Процесс самоактуализации. Наиболее распространенные методы самоактуализации. Названа гуманистической, ибо признает главным предметом личность как целостную уникальную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а открытую возможность само

Самоактуализация – это абсолютное раскрытие индивидом личностного потенциала, склонностей и задатков. Она выражается в личностном стремлении к наиболее полному выявлению персональных возможностей и их дальнейшему образованию. Истинная самоактуализация зависит от наличия благоприятных социальных и исторических условий, однако она не может задаваться социумом или культурой извне.

Самоактуализация не содержит в себе внешней цели. Она идет изнутри индивида, выражая его позитивную природу. Самоактуализация считается ключевым понятием в гуманистической концепции в психологии. Ее основными ценностями являются: личностная свобода, устремленность на развитие, реализацию потенциала и желаний субъекта.

Самоактуализация личности

Проблема самоактуализации личности была наиболее ярко представлена двумя ведущими психологами, основоположниками гуманистического подхода к психологической науке – К. Роджерсом и А. Маслоу. Поэтому теория самоактуализации уходит корнями в гуманистическое направление психологии. Она впервые была выведена в середине 20 столетия в США и стала стержневым компонентом гуманистической психологии, огласившей себя третьим ростком психологии наряду с бихевиоризмом и психоанализом. Гуманистическая психология получила свое название вследствие признания доминирующим аспектом личность в качестве единой уникальной системы, представляющей собой не что-то заблаговременно предоставленное, а открытую возможность для самоактуализации. Она базируется на вере в вероятность расцветания каждого в случае предоставления ему возможности самостоятельно выбирать собственную судьбу и придавать ей нужное направление.

Возникновение концепции самоактуализации личности и выделение ее основных позиций связывают с именем А. Маслоу. Ключевым моментом ее является понятие становления личности, учение о необходимости предельной творческой самореализации, которая ведет к истинному психическому здоровью.

Согласно проведенному А. Маслоу исследованию самоактуализации дают разное определение, но все ученые сходятся в главном:

– в необходимости примирения индивида с внутренним «Я» в качестве «сердцевины» личности и его выражения, другими словами «идеального функционирования», развитии субъектом всех персональных и видовых характеристик;

– в минимизации болезней, неврозов, которые снижают фундаментальные персональные и общевидовые склонности индивида.

Некоторые исследователи полагают, что именно самоактуализация и субъекта является наиболее сильными из потребностей индивида, которые могут затмить даже потребность в пище или сне.

В соответствии с концепцией К. Роджерса можно выделить два направления в психике индивида, предоставленные от рождения. Первое – самоактуализирующее направление, к которому относят задатки, будущие качества личности. А второе направление – это механизм контроля над формированием личности или организмический отслеживающий процесс. Именно на этих двух тенденциях базируется формирование уникальной личности, включающей «я» реальное и идеальное, между которыми может наблюдаться совершенно разное отношение – от дисгармонии до максимальной гармонии.

В этой концепции самоактуализация и самореализация субъекта имеют тесную связь. Самоактуализация человека представляется в качестве процесса открытия индивидуального потенциала, позволяющего стать личностью, которая использует абсолютно все возможности. В ходе реализации целей индивид проживает фантастически насыщенную, увлекательную жизнь, наполненную работой над собой и поразительными результатами. Такая личность живет, наслаждаясь каждым мгновением существования «здесь и сейчас».

Можно выделить типичные черты самоактуализации личности. Индивида, занимающегося самоактуализацией и достигшего в ней больших успехов, можно охарактеризовать следующим образом:

  • занимается любимым делом;
  • не подчиняется чужому влиянию;
  • стремится к развитию;
  • любит читать;
  • его можно назвать творческой личностью;
  • применяет позитивный образ мышления;
  • уверен в себе;
  • открыт в эмоциональном плане;
  • прощает себя за периодическую несдержанность, раздражительность, присущую всем.

Такие индивиды находятся в полном ладу с собой, вследствие чего можно с убежденностью сказать, что личностный рост способствует более счастливой жизни.

К сожалению сегодня, проблема самоактуализации считается одним из наиболее неразработанных аспектов в психологии.

Самоактуализация Маслоу

Маслоу считают основателем гуманистического подхода к психологии. Американский психолог, в отличие от товарищей по научной деятельности, изучал душевно здоровых индивидов, творческих развитых индивидов, другими словами таких субъектов, которые достигли самоактуализации. А непосредственно под термином самоактуализация он подразумевал полноценное использование индивидами способностей, потенциала, задатков.

Теория самоактуализации Маслоу представляет собой переживание совершенное, беззаветное, живое, с полным сосредоточением, поглощением и погруженностью, другими словами переживание без застенчивости, свойственной подростковому возрасту. Он также разработал характерные черты самоактуализирующихся личностей:

– более результативное восприятие действительности и более благоприятные с ней отношения;

– принятие себя, окружающих, природы;

– спонтанность, бесхитростность, непосредственность;

– центрированность на цели;

– невраждебное чувство юмора;

– потребность в изолированности и уединенности;

– независимость от культурной и окружающей среды, автономность;

– постоянная новизна оценки;

– опыт высших состояний;

– более глубокие и совершенные межличностные отношения;

– отделение средств и задач, понятия добра от зла;

– чувство сопричастности, союза с остальными;

– самоактуализирущееся творчество.

Теория самоактуализации Маслоу заключается в том, что ради достижения цели уклонения от разочарований в природе человека, индивиды должны вначале отказаться от иллюзий в отношении ее. Маслоу предложил восемь принципов самоактуализации.
Принцип первый основан на полном самоотверженном живом переживании с абсолютным сосредоточением и впитыванием. Часто индивиды не осознают, что творится в них самих и вокруг.

Второй принцип лежит в выборе решения в сторону роста в любой ситуации. Выбирать рост это означает открытие себя новому непредвидимому опыту, при котором существует риск остаться в неизвестном.

Принцип третий учит индивидов фактически существовать, а не потенциально. Данный принцип означает, что нужно определиться с вещами, которые доставляют удовольствие, а которые нет, вне зависимости от мнений и позиций других.

Принцип четвертый охватывает принятие на себя ответственности и честность, которые являются моментами самоактуализации.

Пятый принцип представляет собой доверие собственным инстинктам, взглядам и следование им, а не доверять тому, что в социуме принято. Только в таком случае индивид сможет сделать верный выбор профессии, режима питания, спутника жизни, творчества и др.

Принцип шестой выступает за регулярное развитие своих задатков, талантов, склонностей, их использование для того чтобы делать отлично то, что они хотят делать.

Принцип седьмой охватывает переходный этап в самоактуализации, который Маслоу именовал, как «пик переживания». В моменты «пиков» люди размышляют, действуют и чувствуют максимально четко и ясно. Они больше любят и принимают остальных, более свободны от личностного конфликта и волнений, более конструктивно могут применять свою энергию.

Принцип восемь символизирует следующий шаг самоактуализации, направленный на обнаружение «защиты» и разрушение ее. Понятие «защита» у Маслоу подразумевает проекцию, рационализацию, вытеснение, идентификацию и т.д., иными словами все то, что используется и в психоаналитических практиках.

Маслоу выделил несколько уровней фундаментальных потребностей, представленных ниже. На самом низшем уровне он разместил физиологические потребности, например, потребность в пище или интимных отношениях. За ними следует потребность в безопасности. Именно с целью удовлетворения данной потребности субъект будет приобретать квартиру, одежду, соблюдать определенный режим и др. На третьем уровне живет потребность в принадлежности и любви, т.е. индивид обзаводится семьей, друзьями. Следующий уровень охватывает потребность в уважении, т.е. субъект движется вверх по карьерной лестнице, занимается политикой и т.д. Пятый уровень содержит в себе потребность в самоактуализации. Он является наивысшим уровнем в представленной модели иерархии потребностей.

Маслоу выделил общие признаки для высших потребностей. Он утверждал, что высшие потребности позднее проявляются. Специфика высших потребностей заключается в их бесполезности для выживания, т.е. чем на более высоком уровне иерархии будет находиться потребность, тем менее она будет необходима для выживания, тем на более длительный срок будет отодвинуто ее удовлетворение.

Более высокая биологическая эффективность зависит от уровня удовлетворяемых потребностей, т.е. чем будут выше уровень, тем больше будет эффективность, продолжительность жизни, меньше болезней и др. Все высшие потребности индивидами воспринимаются в качестве менее актуальных. Ведь человеку не до чтения книг, когда есть нечего или жить негде. Удовлетворение высших потребностей часто ведет к личностному развитию, более счастливой жизни и обогащению внутреннего мира.

Только после удовлетворения потребности в самоактуализации субъект становится фактически полноценным.

Потребность в самоактуализации

Одним из внутренних проявлений стремления личностного развития является потребность в самоактуализации.

Согласно концепции К. Роджерса в природе человека заложено качество или явление, которое побуждает его двигаться в направлении прогресса, к зрелости, т.е. к большей адекватности собственной самости, потенциалу и задаткам, к цельности личности. Роджерс был убежден, что личностный рост свойственен каждому индивиду. Он утверждал, что даже если стремление к самоактуализации будет наглухо заперто под слоями заржавелых психологических защит, спрятано за мудреными аспектами, отвергающими сам факт его реальности, то все равно оно существует в каждом индивиде и только ждет момента возникновения благоприятных условий, чтобы проявить себя. Теория самоактуализации Роджерса основана на его убеждении в заложенности от рождения стремления становиться целостной личностью, способной и компетентной настолько, насколько позволяет потенциал.

По Маслоу потребность в самоактуализации представляет нужду в саморазвитии, потребность в самовыражении, необходимость самоосуществления, стремление к идентичности. Он был убежден, что процесс самоактуализации является полноценным развитием личности, которое отвечает биологической предопределенности индивида.

К. Гольдштейн утверждал, что именно способности индивида обусловливают его потребности. Разрабатывая учение о самоактуализации, Маслоу утверждал, что способности личности упорно требуют их использования и прекращают выдвигать свои требования только при условии, что их полноценно применяют.

В соответствии с теорией Маслоу, основной мотивирующей силой, предопределяющей поведение индивида, является сила прочувствованного личностью в ее персональном опыте переживания. Процесс самоактуализации также отражается и в гедонизме – наслаждении высшими благами, присущем природе человека. Он воплощается в чувстве глубокой удовлетворённостью жизнью, выражающейся в ощущении цельности и просветлённости. Маслоу называл такие ощущения пиковыми переживаниями.

Ценностная значимость и интенсивность переживаний, которые связаны с ублажением низших потребностей, например, в еде или сне, имеет предрасположенность к понижению с каждым последующим действием по удовлетворению этой потребности. Наряду с этим пиковые переживания, испытываемые личностью в ходе самоактуализации, являются наиболее интенсивными по силе, устойчивыми и обладают большей ценностью для субъекта, в сравнении с переживаниями, возникающими от ублажения низших потребностей. На этом строится вся концепция Маслоу об иерархичности потребностей. Главным постулатом его концепции можно считать утверждение, что стремление к самоактуализации всегда будет преобладать в ранжировании мотивов.

Гольдштейн также утверждал, что здоровый субъект может временно отложить удовлетворение таких потребностей, как еда, интим, ради удовлетворения любопытства или других мотивов.

Маслоу полагал, что для удовлетворения высших потребностей субъект может терпеть лишения, невзгоды, будет идти на жертвы. Нередко ради взглядов и принципов индивид согласен вести аскетический образ жизни. При этом Маслоу делал акцент на фундаментальное отличие между дефицитарной и бытийной мотивацией. Субъект, не удовлетворивший свои основные потребности, ощущающий дефицит, например, в безопасности или еде, будет воспринимать мир в качестве враждебной действительности, которая требует от него мобилизации всех усилий для выживания. В таком мире он привыкает быть побеждённым вследствие чего вся его нравственно-ценностная система подчинена только низшим потребностям. Одновременно с этим самоактуализирующегося индивида уже больше не заботят проблемы выживания, он устремлен к развитию и управляется внутренними потенциями, которые были изначально заложены в нем природой и требуют своей реализации и развития.

По мнению Маслоу самоактуализация человека означает уход по направлению вверх от нужды в ликвидации дефицита. Он подчеркивал, что самоактуализацию человека нельзя рассматривать в качестве состояния нирваны, при котором отсутствуют вообще проблемы. Наоборот, в процессе самоактуализации личность сталкивается с реальными проблемами бытия, которые могут нести разочарование и боль. Выходя за границы собственных возможностей в процессе творческого бытия, самоактуализирующимуся индивиду приходится вступать в борьбу с собой для того чтобы вынудить себя приложить усилия ради очередного шага в собственном бытие.

Наряду с этим Маслоу был убежден в том, что самоактуализация не может являться конечной самоцелью. Он говорил, что процесс самоактуализации – это напряженный и кропотливый труд, ведущий к постепенному росту достижений. Также Маслоу указывал на возможность «псевдо-развития» вследствие увиливания от неудовлетворенной потребности. Это происходит тогда, когда личность убеждает себя, что неудовлетворенная высшая потребность в самоактуализации в действительности удовлетворена или ее совсем не существует. Однако эта потребность обязательно присутствует в качестве бессознательной силы, призывающей индивида развивать собственный потенциал, выполнять жизненное предначертание, становясь самим собой.

Самоактуализация в качестве цели личности, одновременно будет являться промежуточной и конечной целью. Маслоу был уверен в том, что самоактуализация не представляет собой именно конечное состояние, она является непосредственно самим процессом воплощения свойственного индивиду потенциала в действительность.

Развитие самоактуализации

Сегодня, в эпоху быстрых социальных трансформаций, вынуждающих личность неизменно трансформировать собственные сложившиеся и устоявшиеся жизненные отношения, перестраивать себя, проблема применения и развития личностного потенциала встает более остро и качественно новым образом. Поэтому особой актуальности приобретает вопрос важности сотворения условий для личностной самоактуализации, необходимости стимулов к личностному росту и развития творческого потенциала тех индивидов, в область профессиональной и трудовой деятельности которых входит обучение, воспитание и оказание помощи.

Для индивидов, профессия которых тесно связана с коммуникативным взаимодействием с людьми, высокая степень личностной зрелости, душевное здоровье и степень самоактуализации представляют собой не только профессионально значимые характеристики, но и ключевые факторы, определяющие эффективность работы.

Самоактуализация представляет собой психическое новообразование, несущее непосредственную связь с формированием максимально высоких способностей, потребностью достигать успешности, преодолевать преграды и устремляться к непознанным вершинам роста, как личностного, так и в профессиональной сфере.

Развитие самоактуализации являет собой вечную ценность для любого современного субъекта. Способствуя процессу освоения внешних элементов позитивного отношения к реализации деятельности, вследствие чего формируется позитивное отношение к собственной личности, восприятие себя в качестве субъекта такой деятельности, самоактуализация играет роль движущего фактора развития личности. Она содействует максимальному проявлению личностного потенциала, раскрытию самых потаенных возможностей индивида, и ведет к самоорганизации и личностному . Также самоактуализация выступает ключевым фактором в становлении внутренней целостности, нераздельности всех сторон личности. Так, например, самоактуализация обуславливает целеустремленный характер деятельности субъекта, дает посылы к дальнейшему профессиональному и личностному росту, содействует интерактивным процессам личностного формирования при этом, являясь таким организующим личность моментом, который ведет к природному состоянию самоорганизации.

Необходимым условием и фундаментом для развития самоактуализации будет являться гармония психологической организации личности. Гармония психологической организации личностной самоактуализации определяется сформированностью сфер жизнедеятельности личности (поведенческой, интеллектуальной и эмоциональности), сбалансированностью развития этих сфер и их интегрированностью.

Понятие самоактуализации прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Все больше и больше людей всерьез задумываются над тем, как в полной мере реализовать заложенный в них потенциал. Современная психологическая наука доказала, что действительные неисчерпаемы и безграничны.

Иными словами, мы часто не подозреваем, какая внутренняя мощь скрывается за нашей физической оболочкой, какое значительное духовное начало требует самовыражения. Одни называют это начало душой, другие говорят о потребности в самоактуализации. Так или иначе, но выражение своей подлинной сущности необходимо каждой личности, чтобы оставаться в гармонии с самим собой и окружающим миром.

Теория самоактуализации

Первым, кто ввел это понятие, был К. Гольдштейн. Ученый сформулировал термин «самоактуализация». Это особое настроение сознания, когда на первый план выходят потребности в творческой реализации, раскрытии своих способностей, высвобождении возможностей. Личность, которая почувствовала в себе необходимость в самоактуализации, будет делать все, чтобы достичь своей цели, в том числе преодолевать возникающие препятствия, не боясь разочарований, оставляя позади сомнения и тревоги.

Абрахам Маслоу

Студентам психологических факультетов с первого курса знакома знаменитая Абрахама Маслоу. Среди прочих значимых ценностей личности отдельной ступенью у него стоит самоактуализация. Маслоу говорил о воплотить в жизнь свое предназначение. Что это значит? Это значит иметь возможность по максимуму раскрыться перед самим собой и в общественной жизни, проявить себя в каком-то деле, представляющем для личности существенный интерес.

Абрахам Маслоу подчеркивает, что самоактуализация человека зависит только от него самого, и ее нельзя перекладывать под ответственность другого. У каждого из нас свое предназначение, свое дело, талант, который мы должны реализовать в этом мире. Для этого мы и приходим в этот мир. Такое значимое дело и раскрывает в человеке его истинную сущность и индивидуальную суть термина "самоактуализация". Маслоу говорит об этом.

Самоактуализация в период юношества

Юношеский возраст достаточно непрост по своей сути, с этим нельзя не согласиться. Именно в это время закладываются ценности и основы представлений о мире в новом ключе, с позиции понимания себя и окружающих, формируется мировоззрение, происходит развитие самоактуализации. Вот почему многие молодые люди в пятнадцать - семнадцать лет проявляют излишнюю настойчивость, нетерпимость, даже агрессивность. Про молодых людей этого периода нередко говорят, что они значит, что потребность в самовыражении у них тесно связана с представлением о себе и тем, как устроен этот мир. Например, если у юноши имеется талант художника, то он станет реализовывать его в этом возрасте ровно настолько, насколько сам верит в свою удачу. Если в среде сверстников его не понимают, смеются над его занятием, рисунками, то есть большая вероятность того, что у него не хватит мужества для успешной самореализации в данный период развития. В возрасте пятнадцати - семнадцати лет еще велико влияние сверстников на самовосприятие, и их мнение может иметь решающее значение.

Самоактуализация у молодых людей

Речь идет о взрослых личностях, не только достигших совершеннолетия, но и получивших профессию или обучающихся в вузах. Данный период развития характеризуется стремлением к самостоятельности, утверждением своих идеалов, воплощением в жизнь смелых идей и предпочтений.

Потребность в самоактуализации очень высока. К примеру, если в это время молодой человек начинает трудовую деятельность, то желает достичь определенного успеха, подняться выше по карьерной лестнице. Это время наиболее благоприятно для самореализации, поскольку здоровые амбиции будут подстегивать к решительным действиям, вести к новым свершениям. В молодости самоактуализация - это не просто потребность, а значимая составляющая

Самоактуализация у зрелого человека

Иногда случается так, что вполне взрослый, состоявшийся человек может чувствовать себя немного не в своей тарелке - не на своем месте в деятельности, которой занимается, испытывать трудности в личной жизни при выстраивании отношений. Самоактуализация личности в этом возрасте во многом зависит от того, насколько сама личность позволяет себе делать то, что ей нравится. Чаще всего, достигая зрелости, многие люди «успокаиваются» и нередко останавливаются на достигнутом. Если это высокая должность, то они не стремятся к тому, чтобы узнавать новое, перестают заниматься самообразованием. Если человек до этого времени не достиг подлинной самореализации, то думать об этом ему становится болезненно, и, скорее всего, он предпочтет закрыть для себя эту тему, выбирая погружение в привычку, ведь так безопаснее и комфортнее. Вот и скучает такая личность на работе, не обучаясь новому, не приобретая дополнительные навыки.

В то же время именно данный период развития может явиться отличной стартовой площадкой и повести личность к определенным свершениям, если человек захочет изменить свою жизнь и приложит к этому значительные усилия. Самоактуализация личности здесь выступает последним «предупредительным звоночком», сигналом, ведущим к переменам.

Счастье быть тем, кем ты являешься

Возможно, кто-то скажет, что не может позволить себе полностью самореализоваться в жизни. В этом случае для таких людей самоактуализация - это недосягаемая вершина, на которую они не имеют смелости карабкаться. Для того чтобы постоянно двигаться в нужном вам направлении, необходима определенная смелость. Ведь в случае неудачи обязательно придется держать ответ перед самим собой. А могут еще и окружающие "пальцем показать": дескать, у него ничего не получилось, посмотрите, перед вами полный неудачник. Мало утешения имеет то, что смеются над человеком, у кого ничего не вышло, обычно те, кто никогда не предпринимал никаких попыток к самореализации. Человек же, который сам прошел через похожие трудности, как минимум будет стремиться помочь советом, а в лучшем случае поддержит, поможет.

Несмотря на все трудности, с которыми неизбежно сталкивается любой человек, отправляющийся в «свободное плаванье», движение к самоактуализации того стоит. Вы будете в конечном итоге вознаграждены за все труды и лишения, которые вам до сих пор пришлось пережить. Ибо нет большего счастья на свете, чем знать, что ты исполняешь свое предназначение и живешь не зря.

Чувство победы и радость победителя

Только тот, кто достигает высокого уровня в своем деле, испытывает колоссальное чувство удовлетворения и спокойствия. Такой человек точно знает, зачем он живет, и собственное существование никогда не покажется ему бессмысленным, пока есть внутренний стержень, на котором все и держится. Потребность в самоактуализацииприсуща каждой личности. Но не каждая личность умеет достичь состояния, делающего возможным все то, о чем она мечтает.

Полная чаша

Когда достигаешь определенной вершины в бизнесе или любом другом деле, которое требует затрат внутренних ресурсов, не просто чувствуешь себя победителем, а становишься увереннее в себе, можешь строить смелые планы, мечты для следующих достижений.

Создается ощущение, будто держишь в руках целый мир, которые понимает и принимает тебя. Личностные победы позволяют человеку чувствовать себя значимым, нужным, необходимым.

Творческая самореализация

Можно только воображать себе, насколько огромный душевный подъем при создании своих произведений испытывают люди творческих профессий: писатели, поэты, музыканты, художники. Для них самоактуализация - это смысл жизни, воздух, которым они дышат. Отними у них эту возможность - сойдут с ума. По сути, самоактуализация всегда связана с творчеством, чем бы человек ни занимался, потому как ему приходится моделировать новую реальность, самостоятельно выбирать для себя ориентиры, ценности, инструменты, которыми он будет руководствоваться в дальнейшем.

Таким образом, понятие самоактуализации обязательно включает в себя стремление к самореализации и потребность личности в самовыражении. Амбициозным и талантливым людям, безусловно, легче определить для себя поле деятельности. Но даже если вы далеко не Шекспир, не стоит забывать о своей индивидуальности, о том, что она может быть проявлена при вашем желании.

Понятие «самоактуализация» принадлежит гуманистическому направлению в психологической науке. Гуманистическая психология исходит из положения о том, что стремление к постижению подлинных ценностей и исходя из них осуществление практической деятельности является необходимым фактором полноценного развития человека. При этом, главное направление преобразования общества и его социальных институтов должно быть такое, что позволит каждому человеку на протяжении жизни максимально развить свои задатки и реализовать их на благо общества и на пользу себе. В центре ее внимания гуманистического подхода находится проблема воспитания и развития гармоничной и компетентной личности, максимально реализующей свой потенциал в интересах личностного и общественного роста .

Основное средство решения проблемы развития личности гуманистическая психология видит в организации и совершенствовании процесса самоактуализации. Этот процесс предполагает творческое направление в деятельности человека. В то же время, предпосылки к творческой активности человека создаются лишь в процессе успешного решения им адаптационных, ситуационно обусловленных проблем. Человек, способный творчески действовать, развивается на протяжении жизни из человека адаптирующегося.

Самоактуализация и самореализация - это понятия, определяющие процессы движения человека к новому в мире действительности. Тенденция к самоактуализации, по К. Роджерсу, есть проявление глубинной тенденции к актуализации. Ученый считает, что самоактуализация свойственна всем процессам и явлениям .

Содержание понятия «самоактуализация» раскрывается в рамках двух направлений гуманистической психологии. Первое, «клиническое», представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса и ориентировано на поиск методов и подходов терапевтическому решению проблемы саомактуализации. Второе направление, «мотивационное», разработанное американским исследователем А. Маслоу, предполагает детерминацию процесса самоактуализации потребностно-мотивационной сферой человека.

Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. По мнению К. Роджерса, в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им «самоактуализирующей тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства человека. Вторая - «организмический отслеживающий процесс» - представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях - от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии .

В контексте теории К. Роджерса, тенденция самоактуализации - это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями. Самоактуализирующийся человек живет экзистенциально, непринужденно наслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней. По Роджерсу, нет необходимости какой-либо особой мотивации, чтобы человек был активен. Каждый человек исходно мотивирован просто тем, что живет. Мотивы и влечения не объясняют целенаправленной деятельности организма. Человечество в своей основе является активным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природы. Самоактуализация как таковая не является конечным состоянием совершенства. К. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У него всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей. Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие; они дальше других продвинулись к такому функционированию, которое можно назвать более полноценным, творческим и автономным .

А. Маслоу акцентировал роль потребностей в самоактуализации человека и выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности:

  • · «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения:
  • · «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации.

Всего, по А. Маслоу, существует пять уровней мотивации:

  • 1. Физиологический (потребности в еде, сне);
  • 2. Потребности в безопасности (потребность в жилище, защите);
  • 3. Потребности в принадлежности и любви (отражают потребности одного человека в другом человеке, например в создании семьи);
  • 4. Потребность в признании (положительная оценка окружающие, статус);
  • 5. Потребность в самоактуализации (самовоплощение, стремление к идентичности) .

Наиболее важным для человека является потребности пятого уровня, но они выступают на передний план тогда, когда вышеупомянутые потребности в достаточной мере удовлетворены.

А. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию, как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Самоактуализироваться - значит достичь вершины нашего потенциала, следовать своей природе, реализуя себя в тех видах деятельности, которые позволяют максимально развить свои способности. А. Маслоу сделал предположение, что большинство людей, если не все, нуждаются во внутреннем совершенствовании и ищут его, побуждение к реализации наших потенциалов естественно и необходимо. И все же только некоторые - как правило, одаренные - люди достигают ее. Самая большая проблема заключается в том, что многие люди просто не видят своего потенциала; они и не знают о его существовании и не понимают пользы самосовершенствования. Это явление А. Маслоу называл «комплексом Ионы». Он характеризуется страхом успеха, который мешает человеку стремиться к величию и самосовершенствованию .

В то же время, социальное и культурное окружение человека часто подавляет тенденцию к актуализации. Примером таких блокаторов может являться культурные стереотипы, общественное мнение, социальные установки, предубеждения. Поэтому актуализация высших потенциалов в большинстве случаев возможна только при благоприятных условиях. Необходимо создание атмосферы безопасности, принятия и стимулирования к самореализации и развитию. С этой точки зрения, ни одно общество в человеческой истории не предоставляло оптимальной возможности для самоактуализации всех его членов, хотя, некоторые все же намного лучше других в смысле обеспечения условий для самосовершенствования индивида .

Последнее препятствие для самоактуализации, упоминаемое А. Маслоу, - сильное негативное влияние, оказываемое потребностями безопасности. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. Это требует мужества. Следовательно, все, что увеличивает страх и тревогу человека, увеличивает также и тенденцию возврата к поиску безопасности и защиты. Большинство людей имеют сильную тенденцию формировать паттерны поведения и их придерживаться длительное время. Ведь нет ничего надежнее старых испытанных способов взаимодействия с миром. Реализация же нашей потребности в самоактуализации требует открытости новым идеям и опыту. А. Маслоу утверждал, что дети, воспитанные в безопасности, дружеской, заботливой атмосфере, более склонны к приобретению здорового представления о процессе роста. В условиях когда удовлетворению основных потребностей человека ничто не угрожает рост приносит удовольствие, и человек стремится стать настолько хорошим, насколько позволяют его способности. И напротив, люди, которым не удалось развить свой истинный потенциал - стать тем, чем они могли бы стать - испытывают депривацию своих основных потребностей.

Таким образом, неустойчивое положение, тревога, блокировка потребностей человека влечет за собой нарушение, а иногда делает невозможным процесс самоактуализации. Если он все же удается, то самоактуализирующаяся личность, по мнению А.Маслоу, приобретает следующие характеристики:

  • 1. Более эффективное восприятие реальности. Самоактуализирующиеся люди способны воспринимать мир вокруг себя, включая других людей, правильно и беспристрастно. Они видят действительность такой, какая она есть, а не такой, как им хотелось бы ее видеть. Они менее эмоциональны и более объективны в своем восприятии и не позволяют надеждам и страхам повлиять на свою оценку.
  • 2. Принятие себя, других и природы. Самоактуализирующиеся люди могут принять себя такими, какие они есть. Они не сверхкритичны к своим недостаткам и слабостям. Они не отягощены чрезмерным чувством вины, стыда и тревоги. Самоприятие также четко выражено на физиологическом уровне. Самоактуализирующиеся люди принимают свою физиологическую природу с удовольствием, ощущая радость жизни. У них хороший аппетит, сон, они наслаждаются своей сексуальной жизнью без ненужных запретов. Основные биологические процессы считаются частью человеческой природы и благосклонно принимаются. Подобным образом они принимают других людей и человечество в целом. У них нет непреодолимой потребности поучать, информировать или контролировать. Они могут переносить слабости других и не боятся их силы.
  • 3. Непосредственность, простота и естественность. Поведение самоактуализирующихся людей отмечено непосредственностью и простотой, отсутствием искусственности или желания произвести эффект. Их внутренняя жизнь (мысли и эмоции) чужда условности, естественна и непосредственна. Они умеют приспосабливаться так, чтобы оградить себя и других людей от боли или несправедливости. В то же время, они не колеблясь отклоняют социальные нормы, когда считают, что это необходимо.
  • 4. Центрированность на проблеме. Все самоактуализирующиеся личности привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую они считают важной. Они не эго-центрированы, а скорее ориентированы на проблемы, стоящие выше их непосредственных потребностей. В этом смысле они скорее живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить; работа субъективно переживается ими как их определяющая характеристика.
  • 5. Независимость, потребность в уединении. Самоактуализирующиеся люди очень нуждаются в неприкосновенности внутренней жизни и одиночестве. Так как не стремятся устанавливать с другими отношения зависимости, то могут наслаждаться богатством и полнотой дружбы. Самоактуализирующиеся люди могут находиться в одиночестве без того, чтобы ощущать себя одинокими.
  • 6. Автономия: независимость от культуры и окружения. Самоактуализирующиеся люди свободны в своих действиях, независимо от физического и социального окружения. Эта автономия позволяет им полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития. Они считают себя самоопределяющими, активными, ответственными и самодисциплированными хозяевами своей судьбы. Они достаточно сильны, чтобы не обращать внимание на мнения и влияния других, поэтому они не стремятся к почестям, высокому статусу, престижу и популярности. Они считают такое внешнее удовлетворение менее значительным, чем саморазвитие и внутренний рост.
  • 7. Свежесть восприятия. Самоактуализирующиеся люди обладают способностью оценивать по достоинству даже самые обычные события в жизни, при этом ощущая новизну, благоговение, удовольствие. В отличие от тех, кто принимает счастье как должное, самоактуализирующиеся люди ценят благосклонную судьбу, здоровье, друзей и политическую свободу. Они редко жалуются на скучную, неинтересную жизнь.
  • 8. Вершинные, или мистические переживания. В процессе самоактуализации у многих людей возникают вершинные переживания. Это моменты сильного волнения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия. Они представляют собой экстатические состояния, какие переживаются в кульминационные моменты любви и интимности, в порывах творчества, озарения, открытости и слияния с природой.
  • 9. Общественный интерес. Даже когда самоактуализирующиеся люди обеспокоены, опечалены, а то и разгневаны недостатками рода человеческого, их, тем не менее, роднит с ним глубокое чувство близости. Следовательно, у них есть искреннее желание помочь своим «смертным» собратьям улучшить себя. Это стремление выражается чувством сострадания, симпатии и любви ко всему человечеству. Часто это особый вид братской любви, подобной отношению старшего брата или сестры к младшим братьям и сестрам.
  • 10. Глубокие межличностные отношения. Самоактуализирующиеся люди стремятся к более глубоким и тесным личным взаимоотношениям, чем «обычные» люди. Самоактуализирующиеся люди склонны устанавливать близкие отношения с теми, кто обладает сходным характером, талантом и способностями. Обычно круг их близких друзей невелик, т.к. дружеские отношения в стиле самоактуализации требует большого количества времени и усилий.
  • 11. Демократический характер. Самоактуализирующиеся личности свободны от предубеждений, и поэтому они уважают других людей, независимо от того, к какому классу, расе, религии, полу те принадлежат, каков их возраст, профессия и прочие показатели статуса. Более того, они с готовностью учатся у других, не проявляя стремления к превосходству или авторитарных склонностей.
  • 12. Разграничение средств и целей. В повседневной жизни самоактуализирующиеся личности более определены, последовательны и тверды, чем обычные люди, в отношении того, что правильно и что ошибочно, хорошо или плохо. Они придерживаются определенных нравственных и этических норм. Им больше нравилось делать что-то ради самого процесса, а не потому, что это средство для достижения какой-то цели.
  • 13. Философское чувство юмора. Другой примечательной характеристикой самоактуализирующихся людей является их явное предпочтение философского, доброжелательного юмора. Если обычный человек может получать удовольствие от шуток, высмеивающих чью-то неполноценность, унижающих кого-то или непристойных, то здорового человека больше привлекает юмор, высмеивающий глупость человечества в целом.
  • 14. Креативность. Самоактуализирующиеся люди обладают способностью к творчеству. Однако творческий потенциал его испытуемых проявлял себя не так, как у выдающихся талантов в поэзии, искусстве, музыке или науке. Это креативность, которая присутствует в повседневной жизни как естественный способ выражения наблюдательной, воспринимающей новое и живительно простой способ личности.
  • 15. Сопротивление окультуриванию. Самоактуализирующиеся люди находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя в то же время определенную внутреннюю независимость от нее. Они обладают автономностью и уверенностью в себе, и поэтому их мышление и поведение не поддается социальному и культурному влиянию .

Таким образом, процесс самоактуализации является, с одной стороны, результатом гармонии человека с миром. Иными словами, это процесс развития личности, у которой содержание «Я-концепции» адекватно окружающему миру и отражает гармонию с самим собой как в когнитивном, так оценочном и поведенческом компонентах. С другой стороны, рассогласованность с внешним миром «Я-концепции», и, как следствие. наличие тревоги, неадекватной завышенной или заниженной самооценки, размытости установок и убеждений, влечет за собой блокировку процесса самореализации, раскрытия человеком своего потенциала, лишает его возможности самоактуализироваться. Процесс самоактуализации и содержание «Я-концепции» зависит от условий, складывающихся в определенный период жизни человека. Если данный процесс от рождения до начала молодости сопутствует и взаимообусловлен с процессом психического становления и развития человека, то в период среднего возраста во многом определяется средовыми факторами, социальным окружением. Поэтому следует рассмотреть особенности формирования «Я-концепции» и самоактуализации в данный возрастной период.

Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Согласно А. Маслоу, самоактуализация – желание стать всем, чем возможно; потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Ее путь труден и связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он – путь к полноценной, внутренне богатой жизни (см. личность самоактуализуемая).

15 основных черт, присущих самоактуализирующимся людям:

1. Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному. В самоактуализации человек, достигший удовлетворения основных потребностей, гораздо менее зависим и скован, более автономен и сам определяет направление своего движения.

2. Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.

3. Спонтанность проявлений, простота и естественность. Такие люди соблюдают установившиеся ритуалы, традиции и церемонии, но относятся к ним с должным юмором. Это не автоматический, а сознательный конформизм лишь на уровне внешнего поведения.

4. Деловая направленность. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей или миссией. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать её под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому все они в какой-то степени философы.

5. Они нередко склонны к одиночеству и для них характерна позиция отстранённости по отношению ко многим событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными воздействиям извне. Самореализующимся людям другие люди практически не нужны, зато могут становиться помехой. У них существует пристрастие к раздумиям в одиночестве.

6. Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов. Такие люди гораздо более самостоятельны и самодостаточны. Они подчиняются прежде всего внутренним, а не общественным детерминантам или детерминантам окружения. Этими детерминантами являются законы их собственной внутренней природы, их потенциальные возможности и способности, их творческие импульсы, их потребность познать самих себя и стать более целостными людьми, лучше понять, кем они являются на самом деле, чего они на самом деле хотят, в чем состоит их призвание или какой должна быть их судьба. Автономность или относительная независимость от окружения означают также стойкость перед лицом неблагоприятных внешних обстоятельств, типа невезения, ударов судьбы, трагедий, стрессов и лишений.

7. Большая свежесть восприятия; нахождение каждый раз нового в уже известном. Богатство эмоциональных реакций.

8. Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного «Я». Более частые прорывы на пик переживания. Эти переживания помогают изменять к лучшему мнение человека о самом себе, вносят изменения в его отношение к другим людям и его общение с этими людьми. Они высвобождают творческие способности, спонтанность, экспрессию, неповторимость индивида. Они присутствуют в мотивации развития, так как человек помнит пиковое переживание, как очень значительное и желанное событие и жаждет его повторения.

9. Чувство общности с человечеством в целом.

10. Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях. Поскольку они в меньшей степени зависят от других людей, они меньше страшатся их, меньше им лгут, менее враждебны по отношению к ним, меньше нуждаются в их похвале и привязанности. Они меньше озабочены почетом, престижем и наградами.

11. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других. Уважение к другим людям.

12. Устойчивые внутренние моральные нормы. Самоактуализирующиеся люди ведут себя нравственно, они остро чувствуют добро и зло; они ориентированы на цели, а средства всегда подчиняют этим целям. У них обостренное чувство справедливости, они тонко чувствуют неправду и фальшь.

13. «Философское» чувство юмора. Они относятся с юмором к жизни в целом и к самим себе, но никогда не считают смешной чью-либо ущербность или невзгоды.

14. Креативность (созидательность, творчество), не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех действиях самоактуализирующейся личности. Творчество предполагает открытое, без стеснения и искреннее выражение и отображение своих чувств и идей. Самоактуализированная личность никогда не боится попасть в неловкое положение, когда «творит» свои идеи, поступки, поведение, а также не станет стесняться или оглядываться на общественное неодобрение при создании конкретных произведений искусства, такие, как музыка, стихи, картины, литературное творчество и прочее. Люди искусства могут вполне являться самоактуализированными личностями.

15. Более выраженная автономность и противостояние к приобщению к какой-либо культуре. Они не принимают безоговорочно ту культуру, к которой они принадлежат. Они не конформны, но и не склонны к бездумному бунтарству. Они достаточно критично относятся к своей культуре, выбирая из неё хорошее и отвергая плохое. Они не идентифицируются со всей культурой, ощущая себя в большей степени представителями человечества в целом, чем представителями своей страны. Поэтому они нередко оказываются в изоляции в той культурной среде, которую они не желают принять.

Самоактуализация является одним из важнейших понятий в гуманистической психологии и понимается как процесс, сущность которого состоит в наиболее полном развитии, раскрытии и реализации способностей и возможностей человека, актуализации его личностного потенциала. Самоактуализация помогает человеку стать тем, кем он может стать на самом деле, и, следовательно, жить осмысленно, полно и совершенно. Потребность в самоактуализации выступает высшей человеческой потребностыо, главным мотивационным фактором. Однако эта потребность проявляется и определяет поведение человека лишь в том случае, если удовлетворены другие, нижележащие, потребности. Один из основателей гуманистической психологии А. Маслоу разработал иерархическую модель потребностей:
1-й уровень - физиологические потребности (потребности в пище, сне, сексе и др.);
2-й уровень - потребность в безопасности (потребности в обеспеченности, стабильности, порядке, защищенности, отсутствии страха и тревоги);
3-й уровень - потребность в любви и принадлежности (потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной общности, семья, дружба);
4-й уровень - потребность в самоуважении (потребность в самоуважении и признании другими людьми);
5-й уровень - потребность в самоактуализации (потребность в развитии и реализации собственных способностей, возможностей и личностного потенциала, личностного совершенствования).

Согласно этой концепции, продвижение к высшей цели - самоактуализации, психологическому росту - неосуществимо, пока индивид не удовлетворит нижележащие потребности, не избавится от их доминирования, которое может быть обусловлено ранней фрустрацией той или иной потребности и фиксацией человека на определенном, соответствующем этой неудовлетворенной потребности уровне функционирования. Маслоу также подчеркивал, что потребность в безопасности способна оказывать достаточно существенное негативное влияние на самоактуализацию. Самоактуализация, психологический рост связаны с освоением нового, с расширением сфер функционирования человека, с риском, возможностью ошибок и негативными их последствиями. Все это может увеличить тревогу и страх, что ведет к усилению потребности в безопасности и возврату к старым, безопасным стереотипам.

К. Роджерс также рассматривал в качестве главного мотивационного фактора стремление к самоактуализации, которую он понимал как процесс реализации человеком своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Полное раскрытие личности, «полное функционирование» (и психическое здоровье), с точки зрения Роджерса, характеризуется следующим: открытостью по отношению к опыту, стремлением в любой отдельный момент жить полной жизнью, способностью прислушиваться в большей степени к собственным интуиции и потребностям, чем к рассудку и мнению окружающих, чувством свободы, высоким уровнем творчества. Жизненный опыт человека рассматривается им с точки зрения того, в какой мере он способствует самоактуализации. Если этот опыт помогает актуализации, то человек оценивает его как положительный, если нет - то как негативный, которого следует избегать. Роджерс особо подчеркивал значение субъективного опыта (личного мира переживаний человека) и полагал, что другого человека можно понять, только непосредственно обращаясь к его субъективному опыту.

Самоактуализация является высшей формой саморазвития и включает в себя в определенной степени две предыдущие формы, особенно форму самосовершенствования, имея во многом с ней общие цели и мотивы. Отличие же самоактуализации от предыдущих форм состоит в том, что здесь актуализируются высшие смысловые мотивы поведения и жизни человека. По определению автора теории самоактуализации А.Маслоу, самоактуализация - это умение человека стать тем, кем он способен стать, т. е. он обязан выполнить свою миссию
- реализовать то, что в нем заложено, в соответствии с собственными высшими потребностями: Истиной, Красотой, Совершенством и т. д. Согласно А. Маслоу, потребность в самоактуализации является вершиной в ряду потребностей человека, она не может возникнуть и быть реализованной, если не реализованы потребности более низшего порядка.

Таким образом, на базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы, направляющие человека к реализации высших смыслов своего существования. Согласно же другому представителю гуманистической психологии - В. Франклу, смыслы жизни не даны человеку изначально, их необходимо специально отыскивать. По его мнению, существуют три наиболее общих пути поиска смысла: то, что мы делаем в жизни (творчество, созидание); то, что мы берем от мира (переживания); позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в силах изменить. Соответственно им выделяются и три группы ценностей: созидание, переживание и отношения. Смысл определяется человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая также подразумевает вопрос. Способ, с помощью которого отыскиваются смыслы, В. Франкл называет совестью. Совесть - интуитивное отыскивание единственного смысла данной конкретной ситуации. Смысл жизни не в поисках удовольствия, стремления к счастью, а в постижении и реализации ценностей: созидания, переживания, отношения.

На базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы в поисках смысла собственной жизни в целом. Эти мотивы и определяют специфическую форму саморазвития, названную самоактуализацией. Цель самоактуализации состоит в том, чтобы достичь полноты ощущения жизни как очень короткого промежутка времени, который по всем канонам должен был бы вызывать отчаяние. Но человек, за редким исключением, такого отчаяния не испытывает, поскольку он проживает жизнь как может, а если ему удается прожить ее во всей полноте, т. е. самоактуализироваться и самореализоваться, то он испытывает высшую удовлетворенность собой и своей жизнью, способен до самого конца проявлять активность, радоваться успехам и тому, что именно ему удалось что-то сделать.

Разумеется, как и в предыдущих случаях, имеется и обратная тенденция - стремление не следовать своему предназначению. Вот здесь-то и рождаются самообман, многочисленные защиты, ложь перед собой, а в итоге - отчаяние, что гениально зафиксировал в своей периодизации Э. Эриксон.

Итак, в процессе самоактуализации вплотную смыкаются две линии человеческого бытия - самопознание и саморазвитие. Познать себя, насколько это возможно, - значит приобрести основу для самоактуализации как способности наиболее полно использовать свои таланты, способности, возможности. Самоактуализироваться - обрести смысл жизни, реализовать себя, выполнить тем самым свою миссию, свое предназначение и, как итог, ощутить полноту жизни, полноту существования.

Каковы же способы самоактуализации? А. Маслоу выделяет восемь таких путей (или способов) поведения, ведущих к самоактуализации:
-живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью; в момент самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком; это момент, когда Я реализует самого себя;
-жизнь - процесс постоянного выбора: продвижения или отступления; самоактуализация - это непрерывный процесс, когда предоставлены многократные отдельные выборы: лгать или говорить правду, воровать или не воровать и др.; самоактуализация означает выбор возможности роста;
-способность человека прислушиваться к самому себе, т. е. ориентироваться не на мнение других, а на свой опыт, «прислушиваться к голосу импульса»;
-способность быть честным, умение брать на себя ответственность. Как отмечает А. Маслоу, «всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализируется»;
-способность быть независимым, быть готовым отстаивать позиции, независимые от
других;
-не только конечное состояние, но и сам процесс актуализации своих возможностей;
-моменты: высшие переживания, мгновения экстаза, которые нельзя купить, не могут быть гарантированы и невозможно даже искать;
-способность человека к разоблачению собственной психопатологии - умение выявить свои защиты и после этого найти в себе силы преодолеть их.

А. Маслоу в своих работах указывает также пути помощи людям в обретении способности к самоактуализации. По его мнению, задача подлинного научения - быть лучшим человеком, насколько это возможно.

Если говорить о результатах самоактуализации, то они со всей очевидностью могут быть определены из всего сказанного ранее. Самый важный результат - ощущение осмысленности жизни и полноты своего бытия, что ты все сделал правильно, несмотря на частные промахи и ошибки, что другие признали в тебе личность, твою уникальную индивидуальность и одновременно универсальность. А ради этого, конечно, стоит жить, творить, самосовершенствоваться и самоактуализироваться.

Таким образом, мы попытались показать, что саморазвитие - это сложный, нелинейный, многоплановый процесс, который может идти как в положительном направлении, так и в отрицательном с точки зрения соответствия высшим образцам и идеалам, выработанным человечеством. Оно как процесс имеет: свои цели, мотивы, способы, результаты, которые определяются формами саморазвития.

Завершить данную главу хотелось бы словами В. Франкла, четко выразившего суть саморазвития человека в его отношении к собственной судьбе: «Судьба не может быть изменена, иначе была бы не судьба. Человек же может изменить себя, иначе он не был бы человеком. Способность формировать и переформировывать себя - прерогатива человеческого существования».

Охарактеризовав саморазвитие как процесс, остановимся теперь на проблеме психологических механизмов, которые дают возможность человеку самоутверждаться, самосовершенствоваться, самоактуализироваться, т.е. саморазвиваться. К таким механизмам относятся самопринятие и самопрогнозирование.