют чаще, как признак слабохарактерности и отстранённости от политики. Однако великие дела делаются в тишине.

При этом критики самодержца указывают на бунты соляной и медный, которые случились в период его правления, на начало церковного раскола и отделение старообрядцев с последующим на них гонением.

Затяжные войны с не особо внятными результатами с княжеством Литовским и Швецией также часто становятся предметом критики. Ну, и увлечение царя псовой и соколиной охотой, когда в стране неспокойно – также дополняют этот портрет.

Но такое мнение несколько поверхностно, и на самом деле, все было намного сложнее и с прозвищем и с политикой. Поскольку если смотреть на итоги правления Алексея Михайловича, то оказывается, что это прозвище он получил в силу своего понимания о том, что великие дела делаются в тишине. Собственно, это действительно был характерный стиль его царствования.

Автор Соборного уложения

Алесей Михайлович стал русским царем в 16 лет, современники действительно отзывались о нем как о тихом и добром человеке, искренне и глубоко верующем. В начале царствования он полагался на советы своего воспитателя боярина Бориса Ивановича Морозова. Однако после неудачного ввода повышенной пошлины на соль и соляного бунта стал все более самостоятельной фигурой.

После этого самого соляного бунта Тишайший проявил себя как системный политик и законотворец. В 1649 году под руководством Алексея Михайловича было разработано Соборное уложение, которое стало основной законодательной базой для России на последующие 200 лет. Это законодательство было по-своему уникальным, фактически оно кодифицировало и систематизировало все законы России, внося юридическую ясность и давая возможность адекватной правоприменительной практики.

При этом Тишайший царь использовал для разработки Уложения и польско-литовские, и венецианские, и византийские разработки, сочетая их с исконно русскими правовыми традициями. В политике этого царя наметилось некоторое западничество, но и оно было тихим и неспешным, а не резким и публичным, как у его сына, первого российского императора, Петра Великого.

Алексей Михайлович заимствовал от Запада только то, что считал по-настоящему полезным, и с нововведениями не торопился, стараясь не разрушать традиционный русский уклад.

Реформатор армии

Эти заимствования отразились и в реформе армии, которая к тому моменту уже назрела. В 1648 году в состав царской армии были введены рейтарские, гусарские и солдатские полки. Что касается рейтар, то это был первый опыт настолько обширного использования иностранных наемников.

В итоге эта реформа позволила победить Великое княжество Литовское, и в 1657 году заключить Андрусовское перемирие. И здесь снова Алексей Михайлович поступил как прозорливый дипломат. Он лишь вернул земли, отторгнутые от России в Смутное время, отдав полякам все новейшие завоевания. В итоге Россия все равно увеличила свои территории, в том числе получив и часть Украины. И при этом «не обидев» Речь Пополотую, царь привел к сближению двух государств в борьбе с Османской Империей.

Эпоха Алексея Михайловича

Здесь, опять же, важно помнить о контексте эпохи. Все эти реформы и государственное строительство с собирательством земель проходили в то время, когда страна только оправлялась от тяжелейших последствий смутного времени, чуть не уничтоживших Русское царство.

Внутренние неурядицы также случались регулярно. Здесь и восстание Степана Разина, и эпидемия чумы 1654-1655 года, и постоянная гражданская война на Украине. А также «добрые западные соседи» которые старались получить от этих российских неурядиц прямую выгоду, да еще и Османская империя, которая тоже жила экспансией.

Но даже в этих условиях Тишайший царь продолжал медленно, но верно восстанавливать и развивать с расширением территорий государство.

Первое парусное судно

Кстати, именно Алексея Михайловича можно считать прародителем русского флота. Именно он приказал построить первое парусное, западного образца, судно «Орел». Историки сходятся на том, что этот проект был только началом для создания полноценного русского флота.

Что характерно, по ряду версий впервые российский триколор, который является российским флагом сейчас, был поднят на «Орле». Потомки Алексея Михайловича создание этого корабля, хоть впоследствии и уничтоженного, оценили по достоинству. Фигурка корабля на шпиле Адмиралтейства в Петербурге – это скорее всего, именно фигурка «Орла». Алексею Михайловичу просто не хватило времени и не достало возможностей для продолжения флотостроительства. Развивать идеи пришлось уже Петру Алексеевичу Романову.

Непростая соколиная охота

Что же касается соколиной охоты, то здесь тоже не все так просто. Да, действительно, это была одна из любимых царских забав. Но курировал вопросы этой охоты Приказ тайных дел. Новое подразделение в русском государстве, основные задачи которого заключались в разведке и контрразведке.

И в этом контексте, содержание царских ястребов и кречетов выглядит как очень умелое прикрытие, а не как «бесполезная причуда» царя. Кстати, любопытная деталь: непосредственно Алексей Михайлович был автором и разработчиком некоторых шифров, которые использовались в разведывательно-дипломатической переписке Тайного приказа.

Конечно, правление этого монарха не было безоблачным, и не всегда его решения имели успех. Но тихая, методичная работа Тишайшего царя создала тот фундамент, благодаря которому и стали возможными уже «громкие» реформы Петра Великого, а Русское Царство превратилось в Российскую Империю.